Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    77,42 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий

Введение

Здоровье ребёнка зависит от многих факторов: правильное питание, режим дня, пребывание на свежем воздухе, двигательная активность, закаливающие процедуры, психологический комфорт в семье и детских образовательных учреждениях и многое другое. Поэтому проблема здоровья детей - комплексная и многоаспектная.

Критерием оптимальной нормы двигательной активности являются надёжность функционирования всех систем организма и способность реагировать на меняющиеся условия окружающей среды. Нарушение постоянства внутренней среды организма и неадекватность реакций указывают на выход за пределы оптимальной нормы, что в итоге приводит к ухудшению здоровья.

Для детей младшего школьного возраста естественной является потребность в высокой двигательной активности. С переходом от дошкольного воспитания к систематическому обучению в школе у детей объем двигательной активности сокращается. Поэтому крайне важно обеспечить детям в соответствии с их возрастом и состоянием здоровья достаточный объем суточной двигательной деятельности. (Н.П. Забродина, 2000).

Актуальность проблемы состоит в том, что здоровье школьников ухудшается по мере взросления: неправильное питание, стрессы и недостаток движения становятся причиной самых распространенных среди школьников заболеваний - болезней органов пищеварения, почек, нервной и эндокринной систем, а также обмена веществ и иммунной системы. Еще сложнее обстоит дело с ослабленными детьми (часто болеющими). Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физической культуры. Занятия в спецгруппах либо не проводятся вообще, либо недостаточно хорошо организованы, и дети стараются избежать их. Родители же зачастую предпочитают оберегать ребенка с ослабленным здоровьем от так необходимой ему двигательной активности.

Физическая культура и спорт, как известно, эффективно способствуют формированию здорового образа жизни, включающего и выполнение правил личной гигиены, и режим дня, и организацию рационального питания. Поэтому важно своевременно начинать физическое воспитание ребенка.

В младшем школьном возрасте закладываются основы физической культуры человека, формируются интересы, мотивации и потребности в систематической физической активности. Этот возраст особенно благоприятен для овладения базовыми компонентами культуры движения, освоения обширного арсенала двигательных координаций, техники разнообразных физических упражнений.

Научная новизна исследования заключается в использовании специально подобранной методики, на основе техники спортивной игры в волейбол для ослабленных (часто-болеющих) детей младшего школьного возраста.

Теоретическая значимость исследования: специально подобранная методика для ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий, основанная на технике спортивной игры волейбол, положительно влияет на эмоциональность детей и на организм в целом, а также на отдельные органы и системы, способствует более активному восстановлению слабого организма и увеличению показателей функциональных возможностей.

Практическая значимость работы: разработанная методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста может быть рекомендована к применению в работе тренерам детских физкультурных оздоровительных групп.

1. Анализ литературных источников

1.1    Анализ литературных источников по проблеме заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста

В последние годы наблюдается выраженный рост нервно-психических расстройств, ухудшается состояние психической адаптации детей и подростков, что приводит к алкоголизации, табакокурению, наркомании (А. Туманова, 2001). Увеличивается число школьников с несколькими диагнозами: ученики 7-8 лет имеют в среднем 2,5 диагноза, школьники 10-14 лет - 4 диагноза, а старшеклассники - в среднем шесть и более функциональных отклонений и хронических заболеваний. Причины такого негативного влияния школьного обучения на состояние здоровья детей и подростков могут носить как объективный, так и субъективный характер. Действительно, в школах не хватает удобной мебели, трудно создать оптимальный, воздушно-тепловой и световой режимы, зачастую невозможно составить расписание уроков, отвечающие требованиям возрастной физиологии и школьной гигиены. Однако следует отметить, что довольно часто причины ухудшения здоровья детей и подростков в процессе их пребывания в школе связаны с неправильными действиями учителей или их бездействием при решении задач охраны здоровья школьников (С.В. Попов, 1997). В то время как состояние здоровья человека на 50% зависит от образа жизни (то есть занятия физической культурой и спортом, ведения ЗОЖ), остальные 50% приходятся: на экологию - 20%, наследственность - 20% и 10% на медицину, то есть на независящие от человека причины.

Часто физически ослабленные и болеющие дети являются самой большой группой детей. (С.В. Попов, 1997).

К категории физически ослабленных детей можно отнести:

·              детей до года, болеющих ОРЗ четыре и более раз в году;

·              детей от одного до трех лет, болеющих более шести раз;

·              детей от трех до пяти лет - пять и более раз;

·              детей от пяти до шести лет - четыре и более раз;

·              старше шести лет - три и более раз,

·              а также длительно (более 14 дней) болеющих детей.

Доказано, что у большинства часто и длительно болеющих, ослабленных детей повышенная заболеваемость ОРЗ не связана с наследственными болезнями и приобретенными патологиями, а сопряжена с изменениями иммунной защиты организма. Как правило, часто болеющий ребенок попадает в «порочный круг»: на фоне ослабленного иммунитета он переносит ОРЗ, которые, в свою очередь, еще больше ослабляют иммунитет. (Н.П. Бадина, 2007).

Термин «Часто болеющий ребёнок» - это не диагноз, а принадлежность к группе риска не столько по «простудным», сколько по хроническим заболеваниям. Надо отметить, что в детском возрасте среди всех заболеваний респираторного тракта отмечается абсолютное преобладание острой инфекционной патологии. На её долю приходится более 90% всех болезней респираторной системы. (Т.Ю. Андрущенко, Г.М. Шашлова, 2000).

Отечественная система организации медицинской помощи детям, одним из достижений которой была реальная профилактическая направленность, сочла целесообразным особо выделить эту категорию детей. Было отмечено, что среди так называемых ЧБД значительно чаще выявляются хронические заболевания носоглотки и лёгких, чаще встречаются и тяжелее протекают бронхиальная астма, аллергический ринит, выше частота ревматизма и ряда других заболеваний. Было отмечено, что ЧБД в подростковом возрасте склонны к хроническим заболеваниям желудочно-кишечного тракта, сосудистым дистониям, у них легче развиваются невротические реакции, они быстрее утомляются, хуже учатся. Именно эти характеристики и побудили отечественных педиатров выделить склонных к повышенной заболеваемости респираторной вирусной инфекцией детей в особую группу наблюдения и обозначить её как ЧБД. (Н.П. Локалова, 2003).

Причины частой заболеваемости ОРЗ

Специалисты выделяют около пятнадцати факторов, способствующих частым ОРЗ. Их можно разделить на три группы.

. Медико-биологические факторы:

анатомически и физиологически обусловленные факторы (поздний старт иммунной системы, сниженная барьерная функция слизистых);

неблагоприятное перинатальное развитие ребенка (акушерская патология матери, частые заболевания матери и лечение антибиотиками во время беременности, внутриутробная гипоксия плода, преждевременные отягощенные роды и др.);

неблагоприятное постнатальное развитие (диатезы, дисбактериозы, глисты; очаги хронической инфекции носоглотки и полости рта - гайморит, тонзиллит, аденоиды и т.д.):

нерациональное питание ребенка (избыток углеводов, дефицит белка, витаминов, микроэлементов);

повторное назначение антибиотиков и других препаратов;

наличие в анамнезе у родителей хронических легочных заболеваний, заболеваний дыхательных путей, злокачественных новообразований, ревматизма, аллергических болезней, частых ОРЗ;

низкая медицинская активность семьи, позднее обращение за медицинской помощью, невыполнение назначений врача, дефекты ухода за ребенком.

. Экологические факторы, в том числе санитарно-гигиенические:

неблагоприятные условия труда будущих родителей (особенно работа с органическими растворителями в условиях ионизирующего и электромагнитного излучения);

неблагоприятная экологическая обстановка (в т.ч. проживание в панельных домах старой застройки, рядом с автостоянками, на пересечении основных транспортных магистралей и в других местах с загрязненным воздухом);

неблагоприятные жилищные условия;

низкий уровень санитарной культуры и вредные привычки родителей.

. Социально-психологические факторы:

недостаток психологических знаний у родителей;

низкий материальный достаток семьи;

хроническая психотравмирующая ситуация в семье: отсутствие отца или матери, конфликтные отношения между родителями; неадекватный стиль родительского воспитания; дефицит свободного времени у родителей, нивелирование функций отца и степени его ответственности в процессе воспитания ребенка;

неблагоприятные личностные особенности родителей, прежде всего, матери;

поступление детей в дошкольное учреждение, школу; стрессы, вызванные педагогическими просчетами;

астеническое состояние («раздражительная слабость», включающая, с одной стороны, сниженную работоспособность, истощаемость психических процессов, а с другой - повышенную раздражительность, готовность к аффективным вспышкам). (Н.П. Бадина, 2007).

Современные технологии нашего общества влекут за собой гиподинамию (гипокинезию).

Гипокинезия - недостаточная физическая активность пагубно сказывается на состоянии здоровья детей. Гипокинезия отмечается не только у детей старшего возраста, но все чаще и у маленьких детей, дошкольников и младших школьников. Особенно страдают дети больные и ослабленные перенесенными заболеваниями. Как правило, они чрезмерно опекаются взрослыми, их освобождают от занятий физической культурой. Из-за неправильного физического воспитания у детей уменьшается естественная потребность в движении, снижается двигательная активность. Последнее неукоснительно ведет к уменьшению потока раздражений, возникающих вовремя движений ребенка в воспринимающих нервных приборах кожи, мышц, суставов, в зрительных и слуховых анализаторах и идущих к коре головного мозга. В результате возникают расстройства центральной нервной системы и внутренних органов: понижается эмоциональный тонус детей, ослабляется нервно-мышечный аппарат, снижаются показатели сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Нередко формируются различные дефекты осанки. У ослабленных болезнями детей малоподвижный образ жизни усугубляет уже имеющиеся у них функциональные изменения организма. (Н.П. Бадина, 2007).

Все учащиеся, занимающиеся по государственным программам, на основе данных о состоянии их здоровья, физического развития и физической подготовленности делятся на три группы: основная, подготовительная, специальная.

К основной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также имеющих незначительные отклонения при достаточном физическом развитии.

К подготовительной группе относят школьников без отклонений в состоянии здоровья, а также с незначительными отклонениями при недостаточном физическом развитии.

К специальной медицинской группе относят школьников с отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующими ограниченных физических нагрузок.

С каждым годом растет число детей, страдающих ожирением, частыми заболеваниями верхних дыхательных путей, сердечнососудистыми заболеваниями, вегетососудистой дистонией и т.д.

Родителям надо многое знать и уметь, чтобы правильно организовать процесс физического воспитания сына или дочери. Если ребенку до семилетнего возраста не привьют привычки регулярно выполнять физические упражнения, если он не окрепнет и не приобретет необходимых навыков и умений, то с первого года обучения в школе ему придется трудно, поскольку учебный процесс требует значительного умственного и нервно-психического напряжения.

Школьные уроки физкультуры не могут полностью компенсировать дефицит движений. В результате у детей снижается жизненный тонус, быстрее наступает утомление, что, в свою очередь, приводит к малоподвижности.

Еще сложнее обстоит дело с ослабленными детьми. Многие из них оказываются в числе освобожденных от уроков физкультуры. Занятия в спецгруппах либо не проводятся вообще, либо недостаточно хорошо организованы, и дети стараются избежать их. Родители же зачастую предпочитают оберегать ребенка с ослабленным здоровьем от так необходимой ему двигательной активности. (В.Н. Велитченко, 1998).

Лишь один из пяти российских первоклассников является здоровым. По окончании школы, полностью здоровыми оказываются вдвое меньше подростков (2,5%), а хроническими заболеваниями страдают 70 процентов выпускников.

Такие данные привел главный педиатр РФ, академик РАМН профессор Александр Александрович Баранов на Европейском Конгрессе по вопросам школьной и университетской медицины в Москве.

По данным врача, за последние 10 лет заболеваемость детей в возрасте до 14 лет увеличилась на 34%, а детей в возрасте 15-17 лет - на 65 процентов. По словам Александра Александровича (2012), уровень физического развития детей постоянно снижается. Так, в настоящее время лишь половина выпускников школ способны выполнить возрастные нормативы физической подготовки.

Ребёнок, имеющий проблемы со здоровьем, не сформирован как личность, не имеет жизненного опыта и сложившегося мировоззрения. Психика ребёнка, особенно больного, неустойчива, ранима. Ребёнок зависит от окружающих, и прежде всего от родителей, врачей и учителей. Дети весьма болезненно, гораздо сильнее, чем взрослые, относятся ко всем физическим недостаткам и дефектам.

Болезнь влечёт за собой как телесные изменения, так и психологические: общее нарушение активности и внимания. Для детей с ослабленным здоровьем характерна быстрая утомляемость, физическая и психическая истощаемость, гиперактивность или заторможенность, неуправляемость поведения. Для них очень сложно концентрироваться на одном типе заданий. (Е.А. Бабенкова, 2003).

Таким образом, анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме показал, что здоровье детей младшего школьного возраста за последние десятилетия претерпело значительные изменения. Причиной тому является возрастающее загрязнение окружающей среды, неудовлетворительные социально-экономические условия, гиподинамия и малоподвижный образ жизни и конечно не соблюдение здоровьесберегающих факторов (привитие здорового образа жизни). Учёные и практики пришли к выводу о необходимости систематизации различных сторон здоровья, методики оценки для целенаправленного воздействия на всестороннее гармоничное развитие ребёнка, его полноценного физического и психического развития.

1.2    Анализ существующих методик проведения физкультурно-оздоровительных занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми младшего школьного возраста

Наталья Николаевна Седых (2011) в своей программе «Коррегирующая гимнастика для детей с ослабленным здоровьем» в целях лечения и профилактики нарушений осанки, сколиоза, плоскостопия использовала такие средства как: упражнения для формирования правильного дыхания, звукоречевая гимнастика, подвижные игры, ходьба, бег, игры на координацию, упражнения для формирования и закрепления навыка правильной осанки, упражнения игрового характера, упражнения с предметами (гимнастическая палка, мяч, и др.), упражнения при грудном кифозе, упражнения с мешочками на голове, эстафеты.

Основные задачи программы Н.Н. Седых (2011):

.        Формирование и закрепление осанки, за счёт укрепления мышечного аппарата спины.

.        Укрепление мышц стопы.

.        Нормализация функциональных возможностей дыхательной системы посредством дыхательных упражнений.

Пикула Любовь Васильевна (2011) в своей авторская программе по лечебной физкультуре для учащихся, отнесенных к специальной медицинской группе ставила следующие задачи:

Оздоровительные задачи:

·              охрана жизни и укрепления здоровья;

·              укрепление связочно-суставного аппарата;

·              совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;

·              способствовать правильному функционированию внутренних органов;

·              увеличение жизненной емкости легких;

·              совершенствование деятельности ЦНС.

Образовательные задачи:

·              формирование двигательных навыков и умений;

·              развитие физических качеств (ловкость, гибкость, равновесие, выносливость);

·              привитие навыков гигиены;

·              сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий ЛФК, о значении и технике физических упражнений, методике их проведения;

·              знания о явлениях природы, общественной жизни.

Воспитательные задачи:

·              воспитание положительных черт характера: организованность, дисциплинированность, скромность;

·              формирование нравственных качеств: честность, взаимопомощь, умение заниматься в коллективе, уверенность в своих силах, настойчивость в преодоление трудностей, выдержка;

·              воспитывать самостоятельность, сообразительность, находчивость.

Организация и контроль учебного процесса.

Нагрузка на занятиях ЛФК осуществляется с учетом возраста школьников, показателей их физической подготовленности, функционального состояния и степени выраженности патологического процесса.

Курс включает в себя 15 - 20 занятий, которые проводятся 2 раза в год. Занятия ЛФК включают в себя три периода:

. Вводный период проводится в виде тестирования. По его итогам получаем оценку функционального состояния организма ребенка.

. Основной период включает в себя:

·              упражнения по совершенствованию дыхания;

·              общеразвивающие упражнения;

·              корригирующие упражнения;

·              тренировки мышечной дыхательной и сердечно - сосудистой систем с индивидуальным дозированием нагрузки и дальнейшим её возрастанием.

. Заключительный период, в ходе которого осуществляется дальнейшее совершенствование и закрепление техники выполнения общих развивающих упражнений и индивидуальных комплексов специальных упражнений. На этом этапе подводятся итоги всех занятий, даются рекомендации для самостоятельных занятий.

Из средств физической культуры авторы выделяют следующие, которые, по их мнению, дают хороший оздоровительный эффект: общеразвивающие упражнения, упражнения с предметами, бег, лыжи, ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, сюжетные игры с длительными беговыми нагрузками, игры на координацию движений и равновесие, эстафеты.

Необходимо отметить, что комплексное использование средств физического воспитания - естественных сил природы, гигиенических факторов и физических упражнений, рассматривается как основное условие решения задач оздоровления.

Другие авторы к физкультурно-оздоровительной работе относят комплекс закаливающих процедур - воздушных, солнечных, водных, где основными правилами являются: систематичность, постепенность, комплексность, учёт климато-географических условий, положительное эмоциональное отношение к процедуре.

Важно подчеркнуть большую роль влияния дыхательных упражнений на функцию дыхательной системы и всего организма в целом (Н.Н. Седых, 2011). Определённые типы дыхания могут повысить сопротивляемость организма различным инфекциям.

Так игра в волейбол способствует развитию мышечного аппарата, помогает выработать такие жизненно необходимые физические качества, как быстрота реакции, ловкость, выносливость; укрепляет дыхательную, сердечнососудистую и мышечную системы; снимает умственную усталость.

Волейбол оказывает положительное воздействие на организм, не перегружая основные системы и органы. По единодушному мнению медиков и специалистов по физической культуре и спорту лечебно-оздоровительные возможности волейбола огромны. Игру в волейбол можно рекомендовать (при периодическом врачебном контроле) в качестве дополнения к медицинским методам лечения даже больным, страдающим сердечнососудистыми заболеваниями - атеросклерозом и гипертонической болезнью (в первой стадии развития). При условии правильной методики тренировки, когда нагрузки постепенно повышаются, у занимающихся волейболом реже становится сердечный ритм, снижается артериальное давление и частота дыхания в состоянии покоя.

1.3    Постановка научной проблемы

Анализ литературных источников позволяет сделать вывод об актуальности и значимости выбранной темы исследования: методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий. Авторы во многом сходятся в методике проведения занятий с ослабленными детьми младшего школьного возраста, но всё же некоторые методики требуют дополнения.

Анализ литературных источников показал, что при разработке методики проведения занятий с ослабленными детьми младшего школьного возраста авторы используют такие средства физической культуры как: гигиеническая гимнастика, общеразвивающие упражнения, ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, подвижные игры и всё это в комплексном использовании средств физического воспитания - естественных сил природы, которые направлены на профилактику заболеваний (часто болеющих) детей. Но в изученных методиках нет средств на основе техники (элементов) спортивных игр. Что в свою очередь будет эффективным средством профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей.

Таким образом, научная проблема данной работы заключается в разработке методики проведения занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми младшего школьного возраста на основе технических приёмов спортивной игры в волейбол на внеурочных формах занятий.

2. Методологические компоненты научного исследования

2.1 Объект, предмет, цель и гипотеза исследования

Объект исследования: процесс физкультурно-оздоровительных занятий во внеурочное время с ослабленными (часто болеющими) детьми младшего школьного возраста на основе техники приёмов спортивной игры в волейбол.

Предмет исследования: разработанная методика проведения занятий с ослабленными (часто болеющими) детьми младшего школьного возраста на основе технических приёмов спортивной игры в волейбол на внеурочных формах занятий.

Цель: снизить заболеваемость, ускорить процесс восстановления здоровья ослабленных (часто болеющих) детей, а так же улучшить физическое развитие и физическую подготовленность средствами волейбола.

Рабочая гипотеза - физическое развитие и физическая подготовленность ослабленных детей младшего школьного возраста будут улучшаться, а процесс восстановления и заболеваемость детей будут сокращаться, если будут проведены следующие мероприятия:

.        Проанализирована научно-методическая литература по проблеме заболеваемости ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста;

.        Проанализированы существующие методики проведения занятий с ослабленными детьми младшего школьного возраста.

.        Разработана и экспериментально проверена методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей, заключающейся в использовании специальных средств и методов на основе техники спортивной игры в волейбол.

2.2 Задачи и методы исследования

Задачи исследования:

1.      Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме заболеваемости ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста;

.        Проанализировать существующие методики проведения занятий с ослабленными детьми младшего школьного возраста.

.        Разработать методику профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей, заключающейся в использовании специальных средств и методов на основе техники спортивной игры в волейбол и проверить данную методику экспериментальным путем.

Методы исследования:

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

)        Теоретический анализ и обобщение литературных источников.

2)      анкетирование родителей и преподавателей с целью изучения зависимости физического развития, функциональной и двигательной подготовленности детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем от применяемых физкультурно-оздоровительных мероприятий в школе.

Анкетирование - это метод получения информации путем письменных ответов респондентов на систему стандартизированных вопросов анкеты.

3)      Педагогический эксперимент, заключается в определении эффективности физкультурно-оздоровительных занятий детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем, в выявлении влияния двигательного режима специальной направленности в комплексе с другими оздоровительными мероприятиями в целях оздоровления детей и укрепления их здоровья. В педагогическом эксперименте проверяются методические подходы к проведению физкультурно-оздоровительных занятий.

)        Метод педагогической оценки уровня физической подготовленности, тестирование физической и функциональной подготовленности. Цель тестирования - определение уровня физического развития, функциональной и двигательной подготовленности, анализ динамики показателей на различных этапах физкультурно-оздоровительной работы.

Изучение литературных источников, результаты предварительных исследований позволили определить тесты, позволяющие с учётом возрастных особенностей детей объективно оценить уровень и динамику развития физических качеств и функциональной подготовленности детей младшего школьного возраста.

Нами изучались основные антропометрические показатели физического развития: длина тела (стоя), масса тела, окружность грудной клетки в покое.

Длина тела измерялась антропометром с точностью до 0,5 см.

Масса тела определялась путём взвешивания в короткой спортивной форме на медицинских весах с точностью до 50 гр.

Окружность грудной клетки в покое измерялась сантиметровой лентой с точностью до 0,1 мм.

При изучении функционального состояния организма ребёнка определялась реакция организма на физические нагрузки по показателям ЧСС и АД. Заболеваний за год. Число дней по болезням, продолжительность одного случая заболевания.

Тестирование физической подготовленности - один из основных методов исследования. Для определения уровня физической подготовленности детей в ходе исследования использовался метод педагогических контрольных испытаний. Цель тестирования состояла в определении уровня физической подготовленности. Изучение специальной литературы и данные предварительного эксперимента позволили выявить ряд тестов:

В массовой практике для оценки уровня развития силовых качеств наиболее часто используют специальные контрольные упражнения. Для определения собственно силовых возможностей у школьников, используют метание малого мяча (150 гр.). Метания мяча проходит на футбольном поле. Проводится перпендикулярная линия (за которую встаёт учащийся), и чертится разметка. Измеряется дальность броска в метрах.

Сила мышц нижних конечностей определялась по прыжку в длину с места. В протокол заносились показатели 3-х попыток, в обработку брался лучший результат.

Под скоростными способностями понимают возможности человека, обеспечивающие ему выполнение двигательных действий в минимальный для данных условий промежуток времени. Наиболее благоприятными периодами развития скоростных способностей как у мальчиков, так и у девочек считается возраст от 7 до 11 лет. Несколько в меньшем темпе рост различных показателей быстроты продолжается с 11 до 14-15 лет. К этому возрасту фактически наступает стабилизация результатов в показателях быстроты простой реакции и максимальной чистоты движений. Половые различия в уровне развития скоростных способностей невелики до 12-13 - летнего возраста. Позже мальчики начинают опережать девочек, особенно в показателях быстроты целостных двигательных действий - бег, плавание и т.д. (Л.П. Матвеев, 1991).

Для определения скоростных качеств школьников использовался бег на 30 м. Ученики парами вставали на линию старта и по команде пробегали отрезок 30 м до финиша с максимальной скоростью. Время пробегания отрезка определяется по секундомеру с точностью до 0,1 с.

Гибкость - это способность выполнять движения с большой амплитудой. Хорошая гибкость обеспечивает свободу, быстроту и экономичность движений, увеличивает путь эффективного приложения усилий при выполнении физических упражнений. Недостаточно развитая гибкость затрудняет координацию движений, так как ограничивает перемещения отдельных звеньев тела.

Наиболее интенсивно гибкость развивается до 15-17 лет. При этом для развития пассивной гибкости сенситивным периодом будет являться возраст 9-10 лет, а для активной - 10-14 лет. Целенаправленное развитие гибкости должно начинаться с 6-7 лет (Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов, 2003).

Показатели гибкости определялись по степени наклона туловища вперёд. Испытуемый в положении сидя на полу, наклоняется вперёд до предела, не сгибая ног в коленях. Гибкость оценивают с помощью линейки или ленты по расстоянию в сантиметрах от нулевой отметки до третьего пальца руки. Если при этом пальцы не достают до нулевой отметки, то измеренное расстояния обозначают знаком «минус» (-), а если опускаются ниже нулевой отметки - знаком «плюс» (+). Предоставляется 2 попытки. Записывался лучший результат.

Двигательно-координационные способности - это способность человека быстро, оперативно, целесообразно, т.е. наиболее рационально, осваивать новые двигательные действия, успешно решать двигательные задачи в изменяющихся условиях. Координационные способности имеют выраженные возрастные способности. Дети 4-6 лет обладают низким уровнем развития координации, нестабильной координацией симметричных движений. В возрасте 7-8 лет двигательные координации характеризуются неустойчивостью скоростных параметров и ритмичности. В период от 11 до 13-14 лет увеличивается точность дифференцировки мышечных усилий. Подростки 13-14 лет отличаются высокой способностью к усвоению сложных двигательных координаций. В возрасте 14-15 лет наблюдается некоторое снижение пространственного анализа и координации движений. В период 16-17 лет продолжается совершенствование двигательных координаций до уровня взрослых, а дифференцировка мышечных усилий достигает оптимального уровня (А.М. Максименко, 1999).

Координационные способности определяются по показателям челночного бега 3×10 м. В зале, на расстоянии десяти метров друг от друга чертятся на полу две параллельные линии. По команде «Марш!» участники (участник) стартуют с первой линии, добегает до второй, переступает ее одной ногой, обязательно касаясь пола, поворачивается кругом и возвращается к линии старта. Необходимо выполнить максимально быстро 5 таких замкнутых циклов, поворачиваясь все время в одну и ту же сторону (туда и обратно - один цикл). Не допускаются движения приставными шагами, повороты в разные стороны. Время засекается с точностью до 0,1 сек в момент пересечения линии, от которой выполнялся старт. Все участники должны быть в обуви, не дающей скольжения. Особое внимание необходимо обратить повороту во время бега. Для предотвращения травм стопы и коленного сустава отработать с учащимися правильную постановку стопы и туловища для вхождения в поворот и старт после поворота.

Функциональные пробы на задержку дыхания

- функциональная нагрузка с задержкой дыхания после вдоха (проба Штанге) или после выдоха (проба Генче), измеряется время задержки в секундах. Проба Штанге позволяет оценить устойчивость организма человека к смешанной гиперкапнии и гипоксии, отражающую общее состояние кислородообеспечивающих систем организма при выполнении задержки дыхания на фоне глубокого вдоха, а проба Генче - на фоне глубоко выдоха. Используются для суждения о кислородном обеспечении организма и оценки общего уровня тренированности человека.

Полученные результаты были обработаны методом математической статистики - методом Т-критерия Стьюдента.

Ортостатическая проба

Показать возможности приспособления ССС (сердечно сосудистой системы) к различным внешним факторам окружающей среды. В данном случае исследование реакции организма на изменение положения тела.

Методы математической статистики

Полученные результаты обрабатывались известными статическими методами. Определялась средняя арифметическая величина (М), среднеквадратичное отклонение (G), стандартная ошибка средней арифметической величины (m), средняя ошибка разности (t). Достоверность различия оценивали по критерию Стьюдента (t), который рассчитывали по формуле:

t = (M1 - M2)/ √m1 + m2).

2.3 Организация исследования

Для того чтобы помочь детям восстановить утраченное здоровье после болезни и адаптировать (приспособить) их к жизни необходимо знать основные положения учения о здоровье, болезни, сроки восстановления (реабилитации) здоровья детей после перенесённых заболеваний; уметь применять эти знания в школе на уроках физической культуры в специальных медицинских группах и дома при выполнении специальных упражнений.

Исследование проводилось на базе Муниципального казенного образовательного учреждения средней общеобразовательной школы посёлка Подосиновец Кировской области. В нём приняли участие 12 (6 девочек и 6 мальчиков) детей младшего школьного возраста. Общий временной промежуток исследования составил 15 месяцев (1 год и 3 месяца). Все занимающиеся были дети младшего школьного возраста со слабым здоровьем, часто болеющие дети. Выборка представлена двумя группами детей младшего школьного возраста: 6 детей - составили контрольную группу; в экспериментальную группу вошли также 6 детей. Половозрастная характеристика выборки представлена в таблице 1.

Таблица 1. Половозрастная характеристика групп

Возраст

Мальчики

Девочки

Всего


КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

1 кл. (7-8 лет)



1

1

1

1

2 кл. (8-9 лет)

1

1

1

1

2

2

3 кл. (9-10 лет)

1

1



1

1

4 кл. (10-11 лет)

1

1

1

1

2

2


Отбор в группы проводился на основании изучения истории развития ребёнка (мед. карты детей у школьного фельдшера), жалоб родителей и педагогов. Почти все дети имели трудности в усвоении школьной программы. Не положительно характеризовались педагогами. Так же дети были подвержены частым простудными заболеваниями. Чему свидетельствуют неоднократные справки об освобождении от занятий.

Все работы и исследования в рамках данного дипломного проекта проводились с октября 2011 года по декабрь 2012 года в 3 этапа.

На первом этапе (октябрь 2011 года) нами был проведён анализ научно-методической литературы, что позволило сформулировать гипотезу, цель и задачи исследования. Так же мы ознакомились с существующими оздоровительными программами, методиками для детей младшего школьного возраста. В этот период была проведена беседа с директором, с мед. персоналом школы для подбора контрольной и экспериментальной групп, а так же беседа с родителями и с ослабленными детьми набранных нами групп. Было проведено анкетирование педагогов и родителей детей младшего школьного возраста.

Полученные данные первого этапа исследования позволили составить несколько вариантов физкультурно-оздоровительных занятий для детей младшего школьного возраста с ослабленным здоровьем. Параллельно изучалось физическое развитие, функциональная и физическая подготовленность исследуемого контингента. На данном этапе решалась первая задача исследования.

На втором этапе (ноябрь-декабрь 2012 г.) нами был проведён анализ и подобраны эффективные средства и методы повышения функциональных возможностей организма ослабленных детей младшего школьного возраста из ранее использованных методик. Нами были сформированы контрольная группа из 6 детей младшего школьного возраста (3 девочки и 3 мальчика) и экспериментальная группа (по экспериментальной методике) в количестве 6 человек (3 девочки и 3 мальчика). На этом этапе решалась вторая задача.

Третий этап работы предусматривал проведение основного педагогического эксперимента продолжительностью 12 месяцев. В ходе этого эксперимента решалась третья задача исследования. В ходе эксперимента на занятиях для экспериментальной группы вводились новые средства и методы на основе спортивной игры волейбол. Для проведения основного педагогического эксперимента тестирование физического развития, функциональной и двигательной подготовленности проводилось в начале и по окончании педагогического эксперимента, как в контрольной так и в экспериментальной группе. Полученные результаты обрабатывались методом математической статистики - по Т-критерию Стьюдента.

3. Результаты педагогического исследования и их обсуждения

3.1    Содержание эксперементальной методики профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий

Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий на основе спортивной игры в волейбол включает в себя:

Образовательные задачи:

- формирование двигательных навыков и умений;

развитие физических качеств;

привитие навыков гигиены, закаливания;

начальное обучение занимающихся приёмам игры и тактическим взаимодействиям в волейболе;

сообщать знания, связанные с физическим воспитанием: о пользе занятий, о значении и технике упражнений, методике их проведения;

Воспитательные задачи:

- воспитание активности, смелости, решительности, дисциплинированности, коллективизма и других черт характера;

воспитание самостоятельности, сообразительности.

Оздоровительные задачи:

- укрепление и профилактика здоровья;

укрепление связочно-суставного аппарата;

совершенствование деятельности сердечнососудистой и дыхательной систем;

совершенствование деятельности центральной нервной системы.

Занятия экспериментальной группы проводились 2 раза в неделю во второй половине дня во внеурочное время продолжительностью 45 минут (35 мин. - основное занятие, 10 мин индивидуальная работа с каждым занимающимся). Всего проведено - 80 занятий.

Использовали занятия следующих типов: Коррекционно-оздоровительные занятия и мероприятия, дающих возможность оказать помощь ребенку в плане закаливания, улучшения его общего физического и психомоторного развития, улучшения функционирования основных жизнеобеспечивающих систем (центральной нервной системы, дыхания, желудочно-кишечного тракта, пищеварения, сердечно-сосудистой, иммунной) -23; занятия с изучением нового материала -15; занятия с совершенствованием изученного (эти занятия проводятся с целью закрепления ранее полученных знаний и совершенствования практических навыков. Занятия этого вида включают не все звенья процесса обучения и наиболее часто встречаются там, где выполнение приемов доводить до автоматизма) -20; занятия смешанного типа (когда на одном занятии происходит разучивание одних упражнений, закрепление и совершенствование других) -15; контрольные занятия (проводятся с целью проверки знаний и умения выполнять приемы (упражнения на выполнение нормативных показателей). - 7.

Каждый ребёнок испытывает постоянную потребность в движениях. Эта потребность обусловлена законами развития молодого организма. Поэтому необходимо осознанно и умело направлять ход этого развития. Правильный подбор физических упражнений и соответствующая нагрузка обеспечивают равномерное, полное и всестороннее развитие.

В младшем школьном возрасте дети свободно держат мяч, передают его, ударяют по нему. Они уже могут усвоить определённую последовательность изменения ситуаций, подчинить свою деятельность сознательно поставленной цели, принимать решения, соответствующие обстановке предвидеть возможные действия соперника.

Всё это свидетельствует о том, что детям вполне доступны подвижные игры и упражнения, подготавливающие к игре в волейбол.

Занятия волейболом повышают мышечно-двигательные ощущения, улучшают зрительный и кинестетический контроль за выполнением определённых движений, способствуют развитию костей и увеличивают период их роста, уменьшают накопление жировой ткани, развивают силу, ловкость, быстроту движений, повышают дееспособность вегетативных органов.

Изучение элементов волейбола осуществлялось в соответствии с правилом «от простого к сложному».

Так же нами были введены модифицированные нормативы по волейболу для детей младшего школьного возраста (Приложение №4). В конце педагогического исследования нами был проверен уровень технической подготовки экспериментальной группы.

Нами вводились такие методы, как: метод приобретения знаний, методы формирования двигательных умений и навыков (разучивание по частям и целостное разучивание), методы развити физических качеств (повторный, переменный, круговая тренировка), игровой, соревновательный.

Средства: упражнения для формирования правильной осанки, упражнения дыхательной гимнастики, гигиеническая гимнастика, упражнения с предметами, специальные упражнения при обучении техническим прёмам спортивной игры волейбол, игры, эстафеты, закаливание.

Вывод: Мы должны провести профилактику заболеваний часто болеющих детей, развить их физические качества и обучить основам игры в волейбол, что бы дети не отставали от своих сверстников как в физическом развитии так и в обучении.

Проводя занятия с ослабленными детьми нам нужно знать примерные сроки возобновления занятий физическими упражнениями после перенесенных заболеваний.

3.2   
Результаты педагогического исследования

 

Анализ результатов анкетирования

Перед началом исследования нами было проведено анкетирование родителей, а так же педагогов младших классов образовательного учреждения. В анкетировании принимало участие 12 преподавателей младших классов.

Анкета была представлена с целью изучения зависимости физического развития, функциональной и физической подготовленности младших школьников с ослабленным здоровьем от применяемых физкультурно-оздоровительных мероприятий в учреждении.

В результате проведения анкетирования установлено, что все работники (преподаватели младших классов) считают, что физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме дня детей младшего школьного возраста очень важны и способствуют укреплению здоровья детей, однако более половины опрошенных (53,2%) считают, что в этом возрасте к повышенному двигательному режиму детей с ослабленным здоровьем надо относиться очень осторожно, чтобы не способствовать возникновению хронических заболеваний.

Отмечено, что в большей степени укреплению здоровья младших школьников способстуют прогулки по свежему воздуху, закаливание, утренняя гимнастика и подвижные игры.

Значительная часть опрошенных полагает, что физкультурно-оздоровительные занятия в учреждении для детей с ослабленным здоровьем должны отличаться от общепринятых меньшим обьёмом используемых средств и методов, проводиться в более «тепличных условиях» и под постоянным контролем со стороны врача.

Некоторые педагоги не представляют, какие новые физкультурно-оздоровительные мероприятия во внеурочное время можно ещё ввести в режиме дня детей с ослабленным здоровьем.

% опрошенных отметили, что нехватка методической литературы отрицательно сказывается на уровне профессионального образования и не способствует повышению эффективности занятий, имеющими отклонения в состоянии здоровья.

Для более глубокого и разносторонннего изучения исследуемой проблемы нами проведён анкетный опрос родителей (Приложение №10), которые имеют детей с ослабленным здоровьем (участие принимало 22 человека). Все опрошенные отметили, что их дети недостаточно здоровы по целому ряду причин, основные из которых - слабое питание, нехватка витаминов, плохая экологическая обстановка и наследственные факторы. И только 12% опрошенных указали, что причиной слабого здоровья ребёнка является недостаточный уровень физического развития и физической подготовленности. Установлено что, во многих семьях не поддерживается здоровый образ жизни: не проводятся закаливающие процедуры, мало кто занимается физическим развитием ребёнка, не соблюдается режим дня, мало кто из детей посещают физкультурно-оздоровительные занятия. Вот и вывод: если не поддерживать здоровый образ жизни в семье и не развивать в своём ребёнке физические способности, вследствие ребёнок не будет готов ни к физическим нагрузка ни к умственным. А это сейчас очень важно, так как в настоящее время в школе а особеннов младших классах очень большая нагрузка на детей, и изменение программ несёт за собой трудности.

После анкетирования с помощью метода случайной выборки была набрана группа детей из младших классов со слабым здровьем разного пола и возраста. (Половозрастная характеристика выборки представлена в таблице 1).

На первом этапе мы изучили методическую литературу по проблеме заболеваемости детей младшего школьного возраста, что позволило изучить причины заболеваний.

На втором этапе (ноябрь-декабрь 2012) нами был проведён анализ литературы и подобраны эффективные средства и методы повышения функциональных возможностей ослабленных детей младшего школьного возраста в традиционной форме, т.е. из ранее использованных методик. Нами были сформированы контрольная группа из 6 детей младшего школьного возраста (3 девочки и 3 мальчика) и экспериментальная группа (по экспериментальной методике) в количестве 6 человек (3 девочки и 3 мальчика). Основной организационной формой обучения детей контрольной и эксперементальной группы было занятие продолжительностью 45 минут. Занятия проводилось 2 раза в неделю (среда, пятница) во второй половине дня.

На третьем этапе основного эксперимента на занятиях с контрольной группой применялись стандартные средства и методы тех авторов средства и методы которых мы изучили (в основу взяли «Корригирующую гимнастику» Н.Н. Седых). На занятиях с экспериментальной группой ослабленных детей вводилась экспериментальная методика с новыми средствами и методами на основе спортивной игры волейбол.

Так же во время исследования (на начало и на окончании исследования) были изучены показатели физического развития каждого занимающегося.

Анализ показателей физического развития детей на начало и на окончание исследования по группам.

По диаграммам (рис. №1,2,3) видно что, показатели физического развития детей увеличились. Исследование проводилось год и дети не отстали в физическом развитии что в контрольной что в экспериментальной группе.

Рис. 1. Изменение показателей физического развития детей контрольной и экспериментальной групп (рост в см)

Показатель роста каждого исследуемого ребёнка за продолжительный период времени увеличился в среднем на 3-4 см.

Рис. 2. Изменение показателей физического развития детей контрольной и экспериментальной групп (Масса тела в кг)

Показатель массы тела каждого исследуемого ребёнка вырос в среднем на 4 кг.

Рис. 3. Изменение показателей физического развития детей контрольной и экспериментальной групп (Окружность грудной клетки в см)

Анализ физической подготовленности групп на начало и окончание педагогического эксперимента

В обеих группах нами был изучен уровень физической подготовленности занимающихся чему свидетельствуют таблица 2 и диаграммы (рис. 4, 5,6,7,8).

Рис. 4. Изменение показателей физической подготовленности (метание малого мяча) на начало и на окончание эксперимента детей контрольной и экспериментальной групп

Показатель метания в экспериментальной группе повысился значительнее чем в контрольной.

Рис. 5. Изменение показателей физической подготовленности (прыжок в длину с места) на начало и на окончание эксперимента детей контрольной и экспериментальной групп

Показатель прыжка в экспериментальной группе повысился значительнее чем в контрольной.

Рис. 6. Изменение показателей физической подготовленности (бег на 30 м.) на начало и на окончание эксперимента детей контрольной и экспериментальной групп

Показатель в беге на 30 метров в экспериментальной группе сократился значительнее чем в контрольной.

Рис. 7. Изменение показателей физической подготовленности (гибкость) на начало и на окончание эксперимента детей контрольной и экспериментальной групп

Показатель гибкости в экспериментальной группе стал выше как и в контрольной.

Рис. 8. Изменение показателей физической подготовленности (челночный бег 3х10) на начало и на окончание эксперимента детей контрольной и экспериментальной групп

Показатель бега в экспериментальной группе значительнее сократился чем в контрольной.

Таблица 2. Уровень физической подготовленности занимающихся на начало и на окончание исследования

Фамилия, имя

Группа

Возраст (л)

Метание малого мяча 150г. (м)

Прыжок в длину с места (см)

Бег 30 м. (с.)

Гибкость




Начало ис.

Окончание ис.

Начало ис.

Окончание ис.

Начало ис.

Окончание ис.

Начало ис.

Окончание ис.

Хасиева Есения

К

7

6,5

7

78

79

7,8

7,6

+8

+10

Ивашевская Вика

К

8

9

13

97

95

7,2

7,3

+6

+9

Трунов Максим

К

8

15

16

99

97

7,0

7,5

+3

+5

Гладкий Андрей

К

9

18

19

117

122

6,9

7,2

+5

+5

Бушманова Надя

К

10

16,5

18

119

115

8,1

7,7

+1

+2

Новосад Никита

К

10

23

22

124

127

6,8

6,5

+4

+5

Логиновский Саша

Э

7

12

95

110

7,8

7,0

+3

+4

Злобин Родион

Э

8

16,5

19

109

120

7,2

6,5

+5

+5

Солодянникова Карина

Э

8

11

15

100

124

7,6

7,0

+6

+7

Коноплёв Степан

Э

9

19,5

23

121

140

7,1

6,2

+4

+5

Соколова Диана

Э

10

18

25

124

155

7,2

6,0

+5

+5

Южанин Валерий

Э

10

27

30

127

158

7,1

6,2

+3

+4


Вывод:

§  Метание малого мяча: в контрольной группе средний показатель увеличился на 8%, в экспериментальной же - на 21,5%.

§  Прыжки в длину с места (см.): в контрольной группе средний показатель увеличился на 0,2%, а в экспериментальной группе - на 19,4%.

§  Бег на 30 м.: в контрольной группе средний показатель не изменился, в экспериментальной же средний показатель сократился на 11%.

§  Гибкость: в контрольной группе средний показатель увеличился на 33,3%, в экспериментальной же группе средний показатель увеличился на 16%.

§  Челночный бег 3х10 (сек.): в контрольной группе средний показатель сократился на 0,9%, в экспериментальной же группе средний показатель сократился на 8,4%.

При обработке результатов использовали метод математической статистики - Т-критерий Стьюдента. И вот что мы получили:

Таблица 3. Достоверность различных показателей физической подготовленности в контрольной и экпериментальной группах на начало педагогического исследования

Показатель физической подготовки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

T

P


М

G

m

М

G

m



Метание малого мяча 150 гр.

14,667

6,047

2,469

17

6,205

2,533

0,66

>0,05

Прыжок в длину с места

105,667

17,478

7,136

112,667

13,337

5,445

0,78

>0,05

Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)

4,5

2,429

0,991

4,3

1,211

0,494

0,15

>0,05

Бег на 30 м.

7,3

0,529

0,216

7,333

0,294

0,120

0,135

>0,05

Челночный бег 3х10

11,083

1,535

0,626

10,767

0,75

0,306

0,454

>0,05


По данным таблици можно сделать вывод: На начало эксперимента контрольная и экспериментальная группы имели однородность показателей (не достоверность).

Таблица 4. Изменение показателей физической подгогтовленности в контрольной группе от начала к окончанию педагогического исследования

Показатели физической подготовленности

Контрольная группа

T

P


М (н)

G(н)

m(н)

М (к)

G(к)

m(к)



Метание малого мяча 150 гр.

14,667

6,047

2,469

15,833

5,269

2,151

0,356

>0,05

Прыжок в длину с места

105,667

17,478

7,136

105,833

18,487

7,548

0, 016

>0,05

Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)

4,5

2,429

0,991

6

2,966

1,21

0,96

>0,05

Бег на 30 м.

7,3

0,529

0,216

7,3

0,434

0,177

0

>0,05

Челночный Бег 3х10

11,083

1,535

0,626

10,983

1,224

0,499

0,125

>0,05


Вывод: в данной таблице все показатели на окончание эксперимента >0,05 (2,228), т.е. не достоверны, но по средней арифметической показатели по окончании эксперимента чуть выше начальных:

метание малого мяча - начальный показатель - 14,6, конечный - 15,8.

прыжок в длину с места - начальный показатель - 105,6, конечный - 105,8.

гибкость - начальный показатель - 4,5, конечный - 6.

бег на 30 метров - показатель не изменился.

челночный бег 3х10 - начальный показатель - 11,083, конечный - 10,983, показатель здесь должен быть меньше, т. к. данный тест выполняется на скорость.

Показатели физической подготовленности практически не увеличились.

Таблица 5. Изменение показателей физической подготовленности в экспериментальной группе от начала к окончанию педагогического исследования

Показатели физической подготовленности

Экспериментальная группа

T

P


М (н)

G(н)

m(н)

М (к)

G(к)

m(к)



Метание малого мяча 150 гр.

17

6,205

2,53

20,667

6,653

2,71

0,989

>0,05

Прыжок в длину с места

112,667

13,337

5,445

134,5

19,614

8,008

2,255

<0,05 (рез. достоверен)

Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)

4,333

1,211

0,494

5

1,095

0,447

0,843

>0,05

Бег на 30 м.

7,333

0,294

0,120

6,483

0,431

0,175

4,007

<0,05 (рез. достоверен)

Челночный Бег 3х10

10,767

0,75

0,306

9,867

0,592

0,241

2,313

<0,05 (рез. достоверен)


Вывод: в данной таблице 3 показатели (прыжок в длину с места, бег на 30 метров, челночный бег), оказались достоверными на окончание эксперимента <0,05, а 2 показателя (метание малого мяча и тест на гибкость) не достоверны, т. к. >0,05, но по средней арифметической эти показатели по окончании эксперимента чуть выше начальных:

метание малого мяча - начальный показатель - 17, конечный - 20,667.

гибкость - начальный показатель - 4,333, конечный - 5.

Таблица 6. Достоверность различий по показателям физической подготовленности в контрольной и экпериментальной группах на конец педагогического эксперимента

Показатель физической подготовки

Контрольная группа

Экспериментальная группа

T

P


М

G

M

М

G

m



Метание малого мяча 150 гр.

15,833

5,269

2,15

20,667

6,653

2,716

1,395

>0,05

Прыжок в длину с места

105,833

18,487

7,548

134,5

19,614

8,008

2,605

<0,05 (достоверно)

Гибкость (наклон вперёд из положения сидя)

6

2,966

1,21

5

1,095

0,447

0,775

>0,05

Бег на 30 м.

7,3

0,434

0,177

6,483

0,431

0,175

3,272

<0,05 (достоверно)

Челночный бег 3х10

10,983

1,224

0,499

9,867

0,592

0,241

2,012

>0,05


По данным таблици на окончание эксперимента контрольная и экспериментальная группы имели статистически значимые различия но не по всем показателям:

метание малого мяча - различия не достоверны, но по средней арифметической у экспериментальной группы выше показатель чем у контрольной.

прыжок в длину с места - различия достоверны и статистически значимы (t=2,605, Р<0,05)

гибкость - различия не достоверны, по средней арифметической у экспериментальной группы показатель ниже чем у контрольной.

бег на 30 метров - различия достоверны и статистически значимы (t=3,272). (Р<0,05)

челночные бег 3х10 - различия не достоверны, но по средней арифметической у экспериментальной группы выше показатель чем у контрольной.

Вывод: Это ознаячает что экспериментальная (новая) методика для экспериментальной группы достоверна, но не по всем показателям. Нужно увеличивать количетво занятий в неделю и работать больше над такими физическими качествами как гибкость, сила (собственно силовые возможности) и двигательно-координационные способности.

Анализ функциональных проб на задержку дыхания

Функциональная проба Штанге

Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого вдоха. При этом рот должен быть закрыт, а нос зажат пальцами. С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается как улучшение подготовленности (тренированности) человека.

Функциональная проба Генче

Измеряется максимальное время задержки дыхания после глубокого выдоха. При этом рот должен быть закрыт, а нос зажат пальцами. С улучшением физической подготовленности в результате адаптации к двигательной гипоксии время задержки нарастает. Следовательно, увеличение этого показателя при повторном обследовании расценивается как улучшение подготовленности (тренированности) человека.

Таблица 7. Ориентировочные показатели пробы Штанге (сек.) в зависимости от возраста и пола

Возраст (лет)

Мальчики

Девочки

7

36

30

8

40

36

9

44

40

10

50

50

11

51

44


Таблица 8. Норма по функциональной пробе Генче

Группа тестируемых

Оценка

Результат

Здоровые нетренированные люди

Норма

25-30 сек.

Тренированные люди

Норма

40-60 сек. и более


Таблица 9. Показатели контрольной и экспериментальной групп (проба Штанге и проба Генче) на начало и на окончание эксперимента (сек.)

Фамилия, имя

Возраст

Проба Штанге

Прирост показателя (сек.)

Проба Генче





Нач. (сек.)

Окон. (сек.)


Нач. (сек.)

Окон. (сек.)

1

Хасиева Есения

К

7

23

31

+8

17

25

2

Ивашевская Вика

К

8

30

37

+7

19

25

3

Трунов Максим

К

8

36

42

+6

18

25

4

Гладкий Андрей

К

9

38

45

+7

18

25

5

Бушманова Надя

К

10

43

51

+8

20

26

6

Новосад Никита

К

10

47

52

+5

21

27

7

Логиновский Саша

Э

7

31

36

+5

16

24

8

Злобин Родион

Э

8

35

40

+5

17

25

9

Солодянникова Карина

Э

8

36

38

+2

19

25

10

Коноплёв Степан

Э

9

39

45

+6

21

26

11

Соколова Диана

Э

10

45

53

+8

21

25

12

Южанин Валерий

Э

10

44

55

+11

22

28


По данным таблицы на окончание педагогического исследования у всех испытуемых повысился показатель, значит, улучшился уровень подготовленности. Следовательно, экспериментальная методика повлияла на группу исследуемых.

Таблица 10. Изменение показателей Функциональных проб Штанге и Генче в контрольной группе от начала к окончанию педагогического исследования

Показатели

Контрольная группа

T

P


М (н)

G(н)

m(н)

М (к)

G(к)

m(к)



Проба Штанге

36,167

8,704

3,554

43,0

8,124

3,317

1,404

>0,05

Проба Генче

18,833

1,472

0,601

25,5

0,837

0,341

9,645

<0,05 (рез. достоверен)


Вывод: в данной таблице 10 показатели пробы Штанге оказались не достоверными на окончание эксперимента >0,05, а показатели пробы Генче достоверны, т. к. < 0,05.

Таблица 11. Изменение показателей Функциональных проб Штанге и Генче в экспериментальной группе от начала к окончанию педагогического исследования

Показатели

Экспериментальная группа

T

P


М (н)

G(н)

m(н)

М (к)

G(к)

m(к)



Проба Штанге

38,333

5,428

2,216

44,5

7,969

3,253

1,567

>0,05

Проба Генче

19,333

2,422

0,98

25,5

1,378

0,56

5,42

<0,05 (рез. достоверен)



Примечание: М(н), (к) - средняя арифметическая (начальная), (конечная), G(н), (к) - среднеквадратичное отклонение (начальное), (конечное), m(н), (к) - средняя ошибка среднего значения (начальная), (конечная).

Вывод: в данной таблице 11 показатели пробы Штанге оказались не достоверными на окончание эксперимента >0,05, а показатели пробы Генче достоверны, т. к. < 0,05.

Рис. 9. Изменение средних показателей функциональной пробы Штанге контрольной и эксприменальной групп на начало и окончание эксперимента

На окончание эксперимента у контрольной (на 16%) и у экспериментальной (на 16%) групп показатели пробы увеличились.

На окончание исследования у контрольной (на 35%) и экспериментальной (на 32%) групп показатель пробы Генче увеличился.

Рис. 10. Изменение средних показателей функциональной пробы Генче контрольной и экспериментальной групп на начало и окончание эксперимента

Анализ ортостатической пробы

В течение 5 минут испытуемый спокойно находится в положении лежа. На 5-ой минуте в положении лежа подсчитывается пульс. Затем испытуемый встаёт, приходит в вертикальное положение и сразу подсчитывается пульс.

Переносимость работы: хорошая - учащение пульса не более чем на 11 ударов, удовлетворительная - учащение пульса на 12-18 ударов, неудовлетворительная - учащение пульса на 19 ударов и более.

Таблица 12. Частота сердечных сокращений у детей разного возраста

Возраст

ЧСС в норме

Граници нормы

6-8 лет

98

78-118

8-10 лет

88

68-108

10-12 лет

80

60-100



Таблица 13. Изменение ЧСС после смены положения тела контрольной и экспериментальной группы на начало исследование и на окончаие

Фамилия, имя

Группа

Возраст

Показатель на начало исследования (ударов в мин.)

Показатель на окончание исследования (ударов в мин.)

Вывод





Лёжа

стоя

увеличение показ. после нагрузки

Лёжа

стоя

увеличение показ. после нагрузки


1

Хасиева Есения

К

7

95

108

+13 (уд.)

93

103

+10 (хор.)

Показатель в норме

2

Ивашевская Вика

К

8

90

102

+12 (уд.)

88

99

+11 (хор.)

Показатель в норме

3

Трунов Максим

К

8

89

99

+10 (хор.)

87

96

+9 (хор.)

Показатель в норме

4

Гладкий Андрей

К

9

85

98

+13 (уд.)

80

91

+11 (хор.)

Показатель в норме

5

Бушманова Надя

К

10

88

104

+16 (уд.)

85

96

+11 (хор.)

Показатель в норме

6

Новосад Никита

К

10

86

93

+7 (хор.)

84

90

+6 (хор.)

Показатель в норме

7

Логиновский Саша

Э

7

92

104

+12 (уд.)

88

94

+6 (хор.)

Показатель в норме

8

Злобин Родион

Э

8

86

102

+16 (уд.)

84

94

+10 (хор.)

Показатель в норме

9

Солодянникова Карина

Э

8

84

94

+10 (хор.)

82

90

+8 (хор)

Показатель в норме

10

Коноплёв Степан

Э

9

78

90

+12 (уд.)

76

86

+10 (хор.)

Показатель в норме

11

Соколова Диана

Э

10

78

92

+14 (уд.)

76

86

+10 (хор.)

Показатель в норме

12

Южанин Валерий

Э

10

76

86

+10 (хор.)

74

84

+10

Показатель в норме


Вывод: на начало исследования почти у всех испытуемых был удовлетворительный показатель, на окончание исследования показатель пришёл в норму. Вследствие экспериментальная методика повлияла на функциональные системы рганизма.

Рис. 11. Изменения показателя ЧСС после нагрузки

Чем меньше показатель после нагрузки тем быстрее восстанавливается организм.

В исследовании принимало участие 12 чел. (6 - контрольная группа, 6 - экспериментальная группа).

Все исследуемые дети относятся к часто болеющим. Что свидетельствуют их частые эпизоды заболеваний в год. В основном присутствуют такие заболевания как: бронхиальная астма, хронический вазомоторный ренит, аденоды, гипертрофия миндалин, ангина и т.д.

Таблица 14. Заболеваемость детей

Фамиля, имя

Группа

Заболевание

Хасиева Есения

К

Бронхиальная астма (аллергическое заболевание, характеризующееся повторяющимися приступами удушья вследствие спазма бронхов и отёка их слизистой оболочки), ЧБД (3 подготовительная группа)

Ивашевская Вика

К

Аденоиды (гланды) - это дефектные изменения в глоточной миндалине. Обычно они возникают после перенесенных инфекций (корь, скарлатина, грипп, дифтерия) или являются наследственными дефектами. Чаще встречаются у детей 3-10 лет.

Трунов Максим

К

Аденоиды, ЧБД (2 основная группа)

Гладкий Андрей

К

Гипертрофия миндалин, ЧБД (2 основная группа)

Бушманова Надя

К

Бронхиальная астма, ЧБД

Новосад Никита

К

Бронхиальная астма, ЧБД

Логиновский Саша

Э

Аденоиды, ЧБД

Злобин Родион

Э

Рецедирующий бронхит, ЧБД

Солодянникова Карина

Э

Аденоиды, хронический вазомоторный ринит (хроническое заболевание, при котором дилатация сосудов носовых раковин или назальная гиперреактивность развиваются под воздействием неспецифических экзогенных или эндогенных факторов)

Коноплёв Степан

Э

Аденоиды, ЧБД

Соколова Диана

Э

Пневмония (воспаление лёгких), ЧБД

Южанин Валерий

Э

Бронхит, ЧБД


При исследовании, проводимом в течение года, применяют инфекционный индекс (ИИ), определяемый как отношение суммы всех эпизодов ОРЗ в течение года к возрасту ребёнка. В группе ЧБД - соотношение количества эпизодов заболеваемости всех детей на количестово детей в группе.

В норме у каждого показатель колеблется от 0,2 до 0,3, а в группе ЧБД - от 1.1 до 3,5. (Ю.Б. Белоусов, В.В. Омельяновский, 1996)

Таблица 15. Показатель заболеваемости контрольной и экспериментальной групп до начала исследования (данные за 2010-11 уч. год)

Фамилия, имя

Возраст (л.)

Количество эпизодов заболеваний

ИИ

ИИ группы

Контрольная группа

1

Хасиева Есения

7

4

0,5

3,6

2

Ивашевская Вика

8

4

0,5


3

Трунов Максим

8

4

0,5


4

Гладкий Андрей

9

4

0,4


5

Бушманова Надя

10

3

0,3


6

Новосад Никита

10

3

0,3


Экспериментальная группа

1

Логиновский Саша

7

4

0,5

3,8

2

Злобин Родион

8

4

0,5


3

Солодянникова Карина

8

4

0,5


4

Коноплёв Степан

9

4

0,4


5

Соколова Диана

10

4

0,4


6

Южанин Валерий

10

3

0,3



Вывод: рассчитав инфекционный индекс у каждого исследуемого и каждой группы, мы пришли к выводу, что он значительно высокий и не входит в норму.

Таблица 16. Показатель заболеваемости контрольной и экспериментальной групп на окончание исследования (данные за 2011-12 уч. год)

Фамилия, имя

Возраст (л.)

Количество эпизодов заболеваний

ИИ

ИИ группы

Контрольная группа

1

Хасиева Есения

7

3

0,4

2,5

2

Ивашевская Вика

8

3

0,3


3

Трунов Максим

8

3

0,3


4

Гладкий Андрей

9

2

0.2


5

Бушманова Надя

10

2

0,2


6

Новосад Никита

10

2

0.2


Экспериментальная группа

1

Логиновский Саша

7

3

0,4

2,3

2

Злобин Родион

8

2

0,2


3

Солодянникова Карина

8

3

0,3


4

Коноплёв Степан

9

2

0,2


5

Соколова Диана

10

2

0,2


6

Южанин Валерий

10

2

0,2



Вывод: по окончании исследования у каждой группы инфекционный индекс пришёл в норму (контрольная - 2,5, экспериментальная - 2,3). Так же инфекционный индекс понизился и у каждого исследуемого (см. Таблицу 16).

Если инфекционный индекс понизился у детей, значит профилактика заболеваний прошла успешно, и повлияла наша экспериментальная методика.

Рис. 12. Изменение инфекционного индекса

Выводы

1.      Таким образом, анализ научно-методической литературы по изучаемой проблеме показал, что здоровье детей младшего школьного возраста за последние десятилетия претерпело значительные изменения. Причиной тому является возрастающее загрязнение окружающей среды, неудовлетворительные социально-экономические условия, гиподинамия и малоподвижный образ жизни и конечно не соблюдение здоровьесберегающих факторов (привитие здорового образа жизни). У большинства часто и длительно болеющих, ослабленных детей повышенная заболеваемость ОРЗ сопряжена с изменениями иммунной защиты организма. Было отмечено, что ЧБД быстрее утомляются, хуже учатся. Для профилактики заболеваний авторы выделяют следующие средства физической культуры, которые, по их мнению, дают хороший оздоровительный эффект: общеразвивающие упражнения, упражнения с предметами, бег, лыжи, ритмическая гимнастика, дыхательная гимнастика, сюжетные игры с длительными беговыми нагрузками, игры на координацию движений и равновесие, эстафеты.

.        Была разработана и проверена экспериментальным путём методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей на внеурочных формах занятий, заключающаяся в использовании специальных средств и методов на основе техники спортивной игры в волейбол.

3.      Результаты педагогического эксперимента показали, что показатель физической подготовленности ослабленных младших школьников улучшился, а заболеваемость снизилась:

- показатели (прыжок в длину с места, бег на 30 метров, челночный бег), оказались достоверными на окончание эксперимента <0,05, а 2 показателя (метание малого мяча и тест на гибкость) не достоверны, т. к. >0,05, но по средней арифметической эти показатели по окончании эксперимента выше начальных:

метание малого мяча - начальный показатель - 17 (среднее арифметическое), конечный - 20,667 (среднее арифметическое).

гибкость - начальный показатель - 4,333 (среднее арифметическое), конечный - 5 (среднее арифметическое).

На окончание исследования у экспериментальной группы показатель пробы Штанге увеличился на 16%, а показатель пробы Генче на 32%, вследствие улучшился уровень подготовленности.

Так же по заболеваемости группы и каждого ребёнка инфекционный индекс пришёл в норму (2,3), вследствие заболеваемость снизилась.

4.      Результаты педагогического эксперимента позволяют рекомендовать методику профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей, заключающейся в использовании специальных средств и методов на основе техники спортивной игры в волейбол, что позволит улучшить развитие физической подготовленности и снизить заболеваемость.

Список литературы

оздоровительный школьный внеурочный занятие

1.     Бабенкова, Е.А. Как помочь детям стать здоровыми [Текст]: методическое пособие / Е.А. Бабенкова. - М.: ООО «Издательство Астрель», 2003. - 206 с.

2.      Бадина, Н.П. Часто болеющие дети [Текст]: психологическое сопровождение в начальной школе / Н.П. Бадина. - М.: Генезис, 2007. - 152 с.

3.      Белоусов Ю.Б., Омельяновский В.В. Клиническая фармакология болезней органов дыхания. Руководство для врачей. - М.: Универсум Паблишинг, 1996. - 176 с.

4.      Беляев, А.В. Волейбол [Текст] / А.В. Беляев. - М.: «Физкультура, образование и наука», - 2000. - 368 с.

.        Велитченко, В.Н. Организация занятий с учащимися, отнесёнными к специальной медицинской группе [Текст]: настольная книга учителя физической культуры/ под редакцией Л.Б. Кофмана. - М.: Физкультура и спорт, - 1998.

.        Забродина, Н.П. Работа со специальными медицинскими группами [Текст] / Н. П Забродина. - М.: Физическая культура в школе, - 2000 - №6 - с 22-25.

7.     Ланда, Б.Х. Методика комплексной оценки физического развития и физической подготовленности [Текст]: учеб. пособие / Б.Х. Ланда. - 4-е изд., испр. и доп. - М.: Сов. спорт, 2008. - 244 с.: ил.

8.      Максименко, А.М. Основы теории и методики физической культуры [Текст] / А.М. Максименко. - М.: 1999.

9.     Мамедов, К.Р. Физкультура для учащихся 1-11 классов специальных медицинских групп. Тематическое планирование, игры и упражнения [Текст] / К.Р. Мамедов. - Волгоград: Учитель, - 2007. - 83 с.

10.    Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры [Текст]: учебник для институтов физической культуры / Л.П. Матвеев. - М.: Издательство «Физкультура и спорт». - 1991. - 543 с.

11.    Мизерницкий Ю.Л., Сорокина Е.В., Ермакова И.Н. и др. Организация медицинской помощи детям с пневмонией в Российской Федерации // Рос. вестн. перинатол. и педиатрии. - 2005. - №3. - С. 4-8.

12.    Мизерницкий Ю.Л., Сорокина Е.В. Макролиды при инфекциях дыхательных путей у детей: современные представления о механизмах действия // Consilium medicum. Прил. Педиатрия. - 2006. - №2. - С. 23.

13.    Обучение технике игры в волейбол и её совершенствование [Текст]: Методическое пособие. - М.: Изд. «Олимпия». - 2007. - 56 с.

.        Пикула, Л.В. Программа по лечебной физкультуре для учащихся, отнесённых к специальной медицинской группе [Текст] / Л.В. Пикула. - 2011. - 6 с.

.        Попов, С.В. Валеология в школе и дома (о физическом благополучии школьников) [Текст] / С.В. Попов. - Спб.: Союз. - 1997.

.        Программа для ДЮСШ и СДЮШОР по волейболу [Текст]. - М.: Советский спорт. - 2004. - 96 с.

.        Седых, Н.Н. Корригирующая гимнастика для детей с ослабленным здоровьем [Текст] / Н.Н. Седых. - 2011. - 16 с.

.        Туманова, А. Будут ли от «Покемона» здоровые дети? [Текст] / А. Туманова // Любимая газета. - 2001 - №20. - 107 с.

.        Хапко, В.Е. Волейбольным [Текст] / В.Е. Хапко. - К.: Здоровья. - 1987. - 120 с.

.        Холодов, Ж.К., Кузнецов, В.С. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Изд. Центр «Академия». - 2003 - 480 с.

Похожие работы на - Методика профилактики заболеваний ослабленных (часто болеющих) детей младшего школьного возраста на внеурочных формах занятий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!