Аудит операций с основными средствами

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Бухучет, управленч.учет
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    81,84 Кб
  • Опубликовано:
    2013-06-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Аудит операций с основными средствами

Введение

аудиторский экспертиза основной средство

На современном этапе развития экономики с основными средствами связаны многие проблемы, в частности, это: классификация основных средств; эффективность использования; обоснованность консервации; осуществление действенного контроля по техническому состоянию данного вида активов; их реальная оценка в балансе; воспроизводство основных средств; арендные и залоговые операции, осуществляемые с основными средствами; сохранность и др.

В процессе производственной деятельности предприятий основные средства имеют большое значение: усиливается их влияние, как на финансовое состояние субъектов хозяйствования, так и на качество представляемой данными субъектами отчетности. Можно утверждать, что основные средства становятся для многих организаций весьма существенным объектом аудита.

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью правильного ведения учета данного участка, так как от его организации зависит определение налогооблагаемых баз: НДС, налог на имущество, налог на прибыль.

Аудит операций с основными средствами имеет огромное значение. От того будут или нет, обнаружены ошибки, зависит мнение аудитора о достоверности бухгалтерской отчетности в части основных средств. В случае обнаружения недочетов, ошибок или неоговоренных исправлений, аудитору следует в письменной форме довести до руководителя предприятия рекомендации по внесению исправлений, что позволит избежать штрафных санкций со стороны налоговых органов при проверках. Аудит основных средств важен еще и потому, что затрагивает себестоимость производимой продукции (через амортизационные отчисления), что в результате может повлиять на финансовый результат.

Объект исследования - аудиторская деятельность, предмет - аудит операций по учету основных средств.

Базой для проведения аудита основных средств является ООО «Партнер».

Цель данной курсовой работы: углубление знаний в области аудита, изучение особенностей аудита основных средств на предприятии.

Для раскрытия цели необходимо решить следующие задачи:

) Раскрыть теоретические аспекты аудита;

) Изучить особенности аудита основных средств;

) Провести проверку основных средств на ООО «Партнер».

Теоретические и методологические положения аудита изложены в трудах зарубежных ученых: Р. Адамса, А. Аренса, М. Бениса, Р. Доджа, Д.Р. Кармайкла, Дж.К. Лоббека, Р. Монтгомери, Дж. Робертсона и др.

Общесистемные теоретические вопросы аудита, в т.ч. основных средств изложены в трудах отечественных ученых: М.А. Азарской, С.М. Бычковой, Е.М. Гутцайта, О.В. Голосова, Ю.А. Данилевского, Н.П. Кондракова, Л.Г. Макаровой, М.В. Мельник, О.А. Мироновой, В.Ф. Палий, С.В. Панков, В.И. Подольского, М.М. Раппопорт, Н.А. Ремизова, А.Л. Руфа, В.П. Суйца, А.Д. Шеремета и др.

Информационной базой для написания работы послужили ФЗ «Об аудиторской деятельности», правила (стандарты) и методические рекомендации по аудиторской деятельности, другие нормативные документы, регулирующие организацию аудиторской деятельности; учебная литература и материалы периодических изданий по бухгалтерскому учету и аудиту, а также учетная политика и другие источники информации, характеризующие деятельность ООО «Партнер».

В работе применены следующие методы исследования и аудиторской проверки: методы наблюдения, сравнения, обследование имущества, инвентаризация, проверка соблюдения правил учета отдельных хозяйственных операций, подтверждение (сверка расчетов), устный опрос, аналитические процедуры и др.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

В первой главе дано определение основных средств, раскрыта их классификация, а также указаны способы оценки. Сформулирована информационная основа аудиторской аудита операций с основными средствами, представлена методика осуществления аудита основных средств. Во второй главе изложена краткая характеристика организации ООО «Партнер», дана оценка системы внутреннего контроля, составлен общий план аудиторской проверки и программа аудита основных средств. В заключении даются краткие выводы и предложения.

1. Теоретические аспекты аудиторской проверки основных средств

1.1 Сущность аудита


Аудит - независимая экспертиза состояния бухгалтерского учета, финансовой (бухгалтерской) отчетности.

Первые независимые аудиторы появились еще в XIX в. в акционерных компаниях Европы. Возникновение аудита связано с разделением интересов тех, кто непосредственно занимается управлением предприятием (администрация, менеджеры), и тех, кто вкладывает деньги в его деятельность (собственники, акционеры, инвесторы), и обусловлено:

) возможностью необъективной информации со стороны ее составителей (администрации) в случае конфликта между ними и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);

) зависимостью последствий принимаемых решений (а они могут быть весьма значительными) от качества информации;

) необходимостью специальных знаний для проверки информации;

) отсутствием у пользователей информации доступа к ней для оценки ее качества.

Эти и ряд других причин привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующую подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации и оказывающих бухгалтерские и консультационные (юридические, налоговые) услуги.

Аудиторская проверка - это мероприятие, заключающееся в сборе, оценке и анализе аудиторских доказательств, касающихся финансового положения аудируемого лица, и имеющее своим результатом выражение мнения аудитора о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности финансовой отчетности.

Основная цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета РФ. Согласно Федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности №1 «Цели и основные принципы аудита финансовой (бухгалтерской) отчетности» аудитор выражает свое мнение о достоверности отчетности во всех существенных отношениях. Под достоверностью понимается такая степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения.

Основные этапы аудиторской проверки:

. Организация и планирование:

официальное предложение клиента о проведении аудита;

знакомство с финансово-хозяйственной деятельностью (изучение внешних, внутренних факторов, влияющих на деятельность аудируемого лица, получение представления о системе внутреннего контроля, оценка существенности, аудиторского риска и т.д.);

разработка и согласование общего плана и программы аудита;

составление письма о проведении аудит;

подписание договора на проведение аудита.

. Сбор аудиторских доказательств:

тестирование средств контроля;

проведение процедур проверки по существу.

. Завершение аудита:

обобщение, систематизация аудиторских доказательств;

сообщение информации, полученной по результатам аудита, руководству аудируемого лица и представителям его собственника;

составление аудиторского заключения.

 

1.2 Аудит основных средств


Основные средства (ОС) - это часть имущества, используемая в качестве средств труда при производстве продукции, выполнении работ или оказании услуг либо для управления организацией в течение периода, превышающего 12 месяцев или обычный операционный цикл, если он превышает 12 месяцев. В соответствии с ПБУ 6/01, которое введено в действие начиная с бухгалтерской отчетности 2001 г., при принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение условий:

а) использование их в производстве продукции, при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды в будущем.

Сроком полезного использования является период, в течение которого использование объекта основных средств приносит доход организации. Для отдельных групп ОС срок полезного использования определяется исходя из количества продукции (объем работ в натуральном выражении), ожидаемого к получению в результате использования этого объекта. Основными задачами бухгалтерского учета ОС являются правильное документальное оформление и своевременное отражение в учетных регистрах поступления ОС, их внутреннего перемещения и выбытия; правильное исчисление и отражение в учете суммы амортизации ОС; точное определение результатов при ликвидации ОС; контроль за затратами на ремонт ОС, за их сохранностью и эффективностью использования.

Для организации учета ОС, отвечающего поставленным задачам, важное значение имеют следующие предпосылки: классификация ОС; установление принципов оценки ОС; установление единицы учета предметов ОС; выбор форм первичных документов и учетных регистров. В организациях применяется единая типовая классификация ОС, в соответствии с которой они группируются по следующим признакам: отраслевому, видам, принадлежности, использованию.

Целью аудита операций с ОС является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов ОС.

Задачами аудита операций с ОС являются:

изучение их состава и структуры, условий хранения и эксплуатации; подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета; проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению ОС;

оценка начисленной амортизации и достоверности отражения ее в учете;

установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения соответствующих расходов в учете;

подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС;

оценка качества проведенной инвентаризации.

Используются следующие основные нормативные документы:

.        Федеральный закон от 21.11.1996 №129-ФЗ «О бухгалтерском учете»;

.        Положение по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденное приказом Минфина России от 30.03.2001 №26н;

.        План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и инструкция по его применению, утв. Приказом МФ РФ от 31.10.02000 №94н.

.        Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденные приказом Минфина России от 13.10.2003 №91н;

.        Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды, утвержденные приказом Минфина России от 26.12.2002 №135н;

.        Классификация основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденная постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 №1;

.        Унифицированные формы первичной учетной документации по учету основных средств, утвержденные постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 №7;

.        Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный постановлением Госстандарта России от 26.12.1994 №359.

Источниками информации для проверки ОС являются:

. Формы годовой бухгалтерской отчетности.

. Пояснительная записка к годовому отчету.

. Приказ по учетной политике.

. Главная книга

. Регистры синтетического и аналитического учета по счетам 01 «Основные средства» и др.

. Договора купли-продажи основных средств;

. Акты (накладные) приемки-передачи основных средств;

. Акты приемки-передачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных ОС;

. Акты ввода в эксплуатацию, накладные, счета-фактуры;

. Счета-фактуры;

. Инвентарные книги;

. Акты о приемки-передачи оборудования;

. Таблицы расчета амортизации ОС;

. Дефектные ведомости, наряды-заказы на ремонт основных средств;

. Формы: ОС-1, ОС-1а, ОС-1б; ОС-2, ОС-3, ОС-4, ОС-4а, ОС-4б; ОС-6, ОС-6а, ОС-6б; ОС-14, ОС-15ю.

Аудит ОС включает следующие основные этапы:

. Аудит сохранности, использования и правильности классификации ОС.

. Аудит оценки и правильности начисления амортизации ОС.

. Аудит операций по движению ОС.

. Аудит затрат на ремонт ОС.

. Аудит операций по аренде и лизингу.

. Аудит операций по учету ОС при совместной деятельности.

Аудиторская проверка операций с основными средствами проводится на основании общего плана и программы аудита основных средств, который должен учитывать названные направления аудита данных участков.

План аудиторской проверки ОС включает:

. Изучение состава и структуры ОС, их условий хранения и эксплуатации.

. Подтверждение первичной оценки системы внутреннего контроля и бухгалтерского учета ОС.

. Проверка правильности оформления и отражения в учете операций по движению ОС.

. Оценка размеров начисленной амортизации по ОС и достоверности отражения ее в учете.

. Установление объемов выполненных ремонтов ОС и правильности отражения расходов по их проведению в учете в зависимости от выбранного метода.

. Подтверждение итогов проведенной в отчетном году переоценки ОС.

. Оценка качества проведенной перед составлением годового отчета инвентаризации ОС.

На основании плана составляется программа аудита, которая является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнитель.

Программа аудиторской проверки ОС включает:

1.      Проверка правильности отнесения объекта к ОС (стоимость объекта, срок использования).

2.      Проверка правильности классификации объектов ОС:

по назначению (производственные, непроизводственные);

по принадлежности (собственные, арендованные, переданные в аренду);

по характеру участия в производственном процессе (действующие, не действующие, на консервации);

по натурально-вещественному составу (по видам: здания, сооружения, машины);

3.      Проверка правильности оценки, т.к. она влияет на стоимость имущества, который в свою очередь на налог на имущество; на сумму амортизационных отчислений, что влияет на величину затрат, отсюда влияние на финансовый результат и, соответственно на налог на прибыль.

4.      Проверка правильности и законности проведения переоценки объектов ОС. При применении коэффициентов применяются таблицы пересчета стоимости ОС. При экспертной оценке - проверяется наличие и правильность составления заключения эксперта (лицензия на право экспертной оценки).

Проверка соответствующего пункта учетной политики организации о проведении переоценки (есть ли пункт вообще, установлена переоценка раз в год и на начало года). Если есть отклонения - то проведение переоценки не правомерно. Проверка правильности составления корреспонденции счетов по переоценке (стоимость переоценки производственных объектов относится на счет 83, а непроизводственных на счет 84).

5.      Проверка наличия и сохранности ОС (при необходимости проводится инвентаризация). При установлении фактов недостачи, необходимо требовать письменное объяснение от материально-ответственного лица и требовать возмещения недостачи в соответствии с действующим законодательством (возмещение, списание на финансовый результат (сч. 99) и т.п.). Если установлен излишек - необходимо оприходовать с отнесением на финансовый результат (сч. 99). Проверяется периодичность и правильность проведения инвентаризации самой организацией (приказ об учетной политике) можно устанавливать более частые сроки проведения инвентаризаций, более редкие (1 раз в отчетном году) - нельзя.

Проводится проверка инвентаризационных описей: полнота отражения в них всех объектов ОС; при проверке сохранности нужно смотреть не только на наличие объекта, но и на степень пригодности. Обо всех недостатках аудитор должен обязательно информировать руководителей проверяемой организации.

6.      Проверка правильности начисления износа. Проверка правильности определений нормативных сроков службы (по документации производителя, в случае ее отсутствия приглашают эксперта). В особых случаях нормативный срок службы устанавливается учетной политикой (не менее года).

Проверка правомерности применения различных методов начисления амортизации (4 метода по ПБУ6). Метод должен быть отражен в учетной политике. В случае применения методов, отличного от линейного - проверяется, производится ли корректировка налогооблагаемой прибыли.

Проверяется правильность составления корреспонденции счетов по наличию амортизации. Износ ОС, который использовался при приобретении материалов, необходимо относить на счет 10, то есть на увеличении стоимости материалов. Износ по объектам, сданным в аренду относится на убытки (счет 99), причем это снижает налогооблагаемую прибыль. Проверяется правильности составления расчета амортизационных отчислений. Проверка своевременности начисления амортизации (поступившие, выбывшие в следующем месяце).

7.      Аудит операций движения ОС. Проверка правильности отражения операций по поступлению ОС. Проверка капитальных вложений в ОС:

- правильность отнесения затрат по приобретению на соответствующие счета;

разграничение расходов по приобретению оборудованию, требующего и не требующего монтажа;

правильность отнесения процентов по кредиту, полученному по осуществлению капитальных вложений. Если кредиты не просрочены, то затраты идут в дебет счета 08 «Вложения во внеоборотные активы», если кредит просрочен, то проценты по нему платятся за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации. Если это займ (не кредит), полученный от другой организации, то в любом случае на счет 84 «Нераспределенная прибыль». При формировании начальной стоимости объектов, в нее включается сумма процентов по кредиту в пределах ставки ЦБ, а сумма превышения относится с К08 в Д84 счета. При проверке учета капитальных вложений в ОС, проверяется ведомость № 18 (учета затрат по капитальным вложениям), журнал-ордер № 16 (по кредиту сч. 07, 08).

8.      Проверка учета операций по выбытию объектов ОС. Основание: акт на списание; договор о реализации или передачи в аренду; накладная внутреннего перемещения и др. Правильность отражения операций на счетах бухгалтерского учета (счет 90 и 91). Проверить, производилась ли корректировка налогооблагаемой прибыли на сумму убытка от выбытия ОС. Проверить полноту оприходования материалов, полученных от демонтажа (разборки, ликвидации) ОС.

9.      Проверка правильности учета по лизингу. Проверка условий договора, правильность составления корреспонденции счетов.

Последовательность работ при аудите ОС можно разделить на три этапа.

Этап 1 - Ознакомительный. Основной задачей аудита ОС является подтверждение информации об основных средствах в финансовой отчетности. Аудитору необходимо изучить весь комплект представленной ему бухгалтерской отчетности, а именно установить, что:

аудитором должна быть обязательно проведена проверка соблюдения условий для отнесения имущества к основным средствам, согласно ПБУ;

должен быть изучен состав и структуру основных средств по данным регистров аналитического учета. В процессе такого изучения устанавливается правильность отнесения учитываемых объектов к основным средствам, их классификации, а также формирования инвентарных объектов;

проверка сохранности основных средств - необходимо проверить условия их хранения и эксплуатации, установить список лиц, за которыми закреплены отдельные объекты, убедиться в том, что с ними заключены договоры о полной материальной ответственности

Этап 2 - Основной. На этом этапе аудитору необходимо проверить:

правильность оформления первичных документов, на основании которых в бухгалтерском учете отражались операции по приобретению, выбытию объектов основных средств;

на основании данных бухгалтерского учета и первичных учетных документов проверяют своевременность зачисления объектов в состав основных средств;

производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов основных средств; проверяется соответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов;

осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы»;

проверяется правильность начисления амортизации ОС для целей бухгалтерского учета; в случае ликвидации ОС проверяют оформление первичных документов, устанавливают причины ликвидации, техническое состояние списанных объектов.

Этап 3 - Заключительный. На этом этапе проводится проверка соблюдения установленного порядка в учетной политике организации в части проведения инвентаризации, а именно, проводится ли инвентаризация: перед составлением годовой отчетности; при смене материально ответственных лиц; при выявлении фактов хищения, злоупотребления или порчи имущества; в случае стихийного бедствия, пожара или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями; при реорганизации или ликвидации.

На основании данных инвентаризационных описей, сличительных ведомостей, решений руководителя по итогам инвентаризации, бухгалтерских справок изучаются своевременность проведения инвентаризации, полнота и правильность отражения ее в учете. Если аудитор производит лишь проверку результатов инвентаризации, то данный факт необходимо отметить при составлении аудиторского отчета и аудиторского заключения. Однако для формирования более достоверного вывода о качественной инвентаризации ОС более целесообразно провести ее самостоятельно.

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для того доказательства. Для сбора доказательств аудитор может использовать следующие аудиторские процедуры:

проверка арифметических расчетов, например, пересчет амортизации, первоначальной стоимости ОС;

инспектирование - проведение инвентаризации ОС; проверку записей и документов;

наблюдение - отслеживание аудитором осуществления какой-либо процедуры, проводимой работниками клиента;

запрос и подтверждение - применяются для установления факта передачи ОС в уставный капитал или совместную деятельность;

аналитические процедуры - используются при сопоставлении наличия ОС в разные периоды, данных разных отчетных форм и др.

типичные ошибки и нарушения в учете основных средств.

При аудите ОС можно выделить следующие основные виды нарушений:

) В учетной политике предприятия указано, что аналитический учет ОС ведется в инвентарных карточках, при том, что на практике этого не делается.

) Несвоевременное оприходование объектов ОС.

) Неправильное определение первоначальной стоимости ОС.

) Некорректная корреспонденция счетов при отражении операций по выбытию (списании, реализации по цене ниже остаточной стоимости и др.).

) Неправильно осуществляется начисление амортизации.

) Предприятие продолжает начисление амортизации по объектам с истекшим сроком нормативной эксплуатации.

7) Несоответствие информации о наличии и стоимости ОС по данным Главной книги, инвентарным карточкам, инвентаризационным описям и формам отчетности и др.

) Неоприходование материальных ресурсов, остающихся при ликвидации объектов.

Таким образом, из изложенного можно сделать вывод, что вопросы аудиторской проверки основных средств: движения, начисления амортизации, использования остатка износа на финансирование капитальных вложений, вопросы формирования и использования ремонтного фонда, а также отнесения на себестоимость продукции затрат по ремонту основных средств в настоящее время приобретают первостепенное значение. Очень высока цена ошибки, допущенная бухгалтером в этих вопросах. Но еще выше будет эта цена, если ошибку счетного работника при проверке не обнаружит высококлассный специалист, каким должен являться проверяющий - аудитор.

2. Аудит операций с основными средствами (на примере ООО «Партнер» г. Зеленогорска)

2.1 Организационно-экономическая характеристика предприятия


Целью аудита операций с основными средствами (ОС) является выражение мнения относительно классификации, реальности оценки и достоверности отражения в учете и отчетности объектов основных средств.

Базой для проведения аудита операций с основными средствами выбрано «ООО «Партнер» - предприятие, имеющее объекты основных средств для осуществления производственной деятельности.

«ООО «Партнер» находится по адресу 663690, Красноярский край, г. Зеленогорск, ул. Калинина, д. 29А. Директор - Минин Сергей Анатольевич.

ООО «Партнер» зарегистрировано в 2002 году, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, круглую печать со своим наименованием, штампы, бланки, товарные знаки, знаки обслуживания и другую символику.

Права и обязанности юридического лица Общество приобрело с момента его государственной регистрации.

Основными целями деятельности предприятия на данном этапе его развития являются: получение прибыли; повышение финансовой независимости и устойчивости работы; интенсификация использования трудовых ресурсов.

Численность предприятия более 60 человек. В (Приложении 1) представлена схема организационной структуры ООО «Партнер».

ООО «Партнер» действует на основании Устава, в соответствии с которым основными видами деятельности являются: производство, переработка и реализация мясной продукции.

ООО «Партнер» выпускает 10 наименований колбас, мясной продукции и полуфабрикатов.

Как видно из таблицы 1, за рассматриваемый период ООО «Партнер» увеличил объем выпущенной продукции; увеличилась выручка от продаж на 12 млн 94 тыс. рублей, что связано с увеличением объема продаж в связи с расширением рынком сбыта, в том числе открытием новых торговых точек.

Таблица 1 - Основные показатели деятельности ООО «Партнер»

Показатели

2009

2010

2011

2011 к 2009





+;-

%

1. Объем выпущенной продукции, тыс. руб.

27754

36098

40415

+12661

145,62

2. Стоимость основных производ. фондов, тыс. руб.

10933

11037

12252

+1319

112,06

3. Стоимость оборотных средств, тыс. руб.

7238

8256

9246

+2008

127,74

4. Среденесписочная численность, чел.

54

59

61

+7

112,96

5. Производительность труда, тыс.руб.

514

612

662

+148

128,79

6. Выручка от продажи продукции, тыс. руб.

31363

38794

43457

+12094

138,56

7. Себестоимость проданной продукции, тыс. руб.

29644

36560

41246

+11602

139,14

8. Чистая прибыль, тыс. руб.

506

619

803

+297

158,70

9. Фондоотдача, руб.

2,9

3,5

3,5

+0,6

120,69

10. Фондоемкость, руб.

0,35

0,30

0,29

-0,06

82,86

11. Коэффициент об. оборотных активов, в оборотах

4,33

4,70

4,70

+0,37

108,54


Стоимость основных производственных фондов в 2011 году по сравнению с 2009 возросла годом на 1 млн 319 тыс. руб. Причиной увеличения стоимости является рост объема продаж, который привел к необходимости замены производственного оборудования на более современное. Показатель фондоотдачи в 2011 составил 3,5 руб., т.е. с каждого рубля произведенной продукции получено 3,5 руб., вложенного в основные фонды, а показатель фондоемкости снижается, что является положительной тенденцией.

Сумма оборотных средств в 2011 году увеличилась на 2 млн.8 тыс.руб. по сравнению с 2009 годом. От эффективности использования оборотных средств зависят не только размер оптимально необходимых для хозяйственной деятельности оборотных средств, но и размер затрат, связанных с владением и хранением запасов, что отражается на себестоимости продукции и в конечном итоге на финансовых результатах. Наиболее характерным показателем является коэффициент оборачиваемости. В 2011 году на 1 рубль оборотных средств приходилось 4,70 рубля проданной продукции. С 2009 по 2011 год наблюдается тенденция незначительного увеличения коэффициента оборачиваемости, в то же время его значение находится на высоком уровне (колеблется в пределах 4,3-4,7), что для предприятия можно оценить положительно.

Рассматривая численность персонала, отметим что за период с 2009 по 2011 год наблюдаются изменения в наличии трудовых ресурсов. К 2011 году среднегодовая численность увеличилась на 12% по сравнению с 2009 годом, что объясняется увеличением численности работников, что связано с увеличением объема производства, приобретение нового оборудования.

Одними из важных показателей, являются финансовые результаты деятельности предприятия. На протяжении рассматриваемого периода ООО «Партнер» работал с прибылью, которая к 2011 году по сравнению с 2009 увеличилась почти на 59%.

В ООО «Партнер» действует учетная политика на 2011 год (Приказ руководителя предприятия №165 от 31.12.2010 года). В данном документе записано, что бухгалтерский учет в ООО «Партнер» ведется в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, другими Положениями по бухгалтерскому учету, а также правовыми актами, действующими на момент отражения в учете конкретной хозяйственной операции. Выписка из приказа об учетной политике представлена в Приложении 2.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении в рублях и копейках путем сплошного, непрерывного их отражения методом двойной записи.

Для осуществления бухгалтерского учета в ООО «Партнер» работал создана бухгалтерская служба, состоящая из 4 бухгалтеров и главного бухгалтера предприятия, который в свою очередь, подчиняется руководителю предприятия.

Для бухгалтеров разработаны должностные инструкции. Все работники бухгалтерии имеют специальное образование.

Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме учета, все компьютеры включены в единую сеть предприятия и образуют общую базу данных для бухгалтерского учета. Обработка учетной информации осуществляется с применением компьютерной техники и программы «1С: Предприятие» (версия 7.7).

Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета. Таким образом, бухгалтерский учет в ООО «Партнер» работал ведется в соответствии с едиными методологическими основами и правилами, представляет собой упорядоченную систему сбора, регистрации и обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах предприятия, их движении путем непрерывного, сплошного и документального учета всех хозяйственных операций.

В учетной политике отражен также и порядок ведения налогового учета. Налоговый учет осуществляется в целях формирования полной и достоверной информации о порядке учета для целей налогообложения хозяйственных операций, осуществленных в течение отчетного (налогового) периода, а также обеспечения информацией внутренних и внешних пользователей для контроля за правильностью исчисления и уплаты налогов в бюджет.

ООО «Партнер» исчисляет и уплачивает следующие виды налогов и сборов: налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, страховые взносы, налог на имущество, плату за загрязнение окружающей среды, транспортный налог, налог на доходы физических лиц.

Налоговый учет ведется на основании первичных данных бухгалтерского учета. В течение месяца совершаемые в организации хозяйственные операции, оформленные первичными документами бухгалтерского учета, отражают по правилам бухгалтерского учета. Данные бухгалтерского учета формируют компьютерную версию бухгалтерских и налоговых регистров. Одновременно в регистрах налогового учета на основании первичных документов налогового учета отражаются отдельные хозяйственные операции, которые не подлежат отражению в системе бухгалтерского учета.

Выручка от реализации товаров (продукции, работ, услуг) в целях налогооблагаемой базы по НДС определяется по методу начисления.

Доходы и расходы для целей исчисления налогообложения прибыли признаются по методу начисления, то есть в том отчетном периоде, к которому они относятся независимо от времени поступления (расхода) денежных средств или иной формы оплаты.

2.2 Проведение аудита операций с основными средствами

 

.2.1 Планирование аудиторской проверки ОС

Стандарт «Планирование аудита» включает в себя предварительное планирование, подготовку, составление общего плана и программы, обзор учредительных документов, материалов проверок налоговыми органами, внутреннего контроля. Общий план аудита определяет последовательность действий аудитора. В нем должны быть предусмотрены сроки проведения аудита, график проведения аудита, подготовки отчета, аудиторского заключения. Общий план служит руководством в составлении программа аудита, в которой четко определим: цель аудита, основные участки работы, характер и методы проверки (сплошной, выборочный, фактический, документальный контроль и т.д.) Программа аудита является развитием общего плана аудита и представляет собой детальный перечень содержания аудиторских процедур, применяемых в данной аудиторской проверке, а также их характер, сроки, объем и конкретных исполнитель. Она служит подробной инструкцией для аудитора по конкретному участку контроля. Содержание общего плана и программы аудита ОС приведены в Приложении 3,4.

При планировании аудита определяются: уровень существенности, оценка аудиторского риска и эффективность системы внутрихозяйственного контроля. Существенность - это вероятность того, что применяемые аудиторские и иные, в том числе юридические, экспертные и т.д., процедуры позволяют определить наличие ошибок в отчетности экономического субъекта и оценить их влияние на принятие соответствующих решений ее пользователями. Для нахождения уровня существенности ошибки используется методика, представленная в таблице 2.

Таблица 2 - Определение показателей для расчета единого уровня существенности ошибки ООО «Партнер», тыс. руб.

Наименование базового показателя

Значение баз. показателя бухгалтерской отчетности

Доля, %

Значение, применяемое для нах. уровня существенности

Балансовая прибыль

803

5

40,15

Вал. объем реа. без НДС

43457

2

869,14

Валюта баланса

29657

2

593,14

Собственный капитал

5162

10

516,20

Общие зат. предприятия

41246

2

824,92


Значение базового показателя отражено по данным показателей бухгалтерской отчетности за 2011 год. На основании этих величин рассчитываем процентные доли и результат заносим в таблицу. Анализируя полученные данные, не принимаем для расчета уровня существенности 40,15 тыс. руб., 824,92 тыс. руб. и 869,14 тыс. руб., так как эти расчетные значения наиболее отклоняются от остальных величин. По оставшимся показателям рассчитываем среднюю величину:

(593,14+516,20) / 2 = 554,67 тыс. руб.

Округлим эту величину до 600 тыс. руб., где разница 45,33 тыс. руб. не превышает установленные 20% округлений от средней величины.

Далее рассчитаем уровень существенности для ОС. Сначала определяем удельный вес статьи «Основные средства» в структуре баланса, что составило:

,31% (12252:29657 * 100 %).

Таким образом, уровень существенности применительно к ОС составит:

тыс. руб. (600 * 41,31%).

Следовательно, единый уровень существенности ошибки в цехе составляет - 600 тыс. руб., а уровень существенности ошибки по основным средствам - 250 тыс. руб.

Для определения эффективности системы внутрихозяйственного контроля были составлены специально разработанные формы тестов, с помощью которых проводится анализ систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля (Приложения 5, 6, 7). Анализируя полученные данные выявлено, что в ООО «Партнер» надежность системы внутреннего контроля оценена как «средняя».

В ООО «Партнер» используют типовые унифицированные формы документов и утвержденные учетной политикой предприятия, обязательные реквизиты документов заполняются в момент их составления, хотя со стороны бухгалтерии отмечен недостаточный уровень контроля за полнотой регистрации первичных документов, и существует вероятность пропуска номеров; имеется также вероятность искажения периодической отчетности из-за нарушения сроков сдачи первичных документов. Наличие компьютерных программ «1С: Предприятие» и «Зарплата» существенно повышают уровень систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Занося данные с первичных документов в программу, автоматически формируется корреспонденция счетов, а затем обработанные данные используются при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности.

Важное значение имеет оценка аудиторского риска, который состоит из трех компонентов: внутрихозяйственный риск, риск средств контроля, риск необнаружения. Аудиторский риск - риск, который берет на себя аудитор, предоставляя заключение о полной достоверности данных внешней отчетности, в то время как там возможны ошибки и пропуски, не попавшие в поле зрения аудитора.

Учитывая результаты проведенных процедур оценки систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля в цехе аудиторский риск, а, следовательно, внутрихозяйственный риск, риск средств контроля и риск необнаружения можно оценить как «средний» и установить:

внутрихозяйственный риск на уровне - 80%;

риск контроля - 50%;

риск необнаружения - 15%;

следовательно

аудиторский риск равен - 6% (0,8*0,5*0,15).

 

.2.2 Аудиторские процедуры

Основными источниками проведения аудита служат: первичные документы, сводные регистры, акт (накладная) приемки-передачи ОС ф.ОС-1; акт приемки-сдачи отремонтированных, реконструированных и модернизированных объектов - ф. № ОС-3; акт на списание основных средств - ф. № ОС -4; инвентарная карточка учета ОС - ф. № ОС-6 и др.; журналы-ордера №№ 13, 10 и 10/1, главная книга, баланс, отчет о прибылях и убытках, приложение к бухг. балансу (ф. № 5).

Осуществляя проверку данных первичных документов регистрам бухгалтерского учета, особое внимание было уделено соответствию данных аналитического учета по учету основных средств данным, отраженным в Главной книге. Была осуществлена проверка соответствия данных Главной книги по счету 10 «Основные средства», 13 «Амортизация» данным Баланса по строке 032. В результате данные аналитического учета, Главной книги и Баланса совпали.

Далее осуществлена проверка достоверности таких регистров по учету ОС:

. Инвентарная карточка учета ОС.

. Карточка учета движения ОС.

3. Форма №5 «Приложение к балансу предприятия», раздел 2 «Состав и движение ОС».

. Форма №11 «Отчет о наличии и движении ОС».

. Данные о переоценке ОС (форма №1 - переоценка).

. Форма №7 «Отчет о запасах неустановленного оборудования».

Проверка вышеперечисленных документов была начата с определения соответствия данных аналитического учета регистру. Отклонения не обнаружены.

Данные регистров Приход ОС и Расход ОС были сопоставлены с данными столбцов «приход» и «расход» Оборотной ведомости по движению ОС. Проверка была осуществлена отдельно по подразделениям и по каждому материально ответственному лицу. Просуммированы суммарные обороты (приход и расход) Оборотных ведомостей по движению ОС в подразделении по каждому материально-ответственному лицу с итоговыми значениями по приходу и расходу ОС по каждому субсчету.

Далее осуществлена проверка перенесения исходящего остатка Оборотных ведомостей по движению ОС, Журнал - ордер №13, Ведомость №10 и Главную книгу. В результате проведенной проверки не было выявлено никаких существенных отклонений. Можно сделать вывод о достоверности данных отчетности в части отражения основных средств, так как все данные из первичных документов были правильно перенесены в регистры учета и отчетность.

Проверяя технику заполнения первичных документов, в первую очередь обращают внимание на правильность оприходования основных средств. Для этой цели осуществлена выборочная проверка соответствия данных актов приема-передачи основных средств с данными сопроводительных документов (счета-фактуры, налоговые накладные). В результате проверки можно сделать вывод о соответствии данных актов приема-передачи основных средств суммам отраженным в счетах-фактурах по поступившим средствам. Во всех случаях расхождений по предоставленным счетам и фактически поступившим средствам были составлены акты приема основных средств и предъявлены претензии поставщикам. При проведении проверки первичной документации не было выявлено неправильного оприходования материалов.

Проверка следования порядку техники заполнения первичных документов показала, что в некоторых первичных документах не все реквизиты заполнены; не все незаполненные строки прочеркнуты; не везде стоят подписи; некоторые документы не были составлены в момент осуществления хозяйственной операции. Исправления, обнаруженные в нескольких первичных документах были подтверждены подписью. В силу всего вышеперечисленного можно сделать о невнимательности работников ООО «Партнер». На основании проверки наличия договоров, правильности их составления, сопоставления данных документов по оплате поставщикам с данными по оприходованию основных средств, можно сделать вывод о реальности учетных операций, отраженных в первичных документах.

Важным направлением проведения аудита ОС является проверка обоснованности применения норм и достоверности начисления амортизации, поскольку эти данные связаны с формированием себестоимости продажи товаров, продукции, работ, услуг и в конечном итоге влияют на финансовые результаты предприятия (его прибыль или убыток), сумму налога на имущество и размер уплачиваемого в бюджет налога на прибыль. План и программа представлены в Приложении 8,9.

Выбор амортизационной политики оказывает значительное влияние на формирование финансовой стратегии организации. При проверке порядка начисления амортизации аудитор должен использовать результаты аудита документального оформления и оценки основных средств. При проверке амортизации, начисленной в бухгалтерском учете, аудитор руководствуется ПБУ 6/01, Положением по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утвержденным Приказом <consultantplus://offline/ref=831AAB7A87A401E0B84EF20B3B7F7F4F30660820283E51B26A43457F0F0483BFA0F41423D8DB5A0E60J> Минфина России от 29.07.1998 N 34н, учетной политикой организации для решения следующих задач:

анализ объектов амортизации;

контроль за правильностью расчета норм амортизационных отчислений;

проверка отражения в бухгалтерском учете амортизационных отчислений;

оценка амортизационной политики, осуществляемой субъектом хозяйствования.

Для обоснованного выражения своего мнения о правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности бухгалтерской отчетности аудитор должен получить достаточные для этого аудиторские доказательства.

Сначала анализируется состав основных средств, по которым начисляется амортизация. Амортизацию начисляют, ежемесячно начиная с месяца следующего за тем, в котором объект зачислен в состав основных средств.

Результаты проверки оформляются в форме таблицы 3.

Таблица 3 - Зачисление объектов в состав ОС и начало начисления амортизации в ООО «Партнер» в 2011 году

Наименование объекта ОС

Сумма, руб.

Инв. №

Ответственный за сохранность

Реквизиты ОС-1

Данные отражения в учете

Месяц начала нач. амортизации

Массажер Gunter

2203390

053

Григорьев А.А.

№1 от 16.03.11

Отражено в программе 1С 16.03.11

Апрель 2011

Мет. рамы для копч.

60000

054

Григорьев А.А.

№2 от 22.04.11

Отражено в программе 1С 22.04.11

Май 2011

Торговый ларек

120000

055

Едомин М.П.

№3 от 22.06.11

Отражено в программе 1С 22.06.11

Июнь 2011


Выявлено, что объекты ОС зачисляются своевременно, месяц начала начисления амортизации определен правильно. Далее производится проверка формирования первоначальной стоимости объектов ОС. ОС принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости, которая формируется в соответствии с ПБУ 6/01. Первоначальной стоимостью ОС, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением НДС и иных возмещаемых налогов (п. 8 ПБУ 6/01). Не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они связаны с приобретением, сооружением или изготовлением ОС. Необходимо проверить соответствие методологии, закрепленной учетной политикой для целей бухгалтерского учета, требованиям ПБУ 6/01 и выяснить, на каком счете отражаются фактические затраты, включаемые в первоначальную стоимость объектов. Затем осуществляется перекрестная сверка данных регистров синтетического учета по счетам 01 «Основные средства» и 08 «Вложения во внеоборотные активы». В результате проверки формирования первоначальной стоимости выявлено что по основному средству «Массажер Gunter» введенному в эксплуатацию 16.03.11 неправильно сформирована первоначальная стоимость, по данным организации стоимость данного объекта составляет 2203390 руб. (стоимость оборудования без НДС по приходным документам), по мнению же аудитора в первоначальную стоимость следует включить транспортные затраты по доставку оборудования, в сумме 40000 руб., которые были сразу отнесены на затраты текущего периода. Таким образом, первоначальная стоимость «массажера Gunter» должна быть 2243390 руб.

Затем проверяется правильность определения норм амортизации основных средств. Проверка заключается в пересчете аудитором норм, установленных при вводе объекта в эксплуатацию. Аудитор должен убедиться в том, что методика расчета норм амортизации соответствует требованиям ПБУ 6/01 <consultantplus://offline/ref=831AAB7A87A401E0B84EF20B3B7F7F4F3166092A2F3E51B26A43457F0F0483BFA0F41423D8DB5A0E67J> и учетной политике организации. Следующий шаг - определение срока полезного использования (амортизационного периода) объекта основных средств. Организации имеют право пересматривать срок полезного использования в случаях улучшения первоначально принятых нормативных показателей функционирования объекта в результате проведенной реконструкции или модернизации. Аудитору надо выяснить, являются ли установленные на предприятии сроки полезного использования объектов основных средств характерными для данной сферы бизнеса. Для проверки аудитор должен изучить акты ввода объектов в эксплуатацию, материалы переоценки основных средств. На данных этапах нарушений не выявлено, нормы амортизации и сроки полезного использования установлены правильно. Далее проверяется правильность начисления амортизации ОС для целей бухгалтерского учета. Способ начисления амортизации закрепляется в учетной политике организации. Проверка основывается на данных регистров бухгалтерского учета по начислению амортизации. ООО «Партнер» как для целей бухгалтерского так и налогового учета начисляет амортизацию линейным методом. Результаты оформляются в таблицу 4.

Дата ввода в эксплуатацию

Инв. №

Наименование объекта основных средств

Первоначальная стоимость по данным организации

Первоначальная стоимость по данным аудита

Ежемесячные амортизационные отчисления

Отклонения






Согласно ведомости

По данным аудита


15.09.05

015

Куттер ЛФК-11

60000

60000

12000

12000

-

14.11.05

019

Автомобиль ГАЗ 3302

80000

80000

9600

9600

-

22.04.06

024

Термокамера

280000

280000

28000

28000

-

29.08.07

038

Персональный компьютер №1

20000

20000

4000

4000

-

15.01.08

044

Массажер Vacona

350000

350 000

43750

43750

-

22.06.09

049

Инъектор

1108000

1108000

110800

110800

-

16.03.10

053

Массажер Gunter

2203390

2243390

220339

224339

4000


По результатом проверки установлено, что в результате неправильного формирования первоначальной стоимость сумма амортизации по «массажеру Gunter» была занижена на 4000 руб.

 

2.2.3 Результаты выборочного аудиторского обследования

По окончании работ аудитор формирует мнение по результатам проверки данного участка учета, составляет пакет рабочих документов, формулирует часть аудиторского отчета, относящуюся к области проверки, и представляет его совместно с рабочей документацией руководителю проверки. Результаты проведенного выборочного аудиторского обследования представим в виде таблицы 5.

По выявленным ошибкам и нарушениям необходимо исправить ошибки по расчету первоначальной стоимости ОС и амортизации, подать уточненные налоговые декларации налогу на прибыль и налогу на имущество, доплатить данные налоги в бюджет, уплатить пени за несвоевременную уплату налогов:

) Налог на прибыль 36000 (40000-4000)*20% = 7200 рублей.

) Налог на имущество 36000*2,2% = 792 рубля.

Пени за уплату налога в более поздний срок по сравнению с установленным законодательством срок в соответствии со статьей 75 НК РФ в размере 1/300 учетной ставки рефинансирования ЦБ РФ за каждый день несвоевременной уплаты. Если срок уплаты налога на имущество и налога на прибыль еще не истек, то до организация может доплатить налоги без штрафных санкций.

Таблица 5 - Результаты проведенного выборочного аудиторского обследования ООО «Партнер» за период с 01.01 по 31.12.2011

Выявленные нарушения

Документ, требования которого нарушены

Сумма

Степень существенности и значимости влияния выявления нарушения на результаты деятельности завода и достоверность бухгалтерской отчетности

Зан. перв. стоимость осн. средства

ПБУ 6/01, Гл.30 НК РФ

40000

В результате выяв. нарушения занижена налог. база по налогу на имущество

Занижена сумма исч. амортизации

ПБУ 6/01, Гл. 25 НК РФ

4000

В результате выявленного нарушения неверно исчислена себестоимость, завышена налогооблагаемая база по налогу на прибыль

Неверно отражена (занижена) остат. стоимость основных средств в балансе


36000

Учитывая уровень существенности ошибки для основных средств можно считать данные нарушения не существенными

Неверно отражена (занижена) себ. в отчете о прибылях и убытках


4000

Учитывая уровень существенности ошибки для основных средств можно считать данные нарушения не существенными

Необоснованно отнесены на затраты транспортные расходы

Гл. 25 НК РФ

40000

В результате выяв. Наруш. занижена нал. база по налогу на прибыль

2.2.4 Выводы и предложения по результатам проверки

Аудит основных средств в ООО «Партнер» проведен за 2011 год. Обязанность аудита заключается в том, чтобы высказать мнение о достоверности отчетности в части основных средств во всех существенных аспектах на основе проведенного аудита.

Аудит проводился на выборочной основе и включал в себя изучение на основе тестирования доказательств, подтверждающих значение и раскрытие бухгалтерской информации.

При проведении аудита бухгалтерской отчетности рассмотрено соблюдение применяемого законодательства РФ при совершении финансово-хозяйственных операций, с целью получить достаточную уверенность в том, что бухгалтерская отчетность не содержит существенных искажений.

Аудит проводился в соответствии с законом «Об аудиторской деятельности» от 07.08.2001 №119-ФЗ, Правилами (стандартами) аудиторской деятельности, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23.09.2002 №696.

ООО «Партнер» - юридическое лицо, имеющее, расчетные счета в банках и другие реквизиты. Предприятие действует с соблюдением требований Гражданского кодекса и иных федеральных законов.

Для осуществления бухгалтерского учета на предприятии создана бухгалтерская служба. Во главе этой службы стоит главный бухгалтер, который подчиняется руководителю предприятия. Для всех бухгалтеров разработаны должностные инструкции. В подчинении главбуха находятся четыре бухгалтера, на одного из которых возложены обязанности кассира. Все работники бухгалтерии имеют специальное образование и опыт работы на компьютере. Кадровый состав бухгалтерии подобран таким образом, что его можно охарактеризовать как аккуратные, компетентные, заслуживающие доверия работники.

Бухгалтерский учет в ООО «Партнер» ведется в соответствии с ФЗ «О бухгалтерском учете» № 129-ФЗ от 21.11.96, Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина от 31.10.2000 № 94н, другими Положениями по бухгалтерскому учету, а также правовыми актами, действующими на момент отражения в учете конкретной хозяйственной операции.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций на предприятии ведется на основе натуральных измерителей в денежном выражении в рублях и копейках путем сплошного, непрерывного их отражения методом двойной записи.

Бухгалтерский учет ведется по автоматизированной форме учета. Обработка учетной информации осуществляется с применением компьютерной техники и программы «1С: Предприятие» (версия 7.7). Хозяйственные операции отражаются в регистрах бухгалтерского учета в хронологической последовательности и группируются по соответствующим счетам бухгалтерского учета.

В ООО «Партнер» утверждены Учетная политика, рабочий План счетов бухгалтерского учета, которые в полной мере отражают особенности производства. Приказ «Об учетной политике» составлен грамотно, полно с отражением и Плана счетов, используемых бухгалтерией для ведения бухгалтерского учета и Графика документооборота. Предприятие соблюдает положения, установленные учетной политикой.

На предприятии используют типовые унифицированные формы документов и утвержденные учетной политикой предприятия. Обязательные реквизиты документов заполняются в момент их составления. Особое внимание было уделено изучению документов, регулирующих организацию и порядок ведения учета основных средств на данном предприятии.

Наличие компьютерных программ «1С: Предприятие» и «Зарплата» существенно повышают уровень систем бухгалтерского учета и внутреннего контроля. Занося данные с первичных документов в программу, автоматически формируется корреспонденция счетов, а затем обработанные данные используются при составлении бухгалтерской и налоговой отчетности. Положительным моментом является еще и то, что на предприятии существует практика введения паролей. Каждый бухгалтер работает в программе под своим «логином» и паролем. Доступ ко всем информационным базам есть только у главного бухгалтера. Задача каждого работника бухгалтерской службы обеспечить точный количественный и качественный перенос данных в систему учета.

Оформление документов и порядок учета операций соответствуют требованиям, предъявляемым к ним.

В ходе аудита не выявлено существенных ошибок или нарушений, способных повлиять на изменение финансовых результатов деятельности предприятия. Хорошая организация бухгалтерского учета хозяйственных операций, в том числе и операций с основными средствами способствует полному и своевременному отражению всех совершаемых операций на счетах бухгалтерского учета с использованием не только унифицированных форм первичной учетной документации, но и самостоятельно разработанных форм.

Для проверки наличия основных средств в ООО «Партнер» был осуществлен осмотр основных средств, числящихся на балансе предприятия.

Проведенное выборочное аудиторское обследование по учету начисленной амортизации основных средств за 2011 год показало, что в основном учет осуществляется в соответствии с действующим законодательством и внутренними документами ООО «Партнер». Применяемый линейный способ начисления амортизации отвечает выбранной цели предприятия о поддержании стабильного уровня рентабельности и умеренного уровня накопления амортизационных отчислений. Однако при проверке были выявлены нарушения норм ПБУ 6/01, норм главы 30 НК РФ, 25 НК РФ. Для того чтобы в дальнейшем избежать нарушений необходимо прежде всего усилить выполнение требований по соблюдению правил внутреннего контроля на предприятии.

По результатам проведенного аудита, можно сделать вывод, что предоставленная ООО «Партнер» бухгалтерская отчетность подготовлена во всех существенных аспектах в соответствии с нормативными актами, регулирующими бухгалтерских учет и отчетность, и отражает активы и пассивы предприятия на отчетную дату и финансовые результаты его деятельности за отчетный период.

В целом учет основных средств в ООО «Партнер» ведется без грубых нарушений. В качестве рекомендации можно посоветовать руководству ООО «Партнер» применять ускоренную амортизацию основных производственных фондов, используемых в процессе производства продукции. Данная норма определена в ст.10 Закона о государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации, каковым является ООО «Партнер».

Заключение

Целью данной работы является аудит операций с основными средствами.

В первой главе были изучены теоретические аспекты аудита основных средств:

цели и задачи аудита операций с основными средствами;

перечень основных нормативных документов, имеющих отношение к изучаемой теме;

документы, на основании которых проводится аудит основных средств;

последовательность работ, применяемых аудитором при проверке основных средств;

основные виды нарушений, которые могут быть выявлены в результате проведения аудита основных средств.

Во второй, практической, части работы на ООО «Партнер» проведен аудит операций с основными средствами. Аудит включал проверку на выборочной основе, при этом особое внимание уделено аудиторскому обследованию обоснованности применения норм и достоверности начисления амортизации, поскольку эти данные связаны с формированием себестоимости продажи продукции и в конечном итоге влияют на финансовые результаты предприятия.

В результате выполненной аудиторской проверки установлено, что бухгалтерский и финансовый учет основных средств соответствует установленному законодательству, осуществляется в полном объеме, существенных ошибок или нарушений, способных повлиять на изменение финансовых результатов деятельности предприятия не обнаружено, что обусловило выдачу обследуемому предприятию безусловно-положительного аудиторского заключения.

Список используемой литературы

.Агеева Ю.Б. Аудиторская проверка: Практическое пособие / Ю.Б.Агеева, А.Б.Агеева. - М.: Бератор-Паблишинг, 2003. - 160 с.

.Бычкова С.М. Практический аудит: Учебное пособие / С.М.Бычкова, Т.Ю.Фомина. - М.: Эксмо, 2009. - 176 с.

.Кондраков И.П. Бухгалтерский учёт / И.П.Кондраков. - М.: ИНФРА М, 2002. - 515 с

.Мерзликина Е.М. Аудит: Учебник / Е.М.Мерзликина, Ю.П.Никольская. - М.: Инфра-М, 2006. - С.198-210, 260-337.

.Налетова И.А. Аудит / И.А.Налетова, Т.Е.Слободчикова. - М.: ИНФРА-М, 2005. - 176 с. С.96-100.

.Плучевская Э.В. Аудит: учебное пособие / Э.В.Плучевская. - Томск: Изд-во ТПУ, 2010. - 200 с.

.Соколова Е.С. Аудит: Учебное пособие, тесты / Е.С.Соколова. - М.: МГУЭСИ, 2006. - 191 с.

.Табалина С.А. Аудит / С.А.Табалина, Н.А.Ремизов. - М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 240 с.

.Шеремет А.Д. Аудит. Учебник / А.Д.Шеремет, В.П.Суйц. - М.: ИНФРА-М, 2007. - 448 с. С.335-357, 366-407.

.Шешукова Т.Г. Аудит: теория и практика применения международных стандартов: Учеб. пособие / Т.Г.Шешукова, М.А.Городилов. - М.: Финансы и статистика, 2005. - 184 с.

.Юдина Г.А. Основы аудита: учебное пособие / Г.А.Юдина, М.Н.Черных. - М.: КНОРУС, 2006. - 296 с.


Приложения

Приложение 1

Структура управления ООО «Партнер»

Схема

Приложение 2

ООО «ПАРТНЕР» ВЫПИСКА ИЗ ПРИКАЗА ОБ УЧЕТНОЙ ПОЛИТИКЕ № 165 от 31.12.2010

Способы ведения бухгалтерского учета

Учет основных средств и амортизации.

При принятии к бухгалтерскому учету активов в качестве основных средств необходимо единовременное выполнение следующих условий:

а) использование в производстве продукции при выполнении работ или оказании услуг либо для управленческих нужд организации;

б) использование в течение длительного времени, т.е. срока полезного использования, продолжительностью свыше 12 месяцев или обычного операционного цикла, если он превышает 12 месяцев;

в) организацией не предполагается последующая перепродажа данных активов;

г) способность приносить организации экономические выгоды (доход) в будущем.

Единицей бухгалтерского учета основных средств является инвентарный объект.

Основные средства принимаются к бухгалтерскому учету по первоначальной стоимости.

Первоначальной стоимостью основных средств, приобретенных за плату, признается сумма фактических затрат организации на приобретение, сооружение и изготовление, за исключением налога на добавленную стоимость и иных возмещаемых налогов.

Изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету, допускается в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации и переоценки объектов основных средств.

Начисление амортизации объектов основных средств производится линейным способом.

Объекты основных средств стоимостью не более 20000 рублей за единицу, а также приобретенные книги, брошюры и т.п. издания разрешается списывать на затраты на производство (расходы на продажу) по мере отпуска их в производство или эксплуатацию.

Начисление амортизационных отчислений по объекту основных средств начинается с первого числа месяца, следующего за месяцем принятия этого объекта к бухгалтерскому учету, и производится до полного погашения стоимости этого объекта либо списания этого объекта с бухгалтерского учета.

По основным средствам, приобретенным по договору лизинга, амортизация начисляется способом уменьшаемого остатка, с применением специального коэффициента-3 (п. 19 ПБУ 6/01).

Основные средства включаются в амортизационные группы согласно классификации основных средств, утвержденной Постановлением Правительства РФ от 01. 01.2002 № 1 "О классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы". Срок полезного использования основных средств устанавливать в рамках диапазона, предусмотренного для каждой амортизационной группы.

Сумма начисленных процентов по заемным средствам, использованным для приобретения объекта основных средств, относится на увеличение первоначальной стоимости объекта (до момента постановки объекта на учет) или на внереализационные расходы (после постановки объекта на учет). Учет ремонта основных производственных фондов.

Расходы на ремонт основных средств, произведенные налогоплательщиком, рассматриваются как прочие расходы и признаются для целей налогообложения в том отчетном (налоговом) периоде, в котором они были осуществлены, в размере фактических затрат. Основание - ст. 260 НК РФ.

Приложение 3

Таблица. Анкета для опроса персонала ООО «Партнер» при проверке системы бухгалтерского учета

Вопрос

Ответ

Примечание

1. Существует ли на предприятии бухгалтерская служба

Да

Положение о бухгалтерской службе

2. Сколько человек находится в ее составе

Четыре

-

3. Кто возглавляет бухгалтерскую службу

Главный бухгалтер

-

4. Какова организационная структура бухгалтерии

двухуровневая

Приложение

5. Какова структура подчиненности работников бухгалтерии

вертикальная

-

6. Как распределены обязанности и полномочия между учетными работниками

В соответствии с должностными инструкциями

-

7. Какая форма бухгалт. учета применяется организацией

Автоматизированная система учета

-

8. Какова технология обработки информации

Автоматизированный способ

Исп. программы «1С: Предприятие», «Зарплата»

9. Прим. ли еще, какие компьютерные программы для работы

Да

Консультант Плюс

10. Составляется ли внутренняя отчетность для представления информации руководству и собственникам организации

Да

Внутренняя отчетность предоставляется руководству ежеквартально

11. Утверждены ли формы внутрихозяйственной отчетности

Да

Формы внутренней отчетности закреплены учетной политикой предприятия


Приложение 4

Таблица. Анкета для опроса персонала ООО «Партнер» при проверке системы внутреннего контроля

Вопрос

Ответ

Примечание

1. Позволяет ли распределение обязанностей между работниками бух. ограничить возможности злоупотреблений

Да

-

2. Разделены ли функции управления и учета активов

Разделены

-

3. Закреплено ли расп. обязанностей документах организации

В должностных инструкциях

-

4. Действует ли в организации подразделение внутреннего аудита (ревизионная комиссия)

Подразделения внутреннего аудита на предприятии нет

-

5. Определен ли приказом руководителя круг подотчетных лиц

Определен

Приказ № 156 от 25. 12.2005

6. Определен ли приказом руководителя круг лиц, имеющих право подписи первичных учетных документов

Определен

-

7. Проводятся ли обязательные инвентаризации

Да

В соответствии с учетной политикой

8. Утвержден ли график проведения инвентаризаций

Да

В соответствии с учетной политикой

9. Проводятся ли внезапные инвентаризации кассы, материалов на складе, незавершенного производства

Проводятся

-

10. Ограничен ли доступ к информации, содержащейся в компьютерных базах данных бухгалтерского учета

Ограничения к доступу баз данных существуют

Каждый бухгалтер работает в прог. под свои "именем" и паролем. Доступ ко всем информац.

11. Создаются ли арх. копии баз данных бухгалтерского учета

Создаются

Ежедневно, в начале рабочего дня

12. Как организовано хранение документов бухгалтерского учета, обеспеч. ли сохранность бухгалтерских документов

Для хранения документов на предп. оборудован архив.

-


Приложение 5

Таблица. Оценка состояния внутреннего контроля в ООО «Партнер»

Наименование процедуры контроля

Конечные задачи процедуры контроля

Метод проведения процедуры контроля на предприятия

Оц. Нал. конт.

Примечание




+

-


1. Контроль законности совершения операции и создания первичного документа

Все хозяйственные операции совершаются и фиксируются в учете с письменного разрешения руководства

Отказ в принятии документа в обработку работниками бухгалтерии без соответствующих подписей

+


Контроль удовлет.

2. Формальная проверка документации на наличие всех обязательных реквизитов

Весь массив первичных документов в части наличия необходимых реквизитов отвечает треб. Зак. о бухгалтерском учете

Контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих конкретные документы, за правильностью оформления документов.

+


Контроль удовлетворительный

3. Соответствие первичной документации регистрируемым оперативным фактам

Достижение уверенности в том, что на каждую операцию составлен документ, верно зафик. оперативный факт

Арифметический и логический контроль со стороны работников бухгалтерии, обрабатывающих документацию, за соответствием совершенной операции оформленному оправдательному документу

+


Контроль удовлетворительный

4. Контроль точности регистрации и обработки первичных документов

Точный количественный и качественный перенос данных в систему учета

Автоматический ввод бухгалтерской проводки с документа с помощью программы "1С: Бухгалтерия" и Зарплата

+


Имеется вероятность расхождений

5. Контроль своевременности регистрации и обработки первичных документов

Достижение уверенности в том, что принцип временной определенности на предприятии соблюден

Проведение инвентаризации и сверок расчетов с целью установления реальности числящихся в учете сумм на определенную дату

+


Контроль удовлетворительный

6. Контроль за дифференцированностью сроков пров. инвен. в зав. от вида имущества и обязательств

Достижение уверенности в том, что на предприятии проводятся инвентаризации в соответствии с учетной политикой

Контроль со стороны работников бухгалтерии за сроками проведения инвентаризаций

+


Контроль удовлетворительный

7. Контроль организации обработки и регистрации документов (с точки зрения защиты информации)

Достижение уверенности в том, что в процессе регистрации и обработки информации, вся первичная документация будет защищена от несанкционированного доступа

Определен круг лиц, имеющих право доступа к той или иной документации, контроль со стороны работников бухгалтерии за документами, находящимися у них в обработке. На предприятии существует практика введения паролей на автоматизированных рабочих местах, администратором определен порядок доступа польз. к информационным базам.

+


Контроль удовлетворительный

8. Контроль системы защиты информации



+


Высокий уровень контроля

9. Контроль организации хранения документов

Достижение уверенности в том, что в организованной на предприятии системе хранения документов не будет допущено утери или исправления первичной док. на протяжении всего срока хранения

Контроль со стороны бухгалтерии за соблюдением сроков сдачи документации в архив и сроков хранения первичной документации

+


Контроль удовлетворительный

10. Контроль за правильностью отражения операций на счетах бухгалтерского учета

Достижение уверенности в том, что все операции по учету готовой продукции и ее продажи соответствующих экономическому смыслу совершенной операции счетах бухгалтерского учета

Использование в на предприятии программы "1С: Бухгалтерия", в которой реализована возможность автоматического формирования корреспонденции счетов по типовым операциям

+


Высокий уровень контроля


Приложение 6

Таблица

№ п/п

Планируемые виды работ

Сроки проверки

Исполнитель

1

Аудит наличия и сохранности основных средств

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.

2

Аудит движения основных средств

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.

3

Аудит правильности начисления амортизации

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.

4

Аудит инвентаризации с целью переоценки основных средств

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.

5

Проверка правильности налогообложения по основным средствам

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.


Руководитель аудиторской организации: Минин С.А.

Руководитель проверки: Смирнова Е.С.

Приложение 7

Таблица. Программа проведения аудита основных средств

№ п/п

Перечень аудиторских мероприятий (процедур)

Период

Рабочие документы

1

Аудит наличия и сохранности основных средств

В течение года


1.1

Проверка создания комиссии по приемке основных средств

Ежеквартально

Приказы, распоряжения

1.2

Проверка оформления договоров купли-продажи основных средств

Ежеквартально

Договоры, соглашения

1.3

Проверка оформления протоколов договорной цены

Ежеквартально

Протоколы, соглашения, приказы

1.4

Проверка правильности отражения первоначальной стоимости в актах приемки-передачи основных средств

Ежеквартально

Акты приемки-передачи, инвентарные карточки, журналы регистрации

1.5

Проверка прав. отражения первоначальной стоимости после достройки и дооб. объектов, реконструкции или частичной ликвидации объектов

Проектно-сметная документация, приказы, акты инвентаризации

1.6

Оценка организации синтетического и аналитического учета основных средств в бухгалтерии предприятия и по материально-ответственным лицам в местах эксплуатации основных средств

Ежеквартально

Первичные документы, учетные регистры, учетная политика

1.7

Проверка и оценка действующего на предприятии порядка учета затрат на ремонт основных средств

Ежеквартально

Учетная политика, приказы, сметы, отчеты

1.8

Проверка результатов произведенной переоценки основных средств

По мере соверш. опер-й

Приказы, акты, инвентаризационные документы, учетные регистры

1.9

Проверка результатов последней инвентаризации основных средств

В течение года

Инвентаризационные документы, первичные документы, учетные регистры

1.10

Ознак. с порядком ведения карт. основных средств и инвентарных списков по конк. материально-ответ. лицам бухгалтерией предприятия

Ежеквартально

Картотека, инвент. документы, приказы, договоры о материальной ответственности

1.11

Проверка обеспеченности бухгалтерии предприятия действующими нормативными документами

Ежеквартально

Приказы, распоряжения

1.12

Проверка отражения в отчетности наличия основных средств

Ежеквартально

Формы отчетности

2

Аудит движения основных средств

В течение года


2.1

Проверка прав. отражения в бухг. учете взносов в уставный капитал

Ежеквартально

Приказы, акты при., регистры бух. учета

2.2

Проверка правильности оценки вносимых в уставный капитал основных средств

Ежеквартально

Методики оценки, протоколы собраний учредителей

2.3

Проверка фактического поступления в качестве вкладов учредителей в уставный капитал основных средств

Ежеквартально

Приказы, акты, счета, регистры бухгалтерского учета, баланс

2.4

Проверка фактического выбытия основных средств в результате расчетов с учредителями

Ежеквартально

Протоколы, приказы, регистры бухгалтерского учета, акты, баланс

2.5

Проверка отражения в отчетности движения основных средств

Ежеквартально

Формы отчетности

3.

Аудит проведения инвентаризации

Ежегодно

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3.1

Проверка последней инвентаризации и её результаты

Ежегодно

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3..2.

Ознакомиться с материалами переоценки основных средств и их Отражение в учёте

Ежегодно

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3.3.

Проверить наличие приказов о создании на предприятии постоянно действующей комиссии по списанию по списанию основных средств; кто отвечает и закл. ли с ними договора о материальной ответственности.

Ежегодно

Акты, инвентаризационные описи, ведомости, Приказы договора на материальную ответственность

3

Аудит правильности начисления амортизации

В течение года

Расчеты

4.1

Проверка правильности ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бухгалтерского учета и налогообложения

Помесячно

Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс

4.2

Проверка объектов осн. средств, по которым не начисляется амортизация

Помесячно

Справки, расчеты, регистры бух. учета, док.

4.3

Проверка объектов основных средств, по которым начисляется ускоренная амортизация

Помесячно

Расчеты, справки, регистры бухгалтерского учета, сметы

4.4

Проверка документов по начисленной амортизации основных средств, которые вносятся в качестве вклада в уставный капитал

По мере внесения в уставный капитал

Решение совета директоров, решение годового собрания акционеров

4.5

Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средств

Помесячно

Протоколы, справки, расчеты, акты, баланс, регистры бухгалтерского учета, данные о движении денежных средств

4.6

Проверка отражения в отчетности нач. амортизации основных средств

Ежеквартально

Формы отчетности

4

Проверка правильности налогообложения по основным средствам

В течение года


5.1

Проверка правильности расчетов по НДО

По срокам налог.

НКРФ,гл.21, баланс, справки, расчет

5.2

Проверка правильности расчетов по налогу на прибыль

По срокам нал. платежей

НК РФ, гл. 25, отчет о прибылях и убытках, справки, расчеты

5.3

Проверка правильности расчетов по налогу на доходы физических лиц

По ср. нал. Плат.

НК РФ, гл. 23, справки, расчеты, сведения

5.4

Проверка прав. расчетов по налогу на имущество юридических лиц

По срокам налог. платежей

ФЗ «О налоге на имущество предприятий», Инс. ГНС № 33, справки, расчеты, сведения

5.5

Проверка правильности расчетов по иным обязательным платежам

По срокам плат.

НК РФ, гл. 24, справки, расчеты, сведения

5.6

Проверка отраж. в отчетности всех операций по учету основных средств

Ежеквартально

Формы отчетности



Приложение 8

Таблица.

№ п/п

Планируемые виды работ

Период проведения

Исполнители

1

Формирование аудиторской группы

Март 2012

Смирнова Е.С.

2

Распределение аудиторов в соответствии с их профессиональными качествами и должностными уровнями по конкретным участкам аудита

Март 2012

Смирнова Е.С.

3

Инструктирование всех членов команды об их обязанностях, ознакомление их с финансово-хоз. деятельностью экономического субъекта, а также с положениями общего плана аудита

Март 2012

Смирнова Е.С.

4

Проведение аудита согласно программы

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.

5

Контроль за выполнением плана и качеством работы аудиторов, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением результатов аудита

Март 2012

Смирнова Е.С.

6

Разъяснение руководителем аудиторской группы методических вопросов, связанных с практической реализацией аудиторских процедур

Март 2012

Смирнова Е.С.

7

Проведение совещаний с руководством экономического субъекта и/или соответствующих служб по результатам отдельных этапов аудита

Март 2012

Смирнова Е.С.

8

Подготовка письменной информации (отчета) руководству экономического субъекта (отчета) по результатам аудита

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.

9

Подготовка аудиторского заключения по результатам аудита

Март 2012

Смирнова Е.С. Новикова Д.И.

10

Проведение совещания с руководством экономического субъекта по результатам аудита

Март 2012

Смирнова Е.С.



Приложение 9

Таблица

№ п/п

Перечень аудиторских процедур

Рабочие документы

Примечания (методы проверки)

Период проведения

1.

Аудит правильности начисления амортизации




1. 1

Проверка прав. ежемесячного начисления амортизации по основным средствам в целях ведения бух. учета и нал.

Справки, регистры бухгалтерского учета, баланс

Арифметическая, документальная

Март 2012

1. 2

Проверка срока, с которого начинается и с которого заканчивается начисление амортизации основных средств

Справки, расчеты, акты, регистры бухгалтерского учета

Прослеживание, документальная

Март 2012

1. 3

Проверка от. в отчетности нач. амортизации основных средств

Формы отчетности

Прослеживание

Март 2012


Похожие работы на - Аудит операций с основными средствами

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!