Собственность в международном частном праве

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    14,1 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Собственность в международном частном праве
















Собственность в международном частном праве

1. Право собственности как центральный институт международного частного права

Право собственности является центральным, системообразующим институтом частного права, регулирующим права конкретных субъектов по использованию своего имущества.

Институт права собственности выступает основополагающим институтом любой правовой системы. Более того, вопрос собственности имеет принципиальное значение в любой отрасли права. Особенно это касается как международного инвестиционного права, так и права иностранных инвестиций России. Конкретным подтверждением этого является ст. 2 Федерального закона от 9 июля 1999 г. №160-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», определяющая инвестиции как «вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности в виде объектов гражданских прав, в том числе денег, ценных бумаг, иного имущества, имущественных прав, денежную оценку исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность)».

В литературе отмечено, что «отношения собственности в юридическом выражении, в виде юридических институтов не только стали исходными и фундаментальными частями правовых систем, определили особенности права как специфического социального феномена».

В общем, институт права собственности является тем фундаментом, на котором зиждутся правоотношения в сфере иностранных инвестиций.

По своей сути инвестиционное право есть воплощение, реализация права собственности в широком смысле этого понятия. Во-первых, особенности международного инвестиционного права заключаются в том, что речь идет только о режиме и защите иностранной собственности, причем международно-правовыми средствами. Что касается режима иностранной собственности в российском законодательстве, то этот режим основополагающий. Во-вторых, в рамках международного инвестиционного права регламентируются режим и защита иностранной частной собственности. В-третьих, в международном инвестиционном речь идет не вообще об иностранной собственности, но конкретно об иностранных инвестициях.

Право собственности рассматривается как в объективном смысле, так и в субъективном. В объективном смысле право собственности образует систему юридических норм и правил, регламентирующих границы возможных действий лиц по присвоению, владению, пользованию и распоряжению вещами, не исключенными из гражданского оборота. В субъективном смысле право собственности представляет собой юридическую возможность для лица владеть, пользоваться, распоряжаться присвоенным имуществом по своему усмотрению и в рамках, установленных законодательством.

Национальное инвестиционное законодательство допускает иностранный капитал в свою экономику, позволяет приобретение иностранными юридическими и физическими лицами частной собственности и владение ею, а также регулирует эффективное использование права собственности, защищает собственников, осуществляющих это право путем правового закрепления ограничений на те или иные формы вмешательства со стороны государства.

Национальное право сохраняло, сохраняет и будет сохранять свою, присущую только ему в силу государственного суверенитета, прерогативу определять и устанавливать правовой статус имущества, которое иностранные и физические лица вправе ввозить в страну, а также имущественные права, которые они в стране пребывания могут приобрести.

Определение в законодательном порядке юридического содержания понятий «собственность», «иностранная собственность» вызывает соответствующие правовые последствия. Международно-правовые нормы бессильны до тех пор, пока иностранная собственность не приобретает необходимый юридический статус в соответствии с национальным правом.

В науке международного права нет единого мнения насчет внутреннего определения данной категории. Одни авторы отрицают «автономное» толкование института собственности иностранцев, другие считают, что понятие «право собственности» имеет другое, отличное от национально-правовой трактовки, юридическое содержание.

По мнению И.З. Фархутдинова, указанная проблема представляет не просто теоретический интерес, она вызвана самой практикой. С одной стороны, общепризнано положение о том, что государства свободны в выборе своей экономической системы. Соответственно, они вправе свободно определять, что является собственностью. С другой стороны, пишет автор, собственность является одним из прав человека, зафиксированного международным правом. Отсюда следует, что нельзя отрицать идею о том, что международному праву небезразлично понятие собственности.

Более того, в международном праве имеются универсальные акты, в которых это понятие используется. Речь идет о Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г., в ст. 17 которой говорится: «Каждый человек имеет право владеть имуществом как единолично, так и совместно с другими»; «Никто не должен быть произвольно лишен своего имущества».

Если речь идет о непосредственном причинении ущерба, об ограничение лишении собственности-то связь между вещно-материальной категорией собственности и ее владельцем устанавливается именно через право на эту собственность, и защите в этом случае будет подлежать право собственности ее владельца.

Следовательно, можно сказать, что под термином «иностранная собственность» следует понимать собственность, принадлежащую иностранному субъекту, которым может быть как иностранное физическое или юридическое лицо, так и государство или международная организация. В условиях глобализации общая тенденция сближения правовых систем государств не могла не охватить и институт права собственности. На международном уровне были предприняты попытки к созданию унифицированного режима права собственности. Можно сослаться, в частности, на понимание права собственности, которое содержится в п. «c» ст. 9 проекта Конвенции о защите иностранной собственности, подготовленном Комитетом Организации по сотрудничеству и экономическому развитию, которое основывается на таком широком понимании права собственности.

В ходе развития унифицированного режима права собственности он был признан универсальной ценностью, институтом международного права. В XX в. впервые за всю историю право частной собственности получает закрепление в таких международно-правовых источниках, как Всеобщая декларация прав человека (ст. 17), Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. (ст. 1 Протокола 1) и др.

Как юридическая категория, право собственности в международном праве имеет обособленное значение, не совпадающее с тем, которое принято в национальных правовых системах. Это объясняется тем, что применение и толкование международных договоров, включая договоры в сфере прав человека, подчинены особым международно-правовым правилам. Правовые конструкции, принятые в национально-правовых системах, не могут иметь определяющего значения для международно-правового регулирования. На международном уровне, как будет показано ниже, действует особое, независимое от внутринациональной интерпретации понятие права собственности.

Право собственности - это, прежде всего, институт объективного права, являющийся основой для субъективного права собственности и его правомочий, для права оперативного управления и т.д. Международное право рассматривает собственность в первую очередь через категории субъективных прав. Этот вывод следует из практики судебных органов и положений международных договоров в области прав человека, в частности из ст. 1 Протокола 1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Необходимо отметить, что круг субъектов иностранной собственности не ограничивается лишь физическими и юридическими лицами. В действительности он гораздо шире. Он включает также собственность государства, международных организаций и органов. Но все они равны с частными формами иностранной собственности. Государство выступает прежде всего как обязанный субъект. Правообладателями выступают все частные лица, которые имеют право требовать от государства соблюдения их права собственности.

Основная роль в развитии права собственности принадлежит государству, которое обеспечивает законное приобретение частной собственности и владение ею, регулирует осуществление права собственности, защищает отдельных лиц, осуществляющих это право, путем установления ограничений на те или иные формы вмешательства со стороны государства.

Современная доктрина международного права признает, что сама по себе экспроприация и подобные ей меры не являются нарушением международного права, если экспроприация не носит дискриминационного характера, осуществляется на благо общества и при этом частному собственнику выплачивается быстрая, эффективная и адекватная компенсация.

Таким образом, изучение теории и практики права собственности в сфере международного частного права показывает, что правоотношения в сфере иностранных инвестиций в своей основе носят имущественный характер. Конечным результатом в ходе осуществления иностранной деятельности является получение инвестором дохода от вложения инвестиций, который может быть получен, как правило, в виде денежных средств, а также иного имущества.

2. Коллизионные вопросы права собственности и иных вещных прав в международном частном праве

Коллизионные нормы о праве собственности и иных вещных правах в части третьей Гражданского кодекса Российской Федерации от 26 ноября 2001 г. разделены на две основные группы. К одной относятся нормы о содержании, осуществлении и защите вещных прав (ст. 1205 ГК РФ), к другой - об их возникновении и прекращении (ст. 1206 ГК РФ). Кроме того, сформулировано специальное коллизионное правило в отношении применения права к вещным правам на суда и космические объекты.

В Российской Федерации, как и во многих других государствах, исходным коллизионным началом для определения права, подлежащего применению в отношении вопросов права собственности, признается закон места нахождения вещи (lex rei sitae). По праву страны, где находится имущество, определяются:

содержание права собственности и иных вещных прав на недвижимое и движимое имущество;

осуществление этих прав и их защита.

На основе этого же принципа определяется принадлежность имущества к недвижимым или движимым вещам.

Главной причиной использования именно этого принципа во многих странах является учет интересов гражданского оборота.

Подчинение правомочий собственника и обладателей иных вещных прав на имущество в течение всего времени, пока эти их субъективные права существуют, праву того места, где вещь находится, делает для других участников оборота (как контрагентов этих правообладателей, так и третьих лиц) очевидным, правом какого государства определяются содержание, осуществление и защита соответствующего права на вещь.

Под правом страны, в которой имущество находится, следует понимать фактическое, действительное место нахождения соответствующего имущества, вне зависимости от местонахождения собственника этого имущества или обладателя на него иных вещных прав, от того, где выданы или находятся правоустанавливающие документы на это имущество, от того, в какой стране оно взято на учет или зарегистрировано (за исключением судов и космических объектов, подлежащих государственной регистрации).

Согласно ГК РФ, правомочия собственника (право владения, пользования и распоряжения своим имуществом) определяются как Гражданским кодексом, так и другими законами, в частности Земельным кодексом Российской Федерации от 25 октября 2001 г., Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» и законами о других природных ресурсах. В отношении иностранцев и иностранных юридических лиц этими законами установлены ограничения в отношении прав собственности на земельные участки в городах и поселениях или же полный запрет в отношении земель сельскохозяйственного назначения. Таким образом, в приведенном случае реализуется принцип применения права страны места нахождения имущества. Наряду с этим для конкретного собственника в его взаимоотношениях с контрагентами создается еще и правовой режим соответствующего имущества, основанный на договоре (например, договоре аренды). Отношения сторон по таким сделкам не подпадают под действие коллизионного правила, сформулированного в п. 1 ст. 1205, а определяются по коллизионным правилам разд. VI ГК РФ, относящимся к договорам и односторонним сделкам.

Принцип lex rei sitae подлежит применению как в отношении недвижимого, так и в отношении движимого имущества. Различие состоит в том, что в отношении недвижимого имущества всегда будет применяться право одного и того же государства, а в отношении движимого оно будет меняться в зависимости от того, на территории какого государства это имущество будет находиться.

Существенное практическое значение имеет определение права, подлежащего применению в случае необходимости осуществления защиты права собственности. Например, путем применения такого классического метода защиты, как предъявление виндикационного иска, целью которого является изъятие вещи собственником от незаконного владельца. Приведем пример из практики.

Еще в советский период из деревенской церкви в Сванетии (Грузия) были похищены старинные иконы, в том числе чеканная икона Святого Федора (Теодора) XIV в. Затем икона оказалась в женевском Музее истории и искусств, куда она поступила из Лондона для проведения экспертизы. Икона была передана в музей собирателем, который приобрел икону в Западном Берлине. Виндикационный иск о возврате иконы собственнику (иск предъявлялся государством) был предъявлен в суде в Женеве. В порядке обеспечения иска первоначально был наложен арест на икону, а затем она была возвращена.

В случае, если бы виндикационный иск предъявлялся в России к добросовестному приобретателю, перед судом мог возникнуть вопрос о том, как понимать в таком случае принцип lex rei sitae, а именно что понимать под местом нахождения вещи: место (то есть территорию государства), где вещь находилась в момент, когда она выбыла из владения собственника, или же место, в котором она была приобретена добросовестным приобретателем. В зависимости от ответа на этот вопрос результаты рассмотрения виндикационного иска могут оказаться различными, так как условия защиты добросовестного приобретателя в праве разных стран неодинаковы.

Другая группа коллизионных норм в области вещных прав содержится в ст. 1206 ГК РФ.

В России признаются вещные права на имущество, возникшие в иностранном государстве на основании норм иностранного права, если иное не предусмотрено прямо российским законом.

Правом страны места нахождения вещи определяется правомерность возникновения вещных прав на эту вещь.

Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав по сделке, заключаемой в отношении находящегося в пути движимого имущества, определяются по праву страны, из которой это имущество отправлено, если иное не предусмотрено законом.

Следует обратить внимание на то, что в этом вопросе в законодательстве других стран может применяться и иной подход. Так, согласно ст. 52 Закона о реформе итальянской системы международного частного права 1995 г. вещные права на имущество, находящееся в пути, регулируются правом места назначения имущества.

Иначе эти вопросы могут быть решены, если стороны договора в соответствии с принципом автономии воли сторон при его заключении или в последующем избрали право, которое подлежит применению к их правам и обязанностям по этому договору.

В этом случае избранное сторонами право применяется к возникновению и прекращению права собственности и иных вещных прав на движимое имущество без ущерба для третьих лиц. Смысл последней оговорки состоит в том, что действие принципа автономии воли не может выходить за пределы отношений между сторонами.

Возникновение права собственности и иных вещных прав на имущество в силу приобретательной давности определяется по праву страны, где имущество находилось в момент окончания срока приобретательной давности.

Таким образом, можно заключить, что в России исходным коллизионным началом для определения права, подлежащего применению в отношении вопросов права собственности, признается закон места нахождения вещи.

3. Особенности приобретения права собственности

Предоставление в Российской Федерации национального режима иностранным гражданам и лицам без гражданства действует и в отношении права собственности. Указанные лица могут приобретать и отчуждать имущество, отдавать его в залог, осуществлять право владения, пользования и распоряжения на равных основаниях с российскими гражданами и юридическими лицами за изъятиями и ограничениями, установленными федеральными законами.

Как и в ряде других государств, в России основные ограничения касаются прав собственности на землю. Согласно положениям Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», иностранные граждане, иностранные юридические лица, лица без гражданства не могут приобретать земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения в собственность. Им может предоставляться только право аренды.

Не могут находиться в собственности иностранных граждан и юридических лиц участки недр, континентального шельфа, лесного фонда, они могут быть предоставлены им только на правах пользования или аренды при условии, что эти лица наделены правом заниматься соответствующей деятельностью.

Не могут находиться в собственности иностранцев земельные участки, предоставляемые членам садоводческих, огороднических и дачных товариществ.

Российское законодательство не запрещает гражданам и организациям приобретать недвижимость, акции и ценные бумаги иностранных компаний и обществ.

В отношении возможности приобретения иностранцами права собственности на недвижимость, и в первую очередь на земельные участки, в ряде стран установлены запреты или ограничения.

Примечательно, что в Канаде в некоторых провинциях ограничиваются права иностранцев на покупку земли (так, в Альберте иностранцы и компании под иностранным контролем не имеют права покупать и владеть землей, в Саскачеване ограничивается размер сельскохозяйственных земельных участков, которые могут быть проданы иностранцам).

В Финляндии отделения иностранных компаний и компании, в которых иностранным лицам принадлежит более 20% (в отдельных случаях более 40%) акций, не имеют права без разрешения Государственного Совета приобретать или продавать недвижимость на срок более двух лет.

В некоторых странах продажа земельных участков не допускается, в США покупка иностранцами недвижимости, особенно земли, ограничивается законами большинства штатов.

В ряде стран для покупки земли иностранцами требуется получение разрешения местных или центральных органов (в Австралии, Австрии, Дании, Швейцарии - с некоторыми изъятиями), требуется разрешение на приобретение недвижимости: на Кипре - Совета министров Кипра, в Польше - министра внутренних дел Польши, в странах Балтии - различных иных органов.

Таким образом, порядок и условия приобретения за рубежом российскими гражданами, предприятиями и учреждениями, а также государством недвижимого имущества полностью определяется законодательством страны местонахождения этого имущества. Покупатели, а также арендаторы должны самым тщательным образом выполнять предписания этого законодательства (правила регистрации земельных участков в земельных кадастрах и др.). При этом необходимо проверять, не имеются ли в отношении земельного участка какие-либо обременения, в частности сервитуты (право прохода других лиц, проживание и т.д.), не заложено ли соответствующее имущество и т.д. Игнорирование таких обстоятельств может привести к неблагоприятным последствиям для российского покупателя или арендатора имущества.

4. Правовые гарантии защиты иностранной собственности в российском законодательстве

Активно происходящие межгосударственные интеграционные процессы, в том числе в сфере правового регулирования иностранных инвестиций, обусловливают тесное взаимодействие внутригосударственного и международного права. Взаимовлияние этих двух самостоятельных и постоянно взаимодействующих правовых систем становится мощным фактором правового развития в современном мире.

В этих условиях международное право еще более тесно взаимодействует с национальным правом. В свою очередь, внутреннее право продолжает оказывать существенное влияние на международное право.

Необходимость усиления внимания к международно-правовой стороне регулирования международных экономических отношений - прямое следование положениям ч. 4 ст. 15 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. Практический вывод из этой конституционной нормы заключается в том, что правовое регулирование иностранных инвестиций в соответствии с отечественным законодательством необходимо гармонизировать с международными инвестиционными договорами.

Правовая защита собственности иностранных лиц в Российской Федерации включает в себя: во-первых, закрепление прав иностранных лиц в правовых актах (Конституция РФ, ГК РФ, специальные законы об инвестициях), во-вторых, право иностранных лиц (физических и юридических) на обжалование в суд или административное обжалование и, в-третьих, предоставление гарантий государства иностранным инвесторам в виде обязательств государства создать безопасный режим инвестирования иностранной собственности.

В принципе набор гарантий, предоставляемых иностранному инвестору, в различных странах почти одинаков. В частности, выделяют три основные группы таких гарантий:

1)гарантии, обеспечивающие неприкосновенность имущества, составляющего иностранную инвестицию;

2)гарантии, закрепляющие право иностранного инвестора пользоваться результатами своей инвестиционной деятельности;

)гарантии, касающиеся порядка рассмотрения инвестиционных споров.

Указанные виды государственных гарантий нашли свое отражение и в главе II Федерального закона «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», при этом следует отметить, что все эти гарантии до закрепления в указанном законе были включены в качестве условий во многие двусторонние договоры о содействии капиталовложениям и международные соглашения, связанные с деятельностью международных экономических организаций.

Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» содержит следующий перечень государственных гарантий, которые предоставляются иностранным инвесторам:

гарантия правовой защиты деятельности иностранных инвесторов на территории Российской Федерации;

гарантия перехода прав и обязанностей инвестора другому лицу;

гарантия компенсации при национализации и реквизиции имущества иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями;

гарантия от неблагоприятного для иностранного инвестора изменения законодательства Российской Федерации;

гарантия обеспечения надлежащего спора, возникшего в связи с осуществлением инвестиций и предпринимательской деятельностью на территории Российской Федерации иностранным инвестором;

гарантия использования на территории РФ и перевода за пределы Российской Федерации доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм;

гарантия беспрепятственного вывоза за пределы Российской Федерации имущества и информации (в документальной и электронной формах), ввезенных на территорию Российской Федерации в качестве иностранной инвестиции;

гарантия права иностранного инвестора на приобретение ценных бумаг;

гарантия участия иностранного инвестора в приватизации;

гарантия предоставления иностранному инвестору права на земельные участки, другие природные ресурсы, здания, сооружения и иное недвижимое имущество.

С одной стороны, перечисление подобных гарантий - положительная черта названного закона. Однако недостатком их является отсутствие указаний на механизмы, приводящие все эти демократичные статьи в действие.

С другой стороны такой обширный перечень гарантий, изложенных в данном законе, нечеткое определение субъектов государственных гарантий, их декларативный характер, отсутствие процессуальных механизмов действия этих гарантий, отсутствие обозначения приоритетных сфер экономики, в развитии которых заинтересовано государство, слабое отражение современных тенденций развития инвестиционных отношений, свидетельствует о неудачах России в осуществлении правовых реформ.

Таким образом, можно констатировать, что реализация демократических гарантий прав иностранных инвесторов в России часто осложняется неразвитостью материальных и процессуальных механизмов действий этих гарантий, закрепленных в национальном законодательстве Российской Федерации.

Заключение

По итогам проделанной работы хочется отметить следующее.

В силу суверенитета каждое государство в своем законодательстве самостоятельно определяет режим собственности на своей территории. В нормах гражданского, административного, уголовного права государства определяются правовые основы приобретения, осуществления, прекращения и защиты права собственности как своих граждан, так и иностранных физических и юридических лиц. При этом государство должно выполнять свои обязательства по международным договорам, касающимся прав иностранцев. Другими словами, режим иностранцев на территории государства определяется как внутренним законодательством данного государства, так и международными договорами и соглашениями, участниками которых это государство является.

Вопросы, касающиеся регулирования и защиты права собственности иностранных физических и юридических лиц, международная практика и доктрина всегда относили к внутренней компетенции государств.

Основным принципом, используемым для разрешения коллизий права в сфере имущественных отношений, является закон места нахождения имущества - lex rei sitae. Суть этого коллизионного принципа заключается в том, что вопросы права собственности и других вещных прав должны подчиняться праву того государства, на территории которого находится спорная вещь.

В настоящее время этот коллизионный принцип общепризнан. Он закреплен в законах всех государств, где существуют законы по международному частному праву, он применяется в судебной практике государств прецедентного права, он получил закрепление во многих международных договорах.

В российском коллизионном праве так же, как и в праве других государств, основным коллизионным принципом регулирования вещных отношений является lex rei sitae. Вещный статут регулирует еще одну важную группу вопросов: возникновение и прекращение вещных прав. Эта группа включает большой круг вопросов, неоднозначно решаемых в праве разных государств: первоначальные способы приобретения (изготовление или переработка вещей, приобретение плодов, приобретение в порядке приобретательной давности и др.), производные способы приобретения (сделки, национализация, конфискация, реквизиция).

Возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав связано с определенными юридическими фактами, установленными в праве, в виде действий или иных обстоятельств, являющихся основаниями возникновения или прекращения вещных прав.

В соответствии с нормами ГК РФ, возникновение и прекращение права собственности и иных вещных прав на имущество определяется по праву страны, где это имущество находилось в момент, когда имело место действие или иное обстоятельство, послужившее основанием для возникновения или прекращения права собственности и иных вещных прав.

Таким образом, закон исходит из того, что возникшее вещное право не прекращается в результате перемещения вещи в другую страну.

Библиографический список

собственность иностранный виндикационный международный

1.Конвенция о защите прав человека и основных свобод ETS №005: [принята в Риме 4 нояб. 1950 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1998. - №20. - Ст. 2143.

2.Всеобщая декларация прав человека [Текст]: [принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 дек. 1948 г.] // Рос. газ. - 1998. - 10 дек.

.Конституция Российской Федерации [Текст]: [принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г.: с учетом поправок от 30 дек. 2008 г.] // Рос. газ. - 1993. - №237. - 25 дек.

.Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 1 нояб. 2001 г.: одобрен Советом Федерации 14 нояб. 2001 г.: по состоянию на 2 окт. 2012 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2001. - №49. - Ст. 4552.

.Земельный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 28 сент. 2001 г.: одобрен Советом Федерации 10 окт. 2001 г.: по состоянию на 28 июля 2012 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2001. - №44. - Ст. 4147.

.Об иностранных инвестициях в Российской Федерации [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 25 июня 1999 г.: одобр. Советом Федерации 2 июля 1999 г.: по состоянию на 6 дек. 2011 г.] // Собр. законодательства РФ. - 1999. - №28. - Ст. 3493.

.Об обороте земель сельскохозяйственного назначения [Текст]: федер. закон: [принят Гос. Думой 26 июня 2002 г.: одобрен Советом Федерации 10 июля 2002 г.: по состоянию на 29 июня 2012 г.] // Собр. законодательства РФ. - 2002. - №30. - Ст. 3018.

.Алексеев, С.С. Общая теория права [Текст] / С.С. Алексеев. - М.: Проспект, 2008. - 576 с.

.Богуславский, М.М. Международное частное право [Текст]: учеб. / М.М. Богуславский. - М.: Юристъ, 2005. - 780 с.

.Маковский, А.Л. Комментарий к части третьей гражданского кодекса Российской Федерации (постатейный) [Текст] / А.Л. Маковский, Е.А. Суханов. - М.: Юристъ, 2011. - 880 с.

.Мингазова, И.В. Право собственности в международном праве [Текст] / И.В. Мингазова. - М.: Волтерс Клувер, 2007. - 320 с.

.Нешатаева, Т.Н. Международное частное право и международный гражданский процесс [Текст] / Т.Н. Нешатаева. - М.: Городец, 2004. - 624 с.

.Фархутдинов, И.З. Международное инвестиционное право и процесс [Текст]: учеб. / И.З. Фархутдинов. - М.: Проспект, 2010. - 416 с.

Похожие работы на - Собственность в международном частном праве

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!