Содержание юридической безопасности личности

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    23,71 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Содержание юридической безопасности личности

Содержание

Введение

Глава 1 Понятие и содержание юридической безопасности личности

& 1.1 Понятие и виды безопасности личности

& 1.2 Содержание юридической безопасности личности

&1.3 Правовые основы безопасности личности

Глава 2 Обеспечение юридической безопасности личности

& 2.1 Понятие и виды угроз юридической безопасности личности

& 2.2 Меры обеспечения юридической безопасности личности

Заключение

Библиография

Введение

Актуальность темы исследования. В последние десятилетия Россия столкнулась с серьезными угрозами во многих сферах жизни российского общества. Центральным и наиболее проблемным направлением в обеспечении общенациональной безопасности является формирование безопасной среды для реализации прав и свобод человека и гражданина. Сегодня к традиционным угрозам человеку (природные и техногенные катастрофы, преступность и т.п.) добавились новые: терроризм, политический экстремизм и национализм, кризис правосознания. Сохраняются крайне негативные демографические тенденции. Недопустимо высоким является уровень преждевременной смертности трудоспособного населения, в первую очередь мужчин.

На фоне этого на первый план выдвигается такая общенациональная задача как обеспечение безопасности личности, это в свою очередь требует поиска и законодательного закрепления гармоничной концепции безопасности личности как сложного социального и правового явления.

На сегодняшний день безопасность личности является одной из наиболее важных проблем, которой сейчас в практическом плане занимается значительная часть человечества. При этом, нормативно-правовое содержание понятия «безопасность» как конституционной категории еще не получило должного научного обоснования.

Особенно противоречив подход законодателя применительно к безопасности личности, что выражается в юридически неопределенном статусе личности как объекта защиты, в игнорировании активного начала человека как субъекта отношений по обеспечению собственной безопасности. Это способствует выдвижению на первый план либо интересов государства (в гипертрофированном виде), либо интересов частных лиц, близких к власти. Обе тенденции имели место в российской истории и не исключены в настоящее время.

В данных условиях успешное решение отдельных задач в сфере государственной безопасности не гарантирует защищенности самого человека.

Формирование четкого и непротиворечивого подхода к определению категории безопасность личности является необходимой предпосылкой достижения высокого уровня жизни и роста благосостояния граждан, создания условия для безопасной, свободной и комфортной жизни, развития демократии и гражданского общества.

Право на безопасность личности связано с задачей защиты закона от произвола, а потому отвечает интересам каждого конкретного гражданина и публично-правовым интересам. Необходимо всесторонне изучить это право, принимая во внимание содержание, условия реализации, возможности обеспечения гарантий реализации, положение в системе основных прав и свобод и ряд других вопросов. Все вышеперечисленное и определяет актуальность темы исследования.

По степени разработанности данная тема является еще не совсем изученной, так как безопасность личности еще не получила полного признания как самостоятельный предмет научного исследования со стороны отечественных и зарубежных правоведов и изучается преимущественно в рамках общей теории безопасности либо системы знаний о национальной безопасности РФ.

Объектом исследования является безопасность личности.

Предметом исследования юридическая безопасность личности.

Целью данной курсовой работы является исследование вопросов содержания, правового регулирования и обеспечения юридической безопасности личности.

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

выявить понятие безопасности личности;

рассмотреть виды безопасности личности;

дать понятие и общую характеристику юридической безопасности личности;

проанализировать правовое регулирование юридической безопасности личности;

изучить механизм обеспечения юридической безопасности личности.

Теоретическую базу исследования составили труды таких отечественных ученых как: Калина Е.С., Тер-Акопов А.А., Малько А.В., Суменков С.Ю., Толкаченко А.А., Фомин А.А., Тюгашев Е. А., Фарбер И.Е.

Методологическая база исследования. Для изучения вопросов юридической безопасности личности в данной работе использовались как общенаучные методы познания, такие как диалектический метод, исторический метод, системный метод познания, так и частнонаучные и специальные методы: формально-юридический, метод сравнительного государствоведения и правоведения.

Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части состоящей из двух глав: в первой дается понятие и рассматривается содержание юридической безопасности личности, во второй - рассматриваются вопросы обеспечения юридической безопасности личности.

В конце курсовой работы дается заключение, которое содержит выводы, сделанные в результате исследования.

Глава 1. Понятие и содержание юридической безопасности личности

Прежде чем перейти к изучению понятия «безопасность личности» нужно дать общее понятие безопасности: безопасность - это состояние сохранности, надежности предполагает поддержание определенного баланса между негативным воздействием на субъект окружающей его среды и его способностью преодолеть это воздействие либо собственными ресурсами, либо при помощи соответствующих, специально для этого созданных органов или механизмов.

В связи с общим ростом интереса к проблемам личности, как высшей общественной ценности и субъекта общественных отношений, безопасность, личности выдвигается на первое место в числе наиболее значимых аспектов безопасности.

Безопасность личности определяет сферу недопустимых ограничений конституционных прав и свобод человека и гражданина в интересах государства и общества и рассматривается конечной целью всех иных процессов безопасности.

& 1.1 Понятие и виды безопасности личности

Безопасность личности как юридический институт представляет собой сложное системное образование.

С одной стороны она один из видов безопасности личности в целом. С другой - правовая безопасность включает в себя правовое обеспечение различных видов безопасности личности, таких как экологическая, экономическая, политическая безопасность и т.д.

Безопасность личности - это состояние защищенности конституционных прав и свобод человека и гражданина, представляющее собой обязательное сохранение существа отражаемых в них ценностей и определяемое на основе отслеживаемых качественных и количественных параметров, поддерживаемых в динамическом равновесии.

Федеральный Закон «О безопасности» делит виды безопасности по трем основным критериям:

. По объекту защиты - это безопасность человека, общества и государства.

. По средствам защиты - экологическая, политическая, военная безопасность, и иные виды безопасности, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в том числе и юридическая безопасность.

. В зависимости от характера угроз - внутренних и внешних.

Существует и другая классификация видов безопасности личности, а именно:

юридическая;

личная;

психологическая.

Юридическая безопасность - это состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз правовыми средствами.

Основанием выделения юридической безопасности в самостоятельный вид безопасности является, в первую очередь, воплощенность юридической составляющей в базисные сферы жизнедеятельности общества. В этом смысле юридическая безопасность - это проблема противодействия угрозам безопасности в базисных сферах юридическими средствами.

Личная безопасность - это институционализированная защита прав и свобод человека в виде конституционных гарантий их обеспечения, уменьшающих возможную угрозу нарушения. Конституционные гарантии личной безопасности предполагают совокупность установленных конституцией прав, правозащитных институтов и правил, устанавливающих пределы и условия возможного ограничения прав и свобод человека. В условиях неустойчивого развития общества показателем стабильности его правовой системы служит способность государства посредством расширения властных полномочий реально обеспечить реализацию прав человека и гражданина.

Реализация ценности личной безопасности регулируется отношениями взаимной ответственности личности и государства. Личная безопасность не может рассматриваться только инструментально, как средство государственной политики, допускающее избирательное, внеправовое ее использование. Не только личность несет правовую ответственность в случае нарушения личной безопасности, но и государство в лице своих правоохранительных органов ответственно за ее соблюдение.

Итак, личную безопасность можно определить, как защиту прав и свобод личности и социально одобряемых интересов. Защита прав и свобод личности предполагает гарантии их обеспечения, редуцирующие угрозу их нарушения. Некоторые ученые определяют личную как безопасность личности, под которой в некоторых случаях понимается социальная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества.

Психологическая безопасность. Понятие психологическая безопасность чаще всего раскрывается через использование понятий психическое здоровье и угроза. При этом психологическая безопасность трактуется как такое состояние, когда обеспечено успешное психическое развитие личности и адекватно отражаются внутренние и внешние угрозы его психическому здоровью. Само содержание понятия безопасность означает отсутствие опасностей или возможность надежной зашиты от них. Опасность же рассматривается как наличие и действие различных факторов, которые являются дисфункциональными, дестабилизирующими жизнедеятельность личности.

Одним из типов психологической безопасности является информационно-психологическая безопасность. Ее можно рассматривать как «состояние защищенности ее психики от действия многообразных информационных факторов, препятствующих или затрудняющих формирование и функционирование адекватной информационно- ориентировочной основы социального поведения человека (и в целом жизнедеятельности в обществе), а также адекватной системы его субъективных (личностных, субъективно-личностных) отношений к окружающему миру и самому себе».

Иными словами информационно-психологическая безопасность (в отношении личности) это состояние защищенности отдельных лиц или групп лиц от негативных информационно-психологических воздействий и связанных с этим иных жизненно важных интересов личности, общества и государства в информационной сфере <#"justify">Знание и понимание индивидуально-психологических особенностей и закономерностей функционирования психики становится для человека в настоящее время не просто обязательным элементом его общей культуры, но и условием выживания и безопасности.

Вывод:

Безопасность личности - это социльная защищенность человека, обеспечивающая сохранность самого человека и его отдельных жизненно важных функций в соответствии с наибольшими возможностями общества.

В качестве самостоятельных видов безопасности личности в научной литературе принято выделять юридическую, личную и психологическую (информационно-психологическую) безопасность личности. При этом в научной литературе дается довольно большое количество различных понятий каждого вида безопасности личности.

& 1.2 Содержание юридической безопасности личности

Понять содержание юридической безопасности проще, двигаясь от антитезиса - юридической опасности. Юридическая безопасность - это предотвращение или отражение опасностей, вызываемых юридическими воздействиями, или, другими словами, минимизация юридических факторов риска.

Под юридическими факторами риска понимаются такие характеристики правовой системы, которые потенциально опасны для нормальной жизнедеятельности общества, ставят преграду процессу упорядочивания социальных связей, действуют в противоречии с правовыми целями и принципами, мешают удовлетворению правомерных интересов граждан и организаций.

Институт юридической безопасности включает в себя две проблемы: во-первых, юридическая безопасность может рассматриваться как состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства, во-вторых, как состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от угроз, возникающих в сфере юридических отношений. Вторая проблема является частной по отношению к первой, подчинена ей, поскольку наличие или отсутствие юридических угроз характеризует уровень юридической защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства

Юридическая безопасность - это важнейшее свойство правовой системы, показатель ее способности обеспечить защищенность и сохранность основных социальных интересов. Категория «юридическая безопасность» предстает естественно-правовой, нормативно-закрепленной идеей, определяющей сущность, социальное назначение, системность, развитие позитивного права, правовой материи, правовой жизни, направляющей правовое регулирование. Соответственно каждый качественный этап в развитии правовой системы подразумевает и позитивное изменение эффективности обеспечения юридической безопасности субъектов права. Итак, что же составляет содержание юридической безопасности личности.

. Юридическая безопасность с функциональной точки зрения - это и определенная деятельность, форма целенаправленной практической активности субъектов, связанная с правом, юридической сферой. Первоосновой, обуславливающей юридическую безопасность как систему определенных мер, органов, функций государства и общества, является растущая потребность защищать интересы страны, народа, общества и граждан, прежде всего, правовыми средствами. Отсутствие четкой законодательной регламентации вопросов безопасности - фактор, способствующий реанимации многих трагических сюжетов отечественной истории. Под покровом защиты «безопасности» государство вновь (явно или завуалировано) может осуществить полномасштабный план подавления политической оппозиции, устранения из жизни общества демократических государственно-правовых институтов, ущемления гражданских прав и свобод в обществе.

.Термин «юридическая безопасность» употребляется применительно не только к объекту защиты (участникам правовых отношений), но и источнику, а также сфере возникновения опасности. Так, говорится о юридической безопасности в области экономики, информационных ресурсов, медицины, продовольствия, экологии, о юридической безопасности при использовании атомной энергии, о юридической безопасности движения, о юридической безопасности опасных производственных объектов, гидротехнических сооружений и т.п. Здесь подразумевается все та же юридическая безопасность субъектов права, но уже в условиях конкретной сферы жизнедеятельности общества или воздействия на субъекта соответствующих источников повышенной опасности.

. Юридическая безопасность предполагает правовую защищенность не в целом личности, общества и государства, а их интересов, причем интересов жизненно важных. Условия юридической безопасности нарушаются не только тогда, когда ликвидируется сам объект, но и в тех случаях, когда не удовлетворяется отдельный интерес, причем по важности такой, что это может привести к глубокому, катастрофическому, фатальному дисбалансу законных интересов субъектов. Таковой, например, применительно к государству является безопасность военная и оборонная. Применительно к человеку можно говорить об основополагающей роли юридической безопасности жизни.

. Выделяя главный предмет юридической защиты - «жизненные интересы субъектов права», содержание юридической безопасности следует подвергать расширительной трактовке и соотносить безопасность даже не столько с защищенностью интересов, сколько с защищенностью жизненного пространства, в котором эти интересы реализуются. Применительно к осуществлению юридических интересов таким пространством выступает правовая система общества.

. Сопоставление внутренних и внешних угроз показало, что наибольшую опасность в ракурсе исследуемой проблематики представляют внутренние угрозы. Цель юридической безопасности имеет, прежде всего, внутригосударственный характер. Это вытекает из смысла категории государственного суверенитета, принадлежности правотворческой функции только государству и т.д. Хотя отдельные внешние или международные угрозы влияют, когда, например, без должного обоснования копируются устаревшие процедуры, конструкции, институты западной юридической традиции, или когда некоторые участники мирового сообщества пытаются оказывать через международно-правовые механизмы давление на внутреннюю правовую жизнь и правовую политику России, во многом нивелирующее ее национальные интересы. Но это влияние либо опосредованно, либо не столь принципиально.

. Принципиальным элементом содержания понятия «юридическая безопасность» выступает стабильность правовой системы. Чем более устойчива правовая система, тем жизнеспособнее право и законодательство, а значит и оценка их безопасности будет достаточно высокой. Нарушение пропорций и связей между разными компонентами правовой системы ведет к их дестабилизации и является сигналом перехода правовой системы от безопасного состояния к опасному.

. Нельзя говорить о юридической безопасности как о явлении производном. Юридическая безопасность в таком случае теряет всякий смысл, ибо нет изначальной защищенности субъектов права от колебаний политической и социально-экономической сферы. В то же время недопустимо переоценивать роль правового регулирования в разрешении кризисных ситуаций. Использование правовых средств не всегда может привести к желаемому результату. К сожалению, и по сей день весьма распространено мнение о широких возможностях права, когда с фактом принятия того или иного акта - закона, указа, судебного решения и т.д. - связываются надежды на решение многочисленных острых социальных проблем.

. Неотъемлемой составляющей юридической безопасности выступает правовая информированность населения. Правовая информированность понимается как сведения и знания о действующем праве и способах его реализации, а юридическая безопасность - осознание субъектом возможности наступления нежелательных последствий (событий) и наличие реальной возможности самостоятельно предпринять юридические действия, снижающие степень негативной вероятности, либо обратиться за помощью к иным субъектам.

Поскольку основной объем правотворческой и правоприменительной деятельности выполняет государство, постольку особое значение в обеспечении юридической безопасности граждан в диссертации отводится правовой компетентности власти - системе юридических знаний, умений и навыков ее представителей, позволяющей им воздействовать на общественные отношения с позиции соблюдения прав и свобод личности.

Вывод: Содержание юридической безопасности личности состоит из ряда элементов, это: определенная деятельность по защите интересов личности правовыми средствами; правовая защита жизненно важных интересов личности; стабильность правовой системы; правовая информированность населения и др.

& 1.3 Правовые основы безопасности личности

В первую очередь правовые основы безопасности личности заложены, конечно же, в Конституции Российской Федерации. При этом в нормах Конституции Российской Федерации 1993 года отсутствует четкое закрепление места безопасности в конституционном статусе личности. В результате, иные нормативные правовые акты, регулирующие отношения в сфере безопасности, также не позволяют четко определить универсальную категорию безопасности.

Проблеме безопасности, в том числе безопасности личности и национальной безопасности в целом, стало уделяться большое внимание с принятием 5 марта 1992 года Закона Российской Федерации «О безопасности» № 2446-I «О безопасности». Именно в данном законодательном акте понятие безопасности впервые получило легальное определение, были обозначены основные виды безопасности по объекту правового регулирования - безопасность личности, общества и государства, закреплены принципы обеспечения безопасности, очерчен круг ее субъектов и т.д.

В настоящее время данный закон утратил силу в связи с принятием нового Федерального Закона «О безопасности» от 28 декабря 2010 г.

Федеральный Закон «О безопасности» от 28.12.2010 г. закрепляет правовые основы безопасности, так «правовую основу обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, принятые в пределах их компетенции в области безопасности».

В новом законе уточняются принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности. Закрепляются основные цели международного сотрудничества в данной области.

В данном законе по-новому определены объекты безопасности: Ст. 1 ФЗ «О безопасности» гласит: «Настоящий Федеральный закон определяет основные принципы и содержание деятельности по обеспечению безопасности государства, общественной безопасности, экологической безопасности, безопасности личности, иных видов безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации».

Основным субъектом обеспечения безопасности как следует из смысла данного закона является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей.

В новом Федеральном законе «О безопасности» от 28.12.2010 г. расширяются функции Президента РФ в соответствующей сфере. В частности, он определяет основные направления государственной политики в указанной области. Правительство РФ только участвует в этом. Президент РФ утверждает стратегию национальной безопасности. Он не только возглавляет, но и формирует Совет безопасности РФ. Глава страны принимает меры, чтобы защитить граждан от противоправных посягательств, противодействовать терроризму и экстремизму. Совет безопасности готовит решения Президента РФ в определенной сфере. К ней отнесены не только обеспечение безопасности, но и ряд других вопросов. Среди них - оборона, военное строительство, техническое сотрудничество с другими государствами и т. д. Пересмотрены задачи и основные функции указанного органа. Президент РФ вправе расширять их перечень.

Статья 2 Федерального Закона «О безопасности» закрепляет и основные принципы обеспечения безопасности, которыми являются:

) соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

) законность;

) системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

) приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

) взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

На протяжении последних лет неоднократно принимались федеральные конституционные и федеральные законы, указы Президента Российской Федерации, в той или иной степени касавшиеся вопросов безопасности как в целом, так и безопасности личности и призванные усовершенствовать правовое регулирование безопасности в Российской Федерации.

Как правило, все они, включая Федеральный Закон «О безопасности», осуществляют регулирование соответствующих отношений с позиций доминирующей роли государства, его исполнительно-распорядительных органов, рассматриваемых в качестве основных гарантов защищенности индивида и общества. Однако, как свидетельствует российская история, в каждой сфере следует находить оптимальное соотношение государственного участия и личной (общественной) инициативы, и любая диспропорция всегда губительна для их стабильного сосуществования.

К таким законам относятся например:

- Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. Федерального конституционного закон <#"justify">Механизм обеспечения юридической безопасности формируется, исходя из представления о безопасности как виде общественных отношений, урегулированных правом. Это отношение между лицом, находящимся в состоянии, опасном для его жизненно важных интересов, и государством в лице его полномочных органов, обязанным обеспечить их защиту всеми возможными имеющимися, в том числе юридическими, средствами. Обязательность государственного участия в отношениях безопасности обусловлена тем, что речь идет о жизненно важных интересах личности как высшей социальной ценности, а это главенство может быть определено, установлено и защищено только государством, обладающим для этого соответствующими средствами, в том числе правовыми.

От того, насколько подробно разработан порядок и методика обеспечения юридической безопасности, зависит эффективность защиты и восстановления прав и законных интересов субъектов правоотношений, а, в конечном счете - возможность существования устойчивого правопорядка.

Минимальным, обязательным условием юридической безопасности субъектов права является их правовая защищенность. Главный исходный момент механизма обеспечения юридической безопасности заключается в защите интересов субъектов права от противоправных посягательств, а также в создании возможности для последующего восстановления нарушенных интересов в рамках «правового поля». Юридическая безопасность характеризуется полифункциональностью, ее задача не только в том, чтобы защищать интересы субъектов, но и снижать, ослаблять, устранять, предупреждать опасности и угрозы в сфере правовых отношений.

В числе мер обеспечения юридической безопасности личности можно выделить:

меры юридической защиты, выраженные как в материальном, так и в процессуальном праве (процессуальные меры принуждения);

меры самозащиты;

юридическую ответственность;

правовую охрану;

меры пресечения;

способы восстановления нарушенных прав;

правовую неприкосновенность;

правовые ограничения; научно-правовые идеи и концепции (идеологическую базу обеспечения юридической безопасности);

эффективность деятельности правотворческих органов, качество законодательства, его стабильность;

высокий уровень правовой культуры и правосознания и др.

Из всех вышеперечисленных способов обеспечения юридической безопасности личности наиболее действенными является деятельность органов правосудия, которые практически осуществляют меры правовой защиты, меры процессуального принуждения, применяют меры пресечения.

В механизме обеспечения юридической безопасности личности главенствующая роль принадлежит судебной защите. Судебная защита является наиболее эффективным из всех выработанных мировой практикой способом охраны прав и свобод человека и гражданина.

Уровень судебной защиты - основной показатель правового характера государства и демократичности общества. Расширение круга охраняемых законом прав личности, углубление их содержания в условиях многообразия современных экономических и социальных связей возлагает на суд особую ответственность и поднимает его значение как фактора утверждения экономической и социальной стабильности, как основного гаранта реализации прав и свобод граждан.

К сожалению, до сих пор сохраняется непонимание роли суда и судебной власти в обществе, когда суд продолжает восприниматься главным образом в качестве карающего, а не правозащитного органа. Его правозащитное предназначение еще недостаточно воспринято правосознанием не только населения, но и профессиональных юристов, в том числе и самих судей.

Реализация судебной защиты происходит в строго регламентированной процессуальной форме Конституционным Судом, федеральными судами общей юрисдикции, арбитражными судами, конституционными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Федерации. Процессуальная судебная форма обеспечивает заинтересованным лицам возможность участвовать в судебном разбирательстве и наделяет их широкими процессуальными правами, позволяющими активно защищать свои субъективные права и интересы.

Кроме судебной защиты очень важной мерой обеспечения юридической безопасности личности является самозащита граждан. Самозащита - это субъективное право и юридическая гарантия осуществления прав и свобод личности (человека или гражданина), выражающаяся в правомерном деянии (действии или бездействии) управомоченного лица, связанное с защитой своих прав и свобод от нарушений. Меры самозащиты являются одним из элементов юридического механизма безопасности.

Итак, государственная защита прав граждан не исключает самостоятельных активных действий каждого по их защите всеми способами, не запрещенными законом. Такой поход расширяет возможности граждан, которые могут проявлять инициативу, использовать различные способы отстаивания своих прав. Часто возникают ситуации, в которых наибольший эффект в защите прав и свобод достигается посредством действий самого заинтересованного лица. Причем, эти действия зачастую являются весьма результативными.

В современном мире подобная защита интересов существует наряду с государственными средствами защиты в качестве одного из важных юридических прав. В Российской Федерации с началом реформ самозащита впервые признана конституционным правом человека (ст. 30 Декларации прав и свобод человека и гражданина, ч. 2 ст. 45 Конституции РФ). В 1994 г. в Гражданском кодексе РФ (ст. 14) было закреплено право на самозащиту гражданских прав, в 2001 г. в Трудовом кодексе РФ (гл. 59) были урегулированы формы самозащиты работниками трудовых прав. Таким образом, в России начинает формироваться законодательство, регламентирующее правоотношения по самостоятельной защите человеком своих прав и свобод.

Еще одной мерой обеспечения юридической безопасности граждан является правовая неприкосновенность- это особая разновидность неприкосновенности личности. Неприкосновенности личности некоторые авторы определяют, как субъективное право гражданина, состоящее из многих правомочий, обеспечивающих его физическую, нравственную и социальную неприкосновенность. Сюда входит право человека на личную свободу, неприкосновенность частной жизни, право на неприкосновенность жилища и т.д.

Говоря о правовой неприкосновенности нельзя не упомянуть и о правовом иммунитете. Иммунитет является самостоятельным правовым средством государства, через которое оно предоставляет исключительное право лицам, занимающим особое положение в межгосударственных, государственных и общественных отношениях, не подчиняться некоторым общим законам.

Такое отступление от принципа равноправия позволяет включить иммунитет в систему правового неравенства. Вместе с иммунитетом систему неравенства в российском обществе составляют правовые льготы и привилегии.

Иммунитет - особый вид привилегии. Он наделяет своих обладателей единственным, зато весьма значительным преимуществом - правовой неприкосновенностью. Анализируя сущность правовой неприкосновенности, можно выделить ряд признаков, характерных как для льгот и привилегий, так и для иммунитетов.

.Они создают особый юридический режим, позволяют облегчать положение соответствующих субъектов, расширяют возможности по удовлетворению тех или иных интересов.

. Иммунитеты призваны быть правостимулирующими средствами, побуждающими к определенному поведению и обозначающими положительную правовую мотивацию.

. Иммунитеты являются гарантиями социально полезной деятельности, способствуют осуществлению тех или иных обязанностей.

Вывод: Механизм обеспечения юридической безопасности личности включает в себя меры обеспечения юридической безопасности личности. В качестве таких мер можно назвать меры судебной защиты, самозащиты прав граждан, правовую неприкосновенность (и правовой иммунитет в качестве ее разновидности) и др. При этом основной задачей государства является обеспечение реализации указанных мер на практике. Задачей государства является также обязанность определить и юридически закрепить систему и приоритеты жизненно важных интересов личности, общества и государства, а также источников их угроз, распределить сферы ответственности государственных органов по противодействию различным видам угроз, установить механизм контроля за их деятельностью, проанализировать состояние и направления совершенствования правовой защищенности жизненно важных интересов личности.

личность юридический безопасность

Заключение

Изучив основные черты такой категории права как юридическая безопасность личности можно сделать следующие выводы:

1. Безопасность личности можно определить как формирование комплекса правовых и нравственных норм, общественных институтов и организаций, которые позволяют ей развивать и реализовывать социально значимые способности и потребности, не испытывая противодействия государства <http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost/article/bez/bez-0162.htm> и общества <http://slovari.yandex.ru/dict/bezopasnost/article/bez/bez-0347.htm>. Юридическая безопасность может рассматриваться как юридическая сфера безопасности личности (общества и государства) и, одновременно, как состояние защищенности личности (общества и государства) от угроз юридического характера

. По объекту защиты, средствам защиты и характеру угроз можно выделить несколько видов безопасности личности. Кроме того, выделяют личную, психологическую и юридическую безопасность личности - как состояние защищенности человека в связи с вступлением его в сферу правовых отношений.

. Правовое обеспечение безопасности в Российской Федерации складывается из конституционного регулирования безопасности, различных законов, региональных нормативно-правовых актов, ведомственных инструкций и распоряжений. Развитие законодательства о безопасности влечет увеличение закрепляемого им перечня социальных опасностей и угроз, их источников и сфер проявления, объектов безопасности, юридико-правовых возможностей для субъектов права по обеспечению безопасности. Тот факт, что правовые нормы, регулирующие вопросы безопасности, содержатся в таком широком перечне нормативных актов, обусловлен различием реальных и потенциальных угроз жизненно важным интересам личности, общества и государства, а также динамикой изменения этих угроз.

. Важнейшим условием правовой безопасности личности является состояние законодательства. Несовершенство действующих законов, отсутствие необходимых законодательных актов, нарушение единства правового пространства, противоречивость и нестабильность системы законодательства в целом, являются факторами, создающими в современных условиях угрозу правовой безопасности личности.

. Угрозы безопасности юридического характера различаются в зависимости от того откуда они происходят: от самого человека(внутренние) либо из его окружения (внешние).Поэтому различают угрозы внутреннего и внешнего характера, при этом доминирующими являются все же внешние угрозы, которые к тому же, так или иначе, продуцируют угрозы внутренние.

. Юридическая безопасность личности достигается проведением единой государственной политики в области обеспечения безопасности, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам жизненно важным интересам личности, общества и государства. Среди конкретных мер обеспечения юридической безопасности личности можно выделить: судебную защиту, самозащиту гражданами своих прав и законных интересов, юридическая ответственность граждан нарушивших юридическую безопасность личности, правовая неприкосновенность и др.

Библиография

1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, № 4, ст. 445.

. Федеральный закон «О безопасности» от 28 декабря 2010г// Российская газета, № 295 от 29.12.2010.

3. Федеральный конституционный закон от 30.05.2001 № 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении» (в ред. Федерального конституционного закон <http://base.garant.ru/12139107.htm>а от 7 марта 2005 г. № 1-ФКЗ)// Российская газета, № 105, 02.06.2001.

. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» ( в ред. 28.12.2010г) // Собрание законодательства РФ, 04.02.2002, № 5, ст. 375.

.Федеральный закон от 21.12.1994 № 69-ФЗ «О пожарной безопасности» ( с последними изм. от 29.12.1010 г)//Собрание законодатель-

ства РФ, 26.12.1994, N 35, ст. 3649.

. Федеральный закон от 03.04.1995 № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности» ( с последними изм. от 28.12.2010 г.)// Российская газета, № 72, 12.04.1995.

. Указ Президента РФ от 12 мая 2009 г. № 537 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года» // «Российская газета» от 19 мая 2009 г. № 88.

9. Доктрина информационной безопасности Российской Федерации. П. 9 // Российская газета от 28.09. 2000 г.

. Григорьева И.В. Теория государства и права. Учебное пособие. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. унта, 2009. - 304 с

. Зеленков М.Ю. Правовые основы общей теории безопасности Российского государства в XXI веке. - М.: Спарк, 2003. С. 154

. Ковалева Н.Н. Информационное право России. Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2009. - 352с.

. Перевалов В.Д. Теория государства и права. Учебник. - М.: Юрайт. 2009. - 466с.

. Тюрина Т.Б. Правовая безопасность личности в современном российском государстве. - М.: Норма, 2008. - 180с.

. Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Учебник - 3-е изд. дополн. и исправ. -М.: Омега - Л, 2008. - 384с.

. Черванюк В. И. Теория государства и права. Учебник. - М.: Инфра - М, 2010. - 704с.

. Калина Е.С. Государственно-правовой механизм обеспечения права на безопасность личности в Российской Федерации // Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: Изд-во МГУ, 2004. - 65с.

. Тер-Акопов А.А. Безопасность человека: социальные и правовые основы. - М.: Норма, 2005. - 272с.

. Фомин А.А. Юридическая безопасность субъектов российского права. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук. - Саратов.: Изд-во Саратовского Гос. Университета, 2008. - 32с.

. Юридическая безопасность человека в России. Угрозы и вызовы в сфере юриспруденции: Сб. науч. тр. Вып. 7. Сер.: «Юриспруденция» / Науч. ред. А.А.Тер-Акопов. М.: МНЭПУ, 2001. С. 247 - 252.

. Малько А.В., Суменков С.Ю.. Правовой иммунитет: теоретические и практические аспекты// Журнал российского права, 2002. № 2.

. Толкаченко А.А. Юридическая безопасность человека в Российской Федерации // Журнал «Право и безопасность», 2006. № 6.

. Тюгашев Е. А. Концептуальные основания конструкции «безопасность личности, общества и государства» // «Современное право», 2006. № 6.

. Фарбер И.Е. Конституционное право на неприкосновенность личности советских граждан// //Правоведение, 1973. № 3.

. Фомин А.А. Роль правосудия в обеспечении юридической безопасности личности // Российский судья, 2005. № 9.

. Фомин А.А. Юридическая безопасность - особая разновидность социальной безопасности: понятие и общая характеристика // Государство и право. 2006. № 2.

Похожие работы на - Содержание юридической безопасности личности

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!