Амнистия и помилование

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Основы права
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    37,87 Кб
  • Опубликовано:
    2013-07-20
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Амнистия и помилование

Содержание

Введение

Глава 1. История институтов амнистии и помилования в России

.1 Становление институтов амнистии и помилования в дореволюционной России

1.2 Амнистия и помилование в советский период

Глава 2. Понятие, юридическая природа и практика применения амнистии и помилования в современной России

2.1 Понятие и юридическое содержание амнистии

.2 Помилование - индивидуально-определенный акт Президента РФ

.3 Вопросы совершенствования законодательного регулирования и практики применения институтов амнистии и помилования

Заключение

Список литературы

Приложение

Введение

Актуальность темы исследования определяется политическим и правовым значением амнистии и помилования. В условиях формирования правового государства большую роль играет усиление борьбы с правонарушениями и преступностью. В то же время, чтобы борьба с преступностью не носила репрессивный характер, она должна основываться на таких принципах уголовной политики, как законность, справедливость, демократизм, гуманизм и т.д. Амнистия и помилование исторически, являясь актами государственного прощения, реализуют в законодательстве принцип гуманизма, сочетающийся с необходимостью активизации борьбы с преступными элементами. При этом применение амнистии и помилования должно служить достижению целей наказания, определенных уголовным законодательством России. Осуществление амнистии и помилования в демократическом правовом государстве не может быть произвольным и беспредельным, оно должно соотноситься с обязанностью государства охранять права и законные интересы граждан, в т.ч. от преступных посягательств и злоупотреблений властью, обеспечивая законность, правопорядок и общественную безопасность.

Степень научной разработанности проблемы. Вопросы законодательного регулирования и практики применения рассматриваемых институтов привлекали внимание многих авторов. Так, можно назвать работы И.Г. Баранниковой, А.М. Балафендиева, И.А. Гукасова, И.Г. Дудко, А.В. Елинского, П.В. Коробова, М.Г. Миненок, М.М. Миненок, Н.В. Осмоловской, А.Н. Осяк, А.В. Попова, С.Н. Рзаевой, А.С. Рыбьякова, И.В. Селиверстова и др. Однако следует отметить, что большинством исследователей затрагивались лишь частные моменты, нередко наибольшее внимание уделялось истории развития данных институтов или практическим и нормативным материалам того времени. Отдельные работы посвящены либо амнистии, либо помилованию. Только в единичных работах амнистия и помилование анализировались как средства корректирования карательной политики государства.

Цель исследования состоит в анализе сущности и актуальных проблем применения амнистии и помилования.

Для достижения указанных целей автор поставил перед собой задачи:

·проанализировать законодательство Российской империи, СССР и РФ для определения правовой природы амнистии и помилования;

·исследовать сущность амнистии и помилования в современном российском праве;

·проанализировать и обобщить практику применения институтов амнистии и помилования;

·сформулировать предложения по совершенствованию уголовного и иного законодательства, регламентирующего разработку и принятие актов об амнистии и помиловании, их дальнейшую реализацию.

Объект исследования - общественные отношения, возникающие в связи с применением актов амнистии и помилования.

Предмет исследования - содержание уголовно-правовых норм, образующих институты амнистии и помилования, практику их применения.

Методология исследования. Методологической основой исследования является диалектический метод познания социальных явлений и процессов. В работе использованы общенаучные методы (системно-структурный, формально-логический и др.), а также историко-правовой, сравнительно-правовой и статистический методы.

Теоретическую основу исследования составили работы ученых в области уголовного права, посвященные рассматриваемой проблематике.

Теоретическая и практическая значимость исследования определяются тем, что в нём обобщены результаты предыдущих исследований в рассматриваемой сфере. Содержащиеся в работе предложения и рекомендации могут быть использованы в интересах совершенствования нормативно-правовых основ и практики применения амнистии и помилования в России.

Структура работы. Работа состоит из введения, двух глав, включающих пять параграфов, заключения и библиографии.

амнистия помилование юридический

Глава 1. История институтов амнистии и помилования в России

1.1 Становление институтов амнистии и помилования в дореволюционной России

Амнистия (греч. amnestia - забвение, прощение) имеет глубокие исторические корни. Поначалу она являлась средством воздействия на религиозные чувства народа, а значит - средством управления народом. Именно такой образ амнистии стал объектом рецепции Римского права.

Историческое развитие амнистии наиболее тесно связано с институтом помилования. Помилование представляет собой один из древнейших институтов уголовного права, появившийся одновременно с государственной властью и системой правосудия. Он был закреплён уже в законах Хаммурапи <#"justify">Амнистия существовала ещё в Древней Руси, когда князья, проявляя милость, прощали целую группу преступников (до появления централизованного государства миловать преступников мог каждый удельный князь в пределах своего княжества). Но в то время для обозначения амнистии использовались такие понятия, как «помилование», «прощение».

Инициатива амнистии (помилования) принадлежала духовенству. Так называемое «печалование» (ходатайство духовенства в лице патриарха о помиловании перед князем) являлось традиционной формой возбуждения вопроса о прощении. Сама амнистия (помилование) рассматривалась как промысел Божий, в контексте божественного происхождения власти Государя. Прощение преступников широко практиковалось по поводу Пасхи, Масленицы и т.д. На Стоглавом соборе, например, было постановлено выпустить из темниц ко дню Светлого воскресенья всех «тюремных сидельцев», кроме убийц, разбойников и поджигателей.

С централизацией государственной власти амнистия стала приобретать более отчетливые правовые формы. Отныне амнистии издавались по радостным событиям в государстве: коронация, рождение наследников главы государства, одержание победы в военных действия и т.п. Амнистия проводилась из принципа гуманизма с целью распространить радостную весть на всю страну с надеждой на то, что преступник встанет на путь исправления и впредь не будет совершать новых преступлений.

Возможность официального прощения присутствовала в Судебнике 1550 г., где устанавливалось, что лицо остается в «опале», до определения наказания или до наступления амнистии. Несмотря на отсутствие процессуальных форм, фактически амнистия применялась часто. Со времени Бориса Годунова сделались обычными «милостивые манифесты» по поводу восшествия на престол, в случае болезни царя или членов его семьи, в помин души и т.п.

При Петре Первом акты амнистии издавались по поводу одержанных побед, в связи с заключением мира. В петровскую эпоху наметились новые тенденции института прощения. Наряду с политическими выделялись и иные причины амнистии, как, например, принятие обязанности поставки рекрут, принятие православия, указание минеральных залежей, обучение ремеслам, принятие на себя обязанности палача и пр.

Амнистия использовалась и в последующие царствования, расцениваясь исключительно как прерогатива самодержца. Институт прощения получил первое законодательное закрепление в Уложении о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. Уложение предусматривало институт помилования и рассматривало амнистию как одну из форм помилования. В ст. 170-171 Уложения указывалось: «Помилование и прощение виновных ни в коем случае не зависит от суда. Оно непосредственно исходит от Верховной Самодержавной власти и может быть лишь действием монаршего милосердия». Право ходатайствовать о прощении предоставлялось судам (кроме присяжных), что осуществлялось через министра юстиции. Прощение могло быть даровано на любой стадии уголовного процесса: до суда, во время суда, по вынесению приговора, после начала исполнения наказания.

Крупнейший отечественный правовед Б.Н. Чичерин рассматривал помилование как средство смягчения уголовного закона, если бесконечное разнообразие проявлений жизни дает случаи, когда применение наказания было бы чересчур суровой мерой, не соответствующей личности виновного и обстоятельствам дела. Помилование, по его мнению, иногда вызывается и политическими соображениями. На тех же позициях стоял и выдающийся криминалист А.Ф. Кистяковский.

С введением в России в начале ХХ столетия конституционных начал и образованием Государственной Думы - первого законодательного представительства в России, право прощения в полном объеме (амнистия и помилование) сохранилось за императором, что противоречило традиции принадлежности амнистии народному представительству.

Непосредственно перед 1917 г. в России применялось несколько форм прощения:

Первая форма - аболиция, которая отменяла общий закон для конкретного случая и погашала само преступление.

Вторая форма прощения - индульгенция, посредством которой погашалось не само преступление в целом, а только наказание за совершенное преступное деяние.

Третья форма прощения - реабилитация. По реабилитации виновный освобождался от отбытия части наказания с восстановлением в правах.

Первым правовым актом в России, изданным в форме амнистии, был Указ Временного правительства от 07.03.1917. В целом, после свержения царизма в России первые акты об амнистии (в их числе и упомянутый Указ) были направлены на то, чтобы массовому освобождению заключенных восставшим народом придать хоть какую-то законную форму. Интересно, что уже летом 1917 г. Временное Правительство пыталось (разумеется, безуспешно) вернуть освобожденных из мест лишения свободы обратно.

Итак, российскому дореволюционному законодательству в большей степени знакомо понятие помилования и в меньшей - амнистии, которое появилась значительно позже. В русском праве институты амнистии и помилования процессуально не разделялись, что не позволяло их дифференцировать по предмету и субъектам. Помилование-амнистия длительное время рассматривались как единое целое, как неразделенная акция прощения, осуществляемая высшими лицами государства: до начала XX в. амнистия в качестве самостоятельного правового института не была известна. Право амнистии выросло из прерогативы помилования, обособилось от нее только на стадии, когда амнистия получила гражданско-политический характер. Впоследствии амнистии издавались в связи с юбилейными датами и важными событиями в жизни страны.

.2 Амнистия и помилование в советский период

В советское время амнистия практиковалась широко - акты об амнистии, снижающие уровень уголовных репрессий, оказались неотъемлемой составной частью внутренней политики.

В советских амнистиях периода «диктатуры пролетариата» проглядывал классовый характер, амнистированию во многих случаях подвергались лица, относившиеся лишь к так называемым трудящимся классам, юридические признаки которых, однако, отсутствовали. Наказание при этом расценивалось как мера социальной защиты. Амнистии применялись для корректировки судебных приговоров, вступающих в явное противоречие с быстротекущей жизнью, а также в качестве рычага снижения уголовных репрессий в переходный период. Частое издание амнистий в этот период было обусловлено тем, что происходило формирование нового уголовного законодательства, делались попытки стабилизации практики их применения. Право помилования по декретам «О суде» от 24.11.1917 и от 07.03.1918 было предоставлено судам.

Конституция РСФСР 1918 г. уже упоминает общую и частичную амнистию. А с образованием Союза ССР и принятием в 1924 г. Конституции СССР и конституций союзных республик акты амнистии стали издаваться как общесоюзными, так и республиканскими государственными органами и приобрели более определенную структуру. Так, полное и частичное освобождение от наказания, равно как и его смягчение, ставилось в зависимость от вида и срока наказания, назначенного судом, пола и возраста лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, указанных в самих актах об амнистии. Кроме того, общесоюзные и республиканские акты об амнистии порой распространялись не только на преступления, но и на административные правонарушения и дисциплинарные проступки.

На территориальных пределах амнистии сказывалось федеративное построение советского государства. Амнистия длительное время относилась к сфере совместного ведения федерации и субъектов. Согласно Конституции СССР 1924 г. центральные исполнительные комитеты союзных республик пользовались правом амнистии, помилования и реабилитации в отношении граждан, осужденных судебными и административными органами союзных республик (ст. 69). В период с 1934 г. и до принятия Конституции СССР 1936 г. правом амнистии в порядке исключения пользовались и отдельные автономные республики.

Влияние на формирование института амнистии оказала судебная практика. В Постановлении Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 (ред. от 14.03.1963) № 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» был дан глубокий анализ правового института амнистии. Благодаря обобщению судебной практики, акты об амнистии стали приобретать все более определенную структуру, освобождение от наказания и его смягчение ставились в зависимость от вида и срока наказания, пола и возраста лица, совершившего преступление, и других обстоятельств, указанных в самих актах об амнистии.

В советской России происходит нормативное разделение амнистии и помилования, хотя первое время эти понятия законодательно не дифференцировались. В Конституции РСФСР 1937 г. уже отдельно говорилось об амнистии и помиловании граждан, осужденных судебными органами РСФСР (п. «е» ст. 19). До этого времени помилование в советском законодательстве чаще именовалось «частной амнистией», вероятно, в противовес понятию, употребляемому в царской России.

Великая Отечественная война существенно изменила правовую политику государства. Изданные в эти годы акты об амнистии преследовали цель пополнения рядов Советской Армии. А 7 июня 1945 г. в связи с победой над фашистской Германией была объявлена амнистия, связанная, соответственно, с существенным изменением социально-политической обстановки. После войны наблюдается новый этап ужесточения репрессий, длящийся примерно до 1953 г. Отметим, что в советские годы (особенно в период политических репрессий) в отношении осужденных по политическим статьям суровые наказания исполнялись непреклонно. Амнистии и помилования применялись практически исключительно в отношении «уголовников» (проявление «классового подхода»).

Новый этап в развитии института амнистии был связан с принятием Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик и новых уголовных кодексов союзных республик в 1959-1961 гг. Но надо отметить, что Уголовный кодекс РСФСР 1960 г. (далее - УК РСФСР 1960 г.) скупо регламентировал освобождение от уголовной ответственности и наказания по амнистии. Так, ст. 56 УК РСФСР 1960 г. закрепляла то, что освобождение осужденного от отбывания наказания, а также смягчение назначенного наказания, кроме освобождения от наказания или смягчения наказания в порядке амнистии, может применяться только судом в случаях и в порядке, указанных в законе.

Конституция СССР 1977 г. и Конституция РСФСР 1978 г. расширили правовую основу амнистии, сняв ограничение, основанное на понятии «осужденный», и предусмотрев освобождение от ответственности и наказания по амнистии в любой стадии процесса. Таким образом, уже в советское время институт амнистии оформился почти в том виде, в каком существует сейчас.

В целом, в СССР были приняты несколько актов об амнистии, число освобожденных заключенных по каждой из которых превысило 50 тысяч человек (1927, 1937, 1953, 1987 гг.). Последствия амнистий бывали различными. Так, смерть Сталина в 1953 г. привела к изданию беспрецедентной амнистии, по которой необоснованно были освобождены многие рецидивисты, совершившие затем тяжкие уголовные преступления, что привело к обострению криминогенной обстановки в стране (аналогичные последствия имела амнистия 1957 г.). А в 1970-80-х гг. уровень рецидива среди амнистированных составлял не более 3 %.

В советский период многие акты амнистии издавались в ознаменование революционных праздников:

постановление ВЦИК РСФСР от 05.11.1919 «Об амнистии ко 2-й годовщине Октябрьской революции»;

декреты ВЦИК РСФСР: от 01.05.1920 «Об амнистии к 1 мая 1920 года», от 06.11.1920 «Об амнистии к 3-й годовщине Октябрьской революции» и др. При этом в преамбуле к амнистии от 01.05.1920, например, рабоче-крестьянская власть обращалась с призывом к осужденным помочь стране своим участием в борьбе с хозяйственной разрухой и исправить причиненный их проступками вред;

амнистия в связи с 50-летием Октябрьской революции (31.10.1967).

История нашей страны знает примеры освобождения актом амнистии лиц, совершивших административные проступки. Так, Указами Президиума Верховного Совета СССР от 01.11.1957 и от 31.10.1967 были освобождены от мер взыскания граждане, совершившие административные правонарушения.

Конституцией РСФСР 1978 г. предусматривалось объявление амнистии и осуществление права помилования только в отношении осужденных судами РСФСР. Однако практика амнистирования вышла за пределы конституционных установок. Большинством актов об амнистии давались указания о прекращении уголовных дел в процессе их расследования.

Изменения в правовой системе, коснувшиеся амнистии и помилования, произошли с введением института президентства в СССР. Президент СССР был наделен правом осуществления помилования, а Президиум Верховного Совета СССР вправе был издавать акты амнистии.

Вот особенности некоторых амнистий, осуществленных в тот период:

в ст. 4 акта амнистии в связи с 70-летием Октябрьской революции (18.06.1987) предписывалось освобождение из мест лишения свободы условно с обязательным привлечением к труду осужденных к лишению свободы на срок до трех лет. Такого рода предписания встречаются относительно редко;

амнистия оправдана и применительно к некоторым преступлениям, носящим временный характер, совершенным в результате стечения определенных неблагоприятных обстоятельств, т.к. применяется в случае улучшения этих обстоятельств либо представляет собой попытку направить развитие ситуации в более благоприятное русло. В качестве примера такой амнистии можно привести Постановление Верховного Совета СССР от 28.11.1989 № 842-1 «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане»;

актом амнистии от 1 ноября 1991 г. было определено, что от уголовной ответственности освобождались лица, уклонявшиеся от военной службы, которые явились к месту несения службы или в ближайшее воинское управление (приемные Министерства обороны СССР и военных округов, флота, воинские комиссии), в Комитет при Президенте СССР по делам военнослужащих для применения амнистии и дальнейшего прохождения. Следовательно, рассматриваемый акт амнистии применялся к военнослужащим при их явке с повинной.

С распадом СССР и избранием первого Президента РФ начался интенсивный процесс формирования качественно новой правовой системы. Право осуществления помилования стало принадлежать Президенту РФ, а издание актов амнистии - Верховному Совету РФ. Эти законодательные положения существовали до принятия ныне действующей Конституции Российской Федерации 1993 г. Статьи, посвященные амнистии и помилованию впервые выделил в отдельную главу лишь Уголовный кодекс Российской Федерации 1996 г. (далее - УК РФ).

Таким образом, историю развития уголовного законодательства и практику его применения можно представить как непрерывное взаимодействие двух направлений - усиление и ослабление уголовной репрессии. В годы советской власти акты об амнистии, снижающие уровень уголовных репрессий, оказались неотъемлемой составной частью внутренней политики. Причем акты об амнистии в период новейшей российской истории принимались в разной форме (указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета СССР, закон СССР). История становления институтов амнистии и помилования свидетельствует о трудных путях развития этих правовых институтов, тесно связанных с классовой политикой государства.

Глава 2. Понятие, юридическая природа и практика применения амнистии и помилования в современной России


Амнистия традиционно рассматривается в качестве основания освобождения от уголовной ответственности и уголовного наказания. Государство, осуществляя уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление, в то же время оставляет за собой право прощать их. Одним из оснований для освобождения от уголовной ответственности могут служить акты амнистии. Амнистия - одно из эффективных средств устранения противоречий в сфере применения права и особенно уголовного права.

Правильное и полное решение уголовно-правовых вопросов, касающихся амнистии, во многом связано с уяснением содержания этого понятия и его основных составляющих.

В юридической науке нет единого мнения по вопросу о том, к какой отрасли права следует относить институт амнистии. Одни относят его к сфере государственного права, другие считают его институтом уголовного права, третьи полагают, что амнистия носит комплексный характер. Так, по мнению И.Г. Баранниковой, амнистия - это в первую очередь конституционно-правовой институт, регулирующий отношения, связанные с освобождением от ответственности и наказания в соответствии с государственной волей. С этой точки зрения амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в т.ч. его смягчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан. Авторы, разделяющие указанную точку зрения, подчеркивают, что амнистия имеет прямое конституционное происхождение, является конституционным основанием освобождения от ответственности и наказания, осуществляется в конституционно-правовом пространстве, вне правосудия, лежит в области конституционно-правовой политики, выражающей основополагающие принципы правового государства в области взаимоотношений с личностью.

Сторонники отнесения института амнистии к уголовному праву отмечают, что конституционное право только провозглашает право юридического существования амнистии и определяет органы, уполномоченные амнистировать осужденных. Юридическое же содержание этого правового института содержится в уголовном законе. Принятие акта об объявлении амнистии - это юридический факт, на основании которого начинает действовать уголовно-правовая норма, содержащая указания на основания освобождения от уголовной ответственности и наказания или смягчения наказания в отношении определенных категорий лиц. С этой точки зрения амнистия представляет собой правовой институт, относящийся к области уголовного права, дающий основания для принятия государственного решения о полном или частичном освобождении от уголовной ответственности и наказания индивидуально неопределенного круга лиц, виновных в совершении преступлений, либо о сокращении им назначенного наказания, замене наказания более мягким видом наказания, освобождении от дополнительного вида наказания либо об освобождении от правовых последствий судимости.

По мнению других исследователей, амнистия не входит в какую-либо одну отрасль права, относясь к межотраслевому образованию (данное мнение представляется наиболее обоснованным). Так, И.Г. Дудко приходит к выводу о том, что амнистия выступает в виде государственного организационного мероприятия, направленного на претворение в жизнь уголовно-правовой политики на основании нормативных положений. Исследуя правовую природу амнистии, С.И. Комарицкий отмечал, что она не входит в какую-либо одну отрасль права, т.к. нормы об амнистии содержатся и в государственном, и в уголовном, и в уголовно-процессуальном, и в уголовно-исполнительном законодательстве, и что амнистия является межотраслевым институтом, сложившимся на основе конституционного права. С этой позиции можно говорить об интеграционном характере амнистии, имеющей своим источником законодательные акты разной правовой принадлежности. Принципиальное единство этого института подтверждается его общим названием, которое воспроизводится всеми отраслями права, а также общими принципами действия, сохраняющимися на всех уровнях правового регулирования. В любом случае амнистия по своей сути принадлежит к тем чрезвычайным, но в известных случаях необходимым мерам, посредством которых, при исключительных обстоятельствах, ради высших соображений гуманности и политики приостанавливается действие рассчитанного на определенные отношения закона.

Таким образом, институт амнистии является межотраслевым и включает в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального и уголовно-исполнительного права. В соответствии со ст. 84 УК РФ этот институт применяется на разных стадиях реализации уголовной ответственности и предусматривает различные виды смягчения положения лиц, совершивших преступления: освобождение от уголовной ответственности, освобождение от наказания, снятие судимости.

Амнистия, в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ, находится в исключительном ведении Российской Федерации. На уровне субъектов Федерации решения об амнистии приниматься не могут. Согласно п. «е» ст. 103 Конституции РФ вопрос амнистии находится только в ведении Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Объявление амнистии осуществляется Государственной Думой РФ путем принятия постановления большинством голосов от общего числа депутатов.

Решение об амнистии принимается Государственной Думой РФ в форме постановления. Постановление об объявлении амнистии имеет следующую структуру: а) преамбула, в которой излагаются причины объявления амнистии; б) перечень категорий лиц, на которых распространяется амнистия; в) ограничения применения амнистии; г) определение времени вступления акта об амнистии в силу. Постановление об объявлении амнистии в соответствии со ст. 169 Регламента Государственной Думы РФ подписывается Председателем Государственной Думы РФ и публикуется в течение 3-х дней после принятия. Постановление подлежит исполнению в течение 6 месяцев. Обыкновенно акту амнистии в России сопутствует акт применения амнистии, в котором Государственной Думой РФ разъясняются условия и пределы амнистии, что можно полагать официальным толкованием акта амнистии.

Юридическим основанием освобождения от ответственности и наказания служит именно акт амнистии, то есть постановление Государственной Думы РФ об объявлении амнистии, что же касается постановлений правоохранительных органов, то они носят характер только процессуальных документов для исполнения предписаний акта амнистии в отношении конкретных лиц. Правоохранительные органы при этом не могут менять условия амнистии, установленные актами амнистии, они должны безусловно освобождать от ответственности и наказания лиц, подпадающих под действие амнистии.

Следует подчеркнуть, что акты амнистии носят нормативно-правовой характер. Встречается и иное мнение. Так, акты амнистии и акты помилования, на взгляд И.Л. Марогуловой, ненормативны, так как не вносят изменений в действие других правовых актов. Но точка зрения И.Л. Марогуловой на правовую природу амнистии не нашла поддержки в юридической литературе. Автор настоящей работы также поддерживает мнение большинства юристов, которые признают нормативный характер актов об амнистии. Тем более что Конституционный Суд РФ аргументировано определил: «Акт об амнистии является уникальным нормативно-правовым актом, отличающимся и от постановлений Государственной Думы по всем другим вопросам, и от других подзаконных актов, принимаемых в форме постановлений».

Акт амнистии издается управомоченным органом государственной власти - Государственной Думой РФ и рассчитан на неопределенный круг лиц. Акты амнистии должны вступать в силу с момента их принятия. Иной порядок позволит лицам, склонным к правонарушениям, по существу безнаказанно совершать преступления, подпадающие под амнистию, зная о её содержании, до опубликования акта об амнистии.

Освобождение от уголовной ответственности и наказания в связи с амнистией является безусловным и окончательным. При этом амнистия не ставит под сомнение преступность <#"justify">Как следует из содержания ст. 84 УК РФ, актом об амнистии лица, совершившие преступления, могут быть освобождены от уголовной ответственности. Лица, осужденные за совершение преступления, могут быть освобождены от наказания, либо назначенное им наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания, либо такие лица могут быть освобождены от дополнительного вида наказания. С лиц, отбывших наказание, актом об амнистии может быть снята судимость.

По приговору суда от 26 июня 2000 г. Г., ранее судимый, осуждён по п. «в» ч. 3 ст. 162 УК РФ (в действующей в тот период редакции) к 8 годам лишения свободы, по пп. «в», «з» ч. 2 ст. 105 УК РФ к 17 годам лишения свободы, на основании ч. 3 ст. 69 УК РФ к 18 годам лишения свободы, а на основании ст. 70 УК РФ - к 19 годам лишения свободы. В надзорной жалобе осуждённый Г. просил о смягчении наказания, поскольку по предыдущему приговору в отношении его должна быть применена амнистия. Президиум Верховного Суда РФ удовлетворил надзорную жалобу осуждённого, изменил судебные решения в отношении Г., мотивировав своё решение следующим. В соответствии с п. 6 Постановления ГД ФС РФ от 26.05.2000 № 398-III «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» подлежали освобождению от наказания лица, условно осужденные, а также осужденные, отбывание наказания которым отсрочено. При этом ограничения, связанные с неприменением амнистии к определенному кругу лиц, указанных в п. 11 данного Постановления, и за преступления, перечисленные в п. 12 Постановления, на Г. не распространялись. Согласно чч. 2 и 6 ст. 86 УК РФ лицо, освобождённое от наказания, считается несудимым. Погашение или снятие судимости аннулирует все правовые последствия, связанные с судимостью. Президиум изменил приговор и состоявшиеся судебные решения в отношении Г.: исключил указание о наличии судимости от 26 декабря 1996 г. и об отмене отсрочки исполнения приговора в соответствии с ч. 5 ст. 74 УК РФ, а также назначение наказания на основании ст. 70 УК РФ.

Амнистию следует отличать от условно-досрочного освобождения от отбывания наказания. В отличие от амнистии, основанием для применения условно-досрочного освобождения является исправление виновного, заключающееся в его примерном поведении, раскаянии и признании судом, что для своего исправления виновный не нуждается в полном отбывании назначенного ему приговором наказания. При этом суд учитывает характер и степень общественной опасности совершенного преступления, личность виновного, характеристики его личности до и после совершенного преступления и иные обстоятельства дела. Условно-досрочное освобождение от отбывания наказания может быть применено к лицу, совершившему преступления любой тяжести, в то время как амнистия чаще распространяется на преступления, не представляющие большой общественной опасности.

Законодательство не определяет пределы амнистии по кругу лиц, что может затруднить ее применение. Представляется, что амнистия как основание освобождения от наказания, может применяться: а) в отношении лиц, осужденных судами в РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом, и отбывающих наказание на территории РФ; б) в отношении лиц, осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ. Следует согласиться с мнением ученых, которые полагают, что обязательным условием применения акта об амнистии является доказанность состава преступления, а также вины лица в совершении общественно-опасного деяния. Кроме того, ряд авторов склоняются к мнению (применительно к досудебным стадиям уголовного процесса) о необходимости наличия в уголовном деле процессуальной фигуры обвиняемого.

А вот признание или непризнание обвиняемым своей вины не имеет значения для решения вопроса о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии. Рассмотрим пример. Органами следствия С. предъявлено обвинение в совершении преступлений, предусмотренных п. «б» ч. 3 ст. 160, п. «г» ч. 4 ст. 290, пп. «б», «г» ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 222 УК РФ (в действующей в тот период редакции данных статей). 18 июня 2000 г. С. обратился в суд с заявлением, в котором просил применить к нему Постановление ГД ФС РФ от 26.05.2000 № 398-III «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» и прекратить дело производством, так как он является инвалидом и награжден орденами. По постановлению судьи Тульского областного суда от 11 августа 2000 г. ему отказано в применении акта об амнистии и прекращении уголовного дела. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ 27 сентября 2000 г. рассмотрела дело по частным жалобам адвокатов и отменила постановление судьи, а дело производством прекратила, указав следующее. Несмотря на то, что С. с заявлением, в котором просил применить к нему акт об амнистии от 26 мая 2000 г., обратился в суд 28 июня 2000 г., судья вместо рассмотрения заявления направил ему письмо, в котором предложил уточнить его позицию, т.к. тот себя виновным не признал. Между тем признание или непризнание обвиняемым своей вины не имеет значения для решения вопроса о прекращении уголовного дела вследствие акта амнистии. Учитывая, что С. своевременно обратился с заявлением о применении к нему акта об амнистии, рассмотрение его заявления после принятия Постановления ГД ФС РФ от 26.05.2000 не могло служить основанием для отказа в применении к С. акта об амнистии.

Практика свидетельствует, что амнистия никогда не объявляется произвольно, она всегда социально обусловлена, ставит цели, выражающие прямой государственный интерес. Освобождение от ответственности и наказания является результатом, а не целью амнистии, которая коренится в юридической природе государства, тех принципах, которые оно исповедует в отношении своих граждан. Амнистия, как политико-правовое явление, выражает гуманистические начала в деятельности государства, основанные на уважении личности, ее прав и свобод, смысл амнистии состоит в прощении лица государством, в своем завершении амнистия представляет собой акт милосердия, смягчающий юридическую участь лица. Кроме того, неофициальной, но практически нередко одной из главных целей объявления амнистий является решение проблемы переполненности мест лишения свободы и следственных изоляторов <#"justify">По своему содержанию принятые в РФ амнистии можно разделить на две группы: амнистии политической направленности. Выражаются в отказе государства от преследования лиц, причастных к разного рода преступлениям, носящим массовый характер, где индивидуальное преступное поведение играет незначительную роль (вооруженный мятеж, дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества, незаконное пересечение государственной границы РФ, и т.п.). Примером такой амнистии является амнистия в связи с принятием Конституции Чеченской Республики; амнистии уголовно-правовой направленности. Как правило, такие амнистии объявляются в связи с государственными праздниками и касаются лиц, совершивших преступления, не представляющих большой общественной опасности.

Следует отметить, что в последние годы Россия неоднократно прибегала к изданию актов амнистии, например, с момента принятия Конституции РФ их было издано два десятка. Самой масштабной была амнистия от 26 мая 2000 г. в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне, по результатам которой было амнистировано более 700 000 человек. Около 200 ветеранов войны, тружеников тыла, узников концлагерей и блокадников, осужденных за различные преступления, были амнистированы накануне празднования 65-й годовщины Победы в Великой Отечественной войне. Амнистия, объявленная в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 гг., оказалась не очень масштабной, потому что она носила сугубо целевой характер.

К сожалению, под амнистию нередко подпадали и лица, не вставшие на путь исправления. Если ранее в целом уровень рецидива среди амнистированных составлял не более 3 %, то в 1990-2000-х гг. он превысил этот показатель. По некоторым данным, только в 1997-2000 гг. число лиц, повторно совершивших преступления после освобождения их по амнистии, выросло в 2,5 раза, а их удельный вес в общем числе преступников, ранее совершавших преступления, увеличился с 2,4 % до 5,3 %. По отдельным экспертным оценкам, каждый пятый из тех, кто по амнистии освобождается из мест лишения свободы, в течение первого года своего нахождения на свободе совершает новое умышленное преступление. Только в 2000 г. за месяц применения первоначального варианта амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне почти треть освобожденных вновь совершили преступление.

Повышению уровня рецидива амнистированных способствует и низкое качество актов об амнистии, тексты которых принимаются скоропалительно, без тщательной экспертизы. Недостаточно просчитываются и оцениваются возможные положительные и негативные последствия принятия актов об амнистии. До сих пор не решен вопрос о субъектах, объектах применения и правовой природе амнистии, ее месте среди иных видов досрочного освобождения от наказания. Эти недостатки и приводят к ряду проблем в правоприменительной практике.

Итак, государство, осуществляя уголовное преследование в отношении лиц, совершивших преступление, в то же время оставляет за собой право прощать их. Одной их форм такого прощения является амнистия, которая реализует в российском законодательстве принцип гуманизма, направленный на защиту интересов всех членов общества, в том числе и оступившихся граждан. Следует иметь в виду многоплановость, междисциплинарный характер института амнистии, который является комплексом взаимообусловленных государственно-правовых, уголовно-процессуальных, уголовно-исполнительных и уголовно-правовых отношений, возникающих в связи с принятием высшим законодательным органом страны решения о прекращении или ограничении в строго определенных пределах применения уголовного закона к некоторым категориям граждан.

.2 Помилование - индивидуально-определенный акт Президента РФ

Институт помилования имеется в большинстве государств мира и закреплён в международных актах. Так, Международный пакт о гражданских и политических правах содержит положение о том, что всем приговорённым к смертной казни предоставляется право просить о помиловании, и что помилование или замена смертного приговора могут быть дарованы во всех случаях.

Помилование представляет собой решение Президента РФ, улучшающее правовое положение индивидуально определенного лица, осужденного за совершение преступления, отбывающего наказание или отбывшего его и имеющего судимость. Улучшение положения осужденного или отбывшего наказание может выражаться:

в освобождении осужденного от дальнейшего отбывания наказания. Так, от дальнейшего отбывания наказания в виде лишения свободы освобождены граждане Лязгин Н.А. (Указом Президента РФ от 07.01.2013 № 12 «О помиловании Лязгина Н.А.») и Маслова Н.И. (Указом Президента РФ от 07.01.2013 № 13 «О помиловании Масловой Н.И.»);

сокращении назначенного наказания или замене его более мягким видом наказания. Так, например, Указом Президента РФ от 07.01.2013 № 14 «О помиловании Сафронова В.В.» названный гражданин помилован: срок лишения свободы ему сокращен до четырех лет шести месяцев.

С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость.

Правовым основанием для принятия Президентом РФ решения о помиловании является п. «в» ст. 89 Конституции РФ и ст. 85 УК РФ. Конституция РФ не раскрывает понятие «помилование», но: перечисляя права и свободы человека и гражданина, признаёт за каждым осуждённым <#"justify">До декабря 2001 г. в РФ действовала Комиссия по помилованию при Президенте РФ. Деятельность данной комиссии подвергалась критике со стороны учёных и общественности в связи с чрезмерно широкими масштабами (1992 г. - 2726 осужденных; 1995 г. - 4988; 1999 г. - 7418; 2000 г. - 8650), а также освобождением от наказания лиц, осуждённых за тяжкие преступления (только за 2000 г. было помиловано 2680 лиц, осужденных за умышленные убийства; 2188 - за причинение тяжелого вреда здоровью; 18 - за похищение человека; 14 - за бандитизм), нарушавших режим отбывания наказания, рецидивистов. В результате комиссия была упразднена, и учреждены комиссии по вопросам помилования на территории субъектов РФ.

С конца 2000 г. Президент РФ перестал подписывать прошения о помиловании «списком», как это было раньше. В 2001 г. он помиловал всего 21 осужденного, хотя комиссия рекомендовала ему «простить» более 2000 человек. Тем самым Президент РФ дал понять, что сложившаяся за 10 лет практика помилования его больше не устраивает.

В настоящее время процедура реализации гражданами своего конституционного права на помилование определена в Указе Президента РФ от 28.12.2001 (ред. от 25.06.2012) № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» и в Положении о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании в Российской Федерации (утверждено названным Указом). В соответствии с названным Указом в каждом субъекте РФ образована комиссия по вопросам помилования, задачами которой являются: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание, имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (губернатору); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением Указов Президента РФ по вопросам помилования осужденных; подготовка предложений по повышению деятельности государственных и общественных органов по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Состав комиссии по вопросам помилования, куда входят не менее 11 человек, утверждается губернатором. Членами комиссии могут быть граждане РФ с высшим образованием, пользующиеся уважением у граждан и имеющие безупречную репутацию. Состав комиссии обновляется на 1/3 раз в 2 года. Основные задачи комиссии по вопросам помилования на территории субъекта РФ: предварительное рассмотрение ходатайств о помиловании осужденных, отбывающих наказание в учреждениях уголовно-исполнительной системы, находящихся на территории субъекта РФ, осужденных, содержащихся в следственных изоляторах, привлеченных к участию в следственных действиях или в судебном разбирательстве, а также лиц, отбывших назначенное судом наказание и имеющих неснятую судимость; подготовка заключений по материалам о помиловании для дальнейшего представления высшему должностному лицу субъекта РФ (руководителю высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ); осуществление общественного контроля за своевременным и правильным исполнением на территории субъекта РФ указов Президента РФ по вопросам помилования, а также за условиями содержания осужденных; подготовка предложений о повышении эффективности деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, иных государственных органов, находящихся на территории субъекта РФ, по вопросам помилования осужденных, а также социальной адаптации лиц, отбывших наказание.

Комиссии по вопросам помилования, другие органы, составляющие механизм реализации конституционных полномочий Президента РФ по осуществлению помилования, в своей деятельности руководствуются Положением о порядке рассмотрения ходатайств о помиловании. Положение предусматривает, что в РФ помилование применяется в отношении трех групп граждан: осужденных судами РФ к наказаниям, предусмотренным уголовным законом и отбывающих наказание на территории РФ; осужденных судами иностранного государства, отбывающих наказание на территории РФ в соответствии с международными договорами РФ; лиц, отбывших наказание и имеющих неснятую судимость. Помилование, как правило, не применяется в отношении осужденных: совершивших умышленное преступление в период назначенного судами испытательного срока условного осуждения; злостно нарушающих установленный порядок отбывания наказания; ранее освободившихся от отбывания наказания актом помилования; которым ранее производилась замена назначенного судами наказания более мягким наказанием.

Осужденный обращается с ходатайством о помиловании к Президенту РФ в письменной форме и направляет это ходатайство в администрацию учреждения или органы, исполняющие наказание (ст. 176 - Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации 1997 г. (далее УИК РФ)), <#"justify">Помилование как одно из средств выражения милосердия во многом схоже с амнистией. Но есть и ряд важных различий (см. таблицу в приложении): акт помилования, в отличие от акта амнистии, не носит нормативного характера: он является актом применения права; помилование осуществляется в отношении конкретного лица, а амнистия касается неограниченного числа лиц; на основании Указа Президента РФ о помиловании лицо освобождается от наказания. В то же время Постановление Государственной Думы РФ об объявлении амнистии реализуется посредством издания акта соответствующего органа, указанного в постановлении; ходатайство о помиловании исходит от осужденного или других заинтересованных лиц. Что касается акта об амнистии, то его издание инициируется не осужденными и их родственниками, а органами государственной власти и управления; акт помилования носит единичный, разовый характер и исполняется незамедлительно. Процедура реализации акта амнистии много сложнее и требует достаточно продолжительного периода.

До настоящего времени в теории права не решен вопрос: являются ли амнистия и помилование единым правовым институтом или разными правовыми институтами? Как мы показали выше, длительное время в истории отечественного законодательства амнистия расценивалась в виде разновидности помилования. Однако, хотя в основе амнистии и помилования лежит одна идея - идея прощения и у них много общего, все-таки амнистия и помилование являются разными правовыми институтами. Ведь амнистия и помилование самостоятельны в процессе своего применения, различны формы этих правовых актов, субъекты, осуществляющие право помилования и издающие акты амнистии.

Итак, актом помилования лицо, осужденное за преступление, может быть освобождено от дальнейшего отбывания наказания либо назначенное ему наказание может быть сокращено или заменено более мягким видом наказания. С лица, отбывшего наказание, актом помилования может быть снята судимость <#"justify">.3 Вопросы совершенствования законодательного регулирования и практики применения институтов амнистии и помилования

Амнистия и помилование широко распространены в судебной практике. Потребность в знаниях правовой природы амнистии и помилования весьма велика и ощущается всякий раз, когда приходится сталкиваться с этими правовыми феноменами. В то же время, амнистии и помилованию посвящено небольшое количество статей нормативными источниками, которые не восполняют пробелов законодательства в отношении применения амнистии и помилования. УК РФ посвящает амнистии и помилованию по одной статье. Порядок издания актов амнистии и осуществления права помилования законодательно не разработан. Специального нормативного акта об амнистии и помиловании нет.

Рассмотрим вначале возможности совершенствования законодательного регулирования применения помилования.

Практика деятельности комиссий по вопросам помилования и сроки рассмотрения поддержанных ими ходатайств свидетельствуют о нецелесообразности представления к помилованию осужденных, которые к моменту рассмотрения ходатайств приобретают или вскоре приобретут иные юридические возможности освобождения от наказания либо его смягчения (условно-досрочное освобождение, замена наказания более мягким, освобождение по болезни). Хотя в задачи комиссий по вопросам помилования не входит корректировка судебной практики, необходимо наделить их правом в исключительных случаях входить с ходатайством в прокуратуру о внесении представления на изменение или отмену приговора в порядке надзора в случае выявления, по мнению комиссии, явно несправедливого осуждения либо существенного нарушения уголовного закона.

Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» определил субъектами такого контроля общественные наблюдательные комиссии, отдельные полномочия членов которых определены также в ст.ст. 24, 87, 91 УИК РФ. Поэтому предусмотренная Положением о комиссиях по вопросам помилования функция контроля деятельности учреждений уголовно-исполнительной системы должна быть исключена как несвойственная сущности их деятельности.

В ст. 85 УК РФ говорится об освобождении помилованного лица только от основного наказания и не упоминается о возможном освобождении от дополнительного наказания, что не соответствует сущности самого помилования. Целесообразно дополнить ст. 85 УК РФ указанием о распространении помилования как на основное, так и дополнительное наказание.

Решения в удовлетворении ходатайства о помиловании и об отказе в его удовлетворении оформляются одинаково в виде указа. Но два прямо противоположных решения требуют разной внешней формы оформления. По оглавлению акта должно быть ясно, удовлетворено ходатайство о помиловании или нет, тем более, что до введения института президентства в нашей стране удовлетворение ходатайства о помиловании объявлялось указом, а при отказе в ходатайстве выносилось постановление. Целесообразно ч. 1 ст. 90 Конституции РФ («Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения») дополнить фразой «и постановления об отказе в ходатайстве о помиловании».

Совершенствование законодательного регулирования применения амнистии видится в следующих направлениях.

Акт амнистии издается не в виде закона, а в виде постановления. Представляется, что для актов амнистии следует сделать исключение из общих правил, так как амнистия играет важную роль в политико-правовой жизни страны. Актам амнистии следует придавать большее значение, как определяющим государственную уголовную политику. Для повышения авторитета актов амнистии необходимо пересмотреть законодательную процедуру их принятия.

Целесообразно дополнить ст. 106 Конституции РФ частью второй, указав, что обязательному рассмотрению в Совете Федерации РФ подлежит принятое Государственной Думой РФ постановление об амнистии. Изменения следует внести и в ст. 108 Конституции РФ, указав, что федеральный конституционный закон и постановление об амнистии считаются принятыми, если они одобрены большинством не менее 3/4 голосов от общего числа депутатов Государственной Думы РФ. Аналогичные изменения следует внести в Регламенты Совета Федерации РФ и Государственной Думы РФ.

Следует подвергнуть критике практику объявления актов амнистии с целью смягчения напряженности обстановки, сложившейся в местах лишения свободы из-за чрезмерной переполненности их осужденными. Объявление амнистии ради стабилизации обстановки в местах лишения свободы искажает правовую сущность амнистии, «убивает» изначально заложенную в амнистии идею милосердия и прощения. Нужно использовать иные конкретные пути для наведения порядка в местах лишения свободы.

Неприменение амнистии к осужденным, которым назначены меры принудительного лечения от алкоголизма, наркомании и к больным венерическими заболеваниями, как об этом нередко указывается в конкретных актах об амнистии - несправедливо. Лечение осужденных, отбывающих наказание в местах лишения свободы, является чисто формальным либо вообще не проводится. Эта категория осужденных может подлежать амнистии и долечиваться в амбулаторных либо стационарных условиях по месту жительства. Государство же должно гарантировать амнистируемым независимость от субъективного подхода к оценке их личности со стороны определенных должностных лиц.

Многие акты амнистии распространяются только на лиц, имеющих определенные заслуги до совершения ими преступления. Однако эти заслуги лиц, совершивших преступления уже были учтены судом при назначении наказания в качестве смягчающих обстоятельств и не являются доказательством исправления виновных. Освобождение по амнистии граждан, имеющих определенные заслуги и награды, ведет к социальной несправедливости по отношению к тем, кто совершил такие же правонарушения.

В приложении к ст. 84 УК РФ предлагается указать следующее: «Амнистия не является препятствием для реализации права потерпевшего на возмещение ущерба, причиненного преступным деянием».

Необходимо принять Федеральный закон «Об амнистии в Российской Федерации», в котором предусмотреть процедуру принятия акта об амнистии, порядок его применения, круг субъектов, осуществляющих амнистию, а также порядок внесения в акт об амнистии изменений и дополнений. При проведении амнистии должны учитываться и обеспечиваться задачи ресоциализации амнистируемых лиц. В целях повышения эффективности актов об амнистии и снижения уровня рецидивной преступности необходимо также принятие Федерального закона «О социальной адаптации лиц, освобождающихся из мест лишения свободы».

Для того чтобы акт об амнистии не был низкоэффективным, необходимо при его подготовке законодателем оценивать все условия его эффективности. Эффективность амнистии во многом зависит от качества правовой нормы, качества деятельности правоприменителей и правильной оценки уровня правосознания указанной категории лиц. Эффективность амнистии должна быть прогнозируемой, и такой прогноз не может рассматриваться в отрыве от прогнозирования тенденций преступности в масштабах страны, что должно учитываться на стадии правотворчества при разработке проектов амнистий. Для определения целесообразности действия института амнистии и путей повышения эффективности принятия актов об амнистии особое значение имеет изучение социально-демографической и уголовно-правовой характеристики амнистированных лиц, а также установление причин совершения ими новых преступлений.

Для повышения уровня эффективности амнистии в будущем при принятии актов об амнистии необходимо учитывать следующие факторы: 1) социальная необходимость принятия акта об амнистии в конкретный период; 2) как амнистия будет воспринята общественным мнением; 3) как амнистия повлияет на криминогенную обстановку в стране и в отдельном регионе; 4) все возможные негативные социальные последствия амнистирования; 5) целесообразность освобождения по амнистии определенных категорий граждан; 6) каким образом будут обеспечиваться задачи ресоциализации амнистируемых лиц. От правильного решения этих вопросов зависит эффективность амнистии, ее воздействие как на амнистируемых лиц, так и на тех лиц, к кому она не применяется, а также на уровень рецидива среди освобожденных по амнистии.

Институты амнистии и помилования могут иметь больший эффект в борьбе с правонарушениями при условном их применении. При условной амнистии и условном помиловании следует учитывать не только характер и степень общественной опасности совершенного преступления, но и личность виновного. Необходимо установление испытательного срока, не подлежащего сокращению. Вопрос об отмене условной амнистии должен решаться судом, а об отмене условного помилования - Президентом РФ. Условные амнистия и помилование будут корректировать поведение виновного, способствуя его исправлению. Нужно внести в ст. 84 УК РФ положение об условном освобождении от наказания в результате амнистии. В ч. 3 ст. 84 УК РФ указать следующее: «Если лицо, условно освобожденное актом амнистии от наказания, в течение испытательного срока совершит умышленное преступление, а равно преступление по неосторожности, за которое оно осуждается к лишению свободы, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотренным ст. 70 Уголовного кодекса Российской Федерации».

Итак, необходимо отойти от практики ситуативного применения актов амнистии и помилования (случайного характера их применения к конкретным лицам и преступлениям) и перейти к практике применения их к лицам, общественная опасность которых и совершенное деяние позволяют достичь цели уголовного наказания путем освобождения виновных от уголовной ответственности, полного или частичного освобождения от уголовного наказания, смягчения наказания, снятия судимости. Высказанные предложения по совершенствованию законодательства и практики его применения направлены на избавление институтов амнистии и помилования от несвойственных им функций (политических, экономических, разгрузки пенитенциарной системы, выявления лиц, совершивших преступления, и т.д.), т.к. амнистия и помилование должны быть связаны с выражением их сущности и должны являться средствами корректирования карательной политики государства.

Заключение

Важное место в системе средств корректирования карательной политики государства занимают институты амнистии и помилования.

По сравнению с амнистией, помилование имеет более древнюю историю. Первоначально право помилования применялось только к единичным конкретным лицам, а затем стало распространяться на неопределенные группы лиц, тем самым приобретая черты амнистии. С давних времен амнистия и помилование рассматривались в виде исключительной прерогативы высших должностных лиц государства и приурочивались к каким-либо значительным государственным событиям.

В период своего зарождения амнистия нередко рассматривалась как разновидность помилования. В то же время в условиях Союза ССР постепенно амнистия стала занимать все более прочные позиции, и уже само помилование стало пониматься сначала как частная амнистия, а потом как просто часть амнистии. В целом, взгляд на помилование как вид амнистии сохраняется до сих пор. Между тем следует отказаться от обеих крайностей и признать, что институты амнистии и помилования, являясь единым и комплексным правовым явлением, законодательно регулируются раздельно. Исторически и в сущности, как правовые явления, амнистия и помилование являются однородными, единым правовым институтом и отличаются только по способам и субъектам правового регулирования.

Амнистия представляет собой акт гуманизма и милосердия государства, направленный на освобождение от ответственности, наказания, в том числе его смягчение, устранение правовых последствий наказания, основанный на справедливости и соразмерности, а также балансе конституционных ценностей в области противодействия правонарушениям, согласованный с конституционной ответственностью государства за обеспечение общественной безопасности, прав и законных интересов граждан.

Помилование, подобно амнистии, представляет собой акт государственной милости, акцию гуманизма и снисхождения. Помилование в качестве института в отличие от амнистии корректирует уголовную политику государства, там, где она выглядит недостаточно либеральной. Помилованию при прочих равных условиях подвергаются лица, достойные снисхождения, иначе помилование лишается социального смысла. Если Президент РФ освобождает от наказания или смягчает его, то тем самым косвенно признается чрезмерность уголовного наказания, назначенного судом. Но это предполагает избирательность и исключительность помилования, которое в своем масштабе не может конкурировать с амнистией, рассчитанной на массовое применение.

Институты амнистии и помилования носят комплексный, межотраслевой характер, так как включают в себя нормы конституционного, уголовного, уголовно-процессуального, уголовно-исполнительного права. Амнистия и помилование относятся к правовому институту корректирования карательной политики государства, который в качестве самостоятельного предмета правового регулирования включает общественные отношения в сфере наказуемости преступлений.

Акты помилования следует относить не к нормативным актам, а к правовым актам, носящим индивидуальный характер, акт об амнистии содержит правовые нормы как обязательные правила поведения, рассчитанные на применение к индивидуально не определенному кругу лиц.

Амнистия и помилование отличаются по своей правовой сущности исходя из характера правовых последствий их применения (амнистия определяет возможность полного освобождения от уголовной ответственности, полного или частичного освобождения от наказания, его сокращения, замены назначенного наказания более мягким видом, освобождения от дополнительного наказания, снятия судимости с лиц, отбывших наказание; помилование предполагает освобождение лица от дальнейшего отбывания наказания, сокращение назначенного виновному наказания, замену назначенного наказания более мягким видом, снятие судимости с лица, отбывшего наказание).

Амнистия и помилование отличаются от института уголовно- правовой реабилитации, т.к. они выполняют основную функцию уголовного права - охранительную, а их применение - способ достижения целей уголовного наказания. Уголовно-правовая реабилитация выполняет не свойственную уголовному праву компенсационную функцию, т.к. применяется к лицу, незаконно привлеченному к уголовной ответственности, для восстановления его прежнего правового положения и возмещения причиненного морального вреда.

До настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию. Ученые довольно скептически относятся к отдельным погрешностям в текстах некоторых актов амнистий, что на практике вызывает большие трудности в применении их положений. Неясность, нечеткость положений об амнистии, недостатки в регламентации деятельности органов, осуществляющих амнистию, - все это является существенным препятствием к развитию данного института.

Исходя из практики амнистий и помилований в России, в настоящей работе внесены предложения по совершенствованию соответствующего законодательства. Следует также подготовить постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации по общим вопросам применения судами законодательства об амнистии.

В условиях современной российской уголовно-правовой политики, воспринимающей идеи компромисса в борьбе с преступностью, направленной на гуманизацию уголовного законодательства в части применения уголовного наказания к отдельным категориям виновных, тенденция к относительно широкому применению амнистии в ближайшее время должна сохраниться. С учетом исключительного характера помилования его применение должно носить ограниченный характер.

Список литературы

Нормативно-правовые акты

1.Конституция Российской Федерации. Принята на всенародном голосовании 12.12.1993 (с поправками от 30.12.2008) // Российская газета. - 21.01.2009.

2.Международный пакт о гражданских и политических правах // СССР и международное сотрудничество в области прав человека. Документы и материалы. - М., 1989. - С. 21-29.

.Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 08.01.1997 № 1-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. - 16.01.1997; 31.12.2012.

.Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 30.12.2012) // Российская газета. - 18.06.1996, 19.06.1996, 20.06.1996, 25.06.1996, 31.12.2012.

.Федеральный закон от 10.06.2008 № 76-ФЗ (ред. от 06.12.2011) «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» // Российская газета. - 18.06.2008; 09.12.2011.

.Указ Президента РФ от 28.12.2001 (ред. от 25.06.2012) № 1500 «О комиссиях по вопросам помилования на территории субъектов Российской Федерации» // Российская газета. - 30.12.2001; Официальный Интернет-портал правовой

.Указ Президента РФ от 07.01.2013 № 12 «О помиловании Лязгина Н.А.» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 1. - Ст. 10.

.Указ Президента РФ от 07.01.2013 № 13 «О помиловании Масловой Н.И.» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 1. - Ст. 11.

.Указ Президента РФ от 07.01.2013 № 14 «О помиловании Сафронова В.В.» // Собрание законодательства РФ. - 2013. - № 1. - Ст. 12.

.Постановление Верховного Совета СССР от 28.11.1989 № 842-1 «Об амнистии совершивших преступления бывших военнослужащих контингента советских войск в Афганистане» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1989. - № 25. - Ст. 492.

.Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 № 2134-II ГД (ред. от 25.01.2013) «О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 01.03.2013.

.Постановление ГД ФС РФ от 26.05.2000 № 398-III «Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов» // Российская газета. - 30.05.2000.

.Постановление ГД ФС РФ от 30.11.2001 № 2172-III ГД «Об объявлении амнистии в отношении несовершеннолетних и женщин» // Российская газета. - 04.12.2001.

.Постановление ГД ФС РФ от 06.06.2003 № 4125-III ГД «Об объявлении амнистии в связи с принятием Конституции Чеченской Республики» // Российская газета. - 07.06.2003.

16.Постановление ГД ФС РФ от 19.04.2006 № 3043-IV ГД «Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России» // Российская газета. - 21.04.2006.

17.Постановление ГД ФС РФ от 19.04.2006 № 3046-IV ГД «О порядке применения Постановления Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи со 100-летием учреждения Государственной Думы в России"» // Российская газета. - 21.04.2006.

.Постановление ГД ФС РФ от 16.04.2010 № 3519-5 ГД «Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов» // Российская газета. - 21.04.2010.

.Постановление Конституционного Суда РФ от 05.07.2001 № 11-П «По делу о проверке конституционности Постановления Государственной Думы от 28 июня 2000 года № 492-III ГД "О внесении изменения в Постановление Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации "Об объявлении амнистии в связи с 55-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов" в связи с запросом Советского районного суда города Челябинска и жалобами ряда граждан» // Российская газета. - 18.07.2001.

20.Постановление Пленума Верховного Суда СССР от 04.03.1929 (ред. от 14.03.1963) № 23 «Об условиях применения давности и амнистии к длящимся и продолжаемым преступлениям» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 01.03.2013. Действует в части, не противоречащей положениям Конституции РФ и УК РФ.

21.Приказ МВД РФ от 28.03.2002 № 291 «Об утверждении форм статистической отчетности по вопросам применения амнистии» // СПС «Консультант-Плюс» по сост. на 01.03.2013.

.Указ Президиума Верховного Совета СССР от 27.03.1953 «Об амнистии» // Ведомости Верховного Совета СССР. - 1953. - № 4.

Научная и учебная литература

1.Багирли К. Амнистия как вид освобождения от уголовной ответственности // Евразийский юридический журнал. - 2012. - № 47. - С. 37-38.

2.Баранникова И.Г. Институт амнистии в России: конституционно-правовые начала. Дисс. … к.ю.н. - Владикавказ, 2010. - 174 с.

.Баранникова И.Г. Место актов амнистии в нормативной правовой системе // Черные дыры в Российском законодательстве. - 2010. - № 2. - С. 21-22.

.Балафендиев А.М. Социально-правовое назначение института амнистии // Вестник экономики, права и социологии. - 2012. - № 1. - С. 168-172.

.Беккариа Ч. О преступлениях и наказаниях. - М.: Инфра-М, 2004. - 456 с.

.Гукасов И.А. Правовая характеристика института помилования // Юристъ - Правоведъ. - 2008. - № 1. - С. 121-123.

.Дудко И.Г. Амнистия в России: проблемы и последствия // Гуманитарные науки и образование. - 2010. - № 3. - С. 102-105.

.Елинский А.В. Вопросы помилования в решениях Конституцион-ного Суда Российской Федерации // Российский следователь. - 2010. - № 9. - С. 31-33.

.Елинский А.В. Помилование и его пределы // Российский следователь. - 2011. - № 24. - С. 18-23.

.Исхакова А.А. Помилование в зарубежном уголовном законодательстве // Вестник ВЭГУ. - 2009. - № 5. - С. 133-140.

.Кавелина О.Г. Институт помилования: криминологические и уголовно-правовые аспекты. Дисс. … к.ю.н. - Ростов-на-Дону, 2009. - 227 с.

.Коломийченко Е.В., Зеленцов А.А. Некоторые особенности разви-тия института амнистии в российском законодательстве в послевоенное время советского периода // Пробелы в российском законодательстве. - 2011. - № 1. - С. 213-216.

.Комарицкий С.И. Амнистия в советском праве и ее эффективность: Дисс. … к.ю.н. - М.: Юридическая литература, 1980. - 56 с.

.Коробов П.В. Институт помилования и дифференциация уголовной ответственности // Известия высших учебных заведений. Правоведение. - 2010. - № 6. - С. 67-80.

.Левашова О.В. Амнистия и помилование как поощрительные нормы уголовного права России. Дисс. … к.ю.н. - Елец, 2007. - 221 с.

.Ляховицкий Е.А. Статьи Стоглава о святительском суде // Вестн. С.-Петерб. ун-та. Серия 2: История. - 2009. - № 2. - С. 29-43.

.Марогулова И.Л. Законодательное регулировании амнистии и помилования: Генезис, сущность, теория, правоприменение. Дисс. … к.ю.н. - М.,1999. - 47 с.

.Миненок М.Г., Миненок М.М. Помилование: региональный опыт, проблемы, выводы // Российский криминологический взгляд. - 2009. - № 4. - С. 293-304.

.Нестеренко И.В. Амнистия как институт досрочного освобождения: Принятие и последствия исполнения. Дисс. … к.ю.н. - Ростов-на-Дону, 2006. - 175 с.

.Никитин Д. Сравнительный анализ помилования и амнистии // Вестник Московского университета МВД России. - 2007. - № 6. - С. 60-62.

.Осмоловская Н.В. Амнистия и помилование как средства корректирования карательной политики государства. Дисс. … к.ю.н. - Тюмень, 2006. - 195 с.

.Осяк А.Н. Институт амнистии в российском уголовном праве. Дисс. … к.ю.н. - Ростов-на-Дону, 2006. - 205 с.

.Попов А.В. Помилование в Российской Федерации. Дисс. … к.ю.н. - Барнаул, 2010. - 200 с.

.Прохоров Л. Помилование: особенности исторического развития и точки соприкосновения с правосудием // Мировой судья. - 2008. - № 5. - С. 19-24.

.Прохоров Л.А., Прохорова М.Л. Эффективность института помилования: итоги анализа девятилетнего регионального опыта // Российский следователь. - 2011. - № 5. - С. 23-27.

.Рзаева С.Н. О вопросах применения законодательства об амнистии и помиловании // Бизнес в законе. - 2008. - № 4. - С. 71-73; 2009. - № 1. - С. 162-164.

.Рыбьяков А.С. К истории правового института помилования в России // История государства и права. - 2007. - № 24. - С. 36-38.

.Селиверстов И.В. Институт амнистии как проблема уголовного и уголовно-исполнительного права // Уголовно-исполнительное право. - 2009. - № 7. - С. 15-17.

.Селиверстов И.В. К вопросу о социально-правовом назначении института амнистии // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2009. - № 8. - С. 16-19.

.Селиверстов И.В. Правовое положение лиц, освобождаемых от отбывания наказания в виде лишения свободы по акту об амнистии. Дисс. … к.ю.н. - М., 2011. - 217 с.

.Семендяева С.В. Становление и развитие института помилования в России // Credo new. - 2011. - № 2. - С. 10.

.Скутина Е.В. Амнистия в уголовном судопроизводстве. Дисс. … к.ю.н. - Екатеринбург, 2009. - 174 с.

.Фоков А.П. Об объявлении амнистии в связи с 65-летием Победы в Великой Отечественной войне 1941 - 1945 годов // Российский судья. - 2010. - № 6. - С. 2-4.

.Хрестоматия по истории государства и права России / под ред. Титова Ю.П. - 4-е изд., доп. - М.: Проспект, 2013. - 678 с.

.Швецов Н.М., Швецов М.Н. Ответственность и гуманизм комиссии по помилованию // Уголовно-исполнительная система: право, экономика, управление. - 2010. - № 2. - С. 21-23.

Приложение

Таблица. Разграничение амнистии и помилования

Основания разграниченияАмнистияПомилованиеКем объявляется (осуществляется)Государственной Думой Федерального Собрания РФПрезидентом РФВ отношении какого круга лицВ отношении индивидуально-неопределенного круга лицВ отношении индивидуально определенного лицаУголовно-правовое содержаниеа) освобождение от уголовной ответственности; б) освобождение от наказания; в) сокращение наказания или замена более мягким; г) освобождение от дополнительного наказания; д) снятие судимости.а) освобождение от дальнейшего отбывания наказания; б) сокращение назначенного наказания либо замена его более мягким в) снятие судимостиКаким актом оформляетсяПостановление Государственной Думы РФ об амнистииУказ Президента РФПо чьей инициативеПо инициативе Государственной Думы РФИнициатива может исходить от осужденного, его родственников, администрации исправительного учрежденияКогда объявляется Приурочена к памятным датам в истории государства


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!