Место международного права в глобальной нормативной системе и в деятельности Федеральной Службы Безопасности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,97 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Место международного права в глобальной нормативной системе и в деятельности Федеральной Службы Безопасности

Академия

Кафедра административного и международного права










Курсовая работа

по дисциплине «Международное право»

на тему:

«Место международного права в глобальной нормативной системе и в деятельности Федеральной Службы Безопасности»

Выполнил: Слушатель 5 курса 2 потока ФЗО

Бурцев Л.И.






Санкт-Петербург 2013 год

План

Введение

Понятие международного права

Место международного права в глобальной нормативной системе

Место международного права в деятельности ФСБ России

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Понимание сущности и значения международного права необходимо сегодня достаточно широкому кругу лиц, в том числе и сотрудникам государственной безопасности, поскольку международное право оказывает воздействие практически на все сферы современной жизни. Применение международного права - важная сторона деятельности всех тех, кто так или иначе связан с международными отношениями.

Международное право возникло не благодаря желанию отдельных людей, групп, классов и т.д., а в следствии реальных общественных процессов.

Если, как утверждают некоторые источники, исходить из первоначального смысла понятий международного права как права именно в отношениях между народами (jus inter gentes), то можно предположить, что первые обычные нормы зарождались еще в период первобытно-общинного строя, до становления государственности. Поэтому не случайно, что целый ряд ученых, исследовавших историю международного права, например Гуго Гроций (158З-1645), которого часто именуют «отцом международного права», крупнейший российский ученый Ф.Ф. Мартенс, говоря о волеизъявлении, в результате чего создаются правила поведения, отмечали, что правоотношения между субъектами этих отношений формировались задолго до того, как появились государства.

Однако же, на современном этапе понятие «международное право» толкуется как право межгосударственное, и приходиться признать, что оно возникает одновременно с процессом становления государственности и безусловно оказывает влияние на этот процесс.

Как и весь мир общественных идей, международное право - это часть окружающего нас мира и, следовательно, постоянно оказывает обратное воздействие на человека, народы, государства, что является одним из источников человеческого прогресса.

Каждое новое государство, вступая в международные отношения, соприкасается с тем, что было создано до него, включая международное право с его нормами и принципами. Это в значительной степени предопределяет рамки его международной деятельности, накладывает отпечаток на правосознание. Об этом ярко свидетельствует преамбула устава ООН: «МЫ, НАРОДЫ ОБЪЕДИНЕННЫХ НАЦИЙ, ПРЕИСПОЛНЕННЫЕ РЕШИМОСТИ

избавить грядущие поколения от бедствий войны, дважды в нашей жизни принесшей человечеству невыразимое горе, и вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство прав больших и малых наций, и создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права, и содействовать социальному прогрессу и улучшению условий жизни при большей свободе,

И В ЭТИХ ЦЕЛЯХ

проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи, и объединить наши силы для поддержания международного мира и безопасности, и обеспечить принятием принципов и установлением методов, чтобы вооруженные силы применялись не иначе, как в общих интересах, и использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов…»

Начало нового XXI столетия статуировало возрастание значения именно государств как полифункционального фактора современного миростроительства. Этот процесс стал объективной тенденцией развития политико-нормативной мегасистемы.

Накопленный международным сообществом опыт, его реакция на вызовы и угрозы XXI века показали не только практическое призвание всех стран, больших, средних, малых, из разных географических регионов Земли, в их оценке и решении. В Повестку дня также поставлена актуальная задача наращивания потенциала и имиджа государств. Цепь - достижение эффективной интеграции, гармонизации национальных и общепланетарных интересов.

Как отмечают ученые - процесс юридического созидания продолжается, а пространство международно-правовой культуры, несмотря на существующие трудности и противоречия социальной регуляции, расширяется, приобретает устойчивый характер.

Подходя к делу интернационализации международных отношений реально, стремясь прагматично занять достойное место в этом процессе (не избегая, к сожалению, в отдельных случаях элементов политического эгоизма (так например США), психологического давления, демонстрации личной исключительности и т.п.), государства ныне нацелены: а) на идеологическое и прикладное совершенствование собственной субъектности; б) ее активное использование; в) ее общественно-публичное признание. Такими мерами становятся: демократизация, рыночная экономика, приоритет прав и свобод человека, инновационное развитие и применение информационных технологий, поддержка науки и образования.

В современных международных отношениях наша страна выполняет миссию по поддержанию эффективной системы международной безопасности. Обеспечение защищенности Российского государства от внешних и внутренних угроз основывается на правовых методах. При решении этой задачи учитываются фундаментальные особенности международного права, исторические условия развития и психология российского общества.

Одной из основных проблем разработки эффективной международной стратегии России является создание атмосферы общенационального понимания и уважения международного правового законодательства.

Российский международно-правовой потенциал создает необходимые предпосылки для формирования устойчивых общенациональных ценностей и интересов, консолидации усилий в достижении политической стабильности в обществе, укрепления государственности, обеспечения безопасности гражданина и общества, формирования устойчивых норм нравственного поведения в политике, экономике и общественной жизни. Вообще наша страна, внеся решающий вклад в разгром гитлеровской Германии, играла важную роль в послевоенном устройстве мира, в создании и развитии современного международного права. Она была одним из основных создателей Устава ООН, инициатором разработки таких важных документов, как Декларация о ликвидации колониализма 1960 г., Определения агрессии 1974 г., активно поддерживала разработку Декларации о принципах международного права 1970 г. и целого ряда других международных документов, формировавших космическое право и другие отрасли международного права.

Изучение международного права в государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования России предусмотрено Государственным образовательным стандартом. Международное право преподается и во многих военно-учебных и специальных учреждениях, осуществляющих подготовку офицеров-юристов.

Международное право именно как учебная дисциплина в юридических и иных вузах, обеспечивающих подготовку слушателей по направлению и специальности «Юриспруденция», имеет дело с самостоятельным правовым комплексом, нормы которого устанавливаются посредством согласованного волеизъявления государств, а реализуются как в межгосударственном общении, так и во внутригосударственной сфере.

Целью данной работы является анализ места международного права в глобальной нормативной системе и в деятельности Федеральной службы безопасности России.

В первой части работы позволю себе кратко рассмотреть понятие международного права, так как по моему, возможно глубоко субъективному мнению, невозможно описать место какого-либо элемента определенной системы, не раскрыв хотя бы общее представление о рассматриваемом явлении…

Понятие международного права

Важнейшим источником позитивного поведения государств, их политической силы, способности развиваться как международная личность было и остается на длительную перспективу современное международное право. Будучи, с одной стороны, продуктом согласования прежде всего воли государств, оно, с другой стороны, в образе самостоятельной и оригинальной юридической системы, дает социальную регуляцию разнообразных проблем, которые затрагивают внутреннюю и внешнюю сферу жизни этих же государств. Среди них - военная безопасность, экология, нераспространение ОМУ, борьба с организованной преступностью и международным терроризмом, ликвидация инфекционных болезней, голода и нищеты в развивающихся странах, урегулирование региональных конфликтов.

Последняя треть XX - начало XXI в.- период необычайной интенсификации международных отношений, обусловившей глубокие изменения всех сторон общественной жизни всех народов и государств. Над географически и исторически сложившимися пространствами государств складывается единое информационное пространство. Повышается роль общеправовых принципов, происходит сближение различных правовых систем, взаимообогащение опытом различных национальных законодательств. Усиление интеграционных процессов во всех сферах, в том числе в правовой, стало определяющей тенденцией современной жизни. Это явление получило название «процесса глобализации» и уже не первый год является предметом обсуждений политиков и ученых.

Выработка же самого понятия «международное право», т.е. сущностного содержания этого явления, как отмечают ученые - одна из задач науки права вообще и того ее раздела, который именуется теорией права, в частности, а также науки (доктрины) международного права и ее раздела - теории международного права.

Однако, к сожалению, отечественная теория права, как правило, опирается на анализ явлений, свойственных внутригосударственному (национальному) праву, а теория международного права касается главным образом явлений, свойственных межгосударственным или, шире, международным отношениям.

Происходит это, в частности, потому, что в реальной действительности существуют две системы права - право внутригосударственное (совокупность национальных прав отдельных государств) и право международное - со своими специфическими объектами и субъектами правового регулирования. Объектом внутригосударственного правового регулирования являются общественные отношения, складывающиеся в рамках государства, т.е. в рамках организованного в данное государство общества, а объектом международно-правового регулирования - общественные отношения, возникающие в рамках международного сообщества государств, т.е. главным образом взаимоотношения между государствами.

Дуалистическое понимание права как образуемого двумя хотя и взаимосвязанными, но самостоятельными правовыми системами (внутригосударственным и международным правом), общепризнано в доктрине как национального, так и международного права. Однако, не вдаваясь в подробности, отмечается, что в доктрине права выдвигались схоластические монистические теории права (теории единого права). Одни авторы единым правом считают международное право, которое может якобы регулировать и внутригосударственные отношения. При этом они допускают временное существование и внутригосударственного правового регулирования, которое действует в силу недостаточной развитости международного права, но исчезнет в будущем по мере развития международного права. «В современном международном праве следует считать уже устоявшейся концепцию примата (преимущественного значения) норм международного права в процессе взаимодействия с нормами внутригосударственного права».

Другие авторы монистических концепций считают, что международное право допустимо лишь в пределах, предусмотренных внутригосударственным правом данного государства, т.е. что оно является внутригосударственным правом.

Хотелось бы сразу отметить, что существую несколько основных теорий соотношения международного и национального права:

Дуалистическая теория - исходит из того, что международное и национальное право представляют собой две совершенно самостоятельные системы права, находящиеся в отрыве друг от друга;

Теория примата международного права - исходит из того, что международное право - это право более высокого порядка, определяющее действительность национального права;

Теория примата национального права - исходит из того, что международное право представляет собой лишь внешнегосударственное право;

Теория диалектического дуализма - исходит из того, что международное и национальное право - две самостоятельные системы права, тесно взаимосвязанные и взаимодействующие между собой;

В правовой доктрине Российской Федерации преобладает концепция диалектического дуализма, «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора» (п. 4 ст. 15 Конституции РФ), и тяжело говорить о примате международного права читая п. 6 ст. 125 Конституции РФ: не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению».

Между тем взаимосвязь внутригосударственного и международного права состоит в том, что международное право вынуждено считаться с общественно-политическим устройством государств, в частности с наличием органов государственной власти, правомочных выражать волю данного государства в его взаимоотношениях с другими государствами и иными субъектами международных отношений, а также с наличием общественных отношений, входящих во внутреннюю компетенцию любого государства и, как правило, не подлежащих международно-правовому регулированию. Международное право отсылает в таких случаях к правилам национального права.

В свою очередь, национальное право вынуждено считаться с наличием международно-правовых обязательств данного государства, подлежащих реализации во внутригосударственном праве, и, когда это возможно, отсылать к таким обязательствам или, чаще, трансформировать их в нормы своего национального права.

Взаимосвязь между национальным и международным правом обусловливается, таким образом, главенствующей ролью государства в установлении как национального, так и международного правопорядка.

Будучи равнопорядковыми юридическими явлениями, и существуя независимо друг от друга, международное право и национальное право имеют общие черты, присущие им как самостоятельным системам права.

Во-первых, они представляют собой совокупность юридических принципов и норм, выполнение которых может быть обеспечено принудительно.

Во-вторых, международное право и внутригосударственное право обладают сходной структурой: в этих правовых системах имеются основные принципы, пронизывающие все их правовое пространство; они делятся на отрасли, подотрасли, институты; и наконец, первичным элементом обеих систем являются правовые нормы.

В-третьих, и международное право, и внутригосударственное право используют практически одни и те же юридические конструкции и термины;

Однако при этом каждая система обладает своей спецификой (особенностями).

Международное право имеет, пять основных особенностей:

Объектом международно-правового регулирования являются межгосударственные отношения, которые внутригосударственное право не в силах регулировать:

Субъектами международного права могут быть только участники межгосударственных отношений, к ним относятся:

. Государства - субъекты международного права, полноправные участники международного общения, члены ООН их сейчас 191, которые и создают международно-правовые нормы;

. Государственные образования, не признанные в качестве субъектов международного права; народы борющиеся за свое освобождение;

. Международные межгосударственные (межправительственные) организации;

. Международные судебные учреждения, такие как международный суд ООН, Международный трибунал по морскому праву, Международный уголовный суд, Трибуналы по Югославии, Руанде, Сьерра-Леоне;

. Международные органы, например Комиссия ООН по правам человека;

. Транснациональные корпорации;

. Физические лица, обладающие некоторыми правами, например обращаться в международные судебные органы с жалобами (исками) в отношении государств.

К примеру, Российской Федерации как суверенному государству, осуществляющему полноту власти на своей территории и самостоятельно действующему во внешней сфере, присущи все признаки субъекта международного права.

Становление Российский Федерации как субъекта международного права сопровождалось своеобразными методами решения вопросов ее договорной правоспособности, признания и правопреемства.

- Международное право создается путем согласования волеизъявления участников межгосударственных отношений, тогда как нормы национального права создаются чаще всего в результате односторонней государственно-властной деятельности;

Источниками международного права являются формы, в которых оно воплощается, существует (нормативные международно-правовые акты, международно-правовые обычаи);

Международно-правовое принуждение отличается от внутригосударственного кругом лиц, характером, орагнизацией его осуществления. Так нормы внутригосударственного права обеспечены принудительной силой государства. В международных отношениях отсутствует образование, стоящее над всеми субъектами международного права «надгосударство», поэтому обеспечение исполнения международно-правовых норм производится самими субъектами (индивидуально или коллективно).

На основании вышеизложенного и подхода, согласно которому существуют две самостоятельные, но взаимосвязанные системы права - право внутригосударственное и право международное, - в отечественной доктрине предложены существенно различающиеся между собой определения международного права. Приведу некоторые из них:

«Международное право» представляет собой «совокупность юридических норм, создаваемых совместно государствами с целью регулирования их взаимных отношений и иных отношений в сфере их общих интересов».

«Международное право» особая система права - совокупность международно-правовых принципов и норм, создаваемых субъектами международного права и регулирующих отношения между государствами, народами, борющимися за свою независимость, международными организациями, государственными образованиями, а так же в некоторых случаях, отношения с участием юридических и физических лиц».

«Международное право» - это система юридических принципов и норм, регулирующих отношения между государствами и определяющих их взаимные права и обязанности сверх пределов действия национального законодательства.

Если кратко то «Международное право» можно определить как систему норм, регулирующих межгосударственные отношения, созданные их участниками.

Таким образом, сущность международного права состоит в том, что оно регулирует международные (общественные) отношения посредством международно-правовых норм, которые неразрывно связаны между собой как элементы единой правовой системы.

Хочу сразу обратить внимание на то, что термин-понятие «международное право» подразумевает «публичное международное право» как регулятор определенных публичных международных отношений, складывающихся в рамках международного сообщества государств.

В то же время существуют иные юридические нормы, совокупность которых составляет часть внутригосударственного права того или иного государства и терминологически обозначается как «международное частное право».

В литературе можно встретить самые различные мнения по вопросу о соотношении международного публичного права и международного частного права.

Я придерживаюсь той точки зрения, что международное частное право представляет собой особую часть внутригосударственного права.

Частное оно потому, что регулирует частноправовые, или гражданско-правовые, отношения физических и юридических лиц. А слово «международное» в данном случае отражает то, что стороны этих отношений имеют различное гражданство или национальную принадлежность. Иными словами, речь идет о гражданско-правовых отношениях с «иностранным элементом». То есть, необходимо иметь в виду, что понятия «международное право» и «международное частное право» - это совершенно разноплановые явления. «Международное частное право не входит в систему международного права и не представляет собой самостоятельной правовой системы».

Международное право регламентирует политические, социальные и экономические отношения государств, запечатленные в международной жизни принципы, нормы и обычаи, которые возникают как результат согласования государственных воль, как синтез общих представлений человечества о справедливом и мирном сосуществовании наций.

Как отмечает И.Н.Глебов, Международное право - юридический феномен, который не может быть истолкован только в традиционном понимании. Ведь не существует общеобязательного свода международных законов. Нет карательного аппарата, принуждающего государства соблюдать эти законы. И все же международное право является особым видом правового бытия государств, обществ и людей, которые расценивают его как сверхзакон, обладающий особыми свойствами, например свойством интертемпоральной (межвременной) законности - обратной силы действия юридических норм. Будучи международно-законными в прошлом, они подлежат применению и в будущем.

Согласно предложенным выше определениям понятия международного права, объектом его регулирования являются международные общественные отношения. Следовательно, необходимо определить, о каких именно общественных отношениях идет в данном случае речь.

Если говорить более конкретно, то международное право регулирует те общественные отношения, которые не регулируются и не могут регулироваться внутригосударственным правом, поскольку субъекты международных общественных отношений неподвластны какому-либо государству. Следовательно, объектом международно-правового регулирования являются в известном смысле междувластные отношения. И это действительно так, ибо прежде всего и главным образом международное право регулировало и продолжает регулировать отношения между государствами.

«Международные отношения» - совокупность экономических, политических, идеологических, правовых, дипломатических, военных и иных связей между государствами, основными социальными, экономическими и общественными движениями, действующими на международной арене»

Очевидно, что объектом современного международно-правового регулирования являются не все международные отношения независимых субъектов, а лишь та часть таких отношений, в регулировании которой возникла и осознана настоятельная социальная потребность. Более того, можно утверждать, что реальное международно-правовое регулирование отстает от действительных социальных потребностей по ряду причин, в частности в связи со сложностью и длительностью процесса международного правотворчества.

Наконец, как отмечают ученые, международное право как совокупность и система международно-правовых предписаний (норм) является, бесспорно, главным регулятором международных общественных отношений, но не единственным. Устав Организации Объединенных Наций, например, гласит, что улаживание или разрешение международных споров или ситуаций должно проводиться мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, что международные обязательства субъектов международного общения должны ими добросовестно выполняться и т.п. Словом, в приведенных и иных случаях речь идет о категориях международной морали, которая играет весьма существенную роль в регулировании международных общественных отношений. Существуют также нормы международной вежливости, международных церемониалов, так называемого дипломатического протокола, международные обыкновения и т.д. Не будучи юридически обязательными, такие нормы не только строго соблюдаются, но и влияют на соблюдение международно-правовых предписаний, а также содействуют прогрессивному развитию международного права.

«Нормы международного права являются юридически обязательными правилами поведения предусмотренных этими нормами субъектов международных отношений, охраняемыми в случае необходимости принуждением к их соблюдению».

Политика и международное право взаимосвязаны и представляют собой обширный предмет для теоретических разработок. Проблемы мировой политики значительно шире проблем международного права. Биполярный мир времен «холодной войны» изменился. В законодательствах и правосознании разных стран появилось много общего. Но вопрос о соотношении политики и права, как и прежде, не имеет единого понимания. В отличие от политики, допускающей ложь, лицемерие и вероломство, право имеет внутренний закон: слово (обязательство), данное даже врагу, должно соблюдаться. Поэтому международное право призвано стать глобальным юридическим двигателем, который способен реформировать правовые системы на началах демократии, чести и справедливости.

Справедливость - неотъемлемое свойство и предназначение международного права. Она утверждает себя как норма, соглашение или решение, но свидетельствуется как истина, актуальная для международного сообщества. В международном сообществе всегда были и будут противоречия между правом, делом и справедливостью. Международное право не отрицает того, что соглашения иногда нарушаются. Однако его ценность не умаляется правонарушениями. Природа международной справедливости состоит в выполнении соглашений, имеющих обязательную силу, которая обеспечивается особым международным порядком побуждения и принуждения к выполнению норм.

Сила и международное право уравновешивают друг друга, не допуская уничтожения справедливости. Международное право ограничивает произвольные действия государств, имеющие своей целью достижение блага для себя во вред интересам других. Нормы в международном праве не являются взаимными обещаниями, которые могут быть не выполнены с какой-либо стороны. Выгода сторон состоит в выполнении обязательств при наличии силы, которая может принудить к выполнению обязательств. Даже в состоянии войны международное право не разрешает чрезмерного употребления силы. Ни одно государство не может защитить себя только собственными силами без помощи союзников и мирового сообщества. Никто не вправе рассчитывать ни на какие другие средства безопасности, кроме тех, которые разрешено использовать в соответствии с правом. «Российская Федерация рассматривает возможность применения военной силы для обеспечения своей национальной безопасности исходя из следующих принципов: применение всех имеющихся в ее распоряжении сил и средств, включая ядерное оружие, в случае необходимости отражения вооруженной агрессии, если все другие меры разрешения кризисной ситуации исчерпаны или оказались неэффективными; применение военной силы внутри страны допускается в строгом соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами в случаях возникновения угрозы жизни граждан, территориальной целостности страны, а также угрозы насильственного изменения конституционного строя». Таким образом, посредством международного права нарушение государством заключенного им соглашения входит в противоречие с интересами безопасности самого нарушителя.

Методом же международно-правового регулирования международных общественных отношений является соглашение между независимыми субъектами этих отношений по поводу установления правил их взаимного поведения и придания таким правилам юридически обязательного характера, т.е. правил, выражающих их взаимно согласованную и тем самым общую волю. Вырабатывая такие соглашения, субъекты международных отношений руководствуются, естественно, своими собственными интересами, целями и потребностями. В итоге согласованная общая воля, выраженная в установленном юридически обязательном правиле поведения, является результатом достигнутого компромисса и потому далеко не всегда отвечает реальным объективным потребностям соответствующего международно-правового регулирования.

Права и/или обязанности, вытекающие для субъекта права из установленного правила поведения, именуются его субъективными правами и обязанностями. В теории международного права и в международно-правовых актах вместо термина «обязанность» используется термин «обязательство» опять же в соответствии с методом международно-правового регулирования.

Что же касается санкций международного права, то они предусматриваются специальной системой (подсистемой) норм о международной ответственности субъектов международных отношений, более конкретно - о международной ответственности государств за их международно-противоправные деяния.

Международное право изначально рассчитано на соблюдение его предписаний субъектами международного права, которым они адресованы. Вместе с тем международное право предусматривает и возможность принуждения к соблюдению его юридически обязательных предписаний, что и составляет существо ответственности по современному международному праву.

В международном праве под ответственностью, именуемой международной ответственностью, понимают неблагоприятные юридические последствия для субъекта международного права, нарушившего своим поведением возложенное на него международное обязательство, т.е. совершившего международно-противоправное деяние.

«Международная ответственность - это юридические последствия для субъектов международного права, наступающие в результате нарушения ими своих субъективных международных обязательств и состоящие в применении к ним допустимых в том или ином случае международных (международно-правовых) санкций».

В международном праве речь идет прежде всего и главным образом о международной ответственности государств. В последнее время (начиная с 1969 г.) кодификацией норм о международной ответственности государств занимается Комиссия международного права ООН, разрабатывающая Проект статей об ответственности государств. Ее усилия вносят неоценимый вклад в понимание и разрешение этой исключительно сложной и многоплановой международно-правовой проблемы.

Ядром, как отмечают ученые, общего международного права являются его основные нормы - принципы. Это подсистема исходных и взаимосвязанных норм общего международного права, устанавливающих основные права и обязательства государств и тем самым определяющих сущностное содержание современного международного права и его целенаправленность.

Международное право развивается на единых для всех стран началах- основных принципах. Принципы международного права - это наиболее важные нормы международного права, имеющие обязательный характер для всех субъектов международного права, которые обязаны одинаково и неукоснительно применять каждый из принципов с учетом других принцпов. В Уставе ООН сформулированы семь принципов международного права:

неприменения силы или угрозы силой;

мирного разрешения международных споров;

невмешательства во внутренние дела;

сотрудничества государств;

равноправия и самоопределения народов;

суверенного равенства государств;

добросовестного выполнения международных обязательств.

Содержание этих принципов конкретизировано в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом ООН, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1970 г. В Хельсинском заключительном акте (1975) сформулированы еще три принципа:

нерушимости государственных границ;

территориальной целостности государств;

всеобщего уважения прав человека.

Международное право как нормативная система, безусловно, структурировано применительно к предмету регулирования на блоки или группы норм, которые в конкретном случае могут применяться только совместно с учетом другой или других групп норм, которые также необходимо применять, опять же принимая во внимание конкретные обстоятельства.

Например, в составе общего международного права выделяются морское право, дипломатическое право, право договоров и т.д., предметом регулирования которых являются использование и исследование морских пространств, представительство государств в их взаимоотношениях, порядок заключения и исполнения международных договоров и т.д.

Представляется, что отечественная международно-правовая наука достаточно единодушна в том, что термином «современное международное право» обозначается совокупность и система международно-правовых норм (конвенционных и обычных), которая сложилась, действует и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН.

Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.

Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность. Вместе с тем оно имеет «привязку» к каждому отдельному государству в том смысле, что на основе общепризнанных принципов и норм и в соответствии с ними каждое государство создает и свою международно-правовую сферу, формирующуюся из принятых им локальных норм.

Международное право как наука имеет в России богатые исторические традиции и развивается в соответствии с государственными концептуальными документами по внешнеполитическим вопросам, принятыми как на национальном, так и на межгосударственном уровне. Научные труды юристов-международников используются в дипломатической практике, при разработке проектов международно-правовых актов и в процессе их толкования и применения.

В нашей стране фундаментальные международно-правовые исследования проводятся под эгидой Российской академии наук. Систематически издаются научные работы, учебники и учебные пособия по международному праву. Значительную работу по координации научных исследований проводит Российская ассоциация международного права, которая издает «Российский ежегодник международного права». Статьи международно-правового характера публикуются в журналах «Международная жизнь», «Государство и право», «Правоведение», «Дипломат», «Вестник МИД», в сборниках, выпускаемых научно-исследовательскими институтами и высшими учебными заведениями.

Место международного права в глобальной нормативной системе

Глобальная, или как ее еще называют «Международная», нормативная система представляет собой главный инструмент в регулировании и упорядочении международных отношений.

«Характерная черта современности - наличие глобальной нормативной системы, сложившейся на базе целей и принципов Устава ООН».

В нее в качестве подсистем входят политические, правовые, моральные и другие международные нормы: обыкновения, практика, вежливость, традиции, организационные и технические нормы, стандарты, религиозные нормы и др. Каждая из них выполняет свои функции с помощью присущего ей механизма, взаимно дополняя друг друга. Наличие такого рода нормативной системы - признак весьма высокого уровня развития международного сообщества.

«Система социальных норм отражает достигнутую степень экономического, социально-политического и духовного развития общества».

Как, не без основательно, отмечает профессор И.И. Лукашук - «Основным инструментом регулирования служат социальные нормы, которые возникают одновременно с человеческим общением и сопутствуют всем видам общественных отношений. Заметим, что право сложилось позже других нормативных систем и на их основе. Там, где нет или недостаточно норм одного вида, их функции выполняют другие. Главная задача норм - содействовать функционированию социальной системы путем упорядочения взаимодействия ее субъектов, подчинения их общественно необходимым моделям поведения».

Все нормы регулируют лишь социально значимое, в нашем случае - международно-значимое, поведение. Норма должна быть необходимой, обязательной и пригодной для реализации. «Социальные нормы выражающие интересы, ценности свойственные всем людям, социальным группам, всему международному сообществу, можно назвать общечеловеческими нормами. Эти общечеловеческие нормы находят выражение во внутригосударственной и международной жизни»

Каждой социальной системе присущ основанный на взаимной выгоде процесс исполнения правил, установленных обществом и необходимых для его существования. Общая заинтересованность лежит в основе механизма давления, с помощью которого социальная система побуждает своих членов к соблюдению норм. Общесоциальная санкция состоит в том, что нарушающий нормы исключается из сферы их защиты.

Вообще, взаимодействие отдельных норм, групп норм в единой системе раскрывает комплексные свойства входящих в систему составных частей.

В международной нормативной системе происходит ощутимый рост роли политических, моральных и организационных норм. Но было бы неверно полагать, будто тем самым вытесняются правовые нормы. Без упрочения позиции последних система была бы не в состоянии функционировать должным образом. Усиливается взаимопроникновение различных методов нормативного регулирования при сохранении каждым из них своей специфики. Таков путь к повышению эффективности нормативной системы в целом.

При определении перспектив нормативной системы, как пишет И.И. Лукашук: «Следует учитывать, что историей ей предназначено решение исторической задачи - создание нового мирового порядка, порядка XXI в. Он будет основан на принципах справедливости, гуманности, демократии. Необходим отказ от индивидуального и группового эгоизма, с тем чтобы превыше всего поставить общее благо. В решении столь сложной задачи важная роль будет принадлежать неправовым нормам, прежде всего нормам морали. Мир всеобщего благоденствия - это мир высокой морали».

Рассмотрим соотношение политических норм и международного права. В наше время политические нормы получили широкое распространение в практике государств. Если еще в недавнем прошлом государства предпочитали воздерживаться от четкого определения своих обязательств как политических во избежание принижения их значения, то теперь в соответствующих актах прямо указывают, что их положения являются политически обязательными.

По своей природе политические нормы представляют согласованную волю государств и в этом смысле имеют ту же природу, что и нормы международного права. От последних они отличаются тем, что, согласовав содержание правила, государства придали ему не юридически, а политически обязательную силу. Политические нормы существуют в ясно выраженной форме, например в декларациях, совместных заявлениях, коммюнике, а также в форме неписаных норм, политических обыкновений и так называемых «правил игры». Санкции, при нарушении политических норм заключаются в отрицательной реакции государств и международных организаций на нарушение этих норм. Государство-нарушитель может быть лишено возможности пользоваться благами, вытекающими из данной политической системы. Связь политических и правовых норм двусторонняя. Политические нормы создаются и осуществляются, не вступая в противоречие с международным правом. С другой стороны, правовые нормы создаются и осуществляются с учетом существующих политических норм.

«Нормы, обладающие наибольшей общественно-политической значимостью, широтой содержания, называются политическими принципами. К политическим принципам относятся принцип полновластия, суверенитета народа, принцип равноправия народов, наций, равноправия государств, принцип ненасильственного мирного разрешения международных споров и другие.»

Политические нормы сыграли важную роль и в условиях значительного правового вакуума в годы холодной войны. В значительной мере благодаря им удалось добиться стабильности в международных отношениях и предотвратить ядерную катастрофу. Многие, но не все, исследователи констатируют этот факт.

Говоря о политических нормах, я имел в виду именно внешнюю политику государств.

Внешняя политика - это общий курс государства в международных делах. Важнейшим способом осуществления внешней политики является дипломатия. Осуществление внешней политики и дипломатическая практика должны соответствовать международному праву. Учредители Организации Объединенных Наций ставили перед собой задачу «создать условия, при которых могут соблюдаться справедливость и уважение к обязательствам, вытекающим из договоров и других источников международного права» (преамбула Устава ООН).

Международная мораль и международное право принадлежит к числу основных достижений человеческой цивилизации. Будучи важнейшими социальными нормативными регуляторами, они во взаимодействии обеспечивают функционирование системы международных отношений, значение которой для жизни любой страны и любого человека возрастает. Существование, функционирование и развитие международного права зависят от его нравственной характеристики, от соответствия принципам морали, справедливости, от гуманистической направленности. Связь с моралью характеризует международное право на протяжении всей истории, проявляюсь по-разному на разных исторических этапах. Особую остроту нравственное измерение международного права приобрело к концу XX в. Объясняется это, как общесоциальными, так и моральными и правовыми факторами. В условиях, когда в сознании народов утверждается понимание взаимосвязанного, единого мира, возрастает роль общечеловеческой морали. Все сферы человеческой деятельности испытывают на себе растущее воздействие со стороны морали, но, пожалуй, в сфере межгосударственных отношений рост такого воздействия особенно ощутим.

«Межгосударственная мораль - это система принципов и норм, регулирующих межгосударственные отношения путем установления нравственных стандартов поведения участников на основе определенной системы ценностей»

Основная причина роста роли морали видится в углублении взаимозависимости государств. В результате сотрудничество не может не опираться на принцип взаимности, требующий учета и уважения интересов партнера. Таким путем создаются предпосылки для утверждения в международных отношениях золотого правила морали - поступай с другими так, как ты хочешь, чтобы поступали с тобой. Свою роль играет и некоторый прогресс в массовом нравственном сознании.

Мораль существует и действует как система идеалов, принципов, норм, носителем которой является более или менее крупное социальное образование. Самое большое из них - международное сообщество, которому присуща международная мораль. Последняя в значительной мере складывалась на основе общепринятых в различных национальных системах норм путем приспособления их для регулирования межгосударственных связей. Поэтому в целом она носит общечеловеческий характер и отражает достигнутый уровень цивилизации.

Мораль активно используется странами, которые не контролируют правотворческий процесс. Принцип справедливости и связанные с ним нормы морали используются развивающимися странами для преобразования системы международных экономических отношений. Эти страны считают необходимым утверждение новой морали, при этом подчеркивают ее связь с международным правом.

В международных отношениях мораль носит политический характер, защищая интересы государств, и потому ее действие имеет морально-политическую природу.

Мораль, как разновидность общественного сознания, обладает довольно сложной структурой, большинство элементов которой носят нормативный характер: цели, принципы, нормы. Нормы морали обладают морально-обязательной силой.

Центральное положение занимают принципы как наиболее обобщенная форма нравственных предписаний. В них отражены система ценностей международной жизни, основные цели морали. Поскольку моральные принципы касаются основ международной системы, постольку они в основном едины с соответствующими политическими и правовыми принципами. Основные принципы международных отношений являются одновременно принципами политики, права, морали.

Важное место в международной морали занимают простые нормы нравственности, элементарные правила всякого человеческого общения. К ним относятся: оказание помощи остро нуждающимся странам, уважение интересов друг друга, верность данному слову, уважение достоинства государства, гуманное отношение к людям, значительная часть правил международной вежливости. Основная историческая задача - обеспечение выживания человечества. В этом высший нравственный долг как человека, так и государства.

Главная функция морали состоит в регулировании международных отношений. Ее важным аспектом является установление должного сочетания общих и особых интересов государств. Историческое развитие определяет постоянный рост значения общих интересов, а следовательно, и упрочение социально-политического фундамента международной морали.

Как отмечает Дмитриева Г.К. в своей диссертации: «В процессе создания, развития и реализации международного права происходит взаимопроникновение этических и юридических начал, что связано с углублением демократического и гуманистического характера международного права».

От степени соответствия правовых норм морали зависит их эффективность. Чем выше нравственный уровень норм права, тем больше сила их воздействия не только на правительства, но и на население, что немаловажно. Существует и обратная связь. Способствуя усилению влияния морали, международное право тем самым через нее воздействует на международные отношения.

Иными нормами глобальной нормативной системы являются:

Организационные нормы. Появление многочисленных международных органов и организаций вызвало к жизни большое кол-во норм, содержащихся в их решениях и призванных регулировать их деятельность. Такого рода нормы можно назвать организационными или административными. Их следует отличать от норм, содержащихся в резолюциях и призванных регулировать отношения с участием государств. Последние носят рекомендательный характер. Организационные нормы - это нормы внутреннего права международных организаций.

Обыкновение и традиции. Обыкновение - не обладающая юридической силой международная норма, складывающаяся непосредственно в отношениях государств в результате подтверждения практикой. Когда определенному правилу следуют длительное время, то оно превращается в обыкновение или традицию и тогда считается правильным его придерживаться и неправильным отклоняться от него. Древняя максима - не следует отступать от того, что всеми соблюдается (non recedendum a communi odservanti). Обыкновение, за которым признана юридическая сила становится обычной нормой международного права.

Международная вежливость. Это - не обладающие юр силой правила доброжелательности, корректности, сдержанности, внимания, взаимного уважения участников международного общения. Несоблюдение норм вежливости может вызвать ответную реакцию, обычно в форме протеста, но применяются и иные ответные меры. Известно, что реторсия как раз и представляет собой ответные меры на недружелюбные, хотя и не выходящие за рамки права, действия.

Международное право многим обязано религии. Последняя играла роль главного нормативного комплекса в международных отношениях задолго до появления международного права. Содержание и опыт реализации этого комплекса не могли не быть учтены при формировании международного права. Религия оказала влияние на международное право и через внутреннее право государств, содержание которого также определялось в значительной мере религией.

Международное право создавалось преимущественно на европейской основе при преобладающей роли христианства. Нельзя отрицать и влияние на него иных религий. Сохраняющиеся расхождения между религиозными системами отрицательно сказываются на международном праве. Что же касается права, то оно не содержит норм, которые могли бы быть неприемлемы для какой-либо из основных религий. Исключением является, пожалуй, такая важная область, как права человека.

Ценности ислама - государственные ценности. На первое место он ставит обязанности, а не права человека. Международное право утверждает приоритет прав человека. Индуизм и ислам ограничивают права женщин. Особую опасность представляет исламский фундаментализм. Общее международное право рассматривается им как внутреннее право христианского мира, и потому его нарушение не считается зазорным. Захват посольства США в Тегеране квалифицировался иранскими властями как религиозные действия в соответствии с высшим революционным правом. Международный Суд ООН признал эти действия грубым нарушением общепринятых норм цивилизованного общения государств.

Интеграция государств в международном сообществе - необратимый процесс, и любая религия не может с этим не считаться.

Интернационализация общественной жизни, включая религию, влечет за собой сближение взглядов на основные цели и принципы международной нормативной системы, постепенно формируется единая система общечеловеческих ценностей и соответствующих норм. Задача теперь в том, чтобы миротворцы и такой их инструмент, как международное право, нашли реальную поддержку у религий.

«Интернационализация - распространение, расширение процесса, сферы деятельности за рамки одного государства, региона, вовлечение в него широкого круга участников. Различают интернационализацию производства и капитала, военных конфликтов, совместных усилий государств в защите окружающей среды, оказании гуманитарной помощи и так далее».

Учитывая сказанное: «Глобальная нормативная система» - есть общепризнанная международная система социальных норм (таких как право, политика, мораль и др.), созданная (сформированная) в процессе исторического развития общества участниками межгосударственных отношений, для урегулирования этих отношений.

Определяя место международного права в глобальной правовой системе, хочется отметить, что оно занимает в описываемой системе абсолютно неотъемлемое и значимое место. Но при этом, международное право не является неким стержнем или центром притяжения нормативной системы. Оно не существует отдельно или обособлено, а постоянно взаимодействует с другими социальными нормами международной нормативной системы. Некое выделение международного права связано с тем, что на практике государства всегда рассматривали международное право как право в юридическом смысле и четко отличали его от иных международных норм. Это связано с тем, что как считают некоторые ученые юристы - политические нормы или нормы морали не охраняются от нарушения, столь сильным как у международного права механизмом принуждения к их соблюдению.

«Воздействие международного права на отношения государств не ограничивается чисто юридическими средствами. Уже отмечалась существенная роль взаимодействия права с иными нормативными явлениями. Все виды воздействия права на международные отношения охватываются понятием «функционирование международного права.».

Как отмечают ученые, растущее многообразие международных отношений порождает и разнообразие регулирующих их норм. Особо многообразны неправовые нормы. Их значение подчеркивается все большим числом юристов. Эти нормы взаимодействуют с международным правом и друг с другом, создавая самые удивительные сочетания и производя соответствующий эффект. Как пишет профессор Лукашук И.И.: «Социальная реакция на нарушения норм морали порой бывает более ощутимой, чем контрмеры в случае правонарушения»

То есть, в механизме действия международно-правовых норм высок удельный вес политических и моральных средств воздействия. Поэтому нет ничего удивительного в том, что нередко политические и моральные нормы способны заменить правовые.

И все же, например в случае нарушения международно-правовой нормы приводится в действие международно-правовой механизм защиты, но не остается в стороне и механизм политический. А при нарушении политической нормы действует лишь механизм политический. Это лишний раз свидетельствует о значении норм международного права как части международной нормативной системы. «Без норм права, при нормальных условиях не могут возникать соответствующие правоотношения. Такова общая закономерность»

Место международного права в деятельности ФСБ России

международный право мораль государство

«Органы государственной власти, осуществляющие установленные для них функции в сфере судопроизводства и правоохранительной деятельности, руководствуются не только отечественным законодательством, но и международными договорами РФ, признанными Россией международно-правовыми нормами, что обусловлено прежде всего квалификацией их в ч. 4 ст. 15 Конституции РФ как составной части российской правовой системы, а также предписанием ч. 3 ст. 5 Федерального закона «О международных договорах Российской Федерации» об их непосредственном действии в Российской Федерации».

При этом стоит сразу оговориться:

«Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению» (часть 6 статьи 125 Конституции РФ).

Федеральная служба безопасности - единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая решение в пределах своих полномочий задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. То есть, ФСБ России является федеральным органом исполнительной власти Российской Федерации, основная функция которой, обеспечение государственной (национальной) безопасности РФ.

«национальная безопасность - состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, свободы, достойные качество и уровень жизни граждан, суверенитет, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации, оборону и безопасность государства»;

В соответствии со ст. 4 Федерального закона № 40-ФЗ от 3 апреля 1995 года «О Федеральной Службе Безопасности» - Правовую основу деятельности федеральной службы безопасности составляют Конституция Российской Федерации, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется также в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Деятельность федеральной службы безопасности осуществляется на основе следующих принципов:

законность;

уважение и соблюдение прав и свобод человека и гражданина;

гуманизм;

единство системы органов федеральной службы безопасности, а также централизация управления ими;

Принципы деятельности ФСБ России полностью соответствуют «Всеобщей декларация прав человека» (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), ст. 7, 9, 10 и т.д. Международного пакта «О гражданских и политических правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), Конвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.) и т.д.

Основанием для осуществления контрразведывательной деятельности органами ФСБ России могут быть (на основании п. е) ст. 9 40-ФЗ) - запросы специальных служб, правоохранительных органов и иных организаций иностранных государств, международных организаций в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Стоит сразу отметить, что при проведении контрразведывательной деятельности, в соответствующих ситуациях подлежит соблюдению Венская конвенция о дипломатических сношениях, Венская конвенция о консульских сношениях и сходные с ними по предмету регулирования международно-правовые акты. В области же сотрудничества уголовно-правового характера исполняются конвенции о борьбе с международными преступлениями и преступлениями международного характера.

Статья 11 закона 40-ФЗ «О ФСБ России» предусматривает:

защиту и охрану Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

защиту и охрану экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб, образующихся в реках Российской Федерации, трансграничных видов рыб и далеко мигрирующих видов рыб в соответствии с международными договорами Российской Федерации и (или) законодательством Российской Федерации.

ФСБ России обязано:

обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

участвовать в соответствии с законодательством Российской Федерации в решении вопросов, касающихся приема в гражданство Российской Федерации и выхода из него, въезда на территорию Российской Федерации и выезда за ее пределы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, а также режима пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства на территории Российской Федерации.

Органы ФСБ России имеют право:

осуществлять внешние сношения со специальными службами и правоохранительными органами иностранных государств, обмениваться с ними на взаимной основе оперативной информацией, специальными техническими и иными средствами в пределах полномочий органов федеральной службы безопасности и порядке, установленном нормативными актами федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности; заключать в установленном порядке и пределах своих полномочий международные договоры Российской Федерации;

Взаимодействие органов федеральной службы безопасности со специальными службами, с правоохранительными органами и иными организациями иностранных государств устанавливается на основании международных договоров Российской Федерации.

«В российском законодательстве международные договоры рассматриваются и как регулятор прямых связей, взаимоотношений правоохранительных органов с родственными органами зарубежных государств». Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» устанавливает что:

Международные договоры образуют правовую основу межгосударственных отношений, содействуют поддержанию всеобщего мира и безопасности, развитию международного сотрудничества в соответствии с целями и принципами Устава <#"justify">Российская Федерация выступает за неукоснительное соблюдение договорных и обычных норм, подтверждает свою приверженность основополагающему принципу международного права - принципу добросовестного выполнения международных обязательств. И т.д.

На основании вышеизложенного, можно озвучить некоторые выводы:

Во-первых, компетенция ФСБ России, определяется на основе Конституции РФ, федеральных законов и международных договоров РФ, порядок ее деятельности обусловлен, естественно, ее правовым статусом, основным назначением и функциями;

Во-вторых, международные договора РФ включены в правовую основу деятельности ФСБ России;

В-третьих, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры РФ определяют общее состояние правоохранительной деятельности, деятельности по обеспечению безопасности общества, государства и личности, ее подчинение принятым нашим государством по согласованию с другими государствами либо в пределах международного сообщества в целом правилам и обязательствам. Отсюда, действия органов ФСБ России подчинены принципу добросовестного выполнения международных обязательств;

Общий вывод таков - при всей малоизученности темы работы, стоит отметить, что международное право занимает довольно значимое место в деятельности ФСБ России, но не является определяющим. Это вытекает из всего вышеозначенного в 3 части работы. Хотя это вовсе не означает умаления роли международного права в деятельности ФСБ России.

Современное международное право, как система общепризнанных принципов и норм в любом случае оказывает определенное влияние непосредственно или опосредовано, через изменение внутригосударственного законодательства на деятельность ФСБ России.

«За рамками темы остаются такие правоохранительные органы, как Федеральная служба безопасности, некоторые другие, обобщение работы которых предстоит в дальнейшем. Для нас очевидно, что и рассматриваемые органы нуждаются в более солидной характеристике, поскольку то, что сказано, лишь в малой степени отражает их реальную правоприменительную практику, связанную с действием международных договоров РФ, международно-правовых норм».

Заключение

В заключении хотелось бы отметить, что среди факторов исторического развития на первый план выдвигается глобализация. Она определяет новые черты не только мировой системы, но и внутренней жизни государств. Она прочно связала людей и народы в единое целое в результате углубления прежних и появления новых связей - политических, экономических, социальных, культурных и др.

Глобализация проявляется в противоречивых тенденциях. С одной стороны, она углубляет взаимозависимость, а с другой - стимулирует фрагментацию государств и народов, что порождает серьезную опасность как на национальном, так и на международном уровне. Сохранение оптимального баланса требует соответствующего правового регулирования.

Все это свидетельствует о том, сколь сложные и притом жизненно важные для каждого человека задачи стоят перед международным управлением и, соответственно, перед международным правом. Это управление должно опираться не на силу, а на сознательную поддержку широких слоев населения, понимающего его необходимость.

Международное право XXI в. формируется как право международного сообщества. Его отличительная черта - выдвижение на первый план задачи обеспечения интересов международного сообщества в целом. Как отмечает И.И. Лукашук : «Неизбежен рост роли международного права в поддержании мирового порядка, обеспечивающего нормальное функционирование мировой системы».

Рост значения стоящих перед международным правом задач, усложнение механизма его действия существенно повышают роль науки. Это право становится все более наукоемким феноменом. С учетом основательности и темпов происходящих в мире перемен особое внимание наука должна уделять определению путей развития международного права и его совершенствованию.

Успех в решении стоящих перед наукой задач зависит от взаимодействия с иными отраслями знания, включая политологию, социологию, историческую и экономическую науку.

В целом, Международное и внутригосударственное право постоянно развиваются, обогащаются их принципы, нормы, методы правового регулирования, сфера действия, субъекты. Все это влияет на характер и взаимодействие международного и внутригосударственного права и превращает вопрос об их соотношении в острейшую теоретическую и практическую проблему.

Необходимость тесного взаимодействия в современном мире международного и внутригосударственного права предопределяется рядом объективных факторов, прежде всего, стремительно развивающейся тенденцией интернационализации общественных отношений, еще недавно входивших в сферу исключительно внутригосударственного регулирования, и появлением глобальных проблем, решение которых возможно только на основе тесного конструктивного взаимодействия большинства государств мира.

Необходимо так же признать, что международное и внутригосударственное право взаимодействуют и развиваются в условиях постоянно усиливающегося верховенства международного права.

Органы федеральной службы безопасности осуществляют международное сотрудничество, и довольно широкий спектр норм международного права во взаимодействии с федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, и непосредственно с МИД России.

То есть, отвечая на вопрос каково место международного права в глобальной нормативной системе и в деятельности Федеральной Службы Безопасности, хочется отметить, что международное право занимает значимое место (играет весьма немаловажную роль) в деятельности ФСБ России.

Однако существует реальная необходимость усовершенствования, в порядке кодификации внутригосударственного законодательства РФ, механизма реализации норм международного права в деятельности ФСБ России. Необходимость эта вызвана тем, что международное право не статично, оно постоянно совершенствуется, видоизменяется - заключаются новые международные договора как двусторонние так и многосторонние, Генеральная ассамблея и Совет безопасности ООН ежегодно разрабатывает и принимает множество документов имеющих общемировое значение.

Список использованной литературы

1. «Теория государства и права» курс лекций Марченко М.Н. - М.: Зерцало, 1996

. «Международное право» учебник Игнатенко Г.В., Тиунов О.И. - М.: Норма-Инфра-М, 1999

. «Международное право» учебник Лукашук И.И. - М.: Волтер-Клувер, 2005

. «Международное право» учебник Ушаков Н.А. - М.: Юрист, 2000

. «Правовое регулирование использования силы в международных отношениях» Ушаков Н.А. - М., ИГиП РАН, 1997

. «Международное право» учебное материалы Панов В.П. - М.: Инфра-М, 1997

. «Международное право» учебник под ред. Ковалева А.А., Черниченко С.В. - М.: Омега-Л, 2011

. Международное право» учебник под ред. Игнатенко Г.В. - М.: Норма, 1995

. «Международное право» учебное пособие Бирюков П.Н. - М.: Юрист, 2000

. «Международное право» учебное пособие Глебов И.Н. - М.: Дрофа, 2006

. « Международное право» учебник Каламкарян Р.А., Мигачев Ю.И. - М.: Эксмо, 2004

. «Международное право» учебник Колосов Ю.М., Кузнецов В.И. - М.: Междунар. отношения, 1994

ИНТЕРНЕТ:.constitution.ru «Конституция РФ» - официальный текст

www.scrf.gov.ru›documents/99.html «Стратегия национальной безопасности РФ до 2020 года»

www. consultant.ru Федеральный закон от 03 апреля 1995 года № 40-ФЗ «О Федеральной Службе Безопасности» (с изменениями и дополнениями), Федеральный закон от 15 июля 1995 г. № 101-ФЗ «О международных договорах Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями)

www.un.org <http://www.un.org> «Устав ООН» - Преамбула.

www. constitution.garant.ru›act/right/megdunar/ текс «Всеобщей декларация прав человека» (принятой на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.), Международного пакта «О гражданских и политических правах» (Нью-Йорк, 19 декабря 1966 г.), онвенции о защите прав человека и основных свобод ETS № 005 (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изм. и доп. от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января 1990 г., 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.)

www.dic.academic.ru <http://dic.academic.ru/>›Интернализация <http://dic.academic.ru/dic.nsf/dic_synonims/55977/%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D0%B8%D0%B7%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F> - Современная энциклопедия

www.law.edu.ru <http://law.edu.ru/>›book/book.asp?bookID=48157 <http://law.edu.ru/book/book.asp?bookID=48157> Дмитриева, Г. К. Взаимодействие морали и международного права :Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. Специальность 12.00.10 - Международное право /Московский юридический институт. -М.,1991. (интернет портал «Юридическая Россия)

Похожие работы на - Место международного права в глобальной нормативной системе и в деятельности Федеральной Службы Безопасности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!