Региональные формы социальной защиты населения

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    952,25 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-22
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Региональные формы социальной защиты населения

Содержание

Введение

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования форм социальной защиты населения в регионе

.1 Понятие и формы социальной защиты

.2 Социальная защита населения и ее формы как объект регионального социального управления

Глава 2. Практика реализации форм социальной защиты населения в регионах России

.1 Особенности форм социальной защиты населения в российских регионах

.2 Формы реализации социальной защиты населения Волгоградской области

Заключение

Список литературы

Приложения

Введение

Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации провозгласила Россию социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Реализация концепции социального государства и правовое регулирование его различных сторон обозначили как наличие проблемы, так и ее многоаспектность. Формирование новых условий российской государственности требует комплекса специальных мер, среди которых важнейшее место принадлежит системе социальной защиты населения, являющейся на всех этапах исторического развития общества индикатором гражданской позиции государства.

Переход экономики страны на рыночные отношения обусловил появление таких экономических и социальных проблем, как экономическая нестабильность, инфляция, рост числа безработных, наличие беженцев и вынужденных переселенцев. Игнорирование роли социальных факторов в экономическом развитии привело к резкому имущественному расслоению общества и вызвало значительное падение уровня жизни основной массы населения. Существенно ухудшилось материальное положение пенсионеров, инвалидов, многодетных семей, т.е. наиболее социально уязвимых, малообеспеченных социальных групп.

Жизненный уровень значительного числа российских граждан настолько низок (почти 30 % их имеет доходы ниже прожиточного минимума), что всё большая часть населения России нуждается в социальной защите. В связи с этим совершенствование форм и методов предоставления услуг по социальной защите малообеспеченных слоев населения, повышение их качества в сложившихся социально-экономических условиях стали одними из важных задач государства.

Социальные проблемы модернизации экономики имеют как общегосударственный, так и региональный аспекты. Необходимо на основе анализа тенденций социального развития добиться единства новых направлений политики, социальной защиты населения на федеральном и региональном уровнях, учитывать фактор социально-экономической дифференциации субъектов Федерации и неравенство возможностей обеспечения жизненных потребностей населения. Именно новый этап рыночного развития, связанный с модернизацией социальной сферы и более интенсивным развитием форм социальной адресной защиты населения на федеральном и региональном уровнях, обусловили необходимость и актуальность темы исследования.

Степень разработанности проблемы. Значительный вклад в научную проработку проблем социальной защиты в целом внесли И.М. Айзинова, И.В. Антохонова, Е.И. Беглова, Б.М. Зумакулов, Е.А. Колос, В.А. Кузьмина и др. Вопросы разработки отдельных сфер социальной защиты населения представлены в трудах О.А. Безруковой, О.А. Кузнецовой и др. Региональные аспекты социальной защиты получили освещение в работах О.В. Андреевой, Е.В. Васильевой, С.Х. Гаматаевой, Т.В. Горшковой, А.А. Куклина, А.Г. Леонтьевой, О.А. Магомедова, Я.А. Маргулян, А.А. Суховеевой и др. Однако специальные аналитические исследования по реализации форм социальной защиты в регионах малочисленны. К тому же в разработках, составляющих теоретическую основу данного исследования, отсутствует механизм реализации форм социальной защиты в российских регионах, что определяет выбор цели данного исследования.

Цель исследования - определение сущности и специфики региональных форм социальной защиты населения, механизмов их реализации.

В соответствии с целью исследования ставятся и решаются следующие задачи:

. Определить понятие и формы социальной защиты.

. Охарактеризовать социальную защиту населения и её формы как объект регионального социального управления.

. Раскрыть особенности форм социальной защиты населения в российских регионах.

. Проанализировать формы реализации социальной защиты населения Волгоградской области.

Объект исследования - социальная защита населения в российских регионах.

Предмет исследования - формы социальной защиты населения в российских регионах.

Теоретической основой исследования явились труды современных отечественных учёных по проблемам управления социальной защитой населения.

Методологической базой исследования является системный подход, совокупность институционального и социально-конструктивистского анализа в изучении социальной защиты в регионе. Кроме того, в ходе исследования были использованы методы логического анализа и синтеза, методы аналогий и обобщения, элементы сравнительного и общенаучного подходов. В процессе изучения предмета исследования применялся анализ статистической информации.

Эмпирическая основа исследования представлена нормативно-правовыми документами Российской Федерации и Волгоградской области, материалами государственной статистики.

Научно-практическая значимость проведенного исследования определяется, прежде всего, его актуальностью и связана с тем, что теоретические выводы являются определенным приращением знаний в области теории и практики управления системой социальной защиты населения в регионе. Полученные выводы могут быть использованы в практической работе по совершенствованию управления системой социальной защиты населения в регионе на современном этапе.

Структура исследования определяется логикой исследования, отвечающей поставленной цели и задачам. Работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения и списка использованных источников и литературы.

Глава 1. Теоретико-методологические основы исследования форм социальной защиты населения в регионе

.1 Понятие и формы социальной защиты

Термин «социальная защита» в последние годы получил в России широкое распространение. Это обусловлено, прежде всего, последствиями социально-политических и экономических преобразований в стране и теми трудностями, с которыми обществу пришлось столкнуться в ходе их осуществления. В условиях рыночной экономики многие авторы пишут о необходимости социальной защиты населения как неотъемлемой составной части социальной политики государства. В тех многочисленных публикациях, где раскрывается содержание данной категории, даются разные, порой диаметрально противоположные, трактовки. Многообразие точек зрения на содержание категории «социальная защита» обусловлено не только относительно короткой историей использования этого термина в России, но и сложностью происходящих экономических и социальных процессов.

Ряд авторов отождествляет социальную защиту с социальной политикой, с социальной справедливостью, с социальными гарантиями. Например, О.А. Кузнецова пишет о социальных гарантиях, которые заключаются в «доступности образования, культуры, медицинского обслуживания и жилья, заботе о престарелых, материнстве и детстве»; Е.А. Шаповал под ними же понимает «гарантированность со стороны государства предоставления ряда услуг на бесплатной основе». Чаще всего социальная защита отождествляется с материальной помощью в отношении наиболее социально незащищенных и уязвимых слоев общества. «Под социальной защитой, - на взгляд Е.А. Морозовой, - следует понимать комплекс мер, направленных на устранение или сглаживание социального неравенства, обеспечение всех … определенным минимумом социальных благ. А социальная защищенность - это степень гарантированности равного доступа граждан к определенному минимуму социальных благ».

В приведённых выше определениях упускается из виду, что социальная защита может быть эффективной только в том случае, когда она обеспечивает не одно лишь материальное благосостояние, но и экономическую самостоятельность, социальный статус личности, душевный комфорт: «Социальная защита населения является социальной системой, понимаемой как определенное целостное образование, основными элементами которого являются люди, их отношения, институты, нормы». «Социальная защита - система мероприятий, осуществляемых государственными и общественными организациями по обеспечению гарантированных минимальных достаточных условий жизни, поддержанию жизни и деятельного существования человека». Т.Н. Поддубная под социальной защитой понимает осуществляемые обществом и его официальными структурами организационные, правовые, финансово-экономические, медицинские, социально-психолого-педагогические мероприятия по обеспечению гарантированных условий жизни, поддержания жизнеобеспечения и гармоничного развития личности.

За рубежом понятие «социальная защита» впервые получило официальное закрепление сначала в Законе о социальной защите, принятом в рамках политики Нового курса Ф.Д. Рузвельта в 1935 г., а позднее, в 1940-х гг., в документах Международной организации труда (далее - МОТ). По определению МОТ, социальная защита - это «защита, которую общество обеспечивает свои членам посредством набора общественных мер от экономических и социальных бедствий, которые обусловлены прекращением или существенным снижением заработков в результате болезни, родов, производственных несчастных случаев, безработицы, инвалидности, старости и смерти; обеспечение медицинской помощи; обеспечение субсидий семьям с детьми».

Некоторые исследователи отмечают, что социальная защита населения тесно связана с социальной политикой, выступая её неотъемлемой составной частью как одно из направлений социальной политики государства и его институтов, обеспечивающее предоставление индивиду возможностей для самоопределения и самоутверждения в жизни и максимально возможных условий материального достатка. По мнению некоторых авторов, понятия «социальная защита населения», «социальное обеспечение населения», как одна из форм осуществления социальной политики государства, связанную с материальным обеспечением определенных групп населения из средств государственного бюджета, есть все основания определять как синонимы, поскольку в Федеральном законе от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации», по своей сути посвященному социальной защите, применяется термин «социальное обслуживание», что дает основания считать их равнозначными категориями.

Анализ приведенных выше подходов к определению сущности категории «социальная защита» позволил определить, что важной составной частью социальной защиты населения является создание условий для нормальной жизнедеятельности людей, занятия трудовой деятельностью, которые позволяют человеку реализовать право на свободный труд, выбор места работы, профессии, специальности. Это предусматривает обеспечение безопасных условий труда, сохранение здоровья и трудоспособности человека, равное вознаграждение за равный труд.

Социальная защита является неотъемлемой частью любой нормально функционирующей государственной системы. Её зачатки и простейшие формы существовали уже на самых ранних стадиях общественной жизни. С развитием цивилизации защитные функции всё активнее берёт на себя государство. А с возникновением рыночной экономики социальная защита населения становится самостоятельным видом общественной деятельности, направленной на защиту людей прежде всего от неблагоприятного воздействия социальных рисков, возможных в рыночной экономике. «Рынок и социальная защита населения тесно взаимосвязаны. Социальная защита вовлечена в систему рынка и служит необходимой платой работодателей и бизнесменов за возможность нормальной хозяйственной деятельности, за стабильность общества». Таким образом, в рыночных условиях институт социальной защиты выполняет роль своеобразного буфера и является обязательным элементом общественной системы. И чем развитее, совершеннее будет организована социальная поддержка населения, тем эффективнее будет функционировать и экономическая, и политическая, и духовная сферы жизнедеятельности общества.

Понятие системы означает определенную целостность, упорядоченность, комплекс взаимосвязанных элементов. В качестве основополагающих элементов системы социальной защиты выступают: социальное обеспечение, социальное страхование, социальная помощь и социальное обслуживание.

В числе основных объектов (семей и граждан), нуждающихся в услугах по социальной защите, в работе С.Х. Гаматаевой выделены: малообеспеченные семьи с совокупным среднедушевым доходом ниже установленного в регионе уровня: семьи с детьми (в т.ч. одинокие, многодетные, неполные, молодые, семьи престарелых, семьи инвалидов, семьи беженцев, семьи безработных); остронуждающиеся категории граждан (лица, попавшие в экстремальные ситуации, беженцы, «чернобыльцы», бомжи и др.); группы трудоспособного населения с низким доходом, источником которого является заработная плата.

С экономической точки зрения социальная защита населения является одним из элементов процесса общественного воспроизводства. Воспроизводство представляет собой единый, интегрированный, повторяющийся процесс производства материальных продуктов и услуг, их распределения, обмена и потребления. Система социальной защиты в этом процессе играет не последнюю роль. Понятие рыночного механизма характеризует лишь способ организации экономических отношений, а отнюдь не тип общества во всем богатстве форм жизнедеятельности людей. Поэтому неприемлемы попытки распространения его регуляторов на сферы, не поддающиеся прямому рыночному воздействию - охрану окружающей среды, фундаментальную науку, культуру в ее высшем проявлении, научные заповедники, а также сферу прав человека и нравственности. Это обстоятельство и диктует необходимость социальной защиты населения и жесткого регулирования рынка на уровне страны, т.к. недостатки экономики рыночного типа очень существенны и значительны. В этой связи «экономическое развитие и социальная защита взаимно подкрепляют друг друга; по существу они представляют собой элементы одной парадигмы. Социальная защита является одним из важных аспектов общественной жизни, способствуя росту солидарности и уменьшению социальных аномалий. Социальная защита является своего рода амортизатором экономических преобразований и структурных изменений».

Одной из непосредственных задач государства должна стать компенсация рыночных провалов и социальная ориентация рынка. Это не только производство нужных населению товаров и услуг и контроль деятельности предпринимателей, но и дотации на развитие бесплатной системы образования и здравоохранения, регулируемое пенсионное обеспечение, забота об экологии, о «слабых» группах населения - инвалидах, многодетных и т.д. Т.о., функции социальной защиты должны присутствовать на всех фазах воспроизводственного цикла. Социальная справедливость, социальная защита обеспечиваются, прежде всего, посредством государственного вмешательства в экономику (перераспределение благ, налоговая политика, правовое обеспечение и т.д.).

Социальная защита выполняет ряд функций, классифицируемых по разным основаниям. Так, можно выделить реально-защитные функции (социальное неравенство реально существует) и предупредительно-защитные (социальное неравенство может возникнуть); поддерживающие (оказание помощи ущемленным категориям населения) и поощрительные (как признание определенных заслуг, компенсацию прежней ущемленности). Основная же классификация функций (по содержанию) связана со сферами общественной жизни, в которых проявляется или может проявиться социальное неравенство: политическая, правовая, трудовая, потребительская, бытовая, морально-психологическая и жизнеохранительная. В соответствии с данными функциями социальная защита разделяется на семь соответствующих видов, каждый из которых делится на ряд направлений, реализуемых посредством конкретных защитных мер. Подробный анализ функций социальной защиты выходит за рамки рассматриваемой темы. Здесь лишь отметим, что внутреннее содержание социальной защиты, выделение ее видов и направлений, в конечном счете, обусловлено потребностями людей.

По поводу форм социальной защиты в литературе также отсутствует единство взглядов. Так, отмечается, что социальная защита «осуществляется в различных организационно-правовых формах, включая такие, как индивидуальная ответственность работодателей, страхование, социальное страхование, адресная социальная помощь, государственное социальное обеспечение и др.» «Социальная защита включает три основных формы: социальное обеспечение, социальное страхование и социальную помощь».

Методологически вопрос форм и механизмов социальной защиты достаточно детально разработан западными учеными. Так, немецкий ученый Х. Ламперт к формам социальной защиты относит: а) различные виды социального страхования (пенсионное, медицинское от несчастных случаев на производстве, от безработицы); б) социальную помощь в виде различных видов вспомоществования; в) национальные системы охраны труда; г) помощь государства в получении образования; д) системы социальной защиты на уровне предприятий.

В работе С.Х. Гаматаевой представлена классификация форм и методов социальной защиты населения, где в качестве классификационного критерия выступает объект.

Итак, социальную защиту населения можно определить как систему, призванную обеспечивать определенный уровень доступа к жизненно необходимым благам и определенный уровень благосостояния и личностного развития гражданам, которые в силу различных обстоятельств не могут обеспечивать себя доходами путем участия в достойно оплачиваемом труде. Система социальной защиты государства должна быть направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Государство своей волей поворачивает рыночную экономику к интересам народа и придает ей статус социальной рыночной экономики, при этом оно часто жертвует экономической эффективностью ради социальной защиты населения. Одним из важнейших критериев социальной рыночной экономики является приоритет социальной защиты, социальной справедливости перед экономической эффективностью, что обеспечивается государственным регулированием экономики.

1.2 Социальная защита населения и её формы как объект регионального социального управления

В современных условиях приоритетной заботой государства становятся адресная социальная поддержка и защита нуждающегося населения, предоставление законодательно закрепленных социальных и экономических прав и гарантий граждан. При этом переход России к новым экономическим отношениям продемонстрировал неэффективность как прежних патерналистских механизмов социальной защиты, так и новых либерально-рыночных механизмов, применяемых без учёта экономической и социальной специфики регионов.

Можно выделить экономический, правовой и социологический подходы к изучению феномена социальной защиты. Однако острота и масштаб необходимых изменений в данной области сегодня требуют, как представляется, комплексного подхода. Одним из направлений обеспечения такой комплексности является исследование обозначенных проблем через призму регионального социума, так как в последнее время ответственность регионов в решении данных проблем усиливается. Вместе с тем именно на региональном уровне возможны создание и реализация наиболее продуктивной целостной и адекватной требованиям реальности социальной политики. При всей однородности показателей развития регионы отличаются друг от друга характером социально-экономической деятельности, географическим положением, степенью развитости коммуникаций, культурно-образовательным уровнем населения.

В соответствии с этим, кроме общих моментов концептуального подхода к решению проблем социальной защиты различных групп населения, социальные гарантии которых закреплены на федеральном уровне, актуальна разработка конкретных механизмов и форм социальной защиты населения в отдельных регионах.

Так, именно региональные программы социальной защиты населения относятся к числу наиболее приоритетных. Главным их содержанием является социальная поддержка населения на основе:

§   изучения реального контингента населения, нуждающегося в социальной поддержке, который не может быть учтён на уровне федеральной системы социальной защиты;

§   целевого привлечения дополнительных финансовых и материально-технических ресурсов сверх федеральных;

§   использования таких видов социальной помощи, которые могут быть задействованы только на региональном уровне (общественные работы и т.п.).

Региональные социальные программы позволяют сконцентрировать средства прежде всего на защите наиболее социально уязвимых групп населения и поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может, на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном, так и в других регионах, без уменьшения финансирования и увеличения размеров социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.

Органы социальной защиты населения регионов России за годы своего существования прошли сложный путь становления, реорганизаций и обновлений. Трудом и усилиями нескольких поколений социальных работников в регионах создана широкая сеть социальных учреждений, накоплен значительный кадровый потенциал отрасли, благодаря которому оказывается комплекс разнообразных социальных услуг населению. Вместе с тем, на практике многие из направлений социальных программ из-за отсутствия финансирования из бюджетов различных уровней не могут быть реализованы в срок.

Большое практическое значение для выработки региональной политики в области социальной защиты населения, ее приоритетов, для принятия мер и решения выявленных проблем, имеет мониторинг социального положения. Под мониторингом социально-экономического потенциала населения понимается специально организованная и постоянно действующая система сбора и анализа статистической отчетности и информации, проведение информационно-аналитических обследований (опросы населения и т.д.) и социальная диагностика состояния, тенденций развития и остроты конкретных проблем социальной защищенности населения.

Для адекватной оценки социальных процессов происходящих в регионе можно предложить следующий набор показателей:

. Экономические показатели развития региона;

. Социально-демографические;

. Социально-трудовые;

. Уровень и качество жизни населения;

. Жилищное обеспечение населения;

. Здоровье населения и здравоохранение;

. Экологическая и социальная безопасность;

. Социально-психологическое самочувствие населения;

. Показатели региональной бедности.

Выбор стратегии и тактики в формировании эффективной системы социальной защиты в регионах предполагает учёт следующих факторов: особенностей социального положения и условий жизнеобеспечения различных социальных групп; традиционно сложившихся форм социальной защиты населения и новых, появившихся в современных условиях; источников финансирования мероприятий социальной защиты; необходимости использования различных вариантов организации работы по социальной защите в зависимости от ситуации, складывающейся как в России в целом, так и в отдельных ее регионах.

§   определение потребностей в материальных (денежных и натуральных) и трудовых (профессиональных кадрах и добровольцах), необходимых для оказания различных форм социальной помощи и поддержки населения;

§   оценку общего объема ресурсов в денежном и натуральном выражении на основе нормативов, разрабатываемых и утверждаемых федеральными и территориальными органами управления, для обеспечения различных социальных программ, направленных на социальную поддержку, прежде всего слабозащищенных групп;

§   определение основных и дополнительных источников финансирования программ социальной защиты населения.

При разработке региональных программ социальной защиты населения важно:

во-первых, согласовать действующие на разных уровнях программы;

во-вторых, провести паспортизацию имеющихся социальных служб и учреждений социальной сферы;

в-третьих, учесть уровень социально-экономического развития отдельного региона, а также характер обеспечения потребностей индивидов и разных социальных групп конкретных типов поселений.

Поэтому требуется создание оптимального объема и размещения инфраструктуры социальной защиты населения с учетом особенностей конкретного региона и опыта других регионов, а также внедрение эффективной системы управления социальной защитой в современных условиях. Социальная помощь должна носить адресный характер, для чего требуется четкая дифференциация причин нуждаемости, исключая сознательное иждивенчество и пассивность гражданина, что ставит под сомнение его право на получение безвозмездной помощи со стороны общества. Государство при этом призвано обеспечивать эффективное функционирование системы образования и профессиональной подготовки, создание рабочих мест, поддержку предпринимательства.

Т.Н. Поддубная выделяет следующие основные принципы построения региональной модели социальной защиты: методологические, организационно-распределительные, психолого-педагогические, деятельностно-функциональные, социально-политические. Разработка концептуальных основ проектирования региональной модели социальной защиты позволила Т.Н. Поддубной определить комплекс организационно-педагогических условий ее эффективной реализации в современных социокультурных условиях: целевое, критериальное, содержательное, процессуально-методическое и кадровое обеспечение. На рис. 2 в приложении 3 данная модель представлена схематично. Модель эта была разработана применительно к социальной защите детства, однако думается, что с соответствующими поправками её можно распространить и на социальную защиту в целом.

Таким образом, региональная система социальной защиты населения - неотъемлемая часть федеральной, основной задачей которой является организация социальной защиты на региональном уровне. Социальная защита малообеспеченных слоев населения в сложившихся социально-экономических условиях становится одной из приоритетных задач органов не только федерального, но и регионального (также и муниципального) управления. Особенно остро социальные проблемы обозначили себя в депрессивных регионах.

Глава 2. Практика реализации форм социальной защиты населения в регионах России

2.1 Особенности форм социальной защиты населения в российских регионах

Национально-региональные модели социальной защиты дополняют федеральную модель, являются весьма гибкими и отличными между собой. Такой подход, несомненно, имеет свои преимущества, т.к. позволяет оперативно и полно реагировать на возникшие потребности граждан в каждом конкретном регионе. Переход хозяйства регионов к рыночным отношениям сопряжен с кардинальными изменениями всей системы управления экономическими и социальными процессами. Проводимые в регионах реформы столкнулись с наибольшими трудностями именно в реализации главной цели - повышении уровня и качества жизни населения - основного объекта и субъекта формирующихся рыночных отношений.

В настоящее время значительное количество факторов и макроэкономических тенденций оказывает сдерживающее воздействие на развитие социальной сферы российских регионов. Они способствуют в большей степени росту и усилению напряженности в регионах. В условиях финансовой недостаточности говорить об улучшении социальной защиты населения в целом по российским регионам очень сложно. Между тем, в зависимости от доминирования позитивного или негативного влияния экономических, социальных факторов зависит социальная защищенность населения.

Самой распространенной формой социальной защиты в настоящее время являются единовременные выплаты малоимущим семьям или одиноко проживающим гражданам, которые установлены в 77 субъектах Российской Федерации, при этом в 10-ти регионах они являются единственным видом оказываемой помощи, что свидетельствует о существенном ограничении доступа малоимущих семей и малоимущих одиноко проживающих граждан к мерам социальной поддержки. Натуральная помощь оказывается в 59 регионах, ежемесячные социальные пособия установлены только в 46-ти регионах, а социальные услуги (льготы по оплате товаров, работ и услуг в виде полного или частичного освобождения от их оплаты) - в 23-х регионах.

В последние годы в системе социальной защиты отдельных регионов получила развитие новая форма социальной работы с малоимущими семьями и малоимущими одиноко проживающими гражданами, которая предусматривает оказание адресной социальной помощи на условиях заключения социального контракта (социального договора) в целях содействия активизации адаптивных способностей взрослых членов малоимущей семьи для самостоятельного повышении семейного дохода и выхода из трудной жизненной ситуации.

Эта модель социальной работы включает разработку программы индивидуальной социальной адаптации плана действий обеих сторон договора социальной адаптации, разработанного в результате собеседования и анализа причин сложившейся трудной жизненной ситуации и выявленных потенциальных возможностей получателя помощи. В ходе реализации программы социальной адаптации осуществляется социальное сопровождение контракта со стороны специалиста социальной защиты для помощи и контроля ситуации.

Данная технология является рыночно-ориентированной и направлена на преодоление социального иждивенчества, т.к. даёт возможность малоимущим гражданам с помощью «стартового капитала» или профессионального потенциала самостоятельно изменить своё материальное положение.

В целом, существующие в регионах России программы социальной защиты малообеспеченных направлены на поддержание нуждающихся категорий населения, в основном путем адресных выплат в виде пособий. Эта важная компонента социальной политики, но не достаточная с точки зрения помощи малоимущим в поиске выхода из трудной жизненной ситуации, в активизации их адаптивных способностей. Это говорит о необходимости более активного поиска инновационных форм и методов предоставления услуг социальной защиты малообеспеченному населению, повышения эффективности региональных программ адресной социальной помощи населению путем перехода на качественно иные принципы ее предоставления, предполагающие активное участие семьи или одиноко проживающих граждан в решении своих проблем.

Одним из главных критериев финансовой состоятельности региона служит бюджетная обеспеченность - соотношение между его расходами и налоговым потенциалом. Чем ниже бюджетная обеспеченность региона, тем выше его предрасположенность к хронической дефицитности бюджета, меньше степень финансовой самостоятельности региональных властей и соответственно сужается (при прочих равных условиях) возможность активного воздействия на ситуацию на региональном уровне. Между тем, положение, складывающееся в социальной защите населения, вызывает повышенный уровень потребностей в финансовых ресурсах. Постоянная «подпитка» из федерального центра не отвечает стратегическим целям и задачам развития субъектов Федерации и укрепления их экономической суверенности как национально-государственных образований в составе России. Генеральным направлением и фундаментом повышения социальной защищенности населения было и остается обеспечение устойчивой собственной финансово-экономической базы.

Ограниченность финансовых и материальных ресурсов выдвигает задачу выбора такой модели структурной перестройки хозяйства региона (в первую очередь это касается депрессивных регионов), которая обеспечила бы ускоренное формирование собственной экономической базы, способной с учетом местных условий самостоятельно решать насущные проблемы социально-экономического обустройства. Такая модель должна одновременно нацеливаться и на создание условий для выхода из кризиса, и на обеспечение длительного устойчивого, экономического роста как фундамента надежного повышения благосостояния населения. Достижение этой цели возможно лишь при системном подходе к использованию производственно-технических, технологических, сырьевых возможностей, интеллектуального, предпринимательского и трудового потенциала, доступных внешнеэкономических отношений и финансовых ресурсов.

Анализ современного состояния социальной защиты в субъектах Российской Федерации позволил выделить следующие направления модернизации социальной защиты в регионах: создание соответствующих организационных структур социальной политики; законодательное регламентирование поддержки семьи и детства; программно-целевые формы социальной защиты; формирование сети учреждений социальной инфраструктуры; профессиональная подготовка социальных работников; апробация эффективных социальных технологий защиты.

Итак, при реализации различных форм социальной защиты одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения. Основная задача федеральной и региональных властей при таком подходе - с помощью межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и борьбы с бедностью.

2.2 Формы реализации социальной защиты населения Волгоградской области

социальный защита региональный население

Волгоградская область является регионом - российским лидером в ряде отраслей и секторов экономики (металлургия, нефтехимия, сельское хозяйство), но при этом в последние годы демонстрирует относительно невысокие ключевые показатели социально-экономического развития. Занимает площадь 112,9 тыс. кв.км. с численностью населения 2,6 млн. чел. (городское - 75 %, сельское - 25 %). Волгоградская область располагает достаточно развитой социальной сферой для обеспечения высокого качества жизни населения. Это - благоприятное место для проживания. Развита система образования, здравоохранения, строится жилье. Жителям региона обеспечиваются самые разнообразные виды и условия отдыха и досуга. Волгоградская область славится своими фестивалями и успехами профессионального спорта в различных дисциплинах. Качество жизни является существенным источником настоящего и будущего экономического развития.

Вместе с тем, Волгоградская область находится ниже среднероссийского уровня по показателям величины и динамики валового регионального продукта (далее - ВРП), среднедушевых доходов и расходов населения, доли экспорта в ВРП на 1 занятого, доли иностранных инвестиций в ВРП, заработной платы, износа основных фондов.

На территории Волгоградской области действует 101 государственное учреждение социального обслуживания, предоставляющее услуги гражданам, находящимся в трудной жизненной ситуации (далее - учреждения). С 2009 г. во всех учреждениях социального обслуживания создана и функционирует система качества, с 2010 г. все учреждения стали осуществлять свою деятельность в рамках государственных заданий, что обуславливает переход от финансирования на основании сметы к финансированию, ориентированному на результат.

Ежегодно в учреждениях социального обслуживания населения более 215 тыс. чел. получают социальные услуги, качество которых гарантируется государством. Реформирование в области социального обслуживания населения, передача с 2006 г. этих полномочий на уровень субъекта РФ, дальнейшая оптимизация сети государственных учреждений социального обслуживания дало свои положительные результаты. Возросло число отделений социального обслуживания на дому и численность обслуживаемых ими граждан пожилого возраста и инвалидов (со 106 отделений в 1990 г. до 261 отделения в середине 2012 г.), стационарных учреждений для престарелых и инвалидов (с 16 в 1991 г. до 31 в середине 2012 г.), которые обслуживают 5,2 тыс. чел.

В государственных социальных учреждениях увеличена штатная численность социальных работников. Тем не менее, нагрузка на социальных работников в полной мере не приведена в соответствие установленным нормативам, работа в данном направлении требует продолжения. Наряду с этим, с 2009 г. осуществлен перевод работников учреждений социального обслуживания населения на отраслевую систему оплаты труда в соответствии с Постановлением Администрации Волгоградской области от 22.12.2008 № 209-п «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области». Введение новой системы оплаты труда позволяет решать следующие задачи: мотивировать работника на предоставление качественных услуг; перейти от системы уравнительной к системе распределения по конкретному вкладу работника; повысить эффективность и результативность работы учреждения.

В течение 2009-2010 гг. реализовывалась ведомственная целевая программа «Пожарная безопасность государственных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области», результатами которой явились проведенные ремонтные работы и приобретение необходимого оборудования и средств противопожарной безопасности на сумму 45,7 млн. руб. В 2011-2012 гг. эта работа была планомерно продолжена в рамках ведомственной целевой программы «Обеспечение безопасной жизнедеятельности учреждений, подведомственных Управлению социальной защиты населения Администрации Волгоградской области», а также ежегодно утверждаемой социальной программы по укреплению материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения на условиях софинансирования с Пенсионным фондом РФ.

Социальное обслуживание на дому граждан пожилого возраста и инвалидов, в т.ч. специализированное, продолжает быть востребованным и пользуется большим спросом у населения. На 1 января 2013 г. в области работает 261 отделение социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов (в том числе специализированные). По состоянию на 1 января 2013 г. в области на обслуживании в отделениях социального обслуживания на дому находятся 20 582 чел. За 2007 - 1-ю пол. 2012 гг. было открыто 18 отделений социального обслуживания на дому, что позволило увеличить темпы зачисления нуждающихся граждан на надомное обслуживание, а также снизить очередность (число граждан, состоящих на учёте для принятия на надомное обслуживание, составляет 1054 чел., что на 150 чел. меньше по сравнению с 2010 г.).

Комплексная реабилитация и социальная адаптация инвалидов, которых в области насчитывается 214,5 тыс. чел., являются важнейшими элементами социальной защиты инвалидов. Социальная реабилитация инвалидов, детей и подростков с ограниченными возможностями на территории Волгоградской области осуществляется на базе 24 нестационарных государственных учреждений социального обслуживания, в т.ч. в 7 учреждениях осуществляется реабилитация инвалидов старше 18 лет, в 17 нестационарных учреждениях - реабилитация детей-инвалидов. За 1-ю пол. 2012 г. этими государственными учреждениями социального обслуживания населения обслужено 7753 чел.

Основная проблема стационарной формы социального обслуживания в современных условиях - отставание темпов прироста предоставляемых мест в домах-интернатах от роста очередности на получение мест. Сокращению очередности способствует открытие дополнительных койко-мест за счет введения новых мощностей, а также перепрофилирования ряда отделений.

Вследствие стабильного роста спроса на социальные услуги, предоставляемые в стационарных и нестационарных условиях, существует ряд проблем, требующих решения программными методами.

В Волгоградской области предоставление государственных услуг регламентируется государственными стандартами социального обслуживания населения. Согласно требованиям государственного стандарта «Социальное обслуживание населения. Качество социальных услуг», утвержденного Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 19.03.2007 № 410, основными условиями и факторами, влияющими на качество социальных услуг, предоставляемых населению, являются: условия размещения; специальное и табельное техническое оснащение учреждения; укомплектованность учреждения специалистами и их квалификация; состояние информации об учреждении, порядке и правилах предоставления услуг клиентам; внедрение инновационных форм и методов работы, проведение мероприятий, направленных на более полное удовлетворение нужд клиентов.

Исполнение стандартов, содержащих требования к качеству предоставления услуг, регулярно контролируется самими учреждениями в ходе проведения внутренних проверок, Управлением социальной защиты населения Администрации Волгоградской области в ходе проведения внешних проверок, а также другими организациями, осуществляющими контрольно-надзорные функции в рамках своей компетенции.

Результаты проведенных проверок показали, что в учреждениях имеются проблемы с исполнением требований, относящиеся к качеству и доступности предоставляемых социальных услуг. В основном эти проблемы касаются обеспечения процесса социального обслуживания необходимым оборудованием для проведения реабилитационных, коррекционных, адаптационных и профилактических мероприятий для инвалидов, граждан пожилого возраста, семей, несовершеннолетних и других граждан, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В некоторых учреждениях отсутствует возможность поддержания нормальных условий внутри помещений, в которых оказываются услуги клиентам, - отсутствует система охлаждения/обогрева, недостаточно оборудованы места для оказания услуг. Учреждения не в полной мере обеспечены необходимым количеством оборудования для исполнения санитарно-гигиенических норм и правил, правил безопасности труда и пр. Не во всех учреждениях созданы условия для обеспечения конфиденциальности при обработке и защиты персональных данных граждан-получателей услуг. Отсутствуют сейфы, металлические шкафы, межсетевые экраны и прочие приспособления, повышающие безопасность предоставляемой гражданами информации.

Имеются проблемы по обеспечению мобильности и оперативности при решении вопросов, связанных с социальным обслуживанием клиентов, а также с созданием условий для наиболее полного охвата жителей Волгоградской области, нуждающихся в социальной поддержке и помощи со стороны государства. Требуется приобретение нового и дополнительное оснащение имеющегося автотранспорта для организации выездной работы. Анализ содержательной деятельности учреждений выявил необходимость реализовать комплекс мероприятий, ориентированных на оптимизацию среды жизнедеятельности граждан пожилого возраста и инвалидов, несовершеннолетних путем дальнейшего укрепления материально-технической базы государственных учреждений социального обслуживания населения, внедрения новых форм и методов социального обслуживания, повышения качества социальных услуг, активизации культурно-досуговой работы с клиентами.

Образовано министерство социальной защиты населения Волгоградской области. Министерство является органом исполнительной власти Волгоградской области, уполномоченным в сфере государственной политики по социальной поддержке и социальному обслуживанию граждан, нуждающихся в государственной социальной поддержке и помощи, а также государственной семейной и демографической политики на территории Волгоградской области. Утверждены полномочия министерства в указанной сфере деятельности и определен порядок организации его деятельности. Некоторые из актов министерства:

Приказ министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 22.06.2012 № 380 «О внесении изменений в приказ Управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 21 марта 2012 г. № 150 «Об утверждении порядка назначения ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей». Этим приказом уточнен перечень документов для назначения ежемесячной денежной компенсации военнослужащим, гражданам, призванным на военные сборы, и членам их семей;

Приказ министерства социальной защиты населения Волгоградской области от 15.06.2012 № 358 «О внесении изменений в приказ управления социальной защиты населения Администрации Волгоградской области от 26.01.2012 № 43 «Об утверждении государственных стандартов социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание детей и подростков-инвалидов в условиях дневного пребывания» и «Социальное обслуживание детей и подростков-инвалидов в стационарных условиях». Уточнены государственные стандарты социального обслуживания населения Волгоградской области. Предусмотрено, что решение о необходимости социального обслуживания ребенка-инвалида и сроке его социального обслуживания принимается на заседании медико-психолого-педагогической комиссии учреждения, которое проводится на базе учреждения не реже двух раз в месяц. В государственный стандарт социального обслуживания населения Волгоградской области «Социальное обслуживание детей и подростков-инвалидов в стационарных условиях» внесены аналогичные изменения.

Из нормативно-правовых актов, принятых в области в последнее время, можно назвать, например, Постановление Губернатора Волгоградской области от 29.12.2012 № 1444 «О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 08 августа 2011 г. № 876 «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение мер социальной поддержки малоимущим семьям с детьми, проживающим на территории Волгоградской области».

С 1 января 2013 г. вступило в силу Постановление Губернатора Волгоградской области от 25.12.2012 № 1391 «Об индексации социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, в 2013 году». Размер социальных выплат и мер социальной поддержки в 2013 г. (с учетом индексации на 5,5%) представлен в табл. 2 (приложение 5).

Следует отметить, что с 1 января 2013 г. на территории Волгоградской область начнется реализация многих социальных инициатив (например, обеспечение полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей и детей в возрасте до 3-х лет; компенсация гражданам части расходов по оплате процентов по ипотечным кредитам; и др.).

Итак, к полномочиям системы социальной защиты населения Волгоградской области относится обеспечение реализации государственной политики по социальному обслуживанию пенсионеров, ветеранов, инвалидов, малоимущих граждан, граждан пожилого возраста, семей с детьми, несовершеннолетних и других категорий населения, нуждающихся в поддержке государства. Проводимые в социальной сфере и в системе социальной защиты населения процессы стандартизации и модернизации социальных услуг, внедрение инновационных технологий изменили подход к организации деятельности учреждений, предоставляющих государственные услуги, сместив главные акценты на повышение качества и доступности социального обслуживания.

Заключение

Система социальной защиты - один из основополагающих институтов человеческой цивилизации. В современном обществе он выполняет такие важные функции, как перераспределение средств и ресурсов в пользу социально слабозащищенных категорий населения, придание социальной направленности общественному производству, снижение уровней поляризации общества и ослабление напряженности социальных конфликтов.

Функции государства по социальной защите малообеспеченных слоев населения являются прерогативой законодательных и исполнительных органов федерального уровня, а также региональных (и местных) властей. На последних лежит непосредственная ответственность за обеспечение деятельности и финансирование объектов социальной защиты, предоставление социальных льгот, услуг и помощи населению. Практика показывает, что закрепленные за государственными органами функции выполняются с низкой степенью эффективности, не реализуется значительная часть государственных социальных программ.

Финансовая устойчивость, состоятельность и самодостаточность региона является одним из ведущих факторов ресурсного обеспечения социальной защиты населения. Между финансами и социальной защитой населения существуют прямая и обратная связь. Чем больше у региона собственных финансовых ресурсов, тем у него шире возможности увеличения пенсий, пособий и т.д. В то же время, чем выше уровень самообеспеченности финансовыми ресурсами, тем выше предпосылки для роста объема ВРП и доходов бюджета и повышения уровня жизни населения.

Определяющую роль в ресурсном обеспечении социальной защиты населения играют базовые отрасли народного хозяйства региона. Необходимы нетрадиционные подходы к их развитию, сочетающие единство наукоемких, трудоемких отраслей с исторически сложившимися производствами и промыслами. Поэтому от результативности проводимых в регионе реформ во многом будет зависеть процессы преобразований в хозяйстве региона, вызванных его переходом к рыночным отношениям. Решение этой сложной проблемы должно базироваться на программно-целевом подходе к социально-экономической трансформации хозяйства регионов, позволяющем обеспечить высокую эффективность управления региона.

Сложившийся на сегодняшний день характер взаимоотношений федерального центра и регионов в области становления адресного характера социальной защиты нельзя признать оптимальным. Назрела необходимость расширения вмешательства федерального центра и его помощи регионам по ряду вопросов социальной защиты, по которым сегодня взаимодействие между ними носит рамочный характер.

Возможные конкретные направления активизации усилий федерального центра и региональных властей таковы:

. Разработка и усовершенствование законодательных актов, позволяющих обеспечить региональным органам социальной защиты беспрепятственное получение информации из различных официальных источников для создания персонифицированных баз данных фактических и потенциальных участников программ адресной помощи.

2. Переход от обобщения и распространения опыта передовых регионов, носящих рекомендательный характер, к созданию законопроектов и нормативных документов, имеющих обязательный характер для регионов. Первоочередными объектами внимания могут стать методы оценки нуждаемости (в особенности методы косвенной оценки имущественной обеспеченности и незадекларированных доходов), внедрение практики пособий по малообеспеченности, создание унифицированных форм представления и хранения информации о клиентах социальной защиты (например, социальных карт, которые уже созданы в ряде регионов). В Волгоградской области, например, органы социальной защиты затрачивают большое количество времени на точный учёт малообеспеченных, особенно семей с детьми. Однако в проведении этой работы отсутствует планомерность, а зачастую и организованность. При этом необходимо предусмотреть в создаваемых нормативных документах вариативность, предусматривающую возможность внедрения в регионах методов, учитывающих их специфику.

. Участие в финансировании программ выплаты пособий по малообеспеченности при определенных условиях (например, обеспечении региональным уровнем управления социальной защитой полной и достоверной информации о нуждающихся, обосновании необходимых объемов финансирования и др.).

Необходимыми условиями реализации названных направлений являются активизация действий федерального центра в сфере социальной защиты и обеспечение регионов кадровым потенциалом соответствующего уровня компетентности.

Эффективность реализации форм социальной защиты населения любого уровня - федерального, регионального, местного, корпоративного - во многом зависит от состояния экономики, бюджетного обеспечения, финансовых ресурсов, субъектов федерации, муниципалитетов, предприятий и т.д. Без обеспечения финансовых ресурсов сложно сегодня говорить о реализации любой политики государства в том или ином направлении нашей жизни. Ресурсы, денежные средства становятся активным инструментом реализации политики в области социальной защиты населения.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1.      Конституция РФ 1993 г. Официальный текст // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Закон РФ от 15.05.1991 № 1244-1 (ред. от 30.12.2012) «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Федеральный закон от 24.11.1995 № 181-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Федеральный закон от 10.12.1995 № 195-ФЗ (ред. от 23.07.2008) «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Федеральный закон от 26.11.1998 № 175-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О социальной защите граждан Российской Федерации, подвергшихся воздействию радиации вследствие аварии в 1957 году на производственном объединении «Маяк» и сбросов радиоактивных отходов в реку Теча» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Федеральный закон от 20.06.1996 № 81-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Федеральный закон от 07.11.2000 № 136-ФЗ (ред. от 24.07.2009) «О социальной защите граждан, занятых на работах с химическим оружием» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Постановление Правительства Московской области от 28.08.2012 № 1052/32 «Об утверждении долгосрочной целевой программы Московской области «Социальная защита населения Московской области на 2013-2015 годы» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Приказ комитета по социальной защите населения Ленинградской области от 11.09.2012 № 14 «О проведении конкурса детских оздоровительных лагерей для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в Ленинградской области» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 10.01.2013.

.        Постановление Администрации Волгоградской области от 22.12.2008 № 209-п «Об оплате труда работников государственных бюджетных учреждений социального обслуживания населения Волгоградской области» // Волгоградская правда. - 29.12.2008.

.        Положение о министерстве социальной защиты населения Волгоградской области, утвержденное Постановлением Губернатора Волгоградской области от 19.06.2012 № 485 // Волгоградская правда. - 28.06.2012.

.        Постановление Губернатора Волгоградской области от 25.12.2012 № 1391 «Об индексации социальных выплат отдельным категориям граждан, проживающим на территории Волгоградской области, в 2013 году» // Волгоградская правда. - 30.12.2012.

.        Постановление Губернатора Волгоградской области от 29.12.2012 № 1444 «О внесении изменений в Постановление Главы Администрации Волгоградской области от 08 августа 2011 г. № 876 «Об утверждении Порядка учета и исчисления величины среднедушевого дохода семьи, дающего право на получение мер социальной поддержки малоимущим семьям с детьми, проживающим на территории Волгоградской области» // Волгоградская правда. - 30.12.2012.

Научная и учебная литература

1.      Айзинова И.М. Антикризисные меры социальной защиты населения // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 3. - С. 93-114.

.        Андреева О.В., Суховеева А.А. Программно-целевое бюджетирование в системе социальной защиты населения в регионе // Экономические науки. - 2012. - № 92. - С. 105-109.

.        Беглова Е.И. Социальная защита и преодоление бедности социально уязвимых групп населения // Вопросы экономики и права. - 2011. - № 35. - С. 71-75.

.        Безрукова О.А. Защита детства как приоритет социальной политики // Аспирант. Докторант. Гуманитарно-социальные исследования. - 2012. - № 2. - С. 102-105.

.        Васильева Е.В., Куклин А.А., Леонтьева А.Г. Социальная защита населения, ее роль в повышении качества жизни в регионах России // Уровень жизни населения регионов России. - 2010. - № 9. - С. 22-31.

.        Гаматаева С.Х. К вопросу формирования услуг социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе // Вопросы структуризации экономики. - 2009. - № 2. - С. 314-317.

.        Гаматаева С.Х. Совершенствование форм предоставления услуг социальной защиты населения в регионе // Региональные проблемы преобразования экономики. - 2008. - № 4. - С. 23.

.        Горшкова Т.В. Развитие и совершенствование социальной защиты населения региона (на примере Ленинградской области) как социального института // Известия Смоленского государственного университета. - 2012. - № 1. - С. 260-270.

.        Государственное управление социально-экономическим развитием: федеральный и региональный уровень: сб. ст. / Урал. акад. гос. службы; [сост. А.А. Победин]. - Екатеринбург; Магнитогорск, 2009. - 124 с.

.        Губернатор Волгоградской области о патриотизме в экономике и новом бюджетном планировании. Интервью с Анатолием Бровко. Беседовал Александр Поляничко // Коммерсантъ (Волгоград). - № 90 (4388) от 21.04.2012.

.        Зумакулов Б.М. Социальные права граждан и их защита в условиях социального государства // Научные проблемы гуманитарных исследований. - 2012. - № 1. - С. 36-41.

.        Колос Е.А. Основы социальной защиты населения. Тексты лекций / Под общей ред. Ю.В. Обрубова. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Серебряная нить, 2012. - 456 с.

.        Колос Е.А. Социальная защита населения в структуре воспроизводственного цикла // Проблемы современной экономики. - 2006. - № 3/4 (19/20). - С. 34-37.

.        Кузнецова О.А. Экономические основы совершенствования социальной защиты и поддержки молодежи // Экономика и предпринимательство. - 2012. - № 5. - С. 151-153.

.        Кузьмина В.А., Антохонова И.В. Оценка эффективности функционирования системы социальной защиты // Российское предпринимательство. - 2012. - № 9. - С. 72-76.

.        Ламперт Х. Социальная рыночная экономика. Германский путь. - М.: Дело, 1993. - 356 с.

.        Леонтьева А.Г. Демографические аспекты социальной защиты населения региона // Экономика региона. - 2012. - № 2. - С. 320-326.

.        Леонтьева А.Г. Защита семьи, материнства и детства - актуальное направление социально-экономической политики в регионе // Вестник Тюменского государственного университета. - 2010. - № 4. - С. 222-228.

.        Магомедов О.А. Управление развитием системы социальной защиты малообеспеченых слоев населения в регионе // Вестник Академии экономической безопасности МВД России. - 2010. - № 3. - С. 33-35.

.        Маргулян Я.А. Социальная защита как технология обеспечения социальной безопасности населения региона // Вестник ИНЖЭКОНа. Серия: Гуманитарные науки. - 2012. - № 4. - С. 108-114.

.        Морозова Е.А., Добрынина А.Ю. Механизмы социальной защиты населения региона // Экономика региона. - 2012. - № 1. - С. 235-241.

.        Морозова Е.А. Социальная защита населения: системный подход к анализу и управлению. Автореф. дисс. …д.э.н. - Кемерово: КГУ, 2006. - 464 с.

.        Поддубная Т.Н. Методология, теория и практика социальной защиты детства в современной России (в контексте гуманистической парадигмы образования). Автореф. дисс. …д.э.н. - Ростов-на-Дону, 2007. - 412 с.

.        Право социального обеспечения России [Текст]: учебник для вузов / под ред. К.Н. Гусова; Минобрнауки России, Мос. госуд. юрид. акад.; [М.О. Буянова, К.Н. Гусов, Ф.О. Дзгоева [и др.]. - Изд. 4-е, перераб. и доп. - М.: Проспект, 2011. - 635 с.

.        Селютина Е.Б. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защиты населения // Сборник научных трудов Sworld по материалам международной научно-практической конференции. - 2012. - Т. 15. - № 2. - С. 14a-15.

.        Социальная поддержка [Текст]: уроки кризисов и векторы модернизации / Рос. акад. народ. хоз-ва и госуд. службы при Президенте России; [отв. ред. Т.М. Малева, Л.Н. Овчарова; Т.М. Малева, Л.Н. Овчарова, А.Я. Бурдяк, [и др.]. - М.: Дело, 2010. - 334 с.

.        Теория социальной работы [Текст]: учебник для вузов / Минобрнауки России, Рос. госуд. соц. ун-т; [под ред. В.И. Жукова; В.И. Жуков, Т.Е. Демидова, Л.И. Старовойтова [и др.]. - М.: Омега-Л: Изд-во РГСУ, 2011. - 437 с.

.        Федоров Л.В. Мировой опыт организации социальной защиты населения // Актуальные проблемы социально-экономического развития России. - 2012. - № 2. - С. 47-54.

.        Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 томах. Том 2: [Текст] / под ред. Крашенинникова Н.А. - М.: Норма, 2008. - 812 с.

.        Шаповал Е.А. Право социального обеспечения [Текст]: практикум / Рос. правов. акад. Минюста России. - М.: РПА Минюста России, 2011. - 93 с.

Ресурсы Интернет

1.      ВикипедиЯ (Свободная энциклопедия) // <#"651473.files/image001.gif">

Рис. 1. Система социальной защиты.

Источник: Айзинова И.М. Антикризисные меры социальной защиты населения // Проблемы прогнозирования. - 2010. - № 3. - С. 93.

Приложение 2

Таблица 1 Классификация объектов и основных методов предоставления услуг по социальной защите малообеспеченным категориям населения

Критерий определения объекта соцзащиты

Социальные категории населения, нуждающиеся в социальной защите

Основные методы реализации социальной защиты населения

1

2

3

Размер среднемесячного дохода одиноко проживающего индивида/члена семьи

Семьи или одиноко проживающие граждане, имеющие среднемесячный доход ниже прожиточного минимума

- доплаты и компенсации (в натуральной или денежной форме) до величины прожиточного минимума - регулирование доходов (целенаправленная политика по обеспечению роста доходов конкретных социальных слоев работников бюджетной сферы, пенсионеров и т. д.)

В зависимости от источника средств существования

1. Нетрудоспособные лица, не достигшие трудоспособного возраста, из них: а) дети-инвалиды б) дети, оставшиеся без попечения родителей в) дети из семей несовершеннолетних родителей, многодетных семей г) молодежь

а)- организация реабилитационных мероприятий; - обеспечение протезно-ортопедической, медицинской и др. помощи; - обеспечение своевременной выплаты пособия по инвалидности в размере не ниже прожиточного минимума для данной социально-демографической группы населения



б) - обеспечение местами в специализированных учреждениях (детдомах, домах-интернатах); - организация работы центров помощи детям; - содействие оздоровлению и отдыху; - предоставление бесплатной психолого-педагогической и медицинской помощи и пр.



в) - организация бесплатного обеспечения в школах и дошкольных учреждениях, бесплатного отдыха; - выплата социальных пособий (социальной стипендии и др.)



г) - усиление профилактики безнадзорности и правонарушений; - поддержка деловой активности; - совершенствование системы профобучения и переподготовки


2. Лица, вышедшие из трудоспособного возраста: а) одиноко живущие пенсионеры, получающие пенсию в минимальном размере и не имеющие других источников дохода б) пенсионеры, находящиеся на попечении государства

а) - повышение эффективности системы пенсионного обеспечения населения; - улучшение качества адресной социальной помощи; - совершенствование системы индексации и компенсаций; - организация нестационарных форм обслуживания; - расширение бесплатных бытовых услуг; - создание условий для вовлечения в посильную трудовую деятельность (организация надомных работ, кооперативов для лиц пожилого возраста и др.).



б) - создание нормальных условий для проживающих в стационарных учреждениях социальной защиты; - организация психологической и пр. помощи; - организация досуга


3. Лица, лишившиеся трудоспособности (инвалиды)

- обеспечение своевременности выплаты пособия по инвалидности на уровне не ниже прожиточного минимума; - поддержка государством предприятий, использующих труд инвалидов; - развитие сети реабилитационных учреждений; - обеспечение протезно-ортопедическими изделиями; - организация посильной трудовой деятельности


4. Трудоспособные: а) безработные, желающие трудиться б) Занятые, имеющие доходы ниже прожиточного минимума, установленного в конкретном регионе

а) - сохранение экономически эффективных рабочих мест; - создание новых рабочих мест, позволяющих использовать местные ресурсы; - развитие малого предпринимательства, индивидуальной трудовой деятельности;- организация временной занятости; - поддержка социально обоснованных видов незанятости (учеба, переподготовка, воспитание детей и пр.); - совершенствование системы социальных выплат;



б) - постепенное приближение минимальных социальных гарантий к уровню прожиточного минимума конкретной социально - демографической группы

Социально-территориальное неблагополучие

Лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на АЭС, ядерных испытаний, граждане, пострадавшие в результате стихийных бедствий; беженцы и вынужденные переселенцы с неблагополучных территорий; жители приграничных районов

- экологические программы; - совершенствование системы медико-реабилитационной помощи; - обеспечение жильем; - своевременные компенсации за неблагоприятные условия для проживания и работы; - разработка специальных программ по обучению, трудоустройству, размещению и др.

Потребность во вспомоществов.

Лица без определенного места жительства; лица, подвергшиеся необоснованным политическим репрессиям; лица, вернувшиеся из мест лишения свободы; граждане, пострадавшие в результате террористических актов

- содействие в повышении социального статуса личности; - помощь в трудоустройстве; - разработка программы обеспечения жильем для бездомных; - оказание социальной помощи в различных формах

Лица, уволенные в запас; проживающие в военных городках; инвалиды, получившие военную травму; ветераны боевых действий на территории других государств; лица, проходившие службу в зонах чрезвычайного положения и вооруженных конфликтов

- разработка программы по обеспечению жильем; - помощь в трудоустройстве; - обеспечение протезно-ортопедической помощи; - организация посильной трудовой деятельности; - организация психологической и медицинской помощи

Поддержка семьи

Многодетные семьи (3 и более несовершеннолетних детей); неполные семьи с детьми; семьи, имеющие на попечении детей-сирот; семьи безработных; семьи одиноко проживающих престарелых

- обеспечение своевременности выплат ежемесячных пособий на детей и увеличение их размеров до величины прожиточного минимума - политика содействия занятости безработных, желающих трудоустроиться; - организация надомных бытовых услуг; - совершенствование системы пособий и компенсационных выплат, обеспечение их адресности и своевременности; - создание гериатрических служб при лечебно - профилактических учреждениях и др.

Источник: Гаматаева С.Х. К вопросу формирования услуг социальной защиты малообеспеченных слоев населения в регионе // Вопросы структуризации экономики. - 2009. - № 2. - С. 315.

Приложение 3


Приложение 4

Рис. 3. Доля Волгоградской области в экономике России (%), 1-я пол. 2012 г.

Рис. 4. Факторы развития экономики и человеческого капитала Волгоградской области.

Приложение 5

Таблица 2 Размер социальных выплат и мер социальной поддержки в 2013 г. На территории Волгоградской области (с учетом индексации на 5,5%)

Наименование меры социальной поддержки

Размер выплаты с 01.01.2013 (увеличение на 5,5%)

Дополнительное единовременное денежное пособие при рождении ребенка

10 301

Ежемесячное пособие гражданам, имеющим детей:


базовый размер

287

на детей одинокой матери

575

на детей, родители которых уклоняются от уплаты алиментов

430

на детей военнослужащих, проходящих военную службу по призыву

430

Меры социальной поддержки многодетных семей:


ежемесячная денежная выплата на оплату коммунальных услуг семье

912

ежеквартальная денежная выплата на каждого ребенка

261

ежегодная дотация на детей школьного возраста на каждого ребенка

391

Единовременная денежная выплата на детей, обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях, учреждениях начального и среднего профессионального образования, проживающих в малоимущих семьях с единственным родителем - отцом

2 161

Ежемесячная денежная выплата труженикам тыла

576

Ежемесячная денежная выплата жертвам политических репрессий

576

Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда и приравненным к ним категориям

477

Ежемесячная денежная выплата Детям Сталинграда

361

Ежемесячная денежная выплата ветеранам труда Волгоградской области

504

Ежемесячное пособие военнослужащим, сотрудникам органов внутренних дел и федеральных органов исполнительной власти, ставших инвалидами вследствие увечья, заболевания, полученных при исполнении обязанностей военной службы по призыву на территориях государств Закавказья, Прибалтики и Республики Таджикистан, в ходе боевых действий в Республике Афганистан, Чеченской Республике и на прилегающих к ней территориях Российской Федерации:


1 группа

3 759

2 группа

3 009

3 группа

2 448

Ежемесячное пособие родителям и детям военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, федеральной службы безопасности, прокуратуры Российской Федерации, следственного комитета Российской Федерации, органов уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, погибших при исполнении обязанностей военной службы, служебных обязанностей или умерших вследствие ранения, контузии, заболеваний, увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы, служебных обязанностей:


Родителям

2 777

Детям

1 390

Ежемесячное пособие семьям граждан, смерть которых явилась последствием террористического акта, совершенного 24 августа 2004 года на борту самолета ТУ-134, следовавшего рейсом № 1303 «Москва-Волгоград»:


Родителям

3 067

Супругам

1 533

Детям

1 533

Ежемесячная надбавка бывшим военнослужащим 1927 и 1928 г.г. рождения, проходивших военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 г. по 3 сентября 1945 г.

928

Социальное пособие на погребение

5 212

5 212

Дополнительное пожизненное ежемесячное пенсионное обеспечение деятелям культуры и искусства

937

Дополнительное пожизненное ежемесячное материальное обеспечение лиц, удостоенных почетного звания «Почетный гражданин Волгоградской области»

14 394

Компенсация затрат гражданам на газификацию жилья

8 133

Дополнительное пожизненное ежемесячное пенсионное обеспечение ВИЧ - инфицированных и больных СПИДом граждан

11 948

Денежный номинал одного талона при предоставлении гражданам потребительских субсидий

170

Ежемесячная денежная выплата, неработающим трудоспособным гражданам, являющимися родителями двух и более детей-инвалидов и осуществляющими уход за ними

593

Родительский капитал

43 032


Похожие работы на - Региональные формы социальной защиты населения

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!