Сущность и виды актов государственного управления

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    16,06 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Сущность и виды актов государственного управления

Содержание

Правовые акты управления

Участники производства по делам об административных правонарушениях

Задача

Литература

правовой акт управление административное правонарушение

Правовые акты управления

Весь комплекс юридически значимых действий, совершаемых субъектами исполнительной власти (в широком смысле - исполнительными органами различных иерархических уровней, а также должностными лицами) в целях практического выполнения возлагаемых на них многообразных исполнительных, распорядительных, координационных, контрольных и надзорных функций, нельзя сводить исключительно к изданию ими соответствующих их компетенции правовых актов.

Однако, поскольку именно в них в максимальной степени находят непосредственное выражение все основные качества государственно-управленческой деятельности, проявляется способность названных субъектов выражать исполнительную власть, юридическая характеристика такого рода правовых актов закономерно занимает одно из центральных мест в административно-правовой теории.

С помощью правовых актов проявляется властная воля аппарата органов исполнительной власти. По общепринятому в административно-правовой литературе мнению, акты государственного управления являются основной юридической, или, иначе говоря, административно-правовой, формой реализации задач и функций исполнительной власти.

При помощи этих актов органы исполнительной власти в пределах своих полномочий регулируют общественные отношения, организуют хозяйственную, государственную, культурную и общественно-политическую жизнь, охраняют общественный порядок и государственную безопасность, защищают законные права и свободы граждан общественных и государственных организаций.

Посредством правовых актов государственной исполнительной власти образуются и упраздняются государственные органы, определяются их задачи и функции, компетенция, устанавливается правовой статус общественных и религиозных организаций и др. При помощи этих актов также решаются многие вопросы реализации гражданами, должностными лицами и организациями своих прав, обязанностей, полномочий и компетенции. Правовые акты исполнительной власти способствуют предупреждению совершения неправомерных действий гражданами и должностными лицами, выступают мерилом должного поведения субъектов права. Поэтому можно утверждать, что указанные акты являются неотъемлемой и, пожалуй, главной составной частью механизма государственного управления, обеспечивающей соблюдение и реализацию прав и свобод граждан, законность и порядок в стране, а значит огромную важность имеет и осуществление органами государственной исполнительной власти федерального и регионального уровней правотворческой деятельности с полным соблюдением требований к разработке, изданию и применению правовых актов управления.

Нужно отметить, что все акты управления независимо от того, каким органом принят тот или иной акт, издаются только на основании и во исполнение закона и тем самым являются подзаконными.

Таким образом, правовой акт управления - это управленческое решение, в котором находят свое непосредственное выражение цели, задачи, функции и методы деятельности субъектов государственного управления.

Правовые акты управления являются основной юридической (административно-правовой) формой реализации задач и функций исполнительной власти. Наиболее значимые качества, определяющие юридическую природу правового акта управления, следующие:

а) представляет собой юридический вариант управленческого решения. Путем его издания исполнительный орган (должностное лицо) решает тот или иной вопрос (общий или индивидуальный), возникающий в процессе его деятельности, в интересах реализации задач и функций исполнительной власти;

б) издается только полномочным субъектом исполнительной власти или государственно-управленческой деятельности и пределах его компетенции, определенной действующим законодательством либо административно-правовыми нормами;

в) это юридически властное волеизъявление соответствующего субъекта исполнительной власти, в котором находит свое выражение властная природа государственно-управленческой деятельности;

г) представляет одностороннее волеизъявление указанного субъекта, предопределенное началами, характеризующими исполнительную власть в целом;

д) содержит в себе юридически властное предписание субъекта исполнительной власти, обязательное для адресата; он императивен;

е) определяет правила должного поведения в сфере государственного управления;

ж) может либо создавать юридическую основу для возникновения, изменения или прекращения административно-правовых отношений (административно-правовые нормы), либо служит юридическим фактом, непосредственно порождающим, изменяющим или прекращающим конкретные правовые отношения подобного типа;

з) он подзаконен, т.е. может быть издан полномочным субъектом исполнительной власти в соответствии с Конституцией РФ, другими законодательными актами в интересах обеспечения их исполнения;

и) занимает определенное место в иерархической системе такого рода актов, что означает соответствие акта данного органа исполнительной власти (должностного лица) актам вышестоящих звеньев системы исполнительной власти;

к) представляет собой юридическую разновидность служебных документов, постоянно используемых в процессе деятельности исполнительных органов (должностных лиц). Эти документы (различного рода справки, отчетные материалы, докладные записки, удостоверения, протоколы, акты ревизий и проверок и т.п.) выражают определенные обстоятельства, имеющие юридическое значение, но не превращаются тем самым в правовые акты управления со всеми присущими им юридическими качествами;

л) как правило, издается в качестве письменного юридического документа, но может быть выражен и устно (например, в системе военного управления, в рамках служебных отношений между руководителем и непосредственно подчиненными ему работниками аппарата управления;

м) с учетом ранее изложенных его качеств издается с соблюдением определенных, официально установленных правил (процедур), предусматривающих порядок подготовки проекта, его обсуждения, экспертизы, утверждения и проч. Общие правила такого рода, к сожалению, отсутствуют; существуют правила ведомственного характера либо предусматривающие процедуру подготовки и утверждения управленческих актов применительно к отдельным органам исполнительной власти (например, они содержатся в Регламенте Правительства РФ, в Положении о подготовке проектов его постановлений и распоряжений);

н) может быть в установленном действующим законодательством или подзаконными административно-правовыми нормами порядке опротестован или обжалован;

о) в случае несоблюдения содержащихся в нем юридически властных предписаний вызывает особое юридическое последствие правоохранительного характера, а именно наступление ответственности виновной стороны (как правило, наступает дисциплинарная или административная ответственность).

К правовым актам управления предъявляются установленные требования - к юридическому содержанию и к порядку принятия (издания).

К юридическому содержанию предъявляются следующие требования: правовые акты управления должны:

соответствовать Конституции РФ, действующему законодательству, нормативным актам Президента РФ;

основываться на конституционном разграничении предметов ведения и полномочий между органами исполнительной власти РФ и аналогичными органами субъектов Федерации;

учитывать правовые акты вышестоящих исполнительных органов;

издаваться полномочным органом исполнительной власти (должностным лицом), т.е. в рамках закрепленной за ним компетенции;

издаваться с соблюдением установленной для него формы и процедуры подготовки, принятия и издания;

быть юридически обоснованным, так как его содержание составляют властные волеизъявления исполнительного органа (должностного лица). В силу этого в нем должны быть четко выражены цели издания, а также основания и юридические последствия;

не должен ограничивать либо нарушать компетенцию и оперативную самостоятельность нижестоящих звеньев системы государственного управления;

не должен ограничивать либо нарушать установленные действующим законодательством права и законные интересы граждан и негосударственных формирований в сфере государственного управления.

Естественно, что самым значительным требованием, пронизывающим содержание каждого из перечисленных, является недопустимость нарушений установленных и гарантированных Конституцией РФ, а также конституциями и уставами субъектов РФ демократических прав и свобод человека и гражданина. К правовым актам управления могут предъявляться и иные требования, влияющие на их качество. Например, требования оптимальности, четкого и ясного изложения, соблюдения установленных реквизитов, соблюдение коллегиальности, если таковая официально предусмотрена для издания акта.

Виды актов государственного управления, иначе говоря, их классификация, дают нам возможность определить юридическую силу и значение каждого акта управления. Кроме того, от вида правового акта управления зависит и порядок его издания.

Наука административного права обычно классифицирует акты государственного управления по пяти признакам: по юридическим свойствам; по действиям в пространстве; по характеру компетенции органов, издающих акты; по органам, издающим акты; по форме выражения.

По юридическим свойствам акты государственного управления различаются на нормативные или акты, устанавливающие общие правила, и индивидуальные - административные акты.

Нормативные акты - это такие акты, которые устанавливают, изменяют или отменяют нормы права, или общие правила безличностного характера, рассчитанные на многократное применение ко всем предусмотренным ими случаям. Такие акты имеют особое значение, они являются источником права. На них базируются акты применения норм права.

К индивидуальным актам относятся такие акты, которые содержат конкретные предписания определенному лицу. На основании индивидуальных актов возникают, изменяются или прекращаются конкретные правоотношения. Таким актом будет, например, постановление о наложении административного взыскания.

По действию в пространстве различаются акты, действующие:

в масштабе Российской Федерации - это, например, Постановления Правительства РФ

в масштабе республики в составе России - это например, Распоряжение Правительства Республики;

акты, действующие в масштабе края, области, округа, города района, поселка или сельского населенного пункта.

По характеру компетенции органов, издающих акты, все акты подразделяются на акты общего, межотраслевого и отраслевого управления.

акты общего управления - издаются органами общей компетенции - Правительством РФ, правительствами республик в составе России, администрацией;

акты межотраслевого управления принимаются органами управления межотраслевой компетенции, которые решают вопросы, имеющие межотраслевой характер;

акты отраслевого управления регулируют отношения, возникающие в одной отрасли управления. Такие акты издаются, например, министрами, руководителями ведомств, управлений или отделов.

По органам, издающим акты. Каждый вид исполнительных органов вправе издавать правовые акты определенного наименования, установленного либо конституционными и законодательными нормами, либо подзаконными нормами административного права.

Прежде всего, правовые акты по вопросам организации исполнительной власти издает Президент РФ. Далее Правительство РФ - постановления и распоряжения . Федеральные органы исполнительной власти издают приказы, постановления, распоряжения, правила, инструкции, положения. Аналогичные наименования и у административно-правовых актов, издаваемых органами исполнительной власти республик в составе России. Главы администрации краев, областей, городов федерального значения, автономных области и округов издают постановления и распоряжения.

Т.е. это перечень правовых актов управления, издаваемых государственными органами, официально отнесенными к единой системе органов исполнительной власти РФ и ее субъектов.

Но этим не исчерпывается вся совокупность правовых актов управленческого или исполнительного характера. Их полномочны издавать и некоторые иные структуры, входящие в механизм реализации исполнительной власти. Это, например, территориальные органы федеральных органов исполнительной власти; структурные подразделения центрального аппарата федеральных органов исполнительной власти - департаменты; специальные надзорные органы, действующие в системе ряда федеральных органов исполнительной власти (например, ГИБДД МВД РФ); некоторые государственные органы и учреждения, наделенные юридически властными полномочиями, но не включенные в систему органов исполнительной власти (например: учреждения юстиции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним); руководители (руководство) государственных объединений (корпораций и т.п.); руководители государственных предприятий и учреждений.

Правовые акты подобного рода, как правило, имеют юридически обязательную силу для непосредственно подчиненных работников. Вместе с тем, некоторые из них обладают необходимыми качествами, присущими правовым актам управления, т.е. они юридически обязательны и за рамками данной структуры (например, предписания надзорных органов).

Несомненно, правовыми являются и акты органов и должностных лиц местного самоуправления. Главы администрации в системе местного самоуправления издают постановления и распоряжения

Определенные требования предъявляются и к порядку издания юридического акта, причем такие требования могут быть общими и специальными.

Общие требования. Акты управления должны быть изложены четким, общедоступным языком, конкретно формулировать задачи, отвечать требованиям оперативного, дифференцированного руководства.

Одним из важнейших требований является то, что издание правовых актов управления должно соответствовать установленным для этого правилам или процедурам, которыми определяется порядок подготовки проектов таких актов, их согласования с заинтересованными сторонами, экспертизы, визирования, утверждения и подписания. Также должен быть соблюден установленный порядок издания актов: коллегиальный или единоначальный.

Существуют также специальные требования, которые предъявляются к отдельным видам правовых актов управления. Они относятся к актам, для издания которых соответствующими административно-правовыми нормами установлен определенный срок.

К числу специальных требований можно также отнести обязательность государственной регистрации нормативных правовых актов, затрагивающих права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающих правовой статус организаций, имеющих межведомственный характер и т.п.

Издание правового акта управления включает в себя несколько этапов:

подготовка проектов актов и их согласование;

принятие правового акта;

его подписание;

официальное опубликование;

и вступление в законную силу.

внесение соответствующих изменений и дополнений в текст ранее изданного правового акта, что встречается довольно часто в управленческой практике;

новая редакция акта;

прекращение действия акта (утрата им силы) ввиду принятия нового акта по данному вопросу;

истечение срока действия акта.

Утрата правовыми актами управления юридической силы возможна лишь в одном случае, а именно - когда данный акт отменяется в установленном порядке.

Наиболее существенно признание акта недействительным по различным обстоятельствам негативного характера. Действующее законодательство РФ, а также соответствующие административно-правовые нормы предусматривают, что такого рода утрата правовыми актами управления юридической силы возможна лишь в одном случае, а именно - когда данный акт отменяется в установленном порядке. Однако при этом надо учитывать тот факт, что отмена акта возможна по инициативе исполнительного органа (должностного лица), издавшего его, а не в силу того, что в нем обнаружены те или иные отклонения от установленных требований.

Отмена правового акта управления в любом варианте означает, что он перестает порождать те юридические последствия, ради достижения которых был издан. Поэтому отмена правовых актов является, как правило, результатом оспаривания их юридического содержания.

Известны следующие наиболее типичные варианты оспаривания правовых актов управления:

опротестование - наиболее известно принесение протестов на акты исполнительных органов (должностных лиц) органами прокуратуры. Так, в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях постановление по делу может быть опротестовано прокурором. По результатам рассмотрения протеста он может быть удовлетворен, что приводит к отмене постановления о назначении административного наказания, либо оставлен без удовлетворения;

обжалование. Конституция РФ (ч. 2 ст. 46) закрепляет право граждан обжаловать в суд решения исполнительных органов (должностных лиц). Существует и административный порядок обжалования гражданами правовых актов управления, нарушающих их права и законные интересы

Жалоба и протест могут быть удовлетворены, что лишает соответствующий акт юридической силы. Но они могут быть оставлены и без удовлетворения.

Полномочиями по отмене правовых актов управления наделены суды общей юрисдикции, а также арбитражные суды (признание недействительными индивидуальных актов).

Главы исполнительной власти субъектов РФ наделены полномочиями по отмене (или приостановлению) нормативных и иных актов органов исполнительной власти субъектов.

2. Участники производства по делам об административных правонарушениях

Вопрос о субъектах отрасли права относится к числу наиболее важных и сложных в юридической науке. Его правильное решение влияет на предмет и метод правового регулирования, четкое определение адресатов правовых норм, объема их прав и обязанностей, пределов действия правовых норм отрасли и ее принципов.

Под субъектом права понимается участник общественных отношений, которого юридическая норма наделяет правами и обязанностями. Это понятие включает в себя два критерия: социальный - участие в качестве обособленного, способного вырабатывать и осуществлять единую волю, персонифицированного субъекта; юридический - признание правовыми нормами способности быть носителем прав и обязанностей, участвовать в правоотношениях.

Субъектами административного права следует признать участников общественных отношений, которых нормы административного права наделили правами и обязанностями, способностью вступать в административно-правовые отношения.

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях получает свое выражение в действующем законодательстве. Посредством правового положения осуществляются взаимоотношения между участниками производства по делам об административных правонарушениях и государством.

Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях существует на основе норм материального права, составляя специальный правовой статус. Правовое положение участников производства по делам об административных правонарушениях является своеобразной трансформацией общего правового статуса лица, последовавшей в результате возбуждения дела об административном правонарушении, или в результате получения соответствующим лицом физического, имущественного или морального вреда и, следовательно, появления у потерпевшего комплекса специфических взаимных обязанностей и прав с лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и государством.

Следует отметить, что правовое положение является категорией комплексной и в широком смысле охватывает такие стороны состояния лица, как гражданство, правосубъектность, а также гарантии и условия, без существования которых невозможна практическая реализация участниками производства по делам об административных правонарушениях своих юридических прав и обязанностей.

Однако определяющими (центральными) в правовом положении (статусе) являются юридические права, юридические обязанности, а также юридическая ответственность субъекта, то есть структурные элементы, составляющие основное содержание рассматриваемого явления в узком (собственном) смысле. Дополнение общего правового положения (статуса) выражается в приобретении каждым из участников производства по делу об административном правонарушении прав и обязанностей, не являющихся общими для всех субъектов права. Их можно определить как специфические. Совокупность специфических прав, обязанностей, принадлежащих участникам производства по делам об административных правонарушениях, имеет важное значение для характеристики их правового статуса и является его необходимой составной частью (компонентом).

Итак, рассмотрим правовой статус участников производства по делам об административных правонарушениях.

Характерной чертой производства по делам об административных правонарушениях, отличающей его от иных юрисдикционных производств, является то, что данное производство по широте затрагиваемых им интересов и по количеству участвующих в нем лиц является одним из наиболее крупных административно-юрисдикционных производств. Оно представляет собой регламентированную административно-процессуальными нормами деятельность правоприменителя по рассмотрению дел об административных правонарушениях по существу, с вынесением постановления о наложении административного взыскания или же об освобождении лица от административной ответственности.

В главе 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях перечислены участники производства по делам об административных правонарушениях. Это:

лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;

потерпевший;

законные представители физического лица;

законные представители юридического лица;

защитник и представитель;

свидетель;

понятой;

специалист;

эксперт;

переводчик;

прокурор.

В главе 25 Кодекса РФ об административных правонарушениях не названы субъекты административной юрисдикции, их перечень и компетенция закреплены в другой главе.

Можно произвести классификацию участников административного производства, например, по признаку государственно-властных полномочий: участники, обладающие государственно-властными полномочиями, и участники, не обладающие таковыми. Первую группу составляют судьи, органы, должностные лица, уполномоченные рассматривать дела об административных правонарушениях, а также прокурор.

Во вторую группу входят участники, которые различаются по степени заинтересованности в деле и подразделяются на тех, кто имеет личную заинтересованность в исходе дела, и тех, кто не имеет личной заинтересованности в исходе дела. К первым из них относятся: лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении; потерпевший; законные представители физического или юридического лица; защитник и представитель. Ко вторым - свидетель, понятой, специалист, эксперт, переводчик (т.е. лица, которые своими знаниями и опытом работы в определенной сфере помогают основным участникам производства осуществлять возложенные на них функции, а также реализовать имеющиеся у них процессуальные права и обязанности).

Каждый из участников производства имеет свой правовой статус, обусловленный той ролью, которую он (участник) выполняет в ходе осуществления производства. Кодекс РФ об административных правонарушениях закрепляет процессуальные права и обязанности, признавая за всеми участниками производства по делам об административных правонарушениях административно-процессуальную правоспособность и административно-процессуальную дееспособность.

Рассмотрим правовой статус некоторых из участников производства по делам об административных правонарушениях.

) Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, занимает центральное место в производстве, поскольку само производство направлено на всестороннее, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также на выяснение вопроса о виновности данного лица в совершении административного правонарушения. Такое лицо обычно занимает позицию активной защиты и использует предоставленные ему законом процессуальные права, чтобы отстоять свою позицию в деле об административном правонарушении.

Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, вправе знакомиться со всеми материалами дела, давать объяснения, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, пользоваться юридической помощью защитника, а также иными процессуальными правами.

) Следующим участником производства по делам об административных правонарушениях является потерпевший. Потерпевшим является физическое лицо или юридическое лицо, которым административным правонарушением причинен физический, имущественный или моральный вред.

Потерпевший вправе:

знакомиться со всеми материалами дела об административном правонарушении;

давать объяснения;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства и отводы;

пользоваться юридической помощью представителя;

обжаловать постановление по данному делу;

пользоваться иными процессуальными правами.

Особенность потерпевшего - физического лица как участника производства по делу об административном правонарушении состоит в том, что он является единственным участником производства, для которого законодательство не предусматривает дееспособность.

)Защиту прав и законных интересов физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или потерпевшего, являющихся несовершеннолетними либо по своему физическому или психическому состоянию лишенных возможности самостоятельно реализовать свои права, осуществляют их законные представители - ими могут быть родители, усыновители, опекуны или попечители. Родственные связи или соответствующие полномочия лиц, являющихся законными представителями физического лица, удостоверяются документами, предусмотренными законом. Законные представители физического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, и потерпевшего имеют права и несут обязанности в соответствии с Кодексом РФ об административных правонарушениях.

Защиту прав и законных интересов юридического лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, или юридического лица, являющегося потерпевшим, также осуществляют его законные представители - руководитель, а также иное лицо, признанное в соответствии с законом или учредительными документами органом юридического лица. Полномочия законного представителя юридического лица подтверждаются документами, удостоверяющими его служебное положение.

)Для оказания юридической помощи лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, в производстве по делу об административном правонарушении может участвовать защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему - представитель. В качестве защитника или представителя к участию в производстве по делу об административном правонарушении допускается адвокат или иное лицо. Полномочия адвоката удостоверяются ордером, выданным соответствующим адвокатским образованием. Полномочия иного лица, оказывающего юридическую помощь, удостоверяются доверенностью.

Защитник и представитель допускаются к участию в производстве по делу об административном правонарушении с момента возбуждения дела об административном правонарушении. При этом они праве знакомиться со всеми материалами дела, представлять доказательства, заявлять ходатайства и отводы, участвовать в рассмотрении дела, обжаловать применение мер обеспечения производства по делу, постановление по делу, пользоваться иными процессуальными правами.

) Важная роль в производстве по делу об административном правонарушении принадлежит свидетелю, процессуальное положение которого определено в ст. 25.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях. В данной статье указывается, что в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.

Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.

В статье 25.6. Кодекса РФ об административных правонарушениях определены права свидетеля, а именно, свидетель вправе:

не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников - под близкими родственниками понимаются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и сестры, дедушка, бабушка, внуки;

давать показания на родном языке или на языке, которым владеет;

пользоваться бесплатной помощью переводчика;

делать замечания по поводу правильности занесения его показаний в протокол.

Если свидетель является несовершеннолетним в возрасте до 14 лет, то при его опросе обязательно присутствие педагога или психолога.

)Участником производства по делу об административных правонарушениях является и понятой. В качестве понятого может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо.

Представляется, что понятой должен быть способным по своим психическим и физическим качествам свободно и адекватно воспринимать происходящие вокруг него события - в противном случае, ни о каком объективном удостоверении административно-процессуальных действий не может быть и речи.

Понятой удостоверяет в протоколе своей подписью факт совершения в его присутствии процессуальных действий, их содержание и результаты. Об участии понятых в производстве по делу об административном правонарушении делается запись в протоколе. При этом понятой вправе делать замечания по поводу совершаемых процессуальных действий. Замечания понятого подлежат занесению в протокол.

) В ходе производства по делу об административном правонарушении субъект административной юрисдикции сталкивается с различными вопросами, правильное решение которых требует участия специалиста и эксперта.

Специфика ряда административных правонарушении такова, что признаки их могут быть выявлены только лицом, обладающим специальными знаниями. Таким образом, в качестве специалиста для участия в производстве по делу об административном правонарушении может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее знаниями, необходимыми для оказания содействия в обнаружении, закреплении и изъятии доказательств, а также в применении технических средств.

В Кодексе РФ об административных правонарушениях прописаны права и обязанности специалиста, а именно, специалист обязан:

участвовать в проведении действий, требующих специальных познаний, в целях обнаружения, закрепления и изъятия доказательств, давать пояснения по поводу совершаемых им действий;

удостоверить своей подписью факт совершения указанных действий, их содержание и результаты.

Специалист при этом вправе:

знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету действий, совершаемых с его участием;

с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету соответствующих действий, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

делать заявления и замечания по поводу совершаемых им действий. Заявления и замечания подлежат занесению в протокол.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт обязан:

явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении;

дать объективное заключение по поставленным перед ним вопросам, а также требуемые объяснения в связи с содержанием заключения.

Права эксперта также закреплены в ст. 25.8 КоАП, а именно, эксперт вправе:

знакомиться с материалами дела об административном правонарушении, относящимися к предмету экспертизы, заявлять ходатайства о предоставлении ему дополнительных материалов, необходимых для дачи заключения;

с разрешения судьи, должностного лица, лица, председательствующего в заседании коллегиального органа, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, задавать вопросы, относящиеся к предмету экспертизы, лицу, в отношении которого ведется производство по делу, потерпевшему и свидетелям;

указывать в своем заключении имеющие значение для дела обстоятельства, которые установлены при проведении экспертизы и по поводу которых ему не были поставлены вопросы.

)Одним из основных прав участников производства по делам об административных правонарушениях является право говорить на родном языке. Поэтому в производстве по делам об административных правонарушениях необходимо участие переводчика. В качестве переводчика может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, владеющее языком или навыками сурдоперевода. Переводчик назначается судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении.

) И, наконец, еще одним участником производства по делам об административных правонарушениях является прокурор.

Роль прокурора в производстве по делам об административных правонарушениях достаточно важна, поскольку его участие является важной гарантией соблюдения процессуальных прав иных участников данного административного производства.

Прокурор вправе:

возбуждать производство по делу об административном правонарушении;

участвовать в рассмотрении дела об административном правонарушении;

представлять доказательства;

заявлять ходатайства;

давать заключения по вопросам, возникающим во время рассмотрения дела;

приносить протест на постановление по делу об административном правонарушении независимо от участия в деле;

совершать иные предусмотренные федеральным законом действия.

Таким образом, прокурор как субъект производства по делам об административных правонарушениях - это указанное в законе должностное лицо прокуратуры, обладающее административно-правовой правоспособностью и дееспособностью, осуществляющее указанные КоАП РФ процессуальные функции в целях обеспечения законности производства по делам об административных правонарушениях.

.Задача

Определением судьи от 23 сентября 2006 г. Меренков И.Ю. за неявку в судебное заседание привлечен к административной ответственности в виде административного ареста на 15 суток.

Согласно справке почтового отделения, судебные повестки на имя Меренкова И.Ю. по месту его жительства 9 и 15 сентября не доставлялись.

Какое значение в данном деле имеет субъективная сторона правонарушения?

В данной задаче имеет место административное правонарушение.

В соответствии со ст. 2.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодексом РФ об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Состав административного правонарушения - это совокупность закрепленных нормативно-правовыми актами признаков (элементов), наличие которых может повлечь применение мер административной ответственности.

Состав административного правонарушения состоит из четырех составляющих: объект - соответствующие общественные отношения, на нормальное функционирование которых посягает правонарушение; объективная сторона - конкретные действия, нарушающие установленные правила; субъект - конкретное вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет; субъективная сторона - отношение лица к совершенному им деянию.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности. То есть к административной ответственности применимо классическое определение форм вины.

Виновность является признаком административного правонарушения, деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности.

Отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую ответственность.

Как следует из условия данной задачи, вина Меренкова в совершении административного правонарушения отсутствует, т.к. он не был должным образом извещен о месте и времени проведения судебного заседания.

Таким образом, в данной ситуации отсутствует одна из составляющих административного правонарушения - субъективная сторона. Отсутствие субъективной стороны правонарушения влечет за собой отсутствие состава административного правонарушения и неприменение мер административной ответственности.

Следовательно, Меренков не подлежит административной ответственности.

Литература

1. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195 - ФЗ ( в ред. ФЗ от 21 июля 2011 г. №257 - ФЗ) // СПС «Гарант»

. Административное право: Учебник / Под ред. Л.Л. Попова. - М.: Высшее образование, 2009. - 755с.

. Бахрах Д.Н. Административное право России: Учебник для вузов. - М.: Изд-во НОРМА, 2001. - 640 с.

. Бровко Н.В. Смоленский М.Б. Административное право: Учебник для вузов. - М.: ИКЦ «МарТ», 2003. - 368 с.

. Звоненко Д.П. Административное право. Учебник. - М.: ЮстицИнформ, 2011. - 558с.

. Звоненко Д.П., Малумов А.Ю. Административное право. Учебник для вузов.- М.: Юстицинформ, 2007. - 485с.

. Козлов Ю.М. Административное право: Учебник. - М.: Юристъ, 2005. - 535с.

. Коренев А.П. Административное право России. Учебник. - М.: Юрайт, 2010. - 615с.

. Смоленский М.Б. Административное право. Учебник для вузов. - М.: Норма, 2009. - 380с.

. Бадмаев А.А. Прокурор как субъект административно- процессуальных отношений //Право и политика. 2008.№ 7.

. Рябус О.А. Процессуальный статус участников производства по делам об административных правонарушениях. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: МГУ. 2006. - 32с.

. Шеметов А.И. Понятие и правовая природа участника производства по делам об административных правонарушениях // Интернет- ресурс, www. shemetov.ru.

Похожие работы на - Сущность и виды актов государственного управления

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!