Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    53,76 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-17
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь














Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

Введение

Актуальность темы исследования. Субъектом большинства прав и обязанностей, в том числе и гражданских, является человек. Но в гражданском законодательстве Республики Беларусь чтобы обозначить человека как субъекта гражданских правоотношений используется термин - «гражданин». Этот термин характеризует человека не как «часть семьи», но как «часть общества», как лицо, определенным образом связанное с государством. Соответственно гражданство налагает на гражданина тесную связь с государством, которая выражается в правах и обязанностях. Отсюда следует, что гражданское законодательство под понятием «граждане» имеет в виду граждан данного государства - в частности Республики Беларусь.

Но на территории государства всегда проживали и проживают граждане других государств - иностранные лица, а также люди без определенного гражданства - апатриды. Они хоть и должны подчиняться правопорядку, существующему в данном государстве, также имеют определенные права и обязанности, хотя в тоже время и не являются гражданами данного государства, Республики Беларусь и, следовательно, не подпадают под понятие «граждане».

По данным переписи населения 2009 года <#"justify">1.2 Понятие и виды иностранцев в законодательстве Беларуси

В международном частном праве используются следующие категории физических лиц: иностранные граждане - это лица, имеющие юридическую связь с каким-либо государством; бипатриды - лица, имеющие правовую связь с двумя или несколькими государствами; апатриды - лица, не имеющие юридической связи ни с каким государством; беженцы - лица, вынужденные по определенным причинам (указанным в законе) покинуть территорию своего государства, и получившие убежище на территории другого.

Иностранными гражданами в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству другого государства.

Лицами без гражданства в Республике Беларусь признаются лица, не являющиеся гражданами Республики Беларусь и не имеющие доказательств своей принадлежности к гражданству другого государства [5].

Особую группу иностранцев в Республике Беларусь составляют беженцы, т.е. лица, которые не являются гражданами Республики Беларусь и находятся на ее территории из-за обоснованных опасений стать жертвой преследования в государстве своего происхождения или предыдущего пребывания по признаку расы, религии, национальности, гражданства, либо просто к принадлежности к определенной социальной группе или своих политических убеждений. Вследствие чего данное лицо не хочет или не может вернуться в государство своего происхождения или пользоваться его защитой.

Решение о признании иностранца беженцем (в соответствии с Законом № 354-З «О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь») принимает Департамент по гражданству и миграции МВД Республики Беларусь на основании заключения территориального органа по миграции после того, как будут рассмотрены ходатайства и материалы личного дела иностранца. Решение принимается в срок до трех месяцев. Приобретение статуса беженца не означает отказ от имеющегося у лица гражданства. Кроме того, он требует представления доказательств об угрозе жизни и здоровью иностранца [7]. Если сравнивать решение о приобретении иностранцем гражданства, которое принимает Президент Республики Беларусь, издавая Указа о приеме в гражданство на основании заявления иностранца и иных материалов, рассмотренных Департаментом по гражданству и миграции МВД и такое решение принимается в срок до 1 года, то прием в гражданство путем регистрации (в срок до двух месяцев) производят Департамент по гражданству и миграции МВД - для лиц, постоянно проживающих в Беларуси и консульские учреждения Республики Беларусь за рубежом - для лиц, постоянно проживающих за пределами Беларуси.

В Законе Республики Беларусь № 105-3 четко разграничены 3 категории иностранцев:

временно пребывающие,

временно проживающие

постоянно проживающие.

Так же Закон № 105-3 дает определения этих терминов и указывает правовые основания для нахождения каждой категории иностранцев на территории Республики Беларусь.

Так временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец - это лицо, которое прибыло в Республику Беларусь на срок не более девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы. Такое лицо не имеет разрешения на временное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь данной категории иностранцев служит виза Республики Беларусь или международный договор Республики Беларусь, если с соответствующим иностранным государством заключен договор о безвизовых поездках граждан.

Временно проживающий в Республике Беларусь иностранец - это лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь иностранцев, временно проживающих на территории Республики Беларусь, является разрешение на временное проживание в Республике Беларусь.

Постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец - это лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Правовым основанием нахождения на территории Республики Беларусь данной категории иностранцев является разрешение на постоянное проживание в Республике Беларусь. Это разрешение оформляется посредством выдачи иностранцу вида на жительство [5].

Кроме того, что на законодательном уровне определены 3 правовых режима нахождения иностранцев в Республике Беларусь, Закон № 105-3 определяет основания их возникновения, сроки их действия, основания для их продления, сокращения и прекращения и правовые последствия принятия таких решений. Так, глава 5 "Пребывание иностранцев в Республике Беларусь" устанавливает следующие режимы пребывания иностранцев в Республике Беларусь.

Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца определяется сроком действия выданной ему визы. Он не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь. Срок временного пребывания в Республике Беларусь иностранца, прибывшего в Республику Беларусь в порядке, не требующем получения визы, не может превышать девяноста суток в год со дня въезда в Республику Беларусь.

Разрешение на временное проживание выдается иностранцам, прибывшим в Республику Беларусь на срок более девяноста суток в год. Если иностранное лицо - студент или учащийся, то разрешение на временное проживание дается на время, необходимое для обучения в учреждениях образования Республики Беларусь, но не более одного года; к супругу (супруге), близким родственникам, которые являются гражданами Республики Беларусь и постоянно проживают в Республике Беларусь, - на срок пребывания, но не более одного года; для занятия трудовой, предпринимательской и иной деятельностью на территории Республики Беларусь в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, - на срок пребывания, но не более одного года; если иностранные лица в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, обратились с ходатайством о признании их беженцами или предоставлении им убежища в Республике Беларусь либо подали заявление о выдаче им разрешения на постоянное проживание, то выдается разрешение на срок рассмотрения их ходатайства или заявления; если у них имеется на праве собственности недвижимость в Республике Беларусь, то выдается на срок пребывания, но не более ста восьмидесяти суток в год; выдается также и по иным основаниям, предусмотренным законодательством Республики Беларусь, в том числе и международными договорами Республики Беларусь.

Разрешение на постоянное проживание выдается иностранцам, которые:

являются супругами;

близкими родственниками граждан Республики Беларусь, постоянно проживающих в Республике Беларусь;

заключили брак с иностранцами, постоянно проживающими в Республике Беларусь;

признаны беженцами или являются лицами, которым предоставлено убежище в Республике Беларусь;

имеют право на воссоединение семьи;

прожили на законных основаниях в Республике Беларусь последние семь и более лет;

имеют основания для приобретения гражданства Республики Беларусь в порядке регистрации;

являются работниками и специалистами, в которых нуждается Республика Беларусь;

обладают исключительными способностями и талантом или имеют выдающиеся заслуги перед Республикой Беларусь, высокие достижения в области науки, техники, культуры и спорта;

инвестировали не менее ста пятидесяти тысяч евро в экономику Республики Беларусь или в реализацию конкретных государственных программ Республики Беларусь [5].

Для того, чтобы иностранные граждане и лица без гражданства, временно пребывающие на территории Республики Беларусь получили разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, они подают документы в орган внутренних дел Республики Беларусь по месту предполагаемого жительства. Перечень требуемых документов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Для того чтобы ходатайство о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь было принято, лицо обязано уплатить государственную пошлину или консульский сбор. Порядок уплаты и размер пошлин устанавливаются Советом Министров Республик Беларусь. Решение по ходатайству о получении разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь принимается соответствующим органом внутренних дел Республики Беларусь в течение трех месяцев со дня поступления ходатайства со всеми необходимыми материалами.

Иностранным гражданам и лицам без гражданства, получившим разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, органами внутренних дел выдается вид на жительство - документ, подтверждающий их личность. Для иностранных студентов, обучающихся в Республике Беларусь, вместо вида на жительство делается отметка (ставится соответствующий штамп) в их национальных паспортах.

Если иностранец умышленно представил ложные сведения о себе или скрыл обстоятельства, существенно повлиявшие на принятые решения о получении им разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь, то разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть аннулировано. Разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь может быть аннулировано также, если это необходимо в интересах обеспечения национальной безопасности, или охраны общественного порядка и здоровья населения, или защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц. Аннулируется разрешение на постоянное жительство в Республике Беларусь, если есть выезд иностранца или получение им разрешения на постоянное жительство в другом государстве; если брак, заключенный с гражданином Республики Беларусь или иностранцем, признан судом недействительным. Причиной также служит утрата оснований, в соответствии с которыми было принято решение о получении иностранцем разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь по иным основаниям, считаются временно проживающими в Республике Беларусь. Условия их пребывания на территории Республики Беларусь определяются Советом Министров Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства, считающиеся временно проживающими в Республике Беларусь, должны выбыть из Республики Беларусь по истечении определенного им срока пребывания.

Иностранные граждане, которые имеют гражданство двух или более государств, считаются в Республике Беларусь гражданами того государства, по документам которого они въехали на территорию Республики Беларусь.

Двугражданство (бипатризм), то есть принадлежность лица к гражданству двух государств, которое удостоверяется соответствующими документами (паспортами), является наиболее частым случаем многогражданства. Так, например, ребенок, который родился на мексиканской территории от родителей австрийцев, будет мексиканским гражданином по Конституции Мексики и австрийским гражданином по австрийскому законодательству. Наиболее часто многогражданство встречается в латиноамериканских странах - Колумбии, Боливии, Аргентине, Бразилии и др. [2, с. 124].

Однако большинство государств отрицательно относятся к такому состоянию и заключают договоры о предотвращении случаев многогражданства, поскольку это создает сложности в осуществлении прав и обязанностей их граждан.

В некоторых случаях бипатризм осуществляется без договора между государствами, а как политическая акция. Например, все граждане еврейской национальности считаются гражданами Израиля. По прибытии в Израиль они не приобретают новое гражданство, а как бы восстанавливают утраченное. В Великобритании граждане Ирландии признаются британскими подданными в силу исторических традиций (хотя ирландцы граждан Великобритании своими гражданами не считают).

Что касается Республики Беларусь, то ее законодательство, и в частности Закон от 1 августа 2002 г. «О гражданстве Республики Беларусь», допускает для своих граждан возможность наличия у них одновременно гражданства другого государства. Вместе с тем, статьей 11 данного Закона предусмотрено, что за лицом, состоящим в гражданстве Республики Беларусь, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международными договорами [9]. Иными словами, возможное наличие у гражданина Беларуси другого гражданства, которое, согласно ранее действовавшей редакции Закона 1991 г., не допускалось, не будет являться основанием для уклонения от выполнения обязанностей или освобождения от ответственности, вытекающих из гражданства Республики Беларусь. В то же время граждане Республики Беларусь, имеющие многогражданство, не могут на этом основании быть ограничены в своих правах и свободах.

Особую категорию лиц, не являющихся гражданами Республики Беларусь составляют беженцы. Беженец - лицо, которое не является гражданином Республики Беларусь и находится на ее территории в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследований в государстве своей гражданской принадлежности по признаку расы, религии, гражданства, национальности, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений и которое не может либо не желает, вследствие таких опасений, пользоваться защитой этого государства; или лицо, которое, не имея определенного гражданства и находясь на территории Республики Беларусь вследствие подобных обстоятельств, не может или не желает вернуться в государство своего прежнего местожительства в силу таких опасений.

Иными словами, беженцы - это люди, которые вынуждены разрывать связи со своей родиной, они не могут надеяться на свое правительство в плане получения правовой защиты.

Поскольку беженцы не имеют доступа к правовой и социальной защите, которую нормально функционирующее правительство должно оказывать своим гражданам, международное сообщество вынуждено осуществлять особые мероприятия в целях облегчения их сложного положения.

1.3 Права и обязанности иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь

Иностранцы, то есть иностранные граждане и лица без гражданства, в Республике Беларусь обладают достаточно широким спектром прав. Иностранцы, как уже говорилось ранее, равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, языка, образования, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Они пользуются теми же правами и свободами, а также выполняют те же обязанности, что и граждане Республики Беларусь (в первую очередь это касается области личных прав и свобод), если иное не предусмотрено законодательством. Но такое осуществление иностранцами в Республике Беларусь своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Беларуси и других лиц.

Осуществление ряда социальных прав и свобод иностранцами требует от них получения специального разрешения (например, право на труд) или связано с предоставлением услуг на платной основе (например, в здравоохранении, образовании). Ограничения прав и свобод иностранцев могут устанавливаться только в случаях, если это необходимо для защиты прав и основных свобод граждан Республики Беларусь, обеспечения государственной безопасности, охраны общественного порядка и здоровья населения. Кроме того, существуют следующие ограничения прав и свобод иностранцев: иностранцы в Республике Беларусь не могут: избирать и быть избранными в государственные выборные органы; участвовать в референдумах; занимать государственные должности и нести государственную службу; быть членами политических партий и участвовать политической деятельности; исполнять воинскую обязанность; посещать закрытые для иностранцев территории и иметь доступ к государственным секретам. Иностранцы в отличие от граждан Беларуси обязаны: временно пребывающие (до 90 дней) - зарегистрировать свои паспорта (в 3-х дневный срок) и покинуть территорию Беларуси в установленные сроки; временно проживающие (свыше 90 дней) - получить разрешение на временное проживание; постоянно проживающие - получить вид на жительство.

Ограничения во въезде иностранного лица на территорию Республики Беларусь закреплены в статье 30 Закона «О правовом положении иностранных лиц и лиц без гражданства в Республике Беларусь». Такие ограничения имеют место быть, если въезд противоречит интересам государственной безопасности; нарушает права и свободы, вредит физическому и моральному здоровью граждан и иных лиц. Кроме перечисленных выше причин следует также выделить ограничение, связанное с ранее совершенными в Беларуси противоправными деяниями. При нарушении законодательства, правил пребывания или проживания в Беларуси иностранцам может быть сокращен срок нахождения на территории Беларуси или иностранцы могут быть подвергнуты добровольной или принудительной депортации. Если иностранное лицо желает приобрести гражданства Республики Беларусь, то ему необходимо знать, что приобретение гражданства Беларуси влечет утрату прежнего гражданства и требует выполнение лицом установленных законом условий, а также взятие на себя обязательств [5].

В соответствии со статьей 11 Конституции Республики Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства на территории Беларуси пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией, законами и международными договорами. Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь равны перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий и других обстоятельств. Им гарантируются неприкосновенность личности и жилья, другие личные права и свобода [3].

Иностранные граждане или лица без гражданства, постоянно или временно проживающие на территории Республики Беларусь, могут перемещаться по территории Республики Беларусь и выбирать место жительства в Республике Беларусь в соответствии с правилами пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь. Ограничение в перемещении и выборе места жительства допускается только в установленном законом порядке.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если эта деятельность не запрещена законодательством Республики Беларусь либо если для занятий такой деятельностью не предусматривается обязательное условие, связанное с принадлежностью к гражданству Республик Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, временно проживающие на территории Республики Беларусь, также имеют право заниматься трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, если это совместимо с целями их пребывания, а в иных случаях - только при получении соответствующего разрешения, выдаваемого специально уполномоченными государственными органами.

Иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в Республике Беларусь и занимающиеся на законных основаниях трудовой, хозяйственной или иной деятельностью, имеют все социально-экономические права, которыми пользуются граждане Республики Беларусь, включая право на социальное обеспечение.

Иностранные граждане и лица без гражданства в Республике Беларусь пользуются правами и исполняют обязанности в брачных и семейных отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь.

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь, обязаны выполнять Конституцию и законодательство Республики Беларусь, с уважением относиться к обычаям и традициям народа Республики Беларусь. Осуществление ими своих прав и свобод не должно наносить ущерба интересам Республики Беларусь, правам и законным интересам граждан Республики Беларусь и других лиц.

Иностранные граждане и лица без гражданства, совершившие на территории Республики Беларусь преступления, административные иные правонарушения, несут ответственность в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Иностранным гражданам либо лицам без гражданства, нарушившим законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, может быть сокращен определенный им срок пребывания в Республике Беларусь в случаях, если утратили силу основания для их дальнейшего нахождения в Республике Беларусь.

Как уже описывалось выше, законодательство Республики Беларусь предусматривает случаи как возможного, так и обязательного выдворения (депортации) иностранных граждан и лиц без гражданства за ее пределы. Так, иностранные лица могут быть выдворены: если это необходимо для охраны здоровья, защиты прав и законных интересов граждан Республики Беларусь и иных лиц; если их действия противоречат интересам государственной безопасности или охраны общественного порядка; если они грубо нарушили законодательство о правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь, таможенное или иное законодательство и нет оснований для привлечения их к уголовной ответственности. Подлежат выдворению незаконно прибывшие в Республику Беларусь и проживающие в ней, если они не привлечены к уголовной ответственности в соответствии с законодательством Республики Беларусь; в отношении которых принято решение об аннулировании разрешения на постоянное жительство в Республике Беларусь; совершившие тяжкие преступления вне территории Республики Беларусь; получившие уведомление об отказе в регистрации ходатайства о признании беженцем, об отказе о признании беженцем, об утрате статуса беженца или о лишении статуса беженца, не использовавшие права обжалования решения, а также не имеющие иных законных оснований для пребывания на территории Республики Беларусь и отказывающиеся от добровольного выезда.

Иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи также имеют довольно широкий перечень прав. Так беженцы в Республике Беларусь имеют право на: выбор населенного пункта для самостоятельного поселения по договорам найма (поднайма), аренды жилого помещения на основании удостоверения беженца; самостоятельное поселение в семье гражданина Республики Беларусь либо постоянно проживающего в Республике Беларусь иностранца при наличии согласия всех совершеннолетних членов семьи лица, предоставляющего жилую площадь, на совместное проживание, если при вселении беженца и членов его семьи размер жилой площади будет составлять не менее шести квадратных метров на каждого проживающего; получение в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в соответствии с Положением о пребывании беженцев на территории Республики Беларусь, утверждаемым Правительством Республики Беларусь, в случае невозможности самостоятельного поселения; медицинскую и лекарственную помощь наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; получение содействия в направлении на профессиональное обучение или в трудоустройстве наравне с гражданами Республики Беларусь; работу по найму или предпринимательскую деятельность наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; социальную защиту, в том числе социальное обеспечение, наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; приобретение движимого и недвижимого имущества наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; обращение с заявлением о предоставлении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь по основаниям, не связанным со статусом беженца, или на приобретение гражданства Республики Беларусь по истечении семи лет после признания беженцем в соответствии с законодательством и международными договорами Республики Беларусь; участие в общественной деятельности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией Республики Беларусь, законами и международными договорами Республики Беларусь; добровольное возвращение в государство своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства); выезд на местожительство в другое государство.

Кроме широкого перечня прав беженец является также и носителем обязанностей. Так иностранец, признанный беженцем, и прибывшие с ним члены его семьи обязаны: соблюдать Конституцию и иное законодательство Республики Беларусь; при самостоятельном поселении в течение трех рабочих дней после получения удостоверения стать на учет в территориальном органе по миграции и зарегистрироваться в органе внутренних дел по месту пребывания; после получения в территориальном органе по миграции направления на временное поселение в течение трех суток убыть в указанный населенный пункт и по прибытии в течение трех рабочих дней зарегистрироваться в местном органе внутренних дел; сообщать в течение семи дней в территориальный орган по миграции и при необходимости в соответствующий орган внутренних дел сведения об изменении фамилии, имени, состава семьи, семейного положения, о приобретении гражданства Республики Беларусь или гражданства другого государства либо о получении разрешения на постоянное жительство на территории Республики Беларусь; сообщать в территориальные органы по миграции о намерении переменить место пребывания на территории Республики Беларусь либо выехать на местожительство за пределы территории Республики Беларусь; проходить ежегодную регистрацию в сроки, устанавливаемые территориальными органами по миграции.

Что касается трудовых отношений с иностранными лицами, то иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, могут работать в качестве рабочих и служащих на предприятиях, в учреждениях и организациях или заниматься иной трудовой деятельностью на основаниях и в порядке, установленных для граждан Республики Беларусь. Иностранные граждане и лица без гражданства пользуются правами и несут обязанности в трудовых отношениях наравне с гражданами Республики Беларусь, а так же, имеют право на отдых на общих основаниях с гражданами Республики Беларусь .

Иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся в Республике Беларусь , имеют право на охрану здоровья, а иностранные граждане, постоянно проживающие в Республики Беларусь, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами Республике Беларуси.

В социальном обеспечении иностранные граждане, постоянно проживающие в Республике Беларусь, имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на общих основаниях с гражданами РБ; а временно пребывающие имеют право на получение пособий, пенсий и на другие формы социального обеспечения на основаниях и в порядке, установленных законодательством Республики Беларусь.

В тех случаях, когда для назначения пенсий требуется определенный стаж работы, иностранным гражданам на основаниях и в порядке, установленных законодательством РБ, может засчитываться в этот стаж их работы за границей. В жилищной сфере иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие в РБ, имеют право на основаниях и в порядке, установленных для граждан РБ, получить в пользование жилое помещение в домах государственного и общественного жилищного фонда, жилищно-строительных кооперативов. Они должны бережно относиться к предоставленному им жилищу, соблюдать правила пользования жилыми помещениями.

Иностранные граждане и лица без гражданства могут в соответствии с белорусским законодательством иметь жилой дом и иное имущество в личной собственности, наследовать и завещать имущество, иметь права автора произведения науки, литературы и искусства, открытия, изобретения, рационализаторского предложения, промышленного образца, а также иные имущественные и личные неимущественные права.

Иностранные граждане и лица без гражданства имеют право на получение образования наравне с гражданами Республики Беларусь в соответствии с порядком, установленным законодательством Республики Беларусь. И если они приняты в белорусские учебные заведения, то они имеют права и несут обязанности учащихся и студентов в соответствии с белорусским законодательством.

Вывод: Понятие и содержание определений, характеризующих различные категории неграждан, играет важную роль, поскольку позволяет определить круг лиц, на которых распространяются нормы, определяющие их правовой статус. В соответствии с доктринальными подходами и законодательной практикой для определения лиц, не являющихся гражданами страны пребывания, используются термины "иностранец", "иностранный гражданин", "лицо без гражданства".

Не затрагивая теоретических рассуждений относительно понятия "иностранец", необходимо отметить, что в широком смысле под иностранцами понимаются иностранные граждане и лица без гражданства, а в узком - иностранные граждане. Понятие "иностранцы" является также составной частью понятия "неграждане".

Таким образом, термин "иностранец" может использоваться в качестве обобщающего для двух указанных категорий лиц, поскольку отражает схожесть правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства, основанную на наличии общего правового признака - отсутствия гражданства страны пребывания.

На основе анализа норм Закона <consultantplus://offline/ref=9F26F6BD745656F9F7165EB26B7A57D8513C576378B00700365F8342C6F0567D78uCQ0G> N 105-З можно выделить три категории иностранцев в зависимости от режима их пребывания в Республике Беларусь:

) временно пребывающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, прибывшее в Республику Беларусь на срок не более 90 суток в календарном году со дня въезда в Республику Беларусь на основании визы или в порядке, не требующем получения визы, и не имеющее разрешения на временное проживание в Республике Беларусь или разрешения на постоянное проживание, если иное не предусмотрено законом и международным договором;

) временно проживающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь, разрешение на временное проживание;

) постоянно проживающий в Республике Беларусь иностранец - лицо, получившее в порядке, установленном законодательными актами Республики Беларусь и постановлениями Совета Министров Республики Беларусь, разрешение на постоянное проживание и вид на жительство.

В основе правового статуса иностранных граждан и лиц без гражданства лежит принцип национального режима, закрепленный в ст. 11 <consultantplus://offline/ref=9F26F6BD745656F9F7165EB26B7A57D8513C576378BB0801305C8342C6F0567D78C0D672094FB4096E48BF23uCQ9G> Конституции Республики Беларусь: иностранцы на территории Республики Беларусь пользуются правами и свободами и исполняют обязанности наравне с гражданами Республики Беларусь, если иное не определено Конституцией <consultantplus://offline/ref=9F26F6BD745656F9F7165EB26B7A57D8513C576378BB0801305C8342C6F0567D78uCQ0G> Республики Беларусь, законом, иными законодательными актами и международными договорами Республики Беларусь [3]. В случае, если другое государство ограничивает или нарушает общепризнанные нормы правового положения иностранных граждан в отношении граждан Республики Беларусь, в Республике Беларусь могут быть установлены ответные ограничения в отношении прав и свобод граждан (подданных) этого государства (принцип взаимных ограничений). Такие ограничения в случае их установления не распространяются на иностранцев, ходатайствующих о предоставлении статуса беженца, или дополнительной защиты, или убежища в Республике Беларусь, а также иностранцев, которым предоставлены статус беженца, или дополнительная либо временная защита, или убежище в Республике Беларусь [5].

Выделение трех категорий иностранцев предполагает их статусную дифференциацию, которая влияет на объем их прав и обязанностей. Иностранцы обладают не только общими для этой группы правами, но и специфическими правами, зависящими от того, к какой категории они относятся.

ГЛАВА II. Иностранцы и лица без гражданства как субъекты гражданских правоотношений

.1 Гражданская право- и дееспособность иностранцев и лиц без гражданства

Согласно законодательству Республики Беларусь, правоспособность и дееспособность физического лица определяются его личным законом. В Гражданском кодексе Республики Беларусь дается определение личного закона физического лица. Им считается право страны, гражданство (подданство) которой это лицо имеет [10]. При наличии у лица двух или более гражданств личным законом считается право страны, с которой лицо наиболее тесно связано. Личным законом лица без гражданства считается право страны, в которой это лицо постоянно проживает. Личным законом беженца считается право страны, предоставившей убежище.

В целом же, иностранные граждане и лица без гражданства пользуются гражданской правоспособностью наравне с гражданами Республики Беларусь, кроме случаев, установленных законами или международными договорами. Поэтому права и свободы иностранных граждан в Республике Беларусь весьма широки. Они предусмотрены конституционным, административным, гражданским, трудовым, семейным и иным белорусским законодательством.

Гражданская дееспособность физического лица в отношении сделок и обязательств, возникающих вследствие причинения вреда, определяется по праву страны места совершения сделок или возникновения обязательств из причинения вреда.

Признание физического лица недееспособным или ограниченно дееспособным подчиняется праву страны суда [11].

Под правоспособностью понимается признанная государством за гражданами фактическая возможность быть субъектом конкретных гражданско-правовых отношений, иметь права и обязанности гражданско-правового характера. Правоспособность возникает с момента рождения и прекращается с его смертью. Объем и содержание правоспособности устанавливается и изменяется государством при помощи норм административного права. Гражданская правоспособность неотчуждаема и не передаваема. Ее объем изменяет лишь государство. Для отдельных граждан правоспособность может быть временно ограничена в случае и в порядке, определенном законодательством (совершение уголовного преступления, административного правонарушения)

По общему правилу гражданская правоспособность лица - это его способность иметь гражданские права и нести обязанности, возникающая с момента рождения и устанавливаемая законом [10]. Содержание правоспособности граждан следующее: граждане могут иметь имущество на праве собственности <#"justify">1.Предварительные итоги переписи населения Беларуси 2009 г. / Национальный статистический комитет Республики Беларусь - Минск, 2009. - 28 с.

.Ануфриева, Л.П. Международное частное право : в 3 т. / Л. Ануфриева. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Издательство БЕК, 2002. - Т. 2 : Особенная часть. - 656 с.

.Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.) // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Масловская, Т.С. Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь: новеллы правового регулирования / Т.С. Масловская // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2011.

.О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 4 янв. 2010 г., № 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

6.Старцева, Е.П. О новой редакции Закона Республики Беларусь "О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь" / Е.П. Старцева // Национальный центр законодательсва и правовых исследований Республики Беларусь [Электронный ресурс]. - 2005. - Режим доступа: <http://www.center.gov.by/article6.html>. Дата доступа:

.О предоставлении иностранным гражданам и лицам без гражданства статуса беженца, дополнительной и временной защиты в Республике Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 23 июн. 2008 г., № 354-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 3 июл. 2011 г. № 278-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Положение о единой системе учета граждан третьих государств и лиц без гражданства, въезжающих на территории государств-участников Содружества Независимых Государств, 14 сент. 2004 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.О гражданстве Республики Беларусь: Закон Респ. Беларусь, 1 авг. 2002 г., № 136-З: в ред. Закона Респ. Беларусь от 4 янв. 2010 г. № 105-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Гражданский Кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 28 октября 1998 г. : одобр. Советом Респ. 19 ноября 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 28 августа 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Модельный гражданский кодекс для государств-участников Содружества Независимых государств : Принят на пятом пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников Содружества Независимых Государств 17 февраля 1994 г. : в 4 ч. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Гражданский Процессуальный Кодекс Республики Беларусь : принят Палатой представителей 10 декабря 1998 года : одобр. Советом Респ. 18 декабря 1998 г. : текст Кодекса по состоянию на 28 августа 2012 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Гражданские правоспособность и дееспособность гражданина. Понятие, возникновение, содержание, ограничение, прекращение // Справочник будущего и действующего адвоката [Электронный ресурс]. - 2010. - Режим доступа: <http://legalquest.ru/grazhdanskoe-pravo/grazhdanskie-pravosposobnost-i-deesposobnost-grazhdanina-ponyatie-vozniknovenie-soderzhanie-ogranichenie-prekrashhenie.html>. Дата доступа: 28.04.2013.

.О предпринимательстве в Республике Беларусь : Закон Респ. Беларусь, 28 мая 1991 г. N 813-XII г.: в ред. Закона Респ. Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З// Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Сидорчук, В.К. Хозяйственное право / В.К. Сидорчук // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.http:\\www.inventech.ru\lib\pravo\pravo-003

.Основы права [Электронный ресурс] / под ред. проф. 3. Г. Крыловой - М. : Издательство «Высшая школа», 2000. - Режим доступа: <http://www.bibliotekar.ru/osnovy-prava-2/index.htm>. Дата доступа:

.Шилкина, С. Правовое положение иностранцев в Республике Беларусь [Электронный ресурс] / С. Шилкина. - Ч. 1 - Режим доступа: <http://www.startbiz.by/articles/art-biz/inostranec-1/>. Дата доступа: 29.04.2013.

.Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 16 сент. 2002, № 1258 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Инструкция об организации работы по оформлению специального разрешения на право занятия предпринимательской деятельностью в Республике Беларусь иностранным гражданам и лицам без гражданства, временно пребывающим и временно проживающим в Республике Беларусь : утв. пост. М-ва внутренних дел Респ. Беларусь 24.12.2002 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.О государственной регистрации и ликвидации субъектов хозяйствования : Декрет Президента Респ. Беларусь, 16 янв. 2009 г., № 1 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Николаев, М. Вопросы регулирования международной подсудности в гражданском и хозяйственном процессуальном законодательстве Республики Беларусь [Электронный ресурс] / М. Николаев. - Минск, 2006. -- Режим доступа: <http://www.lawbelarus.com/repub2008/sub11/text11113.htm>. Дата доступа:

.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 22 янв. 1993 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.О юрисдикции, признании и исполнении судебных решений по гражданским и коммерческим делам : Регламент Совета Европейского Союза, 22 дек. 2000 г., N 44/2001 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.О практике рассмотрения хозяйственными судами Республики Беларусь дел с участием иностранных лиц : постановление Пленума Высшего хозяйственного суда Респ. Беларусь, 2 дек. 2005 г. № 31 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Соглашение о порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности, 20 мар. 1992 г., № 32 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 7 окт. 2002 г., № 73, 2/956 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам, 22 янв. 1993 г., № 28 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Конвенция по вопросам гражданского процесса, 1 мар. 1954 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Конвенция, отменяющая легализацию официальных иностранных документов, 5 окт. 1961 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Конвенция о получении доказательств за границей по гражданским или торговым делам, 18 мар. 1970 г. № 48, 2/760 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам, 15 ноя. 1965 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Особенности участия иностранных лиц в гражданском процессе Украины // Евразийский юридический портал [Электронный ресурс]. - 2013. - Режим доступа: http://www.eurasialegal.info/index.php?option=com_content&view=article&id=1864:2013-02-19-10-11-18&catid=2:right-of-the-countries-cis&Itemid=1. Дата доступа:

.О внешней трудовой миграции : Закон Респ. Беларусь, 30 дек. 2010 N 225-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Валюшко, Н.В. Международный опыт и перспективы развития системы обеспечения правового статуса иностранцев и лиц без гражданства в Республике Беларусь / Н.В. Валюшко // Вестн. Белорус. гос. экон. ун-та. -2007. - № 3. - С. 237

.О соответствии Конституции Республики Беларусь Закона Республики Беларусь «О правовом положении иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь» : решение Конституционного Суда Респ. Беларусь, 24 дек. 2009 г. № Р - 418/2009 1403 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.О драгоценных металлах и драгоценных камнях: Закон Респ. Беларусь, 21 июн. 2002 г., N 110-З // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Об упорядочении трудовой и предпринимательской деятельности иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих и временно проживающих в Республике Беларусь : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 18 сен. 2002 г., № 1258: в ред. постановления Совета Министров от 18.05.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 янв. 2006 г., № 73: в ред. постановления Совета Министров от 18.05.2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Избирательный кодекс Республики Беларусь: принят Палатой представителей 24 янв. 2000 г.: одобр. Советом Респ. 31 янв. 2000 г.: текст Кодекса по состоянию на 28 нояб. 2006 г. // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.О страховой деятельности : Указ Президента Респ. Беларусь, 25 авг. 2006, N 530 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Комель, Ю.Ю. Правовое положение иностранных граждан в Республике Беларусь / Человек. Цивилизация. Культура : VII межвузовская научно-теоретическая конференция : тезисы докладов. Минск, 20 апреля 2002 г.; редкол. : А.Н.Алпеев [и др.] - Минск : ЗАО "Веды", 2003. - С.61-63.

43.Banfield, E.C. Civility and citizenship in liberal democratic societies / Ed. E.C. Banfield. - New York: Paragon House, 1992. - 317 p.

44.Жандарова, М. О правовом положении иностранных граждан в Республике Беларусь / М. Жандарова // Юстыцыя Беларусi. - 2004. - N 1. - С.64-66

.Основной закон Федеративной Республики Германии от 23 мая 1949 г. / авт.-сост.: В.Г. Тихиня, В.П. Серебренников // Конституции зарубежных государств. - Минск: Право и экономика, 2007 - 474 c.

.О Государственной миграционной программе на 2010-2014 годы : постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 8 дек. 2010 г., № 1403 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Тиунов, О.И. Международное гуманитарное право: учеб. для вузов / О.И. Тиунов. - М.: НОРМА: ИНФРА-М, 2000. - 315 с.

.Конституция Евросоюза // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www/mid.ru/ns-dos. - Дата доступа: 27.04.2013

.Об утверждении Правил пребывания иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь: постановление Совета Министров Респ. Беларусь, 20 янв. 2006 г., N 73 // Консультант Плюс: Беларусь. Технология 3000 [Электронный ресурс] / ООО «ЮрСпектр». - Минск, 2012.

.Ясинская-Казаченко, А. В. Правовое положение иностранных граждан и лиц без гражданства в Республике Беларусь / А.В. Ясинская-Казаченко // Конституционное право Республики Беларусь. - Минск : Амалфея, 2008. - С.102-105.

Похожие работы на - Гражданско-правовое положение иностранных лиц и лиц без гражданства на территории Республики Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!