Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно- и химически опасных объектах, в очагах промышленных пожаров, при обрушении конструкций зданий, при транспортных авариях и катастрофах

  • Вид работы:
    Реферат
  • Предмет:
    Безопасность жизнедеятельности
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно- и химически опасных объектах, в очагах промышленных пожаров, при обрушении конструкций зданий, при транспортных авариях и катастрофах

Министерство здравоохранения РБ

Витебский государственный медицинский университет

Фармацевтический факультет

Кафедра военной подготовки и экстремальной медицины





Реферат на тему:

"Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно- и химически опасных объектах, в очагах промышленных пожаров, при обрушении конструкций зданий, при транспортных авариях и катастрофах"


Подготовила: студентка 4 курса 10 группы

Соколовская Е. Н.

Проверила: старший преподаватель

Поплавец Е. В.





Витебск, 2010

Содержание

I. Организация оказания медицинской помощи при авариях на химически опасных объектах

II. Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно опасных объектах

III. Организация оказания медицинской помощи при транспортных авариях и катастрофах

Заключение

Список используемой литературы

I. Организация оказания медицинской помощи при авариях на химически опасных объектах

Согласно данным международного регистра, в настоящее время в мире используются в промышленности, сельском хозяйстве и для бытовых целей до 6 миллионов токсических веществ. Около 60 тысяч из них производятся в больших количествах, в том числе более 500 относящихся к группе СДЯВ - наиболее опасных для человека. Однако, учитывая человеческий фактор, при крупных промышленных авариях, пожарах, стихийных бедствиях и катастрофах могут произойти разрушения производственных зданий, оборудования и технологических линий, складов, емкостей, трубопроводов и т.п. В результате чего большие количества СДЯВ могут попасть в окружающую среду, распространиться по территории не только производственных площадей, но и за ее границы. В прилегающих населенных пунктах или районах города могут возникнуть массовые отравления людей.

К химически опасным объектам относят:

·Предприятия химической, нефтедобывающей, нефтеперегонной промышленности заводы по производству СДЯВ и химических удобрений.

·Предприятия и отрасли промышленности, использующие СДЯВ: целлюлозно-бумажная, текстильная, металлургическая, пищевая, мясомолочная и пр. т.е. оснащенные холодильными установками. Водопроводные станции и очистные сооружения.

·Железнодорожные станции с имеющимся для отстоя подвижным составом со СДЯВ.

·Склады и базы с запасами химических удобрений и ядохимикатов для сельского хозяйства, а также с запасами для дезинфекции, дезинсекции и дератизации.

·Склады длительного хранения БОВ МО РБ и оборонная промышленность.

Образуется зона химического загрязнения (ЗХЗ), территория, в пределах которой проявляется поражающее действие токсичных веществ. Глубина ее - это расстояние от источника загрязнения до границы очага. В ЗХЗ включаются район загрязненной местности и зоны распространения первичного (вторичного) облака СДЯВ. Глубина и площадь загрязнения зависят от величины аварийного выброса, физико-химических и токсических свойств вещества. Метеорологических условий (температура воздуха, скорость ветра, степень вертикальной устойчивости воздуха). Характера местности (рельеф, растительность, застройки) и др. Внешние границы ЗХЗ определяются по пороговой ингаляционной токсикологической дозе, вызывающей начальные симптомы поражения.

В медико-тактическом отношении ОХП характеризуются:

внезапностью поражения - массовостью поражений - наличием комбинированных поражений - загрязнением окружающей среды.

Организация оказания медицинской помощи при авариях на ХОО

Общие принципы оказания 1-й медицинской помощи в очаге поражения.

В порядке само и взаимопомощи:

защита органов дыхания (промышленный противогаз, ватно-марлевая повязка), удаление и дегазация стойких СДЯВ на коже, слизистых оболочках глаз, одежде (частичная санитарная обработка) и немедленная эвакуация за пределы загрязненной зоны.

Первая медицинская помощь, оказываемая в очаге: розыск пораженных, защита органов дыхания, введение противоядия, медицинская сортировка по тяжести поражения, немедленная эвакуация за пределы зараженной зоны, санитарная обработка и немедленная эвакуация в токсикологическое отделение.

Общие принципы токсико-терапевтической помощи: - санитарная обработка (при стойких СДЯВ) - детоксикационные мероприятия - антидотная (специфическая) терапия - симптоматическая терапия - профилактика осложнений

Для целенаправленной работы медицинской службы возникает необходимость в определении возможных санитарных потерь (СП) в ОХП, величина и структура которых зависят от многих факторов: количества, вида СДЯВ, физико-химических и токсикологических свойств и т.д. Немалое значение имеют и условия нахождения людей на предприятии и по следу облака, наличия и умения использовать индивидуальные средства защиты. Обучение персонала и населения по оказанию само и взаимопомощи. Основные данные по характеристике очага поражения наиболее достоверно устанавливаются в ходе организованной медицинской разведки.

Основные данные медразведки очага поражения

ØВремя и дата ЧС, идентификация ЧС, поражающие факторы, характер поражения.

ØВремя действия поражающего фактора на СП, количество пораженных.

ØЧисло медицинских формирований действующих и прибывших к очагу ЧС.

ØСкорость доставки бригад к очагу ЧС и производительность работ по спасению пораженных.

ØЕмкость и скорость движения эвакотранспортных средств сил взаимодействия.

ØДиагноз поражения, состояние, степень тяжести пораженных по группам.

ØМедицинская сортировка, помощь бригад СЭМП, в т.ч. консультационная.

ØРазмер СП, пути эвакуации, объем доврачебной и 1 врачебной помощи.

ØПредполагаемый объем мед.помощи квалифицированной.

ØПримерное время прибытия пострадавших в приемное отделение.

ØВремя доставки в приемное отделение.

Кроме того: при аварии на ХОО

ØВремя подхода облака к густонаселенным районам или ЛПУ (экстренный доклад).

ØОценка окружающей среды (аэрозоль, вода, дым, почва, газ, пыль, капли, туман).

ØХарактер загрязнения окружающей среды, экологический аспект.

ØПрогнозирование поражений в отдаленный период по времени.

ØВозможность ухудшения СГ и ПЭ состояния района катастрофы.

Надежность защиты медицинского персонала и населения в ОХП могут обеспечить только коллективные средства защиты. Санитарные потери персонала и населения на открытой территории могут составить до 100 %. В простейших укрытиях (здания) - 50 %. При несвоевременном использовании ИСЗ - 10 %. В укрытиях и своевременном применении ИСЗ 4-5 %.

Прогнозируемые структуры СП в ОХП могут быть различными в зависимости от вида СДЯВ и вышеперечисленных факторов: Летальность в среднем до 35 %. Легкая степень поражения 25 %. Средняя и тяжелая степень до 40 %.

При крупных авариях на ХОО поражение СДЯВ до 6 0 %.

Структура поражений: травматические повреждения 20-25 % ожоги 10-15 % комбинированные поражения 5 %

Особенности поражения и оказания медицинской помощи при отравлении СДЯВ

Вещества с преимущественными удушающими свойствами. К этой группе относятся вещества, способные поражать организм путем специфического воздействия на органы дыхания. В клинической картине поражения типичным является развитие острого отека легких, создающего препятствие для доступа в них воздуха. Хлор, треххлористый фосфор в момент воздействия раздражают слизистые оболочки верхних дыхательных путей и глаз. Вслед за явлениями раздражения появляются воспалительно-некротические изменения в покровных тканях дыхательных путей. Развитие поражения идет без скрытого периода, поэтому эти вещества относятся к быстродействующим. Другие вещества этой группы (фосген, хлорид серы) хотя и обладают выраженным раздражающим действием, не вызывают воспалительно-некротических изменений на слизистых оболочках из-за наличия скрытого периода и постепенного развития картины поражения, они относятся к медленнодействующим.

Медицинская помощь на догоспитальном этапе

Оказывается непосредственно в очаге самими пострадавшими в порядке само и взаимопомощи, газоспасательной службой предприятий, дежурным персоналом здравпунктов. От оперативности и эффективности оказания такой помощи во многом зависит конечный результат всей деятельности медицинской службы. Анализ химических катастроф показывает, что при неоказании своевременной экстренной медицинской помощи 60% пораженных погибают в течение первых 3 часов и до 90% в течение 6 часов после отравления. Этот вид МП включает применение противогазов, проведение дегазации, при необходимости введение антидотов и немедленную эвакуацию за пределы очага. Медицинские формирования должны быть подготовлены к проведению работ и оснащены индивидуальными средствами защиты. Первая врачебная помощь организуется за пределами очага поражения врачами МЧС, объектовыми врачебно-сестринскими бригадами в пунктах сбора пораженных и бригадами СМП.

Принципы оказания медицинской помощи

Первая медицинская помощь в очаге поражения: *надеть противогаз или ватно-марлевую повязку, смоченную 2-3% раствором соды (при сильном раздражении глаз предварительно промыть их и кожу лица водой) *обеспечить покой, согревание *немедленно эвакуировать из зоны поражения.

Первая медицинская и доврачебная помощь вне зоны поражения: снять противогаз, освободить от стесняющей дыхание одежды, согреть, промыть кожу и слизистые оболочки 2% раствором соды, закапать 2% раствор новокаина в глаза (при болях).

Первая врачебная помощь: * ИВЛ (при нарушении дыхания) *п/к кордиамин 1мл, 10% кофеин 1мл (при ослаблении сердечной деятельности, п/к 1мл 0,1% атропин и тепло на область шеи при спазме голосовой щели) *ингаляция 0,5% раствора питьевой соды для смягчения раздражения *немедленно эвакуировать лежа на 2-й этап медицинской эвакуации в ближайшее лечебное учреждение.

Задача догоспитального этапа: провести практические мероприятия по прекращению поступления токсичных веществ в организм пораженных, антидотную терапию, комплексное использование средств патогенетической и симптоматической терапии, профилактику осложнений. Здесь же проводится медицинская сортировка, стабилизация состояния пораженных и подготовка их к дальнейшей эвакуации.

Медицинская помощь на госпитальном этапе

Медицинская помощь оказывается специализированными токсико-терапевтическими бригадами постоянной готовности, усиливающими ближайшие ЛПУ и токсико-реанимационным отделением стационаров. БСМППГ организуют и деятельность других медицинских бригад, прибывших на место катастрофы, и оказывают помощь пораженным. Специализированная МП при химических авариях должна начинаться на догоспитальном этапе и проводиться доступными средствами. При невозможности приближения ее к очагу поражения, госпитализацию целесообразно осуществлять в одном из ближайших специализированных лечебных учреждений.

II. Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно-опасных объектах

Ядерные энергетические установки и другие объекты экономики, при авариях и разрушениях которых могут произойти массовые радиационные поражения людей,животных и растений,называют радиационно опасными объектами (РОО).

К радиационно-опасным объектам ,при авариях на которых может быть загрязнение окружающей среды, относятся: атомные электростанции, атомные тепловые электростанции ,суда с атомными реакторами, исследовательские реакторы, лаборатории и клиники, использующие в своей работе радиоактивные вещества.

Объем медицинской помощи при радиационных поражениях

Пострадавшие из зоны повышенной радиации или радиоактивного загрязнения подлежат немедленной эвакуации. При этом используют индивидуальные и коллективные средства защиты (респираторы, противогазы, транспортные средства и др.). На "чистой" территории в случаях загрязнения кожи и видимых слизистых оболочек радионуклидами выше допустимого уровня осуществляют частичную санитарную обработку-дезактивацию. При возможности проводят мытье с мылом под душем, промывают водой конъюнктивы, полость носа, рта, глотки, производят смену одежды.

Первая медицинская помощь

Первая медицинская помощь (само и взаимопомощь) при радиационных поражениях предусматривает устранение или ослабление начальных признаков лучевой болезни. С этой целью личный состав Вооруженных Сил непосредственно после взрыва для профилактики первичной реакции принимает из аптечки индивидуальной противорвотное средство - РСД или этаперазин (одну таблетку).

Население получает указание о профилактическом приеме противорвотного средства из штаба МСГО, отряда первой медицинской помощи.

При опасности дальнейшего облучения (в случае радиоактивного заражения местности) принимается радиозащитное средство - цистамин -6 таблеток однократно.

После выхода из зоны радиоактивного заражения производится частичная санитарная обработка.

Доврачебная медицинская помощь

Имеет своей задачей устранение или ослабление начальных признаков лучевой болезни и принятие мер по устранению проявлений, угрожающих жизни пораженных.

Она предусматривает:

* при тошноте и рвоте: повторно 1-2 таблетки диметкарба или этаперазина

* при сердечно-сосудистой недостаточности: 1 мл кордиамина подкожно, 1 мл 20 % кофеин-бензоата натрия п/к

* при психомоторном возбуждении и реакции страха: 1-2 таблетки фенозепама, оксилидина или фенибута

* при необходимости дальнейшего пребывания на местности с высоким уровнем радиации (в зоне заражения): повторно (через 4-6 часов после первого приема) 4-6 таблеток цистамина

* при заражении открытых участков кожных покровов и обмундирования продуктами ядерного взрыва: частичная санитарная обработка после выхода из зоны радиоактивного заражения.

Первая врачебная помощь

Направлена на устранение тяжелых проявлений лучевой болезни и подготовку пораженных к дальнейшей эвакуации.

Она предусматривает:

* при заражении кожных покровов и обмундирования продуктами ядерного взрыва (выше допустимого уровня): частичная санитарная обработка

* при тошноте и ровте: 1-2 таблетки диметкарба или этаперазина; в случае упорной неукротимой рвоты 1 мл 0,1 % атропина сульфата п/к

* при резком обезвоживании: в/в изотонический раствор натрия хлорида, обильное питье

* при сердечно-сосудистой недостаточности: 1 мл кордиамина п/к, 1 мл 20 % кофеин-бензоата натрия п/к или 1 мл 1 % мезатона в/м

* при судорогах: 1 мл 3 % феназепама или 5 % барбамила в/м

* при расстройстве стула, болях в животе: 2 таблетки сульфадиметоксина, 1-2 таблетки бесалола или фталазола (1-2 г)

* при выраженных проявлениях кровоточивости: внутрь 100 мл 5 % аминокапроновой кислоты, витамины С и Р, 1-2 таблетки димедрола.

Больных ОЛБ 1 степени после купирования первичной реакции возвращают в подразделения; при наличии проявлений разгара болезни их направляют в ОМедБ (или ОМО) или профилированные больницы больничной базы МСГО.

Квалифицированная медицинская помощь

Направлена на устранение тяжелых, угрожающих жизни проявлений лучевой болезни, борьбу с различными ее осложнениями и подготовку пораженных к дальнейшей эвакуации.

Она предусматривает:

* при заражении кожных покровов и обмундирования продуктами ядерного взрыва (сверх допустимого уровня): полную санитарную обработку

* при упорной рвоте: 1 мл 2,5 % аминазина, разведенного в 5 мл 0,5 % новокаина, внутримышечно, или 1 мл 0,1 % атропина сульфата п/к; в случае резкого обезвоживания - в/в капельно изотонический раствор натрия хлорида ( до 3 л ), гемодеза (300-500 мл), реополиглюкина (500-1000 мл)

* при острой сосудистой недостаточности: 1 мл 1 % мезатона в/м или норадреналина гидротартрата( в/в капельно, на глюкозе из расчета на 1 л 5 % глюкозы 2-4 мл 0,2 % норадреналина, 20-60 капель в минуту, под контролем АД); при сердечной недостаточности 1 мл 0,06 % коргликонав 20 мл 20 % глюкозы в/в или 0,5 мл 0,05 % строфантин в 10-20 мл 20 % глюкозы в/в (вводить медленно)

* при возбуждении - феназепам по 0,5-1 мг 3 раза в день, оксилидин 0,02 3-4 раза в день или фенибут по 0, 5 3 раза в день

* при снижении числа лейкоцитов до 1х10 9/л: внутрь антибиотики (ампициллин или оксациллин по 0,25-0,5 каждые 4-6 часов, рифампицин по 0,3 2 раза в день или тетрациклин 0,2 3-5 раз в день) или сульфаниламидные препараты ( сульфадиметоксин по 1 г 4 раза в день, сульфадимезин по 1 г 4 раза в день); по возможности проводят другие профилактические мероприятия (изоляция больных, уход за полостью рта, сокращение различных инфекций)

* при развитии инфекционных осложнений: антибиотики широкого спектрадействия в больших дозах (ампициллин 6 г и более в сутки, рифампицин до 1,2 г в сутки, тетрациклин до 2 г в сутки); при отсутствии указанных препаратов используется пенициллин (5-10 млн. ЕД в сутки) со стрептомицина сульфатом ( 1 г в сутки).

* при кровоточивости: 5-10 мл 1 % амбена в/в, до 100 мл 5 % аминокапроновой кислоты в/в, местно - гемостатическая губка, тромбин - при токсемии: 200-400 мл 5 % глюкозы в/в однократно, до 3 л изотонического раствора натрия хлорида в/в капельно, до 3 л раствора Рингера-Локка в/в капельно, 300-500 мл гемодеза или 500-1000 мл реополиглюкина в/в капельно

* при угрозе и развитии отека головного мозга: в/в вливания 15 % маннита (из расчета 0,5-1,5 г сухого вещества на 1 кг массы тела), 10 % натрия хлорида (10-20 мл однократно) или 25 % магния сульфата (10-20 мл, медленно!).

Специализированная медицинская помощь

Задача ее заключается в полном объеме по лечению пострадавших, окончательном устранении у них основных проявлений лучевой болезни и ее осложнений и создании условий для быстрейшего восстановления боеспособности и работоспособности.

Она предусматривает:

* при заражении кожных покровов и обмундирования продуктами ядерного взрыва выше допустимого уровня: полная санитарная обработка

* при клинических проявлениях первичной реакции: противорвотные внутрь

* при неукротимой рвоте: парентерально противорвотные, изотонический раствор натрия хлорида, гемодез, реополиглюкин, глюкоза

* при острой сердечно-сосудистой недостаточности: мезатон, норадреналин, сердечные гликозиды

* при обезвоживании: реополиглюкин, гемодез, глюкоза, изотонический раствор натрия хлорида ( в случае необходимости в сочетании с диуретиками)

* при беспокойстве, страхе, болезненных явлениях: успокаивающие и обезболивающие

* в скрытом периоде ОЛБ: поливитамины, антигистаминные, седативные

* в предвидении агранулоцитоза и возможных инфекционных осложнений:

сульфаниламиды и антибиотики, создание асептических условий содержания больных

* при развитии инфекционных осложнений: антибиотики широкого спектра действия в максимальных терапевтических дозах

* при явлениях цистита и пиелонефрита: нитрофурановые препараты

* при снижении иммуно-биологической реактивности: введение лейковзвеси, свежезаготовленной крови, прямые переливания крови

* при кровоточивости: ингибиторы фибринолизина, а также средства заместительной терапии

* при выраженной анемии: переливание эритровзвеси, свежезаготовленной крови, прямые переливания

* при токсемии: гемодез, реополиглюкин, изотонический раствор натрия хлорида, глюкоза

* при угрозе и развитии отека мозга: осмодиуретики

* при появлении желудочно-кишечных расстройств: сульфаниламиды, бесалол, электролиты, в тяжелых случаях - парентеральное питание.

Для лечения начальной лучевой эритемы местно применяют примочки или влажно-высыхающие повязки с противовоспалительными средствами, кортикостероидные мази, новокаиновые блокады.

В тяжелых случаях возможна трансплантация костного мозга

III. Организация оказания медицинской помощи при транспортных авариях и катастрофах

Авиационные катастрофы

Причины авиационных катастроф:

отказы техники, ошибки при техническом обслуживании

ухудшение качества надзора за выполнением авиационных норм и правил

неточный заход на посадку

культура безопасности полетов

Поисковые и аварийно-спасательные работы

Поисковые работы - система мер, направленных на своевременное обнаружение воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, его экипажа и пассажиров.

Аварийно-спасательные работы - система мер, направленных на своевременное оказание помощи потерпевшим бедствие. Организацию и проведение поисковых и аварийно-спасательных работ осуществляет государственная авиационная поисково-спасательная организация.

Поиск и спасение пассажиров и экипажа воздушного судна, терпящего или потерпевшего бедствие, на территории Республики Беларусь и за ее пределами осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.

Поисково-спасательные работы проводятся с привлечением самолетов и вертолетов, оборудованных поисковой аппаратурой и комплектами спасательного снаряжения, а также наземными транспортными средствами повышенной проходимости и спасательными катерами. При обнаружении воздушного судна определяются его координаты, устанавливается с ним связь, уточняются состояние здоровья людей и размеры необходимой помощи. Определяются возможность совершения посадки и маршруты выдвижения к месту нахождения воздушного судна наземных транспортных средств. Если осуществить посадку воздушных поисковых судов невозможно, то поисково-спасательный отряд и необходимое для работы оборудование десантируются на место катастрофы.

Работы, проводимые на месте авиакатастрофы

После высадки спасатели немедленно приступают к эвакуации и перемещению пассажиров потерпевшего бедствие воздушного судна на безопасное расстояние. От спасателей требуется не только спасти людей, но и оказать им первую помощь, создать необходимые бытовые условия, защищающие пострадавших от непогоды. Необходимо также успокоить людей и предотвратить панику. В случае труднодоступности района бедствия спасатели разворачивают временный лагерь с необходимой системой жизнеобеспечения. Если пассажирам и экипажу необходима немедленная и серьезная медицинская помощь, а возможности доставить их в лечебное учреждение нет, то в районе бедствия разворачивается мобильный пневмокаркасный госпиталь.

Эвакуация пассажиров и членов экипажа с борта воздушного судна при ЧС может осуществляться с использованием передвижных трапов, приставных и пожарных лестниц, корпусов крупных автомобилей, веревочных систем. В самом воздушном судне около выхода также находятся специальные средства для эвакуации: надувные трапы, матерчатые желоба, спасательные канаты.

При аварийной эвакуации спасатели вместе с экипажем обеспечивают помощь пассажирам и их страховку. В первую очередь эвакуируют детей, женщин, пожилых людей и только потом - всех остальных. Нельзя эвакуировать людей по поврежденному надувному трапу или желобу, или же при других опасных факторах, угрожающих их жизни и здоровью. Пострадавших, находящихся в бессознательном состоянии или имеющих тяжелые телесные повреждения, осторожно выносят на носилках, брезенте, щитах и опускают на землю с помощью веревок.

После окончания эвакуации спасатели проверяют скрытые места в пассажирских салонах и кабине экипажа, а также кухни, гардеробы, санитарно-гигиенические и багажные помещения, чтобы убедиться в отсутствии людей на борту. Если есть сведения о числе пассажиров и составе экипажа, то их сопоставляют с данными о спасенных и, при расхождениях, продолжают поиски до обнаружения пострадавших.

Организация ликвидации медико-санитарных последствий авиакатастроф

Особенность авиационных катастроф, по опыту ликвидации медико-санитарных последствий подобных ЧС - гибель большого количества людей. Вариабельность санитарных потерь при авиакатастрофах значительна. Для организации ликвидации последствий ЧС, службе медицины катастроф необходимы оптимальные данные медицинской разведки. От оперативной информации зависит весь комплекс проводимых мероприятий. Падение воздушного судна в пределах населенных пунктов, сопряжено с угрозой возникновения массовых санитарных потерь среди жителей. В результате падения самолета могут быть разрушены жилые многоэтажные дома. Кроме того, огнем уничтожаются прилегающие здания. Выделение бригад постоянной готовности в зависимости от причины трагедии, также может быть различным. Авария при взлете значительно отличается от таковой при посадке (наполнение топливных баков). Взрыв на стоянке (посадка, высадка пассажиров), повреждение при маневрировании, рулежки самолета и падение с высоты. Учитывается профиль бригад в соответствии с прогнозированием санитарных потерь:

авария при взлете - доминирует комбустиологический профиль,

при посадке - травматологический и хирургический.

Для своевременной и четкой организации взаимодействия и управления ресурсами представителю ТЦМК, выезжающему в район авиакатастрофы, желательно иметь дополнительные справочные материалы, которые позволят оперативно проанализировать необходимую информацию и принять наиболее правильные решения:

карта района или области с дислокацией объектов здравоохранения

состав сил и средств территориальной службы медицины катастроф

список должностных лиц с номерами телефонов мобильной связи

порядок взаимодействия со службами медицины катастроф министерств и ведомств, принимающих участие в ликвидации последствий авиакатастрофы

Служба медицины катастроф оперативно реагирует на авиакатастрофу и приводится в состояние полной готовности к работе в кратчайшие сроки, что позволяет на месте чрезвычайной ситуации своевременно оказать экстренную медицинскую помощь пораженным и обеспечить медицинскую эвакуацию в профильные специализированные лечебные учреждения.

Диспетчер территориального центра медицины катастроф (ТЦМК) получив информацию о чрезвычайном происшествии, передает сообщение (в соответствии с планом взаимодействия и схемой оповещения) директору ТЦМК, диспетчеру скорой помощи, главному врачу многопрофильной больницы, председателю городского комитета здравоохранения (УЗО области).

На место ЧС для оценки обстановки и организации оказания неотложной медицинской помощи пораженным направляются:

бригада экстренного реагирования ТЦМК два хирурга, анестезиолог, медсестра

бригады экстренной медицинской помощи постоянной готовности

специализированные и линейные бригады скорой медицинской помощи

Акцентируется внимание на достаточную укомплектованность санитарных автомобилей носилками, жгутами, обезболивающими препаратами, медикаментами и перевязочными средствами для оказания неотложной медицинской помощи. Обеспечение укладками для массовой травмы. Одновременно приводятся в состояние готовности бригады специализированной медицинской помощи и перепрофилируются койки в больницах города для приема пораженных.

Больница скорой медицинской помощи, городская, областная клиническая, центральная районная больница:

*приемно-сортировочные отделения (площадки);

*хирургический блок для экстренной квалифицированной помощи;

*операционные столы и коечный фонд;

*специализированные бригады, койки для ожоговых больных;

*токсикологические койки (отравление продуктами горения);

*травматологический пункт.

Детская больница:

бригады экстренной медицинской помощи, койки для пораженных детей.

Железнодорожная больница (медсанчасть авиазавода аэропорт "Минск-1") :хирургические бригады, коечный фонд.

Готовятся к выдаче запасы медицинского имущества комитета по фармации и аптек больниц, привлекающихся для оказания медицинской помощи, приводится в состояние готовности служба крови, силы и средства судебно-медицинской экспертизы. В период аварийно-спасательных работ все силы и средства службы медицины катастроф находятся в состоянии полной готовности.

Аварийно-спасательные работы проводятся под руководством представителя МЧС.

Организацию медицинского обеспечения всех мероприятий и коррекцию работы бригад скорой помощи осуществляет ответственный специалист ТЦМК.

На месте происшествия организуется круглосуточное дежурство двух линейных бригад скорой помощи, бригады экстренного реагирования ТЦМК, дежурство врачей-психиатров для оказания психолого-психиатрической помощи медицинскому персоналу, спасателям, пострадавшим и родственникам погибших, которые могут прибывать на место трагедии. Все пораженные госпитализируются в течение минимального времени после авиационной катастрофы. Амбулаторную помощь организуют силами специализированных бригад, работающих на границе очага поражения по принципу стационарных амбулаторий, с использованием табельного оснащения бригад и специальных укладок для массовой травмы. Доставка в морг погибших, извлеченных фрагментов тел, осуществляется специально выделенным для этой цели транспортом. Вопросы транспортировки согласуются с представителями правоохранительных органов, криминалистических лабораторий и судебно-медицинской экспертизы.

Дорожно-транспортные происшествия

Уровень дорожно-транспортных происшествий и количество травм среди населения остается значительным. Транспортные аварии и катастрофы - причина наибольшего числа потерь населения в мирное время, уносящие в год более 200 тысяч жизней и около 1 млн. людей получают ранения. Автомобильные аварии и катастрофы встречаются чаще, чем и объясняется наибольшее число санитарных (раненые) и безвозвратных (погибшие) потерь. Увеличение количества ДТП отмечается в конце августа - начале сентября, когда возвращаются с отдыха отвыкшие от городского ритма отпускники и дети. Городской транспорт наиболее многочисленный и наиболее аварийный. Самым опасным признан автотранспорт. На 1 миллиард пассажиро-километров на железнодорожный транспорт приходится 2 погибших, на воздушный - 6, на автомобильный - 20 человек. Жертвами аварий становятся водители, пассажиры и пешеходы. По статистике, на месте происшествия погибает 65% людей, причем 2/3 погибает внутри транспортных средств.

Основные причины ДТП:

*нарушения водителями транспортных средств правил дорожного движения

*употребление спиртных напитков за рулем

*техническая неисправность транспортных средств

*нарушение ПДД и личная неосторожность пешеходов

Для обеспечения оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП в необходимом объеме проводится закрепление лечебных учреждений за участками автодорог республиканского и областного значения. Для закрепления определяются лечебные учреждения, в которых имеются соответствующие врачи - специалисты (травматологи или хирурги, подготовленные по травматологии, анестезиологии, реаниматологии, рентгенологии, с учетом особенностей детского возраста), имеются анестезиолого-реанимационное отделение, а также возможность для полноценного обследования и лечения пострадавших. Медицинская помощь пострадавшим детям при отсутствии детских хирургических (травматологических) отделений оказывается в соответствующих отделениях для взрослых.

Больницы, в которых может быть оказана помощь пострадавшим при ДТП в необходимом объеме, должны быть расположены не более чем в 25 - 50 км друг от друга по направлению автодорог. Они обозначаются дорожными знаками "больница", указателем направления движения и расстоянием до больницы (в км). Больницы, выделенные для оказания помощи пострадавшим, должны быть соответствующим образом подготовлены, с этой целью:

врачи указанной больницы и, прежде всего врачи - хирурги и

травматологи должны пройти дополнительную подготовку по вопросам реанимации, лечению ожогов, оказанию помощи больным при повреждении костей черепа и позвоночника, в том числе с повреждением головного и спинного мозга;

больница должна быть оснащена дополнительным оборудованием для проведения реанимационных мероприятий, а также оказания хирургической, травматологической и нейротравматологической помощи;

в больнице должно быть обеспечено круглосуточное дежурство: рентген-лаборантов, клинических лаборантов, врачей (или медсестер)-анестезиологов.

В больницах, выделенных для оказания медицинской помощи пострадавшим в результате дорожно-транспортных происшествий, особое внимание должно быть обращено на готовность приемных отделений для круглосуточного приема пострадавших. В указанных больницах машины скорой помощи, предназначенные для выезда на дорожно-транспортные происшествия, должны быть оборудованы необходимой медицинской техникой для проведения реанимационных мероприятий.

Закрепление больниц за участками автодорог должно проводиться с таким расчетом, чтобы максимальное плечо транспортировки пострадавших составляло не более 25 км.

Кроме закрепленных больниц на дорогах устанавливаются и другие знаки, которые обозначают лечебно-профилактические учреждения, - знак "Пункт первой медицинской помощи". Рядом с этим указателем должна быть нанесена информация о расстоянии до больницы, в которой может быть оказана медицинская помощь пострадавшим при ДТП в полном объеме, что должно быть обозначено на указателе дорожным знаком.

Вопросы обозначения лечебных учреждений дорожными знаками должны быть согласованы с соответствующими органами внутренних дел (ГАИ).

Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения

Медицинское обеспечение заключается в обязательном медицинском освидетельствовании водителей транспортных средств, проведении предрейсовых, послерейсовых и текущих медицинских осмотров водителей транспортных средств,оказании медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях, обучении участников дорожного движения, должностных лиц органов внутренних дел и других специализированных подразделений, а также населения приемам оказания доврачебной помощи лицам, пострадавшим в ДТП.

Медицинская помощь пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях заключается в оказании:

первой медицинской помощи на месте дорожно-транспортного происшествия;

доврачебной помощи на месте ДТП;

первой врачебной медицинской помощи на месте ДТП и в пути следования в лечебное учреждение;

квалифицированной медицинской помощи в лечебном учреждении.

Приказом Минздрава утверждены состав аптечки первой помощи (автомобильной) и Правила оказания само- и взаимопомощи пострадавшим при ДТП. По согласованию с местными органами ГАИ устанавливаются вдоль дорог соответствующие знаки, указывающие медицинское учреждение, где может быть оказана медицинская помощь пострадавшим в полном объеме. Утверждается перечень оснащения медицинским имуществом стационарных постов ГАИ. Инструкция по применению аптечки для оснащения автотранспортных средств. Положение о комплексных бригадах сотрудников ГАИ и здравоохранения.

Оптимальным вариантом является создание и реальная деятельность трассовых пунктов экстренной медицинской помощи на основных автомагистралях, в составе сотрудников ГАИ и медицинского персонала территориальных центров медицины катастроф.

Организация оказания медицинской помощи пострадавшим при ДТП

Система организации оказания неотложной медицинской помощи пострадавшим при ДТП предусматривает комплекс мероприятий, осуществляемых последовательно:

оказание медицинской помощи на месте происшествия

оказание медицинской помощи в пути следования в лечебное учреждение

оказание медицинской помощи в лечебном учреждении.

Если Вы не владеете навыками оказания первой помощи, то достаточно подложить под голову сбитого пешехода сумку, валик из свернутой одежды, т.е. зафиксировать голову в поднятом положении. Не оставляйте пострадавшего одного, используйте для вызова "скорой помощи" пассажиров, водителей встречных, попутных автомашин. Часто водители, руководствуясь чувством сострадания, спешат усадить пострадавшего в свою автомашину и доставить в больницу. Такие действия имеют крайне негативные последствия. Во-первых, в нарушение п. 2.5 Правил дорожного движения место происшествия не сохраняется, следы уничтожаются. Во-вторых, только в экстренных случаях допускается транспортировать пострадавшего вне "скорой помощи". При этом используется попутный транспорт, а не автомашина участника ДТП. И самое главное, только бригада "скорой помощи" владеет информацией, в какую больницу доставить пострадавшего.

Медицинская помощь на месте происшествия включает:

Ø оказание медицинской помощи пострадавшим медицинскими работниками, бригады скорой медицинской помощи, фельдшеры фельдшерско-акушерских пунктов, врачи сельских участковых больниц и амбулаторий (в составе бригад постоянной готовности больниц формирователей).

Объем и характер помощи пострадавшим на месте катастрофы зависит от уровня подготовки лиц, оказывающих эту помощь (т.е. лиц, не имеющих медицинского образования, и медицинских работников). Вместе с тем для всех является обязательным проведение следующих мероприятий:

бережное извлечение и вынос из автомобиля или кювета пострадавшего, тушение горящей одежды и т.п., перенос его в безопасное место сбора пораженных, защита от неблагоприятных метеорологических условий (холод, жара и пр.)

наложение стерильной повязки на рану, иммобилизация переломов подручными средствами или специальными шинами

проведение мероприятий по устранению причин, угрожающих жизни пострадавшего (остановка наружного кровотечения давящей повязкой, а при значительных кровотечениях - наложение жгута)

при нарушении дыхания и остановке сердечной деятельности очищение воздухоносных путей от их закупорки кровью, рвотными массами и др., проведение искусственного дыхания по методу "рот в рот" или "рот в нос";

принятие мер к транспортировке пострадавших попутным транспортом до ближайшего лечебного учреждения, если нет условий для вызова скорой помощи или состояние больного не терпит отлагательств в госпитализации (шоковое состояние, острая кровопотеря и т.д.). При этом должны быть созданы условия для щадящей перевозки пострадавшего на имеющемся автотранспорте (подстилка, накрытие пострадавшего, удобное, по возможности, его положение и т.п.).

Медицинскими работниками на первом этапе пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях проводятся, кроме указанных, следующие мероприятия:

Ø при западении языка - извлечение кончика языка из полости рта и фиксация его булавкой и бинтом к одежде, в таком положении, чтобы предупредить его западение

Ø при остановке сердечной деятельности произвести непрямой массаж сердца, с одновременным проведением искусственного дыхания "рот в рот"

Ø для поддержания сердечной деятельности, восстановления дыхания и снятия болевого синдрома сделать инъекции соответствующих лекарственных препаратов

Ø при сочетанных травмах (травма и ожог) провести необходимые мероприятия по защите пораженных частей тела (от ожогов) путем наложения противоожоговых повязок, или стерильных повязок, с предварительным наложением на место ожогов специальных противоожоговых мазей.

Оказание медицинской помощи пострадавшим в пути следования, при транспортировке в лечебное учреждение

При решении вопроса о транспортировке необходимо учитывать:

состояние пострадавшего, тяжесть и характер полученных травм;

вид транспортных средств, их пригодность для эвакуации пострадавших;

расстояние до лечебного учреждения, куда транспортируется пострадавший;

возможность оказания необходимых реанимационных мероприятий во время транспортировки.

Объем медицинской помощи, оказываемой пострадавшему в пути следования в лечебное учреждение, определяется состоянием пострадавшего и направлен в основном на поддержание сердечной и дыхательной функций, проведение противошоковых мероприятий. Объем и уровень оказываемой медицинской помощи пострадавшим в пути связан с тем, какими средствами транспортируется пострадавший (попутным транспортом, транспортом ГАИ, спасателей МЧС, бригадой скорой медицинской помощи). Если пострадавший транспортируется санитарным автотранспортом с наличием врача или фельдшера, то в пути следования должен проводиться весь комплекс мероприятий по восстановлению или поддержанию жизненно важных функций организма (переливание кровезаменителей - при острой кровопотере и резком снижении артериального давления, дача кислорода, а при необходимости средств для наркоза (закись азота;фторотан), применение искусственного дыхания при помощи портативного аппарата, в необходимых случаях применение дефибрилляции сердца и других мероприятий).

Врач или фельдшер санитарной машины должен четко определить маршрут движения, исходя из главного принципа, - доставка больного по назначению, т.е. в то медицинское учреждение, где ему может быть оказана медицинская помощь в максимальном объеме.

Оказание медицинской помощи в лечебном учреждении

Пострадавшие должны быть доставлены в лечебные учреждения, в которых им может быть обеспечено оказание квалифицированной медицинской помощи в полном объеме. Объем и характер медицинской помощи на II этапе оказывается в соответствии с видом травм, состоянием пострадавшего и возможностями лечебного учреждения, в которое доставлен пострадавший. В случае, если не представляется возможным обеспечить пострадавшему медицинскую помощь в необходимом объеме, следует либо вызвать специализированную бригаду постоянной готовности соответствующего профиля, либо, если позволяет состояние пострадавшего, направить его в специализированное лечебное учреждение: отделение многопрофильной больницы, специализированный центр, как, например, при тяжелых ожогах. При направлении пострадавших в другое лечебное учреждение главным требованием является выведение их из шокового состояния, восполнение потерь крови и тщательная иммобилизация переломов костей. Объем помощи пострадавшему в специализированном учреждении (центре) оказывается в зависимости от состояния пострадавшего. На всех этапах оказания медицинской помощи пострадавшим должна тщательно вестись медицинская документация с указанием характера и объема медицинской помощи, оказываемой пострадавшему на данном этапе и мероприятия, проведенные на предыдущем этапе.

Экстренная медицинская помощь

Если имеются пострадавшие при ДТП, им нужно немедленно оказать первую медицинскую помощь, вызвать машину "скорой помощи" и известить дорожно-патрульную службу. Большой процент объясняется неумением окружающих оказать пострадавшим первую медицинскую помощь.

Чтобы первая помощь пострадавшему была эффективной, необходимо знать основные признаки тех или иных повреждений.

При автомобильных авариях и катастрофах чаще всего отмечаются повреждения головы и конечностей. Если пострадавший лежит неподвижно, но дышит, лицо окровавлено, не пытается подняться, не реагирует на вопросы - значит он жив, но находится без сознания. В данном случае имеет место черепно-мозговая травма, чаще ушиб или сотрясение головного мозга, сопровождаемое "мозговой комой". Внешне кома похожа на глубокий сон, только разбудить пострадавшего невозможно. Мозговая кома сопровождается резким снижением тонуса подъязычных мышц и мягкого нёба. При положении пострадавшего на спине язык, прилегая к задней стенке глотки, западает, препятствуя доступу воздуха в легкие. Возникает механическая асфиксия, которая чаще всего и приводит пострадавшего к гибели.

Как правило, человека в коме, лежащего вниз лицом, оказывающие помощь поворачивают на спину и даже что-то подкладывают под голову, тем самым сближают заднюю стенку глотки с корнем языка и закрывают доступ воздуха в легкие, способствуя быстрейшему наступлению смерти. Но если у него длинная шея, то язык не достигает глотки и не прилипает к ней, а атоничное мягкое нёбо и нёбная занавеска во время вдоха и выдоха вибрируют, издавая звуки храпа. При этом во время вдоха пострадавший широко раскрывает рот, как рыба, выброшенная на берег. Возникает стридорный сипящий тип дыхания. Не меньшая опасность возникает вследствие угнетения кашлевого и глотательного рефлексов. Слюна, мокрота, рвотные массы или кровь из носа свободно затекают в дыхательные пути, перекрывая поступление воздуха в легкие.

Положение пострадавшего, находящегося в состоянии комы, на спине крайне опасно для жизни!

Первая помощь пострадавшему в состоянии комы заключается, прежде всего, в том, чтобы повернуть его со спины на бок. Но сначала необходимо определить реакцию зрачка на свет, прощупать пульс на сонных артериях. Поворачивать пострадавшего на бок следует за плечо и лопатку. Считается ошибкой, если пострадавшего поворачивают за голову. Нередко травмы головы сочетаются с переломами шейных позвонков.

Переворачивание пострадавшего за голову неизбежно приводит к смещению сломанных позвонков, что может повлечь паралич конечностей. После того как пострадавшего повернули на бок и очистили от рвотных масс и крови, необходимо приступить к осмотру других частей тела. Если обнаружена кровоточащая рана, на нее накладывают давящую марлевую повязку индивидуального перевязочного пакета (его можно заменить чистым носовым платком или чем-то подобным). Если кровотечение не остановилось, накладывают жгут или закрутку выше раны или кровоточащий сосуд прижимают пальцем. При обнаружении перелома конечности на нее накладывают транспортную шину из подручного материала (доски, палки, плотного картона) с захватом двух суставов выше и ниже перелома. Чтобы переложить пострадавшего на носилки, необходима помощь трех-четырех человек. Двое из них становятся лицом друг к другу: один приподнимает плечи и голову, другой - ноги. Два других помощника поддерживают пострадавшего за поясницу и за бедра. Первая медицинская помощь (с элементами первой врачебной) пострадавшим оказывается медицинским персоналом скорой помощи сразу по прибытии ее на место ДТП: мероприятия по остановке кровотечения, противошоковые мероприятия, транспортная иммобилизация. По ходу эвакуации пострадавшего должна продолжаться инфузионная противошоковая терапия. При необходимости применяются оксигенотерапия, искусственная вентиляция легких, непрямой массаж сердца.

В стационаре пострадавшим осуществляется квалифицированная медицинская и специализированная травматологическая помощь.

Железнодорожные катастрофы

Железнодорожный транспорт, выполняющий огромные объемы перевозок пассажиров и грузов, в том числе опасных и особо опасных, относится к отраслям народного хозяйства с повышенным риском возникновения аварийных ситуаций.

Общие причины происшествий на железнодорожном транспорте:

естественный физический износ технических средств

нарушение правил эксплуатации

усложнение технологий

увеличение численности, мощности и скорости транспортных средств

рост плотности населения вблизи железнодорожных объектов, несоблюдение населением правил личной безопасности

Состав железных дорог считался наиболее безопасным видом транспорта. Однако более строгий анализ показывает, что по показателям безопасности движения железнодорожный транспорт занимает третье место после автомобильного и воздушного. Статические данные последних лет свидетельствуют о значительном числе пострадавших и погибших в результате крушений пассажирских поездов. Аварийные ситуации при перевозке по железным дорогам опасных и особо опасных грузов приводят к значительным разрушениям, заражению местности и поражению токсичными веществами больших масс людей. При ликвидации последствий таких инцидентов помимо организации медицинской помощи пострадавшим необходимо проведение комплекса природоохранных мер.

Оперативное реагирование на ЧС

Более сложной задачей, стоящей перед здравоохранением отрасли, является создание и отработка системы оперативного реагирования для оказания необходимой медицинской помощи пострадавшим, особенно при крупномасштабных ЧС. Как показывает анализ многолетнего опыта, ни одно крушение или авария на железных дорогах практически не имеет аналогов. Поэтому руководителям и другим участникам ликвидации последствий ЧС обычно приходится принимать нестандартные решения в каждом конкретном случае. Объективные сложности в работе медицинской службы связаны, главным образом, с многообразием специфических условий и факторов, влияющих как на масштабы последствий железнодорожных крушений и аварий, так и на характер и объем оказываемой медицинской помощи.

Основными из них являются:

значительный контингент пострадавших (нередко со смертельными исходами) среди железнодорожного персонала и пассажиров, находящихся в поездах, на пассажирских платформах и в зданиях вокзалов, а также населения прилегающих территорий;

особенности структуры железнодорожного травматизма по локализации, характеру и тяжести;

необходимость работы в условиях дефицита собственных сил и средств для оказания медицинской помощи своевременно и в должном объеме;

необходимость оказания экстренной медицинской помощи в неблагоприятных местных географических и ландшафтных условиях (труднодоступная местность, на перегонах, вдали от населенных пунктов и мест дислокации медицинских учреждений) и в любое время суток и года, а также в условиях возможного химического и радиоактивного заражения местности и объектов в результате аварийных ситуаций с химическими и радиоактивными опасными грузами.

Особенности медико-тактической обстановки при железнодорожных авариях должны учитываться при планировании адекватных мероприятий на случай ЧС. Их эффективность существенно повышается при проведении прогностической оценки медико-санитарных последствий типовых вариантов ЧС, учете реальных возможностей задействования собственных медицинских сил, средств и соотнесения этих возможностей с потребностями в них для ликвидации последствий различных по масштабам и характеру ЧС, заблаговременном решении вопросов взаимодействия с соответствующими формированиями и учреждениями службы медицины катастроф.

Организация ликвидации последствий ЧС

На этапе первичной информации о ЧС (посредством поездной, перегонной, межстанционной, служебной диспетчерской и других видов связи), если в ней есть сведения о столкновении или сходе пассажирского подвижного состава, осуществляется немедленный выезд к месту происшествия мобильных медицинских сил и средств, формируемых на базе линейных, узловых и отделенческих больниц. Именно на них возлагается ответственность за передачу своевременной медицинской информации в вышестоящие органы о наличии и численности пострадавших, характере и тяжести поражений.

Согласно установленному порядку первичная информация по ЧС в дальнейшем уточняется. При необходимости используется метод кодирования информации по специальным критериям в зависимости от вида крушения или аварии и численности пострадавших.

На основе полученной информации и оценки складывающейся обстановки органы управления медицинскими силами и средствами в оперативном порядке принимают решения по обеспечению пострадавших необходимой медицинской помощью. При этом практически одновременно и в порядке подчиненности задействуются (в зависимости от масштабов аварии) три уровня управления ходом ликвидации медико-санитарных последствий ЧС: отделенческий (отделенческие, узловые или линейные ЛПУ), дорожный (врачебно-санитарная служба дороги) и центральный (Департамент здравоохранения МПС). На всех уровнях действует четкая система оперативного дежурства, обеспечивающая получение и передачу медицинской информации в вышестоящие органы, а от них - соответствующих распоряжений на весь период ликвидации последствий ЧС (с учетом дублирования в выходные и праздничные дни).

К числу первоочередных мер относятся формирование и подготовка к работе в условиях ЧС медицинских сил и средств, в особенности ВВБ и БСМП, комплектуемых на базе ЛПУ железных дорог. Их приоритетной задачей является оказание пострадавшим своевременной и в необходимом объеме медицинской помощи. Для этого используются все имеющиеся ресурсы отраслевого здравоохранения, включая железнодорожный подвижной состав.

В комплекс подготовительных и ликвидационных мероприятий входят:

вызов медицинских работников и привлечение специалистов из других учреждений;

организация первой медицинской, доврачебной и первой врачебной помощи пострадавшим на месте происшествия;

организация квалифицированной и специализированной медицинской помощи в ЛПУ, в том числе за счет перепланирования, высвобождения и перепрофилирования коек;

доукомплектование стационаров необходимыми аппаратурой и медикаментами;

специальная подготовка медицинского персонала по вопросам лечебно-эвакуационного обеспечения пострадавших при крушениях и авариях.

Степень готовности указанных сил и средств к работе в условиях ЧС определяется их заблаговременной подготовкой и оперативным реагированием на любые нештатные ситуации, возникающие на железных дорогах, в том числе при наиболее неблагоприятных или осложненных вариантах ликвидации последствий ЧС. Имеются в виду крупномасштабные ЧС с большим количеством пострадавших, ЧС на изолированных участках железных дорог или в других неблагоприятных условиях (на перегонах, вдали от мест дислокации медицинских учреждений, в ночное время и т. п.), связанные обычно с дефицитом врачебных кадров основных профилей. Целенаправленно планировать организационные мероприятия по оказанию медицинской помощи пострадавшим и включать в состав врачебных бригад узких специалистов в зависимости от особенностей повреждений при каждом виде ЧС. В этой связи более актуальным является формирование на базе ЛПУ железных дорог медицинских бригад постоянной готовности - аварийных, хирургических и реанимационных, а также бригад специализированной медицинской помощи следующих профилей: хирургического, реанимационного, травматологического, нейрохирургического, кардиологического, токсико-терапевтического, комбустиологического.

Формирование и подготовка перечисленных сил и средств с учетом реальных возможностей лечебно-профилактических учреждений предусматривают использование для работы в ЧС кадров и коечного фонда действующих в повседневном режиме подразделений ЛПУ соответствующих профилей.

Структура санитарных потерь

В структуре железнодорожного травматизма преобладают множественные механические травмы различной локализации, закрытые черепно-мозговые, комбинированные травмы, ожоги, отравления продуктами горения и другими токсичными веществами. В зависимости от вида крушения и действия основного поражающего фактора в структуре санитарных потерь преобладают однотипные повреждения.

Характерные механические повреждения:

.Столкновение пассажирского подвижного состава: преимущественно закрытые черепно-мозговые травмы (до 50 %), травмы верхних и нижних конечностей (до 30 %), поверхностные тупые и рвано-ушибленные раны мягких тканей различной локализации (до 20 %). Удельный вес множественных и комбинированных травм (более 60 %), а также травм с синдромом длительного сдавливания при невозможности быстрого высвобождения пораженных из-под деформированных конструкций локомотивов и вагонов.

.Сход с рельсов пассажирских поездов: преимущественно поверхностные повреждения мягких тканей (до 60 %) и черепно-мозговые травмы (до 30 %). При возгорании подвижного состава, это может привести к резкому увеличению числа пострадавших с термическими (до 40 %) и комбинированными (до 60 %) поражениями.

.Последствия взрывов: преимущественно скальпированные, резаные и рвано-ушибленные раны мягких тканей, закрытые черепно-мозговые травмы и ранения глаз. В большинстве случаев до 20 % общего числа пораженных нуждаются в оказании экстренной медицинской помощи.

Организация оказания медицинской помощи

Оказание медицинской помощи пострадавшим при крушениях и авариях на первом, наиболее сложном этапе ликвидации последствий, имеет свои особенности. К месту происшествия по установленному регламенту и в кратчайшие сроки в составе восстановительного поезда следует санитарный вагон с медицинской бригадой, необходимым оснащением и экипировкой. Кроме того, в зависимости от тяжести медицинских последствий регламентирован выезд на место происшествия ответственных работников, главных и ведущих специалистов медицинского отдела Бел. ЖД, управлений и отделов здравоохранения железных дорог, дорожных и отделенческих больниц, а также медицинских бригад соответствующих профилей (хирургических, реанимационных и др.).

Медицинская сортировка пораженных

При категоризации пораженных первой группы медицинский персонал традиционно испытывает трудности, так как в обычных условиях для спасения жизни этим пострадавшим используются все доступные силы, средства и методы медицины. Следует учитывать, что среди пораженных может оказаться большое число детей, особенно в отпускной период (до 45 %). Во всех случаях летальность среди них значительно выше, чем взрослых. В стационары дети раннего возраста, как правило, не поступают, они погибают на месте происшествия. Дети, получившие травмы, ожоги, отравления и т. п., подлежат первоочередной госпитализации, поскольку нуждаются в срочном оперативном вмешательстве, детоксикации и в то же время щадящем лечении, что может быть обеспечено при условии привлечения к этой работе высококвалифицированных специалистов педиатрического профиля.

медицинская помощь отравление радиационный катастрофа

Заключение

Главным выводом моего реферата является то, что каждый человек должен знать основные способы оказания первой медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях. При этом степень цивилизованности человека напрямую зависит от его осведомленности в этой сфере.

Количество раненных в результате чрезвычайных происшествий намного больше, чем погибших в первые минуты, и большая часть летальных исходов приходится на тяжело раненных, которым первая доврачебная помощь не была своевременно оказана.

В данном реферате мы рассмотрели основные способы оказания первой медицинской помощи, связанные с чрезвычайными ситуациями разного характера и различными травмами и повреждениями человеческого организма:

·несколько способов проведения искусственного дыхания;

·правила остановки кровотечений разных видов;

·массаж сердца и легочной реанимации;

·правила обработки ран разного характера;

·помощь при переломах, ожогах;

·облегчение последствий удара электрическим током.

Важно знать, что травмы, вызывающие повреждения черепа, головного мозга, органов грудной и брюшной полости, особенно сопровождающиеся обильной потерей крови, могут нарушить жизненно важные функции организма, к которым в первую очередь относится кровообращение и дыхание. Остановка кровообращения и дыхания более 5 минут в обычных условиях ведет к необратимым изменениям клеток коры головного мозга. Вот почему так важно незамедлительно оказать первую медицинскую помощь. Эти несложные приемы не требуют специального оборудования и дополнительных условий, но чрезвычайно важны.

Список используемой литературы

1.Первая медицинская помощь. Полный справочник. - Москва, 2004.

2.Ужегов Г.И. Первая медицинская помощь. - Смоленск, 2001.

.Ильина Н. Самопомощь. Справочник скорой доврачебной помощи. - М.-СПб., 2000.

.Ежов В. Первая помощь. Пока не приехала скорая. - СПб: ИД «Весь», 2003.

Похожие работы на - Организация оказания медицинской помощи при авариях на радиационно- и химически опасных объектах, в очагах промышленных пожаров, при обрушении конструкций зданий, при транспортных авариях и катастрофах

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!