Киберсоциализм
Киберсоциализм
Гижко Станислав
Вы никогда не задумывались, какой смысл
несёт в себе проникший сегодня едва ли не в каждый язык мира английский термин
software? Ведь впервые использованный для обозначения упорядоченного набора
машинных инструкций (читай, компьютерной программы) в 1957 году, он скрывает
подтекст, понятный лишь тем, для кого английский - язык родной. Software
составлен из двух частей: soft, означающей "мягкий", и ware,
означающей... "товар". Да, software подразумевает коммерцию с самого
начала, но есть ещё сильные личности, считающие продажу программного
обеспечения недопустимой, а термин software, по большому счёту, неправильным.
Если вы вспомните проект GNU и его
основателя Ричарда Столлмена - вы думаете в нужном направлении. Но Столлмен,
предел мечтаний которого ограничивается свободной (свободной как слово, не как
пиво) операционной системой - консерватор, с мировоззрением, построенным на
компромиссах. Примером настоящего радикала может служить сравнительно
малоизвестный в широких кругах канадский профессор Стив Манн (на фото) -
непримиримый социалист информационных технологий. Перу Манна принадлежит
своеобразный манифест движения Buy No Software (BNS) - что буквально
переводится: "Не покупайте software". Манн, его коллеги и
единомышленники не используют платное программное обеспечение, полагаясь в мире
софта на вышеупомянутый проект GNU и собственные силы. Но они декларируют отказ
не только от проприетарных программ. Сопоставимым злом кажутся им и закрытые
цифровые форматы (DOC, PDF и т.п.) и даже само компьютерное железо: свои
системы эти ребята собирают из выброшенной и пожертвованной рухляди. Раз в год,
24 декабря, сторонники Манна призывают всех желающих провести День без software
(помните о глубоком смысле термина!), возвращая письма, содержащие аттачи в
проприетарных форматах, и отказываясь от работы с такими документами,
сознательно, хотя бы день, избегая использования несвободных программ.
Столлмен, носящийся со своими идеями,
кажется многим добрым чудаком, без которых мир стал бы скучным. Манн в глазах
обывателей смотрится настоящим экстремистом, посягающим на самые основы
современного (информационного!) общества. Однако я призываю вас не торопиться с
выводами. Прежде всего, канадский профессор - не злобный червяк, тихо
подтачивающий фундамент социума: его вклад в науку трудно переоценить (ссылки
на работы Стива, выполненные его собственными руками на свободных системах,
можно встретить в большинстве статей по мобильному компьютингу). Во-вторых,
необходимо понимать (для многих это, вероятно, станет открытием), что
непримиримость к проприетарным информационным технологиям - не просто
иррациональный всплеск эмоций: и Столлмен, и Манн, и миллионы их
единомышленников (кто сознательно, а кто и подсознательно) протестуют против
того, что англичане называют consumerism.
Изначально образованный от слова consumer
("потребитель"), термин этот нёс исключительно положительный смысл:
большинство стандартных англо-русских словарей и по сей день переводят его как
"защиту интересов потребителя". Однако, начиная с 60-ых, к первому
толкованию добавилась ещё одна, уже негативная трактовка, означающая
перепотребление. Бесстрастная статистика (конца 90-ых) свидетельствует: средний
американец потребляет в год товаров в 30 раз больше, нежели средний индиец. Это
и есть консьюмеризм в чистом виде - своего рода пагубная зависимость,
порождённая маркетинговыми баснописцами. Для человека, страдающего такой
зависимостью, товары теряют собственную значимость и становятся лишь символом
причастности к некоей (часто фактически несуществующей) общественной группе.
Идея о возможности достижения социального превосходства вбивается в головы
обывателей посредством рекламы и, в конце концов, порождает в сознании жертвы
(потенциального покупателя) веру в то, что сам акт покупки способен доставить
большее удовлетворение, нежели собственно продукт, который приобретается. При
этом консьюмеризм не так безобиден, каким может показаться на первый взгляд.
Сегодня прослойка консьюмеристов в мире насчитывает (данные Worldwatch
Institute) 1,7 миллиарда человек. И фальшиво мотивированные их запросы ведут,
как минимум, к неоправданно быстрому истощению природных ресурсов, сказываются
на состоянии окружающей среды.
Существует консьюмеризм и в мире информационных
технологий. Гигантские очереди за дистрибутивом Windows 95 (девять лет назад)
или Mac OS X (в прошлом году) - консьюмеризм. Регулярный цикл апгрейда
программного и аппаратного обеспечения, принятый на современных предприятиях -
тот же самый консьюмеризм. PR-службы компьютерных гигантов трудятся на славу,
нам же с вами предоставлена роль тупых покупателей, своими руками копающими
себе цифровую могилу: негативных следствий у ИТ-консьюмеризма хватает.
Как следствие, исчезновение у
компьютерных пользователей потребности в доскональном изучении используемых
инструментов. Зачем тратить время, силы и нервы на постижение того же MS
Office, когда вы знаете, что, максимум, через год можно будет купить новый,
"более удобный" и "более мощный" его вариант? Ненасытность
потребителей помогает шестерёнкам производственных машин компьютерных
корпораций крутиться быстрей, выбрасывая на рынок новые продукты, охватывая
новые категории пользователей и, в конце концов, закабаляя весь мир
информационных технологий. Со всем этим - с навязанным нам невежеством, с
навязанными циклами апгрейда, что нужны лишь для удовлетворения аппетитов самих
производителей, с переходом Сети под контроль транснациональных корпораций - и
борются сторонники свободного software.
Я очень надеюсь, что сегодняшняя колонка
станет для вас моментом истины, каким стало обнаружение связи между
ИТ-социалистами и перепотреблением для меня. Посвятив тринадцать лет
компьютерам, я понимаю сейчас, что только первые пять из них провёл в
действительном постижении нового мира, а оставшиеся восемь - предавался
потребительству. Проснувшаяся год назад тяга к Linux - отнюдь не иррациональна:
свободный софт предоставляет уникальную возможность вернуться к истокам. И то,
что такая возможность есть, здорово!
Список литературы
Для подготовки данной работы были
использованы материалы с сайта http://www.statya.ru