Что понимается под государственной или муниципальной помощью (преференцией) и в каких случаях она может быть предоставлена?
. Государственные или муниципальные преференции могут быть предоставлены на основании правовых актов федерального органа исполнительной власти, органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления, иных осуществляющих функции указанных органов органа или организации исключительно в целях:
) обеспечения жизнедеятельности населения в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;
) развития образования и науки;
) проведения научных исследований;
) защиты окружающей среды;
) сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;
) развития культуры, искусства и сохранения культурных ценностей;
) развития физической культуры и спорта;
) обеспечения обороноспособности страны и безопасности государства;
) производства сельскохозяйственной продукции;
) социальной защиты населения;
) охраны труда;
) охраны здоровья граждан;
) поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства;
) поддержки социально ориентированных некоммерческих организаций.
антимонопольный контроль конкурентный законодательство
За разглашение информации, составляющей коммерческую, служебную, иную охраняемую законом тайну, работники антимонопольного органа несут гражданско-правовую, административную и уголовную ответственность.
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции (статья 178 УК РФ).
Недопущение, ограничение или устранение конкуренции путем заключения хозяйствующими субъектами-конкурентами ограничивающего конкуренцию соглашения (картеля), неоднократного злоупотребления доминирующим положением, выразившимся в установлении и (или) поддержании монопольно высокой или монопольно низкой цены товара, необоснованном отказе или уклонении от заключения договора, ограничении доступа на рынок, если эти деяния причинили крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекли извлечение дохода в крупном размере, совершенные лицом с использованием своего служебного положения; сопряженные с уничтожением или повреждением чужого имущества либо с угрозой его уничтожения или повреждения, при отсутствии признаков вымогательства; причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере.
Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи, совершенные с применением насилия или с угрозой его применения.
.Кратко изложите историю становления конкурентного законодательства в России
Корни антимонопольного регулирования уходят в глубь веков. Одним из первых антимонопольных законов является Конституция о ценах императора Зенона (483 г. до н.э.). В этом акте было закреплено следующее: "Мы приказываем, чтобы ни одно лицо не позволило себе осмелиться осуществлять монополию на какой-либо вид одежд, или на рыбу, или на какую-либо иную вещь, служащую в качестве продовольствия или предназначаемую для другого использования".
Формирование современной концепции антимонопольного законодательства относится к XV - XVII векам, когда отдельные мастера пытались противостоять существующему порядку деятельности гильдий. Так, в 1414 г. в Англии было рассмотрено дело по иску к Джону Дайеру о взыскании с последнего штрафа за нарушение условий договора, по которому Дайер был обязан "не использовать свое мастерство красильщика в пределах города на протяжении полугода". Суд объявил обязательство красильщика недействительным и постановил взыскать штраф с истца.
Первые законы о защите свободы конкуренции появились в конце ХIХ века. Родиной конкурентного права считаются США, где оно традиционно именуется антитрестовским правом. Первым в 1890 г. был принят закон, направленный на защиту коммерции и торговли от незаконных ограничений и монополий, более известный как Закон Шермана. В 1914 году были приняты также Закон о Федеральной торговой комиссии и Закон Клейтона, установивший ограничения на ценовую дискриминацию, заключение "связывающих" контрактов, создание холдинговых компаний, наличие в правлении и совете директоров конкурирующих компаний одних и тех же лиц. Эти законы до сих пор составляют основу антитрестовской политики США.
Монополии, которые возникли в России в 90-х годах ХХ в., не были новым явлением для нашей страны. В дореволюционной России, несмотря на то что основным видом деятельности было сельскохозяйственное производство, бурное развитие некоторых предприятий привело к созданию монополий. Например, "Продамет", созданный в 1902 г., объединял 30 металлургических предприятий. В горной промышленности монополистом был "Продаруд".
Появление монополистов в России в 80 - 90-х гг. ХХ в. имело ряд особенностей. Монополии в России - это зачастую бывшие ведомства и крупные промышленные предприятия. Примером первых является концерн "Газпром", который перенес системы организации и хозяйствования, используемые министерствами, на рыночные отношения. Бывшие крупные государственные предприятия после их преобразования в акционерные общества также получили большие экономические преимущества и, в основном, заняли доминирующее положение.
Правовое регулирование конкуренции может, в принципе, осуществляться двумя способами, условно их именуют "американским" и "европейским" (см. табл. 1).
Таблица 1 Способы правового регулирования конкуренции
Американский способЕвропейский способ"Антитрестовское право""Картельное право"Презумпция "вредности" монополий, поэтому их деятельность формально запрещенаДопускается существование монополий, но под жестким законодательным контролемКомпания (или группа компаний) может доказать, что ее монополия полезна публичным интересам, и тогда ее деятельность может быть разрешенаЕсли будет доказано, что деятельность монополии приносит больше вреда, чем пользы, ее деятельность будет запрещена
Российское законодательство более близко к "европейской" модели регулирования конкурентных отношений по принципу "контроль за злоупотреблением рыночной властью", но в нем имеются и черты американской модели ("запрещение монополий").
Однако, если говорить более точно, американское законодательство не признает монополию незаконной саму по себе. Судебная практика выделила законные монополии (если монополия пришла к победе на рынке исключительно благодаря высокой квалификации, предусмотрительности и трудолюбию) и незаконные монополии (рассматривается поведение монополиста, было ли у него намерение монополизировать рынок).
Система российского антимонопольного законодательства основана, в первую очередь, на Конституции РФ. Основной закон государства в ст. 8 гарантирует единство экономического пространства, поддержкуконкуренции, свободу экономической деятельности.
В России запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, вводится запрет на установлениеюридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции (ст. 34, 55, 74 Конституции РФ).
Конкурентные отношения регулируются в зависимости от вида рынка. Так, деятельность на товарных рынках подчинена нормам Закона о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках, предоставление финансовых услуг - нормам Закона о защите конкуренции на рынке финансовых услуг. Специфика естественной монополии в том, что государство изначально легализует отсутствие конкуренции на таком рынке, поэтому и в данном случае требуется специальное законодательство - это Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях".
Выберите правильные ответы
А) приобретение 10% голосующих акций АО, если приобретатель уже владеет 45% акций этого АО.
Б) приобретение 15% акций АО, если приобретатель уже владеет 30% акций АО.
В) приобретение 15% акций АО, если приобретатель уже владеет акциями этого АО в размере 77%.
Ответ: верно А, Б и В.
Приобретение голосующих акций акционерного общества, в результате которого лицо (группа лиц) получает право распоряжаться более чем 25%, 50%, 75% голосующих акций акционерного общества, осуществляется либо с предварительного согласия антимонопольного органа (при наличии условий, предусмотренных частью 1 статьи 28 Закона о защите конкуренции) либо с последующим его уведомлением о совершенной сделке (при наличии условий, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 30 Закона о защите конкуренции).
.По Конституции антимонопольное законодательство относится к предмету ведения:
А) Российской Федерации
Б) субъектов Федерации
В) совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Ответ: В.
Уровень антимонопольного законодательства - федеральный (п. «ж» ст. 71 Конституции Российской Федерации). - на уровне субъекта РФ - в сфере, не входящей в исключительную сферу и в сферу совместного ведения.
.Положение хозяйствующего субъекта не может быть признано доминирующим, если его доля на рынке определенного товара составляет:
А) 50%
Б) 30%
В) 34%
Г) 40%
Ответ: Б, В и Г, т.е. составляет меньше 50%.
Список используемых источников и литературы
1.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ).
2.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63 - ФЗ (ред. от 05.04.2013).
4.Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 12.11.2012) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля".
5.Д. А. Алешин, И. Ю. Артемьев, Е. Ю. Борзило. Конкурентное право России. - М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2012. - 391с.
6.Беляева О.А.. Предпринимательское право. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Инфра-М, 2009 <http://pravouch.com/pravo-predprinimatelskoe/predprinimatelskoe-pravo-izd-ispr-dop-infra.html>. - 352 с. .
7.http://base.garant.ru - положение хозяйствующего субъекта.