Международное публичное право

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,47 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Международное публичное право

1. Раскройте нормативное содержание принципов территориальной целостности и равноправия и самоопределения народов и их роль в обеспечении и поддержании международного правопорядка

Принципы территориальной целостности и нерушимости границ закреплены, в частности, в Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, вытекают из общепризнанных принципов суверенного равенства государств, неприменения силы (угрозы силой) в международных отношениях. Государства обязаны воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории другого государства. Государства-участники, равным образом, обязаны воздерживаться от того, чтобы превращать территорию друг друга в объект военной оккупации или других прямых или косвенных мер применения силы в нарушении международного права или в объект приобретения с помощью таких мер или угрозы их осуществления. Никакая оккупация или приобретение такого рода не признается законной.

В Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций, указано, что любая попытка, направленная на частичное или полное нарушение национального единства и территориальной целостности государства или страны или их политической независимости, несовместима с целями и принципами Устава ООН.

Территория служит материальной основой государства. Без территории нет государства. Поэтому государства уделяют особое внимание обеспечению ее целостности. Устав ООН обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности государства (ст. 2.4). Декларация 1970 г. не выделяет этот принцип в качестве самостоятельного. Его содержание отражено в других принципах. Принцип неприменения силы обязывает воздерживаться от угрозы силой или ее применения против территориальной неприкосновенности любого государства. С этой целью не может быть также использовано политическое, экономическое или иное давление.

Территория государства не должна быть объектом военной оккупации, явившейся результатом применения силы в нарушение Устава ООН, или объектом приобретения другим государством в результате угрозы силой или ее применения. Такого рода приобретения не признаются законными.

Последнее положение не относится к договорам по территориальным вопросам, заключенным до принятия Устава ООН. Иное положение поставило бы под вопрос правомерность многих давно сложившихся государственных границ. Законность отторжения части территории государств, несущих ответственность за развязывание Второй мировой войны, признана Уставом ООН (ст. 107). Заключительный акт СБСЕ 1975 г. выделил самостоятельный принцип территориальной целостности, содержание которого отражает сказанное ранее. О территориальной целостности говорится в учредительных актах региональных объединений. Устав Организации американских государств определил в качестве одной из главных целей защиту территориальной целостности (ст. 1). Аналогичное положение содержится в Хартии Организации африканского единства (ст. 2 и 3). Рассматриваемый принцип нашел отражение и в конституционном праве. Согласно Конституции, «Республика Беларусь защищает свою независимость и территориальную целостность, конституционный строй, обеспечивает законность и правопорядок» (ст. 1).

Значение принципа территориальной целостности государств весьма велико с точки зрения стабильности в межгосударственных отношениях. Его назначение - защита территории государства от любых посягательств.

Принцип равноправия и самоопределения народов упомянут в п. 2 ст. 1 Устава ООН, развит в Декларации принципов международного права и Заключительном акте Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В частности, в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций указано, что принцип равноправия и самоопределения народов является существенным вкладом в современное международные право и его эффективное применение имеет первостепенное значение для содействия развитию дружественных отношений между государствами, основанных на уважении принципа суверенного равенства.

В силу принципа равноправия и самоопределения народов, все народы Земли вправе свободно определять, без вмешательства извне, свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие. Кроме того, в силу этого принципа, народы, борющиеся за независимость и государственность, при определенных обстоятельств вправе претендовать на статус субъектов международного права и, тем самым, на международно-правовое признание их правосубъектности.

Зарождение принципа самоопределения народов (наций) относится еще к периоду буржуазных революций. Однако этот принцип не стал общепризнанным даже в рамках европейского международного права. Существование колониальной системы, а также некоторых европейских многонациональных империй находилось в резком противоречии с принципом самоопределения наций.

Выдвинутый Октябрьской революцией принцип самоопределения наций и народов понимался гораздо более широко. Он распространялся на все народы мира. Этот принцип реально был направлен прежде всего против колониальной системы. Поэтому он встретил решительное сопротивление колониальных держав. В результате данный принцип лишь почти через 30 лет стал нормой общего международного права.

Широкое демократическое и национально-освободительное движение, вызванное борьбой против фашизма во Второй мировой войне, обеспечило включение принципа самоопределения народов в Устав ООН. Хотя и в весьма общих формулировках, этот принцип нашел отражение в ряде постановлений Устава и, таким образом, был закреплен как один из основных принципов современного международного права.

В послевоенный период велась ожесточенная борьба за реализацию рассматриваемого принципа, за его конкретизацию и развитие. Борьба шла широким фронтом прежде всего на обширных территориях Африки и Азии, где колониальные народы один за другим восставали против иностранного господства, в Организации Объединенных Наций, в политической и правовой доктринах.

При разработке пактов о правах человека в ООН колониальные державы решительно сопротивлялись включению в них принципа самоопределения наций и народов в более развернутой формулировке, чем это записано в Уставе ООН. Некоторые представители зарубежной доктрины международного права пытались доказать, что этот принцип вообще не является принципом международного права.

Однако в результате продолжавшегося изменения ситуации в мире принцип самоопределения народов получил дальнейшее развитие. Это отразилось в ряде международных документов, из которых наиболее важны Декларация о предоставлении независимости колониальным странам и народам 1960 г., ст. 1 Пактов о правах человека и Декларация о принципах международного права 1970 г., в которых дается развернутое определение содержания принципа равноправия и самоопределения народов.

Содержание рассматриваемого принципа в современном международном праве включает в основном следующее:

а) все народы имеют право свободно определять без вмешательства извне свой политический статус и осуществлять свое экономическое, социальное и культурное развитие;

б) все государства обязаны уважать это право;

в) все государства обязаны содействовать путем совместных и самостоятельных действий осуществлению народами права на самоопределение;

г) все государства обязаны воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы их права на самоопределение, свободу и независимость;

д) в своей борьбе за независимость колониальные народы могут использовать все необходимые средства;

е) запрещается подчинение народа иностранному господству.

Принцип самоопределения наций и народов не означает, что нация (народ) обязана стремиться к созданию самостоятельного государства или государства, объединяющего всю нацию. Право нации на самоопределение есть ее право, а не обязанность.

Отсюда следует также, что рассматриваемый принцип не предрешает международно-правового статуса той или иной нации (народа).

Нация (народ) имеет право свободно объединяться с другой или с другими нациями (народами), и в этом случае в зависимости от характера объединения соответствующее национальное образование будет или не будет выступать в международных отношениях в качестве субъекта международного права.

Таким образом, от свободного решения самой нации, самого народа должно зависеть создание государственного образования - субъекта международного права. Как указывается в Декларации о принципах международного права 1970 г., создание суверенного и независимого государства, свободное присоединение к независимому государству или объединение с ним, или установление иного политического статуса, свободно определенного народом, являются формами осуществления народом права на самоопределение.

Роль данного принципа в поддержании международного правопорядка также регламентирована в Декларации о принципах международного права, касающихся дружественных отношений и сотрудничества между государствами в соответствии с Уставом Организации Объединенных Наций (1970 г.). В частности, она гласит: «Ничто не должно истолковываться как санкционирующее или поощряющее любые действия, которые вели бы к расчленению или к частичному или полному нарушению территориальной целостности или политического единства суверенных и независимых государств, соблюдающих в своих действиях принцип равноправия и самоопределения народов и, вследствие этого, имеющих правительства, представляющие без различия расы, вероисповедания или цвета кожи весь народ, проживающий на данной территории». Таким образом, каждое государство обязано воздерживаться от любых насильственных действий, лишающих народы, о которых идет речь, их права на самоопределение. В своем сопротивлении таким действиям народы вправе испрашивать и получать поддержку в соответствии с Уставом ООН.

В целом же при толковании и применении принципов международного права важно помнить, что все они взаимно связаны, и каждый из них должен рассматриваться в контексте всех других принципов. Строгое и добросовестное соблюдение основных принципов международного права всеми субъектами данной правовой системы имеет важнейшее значение для поддержания международного мира и безопасности, международного правопорядка.

2. Охарактеризуйте роль ООН и её органов в формировании и реализации норм международного экономического права

Международное экономическое право - это совокупность и система международно-правовых норм, регулирующих взаимоотношения государств и иных субъектов международного права в сфере их социально-экономических взаимоотношений.

Необходимо иметь в виду, что эта отрасль сложилась и развивается после Второй мировой войны и принятия Устава ООН. Ранее социально-экономические отношения между субъектами международного права на уровне общего международного права не регулировались, хотя многочисленные международные договоры между государствами в различных сферах их социально-экономических взаимоотношений заключались. Именно Устав ООН установил необходимость тесного сотрудничества государств в такой широчайшей сфере их взаимоотношений, как социально-экономическое сотрудничество, определил его цели и принципы. За пределами этой сферы взаимоотношений государств фактически находится лишь область их сотрудничества в деле поддержания и укрепления международного мира и безопасности. Более того, Устав ООН подчеркивает теснейшую взаимосвязь между этими двумя сферами межгосударственного сотрудничества. И это вполне естественно с учетом того, что нормы международного права тесно между собой взаимосвязаны и могут применяться только с учетом всех других международно-правовых норм или, по крайней мере, с должным учетом некоторых из них.

В связь с Организацией Объединенных Наций в качестве ее специализированных учреждений был поставлен ряд других универсальных международных организаций, в задачи которых входит организация международного сотрудничества в ряде конкретных сфер социально-экономических взаимоотношений между народами и государствами.

Преамбула Устава ООН провозгласила решимость народов Объединенных Наций вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин и в равенство больших и малых наций (государств) и в этих целях использовать международный аппарат для содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. В развернутом виде эта цель изложена в гл. IX Устава ООН, посвященной экономическому и социальному сотрудничеству.

Статья 55 Устава предусматривает, что с целью создания условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между нациями, основанных на уважении принципа равноправия и самоопределения народов, Организация Объединенных Наций содействует:) повышению уровня жизни, полной занятости населения и условиям экономического и социального прогресса и развития;) разрешению международных проблем в области экономической, социальной, здравоохранения и подобных проблем; международному сотрудничеству в области культуры и образования;) всеобщему уважению и соблюдению прав человека и основных свобод для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Согласно же ст. 56 Устава, все члены ООН обязались предпринимать совместные и самостоятельные действия в сотрудничестве с ООН для достижения целей, указанных в ст. 55.

Таким образом, Устав ООН самым широким образом определяет сферу социально-экономического сотрудничества государств, международные обязательства государств содействовать в сотрудничестве с ООН экономическому и социальному прогрессу всех народов, т.е. самым широким образом определяет существо международного социально-экономического права, сферу его действия и применения.

Ответственность за выполнение функций ООН, определенных в гл. IX Устава, посвященной международному социально-экономическому сотрудничеству, возлагается, согласно ст. 60, на Генеральную Ассамблею и, под руководством Генеральной Ассамблеи, на Экономический и Социальный Совет, которому для этой цели предоставляются полномочия, указанные в гл. Х Устава.

Функции и полномочия Экономического и Социального Совета (ЭКОСОС) определены в ст. 62-66 гл. Х Устава. Они касаются, в частности, его взаимоотношений со специализированными учреждениями ООН. Что же касается собственных функций и полномочий ЭКОСОС, то они в основном сводятся к следующим.

Согласно ст. 62, ЭКОСОС уполномочен предпринимать исследования и составлять доклады по международным вопросам в области экономической, социальной, культуры, образования и т.д. или побуждать к этому других, а также делать по любому из этих вопросов рекомендации Генеральной Ассамблее, членам ООН и заинтересованным специализированным учреждениям. Он уполномочен подготавливать для представления Генеральной Ассамблее проекты конвенций по вопросам, входящим в его компетенцию, а также созывать международные конференции по этим вопросам.

Обратим внимание на то, что разработанные ЭКОСОС проекты международных конвенций по социально-экономическим вопросам, направленные им Генеральной Ассамблее, по решению последней могут стать предметом рассмотрения международной конференции в целях разработки и принятия текста соответствующей международной конвенции, что и имеет место в практике ООН.

Согласно ст. 64 Устава, ЭКОСОС полномочен заключать соглашения с членами ООН и со специализированными учреждениями с целью получения от них докладов о мерах, предпринятых ими во исполнение его рекомендаций и рекомендаций Генеральной Ассамблеи по вопросам, входящим в его компетенцию, а также сообщать Генеральной Ассамблее свои замечания по этим докладам. ЭКОСОС правомочен представлять Совету Безопасности информацию и по предложению Совета обязан ему помогать (ст. 65). Он должен выполнять также иные функции, перечисленные в других частях Устава ООН или возложенные на него Генеральной Ассамблеей (ст. 66).

ЭКОСОС создает комиссии в экономической и социальной области и по поощрению прав человека, а также такие другие комиссии, которые могут потребоваться для выполнения его функций (ст. 68).

Под руководством ЭКОСОС работают пять региональных комиссий, в задачи которых входит содействовать социально-экономическому развитию стран соответствующих регионов. Такими комиссиями являются: Европейская экономическая комиссия (ЕЭК); Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО); Экономическая комиссия для Африки (ЭКА); Экономическая комиссия для Западной Азии (ЭКЗА) и Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского района (ЭКЛАГ).

Европейская экономическая комиссия ООН была учреждена в 1947 году Экономическим и Социальным Советом ООН (ЭКОСОС) с целью развития экономической деятельности и укрепления экономических связей внутри региона ЕЭК ООН и между этим регионом и остальным миром.

В настоящее время ЕЭК ООН сосредоточивает свои усилия на строительстве экономической и социальной Европы завтрашнего дня. Многочисленные мероприятия ЕЭК ООН в области транспорта, окружающей среды, статистики, энергетики, торговли, экономического сотрудничества и интеграции, а также технического содействия позволяют ей решать большинство задач XXI века.

ЕЭК ООН служит для правительств региональным форумом для разработки конвенций, норм и стандартов с целью гармонизации действий и облегчения обмена мнениями между государствами-членами. Выполняя эту функцию, ЕЭК ООН обеспечивает гарантии безопасности и качества потребителям, помогает охранять окружающую среду, упрощает процедуры торговли, а также способствует более тесному единению государств-членов внутри региона и их более полной интеграции в мировую экономику.

Экономической и социальной комиссии для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО), созданной в 1947 году, поручено заниматься экономическими и социальными проблемами данного региона. ЭСКАТО предоставляет разнообразную техническую помощь, уделяя основное внимание непосредственному консультированию правительств, подготовке кадров и обобщению регионального опыта и информации путем совещаний, публикаций и организации межнациональных сетей связи. Комиссия проводит в жизнь программы и проекты стимулирования роста, улучшения социально-экономических условий и содействия созданию основ современного общества. Под ее эгидой работают три учебных и исследовательских учреждения, занимающиеся вопросами сельскохозяйственного развития, статистики и передачи технологии. Среди новых первоочередных проблем - содействие межрегиональной торговле и инвестициям, передача технологии, приватизация и предпринимательство, охрана окружающей среды, урбанизация, сокращение нищеты, борьба со злоупотреблением наркотиками, народонаселение, социальное развитие и миграция рабочей силы.

Экономическая комиссия для Африки (ЭКА) была учреждена в 1958 году как одна из пяти региональных комиссий ООН. Мандат ЭКА состоит в том, чтобы содействовать экономическому и социальному развитию ее государств-членов, способствовать внутрирегиональной интеграции, и содействовать расширению международного сотрудничества в интересах развития Африки.

Двуединая роль Экономической комиссии для Африки как регионального ответвления ООН и как региональной институциональной структуры в Африке обеспечивает ей уникальные сравнительные преимущества, позволяющие оказывать эффективное содействие усилиям государств-членов по решению своих трудных задач в области развития. Сила ЭКА заключается в том, что она является единственным учреждением ООН, которое имеет мандат на осуществление своей деятельности как в региональном, так и субрегиональном масштабе с целью мобилизации ресурсов и их использования для решения первоочередных задач Африканского континента.

Текущая программная деятельность ЭКА направлена в основном на достижение результатов по двум взаимодополняющим направлениям:

. Содействие региональной интеграции в поддержку концепции и приоритетов Африканского союза.

. Удовлетворение особых потребностей Африки и решение новых глобальных задач. ЭКА уделяет особое внимание поддержке усилий, направленных на ликвидацию нищеты, выведение африканских стран на путь роста и устойчивого развития, обращение вспять процесса маргинализации Африки в процессе глобализации, и прогресс в области расширения прав женщин.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) была создана на основании резолюции 1818 (LV) Экономического и Социального Совета от 9 августа 1973 года как преемник Экономического и Социального Бюро Организации Объединенных Наций в Бейруте (ЮНЕСОБ). Большая часть деятельности в рамках регулярной программы работы носит региональный характер.

Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА) способствует согласованным действиям в области экономического и социального развития через региональное и субрегиональное сотрудничество и интеграцию, а также служит главным форумом в области общего социально-экономического развития в рамках системы Организации Объединенных Наций для региона ЭСКЗА. Она разрабатывает планы и содействует реализации мероприятий и проектов по оказанию помощи в целях развития, согласовываясь с потребностями и приоритетами региона, и действует как учреждение-исполнитель соответствующих оперативных проектов. ЭСКЗА координирует свои действия с основными департаментами / отделениями Центральных учреждений ООН и специализированных учреждений и такими межправительственными организациями, как Лига арабских государств, Совет сотрудничества стран Залива и Организация Исламская конференция, с тем чтобы избежать дублирования и обеспечить взаимодополняемость, взаимодействие и обмен информацией.

Созданная в 1948 году, Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК) осуществляет координацию политики в целях содействия экономическому развитию в регионе. Она сотрудничает с государствами-членами и ассоциированными членами в проведении исследований и анализе региональных и национальных процессов в области развития. В ее задачи входят предложение, оценка и последующее наблюдение за осуществлением мер государственной политики, а также оказание помощи в области специальной информации.

ЭКЛАК (испанское сокращение CEPAL) сотрудничает с национальными, региональными и международными организациями по таким вопросам, как развитие сельского хозяйства; экономическое и социальное планирование; промышленное, технологическое развитие, а также развитие предпринимательства; международная торговля, региональная интеграция и сотрудничество; инвестиции и финансирование; социальное развитие и равенство; интеграция женщин в процессы развития; природные ресурсы и инфраструктура; охрана окружающей среды и населенные пункты; статистика; административное управление; демография и политика в области народонаселения.

ЭКОСОС по мере необходимости создает также функциональные, состоящие из представителей государств - членов ООН органы, призванные содействовать ему в выполнении его социально-экономических функций. В их числе, в частности, Статистическая комиссия, Комиссия по народонаселению, Комиссия по социальному развитию, Комиссия по правам человека с Подкомиссией по предупреждению дискриминации и защите меньшинств, Комиссия по положению женщин (в социально-экономической сфере), Комиссия по наркотическим средствам.

Таким образом, Устав ООН возложил на Генеральную Ассамблею и Экономический и Социальный Совет обязанности по развитию плодотворного сотрудничества государств в социально-экономической сфере их взаимоотношений в целях содействия экономическому и социальному прогрессу всех народов. Для выполнения этих целей в рамках ООН создана разветвленная система международных органов, наделенных соответствующими функциями и правомочиями, в том числе по контролю за выполнением универсальных или локальных международных договоров в сфере международного экономического права.

Генеральная Ассамблея и ЭКОСОС не правомочны принимать обязательные для членов ООН решения. Но их рекомендации государствам и иным субъектам международного права, особенно принятые на основе консенсуса, имеют важное морально-политическое значение, служат ориентиром деятельности государств в сфере их социально-экономических взаимоотношений. Наконец, особое значение имеют разрабатываемые в рамках или под эгидой ООН проекты международных конвенций, положения которых приобретают силу международных обязательств для участвующих в них государств или становятся универсально обязательными в силу сложившейся соответствующей обычно правовой нормы.

Международный валютный фонд (МВФ) является специализированным учреждением Организации Объединенных Наций и участвует в работе Экономического и Социального Совета ООН, однако он действует независимо и имеет собственный устав, структуру управления и финансы.

МВФ был создан в конце Второй мировой войны в рамках усилий, направленных на строительство новой, более стабильной международной экономической системы и во избежание дорогостоящих ошибок предыдущих десятилетий.

Основанный на Бреттон-вудской конференции в 1944 г. Международный валютный фонд:

содействует международному сотрудничеству в денежно-кредитной сфере;

способствует стабильности валютных курсов и регулирует нормы и правила в валютной сфере;

содействует созданию многосторонней системы расчетов и устранению валютных ограничений;

помогает своим членам устранять диспропорции платежного баланса за счет временного предоставления финансовых средств.

МВФ имеет полномочия на создание и предоставление своим членам международных финансовых резервов в форме «Специальных прав заимствования (СПЗ)». Финансовые ресурсы Фонда формируются главным образом за счет подписки («квот») его государств-членов. Квоты определяются по формуле, исходя из относительных размеров экономики государств-членов.

Основная финансовая роль МВФ состоит в предоставлении краткосрочных кредитов членам, испытывающим трудности с платежным балансом. Члены, заимствующие средства у Фонда, в свою очередь, соглашаются осуществлять политические реформы в целях устранения причин, вызвавших такие затруднения. Размеры заимствований у МВФ ограничиваются пропорционально квотам. Фонд также предоставляет помощь на льготных условиях странам-членам с низким уровнем доходов.

Руководящий орган - Совет управляющих, в котором представлены все страны-члены, - собирается ежегодно. Повседневной работой руководит Исполнительный совет в составе 24 членов. Международный валютно-финансовый комитет, 24 члена которого входят в Совет управляющих, консультирует Совет по вопросам, входящим в его компетенцию.

Таким образом, ООН играет большую роль в формировании и реализации норм экономического права, так как, как видно, международное экономическое сотрудничество базируется на тех же принципах и нормах, что и международное право целиком, основные и нормы которого зафиксированы в уставе ООН.

3. Проанализируйте международные торговые соглашения Республики Беларусь

Международные соглашения (торговые соглашения, конвенции) - те нормативные акты, которые принимаются по воле ряда государств и являются обязательными для этих государств. Международные договоры и соглашения могут быть двустороннего и многостороннего характера. Практика регулирования правоотношений в договорной форме важна для государств, поскольку нормы международного соглашений в большинстве правовых систем являются основным источником регулирования вопросов, которые относятся к сфере МЧП. Международные договоры (соглашения) достигают такого положения потому, что содержат унифицированные нормы, которые специально создаются для урегулирования международных невластных отношений.

В настоящее время ВЭД регламентирована, прежде всего, международными соглашениями Республики Беларусь, заключенными в рамках ЕврАзЭС и Таможенного союза Беларуси, Казахстана и России. Национальное законодательство государств - участников названных интеграционных образований применяется во внешнеэкономической сфере лишь в той мере, в которой соответствующий вопрос специальной нормой международного договора отнесен к национальной компетенции либо такой вопрос не урегулирован законодательством ЕврАзЭС и Таможенного союза.

Законодательство ЕврАзЭС в сфере ВЭД в настоящее время включает:

международные договоры и решения Межгоссовета ЕврАзЭС;

международные договоры, направленные на завершение формирования договорно-правовой базы Таможенного союза;

Таможенный кодекс Таможенного союза;

международные договоры государств - участников Таможенного союза, регулирующие таможенные правоотношения;

решения Комиссии Таможенного союза.

Важное место в системе источников правового регулирования внешнеэкономической деятельности занимают и другие международные соглашения торгово-экономического характера. На текущий момент Республикой Беларусь заключено более 3000 международных договоров, большинство из которых в той или иной мере затрагивают внешнеэкономические аспекты. В их числе соглашения о международной купле-продаже товаров, о международных перевозках грузов и пассажиров, о таможенном сотрудничестве, о международных расчетах, об инвестиционном сотрудничестве, о международной охране объектов интеллектуальной собственности, о разрешении внешнеэкономических споров, о торгово-экономическом сотрудничестве и многие другие.

Основой торговой политики страны являются заключенные Республикой Беларусь международные соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве. Такие соглашения существуют с более чем 80 странами мира, в том числе со всеми странами СНГ. Основная часть межправительственных соглашений Республикой Беларусь предусматривает установление режима свободной торговли и режима наибольшего благоприятствования.

Соглашением о Таможенном союзе между Беларусью, Россией, Казахстаном, Таджикистаном и Кыргызстаном предусмотрено установление единого таможенного пространства. Таможенный союз основан на признании международных норм и ориентируется на принципы ВТО. В рамках Таможенного союза отменены таможенные пошлины, акцизы, квоты, лицензии, тарифные и количественные ограничения, касающиеся взаимной торговли. Достигнуто полное соответствие торговых режимов участников союза по отношению к третьим странам. Снят таможенный контроль на внутренних границах.

Принципы внешнеторговой политики по отношению к странам-членам ЕС сформулированы в «Соглашении о партнерстве и сотрудничестве между Европейским Сообществом и его государствами - членами и Республикой Беларусь», подписанном 06.03.1995 г. и ратифицированном парламентами восьми стран-членов ЕС.

К основным международным торговым соглашениям с участием Республики Беларусь также относятся:

Соглашение о мерах по регулированию доступа на рынки государств - участников Таможенного Союза товаров и услуг из третьих стран от 6 октября 2000 г. заключено между Правительствами Республики Беларусь, Республики Казахстан, Кыргызской Республики, Российской Федерации и Республики Таджикистан и направлено на обеспечение выполнения в полном объеме всех имеющихся между сторонами соглашений и договоренностей, предусматривающих либерализацию условий для взаимного доступа товаров и услуг одного государства - участника Таможенного союза на территории других государств - участников Таможенного союза;

Венская конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров. Значение Конвенции определяется тем, что она представляет собой международную унификацию материально-правового регулирования одного из самых распространенных договоров - купли-продажи товаров;

Нью-Йоркская конвенция ООН об исковой давности в международной купле-продаже товаров от 14 июня 1974 года (с изменениями от 11 апреля 1980 года) устанавливает единообразные нормы, регулирующие срок, в течение которого сторона договора международной купли-продажи товаров должна возбудить против другой стороны судебное разбирательство для предъявления требования, вытекающего из договора или связанного с его нарушением, прекращением или недействительностью. Тем самым она вносит ясность и предсказуемость в отношении одного из аспектов, имеющих большое значение для рассмотрения иска;

Гаагская конвенция о праве, применимом к договорам международной купли-продажи товаров (Гаага, 22 декабря 1986 г.) определяет право, применимое к договорам купли-продажи товаров: а) между сторонами, имеющими коммерческие предприятия в разных государствах; b) во всех других случаях, когда имеет место коллизия законов разных государств, за исключением случаев, когда такая коллизия возникает исключительно в результате выбора сторонами применимого права, даже если такой выбор связан с определением суда или арбитража;

О порядке проведения обзоров торговой политики государств-участников СНГ от 15 марта 2002 года. Анализ торговой политики государств-участников СНГ проводится исходя из целей и задач экономического развития каждого из государств-участников СНГ с учетом состояния экономики. Взаимное информирование по вопросам торговой политики и практики государства-участники СНГ осуществляют с учетом правовой системы каждого из государств.

Большое значение среди стран, с которыми у Беларуси подписаны международные торговые соглашения, на данный момент имеют отношения с Китаем. Торгово-экономическое сотрудничество Беларуси и Китая базируется более чем на 70 договорах и соглашениях. Большое внимание стороны уделяют вопросу создания благоприятных условий для развития взаимовыгодных торгово-экономических отношений. Это нашло свое отражение во взаимном предоставлении режима наибольшего благоприятствования в области торгово-экономического сотрудничества. Торгово-экономические связи Беларуси и Китая характеризуются ростом объемов товарооборота, улучшением структуры экспорта белорусских товаров в Китай. Значительно увеличилось число контрактов, реализуемых по линии научно-технического и военно-технического сотрудничества.

Наибольшее количество подписанных документов среди стран Латинской Америки у Беларуси с Венесуэлой, несмотря на более позднее время формирования базы (примерно с 2005 г.). С Кубой в 2000 г., Аргентиной в 2004 г. и Венесуэлой 2008 г. заключены соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве, в рамках которых были созданы двусторонние комиссии по экономическому сотрудничеству. В их задачи входят анализ развития двусторонних отношений, а также разработка рекомендаций и обмен информацией, необходимой для экономического сотрудничества между государствами.

В 2007 г. Беларусь подписала с Венесуэлой рамочное соглашение, определившее основные направления сотрудничества между двумя странами в области энергетики, финансов, торговли, сельского хозяйства, промышленности (в том числе горной), жилищного строительства, городского планирования и др. За несколько лет с Венесуэлой были подписаны соглашения в областях нефтехимии, науки и технологий, градостроительного планирования, о содействии осуществлению и взаимной защите инвестиций, а также конвенция об избежании двойного налогообложения; создана Комиссия высокого уровня.

С Кубой Беларусь также заключила соглашения о сотрудничестве в областях сертификации, транспорта, высшего образования, здравоохранения, ветеринарии. Кроме того, подписаны конвенция об избежании двойного налогообложения, соглашения о воздушном сообщении, о поставке 100 автобусов МАЗ и предоставлении кредита. В рамках соглашения, заключенного в 2008 г., Беларусь продала автобусы на общую сумму 15,8 млн дол. США, предоставив Кубе связанный кредит на 85% от стоимости контракта.

В 2005 г. было заключено соглашение о сотрудничестве между Белорусской и Аргентинской торговыми палатами, которое предусматривает возможность размещения на их сайтах информационных материалов об экспортных возможностях обеих стран. Был также заключен протокол о намерениях между Белвнешэкономбанком и аргентинским банком «Макро Бансуд», предусматривающий возможность создания необходимых механизмов для решения вопросов, связанных со взаиморасчетами белорусских и аргентинских субъектов хозяйствования.

Помимо этого, за рассматриваемый период была создана Белорусско-бразильская торгово-промышленная палата, налажены контакты между торгово-промышленными палатами обеих стран. Беларусь является активной участницей крупнейшей ярмарки агробизнеса и сельскохозяйственной техники на континенте «Agrishow», проходящей ежегодно в конце апреля в штате Сан-Паулу.

В среднесрочной перспективе можно прогнозировать дальнейшее расширение торгового сотрудничества Беларуси с Венесуэлой и Бразилией. С Аргентиной и Кубой при существующих тенденциях сотрудничество будет развиваться более низкими темпами.

В целях обеспечения исполнения и соблюдения международных обязательств Республика Беларусь приводит национальное законодательство в соответствие заключенным международным соглашениям. Кроме того, действует правило, согласно которому коллизии, возникающие между нормами внутреннего законодательства и нормами международных договоров Республики Беларусь, разрешаются в пользу последних.

Одним из основных направлений интеграции Республики Беларусь в мировое экономическое пространство на современном этапе является вступление во Всемирную торговую организацию (ВТО).

Республика Беларусь начала работу по присоединению к ВТО еще в 1995 году, когда Правительством был разработан комплекс мероприятий по адаптации внешнеторгового режима к требованиям данной организации. Этот шаг расценивался как важнейший этап интеграции в мировую экономику, в результате которого стране будет предоставлен необходимый инструмент для защиты и продвижения национальных интересов в рамках системы международной торговли [1, с. 25]. В настоящее время консультации и работа по приведению законодательства в соответствие с требованиями ВТО продолжается.

Преимущества вступления в ВТО обеспечиваются, прежде всего, многосторонними механизмами, заложенными в основу функционирования системы ГАТТ/ВТО. Среднегодовой экономический эффект, который Беларусь может получить от вступления в ВТО в результате изменений на внешних рынках, связанных с возможностью отмены дискриминационных нетарифных, антидемпинговых и других специальных ограничительных мер стран-членов ВТО в отношении отечественных товаров, составляет 250-270 млн. долларов ежегодно. Поэтому присоединение Республики Беларусь к ВТО вследствие отмены этих мер следует рассматривать как краткосрочную выгоду.

Таким образом, членство в ВТО расширит торговлю услугами, активизирует привлечение в страну иностранных инвестиций, улучшит доступ к передовым технологиям. Эти процессы положительно отразятся на общей структуре промышленности, ее техническом уровне и будут стимулировать реформы в реальном секторе. Вхождение в ВТО сопряжено с обеспечением конкурентоспособности белорусских предприятий.

В ходе ведения переговоров по вступлению Беларуси в ВТО возникает проблема согласования национальных экономических интересов Республики Беларусь и стран - членов ВТО. Так, например, в ходе переговоров Рабочей группы странами-членами ВТО по отношению к Беларуси выдвигаются требования о существенном и быстром сокращении импортных пошлин [8, с. 33]:

) снижении до уровня 12-15% всех значений таможенных пошлин, превышающих данную величину;

) немедленном замораживании остальных таможенных пошлин и их дальнейшем сокращении;

) значительном сокращении общего среднего уровня таможенного тарифа.

Хотя данные требования являются преднамеренно завышенными и будут частично смягчены в ходе переговорного процесса, все равно необходимо исходить из того факта, что вступление Беларуси в ВТО реально лишь при условии весьма существенной либерализации внутреннего рынка. Аналогично, в ходе переговоров страны-члены ВТО отметили наличие в законодательстве Беларуси серьезных ограничений по доступу на рынок телекоммуникаций, страховых и банковских услуг и потребовали устранения данных ограничений.

Основные обязательства, которые должна принять на себя Беларусь при вступлении в ВТО, вытекают из Соглашения по сельскому хозяйству, Соглашения по санитарным и фитосанитарным мерам.

Соглашения ВТО предусматривают постепенное сокращение поддержки и защиты сельского хозяйства. При вступлении в ВТО страны (за исключением развивающихся, к которым Беларусь не относится) принимают на себя обязательства преобразовать нетарифные меры таможенной защиты в обычные таможенные пошлины, зафиксировать начальный и конечный уровень связывания импортных тарифов, а также т.н. имплементационный период, т.е. срок, в течение которого будет происходить поэтапное снижение пошлин. Договоренности ВТО предусматривают снижение правительственной поддержки сельского хозяйства на 20% в течение 6 лет, за исключением мер, не оказывающих влияния на торговлю сельхозпродукцией, - субсидий на проведение НИОКР, развитие инфраструктуры, охрану окружающей среды, на цели регионального развития.

Членство Республики Беларусь в ВТО должно стать важнейшим приоритетом внешнеэкономической стратегии государства, направленной на полномасштабную интеграцию ее в мировую хозяйственную систему и построение экономики открытого типа на базе равноправного международного сотрудничества.

Интеграция Беларуси в систему мирохозяйственных связей будет способствовать ее вступлению во Всемирную торговую организацию, но не любой ценой, а с учетом интересов национальной экономики. Это позволит развивать внешнеторговые отношения с другими странами на долговременной стабильной основе, отстаивать и защищать национальные интересы в торгово-экономических отношениях с партнерами на общепринятых в мировой практике правовых положениях и сложившихся традициях.

Список источников

равноправие правопорядок международный публичный

1.Андриевский, К. Торговые отношения Республики Беларусь со странами Латинской Америки (1992-2008 гг.) / К. Андриевский // Журнал международного права и международных отношений. - 2010. - №2 - С. 50-57

.Вступление Беларуси в ВТО: проблемы и перспективы / Под ред. И.Э. Точицкой. - Мн.: ОДО «Равноденствие», 2005. - 131 с.

3.Действующее международное право: В 3 т. / Сост. Ю.М. Колосов, Э.С. Кривчикова. - М.: Изд-во Моск. независ. ин-та междунар. права, 1999 Т.2: Разделы XIV-XVI, 1999. - 826 с.

.Жеребцов А.Н. Международное право / А.Н. Жеребцов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2001. - 222 c.

.Здасюк Н.И. Международное публичное право: Краткий курс лекций для студ. спец. «Правоведение». - Гродно: ГрГУ, 2000. - 101 с.

.Лукашук И.И. Международное право. Общая часть. - М.: БЕК, 1997. - 367 с.

.Маненок Т.А. Страна с низкой мотивацией // Белорусский рынок. - 2003. - №22 (555). - С. 26

.Международное право / отв. ред. Г.В. Игнатенко, О.И. Тиунов. - М.: Норма, 2006. - 705 с.

9.Социально-ориентированная модель экономического развития: опыт германии и Беларуси: материалы междунар. науч.-практ. конф., минск, 18 мая 2011 г. / Фонд им. Фридриха Эберта [и др.]. - Минск: ИП Логвинов, 2011. - 108 с

.Тихиня В.Г. Основы международного права / В.Г. Тихиня, Л.В. Павлова. - Минск: Книжный Дом, 2006. - 319 с.

Похожие работы на - Международное публичное право

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!