Контент-вопрос. Видеоконтент в телекоммуникациях, или Video over Broadband как символ времени
Контент-вопрос. Видеоконтент в телекоммуникациях, или
Video over Broadband как символ времени
П. РЕБРОВ, менеджер по развитию направления Video over
IP компании CTI
В
интересное время живем, господа! Если бы историей телекоммуникаций выдавались
награды «За самое интересное время», то, пожалуй, последние год-полтора можно
было бы смело номинировать на такую премию. Наконец-то синергия и конвергенция
различных отраслей из магических слов превращаются в реальные явления. Движение
телекоммуникационных операторов в область видео с использованием технологий
Video over Broadband — одно из ярчайших проявлений этих тенденций.
Немало
копий ломается в дискуссиях о целесообразности подобного движения в России,
тогда как весь остальной мир уже принципиально решил этот вопрос для себя
положительно. Проблема же, как водится, лежит не в области конвергенции
технологической, а в области конвергенции бизнес-моделей или, лучше сказать,
бизнесов в целом.
Выход
телекоммуникационных операторов на рынок видеоуслуг - это вступление на уже
занятые территории. Причем занятые очень давно. Правила игры на этих
территориях установлены тоже очень давно, и чрезвычайно важно эти правила
уяснить. Первое и главное, с чем сталкиваются телекоммуникационные операторы,
когда впервые задумываются о предоставлении видеоуслуг, — это контент.
Вернее
было бы сказать, что контент - это то, с чем должны сталкиваться
телекоммуникационные операторы. К сожалению, операторы зачастую забывают о том,
что в случае с видеоуслугами задача предоставления контента ложится именно на
их плечи, а не пользователей, как в случае IP-телефонии, или на плечи тысяч
web-мастеров, если говорить об услугах доступа в Интернет.
Контент всему голова!
Как-то
неловко повторять то, что стало прописной истиной, но слишком уж это важно:
абоненты платят именно за контент. Причем не за контент вообще, а за интересный
контент. Недостаточно взвешенный подход к этому тезису погубил не один проект
платного ТВ. Собственно говоря, именно несерьезное отношение к содержанию и
обусловило то положение, что платного ТВ в России, по большому счету, нет. В
качестве одной из причин слабости рынка ТВ-контента называют сильные позиции
центральных телеканалов, распространяемых бесплатно. Мол, люди уже привыкли к
тому, что по телевизору им показывают неплохие, в общем-то, фильмы, ток-шоу с
участием знаменитостей и научно-популярные фильмы, да еще и бесплатно. А от
добра добра не ищут.
Это
так, но лишь отчасти. Нареканий в адрес бесплатных телеканалов огромное
множество, а попытки производить и, главное, продвигать собственный платный
контент в России можно пересчитать по пальцам одной руки. Вот и получается, что
операторы платного ТВ отличаются друг от друга чем угодно, только не контентом.
Выход
из этой грустной ситуации мы постараемся обнаружить в ходе рассмотрения
моделей, по которым развивалось взаимодействие операторов с
контентодержателями, и предположений, как их отношения могут развиваться в
дальнейшем.
Операторы и контент
Долгое
время взаимодействие это было чрезвычайно простым. Схема была не очень
прозрачна снаружи, но совершенно понятна изнутри. Оператор платного ТВ принимал
контент непосредственно от производителя либо от прямого дистрибьютора и
распространял его только по своим сетям и только своим абонентам. Контент был
однообразен и совершенно исключал возможность интерактива. Сложно рассуждать о
реальном потребительском спросе на этот контент просто потому, что другого-то
не было. Точнее, другой контент - это госканалы, не сильно отличавшиеся от
платного. Так зачем платить, если можно почти то же самое смотреть бесплатно?
О
конкуренции на рынке платного контента по сию пору говорить не приходится - уж
слишком мал этот рынок. Впрочем, он обязательно расширится с активным приходом
на него телекоммуникационных операторов. Их приход вообще сулит массу перемен.
Каких конкретно, сейчас посмотрим.
IP-сети,
в отличие от кабельных, очень тесно увязаны между собой. Это открывает новые
возможности распространения контента, что уже сейчас меняет бизнес-модели
взаимодействия контентодержателей и операторов. В конкурентной многоуровневой
модели распространения контента, формирующейся в мире телекоммуникаций,
требование к оператору распространять услуги только в своей сети и только своим
абонентам, является препятствием для доставки контента всем заинтересованным
потребителям.
Первое,
что должно будет произойти в ближайшее время (и уже происходит), - это
трансформация крупных операторов платного ТВ в контент-агрегаторов для
операторов Video over Broadband. Это дает возможность агрегаторам выйти за
границы их лицензионной зоны телевещания, телекоммуникационным операторам -
начать предоставление услуг платного ТВ без заключения прямого соглашения с
контентодержателями, и, наконец, растущие возможности распространения контента
подготавливают почву для формирования конкурентной среды в области платного ТВ.
Снижение
стоимости производственного процесса и рост рынка приведут в итоге к тому, что
на поле контента, кроме крупных производителей (таких, как Universal, News
Corp., Warner Bros, и им подобные), появится множество небольших независимых
производителей. Растущее число доступных в цифровом виде архивных материалов -
тоже источник контента.
Развитие
подобных тенденций, вероятно, потребует пересмотра лицензионной политики.
Совершенно очевидно, что нынешняя ситуация, когда производители контента,
пользуясь экономическими рычагами, делают невыгодным существование в одной
лицензионной зоне большого количества операторов, в условиях IP-мира
невозможна. Пока же все зависит от умения операторов и аг-регаторов
договариваться с производителями контента.
ТВ-контент и правовое поле
Еще
один вопрос, которым задаются телекоммуникационные операторы в процессе
изучения рынка платного ТВ, - это правовое регулирование в рамках российского
законодательства. Возникает проблема трактования и регулирования подобной
деятельности оператора из-за ее двойственности. Деятельность
телекоммуникационных операторов регулирует Мининформсвязи РФ, телевещателей -
Мин-культуры и массовых коммуникаций РФ. Под чью юрисдикцию подпадает
телекоммуникационный оператор, начинающий предоставлять услуги доступа к
ТВ-контенту, кто и какую лицензию должен ему выдать - пока непонятно.
В
связи с высоким интересом к подобным технологиям в отрасли можно надеяться на
скорое разрешение подобной двойственности. Оптимальным решением на нынешнем
этапе было бы, наверное, четкое юридическое разделение ответственности
оператора (который выполняет только функции доставки контента, никак в него не
вмешиваясь) и контентодержателя (который, собственно, и отвечает за то, что
именно вещается в сетях оператора).
Допустим,
юридические проблемы решены, соглашения заключены. Чего еще не хватает
телекоммуникационному оператору, чтобы начать вещание? Поговорим о технологиях.
Система условного доступа
Использование
системы условного доступа (Conditional Access System, CAS) для традиционных
операторов платного ТВ стало аксиомой, не подлежащей обсуждению, - иначе никак
не защитить трансляцию от несанкционированного просмотра.
В
мире телекоммуникаций задачи авторизации, аутентификации и расчета давно и
успешно решаются. По этой причине многие операторы искренне полагают, что
ТВ-система условного доступа им не нужна. Ведь есть понятия IP-адреса,
МАС-адреса, возможности манипулирования уровнями доступа на портах коммутационного
оборудования, средства MVR и масса других технологических решений.
Однако
использование этих решений сопряжено с большими сложностями. Строго говоря,
единственно возможный путь организации условного доступа пользователей к
услугам ТВ-вещания в IP-сетях - это управление использованием протокола IGMP на
коммутаторах доступа или оборудовании DSLAM по МАС-адресу абонентского
устройства. Совершенно очевидно, что подобное управление «вручную» возможно
далеко не на любом оборудовании и только при небольшом числе абонентов, а если
их тысяча или, тем паче, десятки тысяч, автоматизированная телекоммуникационная
система обеспечения подобных услуг своей сложностью и стоимостью грозит
загубить на корню идею окупаемости проекта. А кроме того, эта система никак не
помешает заплатившему недобросовестному пользователю создать пиратскую цифровую
копию контента и не решает задач защиты услуги VoD, которая работает по
совершенно другим протоколам и принципам!
Есть
еще один нюанс, который должен убедить телекоммуникационных операторов
похоронить идею строительства систем платного ТВ без использования системы
условного доступа. Контентодержатели - а именно эта сила является в итоге
решающим фактором успеха - хотят быть уверены в том, что контент, являющийся их
собственностью, будет защищен от пиратства и не появится однажды в свободной
продаже.
Таким
образом, шифрование контента - единственный способ обеспечить более или менее
надежную его защиту от несанкционированного просмотра и копирования.
Собственно
говоря, все системы условного доступа работают примерно одинаково. Платный
контент шифруется сразу после получения его в вещательном виде и затем уже
передается по сетям. В абонентском устройстве либо на смарт-карте, выдаваемой
абоненту, располагается декодирующее ПО, которое расшифровывает только те
потоки, для которых имеются соответствующие ключи.
Различаются
системы условного доступа алгоритмами шифрования и их стойкостью, методами
работы декодирующего ПО (некоторые системы требуют наличия в абонентском
устройстве специальной аппаратной логики) и методами кодирования. Так, скажем,
одни системы шифруют непосредственно MPEG-поток, а другие - IP-поток, в котором
вещается MPEG-канал. Многие системы условного доступа позволяют также
использовать так называемый софт-клиент - специальный программный модуль в
абонентском устройстве, чтобы обходиться без смарт-карты. Поддержка
софт-клиента не означает, что он будет работать на обычном компьютере под
управлением распространенных операционных систем. Как раз напротив, все производители
систем условного доступа старательно игнорируют персональный компьютер как
абонентское устройство. И их можно понять. Взломать подобный программный модуль
и получить доступ к платному контенту для квалифицированного специалиста не
составит большого труда.
Светлое телевизионное будущее
Несмотря
на скепсис многих экспертов в отношении прихода на рынок платного ТВ
телекоммуникационных операторов, именно операторы оживят и трансформируют этот
рынок. И не только в России.
Все
говорят об интерактивном ТВ, а между тем телекоммуникации - единственный для
телевидения путь стать действительно интерактивным. Причем есть все предпосылки
того, что это случится в ближайшее время. По крайней мере еще при жизни многих
из нас.
Подавляющая
часть производителей контента уже перешла или переходит на цифровые
производственные процессы. Самый банальный пример: трансляция спортивных матчей
с возможностью постановки их на паузы, выбора точки просмотра и повтора
выбранных моментов частично уже реализована в сети платного ТВ Sky. Российские
производители контента пока экспериментируют с концепцией интерактивного ТВ с
обратным каналом через CMC в различных «интерактивных» реалити-шоу. А
«настоящее» видео по запросу (True VoD), услуги отложенного просмотра
(time-shifted TV) и личного видеомагнитофона (PVR) уже активно внедряются во
множестве сетей Video over Broadband.
Совершенно
очевидно, что это только начало, и в ближайшие годы мы увидим удивительную
трансформацию концепции ТВ-контента как неизменного и практически независимого
от зрителя потока информации с телевизионного экрана в новую концепцию Services
on Demand.
Список литературы
Журнал
«ИнформКУРЬЕРСвязь» № 8, 2005 год.