Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    3,73 Мб
  • Опубликовано:
    2013-08-23
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. Теоретические и методологические основы проблемы

1.1 Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы − понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста

.2 Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности в театрализованной деятельности

Глава 2. Использование игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста

2.1 Экспериментальное исследование (констатирующий этап)

.2 Система комплексной работы по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста (формирующий этап)

.3 Анализ и оценка результатов работы (контрольный этап)

Выводы

Использованная литература

ПриложениЯ

ВВЕДЕНИЕ

Сегодня дошкольное образование сделало значительный шаг вперед во всех направлениях воспитательно-образовательного процесса. Дошкольная педагогика постоянно пополняется новыми и новыми исследованиями, направленными на разностороннее развитие ребенка. В последнее время взрослые все больше внимания уделяют интеллектуальному развитию детей: они нагружают ребенка новой информацией, знаниями, совершенно не думая о том, что важное звено развития ребенка дошкольного возраста - это игра. И сегодня существует множество игр, которые позволяют развивать психические познавательные процессы без ущерба для здоровья детей. К таким играм можно отнести игры-загадки, головоломки, ребусы, кроссворды и т.п. Одной из задач обучения детей старшего дошкольного возраста является формирование у них логического мышления, а загадки, ребусы, кроссворды являются хорошим средством развития у детей логического мышления. Как показывает практика, в дошкольных учреждениях очень редко используются головоломки, кроссворды, ребусы. В основном, эти виды игр используются в школе. Да и в педагогике проблема использования игр-загадок, ребусов, головоломок и кроссвордов является мало изученной.

Также следует уделить внимание и тому, что очень часто, стремясь развить у дошкольников логику и интеллект, взрослые забывают об эстетическом воспитании детей. Например, мало уделяется внимания значению театрализованной деятельности в жизни дошкольников. Представления о сути театра у воспитателей и родителей чаще всего недостаточные: вся работа в детском саду сводится к распределению ролей, заучиванию текста, к изготовлению костюмов, масок и декораций. Если взрослые хотят в полной мере развить у детей эстетический вкус, привить любовь к театру, развить творческие способности, талант, то следует более ответственно подходить к вопросам организации театрализованной деятельности детей. Ребенок должен не только научиться играть роли, но и познать все особенности организации театральной деятельности в театре, понимать основные театральные термины. Как доказано учеными педагогами и психологами, наиболее эффективным методом обучения детей является игра. Ребусы, загадки, головоломки привлекают детей своей необычностью, неизведанностью, поэтому их использование в обучении детей может быть достаточно эффективным. Мы решили попробовать совместить театральную деятельность и обучение дошкольников разгадыванию игр-загадок, ребусов, загадок, кроссвордов. Е.В. Мигунова предлагает использовать элементы таких игр при знакомстве ребят с театральными понятиями. Многие педагоги предлагают данные игры использовать для закрепления знаний детей о литературных произведениях. Использование игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов в работе с дошкольниками вообще, в театрализованной деятельности в частности, на сегодняшний день является недостаточно изученной. Именно поэтому можно сказать, что выбранная нами проблема является актуальной.

Цель: предложить и экспериментально обосновать содержание и примерную систему комплексной работы по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Объект исследования: театрально-игровая деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Предмет исследования: процесс использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у детей познавательного интереса к данному виду деятельности, привития любви к театру и способствует лучшему усвоению ребятами понятий и терминов, используемых при организации театрализованной деятельности.

Задачи исследования:

.        Изучить взятую нами проблему в научных исследованиях педагогов и психологов.

.        Разработать методику использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

.        Теоретически обосновать и апробировать систему работы педагога по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Методы исследования:

. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

. Педагогический эксперимент (на разных этапах исследования), включающий:

·        опрос детей, педагогов, родителей через беседу и анкетирование;

·        анализ условий, созданных в детском саду для организации театрализованной деятельности, наличия литературы и дидактического материала, включающего игры-загадки, головоломоки, кроссворды и ребусы;

·        сравнительный анализ.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ

.1 Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы − понятие, значение, особенности восприятия детьми старшего дошкольного возраста

Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.

Игровые методы и приемы направлены на повышение интереса, положительных эмоции, они помогают концентрировать внимание на учебной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью. Решение учебной задачи в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

В свое время Е. А. Флерина обратила внимание на то, что игровые методы и приемы позволяют четко и полно осуществлять учебные задачи в атмосфере легкости и заинтересованности, активности детей. В современных исследованиях выявлено, что эти методы дают возможность направлять не только умственную активность детей, но и моторную. Моторная активность способствует образованию богатых ассоциативных связей, что облегчает усвоение знаний, умений. В ситуации игры процессы восприятия протекают в сознании ребенка более быстро и точно(10, с. 207).

Проблемно-поисковые методы развивают у детей самостоятельность, творческую активность и их самостоятельную поисковую деятельность.

Головоломки, ребусы, кроссворды, игры-загадки направлены на тренировку мышления, на развитие познавательных способностей детей и на формирование мыслительных операций. Они интересны для детей, требуют от них умственных усилий и вызывают у детей интерес к познавательной деятельности.

Любая логическая задача на смекалку, для какого бы возраста она не предназначалась, несет в себе определенную умственную нагрузку, которая чаще всего замаскирована занимательным сюжетом, внешними данными, условием задачи и т.д. Умственная задача: составить фигуру или видоизменить ее, найти путь решения, отгадать число - реализуется средствами игры в игровых действиях. Смекалка, находчивость, инициатива проявляются в активной умственной деятельности, основанной на непосредственном интересе.

Многообразие занимательного материала - игр, задач, головоломок - дает основание для их классификации, хотя довольно трудно разбивать на группы столь разнообразный материал, созданный математиками, педагогами, методистами. Классифицировать его можно по разным признакам: по содержанию и значению, характеру мыслительных операций, а также по направленности на развитие тех или иных умений.

Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки можно отнести к ряду досуговых игр, используемых, как развлечение детей дошкольного возраста. Но с другой стороны эти игры способствуют развитию интеллектуально-познавательных способностей у детей.

К играм-загадкам, которые целесообразно использовать в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста можно отнести такие виды игр, как «Сказки «наизнанку», «А что было потом?», «Что было бы, если бы…», «Превирание сказки», «Волшебные слова, «Удивительные превращения», «Волшебное средство» и т.п. Данные игры способствуют закреплению у детей знаний литературных произведений, персонажей, их внешний вид, поведение, какие-либо фразы или тексты из сказок и произведений. А это в свою очередь помогает ребятам лучше подготовиться к инсценировке различных литературных произведений, полюбить героев, помочь развить желание и интерес к разыгрыванию разнообразных ролей. Ребус - это загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией фигур, букв или знаков(14, с. 670). Для того, чтобы прочитать то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и понять, какой знак, что изображает(3, с. 45).

Головоломка − специально подобранная сложная, трудноразрешимая загадка, задача и т.п., для решения которой требуются сообразительность и знания в соответствующей области. Головоломки - непростые задачи и чтобы решить их, нужна смекалка. И особые знания высокого уровня вовсе не обязательны. Нужно уметь мыслить логически. По некоторым источникам, кроссворд, ребус, шарада - это разновидность головоломок. Рецепта решения головоломок нет, но общая рекомендация состоит в том, что необходимо мыслить нестандартно.

Кроссворд - это игра-задача, в которой фигура из рядов пустых клеток заполняется перекрещивающимися словами со значениями, заданными по условиям игры(14, стр.309). Существует множество видов кроссвордов, в дошкольном учреждении чаще всего используются следующие виды:

·        Тематический кроссворд - кроссворды, посвященные определенной теме. Такие кроссворды довольно трудно составлять, но обычно приятно решать, особенно если тема кроссворда хорошо вам известна.

·        Алфавитные кроссворды − эти кроссворды характерны тем, что все загаданные слова имеют один общий признак. Например, все слова одинаковой длинны или начинаются с одной и той же буквы.

·        Кроссворд с фрагментами − определения в кроссворде этого типа задаются в виде какого-либо изображения (рисунок, фотография).

·        Ребусный кроссворд − ребусный кроссворд отличается от кроссворда с фрагментами только тем, что в качестве рисунка-определения используется ребус, решив который можно вписать слово в кроссворд.

Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки способствуют решению следующих задач в развитии детей:

.        Развитие воображения, креативности мышления (умение гибко, оригинально мыслить);

.        Формирование символической функции сознания;

.        Гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

.        Развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия;

.        Способствовать стремлению к достижению положительного результата, настойчивости и находчивости.

Прежде чем использовать данные виды игр важно знать основные закономерности развития интеллектуально-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста, чтобы наиболее рационально включить игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды в систему обучения детей.

Возраст после 5 лет - период заметного интеллектуального развития. Основание тому - созревание и функциональное развитие лобных долей мозга. Ребенок становится способен к определенной логической обработке воспринимаемой информации: относить объект к определенной категории по какому-либо признаку, устанавливать связи и зависимости, прогнозировать свои действия на 2-3 шага вперед, обобщать, систематизировать. Большую роль в этом играет речь. Ребенок к 6 годам осваивает все виды речи, в том числе и внутреннюю. Это важное приобретение старшего возраста, которое дает возможность формировать внутренний план действий: планировать, выдвигать гипотезы, предполагать результаты.

К 6 годам ребенок может решать мыслительные задачи не только практическим действием и оперированием представлениями. Он уже усваивает понятия и пользуется ими при решении задач и в своих суждениях. Но развитие логического мышления - еще пока лишь возможность дошкольника, которую педагогу нельзя упускать. Однако познание ребенком окружающего мира остается преимущественно чувственным. Но и оно качественно меняется. Снижаются пороги восприятия, т.е. повышается чувствительность органов чувств: ребенок лучше различает и дифференцирует звуки, цвета, запахи и другие свойства. Интенсивно формируется система сенсорных эталонов.

Значительную роль в обследовании объектов восприятия наряду с рукой играет глаз, который к концу старшего дошкольного возраста становится ведущим органом познания.

В этом возрасте так же большую роль играет развитие воображения, создания ребенком собственных замыслов, моделей действия, схем явлений и их детализации. Это очень важно для развития индивидуальности ребенка, гибкости и пластичности его не только мыслительной, познавательной деятельности, но и практической, продуктивной.

У старшего дошкольника начинают уравновешиваться процессы торможения и возбуждения, вследствие чего появляется способность к волевым действиям. Ребенок уже может ставить цель и сознательно ее добиваться: произвольно запомнить что-либо, научиться чему-либо, сделать что-нибудь. Причем он может уже добиваться цели не только быстро достижимой, но и несколько отдаленной во времени. Интересы ребенка становятся относительно устойчивыми. Безусловно, непроизвольная деятельность все еще преобладает и является более продуктивной(21, с. 22). Если сделать деятельность ребенка интересной, увлекательной, то он достигнет очень многого: будет проявлять любознательность, станет наблюдательным, проявит стремление к преодолению препятствия, к поиску решения любой возникающей перед ним проблемы.

Зная особенности развития детей старшего дошкольного возраста, педагогу будет легче подобрать необходимый материал, который позволит в полной мере реализовать воспитательно-образовательные задачи. Так же важным условием использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов является учет индивидуальных особенностей детей, а так же и владение методикой использования данных игр в работе с дошкольниками.

На основе всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды относятся к игровым и в то же время к проблемно-поисковым методам обучения детей, а старший дошкольный возраст является благоприятным для обучения детей разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок.

1.2 Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в частности в театрализованной деятельности

Театрально-игровая деятельность детей − это интегрированный вид деятельности. Она включает элементы игровой, художественно-речевой, изобразительной деятельности, которые они объединены единым сценическим решением в кукольном представлении или драматизации(17. с. 139). О роли театрального искусства в эстетическом воспитании детей известно давно. Знают воспитатели и о том, что для ребенка участие драматизациях сказок и театрализованных играх − всегда праздник. Поэтому в дошкольных учреждениях достаточно часто используют эти виды самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей(11, с. 32).

С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить практически: во время игр, работы над пьесой, посещения театров, музеев, выставок. Не следует строго требовать усвоения понятий, достаточно того, чтобы дети понимали основные театральные термины, пополняли свой словарный запас. Для этого и предлагаются театральные игры в виде вопросов и ответов, ребусы, кроссворды, загадки-головоломки, которые всегда вызывают у детей положительные эмоции(12, с. 49).

Так же игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки можно использовать для формирования интереса у дошкольников к собственно театральной деятельности. Задания такого характера можно использовать в ходе показа различных видов театра, инсценировок. Для того, чтобы были реализованы задачи развития детей средствами занимательного материала, необходимо организовать педагогический процесс так, чтобы ребенок играл, развивался и обучался одновременно.

Мы выделили основные принципы, которые должны лежать в основе использования игр-загадок, ребусов, кроссвордов в работе с детьми старшего дошкольного возраста, в общем, и в театрализованной деятельности, в частности. Это такие принципы, как:

1.      Принцип деятельности - включение ребенка в учебно-игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

2.      Принцип интеграции - интегративность всех процессов, реализующихся в образовательном процессе.

3.      Принцип творчества - максимальная ориентация на творческое начало в игровой и продуктивной деятельности дошкольников, приобретение им собственного опыта творческой деятельности.

4.      Принцип дифференцированного подхода - решаются задачи эффективной педагогической помощи воспитанникам в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

.        Принцип доминирования интересов.

.        Принцип психофизической комфортности - заключается в снятии по возможности стрессовых факторов.

7.      Принцип природосообразности - развитие в соответствии с природой ребенка, его здоровьем, психической и физической конституцией, его способностями и склонностями, индивидуальными способностями, восприятием.

Прежде чем использовать в работе со старшими дошкольниками данные игры, необходимо знать этапы обучения детей. Можно использовать схему алгоритма действия предложенного П.Я. Гальпериным и Н.Ф. Талызиной.

Первый этап - мотивационный, на котором главная задача педагога заключается в вовлечении ребенка в совместную познавательно-развивающую деятельность, побуждение интереса к ней и его поддержание различными средствами.

Второй этап - ориентировочный, на котором педагог знакомит детей с тем, как надо действовать, что надо делать, с чего начинать, в каком порядке действовать. Лучше всего это сделать совместно с ребенком. Основной акцент делается на методах, способах выполнения действия.

Третий этап - выполнение действия в материальной (материализованной) форме. Это выполнение действий с наглядно представленными предметами или же картинками, схемами, моделями. Следует заметить, что для дошкольников этот этап является наиболее важным, значимым, продолжительным по времени, а для младших детей - основным. Действие на этом этапе выполняется практически.

Четвертый этап - внешнеречевых действий, когда действия проговариваются ребенком вслух.

Следующий этап − действие свертывается и проговаривается в форме внутренней речи.

Заключительный этап знаменует собой собственно умственное действие, максимально быстрое, свернутое, результативное. Следует отметить тот факт, что таковое формируется преимущественно у старших дошкольников(21, с. 5).

Так же педагог должен знать, как научить детей разгадывать ребусы, кроссворды, головоломки.

В разгадывании ребусов есть одно правило: что нарисовано, то и читай. Приобщать к этому увлекательному и развивающему занятию можно, как только ребенок начнет осваивать чтение. И даже раньше - когда он знакомится со звуками речи и буквами.

Если ребенок не читает или читает с трудом, можно предложить ему игру в «Секретное письмо» (или в «Разведчиков», «Шпионов», или в «Первобытного человека, который еще не изобрел букв и переписывается картинками» и т.п.). Условия такой игры просты: взрослый составляет слово или письмо из первых букв нарисованных предметов, а ребенок должен «угадать» (то есть прочесть) эту запись и т.д.

На первых этапах обучения детей решению различных задач, головоломок, кроссвордов и т.п. нельзя оставлять ребенка один на один с новой задачей. Необходимо понять, в чем он испытывает трудности, и помогать ему. Но навязывать игры нельзя, ни в коем случае, иначе пропадет интерес, не стоит подавлять инициативу ребенка. Там, где он может справиться сам, надо позволить ему получить удовольствие от самостоятельно найденного решения. И, конечно же, порадоваться за него и его успехи.

Есть определенные правила разгадывания и составления ребусов, например:

.        Название всех предметов, изображенных на рисунке, надо читать только в именительном падеже. Если предмет нарисован в перевёрнутом виде, читайте данное слово справа налево. Нос = сон

.        Если слева или справа от предмета стоят один или два апострофа (запятые), надо отбросить в начале или в конце слова одну или две буквы. Олень = лень

.        Перечёркнутая буква около изображения предмета означает, что эту букву читать нельзя. Слон = сон

.        Если над перечёркнутой буквой написана другая буква, то в названии предмета она читается вместо перечёркнутой буквы. Волк = воск

.        Часто в ребусах над рисунком бывают две буквы со знаком равенства между ними. Это означает, что эти буквы надо заменить. Роза = коза

.        Цифры над рисунком указывают, что по ним надо изменить порядок букв в слове. Кот = ток

.        Те части слова, которые напоминают предлоги (перед, над, в, на, под, за, при, у, о) в ребусах показаны расположением букв. Подушка

.        Отдельные части слова, которые напоминают названия нот (до, ре, ми, фа, соль, ля, си), изображаются с помощью нот. Доля

.        Если часть слова напоминает имя числительное, то её можно изобразить цифрой или цифру выразить количеством нужных букв. Стол

.        Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква «В», а по ней разбросаны маленькие ел - читаем ПО-В-ЁЛ (хотя можно прочитать и как ЕЛ-ПО-В). Повёл

Для знакомства детей с этими правилами используются специально организованные занятия, дидактические игры, беседы.

В ходе знакомства ребят с кроссвордами, головоломками, вначале педагог предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он объясняет, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда или можно решить головоломку. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог может на примере одного слова показать, как нужно записывать слово в кроссворд или решать головоломку.

Так же следует помнить и о требованиях, которые предъявляются к использованию игр-загадок, кроссвордов, ребусов, головоломок:

.        Доступность содержания.

.        Эти игры должны, прежде всего, вызывать интерес у детей.

.        Эстетичность.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что использование в работе с детьми дошкольного возраста игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок требует определенного руководства со стороны педагога. Эти виды игр могут служить средством приобщения детей к театральной деятельности, формирования у ребят основных театральных понятий.

ГЛАВА 2. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГР-ЗАГАДОК, ГОЛОВОЛОМОК, КРОССВОРДОВ И РЕБУСОВ В ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

.1 Экспериментальное исследование (констатирующий этап)

Для построения формирующего эксперимента нам необходимо было определить степень знакомства ребят с театром и основными театральными профессиями, ребусами и кроссвордами; наличие условий в группе для использования игр-загадок, кроссвордов, ребусов в работе с детьми, отношение взрослых(педагогов и родителей) к театрализованной деятельности и использованию в этой деятельности игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок. Это и являлось целью констатирующего этапа работы. Исходя из этой цели, нами были определены следующие задачи констатирующего эксперимента:

1. Выявить наличие определенных условий и состояние работы педагога в группе для использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов в работе с детьми и в частности в организации театрализованной деятельности.

2. Изучить позицию родителей и педагогов на приобщение детей к театральной деятельности и использование в данной деятельности игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов.

3. Через опрос и беседу определить степень знакомства ребят с театром и основными театральными профессиями, ребусами и кроссвордами.

4. Определить интерес детей к театрализованной деятельности, включающей в себя игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды.

Для решения поставленных задач и для разработки экспериментальной методики на констатирующем этапе исследования нами была проведена работа по изучению условий и состояния работы педагога в группе "Фантазеры" для использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов в работе с детьми и в частности в организации театрализованной деятельности. С этой целью были проанализированы календарные планы учебно-воспитательной работы, предметно-развивающая среда в группе, наличие в дошкольном учреждении и в группе необходимых методических пособий. Для решения второй задачи, нами были составлены опросники для педагогов и родителей, целью которой являлось изучить позицию родителей и педагогов на приобщение детей к театральной деятельности и использование в данной деятельности игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов. Завершающим этапом был опрос и беседа с детьми с целью выявления знания детей понятий и терминов, используемых в театральной деятельности. Так же нами были разработаны конспекты театрализованных игр, включающих элементы досуговых игр и без использования таковых для организации мини-эксперимента, целью которого было определить интерес детей к театрализованной деятельности, включающей в себя игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды.

В экспериментальной работе принимали участие дети группы «Фантазеры» я/с № 2 г. Могилева. В эксперименте принимало участие 16 детей, которые были разбиты на две группы: контрольную и экспериментальную.

На первом этапе эксперимента нами были изучены условия, созданные в дошкольном учреждении и группе для использования игр-загадок, ребусов, головоломок, кроссвордов в работе с детьми и в частности в организации театрализованной деятельности. С этой целью были изучены планы воспитательно-образовательной работы воспитателя группы «Фантазеры», наличие необходимой литературы. В ходе проведения анализа было выявлено следующее: педагогами группы планируются разнообразные формы театрализованной деятельности, но в основном, преобладают постановки и инсценировки для детей взрослыми. Редко (1 раз 2-3 недели) запланирована работа по разгадыванию ребусов, игр-загадок, не планируется работа по разгадыванию головоломок и кроссвордов. Из беседы с воспитателем было выяснено, что досуговые игры, планируемые педагогами этой группы, никак не связаны с театрализованной деятельностью, они чаще используются для работы по формированию элементарных математических представлений и по развитию речи детей. А театрализованная деятельность носит традиционный характер и в ней редко используются элементы досуговых игр, а если и используются, то это игры-загадки. В группе имеется современная методическая литература по направлению «театрализованная деятельность», которая содержит варианты театрализованных игр, конспекты занятий с детьми, материал для инсценировки. Нет методической литературы, содержащей разнообразные игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки для детей дошкольного возраста. В ходе анализа предметно-развивающей среды было выявлено следующее: в группе организован центр театрально-художественной деятельности, в котором размещены различные виды театра: пальчиковый, настольный, плоскостной, театр на фланелеграфе, театр игрушек, би-ба-бо; имеются элементы костюмов. Однако необходимо пополнить центр средствами для изготовления декораций, которые бы ребята смогли бы использовать в самостоятельной деятельности, декорациями и элементами костюмов, добавить больше атрибутов для организации детьми самостоятельной деятельности: ширмы, театры по разнообразным произведениям. В методическом кабинете имеется литература по организации театрализованной деятельности с детьми дошкольного возраста, имеются сборники с загадками, ребусами, головоломками, кроссвордами.

Так же на этом этапе исследования нами были подобраны анкеты для родителей и педагогов, целью которой являлось изучить позицию родителей и педагогов на приобщение детей к театральной деятельности и использование в данной деятельности игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов. Опросник для педагогов включил в себя 7 вопросов, направленных на изучение отношения к театрализованной деятельности дошкольников. В опросе принимали участие 2 педагога группы. Результаты опроса педагогов отражены в таблице 1.

Опросник для родителей включил в себя так же 7 вопросов, направленных на изучение отношения к театрализованной деятельности дошкольников. В анкетировании родителей приняло участие 12 семей. Результаты опроса педагогов отражены в таблице 2. Анализ анкет показал, что только 20% опрошенных любят ходить в театр. 50% родителей ответили, что ходят с детьми в театр, но периодичность составляет 1 раз в два месяца, 1 раз в 6 месяцев, 1 раз в год. Все родители считают, что ребенка нужно знакомить с театром с дошкольного возраста и положительно относятся к разгадыванию кроссвордов, но никто из опрошенных не разгадывает кроссворды вместе с ребенком. 30% родителей предлагали своему ребенку разгадывать ребусы, 30% из опрошенных родителей играют с детьми в театрализованные игры в виде вопросов и ответов. Все родители считают, что кроссворды и ребусы можно использовать для ознакомления детей с театром. На основе полученных результатов опроса родителей мы пришли к выводу, что родители мало посещают театр, но, тем не менее, считают, что знакомить детей с театром необходимо знакомить с дошкольного возраста; положительно относятся к разгадыванию детьми кроссвордов и ребусов, использованию их в театрализованной деятельности.

На заключительном этапе исследования нами была организована беседа с детьми контрольной и экспериментальной групп на основе опросника и проведен эксперимент с целью: определить интерес детей к театрализованной деятельности, включающей в себя игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды.

Результаты беседы отражены в таблицах 3,4. Из беседы с детьми контрольной группы, мы выяснили, что 50%(4 человека) детей посещали театр. 50%(4 человека) опрашиваемых контрольной группы не знают, что делают в театре зрители, 40%(3 ребенка) ответили, что зрители смотрят представление, а 1 ребенок(10%) ответил, что в театре зрители танцуют. Не все ребята знают, кто такой художник-оформитель, режиссер и чем они занимаются в театре, что такое кроссворд и ребус. На основе беседы с детьми экспериментальной группы было выяснено, что 50%(4 ребенка) были в театре, 50% детей(4 человека) ответили, что в театре зрители смотрят представления(сказку). На вопрос «Что тебе понравилось в театре» 1 ребенок(10%) ответил: «Куклы», 1 ребенок(10%) ответил: «Сцена», 1 ребенок(10%) ответил: «Как танцуют», 1 ребенок(10%) ответил: «Сказки», остальные дети(50%) ответили: «Не знаю». 60% детей знают, кто такой актер. Так же было выявлено, что дети не владеют знаниями о таких театральных терминах, как художник-оформитель, режиссер. 2 человека из 8, что составляет 20% опрашиваемых, знают, что такое кроссворд. Дети не знакомы с таким понятием, как ребус.

Чтобы определить интерес детей к театрализованной деятельности, включающей в себя игры-загадки, ребусы, головоломки, кроссворды, был разработан конспект театрализованного представления для детей группы «Фантазеры» с использованием плоскостного театра «Приключения Красной Шапочки», включающий в себя элементы досуговых игр.

Эксперимент проходил в два этапа: на первом этапе детям было показано театрализованное представление «Красная Шапочка» с использованием плоскостного театра, но без элементов досуговых игр, а на втором этапе - театрализованное представление по той же сказке, но по разработанному нами конспекту. Для того, чтобы определить какое из театрализованных представлений у ребят вызвало больший интерес, нами была организована беседа, включающая в себя вопросы:

. Тебе понравились сказки? Чем?

. Какая тебе сказка понравилась больше? Почему?

Результаты беседы отражены в таблице 5. В ходе этой беседы было выявлено, что ребятам больше понравилось представление, в котором использовались элементы досуговых игр, вызвал интерес и процесс разгадывания ребусов, кроссвордов, решения головоломок.

На основе полученных результатов исследования были сделаны следующие выводы:

. В дошкольном учреждении и в группе «Фантазеры» созданы недостаточные условия для использования игр-загадок, головоломок, ребусов и кроссвордов в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

. Педагоги и родители осознают важность театрализованной деятельности в развитии детей дошкольного возраста и использования в данной деятельности элементов досуговых игр. Педагоги в работе с детьми редко используют элементы досуговых игр вообще, и в театрализованной деятельности в частности.

. Дети недостаточно хорошо владеют терминами, используемыми в театрализованной деятельности. Использование в работе с детьми при организации театрализованной деятельности игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов формирует у них познавательный интерес к театральной деятельности.

2.2 Система комплексной работы по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста

Анализ результатов констатирующего эксперимента определил задачи для формирующего этапа нашего исследования:

. Определить основные направления работы по использованию игр-загадок, головоломок, ребусов и кроссвордов в театрализованной деятельности детей старшего дошкольного возраста

. Разработать и апробировать систему комплексной работы по использованию игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста.

На первом этапе формирующего эксперимента мы определили основные направления работы: работа с родителями, работа с педагогами, работа с детьми.

Работа с педагогами предполагала проведение консультаций по тематике: «Театрализованная деятельность в группе «Фантазеры», «Досуговые игры для детей старшего дошкольного возраста», «Организация центра по театрализованной деятельности», практического семинара по использованию в театрализованной деятельности игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов.

Работа с родителями так же предполагала проведение с родителями консультаций по взятой нами проблеме, родительского собрания в форме игры по теме «Театр в жизни ребенка», организации выставки методической литературы и практического материала по использованию элементов досуговых и проблемно-поисковых игр с детьми старшего дошкольного возраста, по театрализованным играм.

С детьми работа проводилась в несколько этапов.

Первый этап - обучение детей разгадыванию ребусов, кроссвордов, головоломок.

Второй этап - организация занятий, игр с использованием игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок.

Третий, заключительный, этап - организация театрализованной деятельности с использованием игр-загадок, головоломок, ребусов, кроссвордов.

На первом этапе нам необходимо было познакомить ребят с правилами разгадывания кроссвордов, ребусов, головоломок. Для этого мы провели серию занятий по темам: «Что такое кроссворд?», «Что такое ребус?», «Такие разные загадки» например, на занятии «Что такое ребус?» вначале мы рассказали детям историю возникновения ребуса, а затем познакомили с правилами разгадывания ребусов. Правила разгадывания ребусов закреплялись конкретными примерами и упражнениями для детей. Так же задачи данного занятия подкрепились индивидуальной работой с детьми.

Следующим этапом работы было включение игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок в воспитательно-образовательный процесс с целью закрепления у детей навыков разгадывания игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок. Для этого мы включали задания такого характера в различные виды деятельности детей: утренний и вечерний отрезок времени, прогулка, на занятиях по развитию речи, ознакомлении с окружающим, изобразительной деятельности и т.д.

На заключительном этапе мы включали игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки в театрализованную деятельность дошкольников с двумя целями:

.        Обучение детей основным театрализованным понятиям с помощью ребусов, кроссвордов, головоломок.

.        Включение игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок в показ театрализованных представлений и инсценировки.

Для реализации первой цели нами были использованы кроссворды, ребусы, включающие в себя театрализованные понятия. В ходе данной работы обращалось внимание на то, что ребята быстрее запоминают основные понятия, используемые в театрализованной деятельности, если они даются им в форме кроссвордов и ребусов.

Для реализации второй задачи проводились разнообразные игры-загадки, кроссворды, ребусы, головоломки в ходе показа театрализованных представлений и инсценировок. В ходе работы было обращено внимание на то, что деятельность с использованием игр-загадок, ребусов, головоломок детям очень интересна, они активно принимали участие в играх, занятиях с использованием элементов досуговых игр.

По окончании формирующего эксперимента был сделан вывод о том, что использование игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок в работе с детьми старшего дошкольного возраста вообще, и в театральной деятельности, в частности, оказывает положительное влияние на развитие детей, способствует лучшему усвоению знаний театрализованных понятий и привитию интереса к театральной деятельности.

.3 Анализ и оценка результатов работы (контрольный этап)

Нам необходимо было оценить результаты своей работы по обучению детей старшего дошкольного возраста разгадыванию игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок и использованию данных игр в театрализованной деятельности.

В экспериментальной работе принимали участие дети, с которыми проводились исследовательские методики на констатирующем этапе.

Нами была организована беседа с детьми контрольной и экспериментальной групп на основе опросника, предложенного на констатирующем этапе. Результаты беседы на контрольном этапе исследования отражены в таблицах 6, 7.

В ходе беседы с детьми выяснилось, что ребята экспериментальной группы на более высоком уровне владеют информацией о театральных понятиях, знают, что такое ребус, головоломка, кроссворд, умеют их разгадывать. Тогда, как знания детей контрольной группы поднялись на сравнительно невысокий уровень, чем на момент первого исследования.

Это говорит о том, что работа по использованию ребусов, игр-загадок, головоломок, кроссвордов в работе с детьми старшего дошкольного возраста принесла положительные результаты. А предложенная гипотеза исследования: использование игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у детей познавательного интереса к данному виду деятельности, привития любви к театру и способствует лучшему усвоению ребятами понятий и терминов, используемых при организации театрализованной деятельности - подтвердилась.

головоломка загадка дошкольный театральный

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1.      На сегодняшний день проблема использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов в работе с детьми дошкольного возраста является недостаточно изученной, поэтому и является актуальной.

.        Игры-загадки, головоломки, кроссворды и ребусы можно отнести к игровым и проблемно-поисковым методам обучения детей дошкольного возраста.

.        Игры-загадки, ребусы, кроссворды, головоломки способствуют решению таких задач в развитии детей, как развитие воображения, креативности мышления; формирование символической функции сознания; гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал; развитие интереса к играм, требующим умственного напряжения, интеллектуального усилия; развитие настойчивости и находчивости.

.        Использование в работе с детьми дошкольного возраста игр-загадок, ребусов, кроссвордов, головоломок требует определенного руководства со стороны педагога. Эти виды игр могут служить средством приобщения детей к театральной деятельности, формирования у ребят основных театральных понятий.

.        Использование игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театральной деятельности детей старшего дошкольного возраста способствует формированию у детей познавательного интереса к данному виду деятельности, привития любви к театру и способствует лучшему усвоению ребятами понятий и терминов, используемых при организации театрализованной деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1.      Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников/Л.В. Артемова. − М: Просвещение, 1991. - 156 с.

.        Бесова М.А. Давайте играть! Игровые программы для дошкольников и младших школьников/ М.А. Бесова. - Ярославль: Академия развития, 2007 г. - с. 46-80

.        Бесова М.А., Старовойтова Т.А. Шестой школьный день, день игры, познания, труда, общения. Пособие для педагогов общеобразовательных учреждений. - Мозырь: Белый ветер, 2009. - с.98-101

.        Васильева Н.Н., Новотворцева Н.В. Развивающие игры для дошкольников. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 206 с.

.        Доронова Т.Н. Развитие детей от 4 до 7 лет в театрализованной деятельности // Ребенок в детском саду. - 2001. - №2.

.        Дошкольная педагогика/ под ред. Логиновой, Саморуковой - Москва, 1988

.        Синицина Е. Умная тетрадь. Серия «Через игру - к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей.- Москва: Лист, 1999. - 144 с.

.        Ершова А.П. Взаимосвязь процессов обучения и воспитания в театральном образовании // Эстетическое воспитание. − М., 2002.

.        Зимина И. Театр и театрализованные игры в детском саду // Дошкольное воспитание, 2005.−№4.

.        Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2006.− 416 с.

.        Макаренко Л. Здравствуй, театр! К проблеме приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральному искусству.//Дошкольное воспитание № 4 - с. 32-33

.        Мигунова Е.В. Организация театрализованной деятельности в детском саду: учеб.-метод. пособие; НовГУ имени Ярослава Мудрого. - Великий Новгород, 2006. - 126 с. [www.window.edu.ru] [10.02.2010]

.        Новоселова С.Л. О новой классификации детских игр//Дошкольное воспитание -1997- №3

.        Ожегов С.И. Словарь русского языка/ под ред. Н.Ю. Шведовой - Москва: Русский язык, 1990. - 921 с.

.        Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. - М.: Школьная пресса, 2000. - 205 с.

.        Пралеска: программа дошкольного образования/ сост. Е.А. Панько и др.− Минск: НИО; Аверсев, 2007

.        Работаем по программе «Пралеска»: методические рекомендации/ сост. Е.А. Панько и др.− Минск: НИО; Аверсев, 2007

.        Решай, смекай, угадывай. игры, ребусы, загадки для дошкольников. популярное пособие для родителей и педагогов/сост. Т.И. Линго − Ярославль: Академия,1999. - 208 с.

.        Сухин И.Г. Новые 500 загадок - 70 кроссвордов − М.: Антиква, 1997. - 64 с.[suhin.narod.ru] [15.02.2010]

.        Чурилова Э.Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников.- Москва: Владос, 2001. - 215 с.

.        Щетинина А.М., Смирнова Н.П. Формирование умственных действий у дошкольников− Великий Новгород 2000. - 114 с.

.        Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е.А.Дубровской.- М.: Академия, 2002. - 157 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Таблица 1 Результаты опроса педагогов.

Вопрос

Педагог: Терехова Е.Е.

Педагог: Мешкова И.А.

1

Под театрализованной деятельностью я понимаю…



2

Театрализованная деятельность детей в дошкольном возрасте - один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как…



3

Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагогические задачи, как…



4

Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды театра…



5

С основными понятиями и терминалогией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить…



6

Я считаю, что использование кроссвордов, ребусов, игр-загадок развивает в детях…



7

Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых на мой взгляд, являются…





Приложение 2

Опросник для педагогов, направленный на изучение театрализованной деятельности дошкольников.

Уважаемый педагог, продолжите, пожалуйста, предложения…

1.      Под театрализованной деятельностью я понимаю…

.        Театрализованная деятельность детей в дошкольном возрасте - один из важнейших развивающих видов детской деятельности, так как…

.        Фрагменты театрализации помогают мне решать такие педагогические задачи, как…

.        Я предпочитаю использовать в работе с детьми следующие виды театра…

.        С основными понятиями и терминологией театрального искусства детей дошкольного возраста лучше знакомить…

.        Я считаю, что использование кроссвордов, ребусов, игр-загадок развивает в детях…

.        Театрализованная деятельность дошкольников развивается в определенных педагогических условиях, важнейшими из которых, на мой взгляд, являются…

Приложение 3

Опросник для родителей, направленный на изучение театрализованной деятельности дошкольников.

Примерные вопросы для собеседования с родителями:

.        Любите ли Вы ходить в театр?

.        Как часто Вы ходите в театр вместе с ребенком?

.        Как Вы считаете, с какого возраста ребенка необходимо знакомить с театром?

.        Как Вы относитесь к разгадыванию кроссвордов вместе с ребенком?

.        Предлагали ли Вы разгадывание ребусов своему ребенку?

.        Используете ли Вы с ребенком театрализованные игры в виде вопросов и ответов?

.        Как Вы считаете, можно использовать кроссворды, ребусы для ознакомления детей с театром?

Приложение 4

Опросник для детей старшего дошкольного возраста, направленный на изучение отношения детей к театрализованной деятельности и выявление знаний основных понятий по проблеме.

1.      Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?

.        Кто такой актер? Что он делает в театре?

.        Кто такой режиссер? Что он делает в театре?

.        Кто такой художник-оформитель? Что он делает в театре?

.        Какие виды театра ты знаешь?

.        Что такое кроссворд?

.        Что такое ребус?

Таблица 2 Результаты беседы с детьми

ФИО ребенка






Вопросы






Тебе понравились сказки? Чем?






Какая тебе сказка понравилась больше? Почему?






Таблица 3 Результаты опроса родителей.

Вопрос




1

Любите ли Вы ходить в театр?




2

Как часто Вы ходите в театр вместе с ребенком?




3

Как Вы считаете, с какого возраста ребенка необходимо знакомить с театром?




4

Как Вы относитесь к разгадыванию кроссвордов вместе с ребенком?




5

Предлагали ли Вы разгадывание ребусов своему ребенку?




6

Используете ли Вы с ребенком театрализованные игры в виде вопросов и ответов?




7

Как Вы считаете, можно использовать кроссворды, ребусы для ознакомления детей с театром?






Таблица 4 Результаты опроса детей контрольной группы на констатирующем этапе.

Вопрос




1

Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?




2

Кто такой актер? Что он делает в театре?




3

Кто такой режиссер? Что он делает в театре?




4

Кто такой художник-оформитель? Что он делает в театре?




5

Какие виды театра ты знаешь?




6

Что такое кроссворд?




7

Что такое ребус?




Таблица 5 Результаты опроса детей экспериментальной группы на констатирующем этапе.

Вопрос




1

Что делают в театре зрители? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?




2

Кто такой актер? Что он делает в театре?




3

Кто такой режиссер? Что он делает в театре?




4

Кто такой художник-оформитель? Что он делает в театре?




5

Какие виды театра ты знаешь?




6

Что такое кроссворд?




7

Что такое ребус?





Таблица 6 Результаты опроса детей контрольной группы на контрольном этапе.

Вопрос





1

Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?





2

Кто такой актер? Что он делает в театре?





3

Кто такой режиссер? Что он делает в театре?





4

Кто такой художник-оформитель? Что он делает в театре?





5

Какие виды театра ты знаешь?





6

Что такое кроссворд?





7

Что такое ребус?





Таблица 7 Результаты опроса детей экспериментальной группы на контрольном этапе.

Вопрос





1

Что делают в театре зрители? Ты был в театре? Что тебе понравилось в театре больше всего?





2

Кто такой актер? Что он делает в театре?





3

Кто такой режиссер? Что он делает в театре?





4

Кто такой художник-оформитель? Что он делает в театре?





5

Какие виды театра ты знаешь?





6

Что такое кроссворд?





7

Что такое ребус?







Приложение 5

Конспект занятия с детьми старшего дошкольного возраста

«Что такое ребус?»

Программное содержание: познакомить ребят с таким видом головоломок, как «ребус», дать знания о видах ребусов и принципах их построения; развивать восприятие, предпосылки логического мышления; формировать интерес к разгадыванию головоломок.

Материал: игрушка Незнайки, плакаты с правилами разгадывания ребусов, карандаши, индивидуальные карточки с различными ребусами для разгадывания детьми.

Организация и методика проведения:

В группе раздается стук в дверь, входит Незнайка(игрушка би-ба-бо или переодетый взрослый). Он здоровается и показывает детям письмо, в котором все слова зашифрованы ребусами и просит помочь прочитать его.

Воспитатель: Ребята, это необычное письмо, посмотрите. Кто-нибудь знает из чего оно состоит? (Ответы детей) Это ребусы.

Незнайка: Ребусы? А что это такое?

Воспитатель: Это таинственные знаки, которые нужно расшифровывать. Ребус − это загадка, но не совсем обычная. Все слова в ней изображены при помощи рисунков и различных знаков. Для того чтобы прочитать то, что зашифровано в ребусе, надо правильно назвать все изображенные предметы и разобраться, какой знак что изображает. У ребусов очень интересная история. Она связана с возникновением письменности. Когда люди еще не умели писать, составляли свои «письма» из предметов. Например, вожди одного племени послали однажды соседнему племени вместо письма птицу, мышь, лягушку и пять стрел (см. рис.)



Смысл этого «письма» был таков: «Умеете ли вы летать, как птицы, и прятаться в землю, как мыши, прыгать по болотам, как лягушки? Если не умеете, то не пробуйте воевать с нами. Мы осыплем вам стрелами, как только вы вступите в нашу страну»

Сначала предметы, а потом рисунки с их изображениями заменяли письмо. Надо было написать «олень» - рисовали оленя. Надо было написать «охота» - рисовали охотника и зверя. Трубка говорила о мире («раскурить трубку мира»), копье - о войне, натянутый лук - о нападении.

Сейчас в таких письмах, состоящих из рисунков, никакой − надобности нет, но в играх-головоломках, которые обычно называют ребусами−, запись различных слов при помощи рисунков и условных знаков применяется широко.

Чтобы прочесть ребус, надо правильно назвать все, что изображено на рисунке, но это совсем не так просто, как может показаться. Например, на рисунке изображено дерево. Но какое дерево? Надо догадаться самому, подобрав слово, подходящее; по смыслу. Или изображена собака. Может, это пес или изображение какой-либо породы (дог). Рисунок один, а слов за ним скрываться может несколько. Если слева от рисунка помещена запятая, то это значит, что от его названия надо отбросить первую букву; если нарисованы две или три запятые, то надо отбросить соответственно две или три буквы. А если запятые нарисованы справа от рисунка, то отбрасывают последние буквы. Если в ребусах встречаются изображения предметов в перевернутом виде, то название надо читать с конца: кот - ток, нос - сон, том - мот. Если два предмета или две буквы нарисованы одна в другой, то их названия читаются с прибавлением буквы «в».

Воспитатель достает плакаты с изображением правил решения ребусов и по каждому правилу дает объяснение

На этом рисунке нет предметов. Только буквы ЧА и ЛО. ЛО сверху, ЧА снизу. Как можно описать эту картинку? Пробуем по-разному. Например, так: ЛО на ЧА. Есть такое слово «ЛО-на-ЧА»? Нет такого слова. Тогда так: ЛО над ЧА. Снова нет смысла. А так: на ЧА - ЛО. Ага, получилось! На-ЧА-ЛО есть!


Ц за Я? Прочитай иначе - и увидишь: где волк, там и этот, серенький, ушастенький. Ну, погоди!


А это что такое? На рисунке - всего две буквы: А рядом с Р. Какое же это слово? Пробуем. А у Р? Р у А? У Р - А? У-Р-А! Угадали! Потому что заметили третью букву У, которая не нарисована, а пряталась в маленьком слове «у»: «У буквы Р - буква А».


Снова две буквы: О и А. Но нас теперь не проведешь. Где-то на рисунке прячется маленькое слово. О и А держатся за руки. Значит, они вместе. О с А. Услышал? Осторожней, чтоб не ужалила.


Читаем: ЛК - в О. Какое-то ЛКВО. Такого слова нет. Попробуем иначе: в О - ЛК. Ага, попался, который кусался!


А здесь КО с А взялись за руки. Что получилось? КО-С-А? Понятно: девичья краса. Или то, чем Сева пойдет косить луг.



Из букв Б сложена буква А. Слово «буква» в ребусах читать не надо. Скажем короче: из Б - А.


Добро пожаловать! - приглашают хозяева. Как их зовут?

Имя хозяина - в ребусе. Читаем: в букве А - буквы СЕ. ВАСЕ? Может, ВАСЯ? Но тогда в А было бы СЯ. А если прочесть по другому? Выйдет: СЕ в А. Вот и познакомились!


Читаем, не пугаемся: семь букв Я. Не забыл, что слово «буква» в ребусах читать не надо? Остается: семь Я. Наверно, у Севы есть родня. Это слово можно было нарисовать и так: 7 Я.


Так и есть, у Севы две сестрички. Их имена сам угадаешь.


Одна сестричка что-то подкладывает в печь. Что? Прочитай.


Вторая обед стряпает. Что на ней надето?


Я стоит, а С по нему идет: С по Я? Нет: по Я - С. Понятно! То, что у Севы на джинсах для красоты. Или чтобы джинсы не падали...


Одно напоминание. Не забывайте о маленьких словах: по, на, под, над, за, из, из-за, с, в... Не обратишь внимание на такое словечко - не разгадаешь ребус. Никогда никто не должен забывать о маленьких. Особенно когда разгадываешь ребусы.

Педагог вместе с детьми и Незнайкой расшифровывают письмо. Незнайка благодарит детей, прощается и уходит

Приложение 6

Кроссворды

Дидактическая игра «Кроссворды»

Цели: учить детей звуко-буквенному анализу знакомых слов, учить читать, уточнять названия предметов по разным темам.

Оборудование: картинки, схемы кроссвордов

Речевой материал: какое это слово? Что это? Заполни клеточки. Напиши слово. Названия предметов по теме, отраженной при составлении кроссворда.

Ход игры

Педагог указывает детям на кроссворд и сообщает: «Будем заполнять клеточки. Тут разные слова». Сначала он предлагает детям рассмотреть и назвать картинки. Затем он объясняет, как вписать слово по клеточкам в схему кроссворда. Если дети не знакомы с данной игрой, педагог может на примере одного слова показать, как нужно записывать слово в кроссворд. Дальше дети называют следующие картинки и вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если данная игра используется редко, в качестве помощи педагог может вписать в кроссворд первые буквы слов.

Усложнение. Если данная игра используется часто, можно предложить старшим дошкольникам вспомнить слова по какой-то теме (например, цветы) и вписать их в кроссворд. Если дети не могут вспомнить названия предметов, им предлагаются картинки, которые дети называют, а затем вписывают слова в соответствующие части кроссворда. Если дети неточно воспроизводят структуру слов, можно сначала предложить прочитать слова или написать их, а затем заполнить кроссворд.

Кроссворд «Литературные собаки»


1











2








3







4









5









6









7










8






9











Среди этих «литературных собак» очень известный «литературный кот». Как его зовут? Пудель Мальвины.

1.      Собака доктора Айболита.

2.      Песик, которого Чебурашка и крокодил Гена познакомили со львом Чандром.

.        Пес Дяди Федора.

4.      Собака и друг Элли.

5.      Сторожевой пес, которого одурачил Чиполлино.

6.      Собачка, которая помогла деду и бабке из земли вытащить репку.

.        Такса Малыша.

8.      Собака из одноименного рассказа А. П. Чехова.

Кроссворд «Мои любимые сказки»



1









 

 

2










 


3








 

 



4







 


5







е












7







 

 

 




8





 


9






Впишите в горизонтальные строчки имена известных сказочных героев. В выделенном столбике можно будет прочитать ключевое слово. Кого так называют?

.        Девочка, дружившая сразу с семью гномами.

2.      Старуха, заявившая, что «хорошими делами прославиться нельзя».

3.      Сын папы Карло.

4.      Веселый шалун, побывавший на Луне и в Солнечном городе.

.        «Всех излечит, исцелит добрый доктор ...».

6.      Маленькая красавица, родившаяся в цветке.

7.      Конек, который помог Ивану стать царем.

8.      Имя мальчика, который на гусе облетел всю Швецию.

9.      Волшебная рыба, исполнявшая все желания Емели

Приложение 7

Игры-загадки

Игры на развитие театральных способностей

«Живая скульптура»

Игра развивает художественный вкус, умение двигаться. Играют под музыку, Перед началом игры дети делятся на пары: один - Скульптор, второй - Глина. Глина садится на корточки и расслабляется. Скульптор начинает «лепить» скульптуру. Глина поддастся любому его движению и застывает в том положении, которое придает ей Скульптор.

Когда музыка заканчивается, скульптура считается готовой. Все оглядываются друг на друга, смотрят, что кто «слепил». Потом Скульптор и Глина меняются ратями.

«Деревья»

Игра развивает внимание, способность к перевоплощению, слух.

Для игры нужно фортепиано, на котором не обязательно уметь играть. По команде «Шагом марш!» дети начинают маршировать. Ведущий нажимает на клавиши. Если звучит нота нижнего регистра, дети превращаются в «плакучую» иву (ноги на ширине плеч, руки слегка разведены в локтях и висят, голова наклонена к плечу). Если зазвучала нота верхнего регистра, дети становятся тополем (пятки вместе, носки врозь, руки подняты вверх, смотреть на пальцы). Если зазвучит нота в среднем регистре, дети превращаются в елку (ноги вместе, руки вниз и в стороны под углом).

«Зеркальное королевство»

Игра на имитацию движений с многими участниками. Проводится под музыку.

Все дети (кроме водящего) стоят в разных местах комнаты и повернуты в разные стороны. Это - «зеркала». Водящий ходит по комнате. Когда он оказывается перед тем или иным «зеркалом», оно должно отразить его движения, не сдвигаясь с места. Если это кому-то не удалось или он зазевался, то «волшебница» берет его в «плен», и он помещается в «Зазеркалье».

Игра заканчивается вместе с музыкой.

« Аукцион героев»

Выбирается литературное произведение. Играющие, по очереди, называют его героев. Как только возникает заминка, ведущий считает до трех. Если до того, как он произнесет «три»; кто-то вспомнит героя, ведущий снова считает до трех. Если он успел произнести «три», выигравшим считается тот, кто последним назвал персонажа.

«Соберитесь в произведение»

Играющим раздаются медальоны с изображением героев нескольких произведений. Надо собраться группами по «своим» произведениям. Выигрывает команда, которая сделает это быстрее.

Например:

·        Буратино, Мальвина, Пьеро, папа Карло, Джузеппе, Артемон, Карабас-Барабас, Дуремар (А. Толстой. «Золотой ключик»);

·        Знайка, Незнайка, Цветик, Винтик, Шпунтик, Сироп-чик, Тюбик, Гусля, Ворчун, Молчун, Пончик и др. (Н. Носов. «Приключения Незнайки и его друзей»);

·        Колобок, Лиса, Заяц, Медведь, Волк, Дед, Бабка (Сказка «Колобок»).

·        Волк, Козлята, Мама-Коза («Волк и семеро козлят»)

·        Элли, Тотошка, Страшила, Железный Дровосек, Трусливый Лев, Гингема, Виллина, Гудвин, Бастинда и др. (А. Волков. «Волшебник Изумрудного города») и т.п.

«Антонимы в сказках.»

Взрослый предлагает детям поиграть со сказкой, объясняя, что он будет произносить название-антоним, а дети должны будут угадать истинное название сказки. Игра развивает творческое воображение, артистические способности, умение четко фиксировать самое основное, отбрасывая второстепенное обогащает словарный запас, закрепляет знания об антонимах, учит концентрировать внимание..

·        «Зеленый платочек» - ... («КраснаяШапочка»);

·        «Мышь из лаптей » - ... («Кот в сапогах»);

·        «Рассказ о простой курочке» - ... («Сказка о золотом Петушке»);

·        «Знайка из лунной деревни» - ... («Незнайка в

·        Солнечном городе»);

·        «Девочка-великан» -... («Мальчик-с-пальчик»);

·        «Плавающая лодка» - ... («Летучий корабль»);

·        «Одетая крестьянка» - ... («Голый король»);

·        «Суп в молотке» - ... («Каша из топора»);

·        «Белый петух» - ... («Курочка Ряба»).

Когда дети поймут принцип придумывания противоположных названий, они с удовольствием сами включаются в игру и придумывают свои названия. А чтобы их сконструировать, надо к каждому слову придумать антоним - слово, противоположное по значению.

Побеждает тот, чье название оказалось самым необычным и интересным.

«Живые картины» (пантомима).

Дети делятся на команды. Каждая из них задумывает какое-либо литературное произведение, или строчку из стихотворения, или пословицу. Затем ставит «живую картину», расположив участников в таких положениях и позах, чтобы другие команды, выступающие в данный момент как зрители, могли догадаться, что она задумала.

Например, дети загадывают названия литературных произведений. Одна команда изображает момент, когда Принц надевает Золушке туфельку (Ш. Перро. «Золушка»). Другая показывает летящего на гусе Нильса (С. Лагерлёф. «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»). Третья демонстрирует, как барон Мюнхгаузен сам себя вытаскивает из болота за косичку парика (Э. Распэ. «Приключения барона Мюнхгаузена»). Четвертая показывает сцену, в которой Мальчик-с-пальчик стаскивает с великана-людоеда сапог (Братья Гримм. «Мальчик-с-пальчик») к т. д.

Побеждает команда, придумавшая самую выразительную «живую картину».

«Знакомые все лица»

Водящий выходит из комнаты. Оставшиеся, посовещавшись, загадывают какого-нибудь известного литературного героя.

Вернувшись, водящий задает каждому по одному вопросу, причем строит его так, чтобы ответом было только да или нет.

Главное для водящего - Задавать точные, продуманные вопросы и не торопиться объявлять свою догадку. Ошибившись, он лишается права задавать дальнейшие вопросы.

«Сказочные загадки»

Материал: различные элементы костюмов, атрибуты к сказкам.

Ход:

Предложить детям разгадать загадки и показать фрагмент из сказки, зашифрованной в загадке или изобразить одного из героев сказки.

Ждали маму с молоком,

А пустили волка в дом…

Кем же были эти

Маленькие дети? (Козлята)

В детстве все над ним смеялись,

Оттолкнуть его старались:

Ведь никто не знал, что он

Белым лебедем рожден. (Гадкий утенок)

Покупала самовар,

А спасал ее комар.(Муха- Цокотуха)

Знает утка, знает птица,

Где Кощея смерть таится,

Что же это за предмет -

Дай, дружок, скорей ответ.(На конце иглы)

Была она артисткой

Прекрасной, как звезда,

От злого Карабаса

Сбежала навсегда.(Мальвина)

Уплетая калачи,

Ехал парень на печи.

Прокатился по деревне

И женился на царевне. (Емеля)

Эта скатерть знаменита

Тем, что кормит всех досыта,

Что сама собой она

Вкусных кушаний полна. (Скатерть-самобранка)

Сладкий яблок аромат

Заманил ту птицу в сад.

Перья светятся огнём,

И светло вокруг, как днём. (Жар птица)

Как у Бабы у Яги

Нет совсем одной ноги,

Зато есть замечательный

Аппарат летательный.

Какой? (Ступа)

Он разбойник, он злодей,

Свистом он пугал людей. (Соловей-разбойник)

Убежали от грязнули

Чашки, ложки и кастрюли.

Ищет их она, зовёт

И в дороге слёзы льёт. (Федора)

И зайчонок, и волчица -

Все бегут к нему лечиться. (Айболит)

В гости к бабушке пошла,

Пироги ей понесла.

Серый Волк за ней следил,

Обманул и проглотил. (Красная шапочка)

У Золушки с ножки

Свалилась случайно.

Была не простою она,

А хрустальной. (Туфелька)

Над простым моим вопросом

Не потратишь много сил.

Кто мальчишку с длинным носом

Из полена смастерил? (Папа Карло)

Всех важней она в загадке,

Хоть и в погребе жила:

Репку вытащить из грядки

Деду с бабкой помогла. (Мышка)

Из муки он был печен,

На сметане был мешен,

На окошке он студился,

По дорожке он . . . . . . . .

Был он весел, был он смел

И в пути он песню . . .

Съесть его хотел зайчишка,

Серый волк и бурый . . . . .

А когда малыш в лесу

Встретил рыжую . . . . ,

От нее уйти не смог.

Что за сказка? (Колобок)

Га-га-га - зеленым лугом

Ходят птицы друг за . . . . . .

Плещет синяя река,

Солнышко садится:

"Не спеши нас есть пока,

Рыжая . . . . . .

Съешь нас после, съешь потом,

Дай мы песенку . . . . .".

Ах, как песенка долга,

Слышно только: . . . . . . . . . . .!

Ждет лисица много лет,

А конца у песни . . . .

Вот так птицы у бабуси

В сказке той " . . . . . . . . . . . . . ".

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под . . . . . .

Рада мышка-поскребушка

И зеленая . . . . . . .

Рад и побегайчик -

Длинноухий . . . . . .

Ничего, что ростом мал

Меховой домишко -

И кабан туда попал,

И лиса, и . . . . .

Всем хватило места в нем -

Вот какой чудесный . . . .

Дзинь-ля-ля - поет синичка:

Это сказка ". . . . . . . . ."

Кто любил играть и петь?

Два мышонка - Круть и . . . . .

Кто мышат с утра будил?

Кто на мельницу . . . . .

Намолол муки мешок?

Это Петя- . . . . . . .

Пирогов напек он много

И спросил друзей он строго:

Что вы делали, мышата,

От рассвета до . . . . . .

Веселились целый день,

Вам работать было . . . .

А теперь за стол садитесь,

Подаете голосок.

Нет! Сначала потрудитесь

И прочтите " . . . . . . . "

Жили-были семь ребят -

Белых маленьких . . . . . .

Мама их любила,

Молочком . . . . . . .

Тут зубами щелк та щелк

Появился серый . . . . . .

Шкуру белую надел,

Нежным голосом . . . . .

Как коза запел тот зверь:

Отоприте, детки, . . . . . . .

Ваша матушка пришла,

Молочка вам . . . . . . . .

Мы ответим без подсказки

Кто сумел спасти ребят.

Это знаем мы из сказки

" . . . . . . . . . . . "

Маша в коробе сидит,

Далеко она . . . . . . .

Кто несет ее, ответь,

Быстрыми шагами?

А несет ее . . . . . . .

Вместе с пирогами.

Путь не близкий,

Дальний путь.

Хочет Миша . . . . . . .

Только Маша не дает

На пенек присесть

И румяный пирожок

По дороге . . . . . .

Провела его малышка,

Будет он умнее впредь.

Вот у нас какая книжка,

Это - ". . . . . . и . . . . ."

Чашки три и три постели.

Стульев тоже три, смотри,

И жильцов здесь в самом деле

Проживает ровно . . . . .

Как увидишь, сразу ясно:

В гости к ним ходить . . . . . .

Убегай скорей, сестричка,

Из окна лети, как . . . . . .

Убежала! Молодец!

Значит, сказке всей . . . . . .

По слогам читает Федя: Это сказка ". . .

Игры по текстам литературных произведений

«У него такое пузо»

(по сказочной повести Н. Носова "Приключения Незнайки и его друзей")

Перед вами неизвестные стихи-загадки Незнайки о его друзьях-товарищах. Отгадайте их.

. У него такое пузо,

Будто скушал два арбуза.

. Я не знаю, трус ли

Композитор ...

. Скакал на деревяшке

Звездочёт ...

. Выскочил из люльки

Доктор наш ...

. Скушал свой беретик

Стихотворец ...

. Кто подстрелил кастрюльку?

Охотник меткий ...!

Ответы:

. Пончик. 2. Гусля. 3. Стекляшкин. 4. Пилюлькин. 5. Цветик. 6. Пулька.

«Путалки»

В каких словах он поменяли местами две буквы? Каковы отгадки этих загадок?

1. Что такое перед нами:

Две оглобли за ушами,

На глазах по колесу

И селёдка на носу?

. Бьют его рукой и лапкой.

Никому его не жалко.

А за что беднягу бьют?

а за то, что он надут!

Ответы:

.        Не «селёдка», а «седёлка». Ответ на загадку: очки.

.        Не «лапкой», а «палкой». Ответ на загадку: мяч.

Незнайка по памяти записывал в тетрадь названия сказок Ш.Перро. Вот что у него получилось. Исправь ошибки.

.        «Кот-С-Пальчик»

.        «Красная Шкура».

.        «Мальчик-Хохолок»

.        «Ослиная Шапочка».

.        «Рике в Сапогах».

.        «Синяя Красавица».

.        «Спящая Борода».

Ответы:

. «Кот в сапогах». 2. «Красная шапочка». 3. «Мальчик-с-пальчик». 4. «Ослиная шкура». 5. «Рике-хохолок». 6. «Синяя борода». 7. «Спящая красавица».

«Из какой сказки предметы?»

1. Веретено.

. Горшочек масла, пирожок, новую нарядную шапочку.

. Две волшебные палочки.

. Две хрустальные туфельки.

. Маленькие белые камешки, сапоги-скороходы.

. Маленькое колечко, шкуру осла.

. Небольшие сапоги, от которых пахло кошачьим духом.

. Розы, жемчужины, бриллианты.

. Связку ключей.

Ответы:

.        Горбатая старуха или принцесса из сказки «Спящая красавица». 2. Красная шапочка из сказки «Красная шапочка». 3. Волшебница сирень или принцесса из сказки «Ослиная шкура» и тётушка золушки из сказки «Золушка». 4. Золушка из сказки «Золушка». 5. Мальчик-с-пальчик из сказки «Мальчик-с-пальчик». 6. принцесса ослиная шкура из сказки «Ослиная шкура». 7. Кот в сапогах из сказки «Кот в сапогах». 8. Девушка-красавица из сказки «Волшебница». 9. синяя борода или его жена из сказки «Синяя борода».

«Волшебные слова»

Вспомни, кто говорил такие волшебные слова:

.        По щучьему веленью, по моему хотенью.

.        Сивка-бурка, вещий каурка! Стань передо мной, как лист перед травой!

.        Лети, лети, лепесток, через запад на восток, через север, через юг, возвращайся, сделав круг. Лишь коснёшься ты земли - быть по-моему вели.

.        Раз, два, три. Горшочек, вари!

.        Крекс, фекс, пекс!

.        Пожалуйста.

«Волшебное средство»

Что бы ты попросил у...

.        Оле-Лукойе?

.        Солдата, героя сказки Х.К. Андерсена?

.        Буратино?

.        Незнайки?

.        Маленького Мука?

.        Золушки?

.        Элли?

.        Урфина Джюса?

.        Алёши, героя сказочной повести А. Погорельского?

.        Девочки Жени из сказок В. Катаева?

.        Нильса?

.        Миши из сказки В. Одоевского?

.        Камер-фрейлины феи Счастья из сказки Х.К. Андерсена?

.        Девочки из сказки братьев Гримм?

Приложение 8

Ребусы

Разгадаешь эти ребусы - узнаешь, какие украшения любит королева!


Что здесь написано? Там, где нарисована кошка, помурлыкай.


Разгадаешь ребусы - узнаешь, чем угощали гостей.





Приложение 9

«Головоломки»

Помогите Винни-Пуху попасть в гости к Кролику.

Похожие работы на - Методика использования игр-загадок, головоломок, кроссвордов и ребусов в театрализованной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!