.
.10. 2007 г. создан Государственный комитете Российской Федерации по делам молодежи. В Постановлении Правительства Российской Федерации N 706 от 27 октября 2007 говорится: "Государственный комитет Российской Федерации по делам молодежи осуществляет в установленной сфере деятельности организацию мероприятий, направленных на гражданско-патриотическое воспитание, профессиональную ориентацию детей, подростковимолодежи,поддержкуталантливоймолодежи, организацию деятельности молодежных туристских лагерей и туристских баз,туризма и отдыха для детей, подростков и молодежи, создание условий для обеспечения реализации молодежьюсвоихпрофессиональныхвозможностей, определяет порядокформированияФедеральногореестра молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой,атакже порядок проведения конкурса проектов (программ) молодежных и детских объединений на соискание государственной поддержки.
Указом Президента РФ от 12.05.2008 N 724 Комитет преобразован в Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации.
.05.2008 г. создано Федеральное агентство по делам молодёжи. Организационный статус и правовые основы деятельности Агентства закреплены в Положении, утвержденном Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2008 г. № 409 и до 21 мая 2012 года находилось в ведении Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ.
.05.2012 года Министерство спорта, туризма и молодёжной политики Российской Федерации указом Президента Российской Федерации преобразовано в Министерство спорта Российской Федерации, при этом функции по выработке государственной политики в области туризма переданы Министерству культуры Российской Федерации, а функции по разработке молодёжной политики - Министерству образования и науки Российской Федерации.
.05.2012 Федеральное агентство по делам молодёжи перешло в подчинение министерства образования и науки Российской Федерации. С 23.06.2012 руководителем Агентства является С. Ю. Белоконев.
И это далеко не полный список всех преобразований федеральных органов власти РФ по делам молодежи со времени развала СССР и до настоящего времени. В таких условиях постоянно меняющейся структуры и подведомственности весьма проблематично осуществлять любую деятельность, а тем более вести ее успешно.
Таким образом, мы считаем, что граждане РФ и молодые люди, в частности, имеют смутные представления о государственной молодежной политике и органах государственной власти, ответственных за ее реализацию. Человек, в том числе и молодой, нуждается в поддержке государства а в условиях постоянных перемен в структуре и функциях его органов и учреждений сделать это проблематично.
.2 Деятельность Федерального агентства по делам молодёжи (2008-...)
Федеральное агентство по делам молодёжи (Росмолодёжь) - федеральный орган исполнительной власти в России, осуществляющий функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере государственной молодёжной политики, реализации (во взаимодействии с общественными организациями и движениями, представляющими интересы молодежи) мероприятий, направленных на обеспечение здорового образа жизни молодежи, нравственного и патриотического воспитания и на содействие реализации молодёжью своих профессиональных возможностей. Об истории создания и преобразований Росмолодежи говорилось выше. Рассмотрим подробнее полномочия Агентства.
Согласно Постановлению Правительства РФ "О Федеральном агентстве по делам молодежи" от 29.05.2008 N 409 Федеральное агентство по делам молодежи:
организует реализацию мер государственной молодежной политики;
по запросам молодежных и детских объединений организует подготовку и переподготовку кадров для этих объединений;
осуществляет меры государственной поддержки молодежных и детских объединений по результатам конкурса проектов (программ) указанных объединений;
формирует Федеральный реестр молодежных и детских объединений, пользующихся государственной поддержкой;
размещает в установленном законодательством Российской Федерации порядке заказы на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг, проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ для государственных нужд в установленной сфере деятельности, а также для обеспечения нужд Агентства;
осуществляет в порядке и пределах, установленных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения функций федеральных органов государственной власти в установленной пунктом 1 настоящего Положения сфере деятельности, в том числе имущества, переданного федеральным государственным унитарным предприятиям и федеральным государственным учреждениям, подведомственным Агентству;
осуществляет функции государственного заказчика федеральных целевых программ, научно-технических и инновационных программ и проектов;
взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;
осуществляет прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок;
обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;
обеспечивает мобилизационную подготовку Агентства, а также контроль и координацию деятельности подведомственных ему организаций по мобилизационной подготовке;
организует переподготовку, повышение квалификации и стажировку работников Агентства;
осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, образовавшихся в процессе деятельности Агентства;
осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных Агентству на руководство и управление в установленной сфере деятельности;
организует конгрессы, конференции, семинары, выставки и другие мероприятия в установленной сфере деятельности;
осуществляет иные функции в установленной сфере деятельности, если такие функции предусмотрены федеральными законами, указами Президента Российской Федерации и постановлениями Правительства Российской Федерации.
Федеральное агентство по делам молодежи осуществляет свою деятельность непосредственнои через подведомственные емуорганизации во взаимодействии сдругими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественнымиобъединениями и иными организациями.
В число главныхприоритетов Росмолодеживходят:
) включение молодежи в процесс инновационного развития страны через раскрытие талантов и реализацию потенциала личности;
) поддержка общественных молодежных инициатив и стимулирование предпринимательской активности;
) разрешение сложностей социальной адаптации молодежи, оказавшейся в трудной жизненной ситуации;
) воспитание молодого поколения в духе нравственности, патриотизма и толерантности.
Структура федерального агентства по делам молодежи:
Руководитель Росмолодежи - С. Ю. Белоконев.
2 заместителя руководителя.
Управлениеделами.
Управлениеразмещения государственного заказаи отчетности по мероприятиямв сфере государственной молодежнойполитики.
Управлениепланирования проектов и программв сфере молодежной политики.
Заместительначальника Управления планированияпроектов и программ в сферемолодежной политики.
Организационныйотдел, в том числе секретариатруководителя, системный администратор.
Отдел анализамероприятий, внутреннего аудитаи отчетности в сфере молодежнойполитики.
Отдел государственнойслужбы и кадров.
Отдел международнойдеятельности и молодежных обменов.
Отдел подготовки и размещения государственного заказа в сфере молодежной политики.
Отдел социальныхпрограмм и проектов в сферемолодежной политики.
Юридическийотдел.
Таким образом, Агентство рассматривает молодежь как главныйресурс развития страны в XXI веке, иименно на этом убеждении строит свою работу. Росмолодежь - оператор этоговажнейшего стратегического ресурса, наиболее ценной части человеческогокапитала страны. Именно на улучшениеего качественных и количественных характеристик направлена осуществляемая Агентством государственная молодежная политика. Росмолодежь призвана создавать возможности для молодого поколения и координировать усилия для создания условии его самореализации.
.3 Деятельность Комитета по делам молодёжи Государственной Думы
Согласно статье 19 Регламента Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2003 года № 12-IV ГД основными задачами Комитета являются:
Внесение предложений по формированию проекта примерной программы законопроектной работы Государственной Думы на очередную сессию ипроекта календаря рассмотрения вопросов Государственной Думой на очередной месяц, внесение предложений о включении законопроектов в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы на текущую сессию.
Предварительное рассмотрение законопроектов и их подготовка к рассмотрению Государственной Думой.
Подготовка проектов постановлений Государственной Думы и проектов документов, которые принимаются или утверждаются постановлениями Государственной Думы.
Подготовка заключений по законопроектам и проектам постановлений по вопросам ведения Комитета, поступившим на рассмотрение Государственной Думы.
Рассмотрение и исполнение поручений Совета Государственной Думы.
Организация проводимых Государственной Думой парламентских слушаний, круглых столов и других мероприятий по вопросам ведения Комитета.
Дача заключений и предложений по соответствующим разделам проекта федерального бюджета.
Внесение предложений о проведении мероприятий в Государственной Думе по проблемам, относящимся к ведению Комитета.
Для решения этих задач комитет:
Разрабатывает и вносит предложения в примерную программу законопроектной работы Государственной Думы; в календарь рассмотрения вопросов Государственной Думой на текущий месяц; в проект порядка работы Государственной Думы на очередное заседание, утверждает план работы Комитета.
Готовит и вносит на рассмотрение Государственной Думы материалы, необходимые при прохождении законопроектов на всех стадиях их рассмотрения, в соответствии с требованиями Регламента Государственной Думы.
Может принимать решение о направлении законопроекта в государственные органы, другие организации для подготовки отзывов, предложений и замечаний, а также для проведения научной экспертизы и независимой экспертизы законопроекта.
Направляет законопроекты, проекты постановлений, заявлений и обращений Государственной Думы в Правовое управление Аппарата Государственной Думы на правовую и лингвистическую экспертизу.
Создает самостоятельно или совместно с другими комитетами рабочие группы, при необходимости представляет Руководителю Аппарата Государственной Думы проекты договоров подряда (контрактов) со специалистами-экспертами, привлекаемыми для работы над законопроектами, по подготовке отдельных вопросов к парламентским слушаниям и иным мероприятиям Государственной Думы.
Приглашает на свои заседания и заседания рабочих групп представителей соответствующим субъектов права законодательной инициативы - авторов законопроектов, авторов поправок к законопроектам или их официальных представителей, а при необходимости независимых экспертов -представителей иных организаций. Принимает решение о необходимости проведения парламентских слушаний, вносит эту инициативу на рассмотрение Совета Государственной Думы и по его решению организует и проводит парламентские слушания по вопросам, отнесенным к ведению Комитета, в порядке, определяемом Регламентом Государственной Думы.
По результатам рассмотрения поступивших поправок к законопроектам принимает решение, какие из поправок рекомендовать к принятию или отклонению Государственной Думой, а также таблицу поправок, по которым Комитетом не были приняты решения.
Утверждает на своих заседаниях докладчиков (содокладчиков) от Комитета на заседаниях Государственной Думы по законопроектам и по иным вопросам, относящимся к ведению Комитета.
В состав Комитета входят депутаты Государственной Думы: председатель Комитета, заместители председателя Комитета, другие члены Комитета, избранные палатой. Члены Комитета избираются на основании личных письменных заявлений. Председатель Комитета и его заместители избираются на основании представлений депутатских объединений. Члены Комитета обязаны присутствовать на заседаниях Комитета. О невозможности присутствовать на заседаниях Комитета по уважительной причине члены Комитета заблаговременно информируют председателя Комитета. В случае отсутствия члена Комитета без уважительной причины на заседании Комитета более трех раз подряд председатель Комитета вправе направить сведения о неучастии такого депутата Государственной Думы в работе Комитета в Пресс-службу Государственной Думы для опубликования.
Комитет может создавать рабочие группы из числа членов данного Комитета, других комитетов, представителей государственных органов и иных организаций, привлекать к своей работе экспертов Правового управления Аппарата Государственной Думы и других экспертов.
Для осуществления своих функций Комитет проводит заседания в дни, устанавливаемые Регламентом Государственной Думы, распространяет информацию для депутатов Государственной Думы о дате, месте и времени проведения заседаний Комитета и рассматриваемых вопросах. Внеочередное заседание Комитета созывает председатель Комитета по своей инициативе или по инициативе не менее одной четверти от общего числа членов комитета. При проведении внеочередного заседания Комитета открытое голосование при необходимости может проводиться путем опроса членов Комитета с закреплением их мнений в подписных листах.
Комитет может инициировать, проводить совместные заседания, конференции, совещания с участием двух и более комитетов или соответственно участвовать в их работе.
Председатель Комитета: организует работу Комитета; проводит заседания Комитета; вносит Руководителю Аппарата Государственной Думы представления о назначении на должность и об освобождении от должности руководителя аппарата Комитета, его заместителей и работников аппарата Комитета; представляет Комитет во взаимоотношениях с руководством Государственной Думы, Советом Государственной Думы, другими комитетами Государственной Думы, депутатскими объединениями, комитетами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (далее - Совет Федерации), федеральными органами исполнительной власти, организациями, общественными объединениями; представляет Комитет и участвует с правом совещательного голоса в работе Совета Государственной Думы. Информирует членов Комитета о важнейших решениях Совета Государственной Думы на ближайшем заседании Комитета; вносит на заседание Комитета проект повестки дня текущего заседания; созывает очередные и внеочередные заседания Комитета; определяет с последующим утверждением на заседании Комитета распределение обязанностей между своими заместителями; ведет парламентские слушания по поручению Председателя Государственной Думы или заместителя Председателя Государственной Думы; направляет и координирует работу аппарата Комитета.
.4 Деятельность региональных о местных Комитетов по делам молодежи
На основе федеральной программы "Молодежь" в подавляющем большинстве субъектов Российской Федерации были разработаны региональные программы по молодежи. Это в конечном итоге позволило выстроить более планомерную и целенаправленную деятельность региональных законодательныхи исполнительных органов власти в сфере реализации государственной молодежной политики.
Основным источником финансирования региональной молодежной политики стали бюджетные средства субъектов Российской Федерации. Значительные затраты на эти цели производят органы исполнительной власти в Волгоградской, костромской, Московской, Оренбургской, Тюменской, Тамбовской, Астраханской, Свердловских областях, республикахТатарстан,Башкортостан, Коми, других субъектах Российской Федерации. При этом объемы такого финансирования в ряде регионов существенно превосходят федеральные ассигнования.
Органы по делам молодежи субъектов Российской Федерации неоднократно высказывались за большую региональную ориентацию федерального органа по делам молодежи, который должен отказаться от политики невмешательства и нейтралитета в отношении местных проблем. Кроме того, остаются нерешенными вопросы заработной платы, социальных гарантий и льгот работникам учреждений по делам молодежи, по-прежнему остается скудной материальная база учреждений и организаций по работе с детьми и молодежью.
Таким образом, поиск оптимального сочетания федеральных, региональных и местных задач в области государственной молодежной политики является на ближайшие годы важнейшей практической задачей всех участников этой деятельности.
2. Правовые основы работы с молодежью
.1 Анализ нормативно-правовой базы
В последние годы заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно - правовая база социальной работы с данной категорией населения. Правовой основой социальной работы с молодежью являются федеральные законы и нормативные акты иного уровня, подкрепленные Конституцией Российской Федерации.
Основы деятельности молодежных и детских общественных объединений в нашей стране определены Конституцией Российской Федерации (ст. 13,ч.4, ч.5, ст.19, ч.2, ст.30); Гражданским кодексомРФ (часть первая, ст.117); Федеральным законом от 12 января 1996 года № 7-ФЗ « О некоммерческих организациях» (гл.2, ст.6 « Общественные и религиозные организации (объединения)»); Федеральным законом от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ « Об общественных объединениях»; Законом РФ от 10.07.1992 года №3226-I «Об образовании» (ст.32).
Законодательно - нормативное обеспечение государственной молодежной политики осуществляется и на основании Федерального закона « О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений». Закон определяет гарантии, общие принципы, содержание и меры государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений Российской Федерации. В нем определены принципы государственной поддержки молодежных и детских объединений, объекты господдержки, основные направления и формы деятельности в данном направлении и т.д.
В соответствии с данным Законом более чем в 25 субъектах Российской Федерации приняты и реализуются областные программы государственной поддержки молодежных и детских общественных объединений в 38 субъектах Российской Федерации действуют законы, касающиеся поддержки общественных объединений, другие правовые акты.
Последние годы значительно повысился уровень подготовки нормативных правовых актов поддержки молодежных и детских общественных объединений.
В развитии правовой базы государственной молодежной политики особую роль сыграл Федеральный закон от 24 июля 1998 года № 124-ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Многие положения этого закона регулируют правоотношения младшей возрастной группы молодежи, т.е. подростков 14-18 лет; устанавливают государственные минимальные социальные стандарты основных показателей качества жизни детей, определяют объем социальных услуг, включенных в этот стандарт. В законе предусмотрено также, что обучающаяся в образовательных учреждениях молодежь может проводить во внеучебное время собрания и митинги по вопросам защиты своих нарушенных прав.
Ряд законов направлен на обеспечение прав по охране здоровья, на профессиональную ориентацию и профессиональную подготовку и занятость, на отдых и оздоровление молодежи.
Федеральный закон « Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» устанавливает основы правового регулирования отношений, возникающих в связи с профилактикой безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Важно, что в Законе раскрыты основные понятия, применяемые в практике социальной работы с детьми и молодежью: «безнадзорные»; «беспризорные»; «семья, находящаяся в социально опасном положении». Кроме того, раскрыты такие понятия, как «индивидуальная профилактическаяработа», «профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних». Несколько статей Закона посвящены задачам и принципам ГМП по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; характеристике организаций и учреждений системы профилактики по классификации лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, и др. Специальные главы Закона касаются деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, определяют порядок помещения несовершеннолетних в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.
К сожалению, в Федеральном законе от 5 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», который является базовым законодательным актом по вопросу местного самоуправления, вступившем в силу с 1 января 2006 года, отсутствуют прямые указания на осуществления муниципальными образованиями видов деятельности, которые направлены на реализацию молодежной политику.
В связи с этим Национальный совет молодежных и детских объединений России обратился с просьбой в Правительство Российской Федерации дать разъяснения о механизмах реализации государственными и общественными структурами конкретных программ работы с молодежью на территориях, подведомственных органам местного самоуправления, а также в субъектах Российской Федерации. Кроме того, ставился вопрос о полномочиях субъектов Федерации и муниципальных образований по вопросам реализации молодежной политики.
В обращении Национального совета молодежных и детских объединений России отмечается, что действующее законодательство не закрепляет за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления полномочий по реализации молодежной политики.
Таким образом следует отметить, что создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовать на практике социальную заботу о молодежи. Развитие правовой базы способствует совершенствованию социальной работы со всеми категориями людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации и неспособных решить свои проблемы без посторонней помощи.иПравовой инструментарий социальной работы в нашей стране призван обеспечить более эффективную социальную защиту наиболее уязвимых групп населения, включая молодежь.В последние время заметно усилилось правовое регулирование системы социальной защиты молодежи. В результате сложилась определенная нормативно - правовая база социальной работы с данной категорией населения, повысился уровень подготовки нормативных правовых актов поддержки молодежных и детских общественных объединений, создано широкое правовое поле, позволяющее эффективно реализовать на практике социальную заботу о молодежи.
.2 Основные направления работы с молодежью
Под государственной молодежной политики подразумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации каждого молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив.
Государственная молодежная политика - одно из специфических направлений деятельности законодательных и исполнительных органов власти с целью реализации творческого потенциала молодежи и успешного вхождения ее в самостоятельную жизнь. Государственная молодежная политика - общее дело государства, политических партий, общественных объединений.
Согласно принятым законодательным и подзаконным актам под государственной молодежной политикой понимается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гарантий для самореализации личности молодого человека и развития молодежных объединений, движений и инициатив. Государственная молодежная политика должна отражать стратегическую линию государства на обеспечение социально - экономического, политического, и культурного развития России, формирование у молодежи патриотизма и уважения к истории и культуре Отечества, к другим народам, соблюдение прав человека.
Объектом государственной молодежной политики являются граждане Российской Федерации (включая иностранных граждан и лиц без гражданства) в возрасте от 14 - 30 лет; молодые семьи, а также молодежные объединения. К ее субъектам относятся государственные органы и их должностные лица; молодежные объединения и ассоциации, а также сами молодые граждане.
Цели государственной молодежной политики:
содействие социальному, культурному, духовному и физическому развитию молодежи;
недопущение дискриминации молодых граждан по возрастному цензу;
созданий условий для более полного участия молодежи в социально- экономической, политической и культурной жизни общества;
расширение возможностей молодого человека в выборе своего жизненного пути, достижении личного успеха;
реализация инновационного потенциала молодежи в интересах общественного развития и самой молодежи.
Государственная молодежная политика в силу ее комплексного межведомственного характера осуществляется путем координации программ отраслевых министерств и ведомств с привлечением к работе с молодежью негосударственных организаций. При этом реализация государственной молодежной политики осуществляется на следующих принципах:
принцип участия: привлечения молодых граждан к непосредственному участию в формировании и реализации политики и программ, касающихся молодежи и гражданского общества в целом;
принцип социальной компенсации: обеспечение правовых и социальной защищенности молодых граждан, необходимой для восполнения обусловленной возрастом ограниченности и их социального статуса;
принцип гарантий: предоставление молодому гражданину гарантированного государством минимума социальных услуг по обучению, воспитанию, духовному и физическому развитию, охране здоровья, профессиональной подготовке и трудоустройству, объем, виды и качество которых должны обеспечивать необходимое развитие личности и подготовку к самостоятельной жизни;
принцип приоритета: оказание предпочтения общественным инициативам по сравнению с соответствующей деятельностью государственных органов и учреждений при финансировании мероприятий в области молодежной политики.
Основными направлениями осуществлениями государственной молодежной политики являются: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; содействие предпринимательской деятельности молодежи; государственная поддержка молодой семьи; гарантированное предоставление социальных услуг; поддержка талантливой молодежи; формирование условий для физического и духовного развития молодежи; поддержка деятельности молодежных объединений и содействие международного обмена.
Цель федеральной программы «Молодежь России» - создание правовых, экономических и организованных механизмов осуществления государственной молодежной политики. Для достижения этой цели предусматривается решение следующих задач:
обеспечение молодежи информацией о ее правах и возможностях в наиболее важных сферах жизнедеятельности;
создание условий для самостоятельной эффективной деятельности молодежи в сфере образования, занятости и предпринимательства, международных обменов;
содействие решению жилищной проблемы, поддержка молодой семьи и социально ущемленных категорий молодежи;
внедрение постоянно действующей системы поддержки деятельности детских и молодежных организаций и их программ.
Федеральная программа один их основных документов по развитию государственной молодежной политики, содержит 15 подпрограмм, в том числе и подпрограмму формирования и развития системы социальных служб для молодежи, цель которых - удовлетворение социально значимых потребностей молодежи, оказавшейся в критических, конфликтных ситуациях, ее социальная реабилитация и создание условий для возвращения впоследствии к полноценной жизнедеятельности. За счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, а также внебюджетных фондов предусматривается формирование комплекса специальных служб для молодежи: молодежных бирж труда, центров социально-психологической помощи, наркологических служб, приютов для подростков и молодежи, учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних правонарушителей, центров юридической помощи и консультации, служб помощи молодой семье и досуговых центров.
В стране разрабатываются доктрина молодежной политики. Нет сомнения, что государство должно иметь теоретические основания и четко формулированные принципы политики в отношении молодежи, определяющие действия властных структур по защите и поддержке каждого нового поколения. В основе доктрины - положения Конституции РФ, свод норм и прав, обеспечивающих молодежи реализацию ее ожиданий, потребностей, интересов в разных сферах жизнедеятельности (экономической, культурной, политической, профессиональной, образовательной).
Между тем в нашем сообществе действует не только государство, но и гражданское общество, которое пока значительно слабее государства, но все, же его уже никак не сбросишь со счетов.
В узком смысле слова государство - лишь организационная и управляющая машина, структура власти, поддерживающая стабильность общества. И в этом виде оно никак не может отожествляться с гражданским обществом - совокупностью всех граждан, объединенных сложными связями и участвующих в жизнедеятельности на определенной исторической территории. государственная молодежная политика социальная
В разных сообществах исторически формируются разные соотношения «государство - гражданское общество»: от их партнерства и взаимодействия в условиях демократического государства до полного поглощения гражданского общества государством в условиях тоталитаризма.
У нас есть государство, проводящее определенную политику и укрепляющее вертикаль власти. Есть гражданское общество, находящееся в стадии становления и пытающееся консолидироваться на основе самоорганизации. Есть молодежь, которая имеет гражданские права лишь номинально, и поэтому ставит вопрос об их расширении и, кроме того, хотела бы видеть поддержку своих инициатив государством. Наконец, есть ситуация востребованности молодежи и прояснения ее проблем, а также определения нового типа отношений с молодежью, и значит, потребность в новой концепции (и доктрине) молодежной политики в сообществе.
Государство рассматривает молодежь как граждан, которые восприняли нравственные и социальные ценности, стали образованными и, вступив во взрослую жизнь, будут поддерживать его политику и законы.
Необходим документ, в котором сформулированы принципы молодежной политики (политики государства и гражданского общества в разной мере, а возможно, гражданского общества более всего). Он прояснит многое, задаст направление деятельности многих социальных, публичных институтов, поддержит начинания и инициативы молодежи. Но суть решения проблемы не в том, чтобы кто- то «разрешил» и «обеспечил». Суть в том, насколько высок потенциал новой генерации, насколько она привержена гражданским ценностям, включена в публичную жизнь, готова к самостоятельной действиям и самодостаточна для деятельности в гражданском обществе, насколько заинтересована в его укреплении.
В условиях современного федеративного устройства наглядно проявляются три уровня государственной молодежной политики со своей спецификой ее реализации: федеральный, региональный и муниципальный. В настоящее время формируется всероссийский подход к молодежной политике, учитывающий особенности, возможности, специфику регионов, создается региональная нормативно-правовая база.
Молодежная политика исходит из того, что молодежь имеет мощный инновационный потенциал. Признавая необходимость материальной и духовной поддержки молодежи, предоставления ей льгот в силу недостаточной социальной защищенности и сложных стартовых условий, ориентиры современной молодежной политики направлены и на содействие молодым людям в самоорганизации и самореализации.
Вместе с тем, инновационный потенциал молодежи при определенных условиях и влиянии политических сил может носить как конструктивную направленность, так и деструктивную в ущерб государству в целом, в том числе и самой молодежи. Мероприятия государственных органов призваны способствовать развитию созидательной, творческой деятельности молодежи, реализации ее инициатив во всех сферах жизнедеятельности. Молодежная политика призвана способствовать формированию потребности молодежи в общественном служении, в понимании своей ответственности за сегодняшний день общества и его будущее.
Таким образом,целью государственной молодежной политики является учреждение статуса молодежи, создание необходимых условий для ее самореализации, ресурсное обеспечение этих условий и создание гарантий для ее социальной защищенности.
Заключение
Всемирная программа действий, касающаяся молодежи, обеспечивает основы политики и практические руководящие принципы для деятельности на национальном уровне и международной поддержки с целью улучшения положения молодых людей. Программа действий нацелена на укрепление национального потенциалаи расширение количественных и качественных возможностей для эффективного и конструктивного участия молодых людей в жизни общества.
Итак, основными целями социальной работы с молодежью являются:
оптимизация системы государственно-общественного управления в сфере государственной молодежной политики;
повышение эффективности функционирования системы образования и расширение спектра оказываемых образовательных услуг для молодежи;
повышение качества жизни сельской молодежи, снижение уровня миграции молодых граждан, в том числе молодых специалистов, работающих в сельских населенных пунктах;
снижение численности и удельного веса молодежи в структуре безработных, развитие системы временной и сезонной занятости молодежи;
возрождение ценности и значимости семьи в общественном сознании, укрепление семьи, увеличение рождаемости;
уменьшение количества правонарушений, иных асоциальных проявлений в молодежной среде;
укрепление здоровья и повышение уровня физической подготовленности молодежи;
активизация социально значимой деятельности детских и молодежных общественных объединений, увеличение количества молодых граждан, активно участвующих в их работе.
Вышеперечисленные мероприятия являются дополняющими друг друга, и для наиболее оптимального решения проблемы занятости молодежи целесообразно их совместное комплексное и целенаправленное применение. Стратегия мотивации будет эффективной только тогда, когда в ней будут учтены исторически сложившиеся условия, национальный характер народов конкретных регионов и республик. Государственные и федеральные социальные программы должны стимулировать создание и преобразование рабочих мест в более перспективных и развитых отраслях экономики, привлекая для этого не только бюджетные средства, но и средства частных предприятий, инвесторов.
Основные источники и литература
Нормативные акты
1.1. Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) [Текст](вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.
.2. "Конституция Российской Федерации" (принята всенародным голосованием 12.12.1993) [Текст] (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ) // Российская газета, N 7, 21.01.2009.
.3. Семейный кодекс Российской Федерации [Текст]от 29.12.1995 N 223-ФЗ // Российская газета, N 17, 27.01.1996 (ред. от 30.11.2011 // ) (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.09.2012 // Российская газета, N 272, 02.12.2011).
.4. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 6 октября 2003 г. N 40. Ст. 3822.
.5. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120-ФЗ(ред. от 03.12.2011)"Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" // Российская газета, N 121, 30.06.1999.
.6. Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации"от 24.07.1998 N 124-ФЗ (ред. от 03.12.2011)(с изм. и доп., вступивщими в силу с 01.09.2012) // Российская газета, N 147, 05.08.1998.
.7. Федеральный закон "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 21.11.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.02.2012) [Текст]// Российская газета, N 248, 27.12.1996.
.8. Федеральный закон от 9 ноября 2009 г. N 250-ФЗ "О внесении изменений в статью 3 приложения к Федеральному закону "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" и статью 4 Федерального закона "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации от 9 ноября 2009 г. N 45. Ст. 5268.
.9. Федеральный закон "О внесении изменений и дополнений в Кодекс законов о труде Российской Федерации"от 24.11.1996 N 131-ФЗ (утратил силу с 1 февраля 2002 года) [Текст]// Российская газета, N 228, 28.11.1996.
. Федеральный закон "О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений" от 28.06.1995 N 98-ФЗ (ред. от 01.07.2011) [Текст]// Российская газета, N 127, 04.07.1995.
.1. Закон СССР от 16.04.1991 N 2114-1 "Об общих началах государственной молодежной политики в СССР" [Текст]// Ведомости СНД СССР и ВС СССР, 1991, N 19, ст. 533.
.2. Указ Президента РФ "О первоочередных мерах в области государственной молодежной политики"от 16.09.1992 N 1075 (ред. от 12.04.1999)[Текст]// Собрание актов Президента и Правительства РФ, 12.09.1992, N 12, ст. 924.
.3. Указ Президента РФ "О структуре федеральных органов исполнительной власти"от 14.08.1996 N 1177 (ред. от 06.09.1996) [Текст]// Российская газета, N 155, 16.08.1996.
.4. Постановление Правительства РФ от 29.05.2008 N 409 (ред. от 19.06.2012) "О Федеральном агентстве по делам молодежи" [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июня 2008 г. N 22 ст. 2586.
.5. Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 29 декабря 2011 года № 12-VI ГД. - Ст. 19 " [Текст]// Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 1 ст. 12..
.6. Постановление ВС РФ "Об Основных направлениях государственной молодежной политики в Российской Федерации"от 03.06.1993 N 5090-1 [Текст] // Ведомости СНД и ВС РФ, 24.06.1993, N 25, ст. 903.
Определение Верховного Суда Российской Федерации от 6 июля 2005 г. N 56-Г05-5 // Справочно-правовая система "Гарант".
Литература
2.7. Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 30 мая 2006 г. N АС-588/06 "О Методических рекомендациях по организации работы органов местного самоуправления в решении вопросов организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью" // Вестник образования. 2006. N 18. С. 38 - 47.
.8. Доклад "Молодежная политика в Российской Федерации" // Заседание Государственного Совета Российской Федерации. 26.02.2010.
.9. Резолюция VI Всероссийского форума молодых парламентариев // Единый портал молодежного парламентского движения в России - молодежи [Электронный ресурс] - Режим доступа: #"justify">.Ветюнтев, Ю. Ю. Правовая культура в России (обзор всероссийской научно - теоретической конференции) [Текст] / Ю. Ю. Ветюнтев, А. С. Широков, А. С. Трифонов // Государство и право. - 2011. - №10.
.1. Галушко, В. Ф. Базовые комиссии и правовое воспитание молодежи [Текст] / В. Ф. Галушко// Журнал о выборах. - 2006. - №1.
.2. Зубок, Ю. А. Проблема риска в социологии молодежи[Текст] / Ю. А. Зубок - М., 2003. - 235 с.
.3. Ивойлов, И. В. Управление правовой социализацией молодежи[Текст] / И. В. Ивойлов // Право и образование. - 2003. - №5.
.4. Ильясов, Ф. Н. Политический маркетинг. Искусство и наука побеждать на выборах [Текст] / Ф. Н. Ильясов. - М., 2010. - 276 с.
.5. Информация "О состоянии и мерах по реализации молодёжной политики в Липецкой области" - [Электронный ресурс]. - Режим доступа:#"justify">.6. Карпухин, О. И. Молодежь России: особенности социализации и самоопределения [Текст] / О. И. Карпухин// Социс, 2000. - № 3.
.7. Концепция социализации молодежи: нормы, отклонения, социальная траектория [Текст] / А. И. Ковалева // Социс, 2003. - № 1.
.8. Кострова. Е. Молодежное парламентское движение как одна из форм молодежного самоуправления [Текст] / Е. Кострова// О выборах. - 2008 - №4.
.9. Кочетков А. В. Теория правового регулирования государственной молодежной политики в Российской Федерации [Текст]: Автореф. дис. ... д.ю.н. / А. В. Кочетков. - СПб., 2010. - 157 с.
. Кочнев, С. В. Участие молодежи в развитии местного самоуправления [Текст] / С. В. Кочнев // Знание. Понимание. Умение. - 2010. - № 1.
.1.Социальное инновационное проектирование в региональной молодежной политике [Текст] / Г. А. Лукс: научное издание. - Самара : Самарский университет, 2003. - 190 с.
.2. Луков, В. А.Социология молодежи: Теоретические вопросы [Текст] / В. А. Луков. - М., 2009. - 220 с.
.3. Мертон, Р. К. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р. К. Мертон. - М.: АСТ, 2006. - 148 с.
.4. Мильнер, Б. З. Молодежь в политике [Текст] / Б. З. Мильнер. - М., 2006. - 230 с.
.5. Михайлова, О. А. Участие молодежи в выборах по-молодежному [Текст] / О. А. Михайлова, М. П. Ганичкина // Журнал о выборах. - 2010. - №4.
.6. Молодежный парламент Липецкой области начал работать в новом составе. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: #"justify">.7. Пастухова, Л. С. Модель участия молодежи в развитии региона [Текст] / Л. С. Пастухова, С. В. Кочнев // Ученыезаписки Российскогогосударственного социального университета. - 2010. - № 2 (78).
.8. Пастухова, Л. С. Фактор «участия молодежи» в процессах модернизации российского общества: региональный и местный аспекты [Текст] / Л. С. Пастухова, С. В. Кочнев // Социальная политика и социология. -- 2009. - № 10 (52).
.9. Политическая социология [Текст]: Учебник для вузов / под ред. чл.-корр. РАН Ж. Т. Тощенко. - М., 2010. - 260 с.
. Редькин, А. Повышение электоральной активности молодежи [Электронный ресурс] / А. Редькин. - Режим доступа: #"justify">.1. Римский, В. Л. Клиентелизм как фактор электорального поведения российских граждан [Электронный ресурс] / В. Л. Римский. - Режим доступа: #"justify">.2. Ромашов, Р. А. Правовая культура молодежи и правовой нигилизм в молодежной среде [Текст] / Р. А. Ромашов // История государства и права. - 2006. - №2.
.3. Самыгин, П. С. Правовая культура молодежи в контексте модернизации правовой системы России [Текст] / П. С. Самыгин. - По материалам социологических опросов молодежи. - М., 2009. - 234 с.
.3. Скляров, В. К. Государственная молодежная политика и национальная безопасность [Текст] / В. К. Скляров. - М., 2009. - 246 с.
.4. Тепляшин, И. В. Электорально-правовая активность молодежи и становление российской правовой государственности [Текст] / И. В. Тепляшин // Материалы межрегиональной научно-практической конференции - Красноярск. 26-27 октября. 2007.
.5. Чередниченко, Г.А. Молодежь России: социальные ориентации и жизненные пути (Опыт социологического исследования) [Текст] / Г. А. Чередниченко- СПб.: РХГИ, 2011. - 196 с.
.6. Черняк, В. Л. Политические объединения [Текст] / В. Л. Черняк - М., 2009. - 238 с.
.7. Шабанов, А. В. Участие молодежи в политической модернизации современной России: Проблемы и перспективы [Текст] / А. В. Шабанов // М., 2005. - 360 с.
.8. Юрьева, А.В. Правовая пассивность участия молодежи в выборах: причины и пути преодоления[Текст] / А. В. Юрьева // Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Красноярск. 26-27 октября. Красноярск, 2007.
.9. Янсум, М. Молодежь и социальное участие. Компоненты для практической теории. Фламандский молодежный совет [Текст] / М. Янсум, К. Бэккер. - М.: СТД, 2002. - 130 с.