Социальное обеспечение в Тульской области

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Социальное обеспечение в Тульской области

Содержание

Введение

. Понятие и предмет права социального обеспечения

. Классификация функций социального обеспечения

. Метод права социального обеспечения

. Понятие организационно-правовой формы социального обеспечения

.1. Организационно - правовые формы осуществления социального обеспечения

.2. Социальное обеспечение за счет бюджетных средств

.3. Смешанная форма социального обеспечения

.4. Региональные формы социального обеспечения

. Система права социального обеспечения

. Источники и правоотношения социального обеспечения

. Монетизация льгот в Тульской области

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Переходный период к рыночным отношениям знаменует собой новый этап в социально-экономическом развитии России. В то же время, будучи прогрессивным по сути, он вызвал к жизни процессы, которые даже в западном мире стали управляемыми лишь спустя десятилетия.

Осуществляющиеся преобразования, нарушившие существовавший более полувека экономический уклад, затронули коренные интересы всего населения и потребовали неотложного формирования принципиально новой социальной политики. Сложность заключается в том, что социальная политика не может ориентироваться на краткосрочные задачи, она должна определять стратегические направления, которые, естественно, могут подвергаться тактическим корректировкам, но в целом она должна быть цельной, разумной, рациональной и эффективной и формироваться с учетом исторических условий и национальных особенностей, политики и экономической ситуации, культурных традиций. Социальная политика носит, кроме того, консервативный и инновационный характер. Консервативность заключается в том, что она как бы сохраняет то, что уже достигнуто в социальной сфере и передает это тем, кто нуждается в социальном вмешательстве. Инновационность - это то, что политика должна адаптировать социальные структуры к происходящим изменениям.

В условиях России это означает, что должен максимально использоваться имеющийся опыт и существующая инфраструктура, что и послужит базой для формирования новой концепции социального обеспечения.

При формировании социальной стратегии и политики особое значение приобретает политический аспект социальной защиты. Любые мероприятия по социальной поддержке и меры социальной помощи должны планироваться так, чтобы оказывать поддержку политической линии, способствовать правительственному курсу на осуществление реформ, а не ослаблять или дискредитировать его. Разумные шаги в социальной сфере призваны укреплять доверие к руководству страны со стороны населения, и они же должны содействовать снижению социальной напряженности.

В России все еще сильно влияние централизованного управления и распределительно-уравнительной системы в социальной сфере, что в настоящее время проявляется в низкой эффективности деятельности социальных служб. Федеральное правительство выделяет средства для решения социальных проблем и распределяет их на местах. Однако, реального контроля за использованием средств нет, как нет, по большей части, местных программ социального развития, а следовательно нет и ответственности.

Существовавшая в течение многих лет система социального обслуживания носила скорее формальный характер и требовала больше технических исполнителей, нежели профессиональных социальных работников. Иными словами, специалистов в области социальной работы, как это принято в мировой практике, в России не существовало, и их подготовка не велась до начала 1991 г. Тенденция социально-экономического развития свидетельствует, что на смену экстренным мерам, необходимым на данном этапе, должна прийти новая и стабильная социальная помощь, рациональная и практичная по сути, формам и методам. Это должна быть научно обоснованная, структурно четкая система, ориентированная на совокупность мер в сфере социального обеспечения, опирающаяся на надежную финансово-экономическую базу.

Теоретическое и практическое значение проблемы развития социального обеспечения в ближайшей и более отдаленной перспективе, их актуальность предопределили выбор темы реферата.

Цель и задачи курсовой работы

. формирование представлений о государственной социальной помощи и развитии законодательства в сфере социального обеспечения;

. раскрытие содержания права на социальную помощь как одного из основных социально-экономических прав человека во взаимосвязи с правом на жизнь и правом на социальное обеспечение;

. исследование конкретных видов государственной социальной помощи;

1. Понятие и предмет права социального обеспечения

Предмет каждой самостоятельной отрасли права составляют обособленные группы общественных отношений, характеризующиеся определённым внутренним единством, которые наряду со специальными методами регулирования позволяют отграничить данную отрасль права от других отраслей.

Следует подчеркнуть, что право социального обеспечения выделилось в самостоятельную отрасль сравнительно недавно (в середине 70-х годов XX века). До этого времени отношения по социальному обеспечению рассматривались в рамках административного, гражданского, трудового и колхозного права. В 20-х и 30-х годах минувшего века социальное обеспечение считалось составной частью права социальной культуры и входило в отрасль административного права. В 50-х годах XX века с появлением нового на тот период пенсионного законодательства социальное обеспечение рабочих и служащих стало рассматриваться в рамках дисциплины «трудовое право», а социальное обеспечение колхозников - в рамках дисциплины «колхозное право».

Вопрос о самостоятельности права социального обеспечения впервые был поднят и обсуждён на международном симпозиуме в Праге в 1966 году. На данном симпозиуме присутствовали учёные бывших социалистических стран, в том числе и Советского Союза. Основоположником советского, а следовательно, и российского права социального обеспечения стал известный советский учёный В.С. Андреев. Он впервые в нашей стране разработал учение о предмете и методе этой правовой отрасли, обосновал систему её норм, сформировал принципы права социального обеспечения. Многие из этих разработок до настоящего времени не утратили своего теоретического значения.

Под отраслью права социального обеспечения понимается совокупность правовых норм, регулирующих специфическим методом комплекс общественных отношений, возникающих: а) в связи с денежной формой обеспечения граждан (пенсиями, пособиями, компенсационными и страховыми выплатами); б) в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг (отношения по поводу социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, нетрудоспособных лиц, семей с детьми); в) по поводу установления юридических фактов, реализацией и защитой права на тот или иной вид социального обеспечения (отношения процедурного и процессуального характера). Последняя группа отношений предшествует, сопутствует либо вытекает из материальных отношений, входящих в первые две группы.

Перечисленные группы общественных отношений составляют в совокупности предмет права социального обеспечения. При этом материальные отношения являются основными в предмете данной отрасли права. Процедурные и процессуальные отношения являются производными от них и самостоятельно существовать не могут.

Необходимо более подробно раскрыть виды отношений по социальному обеспечению. Отношения в связи с денежной формой обеспечения граждан

В эту группу включаются пенсионные отношения, отношения в связи с обеспечением пособиями, компенсационными и страховыми выплатами.

В систему пенсионных отношений в настоящее время входят трудовые и государственные пенсии, предусмотренные соответственно Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» от 17.12.2001 и Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» от 15.12.2001. В соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» назначаются следующие виды государственных пенсий: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия по инвалидности; пенсия по случаю потери кормильца; социальная пенсия. В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» устанавливаются следующие виды трудовых пенсий: трудовая пенсия по старости; трудовая пенсия по инвалидности; трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

В системе отношений по обеспечению пособиями выделяют пособия: по временной нетрудоспособности; по беременности и родам; единовременное пособие женщинам, вставшим на учёт в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности; единовременное пособие при рождении ребёнка; ежемесячное пособие по уходу за ребёнком; ежемесячное пособие на ребёнка; единовременное пособие при передаче ребёнка на воспитание в семью; единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; ежемесячное пособие на ребёнка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву; пособие супругу военнослужащего; пособие по безработице; пособия беженцам и вынужденным переселенцам; единовременное пособие гражданам при возникновении поствакцинального осложнения; единовременное пособие гражданам, привлечённым для борьбы с терроризмом; социальное пособие на погребение и другие.

Система отношений по обеспечению компенсационными и страховыми выплатами включает: ежемесячные компенсации лицам, осуществляющим уход за ребёнком до достижения им возраста трёх лет; ежемесячные компенсационные выплаты студентам и аспирантам, находящимся в академических отпусках по медицинским показаниям; ежемесячные компенсационные выплаты неработающим жёнам лиц рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, проживающим вместе с супругом в местностях, где отсутствует возможность их трудоустройства; ежемесячные компенсационные выплаты неработающим трудоспособным гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы либо престарелым, нуждающимся в постороннем уходе по заключению лечебного учреждения, или достигшим 80 лет, а также за ребёнком-инвалидом в возрасте до 18 лет; единовременные и ежемесячные страховые выплаты в порядке обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний и другие.

) Отношения в связи с предоставлением гражданам различного рода социальных услуг

В систему отношений, связанных с предоставлением гражданам различных социальных услуг, входят отношения по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста и инвалидов (стационарное и полустационарное социальное обслуживание, срочное социальное обслуживание, социальное обслуживание на дому, социально-консультативная помощь, реабилитационные услуги). К реабилитационным услугам относятся: профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами, протезно-ортопедическими изделиями. Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в РФ» от 24.11.1995 предусматривает и другие основные направления реабилитации инвалидов. В систему социального обслуживания включается и содержание детей в детских учреждениях, а также социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

К отношениям по предоставлению социальных услуг следует отнести и систему льгот, предусмотренных для различных категорий граждан (Герои Российской Федерации и Советского Союза, инвалиды, жертвы политических репрессий, бывшие несовершеннолетние узники концлагерей и гетто, Герои Социалистического Труда, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, ветераны труда - пенсионеры, лица, пострадавшие от воздействия радиации и некоторые другие категории граждан). Согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ в настоящее время определённая часть льгот этим лицам заменена денежными выплатами, а понятие «льготы» заменяются термином «меры социальной поддержки».

Самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию является медицинская помощь и лечение, включающая профилактическую, лечебно-диагностическую, реабилитационную, протезно-ортопедическую и зубопротезную помощь, а также меры социального характера по уходу за больными.

Ещё одной самостоятельной подгруппой отношений по социальному обслуживанию являются отношения по санаторно-курортному лечению, предусматривающие обеспечение граждан путёвками для санаторно-курортного лечения бесплатно либо на льготных условиях. В систему отношений по социальному обслуживанию включается также лекарственная помощь, предоставляемая бесплатно либо на льготных условиях для отдельных категорий граждан.

) Отношения процедурного и процессуального характера

Процедурные отношения имеют две самостоятельные подгруппы:

а) отношения по установлению юридических фактов, наличие которых необходимо для возникновения материальных отношений (например, факта инвалидности);

б) отношения, связанные с представлением гражданина к какому-либо виду социального обеспечения либо с принятием компетентным органом решения о применении правовой нормы (например, о предоставлении протезно-ортопедических изделий).

Процессуальные отношения возникают в связи с защитой гражданином своего права на тот или иной вид социального обеспечения (например, в случае отказа в назначении какой-либо пенсии).

Предмет науки в отличие от предмета отрасли значительно шире, так как наука как система научных знаний, правовых взглядов, идей охватывает знания не только о содержании правовых норм данной отрасли, но и даёт понятие самой отрасли, её предмета, метода правового регулирования, системы; раскрывает основные элементы правоотношений (основания их возникновения, изменения и прекращения, содержание, круг субъектов); содержит знания об истории развития отрасли и международно-правовом регулировании общественных отношений по социальному обеспечению, а также о социальном законодательстве зарубежных стран.

2. Классификация функций социального обеспечения

1) Экономическая функция социального обеспечения. Ее сущность заключается в том, что государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части валового внутреннего продукта, тем самым, оказывая определенное воздействие на выравнивание личных доходов граждан путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсаций, социальных услуг и др.) вместо утраченного заработка либо наряду с ним при наступлении указанных в законах социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

) Производственная функция социального обеспечения.

Социальное обеспечение связано с общественным производством, влияет на него. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено трудовой деятельностью, а уровень обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального страхования это влияние будет возрастать, поскольку усилится стимулирующее значение социального обеспечения для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться.

) Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и, предупреждения обнищания.

С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

4) Политическая функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция Российской Федерации (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. От того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет свою политическую функцию, зависит состояние социального покоя в обществе. Социальная напряженность в обществе на современном этапе свидетельствует о том, что состояние российской системы социального обеспечения не отвечает потребностям населения.

5) Демографическая функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы - на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

6) духовно-идеологическая функция социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

3. Метод права социального обеспечения

Под методом правового регулирования понимается совокупность приёмов и способов, используемых законодателем для наиболее эффективного регулирования определённого комплекса общественных отношений.

Необходимо рассмотреть особенности метода права социального обеспечения.

1) Сочетание императивного и диспозитивного методов, а также централизованного, регионального и локального способов установления прав и обязанностей субъектов

Право социального обеспечения относится к числу публичных отраслей, так как отношения по социальному обеспечению носят распределительный характер. В связи с этим законодатель использует главным образом императивный способ их правового регулирования. В то же время наряду с императивным методом используется и диспозитивный, пределы которого существенно ограничены.

Согласно ст.72 Конституции РФ вопросы социального обеспечения находятся в совместном ведении Российской Федерации и её субъектов. В соответствии с этим регулирование отношений в данной сфере осуществляется как в централизованном порядке посредством принятия федеральных законов и подзаконных актов, так и на региональном уровне путём издания соответствующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. При этом на федеральном уровне закрепляется определённый минимальный социальный стандарт по социальному обеспечению, который ни при каких условиях не может быть понижен субъектами Федерации, потому что предоставление такого стандарта гарантируется средствами федеральных финансовых источников. Субъекты России вправе за счёт собственных источников устанавливать дополнительные меры социальной защиты. Регулирование в области социального обеспечения возможно и на муниципальном уровне, и в рамках конкретной организации.

) Специфические способы определения содержания правоотношений

Права и обязанности субъектов права социального обеспечения устанавливаются нормативным путём, а договорное регулирование, по общему правилу, недопустимо. Однако нельзя отрицать тот факт, что нередко стороны трудового правоотношения своим соглашением включают в его содержание дополнительные права работника в сфере социального обеспечения (право на получение денежной выплаты в случае ухода работника на пенсию или при рождении ребёнка, предоставление бесплатной путёвки на санаторно-курортное лечение и т.д.). Таким образом, договорный способ формирования прав и обязанностей субъектов трудового правоотношения (работника и работодателя) распространяется и на сферу социального обеспечения, но в том случае, если оно относится к работнику. При этом условия, достигнутые при договорном регулировании, не должны ухудшать положение работников по сравнению с законодательством.

) Специфика юридических фактов, с которыми связаны возникновение, изменение и прекращение правоотношений

В данной отрасли права подавляющее большинство юридических фактов - это не действия, а события, возникающие, как правило, объективно и не зависящие от воли людей. В результате наступления этих событий утрачивается возможность самостоятельного обеспечения необходимыми жизненными средствами либо этих средств становится недостаточно. К таким событиям относятся: рождение человека или его смерть; наступление временной нетрудоспособности; инвалидность; потеря семьёй кормильца; безработица; достижение определённого возраста; нуждаемость в постоянном постороннем уходе и другие. Правовые отношения по социальному обеспечению в основном возникают из сложных фактических составов, которые имеют: правовые основания обеспечения; волеизъявление лица, ими обладающего; решение компетентного органа о назначении вида социального обеспечения, на который претендует гражданин.

) Абсолютный характер прав граждан как субъектов социального обеспечения

Гражданин в правоотношениях по социальному обеспечению обладает правом на волеизъявление, а орган, осуществляющий социальной обеспечение, несёт юридическую обязанность принять соответствующее решение согласно нормам законодательства, которое в свою очередь может быть как положительным, так и отрицательным. При этом законодатель исключает усмотренческий подход органов социального обеспечения в реализации прав граждан в указанной сфере. Деятельность данных органов урегулирована посредством категорических предписаний.

) Специфика санкций, обеспечивающих исполнение обязанностей субъектов, и способа защиты нарушенного права

В праве социального обеспечения не предусмотрены репрессивные санкции. За правонарушения к гражданам могут применяться правовосстановительные и правоограничивающие санкции. Правовосстановительная санкция применяется к гражданину, причинившему материальный ущерб вследствие злоупотребления с его стороны либо сокрытия обстоятельств, от которых зависит размер получаемых выплат или право на их получение. В этих случаях гражданин обязан возместить такой ущерб в полном размере.

Правоограничивающие санкции допускают приостановление реализации права на отдельные виды социального обеспечения на определённый срок. Например, при нарушении режима, установленного лечащим врачом, застрахованному лицу снижается размер пособия по временной нетрудоспособности со дня допущенного нарушения. Правоограничивающие санкции могут быть применены также к лицу, признанному безработным, в случае невыполнения им своих обязанностей в виде уменьшения размера пособия по безработице либо приостановления его выплаты на определённый срок. Однако сфера применения данных санкций достаточно узка.

К другому субъекту правоотношения - органу, осуществляющему социальное обеспечение, санкции не применяются. Указанный орган должен восстановить нарушенное право гражданина, если по его вине гражданин не имел возможности в полном объёме воспользоваться своим правом. Такая обязанность наступает, в частности, в том случае, если гражданин недополучил причитающиеся ему определённые денежные выплаты по системе социального обеспечения.

Специфика способа защиты нарушенного права заключается в отсутствии особого правового механизма для такой защиты. Для защиты своих прав в сфере социального обеспечения граждане могут воспользоваться как административным, так и судебным порядком.

4. Понятие организационно-правовой формы социального обеспечения

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления.

К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение;

) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника;

) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются.

Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.

Рассмотрим каждую из этих форм.

4.1 Организационно - правовые формы осуществления социального обеспечения

Обязательное социальное страхование в соответствии с Федеральным законом № 165 от 16 июля 1999 г. (ред. от 11.07.2011г.) «Об основах обязательного социального страхования» представляет собой систему создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального и (или) социального положения работающих граждан, а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, иных категорий граждан вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности и родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения и наступления иных установленных законодательством социальных страховых рисков, подлежащих обязательному социальному страхованию.

Организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения наёмных работников является обязательное социальное страхование. Суть его заключается в распределении социального риска потери заработка либо его снижения по не зависящим от работника обстоятельствам на работодателей и самих работающих, которые отчисляют страховые взносы в целевые федеральные фонды социального страхования. Средства таких фондов не могут расходоваться ни на какие иные цели, кроме тех, для финансирования которых они созданы.

Обязательный (государственный) характер социального страхования выражается, во-первых, в обязательности страховых взносов; во-вторых, в государственном контроле за правильностью и своевременностью поступлений взносов; в- третьих, в обеспечении трудящихся определёнными видами социальной помощи на условиях и по нормам, установленным федеральным законодательством.

С 01.01.2002 г. вступили в силу федеральные законы, которыми завершена пенсионная реформа в России. Одним из этих законов является Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» от 15.12.2001, который устанавливает страховщика, страхователей и круг застрахованных; закрепляет финансовую систему обязательного пенсионного страхования и порядок уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование.

К федеральным фондам социального страхования относятся: Пенсионный фонд, Фонд социального страхования и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Это внебюджетные кредитно-финансовые системы. Средства федеральных фондов социального страхования расходуются на выплату трудовых пенсий, пособий трудящимся, а также на получение медико-социальной помощи в порядке обязательного медицинского страхования.

В 2001-2009 г.г. работодатели обязаны были уплачивать единый социальный налог во все указанные выше фонды, который был предусмотрен частью второй Налогового кодекса РФ (гл. 24).

Согласно Федеральному закону «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» от 24.07.2009 с 2010 года законодатель ввёл страховые взносы во все перечисленные фонды вместо единого социального налога.

Другой централизованной организационно-правовой формой осуществления социального обеспечения является социальное обеспечение за счёт средств федерального бюджета. В рамках данной формы осуществляется пенсионное обеспечение федеральных государственных гражданских служащих, военнослужащих, участников Великой Отечественной войны, граждан, награждённым знаком «Жителю блокадного Ленинграда», граждан, пострадавших в результате радиационных или техногенных катастроф. За счёт средств федерального бюджета выплачиваются социальные пенсии нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую или государственную пенсию. С 2010 года право на государственную пенсию, кроме перечисленных выше граждан, предоставляется также гражданам из числа космонавтов и гражданам из числа работников лётно - испытательного состава.

Кроме того, за счёт бюджетных ассигнований финансируются также расходы на пенсионное обеспечение, предоставляемое на основании специальных нормативных актов (в частности, судьям, депутатам). За счёт средств федерального бюджета осуществляется выплата дополнительного материального обеспечения гражданам РФ за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией.

Наряду с централизованными в Российской Федерации имеются также региональные, муниципальные и локальные формы социального обеспечения. Например, согласно Федеральному закону от 22.08.2004 № 122-ФЗ за счёт средств бюджетов субъектов РФ производится выплата ежемесячного пособия на ребёнка, финансируется государственный сектор системы социального обслуживания граждан пожилого возраста и инвалидов, оказывается государственная социальная помощь малоимущим семьям. Общегосударственные гарантии социального обеспечения могут повышаться за счёт финансовых средств, выделяемых по специальным программам на региональном, муниципальном уровнях и в каждой конкретной организации.

4.2 Социальное обеспечение за счет бюджетных средств

Вторая централизованная форма социального обеспечения - это социальное обеспечение за счет бюджетных средств. При этом имеется в виду выделение ассигнований на нужды социального обеспечения из средств не только федерального бюджета, но и из бюджетов субъектов Федерации, местных бюджетов. Централизованный характер данного организационно-правового способа осуществления социального обеспечения выражается в том, что круг обеспечиваемых и виды социального обеспечения устанавливаются федеральными законами, в связи, с чем имеют обязательную силу на всей территории России, т. е. гарантируются самим государством.

На федеральном уровне определяется также источник финансирования расходов: либо средства федерального бюджета, либо средства бюджета субъекта Российской Федерации, либо средства местных бюджетов.

Специфика круга лиц, обеспечиваемых за счет бюджетных средств, заключается в том, что он охватывает, во-первых, лиц, получающих обеспечение в связи с определенной общественно полезной деятельностью (в период которой они не подлежат обязательному социальному страхованию) при наступлении обстоятельств, признаваемых социально уважительными; во-вторых, все население страны, обеспечиваемое определенными видами социального обеспечения без какой-либо связи с трудом человека.

К первой категории относятся, например, военнослужащие, служащие органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, горноспасательных частей, налоговой полиции и др. За счет средств федерального бюджета им выплачиваются пенсии, пособия, предоставляются иные виды социального обеспечения именно в связи с прохождением данного вида службы.

Ко второй категории, как уже говорилось, относится все население страны, включая граждан из числа застрахованных, а также проходящих службу, поскольку определенные виды социального обеспечения гарантируются гражданину как члену общества вне всякой связи с его трудом. К таким видам обеспечения относятся: социальные пособия в связи с рождением ребенка; ежемесячные пособия на ребенка до достижения им 16 (учащимся 18) лет; социальное пособие на погребение; пособие по безработице гражданам, ищущим работу впервые или после длительного перерыва; государственная социальная помощь; различного рода компенсационные выплаты, предусмотренные законодательством (например, трудоспособным, неработающим гражданам, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом; учащимся на питание; приемной семье на содержание детей и т.д.); социальная помощь на дому одиноким пожилым гражданам и инвалидам I и II групп, нуждающимся в постороннем уходе; полу стационарное и полное стационарное обслуживание в учреждениях социального обслуживания; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов, обеспечение их средствами передвижения и транспортными средствами; протезно-ортопедическая помощь; лекарственная помощь; санаторно-курортное лечение пожилых граждан и инвалидов; содержание детей в детских учреждениях; различного рода льготы. Указанные виды социального обеспечения предоставляются любому гражданину при наступлении обстоятельств, указанных в законодательстве, и независимо от того, что он получает те или иные виды страхового обеспечения либо иные виды социального обеспечения за счет бюджетных средств.

4.3 Смешанная форма социального обеспечения

На современном этапе достаточно четко обозначилась еще одна, третья централизованная форма социального обеспечения, хотя всей полнотой признаков, характерных для полнокровно функционирующих форм, она еще не обладает. Речь идет о смешанной форме социального обеспечения, когда государство одновременно использует в отношении определенных субъектов первую и вторую формы социального обеспечения. В данном случае на социальное обеспечение указанных трудящихся, предоставляемое в связи с особой их деятельностью, в качестве финансового источника используются одновременно как средства фонда социального страхования, так и бюджетные средства. Какого-либо особого способа аккумуляции средств для этих целей в настоящее время пока не установлено.

Круг лиц, на которых распространяется смешанная форма социального обеспечения, достаточно широк. Сюда относятся, например, судьи, прокурорские работники, государственные служащие, депутаты. Как и другие граждане, работающие по трудовому договору (контракту), они относятся к числу застрахованных и в качестве таковых получают все виды страхового обеспечения в порядке обязательного социального страхования.

4.4 Региональные формы социального обеспечения

Наряду с централизованными, выделяются региональные формы социального обеспечения.

Конституция Российской Федерации относит правовое регулирование отношений в сфере социального обеспечения к совместной компетенции органов федеральной власти и субъектов Федерации. Региональные формы социального обеспечения представляют собой организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер по социальному обеспечению населения на уровне субъекта Российской Федерации за счет его собственных финансовых источников. При этом круг лиц, пользующихся дополнительными мерами социальной защиты, виды такой защиты и органы, которые ее предоставляют, определяются самими субъектами Российской Федерации

К числу местных, локальных форм социального обеспечения относятся организационно-правовые способы осуществления дополнительных мер социальной защиты человека, используемые органами муниципальной власти, субъектами социально-партнерских соглашений, коллективного договора. Именно эти органы и субъекты определяют способ аккумуляции финансовых средств, круг лиц, для которых предусматриваются меры дополнительной социальной поддержки, виды такой поддержки и способы ее предоставления. На современном этапе локальные формы приобретают особое значение, ибо именно они максимально приближены к человеку и могут своевременно реагировать на все социальные риски локального характера, хотя ресурсы здесь пока еще ограничены.

5. Система права социального обеспечения

Система права социального обеспечения - это научно обоснованная классификация её правовых норм.

В системе права социального обеспечения различаются Общая и Особенная части. Следует отметить, что право социального обеспечения является сравнительно молодой правовой отраслью, поэтому её Общая часть окончательно ещё не сформирована. До сих пор право социального обеспечения не имеет кодифицированного правового акта, закрепляющего основные положения всех институтов данной отрасли.

Общая часть каждой отрасли состоит из общих правовых институтов, нормы которых в концентрированном виде отражают специфику указанной отрасли. Главным является основной институт, т.е. комплекс нормативных предписаний, посвящённых определению предмета отрасли, её задачам и отраслевым принципам. В общую часть отрасли входит также институт правосубъектности, который в праве социального обеспечения включает нормы международных актов, конституционные нормы и нормы законов, закрепляющие правовой статус граждан в сфере социального обеспечения. Нормы этого института закрепляют также и субъектный состав правоотношений по социальному обеспечению.

Самостоятельным институтом Общей части права социального обеспечения является институт социальных рисков, при наступлении которых предоставляется тот или иной вид социального обеспечения. На содержание этого института существенное влияние оказало принятие федеральных законов «Об основах обязательного социального страхования» от 16.07.1999 и «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15.12.2001.

В структуре Особенной части права социального обеспечения можно выделить комплекс устоявшихся институтов, нормы которых имеют собственный предмет регулирования.

Самостоятельным институтом Особенной части является институт трудового стажа. Нормы указанного института закрепляют: виды трудового стажа; виды трудовой и иной общественно полезной деятельности, включаемые в трудовой стаж; порядок исчисления и подтверждения трудового стажа.

Одним из центральных комплексных институтов Особенной части является институт пенсионного обеспечения. Указанный комплексный институт состоит из ряда самостоятельных институтов, нормы которых регулируют отдельные виды пенсионных отношений. Это институты пенсий по старости, по инвалидности, по случаю потери кормильца, за выслугу лет и социальных пенсий.

Следующий комплексный институт - это институт пособий, компенсационных выплат и субсидий. Его нормы объединены в подинституты в зависимости от вида пособий и компенсаций.

В структуре Особенной части права социального обеспечения имеется также институт обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Нормы данного института устанавливают круг лиц, подлежащих этому виду социального страхования, виды обеспечения, размеры страховых выплат, порядок назначения и выплаты страхового обеспечения.

В Особенную часть включаются и такие комплексные институты, как институт медицинской помощи и лечения, а также институт социального обслуживания. Институт медицинской помощи и лечения состоит из подинститутов: бесплатная медицинская помощь и лечение; бесплатная либо со скидкой лекарственная помощь; бесплатное или на льготных основаниях санаторно-курортное лечение.

Наиболее сложным комплексным институтом считается институт социального обслуживания. Он состоит из множества подинститутов, подразделяемых в зависимости от вида социальных услуг. Это следующие подинституты: стационарное и полустационарное социальное обслуживание; социальная помощь на дому; срочное социальное обслуживание; социально-консультативная помощь; профессиональное обучение и трудоустройство инвалидов; обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации; содержание детей в детских учреждениях; льготы по системе социального обеспечения.

Нормы всех рассмотренных институтов Особенной части регулируют материальные правоотношения, возникающие в сфере социального обеспечения. В предмет права социального обеспечения входят также процедурные и процессуальные правоотношения. Эти отношения регулируются нормами специальных институтов, а именно: по установлению юридических фактов; по рассмотрению жалоб и споров; юридической ответственности.

6. Источники и правоотношения социального обеспечения

Классификация источников права социального обеспечения обусловлена разграничением компетенции между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере регулирования общественных отношений по социальному обеспечению.

Россия - федеративное государство, в состав которого входят субъекты Федерации (республики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа). Защита семьи, материнства, отцовства и детства, социальная защита, включая социальное обеспечение, находится, согласно ст. 72 Конституции Российской Федерации; в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов.

В связи с этим законодательство о социальном обеспечении состоит из правовых актов разного уровня - федерального и регионального. При этом надо учитывать, что основы федеральной политики и федеральных программ в области социального развития, как и в иных важнейших сферах общественной жизни, находятся в ведении Российской Федерации (см. ст. 71 Конституции Российской Федерации). Итак, наибольшее значение в системе источников права социального обеспечения имеют федеральные нормативные правовые акты. Они определяют социальную политику, и их реализация требует громадных финансовых ресурсов. В то же время разграничение предметов ведения, и, главное, собственности (на федеральную, субъектов федерации и муниципальную) приводит к тому, что все больше возрастает значение актов регионального и местного самоуправления, в соответствии с которыми устанавливаются различные доплаты к федеральным пенсиям и социальным пособиям.

В зависимости от органов, принимающих нормативные правовые акты, источники права социального обеспечения можно классифицировать на акты, принимаемые органами государственной власти либо органами местного самоуправления, и акты, принимаемые субъектами социально-партнерских соглашений. Социально-партнерские соглашения заключаются на различных уровнях (федеральном, региональном, территориальном) и в каждом из них (генеральном, отраслевом (межотраслевом), территориальном, профессиональном соглашении), могут содержаться положения нормативного характера по вопросам социального обеспечения.

Особый вид таких актов - коллективные договоры. Это Локальные акты, принимаемые на уровне организаций и содержащие нормативные условия по вопросам социальной защиты их работников.

Классификация источников права социального обеспечения может быть осуществлена и по видам регулируемых общественных отношений. Право социального обеспечения регулирует однородные по своему характеру отношения, но в то же время эти отношения существенно различаются по их предмету, поскольку в одном случае им являются денежные выплаты в виде пенсий, пособий, компенсаций, а в других - материальное благо в виде той или иной социальной услуги либо льготы. Внутри этих групп возможна более детальная классификация актов, например по соответствующим правовым институтам. В издаваемых сборниках нормативных правовых актов о социальном обеспечении акты обычно располагаются именно в таком порядке.

Самостоятельным критерием классификации источников права социального обеспечения может быть признан круг лиц, на который распространяется действие норм соответствующих нормативных актов. По данному критерию выделяются акты, регулирующие: социальное обеспечение пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми; военнослужащих, судей, прокурорско-следственных работников; граждан, занимающих государственные должности и должности государственных служащих на федеральном и региональном уровнях.

В зависимости от финансовых источников, за счет средств которых осуществляется социальное обеспечение, различают нормативные правовые акты, регулирующие обеспечение за счет средств обязательного социального страхования и за счет бюджетных ассигнований. Этот критерий на данном этапе имеет чрезвычайно актуальное значение, поскольку потребности рынка труда как одного из основных элементов рыночной экономики объективно обусловливают необходимость Усиления страховых начал в социальном обеспечении тех, кто трудится или трудился в прошлом. Федеральным законом от 16 июля 1999 г. «Об Основах обязательного социального страхования» предусмотрено принятие законов по каждому отдельному виду страхового обеспечения.

7. Монетизация льгот в Тульской области

В соответствии с Законом Тульской области от 28 декабря 2004 года N493-ЗТО "О мерах социальной поддержки отдельных категорий жителей Тульской области", Законом Тульской области от 30 декабря 2005 года N666-ЗТО "О форме предоставления мер социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области", постановлением администрации Тульской области от 15 января 2010 года N30 меры социальной поддержки по оплате жилого помещения, коммунальных услуг и топлива отдельным категориям жителей Тульской области с 01.01.2010 предоставляются в виде ежемесячной денежной выплаты

Право на денежную выплату имеют следующие категории жителей Тульской области:

Ветераны труда, а также граждане, приравненные к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года.

Реабилитированные лица.

Лица, признанные пострадавшими от политических репрессий.

Бывшие воспитанники детских домов военного времени 1941 - 1945 годов.

Бывшие несовершеннолетние узники концлагерей, гетто и других мест принудительного содержания, созданных фашистами в период Второй мировой войны.

Военнослужащие и лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы (служебных обязанностей).

Лица, награжденные знаком "Житель блокадного Ленинграда", признанные инвалидами вследствие общего заболевания, трудового увечья и других причин (кроме лиц, инвалидность которых наступила вследствие их противоправных действий).

Ветераны боевых действий:

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), военнообязанные, призванные на военные сборы, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, работники указанных органов, работники Министерства обороны СССР и работники Министерства обороны Российской Федерации, сотрудники учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, направленные в другие государства органами государственной власти СССР, органами государственной власти Российской Федерации и принимавшие участие в боевых действиях при исполнении служебных обязанностей в этих государствах, а также принимавшие участие в соответствии с решениями органов государственной власти Российской Федерации в боевых действиях на территории Российской Федерации;

военнослужащие, в том числе уволенные в запас (отставку), лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел и органов государственной безопасности, лица, участвовавшие в операциях при выполнении правительственных боевых заданий по разминированию территорий и объектов на территории СССР и территориях других государств в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1951 года, в том числе в операциях по боевому тралению в период с 10 мая 1945 года по 31 декабря 1957 года;

военнослужащие автомобильных батальонов, направлявшиеся в Афганистан в период ведения там боевых действий для доставки грузов;

военнослужащие летного состава, совершавшие с территории СССР вылеты на боевые задания в Афганистан в период ведения там боевых действий;

Члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

Члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий.

Инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.

Граждане, получившие или перенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационным воздействием вследствие чернобыльской катастрофы или с работами по ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС.

Инвалиды вследствие чернобыльской катастрофы из числа:

граждан (в том числе временно направленных или командированных), принимавших участие в ликвидации последствий катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятых на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы и привлеченных к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы, независимо от места дислокации и выполнявшихся работ, а также лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, проходивших (проходящих) службу в зоне отчуждения;

граждан, эвакуированных из зоны отчуждения и переселенных из зоны отселения либо выехавших в добровольном порядке из указанных зон после принятия решения об эвакуации;

граждан, отдавших костный мозг для спасения жизни людей, пострадавших вследствие чернобыльской катастрофы, независимо от времени, прошедшего с момента трансплантации костного мозга, и времени развития у них в этой связи инвалидности;

Участники ликвидации последствий чернобыльской катастрофы:

граждане (в том числе временно направленные или командированные), принимавшие в 1986 - 1987 годах участие в работах по ликвидации последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения или занятые в этот период на работах, связанных с эвакуацией населения, материальных ценностей, сельскохозяйственных животных и на эксплуатации или других работах на Чернобыльской АЭС;

военнослужащие и военнообязанные, призванные на специальные сборы и привлеченные к выполнению работ, связанных с ликвидацией последствий чернобыльской катастрофы в пределах зоны отчуждения, включая летно-подъемный, инженерно-технический составы гражданской авиации независимо от места дислокации и выполнявшихся работ;

лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, проходившие в 1986 - 1987 годах службу в зоне отчуждения;

граждане, в том числе военнослужащие и военнообязанные, призванные на военные сборы и принимавшие участие в 1988 - 1990 годах в работах по объекту "Укрытие";

младший и средний медицинский персонал, врачи и другие работники лечебных учреждений (за исключением лиц, чья профессиональная деятельность связана с работой с любыми видами источников ионизирующих излучений в условиях радиационной обстановки на их рабочем месте, соответствующей профилю проводимой работы), получившие сверхнормативные дозы облучения при оказании медицинской помощи и обслуживании в период с 26 апреля по 30 июня 1986 года лиц, пострадавших в результате чернобыльской катастрофы и являвшихся источником ионизирующих излучений;

Граждане, эвакуированные (в том числе выехавшие добровольно) в 1986 году из зоны отчуждения.

Дети и подростки, страдающие болезнями вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленными генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей, а также последующие поколения детей в случае развития у них заболеваний вследствие чернобыльской катастрофы или обусловленных генетическими последствиями радиоактивного облучения одного из родителей.

Рабочие и служащие, а также военнослужащие, лица начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, Государственной противопожарной службы, получившие профессиональные заболевания, связанные с лучевым воздействием на работах в зоне отчуждения.

Семьи, в том числе вдовы (вдовцы) умерших участников ликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС 1986 - 1987 годов.

Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, погибших в результате катастрофы на Чернобыльской АЭС, умерших вследствие лучевой болезни и других заболеваний, возникших в связи с чернобыльской катастрофой, а также семьи умерших инвалидов, на которых распространялись меры социальной поддержки, указанные в статье 14 Закона Российской Федерации от 15 мая 1991 года N 1244-1 "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".

Граждане, ставшие инвалидами в результате воздействия радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Граждане, получившие лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Граждане (в том числе временно направленные или командированные), включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, принимавшие в 1957 - 1958 годах непосредственное участие в работах по ликвидации последствий аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк", а также граждане, включая военнослужащих и военнообязанных, призванных на специальные сборы, лиц начальствующего и рядового состава органов внутренних дел, органов государственной безопасности, органов гражданской обороны, занятые на работах по проведению защитных мероприятий и реабилитации радиоактивно загрязненных территорий вдоль реки Теча в 1949 - 1956 годах.

Граждане, эвакуированные (переселенные), а также добровольно выехавшие из населенных пунктов (в том числе эвакуированные (переселенные) в пределах населенных пунктов, где эвакуация (переселение) производилась частично), подвергшихся радиоактивному загрязнению вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча, включая детей, в том числе детей, которые в момент эвакуации (переселения) находились в состоянии внутриутробного развития, а также военнослужащие, вольнонаемный состав войсковых частей и спецконтингент, эвакуированные в 1957 году из зоны радиоактивного загрязнения.

Семьи, потерявшие кормильца из числа граждан, получивших лучевую болезнь, другие заболевания, включенные в перечень заболеваний, возникновение или обострение которых обусловлены воздействием радиации вследствие аварии на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча в случае, если смерть являлась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Семьи, потерявшие кормильца из числа инвалидов вследствие воздействия радиации в случае, если смерть являлась следствием воздействия радиации в результате аварии в 1957 году на производственном объединении "Маяк" и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча.

Граждане, получившие суммарную (накопленную) эффективную дозу облучения, превышающую 25 сЗв (бэр) вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне.

Граждане из подразделений особого риска, семьи, потерявшие кормильца из числа граждан из подразделений особого риска.

Денежная выплата предоставляется:

на оплату расходов за жилое помещение (в коммунальных квартирах - занимаемую площадь жилого помещения), за холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, вывоз бытовых и других отходов, отопление (теплоснабжение), электроснабжение, газоснабжение (далее - на оплату жилого помещения и коммунальных услуг);

на оплату расходов за твердое топливо;

на оплату расходов за бытовой газ в баллонах;

на оплату транспортных расходов по доставке топлива.

Заключение

Опираясь на изученные материалы, можно говорить о многогранности подхода к самому понятию социального обеспечения. Юристы и правоведы считают, что цель социального обеспечения заключается в охране права на жизнь. Политики часто используют социальное обеспечение в качестве политического лозунга. Экономисты понимают социальное обеспечение, как перераспределение доходов.

Принимая во внимание эти тенденции, можно определить понятие социального обеспечения следующим образом: Социальное обеспечение в узком смысле означает, что государство, имеющее целью социальной политики обеспечение минимального уровня жизни общества, гарантирует каждую личность от основных опасностей, угрожающих потере средств к существованию - таких как болезнь, несчастный случай на производстве, преклонный возраст, безработица, бедность; в широком смысле социальное обеспечение означает систему, которая через государство и общественные организации предоставляет ресурсы на проживание и сервис нуждающимся, для того чтобы человек жил по-человечески, и через перераспределение дохода стремится к социальному равенству и полному равновесному развитию.

Самой важной функцией системы социального обеспечения является, безусловно, обеспечение приемлемого уровня жизни населения. Структура такой системы такова: нетрудоспособным оказывается социальная помощь; трудоспособным предоставляется возможность социального страхования нуждающимся в социальной поддержке оказывается поддержка социальным обслуживанием.

Второй важнейшей функцией можно назвать функцию перераспределения доходов. Типичным примером перераспределения дохода в социальном обеспечении является социальная помощь, которая, можно сказать, осуществляет "вертикальное перераспределение доходов". Еще одним структурным направлением, которое выполняет функцию "вертикального перераспределения", является социальное обслуживание. Функции "горизонтального распределения" выполняет социальное страхование.

Третьей основной функцией социального обеспечения, является функция экономической стабилизации.

Поскольку, система социального обеспечения умелым регулированием пропорциями социальных взносов и налогов может добиться экономической стабилизации, предотвращая тем самым, такие социальные опасности как инфляция и финансовые проблемы государства.

Система социального обеспечения каждой страны имеет свои характерные особенности в связи с конкретными социально-экономическими условиями. Право на социальное обеспечение закреплено в Конституции Российской Федерации и представляет собой комплекс взаимосвязанных организационных и законодательных мер.

В основном в Российской Федерации социальная защита нетрудоспособных и малообеспеченных групп населения осуществляется по двум основным направлениям - социальное обеспечение и социальная помощь.

Под формами социального обеспечения понимаются организационно-правовые способы его осуществления. К специфическим признакам форм социального обеспечения принято относить: 1) способ аккумуляции средств в финансовых источниках, за счет средств которых предоставляется социальное обеспечение; 2) круг субъектов, обеспечиваемых за счет средств определенного финансового источника; 3) виды обеспечения за счет данного источника конкретного круга субъектов; 4) систему органов, осуществляющих социальное обеспечение.

Формы социального обеспечения постоянно трансформируются. Значение организационно-правовых способов осуществления социального обеспечения заключается в том, что они позволяют государству и обществу наиболее рационально распределять через систему социального обеспечения совокупный валовой продукт, положив в основу такого распределения принципы социальной справедливости.

Используемые в России на современном этапе формы социального обеспечения можно классифицировать по степени их централизации на централизованные, региональные, а также местные, локальные.

Централизованные формы в свою очередь подразделяются на: обязательное социальное страхование; социальное обеспечение за счет бюджетных средств; смешанную форму социального обеспечения, применяемую для определенных специальных субъектов.

Поскольку, обновляющаяся Россия, является полноправным членом мирового сообщества и принимает уже существующую международную систему взглядов и действий при решении социальных проблем, в основе такой системы социального обеспечения должна лежать концептуальная основа соответствующая выдвинутой ООН цели создания "общества для всех людей". Подобный подход рассматривает социальные проблемы и жизненные трудности не как негативные явления, а как факторы, которые при их справедливом и рациональном решении, способствуют устойчивому социальному развитию.

Реализация этой концепции в России потребует очень значительных усилий, так как анализ демографической ситуации свидетельствует о наличии и углублении многих индивидуальных и групповых проблем, которые, помимо их сложности, носят и долгосрочный характер.

В результате этого возрастает роль органов социального обеспечения, которые имея четкое представление о возможностях и ресурсах государства по решению социальных вопросов, могут и должны в инициативном порядке выступать выразителями интересов и чаяний населения, и своевременно информировать органы власти о существующих и прогнозируемых потребностях граждан, а также вносить предложения по их удовлетворению.

Улучшение социальной помощи и системы обслуживания нуждающихся, развитие и расширение самопомощи не только не является взаимоисключающими, но с психологической и морально-этической точки зрения и с позиции самоутверждения является более эффективным и прогрессивным, чем простая зависимость от системы социального обеспечения.

Кроме того, социальные службы обязаны оказывать содействие в овладении навыками, по-новому строить свой жизненной цикл, с учетом изменения ресурсной базы и социально-экономических условий. Наилучшие условия для функционирования новой системы представляет расширение местного самоуправления, а также социальная деятельность по местным и муниципальным социальным программам.

Список литературы

1)Конституция РФ

2)Федеральный закон «Об основах обязательного социального страхования» от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ (в ред. от 11.07.2011 г.)

)Федеральный закон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от 15 декабря 2001г. № 167-ФЗ (в ред. от 03.12.2011 г.)

)Федеральный закон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от 15декабря 2001г. № 166-ФЗ (в ред. от 05.04.2013г.)

)Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 декабря 1995 г. № 195- ФЗ (в ред. от 23.07.2008 г.)

)Федеральный закон « О трудовых пенсиях Российской Федерации» от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ (в ред. от 03.12.2012 г.)

)Федеральный закон «О социальной защите инвалидов Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ ( в ред. от 23.02.2013 г.)

)Закон Тульской области «О здравоохранении Тульской области» от 22 июня 1999 г № 135 - ЗТО (в ред. от 06.02.2010г.)

)Государственное учреждение Тульской области «Управление социальной защиты населения г. Тулы»:[Сайт].-URL: #"center">Приложение

Виды государственных услуг, оказываемых семьям с детьми.

Единовременные

Городская единовременная выплата при рождении ребенка родителям, постоянно зарегистрированным в г.Туле 2000 руб.

Областное единовременное пособие при рождении первого ребенка 10000 руб.

Областное единовременное пособие при рождении второго и последующих детей в семье 2000 руб., за третьего и последующего 25000 руб.

Пособие по беременности и родам 100% среднего заработка 70 дней до родов и 70 дней после родов.

Единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности

Единовременное пособие беременной жене военнослужащего, проходящего военную службу по призыву 20725 руб. 60 коп.

Областное единовременное пособие беременным женщинам

Ежемесячные

Ежемесячная денежная компенсация на обеспечение бесплатным детским питанием детей в возрасте до 3-х лет 309 руб. 77 коп.

Ежемесячная компенсационная выплата по уходу за ребенком до 3-х лет 50 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка 2453 руб.

Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей военнослужащих 474 руб. 75 коп.

Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей 633 ру.

Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей, родители, которых уклоняются от уплаты алиментов, либо в других случаях, когда взыскание алиментов невозможно 474 руб. 75 коп.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком (при ликвидации предприятия)

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком 4907 руб. 85 коп.

Областное ежемесячное пособие до 1,5 лет при рождении второго и последующих детей в семье

Социальное пособие детям, оставшимся без попечения родителей

Ежемесячное пособие на ребенка военнослужащего, проходящего военную службу по призыву

О мерах социальной поддержки многодетных семей.

Социальная поддержка многодетных семей

О выделении земельного участка

Об областном материнском (семейном) капитале 52750 руб.

Ежемесячная денежная выплата на ребенка в Тульской области (в случае рождения после 31 декабря 2012 года третьего ребенка и (или) последующих детей)

Единовременные и ежемесячные выплаты по направлениям опеки и попечительства.

Единовременное пособие гражданам, усыновившим (удочерившим) детей

Ежемесячное пособие гражданам, усыновившим (удочерившим), начиная с 01.01.11 ребенка на территории Тульской области

Единовременная выплата и ежемесячная выплата на детей многодетной матери, награжденной Почетным знаком "Материнская слава"

Ежемесячная денежная выплата лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающимся в образовательных учреждениях, реализующих программы среднего (полного) общего образования (кроме лиц, находящихся на полном государственном обеспечении)

Компенсация расходов на оплату стоимости проезда на м/г транспорте к месту сан.-кур. лечения и обратно детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, обучающимся в учреждениях для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждениях начального и среднего проф.образования, находящихся в ведении муниципальных образований области, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитывающимся в семьях опекунов (попечителей) и приемных семьях

Похожие работы на - Социальное обеспечение в Тульской области

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!