Религиозные правовые системы

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    29,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Религиозные правовые системы













КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине "Теория государства и права"

на тему "Религиозные правовые системы"

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГРЕЦИИ

.1Афинская демократия. Зарождение государственности в Греции

1.2Особенности государственного устройства Греческой республики на основе анализа действующей Конституции

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ИРАКА

.1 Государственное устройство Ирака в настоящий период времени

.2 Основные источники мусульманского права

.3 Сравнительный анализ государственного устройства Греции и Ирака

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире демократия считается наиболее приемлемым и целесообразным для общества политическим режимом. В современном понимании демократия характеризуется как политический режим, при котором народ - единственный легитимный источник власти. Это наиболее распространённое определение данного термина. Очень важно то, что сам термин "демократия" берёт своё начало в Древней Греции, и в переводе с греческого означает "власть народа" (demos - народ, kratos - власть). Отсюда следует то, что и демократия как определённый политический режим появился в античной Греции. Естественно, изучая такое явление как демократия, нельзя познать сущности данного понятия, не коснувшись его исторического начала. Для этого необходимо наиболее подробно рассмотреть зарождение, расцвет, государственное устройство Афин - колыбели демократии.

Нельзя не вспомнить уникальную теорию выдающегося правоведа и политического мыслителя, жившего во Франции в XVI в. - Жана Бодена, о связи климатических условий и форм государства. Боден писал, что для умеренного пояса типичным является государство разума, ибо живущие здесь народы имеют чувства справедливости, любовь к труду. Южные народы безразличны к труду, поэтому нуждаются в религиозной власти. Северные народы, живущие в суровых условиях, признают только силу, в них управление возможно только при сильном правителе. Данная теория представляет собой огромную ценность, поскольку автор показывает нам прямую зависимость форм государства от географического положения. Ведь зачастую в современном мире мы находим подтверждение данной теории. Действительно, страны умеренного пояса - Англия, Германия, Россия, Канада, Беларусь - по форме государственного устройства представляют собой президентские, парламентские республики, в редких случаях - монархии. Государства, расположенные ближе к югу - Греция, Италия, Ватикан, Ирак, Индия - в основном также являются республиками, но очень важно отметить то, что в большинстве перечисленных стран религия играет первостепенную роль.

Связь Ирака и Греции более чем очевидна. Это обусловлено, по крайней мере, нахождением данных государств в одном климатическом поясе. Сравнение государственного устройства Ирака и Греции представляет особый интерес, так как, несмотря на весьма схожий климат, условия, формы правления, принципы и методы государственного управления в этих странах абсолютно отличны друг от друга. Парадоксально то, что Греция и Ирак - государства, буквально граничащие друг с другом, используют кардинально различающиеся между собой методы управления, а влияние религии на формирование идеологии, а также на государство в целом находится на разном уровне развития.

Тема данной работы является актуальной, поскольку она носит не только теоретическое, но и практическое значение. Интерес к прошлому всегда присутствует в нашей жизни, ведь не зная истории, невозможно наблюдать тенденции развития, использовать положительный и отрицательный опыт отдельных государств, тем самым совершенствуя и одновременно создавая историю своей страны. Изучение государственного устройства и развития права в таких странах как Ирак и Греция весьма актуально, особенно в современных условиях глобальных интеграционных процессов в экономической, политической и других сферах жизни. Ирак - это одна из стран исламского мира, уникальная в своей культуре и внутреннем устройстве. Ислам является одной из основных мировых религий, а поскольку мусульманское право стоит в центре учений ислама, необходимо также исследовать его сущность. Ислам оказывает существенное влияние на внутриполитическое развитие мусульманских стран, а также на развитие международных отношений.

Данной проблематикой занималось достаточно небольшое количество исследователей. Один из них - современный учёный, доктор юридических наук, профессор - Сюкияйнен Л. Р., который обосновал подход к мусульманскому праву как к правовому явлению, особенность которого заключается в сочетании в мусульманском праве религиозного и собственно юридического начал. Он разработал концепцию доктрины в качестве ведущего источника мусульманского права, исследовал и установил основные тенденции и перспективы развития современной исламской концепции прав человека [1].

Труд швейцарского ученого А.Боннара "Греческие цивилизации" дает подробное описание истории Греции в различные эпохи [2]. Русский учёный, Васецкий В., исследовал формы гражданско-правовой защиты в Древней Греции и определил их как один из факторов зарождения демократии [3].

Методологическую основу данного исследования составляют труды в области истории государства и права зарубежных стран, международных отношений, конституционного права. В работе были использованы общие и частные методы исследования: анализ, обобщение, наблюдение; в том числе историко-юридический, системно-правовой, а также системный анализ изучаемых предметов и явлений.

Целью данной работы является выявление сходств и различий между государственным устройством Греции и Ирака в настоящий период времени.

В процессе исследования государственного устройства, политико-правового режима вышеперечисленных государств можно выделить следующие задачи:

·исследовать государственный строй Греции с древности до наших дней;

·рассмотреть государственное устройство Иракской республики;

·охарактеризовать основные источники права Ирака, пронаблюдать тенденции его развития;

·сделать сравнительный анализ государственного устройства Ирака и Греции, определив сходства и различия.

ГЛАВА 1. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ГРЕЦИИ

.1 Афинская демократия. Зарождение государственности в Греции

Греция - уникальное для человечества государство. Это обусловлено не только тем, что Греция - это страна Олимпийской идеи, науки, античной философии. Прежде всего, Греция - колыбель демократии.

Генезис государства у греков, как и у многих других стран, проходил в несколько этапов. В истории развития Греческого государства наиболее важную роль сыграли два полиса: Афины и Спарта, абсолютно различные по своему внутриполитическому устройству. В данной работе особое внимание было уделено одному из них - Афинам. Ведь в то время как в могущественной Спарте доминировала олигархическая система правления, в Афинах зародилась и процветала рабовладельческая демократия.

Древняя Греция (Эллада) занимала обширную территорию: юг Балканского полуострова, острова Эгейского моря, побережье Фракии; ей принадлежала западная береговая полоса малой Азии, Южная Италии, часть Сицилии. Греческие колонии находились на побережье Чёрного и Средиземного морей. Это был огромный регион.

После разложения первобытнообщинных отношений в истории Древней Греции наступает так называемый полисный этап - время формирования и расцвета полисов, когда на смену первобытнообщинным пришли рабовладельческие отношения классического типа. Полис характеризуется относительно небольшой замкнутой территорией; сравнительно малой численностью населения; наличием института гражданства, дающего право на земельный участок (клер) в пределах полиса. Кроме того, в полисе имелись органы самоуправления - народные собрания и магистратуры. Что касается периодизации полисного этапа древнегреческой государственности, наиболее распространено деление на три основных периода:

·гомеровский период - XI - IX вв. до н.э.;

·архаический период - VIII - VI до н.э.;

·классический период - V - IV вв. до н.э.

Для гомеровского периода характерно господство родоплеменных отношений. Ещё не существует государственного устройства в традиционном понимании, преобладает военная демократия [2]. Во главе общества находится вождь - базилевс. Должность базилевса совмещала в себе функции верховного вождя, верховного судьи и верховного жреца. Сначала она была выборной, а позже стала наследственной. В это время постоянно действует совет старейшин (ареопаг), куда входят наиболее видные представители родовой знати. Ареопаг обладал законодательными функциями, контролировал деятельность должностных лиц, осуществлял высший суд. Из его состава избирались девять старейшин-архонтов, один из которых признавался главным.

Архаический период ознаменован созданием сильного Афинского государства. Древнегреческая мифология гласит, что Афины возникли путём объединения четырёх племён легендарным базилевсом Тезеем. Позже этот процесс получил название синойкизм. Таким образом, в Аттике (область Греции), на юге Балканского полуострова вырос город. Тезей разделил свободное население созданного им города на три сословия: эвпатридов - "богатых и благородных", геоморов - земледельцев и демиургов - ремесленников [4]. Кроме того, наряду с рабами и демосом (жители Аттики) существовал также промежуточный слой - метэки - не граждане Афин (лично свободные, но лишённые политических прав) [2].

Во времена классического периода происходит расцвет древнегреческого рабовладельческого общества и полисного строя. B V в. до н.э. Греция отстаивала свою самостоятельность в греко-персидских войнах. Большой вклад в победу над персами принесло объединение греческих полисов в Делосский морской Союз, в котором обозначалось главенство Афин. Вскоре этот Союз стал называться Первым Афинским морским союзом и фактически превратился в Афинскую морскую державу - архе, которую современники характеризуют как античную конфедерацию.

В это время Афины вступили в период наибольшего подъёма. На базе развитого ремесла, торговли, мореплавания, в обстановке постоянной внутриполитической борьбы в Афинском государстве утвердился наиболее прогрессивный для того времени государственный строй античной рабовладельческой демократии. Законодательная власть принадлежала народному собранию (эклессии), исполнительная - Совету пятисот и магистратам, судопроизводство в основном осуществлялось в суде присяжных (гелиэе). За исполнение государственных обязанностей выплачивалось вознаграждение из государственной казны [5].

После выполнения Первым Афинским союзом стоявшей перед ним военно-политической задачи, был создан Второй Афинский морской союз с целью противостояния Пелопонесскому союзу, возглавляемому Спартой. После поражения в Пелопонесской войне Афины навсегда утратили свою ведущую роль в истории Древней Греции [4].

К VI в. До н. э. в Афинах развитие товарно-денежных отношений привело к глубокому расслоению общества. Для примирения эвпатридов и демоса Солон (афинский архонт) провёл ряд экономических и правовых реформ. Одной из которых была сисахфия (долговая реформа), по её итогам задолженности обнищавших граждан были аннулированы, а афиняне, попавшие в рабство за долги, освобождались [3]. Всё население было поделено на 4 разряда с одним отличием - разделение происходило по материальному признаку. Естественно, в зависимости от разряда изменялось количество прав. В ареопаге, например, могло быть представлено только сословие первого разряда, при этом в гелиэю мог быть избран любой свободный гражданин независимо от его имущественного положения. Относительная независимость судей позволяла более эффективно использовать средства защиты, например, оценка доказательств судом во все времена имела субъективный характер, не говоря уже о свидетельских показаниях, где часто использовался принцип "слово против слова".

В Народном собрании был принят довольно демократический порядок обсуждения пунктов повестки дня. Выступить по обсуждаемому вопросу мог каждый гражданин, свобода обсуждения не ограничивалась, однако не допускалось непристойное поведение на ораторской трибуне.

Высшими магистратами были коллегия архонтов и коллегия стратегов. Коллегия девяти архонтов была одним из древнейших государственных органов, компетенция которого была довольно широкой: по имени первого архонта обозначался год, архонты имели влияние на военные дела, контролировали важнейшие религиозные церемонии, определяли порядок рассмотрения многочисленных дел. Стратеги же возглавляли военную организацию Афинского государства, проводили набор войска, командовали ими во время военных действий [2].

В результате реформ Солона власть стала как бы принадлежать народу, а все высшие должностные лица стали выборными и ответственными перед народом. Кроме того, Солоном было введено в Афинах новое законодательство, которое по имени автора получило название "Законы Солона" [4].

Клисфен продолжил демократические реформы Солона и отменил деление в обществе на сословия, уровнял всех в правах, а также усилил и упрочнил централизацию власти [3].

Таким образом, стоит отметить: Афины на самом деле являются колыбелью, родиной демократии. Об этом свидетельствует тот факт, что участвовать в работе Народного собрания (эклессии) имел право каждый афинский гражданин, в том числе и человек бедный. Однако не все граждане, принадлежащие к последнему имущественному разряду, могли реально принимать участие в довольно многочисленных заседаниях, длившихся иногда несколько дней. Ведь им нужно было кормить семью, зарабатывать необходимые для этого средства. Также в Афинах существовал суд присяжных (гелиэя), куда входило невероятно большое количество человек; была развитая система магистратур и ареопаг - совет старейшин - ещё одно демократическое учреждение. Для многих средневековых философов, как и для некоторых современников, именно Афинская демократия - эталонная форма правления. Прямая (непосредственная) демократия как в Афинах является пока чем-то недостижимым для современного мира и представляет собой лишь заоблачный образ желаемого. Хотя, разумеется, и в ней есть свои недостатки. Ведь не стоит забывать и о том, что параллельно с демократией существовало и рабство. Как и в других государствах или полисах, господствующее положение занимала знать. Тысячи людей, которые не могли откупиться от долгов, были проданы в рабство. Поэтому хоть демократия в Афинах имела место быть, но не стоит забывать о её рабовладельческом характере.

В этой связи, именно Афинская демократия представляла собой наиболее полное её осуществление, и на своём примере всё-же дала представление о том, какими должны быть органы власти в государстве.

1.2 Особенности государственного устройства Греческой республики на основе анализа действующей Конституции

Для того, чтобы определить государственный строй какого-либо государства, необходимо в первую очередь изучить его Конституцию (если таковая имеется).

Настоящая Конституция Греции была принята Пятым Ревизионным Парламентом эллинов и вступила в силу 11 июня 1975 года (в соотв. со ст. 120, 4 разд. Конституции).

Конституция Греции по структуре своей состоит из 4 частей, 6 разделов, включающих в себя 120 статей. Она закрепляет принцип разделения властей, регламентирует полномочия Президента, Правительства и Парламента; содержит положения об отношениях государства и церкви; закрепляет личные и социальные права граждан; описывает организацию и функции государства; также включает в себя специальные заключительные и переходные положения.

Итак, в соответствии со ст. 1 настоящей Конституции Греция является парламентской республикой, в которой вся власть исходит от народа, существует для народа и нации и осуществляется путём, определяемым Конституцией.

Законодательные функции осуществляются Парламентом и Президентом Республики; исполнительные функции - Президентом Республики и Правительством; судебные - судами, решения которых исполняются от имени греческого народа [6, ст. 26, разд. 1].

На сегодняшний день Президентом Греции является Каролос Папульяс, полномочия которого закреплены во 2 и 3 главах Конституции.

Президент Республики представляет государство на международной арене, объявляет войну, заключает мирные договоры, договоры о союзе, об экономическом сотрудничестве и участии в международных организациях или союзах [6, ст. 36, разд. 2]; назначает премьер-министра, а также имеет право отправлять его в отставку, как и других членов Правительства [6, ст. 37, разд. 2]. Президент регулярно созывает парламент [6,п. 1, ст. 40, разд. 2], а также может однократно прекратить парламентскую сессию, отложив либо прервав заседание [6, п. 3, ст. 6, разд. 2]; издает и публикует принятые Парламентом законы в месячный срок с момента их принятия; может вернуть в Парламент принятый им законопроект, изложив причины возврата [6, п. 1, ст. 42, разд. 2]. Президент также имеет законодательную инициативу. Он имеет право издавать необходимые декреты во исполнение законов [6, п. 1, ст. 43, ст. 44, разд. 2]; имеет право на объявление референдумов по наиболее важным вопросам общественной и политической жизни [6, ст. 44, разд. 2]. Президент Греческой республики возглавляет военные силы страны и присваивает звания военнослужащим[6, ст. 45]; в соответствии с законом назначает и увольняет государственных служащих [6, ст. 46, разд. 2]. В исключительных случаях Президент имеет право даровать осужденным помилование [6, ст. 47, разд. 2]. В Конституции сказано, что Президент не несёт никакой ответственности за исполнение своих обязанностей (исключая предумышленную государственную измену и намеренное нарушение Конституции); чтобы выдвинуть обвинение против Президента и привлечь его к ответственности перед судом, необходимо собрать не менее 2/3 голосов из числа депутатов Парламента [6, ст. 49, разд. 2].

Таким образом, следует отметить, что хоть полномочия Президента достаточно широки, но во многих своих решениях он ограничен Парламентом.

Парламент в Греции является представительным органом власти. Депутаты в Парламент избираются путём прямого, всеобщего, тайного голосования, гражданами, которые имеют право избирать, согласно закону. Закон не ограничивает избирательное право граждан, однако, лица, не достигшие определённого возраста, либо граждане, несущие уголовную ответственность за определённые преступления не имеют право избирать депутатов в Парламент. Избирательное право граждан является не только их "правом", но и обязанностью. В отдельных случаях могут применяться уголовные санкции [6, ст. 51, разд. 3]. Депутаты Парламента избираются на 4 года. Их полномочия утрачивают силу после издания Президентом специального декрета, подписанного Советом министров (Правительством). В случае войны срок полномочий Парламента продлевается вплоть до её окончания. А если же Парламент был распущен до её начала, то выборы должны быть отложены, а распущенный Парламент в это время созывается вновь [6, ст. 53, разд. 3].

Особое внимание уделяется качествам, которые должны быть присущи депутату. Так, например, стать депутатом Парламента может греческий гражданин, который имеет право быть избранным, а также, если ко дню избрания он достиг двадцатилетнего возраста [6, ст. 55, разд. 3]. Должность депутата Парламента не может совмещаться с должностью члена административного совета, управляющего или его заместителя [6, ст. 57, разд. 3].

В Греции даже сама процедура посвящения в депутаты Парламента представляет особый интерес. Прежде, чем приступить к своим обязанностям, депутат даёт публичную присягу, произнося определённую клятву [6, ст. 59, разд. 3].

Депутаты Парламента имеют неограниченное право на собственное мнение и право на преждевременный уход в отставку [6, ст. 60, разд. 3]. Депутаты Парламента могут подвергаться преследованию только за клевету. Их дела рассматриваются в апелляционном суде в особом порядке [6, ст. 61]. Депутаты имеют определённые привилегии. Они получают от государства различного рода вознаграждения и компенсации за расходы, понесённые ими во время исполнения своих обязанностей. Также депутаты Парламента освобождаются от оплаты транспортных средств, почтовых и телефонных сборов [6, ст. 63, разд. 3].

Парламент собирается каждый год в первый понедельник октября на очередную сессию. Сессия Парламентского заседания имеет продолжительность минимум пять месяцев [6, ст. 64, разд. 3]. Парламент регламентирует организацию своей деятельности собственным Уставом, который принимается на пленарном заседании и публикуется по распоряжению председателя Парламента в Правительственной газете. Из числа депутатов избирается председатель Парламента и остальные члены президиума [6, ст. 65, разд. 3].

Парламент может принимать решения только абсолютным большинством. В том случае, если голоса разделились поровну, проводится повторное голосование. Если происходит аналогичное деление, выдвинутое предложение отвергается [6, ст. 67, разд. 3]. На пленарном заседании Парламента принимаются или отвергаются законопроекты, обсуждается и принимается Устав Парламента; также принимается государственный бюджет и отчёт о его исполнении [6, ст. 72, разд. 3].

У Парламента есть право законодательной инициативы [6, ст. 73]. Каждый законопроект, который выносится на публичное обсуждение в Парламент, в обязательном порядке должен быть подкреплён каким-либо докладом с подробным описанием и разъяснением выдвигаемого проекта. Впоследствии, законопроект может быть отправлен на доработку для его усовершенствования [6, ст. 74, разд. 3]. У парламента также есть функция аутентичного толкования законов. Закон, который не требует толкования, вступает в силу сразу же после его публикации [6, ст. 77, разд. 3].

После всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что полномочия Парламента значительно шире власти Президента Греческой Республики.

Правительством в Греции является Совет министров, во главе которого стоит Премьер-министр. Премьер-министр - это олицетворение единства всего Правительства. Он направляет и координирует деятельность министров, исполняющих обязанности в различных сферах; даёт поручения тем министрам, которые исчерпали запас обязанностей [6, ст. 81, разд. 3].

Если говорить об отношениях Парламента и Правительства, здесь также следует отметить доминирующую роль Парламента. Здесь имеет место быть такое понятие как "вотум недоверия". Парламент может лишить доверия Премьер-министра или любого из членов Правительства, тем самым ограничив Правительство в полномочиях, и министерства не смогут нормально функционировать [6, ст. 84, разд. 3]. Парламент также имеет право привлечь Премьер-министра и других членов правительства к административной и уголовной ответственности, подвергнуть членов Правительства преследованию, и только он имеет право его приостановить [6, ст. 86, разд. 3].

Правосудие в Греции осуществляется судами. Судьи в своих решениях независимы. При исполнении своих обязанностей судьи подчиняются только Конституции и закону [6, ст. 87, разд. 5]. В Греческой республике наблюдается демократизация судебной системы. Об этом свидетельствует наличие такого органа как Высший дисциплинарный совет, который состоит из председателя совета, его заместителей, членов Ареопага, членов Контрольного совета и двух штатных профессоров-юристов юридических факультетов университетов страны. Высший дисциплинарный совет регламентирует деятельность судебных чиновников, следит за исполнением их обязанностей и соблюдением дисциплины [6, ст. 92, разд. 5]. Судебные решения должны быть тщательно обоснованы и публично озвучены, на основе законов, не противоречащих Конституции [6, ст. 93, разд. 5].

Одним из важнейших органов является Контрольный совет, основная функция которого - контроль за расходами государства, а также поставленных под его контроль законами органов местного самоуправления или иных юридических лиц публичного права [6, ст. 98, разд. 5].

Нельзя не отметить того, что даже в Конституции Греции закреплено положение о том, что доминирующей в государстве религией признаётся Христианство. Греция является светским государством, где государство отделено от религии[6, ст. 3, разд. 2]. Но основной религией греков является православие. Также можно говорить о том, что в Греции человеческое достоинство и общественное благо является высшей ценностью [6, ст. 4, разд. 2]. Огромное количество статей посвящено личным и социальным правам человека. Остаётся лишь надеяться на то, что эти права не только записаны, но и существуют в реальной действительности.

Делая вывод из всего вышеперечисленного, можно говорить о том, что Греция действительно явилась первым источником демократической формы правления. Зарождение в Древней Греции таких органов как Ареопаг (Совет старейшин), Гелиэя (суд присяжных), Эклессия (Народное собрание) способствовало развитию прямой демократии, эталонной для современного мира. Многие учёные и исследователи идеализируют древнегреческую демократию, хотя, разумеется, в ней тоже присутствовали недостатки. Хоть в Афинах и была демократия, но тем не менее и рабство никуда не уходило - оно находилось на этапе расцвета, а у власти могли находится афинские граждане, вовсе не просвещённые в проблемы политики, главным условием было материальное положение и статус в обществе. Ведь непосредственная демократия, эталонная на сегодняшний день, представляла собой голосование тысяч людей на площади, где люди в принципе друг друга и услышать не могли. Но, тем не менее, именно демократия античной Греции внесла бесценный вклад в становление современной Греческой республики, государственный строй которой и на сегодняшний день остаётся примером для подражания.

На основе анализа Конституции, можно говорить о том, что в Греции сложилась стройная система управления, основанная на принципе разделения властей. Высшим законодательным органом власти является парламент; высшим исполнительным - Правительство; правосудие у греков осуществляется судами. Греция является парламентской республикой. Отчётливо видно, что в стране работает система сдержек и противовесов, что позволяет Президенту не сосредотачивать всю полноту власти в своих руках, а быть ограниченным при помощи Парламента, который обладает широкими полномочиями. Основной закон государства Греции - Конституция - демократична по своему содержанию и достаточно проста по структуре. Нельзя не отметить её сходства с Конституцией Республики Беларусь. Однако главной отличительной их чертой является всё же то, что в Греции роль Парламента доминирующая, нежели в Республике Беларусь.

В Греции государство отделено от церкви, а наиболее распространённой религией является православие.

Таким образом, можно говорить о том, что и на сегодняшний день Греция не утратила своего исторического наследия и идёт по тому же демократическому пути, который служит образцом для многих стран мира.

ГЛАВА 2. ГОСУДАРСТВО И ПРАВО ИРАКА

.1 Государственное устройство Ирака в настоящий период времени

Ирак является одним из государств, входящих в число арабского мира. Отличительной особенностью этих стран является то, что большинство их населения исповедует ислам. Ислам проникает во все сферы жизнедеятельности общества, становясь при этом не просто исповедуемой религией, а основой их жизни. Мусульманское право стоит в центре изучение ислама и характеризуется не только как система норм, а как универсальная политико-правовая доктрина. В Ираке существует определённый политико-правовой режим, который базируется на учениях ислама, а наиболее важные общественные отношения людей регулируются нормами мусульманского права.

Невозможно наиболее точно изучить государственный строй какого-либо государства без анализа Конституции, действующей на его территории. Именно поэтому, проанализировав Конституцию Ирака, можно более чётко говорить о государственном устройстве данной республики.

По Конституции Ирака от 15 октября 2005 года, Ирак - федеративная республика с парламентарной формой правления, основанная на союзе трёх этнорелигиозных общин: арабов-шиитов, арабов-суннитов и курдов [7, разд. 1]. При режиме Саддама Хусейна сунниты , можно сказать, руководили страной, а после его свержения, они оказались в оппозиции [8].

Статус ислама в Конституции определён как "официальная религия государства и основной источник законодательства". Ни один закон не может быть принят, если он противоречит нормам и принципам ислама. Также в Конституции сделан акцент на то, что Конституция является гарантом прав и свобод Исламского большинства [7, ст. 2, разд. 1]. То есть здесь можно говорить о том, что в Ираке существует чёткая градация населения по религиозному признаку, и жители Ирака делятся на мусульман и не мусульман. Вследствие этого, не мусульмане в своих правах более ограничены, чем те, кто исповедует ислам.

Ирак - это многонациональное и многоконфессиональное государство, которое входит в состав Лиги арабских государств [7, ст. 3, разд. 1]. В Ираке существует два национальных языка - Арабский и Курдский. Но признаются официальными также Турецкий и Сирийский языки на территориях, где они распространены [7, ст. 4, разд. 1].

Народ Ирака является единственным легитимным источником власти, которую он может осуществлять непосредственно через прямые всеобщие выборы, проходящие при тайном голосовании [7, ст. 5, разд. 1].

Передача власти при смене суверена должна происходить мирно, путём голосования, то есть в демократической форме, как это прописано в настоящей Конституции [7, ст. 6, разд. 1].

В Ираке запрещена работа таких партий и общественных объединений, которые пропагандируют терроризм и расизм [7, ст. 7, разд. 1].

Стоит отметить, что в Ираке существует большое количество политических партий, из которых выделяются 2 ведущие: Исламская партия Ирака (объединение суннитов) и шиитский Объединённый Иракский альянс. Эти партии ведут междоусобные войны на протяжении многих десятилетий -это позволяет говорить о нестабильной обстановке в Ираке в настоящий период времени [9, 10].

В Конституции существуют положения о вооружённых силах Ирака. Ирак обязуется следовать мирным принципам соседства с другими странами; не вторгаться во внутриполитическую жизнь других государств; регулировать и разрешать конфликты без военных действий; уважать международные обязательства других государств [7, ст. 7-8, разд. 1].

Столицей Иракской республики признаётся город Багдад [7, ст. 10, разд. 1].

В Конституции Ирака записано, что иракцем является каждый гражданин, у которого мать и отец - граждане Ирака. Быть гражданином Ирака - право каждого жителя. Данное правоотношение регулируется законом. Гражданство не может быть даровано в целях политики заселения страны, так как считается, что это приведёт к дисбалансу населения [7, ст. 18, разд. 2].

и 4 разделы Конституции полностью посвящены государственной власти и полномочиям Федерального правительства.

В Конституции закреплён принцип разделения властей: на законодательную, исполнительную и судебную.

Федеральная законодательная власть Иракской республики состоит из Совета Представителей и Совета Федерации [7, ст. 46, разд. 3]. Полномочия Совета Представителей и Совета Федерации разграничены и прописаны в Конституции.

Совет Представителей формируется из определённого числа членов, в пропорции - 1 представитель от 100 000 граждан. Совет Представителей является выборным органом. Выборы производятся путём прямого, тайного, общего голосования; кандидаты в Совет Представителей должны быть полностью право- и дееспособными гражданами Ирака [7, ст. 47, разд. 3]. Каждый член Совета при вступлении в должность обязан произнести клятву, только после этого он становится полноценным членом Совета [7, ст. 48, разд. 3]. В Совете Представителей действует Устав, который регламентирует работу всех членов Совета. Заседания Совета проводятся публично, "при открытых дверях", а решения, принимаемые на заседании, должны быть опубликованы в обязательном порядке, если иное не предусмотрено законом [7, ст. 49-52].

На первом заседании Совета Представителей, его члены должны избрать председателя и двух его заместителей. Это проходит путём тайного голосования членов [7, ст. 53, разд. 3].

Срок полномочий Совета Представителей - 4 года. Отсчёт начинается с первого заседания и заканчивается по истечению четырёх лет [7, ст. 54, разд. 3]. Раз в год Совет собирается на очередную сессию, которая длится 8 месяцев. Порядок созыва сессий устанавливает действующий Устав [7, ст. 55, разд. 3].

Деятельность членов Совета Представителей включает в себя следующие функции:

·принятие федеральных законов (правотворческая функция);

·контроль деятельности исполнительных органов;

·избрание Президента Иракской Республики;

·ратификация международных договоров;

·введение чрезвычайного положения в стране;

·назначение следующих лиц: главы и членов Федерального Кассационного Суда, Генерального Прокурора и Главы Судебной Надзорной Комиссии; послов и лиц со специальными рангами, по представлению Кабинета Министров; начальника Штаба Иракской Армии, начальника Службы Разведки;

·допрос Президента, основанный на специальном ходатайстве, а также отстранение от должности Президента в случаях, предусмотренным законом [7, ст. 58, разд. 3].

Каждый член Совета Представителей может оказать недоверие Премьер-министру или любому члену Федерального Правительства; члены Совета имеют особые права и привилегии, которые регулируются законом [7, ст. 60, разд. 3].

Совет Представителей может быть распущен по инициативе Премьер-министра, Президента Республики, либо по согласию абсолютного большинства членов Совета.

Законодательный Совет учреждается с названием "Совет Федерации" для единения представителей всех областей Федерации Иракской Республики [7, ст. 61-62, разд. 3].

Следовательно, Совет Представителей обладает более широкими полномочиями, чем Совет Федерации, и включает в себя основные функции, присущие высшему законодательному органу государства.

Государственная исполнительная власть в стране принадлежит Президенту Республики и Кабинету министров, которые осуществляют свои полномочия в соответствии с законом и Конституцией [7, ст. 63, разд. 3].

Президент является главой государства и олицетворением её единения, носителем суверенитета, гарантом Конституции Иракской Республики [7, ст. 64, разд. 3].

Кандидат в Президенты должен соответствовать определённым требованиям, которые прописаны в Конституции:

·кандидат обязан быть гражданином Ирака по рождению и иметь родителей - иракцев;

·обязан быть полностью правоспособным и достигнуть 40-летнего возраста ко дню избрания;

·не должен иметь судимости; быть привлечённым к ответственности (включая аморальные поступки);

·должен иметь хорошую репутацию среди населения, политический опыт для грамотного управления государством [7, ст. 65, разд. 3].

Срок полномочий Президента - 4 года; он истекает одновременно с окончанием деятельности Совета Представителей [7, ст. 69, разд. 3].

Президент имеет ряд полномочий, записанных в Конституции:

·объявлять амнистию Премьер-министру;

·ратифицировать международные договоры после одобрения их Советом Представителей;

·издавать Президентские указы;

·созывать на внеочередные сессии Совет Представителей;

·подписывать смертные приговоры;

·выполнять другие обязанности для поддержания общественного порядка, прописанные в действующей Конституции [7, ст. 70, разд. 3].

В случае отставки Президента, его полномочия слагает на себя вице-Президент [7, ст. 71, разд. 3].

В данный момент Президентом Ирака является Джаляль Талабани - государственный деятель, который проводит мирную политику в целях поддержки достойного уровня жизни населения и стабильной политической обстановки в государстве.

Наряду с институтом Президентства в исполнительной власти функционирует кабинет Министров.

Кабинет Министров формируется Президентом Республики. Также Президентом назначается Премьер-министр, который отвечает за основные направления внешней политики государства, определяет работу Кабинета министров, является главнокомандующим вооружёнными силами Иракской Республики. Условия вступления в должность Премьер-министра аналогичны условиям кандидата в Президенты [7, ст. 74-76].

Кабинет министров реализует основные направления внутренней и внешней политики; формирует бюджет государства; обладает правом законодательной инициативы; следит за поддержанием правопорядка в государстве [7, ст. 77, разд. 3].

Что касается судебной системы, мы можем говорить о том, что судебная власть в Иракской республике независима и правосудие осуществляется судами, на основе обоснованных решений, принятых в соответствии с законом. Судьи в своих решениях независимы и подчинены только закону; никакие другие органы не имеют права вмешиваться в их деятельность [7, ст. 84-85, разд. 3].

Федеральная судебная власть в Ираке имеет определённую структуру, в которую входят: Высший Юридический Совет, Верховный Суд Федерации, Федеральный Кассационный Суд, Департамент Государственного Обвинения, Правовая Надзорная Комиссия, а также другие судебные органы [7, ст. 86, разд. 3].

Каждый из вышеперечисленных органов обладает определёнными полномочиями, перечисленными в Конституции.

В обязанности Высшего Юридического Совета входит: наблюдение за делами судебных комитетов; управление делами судебной власти и контроль в отношении федеральной судебной власти; выдвижение кандидатов на пост Председателя Верховного Суда и членов Федерального Кассационного суда, Главного государственного обвинителя, Председателя Судебной Надзорной комиссии [7, ст. 88, разд. 3].

Верховный Суд Федерации - это орган, отделённый от администрации и обладающий материальной независимостью. Верховный Суд формируется из числа учёных-правоведов и экспертов по исламскому праву [7, ст. 89, разд. 3]. Верховный Суд Федерации осуществляет надзор за конституционностью нормативных правовых актов, принятых Советом Представителей и других постановлений; занимается толкованием положений, содержащихся в Конституции; разрешает и регулирует споры, возникающие между Федеральным Правительством областей; решает вопрос о предъявлении обвинений против Президента, Премьер-министра и министров; утверждает избранных членов Совета Представителей [7, ст. 90, разд. 3]. Решения, принятые Верховным Судом Федерации носят общеобязательный характер, подлежат немедленному исполнению и не могут быть обжалованы [7, ст. 91, разд. 3].

Судьям и государственным обвинителям запрещается совмещать судебную деятельность с какой-либо другой оплачиваемой деятельностью; присоединяться к какой-либо политической партии [7, ст. 92, разд. 3].

В структуру органов государственной власти входят Независимые комиссии: Верховная Комиссия по правам человека, Независимая Избирательная Комиссия и Комиссия Общественного Единства. Эти комиссии являются независимыми и подлежат контролю лишь со стороны Совета Представителей, а их полномочия прописаны и регулируются отдельным законом [7, ст. 99, разд. 3].

Существует также Федеральный Совет Государственной Службы, который определяет порядок повышения должностных лиц в соответствии с отдельным законом [7, ст. 104, разд. 3].

Федеральная система Иракской республики состоит из децентрализованных областей, административных округов и органов местного самоуправления [7, ст. 112, разд. 4]. Федеральное Правительство проводит политику национальной безопасности; осуществляет основные направления внутренней политики; составляет проект бюджета; осуществляет перепись населения и ведёт его учёт [7, ст. 107, разд. 4]. Федеральная и региональная власти совместно осуществляют контроль за некоторыми природными ресурсами; Федеральное Правительство управляет обычаями в округах и районах [7, ст. 110, разд. 4].

Делая вывод на основе изложенного материала, можно говорить о том, что современная Иракская Республика представляет собой федеративное государство с республиканской формой правления. Государственная власть в Ираке осуществляется на принципах разделения властей, закреплённых в действующей Конституции. Исполнительная власть принадлежит Президенту и Кабинету министров, а также другим местным и региональным органам управления, в соответствии с административно-территориальным делением; законодательная власть сосредоточена в руках Совета Представителей, который имеет более широкий круг полномочий, нежели Совет Федерации. Что касается судебной власти, нельзя не заметить её явного превосходства над остальными ветвями власти. В Ираке сложилась стройная Судебная система с определённой структурой, куда входит большое количество органов: Высший Юридический Совет, Верховный Суд Федерации, Федеральный Кассационный Суд, Департамент Государственного Обвинения, Правовая Надзорная Комиссия. Также нельзя не отметить того, что базисом для отправления правосудия, как и для создания нормативных правовых актов, является ислам. Даже в Конституции прописано то, что ни один закон не может быть принят, если он противоречит нормам ислама. Именно религия легла в основу жизни иракцев. Многочисленные конфликты между партиями суннитов и шиитов способствуют тому, что Ирак в данный период времени находится на грани новой религиозной войны, что является большой опасностью для населения [11]. Из этого следует, что государственное управление осуществляется в основном на принципах исламизма и действующего на территории Ирака мусульманского права.

2.2 Основные источники мусульманского права

Мусульманское право оказало огромное влияние на развитие государства и права целого ряда стран Востока. Сфера его действия была и остаётся широкой, что обусловлено тесной связью мусульманского права с исламом. Мусульманское право стояло в центре учений ислама не только как определённая система норм, а как универсальная политико-правовая доктрина. Ислам исходит из того, что всё произошло от Аллаха, государство и право в том числе. Аллах открыл его людям через своего пророка, Мухаммеда. Мусульманское право охватывает абсолютно все сферы жизнедеятельности людей (не только те, которые подлежат правовому регулированию). Шариат ("путь следования") - это и есть то, что называется мусульманским правом. Предписания шариата многочисленны и строги. Несоблюдение норм шариата влечёт за собой жесточайшую систему наказаний [1].

Во все времена наиболее действенным и распространённым средством приспособления мусульманского права к обществу являлась государственная власть. Ведь для людей, исповедующих ислам суверен - это в первую очередь не господин, а служитель права. А значит, он должен не только руководить государством, но и следить за правильным отправлением правосудия. Государственная власть в Ираке базируется на принципах исламизма и представляет собой достаточно жёсткую систему управления.

В конституцию Ирака вставлен отрывок одной из сур Корана: "Истинно гордитесь детьми Адама - Коран!" [9]. Это яркое выражение того, что религия в жизни людей берёт начало не в подсознании, а практически навязывается им с рождения. Ведь Конституция является основным законом государства, и несоблюдение конституционных норм влечёт за собой определённую систему наказаний. Ислам настолько прочно вошёл в жизни иракских граждан по большей степени из-за того, что данная религия является основным инструментом управления в государственной власти.

Шариат - это целостная система религиозного права; догматика; этические и практические нормы [1].

Настоящий мусульманин должен соблюдать пять принципов шариатства: государственность греция ирак мусульманский

·признать единого Бога (Аллаха) и его пророка (Мухаммеда);

·ежедневно совершать намаз (пятикратная молитва);

·соблюдать рамадан (пост, который заключается в том, что есть и пить разрешено только ночью);

·"очистительная милостыня" (для мусульманина это означает уплату налогов казне);

·за всю свою жизнь хотя бы раз совершить паломничество (хадж) в Мекку.

Мусульманская правовая система, которая действует в странах Ближнего, Среднего Востока, давно вышла за её пределы и распространяется буквально по всему миру [12]. Однако наибольшая концентрация мусульман сосредоточена именно в Ираке. Поэтому данное государство представляет особый интерес.

Учения, содержащиеся в источниках мусульманского права, сформировали основные принципы жизни мусульманской общины. Прежде чем рассказать об этих особенностях, следует охарактеризовать основные источники мусульманского права.

Важнейший источник мусульманского права - это Коран. Священная книга мусульман, состоящая из притч, молитв, проповедей, которые послал на землю Аллах через своего пророка - Мухаммеда [13]. Мухаммед родился в г. Мекке в 570 г. Личность Мухаммеда остаётся загадкой и на сегодняшний день. Откровения, которые он получал во время уединения, были попытками разъяснить и понять мироздание. Мухаммед призывал всех людей к единобожию. Тех, кто уже на тот момент был христианином либо иудеем он призывал принять единую веру, которой стоит жить, которую стоит соблюдать [18]. Он видел свою миссию в том, чтобы разъяснить людям всемогущественность Аллаха, а также направить их мысли таким образом, чтобы они сами хотели подчиняться воле Аллаха. Мухаммед первый проповедовал единобожие, поэтому его зачастую называют последователем Авраама. Мухаммед читал различные проповеди в Мекке и в Медине, и его учения приобретали авторитет [15]. Его примеры становились законом, а личный авторитет Мухаммеда отождествлялся с авторитетом государства [14]. Таким образом, Коран является своеобразным источником мусульманского права, в котором прописаны все молитвы, проповеди, приписываемые Мухаммеду во время его жизни.

Коран состоит из 114 глав (сур), которые включают в себя примерно 6000 стихов (аятов). Около 500 стихов содержат определённые нормы и правила поведения, остальное содержание носит в основном мифологический характер [13].

Стоит отметить, что Коран регулирует все сферы жизнедеятельности, хотя если говорить конкретно о нормах права, то как таковых их не имеется. Существуют лишь образные предписания, которые люди подвергают самостоятельному, но обязательно традиционному толкованию [16].

Коран - уникальнейшее произведение. В нём нет практически никаких конкретных предписаний, которые могли бы называться нормами, но тем не менее люди не понимают, как можно этим предписаниям не подчиниться.

Вторым в иерархии источником мусульманского права является Сунна. Сунна - священное предание, состоящее из рассказов (хадисов) о суждениях и поступках пророка Мухаммеда. В Сунне содержаться нормы брачного, наследственного, обязательственного и других прав. Надо сказать, что Сунна - это также своеобразный источник, построенный на принципах, аналогичных Корану. Однако в Сунне прослеживается некоторое разграничение каких-либо норм и правил поведения, несвойственное для Корана.

Третьим важнейшим источником мусульманского права выступает иджма, составленная по согласию докторов ислама - чтобы восполнить пробелы там, где нет ответа на какой-либо вопрос или заметны видимые изъяны. Иджма - это некая интерпретация определённых норм Корана и Сунны, отличием которой является то, что она не связана с пророком Мухаммедом. В иджме могут толковаться нормы, недоступные разуму, для лучшего их разъяснения.

К иджме, в качестве дополнительного источника, примыкает фетва - собрание мнений отдельных муфтиев. Это является своего рода доктринальным источником мусульманского права, так как в фетве содержатся авторитетные мнения выдающихся учёных-правоведов.

Обязанные истолковать закон, мусульманские юристы часто прибегают к Кийясу (суждению по анологии), чтобы сочетать откровения с разумом человека. Само существование Кийяса позволяет говорить о том, что хоть мусульманскому праву присущи черты, которые сформировались ещё в средневековье: его казуистичность, архаичность, отсутствие систематизации, однако в современном мире наблюдается тенденция развития как самого мусульманского права, так и совершенствование его источников.

Производными источниками шариата являются фирманы - это указы и распоряжения Халифов, а также законы - кануны. Фирманы и кануны ни коем образом не должны противоречить нормам и принципам шариата, а должны лишь конкретизировать, детализировать и дополнять его.

В Ираке, как и остальных странах, исповедующих ислам, особое место занимает правовой обычай. Если ранее он не был распространён, то на сегодняшний день он регулирует наиболее важные общественные отношения и является источником права равным по отношению к иджме или кийясу. Адат, амал, урф - это и есть то, что называется обычным правом. Правовые обычаи в исламе противопоставлены религиозному праву - шариату. То, что в странах исламского мира действует правовой обычай, говорит не о том, что страны переживают прошлое, для них - это шаг вперёд.

Главные исламские течения - это суннизм и шиизм. Отличия между ними состоят в следующем: сунниты в буквальном смысле - это те мусульмане, которые в поступках своих руководствуются Сунной, но главное, то, что отличает их от шиитов, это то, что для суннитов верховная власть является божественной. Они считают, что имамы (избранные правители) - это посредники между людьми и Аллахом. Шииты в свою очередь придерживаются другого мнения: они верят в прямое поклонение Аллаху, без каких-либо посредников [17]. Именно эти противоречия служат причиной конфликтов между суннитами и шиитами Ирака. Ислам - это основа государственного управления данной Республики. Всё строится на его принципах и учениях.

Исходя из вышеизложенного материала, можно говорить о том, что главными источниками мусульманского права являются: Коран - важнейший источник, состоящий из молитв и проповедей Мухаммеда; Сунна - сборник рассказов о поступках пророка; иджма и фетва - доктринальные источники шариата; Кийяс - суждение по аналогии; обычное право (адат, амал, урф), которое получило наибольшую популярность в настоящий период времени; а также фирманы и кануны, издаваемые Халифами. Мусульманское право играет важнейшую роль в жизни населения Ирака. Шариат - это не только способ регулирования общественных отношений, это жизнь людей, это то, чем руководствуется в мыслях своих, словах и делах каждый, кто исповедует ислам.

2.3 Сравнительный анализ государственного устройства Греции и Ирака

Для сравнения двух государств: Греции и Ирака, авторы данной работы за основной критерий брали государственное устройство. В процессе исследования были выявлены некоторые сходства и различия, которые представлены в виде таблицы:

Государственное устройствоИракГрецияФорма государственного устройстваФедерацияУнитарное государствоФорма правленияПарламентарная республикаПарламентарная республикаПолитический режимДемократияДемократия

Из таблицы, следует, что, государственное устройство обоих государств достаточно схоже, однако, если мы говорим об Ираке, то там имеет место быть двухпалатный Парламент, состоящий из Совета Представителей и Совета Федерации; в Греции в свою очередь Парламент однопалатный. По форме государственного устройства эти государства также различны: если Ирак - это федерация, то Греция является унитарным государством. А это очень важный фактор для местного самоуправления. Политический режим обоих стран - демократия.

Ещё одним важным отличием Греции от Ирака является то, что в Ираке очень развита судебная система. Там существуют такие органы как: Высший Юридический Совет, Верховный Суд Федерации, Федеральный Кассационный Суд, Департамент Государственного Обвинения, Правовая Надзорная Комиссия. В то время как в Греции судебная ветвь власть довольно примитивна по своей структуре.

Очень важным в сравнении государственного устройства каких-либо стран является соотношение религии и политики в сравниваемых государствах. Греция - это светское государство, в котором православие - наиболее распространённая религия. Ирак - это страна ислама. Статус ислама как официальной религии закреплён в Конституции Иракской Республики.

Ислам для иракцев - не только религиозная система, сводящаяся к догматике и культу, но и комплекс принципов и норм, лежащих в основе организации и деятельности власти, а также регулирующих поведение мусульман [1].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассмотрев государственное устройство Греции и Ирака, на основе сделанных выводов и умозаключений, можно говорить о том, что государственное устройство Греции приобретает характерные черты и особенности, присущие ей на сегодняшний день ещё в древности. Греция - демократическое государство. Более того, Афины - государство, образовавшееся в Древней Греции - колыбель демократии. Именно государственное устройство Древних Афин стало примером государства с демократической формой правления.

В Афинах государства существовали такие демократические учреждения как Ареопаг (Совет старейшин), Эклессия (Народное собрание), Совет пятисот, гелиэя (суд присяжных), коллегии стратегов и архонтов и базилевс, совмещающий в себе роль жреца, вождя и судьи. Хотя Афинская демократия и была рабовладельческой, сохранялось деление в обществе на классы, тем не менее, Греция не утратила исторического наследия, и пошла по тому же демократическому пути развития, являясь образцом для многих стран мира, что позволяет ей сохранять свой статус на международной арене и на сегодняшний день.

В настоящий период времени Греция является парламентарной республикой.

В Конституции Греческой Республики закреплён принцип разделения властей, исходя из которого, высшим законодательным органом является однопалатный Парламент; исполнительным - Президент и Правительство; судебная власть в стране независима и осуществляется судами, которые подчинены закону и Конституции.

Ирак в свою очередь - федеративное государство с республиканской формой правления, осуществляющее государственное управление на основе принципа разделения властей.

Высшим законодательным органом в Ираке является двухпалатный Парламент, состоящий из Совета Представителей и Совета Федерации; исполнительным - Президент и кабинет министров; судебная ветвь власти является независимой, а также доминирующей. Она включает в себя такие органы как Высший Юридический Совет, Верховный Суд Федерации, Федеральный Кассационный Суд, Департамент Государственного Обвинения, Правовая Надзорная Комиссия и другие.

Ислам в Ираке имеет статус официальной религии, что закрепляет 1 статья Конституции.

Ни один закон не должен противоречить нормам и принципам ислама. Это обусловлено тесной связью мусульманского права с исламом, которое стояло в центре учений данной религии не только как определённая система норм, а как политико-правовая доктрина. Основные источники мусульманского права: Коран; Сунна; Кийяс; иджма и фетва; адат, амал, урф; фирманы и кануны. Нормы шариата многочисленны и строги. Их неисполнение влечёт за собой жесточайшую систему наказаний.

Сравнивая государственное устройство Греции и Ирака, можно выявить больше отличительных, чем схожих черт. Их схожесть заключается в том, что оба государства являются парламентарными республиками с демократической формой правления.

Однако различий гораздо больше. Главным из них является то, что Ирак, в отличие от Греции, - страна ислама. Иракская Республика - это государство, для которого ислам не просто религиозная система, сводящаяся к догматике, культу, этическим и практическим нормам, но и комплекс принципов и норм, которые легли в основу организации деятельности всего мусульманского населения.

Мусульманское право - это важнейший элемент ислама, иракского населения, исламского образа жизни. Поэтому самая главная особенность Ирака связана с ролью государства в процессе приспособления шариата к обществу. Шариат выступает частью государственной правовой политики, требующей от властей активных шагов по включению его норм и принципов в законодательство. Иными словами, ключевая проблема - не действие шариата вообще и не распространение его на мирские отношения, а именно официальное признание шариата в качестве элемента правовой системы страны, реализация которого в юридических формах обеспечивается государством.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. . Сюкияйнен, Л.Р. Мусульманское право. Вопросы теории и практики / Р. Л. Сюкияйнен. - Москва: Наука, 1986. - 235 с.

. Боннар, А. Греческая цивилизация / A. Боннар. - Москва: Искусство, 1992. - 320 с.

. Васецкий, В. Формирование гражданско-правовых средств защиты в Древней Греции / В. Васецкий // Российский журнал "Право и образование". - 2010. - № 8. - С. 136-143.

. Виппер, Р. История древней Греции / Р. Виппер. - Ростов-на-Дону: Феликс, 1995. - 480 с.

. Грейвс, Р Мифы Древней Греции / Р. Грейвс. - Россия: Прогресс, 1992. - 624 с.

. Интернет-библиотека конституций Романа Пашкова [Электронный ресурс] / Конституции государств (стран) мира. Минск, 2013. - Режим доступа: #"justify">7. Constitution of Iraq // The New York Times. - 2005. - 15 окт.

8. Люсин, С. Роль шиитского движения в общественной политической жизни современного Ирака / С. Люсин // "Арабский мир в конце 20 века". - 1996. - С. 40 - 54.

. Львов, В. Современная политическая элита Ирака: а есть ли будущее? / В. Львов // "Политическая элита Ближнего Востока". - 2000. - С. 111 - 116.

. Шахбазян, Г. Экономические и социальные последствия для Ирака вооружённого конфликта с Ираном / Г. Шахбазян // "Арабские страны Западной Азии и Северной Африки (новейшая история, экономика и политика)". - 1997 г.

. Али, А. Отношения Ирака с ЕС после 2003 г. / А. Али // Журнал международного права и международных отношений. - 2011. - №2. - 51 с.

12. Тагунов, Д.Е. Всеобщая история государства и права: учебное пособие / Е.Д. Тагунов. - Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2004. - 396 с.

. Климович, Л. Книга о Коране, его происхождении и мифологии / Л. Климович. - Москва.: Издательство политической литературы, 1986. - 145 с.

. Мухаммад, Р. (пер. В. Пороховой), Коран / Р. Мухаммад.: Рипол классик, 2002. - 576 с.

. Щедровицкий, Д. Сияющий Коран. Взгляд библеиста. Монография. / Д. Щедровицкий. - Москва.: Теревинф, 2012. - 311 с.

. Ханников, А. Ислам / А. Ханников. - Мн: Книжный дом, 2009. - 384 с.

. Максуд, Р. Ислам / Р. Максуд. -.: Гранд-Фаир, 2008. - 304 с.

. Панова, В.Ф. Пророк Мухаммед / В.Ф Панова, Ю.Б. Вахтин. - Феникс, 2009. - 261 с.

. Сажина, В.В. Всеобщая история государства и права: учебно-методическое пособие / В.В. Сажина, Д.Е. Тагунов. - Мн: ЕГУ, 2004. - 224 с.

Похожие работы на - Религиозные правовые системы

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!