одно из «главных исторически сложившихся сословий»: курия уездных землевладельцев, городская курия и сельская курия. Кроме того, существовал имущественный ценз, что позволяло правительству регулировать соотношение числа выборщиков в земские учреждения. Первая курия включала преимущественно дворян-помещиков и требовала высокого имущественного ценза: 200 десятин земли или 6 тыс. рублей годового дохода. Во вторую (городскую) курию входили купцы и предприниматели с аналогичным доходом.
Для сельской курии имущественный ценз не устанавливался, однако трехступенчатая система выборов была достаточной гарантией при отборе земских гласных. Уездные гласные выдвигали своих представителей по куриям в губернские собрания.
Властями настоятельно рекомендовалось земским органам ограничиваться только вопросами местного хозяйственного плана, никаких обсуждений вопросов общего характера. В этом проявлялась ограниченность реформы: земство могло стать, но не стало важным инструментом формирования гражданского общества. К тому же земства располагали весьма ограниченными материальными средствами. Доходная часть земского бюджета образовывалась из местных налогов на население. Земство не имело специальных исполнительных органов для сбора налогов и решения хозяйственных вопросов на волостном уровне. Эту функцию выполняли государственные чиновники, которые сплошь и рядом саботировали принятые земством решения. Губернаторы и другие губернские властные структуры нередко занимали открыто антиземские позиции и вмешивались в деятельность земских органов. Имели место случаи приостановки деятельности земских органов, наказания гласных.
. Значимые аспекты Положения 1870 г.
Органы городского самоуправления по Городовому положению 1870 г. - городские избирательные собрания, городские думы (представительные и распорядительные органы), избираемые на четыре года, а также городские управы (исполнительные органы), избираемые городскими думами на срок их полномочий. Городская управа состояла из головы и, как правило, двух членов управы. В небольших городах, посадах управы могли не образовываться. Их функции исполнял голова. Голова не только возглавлял управу, но и исполнял полномочия председателя думы, а также председательствовал в избирательных собраниях.
В местностях, где число жителей, пользующихся правом голоса, не превышало 300, в городскую думу избиралось 30 гласных. Там, где число жителей было более 300, на каждые 150 человек свыше этого числа прибавлялось по 6 гласных. Однако по Городовому положению 1870 г. общее число гласных не должно было превышать 72 человек. Социальный состав гласных был преимущественно купеческим.
Можно обоснованно утверждать, что Положением 1870 г. городскому общественному управлению была предоставлена широкая самостоятельность в ведении городского хозяйства и решении местных дел. Утверждению губернской администрации или в некоторых случаях министерства внутренних дел подлежали лишь наиболее важные постановления думы (как правило, финансовые). В основном же дела решались думою окончательно и не нуждались ни в чьем утверждении. На губернатора возлагался надзор за законностью действий органов городского самоуправления. Судебную защиту городского самоуправления должны были обеспечивать губернские по городским делам присутствия.
В состав губернского по городским делам присутствия входили: губернатор, вице-губернатор, председатель казенной палаты, прокурор окружного суда, председатель губернской земской управы, городской голова губернского города и председатель мирового съезда. Наряду с Положением о губернских и уездных земских учреждениях 1864 г. Городовое положение 1870 г. необходимо считать чрезвычайно важным и прогрессивным шагом в развитии местного самоуправления в России. Однако в области городского управления, также как и земского управления, в конце XIX в. произошла контрреформа. В 1892 г. было издано новое Городовое положение, которое урезало избирательные права горожан и значительно уменьшило самостоятельность городовых учреждений самоуправления.
Заключение
В 1870 году была проведена реформа городского самоуправления. В 509 городах создаются новые органы управления - городские думы, которые избирались сроком на четыре года. Постоянно действующим органом думы была городская управа, состоявшая из городского головы и двух членов. Городской голова одновременно был председателем думы и управы. Правом избирать и быть избранными пользовались лишь богатые горожане. Люди, не платившие налогов, были лишены права участия в выборах. Городские думы подчинялась Сенату. Городской голова в должности утверждался министром внутренних дел, а в мелких городах - губернатором. Городские думы проводили большую работу по благоустройству и развитию городов, но в общественном движении были не столь заметны, как земства.
После отмены крепостного права в 1861 года капитализм в России утвердился как господствующая формация. Из России аграрной страну превращалась в аграрно-индустриальную: быстро развивалась крупная машинная индустрия, возникли новые виды промышленности, складывались новые районы капиталистического, промышленного и сельскохозяйственного производства, разветвлялась сетка железных дорог, сформировался единый капиталистический рынок, произошли важные и социологические сдвиги в стране.
Период 60-70-х годов XIX века имел огромное значение для Российской империи, так как определил её дальнейшее развитие, превращение России в буржуазную монархию. Буржуазные реформы хоть и были значительным шагом вперед, несли в себе крепостнический характер. Проведенные сверху самодержавием, эти реформы были половинчатыми и непоследовательными. Наряду с провозглашением буржуазных принципов в управлении, суде, народном образовании и так далее, реформы ограждали сословные преимущества дворянства и фактически сохраняли бесправные положение податных сословий. Уступки, которые сделали для крупной буржуазии, нисколько не нарушали дворянских привилегий.
Таким образом, следует отметить тот факт, что основные задачи, которые правительство ставило перед собой, были выполнены, хотя и не в полной мере. Принципы, заложенные в реформах городского управления, суда, образования, печати, военного дела, сильно повлияли на положение страны в дальнейшем и позволили стать одной из мировых держав.
Россия вышла на новый, капиталистический путь своего развития.
Список использованной литературы
городской реформа правовой управление
1. Декреты Советской власти. Т. 5. М.: Политиздат, 1979 г.
. Орлов А.С. Хрестоматия па истории России. М.: Проспект, 1999 г.
. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т 2. Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1985 г.
. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т. 5. Законодательство периода расцвета абсолютизма / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1987 г.
. Российское законодательство X-XX веков. В 9 т. Т.6. Законодательство первой половины XIX века / Под ред. О.И. Чистякова. М.: Юридическая литература, 1989 г.
. Российское законодательство Х-ХХ веков. В 9 т. Т. 8. Судебная реформа. М.: Юридическая литература, 1991 г.
. Россия XX век. Документы. ГУЛАГ (Главное управление лагерей) 1917-1960 гг. / Под ред. А.Н. Яковлева. М.: Материк, 2000 г.
Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993 г.
. Свод Законов Российской Империи. Т.I. СПб.: Государственная типография правительствующего Сената, 1911 г.
. Титов Ю.П. Хрестоматия по истории государства и права России. М.: Проспект, 1999 г.
. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации с постатейными материалами / Под ред. П.В. Крашенинникова. М.: Спарк, 1998 г.
. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 сентября 1953 г. // Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993 г.
Монографии, авторефераты и учебники:
. Анисимов Е.В. Россия в середине XVIII века / В борьбе за власть. Страницы политической истории России XVIII века. М.: Мысль, 1988 г.
. Бекузаров Г.О., Селиверстов В.И. Уголовно-исполнительное право России / Общая и Особенная части: Схемы и таблицы. М.: Юристъ, 1998 г.
. Беляева Л.И. Патронат в России (XIX в. - начало XX века). Учебное пособие. М.: Академия МВД РФ, 1996 г.
. Бортникова О.Н. Сибирь тюремная: пенитенциарная система западной Сибири в 1801-1917 гг. Тюмень: Тюм. юр. институт, 1999 г.
. Бернер А.Ф. Учебник уголовного права. Части общая и особенная. СПб.: печатня Б.С. Алексеева, 1865 г.
. Блауберг Д. Органы управления // От тюрем к воспитательным учреждениям / Сб. ст. под ред. Вышинского А.Я.М., 1934 г.
. Викторский С.Н. История смертной казни России и современное ее состояние. М.: Типография Императорского Московского Университета, 1912 г.
. Вышинский А.Я. Суд и карательная политика Советской власти. М.: Полиграфкнига, 1926 г.
. Гайдук С.Л. Тюремная политика и тюремное законодательство пореформенной России: автореферат на соискание ученой степени канд. юрид. наук. М.: АН СССР, Институт государства и права, 1987 г.
. Гернет М.Н. История Царской Тюрьмы. В 5 т. Т. 2. М.: Юрид. литература, 1961 г.
. Гернет М.Н. История царской тюрьмы. Т. 4. М.: Юрид. литература, 1962 г.
. Гогель С.К. Арестантский труд в русских и иностранных тюрьмах. СПб.: типография Правительствующего Сената, 1897 г.
. Гогель С.К. Вопросы уголовного права, процесса и тюрьмоведения. СПБ.: типография товарищества «Общественная польза», 1906 г.
. Гогель С.К. Значение тюремного заключения в прошлое и настоящее время. СПб.: типография М. Акинфиева и И. Леонтьева, 1889 г.
. Городинец Ф.М., Малинин В.Б. Уголовно-исполнительное право (учебное пособие). СПб.: Лань, 2000 г.
. Гуров А.И. Профессиональная преступность: прошлое и современность. - М.: Юридическая литература, 1990 г.
. Детков М.Г. Содержание пенитенциарной политики Российского государства и ее реализация в системе исполнения уголовного наказания в виделишения свободы в период 1917-1930 годов. М.: Респ. Инст. Повыш. Квалиф. Работников МВД РФ, 1992 г.
. Дементьев С.И. Лишение свободы: тюрьмы, лагеря, колонии, тюрьмы. Краснодар, 1996 г.
. Дугин А.Н. Исправительно-трудовые лагеря и тюрьмы в 30-50-е годы. Сборник: Полиция и милиция России: страницы истории. М., 1995 г.
. Дугин А.Н. Неизвестный ГУЛАГ: документы и факты. М.: Наука, 1999 г.
. Елагин С.И. История русского флота. СПб.: типография морского министерства, 1839 г.
. Зубков А.И. Пенитенциарные учреждения в системе Министерства юстиции России. История и современность. М.: Норма, 1998 г.
. Иванова Г.М., Славко Т.И. ГУЛАГ: его строители, обитатели и герои. Франкфурт-на-Майне - Москва. 2001 г.
. Иванов В.А. Миссия ордена. СПб.: ЛИСС, 1997 г.
. Ивницкий Н.А. Коллективизация и раскулачивание (начало 30-х годов) М.: Магистр, 1996 г.
. Рябинин А.А. Основы исправительно-трудового (уголовно-исполнительного права) Российской Федерации. - М.: Норма - инфра, 1995 г.
. Силиверстов В.И. Уголовно - исполнительное право России. М.: Юристъ, 2000 г.
. Сергеевский Н.Д. Наказание в русском праве XVII века. СПб.: печатня Снегиревой, 1887 г.
. Таганцев Н.С. Русское уголовное право. Т.2.СПб.: Государственная типография, 1902 г.
. Ткачевский Ю.М. Прогрессивная система исполнения уголовных наказаний. М.: Зерцало, 1997 г.