Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    147,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-10
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ

Оглавление

 

Введение

Глава 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

.1 Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ

.2 Типичные свойства личности совершающей преступление предусмотренного ст. 229.1 УК РФ      

.3 Типичные способы и средства сокрытия преступления

.4 Типичные следы, условия и обстановка совершения преступления

Глава 2. Взаимодействие правоохранительных органов России по предупреждению и при расследовании дел о контрабанде

.1 Понятие, принципы и основные направления взаимодействия субъектов предупреждения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ

.2 Координация взаимодействия правоохранительных органов, осуществляющих противодействие контрабанде наркотических средств и психотропных веществ

Заключение

Список использованной литературы

 

Введение


Контрабанда наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими и психотропными веществами, характеризуется высокой степенью организованности и технической оснащенностью, наличием международных связей.

Анализ криминологической характеристики состава контрабанды наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, а также личности преступника, причин и условий совершения данных противоправных деяний позволит построить эффективную систему целенаправленной профилактической работы в данной сфере.

Все эти обстоятельства обуславливают актуальность темы курсовой работы и необходимость подробного изучения признаков состава преступления, предусмотренного ст. 229.1 УК РФ.

Цель исследования является всесторонний анализ преступлений. Выявление проблемных вопросов в данной сфере и разработке мер, направленных на их разрешение.

Объектом исследования выступают общественные отношения, возникающие в связи с незаконным оборотом наркотических и психотропных веществ и их прекурсоров, и пути по их решению.

Предметом исследования являются нормативно-правовые акты, регулирующие ответственность за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотиков, материалы судебной практики и статистики.

Глава 1. Криминалистическая характеристика контрабанды

 

.1 Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ


Контрабанда любых наркотических средств, психотропных веществ, их прекурсоров или аналогов, растений либо их частей, содержащих наркотические средства, психотропные вещества или их прекурсоры, является питательной средой для международного терроризма, средством осуществления незаконных операций с наркотическими и психотропными веществами, можно охарактеризовать высокой степенью организованности и технической оснащенностью, наличием международных связей.

В деле успешного расследования этого вида контрабанды большое значение имеет криминалистическая характеристика названного преступления.

Одним из признаков такой характеристики, от установления которого в ходе расследования в первую очередь зависит правильная квалификация контрабанды, является принадлежность к наркотическим средствам или психотропным веществам, незаконно перемещаемых или перемещенных через таможенную границу РТ предметов (в твердом, порошкообразном или жидкостном состоянии).

В практике правоохранительных органов не придается должного значения существенной разнице между понятием «наркотики» и «наркотические средства», тем более, что Закон РТ от 10.12.99г. «О наркотических средствах, психотропных веществах и прекурсорах» указывает лишь на последние, не упоминая вообще термин «наркотики». В медицине под «наркотическими средствами» понимаются различные лекарственные препараты, оказывающие болеутоляющее воздействие либо полное обезболивание при болезнях, травмах или хирургических операциях.

«Чистые» наркотики (гашиш, марихуана, кокаин, героин и т.д.) не являются лекарственными средствами и применяются не в медицинских целях, поскольку вызывают эйфорию, психическое и физическое чувство удовлетворения и наслаждения, галлюцинации и т.п. Применение их даже в небольших дозах, как правило, приводит к практически неизлечимому заболеванию - наркомании.

Поэтому в конвенции ООН 1988 года «О борьбе против оборота наркотических средств и психотропных веществ» наркотики выделены в отдельную группу. Четкое знание этого аспекта позволит следователю при расследовании контрабанды выявить и истинную цель незаконного перемещения наркотического средства, ибо при установлении такого перемещения, скажем, гашиша, марихуаны или сырья для их изготовления (индийская конопля, опийный мак) виновный не может сослаться на то, что перемещал это в целях лечения, о чем он может заявить при перемещении лекарственных медицинских наркотических препаратов (кодеин и др.).

Что касается психотропных веществ, то их характерной особенностью является оказание существенного влияния на психические функции человека, в связи с чем они могут применяться исключительно в лечебных целях для коррекции и восстановления нормального психического состояния человека.

Также МККН указывает - «Для обеспечения эффективного контроля необходимо обновлять «Зеленый список», поскольку фармацевтическая промышленность часто начинает производить новые препараты психотропных веществ и снимает с производства старые препараты. С этой целью МККН поддерживает базу данных, содержащую перечень таких препаратов. Правительствам убедительно предлагается уведомлять МККН о любых добавлениях, изъятиях или поправках, которых требует настоящий список»

Одним из элементов криминалистической характеристики контрабанды наркотических средств и психотропных веществ являются сведения о личности контрабандиста, типичных способах сокрытия от таможенного контроля названных предметов при незаконном перемещении через таможенную границу РТ и способах обнаружения. Научный анализ и обобщение данных по уголовным делам этой категории, расследованным правоохранительными органами РТ за 2009г., позволяет сделать вывод о том, что в большинстве случаев субъектом этого преступления являлись неработающие, либо имеющие низкий материальный доход, либо употребляющие наркотики.

По данным отчета за 2009г. УНП ООН в Таджикистане градация по возрастным критериям и социальному статусу преступников совершивших преступления связанных с перевозкой и контрабандой наркотических средств выглядит следующим образом:

• в возрасте от 18 до 30 лет - 27,7 %;

• в возрасте от 30 лет и выше - 72,2 %;

• ни учатся и ни работают - 96%

• женщин и девушек - 6 %.

Основными методами обнаружения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ, выработанных практикой правоохранительных органов, являются:

анализ и использование информации, полученной от компетентных органов иностранных государств и РТ;

наблюдение при осуществлении таможенного досмотра;

наружное наблюдение за пассажиропотоком;

применение технических средств таможенного контроля;

использование служебных собак, специально натренированных на обнаружение наркотических средств и психотропных веществ по их запаху.

Вышеизложенным далеко не исчерпывается криминалистическая характеристика контрабанды, так как следственная практика выявляет все новые способы ее совершения, о чем необходимо широко информировать ученых правоведов и работников правоохранительных органов с целью совершенствования методики расследования этого тяжкого вида преступлений.

Анализ генезиса, динамики и сегодняшнего состояния преступной активности, связанной с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, позволяет заключить, что в последнее время наряду с экстенсивным развитием этой преступной деятельности (увеличением объема перемещаемых через таможенную границу указанных предметов, ростом количества незаконных трансграничных операций) происходят серьезные качественные изменения в криминальной среде.

Специалистами констатируется заметное повышение преступного профессионализма, выражающееся в постоянной модернизации способов совершения преступлений и адекватном их применении, в тщательном планировании криминальной деятельности и грамотных действиях по реализации преступных замыслов, в эффективном противодействии правоохранительным органам. Не подлежит сомнению, что наркоконтрабанда в большинстве случаев по методам подготовки, совершения и сокрытия давно уже далека от примитивизма. Технический прогресс и, прежде всего, широкое внедрение современных информационных технологий, развитие компьютерной техники и средств коммуникации, увы, объективно способствуют развитию не только легальной, но и теневой экономики, в структуре которой одно из центральных мест занимает наркобизнес.

Представляется, что на со временном эта обязательным условием для достижения определенных успехов в области противодействия криминальным проявлениям в сфере наркобизнеса, имеющим выраженный интеллектуальный и одновременно агрессивный характер, является обладание прочными системными знаниями о данной преступной деятельности.

В этой системе на ряду с правовыми (прежде всего, уголовно-правовыми и уголовно-процессуальными) и криминологическими знаниями, одно из центральных мест должны занимать криминалистические знания о закономерностях механизма наркоконтрабанды, о свойствах и особенностях ее субъектов, о признаках предмета (наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров), о специфике способов подготовки, совершения и сокрытия данной разновидности преступлений, о факторах, способствующих и, наоборот, препятствующих их совершению и определяющих выбор этих способов, и т.д. Короче говоря, не обходимо проникнуть в криминалистическую сущность рассматриваемой преступной деятельности, собрать максимум достоверной информации о ней, так как эффективно бороться можно только с тем криминальным явлением, которое досконально изучено.

Реалии сегодняшнего дня заставили как теоретических, так и практических работников по-новому взглянуть на проблему трансграничных криминальных операций с психоактивными веществами и их прекурсорами. После официального признания ее одной из наиболее серьезных проблем, изменения всей концепции противодействия наркотизму, обновления нормативно-правовой базы, регулирующей отношения в сфере оборота контролируемых веществ и борьбы с их незаконным оборотом, многократно увеличилось количество проводимых научных исследований и изданных работ по данной тематике. Но, как уже отмечалось автором, криминалистическая характеристика наркоконтрабанды так и не была составлена.

Составляющий содержание криминалистической характеристики комплекс сведений об уголовно наказуемых деяниях приобретает методическое значение лишь в тех случаях, когда в нем отражены связи и зависимости, проявляющиеся в преступной деятельности. Тогда и только тогда мы можем получить обоснованный ориентир для выдвижения следственных версий, организации оперативно-розыскных мероприятий, определения направления поиска и т.п. В противном случае криминалистическая характеристика лишается всякого смысла, поскольку сводится к повторению общеизвестных истин.

Таким образом, в методологическом аспекте вопрос системности криминалистической характеристики освещен достаточно хорошо и научные подходы к ее составлению в общем и целом определены. Однако анализ предложенных различными авторами криминалистических характеристик наркопреступлений приводит к заключению, что изложенные методологические посылки в большинстве работ не получили никакого развития. В лучшем случае в них отражаются некоторые функциональные связи между способами совершения данных посягательств и оставляемыми следами. Реже показывается зависимость примененного способа совершения преступления от свойств личности преступника. Обычно же элементы криминалистической характеристики между собой не связаны. В частности, авторы просто перечисляют различные места совершения и даже не пытаются проследить, как выбор места зависит от времени, способа, личности виновного и т.д. Результаты таких исследований представляют собой обычный набор неупорядоченных или мало упорядоченных сведений, в который подчас включается даже информация, никак не относящаяся к выявлению, предупреждению, пресечению, расследованию и раскрытию преступлений данного вида (например, информация об отмывании теневых доходов, по лученных в ходе не законных операций с наркотиками). Как жестко, но справедливо подметил профессор Р. С. Белкин, "...Это вполне понятно: легче описывать элементы характеристики, да еще по собственной схеме, чем заниматься трудоемким процессом выявления корреляционных зависимостей между элементами".

 

1.2 Типичные свойства личности совершающей преступление предусмотренного ст. 229.1 УК РФ


К числу основных элементов криминологической характеристики контрабанды наркотиков относится личность преступника. Личность преступника - криминологическое понятие, используемое для изучения причин преступления. Поэтому в понятие личности преступника должны включаться криминологически значимые свойства, т.е. такие особенности личности, которые в совокупности с иными обстоятельствами обусловили совершение преступления. Изучение личности преступника должно позволить выявить ее свойства, которые могут быть объектом профилактического воздействия, а также социальные условия, в которых сформировались данные свойства.

Личность преступника - это типовое понятие, характеризующее человека, совершившего преступление под влиянием наличия в нем биологически исходных и социально приобретенных психологических качеств и черт характера, носящего негативный, явно криминогенный оттенок.

Социально-демографическая характеристика личности преступника включает свойства, связанные с полом, возрастом, образованием, гражданством, социальной принадлежностью, материальным положением, принадлежностью к этническим группам.

В наркобизнес втянуты практически все слои общества, поэтому нарисовать обобщенный образ контрабандиста почти невозможно. Это совершенно разные люди и по возрасту, и по интеллекту, и по опыту.

Контрабандисты, как показывает практика, не прибегают к особым ухищрениям для сокрытия наркотиков. Их легко можно провезти через границу, спрятав на теле или в багаже. Это лишний раз подтверждает то, что данный вид незаконного бизнеса приобрел массовый характер.

В распространение наркотиков вовлечены в качестве курьеров и мелких дилеров рядовые граждане, в основном женщины, так как вызывают меньше подозрений.

В результате анализа расследованных транспортной прокуратурой РД уголовных дел о контрабанде наркотиков, предусмотренных ч. 2 ст. 188 УК РФ (уголовное дело № 2792 по обвинению Ахмедханова А.А., уголовное дело № 27914 по обвинению Хамутецкой З.Д., уголовное дело № 27934 по обвинению Исламова Р.Д., уголовное дело № 37902 по обвинению Шевченко Н.Е., уголовное дело № 37934 по обвинению Маслюка В.В., уголовное дело № 17969 по обвинению Рагимовой Р.А. и др.), можно прийти к следующему выводу.

По указанным уголовным делам преступления совершены группой лиц. Предварительно эти лица договаривались о незаконном перемещении через ТПП «ЯрагКазмаляр» наркотических средств на территорию Республики Азербайджан, о месте и времени возврата названного предмета контрабанды, а также о вознаграждении за совершение противоправного действия. При этом размер вознаграждения за перемещение через таможенную границу Российской Федерации наркотических средств составлял от 25000 до 38500 рублей. По изученным уголовным делам, к уголовной ответственности привлечены только лица, непосредственно осуществившие контрабанду наркотических средств. В то же время ни одно из лиц, во владении и распоряжении которых находились наркотические средства и по указанию которых совершались преступления (по вышеназванным уголовным делам ими являлись мужчины по именам, соответственно, «Магомед», «Сабир», «Азиз», «Шамиль», «Амир»), в ходе расследования уголовных дел не установлено, в связи с чем в отношении этих лиц уголовные дела выделены в отдельное производство. По истечении двухмесячного срока производство предварительного следствия по данным уголовным делам приостановлено на основании п. 1 ч. 1 ст.208 УПК РФ за неустановлением лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого.

Необходимо отметить, что расследование по выделенным в отдельное производство уголовным делам проводится поверхностно и бессистемно.

Об этом, бесспорно, свидетельствуют следующие обстоятельства. К уголовным делам приобщены только поручения органу дознания о проведении оперативных мероприятий, а также формальные, можно сказать, трафаретные ответы о проделанной работе, в результате которой установить виновное лицо не представилось возможным.

Исследуя криминологическую характеристику контрабанды наркотиков, нами было проанализировано более 50 уголовных дел и более 30 приговоров.

Анализируя уголовные дела по признакам контрабанды наркотиков, мы пришли к выводу, что субъектом преступлений в данной области являются, как правило, неработающие лица со средним и средним специальным образованием. Их отличает довольно низкий интеллектуальный уровень. В основном данные лица - это жители приграничных городов. Совершение преступления является результатом общего неуважения к закону, отсутствия согласия с правовыми требованиями в силу их незнания или в результате неусвоения требований правовых норм. Поэтому-то основными регуляторами правомерного поведения, по мнению самих осужденных, являются: страх наказания и боязнь нежелательных последствий.

 

.3 Типичные способы и средства сокрытия преступления


Процесс подготовки товарной продукции к экспортной отправке можно условно разделить на ряд стадий, на которых возможно вложение в груз контрабандных наркотиков и прекурсоров. Поэтому каждая из этих стадий должна учитываться в аналитической оценке грузовых коммерческих перевозок на предмет выявления возможной контрабанды наркотиков.

. Производство товара за рубежом. Возможна закладка контрабанды в товарную продукцию, изготавливаемую юридическими и физическими лицами, находящимися на территории зарубежного государства, и предназначенную для экспортных поставок.

. Хранение, упаковка и подготовка товара к отправке. В этот период производится концентрация изготовленной продукции в определенном месте, ее окончательная предэкспортная подготовка, переупаковка и маркировка, упаковка в специализированную транспортную тару или загрузка в контейнеры. Следует иметь в виду, что на этой стадии подготовки продукции к ней имеют свободный доступ отдельные категории рабочих и служащих: грузчики, рабочие складов, водители.

. Внутренняя наземная транспортировка. До тех пор, пока груз не будет помещен в транспортное средство или контейнер, в которых будет осуществлена его международная отправка, и они не заперты и не опечатаны, водитель транспортного средства, а также иные лица, сопровождающие товар, имеют к нему свободный доступ.

. Хранение и подготовка продукции к экспортной отправке в условиях воздушного или морского порта, железнодорожной станции. Во время хранения доступ имеют сотрудники склада, а также представители перевозчика.

. Погрузка на борт транспортного средства перевозчика. На этой стадии свободный доступ имеют рабочие, осуществляющие перемещение груза со склада и его загрузку на борт. Эти рабочие могут быть как персоналом фирмы перевозчика, так и нанятыми по временному контракту.

Критерии, на которые должны обращать внимание сотрудники таможенных органов (для оценки грузовых коммерческих перевозок в целях выявления признаков возможной контрабанды наркотиков или прекурсоров при проведении предварительной аналитической работы):

1.  Данные в отношении грузоотправителя или производителя.

Основные вопросы для оценки факторов риска: Существует ли зарубежный производитель? Имеются ли сведения о возможной причастности производителя или отправителя к контрабанде наркотиков или нелегальному обороту химических веществ?

2.  Данные о грузовых экспедиторах.

Основной вопросы для оценки факторов риска: Имеются ли сведения о возможной причастности конкретных перевозчиков к имевшим ранее фактам выявления и задержания контрабанды наркотиков и прекурсоров?

. Особенности географического расположения зарубежных внешнеторговых партнеров. Необходимо определить, не расположен ли производитель в странах «группы риска».

Основной вопросы для оценки факторов риска: Имеются ли ориентировки о возможной контрабанде наркотиков или их прекурсоров из страны, откуда экспортируется товар или в которой расположены порты отгрузки экспортного товара?

. Логическая обоснованность маршрута транспортировки. Необходимо оценить, насколько обоснован маршрут с учетом логической целесообразности и экономической выгоды. Для этого целесообразно проверить возможное существование более прямых, коротких и выгодных маршрутов. Сложные маршруты должны вызывать к себе внимание сотрудников таможенной службы.

Основные вопросы для оценки факторов риска: Не проходит ли маршрут транспортировки через страны-источники прекурсоров или производителей наркотиков? Не является ли страна - производитель наркотиков конечной точкой транспортировки коммерческих товаров или участком их транзитной транспортировки?

Основные критерии для оценки грузовых коммерческих перевозок в целях выявления признаков возможной контрабанды наркотиков или прекурсоров при проведении общего осмотра груза:

. Внешние особенности упаковки. Необходимо обратить внимание на фактическое состояние упаковок груза, оценить соответствие его основных физических параметров (масса, объем) сведениям о них в документах.

Основные вопросы для оценки факторов риска: Имеются ли сведения или ориентировки о возможном использовании данных типов и видов упаковки к имевшим ранее место фактам выявления и задержания контрабанды наркотиков в перевозимых грузах? Обращает ли на себя внимание конструкция и способ упаковки коммерческого товара какими-либо необычными деталями? Не вызывает ли подозрения какие-либо признаки и детали внешней упаковки, которые могут свидетельствовать о возможной несанкционированной переупаковке груза? Не обращает ли на себя внимание присутствие какого-либо сильного постороннего запаха или избыточного запаха парфюмерных средств, ароматизаторов, нафталина?

. Сопроводительная информация на упаковке.

Основные вопросы для оценки факторов риска: Не присутствуют ли на внешней упаковке какие-либо отличительные признаки: нестандартная маркировка, дополнительные метки или иные отличительные особенности, которые отсутствуют на упаковках аналогичного груза? Имеются ли в таможенной службе ориентировки о возможной контрабанде наркотиков в грузах с указанной маркировкой? Имеется ли на внешней стороне упаковки полностью оформленный упаковочный лист или спецификация на данный груз? Имеет ли данный груз на внешней стороне упаковки какие-либо предупредительные надписи, ограничивающие возможность проведения досмотра, например «Герметичная упаковка», «хрупкий товар», «предмет антиквариата» либо другие?

. Особенности нахождения груза в месте его хранения по прибытию. При проведении оценки факторов риска необходимо оценить необоснованный излишний интерес к грузу со стороны получателя.

Основные вопросы для оценки факторов риска: Не отмечены и необычные особенности в отношении места складирования данного груза, не проявляется ли со стороны обслуживающего персонала необычный, повышенный интерес к отдельным местам груза? Не отмечаются ли необычное затягивание времени для представления данной партии груза прохождению процедуры таможенного оформления?

Выявление ухищрений при незаконном перемещении через таможенную границу прекурсоров

Несмотря на то, что нелегальные покупатели, связанные с производством наркотиков, постоянно меняют источники снабжения, варьируют методы закупки и транспортировки прекурсоров, можно вы делить некоторые основные приемы, которые используются довольно часто:

Данное физическое лицо и выступает в качестве официального покупателя. Покупка партии химических веществ оплачивается наличными деньгами с тем, чтобы оставить меньше следов своей сделки. Данное подставное физическое лицо не имеет окончательного адреса, по которому следует доставить груз химических реактивов: практика показывает, что нелегальные покупатели дают этому подставному лицу инструкции на отправку груза определенному посреднику (брокеру) для дальнейшей транспортировки.

. Форма оплаты наличными деньгами. Дело в том, что оплата наличными деньгами как за покупку партии химических веществ, так и за их транспортировку, по мнению нелегальных покупателей, является методом ухода от «бумажного следа», который может вывести к банковским счетам нелегальных организаций и, как следствие, их адресам.

Примечательно, что использование наличных денег является довольно распространенным признаком лиц, причастных к незаконным операциям с наркотиками: как показывает практика деятельности таможенных служб во многих странах мира, курьеры, перевозящие контрабанду наркотиков, также всегда производят оплату билета наличными деньгами.

. Использование подставного юридического лица. Для этих целей может быть создана и зарегистрирована фирма или иная коммерческая структура, которая будет выступать в роли покупателя или получателя химической продукции. Этот прием очень эффективен при условии, если поставщик химической продукции не способен или не желает добросовестно проверить легальность заказчика перед заключением договора купли-продажи. Далее действия по нелегальной транспортировке прекурсоров осуществляются согласно схеме, описанной в пункте 1. После выполнения своей роли такая фирма быстро ликвидируется.

Кроме того, в правоохранительной практике часто отмечается использование при покупке и транспортировке химикатов фиктивных фирм и их адресов.

. Искажение маркировки груза химических продуктов и недостоверное их декларирование. В большинстве случаев, особенно при транзитном перемещении, вносятся искажения в маркировку груза, которая не соответствует реальному наличию химических соединений с одновременным заполнением сопроводительных документов, как правило, без использования химических наименований перевозимых веществ. Такие действия осуществляются в целях избежания выявления контролируемых веществ, при перевозке которых через таможенную границу требуется наличие соответствующих разрешений. В этих целях могут использоваться такие наименования товара, как: «отвердитель краски»; «безопасные химикаты»; «чистящий растворитель»; «фармацевтическая жидкость»; «корректирующая жидкость»: «удобрения»; «фотореактивы»; «эфирно-миндальное масло» и другие.

Так, например, ацетон может быть задекларирован как «промышленный растворитель», «средство для чистки окон», «разбавитель краски», «средство для удаления лака» и другими аналогичными наименованиями, не отражающими химический состав продукта.

В ряде случаев используются многочисленные синонимы и торговые наименования. Это значительно затрудняет контроль за перемещением химических грузов, так как требуется про ведение идентификации перевозимого химического вещества.

. Особенности маршрута и способа перевозки груза контролируемых химических веществ. При любой коммерческой операции товар, приобретенный в одной стране, доставляется к месту своего получения в другой стране наиболее коротким, прямым маршрутом, при минимальном количестве возможных посредников. Такой принцип обеспечивает минимальные транспортные издержки.

В то же время использование экономически необоснованного сложного маршрута через дополнительные промежуточные пункты, с использованием ненужных посредников указывает на то, что получатель имеет иные цели, не связанные с экономической выгодой. Нелегальные покупатели химической продукции используют такую транспортировку помимо целей, указанных в предыдущем пункте, также для того, чтобы осуществить доставку через территорию стран с менее жестким таможенным режимом контроля, а также для осуществления переадресовки груза в промежуточном транзитном пункте.

. Сокрытие грузов химических веществ от таможенного контроля, перемещение грузов в обход таможенных постов, используя неохраняемые участки границы, использование других приемов и способов контрабанды. Наиболее часто нелегальные покупатели осуществляют сокрытие контейнеров с контролируемыми химическими веществами среди контейнеров с другим грузом, особенно среди не контролируемых веществ со сходными внешними признаками.

. Приобретение небольших количеств химикатов. Нелегальные производители наркотиков могут многократно закупать малые количества химических веществ и транспортировать их малыми партиями. Эта схема затрудняет контроль за перемещением грузов и особо не привлекает внимания к их перемещению, объясняя потребность в химикатах легальными «бытовыми» интересами.

 

.4 Типичные следы, условия и обстановка совершения преступления


К техническим средствам поиска и обнаружения наркотических веществ, применяемым на практике российскими таможенными органам в процессе борьбы с контрабандой наркотиков, в первую очередь относятся следующие технические средства: набор досмотровых щупов «Трость» и комплекты досмотровых зеркал, предназначенные для выполнения таможенного досмотра труднодоступных мест в транспортных средствах и грузах, малогабаритный комплекс видеодосмотровой техники «Альфа-4А-2», позволяющий вести досмотр скрытых полостей и труднодоступных мест при помощи видеокамеры с инфракрасной подсветкой и просматривать изображение на малогабаритном мониторе, расположенном на специальном жилете. Для обнаружения наркотических и взрывчатых веществ, другой контрабанды, находящейся внутри различных предметов без их вскрытия и демонтажа, предназначен портативный детектор контрабанды К-910В, входящий в комплект приборов "Buster" фирмы "SAS" (США). Данный прибор эффективно работает на принципе измерения плотности вещества и в случае ее изменения сигнализирует об этом.

Высокой эффективностью при досмотре транспортных средств и грузов обладают отечественные переносные рентгеновские системы: портативный рентгенотелевизионный комплекс "Шмель-240ТВ", сканер ручной рентгеновский скрытых полостей "Ватсон". Сканер предназначен для обнаружения вложений в оптически непрозрачных и скрытых полостях, таких как двери, сиденья, бензобаки, колеса, стенки кузовов автотранспорта, полки и внутренние перегородки пассажирских железнодорожных вагонов и т.п.

Однако, несмотря на наличие большого количества технических средств, способных облегчить работу по выявлению случаев контрабанды наркотиков, использование этих средств на практике ограничивается их высокой стоимостью. К примеру, переносной газоанализатор "SABRE 2000" стоит 45 000$. В виду этого основными ТСТК, используемыми под разделениями борьбы с контрабандой наркотиков (БКН), являются спрей-тесты для определения наркотиков, наборы досмотровых зеркал и досмотровых щупов, ручные рентгеновские сканеры скрытых полостей "Ватсон". В плане технического оснащения подразделения БКН обеспечены менее чем на 50 %.

Отсутствие эффективных технических средств для дистанционного поиска и обнаружения наркотических веществ отрицательно сказывается на оперативно-розыскной и контрольной деятельности таможенных органов. Поэтому остро стоит вопрос по созданию новой техники.

Обзор методов идентификации наркотических средств, психотропных веществ, сильнодействующих лекарственных средств

При предварительной и экспертной идентификации применяются следующие методы исследования.

Рентгеновский контроль наркотических веществ позволяет просвечивать объект рентгеновскими лучами, в результате на цветном экране рентгеноаппарата наблюдаемые органические вещества имеют, как правило, оранжевый цвет. Обнаружение в контролируемом объекте органических веществ позволяет таможенному инспектору принять решение о необходимости ручного досмотра этого объекта. В настоящее время в качестве технического средства таможенного контроля применяются рентгеноаппараты различных фирм - производителей.

В настоящее время для предварительного выявления наркотических и сильнодействующих веществ различные фирмы выпускают наборы экспресс тестов, отличающиеся как по составу, так и способу применения - аэрозольные, капельные, ампулированные и т.д.

Качественные химические реакции целесообразно проводить на этапе предварительной идентификации наркотических средств. Для выявления алкалоидов опия и амфетаминов наиболее удобен реактив Maрки (раствор формальдегида в концентрированной серной кислоте), окрашивающий все алкалоиды опия и ацетилированного опия в фиолетовый цвет (исключением является тебаин, окрашиваемый в желтый цвет); амфетамины окрашиваются более разнообразно - от желтого цвета для ДОБ до сине-черного для МДА. Многие лекарственные средства также окрашиваются реактивом Марки в аналогичные цвета. Положительный тест качественных химических реакций не является основанием для окончательной идентификации наркотических средств. Разнообразные экспресс - тесты позволяют применить метод цветных реакций внелабораторных условий.

Для предварительной идентификации марихуаны применяют аэрозоли «Саnnаbisрrау» № 1 и № 2 с тест-бумагой № 530 производства Швейцарии, упакованные в серую коробку. Для этого берут полосу тест-бумаги, снимают с нее защитный слой и на липкую поверхность наносят исследуемый порошок. Прилипший порошок опрыскивают из аэрозольного баллончика № 1, затем через 15 секунд опрыскивают из аэрозольного баллончика № 2. Красное окрашивание бумаги является положительной реакцией на марихуану. Тест эффективный и надежный.

Для предварительной идентификации героина и кокаина применяют аэрозоли «Hero-Sol» и «Соса- Test» с тест - бумагой № 790 производства Швейцарии, упакованные в фиолетовую коробку. Для этого берут полосу тест - бумаги, снимают с нее защитный слой и на липкую поверхность наносят исследуемый порошок. Прилипший порошок опрыскивают из соответствующего аэрозольного баллончика. Фиолетовое окрашивание бумаги является положительной реакцией на героин; бирюзовое окрашивание бумаги является положительной реакцией на кокаин.

Тестовый комплект COCA-TEST (Германия) позволяет обнаруживать и идентифицировать кокаин и некоторые другие наркотические вещества, схожие по структуре с кокаином. Комплект COCA-TEST может быть использован как для непосредственной идентификации наркотических веществ, так и для того, чтобы обнаруживать остатки наркотических веществ на поверхностях различных предметов.

Таможенное управление США использует другой тип набора для выявления различных наркотических веществ и контролируемых субстанций в полевых условиях. Одноразовые контейнеры - «наркомешочки» предназначены для идентификации опиумных алкалоидов, кокаиновых продуктов, барбитуратов, амфетаминов, ТНС - продуктов (марихуаны, гашиша и т.п.). Каждый контейнер содержит инструкцию по применению и образец эталонного цвета на случай положительной реакции. Проверяемая проба помещается в определенный мешочек, и после разрушения ампул с реагентами в указанной на этикетке последовательности определяют цвет продуктов реакции.

Отечественные тесты одноразового использования «Сигма» предназначены для предварительной идентификации марихуаны, гашиша, гашишного масла, морфина, кодеина, героина, кокаина, амфетаминов, промедола, барбитуратов, лизергиновой кислоты. Содержащиеся в стандартном чемоданчике-дипломате тесты «Сигма» представляют собой пластмассовые контейнеры со съемным стаканчиком для анализируемого вещества. Каждый контейнер содержит химические реагенты и растворители, требующиеся для цветной реакции с характерными соединениями конкретного наркотического или психотропного средства. Каждый контейнер содержит инструкцию по применению и образец эталонного цвета на случай положительной реакции. К недостаткам этого набора относится отсутствие указаний о сроке хранения тестов. На практике установлено, что набор тестов «Сигма» позволяет идентифицировать наркотические средства конопли, эфедрин и псевдоэфедрин, барбитураты и часто не идентифицирует остальные заявленные средства, что связано, вероятно, с истечением срока годности.

К экспресс - тестам относят также комплекты «Политест», «Наркотест» и «Наркоспектр». Так, комплект тестов «Наркотест» предназначен для определения морфина, героина, кодеина, промедола, амфетаминов, барбитуратов, кокаина, эфедрина, псевдоэфедрина, ЛСД-25, конопли, гашиша, марихуаны, маковой соломки, опия. С помощью комплекта тестов «Наркоспер - М1» можно определить маковую солому, опий и его водные растворы, траву эфедры, марихуану, гашиш.

В настоящее время одним из наиболее совершенных комплектов экспресс - тестов для выявления и идентификации наркотических и сильнодействующих веществ является комплект НАРКОЦВЕТ.

Комплект НАРКОЦВЕТ предназначен для анализа твердых и жидких объектов, в которых подозревается наличие наркотических и сильнодействующих веществ, и в наибольшей степени отвечает требованиям, предъявляемым к экспресс - тестам для определения указанных веществ во внелабораторных условиях.

В комплект «Наркоцвет» входят:

тест "Наркоцвет - Б" для обнаружения опийных алкалоидов, кокаина гидрохлорида, кокаина основания, КРЭК, барбитуратов, эфедрина, метаквалона, димедрола, амфетаминов, апрофена, циклодола, метадона, трамала, мескалина, ЛСД, морфина, героина, фенциклидина, кодеина, амизила, промедола;

тест "Наркоцвет - М 1" для обнаружения наркотических веществ в растительных материалах (солома мака, опий и его водные растворы, трава эфедры, марихуана, гашиш);

тест "Наркоцвет - М 2" для обнаружения лекарственных форм бупренорфина (ампулы, таблетки).

пакет с нейтрализатором.

Оценка цвета продуктов химических реакций производится после помещения всех пробоотборников с отобранными объектами в полиэтиленовые насадки соответствующих ампул и выдерживания их в течение минуты. После этого через 10-20 секунд сравнивается цвет растворе в каждой ампуле с цветом, нанесенным в цветовых ячейках под каждой ампулой. В нижней (свободной) ячейке отмечается номер цветовой ячейки, которая наиболее совпадает с цветом раствора в ампуле. Если цвет раствора в ампуле не совпадает ни с одним из цветов в цветовых ячейках, то в свободной ячейке ставится прочерк.

После этого сравниваются цифры записанного кода с цифрами в соответственных ячейках таблицы на обороте вкладыша. Сравнение следует проводить только по цифрам, расположенным в светлых ячейках таблицы. Если цифра записанного кода попадает на темную ячейку таблицы, то эта цифра записанного кода в расчет не принимается и условно может считаться прочерком. Совпадение цифр записанного кода с одним из наборов цифр в светлых ячейках на обороте вкладыша указывает на вероятное наличие в исследуемой пробе наркотического вещества, соответствующего данному коду.

В связи с тем, что исследуемые образцы могут содержать различные примеси, в некоторых ампулах при проведении реакции возможно искажение цветовых оттенков по сравнению с теми, которые должны давать те или иные наркотические вещества. В этом случае определить какое именно вещество находится в пробе затруднительно, однако с достаточной степенью вероятности можно говорить о том, что в исследуемой пробе присутствует одно из нескольких, наиболее близких по коду, наркотических веществ.

Комплекты реагентов NIK фирмы БэнтонДикенсон (США) предназначены для идентификации наркотиков и включают от 5 до 15 тестов в зависимости от конкретного заказа потребителя. Реагенты помещены в пакеты из пластика. Полный набор тестов позволяет проводить идентификацию следующих объектов: опиаты (героин, морфин), амфетамины, барбитураты, ЛСД, каннабиноиды, кокаин, метадон, фенциклидин, метаквалон, пентазоцин, пропоксифен, эфедрин, диазепам, димедрол, метедрин, диэтилтритамины.

Наиболее часто набор NIK используется в составе 6 тестов:

А - для тестирования алкалоидов, опия, героина, амфетаминов;

Б - для тестирования опия, алкалоидов, героина;

С - для тестирования препаратов барбитуровой кислоты;- для тестирования ЛСД;

Е - для тестирования марихуаны, гашиша;- для тестирования кокаина, КРЭК и свободного основания кокаина.

Химические реактивы запаяны в ампулы, размещаемые в небольших пакетах из прозрачного прочного пластика. Проба исследуемого вещества вносится в пакет, затем ампулы раздавливаются, и производится реакция по выявлению наркотиков. На пакетике нанесены цветные метки для определения результатов анализа. Наборы тестов упакованы в чемоданах - укладках. Количество различных тестов в укладках может быть от 20 до 130 штук. В укладке есть схема анализа и краткая инструкция по работе с тестом.

Набор тестов "НАРКО - 2" (Россия) аналогичен наборам тестов NIK. С помощью этого набора выявляются: амфетамины и его производные, героин, кодеин, морфин, ЛСД, марихуана и гашиш, кокаин, барбитураты. Набор, размещённый в пластиковом портфеле, включает по 10 штук каждого из 10 тестов (на амфетамины и его производные - 20 шт.), а также схему и краткую инструкцию по работе с набором.

В комплекте тестов ПОЛИТЕСТ-1 (Россия), предназначенном для выявления и идентификации опия, героина, марихуаны и гашиша, ампулы упакованы в полиэтиленовые пеналы с прозрачными реакционными контейнерами. Однако эти тесты широкого распространения не получили по-видимому из-за больших габаритов и сравнительно небольшого числа определяемых наркотических веществ.

Комплект «НАРКОСПЕКТР» позволяет проводить исследования так называемых просыпанных наркотиков, например, на полу, на одежде и т. п.

Этот комплект оказался единственным комплектом, способным правильноидентифицировать как наркотические средства такие объекты, как "коричневый" кокаин - недавно появившийся в незаконном обороте наркотик, специально обработанный для затруднения его обнаружения химическими тестами, или фенциклидин на табаке, марихуане или траве петрушки. Чувствительности комплекта достаточно даже для определения остатков инъекционных растворов бупренорфина на стенках ампул. Тесты, входящие в основной комплект «НАРКОСПЕКТР» расположены таким образом:

1-4 тесты являются универсальными, позволяющими судить о химических свойствах веществ и частично, о их строении. Присутствие данных тестов необходимо при проведении скрининга.

5-7 тесты специфичные, позволяющие судить или о специфических свойствах веществ или о принадлежности к конкретной группе веществ.

Селективность химических реактивов проверялась на более чем 280 субстанциях лекарственных веществ и таблетированных форм. В результате была показана хорошая работоспособность комплекта для выявления наркотических средств.

Среди проблем таможенного контроля наркотиков в России наиболее важными являются: создание и внедрение новых средств для поиска и обнаружения наркотических веществ, оснащение подразделений, ведущих борьбу с контрабандой наркотиков, современными методами и техническими средствами диагностики и идентификации наркотиков, укрепление их хорошо подготовленными кадрами, а также разработка единой номенклатуры наркотических и сильнодействующих средств, создание их эталонных коллекций.

наркотический контрабанда психотропный правоохранительный

Глава 2. Взаимодействие правоохранительных органов России по предупреждению и при расследовании дел о контрабанде

 

.1 Понятие, принципы и основные направления взаимодействия субъектов предупреждения контрабанды наркотических средств и психотропных веществ


Таможенными органами РФ в Московской области было выявлено: за 2009 году - 51 попытка наркотических средств и психотропных веществ общей массой 33 кг, а также 4,5 тонны прекурсоров; за 2010 год - 62 попытки общей массой 20,4 кг наркотических и психотропных веществ и 2805,5 таблеток лекарственных препаратов, содержащих наркотические и психотропные вещества; за 2011 год было выявлено более 61 случаев, общей массой более 4,2 кг наркотических средств и 1700 таблеток. В таблице 1 приведен анализ случаев выявления контрабанды наркотических средств и психотропных веществ за 2009 - 2011 годы.

Таблица 1 - Анализ случаев выявления контрабанды наркотических средств и психотропных веществ таможенными органами РФ за 2009 - 2011 годы


2009 год

2010 год

2011 год

Отклонения

Темп роста, %





2010 к 2009 году

2011 к 2010 году

2011 к 2009 году

2010 к 2009 году

2011 к 2010 году

2011 к 2009 году

количество случаев выявления контрабанды

51

62

61

-1

10

121,57

98,39

119,61

общая масса изъятых наркотиков

33

20,4

4,2

-12,6

-16,2

-28,8

61,82

20,59

12,73

По таблице можно сказать, что:

–  количество случаев выявления контрабанды наркотиков в 2010 году увеличилось по сравнению с 2009 годом на 11 случаев или на 21, 57 %, однако общая масса выявленных наркотиков в 2010 году на 12,6 кг или 38,18 % меньше;

–       количество случаев выявления контрабанды наркотиков в 2011 году по сравнению с 2010 годом уменьшилось на 1 случай или на 1,61 %, общая масса выявленных наркотиков уменьшилась на 79,41 %;

–       количество случаев выявления контрабанды наркотиков в 2011 году по сравнению с 2009 годом увеличилось на 10 случаев или на 19,61 %, однако если сравнивать общую массу выявленных наркотических средств, то она уменьшилась на 87,27 %.

Таким образом, мы видим, что за последние два года количество случаев выявления наркотиков таможенными органами не уменьшилось, но уменьшился их общий вес.

Рисунок 1 - Диаграмма количества изъятых «тяжелых наркотиков» таможенными органами РФ за 2009 -2011 года

Поскольку проблема незаконного оборота наркотиков носит масштабный характер, то для борьбы с ней правоохранительные органы должны взаимодействовать. Только во взаимодействии с иными правоохранительными органами можно выявить каналы поставок наркотиков.

Так, в апреле 2012 года в результате совместной спецоперации правоохранительных органов России, Беларуси и Литвы на таможенном посту в районе населенного пункта Дмитров Московской области за контрабанду крупной партии наркотиков были задержаны два литовских гражданина. В автомашине «Фольксваген Поло», в специально оборудованном тайнике, злоумышленники перевозили 27,1 кг гашиша и около килограмма кокаина. По данному факту возбуждено два уголовных дела «за контрабанду наркотиков в особо крупном размере» и «сбыт наркотиков в крупном размере». На протяжении последних лет неуклонно увеличивается число перекрытых каналов поставок наркотиков в республику из-за границы, а также их транзитных перевозок: 2009 г. - 16, 2010г. - 32, 2011г. - 43 (Рисунок 2). Занимаются этим криминальным бизнесом, как правило, международные организованные преступные группы с использованием сложных схем, курьеров и транспорта с тайниками.

Рисунок 2 - Количества перекрытых каналов поставок наркотиков

Кроме того, таможенными во взаимодействии с МВД были выявлены подпольные мини-лаборатории по выращиванию конопли (Рисунок 3).

Увеличению числа мини-лабораторий по выращиванию конопли способствует тот факт, что в некоторых странах Европы (В частности Голландии и Испании) допускается выращивать определённое количество и/или приобретать небольшие дозы для личного употребления. В связи с этим в последние годы участились случаи пересылки семян каннабиса через международные почтовые отправления (далее - МПО).

Рисунок 3 - Количество выявленных мини-лабораторий по выращиванию конопли

В ходе оперативно-розыскных мероприятий в 2011 году выявлено 98 фактов пересылки семян конопли в почтовых отправлениях. За 2011 год в ОТО и К № 2 «Почта России» было задержано 1200 семян конопли, в 2010 году было 58 шт. Количество задержанных семян в 20,7 раз больше, что подтверждает тенденцию покупки семян конопли заграницей для выращивания в домашних условиях. В основном семена каннабиса пересылались из Голландии, Испании, а также Украины. Появилось множество интернет-сайтов, на которых можно заказать любой сорт семян и в любом количестве по МПО. Следует отметить, что из 1 семена каннабиса вырастает около 400 г. марихуаны.

Помимо пересылки семян каннабиса в МПО пересылаются также лекарственные препараты, содержащие наркотические средства и психотропные вещества. В 2010 году было выявлено 2800,5 таблеток, 100 мл раствора, в 2011 году - 2056 таблеток и 40 мг раствора. Использование в качестве транспортировки наркотиков почту подтверждает и тот факт, что если в 2010 году случаев обнаружения на почте наркотических средств было зафиксировано 42, то в 2011 году в 2,7 раз больше - 112 случая.

Способы транспортировки наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров за 2010 год представлены на рисунке 4.

Рисунок 4 - Виды транспорта, используемые для контрабанды наркотических средств и психотропных веществ в 2010 году

Выявлению контрабанды, как в целом, так и контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров содействует система анализа и учета риска. Это подтверждается тем, что с момента применения СУР в таможенных органах РФ количество проведенных операций таможенного досмотра сократилось с 7,6 % от общего пассажиропотока в 2005 году до 1,6 % в 2011. При этом эффективность от проведения таможенного досмотра возросла с 0,6 % до 4,7 % . Для наглядности эти данные представлены в виде диаграммы (Рисунок 5).

Рисунок 5 - Гистограмма эффективности применения СУР

Подтверждением структурной перестройки транзита наркотиков служит ряд крупных изъятий в 2011 и 2012 году.

Реализацией наркотиков на территории РФ в основном занимаются организованные преступные группы. Например, в конце июня 2012 года в Москве были задержаны двое граждан Узбекистана, у которых изъято 10,6 кг героина. Установлено, что наркотик поступил грузовым транспортом (фурами) среди фруктов из Таджикистана через Узбекистан в Москву.

Следует отметить, что если амфетамины перевозятся с запада на восток (через границу с Польшей, Литвой), то часть сырья для их изготовления (прекурсоры) транзитом поступает из Украины (с востока на запад). Это говорит о том, что на территории РФ все попытки организации подпольных наркоцехов жестко пресекаются. На сегодняшний день у правоохранительных органов РФ хватает сил и средств, чтобы продуктивно бороться с распространением наркотических средств на территории страны.

Помимо взаимодействия с правоохранительными органами в рамках государства, таможенные органы РФ постоянно участвуют в международных операциях по перекрытию каналов наркотиков.

Способы диагностики наркотических средств и психотропных веществ

Для оперативного контроля наркотиков, проводимых «в полевых таможенных условиях» необходимо применять простые по конструкции и недорогие по стоимости технические средства. Контроль можно проводить и с помощью органолептического анализа.

Все методы органолептического анализа, которые применяются при таможенном контроле, основаны на субъективном восприятии цвета, запаха и других характерных признаков наркотических веществ. Однако они могут успешно использоваться лишь при наличии достаточной базы эталонных образцов.

Кроме органолептической оценки оперативную диагностику наркотиков можно проводить с помощью качественного химического анализа, результатом которого является визуальная оценка цвета продуктов химических реакций между наркотиком и химическими реактивами.

Цветовые метки, имеющиеся на наборах химреактивов лишь с большой натяжкой можно назвать эталонами цвета, что создает дополнительные сложности при диагностике наркотиков с их помощью.

Применяемые сегодня методы оперативной диагностики наркотиков, основаны на получении цветовых реакций, специфических для конкретных видов наркотиков. Наборы реактивов включают в себя растворитель наркотиков (кислоты различной концентрации, аммиак, перекись водорода, вода), проявитель (раствор, содержащий, по крайней мере, один цветообразующий реагент) и нейтрализатор (для ликвидации отработанных кислотных или щелочных реактивов, используемых в ходе анализа).

Наборы химических реактивов могут быть по-разному оформлены и упакованы. Некоторые из них представлены в виде набора реагентов, запаянных в стеклянные ампулы («Политест», «Наркотест», наборы наркотестов «NIKТМ »). Диагностика в этом случае проводится в контейнере или прозрачном пластиковом пакете. После помещения туда пробы и ампулы с реагентом, их укупоривают, а затем ампулу разрушают. И после определенного времени выдержки определяют цвет реакции.

Наборы «BDN Drug Test Kit», «Нарет-М» (Россия) более экономичны, так как анализируемый образец помещается в середину листа фильтровальной бумаги и на него наносится лишь несколько капель цветообразующего реагента. Укупорки с реагентами при этом используются многократно, а сама реакция проводится в тонком слое бумаги.

Более удобными являются наборы реактивов в аэрозольных упаковках и наборы, в которых использованы сочетания аэрозоля и индикаторной бумаги, пропитанной сухим реагентом. Так, набор тестов "HERO-SOL" для диагностики героина используется в сочетании с нанесенным на индикаторную бумагу реагентом. Аналогичными являются наборы "Coca-Test, Cannabispray-1" и " Cannabispray-2" или экспериментальные наборы в аэрозольном исполнении "Cocaine, Cannabis-l", "Cannabis-2" (Россия).

Диагностика во всех случаях применения различных реактивов производится в течение 1-3 минут после завершения цветообразования путем сравнения полученного цвета реакции с эталонным цветом. Характерная окраска продуктов реакционного взаимодействия позволяет установить, относится или нет определяемое вещество к одному из видов наркотиков.

В состав различных типов наркотестов, как правило, входят сходные наборы реагентов. Например, реагент Майера (универсальный тест на наркотические алкалоиды) состоит из хлорида ртути, йодида калия и воды.

Реагент Марки (он же - "Маркиза") состоит из раствора формальдегида, концентрированной серной кислоты и азотной кислоты. Он применяется для диагностики природных алкалоидов опия (морфина, кодеина, их производных - героина, а также промедола и амфетаминов).

Реагент на кокаин и его химические аналоги (прокаин, тетракаин и др.) содержит тиоцианат кобальта, дигидрат хлорида олова, соляную кислоту (концентрированную) и воду.

Реагент Dillе-Корраnyi включает в первом наборе тетрагидрат ацетата кобальта, ледяную уксусную кислоту, воду и изопропанол, во втором наборе - изопропиламин в смеси с изопропанолом. Он применяется для определения барбитуратов.

Реагент Манделина готовят растворением ванадата аммония в концентрированной серной кислоте и используют для обнаружения наркотических веществ - амфетаминов.

Модифицированный реактив Эрлиха готовят растворением парадиметиламинобензальдегида в изопропаноле (первый реагент) и концентрированной соляной кислоты (второй реагент). Используется В качестве теста на препараты - галлюциногены (LSD).

Тест "Duquenоis" - реагент на марихуану и родственные соединения (гашиш, смолистые остатки в трубках для курения), состоит из ванилина и ацетальдегида в виде раствора в изопропаноле (первая ампула) и концентрированной соляной кислоты (вторая ампула).

Для обнаружения и определения марихуаны, гашиша, остатков смолы в курительных приспособлениях используют также реагент "KN" следующего состава: индикатор Fast Blue В Salt суспендированный в трихлорэтилене (первая ампула) и раствор гидроксида натрия в воде (вторая ампула).

Эфедрин и его химические аналоги определяют по реакции с реагентом на основе раствора сульфата меди в уксусной кислоте (ампула первая) и раствора едкого натрия в воде (вторая ампула).

Главная цель использования комплекта реактивов «Наркотест» заключается в констатации факта отсутствия искомого наркотика, поскольку доказательственное значение наличия наркотика имеет только заключение эксперта-аналитика. Отрицательный результат, полученный по всем 11 тестам набора «Наркотест» согласно схеме их применения, может указывать на отсутствие перечисленных наркотиков.

Все реагенты дают наилучшие результаты с сухими веществами, а не с их растворами. Все растворы веществ, подозреваемые на принадлежность к наркотикам, рекомендуется высушивать до твердого состояния, а затем подвергать тестированию.

Источники возможных ошибок при проведении диагностики

В мировой таможенной практике используется большое количество различных модификаций наркотестов. Однако все они имеют определенные недостатки и не исключают ошибок в случае неправильного их применения. Так, цветные реакции, лежащие в основе экспрессного тестирования, являются, как правило, групповыми и не обладают достаточной избирательностью по отношению к конкретным веществам.

Поэтому в Руководстве ООН по наркотикам рекомендуется соблюдать следующие ограничения при практическом использовании экспресс-тестов:

тестирование дает только качественные, а не количественные результаты, т.е. концентрация наркотиков останется неизвестной;

результаты тестирования являются лишь предварительными и предположительными (только экспертный анализ является убедительным доказательством);

отрицательный результат тестирования не исключает вероятности присутствия наркотиков;

положительный результат тестирования не гарантирует присутствия наркотика.

На формирование окраски влияет время, прошедшее после смешения реагентов. Окончательная окраска может установиться не сразу, а через промежуточные цвета. Многие реактивы (Ф-l, Ф-7, Ф-8, P-3) содержат концентрированные растворы серной кислоты, которые вызывают почернение или появление коричневого оттенка у исследуемых веществ.

Время развития окраски с момента смешения и сравнения ее с эталоном должно соответствовать рекомендациям с точностью до 20-30 сек

Одни наркотики дают сложные или неустановившиеся цветовые оттенки, которые следует сравнивать с эталоном как проблеск окраски. Однако и такая цветовая характеристика может быть достаточно надежной отличительной характеристикой для некоторых соединений. Другие наркотики дают окраску медленно изменяющуюся во времени. Например, большая часть опиатов первоначально производит оранжевое окрашивание с реактивом Ф-1, которое затем в течение 20-40 сек меняется на вишнево-красное, затем переходит в фиолетовое или красно-фиолетовое окрашивание.

 

.2 Координация взаимодействия правоохранительных органов, осуществляющих противодействие контрабанде наркотических средств и психотропных веществ.


Органы ФСБ России и МВД России широко взаимодействуют друг с другом. Данное взаимодействие осуществляется на основании законодательства Российской Федерации, а также межведомственных актов правового регулирования. Рассмотрим основные направления взаимодействия.

Круг вопросов, по которому осуществляется взаимное информирование, его порядок, а также основания и процедура привлечения возможностей других органов для решения задач оперативно-розыскной деятельности и совместного проведения мероприятий определяются межведомственными нормативными актами правоохранительных органов и строятся на основе взаимности по принципу «каждый с каждым». Примером может быть межведомственная Инструкция по взаимодействию правоохранительных органов РФ при расследовании и раскрытии преступлений, связанных с посягательствами на культурные ценности России, утвержденной совместным Приказом Генеральной прокуратуры, МВД, ФСБ, ГТК РФ от 25 ноября 1997 г. N 69/777/425/700 соответственно.

Обмен информацией необходим и в связи тем, что в соответствии с ч. 4 ст. 6 осуществление оперативно-розыскных мероприятий (связанных с контролем почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений и т.п.) проводится с использованием оперативно-технических сил и средств только органов ФСБ России и органов МВД РФ. Порядок и объемы предоставления необходимой для проведения таких мероприятий информации, а также обмен полученными результатами определяются межведомственными нормативными актами или соглашениями между соответствующими органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, и органами ФСБ России и внутренних дел.

Обмен информацией также может осуществляться непосредственно между различного рода подразделениями одного государственного органа, осуществляющего оперативно-розыскную деятельность. Такая необходимость возникает в тех случаях, когда в процессе проведения оперативно-розыскной деятельности имеет место получение информации, которая требует действий, выходящих за пределы компетенции соответствующего подразделения.

Обмен информацией может быть организован на постоянной основе или носить разовый характер.

Следующее направление взаимодействия - взаимодействие в сфере оказания помощи органам прокуратуры. В частности, они могут быть посвящены вопросам организации надзора за исполнением законов о приватизации, внешнеэкономической деятельности и др. Указания могут издаваться на основании обобщения материалов прокурорской и следственной практики, результатов конкретных проверок. В ряде случаев указания могут издаваться совместно с другими ведомствами. В качестве примера можно привести указание Генеральной прокуратуры РФ, ФСБ РФ и МВД РФ от 25 апреля, 28 мая, 14 июня 2002 г. N 30/20, 15, 3 «О порядке взаимодействия дежурных служб Генеральной прокуратуры, Министерства внутренних дел и Федеральной службы безопасности РФ» и многие другие.

Федеральный закон «О федеральной службе безопасности» в статье 12 предусматривает следующие обязанности органов федеральной службы безопасности:

а) информировать Президента Российской Федерации, Председателя Правительства Российской Федерации и по их поручениям федеральные органы государственной власти, а также органы государственной власти субъектов Российской Федерации об угрозах безопасности Российской Федерации;

б) выявлять, предупреждать, пресекать разведывательную и иную деятельность специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленную на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации;

в) добывать разведывательную информацию в интересах обеспечения безопасности Российской Федерации, повышения ее экономического, научно-технического и оборонного потенциала;

в.1) осуществлять внешнюю разведывательную деятельность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи с территории Российской Федерации;

г) выявлять, предупреждать, пресекать и раскрывать преступления, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законодательством Российской Федерации к ведению органов федеральной службы безопасности, а также осуществлять розыск лиц, совершивших указанные преступления или подозреваемых в их совершении;

г.1) выявлять, предупреждать и пресекать административные правонарушения, возбуждение и (или) рассмотрение дел о которых отнесены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению органов федеральной службы безопасности;

д) выявлять, предупреждать и пресекать акты терроризма;

е) разрабатывать и осуществлять во взаимодействии с другими государственными органами меры по борьбе с коррупцией, незаконным оборотом оружия и наркотических средств, контрабандой, деятельностью незаконных вооруженных формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации;

ж) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях, их органах управления и в органах, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, таможенных органах и органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ;

з) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность объектов оборонного комплекса, атомной энергетики, транспорта и связи, жизнеобеспечения крупных городов и промышленных центров, других стратегических объектов, а также безопасность в сфере космических исследований, приоритетных научных разработок;

и) обеспечивать в пределах своих полномочий безопасность федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации;

и.1) организовывать и обеспечивать безопасность в сфере шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в Российской Федерации и в пределах своих полномочий в ее учреждениях, находящихся за пределами Российской Федерации;

к) участвовать в разработке и реализации мер по защите сведений, составляющих государственную тайну; осуществлять контроль за обеспечением сохранности сведений, составляющих государственную тайну, в государственных органах, воинских формированиях, на предприятиях, в учреждениях и организациях независимо от форм собственности; в установленном порядке осуществлять меры, связанные с допуском граждан к сведениям, составляющим государственную тайну;

л) проводить во взаимодействии с федеральным органом исполнительной власти в области внешней разведки мероприятия по обеспечению безопасности учреждений и граждан Российской Федерации за ее пределами;

м) осуществлять в пределах своих полномочий меры по обеспечению защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, защиты и охраны экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также меры по государственному контролю в сфере охраны морских биологических ресурсов;

н) обеспечивать во взаимодействии с органами внутренних дел безопасность представительств иностранных государств на территории Российской Федерации;

о) участвовать в пределах своих полномочий совместно с другими государственными органами в обеспечении безопасности проводимых на территории Российской Федерации общественно-политических, религиозных и иных массовых мероприятий.

Заключение


Борьба с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров является одним из важнейших направлений правоохранительной деятельности таможенных органов.

Современная ситуация, связанная с незаконным оборотом наркотиков на территории и таможенных границах страны складывается весьма сложно и имеет предпосылки к дальнейшему негативному развитию. Для защиты экономической безопасности государства и защиты здоровья нации необходимо пресечение совершаемых и готовящихся правонарушений в части незаконного перемещения через таможенную границу наркотических, психотропных средств и их прекурсоров и привлечение к ответственности лиц, их совершивших.

В процессе написания курсовой работы было проанализировано законодательство по проблемам незаконного оборота и борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, рассмотрены способы контрабанды, определены основные методы борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров, проанализирован практический опыт таможенных работников по пресечению контрабанды наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.

По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы об эффективности проведения таможенными органами контроля над перемещением и оборотом этих товаров:

. для пресечения незаконного оборота через таможенную границу наркотических веществ таможенные органы используют различные операции таможенного контроля и осуществляется оперативно-розыскная деятельность;

. для повышения эффективности таможенного контроля применяются:

.1. специальные технические средства таможенного контроля, с помощью которых обеспечивается возможность выявления тайников и сокрытых вложений в контролируемых объектах, в которых могут находиться наркотические средства;

.2. система управления рисками;

.3. наблюдение за пассажиро- и грузопотоком;

.4. использование собак при поиске наркотиков, которое эффективно по двум причинам:

–  служебная собака, подготовленная на поиск наркотических средств, незаменима при досмотре несопровождаемых грузов, общественного транспорта и труднодоступных мест;

–       если даже служебная собака не подготовлена на поиск того или иного наркотика, психологически само ее присутствие служит катализатором стрессового состояния для перевозчика наркотиков, что позволяет инспектору-кинологу выявить из общего потока пассажиров контрабандиста наркотиков;

. действенным инструментом борьбы с контрабандой наркотиков на международном уровне является совместное проведение такой специальной операции, как контролируемая поставка;

Список использованной литературы


1.     Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012)

2.      Единая конвенция о наркотических средствах 1961года, дополненная Протоколом 1972 года о поправках к ней. - Консультант Плюс [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. и прог. - Мн.: Науч. библ. БНТУ. - Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. Периодичность обновления - ежедневно.

.        Конвенция о психотропных веществах 1971 года. - Консультант Плюс [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. и прог. - Мн.: Науч. библ. - Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. Периодичность обновления - ежедневно.

.        Конвенция Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ 1988 года. - Консультант Плюс [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. и прог. -- Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. Периодичность обновления - ежедневно.

.        Международная конвенция «О взаимном административном содействии в предотвращении, расследовании и пресечении таможенных преступлений» от 9 июня 1977 года. - Консультант Плюс [Электронный ресурс]/ - Электрон. дан. и прог. - Режим доступа: свободный. - Загл. с экрана. - Яз. рус. Периодичность обновления - ежедневно.

.        Кочубей, М.А. Безопасность в сфере таможенной деятельности: уголовно-правовой и криминалистический аспект. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009. - 253 с.

.        Уголовное право России. Части Общая и Особенная: учебник / Под ред. А. И. Рарога. М., 2008. С. 270

8.     Данилевич, А.А. Судоустройство: учебник / А.А. Данилевич, Л.Л. Зайцева, И.И. Мартинович; под ред. А.А. Данилевича, И.И. Мартиновича. - Мн.: Амалфея, 2011. - 480 с.

9.      Ефременко Виталий. Контрабанда и АТП // Таможня и ВЭД. - 2009. - № 9. - С.16-23.

.        Лишанков Виктор. По контрабанде сканированием // Таможня и ВЭД. - 2008. - № 8. - С.10-12.

11.   Ефременко Виталий. Борьбе с контрабандой комплексный подход // Таможня и ВЭД. - 2011. - № 3. - С.8-19.

.       Рихтер, Л.К. Амфетамин как средство лишения свободы // 7 дней. - 2010 20 мая. - С.5.

13.    Сусько Ольга. Сложен год, да результатом красен // Таможня и ВЭД. - 2010. - № 2. - С.5-7.

Похожие работы на - Криминалистическая характеристика контрабанды наркотиков и психотропных веществ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!