Исследование уголовной ответственности несовершеннолетних

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    30,6 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-12
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исследование уголовной ответственности несовершеннолетних

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

.1 Виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним

.2 Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера

.3 Освобождение от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Главные задачи уголовного права и процесса определены в Конституции Республики Беларусь. В ней, в частности установлено, что высшей целью государства является обеспечение прав и свобод граждан Республики Беларусь, государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. [1]

Несовершеннолетний в силу своего возраста и психического развития является особым субъектом уголовного процесса, права и законные интересы которого нуждаются в усиленной защите со стороны государства.

О большом внимании государства к подрастающему поколению,

профилактике правонарушений в его среде свидетельствует выделение самостоятельных раздела и главы Уголовного кодекса Республики Беларусь, посвященных особенностям уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних.

Следует отметить, что преступность несовершеннолетних имеет значительные особенности. Они обусловливаются психологией несовершеннолетних, степенью их развития, способностью реально оценивать происходящие события и тому подобное. Среди преступлений, совершаемых несовершеннолетними, велика доля тяжких корыстных и корыстно-насильственных преступлений. Нередко им присущи также черты вандализма, чрезмерной жестокости. Большое количество этих преступлений совершаются в соучастии (чаще всего в форме соисполнительства), особенно в группе, что также отвечает специфике психологии подростков. Примерно каждое третье преступление совершается ими совместно со взрослыми.

Указанные специфические черты преступности несовершеннолетних и привели законодателя к необходимости тщательной регламентации уголовной ответственности несовершеннолетних, подчас отступающей от общих правил и начал уголовной ответственности и наказания.

Законодательством предусмотрены особые условия установления видов наказания для несовершеннолетних, назначения им наказания, освобождения их от уголовной ответственности и наказания, исчисления сроков давности, а также погашения судимости. Особенностью ответственности несовершеннолетних за совершённое ими преступление является возможность её реализации или с освобождением от уголовной ответственности и применением принудительных мер воспитательного воздействия, или с привлечением к уголовной ответственности. [10, c.204]

Объектом исследования являются общественные отношения, связанные с уголовной ответственностью несовершеннолетних.

Методологическую основу исследования составляют: анализ, синтез, логический, исторический, сравнения.

Целью курсовой работы является комплексное, с позиций уголовно-правовой науки, теоретико-юридическое исследование уголовной ответственности несовершеннолетних.

Для достижения указанных целей были поставлены следующие задачи:

)раскрыть понятие уголовной ответственности несовершеннолетних;

)исследовать причины и условия, способствующие совершению преступлений;

)рассмотреть виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним, а также освобождение от уголовной ответственности;

)изучить порядок осуществления производства по уголовным дела о преступлениях, совершенных несовершеннолетними.

Для выполнения поставленных задач использовалась различная литература: учебная литература, нормативно-правовые акты. Правовую основу курсового исследования составили Уголовный кодекс Республики Беларусь (далее - УК), Конституция Республики Беларусь, Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь, приказ Министерства внутренних дел и Генерального прокурора Республики Беларусь от 12 июня 2001 года № 24 «О системе мер реагирования на преступления, совершенные несовершеннолетними» и другие.

Теоретическую основу составили статьи, монографии и другие научные труды таких авторов, как С. В. Борико « Уголовный процесс», Макаренко, И.С. «К вопросу о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних», К. А. Гуценко «Уголовный процесс» и другие.

1. ПОНЯТИЕ ПРИЧИН И УСЛОВИЙ, СПОСОБСТВУЮЩИХ СОВЕРШЕНИЮ ПРЕСТУПЛЕНИЙ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Преступление - результат совокупного действия комплекса причин и условий, поэтому необходимо во всех без исключения случаях выявлять все его элементы. На практике нередко ограничиваются установлением либо одной из причин, либо одного из условий, что не дает возможности составить правильное представление обо всех причинно-следственных зависимостях, которые вызывали совершение несовершеннолетними преступления. Поэтому следователи в представлениях обычно предлагают устранить лишь отдельные условия, способствовавшие совершению преступления.

В совокупности причинно связанных обстоятельств, которые надлежит в полном объеме выявлять во всех случаях расследования преступлений несовершеннолетних, можно выделить следующие составные части:

)непосредственная причина совершения подростком преступления;

)причины, под воздействием которых сформировалась антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего;

)объективные и субъективные условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности;

)условия, способствующие проявлению антиобщественной направленности личности подростка в конкретном преступлении.

Антиобщественная направленность личности, рассматриваемая как причина преступления, - это система в той или иной степени искаженных взглядов, представлений, негативное отношение к социальным и моральным ценностям, определенный характер потребностей и избираемые подростком в соответствии с его взглядами способы их удовлетворения. У несовершеннолетних с антиобщественной направленностью сознания не выработаны твердые общественно положительные установки; их инстинкты, влечения и рефлексы могут вызвать соответствующее антиобщественное поведение.

В ходе расследования каждого преступления, совершенного несовершеннолетним, особое внимание должно быть обращено на выявление степени укоренения в сознании подростка антиобщественной направленности. Без тщательного выяснения этого вопроса нельзя ни индивидуализировать меры воздействия, ни осуществлять целенаправленную предупредительную работу.

Успешное решение этой важной задачи осуществляется на основе выделения определенных типов несовершеннолетних правонарушителей, каждый из которых представляет собой определенную «ступень» деморализации личности - от отдельных ее проявлений до относительно четкой и устойчивой антиобщественной ориентации и далее до формирования общей преступной направленности. [16]

Одни подростки имеют общую преступную направленность личности, им свойственна готовность к совершению преступления, они разрабатывают конкретные планы осуществления преступления или создают для этого условия. У них преобладают привычки к азартным играм, пьянству, дракам, жаргону, пустому времяпрепровождению и тому подобное. Многие из них в силу деформации психики озлоблены, равнодушны к переживаниям иных лиц.

Другие характеризуются общей негативной направленностью личности, во многом схожей с отмеченной в первой группе, но выступают в роли соучастников, а не организаторов преступной ситуации.

Третьи обладают просто неустойчивой личностной направленностью: по месту учебы или работы они характеризуются положительно, однако, подражая другим, совершают преступления.

Подростки, отнесенные к четвертой группе, совершают преступления случайно, вопреки общей положительной направленности личности. Им свойственны лишь отдельные деформации в сфере интересов нравственного или эмоционально-волевого развития. Преступления совершаются обычно под влиянием «детских» мотивов - озорства, легкомыслия, неправильной оценки своих действий.

Причины, под воздействием которых может формироваться антиобщественная направленность личности несовершеннолетнего, отличаются большим разнообразием. Для их выявления необходимо в каждом конкретном случае устанавливать условия жизни и воспитания подростка, взаимоотношения с окружающими, возможные отклонения от нормального развития.

Одна из причин формирования антиобщественной направленности личности подростка-правонарушителя - отрицательное влияние на него родителей и близких, а также уголовников-рецидивистов и тому подобное.

Активизации внешнего воздействия на формирование в сознании подростка антиобщественной направленности личности часто способствуют низкий культурный и общеобразовательный уровень, наличие у него отрицательных взглядов, привычек, черт характера (слабая воля, отсутствие навыков трудовой деятельности, жестокость и тому подобное), а также разного рода психические аномалии.

Активное воспитательное воздействие на ребенка оказывает семья. Вместе с тем есть семьи, в которых развитие подростков может идти по неправильному пути. Это часто происходит из-за отсутствия у родителей общей и педагогической культуры, навыков воспитания, а также в результате сложившихся в семье нездоровых жизненных позиций. У подростка воспитывается пренебрежительное отношение к труду, правам и интересам других, потребительские настроения, отсутствует уважение к закону.

Некоторые родители не могут в полном объеме осуществлять должное воспитание детей по объективным причинам (в связи с болезнью, занятостью работой в ночную смену).

Часть родителей уклоняется от воспитания детей. Особенно это характерно для неполных семей, в которых один из родителей отказывается от воспитания ребенка. Следует учитывать, что треть состоящих на учете в милиции несовершеннолетних не имеет одного из родителей. [8, c.290]

Условия, способствующие формированию и закреплению у подростка антиобщественной направленности личности, также весьма разнообразны. Остановимся на их рассмотрении подробнее.

Значительная роль в предупреждении правонарушении подростков отводится учебным заведениям и производственным предприятиям. Однако в их работе довольно часто проявляются негативные обстоятельства, способствующие совершению подростками преступления. Это - обстановка безнаказанности за нарушения, мелкие кражи из гардеробов, обирание учащихся, несвоевременное трудоустройство бросивших школу подростков, слабое их вовлечение в общественную жизнь коллектива, в сферу организованного досуга и творчества, недостаточный контроль за поведением детей вне школы, в семье и так далее.

Большими возможностями в работе по перевоспитанию несовершеннолетних правонарушителей обладают назначаемые решением КДН общественные инспекторы. Однако при расследовании нередко выявляются факты грубого нарушения Положения об общественных инспекторах: ими назначаются некомпетентные лица, отчеты общественных инспекторов не заслушиваются, им не оказывается помощь. Иногда общественные инспекторы даже не ставятся в известность о своем прикреплении к тому или иному подростку.

При расследовании повторных правонарушений, совершенных подростком, часто выясняется, что КДН не принимала своевременных мер для их предотвращения, не контролировала исполнение собственных решений, нарушала установленные законом сроки и тому подобное. О подобных нарушениях необходимо вносить представления в комиссии по делам несовершеннолетних при местных администрациях, органах власти.

Сложившаяся в сознании того или иного подростка антиобщественная направленность содержит в себе лишь возможность совершения преступления. Она становится причиной конкретного преступления при наличии условий, способствующих ее реализации. В отличие от взрослых преступников, которые нередко настойчиво ищут возможности осуществления своих намерений и даже искусственно создают условия для совершения преступлений, подростки в большинстве случаев не совершат преступления, если в окружающей их обстановке не найдут соответствующих условий.

Это обстоятельство делает особенно важной работу всех государственных и общественных организаций, должностных лиц по устранению недостатков в своей деятельности, а также по выявлению и устранению условий, способствующих или могущих способствовать совершению подростками преступлений.

К числу таких условий относятся: недостатки в организации учета, контроля и хранения материальных ценностей; проверок деятельности должностных лиц на предприятиях, в торговых организациях и тому подобное; в подборе кадров и комплектовании состава воспитателей и педагогов в учебных заведениях, общежитиях, детских учреждениях в деятельности по охране порядка и имущества. Сюда же следует отнести разного рода отступления от требований законов и нормативных актов, допускаемые должностными лицами; безразличное, пассивное отношение отдельных должностных лиц к правонарушениям, совершаемым подростками.

Иногда при расследовании уголовных дел недостатки, являющиеся условиями, способствующими совершению несовершеннолетними преступлений, обнаруживаются и в деятельности самих органов внутренних дел. К таким недостаткам, прежде всего, относятся факты сокрытия от учета и регистрации правонарушений и преступных проявлений подростков, несвоевременного реагирования на сигналы о правонарушениях несовершеннолетних, слабая активность в разобщении преступных группировок.

Выявление причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними, осуществляется во время допросов самого несовершеннолетнего правонарушителя, свидетеля, производства иных следственных действий, путем истребования характеристик, справок, других документов.

Поскольку производство следственных действий подробно регламентировано УПК Республики Беларусь и не нуждается в дальнейшем разъяснении, остановимся на рассмотрении некоторых особенностей их производства лишь в части выявления причин и условий, способствовавших совершению преступлений несовершеннолетними.

Чистосердечное признание и раскаяние, которое испытали большинство изученных правонарушителей, свидетельствует о наличии психологического контакта между следователями и виновными, а также хорошей основы для выявления причин и условий преступления. Как правило, подросток достаточно подробно рассказывает о предупредительной работе с ним работников КДН, педагогов, о перенесенных болезнях, прежних судимостях, мотивах, толкнувших его на путь совершения преступления. Менее охотно подчас несовершеннолетний дает показания о своих взаимоотношениях с родителями, друзьями, соучастниками преступления; со взрослыми, вовлекшими его в преступную деятельность, пьянство. Это объясняется разными причинами: ложно понимаемым чувством дружбы, боязнью мести, родственными связями.

В подобных ситуациях необходимо обратить внимание подростка на его неправильную линию поведения, стремиться доказать, что безнаказанность лиц, вовлекших его в преступление, может иметь отрицательные последствия для других подростков.

Часть сведений о криминогенных обстоятельствах следователь может получить из характеристик по месту учебы или жительства, путем обследования бытовых условий жизни и воспитания подростка, направления запросов в психоневрологический, наркологический диспансер или иное медицинское учреждение, обращения к материалам об отказе в возбуждении уголовного дела, назначения судебно-психиатрической или психологической экспертизы. В необходимых случаях следователи запрашивают характеристику о поведении арестованного в следственном изоляторе (когда он длительное время нигде не работал и не учился). В целях получения необходимой и более полной информации следователю необходимо ознакомиться с соответствующими материалами в школе, профессионально-техническом училище. Так, изучением планов воспитательной работы на учебный год, протоколов заседаний педагогических советов, материалов оперативных совещаний, планов индивидуально-воспитательной работы с учащимися следователь может получить в ходе следствия достаточно полные, конкретные и неоспоримые факты, позволяющие ему проанализировать их, выявить имевшиеся упущения и недостатки в деятельности учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, способствовавших в конечном итоге совершению подростком преступления.

Проделанная в связи с расследованием преступления работа следователя должна найти отражение в обвинительном заключении по делу или постановлении о его прекращении. В обвинительном заключении, наряду с анализом собранных доказательств, должен быть раздел, посвященный характеристике личности несовершеннолетнего обвиняемого.

Таким образом, успешное исправление несовершеннолетнего преступника предполагает наличие комплекса социальных и экономических условий, необходимых для нормального вхождения его в общество. Среди этих условий наиболее важным следует отметить возможность общения несовершеннолетнего в социально здоровой среде, отсутствие вредных влияний, возможность получения несовершеннолетним профессии и занятия правомерной деятельностью, удовлетворяющей его материальные и духовные потребности. Отсутствие необходимых условий не означает возможности назначения несовершеннолетнему несправедливо строгого наказания, не соответствующего характеру и общественной опасности преступления. В данном случае в соответствии с законом суд должен принять возможные меры по устранению причин и условий преступления.

несовершеннолетний уголовный преступление

2. УГОЛОВНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Следует отметить, что основанная на принципе гуманизма, подобная практика соответствует современному зарубежному уголовному законодательству, одобренному ООН. В частности, существуют Минимальные стандартные правила, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних, утвержденные резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 года, согласно которым несовершеннолетний в рамках существующей правовой системы может быть привлечен к ответственности в такой форме, которая отличается от формы ответственности, применимой к взрослому.

Выделение особенностей уголовной ответственности несовершеннолетних в самостоятельную главу означает, что в отношении этих лиц нормы об уголовной ответственности применяются с учётом особых положений, предусмотренных в настоящей главе. Введение в УК Республики Беларусь таких особых положений обусловлено социально-психологическими особенностями лиц, этой возрастной категории.

Субъектами уголовной ответственности являются лица, которые совершили преступление в возрасте 14-18 лет. Если же лицо не достигло 14 лет, то оно является малолетним и не подлежит уголовной ответственности, какой бы тяжести общественно-опасное деяние оно не совершило.

Определяя границы возраста уголовной ответственности несовершеннолетних, законодатель принимает во внимание многие обстоятельства, но всё же решающее значение придаёт психологическим особенностям, свойственным несовершеннолетним соответствующего возраста, степени возможности или способности осознания ими общественной опасности деяний, образующих преступления определённого вида. Причём во внимание принимаются типичные для большинства несовершеннолетних, достигших данного конкретного возраста, особенности развития их интеллекта и воли. Несовершеннолетние, к сожалению, часто не знают, с какого возраста и за какие преступления они могут привлекаться к уголовной ответственности. По данным исследований большинство несовершеннолетних полагало, что уголовная ответственность наступает лишь с 18 лет. Даже 16-17-летние подростки считали, что за кражи, хулиганство, телесные повреждения в их возрасте уголовная ответственность не наступает. Данные другого исследования свидетельствуют, что половина учащихся старших классов общеобразовательной школы была убеждена в том, что до 16 лет вообще уголовная ответственность исключается, а каждый шестой из них допускал её возможность только с 18 лет. [8, c.284]

Однако несовершеннолетние в состоянии сознательно выбирать вариант должного поведения, то есть действовать в соответствии с требованиями норм права и правил человеческого общежития. Этим в первую очередь и объясняется, что законом установлена уголовная ответственность, например, не с 10-летнего, а именно с 14-летнего возраста за отдельные преступления, а за остальные, как правило, с 16-летнего возраста. Несовершеннолетние, достигшие 14 и 16 лет, в достаточной мере могут осмысливать свои действия, признаваемые законом преступлениями, осознавать их общественную опасность. И если, несмотря на это, несовершеннолетние всё же совершают преступления соответствующего вида, имея возможность поступить по-другому, они вполне обоснованно могут и должны привлекаться к уголовной ответственности.

Дознаватель, следователь, суд обязан точно установить возраст несовершеннолетнего, руководствуясь сведениями из документов, если их нет - сведениями медицинской экспертизы.

Часть 3 статьи 27 УК Республики Беларусь предусматривает случаи совершения общественно-опасных деяний несовершеннолетними лицами, достигшими 14 и 16 лет, когда они не осознавали фактический характер и общественную опасность своего деяния из-за умственной отсталости (возрастная невменяемость). Такие лица не подлежат уголовной ответственности. Для установления наличия умственной отсталости проводится психологическая экспертиза. Суд, учитывая степень умственной отсталости, характер общественной опасности совершенного несовершеннолетним преступления, может ограничится применением принудительных мер воспитательного характера.

Все вышеизложенное свидетельствует о специфике оценки законодателем преступлений несовершеннолетних, которая влияет и на применение наказания к несовершеннолетним преступникам. В уголовном законе содержится ряд норм, определяющих специфические особенности уголовной ответственности несовершеннолетних. Анализ законодательных норм об уголовной ответственности несовершеннолетних наглядно убеждает, что эти нормы основываются на требованиях международных актов ориентирующих национального законодателя на обеспечение того, чтобы любые меры воздействия на несовершеннолетних правонарушителей были соизмеримы с особенностями личности несовершеннолетних правонарушителей.

.1 Виды наказаний, применяемых к несовершеннолетним

В соответствии со статьей 109 УК Республики Беларусь, к лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, могут быть применены следующие наказания:

)общественные работы;

)штраф;

)лишение права заниматься определенной деятельностью;

)исправительные работы;

) арест;

) ограничение свободы - к лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора;

) лишение свободы.

Данный перечень наказаний является исчерпывающим. Никакие иные основные или дополнительные наказания, входящие в систему наказаний, не могут быть применены за содеянные в несовершеннолетнем возрасте преступления независимо от возраста привлечения к уголовной ответственности.

Рассмотрим более подробно каждый из видов наказания:

. Общественные работы назначаются осужденному, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от тридцати до ста восьмидесяти часов и заключаются в выполнении в свободное от учебы или основной работы время работ, посильных для такого лица. Продолжительность исполнения данного вида наказания не может превышать трех часов в день и трех дней в неделю. [13]

Общественные работы состоят в выполнении несовершеннолетним в свободное от основной работы или учебы время бесплатного труда в пользу общества. Вид общественных работ определяется органами, ведающими их применением, однако закон требует назначать только те виды работ, которые посильны для несовершеннолетнего. При назначении наказания данного вида должны в полном объеме соблюдаться требования трудового законодательства в отношении несовершеннолетних. Несовершеннолетним осужденным выполнение (отбывание) общественных работ ограничено тремя часами в дни, когда осужденный не занят по основной работе или учебе, а в учебные и рабочие дни - двумя часами, но не более трех дней в неделю . [14]

Общественные работы применяются к несовершеннолетним, достигшим 16 лет. Не применяются оно только к беременным женщинам, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, а также к инвалидам I и II групп. В случае возникновения таких обстоятельств в период отбывания лицом общественных работ суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания. Злостное уклонение осужденного от отбывания наказания в виде общественных работ является основанием для привлечения его к уголовной ответственности по статье 419. [15]

. В соответствии со статьей 111 УК Республики Беларусь, штраф назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, если оно имеет самостоятельный заработок или имущество, в размере, не превышающем двадцатикратного размера базовой величины, установленного на день постановления приговора, а за корыстное преступление - стократного размера такой базовой величины.

Штраф назначается лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, что означает допустимость применения этого наказания к лицам, достигшим 14-летнего возраста. Применяется штраф только к лицу, имеющему самостоятельные источники существования: заработок или имущество. Имеющими самостоятельный заработок считаются лица, постоянно или временно работающие по найму, получающие заработную плату за выполнение связанных с обучением производственных заданий, а также стипендии и пособия. Имущество может принадлежать несовершеннолетнему в результате получения наследства, премий, выигрышей и по другим допускаемым законом основаниям. Независимо от источников происхождения имущество должно принадлежать лично несовершеннолетнему на праве собственности. Взыскание штрафа за счет имущества родных или иных лиц не допускается. В случае невозможности взыскания штрафа при отсутствии признаков уклонения от его уплаты суд по представлению органа, на который возложено исполнение приговора, заменяет штраф общественными работами в соответствии со статьей 110. Если достигший 16-летнего возраста осужденный при наличии возможности уплатить штраф уклоняется от его уплаты, то он может быть привлечен к уголовной ответственности по статье 418. [15]

. Согласно статье 112 УК Республики Беларусь, лишение права заниматься определенной деятельностью назначается лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от одного года до трех лет.

Лишение права заниматься определенной деятельностью применяется в качестве основного или дополнительного наказания, если преступление, совершенное несовершеннолетним, было связано с осуществлением им какой-либо деятельности и суд сочтет невозможным оставить за ним такое право. Это наказание может назначаться в дополнение к более строгим видам наказания, но не может назначаться в дополнение к общественным работам и штрафу. Если к моменту вынесения приговора лицо фактически не занималось определенной деятельностью, то это не является препятствием для назначения данного наказания.

. Исправительные работы назначаются лицу, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от двух месяцев до одного года по месту работы. [13]

Из заработка осужденного к исправительным работам производится удержание в доход государства в размере, установленном приговором суда, в пределах от пяти до пятнадцати процентов. Длительность исправительных работ и конкретный размер удержаний из заработка осужденного определяются судом в зависимости от характера и степени общественной опасности совершенного преступления и материального положения несовершеннолетнего. Назначение исправительных работ несовершеннолетним требует особого внимания суда. Нецелесообразно, например, назначать это наказание несовершеннолетним, которые учатся.

Не могут быть назначены исправительные работы беременным женщинам, лицам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком, а также инвалидам I и II групп.

В случае возникновения в период отбывания наказания обстоятельств, препятствующих назначению исправительных работ, суд или освобождает лицо от дальнейшего отбывания наказания, или заменяет неотбытую часть наказания более мягким. Одно из названных решений принимается судом по представлению органа, на который возложено исполнение приговора.[15]

. В соответствии со статьей 114 УК Республики Беларусь, арест назначается лицу мужского пола, достигшему шестнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, и устанавливается на срок от пятнадцати суток до трех месяцев.

Особенностью применения ареста к несовершеннолетним является ограничение его минимального и максимального сроков, а также недопустимость его применения к несовершеннолетним женского пола. Не применяется арест к несовершеннолетним мужского пола, осуждаемым в возрасте от 14 до 16 лет, к одиноким мужчинам, имеющим детей в возрасте до 14 лет или детей-инвалидов, инвалидам I и II группы.

. Ограничение свободы назначается лицу, достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, на срок от шести месяцев до трех лет. [13]

Суд вправе назначить лицу, совершившему преступление в возрасте до 18 лет, наказание в виде ограничения свободы, если ко дню постановления приговора это лицо достигло совершеннолетия. На таких осужденных распространяются все условия применения ограничения свободы, предусмотренные статьей 5, кроме сроков наказания.

. Лицу, впервые совершившему в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, наказание в виде лишения свободы не назначается.

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет, срок наказания в виде лишения свободы не может превышать:

за менее тяжкое преступление - трех лет;

за тяжкое преступление - семи лет;

за особо тяжкое преступление - десяти лет;

за особо тяжкое преступление, сопряженное с умышленным посягательством на жизнь человека,- пятнадцати лет.

Лицу, не достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в воспитательной колонии. [13]

Лицу, совершившему преступление в возрасте до восемнадцати лет и достигшему восемнадцатилетнего возраста ко дню постановления приговора, отбывание наказания в виде лишения свободы назначается в исправительной колонии общего режима. Лишение свободы является самым строгим наказанием, применяемым к несовершеннолетним. Находясь в процессе социального и психологического созревания, несовершеннолетние особенно остро реагируют на разрыв связей с родными и близкими, а присущие условиям изоляции законы поведения достаточно прочно укореняются в их психике. В связи с этим законодатель существенно ограничил применение наказания в виде лишения свободы к несовершеннолетним, что выразилось как в сужении круга деяний, за которые допускается назначение наказания в виде лишения свободы, так и в уменьшении предельных сроков лишения свободы.

Не применяется наказание в виде лишения свободы к лицу, впервые совершившему в возрасте до 18 лет преступление, не представляющее большой общественной опасности. Однако это не исключает возможности осуждения к лишению свободы за совершение преступления данной категории, если ранее несовершеннолетний уже совершивший какое-либо преступление и оно не утратило своего правового значения.

Если несовершеннолетний совершил первое преступление, не представляющее большой общественной опасности, а затем совершил любое другое- преступление, то за первое преступление согласно части 1 статьи 115 наказание в виде лишения свободы не назначается. Побег из места лишения свободы или уклонение от отбывания наказания в виде лишения свободы являются самостоятельными преступлениями, влекущими ответственность соответственно по статье 413 или статье 414.

Особенности психики несовершеннолетнего и его социального статуса предполагают особенности применяемых к нему мер уголовного наказания: меры эти более мягкие, в большей степени ориентированы на воспитательное воздействие и отражают условия жизни несовершеннолетнего в обществе. К несовершеннолетним не применяются наиболее суровые меры уголовного наказания (смертная казнь и пожизненное лишение свободы), уголовный закон не предусматривает применения к несовершеннолетним наказаний, применение которых невозможно или нецелесообразно ввиду особенностей социального статуса несовершеннолетнего (лишение права занимать определенные должности, конфискация имущества, ограничение свободы и наказания, применяемые к военнослужащим). [7, c.154]

Таким образом, рассмотрев все виды наказаний, применяемым к несовершеннолетним, можно сделать вывод, что справедливым наказанием в отношении несовершеннолетнего будет то, которое наилучшим образом обеспечивающее его исправление. При этом наказание не должно быть чрезмерно строгим.

.2 Применение к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного характера

Cуд рассматривает дело о несовершеннолетнем, совершившем менее тяжкое или не представляющее большой общественной опасности преступление, и установив, что его можно исправить без применения уголовного наказания, может назначить вместо наказания принудительные меры воспитательного характера:

)предостережение;

)возложение обязанности извиниться перед потерпевшим;

)возложение обязанности возместить ущерб;

)ограничить свободу досуга;

)поместить в учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение.

Рассмотрим более подробно каждую принудительную меру воспитательного характера.

1. Предостережение несовершеннолетнего заключается в указании ему на недопустимость подобных совершенному деяний и применение к нему строгих мер уголовной ответственности в случае их повторения. Предостережение должно сопровождаться разъяснением пагубности поведения несовершеннолетнего: вредоносности деяния несовершеннолетнего для других людей и тех неблагоприятных последствий, которые влечет за собой осуждение за преступление. [15]

. Принесение осужденным извинений потерпевшему может быть осуществлено в зале суда, в присутствии близких потерпевшего или в иной публичной форме. Возможно принесение извинений в письменной или иной форме. Определяя форму извинения, суд учитывает характер причиненного потерпевшему вреда, обстановку совершения преступления, взаимоотношения между виновным и потерпевшим, мнение потерпевшего и иные обстоятельства.

Вместе с тем, применяя данную воспитательную меру, необходимо учитывать требования Минимальных стандартных правил Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинских правил). Так, в соответствии с правилом 8 «Обеспечение конфиденциальности» право несовершеннолетнего на конфиденциальность должно уважаться на всех этапах, во избежание причинения ему вреда из-за ненужной гласности или нанесения ущерба репутации и в принципе не должна публиковаться никакая информация, которая может привести к указанию на личность несовершеннолетнего правонарушителя. [9]

. Обязанность загладить причиненный ущерб может быть возложена на несовершеннолетнего при наличии следующих условий: преступлением причинен материальный ущерб, несовершеннолетний достиг 15-летнего возраста, несовершеннолетний имеет самостоятельный заработок, размер ущерба не превышает среднемесячного заработка (дохода) несовершеннолетнего.

Возмещение причиненного ущерба осуществляется путем передачи несовершеннолетним денег потерпевшему либо путем замены испорченной вещи на аналогичную исправную или иную равноценную вещь. Возмещение производится за счет личного дохода несовершеннолетнего. Имеющими самостоятельный заработок считаются несовершеннолетние, постоянно или временно работающие по найму, получающие заработную плату за выполнение связанных с обучением производственных заданий или стипендии. Наличие у несовершеннолетнего имущества, приобретенного по иным основаниям, не дает право суду применить данную воспитательную меру.

Устранение причиненного ущерба производится личным трудом несовершеннолетнего путем приведения поврежденных вещей в первоначальное состояние.

Если несовершеннолетний не достиг возраста 15 лет, либо не имеет самостоятельного заработка, либо размер ущерба превышает среднемесячный доход несовершеннолетнего, то возмещение причиненного им ущерба производится в порядке гражданского судопроизводства. [15]

. Ограничение свободы досуга несовершеннолетнего выражается в установлении судом обязательного для несовершеннолетнего порядка использования свободного от учебы и работы времени. Суд может запретить посещение определенных мест либо использование определенных форм досуга, обязать несовершеннолетнего находиться дома в определенное время суток и являться для регистрации в орган, осуществляющий контроль за его поведением. По усмотрению суда могут быть применены одно или сразу несколько ограничений.

Данная мера в большей степени должна носить профилактический характер, ограждать несовершеннолетнего от пагубного влияния той среды, которая привела его на скамью подсудимых.

. Помещение несовершеннолетнего в специальное учебно-воспитательное или лечебно-воспитательное учреждение заключается в принудительном содержании несовершеннолетнего в названных учреждениях в условиях режимного ограничения их свободы. Данная мера применяется при необходимости длительного воспитательного воздействия на несовершеннолетнего с постоянным осуществлением контроля за его поведением, а также при необходимости изоляции его от воздействия криминогенной обстановки места его проживания. [15]

Так как принудительные меры воспитательного воздействия не делятся на основные и дополнительные, несовершеннолетнему может быть назначено одновременно несколько мер воспитательного характера. Предусмотренная законом система принудительных мер воспитательного воздействия создает основу для применения к несовершеннолетним освобождения от уголовной ответственности и наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия. Основанием для применения принудительных мер воспитательного воздействия является совершение несовершеннолетним впервые преступления небольшой степени тяжести. По общему правилу факт совершения лицом преступления может быть установлен только вступившим в законную силу приговором суда. Поскольку в этом случае допускается исключение из общего принципа, то уделяется особое внимание установлению факта совершения преступления. Данную меру нецелесообразно применять к лицу, не признавшему своей вины в совершении преступления, при этом следует учитывать, что признание, как и любое другое доказательство, должно оцениваться критически. У несовершеннолетнего могут быть веские основания для самооговора (например: страх перед уголовным наказанием или перед действительным преступником). Возможность исправления несовершеннолетнего может быть установлена исходя из характера и степени опасности данного конкретного преступления, личности виновного, условий его жизни и воспитания. [8, c.295]

В отношении несовершеннолетнего могут быть предъявлены и другие требования, необходимые для его исправления. Требования эти должны быть целесообразными, не должны быть жестокими, причинять вред несовершеннолетнему, целью их не может быть уничтожение достоинства несовершеннолетнего.

.3 Освобождение от уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних

В соответствии со статьей 118 УК Республики Беларусь, лицо, впервые совершившее в возрасте до восемнадцати лет преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобождено судом от уголовной ответственности с передачей его под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих, по их просьбе, если по характеру совершенного преступления, данным о личности и иным обстоятельствам дела исправление несовершеннолетнего возможно без привлечения его к уголовной ответственности.

Передача несовершеннолетнего, совершившего преступление, под наблюдение родителей или лиц, их заменяющих, допускается при условии внесения ими залога. Сумма залога определяется судом с учетом материального положения родителей или лиц, их заменяющих, в пределах от десяти- до пятидесятикратного размера базовой величины, установленного на день внесения залога. В случае совершения лицом, переданным под наблюдение, в течение года нового умышленного преступления сумма внесенного залога поступает в доход государства. [13]

Таким образом, наряду с применением достаточно строгих мер уголовно-правового воздействия к несовершеннолетним, совершающим тяжкие преступления, ранее судимым и не желающим приобщаться к честной трудовой жизни, уголовное законодательство предусматривает возможность освобождения от ответственности тех несовершеннолетних преступников, которые могут быть исправлены без применения уголовной ответственности.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности состоит в признании его виновным в совершенном преступлении, в отказе от осуждения его по приговору суда и, как следствие, в освобождении его от уголовного наказания.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности в соответствии со статьей 118 осуществляется при наличии следующих условий:

в возрасте от 14 до 18 лет совершено преступление, не представляющее большой общественной опасности;

преступление данной категории совершено несовершеннолетним впервые;

исправление несовершеннолетнего возможно без привлечения его к уголовной ответственности;

родители или лица, их заменяющие, уплатили залог.

Необходимой предпосылкой освобождения несовершеннолетнего от уголовной ответственности является признание его виновным в совершении преступления, то есть установление в его деянии всех признаков состава конкретного преступления.

Совершение преступления впервые означает, что ранее несовершеннолетний не совершал никаких преступлений. С юридической точки зрения преступление будет считаться совершенным впервые и в том случае, когда ранее несовершеннолетний совершал преступления или даже был судим за них, но совершенные им преступления утратили свое правовое значение. Однако фактический рецидив свидетельствует о большей испорченности несовершеннолетнего, неэффективности ранее применявшихся мер воздействия, что делает нецелесообразным освобождение его от уголовной ответственности.

Вывод о наличии возможности исправления несовершеннолетнего без привлечения его к уголовной ответственности делается на основании анализа характера совершенного им преступления, данных о личности несовершеннолетнего и иных обстоятельств дела.

Сам по себе факт обращения родителей или лиц, их заменяющих, с просьбой о передаче несовершеннолетнего под их наблюдение не предрешает положительного решения суда. Необходимым условием является способность указанных лиц осуществлять действенный контроль за поведением несовершеннолетнего, а также их положительная характеристика.

Сумма залога определяется судом с учетом материального положения родителей или лиц, их заменяющих, в размере от десяти до пятидесяти базовых величин, размер которых определяется на день внесения залога. В случае совершения лицом, переданным под наблюдение, в течение года нового умышленного преступления сумма внесенного залога поступает в доход государства.

Освобождение несовершеннолетнего от уголовной ответственности является безусловным, то есть не может быть отменено независимо от последующего поведения несовершеннолетнего. Ни отказ родителей или лиц, их заменяющих, от наблюдения за несовершеннолетним, ни допускаемые им нарушения общественного порядка, ни даже совершение им нового преступления не являются основанием для повторного возбуждения уголовного преследования за то деяние, от уголовной ответственности за которое несовершеннолетний был освобожден. [15]

В соответствии со статьей 119 УК Республики Беларусь, к несовершеннолетнему, осужденному к лишению права заниматься определенной деятельностью, к исправительным работам, аресту, лишению свободы может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания.

Условно-досрочное освобождение от наказания применяется при примерном поведении, добросовестном отношении к труду, учебе, что доказало бы исправление несовершеннолетнего.

Применяется после фактического отбытия:

)не менее одной трети срока наказания за преступление, не представляющее большой общественной опасности, и за менее тяжкое преступление;

)не менее половины срока наказания, назначенного судом за тяжкое преступление;

)не менее двух третей срока наказания, назначенного судом за особо тяжкое преступление, а также если лицо ранее осуждалось к лишению свободы за умышленное преступление.

Условно-досрочное освобождение от наказания за совершенное в возрасте до 18 лет преступление - это освобождение лица от дальнейшего отбывания назначенного судом наказания с условием не совершения освобождаемым лицом в течение неотбытой части наказания нового умышленного преступления или не осторожного преступления, за которое оно осуждается к лишению свободы.

Одновременно с условно-досрочным освобождением от основного наказания суд решает вопрос об освобождении и от дополнительного наказания. Также суд вправе возложить на отдельных лиц, с их согласия, обязанность по наблюдению за условно-досрочно освобожденным и проведению с ним воспитательной работы в течение неотбытой части назначенного судом срока наказания. [15]

В соответствии со статьей 120 УК Республики Беларусь, неотбытая часть наказания может быть заменена более мягким наказанием несовершеннолетнему, осужденному к исправительным работам, аресту или лишению свободы по отбытии им соответственно не менее одной четверти, одной трети и половины срока наказания в зависимости от категории совершенного преступления.

Основанием для замены неотбытой части наказания более мягким основанием является то обстоятельство, что осужденный твердо стал на путь исправления, доказательством чему служит его примерное поведение и добросовестное отношение к труду и учебе. Именно то, что осужденный еще не достиг полного исправления, обосновывает применение к несовершеннолетнему положений статьи 120, а не статьи 119 УК Республики Беларусь.

Заменяя неотбытую часть основного наказания более мягким, суд может освободить осужденного от дополнительного наказания. Такое освобождение будет обязательным, если дополнительное наказание по тяжести превышает новое основное наказание.

К лицам, которым наказание было заменено более мягким, в последующем допускается применение условно-досрочного освобождения в соответствии с правилами, предусмотренными статьей 119 УК Республики Беларусь.

Согласно статье 121 УК Республики Беларусь, лицо, совершившее преступление в возрасте до восемнадцати лет и отбывшее наказание в виде общественных работ, штрафа, лишения права заниматься определенной деятельностью, исправительных работ, ареста, ограничения свободы либо в виде лишения свободы за преступление, совершенное по неосторожности, считается не имеющим судимости.

Судимость лица, осужденного без назначения наказания за преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, погашается:

) по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора суда за преступление, не представляющее большой общественной опасности;

) по истечении одного года - за менее тяжкое преступление.

Судимость лица, осужденного с применением принудительных мер воспитательного характера, погашается:

) по истечении шести месяцев со дня вступления в законную силу приговора суда за преступление, не представляющее большой общественной опасности;

) по истечении одного года - за менее тяжкое преступление;

) по истечении срока пребывания несовершеннолетнего в специальном учебно-воспитательном или лечебно-воспитательном учреждении независимо от категории преступления.

Судимость лица, осужденного к лишению свободы за умышленное преступление, совершенное в возрасте до восемнадцати лет, погашается после отбытия основного и дополнительного наказаний:

) по истечении шести месяцев - за преступление, не представляющее большой общественной опасности;

) по истечении одного года - за менее тяжкое преступление;

) по истечении трех лет - за тяжкое преступление;

) по истечении пяти лет - за особо тяжкое преступление.

Погашение судимости лица, отбывшего наказание за преступление, совершенное в возрасте до 18 лет, зависит от того, отбывало это лицо наказание в виде лишения свободы за умышленное преступление или любое иное наказание. [15]

Подводя итог данной главе, хотелось бы еще раз отметить, что несовершеннолетний, совершивший преступление, не представляющее большой общественной опасности, может быть освобожден судом от уголовной ответственности, если по характеру совершенного преступления, данным о личности и иным обстоятельствам дела исправление несовершеннолетнего возможно без привлечения его к уголовной ответственности. Также к несовершеннолетнему может быть применено условно-досрочное освобождение от наказания.

3. ПРОИЗВОДСТВО ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ О ПРЕСТУПЛЕНИЯХ, СОВЕРШЕННЫХ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИМИ

Особый порядок производства по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними основывается на возрастных, социально - психологических и других особенностях несовершеннолетних, которые требуют дополнительных гарантий для реализации прав этих лиц. Особый порядок производства дел данной категории содействует более полному и глубокому исследованию всех обстоятельств происшедшего преступления, выявлению причин и условий его совершения.

Производство по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних определяется как общими правилами Уголовно-процессуального кодекса Республики Беларусь, так и правилами главы 45 данного кодекса. Эти правила применяются по уголовным делам лиц, не достигших на день совершения преступления восемнадцатилетнего возраста [2, c.343].

Так статья 429 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь говорит о том, что в случае достижения несовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым восемнадцатилетнего возраста участие:

) защитника подозреваемого или обвиняемого обязательно и продолжается до окончания производства по уголовному делу;

) законных представителей подозреваемого или обвиняемого в предварительном расследовании или в судебном разбирательстве прекращается, о чем орган, ведущий уголовный процесс, выносит мотивированное постановление (определение);

) педагога или психолога при допросе подозреваемого или обвиняемого необязательно [3].

В целях повышения эффективности работы по предупреждению преступлений, совершаемых несовершеннолетними, и введения единой системы мер реагирования на такие преступления был издан Приказ Министерства внутренних дел Республики Беларусь и Генерального прокурора Республики Беларусь № 24/107 О системе мер реагирования на преступления, совершаемые несовершеннолетними.

Согласно данному Приказу, начальники управлений и отделов внутренних дел, прокуроры должны осуществлять личный контроль и надзор за расследованием тяжких и особо тяжких преступлений, совершенных несовершеннолетними. Следователи и лица, производящие дознание обязаны по каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, устанавливать обстоятельства употребления им спиртных напитков, потребления наркотических, лекарственных или других средств, влекущих одурманивание, а также причастных к этому взрослых.

Кроме того, они обязаны в течение трех суток с момента принятия соответствующего решения направлять в инспекцию и комиссию по делам несовершеннолетних:

копию постановления об отказе в возбуждении уголовного дела или о прекращении производства по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего;

справку - характеристику в отношении несовершеннолетнего (после окончания производства предварительного расследования, в том числе прекращения производства по уголовному делу по основаниям, не исключающим вины несовершеннолетнего), а также в отношении обвиняемого, к которому не применена мера пресечения в виде заключения под стражу;

копию представлений об устранении нарушений закона, причин и условий способствовавших совершению преступления, внесенных в учреждения образования, предприятия, организации или соответствующим должностным лицам.

При разрешении материалов и расследовании уголовных дел в отношении несовершеннолетних незамедлительно информировать:

органы здравоохранения - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в обследовании, наблюдении и лечении в связи с употреблением спиртных напитков, наркотических средств, психотропных и одурманивающих веществ;

органы управления образования - о выявлении несовершеннолетних, нуждающихся в помощи государства в связи с самовольным уходом из детских домов, школ - интернатов и других детских учреждений, либо в связи с прекращением по неуважительным причинам занятий в общеобразовательных учреждениях;

органы социальной защиты, органы опеки - о выявлении безнадзорных и беспризорных несовершеннолетних, чьи родители по той или иной причине не исполняют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей;

комиссию по делам несовершеннолетних, органы комитета по делам молодежи - о выявлении несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении и нуждающихся в связи с этим в организации занятости и позитивном влиянии общества.

В случае не подтверждения подозрения либо прекращения уголовного преследования в отношении несовершеннолетнего по реабилитирующим основаниям, в течение трех суток с момента принятия решения орган, ведущий уголовный процесс, направляет копию соответствующего постановления в инспекцию по делам несовершеннолетних.

Начальники районов и отделов внутренних дел проводят служебное разбирательство по каждому преступлению, совершенному несовершеннолетним в период отсрочки исполнения наказания, испытательного срока при условном неприменении наказания, в случае совершения серии преступлений (не менее пяти) или в группе (не менее трех человек), а также по каждому факту совершения несовершеннолетним особо тяжкого и тяжкого преступления против жизни и здоровья человека, совершения преступления несовершеннолетним, отбывшим наказание в виде лишения свободы (при проведении служебных разбирательств по фактам совершения преступлений несовершеннолетними должны выясняться причины и условия, способствовавшие совершению преступлений).

Данные лица принимают меры дисциплинарного воздействия в отношении сотрудников, допустивших нарушения нормативных актов о предупреждении правонарушений несовершеннолетних.

О результатах служебного разбирательства сообщается прокурору [4].

Что же касается производства по уголовному делу, то следует отметить, что начальная стадия уголовного процесса - возбуждение уголовного дела.

В этой стадии государственные органы, должностные лица, уполномоченные осуществлять уголовное преследование, обязаны в пределах своей компетенции принимать необходимые меры по обнаружению и выявлению лиц, их совершивших, возбуждению уголовного дела, привлечению виновных к предусмотренной закон ответственности и созданию условий для постановления судом законного, обоснованного и справедливого приговора.

Подлежат выяснению обстоятельства как влекущие за собой возбуждение уголовного дела, так и исключающие производство по делу. Принимаются также меры к предупреждению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

Суть возбуждения уголовного дела заключается в том, чтобы:

установить наличие или отсутствие фактических и правовых оснований для начала производства по уголовному делу;

обеспечить своевременное реагирование на преступления для их быстрого и полного раскрытия и установления лиц, их совершивших;

предотвратить расследование фактов, не содержащих признаков преступления;

осуществить первоначальную квалификацию деяния, содержащего признаки преступления, и определить пределы исследования обстоятельств конкретного уголовного дела;

установить орган, обязанный осуществлять производство по уголовному делу.

Правом возбуждать уголовные дела обладают прокурор, следователь, орган дознания.

Дела частного обвинения возбуждаются гражданином путем подачи в районный (городской) суд заявления о привлечении лица к уголовной ответственности. С момента принятия судом заявления к своему производству данный гражданин становится частным обвинителем и ему должны быть разъяснены права, о чем составляется судьей протокол.

Также следует упомянуть о том, что уголовное дело возбуждается при наличии определенных условий - поводов и оснований.

Повод к возбуждению уголовного дела - установленный уголовно - процессуальным законом источник, из которого компетентные органы и должностные лица получают информацию о преступлении [2, c.118].

Согласно статье 166 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь поводами к возбуждению уголовного дела являются:

) явка с повинной;

) сообщения должностных лиц государственных органов, предприятий, учреждений и организаций;

) сообщение о преступлении в средствах массовой информации;

) непосредственное обнаружение органом уголовного преследования сведений, указывающих на признаки преступления.

Основания к возбуждению уголовного дела - это наличие достаточных данных, указывающих на признаки преступления, при отсутствии обстоятельств, исключающих производство по уголовному делу, а также исчезновение лица.

Для возбуждения уголовного дела необходимо иметь достоверные, тщательно и всесторонне проверенные данные о готовящемся или совершенном преступлении.

Необходимо указать и том, что статья 29 Уголовно - процессуального кодекса Республики Беларусь содержит исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу, а значит и его возбуждение:

отсутствие общественно - опасного деяния, предусмотренного уголовным законом;

отсутствие в деянии состава преступления;

истечение сроков давности;

наличие акта амнистии;

примирение лица, пострадавшего от преступления, с обвиняемым по делам частного обвинения, за исключением случаев, указанных в законе;

отсутствие заявления пострадавшего от преступления, если дело возбуждается не иначе как по его заявлению, кроме случаев, предусмотренных законом;

в отношении умершего, за исключением случаев, когда производство по делу необходимо для его реабилитации;

в отношении лица, о котором имеется вступивший в законную силу приговор по тому же обвинению либо определение суда о прекращении производства по уголовному делу по тому же основанию;

наличие в отношении лица неотмененного постановления органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора о прекращении уголовного дела по тому же обвинению или постановление об отказе в возбуждении уголовного дела;

в случае вступления в силу закона, устраняющего наказуемость деяния [3].

При наличии поводов и оснований органы уголовного преследования выносят постановление о возбуждении уголовного дела по факту совершенного преступления либо в отношении лица, подозреваемого в совершении преступления. Постановление состоит из вводной, описательной и резолютивной частей. В водной части указывается место и время его вынесения, кем оно составлено. В описательной - излагаются повод и основание к возбуждению уголовного дела. В резолютивной - статья уголовного закона, по признакам которой оно возбуждается, а также дальнейшее направление дела. Копию постановления о возбуждении уголовного дела в течение 24 часов направляется прокурору.

Одновременно с возбуждением уголовного дела должны быть приняты меры к предотвращению или пресечению преступления, а равно к закреплению следов преступления.

После вынесения постановления о возбуждении уголовного дела прокурор направляет дело следователю или органу дознания для производства расследования либо сам приступает к производству предварительного следствия.

В случае отсутствия оснований к возбуждению уголовного дела, а равно при наличии обстоятельств, исключающих производство по делу, орган дознания, следователь, прокурор выносят постановление об отказе в возбуждении уголовного дела.

Важными условиями обеспечения законности и обоснованности возбуждения уголовных дел являются прокурорский надзор и ведомственный контроль [2, c.121].

Доказательствами по уголовному делу являются любые фактические данные, полученные в предусмотренном законом порядке, на основе которых орган, ведущий уголовный процесс, устанавливает наличие или отсутствие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом, виновность лица, совершившего это деяние, либо его невиновность и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения уголовного дела.

Признаками доказательств в уголовном процессе являются:

) это фактические данные, которые в теории доказательств подразделяются на сведения о фактах и доказательственные факты;

) это данные, полученные из предусмотренного в законе источника;

) это данные, полученные в определенном законом порядке;

) это данные, на основе которых устанавливаются обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Предметом доказывания по уголовному делу является совокупность фактических обстоятельств, которые необходимо установить для разрешения дела по существу.

Статья 89 Уголовно - процессуального кодекса устанавливает, что при производстве дознания, предварительного следствия и судебного разбирательства уголовного дела подлежат доказыванию:

) наличие общественно опасного деяния, предусмотренного уголовным законом (время, место, способ и другие обстоятельства его совершения);

) виновность обвиняемого в совершении преступления;

) обстоятельства, влияющие на степень и характер ответственности обвиняемого (обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность, характеризующие личность обвиняемого);

) характер и размер вреда, причиненного преступлением.

Особенность предмета доказывания по делам о преступлениях, совершенных несовершеннолетними, заключается в том, что помимо перечисленных подлежат установлению следующие обстоятельства:

) возраст несовершеннолетнего. При исследовании личности несовершеннолетнего подозреваемого, обвиняемого обязательно установление точного возраста несовершеннолетнего, который необходим для решения вопроса о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Возраст несовершеннолетнего (число, месяц, год рождения) должен быть подтвержден документами о возрасте: свидетельством о рождении или паспортом. Если эти документы отсутствуют, то назначается судебно - медицинская экспертиза для установления возраста.

) условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Выяснение этих обстоятельств включает в себя выяснение жилищных и материальных условий семьи, образа жизни подростка, его родителей или лиц их заменяющих, условий учебы или работы и особенно проведение свободного времени.

) степень интеллектуального, волевого и психического развития. Важно выяснить уровень общего развития несовершеннолетнего, то есть способность ориентироваться в конкретной обстановке, разумно давать оценку своему поведению и руководить своими действиями. Этому может помочь установление данных, которые характеризуют его поведение в семье, по месту учебы или работы, взаимоотношения в семье или по месту учебы или работы, в кругу знакомых. Обращается внимание на поведение несовершеннолетнего до и после совершения преступления. Необходимо получить данные о его психическом состоянии, состоянии здоровья, наклонностях и другое.

) наличие взрослых подстрекателей и иных соучастников. Для этого необходимо выяснить были ли взрослые подстрекатели. При наличии таких данных важно определить действительную роль несовершеннолетнего в совершении преступления. С этой целью необходимо установить такие обстоятельства, как применение мер физического и психического воздействия на несовершеннолетнего (убеждение, запугивание, обман, подкуп, совместное распитие спиртных напитков и другое). Взрослые, склонившие несовершеннолетнего в преступную деятельность, должны привлекаться к уголовной ответственности.

Кроме того, важно установить пределы доказывания, то есть совокупность доказательств, необходимых и достаточных для достоверного выяснения обстоятельств, входящих в предмет доказывания.

Определяя пределы доказывания, орган, ведущий уголовный процесс, решает вопрос об оптимальных границах исследования каждого обстоятельства [5, c.254].

Из всего вышесказанного можно сделать вывод о том, что наше государство уделяет большое внимание такому вопросу, как совершение преступлений несовершеннолетними. Это проявляется в установлении особого порядка производства по уголовным дела, расширения предмета доказывания путем внесения в него обстоятельств, подлежащих доказыванию по данной категории дел.

Кроме того, необходимо отметить, что в уголовном процессе по делам о преступлениях несовершеннолетних определенным образом участвуют не только органы уголовного преследования, но и другие учреждения и организации. Так прокурор обязан информировать о привлечении несовершеннолетних в качестве подозреваемых (обвиняемых) комиссию по делам несовершеннолетних, органы здравоохранения, органы учреждения образования, органы социальной защиты. [6, c.238]

Все это свидетельствует о повышенной защите прав несовершеннолетнего в Республике Беларусь, и о усилении внимания к данного рода преступлениям. Однако, число общественно опасных деяний, совершаемых несовершеннолетними не уменьшается. Поэтому следует разработать систему мероприятий по совершенствованию воспитательного процесса молодежи, а также обеспечить создание учреждений, где молодые люди могли бы проводить свободное время в зависимости от своих увлечений и с целью для общества.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Особенности уголовной ответственности несовершеннолетних можно определить как установленные нормами уголовного и уголовно-процессуального права исключительные, по сравнению с установленными

для взрослых, правила о видах применяемых к ним мер воздействия, их содержании, основании назначения, порядке и условиях исполнения, освобождения от уголовной ответственности и отбывания наказания, а также о сроках давности и погашения судимости.

Сущность особенностей ответственности лиц рассматриваемой группы заключается в ее индивидуализации, базирующейся на максимальном учете возрастного своеобразия личности виновных.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних обусловлена не только социально-психологическими особенностями личности несовершеннолетнего, но и криминологическими её предпосылками и оценкой личности несовершеннолетнего как преступника. В генезисе преступности несовершеннолетних решающее место занимают недостатки воспитания и влияния среды. Однако это не исключает правомерности возложения на них уголовной ответственности. Во-первых, эта ответственность устанавливается при наличии социально-психологических предпосылок. Во-вторых, она сама как социальный и правовой институт призвана выступать в качестве объективного фактора, противоборствующего преступным проявлениям и способствующего воспитанию подрастающего поколения, привитию ему необходимого правосознания.

Несовершеннолетние не могут быть привлечены к ответственности за некоторые преступления, субъектом которых может быть только лицо, достигшее 18-летнего возраста. Следует иметь ввиду, что при признании лица особо опасным рецидивистом не учитывается судимость за преступление, совершённое в возрасте до 18 лет.

Специфика уголовной ответственности несовершеннолетних влияет на характер наказания, в частности, в отношении несовершеннолетних запрещено применять смертную казнь, нельзя применить лишение свободы в виде заключения в тюрьму.

В уголовном наказании заложена главная идея: исправить и перевоспитать несовершеннолетнего правонарушителя. Но ведь кто, знает, каким он выйдет из воспитательно-трудовой колонии, станет ли на правильную дорогу. Вот почему необходимо вести активную предупредительную деятельность не только силами органов государственного принуждения, но и всей общественностью.

Система наказаний для несовершеннолетних (от мягких к наиболее строгим) ориентирует суд на необходимость глубоко проанализировать обстоятельства дела, учесть личность подростка, выяснить причины совершения им преступления и назначить такое наказание, которое будет достаточно эффективным и для исправления самого преступника, и для цели общей превенции, и для восстановления социальной справедливости. Лишение свободы применяется лишь в тех случаях, когда остальные меры, по обоснованному мнению суда, не смогут достичь названных целей наказания.

Таким образом, в отношении несовершеннолетних повышается воспитательная роль не только наказания, но и иных мер. Свидетельством чего является введение системы принудительных мер воспитательного характера, которые могут применяться к ним вместо наказания в случаях совершения преступлений, не представляющих большой общественной опасности.

Подводя итог нужно отметить, что борьба с правонарушениями несовершеннолетних - одна из наиболее важных сторон всего процесса искоренения преступности в нашей стране. Значительное место в этом процессе занимает уголовно-правовая деятельность. Главное ее содержание заключается в воспитательной работе, предупреждении правонарушений со стороны подростков, устранении причин и условий, способствующих преступности несовершеннолетних. Все эти задачи могут быть успешно решены лишь при условии строжайшего соблюдения процессуального законодательства, регламентирующего порядок предварительного расследования по делам несовершеннолетних.

несовершеннолетний уголовный преступление

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изм. и доп.) [Текст]: принята на респ. реф. 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г. - Мн.: Амалфея, 2006. - 48 с.

2Борико С.В. Уголовный процесс [Текст]: учебник / С.В. Борико. - Мн.: Тесей, 2002. - 288 с.

Уголовно - процессуальный кодекс [Текст]: с изм. и доп. по состоянию на 19 марта 2007г. - Мн.: Амалфея, 2007. - 400 с.

О системе мер реагирования на преступления, совершенные несовершеннолетними: приказ Министерства внутренних дел и Генерального прокурора Республики Беларусь от 12 июня 2001г., №24/107 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003. - №10. - С. 1 - 7.

Гуценко К.А. Уголовный процесс [Tekcт]: учебник / К.А. Гуценко. - М: Зерцало, 2001. - 321 с.

Божьев В.П. Уголовный процесс [Текст]: учебник / В.П. Божьев. - Мн: Тесей, 1999. - 564 с.

Саркисова Э.А. Уголовное право. Общая часть. [Текст]: учебник / Э.А. Саркисова. - Мн.: Тесей, 2005.

Хомич В.М. Уголовное право [Текст]: учебник / В.М. - Мн.: Тесей, 2002.

Минимальные стандартные правила ООН от 29 января 1985г.

Мороз В.В., Безлюдов О.А. Уголовное право РБ. Общая часть. [Текст]: учебник / В.В. Мороз, О.А. Безлюдов / Минск - 1997.

Страгович, М.С. Курс советского уголовного процесса [Текст]: учебник / М.С. Страгович. - М.: Наука, 1986. - 435 с.

Макаренко, И.С. К вопросу о применении меры пресечения в отношении несовершеннолетних [Текст] // Уголовное право. - 2007. - №2. - С. 85.

Уголовный кодекс Республики Беларусь [Текст]: 3-е издание - Мн.: Право и экономика, 2006г. - 227 с.

Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь / Н. Ф. Ахраменка и другие; под общей ред. А.В. Баркова, В. М. Хомича. - Минск: 2007г. - 1007с.

16Лейкина Н.С. Личность преступника и уголовная ответственность. [Текст]: учебник / Н.С. Лейкина / Москва, 2002г.

17О судебной практике по делам о преступлениях несовершеннолетних: постановление Пленума Верховного Суда Республики Беларусь от 25 сентября 2003 года № 11 // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 2003; № 112, 6/375.

Похожие работы на - Исследование уголовной ответственности несовершеннолетних

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!