Использование изобразительной наглядности на уроках испанского языка

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    20,78 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Использование изобразительной наглядности на уроках испанского языка















Использование изобразительной наглядности на уроках испанского языка

1. Изобразительная наглядность на уроках иностранного языка

.1 Чем объясняется необходимость использования наглядности на уроке иностранного языка

Принцип наглядности - один из важнейших принципов обучения, введенным чешским педагогом Яном Амосом Коменским, так как путь человеческого познания начинается с чувственного восприятия конкретных фактов и явлений. Сформулированное им «золотое правило» гласит: все видимое - зрению, слышимое - слуху, обоняемое - обонянию, осязаемое - осязанию, т.е. требует включения в познание по возможности большего количества рецепторов. [7, 44]

Р.К. Миньяр-Белоручев определяет наглядность как дидактический принцип обучения, провозглашающий эффективность живого восприятия предметов и явлений окружающего нас мира в процессе его изучения. [10, 59]

Г.В. Рогова считает, что наглядность можно определить как специально организованный показ языкового материала и его употребление в речи с целью помочь обучающемуся в ее понимании, усвоении и использовании. [12, 94]

Дистервег, отвечая на вопрос о том, как люди достигают знаний, отмечал: никаким другим путем, кроме как путем наглядности. Г. Песталоцци видит в наглядности единственную основу всякого развития. Чувственное познание сводится к наглядности обучения, и наглядность превращается в самоцель. [6, 69]

Ж.-Ж. Руссо вынес обучение непосредственно в природу. Ребенок находится в природе и непосредственно видит то, что должен узнать и изучить. Но, как указывает В.И. Загвязинский, принцип наглядности далеко не исчерпывается «золотым правилом» дидактики. Он требует верного соотношения между конкретным и абстрактным и поэтому включает переход от чувственно-конкретного, в освоении которого широко используется естественная и изобразительная наглядность, к абстрактному, в освоении которого существенна роль условной, схематической и символической наглядности, а также противоположный переход от абстрактного к конкретному. [6, 69]

Необходимость принципа наглядности обосновывается диалектикой перехода от чувственного восприятия к абстрактному мышлению в процессе познания. С помощью зрительно-слуховых образцов (звукозапись, таблицы, схемы, учебные картинки, кино- и видеофильмы, компьютерные программы) учащиеся овладевают звукопроизносительными нормами языка, лексико-грамматическими единицами, научиться понимать речь на слух и выражать свои мысли в пределах отобранного круга тем и ситуаций общения, а также наглядность может выступать в качестве источника информации, знакомя учащихся со страной изучаемого языка. ([6] c. 147)

Е.Н. Соловова тоже считает принцип наглядности базовым методическим принципом обучения любому предмету. Чем больше каналов приятия задействованы в процессе получения, обработки и применения информации, чем больше ассоциативных связей создается в связи с изучаемым материалом, тем выше вероятность прочного усвоения. Она также предлагает разделять всех учащихся по наиболее развитым каналам восприятия на «слухачей», «визуалов», «кинестетиков». Для каждого из них необходимы соответствующие опоры, оптимизирующие процесс восприятия и запоминания изучаемой информации. К сожалению, часто учитель при работе с учебным материалом дает лишь те опоры и подсказки, которые наиболее эффективны для той психологи ческой группы учащихся, к которой относится он сам. (26. с193)

Индивидуализация работы не исчерпывает все аргументы в защиту необходимости использования изобразительной наглядности на уроке иностранного языка. Помимо создания наглядного образа новых слов и понятий, закрепления их в памяти, использование видеоряда может:

  • дать необходимую фоновую информацию социокультурного характера по изучаемой теме
  • привнести в атмосферу чисто учебных ситуаций элемент другой реальности, отсутствующей в классе (картины других стран и городов, космических кораблей и подводных батискафов и т.д.);
  • развивать умения интерпретации текста на уровне планов содержания и смысла (выделять основную тему, идею или проблему текста, в данном случае наглядного;
  • создать аутентичную или проблемную ситуацию для общения (отгадать, что изображено с помощью вопросов; восстановить/ воссоздать изображение по описанию; составить рассказ с использованием одного или нескольких изображении и т.д.);
  • обеспечить развитие языковой догадки, а также умений антиципации или предвосхищения содержания (по тематике изображения назвать возможные предметы или сцены, характерные для ситуации);
  • дать содержательно-смысловую основу для общения (стимулировать диалог-распрос или монолог-описание; спровоцировать дискуссию или обмен мнениями / суждениями и т.д.);
  • спровоцировать столкновение мнений, суждений (с помощью проблемно-ориентированных заданий);
  • активизировать имеющиеся филологические знания, мотивировать учащихся к активному использованию ранее полученной информации в новых условиях общения (определение картины и имени художника; исторического периода и места изображения и т.д.).

Иными словами, одним из основных достоинств использования изобразительной наглядности при условии соблюдения учителем базовых принципов методической целесообразности в работе данными материалами можно считать мотивацию учебной деятельности и создание стимула к речевому общению. [26, 195]

1.2 В каком случае использование наглядности на уроке ИЯ может быть оправданным

Использование изобразительной наглядности может повысить эффективность любого урока ИЯ.

Как справедливо замечает Эндрю Райт (Andrew Wright. Pictures for Language Learning. - Cambridge University Press, 1989), основные аргументы «за» или «против» использования любых учебных материалов на уроке определяются вполне конкретными условиями. В данном случае можно рекомендовать учитывать три наиболее общих параметра.

1.2.1 Простота подготовки, организации и проведения задания

Хорошо и вполне оправдано использовать наглядность на уроке, если:

)все необходимые иллюстративные материалы имеются в наличии в УМК или в картотеке, или их можно легко достать, а также если учитель сам или с помощью учащихся и их родителей может легко создать нужные ему материалы;

)учебном заведении есть копировальная техника или учитель может сам размножить нужное количество копий для эффективного выполнения задания на уроке;

)учитель владеет приемами поддержания дисциплины в процессе проектной / творческой / парной / групповой работы на уроке.

В противном случае, необходимо задать вопрос о том, насколько время и силы, затраченные на подготовку и проведение задания, соотносимы с его результативностью, т.е. с его практической, образовательной и воспитательной ценностью.

1.2.2 Смысловая значимость задания

Задание с использованием изобразительной наглядности будет иметь высокую смысловую значимость, а значит и образовательный эффект, если это задание будет

)интересно самому учителю и учащимся;

)выходить за рамки тривиальной механической отработки языкового или речевого материала;

)связано с реальным контекстом использования языка в жизни и сможет помочь учащимся в аналогичных ситуациях реально го иноязычного общения;

)развивать не только языковые навыки и речевые умения, но и мыслительные способности, т.е. формировать коммуникативно-когнитивные, социальные и коммуникативно-информационные умения;

)иметь эффект неожиданности и новизны, связанный с использованием не только самой картинки, но и заданий, для которых данная картинка служит стимулом, например, для формирования собственного отношения к предложенному изображению;

)иметь необходимый уровень сложности, связанный с реализацией обучающих и коммуникативных возможностей, заложенных в изобразительной наглядности, а именно возможностей отгадывать и называть изображенные предметы, людей, события и т.д.; запоминать целостный образ изображения, а также его отдельные элементы; соединять различные части изображения и текстов, прилагаемых к ним; группировать и ранжировать изображения по различным признакам и принципам и т.д.; выстраивать различные изображения в логической последовательности.

1.2.3 Учебная оправданность задания

На уроке ИЯ любое задание должно иметь практическую ценность с точки зрения формирования и развития языковых, речевых и социокультурных навыков и умений. Работа с изобразительной наглядностью может способствовать повышению эффективности работы со всеми аспектами языка и видами речевой деятельности, а именно: лексикой и грамматикой, говорением и письмом, аудированием и чтением.

Кроме того, как отмечает Гема Санчез Бенитез (Gema Sanchez Benitez) изобразительная наглядность помогает учителю сэкономить время урока, там где достаточно сложно объяснить социокультурные особенности другой страны, например как отмечается la Semana Santa, и к тому же использование изобразительной наглядности увеличивает методологическую компетентность учителя благодаря огромному разнообразию ее средств [прил. 1 рис 1.1].

При этом необходимо понимать и убедиться в том, что предлагаемые задания адекватны уровню языковой, речевой и социальной компетенции учащихся, учитывать тематику, а главное проблематику учебного общения. Не стоит предлагать учащимся задания, которые они не смогли бы выполнить даже на родном языке в силу недостаточности социального опыта учащихся.

1.3 Типы изобразительной наглядности, способы создания и систематизации изобразительных материалов в кабинете ИЯ

Сам термин изобразительная наглядность достаточно широк. Он включает различные виды живописи, а также фотографии, иллюстрации из газет и журналов, рисунки, в том числе сделанные самими учащимися, коллажи, плакаты, схемы, постеры, а также видеоматериалы и компьютерную графику, поэтому существует несколько возможных подходов к систематизации и подбору иллюстративных материалов.

1.3.1 Тематический принцип создания банка изображений

Одним из возможных путей собирания и систематизации изображений для занятий по ИЯ является тематический принцип: все изображения собираются в одной тематической папке, по возможности пронумеровываются, составляется их перечень, который наклеивается на оборотную сторону папки.

Приведем пример возможной тематической комплектации папки «ЕДА»/ «LA COMIDA».

Для начального этапа обучения ИЯ основными речевыми функциями при изучении данной темы, как правило, выступают:

·называние продуктов (овощей и фруктов, мяса, рыбы, молочных продуктов и т.д.);

·определение отношения к той или иной пище, конкретным блюдам (вкусно / полезно, нравится/не нравится и т.д.);

·рассказ о том, что обычно подается на завтрак / обед / ужин в семье, в школе, на отдыхе и т.д.;

·составление меню или рецептов любимых блюд и т.д.

Для наглядного обеспечения подобных ситуаций общения достаточно иметь изображения отдельных продуктов и приготовленных из них блюд [прил. 1 рис 1.2].

Можно добавить и изображения людей, выполняющих типичные действия в процессе приготовления пищи: чистят, моют, режут, варят, жарят, смешивают, помешивают, взбивают, трут на терке, пробуют и т.д. [прил. 1 рис 1.3].

По мере усложнения языкового и речевого материала, в рамках темы возникают и другие ситуации общения, а также проблемные вопросы для обсуждения. Например: что входит в понятие здоровой и нездоровой пищи? [прил. 1 рис 1.4].Что такое «национальная кухня» и как это понятие связано с понятием национальных культур и их самобытности? Кулинарные традиции каких стран завоевали всемирное признание? Какие блюда китайской, итальянской, французской, мексиканской, русской кухни вы знаете, каким из них отдаете предпочтение и почему? Как вести себя за столом в различных ситуациях формального и неформального характера? Приведите примеры тех и других ситуаций. Как правильно определить рацион питания для той или иной группы людей, для одной семьи? Что входит в современное понятие «полуфабрикаты»? Как их готовят и с помощью каких средств в наше время продлевают срок годности продуктов питания? Какие болезни являются следствием неправильного питания человека? Как их предотвратить? И т.д.

При обсуждении данных вопросов пересекаются уже несколько тем: еда, стиль жизни, религия, история, профессиональная/ корпоративная / национальная культура и т.д.

Удачный подбор наглядных изображений может не только стимулировать индивидуальные высказывания по заданной проблеме, но и выявить расхождения во мнениях и суждениях отдельных групп участников общения.

1.3.2 Составление банка наглядных материалов по типу изображений

Поскольку, как было отмечено выше, все темы можно и нужно комбинировать в процессе учебного общения, то тематический принцип подбора, а главное, хранения наглядных материалов не всегда удобен, особенно при работе с учащимися, достаточно свободно говорящими на иностранном языке (уровень B1 - С2 по общеевропейской шкале уровней владения иностранными языками). В таком случае можно использовать другой путь: подбирать изображения и хранить их по принципу того или иного типа изображения. К данным типам, с определенной степенью условности, можно отнести: изображения отдельных предметов и отдельных людей; групп предметов; бытовые и жанровые сценки; пейзажи без зданий и людей и, соответственно, с таковыми и т.д.

1. Изображения отдельных людей.

К данной подборке можно отнести изображения людей:

1) разного возраста и поладля называния / отгадывания возраста, использования обобщающих занятий типа «Это ребенок/ мужчина/ девушка» и т.д. [прил. 1 рис 1.5].2) имеющих различные черты лицадля описания внешности; [прил. 1 рис 1.6].3) имеющих различное выражение лица в момент съемкидля описания эмоций и чувств, а также составления рассказов с вымышленными героями; [прил. 1 рис 1.7].4) имеющих характерные признаки профессиидля названия или отгадывания профессий; [прил. 1 рис 1.8].5) имеющих характерные признаки своего времени и страныдля отгадывания и составления рассказов о той или иной эпохе, стране и ее людях; [прил. 2 рис 1.9].6) одетых для различных жизненных ситуаций: для работы (в офисе, на стройке,) или для отдыха (в лесу, на пляже, на курорте, на даче); для приема, свадьбы и т.д.для определения и описания ситуации, описания костюма и определения его адекватности для той или иной ситуации и т.д. [прил. 2 рис 1.10].7) известных или выдающихся людей различных профессий: писателей, музыкантов, певцов, актеров, ученых, политиков, путешественников, военачальников из различных стран и, возможно, различных эпохдля называния данных имен, составления рассказов, проведения мини-исследований о их жизни и работе, сравнения выдающихся людей и их профессий и достижений из различных стран, культур, эпох, а также для контроля социокультурной осведомленности и расширения культурного кругозора, в том числе и о своей культуре [прил. 2 рис 1.11].

. Изображения сказочных персонажей и животных.

С данными изображениями можно работать так же, как с изображениями отдельных людей. Группировать их можно по разным признакам. Можно использовать признаки, указанные в предыдущей группе изображений, можно придумать новые, построенные на оппозициях: добрые - злые, привычные - непривычные, универсальные для всех стран - живущие / известные лишь в конкретном месте / стране и т.д. [прил. 2 рис 1.12].

3. Изображения отдельных предметов.

Данные изображения лучше всего группировать по собирательным, обобщающим понятиям: Мебель, Инструменты, Посуда, Одежда, Канцелярские товары, Строительные материалы, Техника, Оружие, Сосуды, Украшения, Музыкальные инструменты и т.д. Так их легче систематизировать, хранить, находи в нужной ситуации [прил. 2 рис 1.13].

С данными изображениями можно работать отдельно, а можно включать их в наборы картинок для составления сложных сюжетных рассказов.

Наиболее типичными заданиями при работе с данной группой изображений могут быть:

·называние отдельных предметов или всего понятия, к которому данные предметы относятся;

·группировка разрозненных изображений по тому или иному принципу, аргументация решений;

·отгадывание предметов, не видя изображения партнера, при работе в парах с несколькими изображениями;

·описание отдельных предметов: форма, цвет, компоненты, предназначение, материал, из которого предмет сделан и т.д.;

·рассказ об истории создания данного предмета и его создателях / владельцах;

·придумывание историй, которые могли бы происходить с данным предметом в разное время / различные времена;

·сравнение нескольких предметов или понятий, нахождение общего и отличного между ними и т.д.

4. Изображения отдельных мест.

В данном случае целесообразно подбирать отдельные изображения по следующим подгруппам:

·природные ландшафты: виды гор, лесов, полей, рек, водопад морей, океанов, живописных прудов и т.д.;

·городские виды: общие виды городов, отдельные общественные и административные здания, школы, жилые дома, церкви, соборы, площади, памятники, мосты, улицы, городские парки и т.д. [прил. 2 рис 1.15];

·достопримечательности крупных городов и стран мира: узнаваемые места различных городов и мест России, Европы, Азии и Америки, здания и памятники, узнаваемые природные ландшафты, символы и т.д.;

Типы заданий также вполне уместны и при работе со следующей группой изображений.

5. Бытовые и жанровые сценки с людьми в различных местах и жизненных ситуациях.

При работе с данными изображениями можно использовать много различных заданий, в том числе и не связанных напрямую с самим изображением. Изображение, как уже отмечалось выше может служить лишь стимулом, отправной точкой для беседы дискуссии, для выполнения творческого задания. Именно при работе с данными типами наглядных пособий можно успешно использовать задания, направленные на: тренировку памяти, воображения; нахождение общего и отличного в интерпретации одного и того же материала разными людьми; составление рассказов по картинке, а не механическое описание картинок; развитие и контроль общих филологических знаний, связанных с соединением информации из таких учебных предметов, как история, литература, МХК, искусство и т.д.

Систематизировать данные изображения можно по следующим подгруппам:

·случайные группы людей: несколько людей, без явных признаков общности, запечатленных в одном и том же месте (группы людей на улицах, в кафе и т.д.);

·формальные и неформальные встречи: группы людей, явно знакомых друг с другом в различных сценах (на отдыхе, на работе, в пути, за разговором и т.д.);

·исторические сценки или мифологические сюжеты: старые фотографии, открытки, исторические полотна известных художников: К. Брюллов «Последний день Помпеи», И. Суриков «Боярыня Морозова», «Утро стрелецкой казни», И. Репин «Иван Грозный и его сын Иван», «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», В. Верещагин «Конец Бородинского сражения», П. Веронезе «Исцеление кровоточивой», жанровые сценки или зарисовки известных художников из жизни людей разных стран и эпох (например, Россия - картины Федотова «Утро аристократа», «Сватовство майора», «Свежий кавалер», В. Перова «Приезд гувернантки в купеческий дом», Франция - картины жанриста А. Ватто, Англия - картины У. Хогарта), фрагменты театральных постановок.

.Сложные изображения, перегруженные информационными деталями.

К таким изображениям можно отнести:

·некоторые исторические полотна художников (И. Глазунова, К. Брюллова, В. Верещагина и т.д.);

·сложные коллажи;

·фотографии со многими людьми и предметами;

·рисунки (например, кухни со всеми предметами мебели и посуды, кухонной техники и т.д.);

·серии тематических картинок, последовательно рассказывающих какую-либо историю (комиксы) и т.д.

При работе с такими изображениями можно удачно сочетать задания, направленные на тренировку внимания, памяти, а также воображения и логики. При работе с тематически связанными изображениями, в основе которых лежат известные исторические или культурные факты, т.е. с теми изображениями, которые базируются на определенных гуманитарных знаниях, желательно ориентировать учащихся на использование и применение уже имеющихся фоновых и межпредметных знаний и опыта общего гуманитарного характера.

7.Карты, схемы, знаки-символы.

Данная группа изображений не нуждается в комментировании, однако именно они наиболее редко используются на занятиях по ИЯ.

8.Абстрактные, неоднозначные и просто странные / неоднозначно-трактуемые изображения.

К данным изображениям можно отнести:

·художественные полотна сюрреалистов, абстракционистов и т.д.;

·фотографии различных предметов или пейзажей, представленные фрагментарно или в непривычном ракурсе, без целостного восприятия предмета и места (тело пестрой коровы, без головы и хвоста, с выхваченной серединой корпуса; водяной столбик бурлящего источника, пробивающегося сквозь зеленую тину заболоченного пруда, лягушка, подброшенная в воздух, в процессе падения или «парения»);

·художественные фотографии, выполненные с некоторой «философской» авторской задумкой (изображения двух целующихся влюбленных с мешками на головах, детской куклы-голыша, распятой на заборе и т.д.).

1.3.3 Составление и хранение изображений по формату бумаги

В некоторых случаях целесообразно подбирать изображения по формату, особенно, если они хранятся в картотеке, в специальных ящиках, по типу библиотечных формуляров. Однако, в данном случае могут нарушаться тематический принцип и принцип одновременного использования изображений разного типа. Такой тип систематизации удобен, если оба предыдущих типа в той или иной мере соблюдены в подборке единых по формату изображений.

Можно сделать вывод что, учебные средства изобразительной наглядности раскрывают широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся и делают учебный процесс овладения иностранным языком привлекательным для школьников на всех этапах обучения.

Иными словами, одним из основных достоинств использования изобразительной наглядности при условии соблюдения учителем базовых принципов методической целесообразности в работе данными материалами можно считать мотивацию учебной деятельности и создание стимула к речевому общению.

При этом необходимо понимать и то, что учебная оправданность связана не просто с фактом выполнения задания на иностранном языке. Гораздо важнее убедиться в том, что предлагаемые задания адекватны уровню языковой, речевой и социальной компетенции учащихся. Не менее важно учитывать тематику, а главное проблематику учебного общения. Не стоит предлагать учащимся задания, которые они не смогли бы выполнить даже на родном языке в силу нехватки информации или несоответствия учебной ситуации реальному контексту деятельности, недостаточности социального опыта учащихся.

Удачный подбор наглядных изображений может не только стимулировать индивидуальные высказывания по заданной проблеме, но и выявить расхождения во мнениях и суждениях отдельных групп участников общения. С одной стороны, подбор изобразительной наглядности лишь отражает спектр запланированных учителем проблем для обсуждения, но с другой стороны удачно отобранный наглядный материал может способствовать расширению привычных ситуаций, особенно если он нетривиален, непривычен, неоднозначен или просто не всем понятен.

2. Изобразительная наглядность, как средство развития иноязычной коммуникативной компетенции и стимулирование речемыслительной активности учащихся

Как известно, коммуникативная компетенция - это сложное комплексное понятие, включающее в себя языковые навыки, речевые умения, социокультурные знания и навыки. В процессе изучения иностранного языка все они формируются в комплексе, их трудно разорвать, отделить друг от друга, тем не менее одно и то же задание при незначительном смещении акцента может обеспечивать отработку то одного, то другого навыка или умения. Не случайно одним из основных методических принципов преподавания ИЯ является принцип дифференциации и интеграции.

Изобразительная наглядность может успешно применяться для формирования и развития языковой, речевой и социокультурной составляющих коммуникативной компетенции.

Рассмотрим приемы работы с различными типами наглядности с учетом формирования и развития всех указанных составляющих коммуникативной компетенции.

2.1 Разработка урока для учащихся 4-5 классов

Основная цель: создание положительной мотивации к изучению испанского языка, закрепление и расширение запасов лексики, закрепление грамматических единиц, развитие речевых навыков с использованием изобразительной наглядности.

Задачи урока: закрепить лексику по теме «Mi casa», отработка новых слов и структур на уровне предложения.

Активная лексика:

1.Las partes de casa: suelo, pared, techo, pasillo, ventana, puerta, terraza;

2.Tipos de habitaciones: el dormitorio, la cocina, el salon, el cuarto de baño, el despacho;

.Los muebles: el sofa, la silla, el sillon, la mesa, la alfombra, el lavabo, la ducha, estanteria, la cama, el fregadero, el frigorifico, la lavadora, el armarioel espejo, la bañera;

.Los colores: blanco, azul, negro, amarillo, rojo, verde, gris, marron;

.Los adjetivos: grande, pequeño, sucio, limpio, bonito.

Активная грамматика: la forma verbal «hay».

Оснащение урока: изображения из тематической папки «La casa»

Начало урока:

. Учитель и ученики приветствуют друг друга.

. Учитель задает тему для беседы: «У каждого из нас есть дом, в котором мы живем, в нем сколько-то комнат, есть мебель и т.д. Все мы разные и дома у нас разные, так давайте сегодня поговорим о них, о наших домах».

Ход урока:

.Учитель раздает ученикам карточки, где нарисованы предметы мебели. На доске записаны слова. Под картинкой каждого предмета написано его название, но некоторые буквы пропущены. Учитель просит заполнить данные пропуски. Упражнение выполняется совместно с учителем, учитель показывает одну из карточек и называет ее, дети отыскивают ее правильное написание на доске и записывают под картинкой. Данное упражнения служит для введения новых лексических единиц, мотивирует на активное восприятие нового материала.

.Затем учитель вешает на доску плакат с изображение дома (рис №!!!) и спрашивает, где находятся обычно в доме изученные из первого задания предметы. После правильного названия детьми на русском языке части дома, в котором находятся перечисленные предметы, учитель записывает на доске испанский вариант.

.Теперь учитель показывает по очереди таблички, а учащиеся отгадывают название предмета, изображенного на картинке. Данное задание подходит для тренировки памяти, отработки новых слов.

.Учитель прикрепляет на доску с помощью магнитов 4-6 карточек с изображением предметов, потом учитель произносит несколько слов и просит назвать лишнюю карточку, которая не была названа. Данное упражнение используется для развития памяти, внимания и для контроля понимания слов со слуха.

.Учитель: «Ребята, а как сказать, что у нас что-то где-то находится?? например в спальне находится стол?» (Дети молчат) - Для этого мы будем использовать глагольную форму «hay»». Затем учитель делит класс на три группы и раздает каждой группе по изображению («la cocina», «el salon»,» el dormitorio») на доске написаны варианты того, как должно начинаться предложение. Каждый учащийся в группе должен по очереди назвать что есть на картинке группы. Например:

En el salon HAY _________.el dormitorio HAY _______.

En la cocina HAY _______.

Данное задание отлично подходит для закрепление и отработки новых слов и структур на уровне предложения.

.Учащимся раздаются чистые листки и карандаши, и предлагается нарисовать свою комнату, и, опираясь на свой рисунок, написать, 5 предметов, которые в ней есть и 5 предметов, которых нет. Данное задание направлено на развитие речевых навыков. Учащиеся использую изученную лексику и грамматические конструкции. (Данное задание так же может являться домашним заданием.)

.Для закрытия серии упражнений, учитель вешает на доску два изображения: одно из них - изображение комнаты Марии (рис №!), а другое - Юлии (рис №!), потом читает или включает аудиозапись:

La casa de Julia: Mi casa esta en el centro de Madrid. En mi habitacion hay tres dormitorios, un salon, una cocina y dos cuartos de baño. El salon es muy grande. En el salon hay un sofa, dos sillones, una mesa y una television. En el cuerto de baño hay una bañera y en el otro una ducha.casa de Maria: Yo vivo en Valencia. En mi casa hay cuarto habitaciones, un cuarto de baño, una cocina y un salon. En el salon hay una mesa y un sofa. Tambien hay un pequeño jardin.

После двухразового прослушивания, учащиеся должны будут определить, где говорилось о комнате Юлии, а где про комнату Марии. Данное задание также направлено на формирование рецептивных речевых умений. Потом учитель задает вопросы: ¿Donde esta la casa de Julia? ¿Donde vive Maria? ¿Cuantas habitaciones hay en la casa de Julia? ¿Que hay en el salon de Maria? etc. Степень развернутости ответов учащихся определяется учителем.

.На домашнее задание учащимся предлагается написать и рассказать о доме своей мечты с обязательной опорой на его изображение (можно нарисовать или принести фотографии). Данное задание направлено на формирование продуктивных речевых умений.

Учитель: «Урок окончен. До свидания».

2.2 Разработка урока для учащихся 9-10 классов

Основная цель: создание положительной мотивации к изучению испанского языка, развитие речевых навыков, посредством вовлечения учащихся в беседу с использованием изобразительной наглядности.

Задачи урока: развитие речевых навыков по теме «Consejos de vestir bien».

Активная лексика: las prendas de ropa, el estilo, el caracter de la persona, colores, los advetivos, etc.

Оснащение урока: изображения из тематической папки «La ropa»

Начало урока:

.Учитель и ученики приветствуют друг друга.

.Учитель задает тему для беседы: «Мы знаем что Bien recibido / Bien vestido / Pero la mejor pieza es una buena cabeza, что это значит? Что такое стиль? Как красиво одеться? Влияет ли то, как мы одеты на нашу работу, настроение, жизнь? Сегодня мы поговорим об одежде».

.Учитель раздает ученикам карточки, где нарисованы 4 человека в разной одежде. Под картинками дан список испанских слов без перевода. Над каждой картинкой написано имя человека. Необходимо подписать и указать стрелочкой на картинке каждый предмет одежды, который одет на этом человеке. Упражнение выполняется совместно с учителем, учитель показывает на одну вещей и произносит: «Maria lleva…», учащиеся отыскивают данное слово в словаре, данном ниже и записывают его, указывая стрелочкой рядом с картинкой. Данное упражнения служит для введения новых лексических единиц, мотивирует на активное восприятие нового материала.

.Затем учитель задает вопросы, а учащиеся, глядя на картинки должны на них ответить:

·что мы носим на голове?

·что ты носим на ногах?

·какую одежду мы носим зимой?

·какую одежду мы носим летом?

·какую одежду девочки / мальчики оденут на пляж?

Данное задание направлено на развитие памяти, внимания, умения понимать значения слов и предложений со слуха, а также умения игнорировать избыточную информацию и группировать данную.

.Теперь учитель вывешивает на доску 3 карточки с изображением людей по-разному одетых и включает аудиозапись или зачитывает текст, где рассказывается как зовут этих людей и что на них одето. Учащимся предлагается угадать о ком и в какой последовательности идет речь.

.Теперь учитель делит класс на небольшие группы по 2-3 человека, выдает одну карточку на группу с изображением нескольких людей на каком-то мероприятии (рис) и предлагает рассказать учащимся, что за мероприятие, как на нем одеты люди.

.Затем учитель показывает учащимся несколько картинок и предлагает прослушать текст «Vestido para ocasion» после этого, учитель задает вопросы (написать вопросы) и затем просит учащихся дать краткий пересказ текста, опираясь на картинки.

.Учитель показывает учащимся несколько картинок и просит объединить их по какому-то признаку и обосновать. (картинки из разных ситуаций)

.Теперь учащимся предлагается прочитать статью из очень модного журнала. про советы как одеваться.

.Учитель показывает картинку человека и текст с его проблемой. (текст написать) и просит учащихся дать несколько советов.

.Учитель показывает классу картину, ученики ее комментируют.

.Учитель предлагает учащимся высказать пару слов на предложенные ниже темы.

Какую роль в нашей жизни занимает одежда?

что в вашем понимании стиль в одежде? какие вы знаете стили?

Встречают по одежке а провожают по уму, так ли это?

Может ли одежда рассказать о человеке? Как?

Может ли одежда повлиять на настроение? Как?

Может ли одежда способствовать приему на работу или наоборот?

Какие советы необходимо соблюдать чтобы одеваться хорошо?

Удобная и красивая одежда это одно и то же?

.После чего учитель предлагает учащимся выбрать любое из понравившихся утверждений и в качестве домашнего задания написать эссе.

Заключение

В заключении необходимо отметить, что использование изобразительной наглядности в процессе обучения иностранным языкам помогает решить многие задачи. Обучаемые получают возможность применить и расширить свои знания на незнакомом аутентичном материале. Когда обучаемые осознают, что они в состоянии понимать иноязычную аутентичную речь, у них повышается мотивация к изучению иностранного языка, позволяет учащимся развить языковую догадку и расширить кругозор.

Также использование изобразительной наглядности на уроках повышает активность учащихся. Важно отметить, что использование изобразительной наглядности является очень важным приемом повышения качества знаний обучаемых и стимулирует их применять свои знания на практике.

Основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе:

.Как известно, целью обучения иностранного языка в школе является формирование межкультурной компетенции учащихся, которая реализуется в способности к речевому общению. Залогом успешной речевой активности учащихся являются использование изобразительной наглядности на уроках испанского языка, в ходе работы с которой учащиеся приобщаются к культуре стран изучаемого языка, а также расширяют знания о культурном наследии всего человечества, что позволяет учащимся принимать активное участие в диалоге культур.

.Использование изобразительной наглядности на уроках ИЯ повышает мотивацию учащихся к учебной деятельности и стимулирует к речевому общению.

.Использование изобразительной наглядности повышает эффективность любого урока ИЯ, как при работе с маленькими детьми, подростками, так и взрослыми студентами.

.Существует огромное количество изобразительной наглядности, которую можно разделить на следующие типы:

) Изображения отдельных людей.

) Изображения сказочных персонажей и животных.

) Изображения отдельных предметов (инструменты, одежда и т.д.).

) Изображения отдельных мест (природные, городские, сельские виды, достопримечательности и т.д.).

) Бытовые и жанровые сценки с людьми в различных местах и жизненных ситуациях.

) Сложные изображения, перегруженные информационными деталями (картины, полотна).

) Карты, схемы, знаки-символы.

) Абстрактные, неоднозначные и просто странные / неоднозначно-трактуемые изображения.

.В практической части нашей курсовой нами были представлены некоторые примеры заданий, направленных на формирование языковых навыков с использованием изобразительной наглядности, включающих семантизацию и отработку новых слов и грамматических структур, а также на формирование рецептивных и продуктивных речевых умений, и помимо этого на формирование социокультурных и гуманитарно - филологических знаний и умений с использованием изобразительной наглядности.

Литература

урок иностранный язык наглядность

1.Баранов С.П. Принципы обучения. Лекции по дидактике. - М. - 1975.

2.Беляев Б.В. Психологический основы усвоения лексики ИЯ. - М. -1964.

3.Бим И.Л. Общая методика обучения иностранным языкам: Хрестоматия. - М.: Просвещение, 1991.

4.Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам. - М.: АРКТИ - ГЛОССА, 2000.

5.Гальскова Н.Д., Никитенко З.Н. Теория и практика обучения иностранным языкам. Начальная школа: Методическое пособие. - М. - 2004.

6.Диск «Применение международных информационных технологий: применение ИКТ в учебном процессе», академия АЙТИ

7.Золотницкая С.П. Дидактические раздаточные материал для работы в парах. - М: Просвещение, 1980.

.Иванова Т.В., Сухова И.А. Теория и методика обучения иностранному языку: Базовый курс лекций. Часть 1. - Уфа: изд-во БГПУ, 2004. - 92 с.

9.Кадочникова Л.М. Выпускная квалификационная работа: Нетрадиционные формы урока. - Шуя: Шуйский гос. пед. ун-т, 2003.

10.Калинин М.И. О воспитании и обучении: Избранные статьи и речи. - М.: Учпедгиз, 1957. - 344 с.

11.Каширский А.В. Реализация принципа наглядности средствами информационных технологий обучения. Статья. - Ульяновского гос. пед. ун-та им. И.Н. Ульянова. - 2010

12.Коменский Я.А. Избранные педагогические сочинения. В 2-х т. Т. 1. - М.: 1982

13.Клементенко А.Д., Миролюбов А.А. Теоретические основы методики обучения ИЯ в средней школе. - М.: Педагогика, 1981.-С. 95.

14.Коджаспирова Г.М. Технические средства обучения и воспитания и методика их использования./ Г.М. Коджаспирова, К.В. Петров - М., 2003.

15.Никитенко З.Н. Обучение иностранным языкам на начальном этапе. // Иностранные языки в школе. - М. -1991.

16.Пассов Е.И., Голдина Е.В. Цели обучения ИЯ. - Воронеж, 2002.

17.Рогова Г.В., Верещагина И.Н. Методика обучения английскому языку на начальном этапе обучения. - М. - 1988.

18.Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: продвинутый курс лекций: Пособие для студентов пед. вузов и учителей. - М. - 2008.-С. 28.

19.Щерба Л.В. Преподавание языков в школе. - М., 2002.

Похожие работы на - Использование изобразительной наглядности на уроках испанского языка

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!