Налоговый учет на предприятии

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-12-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Налоговый учет на предприятии

Введение

Актуальность. Учетная политика организации является одним из самых важных основных инструментов управления процессом ведения учета и составления отчетности.

В ней устанавливаются основные правила ведения в организации бухгалтерского и налогового учета организации.

Выбор и реализация рациональной, экономически обоснованной учетной политики позволяет оказывать влияние на эффективность использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, ускорить оборачиваемость элементов капитала, получить дополнительные внутренние источники финансирования капитальных вложений и оборотных активов, улучшить дивидендную политику, привлечь внешние ресурсы для расширения деятельности.

Каждая организация сталкивается с тем, что необходимо формировать свою учетную политику. Хотя у организаций могут быть разные цели, задачи, критерии оценки эффективности финансово-хозяйственной деятельности, но при этом руководствоваться нужно общим для всех организаций законодательством по ведению бухгалтерского и налогового учета.

Кроме того, что с помощью учетной политики возможно рационализировать и оптимизировать учетный процесс, учетная политика организации может стать серьезным помощником при судебных разбирательствах.

Также при формировании учетной политики необходимо учитывать изменения и поправки в законодательстве, регламентирующем бухгалтерский и налоговый учет. Из всего вышесказанного мы можем сделать вывод, что данная тема является актуальной.

Основной целью курсовой работы является изучение методологии разработки учетной политики предприятия для целей бухгалтерского учета и налогообложения, раскрытие сущности учетной политики и принципы ее формирования.

Для достижения поставленной цели, перед нами стоят следующие задачи:

-исследование основных принципов разработки учетной политики организации, этапов ее формирования;

-выявление сущности учетной политики для целей бухгалтерского учета, а также ее законодательной регламентации;

-определение особенностей учетной политики для целей налогообложения, и изучение нормативной базы ее регулирования;

-разработка учетной политике на примере конкретной организации.

Объектом исследования выступает учетная политика предприятия в целях налогообложения. Предмет исследования - методическая основа разработки и реализации учетной политики предприятия в целях налогообложения.

Для исследования поставленных задач была использована специальная литература по бухгалтерскому и налоговому учету, общедоступные деловые и периодические издания, а также нормативно-правовые акты Российской Федерации.

Структура работы включает в себя 3 главы, введение, заключение и список литературы.

В первой главе мы рассматриваем принципы учетной политики, организационно-технические и методические аспекты учетной политики, ее структуру и концепцию по разработке учетной политики организации для целей налогообложения.

Во второй главе на примере ООО «Бэст строй» рассматривается выбор методов и способов ведения налогового учета данной организации. Отражаются пути совершенствования налоговой политики в целях налогообложения.

В заключении приводятся выводы по проведенной работе, основанные на решении поставленной цели и задач и предложения.

1. Методология разработки учетной политики предприятия

1.1 Принципы, структура, аспекты, порядок формирования учетной политики организации

учетный налогообложение правовой

При разработке учетного процесса необходимо соблюдать основополагающие правила и принципы, которые установлены нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского и налогового учета. Принципы формирования учетной политики, требования, предъявляемые к порядку ее составления, утверждаются соответствующими документами в отечественном и международном законодательстве. К единым принципам, на которых должна основываться учетная политика, как для бухгалтерского, так и для налогового учета относятся имущественная обособленность; непрерывность деятельности; последовательность применения учетной политики; временная определенность фактов хозяйственной деятельности.

В законодательном порядке также установлены требования к учетной политике, которые должны соблюдаться: полнота, своевременность, осмотрительность, приоритет содержания над формой, непротиворечивость, рациональность, последовательность, сопоставимость.

В разработке учетной политики выделяют методические и организационно-технические аспекты.

Выбранные способы оценки и методики учета движения имущества, обязательств организации и хозяйственных операций образуют методический аспект учетной политики. [10]

Совокупность условий, позволяющих реализовать требования и правила бухгалтерского учета, и условий, способствующих применению способов оценки и методик учета имущества, обязательств организации и хозяйственных операций, составляет организационно-технический аспект учетной политики.

К организационно-техническим аспектам относятся:

-План счетов бухгалтерского учета;

-Выбор формы бухгалтерского учета;

-Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств;

-Разработка порядка документооборота;

-Технологические обработки учетной информации;

-Организация работы в бухгалтерии;

-Система внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля;

-Объем, сроки и адреса представления отчетности;

-Система взаимоотношений с аудиторскими фирмами, с органами контроля и управления.

Учетную политику для бухгалтерского учета и для НДС применяют последовательно из года в год (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 6 декабря 2011 г. №402-ФЗ, п. 12 ст. 167 Налогового кодекса РФ). По другим налогам - из одного налогового периода в другой. Это значит, что «переписывать» учетную политику и утверждать на каждый новый год не надо. В учетную политику можно вносить изменения.

Обновленную учетную политику или поправки в этот документ на очередной год принимают в конце текущего года. Так, чтобы сотрудники, которых затрагивают новые положения учетной политики, успели с ними ознакомиться.

Вновь созданная организация утверждает учетную политику для бухгалтерского учета не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Если организация обязана публиковать бухгалтерскую отчетность, то до первой такой публикации. Это требование, в частности, касается акционерных обществ и страховых компаний. Учетную политику для налогообложения вновь созданная организация утверждает до конца первого отчетного периода. Такая организация применяет свою первую учетную политику со дня государственной регистрации. Изменения в учетную политику вносятся, если:

-законодательством внесены изменения в законодательство о бухгалтерском учете или налогах. Такие поправки вносятся в учетную политику не ранее даты вступления в силу соответствующих изменений в законах;

-организация начинает вести новые виды деятельности. Если это требует внедрения новых способов учета, то внести изменения в учетную политику можно в любой момент;

-организация решила изменить применяемые способы учета. Если законодательство позволяет их менять, то поправки в учетную политику вносят только с начала года, в том числе и для НДС или налогового периода.

Рассмотрим содержание условий, совокупность которых составляет организационно-технический аспект учетной политики организации.

Рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета, разрабатывается организацией в зависимости от совокупности счетов синтетического учета, содержащихся в Плане счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению; и групп хозяйственных операций, характерных для организации.

Рабочий план счетов должен содержать полный перечень синтетических счетов (счетов первого порядка), субсчетов (счетов второго порядка) и аналитических счетов. Организация может вводить дополнительные синтетические счета для учета специфических операций по согласованию с Министерством финансов РФ.

Каждый факт хозяйственной жизни предприятия должен быть отражен в первичных документах. Организация использует типичные унифицированные формы первичных документов и имеет право самостоятельно разработать формы первичных документов, по которым законодательством типовые формы не предусмотрены. При этом, чтобы обладать юридической силой они должны содержать обязательные реквизиты: наименование документа, дату составления, наименование организации, содержание хозяйственной операции, измерители в натуральном и денежном выражении, должностные лица, ответственные за совершение хозяйственной операции и правильность ее оформления, личные подписи этих лиц.

В приказе руководителя об учетной политике утверждаются состав и формы бухгалтерской отчетности, периодичность и сроки ее представления, ответственные за ее составление, потенциальные пользователи отчетности. Виды форм внутренней бухгалтерской отчетности и их содержание устанавливаются организацией самостоятельно исходя из общих требований их формирования. [10]

Порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации определен Методическими указаниями по инвентаризации имущества и финансовых обязательств, утвержденными Приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. №49. В учетной политике организации приводится порядок проведения инвентаризации:

-количество инвентаризаций в отчетном году;

-даты проведения инвентаризаций;

-перечень имущества и обязательств, наличие, состояние и оценка которых проверяется при каждой инвентаризации;

-порядок урегулирования выявленных расхождений и др.

Кроме этого, в учетной политике фиксируется порядок обязательных инвентаризаций в соответствии с законодательством.

В учетной политике должна быть определена форма системы учетных регистров. Предлагаются следующие варианты:

-Автоматизированная форма ведения бухгалтерского учета (с помощью определенной бухгалтерской программой);

-Журнально-ордерная форма счетоводства для предприятий;

-Журнально-ордерная форма счетоводства для небольших организаций и хозяйственных обществ;

-Упрощенная форма ведения бухгалтерского учета.

Таким образом, организация учетной работы предприятия включает в себя выбор структуры бухгалтерского подразделения, выделение участков учетной работы, подчиненность специалистов и другое.

Учетной политикой определяется порядок контроля. Он включает в себя содержательную проверку по существу хозяйственных операций, оформленных первичными учетными документами и отраженных впоследствии в регистрах бухгалтерского учета, с позиций законности, экономической целесообразности, соответствия принципам, требованиям и правилам бухгалтерского учета. Последующий контроль ведется в соответствии с установленными учетной политикой правилами с назначением ответственных за контрольные действия и выделением центров контроля над всеми стадиями технологического процесса обработки учетной информации.

В учетной политике следует выбрать способ определения даты реализации товаров (услуг), предусмотреть порядок формирования финансово-экономических показателей для расчета налогооблагаемых баз, установить порядок оформления счетов-фактур, книг покупок и продаж и других документов налогового учета. Перечень разделов учетной политики может быть расширен или уменьшен в зависимости от направления деятельности и величины организации.

В учетной политике необходимо также отразить порядок организации бухгалтерии, под которой понимается структура бухгалтерской службы в организации. Бухгалтерская служба выполняет функции сбора, обработки и группировки информации в виде сводных бухгалтерских документов, внесения записей на счета бухгалтерского учета. Руководители организаций могут:

-учредить бухгалтерскую службу как структурное подразделение, возглавляемое главным бухгалтером;

-ввести в штат должность бухгалтера (одного главного бухгалтера);

-передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии;

-вести бухгалтерский учет лично.

Если в организации бухгалтерия выделена в отдельную службу, то в учетной политике необходимо отразить ее структурное строение.

Процесс составления учетной политики как внутреннего документа организации представлен двумя основными этапами:

-непосредственно самим формированием учетной политики;

Раскрывать учетную политику обязаны только те организации, которые публикуют свою бухгалтерскую отчетность.

Структура учетной политики в целях бухгалтерского учета и налогообложения, обычно состоит из трех частей: общие положения, методический раздел и организационный раздел. В разделе «Общие положения» содержатся сведения об организации, нормативной базе, послужившей основой разработки учетной политики, основных принципах ведения бухгалтерского и налогового учета и составления отчетности, случаях отступления от них.

В «Методическом разделе» устанавливается порядок учета хозяйственных операций, по отдельным участкам учета. Здесь отражаются только те учетные аспекты, которые относятся к деятельности конкретной организации и для которых предусмотрен выбор способа учета, либо данный способ необходимо разработать самостоятельно.

В «Организационном разделе» устанавливаются условия позволяющие реализовать требования и правила бухгалтерского и налогового учета (рабочий план счетов, формы первичных учетных документов, порядок и сроки проведения инвентаризации, уровень централизации учета, правила документооборота и технология обработки учетной информации и т.д.).

Учетная политика, избранная предприятием, подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией. Основное назначение этой документации состоит в том, чтобы зафиксировать составляющие учетной политики, обеспечить единообразную и по возможности точную реализацию их в практике предприятия всеми структурными подразделениями и каждым исполнителем. К числу документов, оформляющих учетную политику, относятся приказы и распоряжения руководителя предприятия, внутренние правила, инструкции, положения, регламенты и процедуры, решения собственников (общего собрания акционеров и др.) и т.п. Выбор конкретного типа документа зависит от внутреннего распорядка предприятия и характера вопроса учетной политики. Большое значение для оформления учетной политики имеют разного рода проектные материалы по организации бухгалтерского учета. Среди них - графики документооборота, план организации бухгалтерского учета, рабочие проекты автоматизированного ведения учета, должностные инструкции. Цель их издания - оформить порядок применения тех или иных способов, избранных предприятием, определить то, как технически должны использоваться различные элементы учетной политики.

Таким образом, учетная политика организации приобретает юридическую силу после утверждения приказа об учетной политике руководителем.

Помимо документов, специально посвященных учетной политике, следует отметить важность учредительных документов (устав, учредительный договор), закладывающий основы построения всей хозяйственной и управленческой системы предприятия. Различные составляющие учетной политики оформляются документами разного уровня. Методические, организационные и технические способы ведения бухгалтерского учета должны быть зафиксированы в приказах и распоряжениях руководителя предприятия.

Таким образом, только принятие во внимание всей совокупности влияющих факторов поможет правильно подойти к обоснованию учетной политики.

1.2 Сущность учетной политики для целей бухгалтерского учета и ее законодательная регламентация

Разработка и реализация учетной политики предприятия связаны с осуществлением бухгалтерского учета. Бухгалтерский учет должен отражать полную, объективную и достоверную информацию о хозяйственной жизни и финансовом состоянии организации. Поэтому из всего многообразия способов ведения бухгалтерского учета организация должна выбрать те, которые наилучшим образом обеспечат учетный процесс и в результате использования которых сформируется полная и достоверная картина ее финансового положения и финансовых результатов деятельности.

Учетная политика организации для целей бухгалтерского учета - это принятая организацией совокупность способов ведения бухгалтерского учета - первичного наблюдения, стоимостного измерения, текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной деятельности. [14]

Главная задача учетной политики - максимально объективно отразить деятельность предприятия, сформировать полную и достоверную информацию о ней в целях эффективного управления работой предприятия.

К способам ведения бухгалтерского учета относятся способы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, организации документооборота, инвентаризации, применения счетов бухгалтерского учета, организации регистров бухгалтерского учета, обработки информации. [7] Принятые в учетной политике правила являются едиными для всего учетного процесса в организации, включая филиалы и подразделения, выделенные на отдельный баланс.

Таким образом, учетная политика является внутренним документом организации, который содержит основные правила ведения и организации бухгалтерского учета организации.

Учетная политика организации в настоящее время является элементом системы нормативного регулирования бухгалтерского учета в России. В свою очередь, это означает, что все правила ведения бухгалтерского учета, установленные в учетной политике организации, обязательны для этой организации.

Система нормативного регулирования бухгалтерского учета представляет собой совокупность законодательных, нормативных правовых актов и других документов, относящихся к бухгалтерскому учету. Нынешняя система нормативного регулирования бухгалтерского учета состоит из четырех уровней, на каждом из которых регулирование осуществляется наделенными соответствующими полномочиями организациями:уровень - Законодательные акты, Указы Президента, Постановления Правительства РФ;уровень - Национальные стандарты по бухгалтерскому учету (ПБУ);уровень - Методические рекомендации (указания), инструкции;уровень - Рабочие документы по бухгалтерскому учету самой организации.

Органы, которые имеют право регулировать бухгалтерский учет: Министерство финансов России, Центральный банк, Федеральная служба страхового надзора.

При разработке учетной политики следует помнить, что ситуация на рынке претерпевает изменения, власть также не стоит на месте и корректирует действующее законодательство. Так, Приказом Министерства финансов РФ №106н в 2008 году была утверждена новая редакция Положения по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» - ПБУ 1/2008. Также данным приказом был введен новый российский стандарт - Положение по бухгалтерскому учету «Изменение оценочных значений» - ПБУ 21/2008. Таким образом, Положение по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» ПБУ 1/98 утратило силу. Также Приказом Министерства Финансов РФ №107н в 2008 году утверждено Положение по бухгалтерскому учету «Учет расходов по займам и кредитам» - ПБУ 15/2008. Необходимо учитывать все изменения, рассматриваемые в данных положениях. Кроме того в 2009 году вступили в силу ПБУ 2/2008 «Учет договоров строительного подряда», ПБУ 11/2008 «Информация о связанных сторонах», пришедшему на смену ПБУ 11/2000 «Информация об аффилированных лицах».

Основным документом, которым необходимо руководствоваться при формировании и раскрытии учетной политики, является Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации», утвержденное Приказом Минфина России от 06.10.2008 №106н.

ПБУ 1/2008 должны применять все юридические лица, за исключением кредитных организаций и бюджетных учреждений. Филиалам и представительствам иностранных организаций, находящимся на территории Российской Федерации предоставляется право выбора формирования учетной политики в соответствии с ПБУ 1/2008, либо, исходя из правил, установленных в стране нахождения иностранной организации, если они не противоречат МСФО.

Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 обязанность формирования учетной политики возлагается не только на главного бухгалтера, как в прежней редакции ПБУ 1/98, но и на иных лиц, на которые в соответствии с законодательством Российской Федерации возложено ведение бухгалтерского учета. Это может быть руководитель, ведущий бухгалтерский учет единолично, бухгалтер или специализированная организация.

В новой редакции ПБУ 1/2008 сохранились допущения, лежащие в основе формирования учетной политики организации:

-имущественная обособленность;

-непрерывность деятельности;

-последовательность применения учетной политики;

-временная определенность фактов хозяйственной деятельности (метод начисления).

В учетной политике отражаются общие организационные вопросы ведения бухгалтерского учета. Согласно пункту 4 ПБУ 1/2008 учетной политикой должны утверждаться:

-рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;

-формы первичных учетных документов, регистров бухгалтерского учета, а также документов для внутренней бухгалтерской отчетности;

-порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;

-способы оценки активов и обязательств;

-правила документооборота и технология обработки учетной информации;

-порядок контроля за хозяйственными операциями;

-другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета. [7]

Список допустимых вариантов, из которых необходимо выбрать один наиболее подходящий, можно найти в приложении №1. Этот перечень не является исчерпывающим.

При разработке учетной политики организация определяет формы первичных документов. И если в прежней редакции ПБУ 1/98 говорилось, что свои формы «первички» следует утверждать только в отношении тех хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных документов, то новое Положение не содержит подобных ограничений. Однако, следует учитывать, что закон «О бухгалтерском учете» по-прежнему обязывает разрабатывать новые формы первичных учетных документов только при отсутствии типовых форм. Таким образом, для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены унифицированные формы первичных учетных документов, разрешено использовать формы, утвержденные приказом руководителя, или формы документов, утвержденные приказом руководителя организации-контрагента.

Также необходимо учитывать требование Положения 1/2008 указывать в учетной политике все виды первичных документов, а не только те, по которым нет унифицированных форм, как было предусмотрено ранее, а также требование раскрывать в учетной политике формы регистров бухгалтерского учета.

Учетная политика применяется с первого января года, следующего за годом издания соответствующего распоряжения или приказа. Вновь созданная организация должна оформить избранную учетную политику не позднее 90 дней со дня государственной регистрации. Принятые организацией положения по учетной политике распространяются на все филиалы, представительства, подразделения, включая выделенные на отдельный баланс, вне зависимости от их места нахождения.

Также новым ПБУ 1/2008 устанавливается порядок утверждения учетной политики организациями, возникшими в результате реорганизации, который не регламентировался ПБУ 1/98. Реорганизация может осуществляться путем слияния, присоединения, разделения, выделения и преобразования. Во всех случаях, кроме присоединения, в результате возникают новые юридические лица. Поэтому, согласно пункту 9 ПБУ 1/2008 такие организации обязаны в течение 90 дней с момента государственной регистрации утвердить учетную политику.

Изменения в учетную политику вносятся, только если:

-внесены поправки в законодательство о бухучете, федеральные или отраслевые стандарты;

-компания разработала или выбрала новый способ ведения бухучета, применение которого приводит к повышению качества информации об объекте бухгалтерского учета;

-существенно поменялись условия деятельности компании (реорганизация, создание или ликвидация структурных или обособленных подразделений, изменение вида деятельности или начало нового).

Эти основания перечислены в части 6 статьи 8 Закона №402-ФЗ и пункте 10 ПБУ 1/2008.

По общему правилу изменения, внесенные в учетную политику, вступают в силу с 1 января года, следующего за годом их утверждения [1,7]. При условии, что нет оснований вносить правки в течение текущего года. Если же изменения в учетной политике вызваны новшествами в законодательстве, то они вступают в силу в том же порядке, что и поправки в нормативном правовом акте [7].

Изменения в учетной политике могут существенно повлиять на финансовые результаты компании. Тогда их необходимо раскрыть в бухгалтерской отчетности [7]. Еще в пояснительной записке к ней надо сообщать об изменениях в учетной политике, вступающих в действие с начала следующего отчетного года (п. 25 ПБУ 1/2008). Например, компания с 2013 года в учетной политике поменяла способ списания товара, скажем, со средней себестоимости на ФИФО. О таком изменении бухгалтер должен сообщить в пояснительной записке к бухгалтерской отчетности за 2012 год.

В пояснениях требуется указывать:

-причину и содержание изменения учетной политики;

-порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно);

-суммы корректировок, связанных с изменением учетной политики, по каждой статье бухгалтерской отчетности за каждый из представленных отчетных периодов;

-сумму соответствующей корректировки, которая относится к отчетным периодам, предшествующим представленным в бухгалтерской отчетности, - до той степени, до которой это практически возможно.

Такой порядок установлен пунктом 21 ПБУ 1/2008.

Порядок отражения последствий изменения учетной политики в бухгалтерской отчетности (ретроспективно или перспективно) четко прописан в пунктах 14-15.1 ПБУ 1/2008. Важная деталь: обычно последствия изменения учетной политики отражают ретроспективным методом, за исключением случаев, когда:

1)иной порядок предусмотрен нормативным правовым актом, в связи с принятием или изменением которого производится изменение в учетной политике (п. 14 ПБУ 1/2008);

2)последствия изменения учетной политики в отношении предшествующих периодов не могут быть измерены с достаточной степенью надежности (п. 15 ПБУ 1/2008);

)последствия изменения учетной политики отражает малое предприятие, кроме эмитентов публично размещаемых ценных бумаг (п. 15 ПБУ 1/2008).

Дополнение учетной политики - это описание факта хозяйственной жизни или операции, которые возникают в деятельности организации впервые (п. 10 ПБУ 1/2008). Если учетная политика дополнена каким-либо новым способом ведения бухучета, то информацию об этом раскрывать в пояснениях к бухгалтерской отчетности не надо (п. 24 ПБУ 1/2008).

Итак, учетная политика формируется на основе совокупности основополагающих принципов и правил, установленных нормативно-правовой документацией, регламентирующей систему бухгалтерского учета, и исполнение которых является безусловным. Наличие таких принципов и правил объясняется самим предназначением бухгалтерского учета в условиях рыночной экономики, который призван формировать полные и достоверные данные об имущественном и финансовом положении предприятия, выступать способом общения деловых людей, быть составляющей общегосударственной системы формирования макроэкономических показателей. Все это становится возможным лишь на основе единых подходов и правил ведения учета.

.3 Особенности учетной политики для целей налогообложения и ее нормативно-правовая база

Учетная политика для целей налогообложения - это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых Налоговым кодексом РФ способов определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика. [8]

Учетная политика для целей налогообложения - это документ, необходимый для исчисления и уплаты налогов. Так как законодательством Российской Федерации не установлено, что учетная политика для целей налогообложения является составной частью учетной политики для целей бухгалтерского учета, налоговая учетная политика является отдельным документом. На практике многие организации составляют общую учетную политику для целей бухгалтерского и налогового учета, выделяя в ней два самостоятельных раздела: первый - по правилам ведения бухгалтерского учета, второй - по правилам ведения налогового учета. Такой подход позволяет избежать дублирования положений, применяемых в бухгалтерском и налоговом учете.

Детально составление учетной политики для целей налогообложения не регламентировано. Только в главах 21 «Налог на добавленную стоимость» и 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ прямо содержится требование о формировании специальной учетной политики для целей налогообложения. Пунктом 12 статьи 167 Налогового кодекса РФ установлено, что принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации[14].

При формировании налоговой учетной политики по конкретному вопросу ведения налогового учета организация осуществляет выбор одного из нескольких вариантов, допускаемых законодательством и нормативными актами, входящими в систему нормативного регулирования налогообложения в Российской Федерации.

Наличие вариантов учета показателей деятельности хозяйствующего субъекта позволяет использовать налоговую политику в целях налоговой оптимизации, обеспечивающей своевременные расчеты с бюджетом. Основные задачи налоговой оптимизации - снижение уровня налоговой нагрузки, увеличение финансовых ресурсов и денежных потоков. Так, например, от того, как фирма учитывает доходы, зависит величина ее налога на прибыль.

Учетная политика для целей налогообложения принимается отдельно в отношении тех налогов, которые уплачивает организация. Так, например, она может иметь разделы по ведению учета исчисления НДС и налога на прибыль.

Обычно налоговая учетная политика состоит из трех основных разделов:

1)принципы ведения налогового учета;

2)методы расчета того или иного налога;

)регистры налогового учета.

В налоговой учетной политике нет необходимости закреплять положения, которые четко регламентируются законодательством. То есть речь идет только о ситуациях учета доходов и расходов и иных показателей финансово-хозяйственной деятельности, по отношению к которым допускается право налогоплательщика выбрать различные варианты учета. При этом выбор закрепляется в учетной политике организации и применяется, как правило, длительно.

Статьей 313 Налогового кодекса РФ устанавливаются общие положения по ведению налогового учета. На основе данных налогового учета исчисляется налоговая база по итогам каждого налогового отчетного периода. Налоговый учет - система обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соответствии с порядком, предусмотренным в Налоговом кодексе.

Порядок группировки и учета хозяйственных операций в целях налогообложения значительно отличается от порядка бухгалтерского учета этих объектов. Поэтому если в регистрах бухгалтерского учета содержится недостаточно информации для определения налоговой базы в соответствии с требованиями Налогового кодекса, налогоплательщик вправе самостоятельно дополнять применяемые регистры бухгалтерского учета дополнительными реквизитами, формируя тем самым регистры налогового учета, либо вести самостоятельные регистры налогового учета[2].

Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета хозяйственных операций, осуществленных налогоплательщиком в течение отчетного периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью исчисления и уплаты в бюджет налога. Система налогового учета организуется налогоплательщиком самостоятельно и применяется последовательно от одного налогового периода к другому. Внесение изменений в налоговый учет осуществляется в случае изменения законодательства о налогах и сборах или применяемых методов учета. Если организация начала осуществлять новые виды деятельности, также необходимо определить и отразить в учетной политике для целей налогообложения принципы и порядок отражения для целей налогообложения этих видов деятельности.

Принятая организацией учетная политика для целей налогообложения утверждается соответствующими приказами, распоряжениями руководителя организации и применяется с 1 января года, следующего за годом утверждения ее соответствующим приказом, распоряжением руководителя организации. Учетная политика для целей налогообложения вновь созданной организации утверждается не позднее окончания первого налогового периода и считается применяемой со дня создания организации.

Таким образом, в учетной политике для целей налогообложения организации необходимо отразить методику определения величин, формирующих налоговую базу (методологические приемы и способы налогового учета), и общий порядок ведения налогового учета (организационно-технические способы ведения налогового учета).

Состав учетной политики зависит от того, какую систему налогообложения применяет компания или предприниматель. Например, если организация работает на общей системе, то ей необходимо закрепить в учетной политике порядок ведения налогового учета [2]. Еще такой компании стоит установить правила раздельного учета НДС, если она осуществляет как облагаемые, так и освобождаемые от налога операции либо торгует в России и за границей (п. 4 ст. 149, п. 4 ст. 170 Налогового кодекса РФ, письмо Минфина России от 12 ноября 2012 г. №03-07-08/316).

Компания, применяющая упрощенку, вмененку или иной спецрежим, должна разработать налоговую учетную политику, если законодательно предусмотрены несколько вариантов учета какого-либо дохода, расхода или другого объекта налогообложения. А также если компания обязана вести раздельный учет доходов, расходов, имущества, обязательств или хозяйственных операций [2].

Выбранные способы признания доходов и расходов и разработанный порядок ведения раздельного учета надо закрепить в учетной политике (письмо Минфина России от 24 сентября 2010 г. №03-11-06/3/132).Любая компания, в которой трудятся работники, должна утвердить форму регистра по НДФЛ (п. 1 ст. 230 Налогового кодекса РФ).

Налоговый кодекс РФ допускает различные варианты определения конкретного дохода, расхода или другого объекта налогообложения, его оценки и признания. Компания должна выбрать один из них и закрепить его в своей учетной политике для целей налогообложения.

Перечень возможных способов ведения налогового учета для расчета налога на прибыль, а также начисления и уплаты НДС приведен в приложении №2. Данный список не является исчерпывающим.

В учетной политике компании, которая применяет общую систему налогообложения, основная часть решений обычно касается правил налогового учета для расчета налога на прибыль. В частности, такая компания должна определить:

-порядок признания доходов и расходов (кассовый метод, метод начислений);

-перечень прямых расходов;

-способ начисления амортизации по основным средствам;

-условия применения амортизационной премии;

-способ оценки покупных товаров при их реализации;

-способ оценки материалов при отпуске в производство;

-состав и порядок создания резервов;

-порядок перечисления авансового платежа;

-порядок формирования регистров налогового учета.

Компания может внести изменения в налоговую учетную политику только в двух случаях:

-при смене выбранного метода учета;

-из-за изменения законодательства о налогах и сборах.

В первом случае изменения вступают в силу с начала нового налогового периода. Исключение - НДС. Ведь по этому налогу изменить выбранный ранее метод учета можно только с 1 января следующего года (п. 12 ст. 167 Налогового кодекса РФ).

Поправки в учетную политику, которые компания приняла из-за изменений в законодательстве, начинают действовать не ранее даты вступления таких изменений в силу. В частности, об этом сказано в статье 313 Налогового кодекса РФ.

В течение календарного года изменять учетную политику по иным основаниям, кроме изменения законодательства, нельзя. Если законодательные поправки вступают в силу задним числом, скажем, с начала текущего года, то изменения в учетную политику также могут действовать с начала года. При этом сдавать уточненные декларации не требуется. Просто надо учесть изменения при составлении декларации за текущий отчетный (налоговый) период.

Дополнения в учетную политику вносят, когда компания начинает вести новые виды деятельности. В этом случае в учетной политике надо прописать порядок налогообложения новых операций. Дополнения соответственно вступят в силу с того отчетного (налогового) периода, в котором компания начала вести новую деятельность.

2. Разработка учетной политики организации для целей налогообложения на примере ООО «Бэст строй»

2.1 Краткая характеристика компании

Общество с ограниченной ответственностью «Бэст строй», работает на строительном рынке более 10 лет. В настоящее время фирма завоевала признание в Нижегородской области и других регионах России.

Основным видом деятельности, который является преобладающим и имеет приоритетное значение для ООО «Бэст строй», является подготовка строительного участка (ОКВЭД 45.1). Данный вид деятельности осуществляется в соответствии со Свидетельством о допуске к определенному виду или видам работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства №0212.03-2009-5202007537-С-009 от 18 августа 2011 г. (свидетельство выдано взамен ранее выданного 02.02.2010 г. 0546-212-002). ООО «Бэст строй» является членом саморегулируемой организации, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство Некоммерческое партнерство «Первая Национальная Организация Строителей»

По подсобно-вспомогательной деятельности Общество осуществляет:

грузоперевозки

оптовую продажу строительных материалов

другие виды строительных работ

Общество не имеет обособленных структурных подразделений

Органом управления ООО «Бэст строй» является: общее собрание участников общества

Единоличный исполнительный орган - (Директор).

В соответствии с п. 14.4 Устава ООО «Бэст строй» Директор осуществляет руководство текущей деятельностью ООО «Бэст строй» в соответствии с решениями Общего собрания участников, принятыми в соответствии с их компетенцией.

К компетенции Директора относятся все вопросы руководства текущей деятельностью ООО «Бэст строй», за исключением вопросов, отнесенных к компетенции Общего собрания участников Общества.

Директора Общества без доверенности действует от имени Общества, в том числе с учетом ограничений, предусмотренных действующим законодательством, Уставом и решениями общего собрания участников Общества. Вопросы, относящиеся к компетенции Директора, определены ст. 114 Устава ООО «Бэст строй».

ООО «Бэст строй» в данный момент арендует офисные и производственные (автобаза) помещения, но в настоящий момент ведет строительство собственных помещений.

На территории автобазы предназначена на хранения и ремонта авто и спецтехники, которых насчитывается более 85 единиц. Это как грузовые самосвалы, грузоподъемностью более 30 тонн, так и экскаваторы, бульдозера, погрузчики, автокраны и многое другое. Вся техника в основном иностранного производства.

ООО «Бэст строй» имеет свою ремонтную базу. В исключительных случаях для ремонта импортной техники привлекаются к ремонтным работам специализированные организации.

Основными заказчиками предприятия являются газо-строительные, дорожные предприятия, а также организации, занимающиеся строительством объектов социально-культурной сферы.

Среднесписочная численность предприятия составляет 89 человек. В основном это рабочие строительных специальностей и водители. Штат ИТР и служащих составляет всего 20 человек. Структура организации представлена в приложении №3.

Проведем краткий анализ основных показателей деятельности организации за прошедший 2012 год.

Согласно данных годового отчета за 2012 года сделаем анализ структуры имущества и источников его формирования (таблица1).

Таблица 1 - Структура имущества и источники его формирования

ПоказательЗначение показателяИзменение за периодв тыс. руб.в % к валюте балансатыс. руб±%31.12.1131.12.12на начало периодана конец периодаАктив1. Внеоборотные активы85122947414,728,220962246,3в т.ч.:основные средства85122947414,728,220962246,2нематериальные активы2. Оборотные, всего494077495785,371,82555051,7в том числе: запасы186411967332,218,810325,5дебиторская задолженность207972435335,923,3355617,1денежные средства и краткосрочные финансовые вложения99993093117,329,620932209,3Пассив1. Собственный капитал235733264,13,296941,12. Долгосрочные обязательства, всегоВ т.ч.: заемные средства3. Краткосрочные обязательства, всего5552410105295,996,84552882,0в т.ч.: заемные средстваВалюта баланса579191044311001004651280,3

Активы ООО «Бэст строй» на 31.12.2012 характеризуются следующим соотношением: 28,2% иммобилизованных средств и 71,8% текущих активов. Активы организации в течение анализируемого периода увеличились на 46512 тыс. руб. (на 80,3%). Отмечая увеличение активов, необходимо учесть, что собственный капитал увеличился на 41,1% и на конец 2012 г. составил 3326,0 тыс. руб., его рост составил - 969,0 тыс. руб. Опережающее увеличение активов относительно изменения собственного капитала следует рассматривать как положительный фактор.

Рост величины активов организации связан, главным образом, с ростом следующих позиций актива баланса:

-внеоборотные активы - 29474 тыс. руб. (246,3%)

-денежные средства и краткосрочные финансовые вложения - 20932 тыс. руб. (209,3%)

Одновременно, в пассиве баланса прирост наблюдается по строкам:

-кредиторская задолженность - 45528 тыс. руб. (82,0%)

-нераспределенная прибыль (непокрытый убыток) - 969 тыс. руб. (41,1%)

Отрицательно изменившихся статей баланса нет.

Основным источником информации для проведения анализа финансовых результатов является форма бухгалтерской отчётности №2 «Отчет о прибылях и убытках». На базе его проводится анализ тенденций формирования показателей финансовых результатов и оценка управленческих решений за отчётный период.

Исходя из таблицы видно, что прибыль от продаж сократилась на 33%, что в дальнейшем повлекло сокращение чистой прибыли за анализируемый период на 32%, последнее отрицательно сказывается на деятельности предприятия. В 2012 году произошло увеличение выручки и себестоимости на 27% и 29% соответственно. Так как себестоимость растёт быстрее, чем выручка - это приводит в конечном итоге к снижению рентабельности продаж. Отрицательным моментом является также то, что если на начало 2012 года удельный вес в выручке прибыли от продаж составляет 1,23%, то на конец 2012 года эта величина снизилась до 0,32. Операционных и внереализационных расходов у предприятия нет. Следовательно, прибыль от продаж и до налогообложения равны. В значительной степени повлияло на уменьшение чистой прибыли увеличение себестоимости оказываемых услуг. Поэтому одной из главных задач деятельности на ближайшую перспективу должно стать управление себестоимостью.

В результате снижения за отчетный период уровня рентабельности реализованных услуг, упущенная выгода составила 4669 тыс. рублей.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность финансово - хозяйственной деятельности организации. Рассчитаем их в анализируемом предприятии (таблица 3).

Таблица 2 - Анализ формирования чистой прибыли в ООО «Бэст строй»

Наименование показателя2011 год, т. руб.2012 год, т. руб. Отклонения (+,-), т. руб.Удельный вес в выручке, %Отклонения удельного веса, %Темп роста, %20112012Доходы и расходы по обычным видам деятельности1. Выручка (нетто) от продажи товаров, работ и услуг (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей)36614684+10231001001272. Себестоимость проданных товаров, продукции, работ и услуг30063904+89882,108 83,34+1,2381293. Валовая прибыль655780+12517,891 16,65-1,2381195. Управленческие расходы610765+15516,662 16,33-0,3291256. Прибыль (убыток) от продаж4515-301,2292 0,320-0,90933Операционные доходы и расходы---- ---Внереализационные доходы и расходы---- --13. Прибыль (убыток) до налогообложения4515-301,2292 0,320-0,9093314. Налог на прибыль и иные аналогичные платежи114-70,3005 0,085-0,21536Чрезвычайные доходы и расходы---- ---18. Чистая прибыль (нераспределенная прибыль (убыток) отчетного периода)3411-230,9287 0,2348-0,69332

Таблица 3 - Расчет показателей рентабельности ООО «Бэст строй»

Наименование Показателя201020112012Отклонения (+;-)1. Рентабельность основной деятельности, %0,61,240,32-0,922. Рентабельность продаж, %0,591,230,32-0,913. Рентабельность активов (имущества), %3.1. по прибыли до налогообложения, %4,5512,062,74-9,323.2. по чистой прибыли, %3,189,112,01-7,14. Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли, %62,22106,2536,05-70,2

Проанализируем полученные данные. Рентабельность основной деятельности за анализируемый период, как и рентабельность продаж, по сравнению с 2011 годом снизилась и составила 0,32%. Таким образом, с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию услуг предприятие имеет 0,32 копеек прибыли.

Рентабельность продаж характеризует эффективность предпринимательской деятельности. На предприятии на рубль продаж приходится 0,32 копейки прибыли, что на 0,92 копейки меньше, чем в 2011 году. Тенденция снижения показателя свидетельствует о росте затрат на производство при неизменных ценах, то есть о снижении спроса на услуги предприятия.

Рентабельность активов по чистой прибыли снизилась, то есть эффективность использования имущества предприятия уменьшается. На 1 рубль среднегодовой стоимости имущества организации получено 2,74 копеек прибыли. Причем, факторный анализ рентабельности активов показал, что данное изменение произошло главным образом за счёт падения рентабельности продаж.

Динамику рентабельности собственного капитала по чистой прибыли нельзя однозначно оценить, так как амплитуда роста данного вида рентабельности в 2011 году составила 40%, а в 2012 падение на 70%. Следовательно, эффективность использования собственного капитала различна по годам. Таким образом, собственники за каждый рубль денежных средств, вложенных в деятельность организации, получили бы в 2011 году 1,06 рубля прибыли, а в 2012 -36 копеек. Факторный анализ рентабельности собственного капитала организации показал, что рентабельность собственного капитала снизилась за счёт снижения скорости оборачиваемости активов на 1,27 процентных пункта, за счёт увеличения доли заемных источников на 6,3 процентных пункта, за счёт снижения рентабельности продаж на 0,91 процентных пункта.

В организации экономический потенциал по сравнению с предшествующим периодом падает, ресурсная база предприятия используется неэффективно, что подтверждается невыполнением «золотого правила экономики».

За организацию учёта, соблюдение законодательства при выполнении хозяйственных операций на предприятии «Бэст строй» ответственность несет руководитель организации - директор Кочнев Вячеслав Анатольевич, за его ведение главный бухгалтер Ульянова Любовь Константиновна.

Бухгалтерский учет ведется в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учёте» №402-ФЗ, положениями по бухгалтерскому учёту, Планом счетов бухгалтерского учёта финансово - хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, а также другими нормативными документами.

Бухгалтерским учетом на предприятии занимается бухгалтерия. Количество работников бухгалтерии - 5. Сотрудники имеют высшее образование по профилю работы. Хозяйственные операции оформляются первичными документами, к заполнению которых привлекаются работники организации. На предприятии не разработан график документооборота.

В организации составлен Приказ об учетной политике, согласно которого (см. приложение 3) организацию бухгалтерской службы и налоговый учёт ведет штатный бухгалтер. Сформированная учётная политика на предприятии соответствует требованиям ПБУ 1/2008 «Учетная политика организации». В учетной политике также частично установлен порядок ведения налогового учета в соответствии с требованием НК РФ п. 3 ст. 248.

На предприятии журнально-ордерная форма учета с применением автоматизированного способа обработки данных.

В соответствии с п. 1 ст. 29 Закона РФ от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации должны хранить документы и регистры не менее 5 лет. Ответственность за организацию хранения учетных документов, регистров бухгалтерского учёта и бухгалтерской отчетности несет руководитель организации [1]. Сохранность документов и регистров и передачу их в архив обеспечивает главный бухгалтер. Все документы в организации хранятся в кабинете главного бухгалтера в специальном шкафу, а часть документов находится в сейфе. Они пронумерованы, прошнурованы, разложены в специальные тематические папки по годам. В «Бэст строй» сроки хранения документов и регистров соблюдаются.

График проведения инвентаризации на предприятии не составлен. Для предупреждения возникновения споров его необходимо разработать и утвердить, потому что нужно проводить плановую и внеплановую проверку кассы, а также счетов по учету расчетов, в том числе по оплате труда. Отсутствие плана инвентаризации повлечет за собой нарушение принципа достоверности отражения данных в учете, так как реальность может отличаться от информации на бумаге. Кроме того, инвентаризация расчетов, возможно, выявит ошибки в начислениях или удержаниях, то есть сократит штрафные санкции.

В целом организация бухгалтерского и налогового учёта на предприятии соответствует предъявляемым требованиям.

2.2 Формирование учетной политики в организации в целях налогообложения

Учётная политика для целей налогообложения представляет собой совокупность закреплённых в приказе обязательных правил, по которым систематизируется и обобщается информация о хозяйственных операциях в течении отчётного (налогового) периода с целью определения налоговой базы и по налогу на прибыль, и по НДС.

Основной задачей учётной политики для целей налогообложения является создание оптимальной системы налогового учета.

Обособленного приказа об учетной политике для целей налогообложения в ООО «Бэст строй» нет. Вопросы, связанные с раскрытием данной проблемы частично освещены в Приказе об учетной политике. Как известно, принятая организацией учетная политика для целей налогообложения применяется с первого января года, следующего за годом её утверждения. Одним из направлений совершенствования существующей учетной политики является разработка Приказа об учетной политике для целей налогообложения. Рассмотрим основные моменты, которые отражены в данном приказе в части налогообложения в ООО «Бэст строй».

Исчисление налогов и сборов осуществляется бухгалтерией предприятия. В учётной политике ООО «Бэст строй» установлено, что в соответствии с нормами Налогового кодекса РФ, налогового законодательства в целях соблюдения на предприятии в течении отчетного года единой политики учета в целях налогообложения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества.

В целях получения данных для исчисления налогов используют систему бухгалтерского учета. В ООО «Бэст строй» налоговый учет ведет главный бухгалтер. Согласно требованиям учетной политики существующая система бухгалтерского учета должна обеспечить возможность достоверного определения налогооблагаемой базы для расчетов с бюджетом и внебюджетными фондами по установленным налогам и прочим платежам в соответствии с действующим законодательством. Начисление и уплата налогов на предприятии производится в соответствии с нормативными документами.

Учетная политика в целях исчисления НДС

ООО «Бэст строй» момент определения налоговой базы определяет по правилам статьи 167 НК РФ. Применяемая система ведения налогового учета правильная, однако, ввиду того, что Приказ об учетной политике не редактировался с момента его составления, то в действующем документе четвертого уровня системы нормативного регулирования указан вариант принятия к учету выручки от реализации продукции по мере оплаты. Если предприятие в ближайшее время не внесет изменения в данный приказ и подвергнется выездной налоговой проверке, то оно понесет значительные штрафные санкции за нарушения подобного рода.

Право подписи счетов - фактур имеют директор, коммерческий директор, главный бухгалтер.

Согласно книге покупок, ежеквартально суммы НДС по ТМЦ, услугам, оприходованным и оплаченным поставщикам, предъявляются к возмещению из бюджета. При этом делается бухгалтерская запись Дт 68 «Расчеты по налогам и сборам» Кт 19 «Налог на добавленную стоимость по приобретенным ценностям».

Раздельный учёт, осуществляемый на предприятии, предполагает раздельный учёт затрат на производство и реализацию товаров (работ, услуг), облагаемых и не облагаемых НДС, а также раздельный учёт сумм «входного» НДС, уплаченных при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для производства облагаемых и не облагаемых НДС товаров (работ, услуг).

Раздельный учёт позволяет правильно определить какие суммы «входного» НДС относятся к:

-облагаемым НДС операциям

-освобождённым от НДС операциям

-операциям, облагаемым ставкой 0 процентов.

Суммы «входного» НДС, относящиеся к облагаемым оборотам, принимаются к вычету в общеустановленном порядке. Эта сумма НДС отражается в ООО на счете 19 «НДС по приобретенным ценностям» до того момента, когда её можно принять к вычету.

Суммы входного НДС по приобретенным товарам, работам, услугам, используемые при осуществлении операций, освобожденных от НДС, учитываются в стоимости приобретенных товаров, работ, услуг и к вычету не принимаются.

Организация учёта затрат в ООО «Бэст строй» построена таким образом, что можно проследить перечень расходов напрямую относящихся к тому или иному обороту.

Общая сумма налога при реализации услуг представляет собой сумму, полученную в результате сложения сумм налога, исчисленных по каждой налоговой базе.

Рациональная организация аналитического учёта НДС позволяет получить на предприятии достоверные сведения, необходимые для расчёта налога и составления налоговых деклараций, а в случае налоговой проверки представить соответствующие документы инспектору.

Учётная политика для налога на прибыль.

Исчисление налога на прибыль на предприятии ведётся полностью в соответствии с главой 25 Налогового кодекса Российской Федерации. Учёт расходов и расходов ведётся в соответствии с принятой учётной политикой на базе бухгалтерского учёта, аналитический учёт ведётся в регистрах налогового учёта. Дата получения дохода в целях исчисления налога определяется по методу начисления, что закреплено в учётной политике. Теперь рассмотрим расходы, уменьшающие налогооблагаемую базу по налогу на прибыль закреплённые в учётной политике организации.

Амортизация основных средств начисляется линейным методом. Для целей налогового учета амортизация начисляется по основным средствам, которые стоят более 40 000 рублей. Срок полезного использования основных средств определяется в соответствии с классификатором, который утвержден постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1. Конкретный срок использования каждого объекта предприятие определяет самостоятельно. Не нашли отражения в анализируемом приказе такие важные моменты или их отсутствие, обязательно подлежащие раскрытию как:

-перечень объектов основных средств, по которым продлен срок полезного использования

-порядок определения срока полезного использования основных средств, бывших в употреблении

-перечень объектов основных средств, по которым установлены повышающие коэффициенты

-вопросы, связанные с учетом ремонта основных средств

Амортизация нематериальных активов для целей налогообложения начисляется линейным способом. Срок полезного использования нематериальных активов в целях налогового учета определяется исходя из времени действия патента или свидетельства. Если срок использования нематериальных активов установить нельзя, тогда он равен 10 годам.

В налоговом учете все общехозяйственные расходы вычитаются из доходов отчетного периода.

Кроме этого отдельно обеспечен учет расходов будущих периодов для целей налогового учета методом параллельного учета.

Учтенные на счете 97 «Расходы будущих периодов» расходы списываются в дебет счетов затрат на производство, счета формирования стоимости запасов и внеоборотных активов, счета 26 «Общехозяйственные расходы», счета 44 «Расходы на продажу», 91 «Прочие доходы и расходы» и др.

Списание расходов будущих периодов производится равномерно по месяцам в течение определенного срока. Сроки списания расходов будущих периодов определяются в соответствии с периодом, к которому эти расходы относятся. В некоторых случаях срок погашения определяется сроком действия договора (право пользования результатом интеллектуальной деятельности по договору, срок выданной лицензии на осуществление какой-либо деятельности и т.п.).

Списание расходов будущих периодов может быть полным при наступлении периода, к которому они относятся (одновременно с признанием доходов), или равномерным, если данные расходы относятся к нескольким периодам. Период определяется при принятии к учету расходов будущих периодов.

Сроки использования программных продуктов устанавливаются Комиссией по определению сроков полезного использования, утвержденной приказом по Обществу (или указаны в договорах на приобретение).

Согласно п. 2 статьи 254 НК РФ стоимость товарно-материальных ценностей, включаемых в материальные расходы, определяется исходя из цен их приобретения, включая комиссионные вознаграждения, уплачиваемые посредническим организациям, ввозные таможенные пошлины и сборы, расходы на транспортировку, хранение и иные затраты, связанные с приобретением товарно-материальных ценностей. Отсюда видно, что порядок определения стоимости приобретаемых ТМЦ практически полностью совпадает с порядком, установленным для целей бухгалтерского учета в ПБУ 5/01. Если в организации имеют место расходы, связанные с приобретением нескольких видов ТМЦ, то для налогообложения сумма затрат распределяется пропорционально договорной стоимости. Однако этот важный момент для налогового учета не зафиксирован в учетной политики в целях налогообложения. Стоимость материально-производственных запасов списывается в производство по себестоимости каждой единицы, либо по средней себестоимости для ГСМ, запчастей.

Приказ об учетной политике ООО «Бэст строй» гласит, что резерв по сомнительным долгам, резерв на гарантийный ремонт, резерв предстоящих расходов на оплату отпусков, предстоящих расходов на выплату ежегодных вознаграждений за выслугу лет по итогам года не создавать.

Таким образом, принятый на предприятии приказ об учетной политике не охватывает все требуемые для отражения в нем способы и методы ведения налогового учета. В принятой учетной политике в ООО «Бэст строй» не отражены следующие важные моменты:

-не установлены правила нумерации счетов фактур;

-не определены правила установки срока использования для объектов основных средств, бывших в употреблении;

-нет учетной политики для налога на имущество;

-нет учетной политики для налога на доходы физических лиц;

-не отражены способы учета доходов от реализации работ и услуг.

Так как ООО «Бэст строй» занимается строительством, и длительность производственного цикла может занимать не один период, то важно какой способ учета доходов выбран организацией. Тоже самое касается и оказываемых услуг.

В целом для целей налогообложения анализируемый документ нельзя назвать совершенным. Часть аспектов ведения учета, определяемая организацией самостоятельно, оказалась не закрепленной.

2.3 Пути совершенствования учетной политики для целей налогообложения в ООО «Бэст строй»

учетный налогообложение правовой

Современные условия осуществления финансово - хозяйственной деятельности предъявляют повышенные требования к качеству бухгалтерской информации, а, следовательно к уровню профессиональных знаний учетных работников. В ООО «Бэст строй» место главного бухгалтера занимает профессиональный, опытный работник. Однако в связи с постоянным совершенствованием учета и усложнением организации бухгалтерского учета, с повышением требований внешних пользователей главному бухгалтеру все сложнее качественно вести бухгалтерский, налоговый и статистический учет, справляться с управленческим учетом и анализом.

На наш взгляд, хотя ООО «Бэст строй» является субъектом малого предпринимательства, необходимо ввести в штатное расписание должность заместителя бухгалтера и возложить на него функции оформления налоговых регистров и прочих необходимых документов налогового учета. При такой форме организации бухгалтерской работы главный бухгалтер малого предприятия получит возможность больше уделять внимания изучению нормативных документов, что будет способствовать повышению уровня его профессиональной подготовки, контролю качества работы помощника бухгалтерии и формированию достоверной отчетности. Ввиду отсутствия некоторых организационных документов мной были разработаны:

график документооборота (приложение 4)

должностная инструкция главного бухгалтера (приложение 5).

Главным результатом выполненной работы является разработка приказа учетной политики для ООО «Бэст строй» в целях налогообложения на 2013 год (приложение 6).

В данном проекте приказа учетной политики для целей налогообложения отражены практически все необходимые аспекты учетной политики. Он содержит в себе ответ почти на любой вопрос, связанный с деятельностью организации и законодательно подтверждает выбранные способы и методы ведения.

Применение предложенного выше приказа об учетной политике для налогообложения позволит, в конечном счете, увеличить эффект управления себестоимостью. Выбранные методы учета, на мой взгляд, наиболее подходят для анализируемой фирмы в связи со спецификой деятельности. В приказе можно проследить почти все статьи затрат, падающие на себестоимость, а, следовательно, эффективно ими управлять.

Кроме того, разработанный приказ об учетной политике для целей налогообложения раскрывает практически все вопросы учета в организации, а следовательно, являются официальной нормативной базой четвертого уровня системы нормативного регулирования учета для Налоговых органов. Разработанные приложения к учетной политике должны, главным образом, содействовать выполнению требования своевременности и достоверности отражаемой информации. Официально закрепленная ответственность дает возможность спроса за выполненные действия.

Всё выше перечисленное позволит организовать налоговый учет в ООО «Бэст строй» полностью в соответствии с требованиями нормативного законодательства и повысит эффективность управления деятельности.

Заключение

В курсовой работе представлена следующая тема: «Разработка учетной политики для целей налогообложения ООО «Бэст строй».

В зависимости от цели деятельности ООО «Бэст строй» представляет собой коммерческую организацию, так как главной целью ее деятельности является получение прибыли. Организационно-правовая форма организации - общество с ограниченной ответственностью.

ООО «Бэст строй» - это юридическое лицо, которое является субъектом малого предпринимательства. Анализируя экономическую эффективность деятельности организации ООО «Бэст строй» можно сделать общий вывод, что за анализируемый период 2009-2012 гг. деятельность предприятия ухудшилась.

При анализе системы показателей, характеризующих финансовое состояние предприятия ООО «Бэст строй», выявлено следующее:

предприятие не способно покрывать все свои обязательства за счет собственных средств и, таким образом, зависит от заемных;

данная организация не сможет полностью покрыть деньгами и дебиторской задолженностью сумму краткосрочной задолженности;

у данного предприятия недостаточно средств для уплаты долгов по всем краткосрочным обязательствам и одновременно бесперебойного осуществления процесса производства и реализации продукции;

в 2012 году в ООО «Бэст строй» состояние расчетов с покупателями и заказчиками по сравнению с предыдущим годом ухудшилось, поскольку период погашения дебиторской задолженности увеличился;

состояние расчетов с поставщиками и прочими кредиторами по сравнению с предыдущим годом улучшилось, так как, увеличивается средний срок возврата долгов предприятия.

Анализ организации бухгалтерского учета показал, что организация ООО «Бэст строй» ведет бухгалтерский учет и бухгалтерскую (финансовую) отчетность в порядке, установленном законодательством, и несет ответственность за ее достоверность. Серьезных, значительных нарушений и ошибок выявлено не было. Однако не была составлена должностная инструкция главного бухгалтера, и график документооборота как таковой не разработан. В данной фирме применяется журнально-ордерная форма учета с использованием автоматизированной формы обработки информации. Для этой цели используется бухгалтерская программа фирмы 1С - «1С: Бухгалтерия 8». При этом автоматизированы все участки учета без исключения.

Не смотря на то, что ООО «Бэст строй» является субъектом малого бизнеса, в данной организации не применяется упрощенная система налогообложения, а применяется традиционная схема налогообложения. Организация ведет налоговый учет в порядке, установленном налоговым законодательством РФ, и несет ответственность за ее достоверность. В рассматриваемой организации не достаточно детально разработана учетная политика в целях налогообложения. Для соблюдения на предприятии в течение отчетного года единой политики учета в целях налогообложения отдельных хозяйственных операций и оценки имущества используется метод сопоставления данных налогового и бухгалтерского учета. То есть, с целью получения данных для исчисления налогов применяется система бухгалтерского учета.

Проверка соответствия положений учетной политики нормативным актам показала, что учетная политика ООО «Бэст строй» не соответствует действующим требованиям законодательства. То есть, уровень применяемой учетной политики для налогового учета в целом невысокий.

Среди основных недостатков можно выделить отсутствие в учетной политики для целей налогообложения основных моментов учета:

-не установлены правила нумерации счетов фактур;

-нет учетной политики для налога на имущество;

-нет учетной политики для налога на доходы физических лиц;

-не определены правила установки срока использования для объектов основных средств, бывших в употреблении;

-не отражены способы учета доходов от реализации работ и услуг.

В связи с выявленными недостатками был разработан проект учетной политики в целях налогобложения на 2013 года для ООО «Бэст строй». Разработанный проект учетной политики позволит оптимизировать налогообложение на данном предприятии, позволит снизить налоговые претензии в результате выездных налоговых проверок, отстоять перед контролерами свою точку зрения на те или иных методы учета.

Список литературы

1.Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2011) «О бухгалтерском учете» (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 №134-ФЗ, от 02.07.2013 №185-ФЗ, от 23.07.2013 №251-ФЗ, от 02.11.2013 №292-ФЗ)

2.«Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 №117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 01.10.2013).

.Приказ Минфина РФ от 13.10.2003 №91н «Об утверждении Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств» (в ред. Приказов Минфина РФ от 27.11.2006 №156н, от 25.10.2010 №132н, от 24.12.2010 №186н)

.Приказ Минфина РФ от 31.10.2000 №94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (ред. от 18.09.2006).

.Приказ Минфина РФ от 28.06.2000 №60н «О Методических рекомендациях о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации» (ред. от 06.12.2002).

.Положение по бухгалтерскому учеты «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008) (в ред. Приказов Минфина России от 11.03.2009 №22н, от 25.10.2010 №132н, от 08.11.2010 №144н, от 27.04.2012 №55н, от 18.12.2012 №164н)

.Елгина Е.А., Мигунова М.И. Учетная политика и оценка налогового риска/ Е.А. Елгина, М.И. Мигунова. // Бухгалтерский учет. - 2010. - №1.

.Кондраков Н.П. Последствия принимаемых решений в учетной политике/ Н.П. Кондраков. // Бухгалтерский учет. - 2008. - №1.

.Красноперова О.А. Учетная политика организаций на 2010 год/ А.О. Красноперова М.: ГроссМедиа. - 2010. 270 с.

.Куликова Л.И. Последствия изменения учетной политики/ Л.И. Куликова. // Бухгалтерский учет. - 2010. - №3

.Куликова Л.И. Учетная политика и изменение оценочных значений/ Л.И. Куликова. // Бухгалтерский учет. - 2010. - №2

.Сотникова Л.В. Новое Положение по бухгалтерскому учету 1/2008 «Учетная политика организации»/Л.В. Сотникова. // Бухгалтерский учет. - 2008. - №24.

.Фомичева Л.П. Учетная политика в целях налогообложения/ Л.П. Фомичева. // Бухгалтерский учет. - 2009. - №23

.Фомичева Л.П. Учетная политика на 2010 для целей бухгалтерского учета/ Л.П. Фомичева. // Бухгалтерский учет. - 2009. - №24

.www.rusconsult.ru

.#"justify">.http://www.glavbuh.net

Похожие работы на - Налоговый учет на предприятии

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!