Виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    32,9 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике

Содержание

Введение

Глава 1. Специфика игровой деятельности

1.1 Психолого-педагогическая роль игры и игровой деятельности: исторический и современный аспект

1.2 Игра в экономической подготовке школьников как педагогическая проблема

Глава 2. Виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике

2.1 Ролевые игры

2.1.1 Исходная база и теоретические основы

2.1.2 Структура процесса проведения ролевых игр

2.1.3 Предпосылки для применения ролевой игры на занятиях

2.1.4 Ход ролевой игры

2.2 Деловые игры

2.2.1 Исходная база и историческое развитие

2.2.2 Структура протекания деловых игр

2.2.3 Методические варианты деловой игры

Глава 3. Методическая часть

3.1 Характеристика и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся

3.2 Примеры разработанных игр для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях по экономике деловая игра "аукцион с последующей распродажей"

Заключение

Список литературы

Введение

Актуальность исследования. Реформирование и совершенствование экономического образования молодежи в значительной степени зависит от разработанности его содержания, методов, средств и форм, обеспечивающих эффективную подготовку к трудовой деятельности в условиях становления рыночной экономики. Конкурентоспособность на рынке труда обеспечивается готовностью к предпринимательской деятельности, возможностью управлять предприятием в сфере малого бизнеса как перспективного направления развития рыночной экономики. Соответственно, в содержании трудовой подготовки в системе непрерывного образования приоритетными становятся знания, умения и навыки в области экономики и предпринимательства, финансов и бухгалтерского учета, маркетинга и менеджмента, администрирования, информационных технологий, презентации технологий и продукции.

Экономическое образование способствует воспитанию культуры экономического мышления, подготовке выпускников школы к участию в жизни гражданского общества, обеспечивает социальную адаптацию учащихся к меняющемуся миру российской экономики, создает возможности для развития предпринимательской инициативы. Школьное экономическое образование способствует формированию у учащихся умений и навыков решения типовых экономических задач, возникающих при реализации социальных ролей.

Анализ научных исследований за последние годы показал, что наиболее значимыми являются результаты в области разработки проблемы экономической социализации личности.

В основе экономической социализации лежит прежде всего ценностное освоение экономической реальности, индивидуальное этическое наполнение экономических категорий, а не нейтральное приобретение соответствующих знаний и практических навыков. При переходе к этике личностного успеха, где важным становится умение подать себя и мгновенно сориентироваться в быстроменяющихся условиях жесткой конкуренции, на первый план вышли экономические знания, умения и навыки, позволяющие выделиться среди равных и обойти конкурентов за счет умения адекватно вписываться в экономическую структуру и соответствовать требованиям ситуации.

Экономическое самосознание личности проявляется в существовании двух типов экономического поведения: с одной стороны, "рецептивный" тип экономического поведения, отдающий на откуп ''экспертам" заботу об экономической стороне своей жизни, обменивая своп способности и квалификацию на отсутствие чисто материальных забот, а с другой - активный тип экономического поведения, предельным выражением которого является работа "на себя", творчество в экономической сфере с пользой для себя и для общества через открытие своего дела или предпринимательство, понимаемое как инновационная деятельность, преобразующая экономическую культуру общества.

Исследование проблемы, связанной с определением роли и места деловой игры в процессе экономической подготовки учащихся, в педагогической науке и практике показало, что наиболее актуальным в современном экономическом образовании является выявление организационно-педагогических условий применения деловой игры.

Анализ научно-педагогической и методической литературы, а также педагогического опыта, показал, что наиболее разработанными в области экономической подготовки школьников являются проблемы профориентации в сфере экономики (И.А. Сасова, В.Д. Симоненко и др.), а также концептуальные подходы к содержанию учебных программ экономической подготовки школьников (И.В. Липсиц, Л.Л. Любимов, А.А. Мицкевич, С.А. Равичев и др.). В то же время, сложность и разнообразие учебного материала по экономике, который должен быть усвоен учащимися, требует особого внимания ко всем сторонам учебно-воспитательного процесса: содержанию, методам, средствам и формам.

Таким образом, противоречие между потребностью хозяйственной сферы в развитии предпринимательства и малого бизнеса как гаранта становления рыночных реформ, с одной стороны, и неразработанность в педагогической науке и практике прикладной направленности экономического образования, обеспечивающего экономическую социализацию подрастающего поколения, заключающуюся в готовности принять на себя эти важные сферы экономики общества, с другой стороны, а также потребность школьной практики в активных формах, методах и средствах экономического образования, определили тему нашего исследования: "Организационно-педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся",

Цель исследования организационно-педагогические условия применения игровой деятельности как условия активизации учебно-познавательного процесса на уроках экономики.

Задачи:

.Раскрыть психолого-педагогическую роль игры и игровой деятельности, роль игры в экономической подготовке школьников.

2.Рассмотреть виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике.

.Дать характеристику и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся.

.Привести примеры разработанных игр для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях по экономике.

Глава 1. Специфика игровой деятельности

1.1 Психолого-педагогическая роль игры и игровой деятельности: исторический и современный аспект

Среди педагогических средств, интенсифицирующих учебную деятельность, ученые и педагоги особое внимание уделяют игровому обучению, учебной игре. Многие исследователи сходятся во мнении, что игра есть уникальный феномен общечеловеческой культуры. По мнению этнографов, социологов, игра стала местом проявления важнейших черт личности, национальной самобытности, этнических особенностей. Этой стороне игры посвящены исследования зарубежных и отечественных ученых Й. Хейзинга, В. Всеволодского-Гернгросса, Г.Н. Волкова и др.

Исследования отечественных педагогов и психологов показывают тесную связь общественной практики и игрового процесса. На ранних этапах развития человечества, когда производительные силы находились на примитивном уровне, существующие орудия труда позволяли без всякой специальной подготовки включать детей в труд взрослых.

Поэтому не требовались специальные упражнения в овладении орудиями труда и теми отношениями, которые складывались между людьми. С усложнением орудий труда и производственной деятельности потребовалась специальная подготовка для овладения простейшими средствами производства. В связи с этим возникли особые упражнения с уменьшенными орудиями труда, которые очень условно могли быть названы играми. Дальнейшее развитие производства, усложнение орудий, углубление разделения труда и возникновение сложных производственных отношений стали приводить к тому, что возможность включения подрастающего поколения в общественное производство еще более усложняется.

В связи с этим, от тех, кто должен включиться в общественную жизнь, требуется, в частности, наличие общих способностей, необходимых для овладения любыми орудиями, ловкость, координация движений, выносливость и др. Для развития этих качеств появляются особые предметы. Упражнения с помощью этих предметов, называемых игрушками, демонстрируются взрослыми. Параллельно появляются и символические игрушки, при помощи которых воссоздаются те сферы жизни и производства, в которые дети еще не включены.

Таким образом, усложнение производственной деятельности и средств производства отодвигает по времени включение детей в производительный труд взрослых. Возникает положение, при котором ребенка нельзя учить овладению орудиями труда в силу их сложности, а разделение труда делает возможным выбор одной из сфер будущей деятельности. Появляется период, когда дети освобождены от забот о собственном пропитании и, в какой-то мере, предоставлены самим себе. В этот период ведущая роль в их деятельности принадлежит игре. Точки зрения, что труд является источником появления игры, придерживались С.В. Плеханов, А.И. Мазаев и др. Другие научные подходы к объяснению причинности возникновения игры (теория избытка нервных сил, теория реализации врожденных влечений, теория религиозного начала, связь игры с искусством и эстетической культурой и др.) проанализированы С.Н. Шмаковым.

Общим для многих научных направлений является выделение генетической связи игры со всеми видами деятельности человека и рассмотрение ее как специфической формы познания, труда, общения, учения, искусства, спорта и т.д., т.е. как одного из компонентов культуры человека. Усложнение человеческой практики привело к появлению организованных форм обучения детей. Усиливаются элементы формализма в подготовке подрастающего поколения к труду и жизни, что приводит к ее отрыву от существующей практики. Игра и учение разделяются, становясь самостоятельными видами человеческой деятельности. Отдавая пальму первенства школе, учению, уменьшают роль игровой деятельности в подготовке подрастающего поколения к жизни.

Отличительная особенность игровой деятельности - в ее добровольности, в высокой активности и контактной зависимости участников. Это особая сфера человеческой активности, в которой личность не преследует никаких других целей, кроме получения удовольствия, удовлетворения от проявления своих физических и духовных сил. Характерной чертой игры является ее двуплановость. С одной стороны, играющий выполняет реальную деятельность, осуществление которой требует действий, связанных с решением вполне конкретных, часто нестандартных задач, с другой - ряд моментов этой деятельности носит условный характер, позволяющий отвлечься от реальной ситуации с ее ответственностью и многочисленными превходящими обстоятельствами.

Двуплановость обуславливает развивающий эффект игры, помогает снять психологическое напряжение, так как в случае неудачи игру можно повторить несколько раз (что часто невозможно в реальной жизни).

Значительная часть наиболее крупных проблем современного образования, которые активно обсуждаются, связана со сложившейся системой обучения. По мнению части ученых, традиционная организация учебного процесса исчерпала себя и в целом ряде проблем вступила в конфликт с природой человека. Поиск новых идей приводит их к пониманию необходимости синтеза игры и учения в форме игрового обучения. В связи с этим под различными названиями (деловая, организационно-деятельностная, дидактическая, ролевая и др.)

Игра активно вторгается в учебный процесс школы, вуза и различных курсов: Специалисты называют более 2000 игр, которые являются составными частями подготовки и повышения квалификации в различных типах учебных заведений. В последнее время в научных трудах, в педагогических коллективах получили распространение речевые инновации - "учебная игра" и "игровое обучение". Их появление связано с все большим проникновением игры в учебный процесс. Взаимодействие, в ходе которого происходит слияние игры и учения, приводит к тому, что одна приобретает черты другой, не переставая оставаться самой собой.

Идея игрового обучения состоит в том, чтобы поставить учащихся в такие условия, в каких их деятельность во время обучения носила бы игровой характер. Достигается это организационными средствами, т.е. путем создания условий, при которых учение протекало бы в форме игрового процесса. Игра по форме, учение по содержанию - вот в чем существо идеи игровой организации учения. Активное вторжение игровых форм в учебный процесс школы и вуза объясняется требованиями к специалисту, предъявляемыми к нему многими видами современной профессиональной деятельности. Возросла потребность в людях, способных к рефлексивному восприятию социально-экономической действительности и ее преобразованию, к коллективной выработке решений и их отстаиванию, готовых к организованной культурной коммуникации и ее тиражированию, к восприятию культурных ценностей и этических норм, а также к следованию им в повседневной жизни.

1.2 Игра в экономической подготовке школьников как педагогическая проблема

Переход к рыночной системе ведения хозяйства требует экономических знаний, высокого профессионализм я, правовой грамотности, умения самостоятельно и ответственно решать возникающие вопросы, готовности к риску и т.д. Игра предназначена для активизации экономической подготовки школьников, так как она позволяет решать задачи повышения экономической грамотности учащихся, формирования и закрепления навыков конкретной экономической деятельности, развивать такие качества, как предприимчивость, инициативность, расчетливость, то есть, качества, необходимые для успешной деятельности в условиях рыночной экономики.

В большинстве исследований игра рассматривается как: особое отношение личности к окружающему миру; особая деятельность личности, которая изменяется и развивается как ее субъективная деятельность; деятельность, в ходе которой происходит усвоение самых разнообразных содержаний и развитие психики; социально-педагогическая форма организации детской жизни. Все исследователи сходятся в том, что игра является способом развития личности, обогащения ее жизненного опыта.

Особо значимыми для нашего исследования проблемы применения деловых игр в экономической подготовке школьников являются подходы к определению этапов игровой деятельности, разработанные такими авторами, как А.С. Прутченков, К.А. Фадеев, В.Г. Коваленко, ЮД. Красовский, Е.Н. Прошицкая и др. Большинство исследователей выделяют этапы игровой деятельности и главные звенья.

Этапами игровой деятельности являются организационный, целевой, коммуникативный, корректирующий, аналитический, контрольно-оценочный, результативный. Главными звеньями - подготовка, проведение, анализ и подведение итогов.

Учитывая важность и значимость каждого этапа игры, считаем необходимым подчеркнуть особую значимость подготовительного этапа. По нашему мнению, в экономических деловых играх подготовительный этан имеет важное значение, так как экономика является новой областью знаний для школьников, поэтому возникает потребность в их специальной подготовке, заключающейся в усвоении новых терминов, определений, понятий, которые потребуются для грамотной реализации целей деловой игры. В подготовительный этап должны входить также специальные тренинги, способствующие формированию готовности принять на себя конкретные ролевые задания.

На подготовительном этапе, предшествующем включению школьников в деловую игру, нами были проанализированы два фактора: уровень экономических знаний старшеклассников и уровень их личностных качеств, необходимых для выполнения ролевых заданий в игре.

Анализ экономических знаний старшеклассников свидетельствует о том, что при изучении экономики как школьного предмета недостаточно сформированными оказываются прикладные экономические знания. Так, например, изучая проблему организации и действия рыночной экономической системы, школьники недостаточно четко представляют себе, кто устанавливает цены в отрасли, где есть свободная конкуренция.

игра экономика обучение познавательный

Глава 2. Виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике

2.1 Ролевые игры

2.1.1 Исходная база и теоретические основы

Ролевая игра как стратегия обучения дает возможность оформления учебного процесса в виде игровой деятельности и имитации конфликтных ситуаций из жизни общества. Особый дидактико-методический интерес к ролевой игре обусловлен предположением, что существует прямая связь между ролевой игрой и жизненными ситуациями, возникающими в детском и взрослом возрасте, и дети готовятся таким образом к будущим ролям взрослой жизни.

Цели применения ролевой игры как дидактико-методического приема на уроках заключаются в следующем:

ознакомить школьника с конфликтными ситуациями в трудовой, профессиональной и экономической деятельности;

развить способность справляться с конфликтами;

развить способность соответствующим образом реагировать на конфликтные ситуации.

В данном случае развивается способность учащихся:

осознавать конфликтные ситуации и справляться с ними;

расширять диапазон своей деятельности и способность к ней;

осознавать и истолковывать последствия социальной деятельности;

критически проверять и корректировать точку зрения о собственных и чужих системах ценностей.

коммуникативную компетенцию: способность выражать свои намерения и потребности так, чтобы их понимал партнер;

дистанцию по отношению к роли: способность отрываться от норм выполняемой роли, ставить их под сомнение и определять заново в новых ситуациях;

эмпатию: способность войти в положение взаимодействующего партнера и раскрыть его ожидания;

толерантность по отношению к неясным ситуациям: способность терпеть различные ожидания и неясные ситуации и способность вступать во взаимодействие и тогда, когда собственные потребности удовлетворяются при этом только в незначительном объеме.

Дидактически подготовленные ролевые игры конфронтируют учащихся с заданной конфликтной и проблемной ситуацией, с которой участники ролевой игры должны справиться в игровой форме. Относительно их дидактической структуры ролевые игры следует рассматривать как простую форму имитационной игры. "По сравнению с более комплексными видами имитационных игр ролевые игры отличаются прежде всего сравнительно низкой степенью формализации, а также диапазоном реакции, структурированным преимущественно игроками и руководителями игры".

Ролевая игра открывает перед школьниками возможность испытать социальные формы поведения в приближенных к действительности игровых ситуациях, не опасаясь при этом серьезных санкций в случае неправильного поведения.

2.1.2 Структура процесса проведения ролевых игр

Применительно к методической организации занятий различают три фазы проведения ролевой игры;

мотивационная фаза: повод для игры, распределение ролей и поручений для наблюдения;

фаза действий: ролевая игра;

фаза рефлексии (подведения итогов): опрос, дискуссия и обобщение.

Хотя ролевая игра и должна протекать как можно свободнее, учитель все же не может отказаться от систематического методического построения игровых действий, т.е. от детального структурирования учебного процесса. С другой стороны, во время проведения игры учитель должен уйти на задний план и не вмешиваться в ход игры без оснований. Как помощь для планирования мы предлагаем для дидактической ролевой игры следующее построение фаз:

Фазовое построение ролевой игры

Предварительная фаза 3 течение нескольких недель до начала игры на уроках объясняются важные понятия по теме, например, предприятие, зарплата и т.д. Информационная фаза - Разминка группы; - конфронтация (ознакомление) с проблемой. Все школьники читают информационную карточку. Подготовительная фаза ролевой игры - Выбор участников ролевой игры. - Планирование построения сцены - размещение участников. - Введение зрителей в их роль участвующих наблюдателей. "Актеры" читают ролевые карточки и собирают аргументы для ролевой игры. Остальные школьники, за исключением "актеров", решают задачи, зафиксированные на информационной карточке. Фаза проведения ролевой игры Проводится ролевая игра. "Актеры" проводят ролевую игру, остальные школьники следят за дискуссией играющих и вырабатывают собственное мнение, записывают свои наблюдения Фаза дискуссии Обсуждение аргументов, высказанных "актерами" в ходе игры. Фаза подведения итогов Руководителем игры, учителем или кем-либо из школьников фиксируются результаты игры (например, на доске). Фаза обобщения Всем школьникам предоставляется информация, передающая общие знания, выходящие за рамки темы ролевой игры. Игроки могут подтвердить или углубить результат. Фаза трансфера Полученные в холе ролевой игры познания и информация позволяют решать аналогичные кейсы.

Существуют следующие варианты ролевой игры.

Методические варианты ролевой игры

Спонтанная ролевая игра Игра развивается спонтанно, исходя из определенных ситуаций. Играющие дети сами управляют процессом игры и свободно переходят от игры к процессу управления, и наоборот. Краткая инсценировка Учителя или школьники сознательно подхватывают события из школьных будней, которые разыгрываются в коротких сценках и, таким образом, с незначительной затратой времени становятся предметом социального обучения. Дидактическая ролевая игра Отображенные в игре конфликты и ситуации принятия решений включаются в систематический процесс обучения. Важными элементами такой ролевой игры являются: критика, вариации, смена ролей, дискуссия и подведение итогов (рефлексия). Социодрама Для конфликтов и проблем, возникающих внутри группы, пытаются найти решение путем драматическою переживания. Психодрама Дифференцированно разработанный прием терапии пациентов с психическими нарушениями. Психические комплексы лечатся специальными приемами ролевой игры. Этот способ могут применять только специалисты с психотерапевтической подготовкой.

2.1.3 Предпосылки для применения ролевой игры на занятиях

Существенными предпосылками успешного применения ролевой игры являются: переход игроков от простых к интерактивным действиям, наличие возможности развивать и применять основополагающие способности к интерактивным действиям. Только так ролевая игра может развиваться спонтанно и протекать самым различным образом. Если на занятиях по экономике ролевые игры протекают в рамках динамичною учебного процесса, то они приближаются к тем стратегиям исследования, которые применяются в области исследования поведения и базируются на имитационной технике и игровой теории.

В ролевой игре одновременно осуществляются управляемое обучение и случайное обучение. Хотя ролевая игра должна протекать как можно свободнее, учитель все же не может отказаться от систематического методического построения игровых действий, т.е. от детального структурирования учебного процесса. С другой стороны, в рамках ролевой игры от учителя требуется хорошо развитая интуиция. Он должен во время проведения игры уйти на задний план и не вмешиваться в ход игры без уважительных причин. Он должен быть очень осторожен при высказывании критики и выдвижении предложений и всегда помнить о своей функции руководителя игры. Эта функция заключается в выборе игровых ситуаций и ролевых Hip, в организации смены ролей, управлении дискуссией во время фазы подведения итогов, а также в принятии решения об окончании и возобновлении игры.

Обобщая сказанное, роль учителя можно описать следующим образом.

Он:

руководит, управляет, определяет фазы игры;

прерывает игру, если это кажется ему целесообразным;

определяет момент возобновления (продолжения) игры;

организует материальное обеспечение;

обобщает;

вместе с классом подводит итоги;

обеспечивает трансфер;

ставит задачи и выполняет функцию эксперта для учеников.

2.1.4 Ход ролевой игры

Ход ролевой игры по теме участия работников в управлении предприятием

Картотека руководителя игрыКраткий обзор хода игрыИнформационная фаза ↓ Подготовительная фаза ролевой игры ↓ Первая фаза проведения ролевой игры ↓ Фаза дискуссии (обсуждения) ↓ Вторая фаза проведения ролевой игры ↓ Фаза подведения итогов ↓ Фаза обобщения ↓ Фаза трансферта ↓ - конфронтация с проблемой - описание исходной ситуации - чтение информационной карточки - распределение ролей в классе - размещение школьников - чтение и обсуждение в группе ролевых карточек (описания ролей), сбор аргументов для игровых ролей, обсуждение стратегии и решение задач, зафиксированных на карточке - распределение ролей в группе - подготовка роли наблюдателя и формуляра наблюдения - разыгрывание ролей - наблюдение за ходом игры и заполнение формуляра наблюдения - обсуждение аргументов и поведения игроков - обсуждение первых результатов - смена игроков или игровых групп - разыгрывание ролей - запись наблюдений и предложений для решения - наблюдение за ходом игры - обсуждение хода игры - обобщение аргументов и результатов - представление и обсуждение реального решения - разработка общих познаний - дискуссия об общественном значении имущественного участия в предприятии - представление других моделей - проверка познаний на основе других моделей участия в предприятии

Задания

а) Проведите анализ конфликтной сцены на основе следующих критериев.

Категория конфликта Вопросы к конфликтной сцене 1. Предмет конфликта О чем идет речь в этом конфликте? Называется или же вуалируется предмет конфликта в игровой сценке? 2. Причина конфликта В чем заключаются причины конфликта? 3. Статус (положение) конфликтующих сторон Кто приводит аргументы против кого? Кто с кем образует союз? 4. Способ обращения с конфликтом Как ведут себя конфликтующие стороны? Ведется спор в деловой, агрессивной или эмоциональной форме? 5. Аргументация Как и с указанием на что конфликтные стороны обосновывают свои мнения и действия? 6. Протекание конфликта Что послужило поводом для взрыва?

б) запишите свои результаты в следующую таблицу

Категория конфликта Сторона А Сторона Б 1. Предмет конфликта 2. Причина конфликта 3. Статус (положение) конфликтующих сторон 4. Способ обращения с конфликтом 5. Аргументация 6. Протекание конфликта

2.2 Деловые игры

2.2.1 Исходная база и историческое развитие

В литературе о развитии идеи деловых (плановых) игр приводятся военные игры, которые якобы возникли еще в 3000 году до нашей эры (weihai, китайская военная игра), как прообраз деловой игры. Предполагают, что из них развились такие стратегические игры, как японская игра шахматы. Но лишь к концу XVIII века появилось осознание значения военной игры как средства обучения. Тогда начали планировать и разыгрывать военные действия.

В 1799 году Винтурини впервые заменил игральную доску топографической картой. Усовершенствование военной деловой игры осуществил фон Рейсвитц, который создал игру в ящике с песком с применением макета местности. В XX веке техника деловой игры применялась почти всеми ведущими странами для испытания новых способов управления, а также для подготовки военных операций. В Японии военные игры скоро вышли за пределы чисто военных деловых игр, включив экономические факторы в технику деловой игры.

Окончательный поворот к экономическим деловым играм произошел в США, где деловые игры по управлению запасами и снабжением хоть и служили военным целям, но проблемы снабжения материалами уже рассматривались с экономической точки зрения. Первый шаг к исключительно экономическим деловым играм сделала Американская ассоциация менеджмента (American Management Association). Эта ассоциация разработала первую имитационную игру, которая в вопросе принятия решений и построения модели уже содержала основные характерные признаки управленческой деловой игры (management game). Университеты, учебные заведения в области профессиональной подготовки, хозяйственные объединения, а также предприятия подхватили этот метод обучения.

В ходе производственной деловой игры менеджеры, студенты вузов или же учащиеся торговых профтехучилищ знакомятся с процессом принятия решений и таким образом готовятся к управленческой деятельности. При этом исходят из предположения, что решение является ядром управления, а процесс принятия решений в большой мере является процессом планирования, который успешно можно имитировать в игре.

С того времени отношение к деловой игре изменилось, и сегодня она применяется не только при подготовке менеджеров, при обучении маркетингу или на курсах профсоюзов, но и в профтехучилищах и общеобразовательных школах. Основой любой деловой игры является процесс имитации, происходящий в процессе игры. Деловая игра состоит из двух основных компонентов - модели и игры.

(1) Модель определяет рамки игры и, таким образом, создает для нее базу. Сама форма игры предоставляет игрокам возможность принятия решений в рамках соответствующей модели.В. Гримм определяет деловую игру как способ обучения, "который дает возможность учащемуся принимать решения для оперативной временной модели, относящейся к действительности и делящейся на периоды, а также проверять качество принятых решений на основе достигнутых за определенный период результатов. Другими словами, за очень короткий срок он набирается опыта на основе долгосрочных и особенно рискованных дел, на которые делается упор в модели".

Деловая игра не в состоянии полностью отражать действительность, что обусловлено сутью любой модели. Тем не менее в рамках модели участник игры сталкивается с будущим, "которое он ощущает как смесь уверенности или более или менее предсказуемой вероятности. А там, где будущее оказывается непредсказуемым, он вынужден - как в действительности - работать со случайными событиями". Участники деловой игры играют роли, с которыми они идентифицируются, и признают на время игры правила модели как правила действительности. Отраженная в модели упрощенная экономическая действительность является "выбором из общей совокупности тех факторов, которые считаются релевантными". От качества отбора этих данных зависит близость модели к действительности.

(2) Игра дает участникам возможность принимать решения в рамках модели. Таким образом, первоначально статической модели придается динамика. Модель так же меняет свою первоначальную форму, как и решения предпринимателей и покупателей постоянно изменяют ситуацию на предприятии или на рынке. Исходной ситуацией и ориентиром для принятия решений игроков являются те данные, которые зафиксированы в описании экономической ситуации или же меняются и дополняются по ходу игры. Другая важная черта, характерная для деловой игры и отличающая ее от кейса, это разбивка на временные единицы или периоды.

В действительности время неудержимо шагает вперед, и с течением времени меняется и действительность. Этот динамичный процесс в деловой игре имитируется, однако обычно время в игре проходит намного быстрее, чем в действительности. Игроки вынуждены подчиняться быстрому ходу времени, и игра становится более серьезной и увлекательной.

2.2.2 Структура протекания деловых игр

Из сказанного становится ясно, что деловые игры можно охарактеризовать как имитацию процессов принятия решений в рамках подразделенного на периоды времени. Так как игроки не всегда могут полностью оценить последствия своих действий, возникает необходимость в конце каждого игрового периода определять и фиксировать результаты действий игроков. На основании зафиксированных данных в фазе рефлексии проводится критический анализ принятых в ходе игры решений и примененных стратегий. Таким образом, могут возникнуть новые перспективы и альтернативы для действий, которые можно опробовать в последующей фазе игры. В игре различаются область действий игроков и область реакции модели. Игровая модель ограничивается правилами игры, которые сужают диапазон действий игроков. Модель реагирует на действия игроков.

Обобщая, можно отметить, что модели деловых игр, имитирующие процессы принятия решений, состоят из следующих компонентов:

правила игры ограничивают модель в целом, они определяют диапазон действий игроков. Это происходит путем определения формы и объема потока информации между действием и реакцией;

сюда относятся действующие лица, которые играют определенную роль и приводят кругооборот в движение;

имитационная модель может реагировать за счет простых правил и определения реакции, по решению судьи или руководителя игры или же с помощью вычисления на электронной вычислительной машине.

Если исходить из предположения, что деловые игры делятся на несколько периодов и необходимы подготовка к игре и подведение итогов игры (когда мы их проводим на занятиях), то мы получим следующую основную структуру протекания игры.

В фазе подготовки игры учащиеся знакомятся с исходной ситуацией игры, обсуждают содержательные аспекты, основную проблему игры, а также интересы игроков. Помимо содержательной подготовки, учащиеся должны также ознакомиться с формальными рамками деловой игры, с ее построением, предписаниями модели, а также с целями подведения итогов игры. В этой фазе проводится и распределение ролей.

Так как первая игровая фаза в комплексных деловых играх служит, как правило, прежде всего или даже исключительно для ознакомления с игрой, то обычно после проведения первой игровой фазы проводится углубляющее введение в деловую игру или же выяснение открытых вопросов, возникших при работе с моделью и/или имеющих значение для дальнейшей стратегии проведения игры.

Фаза рефлексии (подведения итогов) может иметь различные акценты в зависимости от хода игры. Как правило, первоначально основной упор делается на обсуждение хода и результатов игры. В этой фазе можно проанализировать и причины и следствия поведения игроков и игровых групп в процессе принятия решений, а также разработать стратегии поведения в последующей фазе игры. В фазе подведения итогов следует раскрыть предположения, включенные в модель, а также провести сравнение модели с действительностью. Кроме того, обычно целесообразно и желательно проводить критическую оценку, а иногда и модификацию модели. Предпосылкой для этого является понимание построения модели учащимися. В зависимости от модели фазы проведения игры и подведения итогов по нескольку раз повторяются.

Опираясь на представленную концепцию протекания игры, в следующих двух главах дается описание методических вариантов деловых игр и проводится конкретизация возможностей их применения на уроках.

2.2.3 Методические варианты деловой игры

Гюнтер Эберт, проведший анализ имеющихся на рынке деловых игр, а также сам разработавший ряд деловых игр, классифицирует их по следующим критериям:

объем рамок принятия решений и уровень процесса принятия решений;

отрасль предприятия;

степень свободы в области принятия решений;

взаимозависимость решений;

влияние других групп игроков;

открытость деловой игры;

комплексность модели игры;

подведение итогов игры;

Из перечня вариантов видно, что каждая конкретная форма деловой игры определяется характерным признаком, а в конструкцию деловой игры может входить несколько признаков. С точки зрения применения игры на занятиях эти признаки дают пользователю важные указания о построении модели, а также о пригодности деловой игры для достижения определенных целей обучения:

Игры, отражающие предприятие в целомУчастники берут на себя роль руководства предприятия. Решения распространяются на все предприятие. Игры, отражающие часть предприятия Модель отражает только определенные подразделения предприятия. Игроки берут на себя роль ниже уровня руководства предприятия. Общие игры Эти деловые игры, как правило, отражают промышленные предприятия средней величины без указания определенной отрасли. Специальные игры Имитируются специфика и проблемы определенных отраслей, например торгового 1гредприятия, банка и т.д. Свободные игры Свободные игры являются открытыми относительно конкретного хода событий и/или определенных результатов. Руководитель игры оценивает решения и определяет новые исходные ситуации. Жесткие игры Игроки имеют в распоряжении только ограниченное количество заданных вариантов решений. Диапазон решений и действий очень ограничен. Детерминистские игры Результаты зависят только и однозначно от решений игроков. Стохастические игры Эти модели включают элементы случайности, которые не однозначно зависят от решений игроков. Интерактивные игры В таких играх выступают несколько предприятий, например, на общем рынке сбыта. На решения и результаты игры оказывают влияние другие игровые группы. Неинтерактивные игрыВ игре участвуют параллельно и изолированно друг от друга несколько игровых групп. Решения и результаты отдельных групп не влияют друг на друга. Открытые игры Участники игры могут устанавливать непосредственный контакт друг с другом. Закрытые игры Игровые группы изолированы друг от друга. Интерактивность и информация осуществляются исключительно через руководство игры. Простые игры Модель имеет простую базовую структуру. Объем перерабатываемой информации невелик. Комплексные игры В каждом периоде игры обрабатывается большой объем отдельных данных. Эффективное проведение игры, как правило, возможно только с помощью компьютера. Игры без применения компьютера Проведение и подведение итогов игры осуществляются с применением бумаги, карандашей и таких традиционных вспомогательных средств для расчетов, как мини-калькуляторы, счетные линейки и калькуляционные таблицы. Игры с применением компьютера Модель игры разработана в виде компьютерной программы. Подведение итогов или вычисление результатов проводится с помощью ЭВМ. Очные игры Участники и руководство игры присутствуют в одном и том же месте. Дистанционные деловые игры Игроки и руководство отдельных предприятий, участвующих в игре, находятся в различных местах. Процесс обмена информацией осуществляется через письма, телефон или компьютерную сеть.

Перечисленные признаки могут дать пользователю информацию о том, каким образом автор игры в соответствии "со своими интересами отображения действительности" скомпоновал элементы модели, исходные ситуации, носители решений и действий, цели игры, возможности принятия решений, действий и коммуникации для отдельных фаз проведения игры, а также критерии для оценки результатов игры.

Другую классификацию деловых игр предлагает Хайнц Клипперт =, который так пишет в своих "Размышлениях по поводу введения деловых игр в школе" о своей концепции деловой игры: "На основе многолетних экспериментов - в частности, в 8 - 10-х классах - автор пришел к выводу, что простые интерактивные игры, опирающиеся в первую очередь на аргументацию и целенаправленные переговоры, вполне пригодны для побуждения школьников к активному и многостороннему рассмотрению проблем принятия решений, имеющих значение для приобретения знаний. При этом мы отказывались от применения компьютера, а также от проведения обширных формальных вычислений вручную. Мы просто учли организационные и мотивационные возможности школы. Это, конечно, не аргумент против использования деловых игр с применением компьютера в старших классах школы вообще, но аргумент против встречающегося иногда мнения, что деловая игра без применения компьютера и сложной системы вычислений и правил якобы не является настоящей деловой игрой. Это мнение не только ошибочное, но и вводящее в заблуждение, так как оно не учитывает, что в деловой игре речь идет прежде всего о многосторонней информированности школьников и проведении умственно-стратегических экспериментов, направленных на то, чтобы они планировали, дискутировали, давали распоряжения, вели переговоры, применяли определенную тактику, принимали решения, заключали контракты и пытались решать существующие проблемы. А это они могут делать не только в рамках деловых игр с применением компьютера и/или высокой степенью дифференциации и формализации".

Мы присоединяемся к мнению, что деловая игра и без применения компьютера и сложной системы вычислений и правил может быть настоящей деловой игрой. Однако если мы хотим создать целесообразную систему образцов действий и привести их в соответствие с определенными методами, чтобы таким образом создать предпосылки для их эффективного применения в рамках обучения, то необходимо называть деловыми играми только такие образцы действий, которые рассматриваются и признаются как их основополагающие элементы, как правило, всеми разработчиками деловых игр и авторами, занимающимися теорией деловых игр.

Основополагающие предпосылки для деловой игры как способа обучения присутствуют в тех случаях, когда учащийся имеет возможность принимать решения в рамках подразделенной на временные периоды модели и проверять последствия решений на основе количественных и качественных результатов периода, как было описано выше.

Глава 3. Методическая часть

3.1 Характеристика и содержание организационно-педагогических условий применения деловых игр в экономической подготовке учащихся

Разработана методика уроков прикладной экономики (система опорных конспектов, самоанализа уроков), а также совокупность тестов, позволяющих определять "продвижение" учащихся в освоении необходимых понятий и представлений.

В разработанной программе приоритет отдан изучению теории предпринимательства и прикладных экономических дисциплин в общеобразовательной средней школе на ознакомительном уровне. На подготовительном этапе к деловой игре мы особое внимание уделяли личностному аспекту, связанному с формированием и самооценкой качеств школьников, необходимых для успешного выполнения ролевых заданий в деловой игре. С этой целью нами разработан ряд методик, общая совокупность которых получила название в нашей опытно-экспериментальной работе эконотренинг.

Так, например, при изучении темы ''Что такое экономика?" учитель применяет следующие методы и приемы эконогренинга: Я-высказывание. активное слушание, эвристическая беседа (нахожу - открываю), проблемные ситуации (когда есть выбор из нескольких возможностей или необходим поиск возможностей), сократическая беседа, мозговой штурм, эмоциональное воздействие (контакт глаз, физический контакт), анкетирование ("обратная связь", рефлексия). Так как диалог продуктивнее монолога во время сократической беседы мысль членится на маленькие звенья, каждое из которых подается в форме искусных наводящих вопросов, подразумевающих короткие ответы (такая беседа держит во внимании собеседника, легко позволяет заметить нелогичность, помогает собеседнику самому дойти до истины). Эконотренинг предполагает включение метода коллективного думания, запрещающего критику, лающего огромное количество идей, которые разрешается комбинировать и улучшать.

Особое внимание и опытно-экспериментальном исследовании мы уделяли методике работы в малых группах. Разработанная анкета самооценки учащихся по работе в группе содержит такие разделы, как: соблюдение правил, вклад в общее дело, самостоятельная работа, общение с другими, организация информации и достижение результатов, совместная работа с группой. Кроме того, нами была разработана анкета по оценке качеств личности, необходимых будущему предпринимателю. Эти обе анкеты имели важное значение на подготовительном этапе создания школьной компании.

Разработан комплекс деловых экономических игр. Как известно, в настоящее время в школьной практике существует два подхода к организации школьных акционерных компаний: когда школьная акционерная компания учреждается приказом директора школы и когда школьная акционерная компания регистрируется в муниципальных органах власти. По нашему мнению, в первом случае школьная акционерная компания как деловая экономическая игра имеет больше возможностей для создания разнообразных экономических ситуаций, которые знакомят школьников с особенностями ведения "своего дела". В нашем исследовании школьные акционерные компании рассматриваются как деловая экономическая игра. В диссертации приводятся основные положения, определяющие деятельность школьной акционерной компании, а также разработанные нами учебно-методические материалы по созданию школьной акционерной компании и необходимые нормативные документы (положение, учредительные документы, должностные обязанности управленческого персонала, документы бухгалтерской отчетности).

Опытно-экспериментальная работа показала, что деятельность учащихся в школьных компаниях способствует развитию качеств, необходимых для успешной будущей профессиональной деятельности в условиях рыночной экономики. Наиболее высокую оценку получили такие качества, как принимать самостоятельно решения, проявлять организаторские способности и т.п.

В процессе опытно-экспериментальной работы было создано 12 школьных акционерных компаний различного профиля: по изготовлению ювелирных изделий, по организации экскурсий, по изготовлению сувениров и т.д.

Разработаны основные этапы деятельности школьных акционерных компаний:

организационный (выбор управляющих, исследование рынков, выбор продукта, выбор названия компании, определение потребности в каптале и продажа акций);

проектно-плановый (определение ставок зарплаты и разработка бюджета, выработка стратегии рекламы и продаж, определение стратегии производства);

производственно-сбытовой (производство и продажа продукта, ведение финансовой, производственной документации и отчетов по продажам, контроль за продвижением компании к поставленным целям);

завершающий (завершение производства и продаж, подсчет финансовых результатов деятельности компании, составление итогового отчета, ликвидация компании).

По результатам исследования нами сформулированы следующие выводы:

. Анализ экономических знаний старшеклассников свидетельствует о том, что при изучении экономики как школьного предмета недостаточно сформированными оказываются прикладные экономические знания.

. Элементом формирования современного мировоззрения школьников является курс экономических зияний, который вышел на центральное место в ряду общественных дисциплин. Он способствует воспитанию культуры экономического мышления, подготовке выпускников школы к участию в жизни гражданского общества, обеспечивает социальную адаптацию учащихся к меняющемуся миру российской экономики, создает возможности для развития предпринимательской инициативы. Очень важное значение школьное экономическое образование имеет при обучении учащихся умениям и навыкам решения основных типовых экономических задач, возникающих при реализации основных социальных ролей.

3. Переход к рыночной системе ведения хозяйства требует экономических знаний, высокого профессионализма, правовой грамотности, умения самостоятельно и ответственно решать возникающие вопросы, готовности к риску и т.д. Деловая игра предназначена для активизации экономической подготовки школьников, так как она позволяет решать задачи повышения экономической грамотности учащихся, формирования и закрепления навыков конкретной экономической деятельности, развивать такие качества, как предприимчивость, инициативность.

3.2 Примеры разработанных игр для активизации учебно-познавательной деятельности учащихся на занятиях по экономике деловая игра "аукцион с последующей распродажей"

Цель игры - ознакомить участников с содержанием и порядком проведения аукциона; формированием аукционных цен, тактикой поведения покупателя в условиях аукционного торга. Одновременно в ходе игры отрабатываются элементы использования банковского кредита и оценки рентабельности предпринимательской операции.

Содержание игры. Деловая игра моделирует реальную экономическую ситуацию, возникающую в процессе аукционной продажи значительного количества товаров, реализуемых партиями. Игра состоит из двух этапов.

На первом этапе проводится аукцион, на котором участник, предложивший максимальную цену, приобретает право приоритетного выбора покупаемой им партии товаров из числа имеющихся у оптового продавца.

На втором этапе участники игры в соответствии с правом, приобретенным на состоявшемся аукционе, осуществляют по собственному выбору закупку партии товара и последующую ее реализацию по рыночной цене, стремясь получить наибольшую прибыль и достичь высокой рентабельности.

Перед проведением аукциона участники игры делятся на небольшие группы (от 3 до 5 человек), и каждой группе присваивается игровой номер.

В зависимости от количества участников игры в группах может быть от 2-3 человек (когда число участников равняется 10-15) до 8-10 человек (когда число участников превышает 100).

Группа на первом совещании избирает коммерческого директора, который в дальнейшем действует от ее лица, консультируясь с членами группы в процессе выработки и принятия решений. Коммерческий директор получает карточку с номером группы, которая дает право и возможность участвовать в аукционе от лица группы.

Собственно игра начинается с получения коммерческим директором каждой группы первоначального банковского кредита, необходимого для участия в аукционе на приобретение права покупки.

Сумма кредита ограничивается верхним пределом в 10 тыс. руб. В пределах этого ограничения коммерческий директор имеет право взять любую сумму, размер которой определяется им с учетом мнений членов группы. Первоначальный кредит является беспроцентным, но подлежит возврату, при этом сумма, затраченная на приобретение опциона, должна быть компенсирована из собственных средств заемщика.

Назначенный координатором игры банкир ведет ведомость выдачи кредитов и всех последующих финансовых операций (форма ведомости учета банковских операций приведена ниже).

Координатор игры перед началом аукциона информирует участников о количестве продаваемых партий товаров, право на покупку и реализацию которых приобретается на проводимом аукционе. Можно объявить и наименование товара. Количество партий товара должно соответствовать числу групп участников игры, с тем чтобы каждая группа имела в последующем возможность приобрести хотя бы одну партию товара. После объявления этой информации начинается процедура аукциона по продаже права очередности приобретения партий товаров. Назначенный координатором игры аукционист (в этой роли может выступать и сам координатор) сообщает о начале продажи "Права № 1" и объявляет стартовую цену, например 5 тыс. руб.

Коммерческий директор, желающий приобрести "Право № 1" выбора партии товара по этой цене, поднимает карточку участника аукциона с номером своей группы. Если обнаруживается, что только один коммерческий директор желает приобрести это право по данной цене, то аукционист передает ему это право, а банкир фиксирует эту цену продажи права в ведомости учета банковских операций.

В том случае, если обнаруживается несколько желающих приобрести предлагаемое право, аукционист повышает цену на определенный шаг, например на 500 руб. Торг продолжается до тех пор, пока не останется единственный претендент, первым назвавший самую большую цену.

Приобретенное коммерческим директором "Право № 1" удостоверяется выдачей ему квитанции с указанием номера права и уплаченной цены.

После продажи "Права № 1" на выбор и приобретение партии товара начинается продажа "Права № 2". Процедура продажи воспроизводит предыдущую лишь с той разницей, что аукционистом объявляется более низкая стартовая цена, например 4,5 тыс. руб. Аукцион продолжается до тех пор, пока не будут проданы все права на очередность покупок.

Все финансовые результаты аукциона фиксируются банкиром в ведомости с указанием полученной суммы первоначального кредита, возвращенной после аукциона неиспользованной суммы и долга, образовавшегося в результате расходования части полученных денег на покупку "Права". Последующие графы отражают дальнейшие денежные операции группы. На этом завершается первый этап игры.

В начале второго этапа участникам объявляется состав партий товаров с указанием наименования, количества товара в каждой партии, цены, по которой продается партия. Так как в последующем покупатель партии сможет продавать ее в розницу (поштучно), то для первоначальной ориентировки коммерческих директоров указывается прогнозная розничная цена, по которой они предположительно смогут продавать купленный товар.

Коммерческий директор, купивший "Право № 1", предъявляет свою квитанцию оптовому торговцу (роль которого может осуществлять и сам координатор) и осуществляет выбор партии товара, которую он намерен приобрести с целью получения максимальной прибыли при ее последующей реализации в розницу. Выбранная (и купленная) партия товаров изымается из списка.

Затем аналогичным образом коммерческий директор, обладающий квитанцией с "Правом № 2", выбирает партию товара из числа оставшихся. После этого он получает соответствующий кредит для покупки этой партии товара и оформляет покупку у банкира. Процесс продолжается, таким образом, до полной продажи всех партий товара.

После завершения покупок координатор игры объявляет рыночные цены, по которым обладатели закупленных партий товара имеют возможность продать его в розницу.

Исходя из указанных цен, коммерческий директор с участием группы рассчитывает итоговый результат, определяя прибыль (убытки) и рентабельность торговой операции. Рентабельность торговой операции определяется путем деления прибыли на затраты. Общий итог игры подводится координатором с учетом данных, представленных ему банкиром. Победителем игры объявляется группа, достигшая максимальной рентабельности.

Направления развития игры.

1. Снятие ограничения на первоначальный кредит, используемый для участия в аукционе. В этом случае коммерческий директор может получить кредит сверх установленного предела (10 тыс. руб.), но с уплатой 20 процентов за пользование частью кредита, превышающей предельную сумму.

. Несоответствие количества партий товара числу групп покупателей. В первом варианте количество партий товара превышает число участников. В этом случае либо часть партий остается нереализованной, либо покупатели по мере очередности получают право приобретать по две или более партии товаров.

Во втором варианте число групп покупателей превосходит количество партии товара и часть покупателей выбывает из игры, как только количество проданных на аукционе "Прав" на приобретение товара становится равным количеству партий товара.

. Таблица розничных цен, по которым окончательно реализуются товары, формируется на основе экспертных оценок, предлагаемых каждой из групп (коммерческим директором группы). В качестве цены принимается среднее значение оценок, высказанных всеми группами. Координатору игры предоставляется право участия в формировании величины розничных цен с совещательным или решающим голосом.

ДЕЛОВАЯ ИГРА "РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ"

Цель игры - ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распределения поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время.

Содержание. В игре моделируется процесс распределения доходов семьи по основным расходным статьям бюджета, сведение баланса доходной и расходной части семейного бюджета.

Первый этап (4-5 мин). Участники объединяются в семьи (группы по 7-8 человек, желательно примерное равенство мальчиков и девочек). Затем участники в группах самостоятельно распределяют игровые роли:

1. Муж. 2. Жена. 3. Сын. 4. Дочь. 5. Свекор - отец мужа. 6. Свекровь - мать мужа. 7. Тесть - отец жены. 8. Теща - мать жены.

При неполной семье (в группе 4-5 человек) желательно распределить сначала первые роли. Группа решает вопрос об общей фамилии семьи.

Второй этап (5-10 мин). Участники составляют характеристику семьи, обсуждая группой следующий перечень вопросов: игровое имя и возраст каждого члена семьи; предполагаемое место работы (профессия, квалификация) или учебы, наличие пенсии; предполагаемый размер заработной платы (стипендии, пенсии) каждого члена семьи; возможные источники других доходов семьи (их размер и законность); итоговая сумма ежемесячного дохода семьи. В то время как участники работают над составлением потребительского бюджета своей семьи, "эксперт" внимательно знакомится с характеристиками каждой семьи на предмет выявления соответствия возраста, профессии, квалификации, размера заработной платы ее членов. Если у "эксперта" возникают вопросы к отдельным семьям, он выясняет их и корректирует структуру и объемы доходов.

Третий этап (35-40 мин). Координатор объявляет, что семьи могут приступить к планированию предстоящих расходов на один месяц, исходя из общей суммы предполагаемых доходов. Для этого каждой семье выдается бланк. В процессе обсуждения статей расходов и принятия окончательного решения участники заполняют Бланк № 2 как в абсолютных величинах расходов по каждой статье в руб., так и в процентах по отношению суммы расходов по этой статье к общей сумме расходов семьи за данный месяц.

Координатор игры обращает особое внимание участников на необходимость соблюдения баланса доходов и расходов, т.е. сумма расходов должна совпадать с размерами доходов каждой семьи. Кроме того, участники должны учесть, что при распределении денежных средств необходимо выделить определенные суммы на каждую статью расходов.

Четвертый этап (10-15 мин). Координатор подводит итоги обсуждения и составления бюджетов в семьях. При этом каждая семья сообщает координатору игры основные итоги обсуждения и принятые решения, включая: сумму всех доходов, полученных за месяц; сумму всех расходов за этот же месяц по основным статьям:

. Питание

. Одежда

. Мебель и предметы домашнего обихода

. Культурно-бытовые нужды

. Алкогольные напитки и курение

. Оплата квартиры

. Транспортные расходы

. Платежи, сборы, налоги

. Накопления, сбережения

Если баланс положительный, следовательно, семья закончила этот месяц с определенной экономией. Как она собирается распорядиться этими деньгами: купить ценные бумаги, отложить на крупную покупку в следующем месяце? Эти сэкономленные суммы приплюсовываются к статье "Накопления, сбережения". После обсуждения баланса каждой семьи координатор игры приступает к количественному анализу расходной части семейного бюджета. Для этого он сообщает участникам Рациональный Потребительский Бюджет (РПБ) в процентном отношении по каждой его расходной статье. Ниже приведена структура расходной части РПБ, однако в зависимости от условий времени и региона может быть использована и иная структура.

Расходная часть Рационального Потребительского Бюджета (РПБ)

№ п/п Наименование статьи расходов Процент по отношению ко всей сумме расходов 1. Питание: 50 1.1 Хлеб и крупы 7 1.2 Мясопродукты 7 1.3 Жиры (включая масло) 8 1.4 Овощи в 1.5 Фрукты 5 1.6. Сахар 7 1.7 Молочные продукты 7 1.8 Напитки 3 2. Одежда: 20 2.1 Верхняя одежда 7 2.2 Белье 5 2.3 Головные уборы 1 2.4 Чулочно-носочные изделия 2 2.5 Обувь 5 3. Мебель я предметы домашнего обихода 5 4. Культурно-бытовые нужды 5 5. Алкогольные напитки и курение 4 6. Оплата квартиры в 7. Транспортные расходы 3 8. Платежи, сборы, налоги 3 9. Накопления, сбережения 4

Пятый этап (15-20 мин). Координатор проводит анализ хода и результатов игры. В ходе анализа целесообразно обратить внимание участников на следующие моменты.

Участники вписывают данные расходной части РПБ (процент по каждой статье) в колонку № 5 Бланка М" 2. После того как координатор сообщил эту информацию, каждая семья сравнивает свои результаты (процент по каждой статье расходов) с соответствующими статьями Рационального Потребительского Бюджета. Такой количественный анализ проводится по всем расходным статьям для определения степени соответствия процента распределения расходов каждой семьи проценту Рационального Потребительского Бюджета. Победителем в этой игре, т.е. наиболее социально зрелой семьей, объявляется группа, результаты которой ближе всего к Рациональному Потребительскому Бюджету.

1. Процедура обсуждения семейного бюджета. Кто чаще предлагал варианты? Какие аргументы использовали участники для убеждения других членов семьи?

2. Игровые роли. Всем ли участникам удалось держаться в рамках заданной игровой роли? Какие трудности испытывали участники, играя свою роль? Если кому-то не удалось выдержать рамки роли, то почему? Кому его роль в семье пришлась по душе? Почему?

Координатор предоставляет возможность высказаться всем желающим, обязательно нужно выслушать представителей каждой семьи (группы).

. Координатору рекомендуется следить за тем, чтобы участники оперировали в ходе игры суммами, близкими к реальной жизни.

. Если кто-то из участников значительно завышает или занижает доходы и расходы в сравнении с жизненной реальностью, координатор советует ему откорректировать цифры.

. В качестве "эксперта" по Рациональному Потребительскому Бюджету можно пригласить одного или нескольких родителей (старшеклассников, выпускников).

Заключение

Идея игрового обучения состоит в том, чтобы поставить учащихся в такие условия, в каких их деятельность во время обучения носила бы игровой характер. Достигается это организационными средствами, т.е. путем создания условий, при которых учение протекало бы в форме игрового процесса. Игра по форме, учение по содержанию - вот в чем существо идеи игровой организации учения. Игра предназначена для активизации экономической подготовки школьников, так как она позволяет решать задачи повышения экономической грамотности учащихся, формирования и закрепления навыков конкретной экономической деятельности, развивать такие качества, как предприимчивость, инициативность, расчетливость, то есть, качества, необходимые для успешной деятельности в условиях рыночной экономики. На подготовительном этапе к деловой игре мы особое внимание уделяли личностному аспекту, связанному с формированием и самооценкой качеств школьников, необходимых для успешного выполнения ролевых заданий в деловой игре. С этой целью нами разработан ряд методик, общая совокупность которых получила название в нашей опытно-экспериментальной работе эконотренинг. Разработан комплекс деловых экономических игр. Цель игры "АУКЦИОН С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ РАСПРОДАЖЕЙ" - ознакомить участников с содержанием и порядком проведения аукциона; формированием аукционных цен, тактикой поведения покупателя в условиях аукционного торга. Одновременно в ходе игры отрабатываются элементы использования банковского кредита и оценки рентабельности предпринимательской операции. Цель игры РАЦИОНАЛЬНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬСКИЙ БЮДЖЕТ ИЛИ СОЦИАЛЬНО ЗРЕЛАЯ СЕМЬЯ" - ознакомление участников со структурой рационального потребительского бюджета семьи, практическое закрепление навыков распределения поступивших доходов, сведение баланса доходов и расходов; формирование умений коллективного обсуждения сложной информации и принятия решений в ограниченное время.

Список литературы

1.Автономова В.С. Экономика для школьников. 10 класс. - М., 1995.

2.Агапов И.Г. Организационно-педагогические условия применения деловых игр в процессе экономической подготовки учащихся. Автореферат диссертации. - М., 1997.

.Кайзер Ф. - Й. Методика преподавания экономических дисциплин. - СПб., 2002.

.Камалетдинова А.Я. Экономическое образование юных граждан. - М., 2000.

.Пидкасистый П.И. Технология игры в обучении и развитии. - М., 1996.

.Психолого-педагогические проблемы игры / Под ред.М.И. Лисиной. - М.: Педагогика, 1989.

.Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. - М., 1995.

.Сетрукова А.А. Игра как компонент образования и воспитания. - М., 1998.

.Хайбулаев М.Х., Алиева С.В. Педагогические основы игры. - М., 1997.

.Хейзинга И. Человек играющий. - М., 1992.

.Шмаков С.А. Игры учащихся - феномен культуры. - М., 1994.

.Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978.

Похожие работы на - Виды игр в активизации учебно-познавательного интереса при обучении экономике

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!