Злоупотребление должностными полномочиями

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    13,45 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-09
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Злоупотребление должностными полномочиями

Введение

Преступление является одним из видов правонарушений, которому присущи указанные в законе признаки. С их помощью, с одной стороны, оно относится к классу правонарушений, а с другой - отграничивается от иных видов правонарушений.

Под злоупотреблением в буквальном смысле слова надлежит понимать «употребление во зло», то есть наносящее вред воздействие (бездействие), реализовываемое с употреблением некоторого средства. Наличие средства является обязательным признаком, отличающим злоупотребление от иных вредоносных действий. «Во зло» можно, например, использовать нож, однако причинение вреда в этом и подобных случаях не называется злоупотреблением. Следовательно, злоупотребление предполагает использование не предметов, а чего-то иного.

Актуальность темы обусловлена наличием проблемы злоупотребления правом и как ее разновидности злоупотребления полномочиями в уголовном праве далеко не новая и, к сожалению, в обозримом будущем вряд ли целиком разрешимая. Уже только по этой причине ее изучение всегда актуально. Ее актуальность обусловлена, прежде всего, тем, что в современных условиях проблема борьбы с преступностью в виде злоупотреблений служебными полномочиями становится все более острой.

Целью данной работы является выявление отличая между преступлением и злоупотреблением полномочиями. Для этого необходимо решить следующие задачи:

охарактеризовать злоупотребление должностными полномочиями;

рассмотреть понятие, состав и виды этого преступления;

выявить отличия этого преступления от злоупотребления полномочиями.

1. Злоупотребление должностными полномочиями

преступление полномочие злоупотребление должностной

В качестве основного объекта преступления выступают общественные отношения, регулирующие нормальную работу государственного аппарата и аппарата местного самоуправления, как в целом, так и отдельных его звеньев. Дополнительный объект - права и законные интересы граждан, организаций, охраняемые законом интересы общества и государства.

Объективная сторона преступления - использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы, если это деяние повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При решении вопроса о том, являются ли нарушения существенными, необходимо учитывать степень отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу предприятия, организации, учреждения, характер и размер понесенного ими материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им морального, физического или имущественного вреда и т.п.

Субъективная сторона выражается в умысле (прямом или косвенном) и мотиве - корыстной или иной личной заинтересованности.

Субъект - специальный (должностное лицо), по ч. 2 ст. 285 УК РФ лицо, занимающее государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации, глава органа местного самоуправления.

Объективная сторона - совершение должностным лицом действий, явно выходящих за пределы его полномочий и повлекших существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

При отграничении злоупотребления властью или служебным положением от превышения власти или служебных полномочий следует исходить из того, что в первом случае должностное лицо незаконно, вопреки интересам службы использует предоставленные ему законом права и полномочия, а во втором - совершает действия, явно выходящие за пределы его служебной компетенции.

Субъективная сторона - прямой или косвенный умысел и, в отличие от злоупотребления должностными полномочиями, нет мотива.

Субъект - должностное лицо.

Рассматриваемый состав устанавливает ответственность за использование должностным лицом своих служебных полномочий:

а) вопреки интересам службы;

б) из корыстной или иной личной заинтересованности;

в) повлекших существенные нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Объективная сторона рассматриваемого преступления состоит из трех обязательных признаков:

) использования должностных полномочий вопреки интересам службы;

) существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства;

) причинной связи между деянием и последствиями.

Деяние как признак объективной стороны должностного злоупотребления может быть выражено в форме действия или бездействия. В обоих случаях оно представляет собой совершение (не совершение) должностным лицом действий, которые формально являются правомерными, входят в его служебную компетенцию, связаны с осуществлением им тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности. Таким образом, в ст. 285 УК речь идет об использовании должностным лицом своего служебного положения в узком смысле этого слова. Использование же служебного положения в широком смысле слова, т.е. связей по службе, авторитета и значимости занимаемой должности, не является признаком этого преступления.

Общественно опасными указанные действия признаются ввиду того, что, несмотря на формальную их правомерность, по существу, они совершаются вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностным положением являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу и т.п.

Наряду с основным составом в ч. 2 и 3 ст. 284 УК РФ описываются квалифицированные составы по признаку специального субъекта в виде лица, занимающего государственную должность, либо тяжких последствий. Если максимум санкции по основному составу - четыре года лишения свободы при наличии альтернативных видов наказания, то максимум санкции в квалифицированных составах - соответственно семь лет и десять лет.

Рассматриваемая статья содержит также примечания, определяющие понятие должностного лица, классифицируя должностных лиц в уголовно-правовом смысле, и пределы применения статей гл. 30 УК РФ к лицам, не являющимся должностными.

Объективная сторона деяния может осуществляться как через действие, так и через бездействие, но всегда с использованием служебных полномочий. Использование лицом своего авторитета или авторитета должности, связей, которые он приобрел в связи со своим статусом, для получения каких-либо льгот, преимуществ, выгод не подпадает под признаки рассматриваемого состава. Закон прямо указывает на то, что должностные действия виновного осуществляются во вред интересам службы. Речь идет о нарушении целей и задач, во имя которых виновный наделен правомочиями. Причем речь идет не об абстрактно-оценочных суждениях относительно нарушения, а о конкретных указаниях на то, какие именно нормативно обязывающие предписания должностное лицо нарушило. Соответственно к делу необходимо приобщать нормативные акты, характеризующие функциональные обязанности должностного лица и круг его правомочий по их реализации.

Состав преступления, предусмотренный ст. 285 УК РФ, обладает следующими признаками, характеризующими его объективную и субъективную стороны: использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам службы; совершение преступления из корыстной или иной личной заинтересованности; наступление конкретных последствий преступления - существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; наличие причинной связи между действием либо бездействием должностного лица и указанными последствиями.

Ответственность за злоупотребление должностными полномочиями может наступить при наличии у должностного лица корыстной или иной личной заинтересованности.

Формы и способы злоупотреблений должностными полномочиями могут быть разнообразными: сокрытие совершенных в государственном органе, органе местного самоуправления либо в государственном или муниципальном образовании хищений; издание противоречащих закону или иному нормативному правовому акту приказов, распоряжений, повлекших указанные в ст. 285 УК РФ последствия, и т.д.

Следственная и судебная практика достаточно часто сталкивается со случаями злоупотреблений должностными полномочиями исходя из неправильно понятых интересов службы. Например, руководитель учреждения принимает на должность юрисконсульта жену крупного начальника, не требуя от нее исполнения функциональных обязанностей и даже явки на работу. При этом должностное лицо рассчитывает на установление доверительных отношений с этим начальником в расчете на то, что последний окажет содействие в выделении средств для учреждения, помещений и т.д. Такого рода случаи не исключают ответственности.

Обязательное условие ответственности за злоупотребление должностными полномочиями - причинение вреда в виде нарушения чьих-либо прав и законных интересов. При этом вред должен быть существенным. Для определения причиненного вреда следственная и судебная практика выработала некоторые ориентиры: принимаются во внимание количество пострадавших, последствия их нормальной жизнедеятельности, характер и размер ущерба, включая упущенную выгоду, причиненные физическим или юридическим лицам, степень умаления авторитета органа, учреждения или затруднения его нормальной деятельности в результате незаконных действий и т.д.

2. Понятие, состав и виды этого преступления

Понятие преступления раскрывается в ст. 14 УК РФ. В ч. 1 этой статьи говорится, что: «Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим Кодексом под угрозой наказания». Исходя из социальной сущности преступления - его общественной опасности, уголовный закон признает преступными, прежде всего, посягательства на охраняемые им права и свободы человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности и другие объекты уголовно-правовой охраны, указанные в ч. 1 ст. 2 УК РФ.

Под составом преступления следует понимать совокупность объективных и субъективных признаков, предусмотренных уголовным законом и характеризующих определенное общественно опасное деяние как преступление.

Следует подчеркнуть, что признак состава - это указание на то или иное существенное свойство преступления. Такое указание содержится как в диспозиции норм Особенной части, так и Общей части УК. Например, в диспозиции ст. 161 УК РФ грабеж определяется как открытое хищение чужого имущества, т.е. только по способу действия, отличающего грабеж от кражи. Однако в Общей части УК РФ содержатся указания и на другие необходимые свойства этого преступления, т.е. это деяние является преступлением лишь в том случае, если его совершит с прямым умыслом (ч. 2 ст. 25) вменяемое лицо (ст. 21), достигшее возраста 14 лет (ч. 2 ст. 20). Главы 6 и 7 УК РФ предусматривают, что преступными признаются не только оконченные деяния и не только действия исполнителей, но также приготовление и покушение и действия соучастников.

Состав преступления образует четыре группы признаков, называемых при теоретическом анализе элементами состава преступления: объект преступления, объективная сторона преступления (объективные элементы), субъект преступления, субъективная сторона преступления (субъективные элементы).

Элементы состава преступления неразрывно связаны между собой (они могут мыслиться отдельно только абстрактно) и лишь в совокупности образуют состав преступления как основание уголовной ответственности.

Преступлением признается только общественно опасное деяние. Общественная опасность - объективное свойство преступления, показывающее, что затрагиваются, ущемляются наиболее важные, существенные интересы граждан, общества и государства. Им причиняется либо создается угроза причинения существенного вреда. Законодатель выделяет характер и степень общественной опасности.

Характер общественной опасности преступления (деяния) есть ее качественное выражение. Характер общественной опасности определяется, прежде всего, объектом посягательства. По своему характеру (качеству) ст. 105 - убийство отличается от хулиганства (ст. 213), а последнее - от кражи (ст. 158 УК РФ). Характер общественной опасности позволяет правоприменителю отличать друг от друга различные виды преступлений.

Степень общественной опасности преступления (деяния) - это ее количественное выражение в рамках данного качества. Степень общественной опасности зависит от многих объективных и субъективных обстоятельств, например, от тяжести наступивших последствий, от способа совершения преступления, обстановки, в которой осуществлено деяние, стадий преступной деятельности, особенностей мотива и целей преступления, формы вины и даже от вида умысла. Уголовная противоправность представляет собой юридическое выражение его общественной опасности. Противоправность подчеркивает, что не любое общественно опасное деяние является преступным, а лишь то, которое запрещено уголовным законом. Этот признак отличает преступление от правонарушения. Запрет совершения деяния нормами иных отраслей права порождает административные или дисциплинарные проступки, гражданско-правовые деликты и т.п.

Не любое общественно опасное и уголовно-противоправное деяние считается преступлением, а лишь то, которое совершается виновно. Виновность как признак преступления показывает, что у лица, его совершающего, к этому общественно опасному и уголовно-противоправному деянию (действию или бездействию, возможным их последствиям) имеется внутреннее, психическое отношение в предусмотренных законом формах. Это отношение раскрывает правоприменителю связь интеллектуальных, волевых и эмоциональных сторон психики человека с совершаемым деянием и указывает личностный смысл совершаемого.

Последний признак преступления - наказуемость, который выделяется не всеми учеными-юристами. С этим нельзя согласиться. Этим признаком подчеркивается государственная и общественная реакция на преступление - определение уголовно-правовой санкции за совершенное преступление.

1 Преступления против личности

Данная категория преступлений, равно как и все последующие категории, составляет содержание Особенной части Уголовного кодекса РФ, в статьях которой указываются конкретные признаки тех или иных преступлений, формулируются их составы, определяются соответствующие санкции.

В зависимости от важности объектов посягательства преступления против личности занимают первое место в классификации преступлений.

Имея общий объект, находящийся под охраной уголовного закона, все виды преступлений против личности объединяются разд. VII Особенной части УК РФ под названием «Преступления против личности». Содержание данного раздела составляют различные главы, в которых группируются категории преступлений, имеющие в пределах общего объекта, охраняемого уголовным правом, свой особый объект, а также многочисленные статьи.

. Преступления в сфере экономики

Преступления в сфере экономики или, иными словами, экономические преступления посягают на весьма широкий круг общественных отношений.

В разд. VIII Особенной части Уголовного кодекса РФ под названием «Преступления в сфере экономики» среди всех иных многочисленных видов экономических преступлений на первом плане стоят преступления против собственности.

В зависимости от мотивов их совершения и характера, а точнее, от наличия или, наоборот, отсутствия корыстных побуждений при их совершении все преступления против собственности делятся на два вида: корыстные и некорыстные.

К корыстным преступлениям против собственности относятся такие, как кража, мошенничество, грабеж, присвоение или растрата, вымогательство, причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием, хищением предметов, имеющих особую ценность, и др.

К некорыстным преступлениям против собственности следует отнести умышленное уничтожение или повреждение имущества и уничтожение или повреждение имущества по неосторожности.

Значительную группу экономических преступлений составляют преступления в сфере экономической деятельности.

Одной из наиболее существенных черт и одновременно особенностей данного вида преступлений является то, что они имеют своей целью и общим объектом - нарушение установленного порядка осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

. Преступления против общественной безопасности и общественного порядка

Под данную категорию преступлений подпадает вся совокупность преступных деяний, которые причиняют существенный вред или создают реальную угрозу причинения такого вреда безопасной жизни общества, окружающей среде, здоровью населения и общественной нравственности.

Данный вид преступлений охватывается разд. IX Особенной части УК РФ под названием «Преступления против общественной безопасности и общественного порядка» и подразделяется на несколько подвидов, опосредуемых с помощью соответствующих глав.

. Преступления против государственной власти и другое виды преступлений

К категории преступлений против государственной власти относятся все те преступные деяния, которые причиняют существенный вред или создают реальную угрозу причинения такого вреда основам конституционного строя и безопасности государства, системе правосудия в стране и порядку управления.

Данная категория преступлений объединяется в разд. X Особенной части УК РФ в единый «комплекс» и соответственно в зависимости от характера и особенностей объектов отдельных преступлений распределяется по следующим четырем главам.

. Глава 29 под названием «Преступления против основ конституционного строя и безопасности государства». О содержании этой главы говорит, прежде всего, ее название.

Она состоит из таких статей, определяющих состав, признаки и санкции конкретных преступлений, как ст. 275 «Государственная измена», ст. 276 «Шпионаж», ст. 278 «Насильственный захват власти или насильственное удержание власти», ст. 279 «Вооруженный мятеж», ст. 283 «Разглашение государственной тайны» и др.

. Глава 30, именуемая как «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

К преступлениям данной категории законодатель относит такие, как: злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288); получение взятки (ст. 290), дача взятки (ст. 291); служебный подлог (ст. 292) и др.

Исходя из названия данной главы можно заключить, что в ней группируются преступные деяния, которые направлены на разрушение общественных отношений, возникающих в процессе нормального функционирования в стране органов правосудия.

3. Отличие этого преступления от злоупотребления полномочиями

Использование служебных полномочий вопреки интересам службы - это действия, которые совершаются должностным лицом в пределах. Своей компетенции, но по своему содержанию заведомо противоречат целям и задачам, ради достижения которых функционирует соответствующий орган. Использование служебных полномочий вопреки интересам службы может совершаться путем как действия (отдача заведомо незаконного распоряжения подчиненному), так и бездействия (неисполнение требований должностной инструкции).

Однако злоупотребление должностными полномочиями нельзя отнести непосредственно к данному преступлению. Они имеют некие развития, но их регулирование строится на одном поприще.

Во-первых, обязательным элементом объективной стороны является существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций. Либо охраняемых законом интересов общества или государства.

Преступление является оконченным с момента причинения существенного вреда правам или законным интересам граждан или интересам общества и государства.

Мотивами преступления являются корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность состоит в стремлении виновного получить определенную материальную или имущественную выгоду в свою пользу или в пользу других лиц (внеочередное получение квартиры, ссуды на строительство жилья и пр.). При совершении должностным лицом присвоения или растраты вверенного имущества его действия квалифицируются по п. «в» ч. 2 ст. 160 УК. Иная личная заинтересованность подразумевает стремление виновного получить какие-то выгоды нематериального характера: составить протекцию знакомому или родственнику, угодить руководству и пр.

Основным отличием злоупотребления должностными полномочиями от преступления может являться то, что пассивное преступное поведение может выразиться в невыполнении должностным лицом каких-либо действий по службе, которые оно обязано было совершить, но умышленно воздержалось от этого по мотивам корыстной или иной личной заинтересованности. Например, должностное лицо органов внутренних дел не регистрирует некоторые заявления граждан о фактах совершения тяжких преступлений, для того чтобы создать видимость высокой раскрываемости преступлений во время его дежурств и таким образом завоевать благоприятное расположение руководства.

По законодательной конструкции основной и квалифицированный составы преступления являются «формально-материальными». Преступление окончено (составами) в момент существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ч. 1, 2 ст. 285 УК) - наступления как материальных, так и нематериальных общественно опасных последствий. Особо квалифицированный состав - «материальный». Преступление окончено (составом) в момент наступления тяжких последствий (ч. 3 ст. 285 УК).

Существенный вред определяется степенью отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации или учреждения, характером и размером понесенного ими материального ущерба, числом потерпевших от преступления граждан, тяжестью причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

Таким образом, существенное нарушение прав и законных интересов может быть выражено в причинении значительного материального ущерба, нарушении конституционных прав и свобод гражданина, подрыве авторитета организации или органа власти (управления), а также репутации гражданина, создании значительных помех или сбоев в работе учреждений или организаций, сокрытии тяжких последствий и т.д..

Объектом данного преступления являются общественные отношения, складывающиеся в сфере осуществления службы лицами, выполняющими управленческие функции в коммерческой или иной организации. Это одно из отличий злоупотребления полномочиями от аналогичного состава преступления, предусмотренного в ст. 285 УК РФ. Дополнительным объектом в зависимости от обстоятельств могут быть интересы граждан, организаций, общества или государства.

Характеризуя эволюцию научных и законодательных взглядов на понятие преступления, советская уголовно-правовая теория всегда исходила из приоритетности материального признака над формальным. Такое решение вопроса, еще не так давно декларируемое, как наиболее важное преимущество марксистско-ленинской трактовки данного понятия, имело свои гносеологические предпосылки и было обусловлено определенной трактовкой формального признака. Главное в ней то, что преступление есть деяние, не просто предусмотренное уголовным законом, а нарушающее этот закон, а точнее, установленные им юридические нормы (правила поведения, запреты, предоставленные субъективные права и возложенные на виновного обязанности). По сути дела, те же самые представления о формальном признаке нашли свое отражение в действующем УК РФ и юридической литературе, изданной в нашей стране в последние годы. Правда, ранее изложение учеными формального признака чаще всего непосредственно увязывалось не столько с самой запрещенностью деяния уголовным законом, сколько с противоправностью совершаемого действия или бездействия, и лишь затем, в ее рамках, речь шла о нарушении установленных уголовным правом запретов, обязательном отражении содеянного в статьях уголовного кодекса, наказуемости и др. Но данное обстоятельство какой-либо существенной роли не играет, ибо и в настоящее время при анализе формального признака преступления по-прежнему ставится знак равенства между предусмотренностью в уголовном кодексе, с одной стороны, и уголовно-правовой запрещенностью деяния, его уголовной противоправностью, с другой стороны. Между тем для определения понятия преступления вопрос о разграничении предусмотренности деяния уголовно-правовыми нормами и его запрещенности (противоправности) имеет принципиальный характер.

Существенный вред от злоупотребления полномочиями, который неким образом противоречит субъективному составу преступления, может выражаться в виде материального ущерба различным собственникам и в виде физического вреда, нарушения прав и законных интересов граждан, общественных и государственных интересов. Практике последних лет известны многочисленные случаи выдачи служащими коммерческих банков необеспеченных кредитов, нецелевого использования коммерческими организациями государственных кредитов, «прокручивания» денег, выделенных на выплату заработной платы, влекущего длительную задержку выплаты зарплаты, и иные подобные действия, причиняющие существенный вред или тяжкие последствия.

При решении вопроса о том, является ли причиненный вред существенным, следует учитывать степень отрицательного влияния злоупотребления полномочиями на нормальную работу организации, характер и размер понесенного ею либо другими организациями материального ущерба, число потерпевших граждан, тяжесть причиненного им материального, физического или морального вреда и т.п.

Заключение

В заключение проделанной работы, важно отметить, что преступление является одной из разновидностей правонарушений, обладающей всеми свойственными им родовыми признаками и чертами и в то же время отличающейся от всех иных правонарушений своими специфическими особенностями.

Одним из важнейших сущностно-содержательных признаков преступления является общественная опасность уголовно-противоправного деяния. Специалисты в области уголовного права рассматривают ее как вредоносность запрещенного Уголовным кодексом РФ деяния, которое выражается либо в прямом причинении вреда (ущерба) охраняемым уголовным законодательством интересам, либо в создании реальной угрозы причинения такого вреда.

Что касается, злоупотребления должностными полномочиями, необходимо подчеркнуть, что это предусмотренное противоправное умышленное общественно опасное деяние (действие или бездействие), совершаемое должностным лицом из корыстной или иной личной заинтересованности, посягающее на интересы государственной службы или службы в органах местного самоуправления и влекущее существенное нарушение прав и законных интересов граждан, организаций, охраняемых законом интересов общества или государства либо наступление тяжких последствий.

Существенный вред определяется степенью отрицательного влияния противоправного деяния на нормальную работу организации или учреждения, характером и размером понесенного ими материального ущерба, числом потерпевших от преступления граждан, тяжестью причиненного им морального, физического или имущественного вреда.

Список использованной литературы

1.Брагин А.П. Российское уголовное право [Текст]: учебно-методический комплекс. - М.: Изд. центр ЕАОИ. 2008. - 426 с.

.Марченко М.Н. Правоведение [Текст]: Учебник. - М: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. - 416 с.

.Печников Н.П. Категории преступлений и их уголовно-правовое значение [Текст]: курс лекций. - Тамбов: Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2007. - 64 с.

.Рождествина А.А. Уголовное право основная часть [Текст]: конспект лекций. - М.: Аллель, 2009. - 64 с.

.Сверчков В.В. Уголовное право. Особенная часть [Текст]: Краткий курс лекций. - 5-е изд., перераб. и доп. - М.: Высшее образование, Юрайт-Издат, 2009. - 262 с.

.Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учебник. 2-е изд., испр. и доп. // под редакцией В.П. Ревина. - «Юстицинформ», 2010. - 232 с.

.Уголовное право Российской Федерации. Особенная часть [Текст]: Учебник // под ред. Л.В. Иногамовой-Хегай. - М.: ИНФРА-М: КОНТРАКТ, 2004. - 742 с.

.Уголовное право. Общая часть [Текст]: учебник / отв. ред. А.Я. Козаченко. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, 2008. - 720 с.

.Уголовное право. Особенная часть [Текст]: учебное пособие // под ред. Питулько К.В. 2-е изд. - СПб.: Питер, 2010. - 256 с.

Похожие работы на - Злоупотребление должностными полномочиями

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!