труд безработица федеральный служба
Федеральная служба по труду и занятости организует и контролирует деятельность территориальных органов по вопросам занятости населения по субъектам Российской Федерации и государственных учреждений службы занятости (центров занятости населения) по оказанию государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников на территории Российской Федерации.
Территориальные органы Роструда являются государственными органами, находящимися в подчинении Роструда.
Центры занятости населения непосредственно осуществляют следующие функции:
регистрация граждан в целях содействия в поиске подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
содействие гражданам поиске подходящей работы;
информирование о положении на рынке труда;
организация ярмарок вакансий и учебных рабочих мест;
организация профессиональной ориентации граждан в целях выбора сферы деятельности;
профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификации безработных граждан;
осуществление социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными;
организация проведения оплачиваемых общественных работ;
содействие самозанятости безработных граждан и др.
Процесс трудоустройства (в узком смысле) обычно состоит из двух стадий. Первая - обращение гражданина с заявлением о содействии в устройстве на работу. Между органом трудоустройства и гражданином возникает правоотношение. Содержание этого правоотношения определяется не только установленными правами и обязанностями, но и фактическим совершением органом трудоустройства конкретных действий по подысканию работы и направлению на нее гражданина.
Орган трудоустройства обязан зарегистрировать обратившегося с заявлением гражданина, оказать ему содействие в получении подходящей работы или приобретении специальности (квалификации), а при невозможности этого - выплатить пособие.
Вторая стадия трудоустройства - заключение трудового или ученического договора с предприятием или учебным заведением. Возникает правоотношение между трудоустраиваемым гражданином и работодателем. Возникают указанные правоотношения с получением гражданином от органа трудоустройства направления на работу или на профессиональное обучение и предъявлением его работодателю.
Но, несмотря на довольно обширный перечень функций, которые выполняют центры занятости населения, далеко не все незанятые граждане стремятся получить статус безработного. Объясняется это тем, что часть населения не верит в получение работы при посредничестве службы занятости. Среди причин, объясняющих такое мнение, в первую очередь называют формальный подход со стороны центра занятости к подбору работы. Некоторыми исследователями высказывается мнение, что служба занятости выполняет в основном функцию социальной защиты, снабжая пособием и рядом льгот. Потребителей услуг службы занятости также не устраивает и тот факт, что безработным предлагаются, в основном, рабочие специальности. Увеличение числа вакансий не означает увеличения числа трудоустроенных из-за несоответствия квалификационной структуры спроса и предложения на рынке труда. Этими вакансиями могут воспользоваться лишь рабочие или инженерно-технические работники, готовые к понижению социального статуса,
В числе проблем, связанных с работой центров занятости необходимо отметить, что возможности центра занятости по трудоустройству граждан в ряде случаев ограничены - подавляющее большинство руководителей просто не прибегают к услугам центров занятости при поиске и найме рабочей силы даже при росте ее предложения на рынке труда.
.2 Специфика трудоустройства социально незащищенных категорий граждан
В условиях жесткой конкуренции поиск работы становится все более трудной задачей, особенно для граждан, чья занятость не может быть обеспечена без законодательной поддержки государства. Поэтому есть категории граждан, которые при любой экономической ситуации будут нуждаться в государственной защите - это так называемые социально незащищенные слои населения.
К ним, в частности, относятся инвалиды; лица, освобожденные из мест лишения свободы; несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет; лица предпенсионного возраста; беженцы и вынужденные переселенцы; граждане, уволенные с военной службы, и члены их семей; одинокие и многодетные родители, воспитывающие несовершеннолетних детей, детей - инвалидов, граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие чернобыльской и других радиационных аварий и катастроф; граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые).
Рассмотрим основные проблемы трудоустройства социально незащищенных слоев населения на примере трудоустройства инвалидов и молодежи.
Особенности трудоустройства инвалидов связаны с установлением для инвалидов дополнительных гарантий их трудовой занятости. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 19 июля 2011 г. №248-ФЗ) предусмотрел систему мероприятий, способствующих повышению их конкурентоспособности на рынке труда. Они сводятся к следующему:
установление в организациях независимо от организационно-правовых форм и форм собственности квоты для приема на работу инвалидов и минимального количества специальных рабочих мест для инвалидов;
резервирование рабочих мест по профессиям, наиболее подходящим для трудоустройства инвалидов;
стимулирование создания предприятиями, учреждениями, организациями дополнительных рабочих мест (в том числе специальных) для трудоустройства инвалидов;
создание инвалидам условий труда в соответствии с индивидуальными программами реабилитации инвалидов;
создание условий для предпринимательской деятельности инвалидов;
организация обучения инвалидов новым профессиям.
Но, несмотря на законодательно установленные дополнительные гарантии трудоустройства инвалидов, кардинально решить проблему их трудоустройства и в настоящее время не получается. Большинство предприятий не стремятся делать инвалидов своими сотрудниками. Владельцы фирм готовы выдумывать все новые способы для того, чтобы обойти законодательство и не принять на работу человека с ограниченными возможностями. Многие компании не хотят принимать на работу инвалидов и потому, что государство не может создать достойные налоговые льготы, которые действительно заинтересуют работодателя.
В числе причин обуславливающих проблему трудоустройства инвалидов также можно назвать и:
несоответствие большинства зданий и сооружений физиологическим особенностям инвалидов (отсутствие пандусов, лифтов), что делает затруднительным вообще присутствие инвалида на рабочем месте;
отсутствие достаточного количества специалистов как медицинского, так и педагогического профиля, необходимых для работы с инвалидами;
недостаточное техническое оснащение инвалидов, обучающихся и работающих на дому;
практическое отсутствие Центров социальной адаптации и профориентации для инвалидов;
отсутствие единого информационно-аналитического центра для инвалидов; - незаинтересованность коммерческих организаций в трудоустройстве инвалидов; - неготовность инвалидов к современному рынку труда.
К социально незащищенным категориям населения относятся несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет и граждане в возрасте от 18 до 20 лет из числа выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущие работу впервые - т.е. молодежь. Особенности их трудоустройства в частности закреплены в Трудовом Кодексе РФ, а именно, по трудовому законодательству запрещается применение труда лиц моложе 18 лет на тяжелых работах и на работах с вредными или опасными условиями труда. Кроме того, законами субъектов РФ может предусматриваться квотирование рабочих мест для отдельных категорий молодежи.
В настоящее время молодежь по сравнению с другими возрастными группами населения испытывают наибольшие трудности в трудоустройстве. Одной из причин сложившейся ситуации является нежелание работодателей принимать на работу молодых людей из-за низкого профессионализма, отсутствия трудовых навыков, необходимого стажа работы. Как показывает статистика, в 2010 году доля молодежи среди официально зарегистрированных безработных составила 42%, каждый шестой из них является выпускником учебного заведения. Наиболее напряженная обстановка сложилась среди выпускников техникумов и колледжей. Так, среднее время поиска работы для данной категории молодежи составляет 3,6 мес., тогда как для выпускников ВУЗов данный показатель равен 2,3 мес.
По оценкам специалистов на рынке труда молодежи на сегодняшний день складываются две противоположные тенденции. В одних сферах деятельности (финансы, юpиспpуденция, аудит) молодым людям устроиться на работу практически невозможно, так как они еще не обладают глубокими профессиональными знаниями. Зато в других областях (торговля, маркетинг) их молодость, сила и энергичность, а главное - еще не очень большие материальные запросы вполне устраивают работодателей, и часто работодатели в этих областях отдают предпочтение молодежи из-за экономии заработной платы, поэтому оплата их труда является очень низкой.
Таким образом, спрос на молодых специалистов на рынке труда остается на сегодняшний день достаточно низким.
3. Основные пути решения проблем занятости и трудоустройства в РФ
Качественные структурные преобразования в экономике (реформирование структуры промышленности, реструктуризация и модернизация отраслей экономики, модернизация системы среднего и высшего образования и др.) вызывают необходимость разработки и реализации комплекса мер в социально-трудовой сфере, которые позволят в последующем в качественно новых экономических условиях повысить эффективность занятости населения.
Приоритетными направлениями действий на рынке труда, нацеленными на обеспечение занятости населения, в настоящее время являются:
совершенствование действующего законодательства в сфере занятости населения (усиление социальной защиты неконкурентоспособных на рынке труда групп населения; динамичное развитие системы рабочих мест и свободное перемещение рабочей силы по отраслям и территориям; поддержка малого бизнеса и предпринимательства в целях создания новых рабочих мест и содействия занятости населения; обеспечение регулирования привлечения иностранной рабочей силы, создание условий для легальной трудовой деятельности иммигрантов);
повышение качества рабочей силы и конкурентоспособности граждан на рынке труда (разработка прогноза потребности в рабочих и специалистах по укрупненным группам профессий и специальностей, по видам экономической деятельности и отдельным регионам; создание системы контроля качества образования, позволяющей осуществить структурную перестройку профессионального образования всех уровней с учетом потребностей рынка труда; развитие системы внутрипроизводственного обучения персонала организаций; совершенствование профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан в целях повышения их конкурентоспособности на рынке труда и возможности скорейшего трудоустройства);
- стимулирование создания и сохранения рабочих мест, совершенствование форм социального партнерства на отраслевых рынках труда (совершенствование налогового законодательства РФ с целью снижения налоговой нагрузки на работодателей и стимулирования создания рабочих мест в перспективных отраслях экономики; разработка и реализация инвестиционных, отраслевых и иных программ, предусматривающих меры по созданию, модернизации и сохранению рабочих мест, повышению производительности труда; поддержка малого предпринимательства с целью создания новых рабочих мест);
регулирование трудовой миграции (достижение баланса между использованием национальных трудовых ресурсов и привлекаемой иностранной рабочей силы с учетом реальных возможностей субъектов РФ по приему и обустройству иммигрантов, а также приоритетного использования российских граждан на региональном рынке труда);
повышение эффективности деятельности органов службы занятости (развитие системы информационного обеспечения органов службы занятости; совершенствование технологии работы органов службы занятости по предоставлению услуг незанятым и безработным гражданам).
В числе конкретных мероприятий, направленных на решение проблем занятости и трудоустройства в настоящее время можно назвать следующие:
. Проведение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового высвобождения. Такое обучение может проводиться с отрывом или без отрыва от производства и проводиться по профессиям и специальностям, пользующимся спросом на рынке труда, или требующимся работодателю с последующим трудоустройством в своей организации. При этом на период обучения за работником сохраняется средняя заработная плата.
. Организация общественных работ. Под общественными работами понимается трудовая деятельность, имеющая социально полезную направленность и организуемая в качестве дополнительной социальной поддержки граждан, ищущих работу. С лицами, желающими участвовать в общественных работах, заключается срочный трудовой договор, при этом в период участия безработных граждан в общественных работах за ними сохраняется право на получение пособия по безработице.
Общественные работы являются важным звеном в системе обеспечения занятости. Они представляют собой одну из действенных форм социальной защиты граждан, оставшихся без работы, и являются средством решения хозяйственных проблем работодателей. Кроме того, организация общественных работ позволяет оказывать адресную государственную поддержку безработным из числа наименее конкурентоспособных граждан, способствует сокращению периода безработицы и улучшает ситуацию на рынке труда, предоставляет возможность предприятиям и организациям удовлетворить потребность в кадрах для выполнения временных и сезонных работ и др.
. Проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест. Это одна из форм оказания государственной услуги содействия гражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимых работников. Такие ярмарки обеспечивают возможность потенциальным работникам найти работу путем непосредственного общения с работодателями, а работодателям - подобрать необходимые кадры. На ярмарках вакансий рабочих мест создаются условия для непосредственной встречи граждан, ищущих работу, с широким кругом работодателей, оказываются гражданам консультативные услуги по вопросам занятости, профессиональной ориентации и переобучения, а также юридическим вопросам.
Информация о проведении ярмарок вакансий и учебных рабочих мест размещается на стендах в центрах занятости населения, публикуется в средствах массовой информации и Интернет-ресурсах.
. Центрами занятости оказывается содействие в самозанятости граждан, а именно:
проводится информирование о возможности создать собственное дело (семинары, собрания);
проводится тестирование на наличие способностей к предпринимательству и консультации по различным аспектам организации и ведения бизнеса; - проводится обучение основам предпринимательской деятельности и профессиям для создания своего дела;
производится финансовая поддержка, а именно оплачиваются расходы на подготовку документов, на оплату нотариальных действий, оплату услуг правового и технического характера, изготовление печатей и штампов.
Кроме того, финансовая поддержка безработным гражданам осуществляется путем предоставления:
субсидии на организацию самозанятости;
субсидии на организацию самозанятости и стимулирование создания безработными гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
субсидии на создание дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан.
5. Организация работы бизнес - инкубаторов. Бизнес - инкубатор это организация <#"justify">Заключение
Таким образом, рассмотрев основные проблемы, связанные с занятостью и трудоустройством населения в России можно сделать следующие выводы:
. Рынок труда в России и сложившаяся на нём ситуация - одна из наиболее сложных и запутанных проблем современного рынка производств. Анализируя рынок труда и социально - трудовые отношения, необходимо обратить внимание на то, что проблема занятости и безработицы является одной из главных в развитии и функционировании общества.
На сегодняшний день в России сохраняется довольно высокий уровень безработицы, и, несмотря на то, что по данным статистики количество безработных за первые 6 месяцев 2011 года снизилось, проблема трудоустройства является очень острой для многих регионов России. Кроме того, официальная статистика часто расходится с реальным положением дел, часть незанятого населения не регистрируется на бирже труда, а старается самостоятельно найти работу. Существует также проблема скрытой безработицы.
. В числе проблем связанных с занятостью существует проблема, связанная с низким уровнем заработной платы, низкий уровень заработной платы в свою очередь является, во-первых, важнейшим ограничителем для экономического роста промышленности, во - вторых служит причиной отсутствия мотивации к труду. Количество вакансий, заявленных работодателями, которые бы предлагали заработную плату выше средней, крайне мало.
. Проблемами занятости населения занимаются органы Федеральной службы по труду и занятости. Но чаще всего центры занятости осуществляют формальный подход к подбору работы, кроме того потребителей услуг службы занятости также не устраивает и тот факт, что безработным предлагаются, в основном, рабочие специальности. Кроме того возможности центра занятости по трудоустройству граждан в ряде случаев ограничены - далеко не все работодатели прибегают к услугам центров занятости при поиске и найме рабочей силы.
. Довольно сложной остается и ситуация на рынке труда связанная с трудоустройством социально незащищенных слоев населения - инвалидов, молодежи, лиц с семейными обязанностями, лиц освободившихся из мест лишения свободы, лиц предпенсионного возраста. В числе причин трудностей с трудоустройством данных категорий населения можно назвать: отсутствие опыта у молодежи, отсутствие мотивации к труду и ограничения по здоровью у лиц предпенсионного возраста, незаинтересованность коммерческих организаций в трудоустройстве инвалидов и неготовность самих инвалидов к современному рынку труда и др.
. Одной из основных задач государства выступает задача обеспечения социальной защищенности населения, и разработка системы мер, обеспечивающих всеобщую рациональную занятость. В качестве таких мер выступает организация государственными органами комплекса мероприятий направленных на снижение уровня безработицы, это, в частности: проведение опережающего профессионального обучения работников, находящихся под угрозой массового высвобождения, проведение ярмарок вакансий рабочих и учебных мест; организация общественных работ; содействие самозанятости населения; совершенствование работы бизнес-инкубаторов.
Библиография:
Нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. (с поправками от 30 декабря 2008 №6 - ФКЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 26 января 2009 г. №4 ст. 445
. Трудовой Кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. №197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 19 июля 2011 г. №248-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. №1 (часть I) ст.
. Федеральный Закон от 24 ноября 1995 г. №181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 19 июля 2011 г. №248-ФЗ)// СПС «Консультант плюс»
. Закон Российской Федерации от 19 апреля 1991 г. №1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации» (в ред. Федерального Закона от 11 июля 2011г. №205-ФЗ) // СПС «Гарант»
. Приказ Федеральной службы по труду и занятости №211 от 11.09.2007 г. «Об утверждении регламента Федеральной службы про труду и занятости» // СПС «Гарант»
Учебная и научная литература:
6. Арсанукаев Т.А. Регулирование занятости и безработицы в кризисном регионе Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. - М.: МГУ, 2008. - 32с.
. Буянова М.О. Трудовое право России. Учебник. - М.: Проспект, 2009. - 240с. Никонов Д.А. Трудовое право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 406 с.
. Задорожная Л.И. Исследование социально-экономической и психологической эффективности общественных работ // М.: Изд-во МГУ, 2010. - 185 с.
. Никонов Д.А. Трудовое право: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2010. - 456 с.
. Пугинский Б.И. Коммерческое право. Учебник. - М.: Зерцало, 2010
.Собченко О.В. Некоторые правовые проблемы занятости населения в Российской Федерации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. - М.: Изд- во МГУ, 2008. - 24с.
. Трудовое право: Учебник / Под ред. О.В. Смирнова. - М.: ООО «ТК Велби», 2008. - 375с.
. Трудовое право: Учебник для вузов / Под ред. С.П. Маврина - М. Высшее образование, 2009. - 655с.
. Халикова А.М. Социально-экономические факторы формирования регионального рынка труда на современном этапе. Диссертация кандилата социологических наук. - М.: Норма, 2009. - 165с.
. Экономическая теория: Учебник / Под ред. В.И. Видяпина. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 458с.
. Бакалов А.И. Безработных в России по осени считают// Бизнес и финансы от 7.09.2011
. Григорьева И.А. Проблема безработицы и пути ее преодоления // Вопросы экономики, 2010, №11.
. Диунов М.А. Структура безработицы. // Интернет - ресурс
. Зиброва Е.Ю. Официальная безработица в России: последние данные// Кадры предприятия, 2010, №6.
. Орлеанская Э.К. Проблемы трудоустройства // Проблемы местного самоуправления. Интернет - ресурс
. Резник Г.А. Актуальные проблемы трудоустройства молодежи // Современное право, 2010. 3 7.
. Соловьева С.В. Проблемы эффективности работы службы занятости // Человек и труд, 2009. №6.
. Тормышева Т.А. Роль бизнес-инкубаторов в инновационном развитии России // Экономика и предпринимательство, 2009. №5.