дународно-правовых норм или, по крайней мере, с должным учетом некоторых из них.
В связь с Организацией Объединенных Наций в качестве ее специализированных учреждений был поставлен ряд других универсальных международных организаций, в задачи которых входит организация международного сотрудничества в ряде конкретных сфер социально-экономических взаимоотношений между народами и государствами.
Преамбула Устава ООН провозгласила решимость народов Объединенных Наций вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций (государств) и в этих целях использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. В развернутом виде эта цель изложена в гл. IX Устава ООН, посвященной экономическому и социальному сотрудничеству.
Статья 55 Устава предусматривает, что с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.
Согласно же ст. 56 Устава, все члены ООН обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения целей, указанных в ст. 55.
Таким образом, Устав ООН самым широким образом определяет сферу социально-экономического сотрудничества государств, международные обязательства государств содействовать в сотрудничестве с ООН экономическому и социальному прогрессу всех народов, т.е. самым широким образом определяет существо международного социально-экономического права, сферу его действия и применения.
Ответственность за выполнение функций ООН, определенных в гл. IX Устава, посвященной международному социально-экономическому сотрудничеству, возлагается, согласно ст. 60, на Генеральную Ассамблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономический и Социальный Совет, которому для этой цели предоставляются полномочия, указанные в гл. Х Устава.
Функции и полномочия Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) определены в ст. 62-66 гл. Х Устава. Они касаются, в частности, его взаимоотношений со специализированными учреждениями ООН. Что же касается собственных функций и полномочий ЭКОСОС, то они в основном сводятся к следующим.
Согласно ст. 62, ЭКОСОС уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования и т.д. или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Он уполномочен подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, а также созывать международные конференции по этим вопросам.
Обратим внимание на то, что разработанные ЭКОСОС проекты международных конвенций по социально-экономическим вопросам, направленные им Генеральной Ассамблее, по решению последней могут стать предметом рассмотрения международной конференции в целях разработки и принятия текста соответствующей международной конвенции, что и имеет место в практике ООН.
Согласно ст. 64 Устава, ЭКОСОС полномочен заключать соглашения с членами ООН и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию, а также сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по этим докладам. ЭКОСОС правомочен представлять Совету Безопасности информацию и по предложению Совета обязан ему помогать (ст. 65). Он должен выполнять также иные функции, перечисленные в других частях Устава ООН или возложенные на него Генеральной Ассамблеей (ст. 66).
ЭКОСОС создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций (ст. 68).
Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных комиссий, в задачи которых входит содействовать социально-экономическому развитию стран соответствующих регионов. Такими комиссиями являются: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) и Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАГ).
Европейская экономическая комиссия ООН была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром.
В настоящее время ЕЭК ООН сосредоточивает свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в области транспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ей решать большинство задач XXI века.
ЕЭК ООН служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику.
Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), созданной в 1947 году, поручено заниматься экономическими и социальными проблемами данного региона. ЭСКАТО предоставляет разнообразную техническую помощь, уделяя основное внимание непосредственному консультированию правительств, подготовке кадров и обобщению регионального опыта и информации путем совещаний, публикаций и организации межнациональных сетей связи. Комиссия проводит в жизнь программы и проекты стимулирования роста, улучшения социально-экономических условий и содействия созданию основ современного общества. Под ее эгидой работают три учебных и исследовательских учреждения, занимающиеся вопросами сельскохозяйственного развития, статистики и передачи технологии. Среди новых первоочередных проблем - содействие межрегиональной торговле и инвестициям, передача технологии, приватизация и предпринимательство, охрана окружающей среды, урбанизация, сокращение нищеты, борьба со злоупотреблением наркотиками, народонаселение, социальное развитие и миграция рабочей силы.
Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была учреждена в 1958 году как одна из пяти региональных комиссий ООН. Мандат ЭКА состоит в том, чтобы содействовать экономическому и социальному развитию ее государств-членов, способствовать внутрирегиональной интеграции, и содействовать расширению международного сотрудничества в интересах развития Африки.
Двуединая роль Экономической комиссии для Африки как регионального ответвления ООН и как региональной институциональной структуры в Африке обеспечивает ей уникальные сравнительные преимущества, позволяющие оказывать эффективное содействие усилиям государств-членов по решению своих трудных задач в области развития. Сила ЭКА заключается в том, что она является единственным учреждением ООН, которое имеет мандат на осуществление своей деятельности как в региональном, так и субрегиональном масштабе с целью мобилизации ресурсов и их использования для решения первоочередных задач Африканского континента.
Текущая программная деятельность ЭКА направлена в основном на достижение результатов по двум взаимодополняющим направлениям:
. Содействие региональной интеграции в поддержку концепции и приоритетов Африканского союза.
. Удовлетворение особых потребностей Африки и решение новых глобальных задач. ЭКА уделяет особое внимание поддержке усилий, направленных на ликвидацию нищеты, выведение африканских стран на путь роста и устойчивого развития, обращение вспять процесса маргинализации Африки в процессе глобализации, и прогресс в области расширения прав женщин.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) была создана на основании резолюции 1818 (LV) Экономического и Социального Совета от 9 августа 1973 года как преемник Экономического и Социального Бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте (ЮНЕСОБ). Большая часть деятельности в рамках регулярной программы работы носит региональный характер.
Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) способствует согласованным действиям в области экономического и социального развития через региональное и субрегиональное сотрудничество и интеграцию, а также служит главным форумом в области общего социально-экономического развития в рамках системы Организации Объединенных Наций для региона ЭСКЗА. Она разрабатывает планы и содействует реализации мероприятий и проектов по оказанию помощи в целях развития, согласовываясь с потребностями и приоритетами региона, и действует как учреждение-исполнитель соответствующих оперативных проектов. ЭСКЗА координирует свои действия с основными департаментами / отделениями Центральных учреждений ООН и специализированных учреждений и такими межправительственными организациями, как Лига арабских государств, Совет сотрудничества стран Залива и Организация Исламская конференция, с тем чтобы избежать дублирования и обеспечить взаимодополняемость, взаимодействие и обмен информацией.
Созданная в 1948 году, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) осуществляет координацию политики в целях содействия экономическому развитию в регионе. Она сотрудничает с государствами-членами и ассоциированными членами в проведении исследований и анализе региональных и национальных процессов в области развития. В ее задачи входят предложение, оценка и последующее наблюдение за осуществлением мер государственной политики, а также оказание помощи в области специальной информации.
ЭКЛАК (испанское сокращение CEPAL) сотрудничает с национальными, региональными и международными организациями по таким вопросам, как развитие сельского хозяйства; экономическое и социальное планирование; промышленное, технологическое развитие, а также развитие предпринимательства; международная торговля, региональная интеграция и сотрудничество; инвестиции и финансирование; социальное развитие и равенство; интеграция женщин в процессы развития; природные ресурсы и инфраструктура; охрана окружающей среды и населенные пункты; статистика; административное управление; демография и политика в области народонаселения.
ЭКОСОС по мере необходимости создает также функциональные, состоящие из представителей государств - членов ООН органы, призванные содействовать ему в выполнении его социально-экономических функций. В их числе, в частности, Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по социальному развитию, Комиссия по правам человека с Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин (в социально-экономической сфере), Комиссия по наркотическим средствам.
Таким образом, Устав ООН возложил на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет обязанности по развитию плодотворного сотрудничества государств в социально-экономической сфере их взаимоотношений в целях содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Для выполнения этих целей в рамках ООН создана разветвленная система международных органов, наделенных соответствующими функциями и правомочиями, в том числе по контролю за выполнением универсальных или локальных международных договоров в сфере международного экономического права.
Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС не правомочны принимать обязательные для членов ООН решения. Но их рекомендации государствам и иным субъектам международного права, особенно принятые на основе консенсуса, имеют важное морально-политическое значение, служат ориентиром деятельности государств в сфере их социально-экономических взаимоотношений. Наконец, особое значение имеют разрабатываемые в рамках или под эгидой ООН проекты международных конвенций, положения которых приобретают силу международных обязательств для участвующих в них государств или становятся универсально обязательными в силу сложившейся соответствующей обычно правовой нормы.
Международный валютный фонд (МВФ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, однако он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.
МВФ был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий.
Основанный на Бреттон-вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд:
содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;
способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;
содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;
помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.
МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.
Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.
Руководящий орган - Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, - собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.
Таким образом, ООН играет большую роль в формировании и реализации норм экономического права, так как, как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех же принципах и нормах, что и международное право целиком, основные и нормы которого зафиксированы в уставе ООН.
3. Проанализируйте международные торговые соглашения Республики Беларусь
Международные соглашения (торговые соглашения, конвенции) - те нормативные акты, которые принимаются по воле ряда государств и являются обязательными для этих государств. Международные договоры и соглашения могут быть двустороннего и многостороннего характера. Практика регулирования правоотношений в договорной форме важна для государств, поскольку нормы международного соглашений в большинстве правовых систем являются основным источником регулирования вопросов, которые относятся к сфере МЧП. Международные договоры (соглашения) достигают такого положения потому, что содержат унифицированные нормы, которые специально создаются для урегулирования международных невластных отношений.
В настоящее время ВЭД регламентирована, прежде всего, международными соглашениями Республики Беларусь, заключенными в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Национальное законодательство государств - участников названных интеграционных образований применяется во внешнеэкономической сфере лишь в той мере, в которой соответствующий вопрос специальной нормой международного договора отнесен к национальной компетенции либо такой вопрос не урегулирован законодательством ЕврАзЭС и Таможенного союза.
Законодательство ЕврАзЭС в сфере ВЭД в настоящее время включает:
международные договоры и решения Межгоссовета ЕврАзЭС;
международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза;
Таможенный кодекс Таможенного союза;
международные договоры государств - участников Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;
решения Комиссии Таможенного союза.
Важное место в системе источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности занимают и другие международные соглашения торгово-экономического характера. На текущий момент Республикой Беларусь заключено более 3000 международных договоров, большинство из которых в той или иной мере затрагивают внешнеэкономические аспекты. В их числе соглашения о международной купле-продаже товаров, о международных перевозках грузов и пассажиров, о таможенном сотрудничестве, о международных расчетах, об инвестиционном сотрудничестве, о международной охране объектов интеллектуальной собственности, о разрешении внешнеэкономических споров, о торгово-экономическом сотрудничестве и многие другие.
Основой торговой политики страны являются заключенные Республикой Беларусь международные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения существуют с более чем 80 странами мира, в том числе со всеми странами СНГ. Основная часть межправительственных соглашений Республикой Беларусь предусматривает установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования.
Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируется на принципы ВТО. В рамках Таможенного союза отменены таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.
Принципы внешнеторговой политики по отношению к странам-членам ЕС сформулированы в «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и его государствами - членами и Республикой Беларусь», подписанном 06.03.1995 г. и ратифицированном парламентами восьми стран-членов ЕС.
К основным международным торговым соглашениям с участием Республики Беларусь также относятся:
Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств - участников Таможенного Союза товаров и услуг из третьих стран от 6 октября 2000 г. заключено между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и направлено на обеспечение выполнения в полном объеме всех имеющихся между сторонами соглашений и договоренностей, предусматривающих либерализацию условий для взаимного доступа товаров и услуг одного государства - участника Таможенного союза на территории других государств - участников Таможенного союза;
Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Значение Конвенции определяется тем, что она представляет собой международную унификацию материально-правового регулирования одного из самых распространенных договоров - купли-продажи товаров;
Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14 июня 1974 года (с изменениями от 11 апреля 1980 года) устанавливает единообразные нормы, регулирующие срок, в течение которого сторона договора международной купли-продажи товаров должна возбудить против другой стороны судебное разбирательство для предъявления требования, вытекающего из договора или связанного с его нарушением, прекращением или недействительностью. Тем самым она вносит ясность и предсказуемость в отношении одного из аспектов, имеющих большое значение для рассмотрения иска;
Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.) определяет право, применимое к договорам купли-продажи товаров: а) между сторонами, имеющими коммерческие предприятия в разных государствах; b) во всех других случаях, когда имеет место коллизия законов разных государств, за исключением случаев, когда такая коллизия возникает исключительно в результате выбора сторонами применимого права, даже если такой выбор связан с определением суда или арбитража;
О порядке проведения обзоров торговой политики государств-участников СНГ от 15 марта 2002 года. Анализ торговой политики государств-участников СНГ проводится исходя из целей и задач экономического развития каждого из государств-участников СНГ с учетом состояния экономики. Взаимное информирование по вопросам торговой политики и практики государства-участники СНГ осуществляют с учетом правовой системы каждого из государств.
Большое значение среди стран, с которыми у Беларуси подписаны международные торговые соглашения, на данный момент имеют отношения с Китаем. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая базируется более чем на 70 договорах и соглашениях. Большое внимание стороны уделяют вопросу создания благоприятных условий для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Это нашло свое отражение во взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в области торгово-экономического сотрудничества. Торгово-экономические связи Беларуси и Китая характеризуются ростом объемов товарооборота, улучшением структуры экспорта белорусских товаров в Китай. Значительно увеличилось число контрактов, реализуемых по линии научно-технического и военно-технического сотрудничества.
Наибольшее количество подписанных документов среди стран Латинской Америки у Беларуси с Венесуэлой, несмотря на более позднее время формирования базы (примерно с 2005 г.). С Кубой в 2000 г., Аргентиной в 2004 г. и Венесуэлой 2008 г. заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, в рамках которых были созданы двусторонние комиссии по экономическому сотрудничеству. В их задачи входят анализ развития двусторонних отношений, а также разработка рекомендаций и обмен информацией, необходимой для экономического сотрудничества между государствами.
В 2007 г. Беларусь подписала с Венесуэлой рамочное соглашение, определившее основные направления сотрудничества между двумя странами в области энергетики, финансов, торговли, сельского хозяйства, промышленности (в том числе горной), жилищного строительства, городского планирования и др. За несколько лет с Венесуэлой были подписаны соглашения в областях нефтехимии, науки и технологий, градостроительного планирования, о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, а также конвенция об избежании двойного налогообложения; создана Комиссия высокого уровня.
С Кубой Беларусь также заключила соглашения о сотрудничестве в областях сертификации, транспорта, высшего образования, здравоохранения, ветеринарии. Кроме того, подписаны конвенция об избежании двойного налогообложения, соглашения о воздушном сообщении, о поставке 100 автобусов МАЗ и предоставлении кредита. В рамках соглашения, заключенного в 2008 г., Беларусь продала автобусы на общую сумму 15,8 млн дол. США, предоставив Кубе связанный кредит на 85% от стоимости контракта.
В 2005 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Белорусской и Аргентинской торговыми палатами, которое предусматривает возможность размещения на их сайтах информационных материалов об экспортных возможностях обеих стран. Был также заключен протокол о намерениях между Белвнешэкономбанком и аргентинским банком «Макро Бансуд», предусматривающий возможность создания необходимых механизмов для решения вопросов, связанных со взаиморасчетами белорусских и аргентинских субъектов хозяйствования.
Помимо этого, за рассматриваемый период была создана Белорусско-бразильская торгово-промышленная палата, налажены контакты между торгово-промышленными палатами обеих стран. Беларусь является активной участницей крупнейшей ярмарки агробизнеса и сельскохозяйственной техники на континенте «Agrishow», проходящей ежегодно в конце апреля в штате Сан-Паулу.
В среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейшее расширение торгового сотрудничества Беларуси с Венесуэлой и Бразилией. С Аргентиной и Кубой при существующих тенденциях сотрудничество будет развиваться более низкими темпами.
В целях обеспечения исполнения и соблюдения международных обязательств Республика Беларусь приводит национальное законодательство в соответствие заключенным международным соглашениям. Кроме того, действует правило, согласно которому коллизии, возникающие между нормами внутреннего законодательства и нормами международных договоров Республики Беларусь, разрешаются в пользу последних.
Одним из основных направлений интеграции Республики Беларусь в мировое экономическое пространство на современном этапе является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).
Республика Беларусь начала работу по присоединению к ВТО еще в 1995 году, когда Правительством был разработан комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима к требованиям данной организации. Этот шаг расценивался как важнейший этап интеграции в мировую экономику, в результате которого стране будет предоставлен необходимый инструмент для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли [1, с. 25]. В настоящее время консультации и работа по приведению законодательства в соответствие с требованиями ВТО продолжается.
Преимущества вступления в ВТО обеспечиваются, прежде всего, многосторонними механизмами, заложенными в основу функционирования системы ГАТТ/ВТО. Среднегодовой экономический эффект, который Беларусь может получить от вступления в ВТО в результате изменений на внешних рынках, связанных с возможностью отмены дискриминационных нетарифных, антидемпинговых и других специальных ограничительных мер стран-членов ВТО в отношении отечественных товаров, составляет 250-270 млн. долларов ежегодно. Поэтому присоединение Республики Беларусь к ВТО вследствие отмены этих мер следует рассматривать как краткосрочную выгоду.
Таким образом, членство в ВТО расширит торговлю услугами, активизирует привлечение в страну иностранных инвестиций, улучшит доступ к передовым технологиям. Эти процессы положительно отразятся на общей структуре промышленности, ее техническом уровне и будут стимулировать реформы в реальном секторе. Вхождение в ВТО сопряжено с обеспечением конкурентоспособности белорусских предприятий.
В ходе ведения переговоров по вступлению Беларуси в ВТО возникает проблема согласования национальных экономических интересов Республики Беларусь и стран - членов ВТО. Так, например, в ходе переговоров Рабочей группы странами-членами ВТО по отношению к Беларуси выдвигаются требования о существенном и быстром сокращении импортных пошлин [8, с. 33]:
) снижении до уровня 12-15% всех значений таможенных пошлин, превышающих данную величину;
) немедленном замораживании остальных таможенных пошлин и их дальнейшем сокращении;
) значительном сокращении общего среднего уровня таможенного тарифа.
Хотя данные требования являются преднамеренно завышенными и будут частично смягчены в ходе переговорного процесса, все равно необходимо исходить из того факта, что вступление Беларуси в ВТО реально лишь при условии весьма существенной либерализации внутреннего рынка. Аналогично, в ходе переговоров страны-члены ВТО отметили наличие в законодательстве Беларуси серьезных ограничений по доступу на рынок телекоммуникаций, страховых и банковских услуг и потребовали устранения данных ограничений.
Основные обязательства, которые должна принять на себя Беларусь при вступлении в ВТО, вытекают из Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам.
Соглашения ВТО предусматривают постепенное сокращение поддержки и защиты сельского хозяйства. При вступлении в ВТО страны (за исключением развивающихся, к которым Беларусь не относится) принимают на себя обязательства преобразовать нетарифные меры таможенной защиты в обычные таможенные пошлины, зафиксировать начальный и конечный уровень связывания импортных тарифов, а также т.н. имплементационный период, т.е. срок, в течение которого будет происходить поэтапное снижение пошлин. Договоренности ВТО предусматривают снижение правительственной поддержки сельского хозяйства на 20% в течение 6 лет, за исключением мер, не оказывающих влияния на торговлю сельхозпродукцией, - субсидий на проведение НИОКР, развитие инфраструктуры, охрану окружающей среды, на цели регионального развития.
Членство Республики Беларусь в ВТО должно стать важнейшим приоритетом внешнеэкономической стратегии государства, направленной на полномасштабную интеграцию ее в мировую хозяйственную систему и построение экономики открытого типа на базе равноправного международного сотрудничества.
Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.
Список источников
равноправие правопорядок международный публичный
1.Андриевский, К. Торговые отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки (1992-2008 гг.) / К. Андриевский // Журнал международного права и международных отношений. - 2010. - №2 - С. 50-57
.Вступление Беларуси в ВТО: проблемы и перспективы / Под ред. И.Э. Точицкой. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2005. - 131 с.
3.Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Изд-во Моск. независ. ин-та междунар. права, 1999 Т.2: Разделы XIV-XVI, 1999. - 826 с.
.Жеребцов А.Н. Международное право / А.Н. Жеребцов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 222 c.
.Здасюк Н.И. Международное публичное право: Краткий курс лекций для студ. спец. «Правоведение». - Гродно: ГрГУ, 2000. - 101 с.
.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М.: БЕК, 1997. - 367 с.
.Маненок Т.А. Страна с низкой мотивацией // Белорусский рынок. - 2003. - №22 (555). - С. 26
.Международное право / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М.: Норма, 2006. - 705 с.
9.Социально-ориентированная модель экономического развития: опыт германии и Беларуси: материалы междунар. науч.-практ. конф., минск, 18 мая 2011 г. / Фонд им. Фридриха Эберта [и др.]. - Минск: ИП Логвинов, 2011. - 108 с
.Тихиня В.Г. Основы международного права / В.Г. Тихиня, Л.В. Павлова. - Минск: Книжный Дом, 2006. - 319 с.