Законодательные условия принудительного помещения в психиатрический стационар

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    17,38 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-16
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Законодательные условия принудительного помещения в психиатрический стационар

Содержание

Введение

1.Основные понятия и нормативно-правовые акты

.Специальная часть

.1Правовое обеспечение оказания психиатрической помощи

.2Психиатрическое освидетельствование

.3Недобровольная психиатрическая госпитализация

.4Пребывание пациента в стационаре и его выписка

.5Наркологическая зависимость - психическое расстройство или нет?

.Практическая часть

Заключение

Список используемой литературы

Введение

принудительный психиатрический стационар

Принудительные меры медицинского характера, наряду с конфискацией имущества, относятся к иным мерам уголовно-правового характера <#"justify">Таким образом, принудительное помещение в психиатрический стационар является одним из способов изоляции общества от лиц, которые могут совершить общественно опасное деяние

1. Основные понятия и нормативно-правовые акты

Общественные отношения (социальные отношения) - различные взаимодействия <#"justify">Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (Москва, 28 марта 1997 г.). Граждане каждой из Договаривающихся Сторон (участники СНГ), совершившие общественно опасные деяния в состоянии невменяемости, в отношении которых имеется решение суда о применении к ним принудительных мер медицинского характера на территории другой Договаривающейся Стороны, по взаимному согласию этих Договаривающихся Сторон передаются для прохождения принудительного лечения в то государство, гражданами которого они являются или на территории которого постоянно проживают (если являются лицами без гражданства) (ст.1 данной Конвенции).

Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. N 19-ФЗ "О компетентном органе РФ по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения". Участие федеральных органов исполнительной власти в организации передачи и принятия РФ в соответствии с Конвенцией для проведения принудительного лечения лиц, страдающих психическими расстройствами, в отношении которых имеется решение суда о применении к ним принудительных мер медицинского характера, осуществляется в порядке, определяемом Правительством РФ. (Ст. 2 данного ФЗ).

Закон РФ о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании. Настоящий Закон распространяется на граждан Российской Федерации при оказании им психиатрической помощи и применяется в отношении всех учреждений и лиц, оказывающих психиатрическую помощь на территории Российской Федерации. Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории Российской Федерации, при оказании им психиатрической помощи пользуются всеми правами, установленными настоящим Законом, наравне с гражданами Российской Федерации.

Приказ Министерства здравоохранения и социального развития от 08.04.98г. №108 «О скорой психиатрической помощи». Данный приказ определяет организацию работы бригад скорой психиатрической помощи и систематическую учебу персонала скорой психиатрической помощи.


.1 Правовое обеспечение оказания психиатрической помощи

Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением назначается лицам, которые по своему психическому состоянию представляют особую опасность для себя или других лиц и требуют постоянного и интенсивного наблюдения (ч. 4 ст.101 УК РФ). Под особой опасностью, являющейся отличительной чертой данного контингента больных, в соответствии с научной доктриной (правовой и судебно-психиатрической), а также сложившейся практикой понимается высокая степень вероятности совершения новых особо опасных деяний - убийств, причинения тяжкого вреда здоровью и прочее. Дополнительными признаками особой опасности могут служить также систематичность совершения больным опасных деяний, несмотря на принимавшиеся в прошлом меры медицинского характера, а также невозможность содержания некоторых больных в иных условиях, кроме специально организованного постоянного и интенсивного наблюдения. Поэтому в стационарах специализированного типа с интенсивным наблюдением обеспечение безопасности возложено помимо медицинского персонала и на немедицинскую службу охраны. Она находится в оперативном управлении администрации стационара, но подчинена органам юрисдикции - органам Федеральной службы исполнения наказаний (ФСИН) Минюста РФ.

В настоящее время в качестве психиатрических стационаров данного типа функционируют самостоятельные учреждения: психиатрические больницы специализированного типа с интенсивным наблюдением, подчиненные непосредственно федеральному органу исполнительной власти - Росздраву РФ. Всего насчитываются семь таких учреждений, каждое из которых обслуживает несколько регионов (краев, областей и пр.). Подобная ситуация сложилась исторически после передачи в 1988г. Психиатрических больниц специального типа (как они тогда именовались) из ведения МВД СССР в подчинение Минздраву СССР. Однако действующее российское законодательство не запрещает создавать такие больницы (или стационарные отделения) в системе психиатрических учреждений, подчиненных органам управления здравоохранения субъектов РФ.

Обязательным признаком психиатрических мер, именуемых недобровольными, является не только нежелание пациента подвергнуться ей добровольно, но также и особая правовая процедура применения недобровольных психиатрических мер. В этой связи к категории недобровольных психиатрических мер можно отнести только те, которые, во-первых, применяются при несогласии пациента либо его законного представителя подвергнуться им добровольно, и, во-вторых, осуществляется в особом порядке, отличном от правовых процедур оказания добровольной психиатрической помощи. Под указанные признаки подпадают недобровольное психиатрическое освидетельствование (ст. 24-25 Закона о психиатрической помощи) и недобровольная психиатрическая госпитализация (ст. 29, 32-36 Закона). Судебные процедуры их применения регулируются главой 35 ГПК (ст. 302-306).

.2 Психиатрическое освидетельствование

Как уже отмечалось, по общему правилу, психиатрическое освидетельствование допускается только с согласия самого пациента или его законного представителя. Однако Законом предусмотрены условия, при которых освидетельствование возможно и без согласия указанных лиц. Это случаи, когда лицо совершает действия, дающие основания предполагать наличие у него тяжелого психического расстройства (ч. 4 ст. 23 Закона), т.е. расстройства, лишающего больного способности к свободному волеизъявлению. (К сожалению, в самом Законе содержание понятия «тяжелое психическое расстройство» не раскрывается, что дает повод для различных его толкований). Однако предположение о наличии у лица такого расстройства - необходимое, но не достаточное основание для недобровольного психиатрического освидетельствования. Требуется также, чтобы предполагаемое расстройство обусловливало (тоже, естественно, в предположительной форме) хотя бы одно из трех обстоятельств:

üнепосредственную опасность больного для себя или окружающих;

üего беспомощность, т.е. неспособность самостоятельно удовлетворять основные жизненные потребности;

üсущественный вред здоровью больного вследствие ухудшения психического состояния, если больной будет оставлен без психиатрической помощи (ч. 4 ст. 23 Закона).

При наличии непосредственной опасности (п. «а» Закона) решение о недобровольном освидетельствовании принимается врачом-психиатром самостоятельно (ч. 1 ст. 24 Закона). В данном случае само освидетельствование носит безотлагательный характер и решение о его проведении должно приниматься немедленно. Врач, принявший это решение, оформляет его в виде записи в медицинской документации. При проведении такого освидетельствования врач вправе не представляться как психиатр (ч. 3 ст. 23 Закона), т.е. может не сообщать об этом обследуемому или его законном у представителю. Данный вопрос решается врачом в зависимости от состояния обследуемого и обстановки, в которой проводится освидетельствование. Поводы к проведению неотложного психиатрического освидетельствования могут быть самыми различными: устные заявления граждан или должностных лиц, задержание и доставка в психиатрическое учреждение лица с признаками тяжелого психического расстройства, обусловливающего опасность, сотрудниками органов охраны правопорядка или обычными гражданами и пр.

В случаях, предусмотренных п. «б» и «в» ч. 4 ст. 23 Закона, экстренная ситуация, которая требовала бы срочных безотлагательных мер, отсутствует. Решение о недобровольном психиатрическом освидетельствовании выносит здесь судья по представлению врача-психиатра (ч. 2 ст. 24 Закона).Заявление о необходимости освидетельствования может подаваться психиатру родственниками лица, подлежащего освидетельствованию, врачом любой медицинской специальности, должностными лицами и иными гражданами (ч. 2 ст. 25 Закона). Заявление должно быть письменным и содержать подробные сведения, обосновывающие необходимость психиатрического освидетельствования, и указания на отказ лица (его законного представителя) от обращения к психиатру. Принявший заявление врач-психиатр вправе запросить дополнительные сведения. Если он установит, что в заявлении отсутствуют данные, свидетельствующие о необходимости освидетельствования (по критериям, содержащимся в п. «б» и «в» ч. 4 ст. 23 Закона), он в письменном виде мотивированно отказывает в психиатрическом освидетельствовании (ч. 4 ст. 25 Закона). Если же врач-психиатр придет к выводу об обоснованности содержащегося в заявлении ходатайства о недобровольном психиатрическом освидетельствовании, то он обращается в суд по месту жительства гражданина, подлежащего данной процедуре. В суд предоставляются заявление врача-психиатра о недобровольном психиатрическом освидетельствовании, врачебное заявление о необходимости его производства и другие имеющиеся материалы. В течение 3 дней со дня подачи заявления судья единолично рассматривает дело «с участием заявителей и других заинтересованных лиц» (ч. 2 ст. 263 ГПК, которая содержит общие нормы, регламентирующие рассмотрение дел в порядке особого производства). По итогам рассмотрения дела судья принимает одно из двух решений:

üо недобровольном (принудительном) психиатрическом освидетельствовании лица;

üоб отказе в таком освидетельствовании (ч. 5 ст. 25 Закона; ст. 306 ГПК).

В случае, когда решение суда не обжаловалось, оно вступает в законную силу по истечении 10 дней, предусмотренных законом для его обжалования в кассационном порядке; в случае подачи кассационной жалобы решение суда, если оно не отменено, вступает в силу после рассмотрения дела судом кассационной инстанции (ст. 209 и 338 ГПК). Получив вступившее в законную силу судебное решение об освидетельствовании, психиатры приступают к его производству.

По результатам недобровольного психиатрического освидетельствования (как неотложного, так и произведенного на основании вступившего в силу решения суда) врач-психиатр может прийти к выводу:

üо наличие у обследуемого психического расстройства, требующего недобровольной госпитализации, после чего психиатр инициирует процедуру ее применения;

üоб отсутствии такого расстройства.

Последний вариант охватывает разные по своему фактическому содержанию случаи. Например, гражданин, задержанный службой скорой психиатрической помощи с подозрением на тяжелое психическое расстройство, обусловливающее его опасность для окружающих, оказывается лицом с относительно неглубокими психическими расстройствами, грубо нарушившим общественный порядок. Психиатры передают такого гражданина в распоряжение правоохранительных органов для привлечения его к юридической ответственности. Или другой пример. Содержащиеся в заявлении о недобровольном психиатрическом освидетельствовании сведения оказываются не соответствующими действительности. В этом случае может возникнуть вопрос о привлечении к юридической ответственности лиц, сообщивших подобные сведения. Дать исчерпывающий перечень всех ситуаций и вариантов едва ли возможно.

2.3 Недобровольная психиатрическая госпитализация

Ей непременно предшествует психиатрическое освидетельствование, причем не обязательно недобровольное. Так, гражданин может добровольно обратиться к психиатру, который обнаруживает у него тяжелое психическое расстройство, требующее обязательного помещения в психиатрический стационар. Однако пациент от предложенной ему госпитализации отказывается, после чего врач получает право начать процедуру недобровольной психиатрической госпитализации. И лишь в экстренных случаях, требующих немедленного психиатрического вмешательства, процедура психиатрического освидетельствования практически «сливается» с процессом помещения пациента в психиатрический стационар.

Важным является также положение ст. 29 Закона о том, что помещение лица в психиатрический стационар допустимо, если «его обследование или лечение возможны только в стационарных условиях». Приведенная норма накладывает на госпитализацию некоторые дополнительные ограничения. Так, больной с тяжелым психическим расстройством, обусловливающим его беспомощность (п. «б»), госпитализируется лишь тогда, когда уход и надзор за ним в иных условиях невозможны. Если же надлежащий уход и надзор обеспечиваются вне стационара (к примеру, дома родными и близкими, нанятыми сиделками и пр.), то больного следует признать не нуждающимся в госпитализации. В данном случае она не должна проводиться исключительно потому, что психическое состояние больного полностью соответствует признакам психического расстройства, которые содержатся в п. «б» ст. 29 Закона. Но если тяжелое психическое расстройство обусловливает непосредственную опасность лица для себя или окружающих (п. «а» ст. 29 Закона), то обеспечение безопасности возможно только путем помещения его в психиатрический стационар для содержания, медицинского ухода и лечения.

Началом процедуры недобровольной психиатрической госпитализации служит направление гражданина в психиатрический стационар врачом-психиатром, осуществившем освидетельствование (чаще всего - психиатром психоневрологического диспансера или скорой психиатрической помощи). Иногда данный этап может отсутствовать; например, прохожие, задержавшие на улице человека с подозрением на наличие у него тяжелого психического расстройства, доставляют его непосредственно в психиатрическую больницу.

По прибытии (доставке) гражданина в стационар его осматривает врач-психиатр приемного отделения, который вправе принять решение о приеме в стационар или об отказе в госпитализации, если он не обнаружит признаков психического расстройства, дающего основания для недобровольной госпитализации.

Затем в течение 48 часов гражданин должен быть освидетельствован комиссией врачей-психиатров данного стационара, которая вновь исследует и оценивает его психическое состояние и принимает решение об обоснованности госпитализации (ч. 1 ст. 32 Закона). Если комиссия не выявит достаточных оснований для недобровольной психиатрической госпитализации, гражданин подлежит немедленной выписке (ч. 2 ст. 32 Закона). Он может быть оставлен в стационаре лишь с его согласия, если имеются достаточные основания для добровольной психиатрической госпитализации.

Если врачебная комиссия приходит к выводу о необходимости недобровольной госпитализации, то в течение тех же 48 часов должно последовать обращение в суд по месту нахождения стационара (ч. 1 ст. 303 ГПК). В то время, как Закон «О психиатрической помощи» предусматривает лишь 72 часа от момента госпитализации для обращения в суд. Однако нормы гражданско-процессуального законодательства приоритетны, поэтому при исчислении сроков надлежит руководствоваться ст.303 ГПК, а не ч. 2 ст. 32 Закона. Следует также иметь в виду, что срок в 48 часов не может быть продлен за счет праздничных или выходных дней. (В ГПК действует следующее правило: «если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается следующий за ним рабочий день» (ч. 2 ст. 108 ГПК). Однако это правило применимо лишь к срокам, которые исчисляются днями, а не часами, как в рассматриваемом нами случае).

В суд подаются заявление представителя стационара о недобровольной психиатрической госпитализации с указанием его оснований и ссылками на закон, мотивированное заключение психиатрической комиссии, иные материалы, если они имеются (ч. 2 ст. 33 Закона; ст. 302 ГПК). Возбуждая дело, судья одновременно продлевает пребывание гражданина в психиатрическом стационаре на срок, необходимый для рассмотрения дела (ч. 2 ст. 303 ГПК). А рассмотрено оно должно быть в течение 5 дней со дня его возбуждения (ч. 1 ст. 304 ГПК).

Судебное заседание проводится в помещении суда или психиатрического стационара. Гражданин вправе лично участвовать в судебном заседании. Если по сведениям, полученным от представителя стационара, психическое состояние гражданина не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении его дела в помещении суда, оно рассматривается судьей в психиатрическом учреждении (ч. 2 ст. 34 Закона; ч. 1 ст. 304 ГПК).

Дело рассматривается с участием прокурора, представителя психиатрического стационара и представителя гражданина, в отношении которого решается вопрос о недобровольной госпитализации (ч. 3 ст. 34 Закона; ч. 2 ст. 304 ГПК).

По результатам рассмотрения выносится решение суда об удовлетворении заявления о недобровольной госпитализации или о его отклонения. Это решение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение 10 дней. Решение суда об удовлетворении заявления является основанием для содержания гражданина в стационаре (ч. 2 ст. 305 ГПК).

2.4 Пребывание пациента в стационаре и его выписка

Пребывание пациента в психиатрическом стационаре в порядке недобровольной госпитализации продолжается только на время сохранения оснований, по которым она была проведена (ч. 1 ст. 36 Закона). Тем самым Закон не устанавливает каких-либо сроков пребывания в стационаре пациента в статусе недобровольно госпитализированного; однако Законом предусмотрены процедуры контроля сохранения оснований для такого пребывания. Контроль осуществляется в форме регулярных врачебных освидетельствований госпитализированного с целью решения вопросов продления госпитализации или выписки.

В течение 6 месяцев комиссионное врачебное освидетельствование (не менее чем двумя психиатрами) должно проводиться не реже 1 раза в месяц. При продлении госпитализации более 6 месяцев освидетельствование комиссией врачей проводится не реже 1 раза в 6 месяцев (ч. 2 ст. 36 Закона).

По истечении первых 6 месяцев с момента недобровольной госпитализации комиссионное врачебное заключение о необходимости ее продления направляется администрацией стационара в суд по месту нахождения стационара. Судья в порядке, установленном ст. 302-305 ГПК, рассматривает это заключение и выносит решение о продлении госпитализации (либо об отказе в нем). В дальнейшем решение о продлении недобровольной госпитализации принимается судьей ежегодно (ч. 3 ст. 36 Закона).

При отпадении оснований для недобровольной госпитализации пациент подлежит выписке по заключению врачебной комиссии. Пациент подлежит выписке и тогда, когда недобровольная психиатрическая госпитализация не была продлена судом (ч. 3 ст. 40 Закона). В ряде случаев могут отпадать основания для недобровольного содержания больного в стационаре при сохранении оснований для его возможного пребывания там в добровольном порядке. Например, показанный по состоянию здоровья курс лечения предпочтительнее провести в стационарных условиях. В таких случаях больного можно оставить в стационаре только с его согласия или с согласия его законных представителей.

2.5 Наркологическая зависимость - психическое расстройство или нет?

Среди специалистов не утихает дискуссия по вопросу о том, распространяются или нет нормы Закона на лиц с наркологической зависимостью (алкоголизмом, наркоманией, токсикоманией). Мнения лиц, принявших участие в дискуссии, разделились.

На мой взгляд, принципиальный подход к решению этой проблемы заложен в самом Законе. В нем используется термин «психические расстройства», который в соответствии с действующей классификацией болезней (МКБ-10) охватывает в числе прочего все состояния, вызванные употреблением алкоголя, наркотических веществ и иных ПАВ. Следовательно, Закон относит состояния зависимости от ПАВ к числу психических расстройств, а пациенты с указанной зависимостью подпадают под действие данного Закона.

При более внимательном анализе проблемы выясняется, что центральным в развернувшейся дискуссии является не этот, а другой вопрос: применимы ли нормы Закона, касающиеся недобровольных психиатрических мер, к больным с наркологической патологией и, в частности, с состояниями зависимости от ПАВ? Ответ на него представляется следующим.

Если злоупотребление ПАВ вызывает тяжелое психическое расстройство, т.е. расстройство, настолько выраженное по глубине поражения психических функций, что больной утрачивает способность к свободному волеизъявлению (например, алкогольный психоз), то такие болезненные состояния подпадают под критерии, содержащиеся в ч. 4 с. 23 и ст. 29 Закона. Значит, они могут служить основанием для недобровольного психиатрического освидетельствования и недобровольной психиатрической госпитализации. При менее тяжелом (глубоком) характере наркологической по своей природе психопатологии недобровольные психиатрические меры неприменимы. К этой категории расстройств относится подавляющее большинство состояний зависимости ПАВ.

Видимо, одной из причин расхождения во мнениях по рассматриваемому вопросу является то, что содержание термина «тяжелое психическое расстройство» не раскрывается в самом тексте Закона (хотя и вытекает из его концепции, о чем уже говорилось выше). Для устранения отмеченного недостатка в Закон надлежит внести соответствующие изменения.

Вопрос о целесообразности легализации такого лечения, о критериях состояний зависимости, требующих его применения, и ряд других связанных с этим вопросов, нуждаются в специальном обсуждении.

3.Практическая часть

В отделение милиции вечером от жильцов дома № Х поступила жалоба на громкие крики, звуки борьбы, доносящиеся из квартиры соседей. Приехавшие сотрудники милиции обнаружили в квартире труп женщины и никак не реагировавшего на происходящее мужчину, который держал в одной руке окровавленный нож и стоял над телом жертвы, бормоча что-то бессвязное. При задержании сопротивления не оказывал.

Было выяснено, что задержанный несколько лет назад состоял на учете в психоневрологическом диспансере с диагнозом «шизофрения».

Судебно-психиатрическая экспертиза признала мужчину невменяемым на момент совершения им преступления.

.Как и на основании каких нормативно-правовых актов должна была проходить процедура задержания?

.Какое решение вынесет суд при рассмотрении данного дела?

Решение.

Согласно ст.21 УК РФ, лицо, которое в момент совершения общественно опасного деяния находилось в состоянии невменяемости, не подлежит уголовной ответственности.

Задержание проводится в присутствии понятых. На основании ст. 29 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», этот человек может быть помещен в психиатрический стационар, так как представляет опасность для окружающих.

В течение 48 часов должно быть проведено освидетельствование комиссией врачей психиатров (ч.1 ст. 32 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: «Лицо, помещенное в психиатрический стационар по основаниям, предусмотренным статьей 29 настоящего Закона, подлежит обязательному освидетельствованию в течение 48 часов комиссией врачей-психиатров психиатрического учреждения, которая принимает решение об обоснованности госпитализации. В случаях, когда госпитализация признается необоснованной и госпитализированный не выражает желания остаться в психиатрическом стационаре, он подлежит немедленной выписке»).

Затем заключение комиссии в течение суток направляется в суд (ч.2 ст. 32 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»: «Если госпитализация признается обоснованной, то заключение комиссии врачей-психиатров в течение 24 часов направляется в суд по месту нахождения психиатрического учреждения для решения вопроса о дальнейшем пребывании лица в нем»).

Согласно ст.34 Закона РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»:

üзаявление о госпитализации лица в психиатрический стационар в недобровольном порядке судья рассматривает в течение пяти дней с момента его принятия в помещении суда либо в психиатрическом учреждении;

üлицу должно быть предоставлено право лично участвовать в судебном рассмотрении вопроса о его госпитализации. Если по сведениям, полученным от представителя психиатрического учреждения, психическое состояние лица не позволяет ему лично участвовать в рассмотрении вопроса о его госпитализации в помещении суда, то заявление о госпитализации рассматривается судьей в психиатрическом учреждении;

üучастие в рассмотрении заявления прокурора, представителя психиатрического учреждения, ходатайствующего о госпитализации, и представителя лица, в отношении которого решается вопрос о госпитализации, обязательно.

Так как этот мужчина совершил преступление в состоянии невменяемости, ему в соответствии со ст. 97, 99, 101 УК РФ будет назначено принудительное лечение в психиатрическом стационаре. Тип данного лечебного заведения будет также установлен судом в соответствии с заключением экспертов.

Заключение

Психическое здоровье - это состояние душевного благополучия, характеризующееся отсутствием болезненных психических проявлений и обеспечивающее адекватную условиям окружающей действительности регуляцию поведения. В современных условиях во всех регионах России обнаруживается увеличение числа психических расстройств среди населения, и эта тенденция является весьма устойчивой. По данным специальных исследований, распространенность основных форм психических заболеваний возрастает каждые десять лет на 10-15 %.

Как показывает мировой опыт, по меньшей мере, каждый четвертый житель планеты нуждается в консультации психолога, психотерапевта или психиатра. По этой причине продолжает расти показатели первичной инвалидности. Психические заболевания являются одной из важных социальных, экономических, культурных и медицинских проблем в современной России.


Нормативно-правовые акты

1.Конвенция о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения (Москва, 28 марта 1997 г.).

2.Уголовный кодекс РФ от 13 июня 1996 г. N 63-ФЗ (ст.128 УК РФ).

.Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1.

.Федеральный закон от 7 мая 2009 г. N 92-ФЗ "Об обеспечении охраны психиатрических больниц (стационаров) специализированного типа с интенсивным наблюдением".

.Федеральный закон от 22 апреля 2004 г. N 19-ФЗ "О компетентном органе Российской Федерации по Конвенции о передаче лиц, страдающих психическими расстройствами, для проведения принудительного лечения".

.Закон РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".

.Приказ Минздрава РФ от 8 апреля 1998 г. N 108 «О скорой психиатрической помощи».

Дополнительная литература

.Постатейный комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под редакцией д. ю. н., профессора А.И. Чучаева). - "Юридическая фирма "КОНТРАКТ", "ИНФРА-М", 2009 г.

2.Рождествина А.А. Комментарий к Закону РФ от 2 июля 1992 г. N 3185-I "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании". - Система ГАРАНТ, 2006 г.

.Принудительные меры медицинского характера в законодательстве РФ (А.Н. Пищита, "Медицинское право", N 3, III квартал 2005 г.).

.Судебная психиатрия. (Дмитриева Т. Б., Ткаченко А. А., Харитонова Н. К., Шишков С. Н., «Медицинское информационное агентство», 2008г.).

Похожие работы на - Законодательные условия принудительного помещения в психиатрический стационар

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!