Малое предпринимательство

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    220,15 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Малое предпринимательство

Оглавление

Введение

Глава 1. Теоретические основы развития малого предпринимательства в РФ

.1 Сущность и роль малого бизнеса в экономике России

.2 Меры государственной поддержки малого бизнеса

Глава 2. Социологическое исследование взаимодействия малого предпринимательства и государства ВАО г. Москвы

.1 Методологическое и методическое обеспечение исследования взаимодействия малого предпринимательства и государства

.2 Анализ эмпирических данных исследования взаимодействия малого предпринимательства и государства

Заключение

Список использованной литературы

Приложения

Введение


Проводимые в России реформы стали основополагающим фактором для развития и укрепления позиций малого бизнеса, которому присущи цивилизованные формы. Этот вид бизнеса осуществляет деятельность, которая характеризуется, как предпринимательская, и он способен решать насущные экономические и социальные проблемы. Влияние, которое оказывают малые и средние предприятия на экономику страны не вызывает сомнений. Любое развитие предприятий данной хозяйственно-правовой формы сказывается на общем экономическом росте и на научно-техническом прогрессе. Также с помощью малого предпринимательства насыщается рынок товарами требуемого качества и происходит увеличение рабочих мест.

Современные теоретические разработки, относящиеся к области регулирования и оценки деятельности малого бизнеса, не совсем полно обращаются к системному подходу, который может оказать эффективное влияние на деятельность малого предпринимательства. В случае, когда используется зарубежный опыт в данном вопросе, то не учитываются российские особенности малого и среднего бизнеса, а также мало внимания обращается на инновационный потенциал предприятий этой сферы деятельности. Что в свою очередь приводит к проблемам, которые связаны с адаптацией малого бизнеса в интеграционные процессы, имеющие глобальный характер, а также трудно решаются вопросы, направленные на повышение конкурентоспособности.

На сегодняшний день можно видеть, что растет актуальность теоретических, методических и методологических аспектов призванных решать вопросы, связанные с системой регулирования и повышения эффективности деятельности малого предпринимательства.

Проведенные исследования малого бизнеса в России определили ряд недостатков, которые связаны со структурой, методикой оценки и регулированием деятельности предприятий заданного уровня.

Глубокое и всестороннее исследование феномена бизнеса <#"651629.files/image001.gif">

Большинство предпринимателей не ведут активной деятельности для привлечения своих потенциальных потребителей. Так 62,5% отметили, что используют качество, надежность, уровень сервиса, то есть не используют никаких специальных приемов, потребители находят их сами - 57,5%, через друзей, знакомых 26,3%. Рекламой пользуются 47,5% респондентов.

Конкурентное положение по сферам деятельности (в %):


Могут появиться

Есть, но они не опасны

Жесткая конкуренция

Промышленность

0

0

100

Транспорт

0

0

100

Оптовая торговля

0

0

100

Кредитно-финансовая деят-ть

0

0

100

Производство продуктов

0

0

100

Розничная торговля

0

5,4

94,6

Услуги населению

0

18,2

81,8

Бизнес-услуги

0

25

75

Строительство

0

25

75

Наука и произв-во информации

0

50

50

Гостиница, ресторан, кафе

50

0

50

Всего:

2,6

9,0

88,5


Выявлена жесткая конкуренция (88,5%), практически по всем сферам деятельности. Это подтверждается одним из пиков среди проблем малого и среднего бизнеса и может являться следствием: а) вытеснения малого и среднего бизнеса крупным; б) роста популярности брендовых товаров; в) снижения покупательской способности; г) движения финансовых потоков в сторону других городов.

Преимущества фирмы перед конкурентами (в %):

Почти равномерно респонденты говорят о своих преимуществах перед конкурентами. В основном это ассортимент, цена, качество товаров и услуг, обслуживание клиентов. Это так же может служить одной из причин жесткой конкуренции.

С нечестной конкуренцией никогда не сталкивались одна треть респондентов. Те, кому приходилось, сталкивались одновременно с несколькими ее видами.

Структура проблем малого и среднего бизнеса:

Проблемы

Россия

Москва

Лично


чел

%

чел.

%

чел.

%

недостаток финансовых средств

10

12,5

18

22,5

24

30

слабый маркетинг

0

0

0

0

4

5

сложные взаимоотношения с партнерами

0

0

0

0

3

3,8

проблемы с кадрами

16

20

36

45

34

42,5

высокая арендная плата

17

21,3

29

36,3

30

37,5

налогообложение

32

40

26

32,5

31

38,8

несовершенство законодательной базы

19

23,8

13

16,3

16

20

административные барьеры

15

18,8

19

23,8

15

18,8

взаимодействие с контролирующими органами

6

7,5

6

7,5

8

10

бюрократизм

19

23,8

22

27,5

17

21,3

коррупция

20

25

14

17,5

12

15

сложности с арендой помещения

3

3,8

16

20

12

15

рост цен на коммунальные услуги

17

21,3

29

36,3

19

23,8

жесткая конкуренция на рынке

7

8,8

20

25

25

31,3

недостаток необходимых знаний и опыта

5

6,3

5

6,3

11

13,8

нехватка средств производства

1

1,3

0

0

1

1,3


Наиболее болезненными общими проблемами на всех уровнях выявлены: проблема налогообложения, бюрократизм. В Москве наиболее остры проблемы с кадрами, высокая арендная плата, высокий темп роста коммунальных услуг, жесткая конкуренция на рынке, недостаток финансовых средств. На гистограмме кривая, отражающая проблемы, с которыми предприниматели сталкивались лично, практически дублирует кривую выявленных проблем в Москве, что говорит об истинности данных, о включенности предпринимателей в проблемы. По сравнению с выявленными в Москве проблемами общегосударственные проблемы представляются предпринимателям немного мягче. Несовершенству законодательной базы и коррупции больше свойственен характер федерального уровня.

Взаимодействие предпринимательского класса с органами муниципальной власти преимущественно носит характер приспособления, дистанцирования во всех группах стажа. Сотрудничество, как форма взаимодействия предпринимателя и власти, преобладает только в группе раннего предпринимательства.

Социальная ответственность малого и среднего бизнеса Москвы

Предоставление социальных гарантий работникам организации (внутренняя социальная ответственность):


Прежде всего, предприниматели обеспечивают своим сотрудникам стабильность заработной платы (61%), хотя чаще без учета ее социально-значимого уровня, а так же безопасный труд (49%), отметили и готовность в оказании помощи в критических ситуациях (47,5%).

Внешняя социальная ответственность:


Наиболее распространенными внешними формами социальной ответственности бизнеса выявлены ответственность перед потребителями товаров и услуг предприятия (52,5%), спонсорство и корпоративная благотворительность (50%).

Участие бизнеса в социальных программах:

,5% респондентов ответили, что их предприятие осуществляет собственные социальные программы. 27,5% - затруднились ответить, следовательно, можно предположить, что четверть опрошенных не имеет опыта в данной области.


Цели (получаемые выгоды) участия в социальных программах:

Участие в социальных программах определяется улучшением имиджа компании, ростом репутации (31,3%), сохранением социальной стабильности общества в целом (26,3%), каждый четвертый респондент затруднился при ответе на данный вопрос, что подтверждает отсутствие опыта участия.

В муниципальных социальных программах более половины респондентов никогда не участвовали (63,8%). Из тех, кто участвовал в таких программах, чаще поддерживают сферу здравоохранения и молодежь. Так же предприниматели, занимающиеся торговлей продовольственных товаров, говорили о предоставлении скидок пожилым категориям граждан в своих магазинах по социальным картам.


Таким образом, социальная ответственность бизнеса Москвы протекает в следующих направлениях: 36,2% респондентов когда-либо принимали участие в муниципальных социальных проектах, каждый второй респондент занимался спонсорством или благотворительностью, 47,5% оказывают помощь в критических ситуациях работникам своего предприятия. Зачастую конечно вся ее сущность оговорена законами о защите прав потребителей, о торговле, трудовым правом и другими законодательными документами: 52,5% респондентов хватает ответственности перед потребителями товаров (услуг) предприятия, обеспечения стабильности заработной платы работникам предприятия (61,3%), безопасности их труда (48,8%). Четверть всех опрошенных затруднились ответить на весь блок вопросов относительно данной проблемы, что может говорить об отсутствии соответствующего опыта.

Надо сказать, что для Москвы это хорошие показатели, но необходимо учитывать, что в исследуемую совокупность вошли социально активные респонденты, а значит, можно предположить, и более социально ответственные. Но необходимо не забывать и тот факт, что круг социальных обязательств малых и средних предприятий гораздо более узок, основными субъектами социальной ответственности бизнеса остаются крупные предприятия.

Основные выводы:

. Ожидаемые перспективы развития предпринимательской деятельности различны и зависят от стажа предпринимательской деятельности.

. Бизнес реализует свои продукцию, услуги преимущественно в Москве и Московской области.

. Главным инструментом привлечения потенциальных потребителей выступает реклама (47,5%).

. Жесткая конкуренция (88,5%), практически по всем сферам деятельности.

. С нечестной конкуренцией никогда не сталкивались 30% респондентов, те, кому приходилось, сталкивались одновременно с несколькими видами.

. Наиболее специфичными для Москвы являются проблемы с кадрами, высокая арендная плата, высокий темп роста коммунальных услуг, жесткая конкуренция на рынке.

. Об отсутствии поддержки предпринимательства органами власти говорят 40% респондентов, никогда о ней не слышали 23,8%. В основном поддержка предпринимательства осуществляется на этапе открытия бизнеса.

. Основными мотивами участия в социальных программах являются: улучшение имиджа, рост репутации компании (31,3%); сохранение социальной стабильности общества в целом (26,3%).

Выявленные закономерности:

. Чем моложе бизнес, тем перспективы развития предпринимательской деятельности увереннее.

. При увеличении предпринимательского стажа возрастает неудовлетворенность взаимодействием с органами власти.

Заключение


Подведем итоги проделанной работы.

Развитие экономики любой страны предполагает оптимальное соотношение крупных, средних и малых предприятий. Являясь одним из ключевых элементов рыночного механизма, малое предпринимательство играет значительную роль в обеспечении устойчивого развития экономики.

Начиная с 1999 г. количество малых предприятий стало сокращаться и при этом увеличивалось число индивидуальных предпринимателей, что изменило взгляд на проблему малого бизнеса.

Сейчас совершенно очевидно, что снижение темпов развития малого бизнеса, а тем более уменьшение числа малых предприятий, вовсе не результат насыщения ими экономики страны. Количество малых предприятий и индивидуальных предпринимателей в нашей стране значительно отстает от соответствующих показателей в зарубежных странах. В развитых странах на одну тысячу жителей приходится 20-25 человек, занятых в малом бизнесе, а в России - 5-6 человек. Кроме того, малый бизнес занял далеко не все полагающиеся ему сферы российской экономики (например, очень мало промышленных и инновационных малых предприятий).

Столь плачевное состояние малого бизнеса обусловлено не только экономическими причинами. Законодательная база малого предпринимательства находится на начальной стадии. Действующее законодательство не только неэффективно, но и не регулирует целого ряда вопросов в данной области.

Деятельность большей части малых предприятий несет социальную нагрузку и объединяет социально-незащищенные группы населения. Поэтому роль малых предприятий на современном этапе состоит в поддержке усилий слабозащищенных групп населения по выживанию.

Процесс становления предпринимательства в России носит сложный характер. Тем не менее, предпринимательство в складывающихся рыночных условиях постепенно становиться заметным экономическим явлением, а сами предприниматели утверждаются в качестве нового для российского общества типа хозяйствующего субъекта.

Несмотря на все преимущества, малый бизнес вряд ли сможет развиваться так же эффективно в экономике, которая подвержена кризисным явления, без поддержки государства. А так как малые предприятия обеспечивают необходимую мобильность в условиях рынка, создают глубокую специализацию и разветвленную кооперацию производства, без чего невозможна их высокая эффективность, «принимают на себя» решение многих социальных и экономических проблем, то одной из первоочередных задач государства на пути вывода экономики их кризиса является поддержание и субсидирование предприятий малого и среднего бизнеса.

Положение в сфере малого бизнеса, которое сложилось в настоящее время в нашей стране, свидетельствует о том, что дальнейшее его развитие без активного положительного вмешательства государства может привести к свертыванию (преимущественно через большую тенезацию) данного сектора экономики с соответствующим усилением социального напряжения и обострением экономических проблем.

Малое и среднее предпринимательство заняло прочное место в структуре экономики Москвы и играет существенную роль в социальной жизни ее населения.

На становление и развитие малого и среднего предпринимательства в Московской области серьезное влияние оказывают существующая в стране экономическая ситуация и связанные с ней общие для Москвы проблемы:

отсутствие стартового капитала и профессиональной подготовки для успешного начала предпринимательской деятельности, а также средств на развитие предпринимательской деятельности;

высокие процентные ставки по кредитам, недостаточное применение системы микрофинансирования и поручительств;

наличие административных барьеров при осуществлении деятельности субъектов малого и среднего предпринимательства (лицензирование, сертификация, система контроля).

Были выдвинуты три гипотезы:

. Для малого и среднего предпринимательства Москвы наиболее остры проблема взаимоотношений с органами власти, проблема с кадрами, налогообложение; с увеличением предпринимательского стажа проблемы воспринимаются острее.

. Органы власти в основном оказывают поддержку группе молодого предпринимательства в стадии открытия бизнеса.

. Более половины предприятий Москвы считают социальную ответственность делом государства, а не бизнеса.

Первая гипотеза подтвердилась частично, так как наиболее специфичными для Москвы были выявлены проблемы с кадрами, высокая арендная плата, высокий темп роста коммунальных услуг, жесткая конкуренция на рынке. А взаимодействие предпринимательского класса с органами муниципальной власти преимущественно носит характер приспособления, дистанцирования и об отсутствии поддержки предпринимательства органами власти говорят 40% респондентов, никогда о ней не слышали 23,8%. В основном поддержка предпринимательства осуществляется на этапе открытия бизнеса, таким образом, находит свое подтверждение вторая гипотеза.

Согласно полученным данным можно опровергнуть третью гипотезу, поскольку каждый второй респондент занимался спонсорством или благотворительностью, каждый третий участвовал в муниципальных социальных программах.

Итак, предпринятый в дипломе анализ позволяет сделать вывод о существовании целого комплекса проблем, с которыми малое и среднее предпринимательство сталкивается в своей деятельности. Существующие трудности формируются и зависят и от действий самих предпринимателей, но в большей степени лежат вне сферы предпринимательства, зависят от действий органов государственной власти и государственной политики в сфере малого и среднего предпринимательства. Состояние бизнеса самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнеспособности государства и общества в целом.

Список использованной литературы


1.        Конституция Российской Федерации (с поправками от 30 декабря 2008 г.) / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. - 1993. - 25 декабря. // Собрание законодательства Российской Федерации 2009. № 4. Ст. 445.

2.      Налоговый Кодекс РФ. Часть I. / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ (ред. от 03.12.2011) // Собрание законодательства РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.

.        Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) / Федеральный закон РФ от 5 августа 2000 г. № 117-ФЗ (ред. от 06.12.2011) // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340

.        Федеральный закон от 24.07.2007 № 209-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2007. № 31. Ст. 4006.

5.        Аналоуи Ф. Стратегический менеджмент малых и средних предприятий: Пер. с англ./ Ф. Аналоуи, А. Карами. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 400 с.

.          Андреева, И. О критериях выделения малого и среднего бизнеса» / И.Андреева // Общество и экономика. - 2009. - № 7. - С. 12-17.

7.      Бебко, Е.Н. Зарубежный опыт развития малого предпринимательства. / Е.Н. Бебко // Экономика и управление. - 2009. - № 5. - С. 55-60.

8.        Белова В.Л., Гарсиа А.Л. О социальной ответственности бизнеса. //Социально - гуманитарные знания. - 2004. - №6. - С.196-211.

9.      Бизнес и коррупция: проблемы противодействия: итоговый отчет / К.И. Головщинский, С.А.Пархоменко, В.Л.Римский, Г.А.Сатаров; Региональный общественный фонд «Информатика для демократии (Фонд ИНДЕМ)». - М.: ИНДЕМ, 2004. - 113c.

10.      Бокарева, В.Б. Малый бизнес в мегаполисе: принципы социального управления. / В.Б. Бокарева. // Управление мегаполисом. -2011. - № 2. - С. 32-37.

.          Борисова А. Колчина И. Социальная ответственность бизнеса [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.pressclub.host.ru/PR Lib/works/2009/39.doc ,

12.    Борцов Ю.С. Социология. - Ростов н/Д.: Изд - во «Феникс», 2002. - 352с.

13.    Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Энциклопедический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.infoliolib.info/sprav/ brokgaus/4/4784.html, свободный.

14.      Буев В. Некоторые аспекты поддержки малого предпринимательства в Москве. - Ж. «Предпринимательство в России». - М.: ИСАП, 2007 г.

.          Виленский А. Парадоксы государственной поддержки частного бизнеса. //Вопросы экономики. - 1997. - №6. - С.104-112.

16.    ВЦИОМ [Электронный ресурс] // Отчет по результатам общероссийского исследования: Условия и факторы развития малого предпринимательства в регионах РФ. - Режим доступа: http://wciom.ru/filead

.        ВЦИОМ [Электронный ресурс] // Веревкин Л.П. Социальная ответственность бизнеса. - Режим доступа: http://wciom.ru/fileadmin/Monitoring/ 95_1/2010_1(95)_3_Verevkin.pdf, свободный.

18.      Гафин А., Исмагилов С. Благотворительность по принуждению. // Эксперт. - 2004. - №38. - С.32-35.

19.    Глобальный мониторинг предпринимательства. Высшая школа экономики [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://soc.hse.ru/gem/reports>, свободный.

20.      Горфинкель, В.Я. Малый бизнес. Учебное пособие. / В.Я.Горфинкель. - М.: КноРус, 2011.

.          Государственное право РФ. /Под ред. О.Е. Кутафина. - М.: Юридическая литература, 1996. - 584с.

.          Дзись-Войнаровский, Н. Малое скрытное дело. - Slon.ru, 24 августа 2009 года.

23.    Динамика развития малого предпринимательства в регионах России / Национальный институт проблем предпринимательства [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.nisse.ru

.        Дорофеева А.Н. Особенности менеджмента в малом бизнесе // Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. - 2008.

25.      Духон А. Доклад «О развитии малого предпринимательства в России: региональный разрез». - М.: Московский государственный статистический университет, 2002. - 80с.

.          Егоров В.С., Бобылева Н.В. Как малому предприятию стать поставщиком ведущих корпораций: методическое пособие. - М.: ЗАО «Межрегиональный Центр промышленной субконтрактации и партнерства», 2009.

27.    Егоршева, Н. Вышел СРОк. «Российская газета» № 5211 (132) (18 июня 2010 года)

28.      Есипова, М.С. Об определении субъектов малого предпринимательства для целей государственной поддержки и налогообложения / М.С. Есипова // Налоговый вестник. - 2005. - № 11. - С.11-15.

.          Жук А. Государственная поддержка предприятий малого и среднего бизнеса в условиях кризиса //Мировое и национальное хозяйство. - 2009. - № 10-11.

.          Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Формирование института взаимодействия власти и бизнеса по развитию человеческого капитала в современной России. //Вопросы государственного и муниципального управления. - 2009. - №4. - С.172-182.

.          Зиновьев, Ф.В. Малые формы хозяйствования. / Ф.В.Зиновьев О.С.Горда, И.В.Ляшенко. - Симферополь: Таврия, 2012. - 164 с.

32.    Институциональная среда малого предпринимательства и его социальные функции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: <http://rf->biz.ru/8.php, свободный.

.        История экономических учений [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://sumdu.telesweet.net

34.      Каньшина, Б. Кредиты для малого бизнеса: где искать поддержки предприятиям сегодня? - РБК.Кредит, 16 июня 2009.

.          Кочкин, М.П. Малый бизнес: учет и налоги. Практический справочник. / М.П.Кочкин. - М.: Ферлаг, 2012.

.          Куделин А. Типологический анализ трактовок предпринимательства. // Предпринимательство. - 2004. - №3. - С.40-62.

.          Мармылев, А.Н. Анализ социально-экономической эффективности государственной поддержки малого бизнеса в России и за рубежом. / А.Н.Мармылев. // Международный бухгалтерский учет. - 2011. - № 16.

38.    Менеджмента для малого бизнеса [Электронный ресурс]. - III Межрегиональная конференция «Предпринимательство в промышленности: пути развития». - Режим доступа: <http://www.subcontract.ru/Conf2004/Disk/ section2/section2_2.htm>

39.      Орлов А. Перспективы развития малого предпринимательства в России. //Вопросы экономики. - 2002. - №7. - С.119-126.

40.    Орлова Л.В. Региональные общественные организации предпринимателей: отношение и оценки. //Социс. - 2010. - №5. - С.140-142.

.        Петров С. Микробизнес отделят от малого. //Бизнес - класс. - 2003. - №38. - С.3.

42.      Предпринимательство как стратегический ресурс развития хозяйственной системы / Под ред. В.А.Гневко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2009.

43.    Региональные аспекты функционирования и развития малого предпринимательства в России / Под редакцией д. э. н., проф. В. А. Гневко. - СПб.: Изд-во Санкт-Петербургской академии управления и экономики, 2010. - 192 с.

44.      Результаты опросов социологической службы «Кассандра». // Предпринимательство. - 2004. - №3. - С.36-39.

.          Российский статистический ежегодник. 2011. - М.: Росстат, 2012.

46.    Рубе, В.А. Малый бизнес: история, теория, практика. / В.А.Рубе. - М.: ТЕИС, 2010.

47.      Сметанин С.И. История предпринимательства в России: Курс лекций. - М., 2002. - 160с.

.          Смирнова, Г.П. Диверсификация и малое предпринимательство как фактор экономического развития / Г.П. Смирнова, А.Г. Стрельников // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. - Вологда. - 2009. - №3(7). - С. 93106.

.          Смольков В.Г. Предпринимательство и власть. //Социально -гуманитарные знания. - 2002. - №6. - С.175-182.

50.    Староверов В.В. Рейдерство как фактор деформации российского предпринимательства //Социс. - 2010. - №4. - С.54-65.

51.    Статистический сборник. Сравнительный анализ деятельности малых предприятий г. Москвы, Московской области, г. Санкт-Петербурга, Центрального Федерального округа и России в целом по данным официальной статистики (2007-2011 гг.). URL: http:// www.giac.ru <http://www.giac.ru>.

.        Тэпман, Л.Н. Малый бизнес: опыт зарубежных стран. Учебное пособие для ВУЗов. / Л.Н. Тэпман. - М.: Юнити, 2009.

53.      Чепуренко А.Ю. Социология предпринимательства: учебник / А.Ю. Чепуренко; Гос. Ун-т - Высшая школа экономики. - М.: Изд.дом ГУ ВШЭ, 2007. - 386 с.

54.    Шабанова М.А. Российский бизнес на пути к более цивилизованному? Статья 2. Новое поколение деловых людей во взаимодействии с бизнесом и обществом. //Общественные науки и современность. - 2008. - С.11-26.

Приложения


Анкета

. Ваш пол?

. муж.

. жен.

. Ваш возраст?

. 18-25 лет

. 25-35 лет

. 35-45 лет

. 45-60 лет

. 60 лет и старше

. Ваше образование?

. среднее

. среднее специальное

. незаконченное высшее

. высшее

. 2 и более высших

. Уровень дохода

. 5-10 тыс. руб.

. 10-20 тыс. руб.

. 20-30 тыс. руб.

. 30-40 тыс. руб.

. 50 тыс. руб. и более

. Какими Вам представляются перспективы деятельности Вашего предприятия в предстоящем году?

. Улучшение положения

. Сохранение позиций

. Ухудшение положения

. Затрудняюсь ответить

. Где находятся потребители продукции (работ, услуг) Вашего предприятия?

. В Москве

. В Московской области

. В разных регионах России

. Другое (впишите)_

. Какими способами Вы привлекаете потребителей своей продукции (работ, услуг)?

(Отметьте не более трех вариантов ответа)

. Ведем рекламную деятельность

. Через специальную фирму сбыта товаров

. Покупаем маркетинговую информацию у коммерческих фирм

. Через бизнес-центры

. Сотрудничаем с торгово-промышленной палатой

. Через друзей и знакомых

. Потребители сами нас находят

. Привлекаем потребителей качеством, надежностью и уровнем сервиса

. Другое_

. Какие преимущества имеет Ваша фирма по сравнению с конкурентами? (Отметьте не более трех вариантов ответа)

. Гарантированный ассортимент товаров или услуг

. Территориальная доступность

. Более низкие цены

. Наличие продуктов или услуг, которых нет у других

. Свои особые товарные марки (брэнды)

. Лучшее обслуживание клиентов

. Привлекательный дизайн помещения, территории

. Нет преимуществ

. Другое_

. Сталкивались ли Вы (Ваше предприятие) со случаями нечестной конкуренции и в чем они выражались? (Отметьте не более трех вариантов ответа)

. Не могли (не можем) получить помещения, земельный участок, другие ресурсы

. Не могли (не можем) получить разрешения, лицензии

. Предприятия-конкуренты распространяли недостоверную информацию о нас

. На нас были «натравлены» правоохранительные и/или контрольно-проверяющие органы

. Предприятия-конкуренты имели (имеют) государственные и/или местные льготы

. Нет, мы не сталкивались с нечестной конкуренцией

. Другое_

. Какие проблемы жизненно важны для малого и среднего бизнеса? (Отметьте не более трех вариантов ответа по каждому столбцу)


В целом по России

В Москве

С какими проблемами сталкивались лично Вы?

1. Недостаток финансовых средств

1

1

1

2. Слабый маркетинг

2

2

2

3. Сложные взаимоотношения с партнерами

3

3

3

4. Проблемы с кадрами

4

4

4

5. Высокая арендная плата

5

5

5

6. Налогообложение

6

6

6

7. Несовершенство законодательной базы

7

7

7

8. «Административные барьеры»

8

8

8

9. Взаимодействие с контролирующими органами

9

9

9

10. Бюрократизм

10

10

10

11. Коррупция

11

11

11

12. Сложности с арендой помещения

12

12

12

13. Рост цен на коммунальные услуги

13

13

13

14. Жесткая конкуренция на рынке

14

14

14

15. Недостаток необходимых знаний и опыта

15

15

15

16. Нехватка средств производства

16

16

16

17. Другое (впишите)

17

17

17


. Какими способами областные и городские власти оказывают поддержку малым и средним предприятиям? (Выберите все нужные позиции по ячейкам)


Городские власти

Областные власти

1. Введены упрощенные процедуры регистрации предприятий

1

1

2. Имеется производственная база, производственные фонды

2

2

3. Можно получить помещение для работы

3

3

4. Можно пройти соответствующий курс подготовки

4

4

5. Можно получить помощь в поисках финансирования

5

5

6. Можно получить помощь в составлении бизнес-плана, финансовой отчетности и т.п.

6

6

7. Можно получить помощь в поиске деловых партнеров

7

7

8. Можно получить помощь при решении спорных вопросов и конфликтов

8

8

9. Налоговые и контрольно-проверяющие организации ведут себя доброжелательно по отношению к малым и средним предприятиям

9

9

10. Поддержка отсутствует (ведется не хуже и не лучше, чем в других местах)

10

10

11. Поддержка оказывается хуже, чем малому и среднему бизнесу в других местах

11

11

12. Не знаю / затрудняюсь ответить

12

12

13. Другое (впишите)

13

13


. Ваши взаимоотношения с органами местной (муниципальной) власти можно определить как:

. Взаимопомощь, сотрудничество

. Компромисс

. Уступки

. Приспособление

. Дистанцирование

. Конфликт

. Принуждение

. Свой вариант_

. Какие социальные гарантии может получить работник в Вашей организации?

. Безопасность труда

. Стабильность заработной платы

. Поддержание социально значимой заработной платы

. Дополнительное медицинское и социальное страхование сотрудников

. Развитие человеческих ресурсов через обучающие программы и программы подготовки и повышения квалификации

. Оказание помощи в критических ситуациях

. Затрудняюсь ответить

. Другое (впишите)_

. Связываете ли Вы свое будущее с Москвой?

. Да

. Скорее да

. Скорее нет

. Нет

. Затрудняюсь ответить

. Сколько лет Вы работаете в малом бизнесе?

. Менее 3-х лет

. От 3-х до 5 лет

. От 6 до 10 лет

. Более 10 лет

. В какой отрасли Вы работаете?

. Промышленность

. Транспорт

. Строительство

. Связь

. Наука и производство информации

. Оптовая торговля

. Розничная торговля

. Сельское хозяйство

. Услуги населению

. Гостиница, ресторан, кафе 11.Туризм

. Бизнес - услуги (бухучет, юридическая помощь, реклама и т.д.)

. Кредитно-финансовая деятельность

. Другое (впишите)_

. Сколько человек занято на Вашем предприятии?

. Менее 15

. От 15 до 50 человек

. От 50 до 100 человек

. От 100 до 500 человек

. Свыше 500 человек

Ваши пожелания (замечания)_

Благодарим за сотрудничество!

Похожие работы на - Малое предпринимательство

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!