Государствоподобные образования как субъекты международного права

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    1,31 Мб
  • Опубликовано:
    2013-11-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государствоподобные образования как субъекты международного права

Содержание

 

Введение

Глава 1. Общие положения субъектов международного права

§1. Понятие и признаки субъектов международного права

§2. Классификация субъектов международного права

Глава 2. Государствоподобные образования как субъекты международного права

§1. Понятие и признаки государствоподобных образований

§2. Ватикан

§3. Мальтийский орден

Заключение

Список используемой литературы

Приложения

Введение

Международное право одна из традиционных и устоявшихся отраслей права. Свои истоки она берет с древнейших времен. Теоретики Международного права периодизацию развития данной отрасли делят на четыре периода:

)        Международное право Древнего мира (рабовладельческий строй, III тыс. до н.э. - 476 г. н.э.);

2)      Право Средних веков (феодализм, 476 г. н.э. - 1648 г.);

)        Классический период (становление капитализма 1648 - 1919 гг.);

)        Современный период (1919 - до наших дней).

Однако как отрасль, международное право берет свое начало с конца XIX в. Именно на этот период времени пришелся момент, когда было накоплено то, необходимое количество нормативного материала (договоры, конвенции, пакты, декларации), которые и сформировали отрасль международное право.

Таким образом, Международное право существует уже более 150 лет. Данная отрасль идет в ногу со временем: развивается, изменяется, совершенствуется, но как и в любой другой отрасли права среди ее представителей нет единого мнения по различным вопросам, которые относятся к Международномй праву.

Среди таких вопросов можно выделить дискуссию относительно субъектов Международного права. Традиционно субъекты иеждународноо права делятся на две категории: традиционные (государства, государствоподобные образования, международные организации и нации, борющиеся за независимость) и нетрадционные. Большинсвто ученых согласны с включением государствоподобных образований в число субъектов Международного права. Однако есть и противники, напрмер, Ян Броулинг - английский юрист-международник. Он не признает государствоподобные образования субъектами так как, это аномалия, которая существует только благодаря молчаливому согласию и добровольному двусторонним отношениям между такими образованиями и другими государствами.

Кроме этого сегодня идет тенденция расширения перечня субъектов Международного права, а именно включение в их число индивида и юридических лиц.

В нашей работе мы не будем углублятся в указанную дискуссию, а рассмотрим государствоподобные образования. Они представляют интерес тем, что на сегодняшний день в мире существуют всего лишь два государсвтоподобных образования, они не остаются в стороне от международных отношений и в какой-то степени оказывают влияние на них.

Из всего вышесказанного выведем цель, задачи, обект и предмет нашего исследования.

Цель: рассмотреть международно-правовой статус государствопообных образований как субъектов Международного права.

Задачи:

)        дать понятие субъектам Международного права и государствоподобным образованиям;

2)      выделить основные признаки субъектов Международного права и государствоподобных образований;

)        рассмотреть международно-правовое положение государствоподобных образований на примере Ватикана и Мальтийского ордена.

Объект иследования: субъекты Международного права.

Предмет исследования: государствоподобные образования как субъекты Международного права.

Глава 1. Общие положения субъектов международного права


§1. Понятие и признаки субъектов международного права


В любой отрасли права, крайне важным ее элементом является субъект, и международное право здесь не исключение. Именно понятие субъекта закрепляет и ограничивает круг участников тех общественных отношений, которые регулируются той или иной отраслью.

Субъект международного права - это носитель международных прав и обязанностей; это лицо (в собирательном смысле), поведение которого регулируется международным правом и которое может вступать в международные публичные правоотношения, защищать свои права путем непосредственного заявления своих претензий в международные органы [12, с. 38].

В связи со спецификой международного права как отрасли, ее субъекты также характеризуются определенными присущими только им признаками:

)        статус в международных отношениях;

2)      внешняя обособленность;

)        выступление в международных отношениях в виде единого лица;

)        способность вырабатывать, выражать и осуществлять автономную волю;

)        участие в принятии норм международного права [2, с. 24].

Основное свойство субъекта - юридическая способность к самостоятельным международным действиям, включая создание согласованных международно-правовых норм, к независимому осуществлению прав и обязанностей, установленных этими нормами [7, с. 32].

На эту же способность как основное свойство субъекта международного права указывают и профессор В.Л. Толстых: "субъект международного права есть образование, имеющее право участвовать в международных отношениях и обладающее нормотворческой способностью (в том числе способностью заключать международные договоры)" [11, c.150].

Из вышесказанного можно сделать вывод, что субъекты международного права занимают равные положения относительно друг друга и не находятся под чьей-либо властью и подчинением.

В теории международного права выделяют следующих субъектов:

)        государства;

2)      международные организации;

)        государствоподобные образования;

)        нации и народы, борющиеся за независимость.

Общепризнанными субъектами международного права являются государства и межгосударственные организации. Не столь явно признана правосубъектность наций, народов, борющихся за создание независимого государства. В порядке исключения существуют нетипичные субъекты - Ватикан, вольный город.

С понятием субъекта неразрывно связанны такие категории права как правоспособность, дееспособность и деликтоспособность.

Правоспособность - это способность субъекта международного права иметь субъективные права и юридические обязанности. Ею обладают: государства - с момента образования; нации, борющиеся за независимость, - с момента признания; международные межправительственные организации - с момента вступления учредительных документов в силу [2, с. 25].

Дееспособность - осуществление субъектом международного права самостоятельно, своими осознанными действиями своих прав и обязанностей.

Деликтоспособность означает способность нести юридическую ответственность за совершенные правонарушения.

Также выделяется понятие "международная правосубъектность". Международная правосубъектность - это способность участвовать в международных отношениях, обладать международными правами и обязанностями и осуществлять их в рамках и на основе международного права [2, с.25].

Согласно точки зрения Р.М. Валеева, правосубъектность в международном праве имеет два значения и соответственно рассматривается в двух аспектах: как качественная характеристика (свойство) субъекта международного права и как элемент системы международного права [1, c.321].

Международная правосубъектность как качественная характеристика субекта международного права означает юридическое свойство, выражающееся в принадлежности лица к категории субъекта междунаролного права. Данное юридическое свойство определяется наличием у лица признаков, качеств, характеризующих его как субъекта международного права. Она отражает способность лица быть субъектом международного права и, следовательно, иметь права и обязанности [1, c.322].

Однако субъективный состав международного права остается спорной категорией.

Устойчивая тенденция развития и совершенствования международных отношений и международной системы в целом оказывает позитивное воздействие и на эволюцию науки международного права и международно-правовых воззрений. В этом смысле в настоящее время все большее признание получают взгляды о более широком круге субъектов международного права, куда помимо перечисленных выше субъектов включают также лица и образования, которые ранее традиционно не рассматривались в качестве субъектов международного права. Кроме государств, народов, международных организаций и государствоподобных образований к ним также причисляют индивидов, международные неправительственные организации (МНПО), ряд международных хозяйственных объединений (ТНК) и отдельные международные судебные учреждения. Следует отметить, что правосубъектность нетрадиционных субъектов международного права пока остается дискуссионной в науке международного права [1, c.324-325].

Как пишет Б.А. Куркин, в отечественной доктрине преобладает точка зрения, суть которой сводится к тому, что индивиды объективно не могут быть участниками межвластных, межгосударственных отношений и тем самым субъектами международного права. Наблюдающаяся в настоящее время тенденция к расширению прямого доступа индивидов в международные органы, связана с растущим стремлением к защите прав человека с помощью международных механизмов. Сам по себе такой доступ не превращает их в субъектов международного права, а означает лишь то, что участники соответствующего договора берут на себя взаимное обязательство обеспечить этот доступ имеющимися в их распоряжении правовыми и организационными средствами [8, c.33].

Г.В. Игнатенко придерживается другого мнения и в обоснование своей точки зрения говорит следующее, в дискуссии, которая ведется в отечественной литературе, мы исходим из того, что прежние представления о неприложимости черт международной правосубъектности к индивидам не вполне согласуются с современным состоянием международно-правового регулирования и реальными правоотношениями, и придерживаемся концепции признания самостоятельного международно-правового статуса личности, свидетельствующего о его специфической международной правосубъектности [2, с.56].

Английский ученый Г. Лаутерпахт еще в 1950 г. в изданной в Лондоне книге "Международное право прав человека" отмечал, что в международном праве отсутствуют нормы, которые препятствовали бы индивидам приобретать права, предоставляемые обычным или договорным международным правом. Позднее, в 1980 г., уругвайский юрист Э.Х. Аречага, являвшийся в течение ряда лет председателем Международного Суда ООН, высказывая подобную мысль, признавал возможность предоставления межгосударственными договорами индивидам определенных прав, а также международных средств защиты этих прав*.

По его словам, "реальным доказательством международной правосубъектности индивида явилось бы предоставление ему не только определенных прав и привилегий, но и средств для обеспечения их принудительного осуществления и соблюдения, а также возможностей защиты этих прав от своего собственного имени, без посредничества государства" (Хименес де Аречага Э. Современное международное право. М., 1983. С. 259-260). Сегодня мы наблюдаем именно такую реальность [2, c.57].

Однако Р.М. Валеев приходит к выводу, что признание широкого круга субъектов международного права обусловлено глобализацией и современным уровнем развития международного права. Тем не менее это не меняет сущности международного права как, прежде всего и главным образом, права межгосударственного. В силу самой природы международного права как основного регулятора международных, межгосударственных отношений государства были, остаются, и еще долгое время будут оставаться основными субъектами международного права [1, c.325].

Таким образом, вопрос о субъектах международного права (индивид, юридические лица) остается дискуссионным, в отличии от таких субъектов как государства и международные организации. Это говорит о том, что отрасль развивается, вбирая в себя тенденции изменения всего мирового сообщества в целом.

§2. Классификация субъектов международного права


Все субъекты международного права делятся на две основные группы.

.        Суверенные (первичные) субъекты международного права - государства; борющиеся за независимость нации и народы.

Первичные (основные) участники международных отношений возникают по естественно историческим причинам в силу присущего им суверенитета. Их никто не создает в качестве таковых [11, c.151].

Им присуще такое политико-юридическое свойство как суверенитет (государственный или национальный). Благодаря этому их правосубъектность имеет абсолютный, безусловный характер, не зависит от чьей-либо посторонней воли, не предопределяется каким-либо международным установлением или призванием, возникнув, они неизбежно вступают в контакты друг с другом, создавая правила взаимного общения [2, c.26].

.        Несуверенные (вторичные, производные) субъекты - межгосударственные организации и международные органы; государствоподобные образования.

Производные, то есть зависимые, субъекты международного права и международных правоотношений [11, c.151].

Имеется достаточно оснований для разграничения в международно-правовой системе правосоздающих субъектов и правоприменяющих субъектов. Если говорить точнее, то разграничиваются:

) субъекты правосоздающие и вместе с тем правоприменяющие, ибо тот, кто участвует в нормотворческом процессе, не может быть в стороне от практики применения норм, и 2) субъекты только правоприменяющие, но не обладающие нормотворческой способностью. Кстати, подобное положение существует и во внутригосударственном праве. К первой категории относятся государства, международные организации, в меньшей мере - государствоподобные образования и борющиеся нации; ко второй - индивиды, хозяйствующие субъекты и другие юридические лица, международные хозяйственные объединения и неправительственные организации [7, с.34].

Чепурнова Н.М. дает краткую, но содержательную характеристику всем субъектам международного права, включая в нее элементы классификации.

Государства являются традиционными, первичными, основными, первоначальными, универсальными, типичными, суверенными, правосоздающими и правоприменяющими субъектами международного права. Государство в качестве первичного субъекта международного права никем не создается, его появление - это результат естественного исторического процесса. Государство обладает суверенитетом и международной правосубъектностью в силу самого факта своего возникновения.

Нации, борющиеся за независимость (далее - НБН), - это традиционные, первичные, производные, основные, нетипичные, универсальные, потенциально суверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. НБН также никем не создаются, а возникают в результате исторического развития. Однако НБН должны быть признаны в качестве таковых государствами на международно-правовом уровне, поэтому их международная правосубъектность имеет производный характер. В отличие от государств, которые постоянно функционируют на международной арене, НБН далеко не всегда присутствуют в международной жизни, поэтому они являются нетипичными субъектами международного права.

Государствоподобные образования (далее - ГПО) представляют собой традиционные, вторичные, производные, основные, частично суверенные, нетипичные, универсальные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. ГПО создаются государствами на основе международного договора, поэтому являются вторичными субъектами; объем их международной правосубъектности определяется государствами и имеет производный характер. На основе международного соглашения ГПО частично обладают суверенитетом. Как и НБН, они не всегда в принципе существуют на международной арене, поэтому также являются нетипичными субъектами.

Международные межправительственные организации (далее - ММПО) - традиционные, основные, типичные, вторичные, производные, отраслевые, несуверенные, правосоздающие и правоприменяющие субъекты международного права. Они создаются государствами (вторичные субъекты) и получают качество международной правосубъектности по прямому волеизъявлению государств (производные субъекты).

ММПО не обладают ни территорией, ни населением, поэтому являются несуверенными субъектами и в силу объективных причин могут обладать только отраслевой правосубъектностью. ММПО - постоянные участники международных отношений, их количество, роль и значение имеют тенденцию к возрастанию. В связи с этим ММПО - типичные субъекты международного права [12, c.38-39].

Глава 2. Государствоподобные образования как субъекты международного права


§1. Понятие и признаки государствоподобных образований


К категории производных субъектов международного права принято относить особые политико-религиозные или политико-территориальные единицы, которые на основе международного акта или международного признания имеют относительно самостоятельный международно-правовой статус [7, c.53].

Такие политико-религиозные и политико-территориальные единицы в международном праве называются государствоподобными образованиями.

Государствоподобные образования (квазигосударства) - особый вид субъектов международного права, обладающих некоторыми признаками (чертами) государств, но не являющихся таковыми в общепринятом смысле [16].

Они наделяются соответствующим объемом прав и обязанностей и тем самым сатновятся субъектами международного права.

К.К. Гасанов выделяет следующие признаки государствоподобных образований:

) территория;

) постоянное население;

) гражданство;

) законодательные органы;

) правительство;

) международные договоры [2, c.30].

Возникает вопрос: почему государствоподобные образования не относятся к числу первичных?

Ответ на данный вопрос дает Р.М. Валеев: государствоподобные образования не обладают таким свойством как суверенитет, поскольку, во-первых, их население - это не народ, а часть какой-либо нации или представители различных наций; во-вторых, их международная правоспособность сильно ограничена, реальной независимостью в международной сфере они не обладют. Появление таких образований основано на международных актах (договорах) [1, c.358-359].

В историческом аспекте к государствоподобным образованиям относят "вольные города", Западный Берлин, а в настоящее время наиболее яркими примерами являются Ватикан и Мальтийский орден.

Вольный город - самоуправляющееся политическое образование, которому международным договором предоставлен международно-правовой статус, позволяющий ему участвовать в основном в экономических, административных и культурных международно-правовых отношениях [9, c.40].

Создание вольного города, как свидетельствует исторический опыт, обычно является результатом урегулирования спорного вопроса о его принадлежности тому, или иному государству.

В 1815 г. для урегулирования противоречий между великими державами Венский трактат объявил Краков вольным городом под покровительством России, Австрии и Пруссии. В 1919 г. спор между Германией и Польшей относительно Данцига (Гданьска) попытались решить, предоставив ему статус вольного города под гарантией Лиги Наций. Внешние сношения города осуществлялись Польшей.

Для урегулирования претензий Италии и Югославии относительно Триеста был разработан Статут Свободной территории Триест. Территория должна была иметь конституцию, гражданство, народное собрание, правительство. При этом конституция и деятельность правительства должны были соответствовать Статуту, т.е. международно-правовому акту. В 1954 г. Италия и Югославия разделили между собой территорию Триеста [9, c.40-41].

государствоподобное образование международное право

Поэтому высшим юридическим актом для него, как было сказано выше, является международный договор, которым и определяется особая международная правосубъектность города.

Единственный в своем роде международно-правовой статус имел Западный Берлин в соответствии с Четырехсторонним соглашением СССР, Великобритании, США и Франции от 3 сентября 1971 г. Эти государства сохраняли принятые ими на себя после капитуляции фашистской Германии, а затем в условиях существования двух германских государств особые права и ответственность в отношении Западного Берлина, который поддерживал официальные связи с ГДР и ФРГ. Правительство ГДР заключило ряд соглашений с сенатом Западного Берлина. Правительство ФРГ представляло интересы Западного Берлина в международных организациях и на конференциях, осуществляло консульское обслуживание его постоянных жителей. СССР учредил в Западном Берлине генеральное консульство. В связи с объединением Германии, оформленным Договором об окончательном урегулировании в отношении Германии от 12 сентября 1990 г., действие прав и ответственности четырех держав в отношении Западного Берлина было прекращено, поскольку он стал частью объединенной Федеративной Республики Германии [7, c.53].

Определенную специфику имеет вопрос о международной правосубъектности Ватикана и Мальтийского ордена. Они будут рассмотрены нами более подробно в следующих параграфах этой главы.

Таким образом, государствоподобные образования следует относить к категории производных субъектов международного права, так как их правосубъектность - результат намерений и деятельности первичных субъектов международного права.

§2. Ватикан


Ватикан единственное в мире теократическое государство-город, расположенное в пределах столицы Италии - города Рима, на правом берегу Тибра (карта Ватикана показаны в Приложениях № 1 и №2). Занимаемая площадь - 0,44 кв.км. Ватикан крупнейший религизно-идеологический центр католицизма. Численность населения Ватикана на 2012 год составляет 836 человек [16, c.22].

Ватикан - город-государство, являющийся резиденцией центра католической церкви - Святого престола. В силу сложившегося обычая обладает специфической международной правосубъектностью. В международных отношениях участвует под наименованием "Святой престол" [9, c.40].

И.И. Лукашук пишет, что в международной практике нередко подчеркивается, что речь идет об особом образовании - Святом престоле, а не о католической церкви. В противном случае было бы неясно, почему другим церквам не предоставлен аналогичный статус [9, c.40].

Свое название Ватикан получил от названия холма Mons Vaticanus, с латинского vaticinia - "место гаданий" [14].

Ватикан имеет свой герб, флаг, гимн, почту, радио, телеграф, прессу и прочие атрибуты государственной власти (герб и флаг показаны в Приложении №3). Он также является крупным владельцем капиталов и держателем акций ряда компаний и банков, имеет собственную недвижимость в Италии, Испании, Германии и в ряде латиноамериканских стран. Важный источник доходов Ватикана составляют также взносы национальных Католических церквей, производство и продажа почтовых марок, монет, сувениров [1, c.357].

В Ватикане располагается Римская курия - церковное правительство, состоящее из конгрегаций (департаментов, соответствующих статусу министерства в светском государстве), трибуналов и секретариатов, в административном аппарате которых работают свыше тысяч человек, в основном духовные лица.

Современное международное право предусматривает способность Святого престола в лице папы участвовать в процессе международного нормотворчества и вступать в официальные взаимоотношения с государствами и международными организациями в качестве субъекта международного права sui generis, представляющего на международной арене интересы католической церкви [3, с.3].

Приобретение Святым (Апостольским) престолом международной правосубъектности стало результатом его длительного исторического развития, последовательного изменения доктринальных подходов католицизма к вопросу о соотношении государственной и церковной властей, светского и духовного суверенитетов.

Первые признаки международной правосубъектности Святого престола проявились в Средние века, когда папы начали заключать со светскими государями особые международные соглашения - конкордаты. Первым подобным актом международного нормотворчества с участием Святого престола был Вормский конкордат 1122 г. На этом этапе проявилась существенная особенность конкордатов, отличающая их от "традиционных" международных договоров, - смешанный объект правового регулирования: Вормский конкордат регламентировал как политические отношения сторон, так и условия функционирования католической церкви на территории государства.

Правовое положение Ватикана определено Латеранскими соглашениями, подписанными между итальянским государством и Святым престолом 11 февраля 1929 г., которые в основном действуют и в настоящее время. В соответствии с этим документом Ватикан пользуется определенными суверенными правами: имеет свою территорию, законодательство, гражданство и т.д. В настоящее время международно-правовой статус Ватикана определен соглашением 1984 г. между Италией и Святым престолом.

Уникальное положение Апостольского престола в системе субъектов международного права, его особая правовая природа и религиозная специфика обусловливают методы его деятельности на международной арене, направленность внешнеполитических целей и приоритетов. Основным вектором политики папства являются вопросы защиты прав и свобод человека, прежде всего религиозных, и церкви в целом, а также деятельность по предотвращению международных конфликтов.

Внешняя политика Святого престола характеризуется следующими отличительными особенностями:

активное использование Святым престолом наряду с центральными органами управления и дипломатическими представительствами возможностей национальных церквей для достижения своих внешнеполитических целей;

основной задачей папских нунциев является поддержание связи между папой и епископами в национальных государствах и обеспечении тем самым единства церкви, в то время как функция развития двусторонних политических отношений между Святым престолом и государством пребывания является вторичной;

в связи с религиозным характером политики Святого престола одним из приоритетных направлений его внешнеполитической деятельности является защита привилегий церкви, а также религиозных прав и свобод человека;

признанный международным сообществом нейтралитет Святого престола и Ватикана в соответствии со ст.24 Латеранского договора. Автор анализирует современное учение католической церкви о войне, сформулированное в энциклике "Pacem in terris" ("Мир на земле") 1963 г. и документах II Ватиканского собора (1962 - 1965 гг.), которое осуждает любые формы военного решения международных споров;

превалирование посреднической деятельности в целях разрешения международных споров исключительно мирными средствами. В качестве примера подобной деятельности Святого престола автор подробно анализирует участие папы в качестве посредника в аргентино-чилийском споре по поводу принадлежности группы островов в проливе Бигл (1984 г.) [3, c.21-23].

На сегодняшний день Святой Престол поддерживает дипломатические отношения с 178 государствами мира [10, c.21].

Святой Престол может вступать в международные организации и является полноправным членом некоторых из них.

Святой Престол - член международного сообщества, чья власть имеет религиозное, а не политическое происхождение, - единственный в своем роде обладает в ООН статусом постоянного наблюдателя. Первую миссию в ООН Святой Престол направил 21 марта 1964 г. Статус постоянного представителя в этой организации Святому Престолу был предоставлен 6 апреля 1964 г.

Полномочия Святого Престола как постоянного наблюдателя определены в резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 58/314, принятой 16 июля 2004 г. [4]. Основное отличие статуса постоянного наблюдателя от полноправного членства заключается в отсутствии у наблюдателя права голоса на заседаниях Генеральной Ассамблеи ООН. Вместе с тем, Святому Престолу предоставлено право выступать на ее сессиях, что можно считать особой привилегией, так как главам государств, не являющихся членами ООН, как правило, право выступления перед Генеральной Ассамблеей не предоставляется.

Святой Престол является членом различных вспомогательных органов ООН. В рамках мандата он активно участвует в работе Генеральной Ассамблеи и конференций ООН, присутствует на заседаниях специализированных учреждений ООН, избирается в выборные органы Организации. При этом, как отмечают дипломаты, наибольшим влиянием и эффективностью отличается неформальная, кулуарная деятельность представителей Святого Престола [10, c.21].

В книге "Тайны Ватикана. История, святыни, жизнь и смерть в святой обители" С. Шахрад описывает процесс избрания Папы. После смерти или отречения Папы члены Коллегии кардиналов съезжаются со всего света и собираются в Сикстинской капелле. Там при запертых дверях начинается торжественная процедура выборов Папы Римского, известная как "конклав". "Конклав" - запретная комната (от лат. con clavis - ключом). Данное понятие было введено после смерти Климента IV в 1268 г., когда кардиналы колебались целых два года и девять дней. Тогда городские власти отвели их в епископский дворец в Витербо и заперли за ними ворота. Решения все не было, тогда за дело взялся местный люд, принявшись разбирать крышу над головами кардиналов. Эта крайняя мера возымела действие: кардиналы очень быстро избрали Папой Григория Х [13, c.71].

Сначала смерть Папы должна быть подтверждена кардиналом Кармеленго. Далее, не позднее чем через 20 дней после кончины Папы - кардиналы шествуют в Секстинскую капеллу, где проходит голосование. Голосование совершенно анонимно. Если большинство голосов не набрано, то бюллетени сжигаются в специально сооруженном для этой цели камине вместе с химическим веществом, которое вызывает появление черного дыма над крышей Сикстинской капеллы. По достижении консенсуса бюллетени просто сжигают под колокольный звон, возвещающий об избрании Папы. В колокол звонят еще и на тот случай, если дым окажется не совсем белым [13, c.68-69].

Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод, что относительно Ватикана как субъекта международного права никаких вопросов не возникает. Не смотря на то, что Ватикан маленькое государство - карликовое, это нисколько не умаляет его положение на международной арене.

§3. Мальтийский орден


Мальтийский орден (иониты, госпитальеры, родосские рыцари) - духовно-рыцарский орден Святого Иоанна, который основан около 1070 г. как братство. Символом Мальтийского ордена является восьмиконечный белый крест (мальтийский) на черном плаще (Приложение №5).

В настоящий момент Итальянская республика признаёт существование Мальтийского ордена на своей территории в качестве суверенного государства, а также экстерриториальность его резиденции в Риме (Мальтийский дворец <#"649568.files/image001.gif">

Приложение №2

 

Карта Града Ватика


Приложение №3

 

Флаг Ватикана

Герб Ватикана

Приложение №4

География Мальтийского ордена



Приложение №5

Девиз Мальтийского ордена:

"Tuitio Fidei et Obsequium Pauperum" (лат.)"Защита Справедливости и Помощь Бедным и Страждущим""

Флаг Мальтийского ордена

Герб Мальтийского ордена

Похожие работы на - Государствоподобные образования как субъекты международного права

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!