Политическая культура и политическое поведение
Содержание
Введение
. Политическая культура
.1 Политическая культура: понятие,
сущность, структура и функции
.2 Политическая культура Российского
социума
. Политическое поведение
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Политика - многообразный мир отношений,
деятельности, поведения, ориентации, взглядов и коммуникационных связей между
людьми по поводу власти и управления обществом.
Политическая культура - это итог освоения
богатств современной цивилизации, политического образования, политической
сознательности. Она является важной составляющей духовной жизни общества,
находит выражение в политическом сознании и политическом поведении.
Участие в политической жизни требует
взаимодействия с другими субъектами политического процесса. Для этого нужно
понимать и правильно оценивать их политическое поведение.
Политическое поведение - это поступки и действия
субъекта политики, характеризующие его взаимодействие с социальной средой, с
различными общественно-политическими силами.
Политическое поведение охватывает все формы
политической активности личности, ее действия и бездействие.
Весомый вклад в изучение политической культуры и
поведения внесли Г. Алмонд и С. Верба, Л. Пай. Среди современных известных
российских исследователей политической культуры следует выделить К.С. Гаджиева,
А.С. Панарина, В.О. Рукавишникова, А.И. Соловьева и др.
В данной работе изучаются политическая культура
и политическое поведение как ключевые детерминанты политической деятельности.
Работа состоит из введения, двух глав основной
части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
. Политическая культура
.1 Политическая культура: понятие, сущность,
структура и функции
Понятие «культура» весьма многозначно и отражает
широчайший набор человеческих представлений о ней. Известно более пятисот
определений культуры. Не стремясь прибавить к ним еще одно, которое вряд ли
будет признано самым лучшим, присоединимся к пониманию культуры как
совокупности результатов деятельности людей, создавших систему традиционных для
человечества ценностей материального и духовного характера. Культура, тем
самым, является и «застывшей» частью человеческого общества, и, вместе с тем,
совокупностью тех человеческих ценностей, которые определяют и выражают такие
цели человеческого существования в истории, как Добро, Истина, Красота,
Справедливость и др.
Термин «политическая культура» ввел в научный
оборот немецкий философ эпохи Просвещения И. Гердер, в политическую науку -
американский политолог Г. Алмонд. Политическая культура им определяется как
совокупность индивидуальных позиций и ориентаций участников данной политической
системы.
По отношению к политическим структурам
политическая культура рассматривалась и как зависимая, и как независимая
переменная, т. е. и как причина, и как следствие. Это означает, что
политическая культура оказывает значительное влияние на существующие или
формирующиеся политические структуры, но в то же самое время она сама
подвержена изменениям и влиянию со стороны политических структур.
Значительный вклад в изучение политических
ценностей был внесен американским политологом Р. Инглхартом, разработавшим
концепцию «бесшумной революции». Согласно ее основным положениям, наиболее
устойчивые ценностные ориентации и настроения массовых слоев общества являются важнейшими
элементами политической культуры. Специфические сочетания этих ориентаций и
настроений определяют устойчивость и жизнеспособность демократии. Инглхарт
предположил, что в индустриально развитых странах под влиянием
социально-экономического развития происходит переход от материальных к
постматериальным ценностям, которые начинают играть ведущую роль в жизни людей.
Основной культурный раздел начинает проходить между «материалистами» и
«постматериалистами». «Материалисты» ориентированы на экономическое
благополучие и безопасность государства, процветание своей семьи, сохранение
собственного материального благополучия. Для них уровень жизни, законность и
порядок имеют первостепенное значение. «Постматериалисты» в большей степени
ориентированы на ценности нематериального характера: гарантии прав и свобод
человека, самовыражение и самоопределение личности, защита окружающей среды и
т. п. В отличие от «материалистов», «постматериалисты» ценят качество жизни.
«Экономической и физической безопасности, - отмечал Инглхарт, -
постматериалисты придают отнюдь не негативную ценность - они, как всякий,
оценивают ее положительно; но в отличие от материалистов, они еще более высокий
приоритет отводят самовыражению и качеству жизни». Наряду с самовыражением и
качеством жизни постматериалисты особое внимание уделяют политическому участию.
Синтезируя подходы зарубежных и отечественных
политологов, политическую культуру можно определить как «систему политических
верований, символов и ценностей, определяющих ситуацию, в которой происходит
политическое действие». Так, профессор Массачусетского технологического
университета Лучиан Пай (1921-2008 гг.) под политической культурой понимал
сочетание политической идеологии, национального характера и духа, национальной
политической психологии и фундаментальных ценностей народа.
Политическая культура представляет собой сложный
и многогранный феномен, динамичный и одновременно устойчивый в историческом,
пространственном и временном измерении. Это неформальная сторона политической
системы, связанная с политической психологией, идеологией, основными ценностями
общества, - субъективная сфера, образующая основание политических действий,
включающая политические традиции, политическое сознание, политическое
поведение.
Сущностью политической культуры является
совокупность политических знаний, индивидуальных позиций, ориентации, ценностей
и действий субъектов политической жизни общества. Ядром политической культуры
является ценностно-нормативная система.
Раскроем функции политической культуры, которые
отражают ее предназначение в обществе:
функция идентификации - реализует потребность
человека в групповой принадлежности (отнесение человеком себя к той или иной
социальной группы);
функция ориентации - помогает понять суть
происходящих политических событий (объяснение смысла политических явлений);
функция адаптации и социализации - способствует
приобщению к навыкам политического поведения;
функция интеграции - выражается в объединении
различных социальных групп вокруг определенных ценностей;
функция коммуникации - отражает взаимодействие
субъектов и объектов политики на основе существующих мифов, стереотипов и
символов.
Важное значение для определения содержания
политической культуры имеет четкое представление о ее структуре (Приложение 1).
С точки зрения совокупности позиций, ценностей и образцов поведения,
затрагивающих взаимоотношения власти и граждан, политическая культура включает
в себя четыре компонента:
. Познавательный компонент. Его составляют
знания и представления о различных сторонах политической жизни общества: о
политической системе и ее отдельных институтах, о политическом режиме,
механизмах власти, принимаемых решениях и их реализации.
. Эмоционально-чувственный компонент. Его
составляют чувства и переживания, которые испытывает человек в связи с его
участием в политической жизни общества, это эмоционально окрашенное отношение к
различным аспектам политической жизни: их принятие или непринятие, одобрение
или отвержение, симпатии или антипатии, восхищение или презрение. Сюда же
входят конкретные чувства и переживания: нетерпимость к социальному и
национальному угнетению, ненависть к врагам Родины, любовь к «спасителям
Отечества», разочарование по поводу невыполненных предвыборных обещаний и т.д.
. Оценочный компонент. Его составляют выработанные
субъектом политики по определенным критериям оценки существующих политических
отношений, хода политического процесса с позиций их соответствия или
несоответствия своим целям, социально-политическим ценностям, нормам, идеалам.
. Поведенческий компонент. Это результат
познавательного, эмоционально-чувственного и оценочного компонентов, перевод их
в практическую плоскость реализации, политическое поведение как способ
реагирования на происходящие в политической жизни события.
Типичным способом структуризации политической
культуры является различение ценностных ориентиров и способов политического
поведения в зависимости от принадлежности людей к социальным, национальным,
демографическим, территориальным, конфессиональным, ролевым (элита и электорат)
и другим общественным группам. Тем самым политическая культура предстает как
совокупность субкультурных образований, характеризующих наличие у их носителей
существенных (и несущественных) различий в отношении к власти и государству,
правящим партиям, в способах политического участия и т.д.
Субкультура представляет собой совокупность
политических ориентации, значительно отличающихся от культурных ориентации,
доминирующих в обществе, человеком и государством, при которых граждане смогли
бы влиять на политику властей, а государство было бы не бюрократической
корпорацией, а проводником и защитником общего блага, совокупностью институтов,
обеспечивающих обществу благоприятные возможности. Такой подход позволяет
увидеть, что в конкретных странах и государствах наибольшим политическим
влиянием могут обладать, например, религиозные (в Северной Ирландии и Ливане),
этнические (в Азербайджане) или элитарные (в переходных обществах) субкультуры.
В этом смысле наиболее важными элементами субкультурной дифференциации
политической культуры являются личностные особенности лидеров и элиты,
характеризующие их способности к выражению интересов рядовых граждан и
эффективному управлению и росту легитимации власти.
Элементами политической культуры являются
политические представления, политические ценности и ценностные ориентации,
политические установки - отношение субъекта к политическим явлениям,
политическое поведение, политические традиции - способ передачи образцов
политического сознания и поведения народа.
Наиболее полную характеристику структуры
политической культуры мы получим при социологическом анализе ее как составной
части духовной культуры общества. Структура политической культуры состоит из
тех же элементов, как и духовная культура общества в целом. Первоосновой
культуры любого общества является тот понятийный аппарат, который присущ
мировосприятию того или иного общества, т.е. осмысленный опыт, сформированный в
определенных понятиях и представлениях и зафиксированный в языке.
Содержательную сторону политической культуры
образуют политические идеи и концепции, убеждения и верования. Политическая
символика, идеи, концепции, убеждения, верования и мифы опираются на
определенную ценностно-нормативную систему, она составляет ядро политической
культуры. Ценности - социально-одобряемые и разделяемые большинством людей
представления о целях, к которым нужно стремиться, свойства того или иного
общественного предмета, потребности, желания, интересы.
Политическая культура представляет собой единый
процесс накопления и утверждения знаний, опыта и качественной реализации их в
практической деятельности и поведении. Формирование политической культуры на
деле есть сложный процесс обогащения индивидуальности, в котором
перекрещиваются формирование личностной культуры и становление качества интеллигентности.
Интеллигентность в своей основе предполагает
единство образованности, воспитанности и культурности, проявляющихся в
ориентации образа жизни, поведении и деятельности человека. Это - естественное
выражение духовного богатства личности, которой свойственны бескорыстие,
душевная порядочность трудолюбие, скромность, честность, чувство
ответственности, благородство, самоотверженность, яркая индивидуальность,
стойкость характера. Важные ее составляющие - развитое самосознание, творческие
способности, чувства причастности к истории культуре. Интеллигентность отражает
уровень интеллекта человека, его нравственную и эстетическую зрелость.
Политическая культура имеет знаковый характер,
который находит свое выражение в политической символике - геральдике. Символы
имеют ярко выраженную эмоциональную окраску и способны играть значительную
мобилизующую роль. Важными символами государства стали флаг, герб, гимн.
С точки зрения взаимодействия элементов,
политическая культура общества представляет собой целостное образование.
Смысловой, знаково-символический и ценностно-нормативный элементы в рамках
политической культуры того или иного общества тесно связаны друг с другом,
подкрепляют и подтверждают друг друга. На основе вышеизложенного можно дать
такое определение политической культуры общества. Политическая культура - это
часть духовной культуры общества, представляющая собой систему устойчивых идей,
убеждений, ценностей, норм, образцов поведения, объединенных в
знаково-символических и институциональных формах, передаваемых из поколения в
поколение, которые служат упорядочиванию политического опыта и регулированию
политических взаимодействий индивидов, общества и органов власти (Приложение
2).
Политическая культура влияет на поведение людей
и деятельность различных организаций, на их воспитание, явления внутренней и
международной политики» оценку политических лидеров, определение человеком
своего места в политической жизни общества. Можно сказать, что политическая
культура, это тип отношения к политическим явлениям, обнаруживающийся в
поведении.
Политическая культура отражает троякую
способность субъекта политики: вычленять в отношениях и явлениях власти
внутренне значимый для себя смысл, подчиняться вытекающим из него целям и
задачам, а также умение действовать в соответствии с целями и логикой изменения
объекта практических устремлений. Облик политической культуры, господствующей в
определенном обществе, в значительной степени зависит от сочетания,
взаимодействия двух пар ценностей:
во-первых, порядка (ориентирующего субъекта на
поддержание стабильности социальной системы) и развития (направляющего его
усилия на обеспечение социальных изменений);
во-вторых, равенства (когда общество способно
предоставить каждому индивиду одинаковые условия, или в другом варианте - возможность
для существования) и свободы (когда главным назначением политики считается
снятие ограничений с деятельности индивида).
Оптимальным для политической культуры служит
равномерное распределение предпочтений членов общества между этими ценностями.
Выделяются три основные модели политической
культуры.
тоталитарная модель политической культуры
характеризуется идеями одномерности жизни общества; отсутствием политического
плюрализма, альтернативности, политического выбора; нетерпимостью к
инакомыслию; упрощенными поведенческими реакциями; культом борьбы, ориентацией
на конфронтацию, решение сложных проблем с позиции силового давления;
демократическая (плюралистическая) политическая
культура проявляется в общенациональном согласии относительно принципов организации
и функционирования политической системы; ротации партий и должностных лиц у
власти; высоком месте демократии в структуре общественных ценностей;
преобладании гражданских процедур в улаживании конфликтов; политическом
плюрализме. Важнейшими параметрами современной демократической политической
культуры являются плюрализм (от лат. «множественный») и толерантность
(терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению);
фрагментарная модель политической культуры
является переходной и совмещает черты тоталитарной и демократической моделей
политической культуры.
Таким образом, политическая культура - это
совокупность типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся
образцов политических представлений, ценностных ориентации, установок и политического
поведения.
политический культура социальный
общественный
.2 Политическая культура Российского социума
Рассмотрение этого вопроса связано с выявлением
особенностей современной политической культуры. При этом надо иметь в виду, что
в России веками ориентировались по преимуществу на нормы общинного
коллективизма, воплощавшие приоритет семьи, общины, сословия, государства перед
целями и ценностями отдельной личности. Наследством
авторитарно-бюрократического строя стали слабо развитая индивидуальность,
низкий статус личных притязаний на власть и политическое участие. Важно понять,
что заидеологизированность мышления большинства граждан России, определяющая
непримиримость к людям с нетрадиционными воззрениями, общекультурная
неразвитость гражданских позиций являлись препятствием освоении опыта
демократического развития других стран. В идеологизированном обществе политики
выражали лишь один интерес - интерес государства. Участие в: политике,
возможно, было только на стороне государства, только в борьбе за его интересы.
Любое несогласие подавлялось, в политике царила государственная монополия. Это
привело к закреплению в политике принципа «кто не с нами - тот против нас».
Российскому общественному сознанию традиционно
присущ этатизм (фр. etat - государство) - вера в государство, доминирование
государства, при котором общество занимает подчиненное положение по отношению к
государству.
В современный период важным условием
демократического развития российского общества является освоение гражданами
опыта демократической политической культуры. Вместе с тем процесс этот
длительный, проходящий через этап фрагментарной модели политической культуры.
Политическая культура современной России пока
противоречива. Длительное отучение народа от собственности и самостоятельности
создает крайнюю неустойчивость общественных отношений, обусловливает падкость
на обещания, повышенную восприимчивость к демагогии. Проблема заключается в
том, сможет ли Россия добиться цивилизованных отношений между человеком и
государством, при которых граждане смогли бы влиять на политику властей, а
государство было бы не бюрократической корпорацией, а проводником и защитником
общего блага, совокупность институтов, обеспечивающих обществу благоприятные
возможности.
В последние годы в России усиливается
общественный интерес к такому понятию, как социокультурные ценности. Понятия
политическая культура и национальные ценности широко употребляются политиками,
представителями различных религий, деятелями культуры в различных контекстах в
средствах массовой информации. Данная тенденция является не столько данью моде,
сколько представляет собой поиск оптимального выхода из ценностного кризиса в
пореформенный период.
Таким образом, политическая культура - система
исторически сложившихся, относительно устойчивых, включающих опыт
предшествующих поколений людей убеждений, установок, представлений, моделей
поведения, проявляющихся в деятельности субъектов политического процесса и
обеспечивающих воспроизводство политической жизни общества на основе
преемственности.
. Политическое поведение
Политическое поведение - это способ
практического взаимодействия человека с политической средой, выражающийся в той
или иной форме политического участия. Политическое поведение можно подразделить
на политическое участие и абсентеизм.
Политическое участие - это деятельность граждан,
целью которой является влияние на функционирование политической системы,
формирование политических институтов и процесс выработки политических решений.
Американские политологи С. Верба и Н. Ни подчеркивают, что политическое участие
- «это, прежде всего, инструментальная активность, посредством которой граждане
пытаются влиять на правительство таким образом, чтобы оно предпринимало
желаемые для них действия». К политическому участию можно отнести:
действия по делегированию полномочий
(электоральное поведение);
активистскую деятельность, направленную на
поддержку кандидатов и партий в избирательных кампаниях;
Наиболее подробную классификацию типов
политического участия предложил английский ученый А. Марш (табл. 1). А. Марш
разделил политическое участие на две основные формы: конвенциональное и
неконвенциональное (протестное), выделив следующие его типы: пассивное,
конформистское, реформистское, активистское и протестное (Приложение 3).
Политическое участие зачастую подразделяют на
автономное и мобилизационное. Автономное участие - это свободная добровольная
деятельность индивидов, преследующих личные и групповые интересы.
Мобилизационное участие имеет принудительный характер. Стимулами политической
активности становятся страх, административное принуждение, традиции и т. п. Как
правило, мобилизационное участие направлено исключительно на поддержку
политической системы, и его целью является демонстрация преданности правящей
элите, всенародного единства и одобрения проводимой политики.
Таблица 1 - Типы политического участия по А.
Маршу
Типы политического участия
|
Конвенциальное участие
|
|
Не принимает участия либо только
читает о политике в газетах
|
Общественная работа, участие в
партийной жизни, участие в собраниях, контакты с официальными лицами
|
Потенциальный протест
|
Не принимает участия либо только
подписывает петиции
|
Пассивный
|
Конформистский
|
|
Демонстрации, бойкоты, отказ от
уплаты налогов, неофициальные забастовки
|
Протестный
|
Реформистский
|
|
|
|
Активистский
|
Безусловно, оба типа являются идеальными в том
смысле, что в любом обществе, в любой политической системе присутствуют
элементы того и другого. В тоталитарных и авторитарных режимах доминирует
мобилизационный тип участия. В демократических - автономный, хотя существуют
элементы мобилизационного поведения индивидов, например в избирательных
кампаниях активно используется метод манипулирования сознанием с целью оказать
воздействие на политическую позицию индивида.
Кроме того, на характер политического участия
влияют социальные факторы. Модели политического участия показаны в Приложении
4.
В зависимости от политического поведения
участники подразделяются:
− лидеры - возглавляют политическое
движение, своим авторитетом, влиянием способствуют его сплочению и достижению
намеченных целей;
− активисты - посредники между лидерами и
последователями, которые организуют участников движения, постоянно снабжая
лидеров информацией о достигнутых результатах и трудностях, вносят существенные
коррективы в стратегию и тактику поведения масс;
− последователи - их поведение
характеризуется разной степенью активности и участия в организациях. Они
поддерживают цели, выдвинутые лидерами, и считают их соответствующими своим
интересам, которые представляют четко, что стимулирует их участие в
политической деятельности;
− лидеры мнения - создают «поля»
эмоционального и интеллектуального напряжения вокруг проблем посредством своей
интеллектуальной деятельности (например, через публицистику), делают их
объектом всеобщего внимания, не влияя на поведение участников с точки зрения
его организации.
Политическому участию противостоит такой тип
политического поведения, как абсентеизм. Под абсентеизмом понимается уклонение
от участия в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях
протеста, деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к
политике и политическим нормам, т. е. политическая апатия. Абсентеистский тип поведения
существует в любом обществе, однако его рост, равно как и рост доли апатичных
людей, свидетельствует о серьезном кризисе легитимности политической системы,
глубоком кризисе ее норм и ценностей. К причинам, обусловливающим абсентеизм,
относятся: доминирование у личности норм субкультуры при почти полном
вытеснении общепринятых нормкультуры. В результате личность воспринимает мир,
находящийся за рамками «своей» субкультуры, как чуждый и/или иллюзорный.
Высокая степень удовлетворения личных интересов также может вести к утрате
интереса к политике. С точки зрения некоторых политологов, способность личности
самостоятельно справляться со своими проблемами, частным образом отстаивать
свои интересы может порождать ощущение ненужности политики, и наоборот, угроза
собственным интересам со стороны более могущественных групп порождает
стремление обратиться к политике как средству отстаивания и защиты своих
интересов. Политическая апатия может проистекать из чувства собственной
беспомощности перед лицом сложных проблем, недоверия к политическим институтам,
ощущения невозможности хоть как-то повлиять на процесс выработки и принятия
решений.
Абсентеизм может быть обусловлен распадом
групповых норм, утратой личностью чувства принадлежности к какой-либо
социальной группе, а следовательно, целей и ценностей социальной жизни,
отсутствием представлений о связи политики с частной жизнью. Абсентеизм в
большей степени наблюдается у молодежи, представителей субкультур, лиц с низким
уровнем образования.
К экстремистским типам политического поведения
относится терроризм. Политический терроризм - систематическое или единичное
осуществление насилия с применением оружия (взрывы, поджоги, организация
катастроф и т. п.) или угроза применения насилия, причиняющего вред людям и
имуществу, с целью создания обстановки страха, паники, ощущения тревоги,
опасности, недоверия к власти. Главное - запугивание правительства и населения.
В отличие от обычных уголовных преступлений политический терроризм проявляет
себя в таких политических акциях, которые получают широкий общественный
резонанс, способный шокировать все общество, повлиять на ход политических
событий и принятие решений. Исследователи современного терроризма усматривают
ряд причин, порождающих его. Среди них: неравномерное распределение ресурсов,
доходов и богатства внутри отдельных стран и между странами; обострение
проблемы бедности; концентрация населения в городах, создающая опасность их
перенаселения и деградации; усиление конфронтации между этническими группами и
культурными слоями, приводящее к росту агрессивного поведения, к пренебрежению
законами и усвоению маргинальной частью населения преступного опыта;
сопротивление глобализации, стремление к сохранению национальной (религиозной)
самобытности. Члены террористических групп характеризуются высоким уровнем
агрессии. Объектом их нападения становятся политические деятели, пассажиры
самолетов, автобусов, поездов метро и железных дорог, покупатели в крупных
магазинах. Похищения, угрозы и шантаж, взрывы в общественных местах, захват зданий
и организаций, захват заложников - все это методы терроризма.
Политический терроризм в конце XX в. принял
международный характер. В его руках современные технические средства вплоть до
оружия массового поражения.
Задача борьбы с терроризмом стоит перед
отдельными государствами и всем мировым сообществом - это одна из глобальных
проблем современности.
Политическое поведение людей, как и любое
другое, регулируется обществом и государством в различных формах. Во-первых,
велико значение правового регулирования. Законы содержат нормы, которые в
интересах безопасности общества и государства, охраны нравственности
устанавливают ограничения на использование гражданских прав и свобод. Например,
право собираться на митинги, демонстрации, пикетирование ограничено указанием
на то, что эти собрания должны проходить мирно, без оружия. Террор, организация
массовых беспорядков и т. п. относятся к числу преступных действий и влекут за
собой уголовную ответственность. Во-вторых, важно, чтобы в обществе
утверждались демократические ценности, определяющие цивилизованные правила игры
на политической арене. Политические и моральные правила могут влиять на
политическое поведение тогда, когда они поддерживаются общественным мнением.
В-третьих, большое значение имеет организованность субъектов политики. Наличие
организаций, деятельность которых соответствует требованиям закона, уменьшает
роль стихийных проявлений в политической жизни, делает политическое поведение
более ответственным, увеличивает возможность его регуляции. В-четвертых,
политическое образование и распространение правдивой политической информации
делают политическое поведение более рациональным, предоставляют субъектам
политики эффективные и одновременно цивилизованные способы достижения
политических целей. В-пятых, многое зависит от политических лидеров, их норм,
их умения снимать чрезмерную политическую напряженность и возбуждение массы,
содействовать рационализации предпринимаемых действий, способности вести за
собой последователей по пути соблюдения правовых, политических и моральных
норм.
Эффективное действие названных факторов
позволяет при высоком уровне активности субъектов политики удерживать
политическую жизнь в рамках норм, признанных обществом и государством.
Заключение
Политическая культура - это совокупность
типичных для данного общества или социальной группы укоренившихся образцов
политических представлений, ценностных установок и политического поведения. Это
ценностно-нормативная система, включающая политические традиции, политическое
сознание, политическое поведение. Политическая культура определяется в основном
двумя факторами: политическими институтами и процессами, а также состоянием
общей культуры в целом. Сущностью политической культуры является совокупность
политических знаний, индивидуальных позиций, ценностей и действий субъектов
политической жизни общества. Функции политической культуры - познавательная,
интегративная, коммуникативная, регулятивная, воспитательная.
Элементами политической культуры выступают
политическое сознание, политические представления, политические ценности и
ценностные ориентации, политические установки - отношение субъекта к
политическим явлениям, политическое поведение, политические традиции - способ
передачи образцов политического сознания и поведения народа.
Политическое поведение - это способ
практического взаимодействия человека с политической средой, выражающийся в той
или иной форме политического участия. Политическое поведение можно подразделить
на политическое участие и абсентеизм. Политическое участие - это деятельность
граждан, целью которой является влияние на функционирование политической
системы, формирование политических институтов и процесс выработки политических
решений.
Под абсентеизмом понимается уклонение от участия
в политической жизни (в голосовании, избирательных кампаниях, акциях протеста,
деятельности партий, групп интересов и т. п.), утрата интереса к политике и
политическим нормам, т.е. политическая апатия.
Список используемой литературы
. Василик
М.А. Политология / М.А. Василик. - М.: Гардарики, 2006. - 588 с.
. Гаджиев
К.С. Политология: конспект лекций / К.С. Гаджиев. - СПб.: Норма, 2009. - 23 с.
. Курьянов
М.А. Политология в вопросах и ответах: Учебное пособие / М.А. Курьянов, М.Д.
Наумова. - Тамбов: Изд-во ТГТУ, 2005. - 80 с
. Миронов
В.В. Глобальное коммуникационное пространство, культура и информационная
безопасность: размышления / В.В. Миронов // Человек и современный мир. - 2004.
- №5. - С. 50-61.
. Политология
в схемах и комментариях / Под ред. А.С. Тургаева, А.Е. Хренова. - СПб.: Питер,
2005. - 304 с.
. Политология:
Учебное пособие / Под ред. А. С. Тургаева, А. Е. Хренова. - СПб.: Питер, 2005.
- 560 с.
. Пронин
Э.А. Политология. Конспект лекций / Э.А. Пронин. - М.: МИЭМП, 2005. - 70 с.
. Соловьев
А.И. Политология: Политическая теория, политические технологии: Учебник для
студентов вузов / А.И.Соловьев. - М.: Аспект Пресс, 2000. - 559 с.
Приложение
Приложение 1
Приложение 2
Субъекты и факторы формирования политической
культуры
Приложение 3
Приложение 4
Модели политического участия