Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,18 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-07
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

Введение

Актуальность выбранной темы заключается в том, что Правительство Российской Федерации, как орган государственной власти, является фактором развития российского общества. А конкретно структура и задачи данного органа характеризуют его общественную направленность, показывают всю важность деятельности Правительства для развития самостоятельного, процветающего государства и для функционирования развитого, гражданского общества. Цель курсовой работы - изучение, осмысление теоретических и практических вопросов, связанных с сущностью и характером структуры и задач Правительства Российской Федерации.

Цель исследования состоит в том, чтобы на основе комплексного анализа действующих нормативно-правовых актов, правоприменительной и судебной практики, научной литературы проанализировать конституционно-правовой статус Правительства РФ.

На основе намеченной цели поставлены следующие основные задачи:

-дать общую характеристику составу Правительства РФ и порядку его формирования;

-проанализировать Аппарат Правительства РФ, обеспечивающий работу Правительства РФ;

Объектом исследования являются правоотношения, возникающие в связи с формированием и деятельностью Правительства РФ, рассмотренные в теоретическом и практическом аспектах.

Предметом исследования выступают нормативно-правовые акты, регулирующие создание и деятельность Правительства РФ.

Теоретическую основу исследования составили научные труды в области конституционного права, а также теории государства и права.

Научно-теоретическую базу курсовой работы составляют труды современных ученых-цивилистов: Александровой С.Н., Анохин В.С., Бурыкина Д.А., Ващенко Ю.С., Габова А.В., Ломакина Д.В., Макарова С.А., Тихомирова М.Ю., Фатхутдинова Р.С., Шаклеиной Е.В., Шершеневича Г.Ф.

Нормативную базу исследования составляют действующее российское законодательство с использованием источников отечественного права советского и дореволюционного периодов, регулирующие общественные отношения, составляющие объект курсового исследования.

Методологическую основу исследования составляет совокупность методов научного познания, среди которых ведущее место занимает диалектический метод, обосновывающий взаимообусловленность всех социально-экономических процессов. В исследовании также использованы общенаучные методы познания, в том числе формально-логические методы (синтез, индукция, дедукция, анализ), а также специальные юридические методы (формально-юридический, сравнительно-правовой, историко-правовой и методы).

1. Состав Правительства РФ

Формирование Правительства не является преюдиционным фактом, безразличным к его статусу. Практика свидетельствует, что правоспособность правительства предопределяется способом его образования, который, таким образом, относится к статусной характеристике этого органа. Формирование правительства одним субъектом - главой государства или парламентом ставит правительство в зависимость от этих органов, подрывает самостоятельность правительственной власти. Формирование же правительства с участием разных органов гарантирует правительству относительную независимость, дистанцирует правительство от главы государства и парламента.

Конституция РФ предусматривает смешанный (комбинированный) способ формирования федерального Правительства, основанный на соучастии главы государства и парламента, что соответствует природе смешанного правления. В этом процессе Президенту принадлежит ведущая роль, он назначает Председателя Правительства РФ, в то время как Государственная Дума дает согласие на назначение, отказ в котором является преодолимым.

Что касается остального состава Правительства, то он утверждается Президентом единолично. Парламентское участие здесь сказывается в том, что президентские назначения производятся по предложению Председателя Правительства, кандидатура которого согласовывается с Государственной Думой.

Освобождение членов Правительства от занимаемой должности производится Президентом без всякого парламентского участия, за тем исключением, что Президент не обладает формальным правом увольнения Председателя Правительства, полномочия которого согласно ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» прекращаются по заявлению Председателя Правительства об отставке и в случае невозможности исполнения Председателем Правительства своих полномочий (ст. 7). Это напоминает государственную схему Франции, где премьер-министр также «неустраним». Президент России, впрочем, легко может обойти это препятствие, прибегнув к отставке Правительства в целом, производимой им совершенно произвольно.

Политико-правовая самостоятельность Правительства России коренится в механизме формирования должности Председателя Правительства, который назначается Президентом с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111 Конституции РФ). Участие парламентской палаты в назначении премьера является едва ли не главной гарантией самостоятельности Правительства, позволяющей ему рассчитывать на парламентскую поддержку. При такой конструкции Председатель Правительства РФ не может полагаться лишь ставленником главы государства, поскольку его кандидатура требует парламентского согласования.

Конституционное требование роспуска Государственной Думы ввиду отклонения ею кандидатов на должность премьера выглядит закономерным. Другое дело, что роспуск должен быть крайней мерой преодоления конституционного конфликта, не исключающей, а напротив, предполагающей использование согласительных процедур. В практике назначения Председателя Правительства имели место, например, предварительные консультации между Президентом и думскими кругами относительно кандидатуры премьера, о чем упоминал в своем выступлении на заседании Государственной Думы 8 мая 2008 г. В.В. Путин в качестве кандидата на должность Председателя Правительства РФ, отметивший что «накануне были проведены консультации с руководителями парламентских фракций».

К подобным консультациям президентскую сторону неоднократно призывала Государственная Дума. В Постановлении Госдумы от 1 апреля 1998 г. «О мерах, связанных с формированием Правительства Российской Федерации» говорилось, что «внесение Президентом Российской Федерации кандидатуры нового Председателя Правительства Российской Федерации без обсуждения с ведущими политическими силами страны не согласуется с заявленным им конструктивным взаимодействием органов государственной власти». Госдума предлагала Президенту провести круглый стол или иные согласительные процедуры с участием представителей палат Федерального Собрания по вопросу о кандидатурах на должность Председателя Правительства РФ.

Этот же мотив звучал в Обращении Государственной Думы к Председателю Совета Федерации в апреле 1998 г., в котором упоминалось проведение 7 апреля этого года круглого стола по вопросу о кандидатурах Председателя Правительства РФ с участием представителей органов исполнительной и законодательной власти, политических и общественных сил, представленных в Федеральном Собрании. В ходе круглого стола Президенту были предложены кандидатуры известных людей, обладающих большим опытом управления экономикой, в том числе и из числа членов Совета Федерации. Государственная Дума выражала сожаление, что кандидатура С.В. Кириенко была затем внесена Президентом в Госдуму поспешно, «без новых консультаций с Федеральным Собранием».

Возможность аналогичных консультаций предусматривается зарубежными конституциями. Так, в Португалии премьер-министр назначается Президентом после консультаций с политическими партиями, представленными в Ассамблее Республики, и с учетом результатов выборов (ст. 187 Конституции).

Возможность проведения консультаций между Президентом и Госдумой при назначении премьера проектировалась в ходе подготовки действующей Конституции. На Конституционном Совещании Б.Н. Топорнин предложил: «Президент назначает Председателя Правительства после консультации. Можно - после консультации с руководителями палат…».

В Регламенте Государственной Думы можно было бы предусмотреть создание с участием президентской стороны и представителей думских фракций, после отклонения Госдумой кандидатуры Президента на должность Председателя Правительства, согласительной комиссии, реализующей необходимость конституционного партнерства ветвей власти, обязанных к согласованному взаимодействию.

В формировании Правительства инициативная роль принадлежит Председателю Правительства, который представляет Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, сообразно которой определяется состав Правительства.

Согласно ч. 1 ст. 112 Конституции РФ Председатель Правительства не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Представляя Президенту предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, Председатель Правительства тем самым определяет качественный состав Правительства, включающий название министерских должностей.

Согласно буквальному смыслу Конституции Председатель Правительства РФ представляет Президенту РФ только структуру, но не систему (виды) федеральных органов исполнительной власти. Однако структура федеральных органов исполнительной власти, т.е. их конкретный перечень, не может не включать их наименование, а значит, и классификацию этих органов с указанием их функционального статуса. Получается, таким образом, что новоиспеченный глава Правительства РФ представляет Президенту РФ свои предложения не только о структуре, но и о системе федеральных органов исполнительной власти.

Участие Председателя Правительства РФ в установлении структуры федеральных органов исполнительной власти не имеет законодательного формата. Отчасти это объясняется тем, что предложения Председателя Правительства РФ носят лишь рекомендательный характер и могут быть отвергнуты Президентом.

Председателю Правительства предоставляется право предлагать Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров (ч. 2 ст. 112 Конституции РФ). Это полномочие взаимосвязано с предыдущим, поскольку Президент РФ назначает федеральных министров, руководствуясь общей системой и структурой федеральных органов исполнительной власти, представляемой главой Правительства. В то же время данное полномочие Председателя Правительства не ограничивается утверждаемой главой государства схемой федеральных органов исполнительной власти.

Конституция РФ говорит о предложениях главы Правительства Президенту, которые, таким образом, носят рекомендательный характер, не обязывающий Президента с ними считаться, хотя, конечно, с мнением премьера главе государства приходится считаться.

В то же время формальное участие Председателя Правительства в министерских назначениях является обязательным. Если исходить из точного смысла Основного Закона, Президент РФ вправе назначать заместителей Председателя Правительства и федеральных министров только по адресному предложению главы Правительства, в отсутствие которого назначения не могут состояться. В.О. Лучин в этой связи выделяет такой конституционный деликт, как нарушение установленного порядка назначения на конституционные должности, относя к ним и министерские назначения в отсутствие главы Правительства, примером чему служит назначение Президентом РФ Б.Н. Ельциным 31 марта 1998 г. федеральными Министрами Е.М. Примакова и М.М. Задорнова при вакансии должности Председателя Правительства РФ.

С другой стороны, не существует определенного формата участия Председателя Правительства в определении персонального состава Правительства, хотя отдельные факты участия главы Правительства в назначении и освобождении членов Правительства в президентских указах упоминаются. Так, в Указе Президента РФ от 2 сентября 1998 г. «О мерах по формированию Правительства Российской Федерации» говорилось: «Согласиться с предложениями В.С. Черномырдина о целесообразности вхождения в состав Правительства Российской Федерации П.В. Крашенинникова, Е.М. Примакова, И.Д. Сергеева, С.В. Степашина, Б.Г. Федорова, С.К. Шойгу».

Предложения Председателя Правительства Президенту на этот счет не могут быть юридически удостоверены, что не позволяет проследить реальное участие главы Правительства в формировании Правительства. Можно единственно рекомендовать, чтобы указы Президента РФ о назначении заместителей Председателя Правительства и федеральных министров содержали стереотип - «в соответствии с предложением Председателя Правительства Российской Федерации». По замечанию С.А. Авакьяна, отношения между Президентом и премьером не исключают установления в Законе о Правительстве РФ правил о том, каким образом оформляются предложения Председателя Правительства РФ Президенту РФ относительно состава Правительства РФ.

В научных и практических кругах неоднократно ставился вопрос об усилении парламентского участия в формировании и составе Правительства России, даже о создании парламентского правительства, основанного на коалиции парламентских фракций.

Идея коалиционного правительства никогда открыто не отвергалась руководителями государства. Д.А. Медведев в 2007 г., накануне президентских выборов, говорил, что «в будущем вполне возможно формировать полноценное партийное правительство… Это совершенно нормально даже при наличии сильной президентской власти, которая в нашей стране в силу юридических, исторических и географических причин крайне необходима. Участие членов Правительства в партиях естественно. Они юридически даже не являются чиновниками. Они - лица, замещающие конституционную должность, т.е. политики. И могут свои политические предпочтения выражать».

Формирование Правительства с парламентским участием требует законодательных технологий. В Послании Федеральному Собранию РФ в 1999 г., оценивая предложения о создании Правительства России на основе парламентского большинства, Президент основательно заметил: «Но пока даже не ясно, что в данном случае считать парламентским большинством. Нужна ли специальная конституционная норма, закрепляющая положение о таком правительстве, будет ли лидер победившей на выборах партии претендовать на роль Председателя Правительства. И наконец, какова юридическая и политическая мера ответственности парламента за деятельность сформированного им правительства, какие для этого могут быть механизмы. Неоднозначность и новизна этих вопросов для России, которые не могут быть предметом кулуарного решения, требуют самой широкой дискуссии, в том числе с учетом опыта работы нынешнего кабинета, имеющего хорошую базу поддержки в Государственной Думе».

С.А. Авакьян предлагает в контексте этой проблемы дополнить ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» положениями, согласно которым Президент РФ вносит на рассмотрение Государственной Думы для получения ее согласия кандидатуру Председателя Правительства РФ с учетом мнений об этой кандидатуре фракции Государственной Думы, объединяющей более половины установленного числа депутатов Государственной Думы. При формировании Правительства РФ, системы федеральных органов исполнительной власти и их руководящего состава Президент РФ, Правительство РФ учитывают предложения фракции Государственной Думы, объединяющей более половины установленного числа депутатов Государственной Думы.

Формирование Правительства России на классических парламентарных началах расходится с принципами полупрезиденционализма, заложенными в российской Конституции. Это будет означать переход к парламентарному режиму, для России явно преждевременному. Попытки перешагнуть исторические рубежи государственного правления, формировать партийное правительство, игнорируя политическую зрелость масс, могут обернуться перманентным кризисом, аналогичным украинскому.

В то же время логика смешанного правления, предполагающего использование парламентарных начал, требует учета парламентской позиции при формировании Правительства. Парламентская практика в России свидетельствует о повышенной заинтересованности Государственной Думы в комплектовании федерального Правительства.

Правительство Российской Федерации формируется в определенном составе, включающем Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров (ч. 2 ст. 110 Конституции РФ).

Количество заместителей Председателя Правительства РФ законодательно не определено, оно устанавливается главой государства исходя из конъюнктуры управления. В новом сформированном Правительстве России насчитываются один первый заместитель и шесть заместителей Председателя Правительства.

Должность первого заместителя Председателя Правительства в Конституции и Законе о Правительстве РФ не выделена, в то же время она традиционно фигурирует в указах Президента о системе и структуре федеральных органов исполнительной власти. Ввиду этого было бы нелишним предусмотреть категорию первых заместителей в ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации».

К особенностям состава Правительства России можно отнести появление в нем должности так называемого министра без портфеля, не имеющего статуса руководителя федерального органа исполнительной власти.

Следует, однако, отметить, что вхождение в состав Правительства таких лиц формально противоречит Закону о Правительстве, согласно которому федеральные министры обладают полномочиями руководителей федеральных органов исполнительной власти (ст. 26). Между тем в Указе Президента РФ от 21 мая 2012 г. о структуре федеральных органов исполнительной власти Правительственная комиссия по координации деятельности открытого правительства не упомянута.

Очевидно, что зарекомендовавший себя институт «министров без портфеля» следует согласовать с действующим законодательством.

В российской правительственной практике наблюдается соединение президентских и правительственных структур. ФКЗ о Правительстве РФ в редакции от 29 января 2010 г. допускает в соответствии с указами Президента РФ возможность замещения заместителями Председателя Правительства РФ и федеральными министрами должности полномочных представителей Президента РФ федеральных округах (ч. 2 ст. 6).

2. Аппарат Правительства РФ

Централизованную публичную администрацию России составляют органы, работающие непосредственно под руководством Президента РФ и Правительства РФ. Они им подотчетны и несут перед ними ответственность за свою деятельность. Работа централизованной администрации нацелена на обеспечение политического единства и стабильности государственного управления. При этом важнейшими звеньями централизованной администрации являются Аппарат Президента РФ и Аппарат Правительства РФ, министерства и ведомства (агентства и службы).

Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство РФ. Оно состоит из Председателя, заместителей Председателя и федеральных министров. Председатель Правительства РФ назначается Президентом РФ с согласия Государственной Думы. Председатель Правительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти. Председатель Правительства РФ предлагает Президенту РФ кандидатуры на должности заместителей и федеральных министров. Председатель Правительства РФ в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и указами Президента РФ определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу.

Порядок деятельности Правительства РФ определяется федеральным конституционным законом. Оно является коллегиальным органом, возглавляющим единую систему исполнительной власти в России. Правительство РФ в своей деятельности руководствуется принципами верховенства Конституции РФ, федеральных конституционных законов и федеральных законов, принципами народовластия, федерализма, разделения властей, ответственности, гласности и обеспечения прав и свобод человека и гражданина. Правительство Российской Федерации в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров РФ, осуществляет систематический контроль над их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства РФ.

Правительство РФ в пределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации. Для разрешения споров и устранения разногласий создаются согласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.

Как отмечает М.А. Штатина, правительство в зарубежных государствах «находится в центре политической жизни страны, решает преимущественно государственно-политические задачи и вследствие подверженности различным политическим потрясениям, как правило, крайне нестабильно». При этом Правительство, помимо этого, выполняет и административные функции, связанные, прежде всего, с общим руководством публичной администрацией. Для реализации административных функций Правительства и создается его аппарат.

Такое же положение сложилось и в России. Правительство РФ также выполняет государственно-политические задачи, осуществляет общее руководство. Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля над выполнением органами исполнительной власти решений, принятых Правительством РФ, образуется Аппарат Правительства Российской Федерации. Аппарат Правительства РФ взаимодействует с Администрацией Президента РФ и Аппаратами палат Федерального Собрания. Аппарат возглавляет руководитель Аппарата в ранге заместителя Председателя Правительства РФ или федерального министра. Положение об Аппарате утверждается Правительством РФ.

Восполняя пробел в исследованиях правового статуса такого органа публичной администрации России, как Аппарат Правительства, представляем на суд читателя некоторые размышления авторов на данную тему. Можно отметить лишь работу К.В. Черкасова. Однако некоторые выводы этой работы не точны. Так, в ней отмечено, что «вопрос о вхождении их в структуру Аппарата Правительства РФ здесь остался открытым». Речь идет о полномочных представителях Правительства РФ. Но распоряжение Правительства РФ от 26.04.2004 №520-р «Об утверждении структуры Аппарата Правительства Российской Федерации» ясно регулирует этот вопрос.

Аппарат Правительства РФ, как и в большинстве зарубежных стран, претерпел разительные изменения. Он превратился из аморфного, организационно не оформленного административного образования в орган, играющий определяющую роль, как в осуществлении административной власти, так и в механизме принятия важнейших государственно-политических решений. В 1992 г. структура Аппарата Правительства РФ была следующая. В него входили: руководство Аппарата, секретариат первого заместителя и заместителей Председателя Правительства, экономических советников, 18 отделов (например, организации управления, промышленности и материально-технического обеспечения, финансов, экологии и природопользования и др.), пресс-бюро, сектор методологии и организации работы Правительства. Предметом изучения административного права выступает, прежде всего, участие Аппарата Правительства в осуществлении административной власти.

Усиление роли Аппарата Правительства в механизме принятия политических и административных решений приводит к изменению характера, нормативно-правового регулирования статуса этого важного звена публичной администрации. Основы деятельности Аппарата Правительства РФ закреплены на уровне Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации». Постановлением Правительства РФ от 01.06.2004 №260 утверждено Положение об Аппарате Правительства РФ.

Аппарат Правительства заметно разросся за последние десятилетия практически во всех странах. Не составляет исключение и Российская Федерация. В настоящее время структура Аппарата Правительства РФ представлена: заместителями руководителя Аппарата, полномочными представителями Правительства в палатах Федерального Собрания, в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ и Высшем Арбитражном Суде РФ, первым заместителем Председателя Военно-промышленной комиссии при Правительстве. В него также входят: секретариаты Председателя Правительства, его заместителя и руководителя Аппарата, 15 департаментов (в том числе административный; государственного управления, регионального развития и местного самоуправления; экономики и финансов; контроля и проверки выполнения решений Правительства; правовой и др.).

Дуализм в организации правительственной власти России предопределил сложность и разветвленность структуры аппарата правительственной власти. Аппарат Правительства РФ является государственным органом, образованным для обеспечения деятельности Правительства РФ и Председателя Правительства, а также организации контроля над выполнением органами исполнительной власти принятых ими решений. Он выполняет следующие основные функции.

Аппарат Правительства рассматривает обращения граждан и организаций, адресованные в Правительство, направляет эти обращения в соответствующие государственные органы и органы местного самоуправления для рассмотрения и принятия мер, организует прием граждан членами Правительства, а также проводит информационно-аналитическую работу с указанными обращениями.

Функцией Аппарата Правительства является осуществление контроля над соблюдением требований Регламента Правительства при внесении в Правительство проектов федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ, международных договоров Российской Федерации и других документов, требующих рассмотрения в Правительстве. Он обеспечивает разработку и представление Председателю Правительства проектов основных направлений деятельности Правительства по реализации внутренней и внешней политики Российской Федерации и осуществляет контроль над их выполнением органами исполнительной власти. Такая разработка документов ведется с участием органов исполнительной власти и других государственных органов.

Аппарат Правительства РФ подготавливает экспертные заключения на поступившие в Правительство проекты актов и других документов, по которым требуется его решение. Он представляет Председателю Правительства и его заместителям, руководителю Аппарата предложения по этим документам, а также аналитические и справочные материалы по вопросам, рассматриваемым в Правительстве. Аппарат Правительства запрашивает информационные и иные материалы, необходимые для деятельности Аппарата Правительства. Он подготавливает для Председателя Правительства материалы к его докладам и выступлениям, а также необходимые аналитические и справочные материалы.

Контроль над выполнением органами исполнительной власти решений Правительства, а также поручений Председателя Правительства и заместителей Председателя Правительства организует также Аппарат Правительства. При необходимости он разрабатывает и представляет Председателю Правительства и его заместителям предложения о дополнительных мерах по обеспечению выполнения этих решений и поручений. В обязанности Аппарата Правительства входит проведение совещаний с участием руководителей заинтересованных федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Проекты федеральных законов, поступающие от субъектов права законодательной инициативы и Государственной Думы, направляются Аппаратом Правительства в федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства для подготовки заключений, поправок к законопроектам и официальных отзывов Правительства. Обеспечение представления интересов Правительства в Конституционном Суде РФ, Верховном Суде РФ, Высшем Арбитражном Суде РФ, а также организация представления интересов Правительства в судах федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, являются функцией Аппарата Правительства.

Структура Аппарата Правительства включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата - департаменты Правительства и секретариаты заместителей Председателя Правительства и руководителя Аппарата Правительства. В составе департаментов создаются отделы. В структуре Аппарата Правительства действует на постоянной основе Аппарат Военно-промышленной комиссии при Правительстве РФ, обеспечивающий ее деятельность и деятельность научно-технического совета этой комиссии.

Работа Аппарата Правительства организуется в соответствии с Регламентом Правительства, положением, инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства, а также с утвержденными руководителем Аппарата Правительства основными вопросами сфер ведения департаментов, приказами и поручениями руководителя Аппарата Правительства.

Руководитель Аппарата Правительства назначается на должность и освобождается от должности Президентом РФ по представлению Председателя Правительства РФ. Руководитель Аппарата Правительства имеет заместителей. Они координируют и контролируют работу департаментов Правительства, организуют проработку проектов актов и других документов, по которым требуется решение Правительства, подготовку материалов к заседаниям Правительства и его президиума, осуществляют другие функции по руководству Аппаратом Правительства в соответствии с распределением обязанностей и поручениями руководителя Аппарата Правительства.

Заместители руководителя Аппарата Правительства РФ координируют деятельность подразделений Аппарата и организуют их работу по вопросам:

развития промышленности, энергетики, транспорта;

развития информационных технологий и связи;

эффективного использования природных ресурсов;

атомной промышленности и использования атомной энергии;

экспортного контроля в отношении товаров, работ, услуг и информации, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения;

Военно-промышленной комиссии;

обеспечения реализации внешней политики;

обеспечения внешнеэкономической деятельности, внешней торговли и таможенно-тарифного регулирования;

развития федеративных отношений, местного самоуправления, а также оценки эффективности деятельности государственных органов исполнительной власти и местного самоуправления;

развития агропромышленного и лесопромышленного комплексов, агропродовольственной политики и рыболовства;

образования, науки и высоких технологий;

инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;

присоединения России к ВТО и др.

Департаменты Правительства осуществляют свои функции в соответствии с положением и утвержденными руководителем Аппарата Правительства основными вопросами сфер ведения департаментов. Департамент Правительства обеспечивает деятельность Правительства, его президиума, а также Аппарата Правительства по вопросам, входящим в сферу его ведения, и взаимодействует с соответствующими федеральными министерствами, федеральными службами и федеральными агентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, с другими государственными органами и организациями.

Директор департамента Правительства назначается на должность и освобождается от должности Правительством и подчиняется руководителю Аппарата Правительства. Директор департамента Правительства запрашивает у органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, других организаций материалы, необходимые для анализа и подготовки вопросов, рассматриваемых в Правительстве. Он привлекает при необходимости для проработки вопросов, рассматриваемых в Правительстве, представителей органов исполнительной власти, научных учреждений и других организаций.

Директор департамента направляет на рассмотрение в соответствующие федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, документы, поступившие в Правительство от органов государственной власти и органов местного самоуправления, иных органов и организаций, по которым не требуется решения Правительства.

Помощники Председателя Правительства и референты Председателя Правительства ведут аналитическую работу, рассматривают подготовленные в установленном порядке проекты актов и других документов, представляют в письменном виде свои замечания по ним, выполняют другие обязанности, возложенные на них Председателем Правительства и руководителем Аппарата Правительства.

Секретариаты заместителей Председателя Правительства и руководителя Аппарата Правительства организационно обеспечивают деятельность соответственно заместителей Председателя Правительства и руководителя Аппарата Правительства.

Руководитель Аппарата Правительства в соответствии с законодательством Российской Федерации обеспечивает доступ к информации справочного и (или) содержательного характера о деятельности Аппарата Правительства. Указанная информация предоставляется в устной и (или) документарной формах, в том числе в виде электронного документа. Информация о деятельности Аппарата Правительства размещается на официальном сайте Правительства РФ в сети Интернет.

Несмотря на существование специализированных контрольных органов, руководители правительственной власти предпочитают работать с информацией, поступающей из собственных правительственных источников.

Работу по координации Аппарата государственного управления выполняют различные правительственные межминистерские органы (советы и комиссии, комитеты и др.). В них координация обеспечивается на основе обмена мнениями непосредственно между министрами под эгидой главы Правительства или другого члена Правительства.

Комиссия Правительства РФ по законопроектной деятельности образована в целях обеспечения законопроектной деятельности Правительства РФ и его взаимодействия с палатами Федерального Собрания РФ. Председателем комиссии по законопроектной деятельности является руководитель Аппарата Правительства. Основными задачами комиссии являются совершенствование законопроектной деятельности Правительства РФ и повышение качества законопроектной работы федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в этой сфере деятельности. В компетенцию комиссии также входит формирование позиции Правительства по законопроектам и законам, рассматриваемым палатами Федерального Собрания России, и другие задачи в сфере законопроектной деятельности.

Руководитель Аппарата Правительства РФ является также председателем следующих важных правительственных комиссий: по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления; по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти; по проведению административной реформы; по организации подготовки управленческих кадров для организации народного хозяйства Российской Федерации; аттестационной комиссии.

Правительственная комиссия по оценке результативности деятельности федеральных и региональных органов исполнительной власти является органом, образованным для координации работы по определению показателей оценки результатов деятельности, совершенствованию разработки планов деятельности этих органов, а также по подготовке органами исполнительной власти ежегодных докладов о результатах, полученных в отчетном периоде. Основными задачами комиссии являются оценка результативности деятельности этих органов и координация работы по формированию системы целей, задач и показателей оценки их деятельности, а также созданию условий и предпосылок для повышения эффективности использования полномочий этих органов для реализации установленных целей. К основным задачам комиссии также относится координация работы по повышению результативности текущего и среднесрочного планирования деятельности органов исполнительной власти за счет ориентации на достижение общественно значимых измеримых результатов и другие задачи, связанные с оценкой результативности федеральных и региональных органов исполнительной власти.

Основными задачами комиссии по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления является координация деятельности органов исполнительной власти по вопросам:

определения единой политики в сфере развития и использования информационных технологий в государственном управлении;

выработки и реализации мер, направленных на расширение использования информационных технологий для повышения качества и доступности государственных и муниципальных услуг, предоставляемых организациям и гражданам;

повышения эффективности использования информационных технологий в деятельности органов государственной власти;

повышения эффективности межведомственного взаимодействия и внутренней организации деятельности органов государственной власти на основе использования информационных технологий.

Например, обеспечение деятельности Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений осуществляется Аппаратом Правительства РФ. Для организационного обеспечения ее деятельности образуется секретариат, который на основании поручений комиссии:

запрашивает у органов исполнительной власти, работодателей и (или) профессиональных союзов информацию о заключаемых и заключенных соглашениях, регулирующих социально-трудовые отношения, и коллективных договорах;

запрашивает у федеральных органов исполнительной власти информацию о социально-экономическом положении в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации, необходимую для ведения переговоров и подготовки проекта генерального соглашения и организации контроля за его выполнением, нормативные правовые акты Российской Федерации, а также проекты федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации в области социально-трудовых отношений.

Следовательно, основными направлениями деятельности Аппарата Правительства РФ являются:

осуществление координации деятельности различных органов исполнительной власти;

рассмотрение обращений граждан и организаций;

информационно-аналитическая работа, разработка проектов основных направлений деятельности Правительства;

обеспечение представления интересов Правительства в судах;

контроль над публичной администрацией (за выполнением решений Правительства органами исполнительной власти).

В заключение необходимо отметить, что Аппарат Правительства РФ является только одним из органов централизованной публичной администрации России. Он работает непосредственно под руководством Председателя Правительства РФ и возглавляется одним из заместителей. Работа этого органа централизованной администрации нацелена на обеспечение политического единства и стабильности государственного управления.

правительство должность информационный премьер

Заключение

Основу статуса и деятельности Правительства Российской Федерации составляют конституционные положения - глава 6, ст. 110 - 117 и ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» №3 от 17 декабря 1997.

Правительство Российской Федерации - совокупный федеральный орган исполнительной власти, вбирающий в себя, консолидирующий все органы исполнительной власти. Именно такое понимание заложено в ст. 110, ч. 1. Его упразднение означает упразднение самой исполнительной власти.

Правительство - высший орган исполнительной власти. Впрочем, единая исполнительная власть как вертикальная ветвь должна иметь логическое завершение сверху донизу. Пока это не обеспечено ни Конституцией Российской Федерации, ни Законом о Правительстве РФ, ни указами Президента.

Правительство Российской Федерации - коллегиальный орган. Его постановления принимаются на заседаниях Правительства, коллегиях и ответственность Правительства - коллегиальная (с Председателем уходит весь состав Правительства). В состав Правительства входят заместители Председателя - первые и курирующие отдельные сферы общественной жизнедеятельности (финансы, экономику, безопасность, оборону, внутренние дела), а также федеральные министры. Правительство имеет аппарат.

Полномочия Правительства Российской Федерации как высшего органа исполнительной власти общей компетенции достаточно широки. Прежде всего в сфере формирования государственного аппарата и руководства его деятельностью. Правительство направляет и координирует деятельность госаппарата через министерства, департаменты и другие ведомства.

Участие в законодательной деятельности, исполнение законов, нормотворческая деятельность, составление и исполнение бюджета, осуществление внешней политики - основные направления деятельности Правительства Российской Федерации.

Конституция РФ предусматривает осуществление Государственной Думой парламентского контроля за деятельностью Правительства в следующих формах.

Рассмотрение вопроса о доверии Правительству по инициативе самой Государственной Думы или по инициативе Правительства.

Парламентские слушания комитетов и комиссий Государственной Думы по вопросам деятельности федеральных органов исполнительной власти.

Образование Счётной палаты для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета (при участии и Совета Федерации).

Отчёт Правительства об исполнении федерального бюджета.

Назначение уполномоченного по правам человека, деятельность которого связана с контролем за Правительством и другими органами администрации в области соблюдения прав человека.

Подводя итог, следует отметить, что оптимальное сочетание структуры и задач Правительства является залогом успешного функционирования не только Правительства Российской Федерации, но и исполнительной власти в целом. Последнее в свою очередь предопределяет нормальное развитие государства и общества.

Список литературы

1.«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 №6-ФКЗ, от 30.12.2008 №7-ФКЗ) // «Собрание законодательства РФ», 26.01.2009, №4, ст. 445

2.Федеральный конституционный закон от 17.12.1997 №2-ФКЗ (ред. от 03.12.2012) «О Правительстве Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 22.12.1997, №51, ст. 5712

.Указ Президента РФ от 21.05.2012 №636 (ред. от 25.06.2012) «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // «Собрание законодательства РФ», 28.05.2012, №22, ст. 2754

.Постановление Правительства РФ от 01.06.2004 №260 (ред. от 17.12.2012) «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 07.06.2004, №23, ст. 2313

.Постановление Госдумы от 1 апреля 1998 г. «О мерах, связанных с формированием Правительства Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1998. №14. Ст. 1535

.Авакьян С.А. О возможных и конституционно-легитимных путях изменения баланса властей в Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2008. №3. С. 6.

.Административное право зарубежных стран: Учебник / Под ред. А.Н. Козырина и М.А. Штатиной. М.: Спарк, 2003. С. 36.

.Волков А.М., Лютягина Е.А. Аппарат Правительства Российской Федерации как орган публичной администрации // Административное право и процесс. 2011. №8. С. 19 - 22

.Виноградов В.А. Конституционно-правовая ответственность (системное исследование): Дис. д-ра юрид. наук. М., 2005. С. 292

.Гогаева А.Л. Вопросы состава Правительства Российской Федерации // Конституционное и муниципальное право. 2010. №2. С. 32 - 34.

.Забровская Л.В. Конституционно-правовые деликты: Автореф. дис. канд. юрид. наук. М., 2003. С. 10

12.Правительство Российской Федерации / Под ред. Т.Я. Хабриевой. М.: Норма, 2005. С. 132

13.Шеян А.Н. Институт правительственной ответственности в России: Дис. канд. юрид. наук. Краснодар, 2007. С. 20

14.Черкасов К.В. Аппарат Правительства Российской Федерации: некоторые аспекты правового регулирования его состава и структуры // Административное и муниципальное право. 2010. №1. С. 27 - 30

Похожие работы на - Конституционно-правовой статус Правительства Российской Федерации

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!