Расчет риска

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    428,09 Кб
  • Опубликовано:
    2013-08-06
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Расчет риска

Введение

Травматизм - совокупность травм, возникших в определенной группе населения за определенный отрезок времени. Производственная травма - травма, полученная работником на производстве и вызванная несоблюдением требований охраны труда.

Состояние травматизма на производстве является важным показателем охраны труда на предприятии.

Различают 2 основных метода анализа травматизма: ретроспективный и прогностический.

Ретроспективные методы (статистический, топографический, экономический) требуют накопления данных о несчастных случаях. В этом и кроется один из главных недостатков.

Прогностические методы позволяют изучать опасность на основе логико-вероятностного анализа, правил техники безопасности, мнений экспертов, специальных экспериментов (монографический).

Целью РГЗ является ретроспективный анализ производственного травматизма в Комсомольском филиале ОАО «РЖД» по статистическим данным.

При выполнении работы были поставлены следующие задачи:

. Провести ретроспективный анализ риска травматизма на предприятии за 2011 год, рассчитать основные показатели, выделить группы риска,

определить индивидуальный риск. Провести краткосрочное прогнозирование риска травматизма по линиям тренда.

. Для созданного в 2011 г. подразделения «Х» предприятия численностью 10 человек рассчитать прогнозируемый уровень индивидуального риска для каждого сотрудника с применением модифицированного вероятностного метода Байеса.

. Провести ранжирование персонала вновь созданного подразделения «Х» и выделить группы риска.

. Предложить комплекс мероприятий по профилактике травматизма для всего персонала подразделения «Х» и выявленных групп риска.


Исходные данные

Таблица1

Группа факторов

Общее количество работников данной группы

Общее кол-во работников

11779

Пол Мужчины Женщины

 6785 4994

Возраст До 25 лет 25-35 лет 35-45 лет 45 - 55 лет Более 55 лет

 2341 3564 2555 2453 866

Стаж До 5 лет 5-10 лет 10-15 лет 15-20 лет 20-25 лет 25-30 лет Свыше 30 лет

 2543 3211 2564 1653 997 544 267


Таблица2

Год

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Rср.

P

14278

13566

13223

13579

13423

12273

11628

11779

11344

11857

126950

N

18

17

13

14

12

9

13

12

12

13

133

КЧ

1,2606

1,2531

0,9831

1,0310

0,8939

0,7333

1,1179

1,0187

1,0578

1,0963

1,04


Таблица3

Должность пострадавшего

Стаж

Возраст

Пол

Исход

1

Плотник

7 л.

38

Мужской

Выздоровел

2

Монтер пути

5 л.

35

Мужской

Выздоровел

3

Составитель поездов

9 л.

47

Мужской

Инвалид 2 гр.

4

Составитель поездов

6 м.

28

Мужской

Смертельный

5

Товарный кассир

8 л. 11 м.

48

Женский

Выздоровел

6

Плотник

10 л.

51

Мужской

Выздоровел

7

Электромеханик

6 л.

42

Мужской

Смертельный

8

Помощник машиниста

2 г.

37

Мужской

Смертельный

9

Слесарь по ремонту подвижного состава

3 г.

29

Мужской

Выздоровел

10

Станочник

6 л. 5 м.

36

Мужской

Смертельный

11

Монтер пути

10 л.

40

Мужской

Выздоровел

12

Монтер пути

8 л.

38

Мужской

Выздоровел


Таблица4

Должность

Кол-во работников данной профессии в 2010 году

Машинист тепловоза, пом. машиниста тепловоза

389

Слесарь - ремонтник, слесарь подвижного состава

128

Составитель поездов

95

Монтер пути

188

Водитель автомобиля

74

Электромонтер

110

Бригадир пути

98

Проводник

130

Станочник

48

Машинист котельной

22

Оператор сортировочной горки

48

Тракторист

9

Дежурный по станции

17

Обходчик пути

55

Газоэлектросварщик

33

Мастер участка производства

35

Штукатур - маляр

15

Помощник машиниста крана

22

Плотник

16

Станционный работник (дворник)

11

Прессовщик

16

Пекарь

4

Оператор - дефектоскоптист

32

Зам. начальника дистанции

13

Электромеханик связи

165

Приемосдатчик

52

Водитель дрезины

8

Машинист экскаватора

8

Пакетировщик

4

Уборщик

56

Дорожный мастер

69

Оператор СТЦ

58

Товарный кассир

11

Электромеханик района эл/снабжения

48



1.      Динамика травматизма.

травматизм риск персонал вероятностный

Сведения о количестве травм на производстве в 2010 г. приведены в таблице 1. Эти сведения содержат информацию о поле пострадавшего, его возрасте и стаже работы. Кроме того, для расчетов необходимы данные об исходе несчастного случая.

Таким образом, в 2010 г. зарегистрировано 12 несчастных случаев, в том числе 4 смертельных, 1 пострадавший получили инвалидность 2-ой группы.

Общая численность персонала Комсомольского филиала ОАО «РЖД» в 2010 г. составляла 11779 человек.

Коэффициент частоты травматизма в 20101 г. составил:

Кч =12/11799 *1 000=1,01

Коэффициент частоты несчастных случаев со смертельным исходом КСМ:

=4/11779*1000=0,33

Таким образом, в 2010 г. на тысячу работников ОАО РЖД, приходилось чуть более одного несчастного случая.

Проведем ретроспективный анализ травматизма.

.1 Группы риска персонала по полу

Для анализа травматизма по признаку пола необходимы сведения о количестве травм, произошедших с представителями обоих полов на предприятии и общая численность мужчин и женщин, работающих на предприятии.

Как следует из таблицы 1, больше половины работников в 2010 году составляли мужчины.

Данные таблицы 3 говорят о том, что в 2010 г. 11 несчастных случаев произошли с работниками-мужчинами, и всего 1 случай с женщиной

Просчитаем риск травматизма по половому фактору.

Таблица 5. Риск травматизму по полу

Пол

Кол-во несчастных случаев

Кол-во человек Ni

Rпол=(nпол/Nпол)•1000

Niотн=Ni/NΣ

1

Мужчины

11

6785

1,62

0,57

2

Женщины

1

4994

0,2

0,42

Σ

12

11779

1,82

0,99


Средневзвешенный риск - это контрольная проверка результата, т.к. по определению он (средневзвешенный риск) должен быть равен общему риску травматизма за исследуемый год.

Средневзвешенный риск равен:

СрВзв= Σ Ri* NiОтн, где

Отн - доля людей в группе по отношению ко всей численности персонала.

Средневзвешенный риск равен общему риску травматизма за исследуемый год, значит, расчеты выполнены верно.

Rср.взв.=1,62•0,57+0,2•0,42=1,01

Рисунок 1. Риск травматизма по полу

Из рисунка 1 мы видим, что мужской травматизм в 2010 был выше, чем средневзвешенный. Следовательно, мужской пол является фактором риска на производстве.

1.2    Группы риска персонала по возрасту

По данным таблицы 3 мы видим, что большая часть работников в 2010 г. имела возраст от 25 до 35 лет, в возрастных интервалах до 25 лет, 35-45 и 45-55 лет было примерно поровну. Наименьшее количество работников имели возраст старше 55 лет.

Наибольшую долю работников ОАО «РЖД», получивших травмы в 2011 г., составляют люди в возрасте 35-45 лет. Меньшее количество - среди лиц в возрасте 25-35 лет. Среди лиц до 25 лет и после 55 лет травм не было.

Результаты расчета риска травматизма для каждой возрастной группы представлены в таблице 5.

Таблица 6 - Риск травматизма по возрасту

Возраст

Кол-во несчастных случаев(ni)

Кол-во человек Ni

Rвозр=(nвозр/Nвозр)•1000

Niотн=Ni/NΣ

1

До 25 лет

0

2341

0

0,19

2

25-35 лет

2

3564

0,56

0,30

3

35-45 лет

7

2555

2,73

0,21

4

45 - 55 лет

3

2453

1,22

0,20

5

Выше 55

0

866

0

0,07

12

11779

4,51

0,97


Rср.взв.=1,01


Рисунок 2. Риск травматизма персонала по возрасту.

Из рисунка 2 мы видим, что риск травматизма у группы 35-45 очень высок, в сравнение с средневзвешенным. Следовательно, эту группу можно считать фактором риска на производстве.

1.3    Группы риска персонала по стажу

По данным таблицы 3 мы видим, что большая часть работников в 2010 г. имела стаж 5 -10 лет. Наименьшее количество работников имели стаж свыше 30 лет.

Наибольшую долю работников ОАО «РЖД», получивших травмы в 2010 г., составляют люди со стажем 5-10 лет (8 случаев) и группы со стаем до 5 лет, 10-15 лет - по 2 случая травмирования. В остальных группах травм не наблюдалось.

Таблица 7 - группы риска персонала по стажу

Стаж

Кол-во несчастных случаев(ni)

Кол-во человек Ni

Rвозр=(nвозр/Nвозр)•1000

Niотн=Ni/NΣ

1

До 5 лет

2

2543

0,78

0,21

2

5-10

8

3211

2,49

0,27

3

10-15

2

2564

0,78

4

15-20

0

1653

0

0,14

5

20-25

0

997

0

0,08

6

25-30

0

544

0

0,04

7

Свыше 30

0

267

0

0,02


11779

4,05

0,97


Rср.взв.=1,01

Рисунок 3. Риск травматизма по возрасту

Из рисунка 3 мы видим, что в группе со стажем 5-10 лет, риск травматизма очень высок, следовательно, эта группа является фактором риска травматизма на производстве.

1.4    Группы риска персонала по профессии.

Рассмотрим риск травматизма по профессии. Наибольшее количество людей получивших травму работали в должности монтер пути (3 случая), в должности плотник и составитель поездов по 2 случая травматизма. У остальных по одному случаю.


Таблица 8. Риск персонала по профессии

Должность

Кол-во несчастных случаев(ni)

Кол-во человек Ni

Rвозр=(nвозр/Nвозр)•1000

Niотн=Ni/NΣ

1

Плотник

2

16

125

0,001

2

Монтер пути

3

188

15,95

0,015

3

Составитель поездов

2

95

21,05

0,008

4

Товарный кассир

1

11

90,9

0,0009

5

Электромонтер

1

110

9,09

0,009

6

Помощник машиниста

1

389

2,57

0,033

7

Слесарь подвижного состава

1

128

7,81

0,01

8

Станочник

1

48

20,8

0,004

12

11779

293,17

0,0809

Рисунок 4. Риск травматизма персонала по профессии.

Из рисунка 4 мы можем сделать вывод, что группа персонала, которая занимает должность плотник и товарный кассир - это наиболее подверженные травматизму группы.

1.5    Индивидуальный риск

Индивидуальный риск работника можно просчитать суммированием всех групп рисков, к которым работник относится.

Rn=Rпол+Rстаж +Rвозр.+Rпрофес.

Таблица 9-индивидуальный риск

Должность

Стаж

Возраст

Пол

Rn

1

Плотник

7 л.

38

М

131,84

2

Монтер пути

5 л.

35

М

22,79

3

Составитель поездов

9 л.

47

М

26,38

4

Составитель поездов

6 м.

28

М

25,72

5

Товарный кассир

8 л. 11 м.

48

Ж

94,81

6

Плотник

10 л.

51

М

128,62

7

Электромеханик

6 л.

42

М

15,93

8

Помощник машиниста

2 г.

37

М

7,7

9

Слесарь по ремонту подвижного состава

3 г.

29

М

10,77

10

Станочник

6 л. 5 м.

36

М

27,64

11

Монтер пути

10 л.

40

М

21,08

12

Монтер пути

8 л.

38

М

21,17




Рисунок 5. Индивидуальный риск

Из рисунка 5 видно, что уровень травматизма у данной группы профессий гораздо выше, чем средневзвешенный. Следовательно, необходимо срочно принять меры и провести мероприятия (стр.) для уменьшения риска травмирования для персонала этой группы.

.6 Краткосрочное прогнозирование риска травматизма по линиям тренда.

 

Тренд (от англ. Trend - тенденция) - общая тенденция при разнонаправленном движении, выраженная общая направленность изменений показателей любого временного ряда.

Используя регрессионный анализ, можно продлить линию тренда в диаграмме за пределы реальных данных для предсказания будущих значений.

По данным таблицы 4 начертим линию тренда.


Рисунок 6. Линия тренда

Линия тренда показывает, что в 2013 году уровень травматизма будет идти на убыль. Если сравнивать со среднеотраслевым риском, то на ОАО «РЖД» вполне благоприятная обстановка с уровнем травматизма.


2. Создание подразделения Х

В 2011 г. на ОАО «РЖД» было создано новое подразделение Х. Списочный состав подразделения, численность персонала которого составляет 10 человек, представлен в таблице 10.

Таблица 10-структурный состав подразделения Х

Код

Должность

Стаж

Возраст

Пол

001

Монтер пути

12

49

М

002

Водитель

8

29

М

003

Слесарь подвижного состава

3

25

М

004

Составитель поездов

25

51

М

005

Станочник

14

44

М

006

Монтер пути

4

48

М

007

Дежурный по станции

8

36

Ж

008

Монтер пути

3

27

М

009

Помощник машиниста

15

42

М

010

Помощник машиниста

24

54

М


Таблица11-Ретроспективный анализ подразделения Х

Код

Должность

Стаж

Возраст

Пол

RПОЛ

RВОЗР.

RСТАЖ

RПРОФ.

RИНД.

001

Монтер пути

12

49

М

0,57

1,22

0,78

15,95

18,52

002

Водитель

8

29

М

0,57

0,56

2,49

0

3,62

003

Слесарь подвижного состава

3

25

М

0,57

0,56

0,78

7,81

9,72

004

Составитель поездов

25

51

М

0,57

1,22

0

21,05

22,84

005

Станочник

14

44

М

0,57

2,73

0,78

20,8

24,88

006

Монтер пути

4

48

М

0,57

1,22

0,78

15,95

18,52

007

Дежурный по станции

8

36

Ж

0,42

2,73

2,49

0

5,64

008

Монтер пути

3

27

М

0,57

0,56

0,78

15,95

17,86

009

Помощник машиниста

15

42

М

0,57

2,73

0

2,57

5,87

010

24

54

М

0,57

1,22

0

2,57

4,36




Рисунок 7. Индивидуальный риск

Наибольший вклад в формирование индивидуального уровня риска вносит риск, обусловленный должностью работника.

2.1 Расчет индивидуальных рисков с применением модифицированного вероятностного метода Байеса

Полученные результаты отражают уже произошедшие события. Строить на их основе прогнозы можно только исходя из предположения, что в перспективе картина травматизма останется неизменной. Мы знаем, что это не так. Для получения более точных прогнозных оценок следует ввести некоторые весовые коэффициенты и нормирующие показатели.

В качестве нормирующего показателя выберем среднемноголетний уровень риска:

НП = Rср.мн = (Σ ni / Ni) / m,

где m - число лет.

НП=Rср.мн= 1,04

Введем весовой коэффициент

КВ = Rmax / Rmin,

где Rmax и Rmin - это максимальный и минимальный уровень риска в кривой распределения риска по каждому фактору. Чем больше этот показатель, тем больше значимость фактора. При отсутствии влияния фактора на уровень риска травматизма отношение равно или близко к единице.

Таблица 12 - Расчет весовых коэффициентов за 2010 г.

Фактор

Rmax

Rmin

КВ = Rmax / Rmin

α=Квi/(НП•ΣКв)

Пол

0,57

0,42

Кв = 1,3

0,04

Возраст

2,73

0,56

Кв = 4,8

0,15

Стаж

2,79

1

Кв = 2,79

0,08

Профессия

21,05

1

Кв=21,05

0,67


∑Кв=29,94

∑α=0,94


Таблица13 - Расчет индивидуальных рисков с применением модифицированного вероятностного метода Байеса

Код

Должность

Стаж

Возраст

Пол

RПОЛ

RВОЗР.

RСТАЖ

RПРОФ.

∑Rα

001

Монтер пути

12

49

М

0,02

0,18

0,06

10,68

10,95

002

Водитель

8

29

М

0,02

0,08

0,19

0

0,30

003

Слесарь подвижного состава

3

25

М

0,02

0,08

0,06

5,23

5,40

004

Составитель поездов

25

51

М

0,02

0,18

0

14,10

14,30

005

Станочник

14

44

М

0,02

0,40

0,06

13,93

14,43

006

Монтер пути

4

48

М

0,02

0,18

0,06

10,68

10,95

007

Дежурный по станции

8

36

Ж

0,01

0,40

0,19

0

0,62

008

Монтер пути

3

27

М

0,02

0,08

0,06

10,68

10,85

009

Помощник машиниста

15

42

М

0,02

0,40

0

1,72

2,15

010

Помощник машиниста

24

54

М

0,02

0,18

0

1,72

1,92




Проведем ранжирование

Ранг

Код сотрудника

RБайеса

1

005

14,43

2

004

14,30

3

001

10,95

4

006

10,95

5

008

10,85

6

003

5,4

7

009

2,15

8

010

1,92

9

007

0,62

10

002

0,3


Ранжирование необходимо для того, чтобы определить сотрудников, которые наиболее подвержены возможности травмирования. Определить приоритеты в проведении мероприятий для уменьшения риска травматизма у данной группы сотрудников.

Рисунок 8. Сопоставление прогнозируемого группового риска по персоналу


Рисунок 8 показывает, что первоочерёдные мероприятия должны быть проведены для сотрудников, уровень риска которых находится выше линии Rср.мн.

3. Мероприятия по снижению уровня риска травматизма

Одним из важнейших условий борьбы с производственным травматизмом является систематический анализ причин его возникновения, которые делятся на технические и организационные.

Технические причины в большинстве случаев проявляются как результат конструктивных недостатков оборудования, недостаточности освещения, неисправности защитных средств, оградительных устройств и т.п.

К организационным причинам относятся несоблюдение правил техники безопасности из-за неподготовленности работников, низкая трудовая и производственная дисциплина, неправильная организация работы, отсутствие надлежащего контроля за производственным процессом и др.

На основе всестороннего анализа условий труда администрация и служба охраны труда предприятий проводят:

инструктаж и обучение работников по технике безопасности;

оперативный контроль за исправностью оборудования, обеспечением работников индивидуальными защитными средствами и спецзащитой;

контроль за выполнением трудового законодательства, инструкций и положений по технике безопасности;

проведение дней охраны труда и общественных смотров по технике безопасности на предприятиях и стройках;

выполнение соглашения с профсоюзной организацией по охране труда.

К эффективным мероприятиям относятся квалифицированное проведение вводного, на рабочем месте, периодического (повторный), внепланового и текущего инструктажей работников по технике безопасности.

Вводный инструктаж должны проходить работники, впервые поступившие на предприятие, и учащиеся, направленные для производственной практики. Вводный инструктаж знакомит с правилами по технике безопасности, внутреннего распорядка предприятия, основными причинами несчастных случаев и порядком оказания первой медицинской помощи при несчастном случае.

Инструктаж на рабочем месте (первичный) должны пройти работники, вновь поступившие на предприятие или переведенные на другое место работы, и учащиеся, проходящие производственную практику. Этот инструктаж знакомит с правилами техники безопасности непосредственно на рабочем месте, а также с индивидуальными защитными средствами.

Периодический (повторный) инструктаж проводится с целью проверки знаний и умений работников применять навыки, полученные ими при вводном инструктаже и на рабочем месте. Независимо от квалификации и от стажа работы этот вид инструктажа должны походить работников торговли и общественного питания (не реже одного раза в шесть месяцев), работники производственных предприятий (не реже одного раза в три месяца).

Внеплановый инструктаж проводится на рабочем месте при замене оборудования, изменении технологического процесса или после несчастных случаев из-за недостаточности предыдущего инструктажа.

Текущий инструктаж проводится после выявления нарушений правил и инструкций по технике безопасности или при выполнении работ по допуску-наряду.

Инструктаж на рабочих местах в производственных предприятиях проводят мастера участков: на предприятиях общественного питания в цехах - заведующие производством; в торговом зале, складских и подсобных помещениях - заведующие предприятием; в магазинах - заведующие отделом (в небольших магазинах, где нет отделов - заведующие магазинами). На каждом предприятии должна быть книга для записи инструктажа по технике безопасности.

Специальное курсовое обучение по технике безопасности организуется для лиц, которые по условиям работы подвергаются повышенной опасности (кочегары, машинисты, электромонтеры и др.). Курсовое обучение обязательно также и для бригадиров, организующих выполнение такелажных, монтажных, ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ.

Знания слушателей курсов проверяет комиссия и записывает в протокол, на основе которого выдержавшим экзамены выдают удостоверение. Переаттестация проводится в установленные для каждой специальности сроки.

Для предупреждения несчастных случаев и профессиональных заболеваний на предприятиях оборудуются кабинеты или уголки по технике безопасности, где размещаются плакаты, схемы, инструктивные материалы по технике безопасности, индивидуальные средства защиты, приборы для измерения шума, света, вибрации и так далее. Систематическое проведение лекций, бесед, инструктажей с использованием наглядных пособий, кинофильмов и телевизионных передач, является действенным способом пропаганды техники безопасности на производстве.

Пути предупреждения производственного травматизма:

механизация, автоматизация и дистанционное управление процессами и оборудованием, применением роботов; адаптация человека в производственной среде к условиям труда;

профотбор людей, соответствующих условиям подготовки, воспитание положительного отношения к охране труда, система поощрений и стимулирования, дисциплинарные меры воздействия, применение СИЗ и др.;

создание безопасной техники, машин и технологий, средств защиты и приспособлений, оптимизация их параметров производственной среды.


 

Список использованной литературы

1. Степанова И.П. Методы прогнозных оценок травматизма на основе произошедших событий: персонифицированный и групповой риск // материалы 9-ой международной научно-пр. конференции в области экологии и безопасности «ДВ весна-2009» Комсомольск-на-Амуре, 2009 г.

. Воронова В.В., Степанова И.П. Оценка риска возникновения опасных ситуаций на основе рассмотрения нарушений персоналом требований нормативно-технической документации / Новое в российской электроэнергетике. - 2006. - №12. - С. 42-50.

. Степанова И.П. Ноксология: Учебное пособие. - Комсомольск-на-Амуре: ФГБОУ ВПО «КнАГТУ», -2012. - 120 с.  

Похожие работы на - Расчет риска

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!