Вопросы культуры в школьных курсах истории: 'Польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская'
Вопросы культуры в школьных курсах
истории польская звезда русского балета Матильда Феликсовна Кшесинская
Оглавление
Введение
Глава I. Путь на сцену
§ 1. Семья
§ 2. Учеба
Глава 2. Звезда российского балета
§ 1. Балетное творчество
§ 2. Личная жизнь
Глава 3. Послереволюционная судьба
§ 1. В революционной России
§ 2. В эмиграции
Глава 4. Освещение темы педагогом на уроках истории и во внеурочной
форме
§ 1. Изучение проблемы на школьных уроках
§ 2. Организация внеурочной деятельности
Заключение
Источники и литература
Введение
Актуальность данного исследования обусловлена не
только тем, что М.Ф. Кшесинская являлась выдающейся балериной конца ХIХ - начале ХХ веков,
ослепительно ярким олицетворением Императорской сцены но и тем, что эта женщина
являлась типичной представительницей социальной верхушки императорской России.
По основным этапам судьбы Кшесинской можно проследить историю последнего
периода царской монархии, события 1917 года и последующей французской
эмиграции…
Конец ХIХ - начала ХХ веков по праву именуются "серебряным
веком" отечественной культуры, когда наряду с традиционными направлениями
в искусстве появились важные новые веяния, которые быстро подхватывались,
иногда переплетаясь со старыми основами. Но были "ниши" в искусстве,
которые не затронули перемены, где царил традиционализм со своими
некоронованными "королями" и "королевами".
Примером такого консервативного направления является балетное
искусство конца ХIХ - начала ХХ веков, а ярким представителем его была
прима-балерина Императорского театра Матильда Кшесинская.
Цель дипломной работы
Обобщив собранные факты на фоне развития исторической
обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков проследить жизнь и деятельность польской
звезды, российской балерины М.Ф. Кшесинской и показать, какое влияние оказали
на это события того периода.
Отсюда вытекают следующие задачи:
проследить важный процесс становления и развития творческих
задатков М. Кшесинской на пути к сцене на примере семьи и обучения в
театральном училище;
раскрыть основные этапы балетного творчества, эволюцию
балетного мастерства М. Кшесинской;
показать, как влияла личная жизнь Кшесинской на ее
творчество, какое место в ее жизни занимали отношения с членами императорской
фамилии;
осветить послереволюционную судьбу Кшесинской показав, какое
влияние оказали великие потрясения начала ХХ столетия на ход ее жизни;
показать формы и методы использования материала данной
дипломной работы в современной школе.
Источниковая основа дипломной работы. Основным источником выступают личные
"Воспоминания" М.Ф. Кшесинской, изданные в нашей стране в 1992 г.,
которые охватывают огромный период: с момента рождения героини в 1872 году по
1959 год, когда она закончила свои мемуары. Количество имен и событий в данной
книге - колоссально. Большинство этих имен хорошо известно. Многие события
оставили след не только в личной жизни Кшесинской, но и в русском искусстве, и
вообще в истории российского общества. Книга написала блестящим литературным
языком, в ней удачно сочетаются личные воспоминания с выдержками из различных
публикаций. Особое место в книге уделено творческой деятельности с подробным
описанием каждого театрального сезона, с приложением отрывков известных
критиков на выступления Кшесинской.
Также были использованы мемуары М.И. Петипа "Материалы.
Воспоминания. Статьи", работа А.Н. Бенуа "Мои воспоминания",
мемуары М.М. Фокина "Против течения: воспоминания балетмейстера" и
др.
Историография проблемы исследования прежде всего представлена
искусствоведческими работами, раскрывающими особое состояние русской
художественной культуры конца ХIХ - начала ХХ
веков в целом и в частности историю русского балетного театра в этот период
времени, но в них можно найти лишь краткое упоминание о творчестве М.Ф.
Кшесинской, совсем не затронута личная жизнь этой женщины.
кшесинская урок история культура
В таких научно-популярных изданиях, как книга Э. Радзинского
"Господи… спаси и усмири Россию", дается характеристика М.Ф.
Кшесинской в рамках отношений ее с наследником престола Цесаревичем Николаем,
затрагивается тема фаворитизма при императорском дворе.
В научно-популярной книге Ю.Н. Безелянского "Любовь и
судьба" (М., 1996), представляющей собой серию очерков о взаимоотношениях
между известными личностями, о времени, в котором они жили, о том, как любовь
влияла на творчество этих людей, имеется единственный специальный очерк о
Кшесинской. В настоящее время начались специальные исследования польского
фактора в русской истории, но без персональных характеристик или в отношении
исключительно российской провинций.
Из новейших публикаций популярного характера посвященных М.Ф.
Кшесинской особо отметим роман-биографию Г.Н. Седова "Балерина" (М.,
2010) и книгу Д. Вронской "Неистовая Матильда. Женщина, покорившая
Романовых" (М., 2005), в которых на основе мемуарных источников с
некоторым художественным вымыслом и языком беллетристики авторы интересно
описывают все вехи жизни этой незаурядной личности.
На основе вышеизложенного видно, что эта тема в исторической науке
разработана слабо. Кроме того, существует ряд спорных моментов в освещении этой
проблемы, особенно намеки, что ее карьера балерины обязана не ее таланту, а
лишь покровительству царя и великих князей.
Научная и практическая значимость дипломной работы состоит в том, что нами была сделана
попытка отойти от догм и стереотипов при изучении этой темы, более объективно
рассмотреть проблему, осветить через жизнь и деятельность М.Ф. Кшесинской
развитие исторической обстановки конца ХIХ - начала ХХ веков и показать, какое влияние оказали великие
потрясения этого периода на российскую интеллигенцию.
Материал данной дипломной работы может быть использован как на
уроках истории, так и на внеклассных занятиях при более детальном рассмотрении
культурной обстановки изучаемого периода.
Структура дипломной
работы включает в себя, кроме "Введения", три главы, а также
методическую главу, "Заключение", "Примечания" и список
источников и литературы. При написании данной работы использовался принцип
историзма, принцип объективности.
Была проведена апробация данной выпускной квалификационной
(дипломной) работы. Основные положения, полученные в ходе исследования, были
доложены на XXV научно-практической конференции студентов заочной формы
обучения (секция истории) 15 июня 2012 года.
Над Мариинскою сценой prima.
Мне ответь хоть теперь: неужели
Ты когда-то жила в самом деле
И топтала торцы площадей
Ослепительной ножкой своей?"
А. Ахматова "Поэма без героя"
§ 1. Семья
Матильда - Мария Адамовна - Феликсовна - Валериевна
Кшесинская родилась 19 августа 1872 года в Лигово, на 13-ой версте по
Петергофскому шоссе, где ее родители снимали дачу, чтобы проводить лето вдали
от пыльного города и дать детям простор и чистый воздух.
В семье Кшесинских существовало предание о происхождении рода
от графов Красинских. Семейное предание изустно от отца к сыну передавалось с
XVIII века.
Героем событий был прадед, живший в первой половине XVIII
века в Польше. Прапрадед, как старший в роду, унаследовал от своего отца, графа
Красинского, крупное состояние, а его единственный младший брат получил лишь
небольшую его долю. Прапрадед вскоре после получения наследства овдовел и от
тоски по любимой жене умер, оставив обширные владения и крупное состояние
графов Красинских своему двенадцатилетнему сыну Войцеху на попечение преданного
французского воспитания.
Дядя Войцеха, считавший себя обездоленным и стремившийся
захватить наследство Красинских, решил избавиться от него с помощью наемных
убийц. Один из них, мучимый совестью, рассказал о заговоре воспитателю Войцеха
и тот решил немедленно бежать из Польши во Францию. Француз собрал наспех
кое-какие документы и со своим воспитанником в 1748 году бежал на родину и
поместил мальчика в своей семье. Из предосторожности он записал Войцеха под
именем Кшесинского, принадлежавшим ему по женской линии.
После смерти воспитателя Войцех остался в Париже и там
женился в 1769 году на польской эмигрантке Анне Зиомковской. В 1770 году у них
родился сын Ян. Вскоре после этого Войцех с сыном вернулся в Варшаву.
На родине выяснилось, что за время его полувекового
отсутствия дядя выдал его за умершего и таким путем получил в наследство все
имущество графов Красинских. Попытки вернуть себе состояние своего отца
остались тщетными. В Польше из-за войн и внутренних беспорядков погибло в огне,
и было утеряно много архивов, особенно церковных. Восстановить права прадеда в
этих условиях оказалось невозможным.
Единственное, что сохранилось у отца Матильды в
доказательство его происхождения - кольцо с гербом графов Красинских, так
называемый геральдический "слеповронок". Феликс хорошо помнил, как
он, еще ребенком, ездил с дедом во дворец Красинских и каждый месяц дед получал
известную сумму денег. Это являлось косвенным доказательством его
происхождения.
В 1798 году, вскоре после возвращения в Варшаву, дед Матильды
женился на Фелицате Петронелли-Деренговской. У них было трое общих детей: дядя
Матильды Станислав, тетя Матильда и ее отец Феликс, родившийся в 1821 году.
Дед Матильды с детства занимался музыкой и был виртуозом игры
на скрипке. Он даже выступал на концертах с Николо Паганини. Обладал в юности
прекрасным голосом и стал первым тенором Варшавской оперы. Но потом он потерял
свой голос и тогда перешел на драматическую сцену и стал замечательным актером.
Умер он в возрасте 106 лет от угара.
Отец Матильды с восьмилетнего возраста обучался хореографии.
Сначала он выступал в классических танцах, но потом всецело посвятил себя
характерным танцам и мимическим ролям. Феликс имел на сцене Мариинского театра
неизменный успех у публики, а его исполнение мазурки считалось образцовым.
Мать Матильды окончила Императорское Театральное училище и
несколько лет была артисткой балетной труппы, но вскоре покинула сцену, выйдя
замуж за артиста балетной труппы Леде. Овдовев, она вышла замуж вторым браком
за Феликса Кшесинского. От этих двух браков у нее было 13 человек детей, из
коих Матильда была самая младшая, тринадцатая. От брака с Феликсом у нее было
четверо детей, из которых один умер младенцем. Остальные поступили на сцену.
Старшая сестра Матильды - Юлия - была очень красива и лучше всего исполняла
характерные танцы. Она выступала под именем Кшесинской I-ой, считалась украшением
сцены. Брат Матильды - Юзя - был очень талантливым первым танцовщиком и походил
на отца: такой же красивый, высокий, стройный и так же любил свое искусство,
ставя его выше всего в жизни.
Род Кшесинских
Мой прадед - Войцех - род. в 1736 г.; в 1748 г. бежал во
Францию. В 1768 г. женился в Париже на польской эмигрантке Анне Зиомковской.
Мой отец - Адам-Феликс - род.9 ноября 1823 г., так значилось
в бумагах, а отец утверждал, что он родился в 1821 г. В начале 60-х гг. он
женился на Юлии Доминской, вдове Леде, балетного артиста. От первого брака у
моей матери было пять человек детей, не считая четверых умерших в младенчестве.
От второго брака нас было четверо.
Мой брат - Станислав - род. в 1864 г., скончался, кажется, в
1868 г.
Моя сестра - Юлия - род.22 апреля 1865 г., 11/24 декабря 1902
г. вышла замуж за барона Александра Логгиновича Зедделера, офицера Л. - Гв.
Преображенского полка. Он род.23 мая 1868 г., скончался 18 ноября 1924 г. в
Кап-д'Ай.
Мой брат - Иосиф-Михаил (Юзя) - род. в 1868 г. В 1896 г.
женился на Серафиме Александровне Астафьевой, и в 1898 г. у него родился сын
Вячеслав (или Славушка).
Я сама - Матильда-Мария - род. 19 августа/1 сентября 1872
года.17/30 января 1921 г. я вышла замуж за Великого Князя Андрея Владимировича.
Настоящая родословная составлена на основании Гербовника
Польского Дворянства "Родина" (т.8. Варшава, 1911. С.119).
Маленькая Матильда была любимицей отца. Он угадывал в ней
влечение к театру, природное дарование и надеялся, что она поддержит славу его
семьи на сцене, где блистали его отец и он сам. С трехлетнего возраста Маля
любила танцевать и отец, чтобы доставить ей удовольствие, возил ее в Большой
театр, где давали оперу и балет.
Именно с Большим театром были связаны первые театральные
впечатления, там проявилась ее любовь к театру и там же она впервые выступила
на сцене.
Кшесинская с огромной теплотой и любовью вспоминала свои детские
годы. Она писала: "Детство мое было очень счастливое и радостное. Мои
родители очень любили своих детей и жили для них. Своей любовью и заботой о нас
они создали ту чарующую обстановку, которая останется навсегда самым дорогим
воспоминанием моего детства. "
Отец Матильды не был богат, но сценой и уроками зарабатывал
достаточно, чтобы в доме был полный достаток. Семья занимала всегда большие
квартиры в лучшей части города и непременно с большой залой, в которой Феликс
давал уроки.
В часы, свободные от театра и уроков, он любил заниматься ручными
работами и был в этом "маленьком искусстве", как и в большом,
настоящим мастером. Настоящим чудом техники была сделанная им модель Большого
петербургского театра со всеми мельчайшими подробностями: декорации поднимались
и спускались как в настоящем театре, было устроено настоящее театральное
освещение маленькими масляными лампами. Эту модель после смерти Феликса семья
подарила Театральному музею А.А. Бахрушина в Москве.
Туда же был отдан первый детский польский костюм, который сшили
Матильде, когда ей было четыре года и детские танцевальные туфли, в которых она
выступала на сцене Большого театра в балете "Конек-Горбунок".
Отец Матильды был большим хлебосолом, и для него самым большим
удовольствием было принимать гостей у себя и угощать - в этом он был великий
мастер. В особенности он отличался своим кулинарным искусством на Пасху и на
Рождество. На столе появлялись тогда многочисленные блюда сообразно старой
традиции, которая строго соблюдалась в семье. Это хлебосольство перешло от отца
к Матильде: она всю жизнь любила принимать и угощать, располагать гостей к
общему веселью.
Самым любимым праздником в семье Кшесинских был Сочельник. Он
справлялся очень торжественно в тесном семейном кругу и из посторонних звали
только самых близких старых друзей. Родители Матильды принадлежали к польской
римско-католической церкви и Сочельник справлялся согласно старинным обычаям.
После праздничного ужина зажигали елку, под которой были разложены подарки для
гостей. Кшесинская писала: "Я сохранила этот обычай на всю жизнь, и до сих
пор у меня нет большего удовольствия, как зажигать елку и раздавать
подарки".
Летом вся семья любила отдыхать в имении Красницы, в 63 верстах от
Петербурга. На возвышенном берегу реки Орлинки был расположен прекрасный
двухэтажный деревянный дом. При имении была своя ферма с полным молочным
хозяйством, птичий двор и курятник. Прекрасные луга давали сено для скота.
Отношения с окрестными крестьянами были очень хорошими, они любили
и уважали Кшесинских за их сердечность.
"В этом имении я проводила лето в течение всего моего детства
и прожила в нем много, много счастливых дней" - вспоминала Кшесинская.
Жизнь в имении начиналась очень рано. Глава семьи вставал в пять
часов утра, чтобы успеть присмотреть за хозяйством и проверить, все ли делается
по его желанию. Дети вставали позже, прямо к утреннему кофе, который был в
восемь часов. Целый день проходил в играх и беготне с перерывами на обед,
дневной кофе и ужин. Все очень любили покушать. Спать ложились по-деревенски
рано. Трудно было не полнеть при таком режиме, и раз за это Матильду пристыдил
при всем классе балетмейстер Лев Иванов. На первой репетиции осенью он указал
на нее и громко сказал: "Жаль, что столь талантливая артистка так
располнела".
Самым веселым праздником за лето был день рождения Матильды - 19
августа. Этому дню придавалась исключительная торжественность. С утра крестьяне
соседних деревень приходили с семьями поздравить маленькую Матильду и приносили
скромные гостинцы. Гости в этот день приезжали и из города, и из соседних
имений.