Данный договор является срочным и возмездным, это означает, что жилое помещение предоставляется за определенную плату и на определённое время, обычно, на срок, совпадающий со сроком работы гражданина или иными обстоятельствами, которые и породили необходимость заключения данного договора.
Только на основании решения о предоставлении такого жилого помещения заключается договор найма специализированного жилого помещения.
Уполномоченный орган государственной власти, уполномоченный орган местного самоуправления или уполномоченное им лицо вправе заключить договор найма жилого помещения, если они действуют от имени собственника специализированного жилого помещения только после принятия решения о предоставлении такого жилого помещения соответствующими органами или уполномоченными на то лицами.
Изолированное жилое помещение, к которому относятся дом, часть дома, квартира, часть квартиры являются предметом договора найма специализированного жилого помещения. Не смотря на это, во всех правилах существуют исключения из правил, в частности, предоставление жилья в общежитиях.
В общежитии допускается вселение в одну комнату нескольких лиц, которые не связанны родственными отношениями.
По правилам договора социального найма жилого помещения наймодатель имеет право требовать своевременного внесения платы за пользование жилым помещением.
Любой наймодатель несёт определённые обязанности, соответствующие конкретному договору найма. Рассмотрим некоторые из них:
) передать жилое помещение нанимателю свободного от любых прав иных лиц (например, права аренды);
) обеспечить ремонт общего имущества многоквартирного дома, находящегося в собственности в сданному по найму жилого помещения и непосредственное участие в его надлежащем содержании;
) производить капитальный ремонт данного жилого помещения;
) содействовать предоставлению нанимателю коммунальных услуг в достаточном количестве и надлежащем качестве.
В договоре найма специализированного жилого помещения обязательно указываются члены семьи нанимателя специализированного жилого помещения, которые несут права и обязанности, так же, как и наниматель по договору найма специализированного жилого помещения.
Членами семьи нанимателя специализированного жилого помещения по договору найма согласно жилищному законодательству выступают его дети, поживающий с ним супруг, а также дети и родители и иные лица, к которым относятся другие родственники, в частности, нетрудоспособные иждивенцы, признанные членами семьи нанимателя специализированного жилого помещения по договору найма, если они вселяются в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается в простой письменной форме.
Расторжение договора найма специализированного жилого помещения может быть произведено по соглашению сторон в любое время. Стороны такого договора найма вправе в любое время по соглашению, заключенному между собой, вправе расторгнуть заключенный между ними договор найма специализированного жилого помещения. Если соглашение между сторонами не достигнуто, то наниматель может самостоятельно расторгнуть данный договор. Наймодатель вправе обратиться к нанимателю с предложением о расторжении договора найма жилого помещения, который может принять непосредственно одно из следующих решений, это решение либо о расторжении заключенного между ними договора, либо отказаться от такого предложения. Если же поступил отказ, то наймодатель может расторгнуть договор, придерживаясь судебного порядка.
Жилищным кодексом РФ закреплено, что нанаматель имеет право расторгнуть договор найма специализированного жилого помещения в любое время, при этом предварительно уведомляя о таком решении наймодателя.
По инициативе наймодателя предусмотрен особый порядок и условия расторжения договора найма специализированного жилого помещения. Данное положение раскрывается Жилищным кодексом РФ, в котором отмечено, что наймодатель может требовать расторжения договора найма специализированного жилого помещения только в судебном порядке.
Основанием для расторжения договора служит неисполнение нанимателем, а так же проживающими совместно с ним членами его семьи обязательств по договору найма специализированного жилого помещения, на основании которого они проживают в данном жилом помещении.
Рассмотрим некоторые основания расторжения договора, к таковым относятся:
) невнесение нанимателем платы за жилое помещение и (или) коммунальные услуги более шести месяцев;
) разрушение или повреждение жилого помещения нанимателем или другими гражданами, за действия которых он отвечает;
) систематическое нарушение гражданином прав и законных интересов соседей, которое делает невозможным совместное проживание в одном жилом помещении;
) использование гражданином жилого помещения не по назначению;
) иные случаи, которые предусмотрены жилищным законодательством.
Если наниматель самовольно осуществил перепланировку или переустройство занимаемого жилого помещения, то наймодатель вправе потребовать расторжения договора найма специализированного жилого помещения, в том случае, если данное жилое помещение не будет приведено в прежнее состояние.
Основаниями прекращения договора найма специализированного жилого помещения являются следующие случаи:
) если жилое помещение было исключено из специализированного жилищного фонда, т.е. когда данное жилое помещение было разрушено и не подлежит восстановлению. Это возможно тогда, когда жилой дом может быть разрушен в результате его сноса, обвала, стихийного бедствия или другой чрезвычайной ситуации, иными словами тогда, когда уничтожен объект договора найма, причем не по воле нанимателя. В этом случае прекращается договор, а нанимателю и членам его семьи должно предоставлено другое специализированное жилое помещение с заключением договора найма, аналогичного прежнему;
) основанием для прекращения договора найма служебного жилого помещения, равно как и прекращение договора найма жилого помещения является прекращение трудовых отношений или пребывания на выборной должности, а также увольнение со службы.
) когда истёк период, на который был заключен договор найма жилого помещения маневренного фонда. Окончание договора найма жилого помещения для вынужденных переселенцев и беженцев служит основанием для прекращения данного договора, т.к. договором предусмотрен определенный срок, указанный в договоре;
) когда осуществляется переход права собственности на служебные жилые помещения или помещения в общежитии, а также передача такого жилого помещения в хозяйственное ведение или управление другому юридическому лицу. Исключение составляют случаи, когда у нанимателя этого жилого помещения возникают другие трудовые отношения с новым собственником или юридическим лицом, которому передается данное жилое помещение.
Самостоятельно лишить гражданина жилого помещения невозможно, т.к. это непосредственно входит в полномочия суда, который выносит конкретное решение о лишении гражданина жилого помещения. Но гражданин в случае расторжения договора найма обязан освободить помещение, которое было ему предоставлено.
Законодательством предусмотрено выселение граждан из занимаемого ими жилого помещения на основании договора найма специализированного жилого помещения, как с предоставлением другого благоустроенного жилого помещения, так и без его предоставления.
Не могут быть выселены отдельные категории граждан из занимаемых служебных жилых помещений и жилых помещений в общежитиях без предоставления других жилых помещений, являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в данных жилых помещениях. Эти категории закреплены в законодательстве.
Данным категориям лиц должно быть предоставлено другое жилое помещение, которое должно соответствовать следующим характеристикам:
) жилое помещение должно отвечать установленными санитарными нормами;
) жилое помещение должно отвечать установленными техническими нормами;
) данное жилое помещение должно быть расположено в черте того же населенного пункта.
Если гражданин состоит в трудовых отношениях, или обучается в организации (конкретном учебном заведении) имеет право на предоставление ему жилого помещения в общежитии, которое числится за данным учебным заведением. Предоставление жилого помещения в общежитии является основанием для заключения договора найма. Вышеупомянутый договор заключается на срок, в течение которого между сторонами имеются трудовые отношения либо отношения по прохождению службы или обучения. Подтверждением этих отношений соответственно является трудовой договор, служебный контракт, договор (контракт) или соответствующий акт о предоставлении услуг в сфере образования.
Подведя итог, следует отметить, что для социальной защиты отдельных категорий граждан могут предоставляться жилые помещения в соответствии со специальным федеральным законодательством или законодательством субъектов.
.2 Порядок заключения, прекращения и расторжения договора найма специализированного жилого помещения
Договор найма жилого помещения заключается между наймодателем, а именно государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением и нанимателем на период трудовых отношений, обучения или службы. Данный договор заключается по тем правилам, что и договор найма жилого помещения в общежитии. Непосредственно предметом договора найма выступают отдельные специализированные жилые помещения. При этом в техническом паспорте жилого помещения содержатся все данные о жилом помещении, в данном случае таком, как общежитие, о его техническом состоянии санитарно-техническом и ином оборудовании.
Договор найма жилого помещения в общежитии по соглашению сторон может быть расторгнут в любое время. Основанием для прекращения договора найма жилого помещения в общежитии служит прекращение трудовых отношений, учёбы, а также увольнение со службы, которое осуществляется по требованию наймодателя и допускается в судебном порядке:
) если наниматель оплачивает коммунальные услуги и не вносит плату за жилое помещение более шести месяцев;
) если происходит разрушение или повреждение жилого помещения как нанимателем, так и членами его семьи;
) если осуществляется систематическое нарушение прав и законных интересов соседей;
) если данное жилое помещение используется не по назначению.
Основаниями прекращения договора найма жилого помещения в общежитии являются следующие:
) утрата либо разрушение жилого помещения;
) истечение срока, на который был заключен трудовой договор;
) окончание срока обучения;
) прекращение срока службы, а также смерть нанимателя.
В случае расторжения или прекращения действия договора, наниматель вместе с членами его семьи обязаны освободить предоставленное им жилое помещение. Если гражданин отказывается освободить жилое помещение добровольно, то оно выселяются из данного жилого помещения без предоставления другого жилья, за исключением тех случаев, когда законодательством предусмотрено иное.
По решению собственника соответствующего жилищного фонда или уполномоченного им органа может быть создан маневренный фонд.
Во время проведения капитального ремонта либо реконструкции дома, когда такой ремонт или реконструкция не могут быть проведены без выселения нанимателя, наймодатель обязан предоставить нанимателю и членам его семь на время проведения капитального ремонта или реконструкции другое жилое помещение без расторжения договора социального найма жилого помещения, которое находится в указанном доме.
Жилое помещение маневренного фонда предоставляется на время проведения капитального ремонта или реконструкции по договору найма. Исходя из этого, следует, что маневренный фонд может быть создан по решению собственника соответствующего жилищного фонда или уполномоченного им органа.
Жилые помещения маневренного фонда предоставляются для временного проживания граждан в следующих случаях:
) если в доме гражданина производится капитальный ремонт либо реконструкция дома, в котором находится жилое помещение, занимаемое им по договору социального найма;
) если гражданин утратил жилое помещение в результате обращения взыскания на это жилое помещение, которое было приобретено за счет кредита банка или иной кредитной организации либо средств целевого займа, которое предоставлено юридическим лицом на приобретение жилого помещения, и заложено в обеспечение возврата кредита или целевого займа, если на момент обращения взыскания такие жилые помещения являются для них единственными;
) если единственное жилое помещение гражданина стало непригодным для проживания в нём в результате чрезвычайных обстоятельств;
) когда предусмотрены другие обстоятельства предоставления гражданину жилого помещения на законных основаниях.
По аналогии типового договора найма жилого помещения маневренного фонда заключается и договор найма жилого помещения маневренного фонда на срок, пока:
) осуществляется капитальный ремонт или реконструкция дома;
) осуществляются расчеты с гражданами, которые утратили жилые помещения в результате обращения взыскания на них, а также после продажи жилых помещений, на которые были обращены взыскания;
) осуществляются расчеты с гражданами, когда единственное жилое помещение стало непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств;
) заключается данный договор с гражданами, указанный в Жилищном кодексе РФ.
В договоре найма жилого помещения маневренного жилого фонда определяются предмет договора, права и обязанности сторон по пользованию специализированным жилым помещением маневренного фонда, срок действия, а также основные положения, касающиеся данного договора.
Предметом договора найма маневренного фонда выступает жилое помещение. Причём, жилое помещение должно находится в государственной либо муниципальной собственности, отвечать санитарно-техническим нормам и требованиям, которые установлены законом, а также обеспеченное всеми необходимыми видами коммунальных услуг. Обязательно в договоре должны быть указаны все вселяемые в жилое помещение члены семьи собственника.
В случае смерти нанимателя, либо утраты (разрушения) жилого помещения договор найма жилого помещения маневренного фонда прекращается. За всеми членами семьи умершего нанимателя сохраняется право пользования жилым помещением до завершения капитального ремонта или реконструкции дома, а также расчетов в связи с утратой жилого помещения в результате обращения взыскания на это жилое помещение, и расчетов за жилое помещение, которое признано непригодным для проживания в результате чрезвычайных обстоятельств, либо других возникших обстоятельств.
Наймодатель имеет право потребовать расторжения договора в судебном порядке только в предусмотренных законом случаях, а именно, когда:
) наниматель не вносит плату за жилое помещение и коммунальные услуги более шести месяцев;
) наниматель и члены его семьи разрушают или повреждают жилое помещение;
) стороны систематически нарушают права и законные интересы, предусмотренные заключенным договора;
) данное жилое помещение используется гражданином не по назначению.
Граждане, которые нуждаются в жилом помещении, обязаны получить его согласно социальной защите с предоставлением всех необходимых медицинских и социально-бытовых услуг.
При этом, дома системы социального обслуживания оборудуются помещениями для проведения мероприятий медицинского, психологического, социального характера, а также осуществляемой трудовой деятельности и многие другие.
) граждане, не способные к самообслуживанию в связи с преклонным возрастом, болезнью, инвалидностью, а также не имеющие родственников, которые могли бы обеспечить им помощь и уход, и в случаях, когда среднедушевой доход этих граждан ниже прожиточного минимума в конкретном субъекте Российской Федерации;
) граждане, имеющие право на предоставление им жилых помещений в стационарных учреждениях социального обслуживания, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством субъектов Российской Федерации.
Для одного человека предоставляется норма размером не менее шести квадратных метров жилой площади, однако супругам предоставляется жилое помещение размером не менее шести квадратных метров на каждого члена семьи.
Условиями договора найма жилого помещения нельзя распоряжаться предоставленным жилым помещением, а именно не допускается поднаём, аренда или приватизация, раздел жилого помещения, регистрация на данной жилой площади других лиц, а также вселение временных жильцов.
Использование жилых помещений в домах системы социального обслуживания населения прекращается в связи с устранением причин, по которым были предоставлены эти помещения. К таким причинам относятся, например, приобретение другого жилого помещения, переезд на постоянное место жительства к родственникам и др.
Жилищным законодательством предусмотрены следующие формы социального обслуживания граждан:
) социальное обслуживание граждан на дому;
) полустационарное социальное обслуживание граждан в отделениях дневного (ночного) пребывания социального обслуживания;
) срочное социальное обслуживание граждан;
) социально-консультативная помощь граждан;
) стационарное социальное обслуживание граждан в стационарном учреждении социального обслуживания (таких, как дома-интернаты, пансионаты и других учреждениях социального обслуживания вне зависимости от их наименования).
В соответствии с возрастом пожилых граждан и инвалидов и их социальным положением, а также в соответствии с состоянием здоровья распределяются жилые помещения в домах-интернатах, пансионатах и других учреждениях социального обслуживания. Данные жилые помещения в вышеназванных домах предоставляются на основании соответствия с договором безвозмездного пользования.
Однако лица пожилого возраста и инвалиды ущемляются в правах по распоряжению этими жилыми помещениями, т.к. жилые помещения предоставлены им лишь в пользование, а не в распоряжение.
Если лица пожилого возраста или инвалиды отказываются от социального обслуживания, то право пользования этими жилыми помещениями прекращается. Жилыми помещениями обеспечиваются семьи, имеющие детей-инвалидов, инвалиды, а так же лица, имеющие проблемы со здоровьем и др.
К жилым помещениям фонда для временного поселения вынужденных переселенцев относятся следующие жилые помещения:
) дома;
) квартиры;
) общежития;
) другие жилые помещения.
Жилые помещения фондов для временного поселения вынужденных переселенцев предназначены для временного проживания граждан, которые признаны вынужденными переселенцами в соответствии с законом. Органами государственной власти или органами местного самоуправления создаётся фонд для вынужденных переселенцев по согласованию с органом федеральной либо региональной миграционной службы. Жилые помещения данного фонда предоставляются лицам, которые в соответствии с действующим законодательством признаны вынужденными переселенцами.
Закон определяет граждан, которые являются вынужденными переселенцами и к таковым относит следующих:
) гражданин Российской Федерации, который вынужден покинуть место жительства на территории иностранного государства и прибывший на территорию Российской Федерации;
) гражданин Российской Федерации, который вынужден покинуть место жительства на территории одного субъекта Российской Федерации и прибывший на территорию другого субъекта Российской Федерации;
) иностранный гражданин или лицо без гражданства, которое постоянно проживает на территории Российской Федерации и изменяющий место жительства в пределах территории Российской Федерации по основаниям.
Таким образом, лицо, проживающее в указанном жилом помещении, не имеет право разделять занимаемое им жилое помещение, а также вселять временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, управомоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Лицо, утратившее статус вынужденного переселенца, обязано освободить жилое помещение, предоставленное ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
.3 Практика обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями
Служебное жилое помещение предоставляется военнослужащим на время прохождения военной службы по контракту и носит срочный характер в соответствии с Федеральным законом «О статусе военнослужащих». Статья 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» гласит: «Служебные жилые помещения предоставляются в населенных пунктах, в которых располагаются воинские части, а при отсутствии возможности предоставить жилые помещения в указанных населенных пунктах - в других близлежащих населенных пунктах».
Федеральный закон «О статусе военнослужащих» является единственным законом, которым регулируется порядок обеспечения указанных лиц жилыми помещениями. При реализации права военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, для служебных жилых помещений одними из основными проблемами являются проблемы формирования, содержания, а также сохранности специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений, за счет которого военнослужащие и должны обеспечиваться служебными жилыми помещениями.
Средства федерального бюджета федеральных органов исполнительной власти соответствующих военных подразделений непосредственно обеспечивают жилищное строительство жилых помещений, а также отвечают за приобретение жилых помещений, предназначенных для военнослужащих.
Специализированный жилищный фонд служебных жилых помещений формируется исходя из количества должностей в конкретной воинской части. Не смотря на это, при формировании данного фонда могут возникнуть и несколько проблем, а именно:
Во-первых, когда во время прохождения военной службы военнослужащий может быть освобожден от занимаемой должности и выведен за штат. На его должность назначается другой военнослужащий. И, как следствие, возникает ситуация, когда, с одной стороны, вновь назначенному военнослужащему должны предоставить жилое помещение, которое занимал ранее военнослужащий, впоследствии освободившийся от занимаемой им должности. Военнослужащий же, который находится за штатом, обязан освободить занимаемое им жилое помещение, здесь непосредственно возникает вопрос о переселении. Военнослужащий, который только прибыл, может проживать в служебном жилом помещении, которое пригодно для временного проживания, но на срок не более трех месяцев. За штатом военнослужащие могут находиться до шести месяцев, то есть, если он должен освободить занимаемую им служебную квартиру для предоставления ее вновь назначенному на данную должность военнослужащему, воинская часть должна арендовать для него жилое помещение на срок уже не три месяца, а шесть.
Во-вторых, когда жилые помещения предоставляются в соответствии с нормами предоставления. Одну и ту же должность могут занимать военнослужащие с разным количеством человек в семье, за время, пока военнослужащий занимает определенную должность, количество человек в семье может уменьшиться или возрасти, следовательно, невозможно предварительно определить размер предоставляемого жилого помещения для данной должности. Встречаются случаи, когда военнослужащему предоставлена излишняя служебная жилая площадь, либо ее недостаток. Если определено, что жилой площади недостаточно, то военнослужащий ставится на учёт для улучшения жилищных условий. Нуждающимися же в улучшении жилищных условий признаются граждане, которые имеют обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже учетной нормы предоставления. В среднем по Российской Федерации размер учетной нормы составляет от 6 до 8 квадратных метров жилой площади на человека. В некоторых регионах норма предоставляется исходя из общей площади региона.
В-третьих, проблематична постановка в очередь, а также порядок предоставления вторичного служебного жилья после признания граждан, которые являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Подобные очереди очень негативно сказываются на гражданах, которые занимают военные должности и могут затягиваться на многие годы. Возникающие очереди тем самым тормозят демографическую ситуацию в стране, которая и без того находится не на высшем уровне.
Формирование фонда специализированного жилищного фонда служебных жилых помещений производится из расчета должностей за счет средств, которые перечисляются на эти цели из средств федерального бюджета и внебюджетных средств финансирования. Это позволяет создать минимальный фонд служебных жилых помещений. При этом необходимо проделать огромную социологическую работу, которая направлена на выяснение средней численности состава семей, которые непосредственно проживают совместно с военнослужащими, занимающих определённую должность. При строительстве домов предпочтение отдаётся домам с двух- и трехкомнатными квартирами.
Кроме того, предлагается формировать фонд служебного жилья за счет жилых помещений, которые находятся в муниципальном, государственном жилищных фондах путем перевода жилого помещения в разряд служебного жилья. Служебное жилое помещение должно предоставляться в соответствии с правилами Жилищного кодекса РФ, а также отвечать всем требованиям закона. Обеспечение военнослужащих жилыми помещениями в тот период, когда они осуществляют военную службу, решаются проблемы за счет средств данных фондов и позволяет улучшить жилищные условия по причине увеличения состава семьи и соблюсти нормы предоставления жилья, а также своевременно исключить из разряда служебных жилых помещений освободившиеся жилые помещения.
Если же военнослужащим предоставляются жилое помещение меньше нормы предоставления, то ему предусмотрена отдельная компенсация размером, равным размеру за недостающие квадратные метры, а также закреплено право на дополнительную жилую площадь.
В юридической литературе возникает противоречие между нормами жилья, а в частности, при предоставлении и при признании нуждающимися в улучшении жилищных условий, которые должны быть устранены. При недостатке жилой площади моральное состояние людей резко ухудшается, что проявляется на морально-психологическом состоянии гражданина, влекущее невозможность добросовестного выполнения служебных обязанностей и, а также негативно сказывается на боеспособности воинских формирований и, как следствие на безопасности государства.
Особенность обеспечения военнослужащих заключается и в том, что они могут нести службу вне населенного пункта. Поэтому предоставляемые жилые помещения не всегда соответствуют требованиям, что обусловлено экономическим состоянием данного населённого пункта. Военнослужащие вынуждены жить в местах, которые не всегда обустроены для проживания. Следовательно, реализация прав военнослужащих, которые проходят военную службу по контракту, затруднительно в связи со значительной удаленности пограничных застав от коммунально-эксплуатационных служб воинских частей, которые состоят из пограничных застав. Это влияет на оперативность принятия решений и мер по проблемам реализации прав военнослужащих как вообще, так и на служебные жилые помещения в частности. Существенно ограничивается возможность аренды жилых помещений для военнослужащих и найма жилья военнослужащими из-за отсутствия населенных пунктов и удаленностью воинского подразделения, которое обладает статусом юридического лица, которое может заниматься вопросами аренды. Представляется, что хотя бы минимальные особенности в порядке реализации исследуемого права существуют в каждом федеральном органе исполнительной власти, в котором законодательством предусмотрено прохождение военной службы, которые требуют регламентации специальным актом определенного федерального органа исполнительной власти, непосредственно учитывающего специфику обеспечения военнослужащих жилыми помещениями, а так и в период прохождения военной службы.
Одним из главных нарушений в сфере служебного жилищного обеспечения военнослужащих выделяют такое, как использование служебного жилищного фонда не по его прямому назначению. Это обусловлено тем, что в некоторых воинских частях незаконно распоряжаются служебным жильём, хотя его объём не так уж и велик. Встречаются даже случаи, когда жилое помещение предоставляется тем лицам, которые не относятся к воинским формированиям, нарушая тем самым принцип законности.
А также есть и проблемы, касающиеся использования и сохранности служебных жилых помещений, когда невозможно отселить из занимаемых жилых помещений тех граждан, непосредственно утративших связь с Вооруженными Силами, а также другими войсками и воинскими формированиями и организациями. Таких насчитывается более 60 тысяч семей. Просто выселить военнослужащего, который утратил связь с Вооруженными Силами, другими войсками, воинскими формированиями и организациями, занимающий предоставленное ему служебное помещение невозможно. Тем самым нарушается принцип срочности обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями.
Ранее жилищное законодательство определяло, что за военнослужащими, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями на первые пять лет военной службы по контракту (без учёта времени обучения в военных образовательных учреждениях профессионального образования) сохраняют право на жилые помещения, которые занимались гражданами до поступления на военную службу. Федеральный закон «О статусе военнослужащих» закрепляет, что служебные жилые помещения предоставляются военнослужащим на весь период службы, а именно до выхода гражданина на пенсию, либо до момента получения жилого помещения от федерального органа, в котором он проходит военную службу, сроком в 20 лет. Если военнослужащий проходил военную службу более пяти лет, но менее 20 лет, то бывший военнослужащий стал фактически гражданином без определенного места жительства, т.к. по прежнему месту жительства права на жилое помещение он уже потерял, а на военной службе еще не получил.
В данном случае необходимо закреплять за военнослужащими право собственности на жилое помещение по месту жительства на весь период, когда он проходит военную службу. В этом есть и свои плюсы, к примеру, в случае выселения военнослужащего из занимаемого служебного жилого помещения, тем самым соблюдая принцип срочности.
Механизм оплаты коммунальных услуг, а также произведение соответствующих перерасчетов должны быть чётко определены, т.к. в жилых помещениях, которые сохраняются за военнослужащими, может никто не проживать в период нахождения военнослужащих на военной службе. Представляется целесообразным предусмотреть возможность продажи жилья по прежнему месту жительства в зачет вновь предоставляемого жилья с последующим выкупом недостающей части федеральным органом исполнительной власти, в котором военнослужащий проходил военную службу. Гражданин, который ещё не приобрёл в собственность гарантированное ему служебное жилое помещение, имеет право самостоятельно выкупить недостающую часть вновь предоставляемого жилого помещения.
Порядок предоставления служебных жилых помещений состоит из разных этапов, которые состоят из определённых действий. Данные действия решают следующие вопросы:
) принимают решения о постановке на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий;
) определяют очередность и сроки предоставления служебных жилых помещений гражданам;
) принимают решения компетентными органами касательно вопросов о предоставлении жилья;
) совершают документальное оформление принятого решения.
Военнослужащие заключают жилищный договор с федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба. В этом договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, а также его содержание и многие другие аспекты, касающиеся непосредственно заключенного договора.
Сторонами заключенного жилищного договора выступает командир воинской части, обязанного заключить данный договор непосредственно самим военнослужащим, имеющим право на его заключение. Жилищным договором регулируются отношения сторон по реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения. Договором предусмотрен особый порядок обеспечения служебными жилыми помещениями военнослужащих, а также членов их семей. Тем самым обеспечивая принцип полноты реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения.
Итак, заключение жилищного договора предшествует предоставлению конкретного служебного жилого помещения военнослужащему. Основанием для вселения в конкретное служебное жилое помещение является жилищный договор найма служебного жилого помещения.
Заключение
В дипломном исследовании рассмотрены понятия жилищного фонда и его классификация, раскрыты понятия и виды специализированных жилых помещений, проведен анализ правил пользования специализированными жилыми помещениями; исследованы основания предоставления специализированных жилых помещений, дана характеристика договора найма специализированного жилого помещения, рассмотрены порядок заключения, прекращения и расторжения договора найма специализированного жилого помещения, изучена практика обеспечения военнослужащих служебными жилыми помещениями.
Там образом, отнесение жилого помещения к тому или иному виду специализированных жилых помещений, а также исключение жилого помещения из специализированного фонда осуществляется на основании решения органа, который осуществляет управление данным жилищным фондом.
Необходимо также отметить то, что жилые помещения должны использоваться строго по назначению и в соответствии с требованиями, которые установлены законодателем, а также жилые помещения подлежат государственной регистрации (причём, как регистрация договоров, так и переход права собственности).
В целях социальной защиты отдельных категорий граждан им могут быть предоставлены жилые помещения в пользование на основании специального федерального законодательства либо законодательством субъектов.
Лица, непосредственно проживающие в предоставленном им жилом помещении, не могут осуществлять раздел занимаемой им жилой площади и вселять временных жильцов без разрешения на то территориального органа федерального органа исполнительной власти, а также управомоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции. Если же лицо утратило статус вынужденного переселенца, то оно обязано освободить жилое помещение, которое предоставлено ему из фонда жилья для временного поселения вынужденных переселенцев.
Итак, заключение жилищного договора предшествует предоставлению конкретного служебного жилого помещения военнослужащему. Основанием для вселения в конкретное служебное жилое помещение является договор найма служебного жилого помещения. Сторонами заключенного жилищного договора выступает командир воинской части, обязанного заключить данный договор непосредственно самим военнослужащим, имеющим право на его заключение. Жилищным договором регулируются отношения сторон по реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения. Договором предусмотрен особый порядок обеспечения служебными жилыми помещениями военнослужащих, а также членов их семей. Тем самым обеспечивая принцип полноты реализации права военнослужащих на служебные жилые помещения.
Под договором найма специализированного жилого помещения следует понимать соглашение между наймодателем и нанимателем, предметом которого выступает предоставляемое жилое помещение, относящееся к специализированному жилищному фонду.
Договоры, возникающие из правоотношения по предоставлению и использованию жилого помещения, направлены на выполнение нанимателем и наймодателем всех требований, закреплённых данным договором.
жилой служебный помещение найм
Библиографический список
Нормативно-правовые акты:
. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г (в ред. от 30 декабря 2008 г.) // Российская газета. - 1993. 25 декабря
. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть первая (от 30 ноября 1994г. №52-ФЗ) (в ред. от 12 августа 1996 г.,17 декабря 1999г., 4 октября 2010 г., 19 июля 2011 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации -1994-№32-ст. 3301; 1996. - № 34. - Ст. 4026; 1999. - № 51. - Ст. 6288; 2010. - № 42 (Ч. 2). - Ст. 5188; 2011. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4596.
. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая (от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ) (в ред. от 12 августа 1996 г., 17 декабря 1999 г. 4 октября 2010 г., 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 1996. - №5. - Ст.410; 1996. - № 34. - Ст. 4026; 1999. - № 51. - Ст. 6288; 2010. - № 42 (Ч. 2). - Ст. 5188; 2011. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4596.
. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть третья (от 26 ноября 2001 г. № 147-ФЗ) (в ред. от 12 августа 1996 г., 17 декабря 1999 г. 4 октября 2010 г., 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. -№49. - Ст.4552; 1996. - № 34. - Ст. 4026; 1999. - № 51. - Ст. 6288; 2010. - № 42 (Ч. 2). - Ст. 5188; 2011. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4596.
. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть четвертая (от 18 декабря 2006 г. № 230-ФЗ) (в ред. от 12 августа 1996 г., 17 декабря 1999 г. 4 октября 2010 г., 19 июля 2011 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 52. - Ст. 5496; 1996. - № 34. - Ст. 4026; 1999. - № 51. - Ст. 6288; 2010. - № 42 (Ч. 2). - Ст. 5188; 2011. - № 30 (Ч. 1). - Ст. 4596.
. Жилищный кодекс Российской Федерации (от 29 декабря 2004 N 188-ФЗ) (ред. от 5 апреля 2013 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации -2013.-№ 1-ст.60.
. Федеральный закон (от 29 декабря 2004 N 189-ФЗ) (ред. от 5 апреля 2013г.) «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» // Собр. Законодательства Рос. Федерации - 2013. - № 1 (Ч.1)- ст.15.
. Федеральный закон (от 27 мая 1998г. № 76-ФЗ) (ред. от 30 декабря 2012 г.) «О статусе военнослужащих» // Cобр. Законодательства Рос. Федерации -2012. - № 22-ст. 2331.
. Федеральный закон (от 29 февраля 2012 N 15-ФЗ) (ред. от 29 февраля 2012 г.) "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" // Собр. Законодательства - 2012. - №13- ст. 8.
. Федеральный закон (от 21 июля 1997г. № 122-ФЗ) (ред. от 07 мая 2013) "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" // Собр. Законодательства - 2012. - № 101- ст.ст.9-17.
. Закон Санкт-Петербурга (от 04 апреля 2006г. № 100-15) (ред. от 23.04.2013) «О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга» (принят ЗС СПб 15.03.2006) // Собр. Законодательства - 2013.- № 193-37 - ст. 2, ст. 3.
. Закон Российской Федерации (от 04 июля 1991г. № 1541-1) (ред. от 16 октября 2012 г.) «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» // Собр. Законодательства Рос. Федерации - 2012. - № 316 - ст.4.
. Постановление Правительства Российской Федерации (от 26 января 2006 г. № 42-ФЗ) «Об утверждении Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений» // Собр. Законодательства -2006.-№ 6 - ст.697.
. Постановление Правительства Российской Федерации (от 21 января 2006 г. №25-ФЗ) (ред. от 16 января 2008г.) «Об утверждении Правил пользования жилыми помещениями» // Собр. Законодательства -2008.-№ ГКПИ07-1022ст.546.
. Постановление Правительства Российской Федерации (от 17 декабря 2002 г. № 897-ФЗ) (ред. от 16 марта 2013 г.) «Об утверждении типового положения о находящемся в государственной собственности служебном жилищном фонде, переданном в оперативное управление органам внутренних дел, органам федеральной службы безопасности, органам по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенным органам Российской Федерации и внутренним войскам Министерства внутренних дел Российской Федерации» // Собр. Законодательства -2013.-№ 217-ст.5087.
. Постановление Правительства РФ (от 28 января 2006 г. № 47) (ред. от 08 апреля 2013) «Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции» // Собр. Законодательства - 2013. -№ 311 - ст.10.
. Постановление Правительства РФ (от 18 февраля 1998г. № 219) (ред. от 22.11.2006) «Об утверждении Правил ведения Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Собр. Законодательства -2006. -№ 710 - ст. ст. 10-30.
. Постановление Пленума Верховного Суда РФ (от 02 июля 2009 г. № 14) (ред. от 2 июля 2009 г.) «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации» // Собр. Законодательства - 2009. - №14 - ст.25.
. Указу Президента РФ (от 25 декабря 2008 г. №1847) (ред. от 21 мая 2012 г.) «О Федеральной службе государственной регистрации, кадастра и картографии» //Собр. Законодательства - 2012.- № 636 - ст. 4.
Комментарии к нормативным актам:
. Абрамова Е.Н., Аверченко Н.Н., Арсланов К.М. Комментарии к Гражданскому Кодексу Российской Федерации. Часть вторая: учебно-практический комментарий (под ред. Сергеева А.П.). - М.: Проспект, 2010 г. - С. 456.
. Жилин Г.А. Комментарий к жилищному законодательству Российской Федерации: учебно-практический комментарий (под. ред. Жилина Г.А.) - М.: Норма, 2009. - С. 712.
. Жуйкова В.М. Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации (постатейный): учебно-практический комментарий (под общей ред. Жуйкова В.М.) - 2-е издание, исправленное, дополненное. М.: Контракт, 2007. - С. 320.
. Крашенинников П.В. Постатейный комментарий главы Гражданского кодекса Российской Федерации: учебно-практический комментарий (под ред. Крашенинникова П.В.) М.: Статут, 2009.- С 58.
. Титов А.А Комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации: комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации. - 7-е изд., перераб. и доп. М., Юрайт, 2010 г.- С. 245.
. Федосеев Н.В. Постатейный комментарий к Жилищному кодексу Российской Федерации: учебно-практический комментарий (под общей ред. Федосеева Н.В.) М.: Консалтбанкир, 2008.- С. 279.
Монографии, научные сборники, учебники, энциклопедии, словари:
.Гражданское право: учебник / под ред. В.Ф. Яковлева. М.: Статут, 2008. 790 с.
.Гражданское право: учебник / под ред. О.Н. Садикова. М.: ИНФРА-М, 2008. 620 с.
.Гражданское право: учебник / под ред. В.П. Мозолина. М.: Юристъ, 2007. 680 с.
.Гражданское право: учебник: в 3т. Т. 2 / под ред. А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. М.: ТК Велби, Проспект, 2008. 800 с.
.Гражданское право: в 4 т. Т. 3 / под ред. Е.А. Суханова. М.: ИНФРА-М, 2008. 800 с.
.Гражданское право. Общая часть: курс лекций / под ред. В.А. Тархова. М.: Статут, 2007. 580 с.
. Гражданское право. Под ред. Алексеева С.С. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: 2011. - 536 с.
. Андреев И.А., Аюшеева И.З., Васильев А.С., Степанов С.А. (ред.) Гражданское право. Том 2 Учебник: в 3 т. Т. 2. - М.: «Проспект»; «Институт частного права», 2011 г. - 439 с.
. Гражданское право. Том 1.: Учебник / Г.Н. Черничкина, В.В. Бараненков, И.В. Бараненкова и др.; Под ред. Г.Н. Черничкиной - М.: Инфра-М, 2012 - 446 с.
. Крашенинников П.В. Жилищное право. М.: Статут, 2009. С. 124.
. Кудaшкин A.В. Жилищное прaво Учебник, 2010 г. С. 265.
. Седугин П.И. Жилищное право. Учебник для вузов. М.: изд. группа ИНФРА-М - НОРМА, 2008. - 305 с.
. Сергеев А.П. Жилищное право: учеб. М., 2006. С. 4
. Тихомиров М.Ю. Служебное жилье и другие специализированные жилые помещения. Практическое пособие. - Изд. Тихомирова М.Ю., 2011 г. - 55 с.
Научные статьи и другие публикации периодических изданий:
. Журавлев Т. О соотношении гражданского и жилищного законодательства в регулировании договора найма жилого помещения // Нотариус. 2007. №4. С. 22
. Иванов А. Вопросы недвижимости в новом Жилищном кодексе РФ // Хозяйство и право. - 2005. - №6.
. Ростовцева Н.В. Об актуальных вопросах российского жилищного законодательства Журнал российского права, №11, ноябрь 2008 г.
. Тихомиров М.Ю. Жилищный учет: очередность и порядок предоставления жилых помещений. - «Изд. Тихомирова М.Ю.», 2011 г.
Диссертации:
. Емелкина И.А. Гражданско-правовые способы приобретения и защиты вещных прав на жилые и нежилые помещения: Диссертация на соискание ученой степени кандидата юридических наук. М., 2001.
Приложение А
МУНИЦИПАЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДСКОГО ПОСЕЛЕНИЯ
ПОСЕЛКА НОВОЗАВИДОВСКИЙ
Р А С П О Р Я Ж Е Н И Е
«___»___________2012г. № ___
Об утверждении административного регламента предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда»
В соответствии с Жилищным кодексом РФ, Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Постановлением администрации городского поселения поселок Новозавидовский от 11.12.2012г., № 189 «Об утверждении Порядка разработки и утверждения административных регламентов исполнения муниципальных функций (предоставления муниципальных услуг) на территории Муниципального образования «Городское поселение поселок Новозавидовский»,
. Утвердить административный регламент предоставления муниципальной услуги «Предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда» согласно приложению к настоящему распоряжению.
. Настоящее распоряжение подлежит размещению в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» на официальном сайте органов местного самоуправления поселка Новозавидовский.
. Настоящее Распоряжение вступает в силу со дня его принятия и подлежит опубликованию на информационных стендах.
. Контроль за исполнением настоящего Распоряжения оставляю за собой.