Средневековые и современные геополитические концепции арабского мира: сравнительный анализ

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    11,68 Кб
  • Опубликовано:
    2013-09-18
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Средневековые и современные геополитические концепции арабского мира: сравнительный анализ

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

ФГБОУ ВПО «ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

ИНСТИТУТ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ «Государственное и муниципальное управление»






КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По дисциплине: Геополитика

Выполнила:

Студентка __4__ курса

_____7______ семестра

Мартова А.В.






Когалым, 2013

Глава 1. Средневековые и современные геополитические концепции арабского мира: сравнительный анализ

.1 Геополитические концепции арабского мира

Колыбелью арабского этноса был Аравийский полуостров, находящийся в юго-западной части евразийского материка и занимающий промежуточное положение между Европой, Центральной и Южной Азией и Северо-Восточной Африкой. Площадь поверхности полуострова Аравия - 3 млн кв. км (более четверти площади Европы). Он омывается водами Средиземного (с северо-запада), Красного (с юго-запада), Аравийского (с юго-востока) морей и Персидского залива (с северо-востока).

Природные условия (жаркий и сухой климат, на большей части поверхности полуострова преобладают песчаные пустыни и полупустыни, а также плоскогорья со степной растительностью, лишь небольшая часть которой пригодна для земледелия) предопределили историческое развитие арабского этноса, который изначально разделился на оседлых земледельцев и кочевых скотоводов.

Земледельческая культура появилась на юге Аравийского полуострова уже в I тыс. до н.э. Она опиралась на достаточные водные ресурсы, сеть мелиорации, сложившуюся уже в VIII в. до н.э., а также караванный торговый путь. На севере полуострова процветало кочевое скотоводство. Кочевые арабы - бедуины занимались разведением верблюдов, коней, овец, коз. Но и там по мере развития ремесел и торговли постепенно появились оазисы оседлой культуры. Указанные различия предопределили противостояние Севера и Юга, оседлой культуры земледельцев-феллахов и кочевой культуры бедуинов, что, безусловно, имело геополитическое измерение.

В VII в. н.э. геополитическая ситуация на Аравийском полуострове определялась соотношением сил между ведущими державами - Византией, Ираном и Эфиопией, которые в своем стремлении контролировать доходный торговый «путь благовоний» довели Юг Аравии до истощения. Многие арабские роды вынуждены были переселиться на север полуострова, большая часть населения которого поддерживало экономические и родственные связи с бедуинами.

К этому времени уже были достаточно развиты религии единобожия - иудейская и христианская, имевшие в Аравии немало поклонников. Верхушка арабского общества не могла не видеть объединяющей роли религиозного фактора в консолидации общества и становлении государства. Однако традиции и привычки поклонения племенным богам, и в первую очередь «Черному камню» в храме Кааба (Мекка), тормозили процесс национального объединения.

Одним из первых арабских проповедников единобожия на севере Аравии стал Мухаммед (570-632), который положил начало утверждению новой религии - мусульманства.

После внезапной смерти пророка Мухаммеда (632) военно-религиозная экспансия арабов была продолжена. В ходе завоеваний арабы переселялись в завоеванные страны и активно насаждали новую религию. В других частях Халифата, где культура и язык были близки арабскому (Междуречье, Сирия), шла активная арабизация местного населения.

В период завоеваний (VII-VIII вв.) складывается геополитическая концепция ислама. В соответствии с ней весь мир разделен на три сферы:

. Область ислама, которая включает страны, исповедующие ислам и находящиеся под властью мусульманских правителей и мусульманского права. Это центр мира, здесь находится политическая столица и религиозный центр всех правоверных.

. Область мирного договора - страны, подчинившиеся мусульманам путем договора. Немусульманское население этих стран находится под покровительством ислама и платит за это специальную подушную подать (джизьа). Это так называемая мусульманская полуферия.

. Область войны - немусульманские страны, не имеющие мирного договора с Халифатом и, следовательно, находящиеся с ним в состоянии войны. Это мировая периферия, которая должна быть превращена в мусульманскую полупериферию.

Для того чтобы привести весь мир к исламу, мусульманам необходимо вести постоянную борьбу за веру - джихад, который может быть трех видов:

джихад сердца - борьба со своими собственными недостатками;

джихад языка - запрет порицаемого и разрешение одобряемого исламом;

газават (набег) или фатх (завоевание, победа).

В священной войне запрещено убивать женщин, детей, стариков и священников даже немусульманского вероисповедания, но население и собственность завоеванной страны становятся военной добычей.

Таким образом, геополитика ислама реализовывалась через определенную государственную форму - Халифат. В центре мира была арабская нация, сплоченная мусульманской религией, святилища которой находятся в Мекке - религиозном центре мусульман и всего будущего мира. Обитаемый мир пока еще не стал полностью мусульманским, но целью ислама является сделать его таковым посредством постоянной экспансии Халифата, усилиям всех мусульман, которые обязаны вести священную войну-джихад за реализацию этой цели.

Геополитические идеи и концепции излагались в работах ряда арабских ученых, среди которых выделяются Аль-Фараби и Ибн-Хальдун.

Аль-Фараби (870-950).

Выдающийся арабский философ, ученый-энциклопедист, политический мыслитель Абу Наср ибн Мухаммед Аль-Фараби, получив блестящее по тем временам образование в Багдадском университете, изучал естественные, социальные, политические науки и философию. По окончании университета занялся научной работой и оставил после себя богатое и разнообразное научное наследие. Своими трудами он заслужил в арабском мире прозвище «Второй учитель» (т.е. второй Аристотель). Мусульмане считают его также отцом арабской политической мысли.

Как политический и социальный мыслитель Аль-Фараби прославился получившими широкую известность в арабском мире и за его пределами работами «Гражданская политика», «О достижении счастья», «Афоризмы государственного деятеля». В сирийский период своей деятельности он систематизировал свои социально-политические воззрения, объединив их в общем труде под названием «Трактат о взглядах жителей добродетельного города».

Политические идеи Аль-Фараби имели явно выраженный геополитический подтекст. Он, как и Аристотель, объяснял политические явления и процессы естественными, природными причинами, постоянно связывая политику и географию. Человеческое общество, например, в его представлении - это «соединение многих людей в одном месте проживания», т.е. результат совокупного воздействия географических и социальных факторов. При этом человеческое общество, как всю цивилизацию в целом, Аль-Фараби подразделял на отдельные народы, которые отличаются один от другого «тремя естественными вещами: естественным нравом, естественными чертами (характера) и третьей, основанной на характере (людей), которая также имеет касательство к естественным вещам. Это язык, т.е. речь, являющаяся средством выражения (мысли)». Таким образом, Аль-Фараби положил в основу этногенеза природные (естественные) причины: нрав, характер и язык народов, которые, по его мнению, формируются географическими факторами.

Размышляя над проблемами формирования и жизнедеятельности общества и государства, вольно или невольно, арабский мыслитель освещал геополитические аспекты данной проблематики. Аль-Фараби подразделял все общества (государства) на великие, средние и малые. «Великое общество - это совокупность многих народов, которые объединяются и помогают друг другу. Среднее - это один народ. Малое - это (общество), представленное одним городом».

В его великих, средних и малых обществах узнаются империи, однонациональные страны и полисы. Причем каждое общество из них может быть вполне автономным, политически независимым, представляя при этом максимальные возможности для совершенствования людей в делах и мыслях («совершенные общества»). Наибольшим совершенством, по Аль-Фараби, обладает городская община. При этом «город и общество необходимости» имеют целью «взаимопомощь в приобретении (всего того), что необходимо для существования и защиты тела...». «Город и общество обмена - это такие жители, которые помогают друг другу в том, чтобы их почитали словом и делом», а город и общество властолюбия представлены «людьми, которые помогают друг другу в достижении победы...». Наилучшим (как и у Аристотеля) Аль-Фараби считал «коллективный город», т.е. такой, в котором каждый житель полностью волен делать то, что пожелает. Его жители сами избирают себе правителей, которые правят ими в соответствии с волей жителей.

Показанная нами градация общества по принципу добродетельности и предпочтение полисного общества имперскому наглядно отражают настроения эпохи, в которой жил автор данной концепции. Это была эпоха распада Халифата, политической нестабильности, когда каждый человек, лишенный государственной опоры и защиты, искал помощи и поддержки в семье, у соседей, в городской общине.

Ибн-Хальдун (1332-1406).

«Пролегомены» - энциклопедическое произведение, имеющее заметную геополитическую основу. Оно содержит сведения о Земле, ее климатических зонах, населяющих планету народах, их истории и культуре, о связи человека и природы. Первая пролегомена - «Об освоении человеком мира» - завершается выводом о том, что «смысл освоения человеком мира» заключается в сотрудничестве людей, которое дает им «пищу для пропитания и оружие для защиты». При этом сотрудничество, т.е. объединение и взаимопомощь людей в процессе освоения ими мира, непрерывно совершенствуется. Это есть путь развития человечества от примитивности к цивилизации, он естествен и необходим. Объединение людей в общества и государства, по мнению Ибн-Хальдуна, происходит на основании асабийи - особого вида социальных отношений, вытекающих из первоначального родства, симпатии к близким, стремления уберечь их от несправедливости и беды. Позднее, с развитием цивилизации и, очевидно, усложнением социальных связей, асабийа переносится на всех членов общества. На основе асабийи, понимаемой уже как «зашита, оборона и завоевание и всякое дело, для которого объединяются», образуются и государства, на ней же держится и власть в них. На этой же основе образуются внутри государства политические группировки, которые ведут борьбу за власть.

Однако государства могут образовываться и без асабийи. Это положение справедливо, по Ибн-Хальдуну, в случае побед и значительного преобладания одной из борющихся за власть клик; она может единолично осуществлять власть, опираясь на помощь чужаков. Создание империи (халифата), т.е. объединение многих этносов в едином, но разнородном государственном образовании, ведет к разрушению асабийи - этнонационального единства и побуждает победившего в борьбе за власть правителя опираться и на чуждый этнонациональный элемент, что, в свою очередь, чревато крушением всей империи.

.2 Исламский мир в поисках собственной геополитической ниши

геополитический арабский концепция исламистский

Геополитические перспективы исламского мира не вполне очевидны в силу его неоднородности. Дело в том, что понятие «исламский мир» достаточно условно. Этот термин охватывает два географически разнородных ареала стран. Прежде всего, это так, называемый мусульманский Восток - арабские государства Ближнего Востока и Персидского залива, а также государства Южной и Юго-Восточной Азии - Афганистан, Иран, Пакистан и Турция. В этих странах ислам выступает определяющим фактором общественной жизни. Другим крупным ареалом распространения ислама является так называемый Север, включающий мусульманские страны постсоветского пространства на Кавказе и в Центральной Азии, а также мусульманские регионы России (где мусульманами считают себя 15 млн. человек). Правда, мусульманский Север заметно отличается от Востока. В советский период атеизм значительно подорвал здесь исламские традиции. По этой причине фактором наднациональной идентичности выступали клановые отношения, но не ислам. Наконец, за пределами этих двух наиболее крупных ареалов исламского мира быстро растут мусульманские общины в странах Запада: в США (5,7 млн.), во Франции (3 млн.), в Германии (2,5 млн.), Великобритании (1,5 млн.). Быстрому росту исламского мира способствует демократический фактор: если в 1980 г. численность мусульман в мире составляла 18% всего населения Земного шара, то в 2000 г. - уже 23%, а по прогнозам к 2025 г. составит уже 31%, т.е. впервые превзойдет по численности христианское население планеты. Кроме того, идеологически исламский мир расколот: 80% - это сунниты, а 20% -шииты. Из-за своей разнородности и многообразия мусульманский мир не стал единым центром силы. Несмотря на это, в сфере внешней политики многие мусульманские государства пытаются закрепить за собой особую политическую нишу на международной арене, мотивируя ее религиозными мотивами. Другой характерной приметой внешней политики большинства стран Ближнего Востока и Персидского залива стал ярко выраженный антиамериканизм.

Исламский мир политически неоднороден, геополитически расколот, в нем отсутствует объединительная идея. Правда, в настоящее время все обиды и претензии арабского мира вылились в национально-религиозный протест, соединились в новой интернациональной идее арабских идеалистов - «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи», которые направлены прежде всего против Запада. Однако большинство российских экспертов уверены в том, что весьма трудно ожидать сплочения мусульманского мира на антизападной платформе. Как и прежде, за фасадом заявлений об исламской солидарности или арабском единстве скрываются серьезные внутренние споры и разногласия. С этой точки зрения само понятие «мусульманский мир» выглядит во многом политической абстракцией.

Идеи «мировой исламской революции» и «мировой арабской империи» взяли на вооружение в основном действующие на международной арене исламские неправительственные религиозно-политические организации, исповедующие экстремизм и террористические методы. Для этих исламистских организаций характерно агрессивное отношение к европейско-христианским духовным ценностям, использование ислама как революционной идеологии, проповедь шариатского эгалитаризма и строгих правил общественной жизни, обязательных для «истинных» мусульман, что превращает веру в радикальную идеологию.

Так, созданная в 1952 г. международная организация «Исламская партия освобождения» (Хизбут-Тахрир аль-Исламия) ставит своей целью возрождение исламской уммы, «освобожденной от чуждых идей, систем и законов», а также восстановление исламского халифата. Исламская партия освобождения призывает искоренить коррупцию и бедность, в исламском мире с помощью строгого применение шариата. Ее идеологи считают антитеррористические операции в Афганистане и Ираке «войной США против ислама», восхваляют действия палестинцев-смертников, требуют вывести их Центральной Азии войска антиталибской коалиции, а мусульман всего мира призываю участвовать в джихаде и защищать веру.

На рубеже XX-XXI вв. в мусульманском мире появилось огромное количество подобных экстремистских организаций. Наиболее крупные из них «Мировой фронт джихада» - Всемирный исламский фронт борьбы с иудеями и крестоносцами, созданный Бен Ладеном, подписавшим соглашение о сотрудничестве с лидерами египетской организации «Джихад» М. Хамзой и А. аль-Завахири.

Крупная неправительственная организация «Народная исламская конференция» возникла в 1990-е годы в Хартуме, поставив перед собой задачу полного освобождения Иерусалима и оккупированных Израилем территории, она также поддерживает освободительные движения мусульман в Боснии, Косово, Кашмире и Чечне. В Ливии разворачивает свои действия «Всемирное исламское народное руководство» во главе с М. Каддафи, которое не только пропагандирует ислам, но и оказывает военно-политическую поддержку экстремистским религиозно-политическим движениям. Множество радикальных религиозных организаций действуют в Пакистане, куда стеклись исламисты из «горячих точек» - Афганистана, Боснии, Кашмира. Исламабад почти открыто поддерживает международный экстремизм, что является важным элементом антишиитской направленности его политики.

Эксперты считают, что источники финансирования исламистских экстремистских неправительственных организаций различны: благотворительные и религиозные организации, богатые аравийские страны. Международный исламский университет в Исламабаде, каирский Аль-Азхар, бруклинский Центр беженцев «Алькифах», Пакистан.

Список использованных источников

1.Геополитики и геостратеги: Хрестоматия: В 3 ч. / Под ред. Б. А. Исаева. СПб., 2003. Ч. I: Предтечи геополитики. С. 15-77.

.История Древнего мира: В 3 т. / Под ред. И. М. Дьяконова, В.

Д. Нероновой, И. С. Свенцицкой. М., 1983. Т. II: Расцвет древних обществ. С. 159-195, 476-517; Т. III: Упадок древних обществ. С. 22-49, 130-166, 221-239.

.История Средних веков / Под ред. Н. Ф. Колесницкого. 2-е изд. М., 1986. С. 124-141.

.Василенко И.А. Геополитика современного мира: учеб. пособие. М.: Издательство Юрайт, 2010.

.Желтов В.В., Желтов М.В. Геополитика: история и теория: Учебное пособие. М.: Вузовский учебник, 2009.

.Исаев Б.А. Геополитика: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2006.

.Кефели И.Ф. Геополитика Евразии. СПб.: ИД "Петрополис", 2010.

Похожие работы на - Средневековые и современные геополитические концепции арабского мира: сравнительный анализ

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!