Бухгалтерский финансовый учет доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    19,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-02
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Бухгалтерский финансовый учет доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности















Курсовая работа

по дисциплине: Бухгалтерский финансовый учет

тема: Бухгалтерский финансовый учет доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности










Казань, 2012

Введение

Учет затрат на производство продукции, работ и услуг и результатов от их реализации являются одной из основных и наиболее сложных проблем теории и практики бухгалтерского учета. Производственный учет непосредственно связан со всеми отделами бухгалтерии, большинством подразделений и видов деятельности организации, c нормированием и планированием затрат, исчислением промежуточных и конечных результатов хозяйствования, контролем за экономичностью производства и сбыта. Данные бухгалтерского учета широко используются в управлении, прогнозировании экономических показателей, определении стратегических целей развития организации, оценке эффективности предпринимательских решений.

Вместе с тем учет затрат и продукции - основа исчисления фактической прибыли организации, облагаемой налогом. От организации учета производства зависит правильность расчета прибыли и других показателей величин налогообложения.

Чтобы вести правильный бухгалтерский учет доходов и расходов бухгалтер должен верно определить, что значит обычный вид деятельности, что включает в себя доходы и расходы деятельности организации, как они учитываются в бухгалтерском и налоговом учетах.

Четкое разделение доходов и расходов по обычным видам деятельности и на прочие влияет на определение финансового результата и дальнейшее его распределение. Эти показатели выступают главным и основным источником формирования Отчета о прибылях и убытках. Поэтому правильное составление Отчета зависит от их четкого определения и учета.

В связи с этим целью данной курсовой работы является правильное и четкое разграничение доходов и расходов по обычным видам деятельности от прочих доходов и расходов.

Задачи, которые необходимо решить в процессе работы над данной курсовой работой:

)дать определение доходов и расходов по обычным видам деятельности;

)определить принцип их признания;

)изучить и изложить их учет.

Структура курсовой работы состоит из двух разделов: в первой главе раскрывается сущность и порядок признания доходов и расходов по обычным видам деятельности, а во второй их учет.

В ходе выполнения данной работы были использованы как практические, так и нормативные документы.

Глава 1. Содержание доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности

.1 Понятие доходов от продаж, принципы признания

Согласно п.5 ПБУ 9/99 доходами от обычных видов деятельности признается выручка от продажи продукции и товаров, поступления, связанные с выполнением работ, оказанием услуг (далее выручка), т.е. доходы по профильным для организации видам деятельности, которые приняты организацией в качестве составляющих ее бизнеса.

Если величина поступления покрывает лишь часть выручки, то выручка, принимаемая к бухгалтерскому учету, определяется как сумма поступления и дебиторской задолженности (в части, не покрытой поступлением). Величина поступления и (или) дебиторской задолженности определяется исходя из цены, установленной договором между организацией и покупателем или пользователем активов организации. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины поступления и (или) дебиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет выручку в отношении аналогичной продукции, товаров (работ, услуг) либо предоставления во временное пользование (временное владение и пользование) аналогичных активов.

В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина поступления и (или) дебиторской задолженности корректируется исходя из стоимости актива, подлежащего получению организацией. Стоимость актива, подлежащего получению организацией, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов.

При продаже продукции, выполнении работ, оказании услуг на условиях коммерческого кредита, предоставленного в виде отсрочки и рассрочки оплаты, выручка учитывается в полной сумме дебиторской задолженности.

Поступления и дебиторская задолженность по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, учитывается по стоимости товаров (ценностей), полученных или подлежащих к получению организацией. [1, с.144]

Как уже было сказано, доходами от обычных видов деятельности, т.е. выручкой признаются поступления от продажи продукции и товаров либо связанные с выполнением работ (оказанием услуг). Выручка отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Продажи».

В зависимости от предмета деятельности организации выручкой также могут являться:

·арендная плата - для организации, предметом деятельности, которых является предоставление за плату своих активов в аренду сторонним физическим и юридическим лицам;

·плата за пользование объектами интеллектуальной собственности (лицензионные платежи, включая роялти) - для организаций, предметом деятельности которых является предоставление за плату промышленные образцы, прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности.

Доходы от участия в уставных капиталах других организаций - для организаций, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций. [9, с.59]

Согласно п.6 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка принимается в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине поступлений денежных средств и иного имущества и (или) величине дебиторской задолженности, а расходы - в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме и (или) величине кредиторской задолженности.

В связи с этим у организации не признаются доходами и поступления от других физических и юридических лиц:

·в виде сумм НДС, акцизов, налога с продаж, экспортных пошлин и иных аналогичных обязательных платежей;

·по договорам комиссии, агентским и иным аналогичным договорам в пользу комитента, принципала и т.д.;

·в порядке предварительной оплаты продукции, товаров, работ и услуг;

·в виде авансов в счет оплаты продукции, товаров, работ, услуг;

·в виде задатка;

·в залог, если договором предусмотрена передача заложенного имущества залогодержателю;

·в погашение кредита, займа, предоставленного заемщику.

В соответствии п.12 ПБУ 9/99 «Доходы организации» выручка признается в бухгалтерском учете при наличии следующих условий:

1.организация имеет право на получение этой выручки, вытекающее из конкретного договора или подтвержденное иным соответствующим образом;

2.сумма выручки может быть определена;

.имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации. Уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет увеличение экономических выгод организации, имеется в случае, когда организация получила в оплату актив либо отсутствует неопределенность в отношении получения актива;

.право собственности (владения, пользования и распоряжения) на продукцию (товар) перешло от организации к покупателю или работа принята заказчиком (услуга оказана);

.расходы, которые произведены или будут произведены в связи с этой операцией, могут быть определены.

Для признания доходов, получение которых не связано с переходом права собственности или при отсутствии расходов, связанных с их получением, должны быть исполнены соответственно три либо четыре условия признания.

Если в отношении денежных средств и иных активов, полученных в оплату, не исполнено хотя бы одно из этих условий, то в бухгалтерском учете организации признается не выручка, а кредиторская задолженность.

Организация может признавать в бухгалтерском учете выручку от выполнения работ, оказания услуг, продажи продукции с длительным циклом изготовления по мере готовности продукции, работы, услуги или по завершении изготовления продукции, выполнения работы, оказания услуги в целом.

Выручка от продажи конкретного изделия, выполнения конкретной работы, оказания конкретной услуги признается в бухгалтерском учете по мере готовности, если возможно определить готовность изделия, работы, услуги.

В отношении разных по характеру и условиям изготовления изделий выполнения работ, оказания услуг организация может применять в одном отчетном периоде одновременно разные способы признания выручки. [2, с.445]

Если сумма выручки от продажи продукции, выполнения работы, оказания услуги не может быть определена, то она принимается к бухгалтерскому учету в размере признанных в бухгалтерском учете расходов по изготовлению этой продукции, выполнению этой работы, оказанию этой услуги, которые будут впоследствии возмещены организации. [1, с.150]

В соответствии п.1 ст.271 Налогового кодекса РФ доходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они имели место, независимо от фактического поступления денежных средств, иного имущества (работ, услуг) и (или) имущественных прав. Если доходы относятся к нескольким отчетным (налоговым) периодам и если связь между доходами и расходами не может быть четко установлена или определяется косвенным путем, то они распределяются организацией самостоятельно, с учетом принципа равномерности признания доходов и расходов. [11, с.100]

Сумма выручки от продажи товаров, продукции, выполнения работ, оказания услуг отражается в бухгалтерском учете по кредиту счета 90 «Продажи» и дебету счета 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками».

.2 Понятие расходов по обычным видам деятельности, принципы признания

Расходами от обычных видов деятельности являются расходы, связанные с изготовлением и продажей продукции, приобретением и продажей товаров. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг. [1, с.155]

Возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемое в виде амортизационных отчислений, относится также к расходам по обычным видам деятельности. [15]

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату во временное пользование (временное владение и пользование) своих активов по договору аренды, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является предоставление за плату промышленные образцы, прав, возникающих из патентов на изобретения и других видов интеллектуальной собственности, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

В организациях, предметом деятельности которых является участие в уставных капиталах других организаций, расходами по обычным видам деятельности считаются расходы, осуществление которых связано с этой деятельностью.

Расходами по обычным видам деятельности считается также возмещение стоимости основных средств, нематериальных активов и иных амортизируемых активов, осуществляемых в виде амортизационных отчислений. [10, с.5]

По функциональному назначению в затраты на производство и продажу продукции включают затрат:

·непосредственно связанные с производством продукции, расходы по контролю производственных процессов и качества выпускаемой продукции, сопровождению и гарантийному ремонту изделий;

·на подготовку и освоение производства;

·некапитального характера, связанные с совершенствованием технологии и организации производства, с улучшением качества продукции, повышением ее надежности, долговечности и других эксплуатационных свойств, осуществляемых в ходе производственного процесса;

·на обслуживание производственного процесса;

·по обеспечению нормальных условий труда и техники по безопасности;

·связанные с управлением производства;

·связанные с подготовкой и переподготовкой кадров;

·связанные с отчислением в внебюджетные фонды от расходов на оплату труда работников, связанных в производстве продукции (работ, услуг);

·связанные со сбытом продукции;

·амортизационные отчисления на полное восстановление основных производственных фондов по нормам, утвержденным в установленном порядке; учет затрата продукция расход

·амортизация нематериальных активов, используемых в процессе осуществления уставной деятельности;

·иные включаемые в себестоимость продукции (работ, услуг) в соответствии с установленным законодательством. [5, с.27]

Расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении, равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Если же оплата покрывает лишь часть признаваемых расходов, то расходы, принимаемые к бухгалтерскому учету, определяются как сумма оплаты и кредиторской задолженности (в части, не покрытой оплатой).

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности определяется исходя из условий и цены, установленных договором между организацией и поставщиком (подрядчиком) или иным контрагентом. Если цена не предусмотрена в договоре и не может быть установлена исходя из условий договора, то для определения величины оплаты или кредиторской задолженности принимается цена, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет расходы в отношении аналогичных материально - производственных запасов и иных ценностей, работ (услуг).

При оплате приобретаемых материально - производственных запасов и иных ценностей, работ (услуг) на условиях коммерческого кредита, предоставляемого в виде отсрочки и рассрочки платежа, расходы принимаются к бухгалтерскому учету в полной сумме кредиторской задолженности.

Величина оплаты и (или) кредиторской задолженности по договорам, предусматривающим исполнение обязательств (оплату) не денежными средствами, определяется стоимостью товаров или ценностей, переданных или подлежащих передаче организацией.

В случае изменения обязательства по договору первоначальная величина оплаты и (или) кредиторской задолженности корректируется исходя из стоимости выбывающего актива. Стоимость актива, подлежащего выбытию, устанавливается исходя из цены, по которой в сравнимых обстоятельствах обычно организация определяет стоимость аналогичных активов. [15]

Расходы по обычным видам деятельности формируют:

·расходы, связанные с приобретением сырья, материалов, товаров и иных материально - производственных запасов;

·расходы, возникающие непосредственно в процессе переработки (доработки) материально - производственных запасов для целей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи товаров (расходы по содержанию и эксплуатации основных средств и иных внеоборотных активов, по поддержанию их в исправном состоянии, коммерческие расходы, управленческие расходы и др.). [8, с.59]

Для целей формирования организацией финансового результата деятельности от обычных видов деятельности определяется себестоимость проданных продукции, товаров (работ, услуг), которая формируется на базе расходов по обычным видам деятельности, признанных как в отчетном году, так и в предыдущие отчетные периоды, и переходящих расходов, имеющих отношение к получению доходов в последующие отчетные периоды, с учетом корректировок, зависящих от особенностей производства продукции, выполнения работ и оказания услуг и их продажи, а также продажи (перепродажи) товаров.

При этом коммерческие и управленческие расходы могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров (работ, услуг) полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности.

К расходам по обычным видам деятельности относятся затраты, связанные с приобретением сырья, товаров, материалов и иных МПЗ, возникающие в процессе переработки МПЗ, которые будут использоваться при производстве продукции (выполнении работ и оказании услуг) или продаваться. Сюда же входят расходы, связанные с продажей товаров (на содержание и эксплуатацию основных средств и иных внеоборотных активов, на поддержание их в исправном состоянии, коммерческие, управленческие расходы и др.).

Такая группировка расходов по обычным видам деятельности вытекает непосредственно из характера производственного цикла, который, как известно, состоит из трех взаимосвязанных стадий: заготовление (приобретение сырья), производство (переработка сырья, выполнение работ, оказание услуг), сбыт (расходы по продажам). [7, с.62]

Согласно п.8 ПБУ 10/99 «Расходы организации» по экономическому содержанию расходы по обычным видам деятельности разделяются на следующие элементы: материальные затраты, затраты на оплату труда, отчисления на социальные нужды, амортизацию, прочие затраты.

Материальные затраты отражают стоимость:

·покупных сырья, материалов, используемых на производственно-хозяйственные нужды, а также комплектующих изделий и полуфабрикатов, подвергающихся дальнейшему монтажу или дополнительной обработке на предприятии;

·работ и услуг производственного характера, которые выполняются сторонними предприятиями или производствами и хозяйствами предприятия, не относящимися к основной деятельности;

·топлива всех видов, приобретаемого со стороны и расходуемого на технологические цели, выработку всех видов энергии, отопления зданий, транспортные работы по обслуживанию производства, выполняемые собственным транспортом предприятия;

·покупной энергии всех видов, расходуемой на технологические и другие производственные и хозяйственные нужды;

·потерь от недостачи поступивших материальных ресурсов в пределах норм естественной убыли.

Материальные затраты определяются исходя из фактического их расхода на предприятии в натуральном выражении и цен приобретения (без учета НДС), наценок, комиссионных вознаграждений, уплачиваемых оптовым поставщиком, стоимости услуг товарных бирж, таможенных пошлин, плата за транспортировку, хранение и доставку, осуществляемые сторонними организациями.

Финансовые отношения в части материальных затрат возникают между предприятиями и поставщиками сырья, материалов, топлива, энергии, транспортных услуг по поводу поощрения за экономию материалов, топлива и энергии, санкций за порчу, утрату материалов, изготовление бракованных материалов, изделий, деталей. [8, с.59]

К затратам на оплату труда относят оплату труда основного производственного персонала предприятия, включая премии рабочим и служащим за производственные результаты, стимулирующие и компенсационные выплаты, компенсация женщинам, находящимся в частично оплачиваемом отпуске по уходу за ребенком до достижения им определенного законодательством возраста, а также оплата труда занятых в основной деятельности, но несостоящих в штате работников.

Финансовые отношения в части затрат на оплату труда возникают между работниками и дирекцией предприятия.

Отчисления на социальные нужды равны сумме Единого социального налога, равной 26% фонда заработной платы работников. При этом возникают финансовые отношения предприятия с государственными внебюджетными фондами. [13, с.32]

Амортизация основных фондов - это сумма амортизационных отчислений на полное восстановление элементов основных производственных фондов. Определяется она исходя из стоимости основных фондов и норм амортизационных отчислений.

К прочим затратам относят налоги, сборы, платежи, отчисления в страховые фонды и другие обязательные отчисления, затраты на оплату процентов по полученным кредитам, на командировки, за подготовку и переподготовку кадров, оплату услуг связи банков, плату за аренду в случае аренды отдельных объектов основных производственных фондов, платежи за выбросы загрязняющих веществ, амортизацию нематериальных активов, отчисления в ремонтный фонд, а также другие, входящие в состав затрат на производство продукции и не вошедшие в вышерассмотренные элементы. [14, с.38]

Согласно п.6 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы по обычным видам деятельности принимаются к бухгалтерскому учету в сумме, исчисленной в денежном выражении и равной величине оплаты в денежной и иной форме или величине кредиторской задолженности.

Для признания расходов в бухгалтерском учете в соответствии с п. 8 ПБУ 10/99 должно быть выполнено хотя бы одно из следующих условий:

1.расход производится в соответствии с конкретным договором, требованием законодательных и нормативных активов, обычаями делового оборота;

2.сумма расхода может быть определена;

3.имеется уверенность в том, что в результате конкретной операции произойдет уменьшение экономических выгод организации.

При этом необходимо соблюдение правил:

·расходы подлежат признанию в бухгалтерском учете независимо от намерения получать выручку или прочие доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и иной);

·расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они имели место, независимо от времени фактической выплаты денежных средств и иной формы осуществления. [1, с.156]

Расходы признаются в бухгалтерском учете независимо от намерения получить выручку или иные доходы и от формы осуществления расхода (денежной, натуральной и др.), т.е. для признания расхода не имеет значения не только фактор рационального использования ресурсов организации (намерение получить доход), но и характер фактического осуществления расходов. При этом необходимо помнить, что в бухгалтерском учете любая форма расхода отражается в стоимостном выражении. [12, с.32]

Чрезвычайно важно отметить то, что если организация признает выручку от продажи продукции, товаров (выполнения работ, оказания услуг) не по мере передачи прав владения, пользования и распоряжения на поставленную продукцию, отпущенный товар, выполненную работу, оказанную услугу, а после поступления данных средств и иных форм оплаты, то и расходы признаются после погашения задолженности.

Амортизация признается в качестве расхода исходя из величины амортизационных отчислений, определяемой на основе стоимости амортизируемых активов, принятых организацией способов начисления амортизации и срока полезного использования. [6, с.230]

При квалификации доходов и расходов следует учитывать принцип соответствия доходов и расходов. Он заключается в том, что классификация расхода соответствует классификации дохода, и наоборот. Если доход признается доходом от обычных видов деятельности, то соответствующий ему расход может быть только таким же. Например, амортизация по основным средствам, сданным в аренду, будет расходом по обычным видам деятельности, если доход признан выручкой, и наоборот, будет прочим расходом, если таковым будет признан доход.

Если в момент признания дохода организация еще не может признать и оценить расходы, понесенные в связи с его получением, то такой доход признается относящимся к будущим периодам. При наступлении периода, когда доходы для выявления финансового результата могут быть соотнесены с соответствующими им расходами, доходы будущих периодов признаются в качестве текущих доходов. [14, с.43]

Глава 2. Учет доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности

Расходы по обычным видам деятельности, непосредственно связанные с процессом производства и продажей, отражаются в бухгалтерском учете по дебету счетов затрат (20 «Основное производство», 23 «Вспомогательные производства», 25 «Общехозяйственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы», 44 «Расходы на продажу» и др.) и кредиту счетов расчетов и соответствующих видов ресурсов (счета 10, 60, 70, 69, 76 и др.) в сумме фактически произведенных затрат.

Счет 20 «Основное производство» предназначен для обобщения информации о затратах производства, продукции, работы, услуги, которые являются целью деятельности данной организации.

По дебету счета 20 «Основное производство» отражаются прямые расходы, связанные с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, а также расходы вспомогательного производства, косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием основного производства, и потери от брака. Прямые расходы, связанные непосредственно с выпуском продукции, выполнением работ и оказанием услуг, списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счетов учета производственных запасов, расчетов с работниками по оплате труда, расчетов по социальному страхованию и обеспечению и др. Расходы вспомогательных производств списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 23 «Вспомогательное производство». Косвенные расходы, связанные с управлением и обслуживанием производства, списываются на счет 20 «Основное производство» со счетов 25 «Общепроизводственные расходы» и 26 «Общехозяйственные расходы». Потери от брака тоже списываются на счет 20 «Основное производство» с кредита счета 28 «Брак в производстве». [4, с.248]

По кредиту счета 20 «Основное производство» отражаются суммы фактической себестоимости завершенной производством продукции, выполненных работ (услуг). Эти суммы могут списываться со счет 20 «Основное производство» в дебет счетов 43 «Готовая продукция», 90 «Продажи» и др.

Остаток по счету 20 «Основное производство» на конец месяца показывает стоимость незавершенного производства.

Аналитический учет по счету 20 «Основное производство» ведется по видам затрат и видам выпускаемой продукции, выполняемых работ (услуг). Если формирование информации о расходах по обычным видам деятельности не ведется на счетах 20-39, то аналитический учет по счету 20 «Основное производство» осуществляется также по подразделениям организации. [6, с.236]

Счет 21 «Полуфабрикаты собственного производства» используется для обобщения информации о наличии и движении полуфабрикатов собственного производства в организациях, ведущих обособленный их учет. В организациях, не ведущий обособленный учет полуфабрикатов собственного производства, указанные ценности отражаются в составе незавершенного производства, т.е. на счете 20 «Основное производство».

По дебету счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства», как правило, в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» отражаются расходы, связанные с изготовлением полуфабрикатов.

По кредиту счета 21 «Полуфабрикаты собственного производства» отражается стоимость полуфабрикатов, переданных в дальнейшую переработку (в корреспонденции со счетом 20 «Основное производство» и др.) и проданных другим организациям и лицам (в корреспонденции со счетом 90 «Продажи»). [3, с.227]

В соответствии с вариантом ведения бухгалтерского учета затрат без выделения счетов управленческой бухгалтерии в Плане счетов бухгалтерского учета обособлены счета 25 «Общепроизводственные расходы», 26 «Общехозяйственные расходы». Счет 25 используется для обобщения информации о расходах на обслуживание основного и вспомогательных производств предприятия. На этом счете отражаются, как правило, затраты на содержанию и эксплуатацию машин и оборудования, амортизационные отчисления на полное восстановление и затраты на ремонт основных средств производственного назначения, а также расходы на страхование цехового имущества, затраты на отопление, освещение и содержание производственных помещений, арендная плата за основные средства, используемые в производстве, оплата труда производственного персонала, занятого обслуживанием производства, и другие аналогичные по назначению расходы.

Общехозяйственные расходы, учитываемые на одноименном бухгалтерском счете 26, характеризует управленческие и хозяйственные затраты, не связанные непосредственно с производственным процессом. В частности, на этом счете могут быть отражены административно-управленческие расходы, затраты на содержание общехозяйственного персонала, не связанного с производственным процессом, амортизационные отчисления и расходы на ремонт основных средств управленческого и общехозяйственного назначения, арендная плата, расходы на оплату информационных, аудиторских, консультационных услуг и другие.

Важно помнить, что коммерческие и управленческие расходы, являющиеся неотъемлемой частью фактической себестоимости проданной продукции, товаров работ (услуг), могут полностью включаться в себестоимость продаж отчетного периода или распределяться. Как правило, они распределяются в производствах с длительным циклом изготовления продукции работ (услуг) и существенными остатками незавершенного производства. В этом случае управленческие расходы могут распределяться между стоимостью (ценой) продаж и незавершенным производством, а часть коммерческих расходов - между стоимостью проданной продукции и остатками отгруженной, если порядок выручки от продаж признается не по мере передачи прав владения на поставленную продукцию (отгруженный товар), а после поступления оплаты. [3, с.232]

Выбранный вариант распределения коммерческих и управленческих расходов обязательно должен быть закреплен в учетной политике организации.

К расходам на продажу относят расходы, связанные с продажей продукции работ (услуг), оплачиваемые поставщиком. Производственная себестоимость вместе с расходами на продажу образуют полную себестоимость проданной продукции.

В состав расходов на продажу включают:

·расходы на тару и упаковку изделий на складах готовой продукции (стоимость услуг своих вспомогательных цехов, занятых изготовлением тары и упаковки, стоимость тары, приобретенной на стороне, оплата затаривания и упаковки изделий сторонними организациями др.);

·расходы на транспортировку продукции (расходы на доставку продукции на станцию или пристань отправления, погрузку в вагоны, суда, автомобили, самолеты и т.п., оплата услуг специализированных транспортно-экспедиционных контор);

·комиссионные сборы и отчисления, уплачиваемые сбытовым и посредническим организациям, согласно договору;

·затраты на рекламу, включающие расходы на объявления в печати и по телевидению, каталоги, буклеты, на участие в выставках, ярмарках, стоимость образцов товаров, переданных в соответствии с контрактами, соглашениями и иными документами покупателям и посредническим организациям бесплатно, и другие аналогичные затраты;

·прочие расходы по сбыту (расходы по хранению, подработке, подсортировке и т.п.). [3, с.311]

Расходы на тару и упаковку готовых изделий на счетах бухгалтерского учете отражаются следующим образом - на стоимость тару и тарных материалов, израсходованных на упаковку продукции после ее сдачи на склад, заработную плату с отчислениями на социальные нужды рабочих, занятых упаковкой продукции, погрузкой изделий на транспортные средства:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 10 «Материалы», 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» и др.

Если процесс упаковки и затаривания продукции осуществляется в цехах основного производства, то указанные расходы включаются в производственную себестоимость основной продукции и отражают на счете основного производства по калькуляционным статьям затрат вспомогательных материалов, заработной платы и др.

Стоимость перевозок продукции со склада организации-продавца до станции отправления отражается по кредиту счета 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками», если транспортные услуги оказаны сторонней организацией. При этом делают бухгалтерскую запись:

Дебет 44 «Расходы на продажу»

Кредит 23 «Вспомогательное производство», 60 «Расчеты с поставщиками и подрядчиками».

По условиям поставки некоторых видов товаров, их необходимо сопровождать в пути следования до станции покупателя. Расходы по сопровождению учитывают на дебете счета 44 «Расходы на продажу» с кредита счетов 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда», 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» - на сумму заработной платы и отчислений на социальное страхование экспедитору или другому работнику, сопровождающего продукцию.

По истечению каждого месяца расходы на продажу списывают на себестоимость проданной продукции. На отдельные виды продукции они относятся прямым путем, а при невозможности распределяются пропорционально их производственной себестоимости, объему проданной продукции по оптовым ценам организации или иным способом.

Списание расходов на продажу записывают следующей бухгалтерской записью:

Дебет счета 90 «Продажи»;

Кредит счета 44«Расходы на продажу».

Если в отчетном месяце продается только часть выпущенной продукции, то сумму расходов по продаже распределяют между проданной и непроданной продукцией пропорционально их производственной себестоимости или иным способом. [4, с.319]

Фактическая себестоимость реализованной продукции и работ (услуг), учитываемая по дебету счета продаж, слагается из фактической производственной себестоимости оплаченных изделий и услуг и части расходов на продажу, отнесенных к объему сбыта.

Учет доходов и расходов по операциям продажи обеспечивает сопоставление выручки с расходами на ее получение по каждой операции продажи продукции и товаров, сдачи заказчиками выполненных работ и услуг. Сопоставление доходов и расходов по одним и тем же операциям продажи позволяет выявить финансовый результат от продаж: прибыль или убыток.

Результаты операций продажи структурируются в отчете о прибылях и убытках с выделением следующих показателей.

1.Выручка нетто от продаж;

2.Себестоимость проданной продукции и товаров (работ и услуг);

3.Валовая прибыль от продаж;

.Коммерческие расходы (расходы на продажу);

.Управленческие расходы;

.Прибыль (убыток) от продаж.

Управленческие и коммерческие расходы списываются на уменьшение выручки нетто как расходы за период, т.е. независимо от сопоставления доходов и расходов по каждой операции продажи. Они относятся ко всем операциям продажи, проведенным в течение отчетного периода.

Валовая прибыль от продаж выделяется как разность между суммой выручки без налога на добавленную стоимость, акцизов и налога с продаж и суммой себестоимости готовой продукции, фактической покупной стоимости проданных товаров, сданных работ и услуг. Себестоимость продукции, работ (услуг) определяется без коммерческих и управленческих расходов, которые покрываются из валовой прибыли как расходы, относящиеся к данному отчетному периоду.

Учет реализации продукции ведется на синтетическом счете 90 «Продажи». Это счет используется для сопоставления результатов учетной информации о доходах и расходах, связанные с обычными видами деятельности организации. В итоге выявляется финансовые результаты (прибыль или убыток) такой деятельности. В частности, на счете 90 «Продажи» отражаются выручка и себестоимость готовой продукции и полуфабрикатов собственного производства, товаров, предназначенных для перепродажи, работ и услуг промышленного и непромышленного характера, приобретенных для комплектации покупных изделий и т.д.

Целесообразно вести учет для счета 90 «Продажи» на следующих субсчетах второго порядка:

-1 «Выручка от продаж»;

-2 «Себестоимость продаж»;

-3 «Налог на добавленную стоимость»;

-4 «Акцизы»;

-5 «Экспертные пошлины»;

-6 «Управленческие расходы»;

-7 «Коммерческие расходы»;

-9 «Прибыль/убыток от продаж».

При необходимости можно применять и другие субсчета.

Счет 90-1 «Выручка от продаж» предназначен для отражения и обобщения выручки организации как части ее доходов от обычных видов деятельности. Выручка отражается по кредиту счета и обобщается как кредитовое сальдо, которое показывает сумму выручки накопительно с начала отчетного года, это значит, что счет 90-1 «Выручка от продаж» закрывается только по окончании отчетного года.

Признание в бухгалтерском учете суммы выручки от продажи продукции и товаров, выполнения работ (оказания услуг) и других видов основной деятельности отражается против обязательства покупателя выплатить продавцу встречное возмещение деньгами, денежными эквивалентами или иным имуществом. На основании расчетно-платежных документов, оформляющих конкретную операцию купли-продажи, сумму выручки записывают:

Дебет 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками»

Кредит 90-1 «Выручка от продаж».

Продажи за наличные деньги, поступающие непосредственно в кассу организации, записывают в бухгалтерском учете:

Дебет 50 «Касса»

Кредит 90-1 «Выручка от продаж».

По кредиту счета 90-1 «Выручка от продаж» записана выручка брутто (стоимость проданного плюс налог с продаж, НДС (и другие аналогичные налоги)). В отчете о прибылях и убытках должна быть показана сумма выручки нетто, т.е. за минусом НДС и других аналогичных обязательных платежей, в том числе, например, акцизов для подакцизных товаров.

Организация-продавец взыскивает обязательные налоговые платежи от имени государства, выступает его налоговым агентом. Поступившие налоги должны быть перечислены доходы бюджетов. Сумма таких налогов записывается в бухгалтерском учете:

Дебет 90-3 «НДС от продаж»

Кредит 68 «Расчеты по налогам и сборам».

т.е. организация признает обязательство по платежам в бюджет.

В результате сальдо на счете 90-1 «Выручка от продаж» отражает выручку нетто с начала года до отчетной даты, на которую оно вычислено.

Счет 90-2 «Себестоимость продаж» предназначен для отражения и обобщения себестоимости продукции, товаров, работ (услуг) и других расходов, сопоставляемых с выручкой по принципу признания доходов против расходов на их получение.

Себестоимость продаж (расходы) отражается по дебету счета и обобщается как дебетовое сальдо, которое показывает величину себестоимости (расходов) накопительно с начало отчетного года.

Себестоимость проданных товаров в бухгалтерском учете оформляется так:

Дебет 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит 41 «Товары».

На счете 41 отражается покупная себестоимость товаров, приобретаемых со стороны для последующей продажи.

Производственная себестоимость продукции, проданной на сторону, записывается следующим образом:

Дебет 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит 43 «Готовая продукция».

В операциях отгрузки продукции и товаров, в которых право собственности на них и существенные риски согласно договору или фактическим условиям не передаются покупателю, продукция и товары не признаются проданными и отражаются на счете 45 «Товары отгруженные» следующей записью:

Дебет 45 «Товары отгруженные»

Кредит 41 «Товары», 43 «Готовая продукция».

После признания продукции и товаров проданными и отражения в учете выручки от продаж их себестоимость записывается:

Дебет 90-2 «Себестоимость продаж»

Кредит 45 «Товары отгруженные». [3, с.326]

В организациях, обычным видом деятельности которых является выполнение работ, оказание услуг (строительно-монтажные организации, консалтинговые компании и др.), по кредиту счета 90 «Продажи» отражается стоимость законченных объектов строительства или работ, выполненных по договорам подряда и субподряда, определяемая по документам, служащим основанием для расчетов между заказчиками и подрядчиками в корреспонденции со счетом 62 «Расчеты с покупателями и заказчиками». Фактическая себестоимость сданных работ и объектов отражается по дебету этого счета в корреспонденции с кредитом счета 20 «Основное производство».

Счет 90-6 «Управленческие расходы» предназначен для отражения расходов административно-управленческого характера, признанных в течение соответствующего отчетного периода, безотносительно к выручке от продаж, которые получены в том же отчетном периоде.

Сумма расходов, признанных в отчетном периоде ежемесячно или в другие сроки, установленные учетной политикой, записываются так:

Дебет 90-6 «Управленческие расходы»

Кредит 26 «Общехозяйственные расходы» в зависимости от порядка учета таких расходов, применяемого в данной организации.

Расходы по управлению отражаются по дебету одноименного счета накопительно таким образом, чтобы дебетовое сальдо по счету на каждую очередную отчетную дату (промежуточную или годовую) характеризовало сумму данных расходов за период с начало отчетного года.

Счет 90-7 «Коммерческие расходы» используется для отражения и обобщения коммерческих расходов, издержек обращения и иных аналогичных расходов, признанных в бухгалтерском учете в течение отчетного периода.

Все расходы на продажу за отчетный период ежемесячно или в другие сроки отражаются так:

Дебет 90-7 «Коммерческие расходы»

Кредит 44 «Расходы на продажу», на котором в текущем порядке отражаются соответствующие расходы (на рекламу).

Суммы расходов записываются по дебету счета 90-7 «Коммерческие расходы» накопительно так, что сальдо характеризует сумму расходов за отчетный период с начало года. Такая информация о расходах является уже подготовленной для заполнения соответствующей статьи Отчета о прибылях и убытках.

Сальдо по счету 90 «Продажи» ежемесячно переносится на счет 99 «Прибыли и убытки», отражая финансовый результат по операциям продажи с учетом расходов за отчетный период. С этой целью в бухгалтерском учете используют счет второго порядка 90-9 «Прибыль/убыток от продаж».

+Ежемесячно сопоставляется сумма дебетового сальдо по счетам: 90-2 «Себестоимость продаж»; 90-6 «Управленческие расходы»; 90-7 «Коммерческие расходы» с кредитом сальдо по счету 90-1 «Выручка от продаж».

Превышение кредитового сальдо над суммой дебетового сальдо по счетам означает положительный финансовый результат (прибыль). Сумма полученной прибыли за вычетом финансового результата, проведенные в предыдущие месяцы, в каждом очередном месяце записываются так:

Дебет 90-9 «Прибыль/убыток от продаж»

Превышение суммы дебетового сальдо по счетам над кредитовым по счету 90-1 «Выручка от продаж» означает отрицательный финансовый результат по операциям продажи (убыток). Ежемесячно сумма выявленного убытка за вычетом финансового результата, проведенного в предыдущие месяцы, записывается так:

Дебет 99 «Прибыли и убытки»

Кредит 90-9 «Прибыль/убыток от продаж». [3, с.323]

Заключение

Как уже выяснилось, в бухгалтерском учете все виды поступлений и расходов организации разделяются на доходы и расходы по обычным видам деятельности и на прочие. Такое разделение доходов и расходов для российского учета впервые было дано в положениях по бухгалтерскому учету «Доходы организации» ПБУ 9/99 и «Расходы организации» 10/99, утв. Приказом Минфина России от 06.05.99 №33н. следует заметить, что предмет деятельности для целей гражданско-правовых отношений и вид деятельности для целей бухгалтерского учета и отчетности различны. В своем уставе организация декларирует предметы деятельности, которыми предполагает заниматься, что очень часто не совпадает с реальностью: конъюнктура рынка, вновь открывающиеся возможности другие условия заставляют предпринимателя идти в новые сферы, отказываясь от тех планов, реализовать которые не удалось.

Предметом деятельности организации могут считаться работы, услуги, производство продукции и т.п., составляющие в стоимостном выражении более 5% от величины (стоимости) всех продаж этой организации.

На практике часто в устав включается фраза о том, что организация будет заниматься любой деятельностью, не запрещенной. Поэтому сегодня искать перечень обычных видов деятельности только в уставе было бы наивно. Исключением, когда такой подход срабатывает безошибочно, является лицензируемая деятельность: иными видами деятельности, кроме тех, на которые получено лицензия, организация заниматься уже не может (например, деятельность на рынка ценных бумаг). Во всех других случаях бухгалтер, занятым формированием перечня обычных видов деятельности, должен не только заглянуть на свой устав, но и выполнять гораздо более сложные процедуры.

Изучив данную тему можно сделать вывод о том, что бухгалтерский учет затрат и результатов деятельности - многоуровневая, взаимосвязанная и взаимообусловленная система. Ее содержание зависит от особенностей производственной структуры организаций, специфики технологических процессов добычи, обработки, изготовления продукции, выполнения работ (оказания услуг), потребностей управления и контроля. Они определяют разнообразие затрат, отражаемых в учете, состав их формирования, разновидностей учетной номенклатуры изделий и услуг.

Стоимостными показателями произведенной продукции являются объемы продукции. Совокупная величина выручки характеризует объем реализованной продукции, работ (услуг). Их величина в решающей степени зависит от количества, выпущенной из производства или выполненной за отчетный период.

Список использованной литературы

1)22 положения по бухгалтерскому учету: сб. док. - Москва: Омега-Л, 2011.

2)Волков Д.Л. Основы финансового учета: Учебник. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 2004.

)Гарифуллин К.М., Ивашкевич В.Б. Бухгалтерский финансовый учет: Учебное пособие. - Казань, Изд-во КФЭИ, 2012.

)Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. - М.: ИНФРА-М, 2011.

)Остапенко В.В. Финансы предприятия: Учебное пособие. - М.: Омега-Л, 2009.

)Палий В.Ф. Бухгалтерский учет: Учебник. - М.: «ИПБ-БИНФА», 2004.

)Агеева О.А. Как распределить расходы и рассчитать себестоимость услуг? // Главбух. - 2012. - №23.

)Василевич И.П. Учет расходов, включаемых в себестоимость продукции // Бухгалтерский учет. - 2006. - №8.

)Ефремова А.А. Классификация доходов и расходов для целей бухгалтерского учета // Консультант. - 2009. - №4.

)Колеватова О.А., Михалева Ж.Г. Признание расходов в учете // Бухгалтерский учет. - 2010. - №4.

)Макарьева В.И. О признании доходов и расходов в бухгалтерском и налоговом учетах // Налоговый вестник. - 2011. - №5.

)Патров В.В. Новое в учете доходов и расходов организации // Бухгалтерский учет. - 2012. - №15.

)Патров В.В., Пятов Н.Н. Влияние момента перехода права собственности на учет продаж // Бухгалтерский учет. - 2005. - №14.

)Семин М.Д. Учет доходов и расходов организации по обычным видам деятельности // Аудит и налогообложение. - 2010. - №5.

Похожие работы на - Бухгалтерский финансовый учет доходов от продаж и расходов по обычным видам деятельности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!