Роль современного российского государства в управлении

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    95,31 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Роль современного российского государства в управлении

Оглавление

Введение

. Роль современного российского государства в управлении

.1 Государственное управление: сущность, основные признаки, цели

.2 Органы государственной власти в современной России

.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности регионов

. Красноярский край в системе государственного управления

.1 Органы государственного управления Красноярского края

.2 Социально-экономическое развитие Красноярского края

.3 Государственная поддержка инвестиционной деятельности в системе государственного управления региональным развитием

Заключение

Список используемой литературы

Глоссарий

Приложения

Введение


Каждое государство располагает определенными природными ресурсами, финансовым капиталом, интеллектуальным потенциалом, и от того, каким образом организовано управление, зависит уровень социально-экономического развития государства. Управление - это практическое, организующее и регулирующие воздействие государства на общественную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на его властную силу.

Среди всех видов управления - государственное управление занимает особое место, что обусловлено наличием мощной государственной власти, распространяющейся на все общество, устанавливающей правовые нормы и использующей механизмы принуждения для обеспечения соблюдения всеми объектами управления установленных правил поведения. В широком смысле организация управления включает государственное устройство, состав всех действующих социальных институтов, органы государственной власти, территориальное устройство. Современное управление территориями основано на концепции активного участия в нем государства не только как государства-регулятора, устанавливающего «правила игры» и реализующего механизм регулирования, но и как государства-собственника в рыночной экономике, его субъекта.

В настоящее время Россия переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ государственного управления, в том числе и регионального.

Подходы к теме исследования представлены в работах: Г.В.Атаманчука, И.А.Василенко, Н.И.Глазуновой, Д.П.Зеркина, В.Г.Игнатова, А.И.Радченко, В.Е.Чиркина и др.

Объектом исследования является: государственное управление.

Предмет: особенности государственного управления в регионе.

Цель работы: изучение роли современного российского государства в управлении.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

изучить теоретические основы государственного управления в современной России;

раскрыть роль государства в управлении инвестиционным развитием региона в новом экономическом пространстве (на примере Красноярского края).

Теоретической и методологической основой являются публикации в прессе, социологические и экономические исследования, монографии, учебная и методическая литература, нормативно-правовые акты Красноярского края, а также ресурсы Интернет.

Структура работы включает в себя: введение, основную часть из двух глав, заключение, список используемых источников и приложения.

1. Роль современного российского государства в управлении

 

.1 Государственное управление: сущность, основные признаки, цели


Государственное управление - исполнительная деятельность по непосредственной практической организации общественных процессов в обществе. Исполнительной деятельностью управление является потому, что направлено на исполнение, претворение в жизнь законов и др. нормативных актов. В процессе осуществления управления его субъекты используют предоставленные распорядительные полномочия, права по принятию односторонних властных актов, которые обязательны к исполнению и охраняются мерами государственного принуждения.

Государственное управление как вид социального управления характеризуется рядом особенностей. Если рассматривать государственное управление в широком смысле слова (буквально как управление делами государства), то его осуществляют все органы государства. Это управление реализуется в следующих формах (видах) деятельности:

законодательная деятельность, осуществляемая представительными органами государственной власти;

исполнительная деятельность, осуществляемая органами исполнительной власти;

правосудие, осуществляемое системой судебной власти. Все эти формы деятельности направлены на осуществление единых целей и задач государства.

Ст.10 Конституции РФ устанавливает, что государственная власть в России осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Государственное управление характеризуется рядом признаков:

в процессе осуществления государственного управления реализуются функции государства в межотраслевых сферах (финансы, налоги, статистика и др.), в социально-политической сфере (оборона, внутренние дела, государственная безопасность, иностранные дела и др.), в социально-культурной сфере (образование, наука, здравоохранение, культура и др.) и в сфере хозяйственной деятельности (промышленность, транспорт, связь, торговля и др.);

государственное управление носит государственно-властный характер;

государственное управление осуществляется специально уполномоченными на то субъектами управления;

государственное управление является организующей деятельностью.

Субъектами государственного управления являются государственные органы, органы местного самоуправления (муниципальные органы), а также общественные и иные негосударственные формирования, наделенные соответствующими полномочиями.

Цель государственного управления - создание оптимальных условий для достижения определенного состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития, является одним из ключевых понятий. В зависимости от того, какая цель реализуется, будут находиться функции государственного управления, определяться структура государственных органов, их компетенция.

В теории государственного управления, целеполагание принято рассматривать «как важнейший системообразующий элемент, исходный, определяющий признак любого управляющего воздействия». Н.И.Глазунова предлагает следующую классификацию целей для государственных органов и системы государственного управления: 1) цели-задания; 2) цели-ориентации; 3) цели самосохранения.

Профессор Ю.Н.Старилов, выделяет следующие цели государственного управления:

социально-экономические цели, т.е. упорядочение общественной жизни и удовлетворение публичных интересов; достижение экономического благосостояния, построение и поддержание определенной системы экономических отношений;

политические цели, т.е. вовлечение в управление всех политических сил в стране, поддержание процессов в обществе и государстве, способствующих совершенствованию государственных и общественных структур, развитию человека;

обеспечительные цели, т.е. обеспечение прав и свобод граждан, законности в обществе, общественного порядка и безопасности, необходимого уровня благосостояния;

организационно-правовые цели, т.е. формирование правовой системы, способствующей реализации основных функций государства и решения его задач при помощи демократических институтов и механизмов правового государства, а также организационно-функциональных образований.

Исходя из вышеизложенного, государственное управление определено как одна из форм деятельности уполномоченных на то субъектов, состоящая в практической организации осуществления его задач и функций, в непосредственном повседневном руководстве социально-политическими, социально-культурными отраслями, хозяйственной и межотраслевыми сферами деятельности на основе и во исполнение законов.

 

.2 Органы государственной власти в современной России


Исследователь Н.И.Глазунова в качестве основных структурных элементов системы государственного управления выделяет следующие подсистемы: институциональная; нормативно-правовая; коммуникативная; функционально-структурная; профессионально-кадровая подсистема; профессионально-культурная; научно-технологическая (Приложение 1).

Важнейший элемент системы государственного управления, характеризующаяся наличием организационно структурированной системы институтов власти и управления на федеральном, региональном и местном уровнях - институциональная подсистема.

Ее основу составляет государственный орган - это учрежденное в установленном порядке образование, выполняющее от имени государства одну или несколько функций, обладающее организационным единством, собственной компетенцией и полномочиями. Главным отличительным признаком государственных органов является наличие у них государственно-властных полномочий.

Система органов государственной власти РФ включает:

федеральные органы государственной власти, вопросы формирования которых находятся в ведении РФ;

органы государственной власти субъектов РФ, система которых устанавливается субъектами самостоятельно в соответствии с Конституцией и ФЗ от 6.10.1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ».

Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ по предметам совместного ведения образуют единую систему исполнительной власти в РФ.

В систему федеральных органов государственной власти входят (ст.11 Конституции РФ): Президент РФ (осуществляет власть главы государства), Федеральное Собрание РФ (Совет Федерации и Государственная Дума - законодательная власть), Правительство РФ (высший орган исполнительной власти), федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы, федеральные суды (судебная власть).

Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории России обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ.

В особую группу государственных органов выделяют: Прокуратура РФ, Центральная избирательная комиссия РФ, Счетная палата РФ, ЦБ РФ, Уполномоченный по правам человека РФ.

Институты государственной власти регионального уровня, - это законодательные (представительные) и исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации (правительства, администрации).

Полномочия региональных органов власти определяет ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ». Они принимают устав субъекта РФ; осуществляют законодательное регулирование по предметам ведения субъекта РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ в пределах полномочий субъекта РФ.

Исполнительная власть в субъектах РФ реализуется администрацией (Правительством), руководство которой осуществляет на принципах единоначалия ее Глава (губернатор, глава администрации, мэр). Глава администрации - это высшее выборное административное должностное лицо, осуществляющее функции и полномочия главы исполнительной власти в системе исполнительных органов государственной власти субъектов Федерации.

Глава исполнительной власти (губернатор, глава администрации) по предметам ведения РФ и совместного ведения РФ и ее субъектов подчиняется Президенту РФ и Правительству РФ. В его компетенцию входит:

определение в соответствии с Уставом субъекта РФ внутренней политики по вопросам исключительных полномочий субъекта Федерации;

представительство интересов субъекта Федерации в Правительстве РФ, федеральных органах исполнительной власти и в отношениях с другими субъектами РФ;

разработка и представление на утверждение законодательного органа субъекта Федерации бюджета, обеспечение его исполнения;

согласование решений об образовании, реорганизации и ликвидации территориальных органов федеральных министров и ведомств, назначении их руководителей;

утверждение структуры органов исполнительной власти субъекта Федерации, назначение и освобождение от должности руководителей отраслевых и территориальных органов субъектов Федерации и др.

Таким образом, наличие единой вертикали исполнительной власти в РФ не исключает разнообразие вариантов организации исполнительной власти в субъектах Федерации. Они отражают специфику деятельности государственной администрации субъектов РФ.

1.3 Государственное регулирование инвестиционной деятельности регионов

государственный управление региональный развитие

В настоящее время, управление территориями и экономикой регионов основано на концепции активного участия в нем государства. И, хотя отделение государства от хозяйственной деятельности ограничило возможности прямого административного контроля субъекта Федерации, Федеральный Центр сохраняет рычаги воздействия на социально-экономическое положение регионов, в виде:

поддержки регионов финансовыми ресурсами;

регулирования развития регионов посредством общенациональных целевых программ;

Как показывает экономическая теория и практика, на начальных этапах формирования рыночной экономики именно государство должно наиболее активно инициировать и поддерживать развитие новых институтов, ликвидацию старых и создание новых организаций, трансформацию отношений собственности, и конечно, заниматься разработкой законодательной базы, проведением налоговой и кредитно-денежной политики, выполнением контролирующих функций. Мировой опыт свидетельствует, что в переходный период именно централизованное управление способствовало успешному завершению реформ. Реалии состояния российской экономики это подтверждают. Именно регион способен обеспечить научно-обоснованную экспертизу реализуемых инвестиционных проектов на предмет их наивысшей социально-экономической значимости и эффективности.

При разработке государственного регулирования инвестиционной деятельности в регионе необходимо целостно представлять объект управления, с учетом закономерностей и развития сложных систем, что предопределяет применение системного подхода.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на базе двух основных принципов: прямого участия в инвестициях; косвенное участия в инвестициях, то есть создания условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе.

Прямое участие в инвестициях осуществляется по принципу: основная часть федеральных средств должна идти на поддержку фундаментальных программ, определяющих решение первоочередных задач стабилизации экономики, затрагивающих народнохозяйственные интересы: оборона, экология, наука, отрасли естественных монополий, то есть те сферы и отрасли экономики, которые не станет финансировать частный инвестор.

Инвестиционной поддержки государства требуют также производства и предприятия, реализующие эффективные программы реконструкции на базе прогрессивных технологий. Другая часть (в основном это средства бюджета территорий), преимущественно должна быть использована на развитие сельского хозяйства, легкой и текстильной промышленности, торговли, на строительство объектов здравоохранения, просвещения, коммунального хозяйства.

Косвенное участие в инвестициях проявляется в создании условий, стимулирующих инвестиционную деятельность в регионе. В качестве экономических методов государственного регулирования инвестиционной деятельности могут использоваться внебюджетные инвестиционные фонды, а также фонды поддержки малых предприятий.

Регулирование инвестиционной деятельности региона представляет собой сложную систему взаимодействия и влияния органов власти и управления региона, правовых институтов и информационно-рекламных структур через соответствующие инструменты воздействия на субъекты рыночной инфраструктуры. Безусловно, условия регулирования вырабатываются на основе законов Российской Федерации, указов Президента, постановлений Правительства РФ и закрепляются, дополняются законодательными актами региона.

2. Красноярский край в системе государственного управления


2.1 Органы государственного управления Красноярского края


Красноярский край образован 1934 году. С 2007 года в состав объединенного Красноярского края вошли Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ и Эвенкийский автономный округ в качестве муниципальных районов. Общая площадь - 2339,7 тыс. км2 (45,7% территории СФО, 13,7% территории РФ). По площади край равен половине европейской части России или всем государствам СНГ (исключая Казахстан), вместе взятым. Протяженность территории с севера на юг - около 3000 км, с запада на восток 1250 км (в северной части) и 650 км (вдоль Транссибирской ж/д магистрали).

Административно-территориальное деление: всего 581 муниципальных образований, из них: муниципальных районов - 44; городских округов - 17; городских поселений - 36; сельских поселений- 484. Всего в Красноярском крае 1763 населенных пункта, из них: городов - 23, рабочих поселков - 35, ПГТ - 1, поселков, не отнесенных к категории рабочих поселков и ПГТ, наделенных статусом городского округа - 2, поселков, не отнесенных к категории рабочих поселков и ПГТ, наделенных статусом городского поселения - 1, сельских населенных пунктов - 1701. Население - 2829,1 тыс. чел. (14,78% населения СФО, 2,04% населения России), в т.ч. городского - 2161,5 тыс. чел., сельского - 667 тыс. чел., по численности населения - 1-е место в СФО, 13-е место в России. Доля городского населения - 75,7%, сельского - 24,3%.

Государственная власть на территории края осуществляется от имени РФ и от имени края в пределах предметов ведения и полномочий, закрепленных Конституцией РФ соответственно за РФ и краем. На территорию края распространяются суверенитет и полномочия Российской Федерации. Федеральные правовые акты, принятые в пределах ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и ее субъектов, имеют прямое действие на территории края. Федеральные органы государственной власти осуществляют свои полномочия на территории края непосредственно или через создаваемые ими территориальные органы.

Вне пределов ведения РФ и полномочий РФ по предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ край обладает всей полнотой государственной власти. В ведении края находится:

а) административно-территориальное устройство края;

б) установление системы органов государственной власти края в соответствии с основами конституционного строя и общими принципами организации представительных и исполнительных органов государственной власти, установленными федеральным законом, порядка их организации и деятельности; формирование органов государственной власти края;

в) имущество, находящееся в государственной собственности края, и управление им;

г) краевой бюджет, краевые налоги и сборы;

д) краевые программы социально-экономического, государственно-политического и иного развития края;

е) внешнеэкономические связи, международные и межрегиональные отношения края;

ж) организация государственной гражданской службы края;

з) бюджетно-финансовая, организационная и иная поддержка территорий края, в особенности территорий, относящихся к районам Крайнего Севера и иные вопросы.

Структура органов государственного управления в условиях федеративного государства отличается по регионам страны. Вместе с тем имеются некоторые общие черты, характерные для всех субъектов Федерации. Органы государственной власти Красноярского края образуются и действуют исходя из единства системы государственной власти РФ, разграничения предметов ведения и полномочий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ на основе принципов верховенства Конституции РФ, ФЗ, Устава и законов Красноярского края, обеспечения прав и свобод человека и гражданина, народовластия, федерализма, парламентаризма, компетентности, ответственности и иных принципов, закрепленных ФЗ и Уставом Красноярского края. Органы государственной власти края формируются краем самостоятельно.

Полномочия органов государственной власти края устанавливаются Конституцией РФ, ФЗ, Уставом края и законами края. Никакой орган государственной власти края не должен осуществлять полномочия, принадлежащие другим органам, за исключением случаев, прямо предусмотренных в ФЗ и Уставе края.

Споры между Законодательным Собранием края и Губернатором края, Законодательным Собранием края и Правительством края о компетенции разрешаются в порядке, предусмотренном Конституцией РФ и ФКЗ.

В систему органов государственной власти Красноярского края входят:

законодательный (представительный) орган государственной власти Красноярского края - Законодательное Собрание Красноярского края;

высшее должностное лицо Красноярского края - Губернатор Красноярского края;

высший орган исполнительной власти Красноярского края - Правительство Красноярского края;

иные органы исполнительной власти Красноярского края;

мировые судьи Красноярского края.

Государственными органами края являются:

Администрация Губернатора Красноярского края;

Избирательная комиссия Красноярского края;

Счетная палата Красноярского края;

Уполномоченный по правам человека в Красноярском крае.

Наглядно формирование государственной власти в крае показано в Приложении 2.

Губернатор края является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края. Полномочиями Губернатора края гражданина РФ наделяет Законодательное Собрание края по представлению Президента РФ. Губернатор края наделяется соответствующими полномочиями на пятилетний срок. Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие в крае, исполнение законов края. Полномочия губернатор Красноярского края представлены в Приложении 3.

Структура органов исполнительной власти края определяется указом Губернатора края с учетом системы органов исполнительной власти края, определенной Уставом Красноярского края и Законом «О Правительстве Красноярского края».

Правительство Красноярского края является высшим постоянно действующим органом исполнительной власти края, обладает общей компетенцией и возглавляет органы исполнительной власти края специальной компетенции, образующие вместе с ним единую систему органов исполнительной власти края. Правительство края обеспечивает исполнение Конституции РФ, федеральных законов и иных нормативных правовых актов РФ, Устава края, законов края, нормативных правовых актов Губернатора края на территории края.

Правительство края разрабатывает и осуществляет меры по обеспечению комплексного социально-экономического развития края в пределах предметов исключительного ведения края, а также участвует в проведении единой в РФ государственной политики в области финансов, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения и иных областях (сферах) государственного управления, находящихся в ведении РФ и совместном ведении РФ и края.

Правительство края принимает меры по реализации политики края на основе направлений этой политики, определяемых Законодательным Собранием края и Губернатором края.

Правительство края осуществляет исполнительно-распорядительные полномочия РФ по предметам ведения РФ и предметам совместного ведения РФ и субъектов РФ, переданные органам государственной власти субъектов РФ федеральными законами.

Часть полномочий Правительства края может быть передана исполнительным органам государственной власти РФ на условиях и в порядке, предусмотренных Конституцией, федеральными законами, Уставом и законами края, а также соглашениями с федеральными органами исполнительной власти, предусмотренными ст. 78 Конституции РФ. Законом края с учетом мнения Правительства края осуществление отдельных полномочий Правительства края может быть передано органам местного самоуправления.

Органы исполнительной власти края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края находятся в подчинении Губернатора края или Правительства края.

Органы исполнительной власти края, подчиненные Правительству края, находятся в ведении Правительства края или министерства края. Органы исполнительной власти края осуществляют свою деятельность на основании положений о них, утверждаемых Правительством края. Органы исполнительной власти края в определенных областях (сферах) государственного управления осуществляют нормативное правовое регулирование, и (или) осуществляют контроль и (или) надзор, и (или) оказывают государственные услуги, и (или) управляют и распоряжаются государственной собственностью, а также в случаях, установленных настоящим Законом, правовыми актами Губернатора края и (или) Правительства края, могут обеспечивать деятельность других органов исполнительной власти края.

Правительство края принимает меры по реализации политики края на основе направлений этой политики, определяемых Законодательным Собранием края и Губернатором края.

Конкурентоспособная экономика, востребованный человеческий капитал, достойное качество жизни в Красноярском крае - вот цели, к которым должны стремиться органы государственной власти и управления края. Первоочередной задачей для как федерального, так и регионального уровня является разумное использование имеющегося потенциала региона.

2.2 Социально-экономическое развитие Красноярского края


Основные итоги социально-экономического развития края в 2011 году в Приложении 4.

Красноярскстат, на заседании Правительства края, представил итоги социально-экономического развития региона за первое полугодие 2012 года, которые характеризуется положительными изменениями. Так, в промышленном производстве рост к соответствующему периоду прошлого года составил 104,9%. Достигнутый показатель выше среднероссийского (103,1%). На рост промышленного производства преимущественно оказал влияние добывающий сектор - 115,9% (Россия - 100,9%). В обрабатывающих производствах края динамика в целом соответствует среднероссийской (край - 103,8%, Россия - 104,5%). В энергетике данные статистики позволяют констатировать сохранение производства на уровне соответствующего периода предыдущего года - 99,8%. В обрабатывающих видах деятельности увеличение выпуска продукции отмечено по 11 из 14 видов обрабатывающих производств, то есть по всем значимым видам деятельности в данной группе производств. В частности, в обработке древесины и производстве изделий из дерева индекс составил 113,7%, в производстве машин и оборудования - 112,3%, в производстве транспортных средств и оборудования - 122,1%. Таким образом, сложившаяся ситуация в промышленном производстве края по итогам 1 полугодия 2012 года в целом соответствует среднероссийской и характеризуется поступательным развитием деятельности предприятий. По большинству видов деятельности сложились устойчивые положительные тенденции, в том числе, с превышением показателей по России. Прежде всего, это касается добычи полезных ископаемых, обработки древесины, производства машин и оборудования.

В животноводческой отрасли отмечается рост производства всех основных видов продукции. В хозяйствах всех категорий в январе-июне 2012 года к соответствующему периоду прошлого года увеличилось производство молока - на 0,6%, скота и птицы на убой - на 8,5%, яиц - на 9,7%.

Рост инвестиций в основной капитал составил 125,4%. Высокий темп и объем инвестиций связан с продолжением реализации ряда крупных проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, металлургии, лесном комплексе, где сосредоточено более 35% инвестиций по краю.

Уровень инфляции на потребительском рынке в июне 2012 года зафиксирован на отметке 103,1% (по отношению к декабрю 2011 года), что ниже аналогичного показателя прошлого года (104,7%).

По состоянию на 1.07.2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости края, составила 24,4 тысяч человек, что на 6,1 тысяч меньше, чем было на начало 2012 года. Среднемесячная начисленная заработная плата в расчете на одного работника в январе - мае 2012 года достигла 27 033,3 рублей и увеличилась к аналогичному периоду 2011 года номинально на 13,4%, реально на 9,1 % (Россия - 25 016 рублей).

Приведенная выше статистика позволяет сделать вывод, что социально-экономическая ситуация в крае в первом полугодии 2012 года по важнейшим направлениям в экономике характеризуется положительными изменениями.

Немаловажную роль в стабилизации экономической ситуации в крае сыграли антикризисные меры (государственная поддержка), которые осуществлялись в форме целевых субсидии предприятиям машиностроения, агропромышленного комплекса, лесной отрасли. Для поддержки строительной отрасли был сохранен госзаказ на строительство жилья и объектов инфраструктуры. Предпринимались также меры по стабилизации ситуации на рынке труда. Все это наряду с реализацией крупных инвестиционных проектов, безусловно, оказало положительное влияние на экономику края. Улучшение деятельности отраслей реального сектора экономики нашло свое отражение и в показателях уровня жизни населения края. Сегодня можно говорить о том, что выбранные приоритеты были объективными, а средства, направленные на поддержку экономики края, потрачены не зря: она не просто устояла, а продолжила развитие. Дополнительным подтверждением того, что экономика края стабилизировалась, стало снижение уровня безработицы.

Таким образом, анализ социально-экономического развития Красноярского края выявил основные тренды развития региона: преодолен спад в промышленном производстве; сохранен на высоком уровне объем инвестиций; приблизился к докризисному уровню объем ввода жилья; снизился уровень безработицы; сохранен статус донора федерального бюджета. Возникли объективные предпосылки для смены направления экономической политики, проводимой правительством края: антикризисные мероприятия замещаются мероприятиями, ориентированными на развитие, модернизацию и стимулирование экономического роста в соответствии со стратегией инновационного развития РФ на период до 2020 г.

Как уже было сказано выше, развитие экономики Красноярского края во многом зависит от инвестиционного климата, притока капиталов и реализации проектов, связанных, в первую очередь, с элементами рыночной инфраструктуры, поэтому, процесс инвестирования в регионе, несомненно, нуждается в управлении.

2.3 Государственная поддержка инвестиционной деятельности в системе государственного управления региональным развитием


Формирование территории сопряжено с дополнительными финансовыми затратами, бремя которых несут как бизнес, так и государство. Красноярский край - один из самых бурно развивающихся регионов России. По уровню инвестиционной активности - регион один из российских лидеров, а по объему привлеченных инвестиций край входит в первую десятку в РФ. Об этом говорят высокие рейтинги инвестиционной привлекательности, присвоенные региону тремя международными рейтинговыми агентствами «Fitch», «Moody's Investor Service» и «Standard & Poor's». Основные факторы, обеспечивающие инвестиционную привлекательность края:

- выгодное географическое положение (непосредственное сообщение с краем, осуществляемое по Северному морскому пути);

крупнейший промышленный потенциал;

наличие значительных запасов природных ресурсов;

наличие правовой базы, поддерживающей инвестиционную деятельность (гарантии прав инвесторов, льготный налоговый режим для инвесторов);

развитая транспортная инфраструктура;

наличие квалифицированных трудовых ресурсов;

наличие дешевых энергоносителей (электроэнергия, нефть, газ).

По оценке специалистов и администрации Красноярского края, наиболее привлекательными отраслями являются: лесная и пищевая промышленность, природно-ресурсный комплекс, транспорт и связь. Кроме того, в Красноярском крае зарегистрировано 31 предприятие с иностранным участием, в т. ч. с участием инвесторов из США, КНДР, КНР, Кипра, Литвы.

Региональная власть в Красноярском крае ведет активную поддержку инвестиционной деятельности: приняты региональные законы и постановления, главная задача которых - создание благоприятной инвестиционной среды. В регионе активно используются механизмы государственно-частного партнерства. Для поддержания инвестиционной деятельности Правительство Красноярского края привлекает к сотрудничеству федеральные институты и различные инструменты стимулирования инвесторов.

В Красноярском крае действует единая система государственной поддержки инвестиционной деятельности предприятий, утвержденная нормативными правовыми актами, которые определяют правовые, организационные и экономические основы инвестиционной деятельности на территории региона, а также устанавливают формы и методы поддержки, защиты прав и законных интересов участников инвестиционной деятельности со стороны органов государственной власти края и органов местного самоуправления.

Обе ветви власти в Красноярском крае, законодательная и исполнительная, ведут активную поддержку инвестиционной деятельности. В регионе принято множество законов и постановлений, главная задача которых - создать на территории края благоприятную инвестиционную среду.

Основным нормативно-правовым актом, регламентирующим оказание государственной поддержки, является Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае». Государственная поддержка инвестиционной деятельности предоставляется в следующих формах:

1.      субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по кредитам, привлеченным на реализацию инвестиционных проектов, и лизинговым платежам;

2.      бюджетные инвестиции в уставный капитал юридических лиц в целях реализации инвестиционных проектов и (или) на строительство объектов, обеспечивающих реализацию инвестиционных проектов, включая разработку проектно-сметной и разрешительной документации;

.        инвестиционные налоговые кредиты по региональным налогам;

.        льготы по налогам.

Кроме того, приняты законы Красноярского края по поддержке развития малого предпринимательства:

«О государственной поддержке малого предпринимательства в Красноярском крае» (предусматривает государственную поддержку субъектов малого предпринимательства в форме предоставления государственных гарантий края; инвестиционных налоговых кредитов; налоговых льгот; льгот по аренде недвижимого имущества; субсидий на возмещение части процентных ставок по кредитам, полученным в российских кредитных организациях на реализацию инвестиционных проектов, и части лизинговых платежей, уплачиваемых лизинговым компаниям по договорам лизинга имущества в целях реализации инвестиционных проектов; льготных кредитов);

«О внесении изменений в статьи 2 и 5 закона края «О налоге на имущество организаций» и «О ставке налога на прибыль организаций, зачисляемого в бюджет края, для отдельных категорий налогоплательщиков» (направлены на снижение налоговой нагрузки для субъектов малого предпринимательства, переходящих в условиях увеличения объемов с упрощенной системы налогообложения на общую).

Принятие решения об инвестировании средств в ту или иную отрасль экономики базируется на подробной комплексной оценке инвестиционной привлекательности отрасли.

В Красноярском крае созданы условия для привлечения инвестиций и разработаны программы инвестиционного развития края, это объясняется, прежде всего, степенью его индустриального развития; его географическим расположением; уровнем развития инфраструктуры, в том числе для инвестиционной деятельности; степенью выгодности разработки полезных ископаемых и т. д.

Базовым положением объединительного процесса является формирование принципиально новых источников финансирования доходной части бюджета Красноярского края. Генерацию дополнительных денежных потоков должны обеспечить крупные инвестиционные проекты. От запуска крупных проектов, выиграет и федеральный бюджет.

Однако федеральная власть может использовать инструмент федерального бюджета и в обратном направлении, направив часть полученных от региона денежных средств обратно в регион в виде финансирования целевых программ, субсидий, субвенций проектов развития.

Действенным методом осуществления активной совместной государственной и региональной политики является целевое финансирование стратегических проектов. Перечень инвестиционных проектов, определяющих экономическую стратегию развития объединенного региона, включает проекты по освоению ресурсной базы и глубокой переработке полезных ископаемых, развитию промышленной, транспортной и социальной инфраструктуры, а также переселение жителей из северных районов и ветхого жилья.

Сегодня в перечень первоочередных инвестиционных проектов в Красноярском крае (Сибирский федеральный округ) при государственной поддержке входят:

.        Комплексное развитие Нижнего Приангарья;

.        Создание портовой особой экономической зоны в Емельяновском районе;

.        Освоение Ванкорского нефтегазового месторождения;

.        Развитие коллаген-хитозановых нанокомплексов (г. Железногорск);

.        Создание федерального центра сердечно-сосудистой хирургии" (г. Красноярск);

.        Строительство схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС;

.        Строительство и реконструкция участков автомобильной дороги М-54 «Енисей»- от Красноярска через Абакан, Кызыл до границы с Монголией.

Наиболее масштабными проектами являются следующие проекты.

         Освоениие Ванкорского нефтяного месторождения. Ежегодные налоги в бюджеты всех уровней от работы Ванкорского месторождения составят 0,8-1,2 млрд. долларов, минимальный доход бюджета Красноярского края от региональной части налога на прибыль по Ванкорскому проекту достигнет 8 млрд. рублей в год. Для освоения этого месторождения понадобится как минимум 5- 6 лет. Ввод в промышленную эксплуатацию Юрубчено-Тохомской группы месторождений. Налоговые поступления только от этих проектов могли бы сделать самодостаточным объединенный регион.

         Освоение Ангаро-Енисейской провинции. К Ангаро-Енисейской провинции относятся 6 районов края: Туруханский, Енисейский, Северо-Енисейский, Кежемский, Богучанский, Мотыгинский, и при этом Лесосибирск, Енисейск, Игарка находятся в краевом подчинении. Традиционно в составе провинции рассматриваются южные районы Эвенкийского АО. Здесь имеются уже осваиваемые в настоящее время природные месторождения (свинцово-цинковое месторождение, бокситы, марганец, уголь, добыча золота и т.д.), стоимость которых оценивается экспертами в 250 млрд. долларов. Помимо полезных ископаемых в этом районе находятся уникальные неосвоенные запасы леса - сырьевая база для строительства нескольких ЦБК и заводов по производству древесных плит.

         Обеспечение новых производств электроэнергией - достройка Богучанского ГЭС. Организация новых крупных производств в Ангаро-Енисейской провинции невозможна без обеспечения их электроэнергией. Поэтому при принятии решений о строительстве там заводов по глубокой переработке лесных ресурсов и других производств особую значимость приобретает достройка Богучанской ГЭС - инфраструктурного объекта, необходимого для развития всей зоны Нижнего Приангарья.

         Организация мультимодального транспортного узла. Организация мультимодального транспортного узла предполагает строительство ряда автомобильных и железнодорожных магистралей. Особая роль в развитии транспортного узла отводится созданию на базе красноярского аэропорта «Емельяново» мультимодального транспортного узла (хаба). Его концепция предусматривает объединение авиационных, автомобильных, железнодорожных перевозок в единый блок, за счет эффективной системы организации транзита грузовых и пассажирских перевозок.

         Социальные проекты - переселения жителей и курортный бизнес. В Красноярском крае действуют две программы переселения: с северных территорий и из ветхого аварийного жилья. Особую актуальность переселение приобрело в связи с процессом объединения, поскольку содержание жителей на северных территориях Таймыра и Эвенкии обходится бюджету объединенного субъекта в 3-10 раз дороже, чем в южных районах Красноярского края. Бюджету экономически выгодно предоставить людям новое жилье, переселив их за несколько сотен километров из ветхого жилья, где зачастую отсутствуют элементарные удобства.

         Создание инновационного кластера в городе Красноярск на базе Сибирского федерального университета и научно-исследовательских и экспериментально-производственных институтов.

Эффективная реализация проектов, повышение диверсификации экономики региона требуют совершенствования механизмов управления этими процессами, работы над такими важнейшими направлениями социально-экономического развития Красноярского края как:

обеспечение стратегического управления, обеспечивающим формирование потенциала устойчивого развития Красноярского края, предполагающим синхронизацию развития различных секторов экономики;

развитие гуманитарных инфраструктур и обеспечение экологической устойчивости;

оптимизация системы управления, обеспечивающей достижение целей долгосрочного развития: повышение качества управления региональными финансами, повышение эффективности бюджетных расходов, внедрение современных инструментов бюджетирования, повышение качества управления муниципальными финансами; повышение эффективности и прозрачности государственного управления в Красноярском крае.

Инвестиционное развитие края, дает возможность стабилизации производства основных видов продукции и их последовательный рост до уровня, обеспечивающего устойчивое финансовое положение организаций. В результате инвестиционных проектов, можно предположить, что благодаря внедрению данных программ в Красноярском крае произойдет:

Завершение процессов финансового оздоровления предприятий.

Повышение инвестиционной привлекательности Красноярского края.

Процесс перехода предприятий на поэтапный процесс, позволяющий повысить их конкурентоспособность на внешнем и внутреннем рынках, за счет рационального использования сырья и материальных ресурсов, значительного повышения производительности труда и реализации других резервов повышения эффективности производства.

Получение экономической выгоды от реализации инвестиционных мероприятий.

Меры государственной поддержки инвестиционных проектов на федеральном и региональном уровнях должны привлечь в регион и частный капитал, который самостоятельно будет реализовывать запуск новых производств и/или модернизацию действующих.

Таким образом, роль государственного управления в современных экономических условиях, сводится к созданию условий динамичного развития территории. Участие государства в управлении регионами заключается, главным образом, в оказание финансовой поддержки различным социально-экономическим программам.

 

Заключение


Таким образом, в данной работе были рассмотрены теоретические аспекты государственного управления в современной России; его целей, принципов и особенностей реализации в развитии регионов.

Вопрос о месте и роли современного государства в управлении обществом является одним из центральных как в теории, так и на практике. Особое место государства в системе общественных институтов определяется тем, что государство - это субъект управления, который обеспечивает организацию и функционирование всех элементов социально-экономической системы. Таким образом, государственное управление - практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу. Выступая как представитель общества в целом, государственное управление устанавливает правила функционирования и взаимодействия других экономических агентов и осуществляет контроль за их соблюдением.

В рыночной экономике государство является единственным субъектом, обладающим законным правом принуждения. Это право реализуется в виде системы санкций, применяемых в случае нарушения действующего законодательства, и, как правило, облекается в законодательную форму. С другой стороны, государство выступает и как равноправный субъект хозяйствования наряду с частными компаниями, поскольку в лице госпредприятий осуществляет производство определенных видов товаров и услуг (в том числе рыночных).

Роль государственного управления развития регионов в настоящее время сводится к созданию условий их динамичного развития. С этой целью, раскрыто состояние экономики, тенденции и направления развития Красноярского края.

Действенным методом осуществления активной совместной государственной и региональной политики в системе управления в регионах, является целевое финансирование стратегических инвестиционных проектов. В Красноярском крае ведется активная работа по созданию объектов физической и финансовой инфраструктуры инновационной системы. Ведутся работы по проектированию Красноярского технопарка. На стадии запуска находится региональный инновационно-технологический бизнес-инкубатор, который будет предоставлять резидентам комплекс услуг, включая пользование центром прототипирования, оснащенным уникальным оборудованием. Ведется активная работа по поддержке перспективных проектов в сфере научной и научно-технической деятельности. Осуществляется государственная поддержка заказных и инициативных инноваций, привлекается финансирование из институтов развития. С целью повышения эффективности управления инновационным развитием региона создан Совет по инновационному развитию Красноярского края при губернаторе.

 

Список используемой литературы


1.      Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).

.        Распоряжение Правительства РФ от 30.11.2006 №1708-р (ред. от 14.12.2011) «Об инвестиционных проектах, реализуемых при государственной поддержке за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации».

.        Указ Президента РФ от 13.05.2000 г. №849 «О полномочном представителе Президента РФ в федеральном округе».

.        Закон Красноярского края от 30.09.2004 № 12-2278 «О государственной поддержке инвестиционной деятельности в Красноярском крае».

.        Закон Красноярского края от 10.07.2008 № 6-1930 «О Правительстве Красноярского края и иных органах исполнительной власти Красноярского края».

.        Алехин Э.В. Государственное регулирование региональной экономики / Э.В.Алехин. - Пенза: ПГУ, 2011. - 225 с.

.        Атаманчук Г.В. Государственное управление (организационно-функциональные вопросы): учеб. пособ / Г.В.Атаманчук. - М.: Экономика, 2000. - 302 с.

.        Глазунова Н.И. Система государственного управления: Учебник для вузов / Н.И.Глазунова. - М.: Юнити-Дана, 2006. - 560 с.

.        Голощапов Р.В. Государственное управление: Учебное пособие / Р.В.Голощапов, А.Г.Пятков. - Хабаровск: ДВАГС, 2005. - 183 с.

.        Добрынин Н.М. Государственное управление: Теория и практика. Учебник. Т. 2 / Н.М.Добрынин; Науч. ред. А.Н.Митин. - Новосибирск: Наука, 2010. - 519 с.

.        Красноярский край. Территория развития. Инвестиционный паспорт 2011-2012. - Красноярск, 2011. - 32 с.

.        Охотский Е.В. Государственное управление в современной России: учебно-методический комплекс / Е.В.Охотский. - М.: МГИМО (У) МИД России, 2008. - 548 с.

.        Романов В.Н. Система государственного и муниципального управления: учеб. пос. / В.Н.Романов, В.В.Кузнецов. - Ульяновск: УлГТУ, 2008. -153 с.

.        Старилов Ю.Н. Курс общего административного права / Ю.Н.Старилов. - М.: Норма, 2002. - 600 с.

.        Чиркин В.Е. Государственное управление. Элементарный курс / В.Е.Чиркин. - М.: ЮРИСТЪ, 2001. - 320 с.

Глоссарий


Государственное управление - практическое, организующее и регулирующее воздействие государства (через систему своих структур) на общественную и частную жизнедеятельность людей в целях её упорядочения, сохранения или преобразования, опирающееся на властную силу.

Государственное управление в широком смысловом значении - целостная сфера деятельности государственной власти, всех её ветвей, органов, должностных лиц, т.е. реализация государственной власти во всех её формах и методах. Государственное управление в узком, специальном значении означает управленческую деятельность должностных лиц и органов исполнительной власти.

Государственные органы - это совокупность всех субъектов государственно-управленческой деятельности, включая субъекты государственной власти, а также органы государственного управления, которые создаются как рабочий механизм представительной, исполнительной и судебной власти.

Государственный аппарат - рациональная организация, состоящая из государственных служащих, наделённая властными полномочиями и необходимыми средствами (включая материальные) для осуществления в пределах своей компетенции определённых функций и задач.

Государственный орган (синонимы: орган государства, орган государственной власти) представляет собой отдельный, относительно самостоятельный элемент организационной системы, созданной государством для осуществления его целей и функций.

Методы государственного управления - это официальные способы властного воздействия государственных органов на процессы общественного и государственного развития, на деятельность государственных структур и конкретных должностных лиц в пределах их компетенции и в установленном порядке.

Объект государственного управления - общество в целом или его отдельные группы, общественно-политические, экономические, культурные и прочие организации, их деятельность, на которые оказывается управленческое воздействие.

Субъект управления - государственные институты - организации специальных групп людей, наделенные необходимыми для управленческих действий властными полномочиями и действующие от имени общества и каждого гражданина на основе установленных правовых норм.

Функции государственного управления - это реальные, целенаправленные, регулирующие, контролирующие и др. воздействия, влияния на управляемые явления.

Цель государственного управления заключается в создании оптимальных условий достижения определенного уровня состояния общества и государства в соответствии с намеченными перспективами их развития.

 

Приложения


Приложение 1

Государственное управление как система

(Н.И. Глазунова)

Основные структурные элементы системы государственного управления: институциональная; нормативно-правовая; коммуникативная; функционально-структурная; профессионально-кадровая подсистема; профессионально-культурная; научно-технологическая.

Нормативно-правовая подсистема - это сложная система с собственными элементами, важнейшими из которых являются: совокупность правовых норм и требований, регулирующих организацию и порядок деятельности органов государственной власти и управления, а также совокупность норм и методов правового воздействия государственных органов на общественную среду.

Коммуникативная подсистема определяет управленческие отношения, официальные (юридически урегулированные) и неофициальные (деловые и неформальные) связи субъектов управления между собой по горизонтали и вертикали, их взаимодействие с общественными институтами, организациями, гражданами, т.е. такая коммуникация, без которой нормальное функционирование системы государственного управления невозможно.

Функционально-структурная подсистема это функциональная структура системы органов государственного управления, различающихся в управленческих функциях по предмету, содержанию, способу и объему воздействия.

Функциональная структура системы государственного управления дает представление о форме государственного устройства, уровне централизации и децентрализации, развитости местного самоуправления, характере и объеме самоуправляющихся механизмов, т.е. общую картину предметно-деятельностного управляющего воздействия органов власти различного уровня.

Функционально-структурный анализ позволяет, выявить набор функций, которые государственный орган правомочен осуществлять, установить, какие структурные подразделения реализуют эти функции, насколько функциональное и структурное построение соответствуют друг другу; а на этой основе - обнаружить и исключить дублирование общественно необходимых функций в различных органах, несоответствие функциям внутреннего организационно-структурного строения госоргана, предложить методику организационных изменений.

Профессионально-кадровая подсистема определяет в качестве одного из наиболее важных элементов системы государственного управления наличие в институтах власти и управления квалифицированных, профессиональных кадров, способных правильно и своевременно использовать нормативно-правовые установки, достижения науки в практической функционально-управленческой деятельности.

Профессионально-культурная подсистема характеризует профессиональную культуру управленцев как важную составляющую системы государственного управления. Культура управленцев это субъективный фактор управления, определенное слияние интеллекта и действий. Это совокупность и характер профессиональных знаний, образцов административной этики, социально-политических ценностей и правовых норм, исторического опыта и современных гуманистических ориентаций, а также реальное поведение их носителей. Уровень профессиональной культуры управленцев определяет их способность адекватно реагировать на происходящие изменения в экономике, социальной, культурной сферах и при этом обеспечивать устойчивость в управлении, управленческую преемственность, не уничтожать оправдавшие себя традиции в управлении, учитывать положительный и негативный опыт предыдущих и осуществляемых ныне реформ.

Сущность научно-технологической подсистемы заключается в том, что научная проработка и современная технологизация государственного управления позволят избежать стихийности и хаотичности в управлении, придать ему характер целеустремленности и динамичности, обеспечить высокий уровень управленческой эффективности. Именно наука в форме теоретических положений, рекомендаций и выводов дает возможность субъектам государственного управления рационально и правильно учитывать объективные законы природы и общества в процессе организации и выполнения социально значимых проектов экономики и социальной сферы. Необходимым компонентом и одновременно условием достижения системой государственного управления целостности, организованности является теория государственного управления - комплексное систематизированное знание о методах и закономерностях управляющего воздействия государственных институтов на общество.

Приложение 2

Формирование государственной власти в Красноярском крае



Приложение 3

Губернатор Красноярского края и его полномочия

В соответствии с Уставом Красноярского края, принятым Законодательным Собранием Красноярского края 5 июня 2008 года,

Губернатор Красноярского края является высшим должностным лицом края и возглавляет исполнительную власть края.

Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие в крае, исполнение законов края.

Полномочиями Губернатора края на пятилетний срок гражданина Российской Федерации наделяет Законодательное Собрание края по представлению Президента Российской Федерации.


Губернатор вступает в должность в торжественной обстановке в присутствии депутатов Законодательного Собрания края, представителей органов местного самоуправления и общественности и произносит текст присяги:

«Клянусь при осуществлении полномочий Губернатора Красноярского края соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав Красноярского края и законы Красноярского края, уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, защищать интересы жителей Красноярского края, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, приложить все свои силы и знания на благо Красноярского края».

Деятельность Губернатора края обеспечивает защиту прав и свобод граждан, единства и территориальной целостности, статуса края, социально-экономическое развитие края, политическую стабильность и согласие в крае, исполнение законов края.

Губернатор края определяет совместно с Законодательным Собранием края основные направления экономической и социальной политики в крае, стратегию взаимодействия с органами государственной власти Российской Федерации, международного и межрегионального сотрудничества края; обеспечивает координацию деятельности органов исполнительной власти края с иными органами государственной власти края; в соответствии с законодательством Российской Федерации организует взаимодействие органов исполнительной власти края с федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами, органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями.

Губернатор края при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, настоящий Устав и законы края, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

Организационное, материально-техническое, консультационное и экспертное обеспечение полномочий Губернатора края осуществляет Администрация Губернатора края.

Полномочия Губернатора края

В соответствии с Уставом Красноярского края, Губернатор Красноярского края:

а) представляет край в отношениях с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти других субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, а также при осуществлении внешнеэкономических связей, подписывает при этом договоры и соглашения от имени края;

б) принимает решение о досрочном прекращении полномочий Законодательного Собрания края по основаниям и в порядке, предусмотренным федеральным законом;

в) обнародует либо отклоняет законы, принятые Законодательным Собранием края, в предусмотренном настоящим Уставом и законами края порядке;

г) осуществляет правовое регулирование по вопросам, отнесенным к его компетенции федеральными законами, настоящим Уставом, законами края;

д) определяет структуру органов исполнительной власти края с учетом системы органов исполнительной власти края, определенной настоящим Уставом и законами края;

е) формирует Правительство края в соответствии с настоящим Уставом и законами края, принимает решение об отставке Правительства края;

ж) формирует Администрацию Губернатора края;

з) назначает на должность и освобождает от должности первых заместителей Губернатора края, заместителей Губернатора края, руководителей иных органов исполнительной власти края, а также иных должностных лиц в случаях, предусмотренных федеральными законами, законами края

и) руководит органами исполнительной власти края, подчиненными Губернатору края в соответствии со структурой органов исполнительной власти края;

к) вправе отменять правовые акты Правительства края, иных органов исполнительной власти края или приостанавливать их действие с указанием мотивов (обоснованием) принятого решения;

л) вправе отозвать проект закона края, внесенный в Законодательное Собрание края Правительством края;

м) назначает члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации - представителя от Правительства края - в порядке, предусмотренном федеральным законом;

н) назначает половину членов Избирательной комиссии края с правом решающего голоса в порядке, установленном федеральным законом и законом края;

о) назначает и отзывает представителей края при органах государственной власти Российской Федерации, в субъектах Российской Федерации, в иностранных государствах и при международных организациях после проведения консультаций с Законодательным Собранием края;

п) представляет в Законодательное Собрание края ежегодный доклад о положении дел в крае;

р) обращается в Конституционный Суд Российской Федерации от имени органов исполнительной власти края в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

с) вправе требовать созыва внеочередного заседания Законодательного Собрания края;

т) представляет Законодательному Собранию края программы социально-экономического развития края и отчеты об их исполнении;

у) награждает наградами и присваивает почетные звания края в соответствии с законом края;

ф) создает постоянные и временные комиссии, советы и другие консультативные и совещательные органы при Губернаторе края;

х) использует согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти края, органами исполнительной власти края и органами местного самоуправления, партиями, движениями и иными общественными объединениями, предприятиями и иными организациями;

ц) принимает правовой акт об отрешении от должности главы муниципального образования или главы местной администрации, вносит в Законодательное Собрание края проект закона края о роспуске представительного органа муниципального образования в случаях и порядке, предусмотренных федеральным законом;

ч) осуществляет иные полномочия, отнесенные к компетенции высшего должностного лица субъекта Российской Федерации федеральными законами, настоящим Уставом и законами края.

Полномочия, принадлежащие Губернатору края, осуществляются им лично. Губернатор края вправе под свою ответственность передать первым заместителям Губернатора края осуществление отдельных полномочий.

Губернатор края при осуществлении своих полномочий обязан соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные законы, Устав края и законы края, а также исполнять указы Президента Российской Федерации и постановления Правительства Российской Федерации.

В случае, когда Губернатор края временно (в связи с болезнью или отпуском) не может исполнять свои обязанности, их исполняет первый заместитель Губернатора края, определенный Губернатором края. Временно исполняющий обязанности Губернатора края не имеет права:

а) распускать Законодательное Собрание края;

б) вносить предложения об изменении положений настоящего Устава или принятии нового Устава края;

в) назначать на должность и освобождать от должности первого заместителя Губернатора края, заместителей Губернатора края, заместителей председателя Правительства края (за исключением случаев освобождения по собственному желанию соответствующего должностного лица);

г) осуществлять полномочия, предусмотренные подпунктами «д», «м» пункта 3 статьи 90 Устава Красноярского края.

Законодательное Собрание края вправе выразить недоверие Губернатору края в случаях, предусмотренных федеральным законом. Решение Законодательного Собрания края о недоверии Губернатору края принимается голосами не менее двух третей от общего установленного числа депутатов по инициативе не менее одной трети от этого числа в порядке, предусмотренном федеральным законом. Процедура принятия этого решения в части, не урегулированной федеральным законом, регламентируется законом края или Регламентом Законодательного Собрания края. Решение об отрешении Губернатора края от должности на основании решения Законодательного Собрания края о недоверии Губернатору края принимается Президентом Российской Федерации.

В целях обеспечения исполнения полномочий Губернатора края могут учреждаться должности полномочных представителей Губернатора края.

Губернатор края использует печать Губернатора края с изображением герба края, а также иные официальные символы государственной власти в соответствии с федеральными законами и законами края.

Приложение 4

Основные итоги социально-экономического развития края в 2011 году

В целом можно отметить, что в 2011 году сохранились положительные тенденции изменения основных показателей экономики края, которые сформировались по итогам 2010 года.

В результате всех изменений в экономике края, в 2011 году валовой региональный продукт по оценке впервые превысил 1 трлн. рублей и составил 1121 млрд. рублей (в 2010 году - 998,1 млрд. руб.).

В крае отмечается рост в производственной сфере. Индекс промышленного производства по итогам 2011 года составил 101,2% при показателе в среднем по России - 104,7%. По итогам 2010 года - в условиях восстановления деятельности предприятий после кризиса, в крае наблюдался более значительный рост промышленного производства - 107,2% к уровню 2009 года.

Основным фактором роста промышленного производства в текущем году стало увеличение добычи топливно-энергетических полезных ископаемых, главным образом, в результате реализации проекта освоения Ванкорского нефтегазового месторождения.

На Ванкорском месторождении в 2011 году добыто 15 млн. тонн нефти или на 17,5% больше чем в 2010 году (2010 год - 12,7 млн. тонн).

Также возросла добыча газа природного - на 1,7% (2,2 млрд.куб.м.), руд и песков драгоценных металлов - на 6,8%, производство концентрата свинцово-цинкового - на 57,4%, концентрата железорудного - на 16,9% процента.

Добыча угля в 2011 году на 2,1% ниже аналогичного периода прошлого года (составила 40,1 млн.тонн), что обусловлено спросом предприятий энергетики. В 2010 году в условиях холодной зимы и дополнительных нагрузок на тепловые станции, было добыто 41 млн. тонн угля (111,1% к 2009 году).

На общем показателе промышленного производства по итогам 2011 года сказался спад в энергетике (индекс производства - 93%). Причиной спада послужило снижение нагрузки на краевые станции в условиях ввода в эксплуатацию гидроагрегатов Саяно-Шушенской ГЭС (в 2010 году краевые станции заменяли аварийную ГЭС в энергосистеме) и теплой зимы 2010-2011 года. В 2010 году отмечалось увеличение объемов производства в энергетике (103,6%).

Положительная тенденция в обрабатывающих производствах наметилась в 2010 году - рост составил 102,5%, в 2011 году объемы сложились на уровне 100,4% к 2010 году (в среднем по России - 106,5%). При этом, опережающий рост производства демонстрируют большинство обрабатывающих производств - пищевая промышленность (102,1%), промышленность стройматериалов (113,0%), целлюлозно-бумажное производство, издательская и полиграфическая деятельность (112,7%), производство машин и оборудования (109,7%), производство транспортных средств и оборудования (112,9%). В этих видах деятельности рост происходит на фоне повышения экономической активности в потребляющих отраслях и потребительского спроса.

Небольшое отклонение от уровня 2010 года сложилось вследствие сокращения производства меди, кобальта в связи со снижением содержания металлов в добываемой руде.

Если говорить о динамике промышленного производства в крае за последние три года - 2009-2011 годы, то объем производства в крае вырос на 6,5% относительно докризисного 2008 года. Для сравнения, по России в целом рост производства к уровню 2008 года - на 2,7%.

Следует отметить результаты работы сельского хозяйства края. В сопоставимой оценке объем продукции в хозяйствах всех категорий составил 100,8% к 2010 году (Россия - 122,1%).

Более высокий показатель по России за 2011 год сложился после значительного спада в отрасли в 2010 году (88,1% к 2009 году), в крае в этот период сохранилась более стабильная ситуация (96,1%).

При этом край лидирует в отрасли растениеводства - третий год подряд в крае получен высокий урожай зерновых - 2,4 млн. тонн (в весе после доработки), что на 13,9% выше уровня 2010 года. Урожайность на гектар восьмой год подряд является наивысшей среди регионов Сибирского федерального округа (23,7 ц/га). Этому немало способствует государственная поддержка этой отрасли.

Увеличилось производство основных видов продукции животноводства: молока - на 2,5%, производство скота и птицы на убой - на 2,6%, яиц - на 1,2%.

В 2011 году в крае введено 1047,1 тыс. кв. метра общей площади жилых домов, или 106,0% к соответствующему периоду 2010 года (Россия - 106,6%). По объему ввода жилья край приблизился к докризисному 2008 году, когда было введено 1101,6 тыс. кв.м.

В этом есть и заметная роль государственного заказа - в рамках краевых программ продолжалась реализация мер по переселению жителей севера края в районы с более благоприятным климатом. Велась активная работа по обеспечению жильем льготных категорий граждан, в том числе ветеранов ВОВ. Улучшались жилищные условия молодых семей и специалистов в сельской местности.

Положительное влияние на ситуацию в экономике края в 2011 году, как и в предыдущем - 2010 году, оказывает реализация крупных инвестиционных проектов.

Всего в 2011 году организациями края использовано 303,9 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Темп роста инвестиций составил 113,2% к 2010 году (Россия - 108,3%). За период с 2006 года по 2011 год инвестиции в экономику края в сопоставимых ценах увеличились в 2,8 раза (по России - в 1,5 раза). Высокий темп роста и высокий объем инвестиций связаны с продолжением реализации ряда крупных проектов в области энергетики, добычи полезных ископаемых, металлургии, лесном комплексе.

Кроме Ванкорского проекта, крупнейшим проектом в крае по-прежнему является проект «Нижнее Приангарье». Его реализация идет в соответствии с утвержденным графиком. 10 ноября прошлого года состоялось открытие моста через реку Ангара в Богучанском районе. Ведутся заключительные работы по вводу в эксплуатацию в 1-м квартале 2012 года 1-й очереди схемы выдачи мощности Богучанской ГЭС, состоящей из 5 объектов. Кроме того, в 2012 году планируется завершить строительство железнодорожной ветки Карабула-Ярки.

В течение года продолжалось активное строительство производственных объектов за счет средств частных инвесторов - Богучанской ГЭС, алюминиевого завода, лесоперерабатывающего комплекса. В текущем году ожидаются первые экономически значимые результаты проекта - планируется запуск первых гидроагрегатов и получение первой электроэнергии Богучанской ГЭС. В следующем, 2013 году, начнет производить продукцию алюминиевый завод.

Инфляция на потребительском рынке в крае по итогам 2011 года сложилась на среднероссийском уровне и составила 106,1% (по отношению к декабрю 2010 года). Сложившийся показатель инфляции в крае ниже показателя 2010 года (107,9%) и среднего уровня инфляции, сложившегося в регионах СФО (106,3%). По итогам 2011 года в крае зафиксирован самый низкий за последние 20 лет уровень инфляции.

В 2011 году существенно снижен уровень безработицы. По состоянию на 31.12.2011 этот показатель составил 1,9% (30,5 тыс. человек) к численности экономически активного населения (Россия - 1,7%). Достигнутый показатель уровня безработицы ниже среднего показателя по СФО (2,0%) и является самым низким в период с 2005 года, даже в докризисном 2008 году он составлял 2,3%.Это достигнуто в результате целенаправленной 3-х летней работы Правительства края, которая включала мероприятия по поддержке инвестиционных проектов, развитию предпринимательства, собственно мероприятия по трудоустройству граждан.

В 2011 году среднемесячная заработная плата увеличилась - номинально на 11,1% к 2010 году, реально - на 3,3% (Россия - на 13,0% и 4,2%) и составила 25828,4 рубля (Россия - 23693 руб.). По уровню среднемесячной заработной платы край традиционно продолжает сохранять первое место среди субъектов Сибирского федерального округа и превышает ее величину в среднем по России. При этом, необходимо отметить ежегодный устойчивый рост заработной платы в крае после кризиса. Справочно: в 2010 году номинальный темп составил- 114,7%, реальный темп составил 107,7% (Россия - 105,2%).

Среднедушевые денежные доходы по краю 2011 году составили 19833,1 рублей и увеличились номинально на 9,9%, реально - на 2,2% к 2010 году (Россия - 20712 рублей, рост на 9,7% и 1,2%).

Положительная динамика доходов населения по итогам года отмечается в крае в результате роста заработной платы в реальном секторе экономики, оживления кредитного рынка, а также принятых решений по увеличению зарплаты работникам бюджетной сферы.

Похожие работы на - Роль современного российского государства в управлении

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!