Вопросы культуры в школьных курсах истории: 'Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская'

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    501,54 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-31
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Вопросы культуры в школьных курсах истории: 'Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская'














Вопросы культуры в школьных курсах истории польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская

Оглавление

Введение

Глава I. Путь на сцену

§ 1. Семья

§ 2. Учеба

Глава 2. Звезда российского балета

§ 1. Балетное творчество

§ 2. Личная жизнь

Глава 3. Послереволюционная судьба

§ 1. В революционной России

§ 2. В эмиграции

Глава 4. Освещение темы педагогом на уроках истории и во внеурочной форме

§ 1. Изучение проблемы на школьных уроках

§ 2. Организация внеурочной деятельности

Заключение

Источники и литература

Введение


Актуальность данного исследования обусловлена не только тем, что М.Ф. Кшесинская являлась выдающейся балериной конца ХIХ - начале ХХ веков, ослепительно ярким олицетворением Императорской сцены но и тем, что эта женщина являлась типичной представительницей социальной верхушки императорской России. По основным этапам судьбы Кшесинской можно проследить историю последнего периода царской монархии, события 1917 года и последующей французской эмиграции…

Конец ХIХ - начала ХХ веков по праву именуются "серебряным веком" отечественной культуры, когда наряду с традиционными направлениями в искусстве появились важные новые веяния, которые быстро подхватывались, иногда переплетаясь со старыми основами. Но были "ниши" в искусстве, которые не затронули перемены, где царил традиционализм со своими некоронованными "королями" и "королевами".

Примером такого консервативного направления является балетное искусство конца ХIХ - начала ХХ веков, а ярким представителем его была прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская.

Цель дипломной работы

Обобщив собранные факты на фоне развития исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков проследить жизнь и деятельность польской звезды, российской балерины М.Ф. Кшесинской и показать, какое влияние оказали на это события того периода.

Отсюда вытекают следующие задачи:

проследить важный процесс становления и развития творческих задатков М. Кшесинской на пути к сцене на примере семьи и обучения в театральном училище;

раскрыть основные этапы балетного творчества, эволюцию балетного мастерства М. Кшесинской;

показать, как влияла личная жизнь Кшесинской на ее творчество, какое место в ее жизни занимали отношения с членами императорской фамилии;

осветить послереволюционную судьбу Кшесинской показав, какое влияние оказали великие потрясения начала ХХ столетия на ход ее жизни;

показать формы и методы использования материала данной дипломной работы в современной школе.

Источниковая основа дипломной работы. Основным источником выступают личные "Воспоминания" М.Ф. Кшесинской, изданные в нашей стране в 1992 г., которые охватывают огромный период: с момента рождения героини в 1872 году по 1959 год, когда она закончила свои мемуары.  Количество имен и событий в данной книге - колоссально. Большинство этих имен хорошо известно. Многие события оставили след не только в личной жизни Кшесинской, но и в русском искусстве, и вообще в истории российского общества. Книга написала блестящим литературным языком, в ней удачно сочетаются личные воспоминания с выдержками из различных публикаций. Особое место в книге уделено творческой деятельности с подробным описанием каждого театрального сезона, с приложением отрывков известных критиков на выступления Кшесинской.

Также были использованы мемуары М.И. Петипа "Материалы. Воспоминания. Статьи", работа А.Н. Бенуа "Мои воспоминания", мемуары М.М. Фокина "Против течения: воспоминания балетмейстера" и др.

Историография проблемы исследования прежде всего представлена искусствоведческими работами, раскрывающими особое состояние русской художественной культуры конца ХIХ - начала ХХ веков в целом и в частности историю русского балетного театра в этот период времени, но в них можно найти лишь краткое упоминание о творчестве М.Ф. Кшесинской, совсем не затронута личная жизнь этой женщины.

кшесинская урок история культура

В таких научно-популярных изданиях, как книга Э. Радзинского "Господи… спаси и усмири Россию", дается характеристика М.Ф. Кшесинской в рамках отношений ее с наследником престола Цесаревичем Николаем, затрагивается тема фаворитизма при императорском дворе.

В научно-популярной книге Ю.Н. Безелянского "Любовь и судьба" (М., 1996), представляющей собой серию очерков о взаимоотношениях между известными личностями, о времени, в котором они жили, о том, как любовь влияла на творчество этих людей, имеется единственный специальный очерк о Кшесинской. В настоящее время начались специальные исследования польского фактора в русской истории, но без персональных характеристик или в отношении исключительно российской провинций.

Из новейших публикаций популярного характера посвященных М.Ф. Кшесинской особо отметим роман-биографию Г.Н. Седова "Балерина" (М., 2010) и книгу Д. Вронской "Неистовая Матильда. Женщина, покорившая Романовых" (М., 2005), в которых на основе мемуарных источников с некоторым художественным вымыслом и языком беллетристики авторы интересно описывают все вехи жизни этой незаурядной личности.

На основе вышеизложенного видно, что эта тема в исторической науке разработана слабо. Кроме того, существует ряд спорных моментов в освещении этой проблемы, особенно намеки, что ее карьера балерины обязана не ее таланту, а лишь покровительству царя и великих князей.

Научная и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что нами была сделана попытка отойти от догм и стереотипов при изучении этой темы, более объективно рассмотреть проблему, осветить через жизнь и деятельность М.Ф. Кшесинской развитие исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков и показать, какое влияние оказали великие потрясения этого периода на российскую интеллигенцию.

Материал данной дипломной работы может быть использован как на уроках истории, так и на внеклассных занятиях при более детальном рассмотрении культурной обстановки изучаемого периода.

Структура дипломной работы включает в себя, кроме "Введения", три главы, а также методическую главу, "Заключение", "Примечания" и список источников и литературы. При написании данной работы использовался принцип историзма, принцип объективности.

Была проведена апробация данной выпускной квалификационной (дипломной) работы. Основные положения, полученные в ходе исследования, были доложены на XXV научно-практической конференции студентов заочной формы обучения (секция истории) 15 июня 2012 года.

Над Мариинскою сценой prima.

Мне ответь хоть теперь: неужели

Ты когда-то жила в самом деле

И топтала торцы площадей

Ослепительной ножкой своей?"

А. Ахматова "Поэма без героя"

 

§ 1. Семья


Матильда - Мария Адамовна - Феликсовна - Валериевна Кшесинская родилась 19 августа 1872 года в Лигово, на 13-ой версте по Петергофскому шоссе, где ее родители снимали дачу, чтобы проводить лето вдали от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух.

В семье Кшесинских существовало предание о происхождении рода от графов Красинских. Семейное предание изустно от отца к сыну передавалось с XVIII века.

Героем событий был прадед, живший в первой половине XVIII века в Польше. Прапрадед, как старший в роду, унаследовал от своего отца, графа Красинского, крупное состояние, а его единственный младший брат получил лишь небольшую его долю. Прапрадед вскоре после получения наследства овдовел и от тоски по любимой жене умер, оставив обширные владения и крупное состояние графов Красинских своему двенадцатилетнему сыну Войцеху на попечение преданного французского воспитания.

Дядя Войцеха, считавший себя обездоленным и стремившийся захватить наследство Красинских, решил избавиться от него с помощью наемных убийц. Один из них, мучимый совестью, рассказал о заговоре воспитателю Войцеха и тот решил немедленно бежать из Польши во Францию. Француз собрал наспех кое-какие документы и со своим воспитанником в 1748 году бежал на родину и поместил мальчика в своей семье. Из предосторожности он записал Войцеха под именем Кшесинского, принадлежавшим ему по женской линии.

После смерти воспитателя Войцех остался в Париже и там женился в 1769 году на польской эмигрантке Анне Зиомковской. В 1770 году у них родился сын Ян. Вскоре после этого Войцех с сыном вернулся в Варшаву.

На родине выяснилось, что за время его полувекового отсутствия дядя выдал его за умершего и таким путем получил в наследство все имущество графов Красинских. Попытки вернуть себе состояние своего отца остались тщетными. В Польше из-за войн и внутренних беспорядков погибло в огне, и было утеряно много архивов, особенно церковных. Восстановить права прадеда в этих условиях оказалось невозможным.

Единственное, что сохранилось у отца Матильды в доказательство его происхождения - кольцо с гербом графов Красинских, так называемый геральдический "слеповронок". Феликс хорошо помнил, как он, еще ребенком, ездил с дедом во дворец Красинских и каждый месяц дед получал известную сумму денег. Это являлось косвенным доказательством его происхождения.

В 1798 году, вскоре после возвращения в Варшаву, дед Матильды женился на Фелицате Петронелли-Деренговской. У них было трое общих детей: дядя Матильды Станислав, тетя Матильда и ее отец Феликс, родившийся в 1821 году.

Дед Матильды с детства занимался музыкой и был виртуозом игры на скрипке. Он даже выступал на концертах с Николо Паганини. Обладал в юности прекрасным голосом и стал первым тенором Варшавской оперы. Но потом он потерял свой голос и тогда перешел на драматическую сцену и стал замечательным актером. Умер он в возрасте 106 лет от угара.

Отец Матильды с восьмилетнего возраста обучался хореографии. Сначала он выступал в классических танцах, но потом всецело посвятил себя характерным танцам и мимическим ролям. Феликс имел на сцене Мариинского театра неизменный успех у публики, а его исполнение мазурки считалось образцовым.

Мать Матильды окончила Императорское Театральное училище и несколько лет была артисткой балетной труппы, но вскоре покинула сцену, выйдя замуж за артиста балетной труппы Леде. Овдовев, она вышла замуж вторым браком за Феликса Кшесинского. От этих двух браков у нее было 13 человек детей, из коих Матильда была самая младшая, тринадцатая. От брака с Феликсом у нее было четверо детей, из которых один умер младенцем. Остальные поступили на сцену. Старшая сестра Матильды - Юлия - была очень красива и лучше всего исполняла характерные танцы. Она выступала под именем Кшесинской I-ой, считалась украшением сцены. Брат Матильды - Юзя - был очень талантливым первым танцовщиком и походил на отца: такой же красивый, высокий, стройный и так же любил свое искусство, ставя его выше всего в жизни.


Род Кшесинских

Мой прадед - Войцех - род. в 1736 г.; в 1748 г. бежал во Францию. В 1768 г. женился в Париже на польской эмигрантке Анне Зиомковской.

Мой отец - Адам-Феликс - род.9 ноября 1823 г., так значилось в бумагах, а отец утверждал, что он родился в 1821 г. В начале 60-х гг. он женился на Юлии Доминской, вдове Леде, балетного артиста. От первого брака у моей матери было пять человек детей, не считая четверых умерших в младенчестве. От второго брака нас было четверо.

Мой брат - Станислав - род. в 1864 г., скончался, кажется, в 1868 г.

Моя сестра - Юлия - род.22 апреля 1865 г., 11/24 декабря 1902 г. вышла замуж за барона Александра Логгиновича Зедделера, офицера Л. - Гв. Преображенского полка. Он род.23 мая 1868 г., скончался 18 ноября 1924 г. в Кап-д'Ай.

Мой брат - Иосиф-Михаил (Юзя) - род. в 1868 г. В 1896 г. женился на Серафиме Александровне Астафьевой, и в 1898 г. у него родился сын Вячеслав (или Славушка).

Я сама - Матильда-Мария - род. 19 августа/1 сентября 1872 года.17/30 января 1921 г. я вышла замуж за Великого Князя Андрея Владимировича.

Настоящая родословная составлена на основании Гербовника Польского Дворянства "Родина" (т.8. Варшава, 1911. С.119).

Маленькая Матильда была любимицей отца. Он угадывал в ней влечение к театру, природное дарование и надеялся, что она поддержит славу его семьи на сцене, где блистали его отец и он сам. С трехлетнего возраста Маля любила танцевать и отец, чтобы доставить ей удовольствие, возил ее в Большой театр, где давали оперу и балет.

Именно с Большим театром были связаны первые театральные впечатления, там проявилась ее любовь к театру и там же она впервые выступила на сцене.

Кшесинская с огромной теплотой и любовью вспоминала свои детские годы. Она писала: "Детство мое было очень счастливое и радостное. Мои родители очень любили своих детей и жили для них. Своей любовью и заботой о нас они создали ту чарующую обстановку, которая останется навсегда самым дорогим воспоминанием моего детства. "

Отец Матильды не был богат, но сценой и уроками зарабатывал достаточно, чтобы в доме был полный достаток. Семья занимала всегда большие квартиры в лучшей части города и непременно с большой залой, в которой Феликс давал уроки.

В часы, свободные от театра и уроков, он любил заниматься ручными работами и был в этом "маленьком искусстве", как и в большом, настоящим мастером.  Настоящим чудом техники была сделанная им модель Большого петербургского театра со всеми мельчайшими подробностями: декорации поднимались и спускались как в настоящем театре, было устроено настоящее театральное освещение маленькими масляными лампами. Эту модель после смерти Феликса семья подарила Театральному музею А.А. Бахрушина в Москве.

Туда же был отдан первый детский польский костюм, который сшили Матильде, когда ей было четыре года и детские танцевальные туфли, в которых она выступала на сцене Большого театра в балете "Конек-Горбунок".

Отец Матильды был большим хлебосолом, и для него самым большим удовольствием было принимать гостей у себя и угощать - в этом он был великий мастер. В особенности он отличался своим кулинарным искусством на Пасху и на Рождество. На столе появлялись тогда многочисленные блюда сообразно старой традиции, которая строго соблюдалась в семье. Это хлебосольство перешло от отца к Матильде: она всю жизнь любила принимать и угощать, располагать гостей к общему веселью.

Самым любимым праздником в семье Кшесинских был Сочельник. Он справлялся очень торжественно в тесном семейном кругу и из посторонних звали только самых близких старых друзей. Родители Матильды принадлежали к польской римско-католической церкви и Сочельник справлялся согласно старинным обычаям. После праздничного ужина зажигали елку, под которой были разложены подарки для гостей. Кшесинская писала: "Я сохранила этот обычай на всю жизнь, и до сих пор у меня нет большего удовольствия, как зажигать елку и раздавать подарки".

Летом вся семья любила отдыхать в имении Красницы, в 63 верстах от Петербурга. На возвышенном берегу реки Орлинки был расположен прекрасный двухэтажный деревянный дом. При имении была своя ферма с полным молочным хозяйством, птичий двор и курятник. Прекрасные луга давали сено для скота.

Отношения с окрестными крестьянами были очень хорошими, они любили и уважали Кшесинских за их сердечность.

"В этом имении я проводила лето в течение всего моего детства и прожила в нем много, много счастливых дней" - вспоминала Кшесинская.

Жизнь в имении начиналась очень рано. Глава семьи вставал в пять часов утра, чтобы успеть присмотреть за хозяйством и проверить, все ли делается по его желанию. Дети вставали позже, прямо к утреннему кофе, который был в восемь часов. Целый день проходил в играх и беготне с перерывами на обед, дневной кофе и ужин. Все очень любили покушать. Спать ложились по-деревенски рано. Трудно было не полнеть при таком режиме, и раз за это Матильду пристыдил при всем классе балетмейстер Лев Иванов. На первой репетиции осенью он указал на нее и громко сказал: "Жаль, что столь талантливая артистка так располнела".

Самым веселым праздником за лето был день рождения Матильды - 19 августа. Этому дню придавалась исключительная торжественность. С утра крестьяне соседних деревень приходили с семьями поздравить маленькую Матильду и приносили скромные гостинцы. Гости в этот день приезжали и из города, и из соседних имений.

Похожие работы на - Вопросы культуры в школьных курсах истории: 'Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!