Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    18,39 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-14
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

Содержание

Введение

Глава 1. Характеристика профессионального самоопределения

1.1Понятие профессионального самоопределения

1.2Профессиональное самоопределение как процесс

1.3Трудности профессионального самоопределения

Глава 2. Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

.1 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников

.2 Роль самооценки в профессиональном самоопределении

.3 Психологические особенности формирования профессионального

самоопределения старшеклассников

Заключение

Список литературы

Введение

Социально-экономические изменения, происходящие в нашей стране, усиливают интерес к проблеме самоопределения, самореализации личности. У старшеклассников в течение предшествующих лет развития сложились определенные отношения к различным областям труда, представления о профессиях, о своих возможностях, ориентировка в социально-экономической ситуации, представления о «запасных вариантах выбора профессии».

Актуальность этой проблемы снова обозначилась в связи с продолжающимися реформами образования (профильное обучение, введение ЕГЭ). Наблюдаемый процесс окончательного принятия старшеклассниками решения о выборе профессионального учебного заведения, рода работы может представиться однократным, даже мимолетным (не прошел по конкурсу в один вуз - подал документы в другой). Но это лишь кажущаяся мгновенность. На самом деле все осуществляется по формуле: «мгновение плюс вся предшествующая жизнь».

Хронологически период выбора профессии совпадает как с подростковым, так и с юношеским возрастом, для которого характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека: нахождение своего места в жизни, определение смысла жизни, формирование мировоззрения и выработка жизненной позиции. Это связано с тем, что потребность в самоопределении является центральным моментом социальной ситуации развития старшеклассников.

На профессиональное самоопределение личности оказывают влияние многие факторы: социально-экономические условия, межличностные отношения в профессиональном коллективе, профессиональное развитие, возрастные и профессиональные кризисы и т.п.

Отечественные исследователи рассматривают формирование профессионального самоопределения личности не как единичный акт выбора, а как длительный процесс ее развития в рамках будущей профессиональной деятельности.

Изучением вопросов профессионального выбора, профпригодности, профотбора, особенностей личности, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития, занимались многие авторы (Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Э. Ф. Зеер, В. Б. Шапарь, А. Г. Асмолов и др.) [9, с. 48]

Однако огромный информационный поток зачастую не только не помогает старшекласснику при выборе профессии, но и приводит его в состояние растерянности, неопределенности.

Цель исследования: Выявить и проанализировать особенности профессионального самоопределения современных старшеклассников.

В соответствии с целью исследования поставлены следующие задачи:

1.Провести теоретический анализ литературы по проблеме исследования.

2.Определить условия и факторы, обеспечивающие формирование профессионального самоопределения современных старшеклассников.

3.Изучить влияние индивидуально-психологических, социально-демографических особенностей современных старшеклассников на формирование их профессионального самоопределения.

Объект исследования - профессиональное самоопределение старшеклассников общеобразовательной школы.

Предмет исследования - особенности профессионального самоопределения учащихся старших классов общеобразовательных учреждений.

Для решения поставленных задач использовались следующие методы исследования: метод классификации и систематизации, метод обобщения и систематизации, сравнительно-сопоставительный метод.

Курсовая работа состоит из введения, двух глав, выводов по каждой главе, заключения, списка литературы, содержащего 22 источника на русском языке.

профессиональный самоопределение старшеклассник

Глава 1. Характеристика профессионального самоопределения

.1 Понятие профессионального самоопределения

Проблема профессионального самоопределения получила научное изучение только в XX веке. До начала XX века свободного выбора профессий не было. Еще в XIX веке профессиональный выбор чаще всего определялся социальным происхождением и классовой принадлежностью человека.

По мере развития общества, производственных отношений проблема профессионального самоопределения все более усложнялась, опосредствовалась новым условиям, поэтому перед каждым поколением высвечиваются ее новые грани и понятия.

Разные исследователи рассматривают понятие профессионального самоопределения по-разному. Р.С. Немов профессиональное самоопределение обозначает как сознательный выбор человеком профессии для себя. То есть считает его однократным явлением. [16, с. 200]

Иной точки зрения придерживается В.Б. Шапарь. Он полагает, что профессиональное самоопределение - это процесс, охватывающий весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности. [22, с. 395]

Оба подхода объединяет определение, данное В.Н. Дружининым. Профессиональное самоопределение - выбор профессии на основании анализа, оценки внутренних ресурсов субъектом выбора и соотнесения их с требованиями профессии и последующее его формирование как профессионала и субъекта труда. [6, с. 421]

В педагогической энциклопедии профессиональное самоопределение рассматривается как процесс формирования личностью своего отношения к профессиональной деятельности и способ его реализации через согласование личностных и социально-профессиональных потребностей. Оно является частью жизненного самоопределения, то есть вхождения в ту или иную социальную и профессиональную группу, выбора образа жизни, профессии. [18, с. 224]

Интересна позиция Э.Ф. Зеера, согласно которой профессиональное самоопределение - есть самостоятельное и осознанное согласование профессионально-психологических возможностей человека с содержанием и требованиями профессионального труда, а также нахождение смысла выполняемой деятельности в конкретной социально-экономической ситуации. [8, с. 4]

Н. С. Пряжников рассматривает сущность профессионального самоопределения как поиск и нахождение личностного смысла в выбираемой, осваиваемой и уже выполняемой трудовой деятельности, а также - нахождение смысла в самом процессе самоопределения. [19, с.16]

Профессиональное самоопределение - не только выбор конкретной профессии, но и выбор всей жизни. Человек часто выбирает не только данную профессию, но нечто более важное, то, что данная профессия дает ему для более полного ощущения своей жизни.

Работа играет важную роль в жизни каждого человека и оказывает большое влияние на его состояние и самочувствие. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе, сокращает частоту физических и психических проблем, связанных со здоровьем, и усиливает удовлетворенность жизнью.

Адекватность выбора и уровень освоения профессией влияют на все стороны и общее качество жизни. Поэтому так важно для человека, вступающего в мир профессий, сделать правильный выбор. [1, с. 62]

Е.А. Климов считает глубоким заблуждением мнение, согласно которому профессиональное самоопределение - это однократный акт принятия решения, или кратковременный процесс, или процесс, который желательно предельно ускорить или сократить. Он полагает, что процесс принятия окончательного решения старшеклассником о выборе профессионального учебного заведения может представляться однократным и даже мимолетным, но это лишь кажущаяся мгновенность событий. На самом деле они осуществляются по формуле: «мгновения плюс вся предшествующая жизнь». [10, с. 40]

У старшеклассника в течение предшествующих лет сложились и определенные отношения к разным областям труда, и представления о многих профессиях, и самооценки своих возможностей, и ориентировка в социально-экономической ситуации, и представления о «запасных вариантах» выбора профессии.

Профессиональное самоопределение уместно понимать в общем виде как деятельность человека, принимающую то или иное содержание в зависимости от этапа его развития как субъекта труда.

Счастье на профессиональном пути надо видеть не в том, чтобы как можно быстрее погрузиться в некое «логово» и сделать его привычным, а в том, чтобы достигать все новых целей в области совершенствования своей деятельности.

Поэтому правильно думать не о единственном выборе профессии, а об очень интересной, увлекательной активности по постоянному проектированию и реальному построению своего профессионального трудового пути, ни один выбор на котором не будет роковым, если приложить ум и волю.

Таким образом, проанализировав научную литературу, можно отметить, что в настоящее время отсутствует однозначное определение понятия «профессиональное самоопределение».

Различными авторами профессиональное самоопределение личности рассматривается, как: часть профессионального развития субъекта труда, является важнейшим его проявлением и представляет собой самостоятельное, осознанное построение перспектив своего профессионального развития.

1.2 Профессиональное самоопределение как процесс

Процесс профессионального самоопределения охватывает длительный период жизни человека - от проявления зачатков профессиональных интересов и склонностей в детском возрасте до окончательного утверждения в избранной сфере профессиональной деятельности в годы зрелости. На протяжении этого периода происходит не только собственно профессиональное, но и социальное, а вместе с тем и жизненное самоопределение личности.

Э. Ф. Зеер обобщая проведенный анализ профессионального становления личности, выделяет основные моменты этого процесса:

) профессиональное самоопределение - это избирательное отношение индивида к миру профессий в целом и к конкретной выбранной профессии;

) ядром профессионального самоопределения является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей, требований профессиональной деятельности и социально-экономических условий;

) профессиональное самоопределение осуществляется в течение всей профессиональной жизни: личность постоянно рефлектирует, переосмысливает свое профессиональное бытие и самоутверждается в профессии;

) актуализация профессионального самоопределения личности инициируется разного рода событиями, такими как окончание общеобразовательной школы, профессионального учебного заведения, повышение квалификации, смена местожительства, аттестация, увольнение с работы и др. [8, с. 85]

Таким образом, профессиональное самоопределение чаще всего понимается как длительный процесс, занимающий значительную часть жизни человека. В настоящее время главной проблемой профессионального самоопределения является не только реализация своих интересов, способностей и склонностей, но и получение достойного заработка, занятие высокого положения в обществе. Все это осложняется нестабильной и чрезвычайно изменчивой ситуацией на рынке труда.

.3 Трудности профессионального самоопределения

В процессе профессионального самоопределения учащихся встречаются определенные препятствия, возникающие в связи с решением задач выбора профессии.

В основе лежит несколько групп противоречий: противоречие между наличным и необходимым уровнем знаний, умений, способов, обеспечивающих реализацию встающих перед старшеклассником целей; противоречия, связанные с определением и оценкой своей жизненной перспективы; между возможностью проявить себя в различных видах деятельности и необходимостью самоограничения потребностей; между интересами и способностями; между особенностью здоровья, характера, привычек и требованиями, предъявляемыми профессией.

Практика исследований показала, что наиболее распространенными трудностями и ошибками молодых людей при выборе профессии оказываются: использование неадекватных источников информации о профессии, как следствие, выработка искаженных представлений о ней; не умение систематизировать имеющуюся информацию, выделить в ней главное и второстепенное; неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии; преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения; подчинение «давлению» со стороны окружающих. [3, с. 17]

Достаточно синтетический характер имеет типология проблемных ситуаций профессионального выбора, предложенная Е.А.Климовым. Он выделяет типы:

) низкая самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, неумение выделить у себя профессионально значимые качества;

) заниженная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана;

) заниженная самооценка, яркие интересы, затруднения в построении профессионального плана, высокая требовательность к себе;

) завышенная самооценка, слабые склонности, затруднения в построении профессионального плана, ориентация на материальный статус;

) завышенная самооценка, выраженные склонности, затруднения в построении профессионального плана, конфликт между желаемой профессией и возможностями ею овладеть. [10, с. 67]

В устранении этих трудностей могут помочь педагоги, психологи, врачи, работники образования, экономисты, социологи, а также средства массовой информации.

Проблема профессионального самоопределения была и остается в большинстве случаев актуальной как для молодежи, так и для уже сформировавшихся специалистов. Человек развивается, вместе с ним развиваются и изменяются его профессиональные планы и предпочтения.

На каждом этапе этого профессионального пути могут возникать разнообразные трудности, связанные и с личностными особенностями человека, и с ситуацией на рынке труда, и с внешними обстоятельствами жизни данного человека.

Подобные затруднения могут быть незначительными, а могут существенно отразиться на всем жизненном пути самоопределяющегося субъекта. Именно поэтому необходимо изучать проблему профессионального самоопределения, знать особенности этого процесса с различных точек зрения, чтобы снизить ее актуальность и распространенность. [13, с. 23]

Глава 2. Особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников

.1 Факторы, влияющие на профессиональное самоопределение старшеклассников

По мнению Е. В. Низьевой на особенности процесса профессионального самоопределения старшеклассников оказывают непосредственное влияние следующие основные группы факторов: личностные характеристики, субъективные представления о мире профессий, об «образе специалиста» и о себе. К группе социальных факторов отнесены мода, престиж, а также школа (влияние учителей и оценочной системы). Референтная группа (друзья, сверстники) и семья. СМИ, интернет.

Эти факторы оказывают существенное воздействие на формирование представлений о себе и о мире профессий. Тем самым опосредованно влияя, на профессиональное самоопределение личности. Необходимо отметить, что название выделенных групп факторов во многом условно, не является жестким и однозначным, скорее отражает некоторую общую специфику объединенных факторов.

Группа факторов, названная «представления о себе», включает представления человека о своих возможностях (в том числе и физических), способностях, знаниях, умениях и навыках, а также об особенностях своего темперамента, характера и др.

Необходимо отметить, значительную роль социальных факторов в формировании субъективных оценок конкретных видов профессиональной деятельности. В процессе профессионального самоопределения оценивается модность, престижность, привлекательность различных профессий.

Что касается семьи, то она, с одной стороны, является той системой, которая оказывает в среднем очень сильное влияние на профессиональное самоопределение молодежи. И не только в форме прямых воздействий-требований родителей или лиц, их заменяющих, но и как реальный фактор, косвенно, но закономерно определяющий идеалы, устремления, ценностные ориентации детей. С другой стороны, семья является достаточно автономным социальным институтом, трудно управляемым, в частности, с позиций школы, педагогики.

Одним из важных факторов, влияющих на профессиональное самоопределение юноши, является социальный статус семьи. С сожалением приходится констатировать, что формирование застойного явления малообеспеченной семьи, как, впрочем, и закрытие каналов для вертикальной социальной мобильности молодежи, стало в России свершившимся фактом. [15, с. 34]

На ход профессионального самоопределения большое влияние оказывают стереотипы, которые являются одним из видов социальной установки.

По мнению Колесникова И. А. ориентация старшеклассников на те или иные виды профессий во многом обусловлена системой социокультурных стереотипов, которые оказываются с теми или иными профессиями. При этом подчеркивается, что профессиональные стереотипы в большей степени касаются личностных свойств и качеств представителей конкретных профессиональных групп, нежели самой профессиональной деятельности. Таким образом, формируется обобщенный образ типичного профессионала. [11, с. 72]

Выделяя и структурируя группу факторов, условно названную нами «личностные особенности», мы опирались на представления о триединстве в структуре личности - «чего хочет человек, что для него имеет привлекательность (это так называемая направленность как мотивационно-потребностная система личности, ценности, установки, идеалы), что может человек (это способности и дарования), наконец, что есть он сам, т.е., что из его тенденций, установок и поведения закрепилось в его характере».

Рассматривая проблему профессионального самоопределения необходимо как систему постоянно взаимовлияющих факторов. Особенностью системы является также и то, что профессиональное самоопределение реализуется в пространстве мира профессий, которое складывается из многочисленных направлений профессиональной деятельности. На рис.1 представлена разработанная

Е.В. Низьевой схема соотношения факторов влияющих на профессиональное самоопределение. [15, с. 35]
















Рис. 1. Соотношение факторов, оказывающих влияние на профессиональное самоопределение

2.2 Роль самооценки в профессиональном самоопределении

В психологии самооценка рассматривается как феномен самопознания. Самопознание - это осознание человеком самого себя, своего «Я». Осознать самого себя - значит дать отчет себе относительно своих сил, возможностей, личных качеств, уровня их развития, то есть оценить их в должной мере.

Само слово «самооценка» помогает нам понять его значение. В профессиональном самоопределении личности самооценка - оценка, которую человек дает самому себе, своим возможностям, соответствующим или не соответствующим специфике профессии. Самооценка, как и любое психическое образование, формируется прижизненно, и рассматривать ее нужно в возрастном аспекте. [5, с. 415]

Исследования показывают, что старшеклассники стремятся выбрать тот вид деятельности, который соответствовал бы их пониманию собственных возможностей. Поскольку зачастую понимание собственных возможностей у школьников не адекватно показателям, то на пути выбора их ожидают неудачи.

Объективно и полно оценить себя старшеклассники не в состоянии. В самооценке у них нет единой тенденции: одни склонны переоценивать себя, другие наоборот. Поэтому не правы те, кто считает, что старшеклассники только переоценивают себя, а также те, кто помогает, что они себя недооценивают. Им свойственно и первое, и второе.

Старшеклассники в отличие от подростков ощущают потребность в самооценке, хотя объективно к ней не готовы. Внутренняя потребность в самооценке - залог успешного ее формирования при соответствующих условиях.

У старшеклассников самооценка служит двум целям:

·Самовоспитанию;

·Прогнозированию будущей профессии.

Выбирая профессию, старшие школьники в большинстве случаев ориентируются на уровень выраженности у себя в первую очередь нравственно-волевых, затем интеллектуальных и только потом организаторских качеств. [17, с. 241]

Подростки слабо апеллируют к самооценке, то есть они не осознают должным образом ее роли в выборе профессии. Большинство из них выбирает профессию, не прибегая к самооценке, а если и делает это, то весьма поверхностно. Представления подростков о самих себе неглубоки, приблизительны, планы и намерения динамичны. Сама проблема выбора профессии серьезно их не волнует. [12, с. 36]

Для старшеклассников - выпускников выбор профессии - серьезный шаг. Но проблема в том, что они слабо ориентируются в научных основах профессионального самоопределения, прежде всего, психологических. Большинству юношей и девушек не хватает общих знаний психологии личности, им трудно разобраться в своих интересах, способностях, качествах и чертах характера. Их представления о личности часто остаются на уровне житейских, бытовых суждений. Все это дает право утверждать, что психологическое образование как условие формирования объективной самооценки, как условие правильного выбора профессии очень нужно нашим старшеклассникам.

Адекватная самооценка доступна незначительному числу учащихся. В основном они склонны либо к переоценке себя, либо к недооценке. При переоценке уровень притязаний ниже имеющихся возможностей. Сделанный на такой основе выбор профессии, в конце концов, приводит к разочарованию. Заниженная самооценка также неблагополучно сказывается на выборе профессии и на развитии личности.

Можно выделить 3 уровня адекватности самооценки:

·Высокий уровень присущ тем учащимся, чья самооценка интересов, способностей, личных качеств полностью совпадает с оценкой учителей и родителей. Это подтверждается деятельностью с достигнутыми успехами ученика в различных видах занятий.

·Средний уровень наблюдается в том случае, когда учащиеся частично переоценивают или недооценивают свои возможности по сравнению с оценкой взрослых. Профессию школьники выбирают на основе познавательного интереса к школьным предметам без учета своей пригодности.

·Низкий уровень имеет место тогда, когда заметна резкая переоценка или недооценка своих интересов, способностей, личных качеств по сравнению с оценкой учителей, родителей. По существу, выбор профессии на данном уровне самооценки совершается необоснованно. [4, с. 77-78]

Самооценка как феномен самопознания не дается человеку от природы. Она формируется в процессе развития личности и имеет разную степень объективности и полноты. Формирование самооценки, ее полноты и адекватности - одна из задач профессиональной ориентации.

В 9-11 классах предметом внимания учащихся должны быть профессионально значимые качества. Необходимо практиковать в школе активные формы и методы работы, которые повысили бы уровень знаний и представлений учащихся о психологии личности, о том, что такое способности, интересы, потребности, темперамент, черты характера.

Вооружение учащихся необходимым объемом профориентационных знаний, активизация интереса к изучению и пониманию человека как субъекта труда, самопознанию и проверке своих возможностей - все это будет способствовать формированию объективной самооценки. [7, с. 35]

2.3 Психологические особенности формирования профессионального самоопределения старшеклассников

Процесс формирования профессионального самоопределения людей и принятия решения о выборе профессии осуществляется в зависимости от социально-экономических и культурно-исторических условий. На выбор профессии влияют не только интересы и способности человека, но еще и широкий спектр общественно обусловленных факторов: уровень экономического развития государства, культурно-исторические условия, совокупность представлений о ценности и престижности тех или иных профессий и труда в целом.

В исследованиях Е. А. Климова выявлено, что экономические изменения в стране и социально-материальное расслоение общества порождают у школьников неуверенность в своих силах, приводят к социальному инфантилизму, неумению и нежеланию брать на себя ответственность в выборе профессии и своего места в жизни.

В качестве отправной точки в профессиональном самоопределении личности, ядром которого является осознанный выбор профессии с учетом своих особенностей и возможностей. Как правило, рассматривается подростковый возраст. [8, с. 67]

Период выбора профессии хронологически совпадает и с подростковым, и с юношеским возрастами, для которых характерно принятие ответственных решений, определяющих всю дальнейшую жизнь человека. В своем исследовании мы используем термин «старшеклассник», так как он, с точки зрения многих исследователей, наиболее адекватен существу изучаемого явления, так как в отрочестве и ранней юности выбор профессии становится наиболее актуальным.

За краткостью слов выбор профессии старшеклассниками - первый и один из самых жизненно важных самостоятельных шагов, ведь, выбирая профессию, школьник предопределяет, в сущности, образ жизни на долгие годы: характер деятельности, ритм жизни, круг общения, возможности карьерного роста и социального положения и т. д.

Существует ряд психологических причин, обуславливающих важность вопроса о выборе профессии. Каждый человек нуждается в признании окружающих и хочет, чтобы его оценили. Ищет одобрения, любви и независимости. Один из способов достичь этого - выбрать профессию, которая выделяла бы его в глазах окружающих и приносила бы ему эмоциональное удовлетворение. Такое отождествление с профессией позволяют человеку найти себя, способствует самореализации и самовыражению. В юношеских поисках индивидуальности и удовлетворенности собой очень сильна мотивация выбрать профессию, которая способствует реализации личности. [2, с. 237]

Выбор профессии - сложный и длительный процесс, в котором существуют опасности. Одна из них - затягивание и откладывание старшеклассниками профессионального выбора в связи с отсутствием сколько-нибудь выраженных и устойчивых интересов. Эта задержка часто сочетается с общей незрелостью, инфантильностью поведения и социальных ориентаций молодых людей. Что вполне понятно, если вспомнить, что профессиональное самоопределение - один из главных компонентов взросления и устойчивого образы Я, самоуважения и т. д. [14, с. 80]

Индивидуальная ситуация выбора профессии при всем разнообразии у каждого старшеклассника конкретных жизненных обстоятельств имеет некоторую общую структуру. Так, Е.А. Климов выделяет восемь важнейших типов обстоятельств, которые старшеклассникам полезно «не забыть», принять, так или иначе, во внимание при обдумывании профессионального будущего:

1.Позиция старших членов семьи.

2.Позиция сверстников, «значимых других» из круга внесемейного общения.

3.Позиция учителей.

4.Способности, умения, достигнутый уровень развития учащегося как субъекта деятельности.

.Уровень притязаний учащегося на общественное признание.

6.Уровень информативности.

7.Склонности к тем или иным видам деятельности.

.Сложившиеся к данному моменту личные профессиональные планы учащегося (включая их полной неопределенности и случай отсутствия). [10, с. 231-232]

Для процесса формирования будущих специалистов важное значение имеет знание уровня профессиональной направленности учащихся. Профнаправленность - интегративное качество личности, которое определяет отношение человека к профессии. Она придает всей учебно-трудовой деятельности учащегося глубокий личностный смысл, резко повышая тем самым качество усвоения профессиональных знаний, умений, навыков.

Рассмотрим конкретные составляющие профессиональной направленности. Ведущей среди них является система ценностных ориентаций, связанных с профессиональными устремлениями человека.

К профессионально-ценностным ориентациям относятся социальная значимость и престиж профессии, содержание профессионального труда, возможности совершенствования и самоутверждения.

Следующий компонент профнаправленности - профессиональные интересы, выражающие личную приязнь к конкретному виду труда, имеющему для человека эмоциональную привлекательность.

Под профессиональными интересами понимается динамический комплекс психических свойств и состояний, проявляющихся в избирательной эмоциональной, познавательной и волевой активности, направленной на предполагаемую профессию.

В исследованиях С.В. Фроловой было выявлено, что основой для оптимального профессионального выбора является формирование познавательных интересов и профессиональной направленности. При этом учащиеся уже знают группу профессий, соответствующих их склонностям. В этот период они получают информацию об особенностях профессиональной деятельности в предпочитаемых профессиях.

Ведущим компонентом направленности являются мотивы. Выбор профессии побуждается одновременно несколькими мотивами. Основой их является глубокая, устойчивая потребность личности в профессиональной деятельности. Мотивы могут иметь разную направленность, усиливая или, наоборот ослабляя друг друга. Они изменяются и обогащаются в процессе развития ведущей деятельности.

Следующим компонентом профнаправленности является отношение личности к профессии. В процессе профессионального становления личности складывается динамическая система отношений не только к профессионально значимым видам деятельности, условиям и способам их выполнения, но также к членам профессиональных групп, коллективов. Отношения выражаются в удовлетворенности выбранной профессией, перспективами профессионального роста, карьеры. [20, с. 51-52]

И так, в структуру профессиональной направленности входят профессиональные ценностные ориентации, интересы, установки, мотивы и отношения. В процессе профессионального становления личности эти компоненты изменяются, образуют разнообразные сочетания и взаимосвязи, что приводит к возникновению относительно устойчивых комплексов направленности.

Так же анализ исследования С. В. Фроловой позволил выявить влияния некоторых социально-демографических особенностей будущих абитуриентов на профессиональное самоопределение. Показано, что старшие дети в семье при поступлении в высшие учебные заведения в большей степени останавливают свой выбор на престижных профессиях типа «человек-знак», одним из ведущих мотивов при этом выступает возможность в последующем получить достойный заработок, обеспечить материально свою семью. Установлено, что младшие дети в семье чаще выбирают профессии типа «человек-человек». А единственные дети в семье выбирают престижные и технические профессии. [21, с. 70]

Таким образом, обобщая проведенный анализ психологических особенностей профессионального самоопределения старшеклассников, можно выделить следующее: основу процесса профессионального самоопределения составляют проявление и развитие способностей и формирование интересов и склонностей, результатом которого становится выбор профессии, который следует рассматривать как сложный многоэтапный процесс. Конечным результатом профессионального выбора становится выработка и принятие решения на основе знания своих склонностей, интересов, способностей, возможностей и профессиональной пригодности.

Условиями, обеспечивающими оптимальный уровень профессионального самоопределения старшеклассников, являются: личностная зрелость, адекватность самооценки способностей и интересов для овладения будущей профессией, степень полноты представлений о содержании будущей профессиональной деятельности, психолого-педагогическое сопровождение формирования профессионального самоопределения.

Заключение

Основные направления реформирования общеобразовательной школы и переход к профильному обучению привлекают все большее внимание исследователей и практиков к проблеме формирования профессионального самоопределения учащихся, изучению его закономерностей. Психологических особенностей на каждом возрастном этапе.

В связи с этим задача нашего исследования заключалась в теоретико-методологическом анализе состояния изученности проблемы профессионального самоопределения. При решении этой задачи мы провели анализ различных концепций профессионального самоопределения в отечественной литературе, позволяющий сделать вывод о том, что в настоящее время отсутствует однозначное определение категории «профессиональное самоопределение» и четкие временные рамки этого процесса.

На основе проделанного анализа нами было дано определение профессионального самоопределения старшеклассников как готовности к разрешению противоречия между сложившимися свойствами личности и необходимостью ее приобщения к конкретному виду профессионального труда для решения сложных и многогранных задач, предъявляемых современным социально-экономическим развитием.

Профессиональное самоопределение старшеклассников находится во взаимосвязи с личностным самоопределением, являясь важной характеристикой социально-психологической зрелости личности, ее потребности в самореализации и самоактулизации.

Изучив научные исследования, мы определили, что характер формирования профессионального самоопределения учащихся старших классов в большей степени зависит от внешних условий, к которым относятся:

престиж профессии, продуцируемый СМИ;

уровень оплаты труда специалиста в данной сфере в настоящее время;

Состояние современного рынка труда, востребованность той или иной профессии;

Социальный статус семьи, мнения и установки значимых взрослых (как правило, родителей).

Оптимальным вариантом выбора профессии является сознательный, свободный, выбор, когда старшеклассник сам принимает решение. Несмотря на это, процесс выбора часто требует участие значительного числа взрослых (родителей, педагогов, психологов). Поэтому решение должно выступать как самостоятельное принятое, не как навязанное со стороны. То есть, важным и необходимым результатом деятельности профессионального самоопределения является отчетливое сознание у старшеклассника того, что «я сам» выбрал профессию.

Научные публикации психологов, педагогов, социологов дают основание рассматривать проблему профессионального самоопределения как актуальную в целом и как проблему особой значимости для старшеклассников. Сложившееся понимание профессионального самоопределения, как составляющей общего процесса развития личности, предполагает взаимодействие двух систем. С одной стороны - это, личность как саморегулирующаяся система, с другой - система педагогических условий, способствующая профессиональному самоопределению старшеклассника.

Остались в прошлом гарантии права на отдых и труд, на бесплатное высшее образование и достойную старость. Сами условия бытия настоятельно требуют, обязывают каждого россиянина стать хозяином жизни и ее творцом. В этом мы можем и должны помочь старшеклассникам: найти точку опоры в себе, веру в себя, познать себя и свои возможности, научиться разбираться в мире профессий, соотносить свои «хочу» и «могу» с рынком труда и научиться быть профессионалами.

Список литературы

1.Ананьина Е.В. Готовность старшеклассников к профессиональному самоопределению. // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2006. - № 9.

2.Арон И.С. Психологическая готовность к профессиональному самоопределению. // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова. - 2010. - № 1. с.233-236.

.Белоусова В.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. // Самоопределение студентов и школьников в сфере профессий, связанных с информационными технологиям. Факультет психологии МГУ им. М. В. Ломоносова. - М: 2007.

.Беляева Л.А. Построение "Я-Концепции" как важнейшее условие профессионального самоопределения старшеклассников. // вестник Томского государственного педагогического университета. - 2010. - № 91. - с.75-80.

.Громкова М.А. Психология и педагогика профессиональной деятельности. - М: ЮнитиДиана, 2003.

6.Дружинин В.Н. Психология. - Санкт петербург: Питер, 2002.

7.Зайко Е.М. Профессиональное самоопределение молодежи в современных условиях рынка труда. // Вестник Челябинского государственного университета. - 2009. - № 14 (152). - с. 32-35.

8.Зеер Э.Ф. Психология профессионального самоопределения в ранней юности: Учеб. пособие. - Воронеж : МОДЭК, 2008.

9.Ионина Н.Г. О профессиональном самоопределении старшеклассников. // Журнал "Биология в школе" - К: Школьная пресса, - 2010. - № 3. - с. 47-52

10.Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения. - М: Академия, - 2010.

11.Колесников И.А. Пофессиональное самоопределение старшеклассников как педагогическое понятие // Вестник Южно-Уральского государственного университета. - 2009. - № 31. - с. 71-76.

.Кобзарева И.И. Профессиональное самоопределение подростка как психолого-педагогическая проблема // известия ТРТУ, - 2007 . - № 1 Тематический выпуск.

.Красношлыкова О.Г. Всеросийская научно-практическая конференция // Профессиональное самоопределение старшеклассников теория и практика. - К: Крипкипро, 2008.

.Мишле В.В. Профессиональное самоопределение современной российской молодежы // Вестник Поволжской академии государственной службы. - Саратов: 2008. - № 1.

.Низьева Е.В. Профессиональное самоопределение старшеклассников // Сборник научных трудов СевКавГТУ, - 2008. - № 6.

.Немов Р.С. Психология книга 2. - М: Владос, 2007.

.Новиков М.Г. Особенности влияния личностных качеств на профессиональное самоопределение молодежи // Мир психологии. - 2009. - № 3.- с. 240-248.

.Педагогический энциклопедический словарь. - М: Дрофа: Бол. Рос. энцикл, 2008.

.Пряжников Н.С. Профессиональное самоопределение. Теория и практика.- М: Академия, 2008.

.Фролова С.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидат психологических наук. // Психологические особенности профессионального самоопределения старшеклассников. - М: Московский психолого-социальный институт, 2009. - с. 51-53

.Фролова С.В. Факторы пофессионального самоопределения старшеклассников // Высшее образование сегодня. - 2009. - № 1 - с. 69-71.

.Шапарь В.Б. Новейший психологический словарь. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.

Похожие работы на - Формирование профессионального самоопределения у старшеклассников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!