Законы Ману

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    25,04 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законы Ману

Содержание

Введение

Глава 1 Законы Ману

.1 Общая характеристика законов Ману

.2 Касты как основа формирования общества

Глава 2 Структура древнеиндийского общества

.1 Правовое положение высших каст

.2 Правовое положение низших каст

Заключение

Литература

Введение

Одна из самых древних цивилизаций в мире сложилась более четырех тысяч лет тому назад в долине Инда, с центрами в Хараппе и Махенджо-Даро. Еще в III тысячелетии до н.э. здесь существовали крупные города - центры ремесленного производства, развитое земледелие, торговля, имущественное расслоение населения.

Наука, к сожалению, располагает скудными историческими сведениями по этому периоду истории Древней Индии. Полнее представлены исторические свидетельства по так называемому ведическому периоду (вторая половина II тысячелетия до н.э. - середина I тысячелетия до н.э.), когда углубляется социальное расслоение и складывается государственность в долине Ганга, чему способствует продолжающееся ряд столетий волнообразное проникновение на территорию Индии с северо-запада индоарийских племен, консолидировавшихся где-то на рубеже III - II тысячелетия до н.э. в районах Причерноморья и Прикаспия.

Наиболее многочисленные и разнообразные исторические сведения относятся к следующему, так называемому магадхо-маурийскому периоду (вторая половина I тысячелетия до н.э. - до I века н.э.), периоду складывания и существования самого крупного не только в Древней Индии, но и на всем Древнем Востоке государственного образования - империи Маурьев. Среди литературных памятников этого периода особое место занимают «Законы Ману» (II в до н.э. - II в. н.э). Появление Законов Ману и последующих дхармашастр знаменовало качественно новый этап развития правовой мысли в Древней Индии, которая все больше стала испытывать светское влияние и приспосабливаться к нуждам практического применения.

Актуальность темы исследования. Изучение древней Индии невозможно без изучения социально-экономической истории и культуры Древней Индии и тем более невозможно говорить о древней Индии, не анализируя социальную стратификацию этой страны, включающую, прежде всего кастовую и варновую системы. «Законы Ману» в этом плане являются не только важным социологическим, политическим и историческим памятником древнеиндийской литературы, но и ценным источником для изучения структуры древнеиндийского общества в целом.

Нужно отметить, что правильное и полное изучение государства и права, возможно, только при изучении истории законодательства, a история законодательства должна идти параллельно с историей внутренней жизни общества, они должны друг друга поддерживать и объяснять.

«Современная жизнь нашего общества и современное законодательство не могут быть вполне понятны и ясны, если мы незнакомы с судьбами и историей предшествовавшее жизни и законодательства, ибо везде и во всем последующее имеет тесную связь с предыдущим, в последующем, современном всегда еще много остается от предшествовавшего, прошедшего».

Законы Ману были переведены с санскрита в конце XVIII в., сразу раскрыв многие неясные до того особенности устройства древнеиндийского государства. Здесь подробно и ясно раскрывается суть и обоснование деления общества на варны, а позднее - на касты. Несмотря на кажущуюся бессистемность, в Законах Ману присутствует внутренняя логика, прослеживается тесная связь права с нормами религии и морали, дается религиозное обоснование правовых норм и их связь с религиозными ритуалами и обрядами. Законы Ману - это документ глубокой древности, который устанавливает законы праведной жизни для различных социальных групп.

Целью данной курсовой работы является анализ древнеиндийского общества на основе древнеиндийского сборника предписаний «Законов Ману».

В ходе исследования были поставлены следующие задачи:

проследить, как началось формирование кастового общества в Древней Индии;

определить правовое положение высших каст в древнеиндийском обществе;

определить правовое положение низших каст в древнеиндийском обществе.

При написании курсовой работы были использованы как исторические документы - «Законы Ману», переведенные и прокомментированные учеными-историками, так и художественно-публицистическая литература, посвященная истории Древней Индии.

Курсовая работа состоит из введения, где обосновывается актуальность данной темы, основной части, состоящей из двух глав: в первой дается общая характеристика «Законов Ману» как сборника этических правил Древней Индии, проводится анализ причин формирования кастового общества; вторая глава посвящена изучению правового положения высших и низших каст древнеиндийского общества. В конце работы делается заключение, содержащее выводы по изученной теме.

ГЛАВА 1 Законы Ману

.1 Общая характеристика Законов Ману

В Древней Индии понятие права как совокупности самостоятельных норм, регулирующих общественные отношения, было неизвестно. Повседневная жизнь индийцев подчинялась правилам, утверждаемым в нормах, по своему характеру являвшихся скорее этическими, чем правовыми. Данные нормы носили ярко выраженный религиозный характер. Нормы, определяющие поведение людей в их повседневной жизни (дхармы), содержались в сборниках - дхармашастрах. Наиболее известной дхармашастрой являются Законы Ману.

Дхармашастры - правовые трактаты, более систематизированные, предназначенные для изучения и лучшего запоминания, написанные стихами. Видный санскритолог Г. Бюлер утверждал, что основой Дхармашастры Ману явилась какая-то недошедшая до нас дхармасутра. Его точка зрения встретила серьезные возражения со стороны П.В. Кане и К. П. Джаясвалы, отстаивающих самостоятельный характер возникновения «Манавадхармашастры». Спор будет решен в пользу Г. Бюлера, конечно, только тогда, когда древняя дхармасутра будет найдена. Но точка зрения Г. Бюлера, что дхармащастра Ману в том виде, в каком она дошла до нас, сложилась во II в. до н.э. -II в. н. э., в науке утвердилась. При этом не весь материал, содержащийся в сборнике, может относиться именно к указываемому периоду. Относительно новыми признаются первая и последняя (XII) главы. Из остальных глав более древними считаются II-VI главы. Но и в них имеются стихи, которые признают позднейшими добавлениями.

Авторами Законов Ману были, по-видимому, мудрецы одной из древнеиндийских брахманских школ. Они же дали этой кодификации имя Ману, одного из мифических прародителей человека. Язык, на котором написаны Законы Ману, называется санскритским, это язык древних индусов.

«Законы Ману» в средние века неоднократно переписывали и комментировали, что само по себе показывает большое значение, которое придавалось в Индии этому древнему сборнику. До нас дошли комментарии Медхатитхи (IX в.), Говиндараджи ХП- XIII вв.), Нараяны (XIV в.), Куллюкабхатты (XV в.), Рагхавананды (XVII-XVIII вв.), Нанданы и Рамачандры (XVIII в.).

Первый перевод «Законов Ману» с санскрита на английский язык был издан еще В. Джонсом в 1794 г. «Законы Ману» и после этого неоднократно переводились полностью или частично на европейские языки.

Слово «дхарма» означало совокупность правовых, моральных, этических и других норм, определяющих добродетельность человека и правила жизни в зависимости от его общественного положения. В самих «Законах Ману» дается следующее перечисление признаков дхармы: «Постоянство, снисходительность, смирение, непохищение, чистота, обуздание чувств, благоразумие, знание Веды, справедливость и негневливость - образуют дхарму, обладающую десятью признаками». Выполнение этих общих предписаний наряду с присущими каждой варне и означало выполнение дхармы. Итак, дхармашастра Ману-это сборник таких предписаний члену общества, исполнение которых считается в соответствии с господствующей системой взглядов и религией добродетелью. Дхармашастры были только основой законодательства, но отнюдь не кодексами самих действующих законов.

«Законы Ману» содержат 2684 стихов (шлок <#"justify">1.Законы Ману / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. - 82с.

.Бонгард-Левин Г.М. Индия в Древности. - М.: Наука, 1985 - 758с.

.Бонгард-Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., Наука. 1980- 334 с.

.Ильин Г.Ф.. Предисловие к «Законам Ману» / Перевод С.Д. Эльмановича. - М.: НИЦ «Ладомир», 1992. - 82с.

. Кочергина В.А. Санскритско-русский словарь. - М.: Академический проект, Альма-матер, 2005. - 944с.

.Янович В. «Наследие тысячелетий. Выдержки из 2Законов Ману». - Киев «Задруга», 2006. - 165с.

.Левин Г. М. Древнеиндийская цивилизация. Философия, наука, религия. М., Наука. 1980. - 334 с.

Похожие работы на - Законы Ману

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!