Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    28,3 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-19
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Учреждение образования

«Гомельский государственный университет имени Франциска Скорины»

Институт повышения квалификации и переподготовки кадров

Государственное и местное управление






Курсовая работа

Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

Исполнитель

слушатель группы ГУ10з Фомина Ю.Л.

Научный руководитель

Минчукова Л.А. к.э.н., доцент





Гомель 2011год

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

. Общие положения о предпринимательской деятельности и ее нормативно-правовая база

.1 Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности

.2 Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности

.3 Нормативно-правовые акты регулирующие предпринимательскую деятельность

. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

.1 Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

.2 Инфраструктура поддержки малого предпринимательства

. Оценка предпринимательского сектора Республики Беларусь и Гомельской области

Заключение

Список используемых источников

ВВЕДЕНИЕ

Предпринимательство - одна из важнейших составляющих современной экономики. В странах рыночной экономики предпринимательство получило широкое распространение и составляет подавляющую часть среди всех форм организаций. За последние двадцать лет в Беларуси появились миллионы предпринимателей и собственников. В связи с приватизацией за государством осталась лишь часть организаций и предприятий, а остальные перешли в частное владение. Основную часть белорусского предпринимательства составляет малый и средний бизнес. Основной задачей предпринимателя является управление предприятием, которое включает в себя рациональное использования ресурсов, организацию процесса на инновационной основе и хозяйственном риске, а также ответственность за конечные результаты своей деятельности.

Общественный характер предпринимательства означает не только деятельность участвующих в нем агентов, но и наличие в общественном хозяйстве определённых условий позволяющие реализовать присущие предпринимательству функциональные признаки. Совокупность таких условий составляет среду предпринимательства, важнейшими элементами которой являются экономическая свобода и личная заинтересованность. Экономическая свобода является определяющим признаком предпринимательской среды. Для предпринимателя наличие экономической свободы - это не только возможность заниматься тем или иным видом деятельности и иметь равный доступ к ресурсам и рынкам, но и морально-этическая санкционированность предпринимательской деятельности. Личная заинтересованность выступает движущим мотивом предпринимательства, поэтому обеспечение условий для присвоения полученных результатов, извлечения и накопления дохода является определяющим условием предпринимательской среды.

Актуальность данной проблемы обусловила выбор темы и предмета исследования, т.е. комплекс мер, проводимых в Республике Беларусь органами государственного управления по развитию предпринимательского сектора экономики.

Целью работы является разработка комплекса мер и предложений, способствующих реализации государственной политики в области предпринимательства.

Данная цель обусловила необходимость решения следующих задач:

выделить наиболее важные составляющие предпринимательского сектора с учётом особенностей состояния и развития экономики в настоящее время;

конкретизировать роль государства в малом бизнесе;

изучить и проанализировать систему государственной поддержки малому предпринимательству

сделать анализ предпринимательского сектора Республики Беларусь.

1. Общие положения о предпринимательской деятельности и ее нормативно-правовая база.

.1 Понятие, признаки, формы и виды предпринимательской деятельности

Предпринимательская деятельность - это самостоятельная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени, на свой риск и под свою имущественную ответственность и направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи вещей, произведённых, переработанных или приобретённых указанными лицами для продажи, а также от выполнения работ или оказания услуг, если эти работы или услуги предназначаются для реализации другими лицами и не используются для собственного потребления [1].

Можно выделить следующие признаки предпринимательской деятельности:

основная цель предпринимательской деятельности - получение прибыли. Получение прибыли в качестве основной цели ставится субъектом хозяйствования изначально и придаёт деятельности коммерческий характер, который не утрачивается даже в случае получения им убытков;

систематичность. Четких количественных критериев систематичности в законодательстве не содержится. Представляется, что предпринимательская деятельность должна вестись в виде промысла. Разовая сделка, хоть и направленная на получение прибыли, не является основанием отнесения деятельности к предпринимательской;

самостоятельность (осуществление деятельности от собственного имени). Выделяют имущественную и организационную самостоятельность. Имущественная самостоятельность - это наличие у субъекта хозяйствования обособленного имущества, которое составляет экономическую базу его деятельности. Организационная самостоятельность - это возможность принятия самостоятельных решений в процессе предпринимательской деятельности.

риск как логическое продолжение самостоятельности. Этим предпринимательство отличается от деятельности органов государственной власти и управления и от хозяйственной деятельности, осуществляемой в условиях административно-плановой экономики;

самостоятельная имущественная ответственность. Ответственность - это возможные последствия риска. Ответственность выражается в наступлении неблагоприятных имущественных последствий у субъекта хозяйствования;

наличие определённых источников получения прибыли: пользование имуществом, продажа вещей, произведённых, переработанных или приобретённых для продажи, выполнение работ, оказание услуг, предназначенных для реализации другим лицам, а не для собственного потребления. Представляется, что необходимость включения данного признака в качестве обязательного в нормативное определение предпринимательской деятельности неоправданна. Предпринимательская деятельность многогранна и источники получения прибыли не могут представлять собой исчерпывающий перечень. Например, ситуация, в которой патентообладатель систематически извлекает прибыль, предоставляя право другим лицам пользоваться результатом его интеллектуальной деятельности по лицензионным договорам, не укладывается в законодательный перечень.

Помимо основных признаков предпринимательской деятельности, можно выделить и вспомогательные:

легализация (легитимация) деятельности, т. е. осуществление деятельности лицами, зарегистрированными в качестве предпринимателей в установленном законодательством порядке. Отсутствие этого признака не приводит к утрате деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, однако, делает её незаконной;

профессионализм, который во многих случаях обуславливается необходимостью получения лицензии на тот или иной вид деятельности;

новаторский характер.

Предпринимательская деятельность может осуществляться единолично (от имени индивидуального предпринимателя, крестьянского (фермерского) хозяйства, частного унитарного предприятия) и коллективно (в виде различных организационно-правовых форм коммерческих организаций).

Различают следующие формы предпринимательской деятельности:

частное предпринимательство (представлено индивидуальными предпринимателями);

коллективное предпринимательство (представлено хозяйственными товариществами и обществами) [2].

Виды предпринимательской деятельности можно классифицировать по различным основаниям в зависимости от:

формы собственности, на базе которой осуществляется предпринимательская деятельность (частная, государственная);

характера деятельности (производственная, торговая, направленная на оказание услуг, выполнение работ).

.2 Субъекты предпринимательской деятельности, их права и обязанности

К субъектам предпринимательской деятельности в Республике Беларусь относятся индивидуальные предприниматели, коммерческие организации, некоммерческие организации, при осуществлении ими предпринимательской деятельности.

Итак, субъекты предпринимательской деятельности имеют право:

заниматься любой хозяйственной деятельностью, не запрещённой законодательством Республики Беларусь;

привлекать на договорных началах для ведения предпринимательской деятельности имущество, денежные средства и отдельные имущественные права граждан и организаций, в том числе иностранных юридических и физических лиц;

участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

самостоятельно формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей своей продукции, устанавливать цены и тарифы на свою продукцию в соответствии с законодательством Республики Беларусь и заключёнными договорами;

самостоятельно нанимать и увольнять работников в соответствии с действующим законодательством;

устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

открывать счета в банках для хранения денежных средств, осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;

свободно распоряжаться прибылью (доходом) от предпринимательской деятельности, имеющейся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

получать любой не ограниченный по размерам доход;

пользоваться государственной системой социального обеспечения и социального страхования;

выступать истцом и ответчиком в суде;

осуществлять иную деятельность не запрещённую законодательством.

выполнять все обязательства, вытекающие из законодательства и заключённых ими договоров;

заключать трудовые договора (контракты) с гражданами, принимаемыми на работу по найму, а также в необходимых случаях - коллективные договоры в соответствии с законодательством;

предусматривать в трудовых договорах (контрактах) оплату труда работников не ниже установленного минимального уровня, а также другие социально-экономические гарантии;

уплачивать обязательные страховые взносы на государственное социальное страхование, в том числе за лиц, работающих по трудовым и гражданско-правовым договорам;

принимать меры по охране окружающей среды, охране труда, соблюдению техники безопасности, производственной гигиены и санитарии;

производить расчёты со всеми работниками, привлечёнными для работы согласно заключённым договорам, независимо от своего финансового состояния;

соблюдать правила и законные интересы потребителей;

получать в установленном порядке специальное разрешение (лицензию) на деятельность в сферах, которые подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Республики Беларусь [11].

Для повышения эффективности и широкого распространения предпринимательской деятельности государство создаёт информационные, консультационные, исследовательские и другие центры, а также инновационные фонды. В Республике Беларусь действуют центры поддержки предпринимательства, основными задачами которых являются оказание содействия субъектам малого предпринимательства в получении финансовых и материально-технических ресурсов, информационных, методических и консультационных услуг, в подготовке и обеспечении указанных субъектов квалифицированными кадрами, а также иное содействие в осуществлении их деятельности.

1.3 Нормативно-правовые акты регулирующие предпринимательскую деятельность

К основным Законам и нормативным правовым актам регулирующим предпринимательскую деятельность можно отнести:

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь.

. Закон Республики Беларусь 28 мая 1991 г. № 813-XІІ «О предпринимательстве в Республике Беларусь» с изменениями и дополнениями - настоящий Закон определяет правовые, экономические основы предпринимательства, общие положения организации предпринимательской деятельности, регламентирует порядок регистрации и прекращения деятельности, права, обязанности и ответственность субъектов предпринимательства, устанавливает меры государственной защиты, поддержки и регулирования предпринимательства в Республике Беларусь.

Закон направлен на создание условий для широкого проявления хозяйственной инициативы и предприимчивости граждан на основе реализации принципа равенства всех форм собственности, свободы распоряжения имуществом и выбора сфер деятельности.

Порядок создания и регистрации конкретных организационно-правовых форм предпринимательской деятельности регулируется соответствующим законодательством Республики Беларусь.

. Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства» от 1 июля 2010 г. - Закон определяет общие положения в области государственной поддержки малого предпринимательства, систему государственной поддержки через формирование торгово-промышленных палат, центров поддержки предпринимательства, инкубаторов предпринимательства, инновационных центров, фондов финансовой поддержки предпринимателей, обществ взаимного кредитования, союзов (ассоциаций) субъектов малого предпринимательства, государственные программы поддержки малого предпринимательства, целевые фонды нежилых помещений. Закон обязывает местные органы власти оказывать системную поддержку малому предпринимательству.

. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования», которым утверждены два положения: Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования и Положение о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования - данным Декретом введен заявительный принцип государственной регистрации субъектов хозяйствования, - один из способов либерализации белорусского законодательства.

. Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» - Указом предусматривается отмена лицензирования 16 видов деятельности, при этом 7 из этих видов включают в себя 59 составляющих работ и услуг. Кроме того, отменяется лицензирование порядка 60 работ и услуг по иным 14 видам деятельности, лицензирование которых сохраняется. Если говорить в цифрах, то отменяется лицензирование чуть больше 30% лицензируемых на сегодняшний день видов. Особым достижением, которое затронуло большое количество субъектов хозяйствования, стала отмена лицензирования в сфере розничной торговли продовольственными и промышленными товарами и общественного питания. По оценке Министерства экономики, отмена лицензирования данного вида деятельности позволит упростить условия хозяйственной деятельности для порядка 130 тысяч субъектов хозяйствования. Это основная масса лицензиатов в стране. По 16 видам деятельности увеличен срок действия лицензий. Лицензия теперь будет действовать не пять, а десять лет, тем самым сократится периодичность необходимости обращений за продлением срока действия лицензии [5].

. Указ Президента Республики Беларусь от 16.05.2005 г. № 225 «О некоторых вопросах осуществления физическими лицами ремесленной деятельности» с последующими изменениями и дополнениями.

. Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» - данный документ направлен на решение вопросов, связанных с уплатой налога на добавленную стоимость и таможенной пошлины при ввозе индивидуальными предпринимателями товаров из Российской Федерации, совершенствование регулирования предпринимательской деятельности, а также условий взимания единого налога с индивидуальных предпринимателей и иных физических лиц.

. Указ Президента Республики Беларусь от 23 октября 2009 г. № 518 «О некоторых вопросах аренды и безвозмездного пользования имуществом».

Кроме указанных основных актов существуют также специальные законы и акты Президента и Правительства, регулирующие отдельные виды деятельности: банковскую, страховую, аудиторскую, лизинговую. Также необходимо знать законодательство о налогах, которое состоит из закона о налоговой инспекции и специальных законов, посвященных отдельным видам налогов, и довольно большого количества подзаконных актов. Кроме того, существует Инвестиционный кодекс Республики Беларусь от 22 июня 2001 г. № 37-3, а также акты законодательства, регулирующие внешнеэкономическую деятельность, порядок заключения договоров, порядок расчетов и другие отношения.

Последним новшеством в предпринимательстве Республики Беларусь является принятие программного документа, направленного на дальнейшую либерализацию экономики и раскрепощение деловой инициативы, создание благоприятных условий для динамичного и устойчивого развития Беларуси - это Директива Президента Республики Беларусь №4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».

Президент четко определил суть белорусской стратегии либерализации: конкуренция - везде, где возможно, государственное регулирование - там, где необходимо. В Директиве №4 этот принцип стал одним из ключевых [8].

Подписанный документ важен прежде всего тем, что дает четкий сигнал всем органам государственного управления о том, что бизнес - один из важнейших приоритетов экономической политики. Основные его положения - это прежде всего свободная конкуренция, свободное ценообразование (отмена ограничения надбавок в оптовой и розничной торговле и обязательного составления экономического обоснования уровня применяемых цен (тарифов) на товары (работы, услуги), сохранится государственное регулирование цен только на продукцию организаций-монополистов и социально значимые товары (работы, услуги), определяющие жизненный уровень населения.

Директива содержит девять разделов, каждый из которых сфокусирован на устранении существующих барьеров, с которыми сталкиваются субъекты предпринимательской деятельности.

Наименования этих разделов сформулированы в виде концептуальных системных требований ко всем государственным органам и организациям, общественным объединениям и гражданам страны:

. Обеспечить дальнейшее развитие добросовестной конкуренции субъектов предпринимательской деятельности независимо от формы собственности.

. Создавать условия для беспрепятственного осуществления предпринимательской деятельности.

. Ликвидировать излишние административные барьеры при взаимодействии между государственными органами и юридическими лицами, гражданами.

. Завершить гармонизацию налоговой системы Беларуси с действующими в европейских странах. Придать налоговому законодательству характер, стимулирующий добросовестное исполнение налоговых обязательств и деловую инициативу.

. Придать контрольной (надзорной) деятельности предупредительный характер, перейти к преимущественному использованию профилактических мер, направленных на предотвращение правонарушений при осуществлении предпринимательской деятельности.

. Усовершенствовать инфраструктуру и систему финансирования малого предпринимательства в целях активизации предпринимательской деятельности и обеспечения эффективной поддержки предпринимательства (правовой, организационной и финансовой).

. Исключить излишнее регулирование рынка труда.

. Сформировать правовую базу, стимулирующую развитие в Беларуси механизмов государственно-частного партнерства.

. Обеспечить однозначное правовое регулирование и стабильность законодательства, регулирующего предпринимательскую деятельность [8].

2. Государственное регулирование предпринимательской деятельности

.1 Основы государственного регулирования предпринимательской деятельности

Государственное регулирование и поддержка играют исключительно важную роль в развитии предпринимательства.

Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим основным направлениям:

. формирование инфраструктуры поддержки и развития малого предпринимательства, в том числе содействие организации и деятельности центров поддержки предпринимательства и инкубаторов малого предпринимательства, инновационных центров и торгово-промышленных палат;

. создание льготных условий для доступа субъектов малого предпринимательства к финансовым, материально-техническим и информационным ресурсам, а так же научно-техническим разработкам и технологиям;

. введение упрощенной системы регистрации, налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации выпускаемой ими продукции;

. поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая содействие развитию их производственных, торговых научно-технических и информационных связей с зарубежными партнерами;

. организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации руководителей, специалистов и персонала для малого предпринимательства;

. реализация программ направленных, на насыщение рынка экологически чистыми и безопасными товарами, конкурентоспособными средствами их производства;

. организация многопрофильных исследований предпринимательских структур [3].

Для реализации указанных направлений создана и постоянно совершенствуется многообразная система организаций и инструментов поддержки предпринимательства, среди которых государственные органы республиканского и местного уровня, коммерческие и некоммерческие организации.

Поддержка малого предпринимательства осуществляется в соответствии с Государственной программой поддержки малого предпринимательства, а также отраслевыми и региональными программами поддержки малого предпринимательства.

Программы поддержки малого предпринимательства увязаны с программами содействия занятости населения, реализации миграционной политики, решения экологических проблем и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, с реализацией народнохозяйственных проектов и программ.

Финансовое обеспечение программ поддержки малого предпринимательства осуществляется ежегодно за счет средств республиканского и местных бюджетов, а так же других источников.

В настоящее время вопросы развития малого и среднего предпринимательства рассматриваются в следующих государственных программах:

)Программа социально-экономического развития Республики Беларусь на 2011-2015 гг.;

)Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010 - 2012 годы. Среди основных мер по ее реализации, в частности, предусматриваются:

совершенствование законодательства, регулирующего деятельность субъектов малого предпринимательства;

финансовая поддержка малого предпринимательства, которая осуществляется за счёт средств областного бюджета. Так в Гомельской области разработана своя программа:

·Источник финансирования - областной бюджет;

·Формы финансовой поддержки:

Оказание финансовой помощи на возвратной и льготной основе для реализации инвестиционных проектов,

Направляется на приобретение основных средств,

Создание новых рабочих мест;

·Частичная компенсация расходов по выплате процентов за пользование банковскими кредитами, направленных на финансирование инвестиционных проектов, а также расходов по выплате лизинговых платежей по договорам финансовой аренды (лизинга) в части оплаты банковских процентов за пользование лизингодателем заемными средствами на приобретение объекта лизинга;

·Частичная компенсация расходов, связанных с участием в выставках и ярмарках.

повышение эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого предпринимательства;

расширение производственной кооперации и партнерства в промышленности между малыми и крупными предприятиями, международное сотрудничество и развитие внешнеэкономической деятельности в сфере малого предпринимательства и др.

)Государственная программа укрепления аграрной экономики и развития сельских территорий на 2011-2015 годы;

)Программа содействия занятости населения (принимается ежегодно);

5)Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений, разрабатывается на 2 - 3 года;

6)Региональные программы поддержки малого предпринимательства (принимаются местными Советами депутатов на 1-2 года);

7)и др.


Малый бизнес должен стать одним из элементов формирования рациональной структуры местной экономики и ее финансирования с учетом развития особенностей каждой конкретной административно-территориальной единицы. Решению этой задачи способствует создание и развитие региональной инфраструктуры поддержки малого предпринимательства, в целях экономической и организационной поддержки малого бизнеса.

В Гомельской области осуществляется активная государственная поддержка малого предпринимательства в сферах финансово-кредитного обеспечения путем бюджетного финансирования инвестиционных проектов, направленных на развитие производства продукции и создание новых рабочих мест.

Формируются инфраструктуры поддержки малого предпринимательства - бизнес-центры, инкубаторы малого предпринимательства и др.

Оказывается помощь в информационном и учебно-методическом обеспечении предпринимательской деятельности [9].

К основным элементам инфраструктуры поддержки малого предпринимательства в Гомельской области относятся:

.Комитет экономики Гомельского облисполкома осуществляет разработку стратегии экономического развития Гомельской области, реализацию государственной социально-экономической политики, и в своей деятельности подчиняется облисполкому и Министерству экономики Республики Беларусь. Основными задачами Комитета являются:

реализация государственной экономической политики в области, направленной на повышение благосостояния населения;

разработка программ и прогнозов социально-экономического развития области на долгосрочную, среднесрочную и краткосрочную перспективу и на текущий период;

проведение государственной инвестиционной политики, формирование экономической среды, способствующей привлечению и повышению эффективности использования внутренних и внешних инвестиций;

участие в государственном регулировании бюджетно-финансовой, налоговой, денежно-кредитной и социальной составляющих экономической сферы.

анализ и оценка социально-экономической ситуации в области, разработка мер, стимулирующих рациональное использование ресурсного, производственного, научно-технического и кадрового потенциала.

.Отдел предпринимательства комитета экономики Гомельского облисполкома:

разрабатывает предложения и осуществляет реализацию государственной политики в области поддержки и развития предпринимательства в Гомельской области;

разрабатывает и направляет в установленном порядке предложения по совершенствованию налогообложения, системы финансово-кредитной поддержки предпринимательства, представления государственной, статистической и бухгалтерской отчетности; а также по проектам иных законодательных и нормативных правовых актов, относящихся к сфере поддержки и развития предпринимательства.

разрабатывает совместно с местными исполнительными и распорядительными органами и общественными объединениями предпринимателей областные Мероприятия по государственной поддержке малого предпринимательства в Гомельской области и осуществляет контроль за их реализацией;

обеспечивает эффективное использование государственных средств, направляемых на поддержку и развитие предпринимательства в области, осуществляет взаимодействие с финансовыми органами, учреждениями банков, предпринимательскими структурами по вопросам финансово-кредитной поддержки субъектов малого предпринимательства;

осуществляет контроль за реализацией инвестиционных проектов субъектов хозяйствования сферы малого предпринимательства, получающих финансовую поддержку из средств областного бюджета;

оказывает соответствующую консультационную и информационную поддержку субъектам малого предпринимательства Гомельской области;

содействует формированию инфраструктуры поддержки и развития предпринимательства в Гомельской области, разрабатывает и организует выполнение мероприятий, способствующих развитию сети центров поддержки предпринимательства, инкубаторов малого предпринимательства и других субъектов инфраструктуры поддержки предпринимательства;

в соответствии со своей компетенцией рассматривает жалобы и обращения граждан по вопросам предпринимательской деятельности.

.Отдел развития предпринимательства Управления экономики Гомельского горисполкома занимается регистрацией, перерегистрацией и ликвидацией юридических лиц, а также проводит работу по поддержке и развитию предпринимательства в г. Гомеле.

При райисполкомах работают отделы экономики, деятельность которых направлена в том числе и на поддержку и развитие предпринимательства в своем районе. Все райисполкомы занимаются вопросами регистрации и ликвидации индивидуальных предпринимателей, оказания консультационной помощи индивидуальным предпринимателям.

При Гомельском облисполкоме работает Совет содействия малому бизнесу, в состав которого входят представители местной исполнительной власти, общественных организаций, центров поддержки предпринимательства, предприниматели. Основными задачами Совета содействия являются оказание организационной, нормативной и финансово-кредитной поддержки малому бизнесу.

Неотъемлемой частью экономической политики страны является государственная политика в области развития и поддержки предпринимательства, которая направлена на активизацию производственной, инновационной и инвестиционной деятельности субъектов малого предпринимательства, наращивание экспорта товаров и услуг, ускоренное развитие сектора малого бизнеса в малых и средних городах страны, а также в сельской местности.

С целью содействия развитию малого предпринимательства в Беларуси действуют центры поддержки предпринимательства (ЦПП). Официальное начало их деятельности относится к 1997 году, когда вышло постановление Совета Министров Республики Беларусь от 25 августа 1997 года № 1111 «О центрах поддержки предпринимательства в Республике Беларусь». Хотя фактически многие из этих центров появились значительно раньше в ответ на возникающие потребности предпринимателей в получении консультаций по различным вопросам организации и ведения предпринимательской деятельности.

В чем же отличие ЦПП от юридических, аудиторских, рекламных и других видов консалтинговых фирм? Отличий много, но основных, два - это комплексность оказываемых услуг ЦПП и их философия по отношению к предпринимателям.

ЦПП оказывают консультации по различным направлениям - от вопросов регистрации предприятия и получения лицензии до вопросов обучения и помощи в проведении маркетинговых исследований, поиске потенциальных инвесторов и других источников финансирования инвестиционных проектов. В ЦПП помогут грамотно составить бизнес-план, расскажут о видах финансовой государственной поддержки и о том, как ее получить. Конечно, у каждого ЦПП есть своя специализация, но в любом случае сотрудники Центра выслушают проблемы, и, если не смогут помочь сами, подскажут, к кому обратиться, чтобы получить качественную информацию или услугу.

Также очень ценна философия сотрудников ЦПП. Хотя ЦПП в нашей стране, так же, как обычные консалтинговые фирмы, являются коммерческими организациями, основной целью ЦПП является все-таки не получение максимальной прибыли, как у другой коммерческой организации, а устойчивое развитие предпринимательского сектора. Поэтому плата за услуги ЦПП является только формой покрытия затрат на содержание офиса и квалифицированных сотрудников, а не самоцелью.

На сегодняшний день в г. Гомеле действует 4 ЦПП:

1.ЗАО "Гомельский бизнес - инновационный центр" (г. Гомель, ул. Барыкина, 269 - 303) определен Министерством экономики РБ в качестве базового центра поддержки предпринимательства по Гомельской области, имеет также статус инкубатора малого предпринимательства и инновационного центра. ЗАО «Гомельский бизнес-инновационный центр» специализируется на составлении бизнес-планов, коммерциализации инновационный разработок, обучении и подборе персонала. Центр создан при Гомельском государственном техническом университете им. П.О. Сухого, который является учредителем центра.

2.ЗАО Гомельское региональное агентство экономического развития (г.Гомель, ул. Федюнинского, 16, оф. 23) оказывает услуги в сфере развития бизнеса (проектный менеджмент, бизнес-планирование, маркетинг, обучающие мероприятия). Деятельность Агентства направлена на устойчивое развитие территорий, рост инвестиционного потенциала и содействие развитию предпринимательства, в том числе в сельской местности.

3.КУП Гомельский областной информационно-методический центр (г.Гомель, пр. Ленина, д.2, каб.523)

4.РУП «Центр научно-технической и деловой информации» (г. Гомель, пр. Ленина, д.3, к. 306)

Вторыми по популярности субъектами инфраструктуры поддержки предпринимательства являются инкубаторы малого предпринимательства (ИМП). В их функции входит не только оказание консультационных услуг, но и предоставление офисных помещений для начинающих субъектов малого предпринимательства по ценам ниже рыночных, а также предоставление сопутствующих услуг (по желанию самих предпринимателей) - секретарских и по пользованию офисной техникой (ксерокс, компьютер, сканер, принтер, факс). Имея возможность пользоваться офисной техникой ИМП, за счет получения других дополнительных услуг, малый бизнес экономит первоначальный капитал. Кроме того, имидж ИМП укрепляет доверие к начинающему предприятию или индивидуальному предпринимателю, а возможность получить быстрый и качественный совет способствует успешному развитию бизнеса.

На сегодняшний день в г. Гомеле действует один ИМП, такой как частное консалтинговое унитарное предприятие «БелТрастинфо» (г.Гомель, ул.Жарковского, 24-а, офис 1 (5 этаж).

Деятельность ЧКУП «БелТрастинфо» представляет в аренду помещения и офисное оборудование, оказывает широкий спектр услуг, находящимся на начальной стадии организации и осуществления предпринимательской деятельности субъектам хозяйствования, по вопросам, связанным с ведением бухгалтерского и налогового учета, оформлению деклараций и отчетности, предоставляемой в налоговые и контролирующие органы.

ЧКУП «БелТрастинфо» проводит семинары - практикумы по различным аспектам ведения бизнеса, организованные в рамках реализации мероприятий Программы поддержки малого предпринимательства Гомельской области на 2010 - 2012 годы по согласованию с комитетом экономики Гомельского облисполкома, ИМНС по Гомельской области, Гомельским областным управлением Фонда социальной защиты населения.

Как подчеркнули специалисты, одной из характерных особенностей инкубатора является оказание бухгалтерского сопровождения предпринимательской деятельности, в частности ведение бухучета.

В инкубаторах создаются благоприятные условия для начального развития малого бизнеса, предпринимателям предоставляют информационную, консультационную и техническую поддержку.

С давних пор деловые люди создавали разнообразные организационные и институциональные структуры в виде торговых домов, гильдий, палат, обществ, объединений и т. п. для защиты своих общих интересов. История их развития продолжительна и разнообразна. За рубежом более 90% субъектов предпринимательства состоят членами одного или нескольких объединений предпринимателей и нанимателей.

В настоящее время они создаются в виде некоммерческих организаций ассоциаций (союзов) и общественных объединений.

Ассоциации (союзы) создаются юридическими лицами и/или индивидуальными предпринимателями с целью координации их предпринимательской деятельности и защиты имущественных интересов.

Так, в г. Гомеле, создана Гомельская областная организация Белорусского профессионального союза работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» (г. Гомель, ул. Советская, 29, комн. 315, 317, 318) - профсоюз объединяет работников малых предприятий и кооперативов, а также индивидуальных предпринимателей.

Белорусский профессиональный союз работников различных форм предпринимательства «Садружнасць» (Профсоюз «Садружнасць») - самостоятельная общественная организация, объединяющая на добровольных началах в целях представительства и защиты трудовых, социально-экономических прав, интересов работников предприятий, организаций сферы малого, среднего предпринимательства, а также индивидуальных предпринимателей, их наемных работников.

Профсоюз «Садружнасць» выступает за:

сохранение и создание новых рабочих мест;

цивилизованные трудовые отношения;

безопасные условия труда;

достойную зарплату;

социальные программы.

Основные цели и задачи Профсоюза «Садружнасць»:

защита индивидуальных, коллективных прав и интересов членов Профсоюза, а также всемерное содействие развитию предпринимательства в Республике Беларусь;

содействие улучшению условий оплаты труда, обеспечение социальных гарантий членов профсоюза.

Для успешного решения этих задач Профсоюз «Садружнасць» развивает социальное партнерство с органами исполнительной власти, общественными объединениями нанимателей и предпринимателей, представляет интересы членов Профсоюза при заключении соглашений и коллективных договоров.

Общественные объединения создаются только физическими лицами (индивидуальными предпринимателями, директорами, бухгалтерами, экономистами, юристами и т.п.) с целью выражения, как правило, профессиональных интересов его членов.

В г. Гомеле действует общественное объединение содействия развитию частного предпринимательства «Единство» - неправительственная, некоммерческая, политически не ангажированная общественная организация предпринимателей Гомельской области является единственной в Гомельской области организацией, которая объединяет предприятия малого и среднего бизнеса, точнее, их руководителей. Члены «Единства» представляют все основные отрасли экономики - промышленность, строительство, торговлю, услуги.

В Новобелицком районе г. Гомеля действует 4-е Совета индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность на рынках и торговых объектах частной формы собственности:

. Рынок «Торговые ряды «Черниговские» (г. Гомель, ул. Ильича,301);

. Новобелицкий филиал частного торгового унитарного предприятия «Гомельский центральный рынок» (г. Гомель, ул. Ильича, 74);

. Торговый центр «Этюд» (г. Гомель, ул. Ильича, 57);

. Торговый центр «Анастасия» (г. Гомель, ул. Ильича, 32).

Администрация Новобелицкого района г. Гомеля постоянно взаимодействует с вышеназванными советами, совместно участвует в проведении всевозможных семинаров, выставках-продажах по вопросам улучшения предпринимательского климата с учетом изменений в нормативных актах. Председатели советов принимают участие в конференциях, семинарах и других мероприятиях, связанных с развитием предпринимательства, принимают коллективные решения, с учетом мнения совета предпринимателей.

Таким образом, начинающим предпринимателям рекомендуется обращаться в ЦПП, ИМП. Действующим коммерческим структурам для защиты прав и имущественных интересов, поиска новых партнёров, налаживания кооперационных связей и т. п. целесообразно обращаться в объединения предпринимателей.

Также стоит отметить, что основными достоинствами субъектов инфраструктуры поддержки малого предпринимательства является создание благоприятной среды для облегчения старта субъекту малого предпринимательства и быстрейшей адаптации к рыночным условиям.

В этой связи субъекты инфраструктуры выступают основными элементами, которые осуществляют комплексную и адресную поддержку субъектам малого предпринимательства, а также начинающим предпринимательскую деятельность гражданам.

Таким образом, сеть субъектов инфраструктуры обеспечивает оперативное получение субъектами малого предпринимательства правовой информации, справочной, коммерческой, консультаций по вопросам осуществления предпринимательской деятельности, проведение специализированных обучающих курсов, семинаров для различных целевых групп и разной степени подготовленности, получение образцов документов, используемых на практике субъектами предпринимательства, типовые договора, контракты, учредительные документы, формы отчетности и др.

Нельзя оставить без внимания и основные причины, «тормозящие» развитие центров поддержки и инкубаторов малого предпринимательства.

Первая касается внешних факторов, определяющих организационно-правовые и экономические условия хозяйственной деятельности, а именно: отсутствие заказов со стороны государства, гарантирующих определенные доходы и создающих условия для развития; высокий уровень арендных платежей и налоговых изъятий; отсутствие государственной финансовой поддержки; низкая платежеспособность клиентов.

Вторая группа причин - это внутренние проблемы развития субъектов, обусловленные прежде всего спецификой их бизнеса, недостатком опыта работы в условиях конкурентной среды (низкая информированность потенциальных клиентов об оказываемых услугах; недостаток квалифицированных специалистов; низкая координация действий по продвижению своих интересов).

Таким образом, следует отметить, что формирование государством благоприятных условий для развития инфраструктуры малого предпринимательства, повлечет за собой создание комплексной и адресной поддержки малых предприятий в различных направлениях: информационном, консультационном, обучающем, прогнозно-аналитическом, научно-техническом, технологическом, финансовом, имущественном, а также в оказании предпринимателям широкого спектра деловых услуг. Через объекты инфраструктуры происходит налаживание деловых контактов и кооперации предпринимателей, что способствует самоорганизации малого бизнеса.


За предыдущие годы суверенитета Беларусь достигла значительных успехов в деле строительства независимого государства, своего динамичного социально-экономического развития. На протяжении текущей пятилетки предстоит не только закрепить эти достижения, но и, по существу, выйти на качественно новые параметры.

Фактически 2011 год знаменует начало нового этапа в развитии страны, для которого характерны задачи не столько возрождения и сохранения экономического потенциала, сколько решительного рывка во всех отраслях и сферах деятельности с целью создания нового облика экономики, выхода на уровень передовых европейских государств. Совершить такой рывок в экономическом и социальном плане без активизации предпринимательских способностей наших граждан нереально. Предприимчивость, активность и деловая инициатива - весомые факторы успеха при переходе к инновационной модели развития экономики и страны в целом.

Текущий год - это год реализации Директивы № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь». Принятие данного документа направлено на реализацию вышеуказанного приоритета и еще раз подтверждает реальную заинтересованность государства в становлении и развитии масштабного конкурентоспособного предпринимательского сектора экономики путем проведения углубленных реформ, направленных на стимулирование и всестороннюю поддержку предпринимательской инициативы.

За последние годы была проделана значительная работа по либерализации условий осуществления экономической деятельности, устранению излишнего вмешательства государственных органов в деятельность субъектов хозяйствования, упразднению необоснованных административных барьеров для развития бизнеса.

Со стороны государства субъектам малого и среднего бизнеса предусмотрено оказание информационной, имущественной, финансовой и других видов поддержки.

Важную роль в решении этой задачи сыграли Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» и Закон Республики Беларусь «О поддержке малого и среднего предпринимательства», подписанный Главой государства 1 июля 2010 г.

Принят также целый ряд законодательных актов, направленных на предоставление широкомасштабных льгот субъектам предпринимательства, находящимся и осуществляющим деятельность в сельских населенных пунктах, малых и средних городских поселениях.

В республике принята Государственная программа поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 гг., на её реализацию предусматривается выделить около 45 млрд. руб.

Планируется, что в результате ее осуществления темп роста численности занятых в малом предпринимательстве, включая индивидуальных предпринимателей, составит в 2011 году 113%, а в 2012 году -115%.

На основе республиканской разработаны региональные программы поддержки малого предпринимательства на 2010-2012 гг.

К настоящему времени в республике создана и действует сеть субъектов инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства. На начало февраля 2011 г. в Беларуси действует 54 центра поддержки предпринимательства и 11 инкубаторов малого предпринимательства. На 1 января 2010 г. в республике действовало 48 центров, т. е. прирост за год составил 6 центров или 12,5 % и 10 инкубаторов малого предпринимательства (прирост 10 % за 1 год).

В 2010 году в центры поддержки предпринимательства по различным вопросам предпринимательской деятельности обратились 68,6 тыс. человек.

Основными клиентами центров являются предприниматели, работающие свыше 1 года (около 50% обратившихся), граждане, которые планируют или начали осуществлять предпринимательскую деятельность (почти 30%), студенты (15-17%), безработные (3-4%).

Центры действуют во всех областях республики, г. Минске. Доля таких учреждений, функционирующих в малых, средних городских поселениях и сельской местности, превышает 20% от общего количества центров (12).

Таблица 1

Количество центров предпринимательства в Республике Беларусь

Наименование областиЧисло центров на 8 февраля 2011 г.Общее количество центров в области (г. Минске)В том числе расположенные в малых и средних городских поселениях, сельской местностиБрестская61Витебская7-Гомельская72Гродненская63Минская21Могилевская105г. Минск16-Итого:5412

Государство в рамках Государственной программы содействия занятости населения создает необходимые условия и возможности безработным гражданам для раскрытия предпринимательских способностей. Многие предприниматели, будучи безработными, прошли переобучение при центрах занятости, получили субсидии, ссуды, использовали в качестве первоначального капитала льготные государственные кредиты.

В 2010 году 3 056 безработных организовали свой малый бизнес с использованием средств государственного внебюджетного Фонда социальной защиты населения.

Всего же за 2006-2010 гг. количество безработных, которым оказано содействие в организации предпринимательской деятельности в виде субсидий (31,3 млрд. руб.), составило 14 139 человек.

За этот же период обучение основам предпринимательской деятельности прошли 3 690 человек. В 2011 году предусматривается выделить более 11 млрд. руб. для предоставления субсидий 3 030 безработным.

В целях повышения профессионализма, создания положительного имиджа предпринимателей и стимулирования деловой активности населения в республике ежегодно, начиная с 1997 года, проводится республиканский конкурс «Лепшы прадпрымальнiк года».

За 2008-2010 гг. количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц увеличилось на 33 027, или на 62%, а численность индивидуальных предпринимателей выросла на 40 019, или на 17% [10].

Согласно информации Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, по состоянию на 1 января 2011г. в стране состоит на учете 86 194 субъекта малого предпринимательства - юридических лиц. За 2010год количество юридических лиц - субъектов малого предпринимательства увеличилось на 7 559 (или на 9,6%).

Численность индивидуальных предпринимателей на 1 января 2011 г. - 231 834 человека. По сравнению с 1 января 2010 г. она увеличилась на 12 229 человек (или 5,6%).

Таким образом, на 1 января 2011 г. в республике насчитывается 318 028 субъектов малого предпринимательства.

Удельный вес поступлений платежей в бюджет от субъектов малого предпринимательства за 2010 год достиг 21%, в том числе от юридических лиц - 18,4%, от индивидуальных предпринимателей - 2,6%.

На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика доли занятых в малом предпринимательстве в общем количестве занятых в экономике. Всего в сфере малого бизнеса (с учетом индивидуальных предпринимателей и их наемных работников) по итогам 2009 года работали 20,4% от занятых в экономике (рис. 1).

В 2009 году удельный вес субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в общем объеме валового внутреннего продукта составил 11,4%. По итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, достигло 42%. В промышленности сосредоточено 19,9% субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, строительстве - 10,2%, транспорте - 8,4%, сельском хозяйстве - 3,3% от общего количества субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. Общепризнанным в мире показателем деловой активности в стране и регионах выступает количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, приходящихся на 1 000 постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении). В Беларуси наибольший уровень деловой активности наблюдается в г. Минске -27 субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на 1 000 постоянного населения в трудоспособном возрасте (средний показатель по республике - 16,6), наименьший - в Гомельской области - 11.

Таблица 2. Уровень деловой активности по регионам (2009 год)

Количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц на 1 000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте (в среднегодовом исчислении)Республика Беларусь16,6По областям (г. Минску):Брестская13,1Витебская12,6Гомельская11Гродненская13,1г. Минск27Минская17,3Могилевская13,4Наибольшая плотность индивидуальных предпринимателей (по итогам 2009 года) наблюдается в Брестской области - 53,4 индивидуального предпринимателя на 1 000 человек постоянного населения в трудоспособном возрасте, наименьшая - в Могилевской - 42 и Гомельской - 42,9 областях.

Лидером в стране по развитию малого предпринимательства выступает г. Минск. В 2010 году в столице осуществляли деятельность 89,1 тыс. субъектов малого предпринимательства. В их числе около 35,2 тыс. юридических лиц и почти 54 тыс. индивидуальных предпринимателей. От этого сектора экономики города в бюджет поступило более 15 млрд. руб. При этом вклад малого бизнеса Минска - четвертая часть от общего объема налоговых поступлений, в том числе от организаций - 23,4%, от ИП - 1,6%.

По итогам 2009 года количество субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, занятых в торговле и общественном питании, составляет 42 процента (рис.4). В промышленности сосредоточено 19,9 процента субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, строительстве - 10,2 процента, транспорте - 8,4 процента, сельском хозяйстве - 3,3 от общего количества субъектов малого предпринимательства - юридических лиц. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем количестве микро- и малых организаций.

Анализ показателей за семь лет свидетельствует о незначительных колебаниях в отраслевой структуре предпринимательского сектора (рис. 5). За период с 2003 по 2009 год сохраняется значительная доля субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, функционирующих в сфере торговли и общественного питания, а также промышленности.

В 2009 году наблюдается небольшой рост доли субъектов малого предпринимательства - юридических лиц в таких сферах, как строительство, бытовое обслуживание населения, здравоохранение. Недостаточное развитие получают такие отрасли как сельское, жилищно-коммунальное хозяйство, наука и научное обслуживание.

Средняя численность работников в среднем за 2009 год на микро- и малых организациях составила 773,4 тыс. человек, что на 129,6 тыс. человек или 20,1 процента больше, чем за 2008 год.

По количеству занятых в отраслевом разрезе лидируют предприятия торговли и общественного питания (31 процент от общей численности занятых на микро- и малых организациях), промышленные (28,1 процента от общей численности занятых на микро- и малых организациях), строительные (16,7 процента) (рис. 6).

Торговля и бытовое обслуживание населения.

Объем розничного товарооборота организаций торговой сети и общественного питания субъектов малого предпринимательства - юридических лиц, составил за 2009 год 11942,8 млрд. рублей, что составляет 29,5 процента от общего объема розничного товарооборота, включая общественное питание (2008 год - 19,9 процента).

В структуре оборота розничной торговли удельный вес продовольственных товаров составил 49,4 процента, непродовольственных - 50,6 процента.

Объем платных услуг, оказанных населению субъектами малого предпринимательства - юридическими лицами, составил 1867 млрд. рублей (рост по сравнению с 2008 годом на 65,6 процента).

Финансовое положение субъектов малого предпринимательства - юридических лиц

Выручка от реализации продукции (товаров, работ, услуг) субъектов малого предпринимательства - юридических лиц за 2009 год составила 99662 млрд. рублей - 28,9 процента от общего объема выручки, полученной по народному хозяйству (2008 год - 20,7 процента). Средняя выручка в расчете на один субъект малого предпринимательства - юридическое лицо, осуществлявшее деятельность в 2009 году, по всем отраслям в целом за 2009 год составила 1287,5 млн. рублей (2005 год - 985,3 млн. рублей, 2006 год - 1232,3 млн. рублей, 2007 год - 1115,8 млн. рублей, 2008 год - 1155,5 млн. рублей).

В 2009 году объем инвестиций в основной капитал составил 10520,6 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 115,2 процента. При этом объем иностранных инвестиций составил 573,3 млрд. рублей и увеличился по сравнению с 2008 годом на 41,7 процента.

В 2009 году в общем количестве субъектов малого предпринимательства - юридических лиц доля убыточных микроорганизаций составила 24,1 процента, малых организаций - 20,1 процента (в 2008 году доля убыточных малых предприятий - 22,4 процента).

Основным показателем, характеризующим эффективность работы предприятий, является уровень рентабельности. В 2009 году по микроорганизациям этот показатель составил 12,9 процента, по малым организациям - 13,8 процента (в 2008 году уровень рентабельности по малым предприятиям составлял 17,1 процента). При этом по другим субъектам хозяйствования (без учета микро- и малых организаций) уровень рентабельности меньше - 10,3 процента (в 2008 году - 14,2 процента).

Региональное развитие

Уровень регионального развития субъектов малого предпринимательства - юридических лиц во многом зависит от таких факторов, как выгодное географическое положение, наличие трудовых и сырьевых ресурсов, уровень доходов населения, наличие развитой инфраструктуры, отношение и поддержка со стороны местных властей.

Большая часть субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (37,7%) сконцентрирована в г. Минске (рис.7). Это объясняется тем, что г. Минск обладает развитой производственной инфраструктурой, на его территории сконцентрированы значительные производственные мощности и квалифицированные кадры.

Индивидуальные предприниматели.

По данным Министерства по налогам и сборам Республики Беларусь, количество индивидуальных предпринимателей, состоящих на учете в налоговых органах, на 1 января 2010 г. составило 219605, из них количество плательщиков единого налога - 111682. За 2009 год общее количество индивидуальных предпринимателей увеличилось на 4021 человека (1,9 процента), количество плательщиков единого налога уменьшилось на 10 941человек (8,9 процента) [10].

Приведенная диаграмма свидетельствует о том, что распределение количества индивидуальных предпринимателей по регионам республики более равномерное, чем субъектов малого предпринимательства - юридических лиц (рис. 7, 8). Это объясняется тем, что процедура регистрации индивидуальных предпринимателей, их налогообложение проще, чем в случае юридических лиц, для осуществления их деятельности не требуется значительных капиталовложений, владения навыками управления, а, следовательно, высокой квалификации или специального образования, и, самое основное, они не привязаны к месту нахождения.

ГОМЕЛЬСКАЯ ОБЛАСТЬ

По состоянию на 1 января 2011 г. в Гомельской области зарегистрировано 38 232 субъекта малого бизнеса, в том числе 8 560 юридических лиц и 29 672 индивидуальных предпринимателя. По сравнению с аналогичным периодом 2009 года количество зарегистрированных юридических лиц увеличилось на 766 единиц, или на 9,8%, количество зарегистрированных индивидуальных предпринимателей увеличилось на 900 человек. В целом прирост составил 1 666 субъектов предпринимательской деятельности.

В доходную часть бюджета за январь-декабрь 2010 г. от деятельности субъектов малого бизнеса поступило в виде налогов и неналоговых платежей 769,8 млрд. руб. (в том числе от юридических лиц - 661,0 млрд. руб., от индивидуальных предпринимателей - 108,8 млрд. руб.). Удельный вес поступлений малого бизнеса в бюджет области за 2010 год составляет 15,5%.

На 1 января 2011 г. число малых предприятий, осуществляющих деятельность в малых и средних городских поселениях, - 1 127 единиц.

Одним из важнейших направлений социально-экономического развития региона в 2011 году будет продолжение работы по активизации инвестиционной деятельности. Планируется реализовать ряд крупных инвестиционных проектов:

·организация производства ламинированной плиты на ОАО «Речицадрев»;

·создание производства изолирующих древесноволокнистых плит на РПУП «Мозырский ДОК»;

·модернизация щебеночного завода «Глушкевичи»;

·строительство автодороги «Восточный обход» в г. Гомеля и др.

В текущем году планируется выполнить работы по организации производства энергосберегающего, ламинированного, зеркального, гнутого закаленного стекла в ОАО «Гомельстекло», завершить проект по созданию производства ПИ-трубы в ОАО «Речицкий завод «Термопласт» и др.

Заключение

Малое предпринимательство в Республике Беларусь - это перспективно развивающийся сектор экономики, постепенно увеличивающий свой вклад в обеспечение общего экономического роста.

Целью государства является обеспечение благоприятных условий для развития малого и среднего предпринимательства на основе повышения качества и эффективности мер государственной поддержки, широкое использование потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства в сферах производства и оказания услуг, развитие предпринимательства в малых и средних городских поселениях, сельской местности, активизация инвестиционной, инновационной и экспортной деятельности в сфере малого и среднего предпринимательства.

В этой связи принята Государственная программа поддержки малого и среднего предпринимательства в Республике Беларусь на 2010 - 2012 годы (далее - Государственная программа). Данная программа разработана в соответствии с Законом Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» и Указом Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» на основе анализа современного состояния развития малого и среднего предпринимательства.

Задачи Государственной программы заключаются в создании благоприятных условий для устойчивой деятельности малых и средних организаций, преодолении административных барьеров на пути развития малого и среднего предпринимательства, внедрении прогрессивных финансовых технологий поддержки малого и среднего предпринимательства, создании новых рабочих мест, обеспечении импортозамещения, адресной методической, информационной, консультационной, учебно-образовательной и юридической поддержки, предоставляемой инфраструктурой поддержки малого и среднего предпринимательства, содействии созданию новым и эффективному развитию действующих субъектов малого предпринимательства, повышении престижа предпринимателей.

Реализация мероприятий Государственной программы поддержки малого и среднего предпринимательства способствует устранению факторов и тенденций, сдерживающих развитие малого и среднего предпринимательства.

Совершенствование законодательства в данной сфере позволит:

снизить налоговую нагрузку на субъекты малого и среднего предпринимательства, упростить налоговое администрирование;

расширить права субъектов малого и среднего предпринимательства в установлении свободных цен (тарифов) на товары, продукцию (работы, услуги);

законодательно установить объемы участия субъектов малого и среднего предпринимательства в обеспечении государственных закупок товаров (работ, услуг);

обеспечить заключение международных соглашений о взаимном признании сертификатов и стандартов на товары (работы, услуги).

Реализация мероприятий по совершенствованию системы подготовки и переподготовки кадров для малого и среднего предпринимательства позволит привлечь наиболее незащищенные слои населения (молодежь, женщины, инвалиды и другие) к осуществлению предпринимательской деятельности, что будет способствовать снижению уровня безработицы.

Результатом развития международного сотрудничества должен стать рост экспортного потенциала субъектов малого и среднего предпринимательства, увеличение количества совместных и иностранных организаций, активизация внедрения прогрессивных технологий, обновление основных фондов, расширение номенклатуры производимой продукции, повышение международного авторитета страны.

Оказание государственной финансовой поддержки субъектам малого предпринимательства будет способствовать расширению их доступа к финансовым ресурсам, что в свою очередь позволит таким субъектам увеличить объемы производства продукции, товаров (работ, услуг), в том числе стимулировать выпуск экспортоориентированной, импортозамещающей и энергосберегающей продукции, создание новых рабочих мест.

Реализация мероприятий по повышению эффективности деятельности инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства будет содействовать развитию системы комплексной поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, формированию доступной каждому предпринимателю информационной сети, содержащей сведения делового характера о законах, налогах, клиентах, состоянии рынка и другие.

Малое и среднее предпринимательство занимает особое место в экономике Республики Беларусь, способствует формированию конкурентной среды, росту производства потребительских товаров, развитию сферы услуг, созданию новых рабочих мест, приданию белорусской экономике стабильности и динамизма.

инфраструктура предпринимательство право обязанность

Список используемых источников

1. Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З. (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2011 г., № 8, 2/1793).

. Закон Республики Беларусь 28 мая 1991 г. № 813-XІІ «О предпринимательстве в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397).

. Закон Республики Беларусь от 1 июля 2010 года «О поддержке малого и среднего предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2010 г., № 170, 2/1703)

4. Декрет Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 №1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращения деятельности) субъектов хозяйствования» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2009 г., № 17 <http://www.pravo.by/lawnews/number.asp?num=17&year=2009>, 1/10418).

. Указ Президента Республики Беларусь от 1 сентября 2010 г. № 450 «О лицензировании отдельных видов деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2010 г., № 212 <http://www.pravo.by/lawnews/number.asp?num=212&year=2010>1/11914).

. Указ Президента Республики Беларусь от 21 мая 2009 г. № 255 «О некоторых мерах государственной поддержки малого предпринимательства» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 131, 1/10713)

. Указ Президента Республики Беларусь от 18 июня 2005 г. № 285 «О некоторых мерах по регулированию предпринимательской деятельности» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2005 г., № 103 <http://www.pravo.by/lawnews/number.asp?num=103&year=2005>, 1/6561)

. Директива Президента Республики Беларусь от 31.12.2010 г. № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь 2011 г., № 3 <http://www.pravo.by/lawnews/number.asp?num=3&year=2011>, 1/12259).

. «О количестве центров предпринимательства в Республике Беларусь», Статистический бюллетень, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2010 г.

. «О количестве субъектов малого предпринимательства в Республике Беларусь» Статистический бюллетень, Министерство статистики и анализа Республики Беларусь, 2010 г.

. Предпринимательство. Учебник под ред. Лапуста <http://literatura.by/kniga/300830/>М. Г. , 2009 г.

. Малое предпринимательство: организация, управление, экономика. Учебное пособие под ред. Горфинкеля В.Я. <http://www.kim.by>2009 г.

Похожие работы на - Государственное регулирование предпринимательской деятельности в Республике Беларусь

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!