Исключительная мера наказания, ее признаки, условия и порядок применения в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    31,74 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-24
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Исключительная мера наказания, ее признаки, условия и порядок применения в Республике Беларусь

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

1. ИСТОРИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

2. ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Условия применения смертной казни

2.2 Порядок применения смертной казни

3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Данная курсовая работа посвящена актуальной теме, поскольку в последнее время все чаще и настойчивее раздаются голоса о запрещении, т.е. отмене или, во всяком случае, ограничении смертной казни.

Активная дискуссия о смертной казни ведется значительно давно, в том числе и на страницах журналов. Часть авторов выступает за сохранение смертной казни, а часть авторов - за ее отмену. И кажется, что к общему ответу на вопрос: «за» или «против» смертной казни они не придут никогда. Этот вопрос так и висит в воздухе, постепенно превращаясь в сложную проблему, которую никак не могут решить.

Очевидно, что смертная казнь будет отменена в Республике Беларусь. Это положение нашло свое закрепление в Конституции Республики Беларусь, ст. 24 которая гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств. Смертная казнь до ее отмены может применяться в соответствии с законом как исключительная мера наказания за особо тяжкие преступления и только согласно приговору суда».

Нужно заметить, что за последние годы в Беларуси существенно изменилось уголовное законодательство и судебная практика. С 1997 года появилась альтернатива смертной казни - пожизненное заключение, сократилось число статей Уголовного кодекса Республики Беларусь (далее - УК Республики Беларусь), в которых предусмотрена исключительная мера наказания, расширен круг лиц, к которым она применяется.

Более того, из года в год снижаются число приговоренных к смертной казни. В 2003 году такая мера наказания была избрана в отношении 4 человек, в 2004 и 2005 годах по 2 человека приговорены к смертной казни, в 2006 году - 9, в 2007-м - 3, в 2008 и 2009 годах - по 2, в 2010 году - 3 [7].

Для того чтобы дать характеристику любому наказанию необходимо описать те задачи и цели, которые оно преследует. Наказание вытекает из мести, но отличается от нее тем, что обращает внимание на интересы наказуемого. Поэтому выбор меры наказания должен опираться на рациональные мотивы: кара должна иметь свои задачи - пользу для преступника (исправление перевоспитание), пользу для лиц заинтересованных, чтобы преступление не совершилось и пользу для всего государства и общества (устрашение предупреждение). Исходя из данной формулировки, смертная казнь не является тем видом наказания, которое должно решать в полном объеме поставленные перед ним задачи. Устранив субъекта преступления, можно говорить лишь о мести, а также об общей превенции в предупреждении тяжких преступлений, т е совершения их в дальнейшем другими лицами. Отсюда следует, что как мера наказания, она не исполняет своей основной цели - исправления преступника.

Таким образом, можно определить круг тех целей, которые решает исключительная мера наказания:

устранение наиболее опасных лиц физически;

сдерживающее средство от совершения преступлений для других лиц;

удовлетворение чувства справедливости.

Решает ли смертная казнь задачу обезопасить общество от совершения преступлений, которые преступник мог бы совершить в дальнейшем? Ответ однозначен. Но можно ли добиться этого, не прибегая к данной мере?

Цель курсовой работы состоит в том, чтобы исследовать исключительную меру наказания, ее признаки, условия и порядок применения, проанализировать соотношение аргументов «за» и «против» смертной казни и на основе полученных знаний правильно и объективно раскрыть сущность темы курсовой работы.

Задачи курсовой работы предопределяются целью данной работы и состоит в том, чтобы:

раскрыть понятия смертной казни;

определить значение смертной казни в системе уголовных наказаний;

подробно рассмотреть условия и порядок применения смертной казни;

определить и проанализировать аргументы «за» и «против» смертной казни;

рассмотреть альтернативные наказания.

Правовой основой работы являются, во-первых, Конституция Республики Беларусь, Уголовный кодекс и Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь. Теоретическую основу составили научные труды Хомича В.М., Саркисовой Э.А., Ищенко Е.П., Б.А., Трайнина А.Н. Бабия Н.А. и др.

Для решения задач возникших в ходе выполненной курсовой работы использовались следующие методы:

системный;

сравнительно-правовой;

методы анализа и синтеза.

Структурно курсовая работа состоит из введения, трех разделов и заключения. В первом разделе речь идет о истории и эволюции смертной казни. Второй раздел посвящен условиям и порядку применения смертной казни. В третьем разделе рассматриваются аргументы «за» и «против» смертной казни.

1. ИСТОРИЯ СМЕРТНОЙ КАЗНИ

Смертная казнь - одно из древнейших наказаний. Она применялась еще до того, как возникло уголовное право в современном смысле этого слова.

Прообразом смертной казни в древних государствах являлась кровная месть, которая существовала еще в догосударственном обществе и выражалась в формуле «око за око, зуб за зуб». Тогда не покарать преступника, не отомстить, не восстановить справедливость считалось позором, бесчестием для пострадавшего или его родственников (в случаи смерти).

Кровная месть существовала и в Древней Руси, о чем свидетельствуют древнерусские летописи, но согласно Русской Правде круг родственников, имевших право кровной мести, был весьма ограничен.

Смертная казнь была впервые законодательно закреплена в Двинской судной грамоте 1397 года и полагалась за татьбу (воровство), совершенную в третий раз. Законодатель, устанавливая это суровое наказание за трижды совершенную кражу, скорее всего исходил из повышенной общественной опасности преступника и реального предположения о возможности совершения кражи и в четвертый раз. В дальнейшем русское уголовное законодательство в определенной мере идет по пути византийского законодательства в части норм, предусматривающих смертную казнь. Псковская судная грамота 1497 года значительно расширяет случаи применения смертной казни по сравнению с Двинской уставной грамотой. Так, ст. 7 гласила: «Вора, обокравшего псковский Кремль, конокрада, изменника и поджигателя в живых не оставлять» [1, с.59]. Судебник 1497 года предполагал назначение смертной казни уже за 8 составов преступлений, в том числе крамолу, мятеж, поджигательство, церковную и повторную кражи, убийство холопом своего господина и похищение человека. Судя по всему, Псковская грамота, устанавливая смертную казнь, за перечисленные преступления, ставила задачу избавиться от наиболее опасных для общества элементов.

Смертная казнь в то время обычно осуществлялась через повешение на виселице или дереве, обезглавливание и утопление. Практиковались и квалифицированные ее виды, сопряженные с особыми мучениями для приговоренного. К ним относились сожжение на костре в клетке или срубе; четвертование, при котором казнимому поочередно отрубали руки, ноги и голову; заливание в горло расплавленного металла.

Согласно Судебнику 1550 года смертная казнь назначалась еще и за сдачу города неприятелю, бунт, квалифицированное мошенничество. В соответствии с другими правовыми актами того времени она полагалась за срыв церковной службы, измену судебного поверенного своему клиенту, должностные преступления губных и земских чиновников, квалифицированный разбой, фальшивомонетчество, внутрисемейное убийство, изнасилование и некоторые другие преступления. Конкретизировались и способы ее реализации. Так, лицу, сорвавшему богослужение, предписывалось отсекать мечом голову, фальшивомонетчику - заливать в горло расплавленные «воровские деньги», а человека, вопреки запрету продавшего за рубеж соль, предполагалось вешать.

Соборное уложение 1649 года устанавливало смертную казнь за многие государственные и религиозные преступления. Это были следующие преступления: богохульство, умышленный срыв литургии, обращение православного в ислам, умысел на жизнь и здоровье государя, государственная измена, учинение смуты, поддержка или использование заведомо фальшивых официальных документов, квалифицированные кража и разбой, поджог, убийство, похищение человека, изнасилование и другие [1, с.239].

Следует особо отметить, что не только убийство или покушение на убийство государя каралось смертной казнью, но и приготовление к такому деянию, и даже обнаружение умысла на лишение жизни царя влекло за собой смертную казнь.

Уложение 1649 года предусматривало пять видов исполнения смертной казни. К ранее существовавшим видам смертной казни добавились закапывание мужеубийц по плечи в землю, четвертование, сажание на кол, повешение за ребро [2, с.97]. Однако правоприменительная практика не ограничивалась ими, а прибегала и к другим способам исполнения этой меры наказания. Смертная казнь подразделялась на обыкновенную и квалифицированную. К обыкновенной относились: отсечение головы, повешение и утопление. К квалифицированной - сожжение, залитие горла металлом, четвертование, колесование, посажение на кол и другие. Необходимо отметить, что уложение, закрепляя смертную казнь, в целом ряде случаев не указывало ее вида; это свидетельствует о том, что в это время еще не придавалось серьезного значения индивидуализации вины и наказания.

Смертная казнь носила публичный характер. В частности, уложение устанавливало, что военнослужащий, виновный в выдаче врагу военных тайн, должен быть повешен на виду у неприятельских полков. Для достижения большего социально-психологического эффекта тело казненного могло быть оставлено на определенное время на виселице или на колу, а если виновный был обезглавлен или четвертован, то отсеченные части могли быть посажены на колья.

Во второй половине XVII в. преступления, караемые смертной казнью, пополнились такими составами, как злостное «стояние» в расколе, хищение пошлин таможенным головой или целовальником, повторное нарушение засечного режима, квалифицированный побег холопа или крестьянина, квалифицированное хулиганство, неисполнение противоэпидемических правил, обмен валюты в приграничных городах с извлечением прибыли, казнокрадство, присвоение ясака, купля-продажа и мена целебного корня ревеня в ущерб монополии государства на торговлю им.

Претерпели изменение и формы казни. Так, упорных раскольников стали сжигать в срубе, а их прах развеивать; поджигателей стали вешать, а не сжигать; мужеубийцам стали отсекать голову. Что касается масштабов смертных казней, то во второй половине XVII в. они были больше, чем в предшествующие годы. В частности, за 1654-1663 гг. было казнено более 7 тыс. фальшивомонетчиков, что существенно превосходило, в частности, общее количество жертв опричнины.

Смертная казнь на Руси производилась во все дни недели, кроме воскресенья, обычно на месте совершения преступления или месте жительства преступника, чтобы «иным неповадно было». Что же касается масштабов применения этого наказания во второй половине XVII в., то они были более высокими, чем в предшествующие периоды [2, с.160].

Первые письменные свидетельства обычного права Беларуси встречаются в грамотах и договорах Полоцка, Витебска и Смоленска с Ригой и Ливонским орденом. Так, в тексте договора Смоленска, Витебска и Полоцка с Ригой и Готским берегом 1229 года приведены нормы уголовного права: ст. 1-3 договора предусматривали наказание за убийство и увечье человека.

В Судебнике Казимира 1468 года получила свое закрепление смертная казнь, которая предусматривалась в шести случаях, главным образом за кражу. Так же смертная казнь нашла свое отражение и в последующих законодательных актах великого княжества Литовского: статутах 1529, 1566 и 1588 гг. В результате второго и третьего разделов Речи Посполитой, произошедших в 1792 и 1795 гг., вся территория Беларуси вошла в состав Российской империи, и система уголовных наказаний стала постепенно сближаться с существовавшей в России [3, с.59].

Таким образом, смертная казнь до XIX в. применялась в широких пределах, была вполне ординарным, общепринятым и часто применяемым явлением. Однако уже в начале XIX в. вырабатывается тенденция, выражающаяся в стремлении обходить смертную казнь.

Так в 1812 году при издании Воинского полевого уложения смертная казнь была сохранена только за воинские преступления, совершенные в походе. Свод законов 1832 года установил смертную казнь за тяжкие государственные и некоторые другие преступления. В тоже время за ряд общеуголовных посягательств назначались такие меры, как битье шпицрутентами и кнутом, что часто приводило к смерти осужденного. Уложение 1845 г. значительно сократило число преступлений, наказуемых смертной казнью, исключив из перечня в том числе отдельные посягательства против священной особы государя и членов императорского дома, ряд проявлений бунта против власти верховной, государственную измену и преступления против народного права [1, с.600].

В Уголовном уложении 1903 года ранее обозначившаяся тенденция к ограничению смертной казни еще более усилилась. Сохранив смертную казнь как наказание за достаточно узкий круг политических преступлений. Законодатель указывал, что она не применяется к лицам моложе 21 года и старше 70 лет, а женщинам может назначаться только за посягательство на жизнь императора и его семьи. Однако во время революции 1905-1906 гг. количество смертных казней ежегодно исчислялось тысячами. Смертная казнь продолжала применяться до Февральской революции. 12 марта 1917 года Временное правительство опубликовало Постановление о повсеместной отмене смертной казни, но уже через 4 месяца ее применение было восстановлено на фронте за измену, разбой, побег к неприятелю, сдачу в плен и другие воинские преступления.

января 1920 года ВЦИК и СНК РСФСР приняли Постановление «Об отмене применения высшей меры наказания (расстрела)», однако уже через несколько месяцев она была восстановлена. В 1930-е гг. принимались жестокие законы против врагов народа, вредителей, диверсантов, расхитителей социалистической собственности, предусматривающие широкое применение смертной казни, которая в ряде случаев подлежала незамедлительному исполнению.

Очередная попытка отказаться от смертной казни была предпринята в 1947 году Указ ПВС СССР от 26 мая «Об отмене смертной казни» заменил ее в мирное время лишением свободы сроком на 25 лет. Однако уже в 1950 году было разрешено применять ее к изменникам Родины, шпионам, диверсантам, а в 1954 году. - к совершившим умышленные убийства при отягчающих вину обстоятельствах. Впоследствии перечень таких преступлений был расширен [3, с.63].

Как было сказано, начиная с 1920 года, смертная казнь отменялась трижды: в 1920 году, в 1927 году и в 1947 году. Однако каждый раз через некоторое время после принятия актов об отмене смертной казни ее применение восстанавливалось, что в определенных исторических условиях объяснялось необходимостью усиления борьбы с особо опасными преступлениями. В соответствии с уголовным кодексом БССР 1928 года это наказание могло быть применено за совершение свыше 60 видов преступлений. В Уголовном кодексе 1960 года круг преступлений, за которые можно было применить смертную казнь, был существенно сокращен, но все же оставался достаточно широким. Это наказание предусматривалось за совершение более 30 видов преступлений (включая воинские), в том числе и не сопряженные с умышленным лишением жизни человека.

Вместе с тем в Уголовном кодексе 1928 года, и Уголовном кодексе 1960 года закреплялся временный характер смертной казни.

Начиная с 90-х годов XX столетия законодатель, следуя международным тенденциям, пошел по пути последовательного суждения сферы применения смертной казни, исключив ее прежде всего из санкций статей Уголовного кодекса, предусматривающих ответственность за преступления, не сопряженные с умышленным посягательством на жизнь человека. Законом от 23 апреля 1992 года изменена редакция статьи 85 Уголовного кодекса 1960 года, предусматривавшей ответственность за нарушение правил валютных операциях, и наряду с этим из санкций исключено наказание в виде смертной казни. Законом от 6 июля 1993 года смертная казнь была исключена из санкций статей 84, 91-1 и 169 Уголовного кодекса, предусматривавших ответственность за изготовление, хранение или сбыт поддельных денег либо ценных бумаг, совершенные в виде промысла, хищения имущества в особо крупных размерах, получение взятки при особо отягчающих обстоятельствах.

Сужение сферы применения смертной казни осуществлялось параллельно с расширением круга лиц, которым не могло быть назначено это наказание. В частности, по Уголовному кодексу 1960 года до принятия закона от 1 марта 1994 года в этот круг входили лица, не достигшие 18-летнего возраста до совершения преступления, и женщины, находившиеся в состоянии беременности во время совершения преступления, к моменту вынесения либо исполнения приговора. Согласно статье 22 Уголовного кодекса в редакции указанного Закона применение смертной казни не допускалось к женщинам вообще.

В Уголовном кодексе Республики Беларусь, принятом 9 июля 1999 года и введенном в действие с 1 января 2001 года, смертная казнь, предусмотрена в качестве исключительного наказания (ст. 59). При этом в Уголовном кодексе более чем в два раза сокращена сфера применения этого наказания по сравнению с Уголовным кодексом 1960 года. Оно допускается лишь за совершение особо тяжких преступлений, сопряженных с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.

В соответствии с Уголовным кодексом смертная казнь может быть назначена за особо тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, а также военные преступления: развязывание либо введение агрессивной войны (ч. 2 ст. 122); убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны (ч. 2 ст. 124); международный терроризм (ст. 126); геноцид (ст. 127); преступления против безопасности человечества (ст. 128); применение оружия массового поражения (ст. 134); нарушение законов и обычаев войны (ст. 135); убийство (ч. 2 ст. 139); терроризм (ч. 3 ст. 289); измену государству, сопряженную с убийством (ч. 2 ст. 356); заговор с целью захвата государственной власти, повлекшие гибель людей либо сопряженный с убийством (ч. 3 ст. 357); террористический акт (ст. 359); диверсию (ч. 2 ст. 360); убийство сотрудника органов внутренних дел (ст. 362).

Применение смертной казни по всем перечисленным преступлениям (без учета преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124, ч. 2 ст.139 и ст. 362) допускается, если совершение этих преступлений сопровождалось умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах [4, c.162].

Санкции всех перечисленных выше статей Уголовного кодекса предусматривают смертную казнь альтернативно с пожизненным заключением и лишением свободы на длительный срок. Это нацеливает на то, чтобы смертная казнь в качестве наказания применялась только в случаях, когда необходимость ее назначения обусловлена особыми обстоятельствами, отягчающими ответственность, а равно исключительной опасностью лица, совершившего такое преступление. В любом случае, когда суд решит применить смертную казнь, он должен указать в приговоре те обстоятельства, которые послужили основанием к назначению этой суровой меры наказания [4, c.162].

Наряду с этим еще более расширен круг лиц, в отношении которых вышеперечисленные наказания не могут быть применены, путем включения в них мужчин, достигших ко дню постановления приговора 65 лет [5, ст. 59].

Ограничение круга лиц, в отношении которых не может применяться смертна казнь, объясняется исключительно соображениями гуманности. Так, неприменение смертной казни к несовершеннолетним основывается на том, что при несовершеннолетии осужденного общество не имеет морального права на принудительное лишение его жизни, поскольку здесь речь будет идти не только о полной социальной деградации несовершеннолетнего лица, но и существующей в обществе системы воспитания.

Смертная казнь также не может применяться за приготовление к преступлению и покушение на преступление.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что смертная казнь, как один из древнейших институтов уголовного права, постоянно сопутствовала истории развития человечества.

Прообразом смертной казни в древних государствах являлась кровная месть. Но в дальнейшем государство взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия.

Считая, что смертная казнь выполняет роль превенции - общего предупреждения древний законодатель стремился сделать ее наиболее мучительной и устрашающей. К таким видам казни относились: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, посажение на кол, вливание раскаленного свинца в горло, сожжение сваривание в масле, вине, воде, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление сбрасывание с башни с возвышенности в море пропасть распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и другие.

В России Уложение 1649 года санкционировало три вида смертной казни: сожжение, заливание в горло расплавленного металла, закапывание живым в землю. Но кроме того, применялось сажание на кол, колесование, четвертование.

Вопрос о смертной казни, как о мере уголовного наказания, о целесообразности её наличия в уголовном законодательстве и объёме применения в послереволюционный период в нашем законодательстве решался весьма неоднозначно в отдельные периоды государство провозглашало отказ от смертной казни (Декреты II съезда Советов от 26.10.1917 г. ВЦИК и СНК от 17.01.1920 г.) Затем смертная казнь с учетом военной обстановки или под флагом усиления борьбы с «врагами народа» вновь восстанавливалась.

После окончания Великой Отечественной войны Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1947 года «Об отмене смертной казни» это наказание было отменено в мирное время, а преступления за совершение которых предусматривалась высшая мера наказания наказывались лишением свободы сроком на 25 лет. Затем смертная казнь Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 января 1950 года «О применении смертной казни к изменникам Родины шпионам подрывникам-диверсантам» допускалась, как исключение из предыдущего Указа. В последующем (1954 года) смертная казнь допускалась в отношении осужденных за убийство при отягчающих обстоятельствах.

Основы уголовного законодательства 1958 года признавая смертную казнь исключительной мерой наказания допускали ее применение вплоть до ее полной отмены за государственные преступления.

В настоящее время смертная казнь определяется ст. 59 УК Республики Беларусь принятого 9 июля 1999 года и введенным в действие с 1 января 2001 года: «В качестве исключительного наказания, путем расстрела за совершение особо тяжких преступлений, сопряженных с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Не могут быть приговорены к смертной казни лица, не достигшие восемнадцатилетнего возраста до совершения преступления, женщины, а также мужчины, достигшие ко дню постановления приговора 65 лет» [5, ст.59].

2. ПОНЯТИЕ И ЗАКОНОДАТЕЛЬНОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ СМЕРТНОЙ КАЗНИ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ

2.1 Условия применения смертной казни

В Республике Беларусь смертная казнь законодательно закреплена в следующих нормативно-правовых актах: в Конституции, в Уголовном и Уголовно-исполнительном кодексах.

В соответствии со статей 59 УК Республики Беларусь смертная казнь - это исключительная мера наказания, которая заключается в лишении жизнь осужденного посредством расстрела, применение которой допустимо лишь за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах [5, ст. 59].

Для того, чтобы понять сущность смертной казни рассмотрим ее признаки. Наиболее существенный признак смертной казни заключается в том, что она является наказанием. Сущность любого наказания - кара. В смертной казни кара проявляется в максимальной степени. У осужденного отнимается самое дорогое, что есть у человека - жизнь. Естественно, что одновременно он лишается и всех других прав и интересов. Однако это происходит только после приведения приговора в исполнение. Данный момент является очень существенным, т. к. до него за осужденным сохраняются многие права.

Лицо, приговоренное к смертной казни, до последнего момента своей жизни остается гражданином Республики Беларусь (или другого государства). В связи с этим ему присущи некоторые общегражданские права (с учетом его правового положения): например, распорядиться своим имуществом (естественно, кроме того, которое конфискуется по приговору суда); зарегистрировать или расторгнуть брак, оформить другие гражданско - правовые отношения [6, ст. 174].

Следующий признак смертной казни: она является самым суровым наказанием. Это в первую очередь предопределяется тем, что осужденный лишается самого ценного блага человека - жизни.

Третий признак заключается в том, что, как и всякое наказание, смертная казнь является принуждением, применяется независимо и, как правило, вопреки желанию осужденного. Если виновный, раскаиваясь, сам принимает решение уйти из жизни - налицо самоубийство, а не наказание.

В связи со сказанным возникает вопрос о правовой регламентации права осужденного на помилование. Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должна быть просьба осужденного, поскольку человек вправе самостоятельно решать, хочет ли он продолжить жить или нет.

Четвертый признак смертной казни: она применяется от имени государства. Любой приговор, в том числе и смертный, всегда начинается словами «Именем Республики Беларусь». Это значит, что государство своей властью санкционирует приговор, выносимый от его имени надлежаще уполномоченным судом. Законность, обоснованность, справедливость приговора проверяется соответствующими органами государства. Поэтому смертной казнью не могут считаться случаи самосуда.

Пятый важный признак смертной казни: она применяется только по приговору суда. Конституции РБ провозглашает, что «каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда» [7, ст. 26].

Шестой признак смертной казни: она может быть назначена только за преступление, т.е. за деяние, предусмотренное в УК. Недопустимо назначение этого наказания за деяние, прямо не предусмотренное в Особенной части УК. Однако и здесь есть особенность, касающаяся только смертной казни. Конституция указывает, что рассматриваемое наказание устанавливается только за особо тяжкие преступления против жизни.

Седьмой признак смертной казни: она может устанавливаться «впредь до ее отмены». Это дает основание утверждать, что данное наказание в нашем законодательстве - временная мера.

Известно, что смертная казнь в Республике Беларусь неоднократно отменялась: 1917 году, в 1920 году и в 1947 году.

Восьмой признак смертной казни как меры наказания: достаточно редкое ее применение за последнее время. Так, со времени введения такой меры наказания, как пожизненное заключение, число смертных приговоров в республике сократилось с 46 в 1997 году до 3 в 2010 году, т.е. более чем в 15 раз [7].

Девятый признак смертной казни связан с целями, которые преследует это наказание. Как и любое другое наказание, смертная казнь направлена на достижение цели частной превенции. Она должна не допустить совершения новых преступлений самим осужденным. Поэтому осужденный надежно изолируется до исполнения приговора. Особенностью смертной казни является то, что перед ней не стоит цель исправления осужденного. Его физическое уничтожение снимает саму постановку вопроса о достижении такой цели.

Наконец, необходимо указать на последний - десятый признак смертной казни. Ст. 59 настоящего УК называет ее исключительной мерой наказания. Такая характеристика представляется обоснованной теми признаками, о которых шла речь выше. Исключительность смертной казни определяется тем, что она является временной мерой, но самым суровым наказанием. Таковы особенности смертной казни.

Смертная казнь в Республике Беларусь предусмотрена в 14 санкциях статей Особенной части УК в альтернативе с пожизненным заключением и лишением свободы на срок до 25 лет [8, с.203]. Это следующие преступления:

развязывание либо введение агрессивной войны (ч. 2 ст. 122);

убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны (ч. 2 ст. 124);

международный терроризм (ст. 126);

геноцид (ст. 127);

преступления против безопасности человечества (ст. 128);

применение оружия массового поражения (ст. 134);

нарушение законов и обычаев войны (ст. 135);

убийство (ч. 2 ст. 139);

терроризм (ч. 3 ст. 289);

измену государству, сопряженную с убийством (ч. 2 ст. 356);

заговор с целью захвата государственной власти, повлекшие гибель людей либо сопряженный с убийством (ч. 3 ст. 357);

террористический акт (ст. 359);

диверсию (ч. 2 ст. 360);

убийство сотрудника органов внутренних дел (ст. 362).

Применение смертной казни по всем перечисленным преступлениям (без учета преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124, ч. 2 ст.139 и ст. 362) допускается, если совершение этих преступлений сопровождалось умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах [4, c.161].

Смертная казнь может быть заменена в порядке помилования пожизненным заключением [8, с.203].

Смертная казнь, как и пожизненное заключение, в основном назначается за убийство, совершенное при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 ст. 139 УК). Пленум Верховного Суда Республики Беларусь неоднократно обращал внимание судов на исключительный характер этого наказания и ориентировал их на его применение лишь в крайних, исключительных случаях. Эту позицию он вновь подтвердил в постановлении от 17 декабря 2002 г. № 9 «О судебной практике по делам об убийстве (ст. 139 УК)», которая относится и к другому исключительному наказанию в виде пожизненного заключения. В частности, в п. 27 указанного постановления Пленум обратил внимание судов на то, что исключительные меры наказания - смертная казнь и пожизненное заключение - могут применяться за совершение убийства при отягчающих обстоятельствах лишь тогда, когда необходимость их назначения обусловливается особыми обстоятельствами, отягчающими ответственность, и, наряду с этим, данными, характеризующими виновного как лицо, представляющее исключительную опасность для общества. Применение смертной казни, указывается в постановлении Пленума Верховного Суда, должно быть во всех случаях мотивировано в приговоре на основе установленных обстоятельств совершенного преступления и данных, с исчерпывающей полнотой характеризующих обвиняемого. При назначении виновному пожизненного заключения в приговоре должны быть указаны мотивы применения этого наказания как альтернативы смертной казни [9, с.18].

Так же при рассмотрении института смертной казни необходимо дать понятия отягчающим обстоятельствам - это обстоятельства, наличие которых делает данное преступное деяние и самого преступника более общественно опасным и влечёт более суровое наказание. В белорусском праве исчерпывающий перечень отягчающих обстоятельств даётся в ст. 64 УК. К таким обстоятельствам относятся: совершение преступления лицом, ранее совершившим какое-либо преступление, если не истекли сроки давности либо не погашена или не снята судимость за предшествующее преступление; совершения преступления в отношении заведомо малолетнего, престарелого или лица, находящегося в беспомощном состоянии; совершение преступления в отношении заведомо для виновного беременной женщины; совершение преступления общеопасным способом; совершение преступления в отношении лица, находящегося в материальной, служебной или иной зависимости от виновного и т.д.

Необходимо отметить, что смертная она может устанавливаться «впредь до ее отмены». Это дает основание утверждать, что данное наказание в нашем законодательстве - временная мера и она может быть заменена в порядке помилования пожизненным заключением.

Санкции всех перечисленных выше статей УК Республики Беларусь предусматривают смертную казнь альтернативно с пожизненным заключением и лишением свободы на длительный срок. Это нацеливает на то, чтобы смертная казнь в качестве наказания применялась только в случаях, когда необходимость ее назначения обусловлена особыми обстоятельствами, отягчающими ответственность, а равно исключительной опасностью лица, совершившего такое преступление. В любом случае, когда суд решит применить смертную казнь, он должен указать в приговоре те обстоятельства, которые послужили основанием к назначению этой суровой меры наказания [4, c.162].

В ч. 2 ст. 59 УК предусматривается перечень лиц, которым смертная казнь не может быть назначена. Это те же категории лиц, которым не может быть назначено и пожизненное заключение:

лица, совершившие преступление в возрасте до 18 лет;

женщины;

мужчины, достигшие ко дню постановления приговора 65 лет.

Ограничение круга лиц, в отношении которых не может применяться смертна казнь, объясняется исключительно соображениями гуманности. Так, неприменение смертной казни к несовершеннолетним основывается на том, что при несовершеннолетии осужденного общество не имеет морального права на принудительное лишение его жизни, поскольку здесь речь будет идти не только о полной социальной деградации несовершеннолетнего лица, но и существующей в обществе системы воспитания.

Смертная казнь также не может применяться за приготовление к преступлению и покушение на преступление [8, с.203].

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что смертная казнь - это исключительная мера наказания, которая заключается в лишении жизнь осужденного посредством расстрела, применение которой допустимо лишь за некоторые особо тяжкие преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. Применение смертной казни допускается уголовным законом за преступления, сопряженные с умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах. С учетом указанного требования смертная казнь предусмотрена в санкциях статей Особенной части УК за следующие преступления: развязывание либо введение агрессивной войны (ч. 2 ст. 122); убийство представителя иностранного государства или международной организации с целью провокации международных осложнений или войны (ч. 2 ст. 124); международный терроризм (ст. 126); геноцид (ст. 127); преступления против безопасности человечества (ст. 128); применение оружия массового поражения (ст. 134); нарушение законов и обычаев войны (ст. 135); убийство (ч. 2 ст. 139); терроризм (ч. 3 ст. 289); измену государству, сопряженную с убийством (ч. 2 ст. 356); заговор с целью захвата государственной власти, повлекшие гибель людей либо сопряженный с убийством (ч. 3 ст. 357); террористический акт (ст. 359); диверсию (ч. 2 ст. 360); убийство сотрудника органов внутренних дел (ст. 362).

Применение смертной казни по всем перечисленным преступлениям (без учета преступлений, предусмотренных ч. 2 ст. 124, ч. 2 ст.139 и ст. 362) допускается, если совершение этих преступлений сопровождалось умышленным лишением жизни человека при отягчающих обстоятельствах.

Смертная казнь не применяется в отношении:

лица, совершившие преступление в возрасте до 18 лет;

женщины;

мужчины, достигшие ко дню постановления приговора 65 лет.

Так же данная мера наказания ни при каких обстоятельствах не может применяться за приготовление к преступлению и покушение на преступление.

2.2 Порядок применения смертной казни

Порядок исполнения наказания в виде смертной казни регулируется разделом VIII Уголовно-исполнительного кодекса Республики Беларусь (далее - УИК).

К исключительной мере наказания могут приговорить городской, областной или Минский городской, Верховный суд. К полномочиям районного суда такое право не относиться.

При вынесении приговора назначение судом смертной казни должно быть обязательно мотивировано с указанием на исключительные обстоятельства, характеризующие совершенное преступлении и виновного лица. Если ко дню исполнения приговора к сметной казни осуждённому исполнилось 60 лет, суд заменяет смертную казнь лишением свободы.

Ни в одной из санкций статей Особенной части УК РБ смертная казнь не предусмотрена как единственно возможное наказание. Во всех случаях суду предоставлено право выбора при назначении наказания за особо тяжкие преступления: приговаривать к смертной казни или к лишению свободы.

Согласно статье УИК - осужденные к смертной казни до исполнения данной меры наказания содержится под усиленной охраной в отдельных камерах следственных изоляторов или тюрем, пользуются правами и несут обязанности, установленные для лиц, содержащихся в местах предварительного заключения в виде заключения под стражу. Прогулка этой категории осужденных не предоставляется [6, ст. 174].

После вступления приговора в законную силу осужденные к смертной казни имеют право:

обратиться в установленном законом порядке с ходатайством о помиловании;

иметь свидания с адвокатами и иными лицами, имеющими право на оказание юридической помощи, без ограничения их продолжительности и количества;

получать и отправлять письма без ограничений;

иметь одно краткосрочное свидание с близкими родственниками в месяц;

получать одну посылку или передачу один раз в три месяца в порядке, устанавливаемом администрацией учреждения, приобретать на протяжении месяца по безналичному расчету продукты питания и предметы первой необходимости на денежные средства, имеющиеся на их лицевых счетах, в том числе полученные по почтовым переводам, в размере, установленном для лиц, содержащихся в тюрьмах на строгом режиме;

оформлять в установленном законом порядке необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения;

иметь свидания со священнослужителем;

получать необходимую медицинскую помощь.

Одним из наиболее важным правом является право осужденного на помилование, которое может заменить смертную казнь пожизненным заключением. Основанием для рассмотрения вопроса о помиловании в обязательном порядке должно быть личное ходатайство осуждённого, поскольку человек вправе самостоятельно решать, хочет ли он продолжить жить или нет. Ходатайство о помиловании рассматриваются только после вступления приговоров в законную силу. Ходатайство о помиловании подается осужденным через администрацию исправительного учреждения, которая в течении месяца со дня подачи ходатайства направляет его на рассмотрению Президенту Республики Беларусь.

В Республике Беларусь смертная казнь осуществляется непублично путём расстрела в следственном изоляторе № 1 города Минска, в специальной камере.

Осуждённого приводят в кабинет, где в присутствии начальника СИЗО, прокурора и представителя внутренних дел ему сообщают о том, что его ходатайство о помиловании отклонено и приговор будет приведён в исполнение [10, с.161].

Затем осуждённому завязывают глаза и связывают за спиной руки, после чего его выводят в специальную камеру. Его предупреждают, что будут держать так, чтобы он не сел куда не надо. Его заставляют опуститься на колени, и уже через секунду он мертв.

Выстрел производиться из пистолета в затылок с близкого расстояния, исполнитель должен попасть в мозжечок, что приводит к моментальной потери сознания и быстрой смерти. Однако, в момент выстрела осуждённый может отклониться, также может дрогнуть рука у исполнителя, и при неточном выстреле пуля не попадает в мозжечок, а проходит рядом. В таком случае производиться повторный выстрел. Затем тело упаковывают в полиэтиленовый мешок и уносят.

Исполнение смертной казни в отношении нескольких осужденных производиться отдельно относительно каждого и в отсутствии других осужденных к смертной казни [6, ст.175].

При исполнении смертной казни присутствует прокурор, представитель учреждения в котором исполняется смертная казнь, и врач. По разрешению прокурора в исключительных случаях допускается присутствие и других лиц. Смерть осужденного констатируется врачом. Об исполнении приговора составляется акт.

Администрация учреждения, в котором исполняется смертная казнь, обязана уведомить об исполнении суд, постановивший приговор. Суд же должен известить одного из близких родственников осужденного. Тело для захоронения не выдается, о месте захоронения не сообщается [6, ст. 175].

При обнаружении у осужденного к смертной казни признаков психического расстройства (заболевания) администрация учреждения организует его медицинский осмотр комиссией в составе трех врачей-специалистов, о чем составляется протокол.

В случае установления психического расстройства (заболевания), лишающего осужденного возможности отдавать себе отчет в своих действиях, приговор к смертной казни в исполнение не приводится и протокол медицинского осмотра направляется в суд, постановивший приговор. В отношении такого осужденного суд приостанавливает исполнение приговора к смертной казни и решает вопрос о назначении ему принудительной меры безопасности и лечения. После выздоровления осужденного вопрос о применении к нему смертной казни или возможности замены ее другим наказанием решается судом, постановившим приговор.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что порядок исполнения наказания в виде смертной казни регулируется разделом VIII УИК РБ.

Осужденные к смертной казни содержатся под усиленной охраной в отдельных камерах мест предварительного заключения. Прогулка им не предоставляется.

После вступления приговора в законную силу осужденные к смертной казни имеют право:

в установленном законом порядке обратиться с ходатайством о помиловании;

в установленном законом порядке оформлять необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения, иметь свидания со священнослужителем и т.д.

Приговор к смертной казни, вступивший в законную силу, приводится в исполнение после получения официального сообщения об отклонении жалоб, направленных в порядке надзора, и ходатайства о помиловании [11, с.398].

Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.

3. СМЕРТНАЯ КАЗНЬ: АРГУМЕНТЫ «ЗА» И «ПРОТИВ»

В Республике Беларусь смертная казнь не отменена. Споры о допустимости или невозможности применения смертной казни не стихают с тех пор, как само явление смертной казни стало предметом исследований ученых-правоведов. Проблеме смертной казни издавна были посвящены многочисленные исследования не только в сфере юриспруденции, но и в сфере этики, философии права, психологии, социологии. Исторический опыт свидетельствует о том, что общественный и научный интерес к этой проблеме в отдельно взятом государстве возрастает в переломные моменты его исторического развития, когда в очередной раз власть и народ должны ответить себе на вопросы о ценности человеческой жизни, личности и свободе.

Различные теоретические суждения высказывали такие мыслители, как Т. Мор, который в 1516 году пришел к выводу, что смертную казнь следует оставить за убийства при отягчающих обстоятельствах. Г. Гроций предлагал отменить смертную казнь за незначительные преступления; Гоббс считал, что смертная казнь является устрашающей мерой в интересах общества, а не мерой возмездия. Вольтер высказывался за ограничение этой меры, протестовал против жестоких методов исполнения. «Единственный случай, когда смертная казнь оправдана, считал он, когда нет иного способа спасти жизни многим людям, преступника следует уничтожить физически» [278, с.27]. Монтескье и Руссо высказывались за возможность применения смертной казни в отношении лиц, совершивших убийства лишь в отдельных случаях. Того же мнения придерживались Кант, Гегель, Шталь [300, с.27].

Попытки осмыслить в теории наказания основные составляющие института смертной казни значительнее и обстоятельнее освещены в работах ученых-юристов конца 18-го начала 19-го веков. Выдающиеся русские ученые-юристы М. Гернет, Н. Таганцев, П. Люблинский в целом стояли на позициях отмены смертной казни [305, с.27].

Определенный интерес представляют высказывания известных политических деятелей. Э. Гувер: «Зверски изувеченные труппы и душевно уничтоженные жертвы убийц должны быть учтены, когда приходится взвешивать аргументы «за» и «против» смертной казни на весах правосудия. Уинстон Черчилль: «Наши гуманисты будут спокойно спать в своих постелях, считая, что они освободили мир и самих себя от тяжкого бремени, и никогда не подумают о долгих годах лишений и страданий ума и души, на которые обрекают тех, кому они хотели сделать благо» [13, с.27].

Из выше сказанного видно, что проблема «за» и «против» смертной казни возникла уже давно. Однако и в настоящее время вопрос об отмены исключительной меры наказания является одним из самых актуальных. Этой проблеме посвящены сотни трудов различных авторов, которые придерживаются прямо противоположных точек зрения.

Теоритические взгляды противников исполнения смертной казни выливаются в следующие постулаты:

Это нарушение общих прав человека. Статья 24 Конституции Республики Беларусь гласит: «Каждый имеет право на жизнь. Государство защищает жизнь человека от любых противоправных посягательств». Так же Всемирная Декларация прав человека в статье 3 провозглашает: «Каждый человек имеет право на жизнь, на свободу и на личную неприкосновенность», но в статье 1 того же документа говориться, что «все люди рождаются свободными и равными в своих правах. Они наделены разумом и совестью, и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». Если же государство на настоящий момент не может иным способом обеспечить безопасность граждан, считают сторонники смертной казни, то вполне правомерна такая мера наказания как смертная казнь.

Смертная казнь не исключает судебную ошибку, которую невозможно будет исправить. Тюремное заключение можно хоть как-то компенсировать неправильно осужденному, а смертная казнь - бесповоротная. Т.е. никакая система не застрахована от ошибок и пристрастий. По данному пункту сторонники смертной казни предлагают ужесточить надзорные функции по тем делам, где в качестве меры наказания к виновному может быть применена смертная казнь.

В связи с необратимостью смертной казни как меры наказания рождается дискуссия по поводу срока между вступлением приговора в законную силу и его исполнением. В различных странах он колеблется от нескольких дней до нескольких лет. В странах с малым сроком исходят из соображений гуманистических, чем меньше срок - тем меньше у приговоренного мучений в ожидании исполнения приговора суда. Зато в столь непродолжительный срок очень редко могут обнаружиться факты, которые могут указать на то, что в данном случае имеет место судебная ошибка.

Ожидание исполнения смертной казни - психологическая пытка осужденного. В противовес данному факту надо отметить, что даже врач причиняет боль, чтобы спасти человека, здесь же «лечится» общество пока доступными ему средствами.

Смертная казнь не выполняет своей основной функции - исправления осужденного. Но государство и не ставит перед смертной казнью задачи исправить преступника. Как гражданин при защите своей жизни и жизни других лиц может применить право необходимой обороны и убить преступника, так и государство для защиты своей «жизни» и жизни своих граждан может казнить преступника. Таким образом, смертная казнь - это кара за преступление, когда иное наказание воспринималось бы как несправедливое.

Нельзя, также исключить и ошибку признания вменяемым. Но сторонники применения смертной казни также отмечают тот факт, что на практике сужено понятие «вменяемости - невменяемости преступника» Они говорят, что если бы этого не было, то преступник мог бы избежать наказания.

Процесс вынесения исполнения приговора к смертной казни приносит страдания должностным лицам, причастным к выполнению данных функций.

По данному пункту противоположное мнение состоит в следующем:

Во-первых, смертная казнь назначается на законных основаниях и только в том случае, когда вынесение какого-либо другого приговора представляется невозможным с точки зрения справедливости, так как гуманизм не должен пониматься как всепрощение.

Во-вторых, если судья не будет уверен в необходимости применения в данном случае смертной казни он не будет приговаривать к ней подсудимого, а заменит ее на лишение свободы, так как у него во всех случаях есть альтернатива при назначении наказания.

В-третьих, при нашем уровне технического развития вполне возможно полностью автоматизировать процесс исполнения смертной казни, а, следовательно, исключить мучения у исполнителя, который должен был приводить смертную казнь в исполнение.

Сторонники смертной казни утверждают:

Исполнение смертного приговора исключает возможность повторного совершения преступления. Но противники смертной казни отмечают, что хотя казненный уже действительно не совершит преступления в будущем, невозможно с полной уверенностью утверждать, что если бы к данному преступнику применили бы другую меру наказания, то он обязательно совершил бы преступление. Наблюдения зарубежных криминологов показывают, что рецидив преступлений, за совершение которых может быть назначена смертная казнь, довольно-таки низок. Например, убийцы даже реже всех других преступников становятся рецидивистами.

Это вынужденная мера социальной зашиты. То есть наше общество пока не достигло уровня подлинного гуманизма высокой цивилизованности, и поэтому, пока от смертной казни отказываться рано.

Как вид уголовного наказания поддерживается общественным мнением. Это видно из результатов референдума, который проводился в ноябре 1996 года. 80, 44 % населения проголосовали за сохранение смертной казни в УК Республики Беларусь [14, с.172]. Но противники смертной казни следующим образом толкуют этот факт. Они говорят, что сформированный многовековой практикой обычай казнить преступников повлиял на воззрения политиков, законодателей, правоприминителей и общества в целом, что наше общество воспитано на идеологии, допускающей, оправдывающей, обосновывающей право власти и законодателя казнить. Это право закреплено в УК. И борцы за отмену смертной казни предполагают, что в обществе бытует заблуждение, что без жестоких наказаний с преступностью не справиться, и поэтому опросы общественного мнения по поводу сохранения или отмены смертной казни в УК подтверждают, что большинство людей выступают за ее сохранение.

Исключительная мера наказания как институт права наиболее полно отражает идею искупления вины, то есть принципа ретребуции. Но противники смертной казни говорят, что именно в этом моменте смертная казнь напоминает месть.

Многие ученые, считают, что пожизненное заключение - это более жестокая мера наказания, нежели смертная казнь. Также многие авторы данную меру наказания называют «погребение заживо», «смертью в рассрочку», «сухой гильотиной». Оно и впрямь похоже на издевательство над человеком, которого обрекли на «растительное» существование. При этом следует учесть, что осуждённому в данном случае «терять нечего», и он может броситься на сотрудника исправительной колонии или плюнуть в него, а если он болеет туберкулезом, то результат может быть плачевным [15, с.74].

Некоторые сторонники смертной казни говорят, что «дешевле» казнить, чем содержать длительный срок осужденного в местах лишения свободы.

Нельзя, также учесть пример соседних стран (Украина, Российская Федерация), где после отмены смертной казнь общественность требует восстановления, т.к. возросло количество преступлений, за которые предусмотрена возможность применения смертной казни.

Также многие сторонники, смертной казни считают, что наличие смертной казни сдерживает рост преступности.

Прислушиваясь к доводам, указанным выше, законодатели той или иной страны делали вывод о наличии в своем уголовном законодательстве исключительной меры наказания. И по поводу применения смертной казни все государства можно разделить на:

Страны, чьё законодательство не предусматривает смертную казнь ни за какие преступления (Австрия, Германия, Дания, Ирландия, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция, Швеция, Австралия, ряд латиноамериканских стран). Всего 85 стран.

Страны, где смертная казнь может быть применена лишь при особых обстоятельствах, например, в военное время (Аргентина, Бразилия, Великобритания, Израиль, Испания, Канада, Мексика, Новая Зеландия, Швейцария и т.д.). 11 стран.

страны и территорий сохранили смертную казнь в законодательстве, но не применяют её на практике в течение последних 10 и более лет (Бельгия, Боливия, Греция).

Страны, которые применяют смертную казнь за общеуголовные преступления. Их 76, к их числу принадлежат Республика Беларусь, тридцать восемь штатов США, Китай, Иран, ряд азиатских стран, группа африканских государств, все арабские государства.

Исходя из вышеуказанной классификации сторонники отмены смертной казни утверждают, что во всех этих четырёх группах государств примерно одинаковый уровень совершения тяжких преступлений, конечно, за некоторыми исключениями. Из этого следует, что смертная казнь не обладает достаточным превентивным воздействием.

Смертная казнь - вовсе не лучшее из наказаний. Лишение человека жизни даже и по закону - не идеальное средство разрешения конфликтов, возникающих в обществе. Но и преступление, особенно причиняющее государству и гражданам тяжкий ущерб - тоже зло.

Тенденция к отмени смертной казни или сокращению ее применения характерна для всего мирового сообщества. В настоящее время не применяют смертную казнь более ста государств и территорий.

Идея того, что Беларусь в конечном итоге тоже отменит смертную казнь, закреплена в законодательстве страны (в Конституции и Уголовном кодексе), и нередко высказывается должностными лицами.

Беларусь предприняла ряд важных шагов, направленных на отмену исключительной меры наказания. С момента выхода Беларуси из состава СССР и обретения независимости число преступлений, караемых смертной казнью, было сокращено. Например, 6 июля 1993 года парламент отменил смертную казнь за четыре вида экономических преступлений, заменив её лишением свободы сроком до 15 лет без права на условно-досрочное освобождение. Вместе с тем, перечень преступлений, караемых высшей мерой наказания, пополнился. В октябре 1997 года в Женеве, рассмотрев четвёртый периодический доклад правительства Беларуси о выполнении МПГПП, Комитет ООН по правам человека выразил тревогу по поводу вступления в силу указов, согласно которым смертная казнь предусматривалась за новые виды преступлений, например, по поводу президентского указа № 21 от 21 октября 1997 года о борьбе с терроризмом.

Если в первые годы независимости Беларуси смертная казнь не применялась лишь в отношении лиц, которым на момент совершения преступления не исполнилось 18 лет, а также в отношении беременных женщин, то законодательный акт, принятый 1 марта 1994 года, запретил казнить всех женщин без исключения. Кроме того, согласно положениям Уголовного кодекса, вступившего в силу в январе 2001 года, высшая мера наказания не назначается мужчинам старше 65 лет на момент оглашения приговора. В 1997 году в Уголовный кодекс были внесены поправки и введено пожизненное заключение.

Ограничение применения данного наказания проявляется и в судебной практике Республики Беларусь, где все больше отдается предпочтение другому исключительному наказанию - пожизненному заключению, В 2006 году были вынесены 390 приговоров по статьям, в которых предусмотренная смертная казнь, из них приговорено к смертной казни 9 человека, а к пожизненному заключению - 7 человек. В 2010 году из 241 приговоров к смертной казни было приговорено 2, к пожизненному заключению - 10 человек [7]. Эти данные свидетельствуют о том, что суды, имея право на применение такого вида наказания, как смертная казнь, идут по пути максимального сокращения использования не только этого, но и другого исключительного наказания - пожизненного заключения, не создавая при этом условий для ухудшения криминогенной обстановки в Республике.

Тем не менее, несмотря на обнадёживающие меры и заявления, белорусские власти пока не пытаются приступить к отмене смертной казни, а оно потребует основательных реформ, изменения отношения к проблеме и всесторонней открытой полемики.

По мере проникновения в глубь этой неразрешимой веками проблемы - «за» или «против» применения смертной казни как исключительной меры наказания, осознавая ее сложность и неоднозначность, соглашаясь с одним автором и мысленно полемизирую с другим, вырабатываешь собственное отношение к этому вопросу.

Сегодня в Республике Беларусь меняются многое: органы власти, судебная система, законодательство. Но гуманизм и демократию нельзя установить, пусть даже и в законодательном порядке. В этом процессе должны участвовать сами люди, каждый из которых, утверждая свое собственное достоинство и защищает свои права, вносит тем самым вклад в укрепление правопорядка. Общество само должно определить применять или нет смертную казнь. Но этот вопрос долгий и трудный.

Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что проблема отмены или сохранения смертной казни в уголовном законодательстве дискутируется давно и весьма противоречиво. По поводу этой проблемы рассуждают философы и юристы, государственные и общественные деятели, писатели и журналисты. Небезучастны к ней и так называемые простые люди.

Несмотря на огромное количество публикаций, посвященных этой сложной и актуальной теме, многие исследователи возвращаются вновь и вновь к осмыслению этого вида наказания, предпринимаются попытки внести в существо дискуссии какие-то, возможно, ранее не встречавшиеся, доводы и соображения.

Одной из самых существенных ошибок в попытке отстоять ту или иную точку зрения является отсутствие у авторов четко обозначенной научно обоснованной идеи, которая явилась бы отправным пунктом в исследовании этой проблемы.

К сожалению, некоторые авторы, не особенно утруждая себя выбором базисного начала своих рассуждений при обсуждении данной темы спонтанно или еще по каким-либо причинам скатываются в рассуждения теологического характера (Бог дал жизнь человеку а потому никто не может ее - отнять) аксиологического (жизнь - абсолютная ценность), философского толка.

Другая сторона проблемы заключается в том, чтобы определить: «Является ли применение смертной казни фактором, сдерживающим преступность, нарушает ли смертная казнь права человека, применять ли смертную казнь как норму наказания ж территории Республики Беларусь или отказаться от этого, имеет ли государство право на карательной меры для поддержания и охраны правопорядка?»

Конечно, прямого влияния на состояние преступности смертная казнь не оказывает, но средством защиты общества от преступных посягательств служит [16, с. 297]. И в этом плане можно говорить, что пока общество и люди не совершенны на столько, чтобы не идти на преступления, смертная казнь даже полезна. Хотя польза через зло - это не тот идеал, к которому должно стремиться человечество.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

смертная казнь исключительный наказание

Смертная казнь, как один из древнейших институтов уголовного права, постоянно сопутствовала истории развития человечества, ее прообразом в древних государствах являлась кровная месть. Но в дальнейшем государство взяло на себя функции санкционирования смертной казни, а потом и отправление правосудия.

Считая, что смертная казнь выполняет роль превенции - общего предупреждения древний законодатель стремился сделать ее наиболее мучительной и устрашающей. К таким видам казни относились: повешение, колесование, забрасывание камнями, сдирание кожи, повешение за ребро, посажение на кол, вливание раскаленного свинца в горло, сожжение сваривание в масле, вине, воде, раздирание или рассечение на мелкие части, утопление сбрасывание с башни с возвышенности в море пропасть распятие на кресте, отдание на съедение диким зверям, вытягивание кишок, растаптывание слоном, сожжение в чреве раскаленного металлического быка и другие.

Лишь в новейшее время было в основном покончено с изуверствами средневековья - когда в действие ввели гильотину.

Смертная казнь не применяется в отношении:

лица, совершившие преступление в возрасте до 18 лет;

женщины;

мужчины, достигшие ко дню постановления приговора 65 лет.

Так же данная мера наказания ни при каких обстоятельствах не может применяться за приготовление к преступлению и покушение на преступление.

Порядок исполнения наказания в виде смертной казни регулируется разделом VIII УИК РБ.

Осужденные к смертной казни содержатся под усиленной охраной в отдельных камерах мест предварительного заключения. Прогулка им не предоставляется.

После вступления приговора в законную силу осужденные к смертной казни имеют право:

)в установленном законом порядке обратиться с ходатайством о помиловании;

)в установленном законом порядке оформлять необходимые гражданско-правовые и брачно-семейные отношения, иметь свидания со священнослужителем и т.д.

Приговор к смертной казни, вступивший в законную силу, приводится в исполнение после получения официального сообщения об отклонении жалоб, направленных в порядке надзора, и ходатайства о помиловании.

Смертная казнь исполняется непублично путем расстрела. При исполнении смертной казни присутствуют прокурор, представитель учреждения, в котором исполняется смертная казнь, и врач.

Если ко дню исполнения приговора к сметной казни осуждённому исполнилось 60 лет, суд заменяет смертную казнь лишением свободы.

Проблема отмены или сохранения смертной казни в уголовном законодательстве дискутируется давно и весьма противоречиво. По поводу этой проблемы рассуждают философы и юристы, государственные и общественные деятели, писатели и журналисты. Небезучастны к ней и так называемые простые люди.

Несмотря на огромное количество публикаций, посвященных этой сложной и актуальной теме, многие исследователи возвращаются вновь и вновь к осмыслению этого вида наказания, предпринимаются попытки внести в существо дискуссии какие-то, возможно, ранее не встречавшиеся, доводы и соображения.

Одной из самых существенных ошибок в попытке отстоять ту или иную точку зрения является отсутствие у авторов четко обозначенной научно обоснованной идеи, которая явилась бы отправным пунктом в исследовании этой проблемы.

К сожалению, некоторые авторы, не особенно утруждая себя выбором базисного начала своих рассуждений при обсуждении данной темы спонтанно или еще по каким-либо причинам скатываются в рассуждения теологического характера (Бог дал жизнь человеку а потому никто не может ее - отнять) аксиологического (жизнь - абсолютная ценность), философского толка.

В заключение хотелось бы отметить, что вопрос об отмене смертной казни является актуальной проблемой не только в уголовном праве, но и в жизни вообще. Проблема смертной казни берет свое начало из самых глубоких корней нашей истории, эта тема продолжает развиваться и в настоящее время. На протяжении многих веков различные авторы высказывали свои точки зрения на этот вопрос, раскрывали свои аргументы, доказывая тем самым необходимость отмены или сохранение смертной казни. Все они - и противники, и сторонники отмены смертной казни - приводят нам очень убедительные доводы, защищая свои взгляды. И до сих пор в решении этого вопроса не найдено компромисса, до сих пор по этому вопросу разрабатываются труды различных ученых

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Фойницкий, И.Я. Антология мировой мысли : учебное пособие / И.Я. Фойницкий. - М., 1999. - Т.IV - 1206 с.

Рожков, А.А. Смертная казнь в московском государстве по Уложению 1649 года и законодательству второй половины XVII в. / А.А. Рожков. - М., 1998 - 256 с.

Пацкевич, А.П. Право на жизнь и проблемы смертной казни в контексте Конституции Республики Беларусь / А.П. Пацкевич // Весник института. - 2007. - № 1. - с. 59.

Ахраменка, Н.Ф. Научно-практический комментарий к Уголовному кодексу Республики Беларусь : / Н.Ф. Ахраменка [ и др.]; под общ. ред. А.В. Баркова, В.М. Хомича. - Мн.: ГИУСТ БГУ, 2010. - 1064 с.

Уголовный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 2 июня 1999 года.: одобр. Советом Респ. 24 июня 1999 г. - Мн. : Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2009. - 285 с.

Уголовно-исполнительный кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 14 декабря 1999 года.: одобр. Советом Респ. 22 декабря 1999 г. - Мн. : Нац. центр правовой информации Республики Беларусь, 2010. - 219 с.

Министерство внутренних дел Республики Беларусь - Режим доступа: <http://mvd.gov.by/modules.phpname=article&sid=5532>. - Дата доступа: 27.03.2011.

Бабий, Н.А. Уголовное право Республики Беларусь. Общая часть : конспект лекций / Н.А. Бабий. - Мн.: Тесей, 2000. - 288 с.

Конституция Республики Беларусь от 15 марта 1994 г. (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. - 1999. - № 1. - № 1/0.

Кучвальская, И.В. Пожизненое заключение как вид уголовного наказания / И.В. Кучвальская. - Мн.: Тесей, 2003. - 161 с.

Саркисова, Э.А. Уголовное право. Общая часть : учебное пособие / Э.А. Саркисова. - Мн.: Тесей, 2005. - 592 с.

Всемирная Декларация прав человека от 10 декабря 1948 г.

Графский, В. Г. Всеобщая история права и государства : учебник для вузов / В.Г. Графский - М. : Норма, 2007. - 752 с.

Володько, М.В. Морально-правовые аспекты смертной казни / М.В. Володько // Государство и право. - 2003. - № 11. - с. 173.

Ищенко, Е.П. Сколько стоит жизнь? / Е.П. Ищенко // Вестник института. - 2009. - № 6. - с. 73.

Хомич, В.М. Уголовное право. Общая часть : учебное пособие / В.М. Хомич. - Мн. : Тесей, 2002. - 496 с.

Похожие работы на - Исключительная мера наказания, ее признаки, условия и порядок применения в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!