Политическая культура и политическое поведение

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Политология
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    234,01 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Политическая культура и политическое поведение

Содержание

Введение

. Политическая культура

.1 Политическая культура: понятие, сущность, структура и функции

.2 Политическая культура Российского социума

. Политическое поведение

Заключение

Список используемой литературы

Приложение

Введение

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между людьми по поводу власти и управления обществом.

Политическая культура - это итог освоения богатств современной цивилизации, политического образования, политической сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества, находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.

Участие в политической жизни требует взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно понимать и правильно оценивать их политическое поведение.

Политическое поведение - это поступки и действия субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с различными общественно-политическими силами.

Политическое поведение охватывает все формы политической активности личности, ее действия и бездействие.

Весомый вклад в изучение политической культуры и поведения внесли Г. Алмонд и С. Верба, Л. Пай. Среди современных известных российских исследователей политической культуры следует выделить К.С. Гаджиева, А.С. Панарина, В.О. Рукавишникова, А.И. Соловьева и др.

В данной работе изучаются политическая культура и политическое поведение как ключевые детерминанты политической деятельности.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.

. Политическая культура

.1 Политическая культура: понятие, сущность, структура и функции

Понятие «культура» весьма многозначно и отражает широчайший набор человеческих представлений о ней. Известно более пятисот определений культуры. Не стремясь прибавить к ним еще одно, которое вряд ли будет признано самым лучшим, присоединимся к пониманию культуры как совокупности результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для человечества ценностей материального и духовного характера. Культура, тем самым, является и «застывшей» частью человеческого общества, и, вместе с тем, совокупностью тех человеческих ценностей, которые определяют и выражают такие цели человеческого существования в истории, как Добро, Истина, Красота, Справедливость и др.

Термин «политическая культура» ввел в научный оборот немецкий философ эпохи Просвещения И. Гердер, в политическую науку - американский политолог Г. Алмонд. Политическая культура им определяется как совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической системы.

По отношению к политическим структурам политическая культура рассматривалась и как зависимая, и как независимая переменная, т. е. и как причина, и как следствие. Это означает, что политическая культура оказывает значительное влияние на существующие или формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур.

Значительный вклад в изучение политических ценностей был внесен американским политологом Р. Инглхартом, разработавшим концепцию «бесшумной революции». Согласно ее основным положениям, наиболее устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими элементами политической культуры. Специфические сочетания этих ориентаций и настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием социально-экономического развития происходит переход от материальных к постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей. Основной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и «постматериалистами». «Материалисты» ориентированы на экономическое благополучие и безопасность государства, процветание своей семьи, сохранение собственного материального благополучия. Для них уровень жизни, законность и порядок имеют первостепенное значение. «Постматериалисты» в большей степени ориентированы на ценности нематериального характера: гарантии прав и свобод человека, самовыражение и самоопределение личности, защита окружающей среды и т. п. В отличие от «материалистов», «постматериалисты» ценят качество жизни. «Экономической и физической безопасности, - отмечал Инглхарт, - постматериалисты придают отнюдь не негативную ценность - они, как всякий, оценивают ее положительно; но в отличие от материалистов, они еще более высокий приоритет отводят самовыражению и качеству жизни». Наряду с самовыражением и качеством жизни постматериалисты особое внимание уделяют политическому участию.

Синтезируя подходы зарубежных и отечественных политологов, политическую культуру можно определить как «систему политических верований, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит политическое действие». Так, профессор Массачусетского технологического университета Лучиан Пай (1921-2008 гг.) под политической культурой понимал сочетание политической идеологии, национального характера и духа, национальной политической психологии и фундаментальных ценностей народа.

Политическая культура представляет собой сложный и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом, пространственном и временном измерении. Это неформальная сторона политической системы, связанная с политической психологией, идеологией, основными ценностями общества, - субъективная сфера, образующая основание политических действий, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение.

Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Ядром политической культуры является ценностно-нормативная система.

Раскроем функции политической культуры, которые отражают ее предназначение в обществе:

функция идентификации - реализует потребность человека в групповой принадлежности (отнесение человеком себя к той или иной социальной группы);

функция ориентации - помогает понять суть происходящих политических событий (объяснение смысла политических явлений);

функция адаптации и социализации - способствует приобщению к навыкам политического поведения;

функция интеграции - выражается в объединении различных социальных групп вокруг определенных ценностей;

функция коммуникации - отражает взаимодействие субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и символов.

Важное значение для определения содержания политической культуры имеет четкое представление о ее структуре (Приложение 1). С точки зрения совокупности позиций, ценностей и образцов поведения, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан, политическая культура включает в себя четыре компонента:

. Познавательный компонент. Его составляют знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме, механизмах власти, принимаемых решениях и их реализации.

. Эмоционально-чувственный компонент. Его составляют чувства и переживания, которые испытывает человек в связи с его участием в политической жизни общества, это эмоционально окрашенное отношение к различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение или отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение. Сюда же входят конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь к «спасителям Отечества», разочарование по поводу невыполненных предвыборных обещаний и т.д.

. Оценочный компонент. Его составляют выработанные субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.

. Поведенческий компонент. Это результат познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного компонентов, перевод их в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ реагирования на происходящие в политической жизни события.

Типичным способом структуризации политической культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным, демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат) и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству, правящим партиям, в способах политического участия и т.д.

Субкультура представляет собой совокупность политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации, доминирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности. Такой подход позволяет увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане), этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры. В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты, характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и эффективному управлению и росту легитимации власти.

Элементами политической культуры являются политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Наиболее полную характеристику структуры политической культуры мы получим при социологическом анализе ее как составной части духовной культуры общества. Структура политической культуры состоит из тех же элементов, как и духовная культура общества в целом. Первоосновой культуры любого общества является тот понятийный аппарат, который присущ мировосприятию того или иного общества, т.е. осмысленный опыт, сформированный в определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке.

Содержательную сторону политической культуры образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Политическая символика, идеи, концепции, убеждения, верования и мифы опираются на определенную ценностно-нормативную систему, она составляет ядро политической культуры. Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей представления о целях, к которым нужно стремиться, свойства того или иного общественного предмета, потребности, желания, интересы.

Политическая культура представляет собой единый процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности.

Интеллигентность в своей основе предполагает единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Это - естественное выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие, душевная порядочность трудолюбие, скромность, честность, чувство ответственности, благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность, стойкость характера. Важные ее составляющие - развитое самосознание, творческие способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность отражает уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую зрелость.

Политическая культура имеет знаковый характер, который находит свое выражение в политической символике - геральдике. Символы имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную мобилизующую роль. Важными символами государства стали флаг, герб, гимн.

С точки зрения взаимодействия элементов, политическая культура общества представляет собой целостное образование. Смысловой, знаково-символический и ценностно-нормативный элементы в рамках политической культуры того или иного общества тесно связаны друг с другом, подкрепляют и подтверждают друг друга. На основе вышеизложенного можно дать такое определение политической культуры общества. Политическая культура - это часть духовной культуры общества, представляющая собой систему устойчивых идей, убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, объединенных в знаково-символических и институциональных формах, передаваемых из поколения в поколение, которые служат упорядочиванию политического опыта и регулированию политических взаимодействий индивидов, общества и органов власти (Приложение 2).

Политическая культура влияет на поведение людей и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и международной политики» оценку политических лидеров, определение человеком своего места в политической жизни общества. Можно сказать, что политическая культура, это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в поведении.

Политическая культура отражает троякую способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения объекта практических устремлений. Облик политической культуры, господствующей в определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания, взаимодействия двух пар ценностей:

во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его усилия на обеспечение социальных изменений);

во-вторых, равенства (когда общество способно предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается снятие ограничений с деятельности индивида).

Оптимальным для политической культуры служит равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.

Выделяются три основные модели политической культуры.

тоталитарная модель политической культуры характеризуется идеями одномерности жизни общества; отсутствием политического плюрализма, альтернативности, политического выбора; нетерпимостью к инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентацией на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления;

демократическая (плюралистическая) политическая культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей; преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической политической культуры являются плюрализм (от лат. «множественный») и толерантность (терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению);

фрагментарная модель политической культуры является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей политической культуры.

Таким образом, политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического поведения.

политический культура социальный общественный

.2 Политическая культура Российского социума

Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед целями и ценностями отдельной личности. Наследством авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность, низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять, что заидеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта демократического развития других стран. В идеологизированном обществе политики выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике, возможно, было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы. Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это привело к закреплению в политике принципа «кто не с нами - тот против нас».

Российскому общественному сознанию традиционно присущ этатизм (фр. etat - государство) - вера в государство, доминирование государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к государству.

В современный период важным условием демократического развития российского общества является освоение гражданами опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот длительный, проходящий через этап фрагментарной модели политической культуры.

Политическая культура современной России пока противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные возможности.

В последние годы в России усиливается общественный интерес к такому понятию, как социокультурные ценности. Понятия политическая культура и национальные ценности широко употребляются политиками, представителями различных религий, деятелями культуры в различных контекстах в средствах массовой информации. Данная тенденция является не столько данью моде, сколько представляет собой поиск оптимального выхода из ценностного кризиса в пореформенный период.

Таким образом, политическая культура - система исторически сложившихся, относительно устойчивых, включающих опыт предшествующих поколений людей убеждений, установок, представлений, моделей поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе преемственности.

. Политическое поведение

Политическое поведение - это способ практического взаимодействия человека с политической средой, выражающийся в той или иной форме политического участия. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм.

Политическое участие - это деятельность граждан, целью которой является влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений. Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие - «это, прежде всего, инструментальная активность, посредством которой граждане пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало желаемые для них действия». К политическому участию можно отнести:

действия по делегированию полномочий (электоральное поведение);

активистскую деятельность, направленную на поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;

Наиболее подробную классификацию типов политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 1). А. Марш разделил политическое участие на две основные формы: конвенциональное и неконвенциональное (протестное), выделив следующие его типы: пассивное, конформистское, реформистское, активистское и протестное (Приложение 3).

Политическое участие зачастую подразделяют на автономное и мобилизационное. Автономное участие - это свободная добровольная деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы. Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку политической системы, и его целью является демонстрация преданности правящей элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.

Таблица 1 - Типы политического участия по А. Маршу

Типы политического участия

Конвенциальное участие


Не принимает участия либо только читает о политике в газетах

Общественная работа, участие в партийной жизни, участие в собраниях, контакты с официальными лицами

Потенциальный протест

Не принимает участия либо только подписывает петиции

Пассивный

Конформистский


Демонстрации, бойкоты, отказ от уплаты налогов, неофициальные забастовки

Протестный

Реформистский




Активистский


Безусловно, оба типа являются идеальными в том смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует мобилизационный тип участия. В демократических - автономный, хотя существуют элементы мобилизационного поведения индивидов, например в избирательных кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать воздействие на политическую позицию индивида.

Кроме того, на характер политического участия влияют социальные факторы. Модели политического участия показаны в Приложении 4.

В зависимости от политического поведения участники подразделяются:

− лидеры - возглавляют политическое движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и достижению намеченных целей;

− активисты - посредники между лидерами и последователями, которые организуют участников движения, постоянно снабжая лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные коррективы в стратегию и тактику поведения масс;

− последователи - их поведение характеризуется разной степенью активности и участия в организациях. Они поддерживают цели, выдвинутые лидерами, и считают их соответствующими своим интересам, которые представляют четко, что стимулирует их участие в политической деятельности;

− лидеры мнения - создают «поля» эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг проблем посредством своей интеллектуальной деятельности (например, через публицистику), делают их объектом всеобщего внимания, не влияя на поведение участников с точки зрения его организации.

Политическому участию противостоит такой тип политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т. е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы, глубоком кризисе ее норм и ценностей. К причинам, обусловливающим абсентеизм, относятся: доминирование у личности норм субкультуры при почти полном вытеснении общепринятых нормкультуры. В результате личность воспринимает мир, находящийся за рамками «своей» субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный. Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать свои интересы может порождать ощущение ненужности политики, и наоборот, угроза собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих интересов. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам, ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия решений.

Абсентеизм может быть обусловлен распадом групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни, отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в большей степени наблюдается у молодежи, представителей субкультур, лиц с низким уровнем образования.

К экстремистским типам политического поведения относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги, опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения. В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических событий и принятие решений. Исследователи современного терроризма усматривают ряд причин, порождающих его. Среди них: неравномерное распределение ресурсов, доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; обострение проблемы бедности; концентрация населения в городах, создающая опасность их перенаселения и деградации; усиление конфронтации между этническими группами и культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта; сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной) самобытности. Члены террористических групп характеризуются высоким уровнем агрессии. Объектом их нападения становятся политические деятели, пассажиры самолетов, автобусов, поездов метро и железных дорог, покупатели в крупных магазинах. Похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий и организаций, захват заложников - все это методы терроризма.

Политический терроризм в конце XX в. принял международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до оружия массового поражения.

Задача борьбы с терроризмом стоит перед отдельными государствами и всем мировым сообществом - это одна из глобальных проблем современности.

Политическое поведение людей, как и любое другое, регулируется обществом и государством в различных формах. Во-первых, велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например, право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за собой уголовную ответственность. Во-вторых, важно, чтобы в обществе утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением. В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение более ответственным, увеличивает возможность его регуляции. В-четвертых, политическое образование и распространение правдивой политической информации делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения политических целей. В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм, их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы, содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных норм.

Эффективное действие названных факторов позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.

Заключение

Политическая культура - это совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов политических представлений, ценностных установок и политического поведения. Это ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое сознание, политическое поведение. Политическая культура определяется в основном двумя факторами: политическими институтами и процессами, а также состоянием общей культуры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ценностей и действий субъектов политической жизни общества. Функции политической культуры - познавательная, интегративная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.

Элементами политической культуры выступают политическое сознание, политические представления, политические ценности и ценностные ориентации, политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов политического сознания и поведения народа.

Политическое поведение - это способ практического взаимодействия человека с политической средой, выражающийся в той или иной форме политического участия. Политическое поведение можно подразделить на политическое участие и абсентеизм. Политическое участие - это деятельность граждан, целью которой является влияние на функционирование политической системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.

Под абсентеизмом понимается уклонение от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и политическим нормам, т.е. политическая апатия.

Список используемой литературы

.        Василик М.А. Политология / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2006. - 588 с.

.        Гаджиев К.С. Политология: конспект лекций / К.С. Гаджиев. - СПб.: Норма, 2009. - 23 с.

.        Курьянов М.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д. Наумова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. - 80 с

.        Миронов В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная безопасность: размышления / В.В. Миронов // Человек и современный мир. - 2004. - №5. - С. 50-61.

.        Политология в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 304 с.

.        Политология: Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005. - 560 с.

.        Пронин Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А. Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.

.        Соловьев А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для студентов вузов / А.И.Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.

Приложение

Приложение 1


Приложение 2

Субъекты и факторы формирования политической культуры


Приложение 3


Приложение 4

Модели политического участия

Похожие работы на - Политическая культура и политическое поведение

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!