Политические элиты

  • Вид работы:
    Контрольная работа
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    12,77 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-15
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политические элиты















Контрольная работа

по дисциплине: Политология

тема: Политические элиты











Барнаул, 2013

1. Понятие «политическая элита». Классические и современные концепции политических элит

Политическая элита <#"justify">Согласно Оксфордскому словарю (1823), термин «элита» (от франц. еlite - «лучшее, отборное, избранное») применялся в качестве определения социальных категорий высшей знати, «избранных людей». Идеи элитизма возникли в глубокой древности. Еще во времена разложения родового строя появились взгляды, разделявшие общество на высших и низших, аристократов и чернь. Предшественниками современных элитарных теорий были Платон (идея правящего класса, состоящего из философов-профессионалов), Т. Карлейль (противопоставление «героев» и «толпы»), Ф. Ницше (ряд интерпретаций идеала «сверхчеловека»). Теории элит возникли в конце ХIХ - начале ХХ в. Их создатели В. Парето, Г. Моска и Р. Михельс исходили из того, что при любой форме власти меньшинство, наделенное особыми достоинствами, руководит массами. Парето назвал его элитой, а Г. Моска - политическим классом. Итальянский ученый В. Парето исходя из представлений о социальной гетерогенности, предопределенной изначальным психологическим неравенством индивидов, утверждал, что в каждой области человеческой деятельности индивиду может быть присвоен реальный либо предполагаемый индекс, являющийся оценкой его способностей.

Совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, В. Парето предложил называть элитой.

По его мнению, элита - это избранная часть общества. Принадлежность к элите он определил выдающимися качествами людей, обеспечивающими им власть. Он различал элиту «менеджеров», приспособленную к динамичным ситуациям, и элиту «рантье», функционирующую в обычных условиях. В этой типологизации он исходил из идеи Н. Макиавелли об элитах - «львах», жестких правителях, использующих силовые методы, и элитах - «лисах», сторонниках гибких методов руководства, владеющих искусством убеждения людей и проведения своей политической линии.

В. Парето отмечал, что история человечества - это история постоянной смены элиты: одни возвышаются, другие приходят в упадок, происходит классовая циркуляция, или круговорот элит. Он считал, что элиты имеют тенденцию к упадку. Их замкнутость и закрытость препятствуют пополнению их личностями с необходимыми качествами. Происходят изменения и в психологических чертах элиты: на смену «новаторам» приходят «консолидаторы». При этом параллельно с деградацией правящей элиты вызревает контрэлита, которая в результате революций и переворотов приходит к власти.

Итальянский мыслитель Г. Моска отмечал, что во всех обществах и во все времена возникают два класса людей - класс, который правит, и класс, которым управляют. Правящий класс, всегда менее многочисленный, выполняет ведущие политические функции, монополизируя власть, наслаждаясь преимуществами, которые она дает, в то время как другой, более многочисленный, управляется и контролируется правящим классом. Важнейшими характеристиками правящего политического класса он считал монопольное владение властью и использование ее преимуществ в результате сплоченности.

Согласно Моске, в развитии политического класса действуют две тенденции - аристократическая и демократическая. Рассматривая аристократическую тенденцию, мыслитель отмечал, что она проявляется в его стремлении стать наследственным если не юридически, то фактически. Возобладание этой тенденции ведет к его вырождению, а в конечном итоге к активизации борьбы новых социальных слоев за господствующие позиции в обществе. Демократическая тенденция выражается в обновлении политического класса за счет наиболее способных к управлению и активных представителей низших слоев, отмечал Г. Моска, такое обновление предотвращает деградацию элиты, делает ее способной к эффективному руководству обществом. Для общества наиболее желательно равновесие между аристократической и демократической тенденциями, так как оно обеспечивает не только преемственность и стабильность руководства страной, но и процесс ее модернизации.

Западный теоретик Р. Михельс, анализируя исторические судьбы политических элит Европы первой трети ХХ в., сформулировал тезис о неизбежности исторического краха любой бюрократически организованной партийно-государственной элиты. Согласно Р. Михельсу, всякая демократическая структура атрибутивно содержит в себе потенциалолигархии.

В своей работе «Социология политической партии в условиях демократизации» (1911) он исследовал проблему «партийная элита - партийные массы» и на примере социалдемократических партий и профсоюзных организаций обосновал так называемый «железный закон олигархических тенденций». Согласно «железному закону олигархических тенденций» происходит выделение руководящего ядра и аппарата, которые постепенно и неизбежно сосредоточивают власть в своих руках, подчиняя политику собственным интересам. Р. Михельс утверждает, что в любой демократической организации всегда правит олигархическая группа, заинтересованная в привилегиях и безразличная к нуждам рядовых членов.

Р. Михельс сделал пессимистический вывод о невозможности демократии. По его мнению, факторы, препятствующие осуществлению демократии, с большим трудом поддаются систематизации, так как коренятся в сущности человеческой природы и политической борьбы. Р. Михельс, вслед за М. Вебером, развивает концепцию бюрократизации правящей элиты.

Рассмотренные классические теории элит объединяются следующими положениями: политический элита рекрутирование советский

любому обществу присуща элитарность, в основе которой лежат естественные различия людей - умственные, физические, психологические, моральные;

политическая элита характеризуется особыми организаторскими качествами и представляет единую сплоченную организацию;

массы признают право на власть, т.е. ее легитимность;

элиты сменяют друг друга в борьбе за власть, поскольку добровольно власть никто не уступает.

Классические теории элит послужили основой для возникновения современных концепций элитизма, в которых феномен политической элиты был подвергнут обстоятельному теоретическому и эмпирическому анализу. [1 с.214-217]

Согласно представителям ценностного подхода, политическая элита прежде всего обладает интеллектуальным превосходством над массами и нравственными качествами. К представителям ценностного подхода можно отнести испанского ученого Хосе Ортега-и-Гассета (1883-1955), который противопоставлял духовную элиту, творящую культурные ценности, пассивной управляемой массе, которая бессознательно следует стандартизованным обычаям и привычкам. Сторонником данного подхода также являлся русский религиозный философ Николай Александрович Бердяев (1874-1948), который пытался выявить качественные показатели элиты, определяющие ее влияние на социально-политическую и духовную жизнь общества. На основе анализа развития разных стран и народов Бердяев вывел «коэффициент элиты» как отношение высокоинтеллектуальной части населения к общему числу грамотных. Он отмечал, что коэффициент элит, составляющий выше 5%, означает наличие в обществе высокого потенциала развития, когда этот коэффициент опускается примерно до 1%, в обществе наблюдается застой и окостенение, а сама элита превращается в касту.

Для ценностных теорий характерны следующие положения:

элита - наиболее значимый элемент социальной системы, ориентированный на удовлетворение важнейших потребностей общества;

элита представляет относительно сплоченную организацию на основе выполнения ею руководящих функций;

политическая элита не господствует над массами, а управляет ими на основе добровольного согласия и собственного авторитета;

элитарность вытекает из равенства возможностей и не противоречит демократии, способствуя ее укреплению.

В современной политической науке широкое распространение получили теории демократического элитизма. Они исходят из предложенного Й. Шумпетером понимания демократии как конкуренции между потенциальными группами за доверие избирателей. В своей работе «Капитализм, социализм и демократия» он стал рассматривать политику как рыночный процесс, а демократию - как правление политиков. Шумпетер акцентировал внимание на том факте, что в действительности не народ ставит и решает вопросы, касающиеся его бытия. Эти вопросы поднимаются и решаются за него другими людьми.

Ученый предложил авторскую концепцию элитарной демократии. Среди представителей, разделяющих теорию демократического элитизма, можно выделить американских политологов Гарольда Лассуэла и Сеймура Липсета, которые рассматривали элиту как необходимого гаранта высокого качественного состава руководителей, избираемых населением в результате всеобщих выборов. Они полагали, что элиты являются поборницами либерально-демократических ценностей в отличие от масс, настроенных на радикальную борьбу за социально-экономические права: на труд, забастовку, создание профсоюзных организаций. Элиты осуществляют наиболее важные управленческие функции в обществе и оказывают значительное влияние на выработку и принятие таких политических решений, которые имеют существенные последствия для развития общества, они способны нейтрализовать присущий массам иррационализм.

Проведенные прикладные исследования в странах Запада во второй половине ХХ в. показали некоторые недостатки данной концепции. Согласно результатам исследования, представители элит обычно превосходят низшие слои общества в принятии либерально-демократических ценностей, в частности прав человека, свободы слова, конкуренции, более толерантны политически и вместе с тем консервативны в признании социально-экономических прав граждан.

Следует также отметить, что политическая элита является составной частью правящей элиты, в которую входят различные группы, непосредственно или опосредованно участвующие во властных процессах, в частности экономическая, военная, научная, культурная и другие элиты, которые оказывают значительное влияние на принятие политических решений. [1 с. 217-220]

2. Типологии элит и системы их рекрутирования

Впервые попытка классифицировать элиты была предпринята Р. Миллсом. Он различал элиту по видам деятельности - политическую, экономическую и военную. В своей работе «Властвующая элита» он выделял две группы властвующей элиты. К первой группе он относил политическую элиту - тех, кто избран народом и имеет легитимное право принимать политические решения. Во вторую группу входят элиты в политике - кого народ не избирал, но они имеют значительное влияние на процесс принятия политических решений. Современные как западные, так и отечественные политологи предлагают свои варианты классификации элит по ряду других оснований. В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на наследственные (например, аристократия), ценностные (лица с престижным общественным или должностным статусом), властные (непосредственные обладатели власти) и функциональные (профессиональные управленцы).

Согласно позиции в управлении обществом различают: с одной стороны - правящую, т.е. непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлиту); с другой - высшую, среднюю и административную элиту. Высшая политическая элита включает в себя политическое руководство государства - монарха, президента, премьер-министра, спикера парламента, лидеров ведущих политических партий, руководителей фракций в парламенте, т.е. лиц, которые принимают значительные для государства решения. Средняя политическая элита формируется из выборных должностных лиц - депутатов, сенаторов, губернаторов, лидеров мелких политических партий и общественных движений, которые участвуют в подготовке и реализации политических решений.

Административная (бюрократическая) элита представляет высший слой государственных служащих, т.е. чиновничества, занимающих руководящие должности в органах государственного управления, предназначены для исполнительной деятельности. Однако практика свидетельствует, что административная элита оказывает большое влияние на принятие политических решений и формирование политического курса в целом.

В соответствии с типом правления можно классифицировать политическую элиту на авторитарную, тоталитарную, демократическую (либеральную); по форме принадлежащей собственности - аграрную, промышленную, финансовую, интеллектуальную; по видам рекрутирования (отбора) - открытую, рекрутирующуюся из различных слоев общества, и закрытую, воспроизводящуюся из собственной среды.

В теории политических элит особое место занимает вопрос о механизме ее формирования и воспроизводства. Социальная представительность и качественный состав политической элиты во многом зависят от системы ее рекрутирования. [1 с. 220-221]

В современной политологии принято различать две основные системы рекрутирования политических элит - антрепренерскую (от франц. entrepreneur - «предприниматель») и гильдий (от нем. gilde - в Средние века объединения, защищающие интересы и цеховые привилегии своих членов). При этом следует заметить, что в действительности в той или иной форме они сочетаются и недостатки одной компенсируют достоинства другой. [1 с. 221-222]

Для системы гильдий характерны:

закрытость, отбор претендентов на высокие должности, главным образом из низших слоев самой элиты, их медленное, постепенное продвижение по ступенькам служебной иерархии;

высокая степень институционализации процесса отбора, наличие многочисленных фильтров - формальных требований для занятия должностей: партийность, возраст, стаж работы, образование, уровень занимаемой должности, положительная характеристика, национальность, вероисповедание;

вый руководитель - глава государства или фирмы. [1 с. 222]

Антрепренерская система - это, прежде всего, система выборов органов самоуправления и представительной власти, а также - первых лиц администраций разного уровня, система выборов в общественных организациях разного типа, иногда - выборы на низшие и средние должности в частном секторе.

Антрепренерскую систему отличают:

открытость, широкие возможности для представителей общественных групп претендовать на занятие лидирующих позиций;

небольшое число институциональных фильтров, т.е. формальных требований для занятия должностей;

широкий круг участвующих в отборе, в который могут войти все граждане страны;

высокая конкурентоспособность отбора, острота соперничества за занятие руководящих позиций;

первостепенная значимость личных качеств, индивидуальной активности, умения найти поддержку среди широких социальных слоев.

[1 с.222]

Несомненный недостаток анрепренерской системы - это необходимость сочетания различных (а, нередко, противоречащих друг другу и не совмещающихся в одном человеке) качеств у претендента на должность:

умение «продать себя» как социально-политический «товар» , с одной стороны, и качеств, необходимых любому ответственному лицу:

умение принять решение, работать с конкретными людьми, а не «электоратом», компетентность и профессионализм, с другой.

Политические элиты современной России

Процессы демократизации российского общества, протекающие с конца ХХ в., повлекли в правящем слое России существенные изменения, в частности - значительное омоложение высшей политической элиты страны в результате рекрутирования интеллектуалов и профессионалов, преимущественно из числа выходцев из крупнейших городов, в том числе Москвы и Санкт-Петербурга. В 1983 году средний возраст члена Политбюро составлял 71 год. Остановлена опасная тенденция превращения закрытого советского политического класса, вырождавшегося в геронтократию. В результате данных изменений в политической элите возрос удельный вес рыночно ориентированных хозяйственников и прагматиков. Вместе с тем следует заметить, что российская политическая элита является неоднородной

и представлена сторонниками различных идейно-политических направлений.

В политической партии «Единая Россия» в настоящее время имеют место три различные идейно-политические группировки. В постсоветской России определенная часть политической элиты, как правило, региональная, ранее разделявшая коммунистическую идеологию, сохранив свои управленческие должности в бюрократических структурах власти, стала представителем демократических преобразований российского общества в целом. Развитие демократии и утверждение политического плюрализма создали в России благоприятные условия для формирования демократического парламента и развития российской многопартийной системы. Данные процессы позволили некоторым гражданам Российской Федерации войти в российскую политическую элиту в результате общепризнанных мировым сообществом демократических процедур, в частности через систему выборов.

В последние годы современные элитарные российские слои претерпели значительные изменения. Во-первых, они стали более образованными: подавляющее большинство их членов закончили ведущие вузы страны, многие имеют степени кандидатов и докторов наук, в совершенстве владеют несколькими иностранными языками. Во-вторых, на всех уровнях политических элитарных слоев стало больше состоятельных людей, что сделало их более независимыми от лоббистских группировок и влияния как со стороны олигархов, так и со стороны криминальных элементов. Вместе с тем следует отметить, что слабость российской политической элиты проявляется в отсутствии у нее долговременной программы действий, что создает предпосылки отрыва элиты от народа.

Значительная часть представителей политической элиты в 90-е гг. ХХ в. предпринимала попытки перенести в Россию основные ценности либерализма без учета ее исторических традиций и культуры. Нынешнее состояние российской политической элиты, парламентские выборы 2007 и 2011 гг. подтверждают, что процесс ее формирования еще не завершился.

Одной из особенностей современной российской элиты является ее милитократический (от лат. militaris - «военный») характер. Причем доля военных во власти постоянно увеличивается.

Наметившаяся тенденция - каждый четвертый в политической элите военный - сохраняется и при третьем Президенте РФ - Д.А. Медведеве. Другой особенностью является концентрация экономической власти в руках

Современная российская политическая элита сохраняет господствующее положение благодаря социальной апатии, инерции народного послушания, боязни ухудшения экономического благосостояния, особенно в настоящее время, в условиях усугубления и нарастания негативных последствий мирового экономического кризиса. Становление рыночной экономики и правового государства реально только при создании новой эффективной системы рекрутирования политической элиты, которая, как показывает опыт, основывается на конкурентных началах. В стране стали формироваться списки резерва управленческих кадров под патронатом Президента РФ, в которые входят представители федеральных органов власти, региональных органов власти, бизнеса, а также науки, образования и общественных организаций. Политические реалии российской действительности свидетельствуют о превращении политической элиты в закрытую. [1 с. 224-226]

3. Сравнительный анализ советской и современной российской политических элит по характеристикам

ХарактеристикаСоветская политическая элитаСовременная российская политическая элитаСоциальный составПолитическая элита власти, бюрократия.Партийно-комсомольская, номенклатура, административная бюрократия, бизнес-элита, научная и духовно-культурна элиты.Профессиональный и образовательный уровеньВысший социальный статус в политической сфере и престижность социального положения.Высокий социальный статус, переориентация элиты с производственно-технологическую на гуманитарную сферу.Требования, предъявляемые к входящим в элитуСпособность к управлению другими людьми, организаторская способность.Умение человека устанавливать и поддерживать «деловые отношения» с нужными людьми.Механизм отбораСистема гильдий. Отбор кандидатов на более высокие посты осуществляется из низших слоев самой элиты очень узким кругом руководящих работников. Антрепренерская ситема. Ограниченное число формальных требований к претендентам, широкий круг электората обеспечивают высокий степень конкурентности отбора в элиту.Вхождение в элиту есть наделение индивида первичным политическим капиталом, который он может развить или оставить без изменения. Так же должен владеть основами социальной психологии и менеджмента.Степень открытостиХарактеризуется открытостью.Скрытая от посторонних наблюдателей и прозрачная для просвященных.Интенсивность циркуляцииОчевидный факт циркуляции за счет выдвижения наверх многочисленных представителей (предноменклатурных групп) из разных общественных секторовУсиление роли исполнительной власти, повышение значимости неформальных связей и процедур, ускорение циркуляции элит, обострение внутриеэлитного соперничества и повышение мобильности.Литература

1. В.И. Буренко. Политология : учебник / коллектив авторов ; под ред. В.И. Буренко. - 2-е изд., стер. - М. : КНОРУС, 2013. - 392 с. - (Бакалавриат).

. В.П. Огородников, Н.М. Сидоров. Политология : учебное пособие - СПб.: Питер, 2009. - 272 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

Похожие работы на - Политические элиты

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!