Расчет рабочего цикла и газообмена в двигателе внутреннего сгорания
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра Двигатели, автомобили и
гусеничные машины
Курсовой проект
Расчет рабочего цикла и газообмена в
ДВС
Санкт-Петербург 2013г
Содержание
Введение
. Исходные
данные
. Процесс
наполнения
. Процесс
сжатия
. Процесс
сгорания
. Процесс
расширения
.
Индикаторные показатели
. Эффективные
показатели
. Размеры
цилиндра
. Построение
индикаторных диаграмм
Литература
Введение
Задачами выполнения курсовой работы являются углубленное усвоение
лекционного материала по курсу «Теория рабочего процесса ДВС», получение
навыков правильной ориентировки в выборе исходных данных для расчетов в
зависимости от типа и назначения двигателя. Тепловой расчет определяет
конструктивное исполнение узлов, непосредственно влияющих на рабочий процесс.
1. Исходные данные
Автомобильный четырехтактный бензиновый двигатель без надува с
параметрами:
1.- эффективная мощность
.- частота вращения
.
- давление окружающей среды
.
- температура окружающей среды
.- геометрическая степень сжатия
.- коэффициент избытка воздуха
.- коэффициенты использования теплоты
.
- давление остаточных газов
.
- температура остаточных газов
.
- коэффициент остаточных газов
.
- подогрев заряда от стенок цилиндра
.
- давление в начале сжатия
.
- механический КПД
.
- коэффициент дозарядки
.
- коэффициент очистки объема сжатия
.
- коэффициент равный отношению теплоемкостей
остаточных газов и свежего заряда
2.
Процесс наполнения
двигатель сгорание индикаторный рабочий
Температуру воздуха перед впускными органами для четырехтактных
двигателей без надува считаем равной температуре окружающей среды:
Коэффициент
наполнения:
Коэффициент
остаточных газов:
Температура
рабочего тела в начале сжатия:
3.
Процесс сжатия
Средняя
мольная теплоемкость смеси на ходе сжатия:
Средний
показатель политропы сжатия:
Пусть, тогда температура в конце сжатия:
Уточним
показатель политропы сжатия:
Температура
в конце сжатия:
Давление
в конце сжатия:
4.
Процесс сгорания
Кол-во
воздуха, теоретически необходимое для сгорания 1 кг топлива:
Количество
свежего заряда:
Количество
продуктов сгорания:
Теоретический
коэффициент молекулярного изменения:
Действительный
коэффициент молекулярного изменения:
Коэффициент
молекулярного изменения в точке (z):
Теплотворная
способность топлива:
где
- потеря от неполноты сгорания топлива.
Средняя
мольная теплоемкость рабочего тела в точке (z):
Максимальная
температура сгорания:
Теоретическое
максимальное давление:
5.
Процесс расширения
Степень
предварительного расширения для бензинового двигателя:.
Степень
последующего расширения для бензинового двигателя: .
Средняя
мольная теплоемкость рабочего тела в точке (b):
для
бензинового двигателя: и
Показатель
политропы расширения:
Пусть
, тогда температура в конце расширения:
Уточним
показатель политропы расширения
Температура
в конце расширения:
Давление
в конце расширения:
6.
Индикаторные показатели
Среднее
индикаторное давление теоретического цикла:
Среднее
индикаторное давление цикла:
Индикаторный
КПД:
Удельный
индикаторный расход топлива:
7.
Эффективные показатели
Среднее
эффективное давление:
Эффективный
КПД:
Удельный
эффективный расход топлива:
8.
Размеры цилиндра
Число
цилиндров примем равным .
Рабочий
объем одного цилиндра:
где
- коэффициент тактности для четырехтактного
бензинового двигателя.
Примем
.
Диаметр
цилиндра:
Ход
поршня:
Скорость
поршня:
9.
Построение индикаторных диаграмм
Определение
объема в характерных точках.
Объем
в точке:
Объем
в точке(a):
Объем
в точке (z):
Объем
в точке (b):
Таблица 1. Некоторые параметры рабочего процесса в зависимости от угла
поворота коленчатого вала.
|
|
|
|
|
|
|
0
|
0
|
0
|
0,044
|
9,45
|
1,8754
|
8,0689
|
(-30)30
|
6,034
|
0,0311
|
0,0751
|
5,54
|
0,8989
|
4,2421
|
(-60)60
|
21,674
|
0,1374
|
0,1814
|
2,29
|
0,2663
|
1,4643
|
(-90)90
|
41,063
|
0,2115
|
0,2555
|
1,63
|
0,1668
|
0,9725
|
(-120)120
|
58,174
|
0,2996
|
0,3436
|
1,21
|
0,1106
|
0,6793
|
(-150)150
|
69,252
|
0,3567
|
0,4007
|
1,04
|
0,0898
|
0,5661
|
(-180)180
|
0,73
|
0,752
|
0,796
|
0,52
|
0,0346
|
0,2457
|
Пример
расчета для =90o:
Текущее
значение перемещение поршня:
где- радиус кривошипа,-
отношение радиуса кривошипа к длине шатуна, - угол
поворота кривошипа, отсчитанный от ВМТ.
Текущее
значение объема:
Текущее
значение объем сжатия и расширения:
Текущее
значение степени сжатия:
Текущие
значения давлений на политропах сжатия и расширения:
Рисунок 2. Индикаторная диаграмма
рабочего процесса в P-ϕкоординатах.
Литература
1. “Расчет рабочего цикла и газообмена в ДВС” пособие по курсовому
проектированию, А.И. Костин, 2009г.
. “Теория двигателей внутреннего сгорания”, Н.Х. Дьяченко,
1974г.