Расследование дорожно-транспортных преступлений, совершенных в условиях неочевидности
Введение
Актуальность темы исследования. Конституция Российской Федерации
провозгласила человека высшей ценностью. В этой связи актуализировалась
необходимость обеспечения правовой защиты жизни как высшей гуманитарной
ценности. К числу сфер, в которых жизнь человека может подвергнуться опасности,
относится сфера дорожного движения.
Механический транспорт, в том числе и автомобильный, - величайшее благо
для человечества. Созданный в 70-х гг. XIX столетия автомобиль получил быстрое
развитие и распространение как наиболее быстроходное, экономичное,
комфортабельное и независимое от каких-либо сооружений транспортное средство.
Но, наряду с преимуществами и благами, предоставляемыми человеку этим видом
техники, автомобильный транспорт может при неправильном его использовании
причинить материальный ущерб, тяжелые, а подчас и трагические последствия:
увечья, смерть граждан.
Государство много делает для повышения эффективности мер безопасности в
этой сфере, в частности органы внутренних дел в последние годы предпринимают
значительные шаги для улучшения законодательной основы в этой области и
усиливают предупредительные меры, позволяющие постепенно снижать негативные
показатели, характеризующие состояние общественной безопасности. Окончена
реализация Федеральной целевой программы «Повышение безопасности дорожного
движения на 2006-2012 годы», утверждена Концепция Федеральной целевой программы
«Повышение безопасности дорожного движения в 2013 - 2020 годах».
Между тем, в России каждый год в дорожно-транспортных происшествиях
погибает около 30 тысяч человек и до 300 тысяч человек получают вред здоровью
различной тяжести. Так, в 2012 г. в Российской Федерации произошло 203 597
дорожно-транспортных происшествий, в результате которых погибло 27 991 человек,
а 258 618 человек получили ранения. Стало меньше дорожно-транспортных
происшествий по вине пешеходов (28 518, на 8,6% меньше, чем в 2011 г.).
Динамика роста в целом замедлилась в сравнении с 2011 г., вместе с тем,
происшествий по вине нетрезвых водителей стало больше, несмотря на заявления
законодателей о том, что принятые меры по отмене 0,3 промилле резко снизят эти
показатели - 12 843 дорожно-транспортных происшествий, что на 4,8% больше, чем
в 2011 г. За 3 месяца (январь-март) текущего года в Российской Федерации
произошло 33 174 дорожно-транспортных происшествий, в результате которых
погибли 4 263 человека, а 42 913 человека получили ранения (наглядно
статистические данные представлены в приложениях 1, 2).
Проблема безопасности дорожного движения остро стоит и в других странах.
Ежегодно в дорожно-транспортных происшествиях во всем мире погибает около 300
тысяч человек и около 9 миллионов получают ранения.
Расследование дорожно-транспортных преступлений (ДТП) является одним из
основных элементов работы за повышение безопасности дорожного движения, что
определено в качестве одного из направлений деятельности полиции (п. 7 ч. 1 ст.
2 Федерального закона от 07 февраля 2011 г. № 3-ФЗ (ред. от 05 апреля 2013 г.)
«О полиции»). В этой связи особое значение приобретает объективное, всестороннее
раскрытие и расследование данной категории преступлений, специфической
особенностью которых является во многих случаях неочевидность обстоятельств,
при которых они совершены. К неочевидности обстоятельств ДТП ведут многие
факторы, прежде всего, то, что в последние годы чрезвычайно распространились
случаи оставления водителями места происшествия (статистика таких случаев
приведена в приложении 3). Немалую долю вносит и неустранение противоречий,
вызванных разными показаниями свидетелей, очевидцев и участников ДТП,
неустановление механизма события во всех его взаимосвязях.
Таким образом, исходя из изложенного, успешное выявление, раскрытие и
расследование ДТП, совершаемых в условиях неочевидности, требует дальнейшего
совершенствования методики их расследования.
Степень
разработанности темы. Проблемы отдельных положений криминалистической методики
расследования дорожно-транспортных преступлений рассматривались в исследованиях
таких авторов, как В.В. <#"651416.files/image001.gif">
Рис. 1. Основные виды нарушений ПДД в России в 2012 г.
Приложение 2
Таблица 3 - Статистика дорожно-транспортных происшествий в январе 2013 г.
(в сравнении с январем 2012 г.) в Волгоградской области
Показатель
|
январь 2012 года
|
январь 2013 года
|
Динамика
|
Общее количество ДТП, шт.
|
40
|
37
|
-8%
|
Количество ДТП с сопутствующими дорожными условиями, шт.
|
14
|
12
|
-14%
|
Количество раненых, чел.
|
70
|
56
|
-20%
|
Количество погибших
|
2
|
13
|
+550%
|
Количество участников в ДТП
|
108
|
95
|
-12%
|
Количество пострадавших
|
72
|
69
|
-4%
|
Количество ДТП с участием нетрезвых водителей
|
3
|
9
|
+200%
|
Количество ДТП с участием водителей не имеющих права
управления транспортным средством
|
2
|
4
|
+100
|
Приложение 3
Таблица 4 - ДТП, совершенные в условиях неочевидности [с участием: а)
неустановленных ТС, б) ТС, скрывшихся с места ДТП, в) водителей, скрывшихся с
места ДТП, оставив ТС)], и количество пострадавших (2010-2012 гг.)
|
ДТП
|
Погибло
|
Ранено
|
Раскрыто впоследствии
|
|
абс.
|
± % к АППГ
|
абс.
|
± % к АППГ
|
абс.
|
± % к АППГ
|
|
2010
|
2
|
3
|
4
|
5
|
6
|
7
|
Российская Федерация
|
8832
|
-14,6
|
866
|
-7,9
|
8292
|
-15,7
|
2201
|
Астраханская область
|
50
|
-3,8
|
7
|
-12,5
|
44
|
-4,3
|
28
|
Волгоградская область
|
150
|
18,1
|
22
|
69,2
|
128
|
9,4
|
62
|
Ростовская область
|
398
|
0,5
|
24
|
-17,2
|
392
|
2,9
|
144
|
Южный
округ
|
762
|
-0,1
|
96
|
9,1
|
695
|
-1
|
314
|
2011
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация
|
8212
|
-7
|
846
|
-2,3
|
7738
|
-6,7
|
2034
|
Астраханская область
|
71
|
42
|
2
|
-71,4
|
76
|
72,7
|
19
|
Волгоградская область
|
105
|
-30
|
21
|
-4,5
|
88
|
-31,2
|
58
|
Ростовская область
|
353
|
-11,3
|
21
|
-12,5
|
-12,5
|
198
|
Южный округ
|
723
|
-5,1
|
87
|
-9,4
|
668
|
-3,9
|
451
|
2012
|
|
|
|
|
|
|
|
Российская Федерация
|
8248
|
0,4
|
715
|
-15,5
|
7902
|
2,1
|
2341
|
Астраханская область
|
61
|
-14,1
|
10
|
400
|
57
|
-25
|
32
|
Волгоградская область
|
104
|
-1
|
5
|
-76,2
|
103
|
17
|
48
|
Ростовская область
|
297
|
-15,9
|
21
|
стаб.
|
284
|
-17,2
|
162
|
Южный округ
|
709
|
-1,9
|
64
|
-26,4
|
675
|
1
|
342
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|