Для регистрации индивидуальной предпринимательской деятельности на основании Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» гражданин должен подать определенный ряд документов, среди которых:
) заявление, подписанное заявителем по форме, утвержденной Правительством РФ;
) копию основного документа, удостоверяющего личность;
) иностранным гражданам необходима копия вида на жительство или разрешение на постоянное или временное проживание;
) подлинник или копию документа, подтверждающего адрес места жительства;
) документ об уплате государственной пошлины;
) справка о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданная физическому лицу, регистрируемому в качестве индивидуального предпринимателя, в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел (в случае, если данное физическое лицо намерено осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации). Указанный документ представляется по межведомственному запросу регистрирующего органа федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.
) если несовершеннолетний гражданин ( с 16 лет), то:
либо а) нотариально удостоверенное согласие родителей, усыновителя или попечителя на осуществление предпринимательской деятельности;
либо б) копию свидетельства о регистрации брака;
либо в) копию решения органа опеки и попечительства или копию суда об объявлении физического лица полностью дееспособным.
Документы предоставляются в регистрирующий орган непосредственно или отправляются почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения.
Государственная регистрация осуществляется в срок не более чем 5 рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства.
Согласно п. 4 ст. 21.1 ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя не допускается, в случаях, если:
не утратила силу его государственная регистрация в таком качестве;
Данный случай рассмотрен в целях исключения злоупотреблений со стороны недобросовестных индивидуальных предпринимателей, которые могли бы использовать возможность повторной регистрации для получения нового свидетельства о регистрации с новыми регистрационными данными, что в свою очередь дало бы широкий спектр возможностей в развитии дальнейшего бизнеса для незаконных предпринимателей и усложнило бы процесс пресечения этой незаконной деятельности со стороны правоохранительных органов.
если не истек год со дня принятия судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) в связи с невозможностью удовлетворить требования кредиторов, связанные с ранее осуществлявшейся им предпринимательской деятельностью;
Данный случай установлен с учетом определенных Федеральным законом от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом, а закрепленная законодателем норма предусмотрена в качестве санкции за доведение своего бизнеса до банкротства.
если не истек год со дня принятия судом решения о прекращении в принудительном порядке его деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
также не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, который намерен осуществлять определенные виды предпринимательской деятельности в сфере образования, воспитания, развития несовершеннолетних, организации их отдыха и оздоровления, медицинского обеспечения, социальной защиты и социального обслуживания, в сфере детско-юношеского спорта, культуры и искусства с участием несовершеннолетних в том случае, если физическое лицо подвергается или подвергалось уголовному преследованию за преступления против жизни и здоровья, свободы, чести и достоинства личности, половой неприкосновенности и половой свободы личности, против семьи и несовершеннолетних, здоровья населения и общественной нравственности, основ конституционного строя и безопасности государства, а также против общественной безопасности.
Перечисленные преступления главным образом подрывают основы конституционного строя и безопасности государства. Данный случай недопущения регистрации физических лиц рассмотрен с целью усиления защиты безопасности общества, а также ограждения граждан, в первую очередь несовершеннолетних, от преступных посягательств.
Отдельными видами деятельности индивидуальные предприниматели вправе заниматься только на основании специального разрешения - лицензии.
Правовую основу лицензирования составляют:
) ст. 49 Гражданского Кодекса Российской Федерации;
) Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности»;
) акты субъектов РФ, определяющие порядок лицензирования.
Лицензия представляет собой разрешение (право) на осуществление предпринимателем определенного вида деятельности на условиях, указанных в лицензии. Лицензируемые виды деятельности обычно требуют специальных знаний, являются сверхприбыльными, направлены на обеспечение интересов государства или требуют более тщательного контроля со стороны государства в целях защиты интересов граждан. Лицензирование может быть установлено как в отношении собственно предпринимательской деятельности, носящей продолжительный характер, так и отдельных операций в рамках одного вида деятельности.
Под лицензированием понимается деятельность государства в лице лицензирующих органов по выдаче, приостановлению или аннулированию лицензий, а также по осуществлению надзора за соблюдением условий лицензии. В Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» представлен перечень из 50 видов деятельности, подлежащих обязательному лицензированию. В данном перечне присутствуют различные виды деятельности самых разных направлений и сфер, например:
разработка и производство средств защиты конфиденциальной информации;
производство и реализация защищенной от подделок полиграфической продукции;
эксплуатация химически опасных производственных объектов;
деятельность по перевозкам железнодорожным транспортом пассажиров;
заготовка, хранение, переработка и реализация лома черных металлов, цветных металлов; и др.
Основными принципами лицензирования являются:
- Обеспечение единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- Установление лицензируемых видов деятельности федеральным законом;
- Установление федеральными законами единого порядка лицензирования отдельных видов деятельности на территории Российской Федерации;
- Установление исчерпывающих перечней лицензионных требований в отношении лицензируемых видов деятельности положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- Открытость и доступность информации о лицензировании, за исключением информации, распространение которой запрещено или ограничено в соответствии с законодательством Российской Федерации;
- Недопустимость взимания с соискателей лицензий и лицензиатов платы за осуществление лицензирования, за исключением уплаты государственной пошлины в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах;
- Соблюдение законности при осуществлении лицензирования.
Лицензия является официальным документом, который разрешает осуществление указанного в нем вида деятельности и определяет условия его осуществления. Решения и действия органов, уполномоченных на ведение лицензионной деятельности могут быть обжалованы в суд.
Таким образом, для осуществления гражданами предпринимательской деятельности необходимо:
) получение документа, подтверждающего факт внесения записи о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя в государственный реестр;
) постановка на учет в налоговом органе
) при необходимости, получение лицензии на осуществление определенного рода деятельности.
Если гражданин фактически осуществляет предпринимательскую деятельность, но не зарегистрировался в качестве индивидуального предпринимателя в установленном порядке, тем самым нарушая пункт 1 статьи 23 Гражданского кодекса РФ. Согласно пункту 4 статьи 23 Гражданского кодекса РФ, «Гражданин, осуществляющий предпринимательскую деятельность без образования юридического лица с нарушением пункта 1 настоящей статьи, не вправе ссылаться в отношении заключенных им при этом сделок на то, что он не является предпринимателем. Суд может применить к таким сделкам правила настоящего Кодекса об обязательствах, связанных с осуществлением предпринимательской деятельности».
Имущественная ответственность гражданина-предпринимателя является полной, таким образом, индивидуальный предприниматель отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, за исключением имущества, на которое в соответствии с законом не может быть обращено взыскание. Перечень этого имущества определяется гражданско-процессуальным законодательством.
Таким образом, основной вывод, который можно сделать на основе проделанного анализа, таков: несмотря на широкую формулировку принципа экономического многообразия и свободы занятия предпринимательской деятельности, который дает субъектам предпринимательского права довольно широкие возможности в выборе вида, рода и сферы деятельности, для законного осуществления предпринимательской деятельности необходимо выполнить основное условие, которое заключается в ее легализации путем государственной регистрации предпринимателя.
3. Запреты и иные ограничения права физического лица на занятие предпринимательской деятельностью
предпринимательский ограничение право физический
Любая экономическая деятельность, будь то хозяйственная, коммерческая или предпринимательская деятельность имеет под собой определенную нормативно - правовую базу, которая не только рассматривает различные аспекты прав и возможностей субъектов по реализации их конкретного вида деятельности, но и устанавливает некие «правила игры», которым данные субъекты должны следовать. Эти правила затрагивают не только начальный этап возникновения возможности заниматься экономической деятельностью, но и дальнейшее развитие этой деятельности, наделяя субъекта данных отношений определенным спектром обязанностей. Наряду с обязанностями, законодатель выделяет также ряд ограничений и запретов, так называемых императивных норм, при несоблюдении которых, субъект будет вынужден подвергнуться юридической ответственности, которая в свою очередь будет иметь серьезные последствия в дальнейшем развитии экономической деятельности данного субъекта.
Правоспособность индивидуального предпринимателя может быть ограничена в случаях и в порядке, которые установлены федеральным законом. Конституции РФ есть положение в ч. 3 ст. 55, в силу которого, «права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны и безопасности государства». Также в Конституции РФ в ч. 2 ст. 34 закреплена норма, согласно которой «не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию». В Гражданском Кодексе РФ есть норма, согласно которой никто не может быть ограничен в правоспособности и дееспособности иначе как в случаях и порядке, установленных законом, т.е. ограничения конституционного права свободы предпринимательской деятельности могут быть установлены только федеральным законом и должны быть соотнесены с требованиями ч. 3 ст. 55 Конституции РФ. В Российской Федерации еще нет определенного законодательного акта, который содержал бы в себе закрытый или открытый перечень ограничений и запретов, для физический лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью, однако проанализировав законодательство в целом и отдельные законодательные акты, вполне возможно сформулировать, какого же рода все-таки эти самые ограничения.
В качестве ограничения этого права выступают как запреты на осуществление некоторых видов предпринимательской деятельности, так и запреты заниматься любыми видами предпринимательской деятельности для отдельных субъектов.
Запреты и ограничения, закрепленные в законодательных актах Российской Федерации, устанавливаются в целях защиты публичных интересов государства и общества и устанавливаются путем предъявления предпринимателям определенных требований.
Первое ограничение связано с дееспособностью физического лица, желающего заниматься предпринимательской деятельностью:
Главный вопрос, который возникает в этом аспекте, связан с начальным возрастом, с которого физическое лицо имеет право заниматься предпринимательской деятельностью. В современном российском законодательстве отсутствуют правовые нормы, в полной мере, очерчивающие круг лиц, имеющих право обратиться с заявлением в регистрирующий орган и в последующем осуществлять предпринимательскую деятельность. Восполнять возникший пробел следует, отталкиваясь от того факта, что предпринимательская дееспособность представляет собой составную часть его гражданско-правовой дееспособности.
Согласно общему правилу, дееспособность физического лица, а именно, способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их возникает в полном объеме с наступлением совершеннолетия, т.е. по достижению восемнадцатилетнего возраста. Таким образом, с позиции гражданского законодательства лицо, не достигшее указанного возраста, не обладает полной дееспособностью.
Однако существуют определенные исключения, когда физическое лицо может приобрести полную дееспособность до наступления совершеннолетия, во-первых, в результате вступления в брак, во-вторых, в результате эмансипации.
Согласно п. 1 ст. 13 Семейного Кодекса РФ «Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет», однако уже в п. 2 этой же статьи прописана норма, согласно которой «При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет. Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации». При этом, физическим лицом должна быть представлена копия свидетельства о вступлении в брак несовершеннолетнего в регистрирующий орган при государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя с целью подтверждения, что это лицо вправе самостоятельно действовать, приобретая и осуществляя соответствующие права, принимать на себя гражданские обязанности и исполнять их, нести ответственность, в том числе имущественную, за свои действия, т.е. обладает не только правоспособностью, но и дееспособностью, достаточной для осуществления предпринимательской деятельности без согласия его законных представителей.
Также определенной конкретики требует вопрос, связанный с эмансипацией. Согласно ст. 27 ГК РФ, эмансипация производится по решению органа опеки и попечительства - с согласия обоих родителей, усыновителей или попечителя, а при отсутствии такого согласия - по решению суда. Для начала процедуры эмансипации необходимо, чтобы несовершеннолетний достиг возраста 16 лет и работал по трудовому договору (контракту) или с согласия родителей, усыновителей или попечителя занимается предпринимательской деятельностью. Однако в ст. 28 ГК РФ определена норма, согласно которой с 14 лет гражданин вправе заключать сделки с согласия своих законных представителей, если иное не установлено законом, что косвенно допускает возможность осуществления несовершеннолетним предпринимательской деятельности без признания его полностью дееспособным. Единственное условие, которое должно быть соблюдено, это получение согласия от родителей, усыновителей или попечителя. Именно такой документ, причем нотариально удостоверенный, должен представить несовершеннолетний в регистрирующий орган, если он не приобрел дееспособность вследствие вступления в брак, либо не был объявлен дееспособным вследствие эмансипации. При этом может возникнуть вопрос относительно возраста, с которого несовершеннолетний может, предоставив указанное согласие, зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя. В частности, законодатель не устанавливает конкретный критерий возраста несовершеннолетнего в качестве условия для осуществления его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя. В то же время следует учитывать, что статья 22.3 Закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» предусматривает необходимость представления для осуществления государственной регистрации основного документа, удостоверяющего личность, который гражданам РФ выдается с 14-летнего возраста.
Таким образом, несовершеннолетний, даже если он не вступил в брак и не признан эмансипированным, может зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя только при условии достижения им 14-летнего возраста и представления им наряду, с иными документами нотариально удостоверенного согласия на осуществление предпринимательской деятельности от родителей, усыновителей или попечителя.
Второй ряд ограничений связан с совмещением различных видов деятельности:
В законодательстве Российской Федерации в ряде нормативно-правовых актов установлен данный запрет, применительно к лицам, находящимся на государственной службе, например:
Федеральный закон от 21 июля 1997 г. «О службе в таможенных органах РФ» указывает на данные ограничения применительно к сотрудникам таможенных органов (п. 2 ст. 7).
Федеральным законом от 17 ноября 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ О прокуратуре Российской Федерации» (ст. 4) запрет на совмещение основной деятельности с иной оплачиваемой или безвозмездной деятельностью устанавливается для работников прокуратуры.
Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» предусматривает в ст. 6 п.2 в качестве запрета заниматься предпринимательской или другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности;
Федеральный закон от 26.06.1992 N 3132-1 (ред. от 07.05.2013) "О статусе судей в Российской Федерации" предусматривает в ст. 3 п. 2 запрет в виде занятия предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц, в том числе принимать участие в управлении хозяйствующим субъектом независимо от его организационно-правовой формы;
Данные нормы предусмотрены с целью недопущения конфликта интересов, неблагоприятные последствия от которых могут негативно сказываться в государственной деятельности.
Еще одно ограничение в занятии предпринимательской деятельности связано со статусом банкрота индивидуального предпринимателя. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. "О несостоятельности (банкротстве)" в качестве последствий признания индивидуального предпринимателя банкротом запрещает в течение одного года с момента признания его банкротом осуществлять государственную регистрацию гражданина в качестве индивидуального предпринимателя (п. 2 ст. 216). В соответствии со ст. 22.3 Федерального закона от 23 июня 2003 г. "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц" государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием судом решения о признании его несостоятельным (банкротом) осуществляется на основании копии решения суда о признании его несостоятельным (банкротом), поступившей в регистрирующий орган в установленном порядке. В связи с тем что гражданин может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя только по месту постоянной регистрации, регистрирующий орган обязан следить за реализацией ограничения на занятие предпринимательской деятельностью. Применительно к юридическим лицам аналогичных запретов закон не устанавливает. Также существует ряд ограничений, налагаемый на индивидуальных предпринимателей в результате совершенного правонарушения:
Примером подобной санкции служит временный запрет на осуществление предпринимательской деятельности по управлению юридическим лицом, который обусловлен применением к индивидуальному предпринимателю, осуществляющему функции управляющего административного наказания в виде дисквалификации за конкретное административное правонарушение, данная норма установлена в ст. 3.11 КоАП РФ. Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. При этом осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом образует состав самостоятельного административного правонарушения и влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей (ст. 14.23 КоАП РФ).
В уголовном законодательстве подобного рода санкция установлена в статье 47 УК РФ, которая предусматривает лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью. Лишение права заниматься определенной деятельностью, в нашем случае предпринимательской, осуществляется вследствие вынесения судом обвинительного приговора. При этом, суд обязан указать в мотивировочной части обвинительного приговора, какую должность и в какой сфере физическое лицо не имеет больше права осуществлять свою деятельность на определенный срок. Данное наказание может назначаться в качестве дополнительного наказания и в случаях, когда оно не указано в статье Особенной части УК РФ в качестве наказания за соответствующее преступление, если с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления и данных о личности виновного суд признает невозможным сохранение за ним права заниматься определенном видом деятельности.
В качестве еще одного вида ограничений выступает возможность заниматься предпринимательской деятельностью исключительно при образовании юридического лица.
Индивидуальный предприниматель не вправе заниматься определенными видами деятельности без образования юридического лица. Данная норма закреплена в законодательных актах и носит императивный характер. К таким видам деятельности относятся следующие:
Производство алкоголя, оптовая и розничная торговля алкоголем на основании п. 1 ст. 16, п. 5, 10 ст. 18 Федерального закона №171-ФЗ;
Деятельность в области авиационной техники (разработка, производство, ремонт, испытание) на основании Постановления правительства РФ от 28.03.2012 г. N 240;
Деятельность в области вооружения и военной техники на основании Постановления правительства РФ от 13 июня 2012 г. N 581;
Деятельность в области производства оружия и патронов на основании Постановления правительства от 14 сентября 2012 г. N 925;
Торговля оружием и патронами к нему на основании ст. 18 Федерального закона №150-ФЗ «Об оружии»;
Деятельность в области производства и утилизации боеприпасов; Деятельность в области производства, хранения, применения и распространения взрывчатых материалов промышленного назначения; Производство пиротехники и распространение пиротехнических изделий IV и V классов на основании Постановления правительства от 14 сентября 2012 г. N 925;
Деятельность, связанная с трудоустройством граждан РФ за пределами страны на основании Постановления правительства РФ от 08.10.2012 N 1022;
Деятельность по организации и проведению азартных игр на основании п. 1 ст. 6 Федерального закона от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 16.10.2012) "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013);
Частная (негосударственная) охранная деятельность на основании ст. 11 Закона РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.12.2011) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»;
Деятельность на рынке ценных бумаг (брокерская, дилерская деятельность, управление ценными бумагами и т. д.) на основании гл. 2 Федерального закона от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 29.12.2012) «О рынке ценных бумаг»;
Деятельность негосударственных страховых фондов на основании Федерального закона от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О негосударственных пенсионных фондах»;
Деятельность инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, а также деятельность по управлению данными фондами на основании Федерального закона от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 28.07.2012) "Об инвестиционных фондах" (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013)
Деятельность, связанная с проведением экспертиз промышленной безопасности на основании Постановления правительства от 04.07.2012 N 682;
Космическая деятельность на основании Постановления правительства РФ от 22.02.2012 N 160;
Деятельность по продаже и передаче электрической энергии на основании Постановления правительства от 04.05.2012 N 442;
Образовательная деятельность (за исключением трудовой педагогической деятельности, деятельности в форме разовых лекций, стажировок, семинаров и других видов обучения, не сопровождающаяся итоговой аттестацией и выдачей документов об образовании и (или) квалификации) на основании Постановления правительства РФ от 16.03.2011 N 174;
Страховая деятельность (не могут быть страховщиками) на основании Закона РФ от 27.11.1992 N 4015-1 (ред. от 25.12.2012) «Об организации страхового дела в Российской Федерации»;
Заключение
Предпринимательская деятельность - сложная категория. Ее можно рассматривать в разных аспектах: организационном, экономическом, юридическом и других. Предпринимательство - это, прежде всего, вид человеческой деятельности, которая не сводится к простой совокупности действий. Она состоит из связанных и последовательных предпринимательских мероприятий (действий), направленных к единой цели. Как писал А.Н. Леонтьев «деятельность - это не реакция и не совокупность реакций, а система, имеющая строение, свои внутренние переходы и превращения, свое развитие». Будучи видом человеческой деятельности, предпринимательство многообразно и состоит из различных действий, операций и поступков.
На сегодняшний день предпринимательство - один из самых распространенных видов экономической деятельности, о чем может свидетельствовать постоянный рост малого бизнеса в России. Как и в любом другом виде экономической деятельности, для субъектов, занимающихся предпринимательской деятельностью, наряду с конкретным спектром прав и возможностей по осуществлению данной деятельности существуют также определенные ограничения и запреты.
Анализируя юридическую литературу, нормативно-правовую базу, затрагивающую сферу предпринимательских правоотношений, можно придти к следующим выводам:
Законодательство Российской Федерации создает широкое экономическое пространство для занятия различными видами предпринимательской деятельности, однако, в то же время, из-за большого количества нормативно-правовых актов, регулирующих в той или иной степени предпринимательскую деятельность, и отсутствия единого закона, предусматривающего единый свод правил для занятия предпринимательством, как со стороны индивидуальных предпринимателей, так и со стороны юридических лиц, контроль за их деятельностью значительно затруднен.
Большинство запретов, предназначенных для индивидуальных предпринимателей, заключаются в законодательном установлении норм, которые представляют собой некие рамки, в пределах которых индивидуальный предприниматель имеет возможность вести предпринимательскую деятельность. На первый взгляд может показаться, что эти нормы носят исключительно императивный характер, однако на практике это не всегда так. Безусловно, в ряде ограничений, как например, касающихся совмещения государственной службы и занятия предпринимательской деятельностью установлено четкое правило, согласно которому, человек, находящийся на государственной службе, не может заниматься бизнесом. Это вполне справедливое ограничение, поскольку на государственных служащих всегда ложится большая ответственность, ведь их функции заключаются в поддержании эффективной работы государственного аппарата. Выбирая данный род занятий, человек должен понимать, на какие жертвы он идет.
Однако есть нормы, которые носят диспозитивный характер, т.е. создают определенный простор для действий. Так, например, вопрос, связанный с правоспособностью индивидуальных предпринимателей как субъектов данных правоотношений, которым разрешено заниматься предпринимательской деятельностью, не урегулирован в законодательстве должным образом, что затрудняет определение обязательных требований для физических лиц, желающих заниматься предпринимательской деятельностью, и тем самым порождает дискуссию на тему того, «с какого же все-таки возраста можно заниматься предпринимательской деятельностью».
Существуют и другие нормы, которые выступают в роли санкций, например, в случае с банкротством индивидуального предпринимателя, когда он не смог удовлетворить требования кредитора и в течение года не может быть зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, поражаясь, таким образом, в правах. Также не стоит забывать о сформулированных в УК РФ и КоАП РФ санкциях за совершенные правонарушения. На мой взгляд, эти санкции носят слишком мягкий характер. В случае с назначением административных санкций явно должен быть увеличен штраф, налагаемый на правонарушителя, а в уголовном законодательстве формулировка должна быть более конкретной, иначе вся сила данных санкций сводится исключительно к тому, чтобы запретить заниматься всего лишь каким-нибудь одним подвидом предпринимательской деятельности, что совсем не исключает возможности дальнейших нарушений в других сферах.
Отдельного внимания требует вопрос, связанный с определением видов деятельности, которым не может заниматься индивидуальный предприниматель без образования юридического лица. Я считаю, что данный перечень должен быть сосредоточен в едином нормативно-правовом акте, а не быть «разбросанным» в целом ряде правительственных актов и федеральных законов. Более того, я считаю, что данное ограничение введено не с целью показать, что индивидуальным предпринимателям будет тяжело реализовать себя в конкретных направлениях ввиду каких-то объективных причин. Это ограничение направлено, прежде всего, на то, чтобы разграничить сферы влияния между государством и предпринимателями. Мы можем так сказать, поскольку большая часть указанных в этом перечне видов деятельности принадлежит именно государственному сектору.
На самом деле, складывается довольно интересная ситуация. С одной стороны государство всячески поощряет развитие предпринимательства и говорит о значимости данного направления в экономике страны, с другой стороны серьезно ограничивает пространство для реализации индивидуальных предпринимателей, определяя перечень видов деятельности, в направлении которых запрещено работать.
Библиография
Нормативные источники:
. Конституция РФ 12 декабря 1993 г. в ред. Законов РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 г.// СЗ РФ. 2009. №4. Ст. 445; 2009. № 1. Ст. 2;
. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть Первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ. (ред. от 11.02.2013 ) // СЗ РФ. 05.12.1994, N 32, ст. 3301;
. Гражданский кодекс Российской Федерации (Часть Вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ. (ред. от 14.06.2012) // СЗ РФ. 29.01.1996, N 5, ст. 410;
. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ. (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ. от 17 июня 1996 г. N 25 ст. 2954;
. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 N 195-ФЗ. (ред. от 05.04.2013) // СЗ РФ 07.01.2002, N 1 (ч. 1), ст. 1.
. Федеральный закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)». (ред. от 29.12.2012, с изм. от 30.12.2012) // СЗ РФ 28.10.2002, N 43, ст. 4190;
. Федеральный закон от 21.07.1997 N 114-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О службе в таможенных органах Российской Федерации» // СЗ РФ 28.07.1997, N 30, ст. 3586;
. Федеральный закон от 22.04.1996 N 39-ФЗ (ред. от 29.12.2012) "О рынке ценных бумаг" // СЗ РФ N 17, 22.04.1996, ст. 1918;
. Федеральный закон от 31.07.1995 N 119-ФЗ (ред. от 27.05.2003) «Об основах государственной службы Российской Федерации» // СЗ РФ 31.07.1995, N 31, ст. 2990;
. Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ (ред. от 05.04.2013) «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // СЗ РФ 02.08.2004, N 31, ст. 3215;
. Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1 (ред. от 03.12.2012) «О прокуратуре Российской Федерации» // СЗ РФ 20.11.1995, N 47, ст. 4472;
. Федеральный закон от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 30.12.2012) «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» // СЗ РФ 27.11.1995, N 48, ст. 4553;
. Федеральный закон от 13.12.1996 N 150-ФЗ (ред. от 10.07.2012) «Об оружии» // СЗ РФ 16.12.1996, N 51, ст. 5681;
. Федеральный закон от 08.01.1998 N 3-ФЗ (ред. от 01.03.2012) «О наркотических средствах и психотропных веществах» // СЗ РФ 12.01.1998, N 2, ст. 219;
. Федеральный закон от 29.12.2006 N 244-ФЗ (ред. от 16.10.2012) «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.01.2013) // СЗ РФ 01.01.2007, N 1 (1 ч.), ст. 7;
. Федеральный закон от 07.05.1998 N 75-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «О негосударственных пенсионных фондах» // СЗ РФ N 19, 11.05.1998, ст. 2071;
. Федеральный закон от 29.11.2001 N 156-ФЗ (ред. от 28.07.2012) «Об инвестиционных фондах» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // СЗ РФ 03.12.2001, N 49, ст. 4562;
. Закон РФ от 11.03.1992 N 2487-1 (ред. от 03.12.2011) «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» // Российская Газета N 100, 30.04.1992;
. Постановление Правительства РФ от 28.03.2012 N 240 «О лицензировании разработки, производства, испытания и ремонта авиационной техники» // СЗ РФ 02.04.2012, N 14, ст. 1643;
. Постановление Правительства РФ от 13.06.2012 N 581 «О лицензировании разработки, производства, испытания, установки, монтажа, технического обслуживания, ремонта, утилизации и реализации вооружения и военной техники» // СЗ РФ 18.06.2012, N 25, ст. 3377;
. Постановление Правительства РФ от 14.09.2012 N 925 «О лицензировании разработки, производства, испытания, хранения, реализации и утилизации боеприпасов (в том числе патронов к гражданскому и служебному оружию и составных частей патронов), пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с национальным стандартом, применения пиротехнических изделий IV и V классов в соответствии с техническим регламентом» // СЗ РФ 24.09.2012, N 39, ст. 5267;
. Постановление Правительства РФ от 06.07.2012 N 686 «Об утверждении Положения о лицензировании производства лекарственных средств» // СЗ РФ 16.07.2012, N 29, ст. 4116;
. Постановление Правительства РФ от 08.10.2012 N 1022 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности, связанной с оказанием услуг по трудоустройству граждан Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации» // СЗ РФ 15.10.2012, N 42, ст. 5713;
. Постановление Правительства РФ от 04.07.2012 N 682 (ред. от 25.12.2012) «О лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности» // СЗ РФ 09.07.2012, N 28, ст. 3912;
. Постановление Правительства РФ от 22.02.2012 N 160 «О лицензировании космической деятельности» // СЗ РФ 05.03.2012, N 10, ст. 1248;
. Постановление Правительства РФ от 04.05.2012 N 442 (ред. от 30.01.2013) "О функционировании розничных рынков электрической энергии, полном и (или) частичном ограничении режима потребления электрической энергии" // СЗ РФ 04.06.2012, N 23, ст. 3008;
Специальная литература:
. Булатов А.С. Экономика: Учебник/Под ред. доц.А.С.Булатова. 3-е изд., перераб. И доп.-М.: Экономисть, 2005. - 734 с
2. Быков А. Г. О содержании курса предпринимательского права и принципах его построения // Предпринимательское право. 2006 г.
. Гаджиев Г.А. Защита основных экономических прав и свобод предпринимателей за рубежом и в Российской Федерации (опыт сравнительного исследования). М., 1995.
4. Губин Е. П., Лахно П.Г. - Предпринимательское право Российской Федерации - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма : Инфа-М, 2010. - 1008 с.
. Губин Е. П., Законодательство о предпринимательской деятельности: состояние, значение и перспективы развития // Предпринимательское право в рыночной экономике. М., 2004
. Дедов Д. И. Соразмерность ограничения свободы предпринимательства. М., 2002.
7. Ершова И.В., Иванова Т.М. Предпринимательское право: Учеб. пособие. М.: Юриспруденция, 1999. С. 3 - 5;
8. Курбатов А.Я. Сочетание частных и публичных интересов при правовом регулировании предпринимательской деятельности. М.: АО "Центр ЮрИнфоР", 2001.
. Курс экономической теории под ред. Чепурина М. Н., Киселевой Е.А.- 5-е исправленное, дополненное и переработанное издание - Киров: «АСА», 2006 г. - 832 с.
10. Малеин Н.С. Вина - необходимое условие имущественной ответственности // Сов. государство и право. 1971. N 2.
. Попондопуло В.Ф. Коммерческое (предпринимательское) право: Учеб. М.: Юристъ, 2008 г.
. Тишанская О.В. Понятие предпринимательской деятельности // Правоведение. 1994. N 1. 2-е изд. испр. и доп. - М.: Юриспруденция, 2000. - 416 с.
. Шумпетер И. Теория экономического развития. М., 1982.