Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    267,28 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-27
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО «ТОБОЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ им. Д.И. МЕНДЕЛЕЕВА»

Кафедра информатики и методики преподавания информатики

в начальной школе





Выпускная квалификационная работа

Формирование познавательного интереса учащихся средней школы на уроках информатики и ИКТ



студента __ группы ФСПО

специальность «Информатика»

Научный руководитель:




Тобольск 2012

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ

.1 Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес»

.2 Особенности формирования познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ

.3 Методические аспекты использования форм и приемов развития познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ

.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся

.2 Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных интересов учащихся

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ


Актуальность исследования. В современном образовании одной из приоритетных задач информатики рассматривается развитие познавательной деятельности учащихся, формирование целостного мировоззрения, системно-информационной картины мира, учебных и коммуникативных навыков и основных психических качеств учащихся. Данный фактор обусловлен постоянным поиском решения общеобразовательной задачи - повышения эффективности и качества учебного процесса.

Познавательная активность учащихся обеспечивает познавательную и творческую деятельность, в процессе которой происходит овладение содержанием учебного предмета, необходимыми способами деятельности, умениями, навыками. Однако современная гуманистическая ориентация информатизации образования не всегда приводит исключительно к высоким показателям успеваемости. Наличие большого количества интересных готовых программных продуктов, с одной стороны, создает благоприятные условия для организации учебного процесса. В тоже время, с другой стороны, широкое использование информационно-коммуникативных технологий сказывается на снижении познавательного интереса учащихся к теоретической информатике (теория информации, основы логики, аппаратное обеспечению компьютера, программирование). Самостоятельное освоение игровых программ, умение выполнять некоторые технологические операции создает у многих учащихся иллюзию, что они все знают и им нечему учиться на уроке. В результате встает проблема формирования положительной внутренней мотивации, как в процессе школьного обучения, так и дальнейшего профессионального образования. В решении данной проблемы фундаментальным звеном выступает «познавательный интерес».

Воспитание устойчивого познавательного, творческого интереса - процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

В педагогике современной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения (В.В. Давыдов, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызина, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская и др.).

Психологические и педагогические концепции, раскрывающие содержание познавательной активности и деятельности, взаимосвязь личности и познания отражены в работах Б.Г. Ананьева, Л.А. Аристовой, М.А. Данилова, Б.И. Есипова, И.Я. Лернера, П.И. Пидкасистого, З.Ф. Чехловой, Т.И. Шамовой, Г.И. Щукиной и др.

Значительный вклад в разработку вопросов становления информатики на начальном уровне внесли С.А. Бешенков, В.И. Варченко, Ю.М. Горвиц, А.В. Горячев, Е.Н. Зворыгина, А.Л. Камбурова, А.Ю. Кравцова, Я. Б. Марголис, Н.В. Матвеева, А.Т. Паунтова, Ю.А. Первин, М.А. Плаксин, А.Л. Семенов, Н.И. Суворова, М.С. Цветкова, Е.Н. Челак, А.В. Хуторской и др.

Однако, несмотря на то, что проблема развития интереса к учению у школьников исследуется различными авторами на протяжении десятилетий, она и сегодня является одной из актуальных и сложнейших психолого-педагогических проблем.

Изучение проблемы развития познавательной активности на уроках информатики и ИКТ позволило выявить ряд противоречий, разрешение которых будет способствовать повышению эффективности развития познавательного интереса учащихся. К ним можно отнести следующие противоречия между:

• высоким уровнем требований, предъявляемых в информатике и ИКТ к мыслительным операциям учащихся и разным уровнем подготовки учащихся к познавательной деятельности;

• между общепринятым мнением об информатике, как о предмете игровом и легком (что приводит зачастую к завышенной самооценке учащихся) и теоретической сложностью предмета;

• между разным начальным уровнем подготовки учащихся и едиными требованиями программы обучения.

Указанные противоречия определяют проблему исследования - выявление и анализ педагогических условий, приемов и способов, способствующих развитию познавательного интереса учащегося в процессе изучения предмета информатика и ИКТ.

Цель исследования - выявить наиболее эффективные методы активизации познавательного интереса учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Объект исследования - развитее познавательного интереса учащихся на уроках информатики и ИКТ.

Предмет исследования - методы и формы развития познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ.

Гипотеза исследования заключается в следующем: процесс развития познавательного интереса учащегося на уроках информатики будет более эффективен, если при обучении применять активные методы обучения.

В соответствии с целью и гипотезой в ходе исследования были определены следующие задачи:

. изучить состояние проблемы развития познавательного интереса в педагогической теории и практике;

. определить содержание и сущность понятия познавательный интерес;

. провести теоретический анализ современных методов, форм и средств развития познавательного интереса;

. систематизировать основные методические приемы и дидактический материал, нацеленный на активизацию познавательной деятельности на уроках информатики.

. выявить и экспериментально обосновать совокупность педагогических условий, способствующих развитию познавательной активности школьников на уроках информатики и ИКТ.

Методологической основой исследования выступают личностно - ориентированный и развивающий подходы как наиболее эффективно соответствующие задачам активизации познавательного интереса школьников (И.Я. Лернер, В.В. Сериков, И.С. Якиманская и др.).

В ходе исследования были использованы как теоретические, так и эмпирические методы: анализ, синтез, классификация, систематизация; изучение литературы в области проблем познавательного интереса, изучение и обобщение практического педагогического опыта.

Практическая значимость. Изучена психологическая, педагогическая и методическая литература по теме исследования, экспериментально проверена совокупность педагогических и психологических условий, способов и приемов, способствующих эффективному развитию познавательной активности у младшего школьника.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА ШКОЛЬНИКОВ

 

.1 Теоретические аспекты понятия «познавательный интерес»


Познавательная активность является социально значимым качеством личности и формируется у школьников в учебной деятельности. Важность развития познавательного интереса у учащихся в современных условиях обучения не вызывает никаких сомнений. Однако вопрос о том, каким образом достигнуть наибольшего эффекта в его развитии, до сих пор остается открытым. Решение этой проблемы невозможно без теоретического обоснования сущности понятия «познавательный интерес».

Интерес в буквальном переводе с латинского (interest) означает - «важно, имеет значение». В педагогической энциклопедии интерес трактуется как реальная причина действий человека, стремление к познанию объекта или явления, к овладению тем или иным видом деятельности.

Вместе с этим, интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях. Так, Н.Ф. Добрынин, Т. Рибо определяют интерес как избирательную направленность внимания человека. Согласно идее Д. Фрейера интерес предстает как активатор разнообразных чувств [25. C. 48].

В педагогических исследованиях Г.И. Щукиной познавательный интерес определяется как «избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями. Это устойчивое образование, которое в ходе... увлеченной деятельности уже не нуждается во внешней стимуляции и как бы самоподкрепляется». Г.И. Щукина указывает, что этот интерес не процессуальный, а интерес к подлинному продуктивному познанию, в результате которого появляется нечто новое в развитии учащегося в целом. [2. C. 14]

Несколько иную точку зрения высказывает Н.Г. Морозова. Познавательными она называет интересы, направленные на процесс учебного познания и на его результаты. Она рассматривает интерес как «эмоционально-познавательное отношение (возникающее из эмоционально-познавательного переживания) к предмету или к непосредственно мотивированной деятельности, отношение, переходящее при благоприятных условиях в эмоционально-познавательную направленность личности» [21.C.62].

Целый ряд авторов рассматривает познавательный интерес как потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремиться к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения имеющейся у него «жажды знаний» (Л.И. Божович, H.A. Менчинская, Г.И. Осипов, М.Н. Скаткин, Ю.В. Шаров).

В работах B.C. Мухиной, С.Л. Рубинштейна познавательный интерес рассматривается как избирательная направленность психических процессов человека на объекты и явления окружающего мира. Интерес обеспечивает стремление, потребность личности заниматься именно данной областью явлений, деятельностью, которая приносит удовлетворение. Именно благодаря интересу возможно особое, избирательно наполненное активными помыслами, яркими эмоциями, волевыми устремлениями отношение к окружающему миру, его объектам, явлениям, процессам [23.C.25-29].

В.А. Сластениным познавательный интерес рассматривается как внутренняя движущая сила учения, проявляющаяся в целенаправленном состоянии школьника, обусловленном знаниями, умениями, опытом творческой деятельности, характеризующаяся потребностью в знаниях, готовностью к активному познанию как деятельность, приносящая удовлетворение.[10. C.48]

Ш.А. Амонашвили определяет познавательный интерес как форму стремлений личности, как направленность самостоятельного поиска, постижения секретов, свободного обсуждения проблемы, решения трудных задач, утверждения собственного мнения [3].

С точки зрения С.Л. Рубинштейна, интерес - это направленность помыслов, мыслей; потребность - желаний, влечений. Потребность вызывает желание обладать предметом, интерес - стремление ознакомиться с ним. С насыщением потребность исчезает, удовлетворение же интереса - стимул его дальнейшего совершенствования и углубления. Потребности первичны, а интересы развиваются на основе потребностей, основные побудители деятельности человека - не сами потребности (как нужда в восполнении какого-то недостатка), а интересы, чувства, убеждения и взгляды, которые становятся источником действенных стремлений личности. Потребность - непосредственное выражение необходимости в структуре субъекта, она всегда требует своего удовлетворения. Это - исходная причина деятельности. Интерес связан с необходимостью через потребность. Сложна и многообразна связь потребностей и интересов в такой области, как познавательная деятельность человека [5].

Таким образом, познавательный интерес - важнейшая область общего феномена интереса. Его предметом является самое значительное свойство человека: познавать окружающий мир не только с целью биологической и социальной ориентировки в действительности, но и в стремлении проникать в его многообразие, отражать в сознании сущностные стороны, причинно-следственные связи, закономерности, противоречивость. Своеобразие познавательного интереса состоит в сложном отношении к миру предметов, явлений, в глубоком их изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей [9. C. 34].

В педагогической практике познавательный интерес рассматривают часто лишь как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ученика, как эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание учеников, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над учебной задачей [24].

Познавательный интерес - интегральное образование личности. Он имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективные и субъективные связи человека с миром, выраженные в отношениях.

Познавательный интерес на пути своего развития обычно характеризуется познавательной активностью, явной избирательной направленностью учебных предметов, ценной мотивацией, в которой главное место занимают познавательные мотивы. Познавательный интерес содействует проникновению личности в существенные связи, отношения, закономерности познания. Эта стадия характеризуется поступательным движением познавательной деятельности школьника, поиском интересующей его информации. Любознательный школьник посвящает свободное время предмету познавательного интереса.

Теоретический интерес связан как со стремлением к познанию сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с использованием их как инструмента познания. Эта ступень активного воздействия человека на мир, на его переустройство, что непосредственно связано с мировоззрением человека, с его убеждениями в силе и возможностях науки. Эта ступень характеризует не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личность.

В реальном процессе все указанные ступени познавательного интереса представляют собой сложнейшие сочетания и взаимосвязи. В познавательном интересе обнаруживаются и рецидивы в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Школьник углубляется в сущность предмета, он поглощен решением проблемы, задачи, опережающего задания. Но бывает, что состояние заинтересованности, которое обнаружит ученик на уроке под влиянием разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к учителю, удачный ответ, поднявший его престиж в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности [11].

Рис.1 Условия проявления познавательного интереса и творческой активности

Итак, сущность познавательных интересов как педагогической проблемы состоит в том, что интерес выступает как особый аспект всех сторон обучения, воспитания и развития, усиливающий эффективность педагогических влияний на учащихся, обостряющий активность личности школьника, содействующий развитию поисковой творческой деятельности.

Психолого-педагогический аспект изучения сущности понятия «познавательный интерес» дает основание говорить о многоплановости и сложности исследуемого понятия. Многочисленные точки зрения на сущность познавательного интереса обобщенно можно представить в виде нескольких направлений, в русле которых данное понятие связывается с потребностью личности, направленностью и мотивационной сферой индивида. Несмотря на то, что позиции авторов в определении познавательного интереса несколько разные, в понимании его сущности есть и существенное сходство [32.C.30].

Общим для всех подходов является констатация связи интереса с мотивационно-потребностной сферой личности. С одной стороны, интерес может выступать в качестве значимого мотива деятельности; с другой стороны, именно в интересах наиболее ярко проявляются потребности. Осознание потребности может вызвать интерес к предмету, способному ее удовлетворить. Сосредоточение школьника на предмете интереса порождает специфическое желание ближе познакомиться с предметом, глубже в него проникнуть. Следует подчеркнуть, что в интересе выражен и момент избирательности.

Говоря о познавательном интересе как о движущей силе обучения, необходимо рассмотреть его качественные характеристики. В психолого-педагогической литературе у разных авторов выделяется разное их число.

Интерес характеризуется, по крайней мере, тремя обязательными моментами:

. положительной эмоцией по отношению к деятельности;

. наличие познавательной стороны этой эмоции, т. е. радостью познавания и познания;

. наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности, т. е. деятельность сама по себе привлекает и пробуждает ею заниматься, независимо от других мотивов (побуждений) [12.C.9].

Познавательный интерес относится к различным областям познавательной деятельности. Он может быть весьма высоким, размытым, распространяющимся на получение информации вообще, на узнавание нового о различных сторонах предметного мира и углублением в определенную область познавания, в ее теоретические основы, в ее существенные связи и закономерности. В школе объектом познавательных интересов учащихся является содержание учебных предметов, овладение которыми составляет основное назначение учения. Тогда в сферу познавательного интереса включается не только приобретаемые школьником знания, но и процесс овладения знаниями, процесс учения в целом, позволяющий приобретать необходимые способы познавания и содействующий постоянному поступательному движению школьника.

Ценность познавательного интереса состоит в том, что познавательная деятельность в данной области под влиянием интереса к ней активизирует психологические процессы личности, приносит ей глубокое интеллектуальное удовлетворение; познавательный интерес выступает как важнейший мотив активности личности, ее познавательной деятельности. Следовательно, суть познавательного интерес состоит в том, что объектом его является сам процесс познавания, который характеризуется стремлением проникать в сущность явлений [2.C. 18].

Рассматривая познавательный интерес в качестве средства, стимула обучения, мы не всегда можем рассчитывать на то, что все наши стимулы будут иметь в ходе обучения именно тот эффект, который важен для познавательного интереса как свойства личности нашего ученика, потому, что внешние воздействия механически не преломляются во внутренние процессы личности. Учащихся могут привлекать такие стороны обучения, которые связаны с особенно яркими, эмоционально поданными фактами, эффектными опытами, с обаянием личности учителя. Все эти сами по себе ученые стимулы обучения не должны подменять самого существа познавательного интереса.

Ограничивать трактовку познавательного интереса внешней стороной его влияния на учащегося, понимать его лишь как средство обучения - неосмотрительно. Отбирая соответствующие приемы, «оживляющие» уроки, учитель очень часто не пытается заглянуть во внутренние процессы познавательной деятельности самих учеников, которые происходят под влиянием этих приемов; управление процессом учения происходит нередко вслепую, наугад.

Познавательный интерес как средство обучения становится наделенным только тогда, когда используется в арсенале средств развивающего обучения. Внесение элементов оживления в содержание, методы обучения и формы работы учащихся с целью вызвать или упрочить их познавательный интерес может дать лишь вспышку непосредственного интереса, но не перейдет во внутренний план деятельности, в отношение к учению. С устранением внешне занимательной ситуации, породившей этот временный, неустойчивый интерес, он может быстро угаснуть.

Там, где при отборе «оживляющих» учебный процесс средств учитель приоткрывает для себя процессы познавательной деятельности, «выводит их наружу», там познавательный интерес действительно становится мощным средством обучения, а учение - управляемым процессом [30].

1.2 Особенности формирования познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИКТ


Познавательная активность человека не является неизменным наследственным свойством личности, поэтому мы можем говорить о ее формировании и развитии. Известно, что становление познавательных интересов, воспитание активного отношения к труду, к происходящему вокруг происходит, прежде всего, на уроке. От того, насколько сознательно, с желанием, творчески будут работать дети на уроках зависит то, как они в дальнейшем будут рассуждать, думать, доказывать, творчески мыслить, применять изученное в различных ситуациях [20.C.103].

В процессе формирования устойчивого познавательного интереса на уроке фигурирующую роль играет мотивация.

Рис 2. Факторы, формирующие познавательную активность учащихся

Направление и уровень активности во многом определяет система потребностей и мотивов учащегося. Это то, что побуждает человека ставить проблемы, концентрировать усилия на их разрешении. Поэтому воспитание личности ученика как будущего специалиста зависит в первую очередь от его потребностей и мотивов. Соотношение различных мотивов обусловливает выбор содержания воспитания, конкретных форм и методов обучения, условия организации всего процесса формирования активной творческой личности.

Можно выделить две большие группы мотивов: мотивы достижения и познавательные мотивы. При познавательной мотивации неизвестное новое знание совпадает с целью познавательной деятельности, т.е. человека интересует процесс и содержание познаваемого. При мотивации достижения познавательная деятельность является средством достижения цели, находящейся вне этой познавательной деятельности, т.е. человека интересует результат, который может быть получен в результате каких-то познавательных усилий, например положительная оценка на экзамене [20. C. 79].

В педагогике и психологии показано, что на формирование личности и ее психическое развитие постоянное и устойчивое влияние оказывают знания, основанные на познавательном интересе. Развитие познавательной мотивации значительно повышает активность обучающихся и эффективность процесса обучения. Также познавательная мотивация является основой развития склонностей человека.

Познавательная мотивация способствует перенастройке психических процессов восприятия, памяти, мышления и других возможностей человека, способствующих выполнению той деятельности, которая вызвала интерес. Однако система образования ориентирована преимущественно на стимуляцию именно мотивации достижения: получить хорошую отметку, успешно сдать экзамены и т.п. Когда главной задачей учащегося является успеваемость, направление его усилий смещается с «производства знаний» на «производство отметки». Но, не смотря на это, в обучении нельзя отказаться от мотивации достижения. Ее следует поставить на службу познавательной мотивации, имея в виду главное - всестороннее развитие личности ученика. При этом достижение - это этап и уровень обученности, которые выступают необходимым условием дальнейшего движения в содержании усваиваемого.

Таким образом, познавательная мотивация выступает не столько проявлением устойчивой личностной черты, сколько отражением заданных условий деятельности. Возможности формирования у учащихся такой мотивации создаются при использовании педагогом способов активации познавательной деятельности.

Учитывая, что мотивы учащихся формируются через их потребности и интересы (Потребность ® Интерес ® Мотив), все усилия учитель должен направить на развитие познавательных интересов учащихся. Интерес является единственным мотивом, который поддерживает повседневную работу нормальным образом, он необходим для творчества, ни один навык не формируется без устойчивого познавательного интереса.

В тоже время, воспитание устойчивого познавательного, творческого интереса - процесс длительный и сложный. Нужна система строго продуманных приемов ведущих от любознательности к интересу, от интереса нестойкого к все более устойчивому, глубокому познавательному интересу, для которого характерно напряжение мысли, усилие воли, проявление чувств, активный поиск, направленные на разрешение познавательных задач, т. е. к такому интересу который становится свойством личности.

Специальные исследования, посвященные проблеме формирования познавательного интереса, показывают, что интерес во всех его видах и на всех этапах развития характеризуется по крайней мере тремя обязательными моментами: положительной эмоцией по отношению к деятельности; наличием познавательной стороны этой эмоции; наличием непосредственного мотива, идущего от самой деятельности [2].

Предмет информатики характеризуется следующими особенностями:

·  Непосредственный интерес к изучению информатики и владению компьютером и коммуникационными технологиями;

·        Повышенное эмоциональное состояние учащихся на уроках информатики.

·        Стремительность развития компьютерной техники, соответственно и быстрота устаревания информации, отсюда необходимость поддержания знаний на современном уровне.

·        Использование ИКТ и инновационной деятельности при обучении информатике, что экономит время на подготовку к уроку, делает сам урок нагляднее и эффективнее и высвобождает время на уроке для индивидуальной работы с учащимися.

·        Снижение возрастных норм в изучении предмета, знание психологических особенностей школьников на разных ступенях обучения.

·        Уменьшение численности учащихся на уроке информатики за счет деления класса на группы, что способствует к использованию личностного подхода в обучении.

В процессе формирования познавательного интереса у учащихся при обучении информатике и ИКТ выделяют следующие этапы:

Первый этап - учащемуся первый раз приходится работать за компьютером. Компьютер представляет для них интерес как что-то незнакомое, открывающее совершенно новые возможности. Наряду с интересом у учащихся присутствует страх. Поэтому на первом этапе необходимо дать школьникам основные, самые первые навыки по работе на компьютере

Второй этап - учащиеся уже обладают основными навыками работы за компьютером, поэтому им становится интересно просто выполнять какие-то действия, а также продемонстрировать всем, что он что-то умеет. На данном этапе необходимо дать понять ребятам, что у компьютера есть еще очень много возможностей.

Третий этап - учащиеся достаточно уверенно работают за компьютером, хорошо знают основы. Поэтому необходимо уделить особое внимание разнообразным методам организации обучения, новым педагогическим технологиям, давать ребятам интересные задания, ставить перед ними проблемы. На этом этапе можно продолжить изучение приложений, но на углубленном уровне.

Четвертый этап - знакомство с дополнительными приложениями, дополнительными возможностями компьютера, программирование. Благодаря новым знаниям, умениям, навыкам, приобретенным ребятами на таких уроках можно создавать очень сложные, интересные работы. Учащиеся смогут проявить свое творчество, воплотить в жизнь какие-то свои идеи. Также есть возможность участвовать в различных конкурсах.

Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей. Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников. [31. C. 144]

Опыт современных педагогов, педагогов-новаторов показывает, что для развития познавательных и творческих интересов на уроках информатики и ИКТ учителю необходимо на каждом уроке учитывать следующие факторы:

·  обеспечение внутреннего принятия детьми цели предстоящей работы, т. е. обеспечение понимания того, зачем надо это делать, на какой предполагаемый результат ориентироваться. Если же дети не подготовлены к решению учебной задачи, они не смогут полноценно включиться в учебную деятельность;

·        исключение поверхностного оценивания итогов предыдущей работы и в момент актуализации знаний;

·        комбинирование различных форм организации учебной работы, определение их места на каждом этапе занятия;

·        обсуждение результатов деятельности и применение придуманных самими учащимися упражнений и заданий;

·        обучение школьников рациональным способам умственной работы;

·        эмоциональная насыщенность занятия, «взволнованность» самого педагога. Создание доброжелательного эмоционального фона в работе педагога и учеников. Положительные эмоции, испытываемые детьми в процессе обучения, стимулируют их познавательную активность;

·        стимулирование и поощрение самих актов познавательной активности учащихся со стороны педагога;

·        на каждом занятие учащимся должна быть предоставлена возможность выразить свое отношение к происходящему (развитие рефлексии), для осознания значимости достигнутого результата деятельности;

·        организация домашнего задания по принципу самостоятельности и возможности использования полученных знаний в общении со сверстниками;

·        построение занятий с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей. Это поможет правильно определить объем и содержание учебного материала, разработать адекватные методы, средства обучения, наметить пути индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся различных групп в условиях обучения [16.C.10].

Таким образом, успех в работе по развитию познавательной и творческой активности в значительной степени зависит от характера взаимоотношений учителя и учащихся. Положительный результат определяется позитивным характером взаимного понимания и уважения. Учителю важно уметь выделять доминирующие мотивы. Осознав их, он сможет оказывать существенное влияние на мотивационную сферу учащихся. Выступая в качестве внешнего стимула к учению, познавательный интерес является самым сильным средством развития познавательной активности. Искусство учителя состоит в том, чтобы познавательный интерес стал для учащихся лично значимым и устойчивым.

1.3 Методические аспекты использования форм и приемов развития познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ


Ключевой проблемой в решении задачи повышения эффективности и качества учебного процесса является активизация учения учащихся. Ее особая значимость состоит в том, что учение, являясь отражательно преобразующей деятельностью, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения учащегося к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта. В связи с этим встает проблема отбора наиболее продуктивных методов организации учебного занятия, способствующих развитию познавательных интересов.

Методы обучения - это способы организации учебного процесса и взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся в процессе обучения. Известный педагог М.Н. Скаткин отмечал, что метод - это путь, которым учитель ведет ученика от незнания к знанию, от неумения к умению, путь развития его умственных сил [5].

В зависимости от степени включенности учащихся в учебную деятельность все методы обучения делятся на активные и пассивные. К пассивным относятся те методы, при которых учащиеся только слушают и смотрят (рассказ, лекция, объяснение, экскурсия, демонстрация), а к активным - методы, организующие самостоятельную работу учащихся (работа с книгой, лабораторный метод, метод проектов и т.д.). [26. C. 81] К активным методам относятся нетрадиционные методы организации учебного процесса.

На современном этапе развития общеобразовательной системы наиболее распространенным методом обучения является традиционный, при котором основное внимание сосредотачивается на изложении знаний в определенной системе, в наглядной и доступной форме. При этом каждый педагог стремится, прежде всего, сообщить нужный материал и добиться прочности его усвоения. Организуя преподнесение учебного материала, учитель оказывает влияние на активизацию познавательной деятельности учащихся, но это влияние носит косвенный характер. На уроке не у всех учеников включается активная познавательная деятельность. Традиционное обучение ставит учащегося в «ответную» позицию. Цели задаются преподавателем, ученик отвечает на его вопросы, выполняет учебные задания, активен по особому указанию и разрешению. Всем известно, что при таком изложении материала часть ребят перестает активно работать. Если на занятии работает только преподаватель, учащиеся пассивны, т.е. бездеятельны, безучастны, безразличны ко всему, что происходит в классе, такой урок не имеет никакой ценности.

Современный урок информатики - это сложное образование. Проанализировав факторы, влияющие на благоприятное развитие познавательного интереса учащихся, а также учитывая малоэффективный опыт традиционных методов обучения, можно сделать вывод, что для плодотворной и эффективной деятельности учащихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения [7. C.23]. Для формирования позитивного познавательного интереса учащихся на уроках информатики и ИКТ должен делаться акцент на формирование умения учиться. Использование большого количества творческих заданий, ролевых тренингов, дискуссий в свободной, располагающей к общению обстановке приносить учащимся удовольствие. Возможность самостоятельного добывания информации, осознание общественной значимости проблемы создает крепкую базу для развития устойчивого познавательного интереса к учебе.

Ценным методом стимулирования интереса к предмету выступает метод использования различных игр и игровых форм организации познавательной деятельности. Профессиональные статьи и практические рекомендации (как в области педагогики, так и в информационно-коммуникативной), позволяют организовывать разные по содержанию и форме уроки: урок-экскурсия («Компьютеры: прошлое, настоящее, будущее»); деловая игра («Покупка компьютера»); практикум-семинар («Никто не проскочит, никто не пройдет» (антивирусная защита)); урок-интервью («Вопрос к создателю»); видеоурок и т.д.

Самым надежным свидетельством освоения информатики и ИКТ является способность учащихся вести беседу по конкретной теме. В данном случае целесообразно проводить урок-интервью. Урок-интервью - это своеобразный диалог по обмену информацией. В зависимости от поставленных задач тема урока может включать отдельные подтемы. Но в любом случае мы имеем дело с обменом значимой информацией. Такая форма урока требует тщательной подготовки. Учащиеся самостоятельно работают над заданием по рекомендованной учителем литературе, готовят вопросы, на которые хотят получить ответы. Подготовка и проведение урока подобного типа стимулирует учащихся к дальнейшему изучению информатики, способствует углублению знаний в результате работы с различными источниками, а также расширяет кругозор.

На уроках информатики применяются следующие виды творческих заданий:

·  составление задач учащимися;

·        конструирование обратных задач;

·        творческие задачи (требующие самостоятельной постановки, описания алгоритма, использования специальных и межпредметных знаний учащихся);

·        конкурсы «Лучший рисунок», «Лучший словарь терминов по информатике» и т.п.

·        реферат;

·        доклад;

·        разгадывание ребусов по информатике;

·        составление тестов для контроля знаний по предмету, а также по заказу школы;

·        проект - создание учащимися готового программного продукта [17].

Одним из видов занимательной проверочной работы может быть кроссворд, составленный из понятий, терминов и определений информатики. Кроссворд можно использовать следующим образом: на одного ученика, на парту, на ряд (группу), на весь класс. Кроссворд можно составлять или заполнять. Составленными кроссвордами (незаполненными) учащиеся могут обмениваться. В этом случае учителем оценивается и составитель и заполняющий. Игра содействует развитию познавательных сил учащихся; стимулирует творческие процессы их деятельности; способствует разрядке напряженности; снимает утомление; создает благополучную атмосферу учебной деятельности; отслеживает учебную деятельность; содействует развитию интереса к учению [8.C. 20].

Но познавательный интерес к учебному материалу не может поддерживаться все время только яркими фактами. Далеко не все в учебном материале может быть для учащихся интересно. И тогда выступает не менее важный источник познавательного интереса - сам процесс деятельности. Путь к нему лежит, прежде всего, через разнообразную самостоятельную работу учащихся, организованную в соответствии с особенностью интереса.

Организация самостоятельной работы предполагает создание стройной системы учебных заданий (задач), объединенных единой концепцией и логикой учебного курса. Их отличительная особенность - интересное содержание, простое и эффективное решение, широкий спектр применяемых технологических или алгоритмических приемов, минимальные требования к знаниям из других областей, возможность проиллюстрировать решение аналогией из жизни (если задача имеет отвлеченный характер). В рамках самостоятельной работы можно использовать подготовительные упражнения, карточки с дифференцированными заданиями, продуманную последовательность заданий, вариантность, комментирование заданий и наглядность.

Широкой популярностью сегодня пользуется проектная работа. Преимущество метода проектов в том, что он может быть как групповым, так и индивидуальным; проектирование позволяет увидеть самостоятельность и творческую активность учащихся в познании и его можно использовать в любом возрасте. Проект с точки зрения учащегося - это возможность делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности. Работа над проектом позволяет школьнику проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат.

Проектная деятельность учащихся на уроках информатики и ИКТ не может выйти за пределы имеющихся у него знаний и перед началом работы он должен эти знания получить. Однако «уместить» метод проектов в классно-урочную систему является трудной задачей. В тоже время, проектная работа не должна отвлекать учащихся от прохождения программного материала, решения необходимого круга практических задач, а также не должна приводить к значительному увеличению учебной нагрузки.

Активному использованию данного метода на уроках информатики средней школы способствует ряд факторов:

·  большинство учащихся уже имеют навыки работы на ПК;

·        изучение предметов становится более целенаправленным, нередко приобретая элементы предпрофессиональной деятельности;

·        формируется круг учащихся, предполагающих связать свое дальнейшее обучение с информатикой;

·        возрастная категория учащихся средней школы располагает к знакомству с исследовательской и самостоятельной деятельностью;

·        учащиеся средних классов склонны искать в преподавателе старшего друга, советчика, а не человека, обязанного обучать и контролировать[26].

Крайне важно во всем этом не допустить одной грубой ошибки. Практическая деятельность должна нести развивающий характер, поэтому в ней должно быть минимум инструкционизма: большую роль сыграет именно самостоятельная исследовательская, поисковая, аналитическая деятельность, чем выполнение пошаговой работы, когда процесс уже полностью описан.

Каждый выбранный и использованный учителем метод опирается на определенные приемы. Среди приемов преподавания информатики и ИКТ в целях повышения познавательного интереса учащихся можно выделить следующие:

·  особенным образом сформулировать цели деятельности обучающегося, обозначив его личную заинтересованность (возможно, это будет заинтересованность в отметке; или обозначив эту практическую деятельность как этап в решении более важных задач, который просто необходимо преодолеть);

·        добавить в практическую деятельность непривлекательного характера игровой, соревновательный момент, тогда она обретет хотя бы временную значимость (например, в изучении темы о графическом интерфейсе организовать театральное представление, где каждый из учеников будет играть свою роль, рассказывая свою «интерфейсную биографию»);

·        создать необычную атмосферу во время деятельности, сделать урок нестандартным (например, составить вместе столы и попросить класс решить задачу урока совместно или группами, позволить обсуждение, распределить роли, назначить ответственных и т.п.).[30]

Большую роль в формировании познавательного интереса на уроках информатики и ИКТ играет внеклассная работа по информатике. Занятия во внеурочное время могут быть особенно эффективными. Регулярное проведение внеклассных занятий по типу факультативов значительно повышает познавательный интерес учащихся независимо от их уровня творческого мышления. Специфическое значение внеклассных занятий для развития творческих умений, заключается в том, что на них всегда достаточно времени для осуществления проблемного метода обучения, для выявления самобытности мышления каждого ученика, для индивидуального подхода, для опробования разных подходов, разных путей поиска. Дети, хорошо успевающие, смогут в еще большей степени развернуть свои творческие умения, а слабоуспевающие, выполняя задания, посильные для них, смогут обрести уверенность в своих силах, научиться управлять своими поисковыми действиями, подчинять их определенному плану.

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения учителя правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Таким образом, нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний.[21.С. 16]. Чтобы у школьника развивались творческие умения, необходимо, чтобы он почувствовал удивление и любопытство, повторил путь человечества в познании, удовлетворил с аппетитом возникшие потребности в записях. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребенок может войти в мир творчества.

Учащиеся должны уметь самостоятельно переносить знания и умения в новую ситуацию; видеть новые проблемы в знакомых, стандартных условиях; видеть новые функции знакомого объекта; видеть структуры объекта, подлежащего изучению, то есть быстрый, подчас мгновенный охват частей, элементов объекта в их соотношении друг с другом; уметь видеть альтернативу решения, альтернативу подхода к его поиску; уметь комбинировать способы решения проблемы в новый способ и уметь создавать оригинальный способ решения при известности других.

ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ: АКТИВИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИНФОРМАТИКИ И ИКТ


2.1 Диагностика уровня развития познавательного интереса учащихся

познавательный интерес информатика творческий

Изучение психолого-педагогической литературы, а также опыта практикующих педагогов позволило нам выявить главные факторы формирования устойчивого познавательного интереса учащихся на уроках информатики и ИКТ. На основе определения ключевого понятия познавательный интерес - это потребность в знаниях, ориентирующая человека в окружающей действительности, заставляющая его активно стремится к познанию, к поиску способов и средств удовлетворения, имеющейся у него «жажды знаний».

В тоже время важным условием успешной организации учебного процесса является наличие практических представлений учителя об уровне развития познавательных интересов обучаемых. Эта проблема решается методом диагностики.

Диагностика - особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение признаков, характеризующих состояние и результаты процесса обучения, и позволяющий на этой основе прогнозировать, определять возможные отклонения, пути их предупреждения, а также корректировать процесс обучения в целях повышения качества подготовки квалифицированных специалистов [35.С. 56].

Организация наблюдений и проведение экспериментальной работы проходило на базе МОУ «Школа №11» г. Тобольска. В эксперименте участвовали школьники двух 8-х классов (53 человека из двух классов), а также 2 учителя. Общее число испытуемых - 55 человек.

Цель исследования: выявить уровень формирования познавательного интереса учащихся 8-х классов.

Для реализации поставленной цели были выбраны различные методы и методики. Прямые методы («Корректурная проба», «Объем внимания», «Тип памяти») позволяют получать данные непосредственно при контакте с испытуемыми, давая возможность ему лично проявить свои качества.

Косвенные методы (карта диагностики познавательного интереса у учащегося, «Методика с конвертами») представляют из себя наблюдения за деятельностью детей, анализе ее результатов.

Изучение особенностей внимания методом корректурной пробы позволяет изучить работоспособность и переключаемость внимания учащихся по корректурным таблицам. С помощью методики «Объем внимания» в игровой форме определяется уровень объема внимания учащихся (см. Приложение 1).

Исследуя внимание в 8-х классах нужно отметить, что в тестировании принимало участие 53 человека - 20 школьников класса 8/1 и 23 школьника класса 8/2. Общие показатели результатов исследования (в %) представлены в виде диаграммы (см. Диаграмму 1).

Из диаграммы 1 видно, что у большинства детей класса 8/1 преобладает средний показатель объема внимания - 65%. Высокий уровень составляет 31%, низкий уровень - 4%.

В классе 8/2 также преобладает средний показатель объема внимания - 59%. Высокий уровень составляет - 26%, низкий - 15%.

Анализируя результаты исследования распределения внимания учащихся, выяснилось следующее, что большинству учащихся трудно одновременно удерживать во внимании несколько объектов, это затрудняет процесс познания. Учащиеся начинают отвлекаться, чтобы снять усталость. Но затем им трудно вернуться в рабочее состояние.

Рис.3 Общий объем внимания учащихся 8-х классов

Учителю следует учитывать данные результаты в своей работе и постараться применять разнообразные методы, направленные на развитие внимания у учащихся

Кроме внимания не менее важным познавательным процессом является память. Память ребенка непроизвольна и всегда осмысленна. Запоминается то, что понятно, что стало личностным знанием.

В ходе исследования было признано целесообразным исследовать у учащихся образную память. Для этого использовалась методика «Тип памяти», целью которой являлось выявить преобладающий тип памяти учащихся. (см. Приложение 1)

В исследовании принимали участие 53 учащихся классов - 8/1 и 8/2.

Общие показатели результатов исследования представлены в виде диаграмм (см. диаграммы 2, 3).

Рис. 4. Общий показатель типов памяти в классе 8/1.

Рис. 5 Общий показатель типов памяти в классе 8/2.

Из диаграммы 2 видно, что у учащихся класса 8/1 в основном преобладает зрительная (у 82%учащихся на высоком уровне) и слуховая память (у 70% учащихся на высоком уровне). Комбинированный тип памяти у большинства учащихся находится на среднем уровне (72%). У 6% учащихся комбинированный тип памяти находится на низком уровне.

В классе 8/2 преобладает зрительная (высокий уровень - 67%) и слуховая (высокий уровень - 61%) типы памяти (см. Диаграмму 3). Комбинированный тип памяти у большинства учащихся находится на среднем уровне (62%). При этом нужно заметить, что у 15% учащихся комбинированный тип памяти находится на низком уровне.

В результате исследование особенностей внимания и памяти учащихся дает возможность учителю скорректировать применяемые формы и приемы подачи учебного материала с учетом физиологических способностей детей, воздействовать на наиболее восприимчивые факторы восприятия.

Помимо психологических методов нами была проведена «Методика с конвертами» (лист с заданиями и вопросами вкладывался в конверт с надписью предмета) на выяснение познавательных интересов учащихся. Перед испытуемыми (учащиеся двух 8-х классов - 53 человека) выкладывались конверты по всем предметам и давалась инструкция:

·        выбери любой конверт, какой хочешь;

·        задания, вложенные в конверт, можешь выполнять не все, а какие захочешь;

·        свою работу можешь закончить в любое время;

·        отметки за ответы ставиться не будут;

·        если хочешь, можешь взять другой конверт, когда поработаешь над первым.

Суть эксперимента состояла в следующем: в соответствии с особенностями познавательного интереса по каждому предмету были составлены задания по 4 разделам:

-я группа заданий требовала для выполнения чисто репродуктивной деятельности (вспомнить определение, описать факт и др.).

-я группа заданий была более сложной: она требовала от испытуемого активного поиска, догадки, иногда проблемного подхода.

-я группа заданий с использованием элементов воображения была рассчитана на активное использование знаний, умений, навыков, на применение их в новой ситуации.

-я группа заданий носила творческий характер с использованием элементов воображения.

Помимо указанных заданий были включены еще несколько вопросов на определение осведомленности учеников о новейших достижениях науки в области их интереса.

В ходе эксперимента фиксировались:

·        характер выбора конверта: нацеленный - случайный, решительный - неуверенный, с ясной мотивацией - с борьбой мотивов;

·        выбор заданий: репродуктивных, поисковых, требующих активного оперирования знаниями, творческих, либо всех четырёх групп;

·        характер деятельности: напряжённый - с отвлечениями, логичный - нелогичный, системный - хаотичный;

·        эмоциональный фон деятельности: радостный - равнодушный, спокойный - нервозный, уверенный - неуверенный;

·        поведение при затруднениях: раздумья - растерянность, мыслительная активность - пассивность;

·        стремление взять ещё конверт, ход работы над заданиями второй группы.

Таким образом, полученные данные позволили выделить три группы интересов:

Аморфные - интересы, которые характеризовались неясностью, изменчивостью, ситуативностью (20 человека, 39%).

Познавательные - интересы, захватывающие широкий круг учебных предметов и учебную деятельность в целом (17 человек, 32%).

Стержневые - локальные, доминирующие интересы (16 человек, 29%).

Рис. 6 Группы познавательных интересов учащихся.

Главная причина аморфности познавательных интересов учащихся - отсутствие у них мобильности в перестройке способов учения, в овладении более совершенными умениями, нужными для выполнения усложняющихся задач обучения. В связи с этим данная группа учащихся была отнесена учителями к разряду слабых учеников.

Именно аморфность, неопределенность познавательных интересов учащихся этой группы представляет большое препятствие в побуждении их к учению, так как, с одной стороны, учителю приходится на каждом шагу преодолевать их инертность, а с другой - внимательно изучать, не стоят ли за этой инертностью к учению побочные интересы, находящиеся за пределами учения и оказывающие подлинно познавательным интересам школьников серьезное противодействие. В их жизненной позиции учение и знания занимают весьма неопределенное положение.

Исходя из того, что познавательный интерес как устойчивая черта личности определяет ее активность в учении. Следует отметить, что являясь интересом слабым, ситуативным, подверженным случайностям, аморфный интерес в структуре личности подростков экспериментального класса не представляет ощутимой ценности, не способствует целенаправленному, активному включению в учебный процесс.

Значительную часть в 8-х классах (17 человек, 32%) составляют ученики с широкими познавательными интересами. Сила влияния на личность широких познавательных интересов несравнимо выше. Подростки с широкими интересами очень активны, всегда в поиске. Они являются опорой учителя в организуемой учебной деятельности. Они сами легко вступают в обсуждение поставленной проблемы, обращаются с вопросами, как к учителю, так и к учащимся, просят дать им доклад или сообщение, справляются о новых книгах.

В структуре личности подростка такие интересы очень ценны. Они определяют его познавательную направленность, но при условии наличия необходимых педагогических влияний, углубления их знаний, концентрации интересов в какой-либо области.

Стержневые интересы согласно полученным данным, имеют место у 29% учащихся. Интересы этого типа подвержены влиянию множества факторов, и особенно вне учебных (семья, жизненная ситуация, участие в клубах по интересам и др.). Данная группа учеников требует постоянного удовлетворения их познавательных интересов, как в процессе обучения, так и за его пределами.

В анализируемом материале нашего эксперимента именно среди подростков со стержневым интересом обнаружился высокий уровень его развития. Такой интерес побуждал школьников к более углубленному изучению содержания учебного материала, выходящего за пределы программы, вызывал поиск дополнительных источников информации, имел не только теоретическую, но и практическую направленность.

Выступая в роли ведущего мотива стержневой интерес способствовал всестороннему развитию подростков, требующему постоянного удовлетворения познавательных интересов, как в учебной, так и во внеучебной деятельности.

Таким образом, проведенный эксперимент показал, что уже в подростковых классах около 60% учащихся обладают определившимися познавательными интересами, что следует учитывать при организации учебного процесса.

Полученные в результате исследования познавательных процессов данные являются отправной точкой в развитии познавательного интереса и творческой активности. Так как теперь учитель знает, на что ему нужно обратить внимание при объяснении того или иного материала, каким образом организовать работу учащихся на разных этапах урока, в какой форме лучше представить домашнее задание. Кроме того, теперь учителю легче исследовать познавательный интерес, через собственные наблюдения и заполнение индивидуальной карты диагностики познавательного интереса, так как он может предположить возможные трудности и возможное снижение активности ученика в изучении материала и предмета в целом.

Каким же образом учитель может исследовать познавательный интерес и творческую активность школьников?

Для этого можно использовать индивидуальную карту диагностики познавательного интереса, которая была составлена из различных анкет (см. Приложение 1).

Основные критерии в карте определены следующие:

. Как ведет себя учащийся, когда задан вопрос на сообразительность?

. Много ли читает учащийся дополнительной литературы по предмету?

. Часто ли учащийся задает вопросы по новой или пройденной теме урока?

. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности?

. Просит и выполняет (на уроке, дома) дополнительные задания повышенной сложности?

. При выполнении любого задания подходит к нему творчески?

. Старается при выполнении работы на компьютере воспользоваться возможностью и попробовать другие методы и приемы работы?

Данная карта заполняется учителем исходя из собственных наблюдений за учащимися не только на уроках, но анализируя результаты домашней работы и других видов деятельности школьников.

При этом нужно отметить, что данную карту учитель может заполнять с разной периодичностью, то есть, например, после изучения главы, в конце каждой четверти или два раза в год - в начале и в конце, чтобы проследить динамику.

В ходе исследования карта заполнялась классным руководителем, учителем информатики и нами. Сравнивая полученные результаты можно субъективно судить об уровне познавательной активности учащихся.

Обобщим полученные данные с помощью первичной обработки по уровням в таблицы (см. таблица 1).

Общие показатели уровня познавательного интереса отражены в диаграмме 5.

Таким образом, наиболее высокий уровень познавательного интереса учащихся зафиксирован в классе 8/2 - 28% (в сравнении с классом 8/1 - 18%). Однако в этом классе выявлен и наиболее низкий уровень познавательного интереса - 44% (в сравнении с классом 8/1 - 41%).

В целом, в ходе исследования было выявлено преобладание низкого уровня познавательного интереса школьников. Более утешительно выглядит ситуация в классе 8/1, где показатели низкого и среднего уровней равны. В классе 8/2 у 10 учащихся из 23 познавательный интерес выражен крайне слабо.

Проведенное тестирование показало отсутствие существенных различий двух классов по уровню интеллектуальной лабильности и знаний курса информатики и ИКТ.

Таблица 1. Сводные данные об уровне познавательного интереса учащихся

 Класс 8/1

Уровень наличия интереса

Класс 8/2

Уровень наличия интереса

Алиса Ф.

В

Олеся Г.

С

Андрей Е.

Н

Снежана Г.

Н

Анна В.

С

Ярослав В.

С

Влад Б.

Н

Маша К.

С

Вика Ц.

Н

Рустам А.

Н

Герман А.

С

Наташа П.

Н

Дарья К.

Н

Лена П.

С

Егор Б.

Н

Миша С.

В

Иван Р.

Н

Миша М.

Н

Ксения Г.

В

Тоня З.

С

Лейла Х.

С

Дима Д.

В

Максим М.

Н

Петя Д.

Н

Маша В.

В

Настя К.

В

Миша Х.

Н

Иван В.

Н

Настя С.

С

Оля М.

Н

Наташа О.

В

Люда И.

В

Никита Г.

Н

Наташа В.

Н

Настя П.

В

Марина О.

Н

Настя Б.

Н

Алена Р.

С

Никита П.

С

Света С.

Н



Саша Л.

С



Влад Н.

В



Алеша Д.

В


Четкое определение результатов исследования позволяет прогнозировать направление продвижения каждого ученика по учебному материалу, корректировать сложившуюся методическую систему работы учителя, определять тенденции развития системы образования.

Рис. 7 Общие показатели уровня познавательного интереса

2.2 Проверка эффективности использования активных форм обучения с целью развития познавательных интересов учащихся


Исследование уровня познавательного интереса учащихся 8-х классов, чему посвящен предыдущий параграф, позволило сделать вывод о более слабом уровне познавательного развития интереса в классе 8/1. В результате для организации наблюдений и проведения экспериментальной работы был выделен экспериментальный поток школьников 8/1 класса (20 человек) и контрольный поток (23 человека из 8/2 класса).

Экспериментальная работа была призвана подтвердить гипотезу о том, что процесс развития познавательного интереса школьников на уроках информатики и ИТК будет существенно улучшен при:

·        ориентации процесса обучения учащихся на формирование внутренней мотивации к саморазвитию;

·  ориентации процесса обучения на использование комплекса активных методов, направленных на мотивацию к самообразованию, развитие рефлексии, включение эвристических упражнений и задач, направленных на интеграцию знаний, создание моделей и др.;

·        сформированности эффективной и психологически комфортной учебно-информационной деятельностно-игровой среды на уроках информатики и ИТК.

В связи с этим были проведены 5 уроков по теме: «Файлы и файловая система. Рабочий стол операционной системы. Окна. Компьютерные вирусы и антивирусные программы». Типы предлагаемых уроков были различны: урок изучения нового материала, комбинированный урок, урок повторения и контроля, обобщающий урок.

Однако в контрольном классе преподавание велось традиционными методами, а в экспериментальном классе - с использованием активных форм и приемов.

В результате в ходе исследования учащимся экспериментального класса были предложены разнообразные виды как коллективных, так и индивидуальных работ, активизирующие познавательный интерес, мотивирующие к активной учебной деятельности.

Воспроизводящие работы. Выполнение этих работ основано на восстановлении в памяти ранее изученного материала, который необходим для понимания нового материала. Так, перед изучением темы «Работа с файлами и папками с помощью меню и панели инструментов» учащимся было предложено задание: подготовить ответ по следующему плану: понятие файла, действия с файлами, понятие папки, действия с папками. Все эти сведения необходимо было вспомнить, так как при изложении нового материала учителю необходимо на них опираться. Хотя этот вид работы носит репродуктивный характер, он не является легким: учащимся необходимо вспомнить ряд понятий, привести их в систему и подготовить связное выступление. Это требует умственной работы и высокой учебной активности.

Тренировочные работы. Этот вид предусматривает не только простое воспроизведение изучаемого материала, но и применение ранее усвоенных знаний в новых ситуациях. Такие работы можно применять перед изложением нового материала, а также в процессе закрепления. Например, при закреплении темы «Антивирусные программы» учащимся было предложено разобрать самостоятельно и познакомить одноклассников на уроке с работой антивирусных программ, установленных на домашних компьютерах. Выполнение подобной работы способствует углублению знаний и более успешному формированию умений и навыков, связанных с изучением конкретных тем.

Экспериментально-поисковые работы. Данные упражнения представляют собой основанные на исследовательских методах науки учебные задания, при выполнении которых учащиеся выделяют существенные признаки понятий, устанавливают причинно-следственные зависимости, «открывают» законы и т.д. Например, при работе с дисками ученикам было дано задание определить, какое количество информации можно записать на гибкий магнитный диск, жесткий диск и CD-ROM диск. Выполнив задание, ученики пришли к выводу, что количество помещаемой на разные носители информации неодинаково. Учитель подтверждает правильность выводов, дает определения и организует дальнейшую работу учащихся с дисками.

Логическо-поисковые работы. К их числу относятся различные задания по оперированию существенными признаками изученных понятий, используемые на заключительном этапе изложения и закрепления. Самым распространенным видом таких упражнений является задание на сопоставление сходных и отличительных признаков изучаемых явлений. После изучения темы «Системная среда Windows» учащимся были предложены такие логические задания: «В чем заключается различие понятий папка и файл», «В чем состоит различие между именем папки и именем файла», «Можно ли, не указывая путь к файлу, просмотреть его содержимое или запустить на выполнение (ответ обосновать)» и т.д.

К логически-поисковым самостоятельным работам относятся задания на обобщение изученного по основным, проблемным вопросам. Примеры вопросов-заданий: «Можно ли на одном уровне иметь папки или файлы с одним именем», «Сколько и какие символы используются при написании имени файла или папки» и т.д. Подобные работы учат отделять существенное от второстепенного и вырабатывают навыки обобщения.

В рамках эксперимента было проведено внеклассное мероприятие «Веселая информатика», главной целью которого стало формирование познавательного интереса к предмету (см. Приложение 2). Поставленные задачи были направлены на развитие логических способностей учащихся посредством веселой игры; представление учащимся информатики как интересного предмета; развитие умений работать в группах; воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, желания прийти на помощь в трудных ситуациях.

В ходе эксперимента 2 эксперта анализировали поведение учащихся экспериментального и контрольного классов, фиксировали основные моменты согласно специально разработанного вопросника.

Для того, чтобы выявить потребность заниматься учебной деятельностью у учащихся были составлены следующие вопросы для наблюдения:

. Интересен ли детям учебный материал?

. Насколько активное слушание на уроке?

. Делятся ли дети своими наблюдениями и впечатлениями?

. Умеют ли учащиеся анализировать, сопоставлять факты и делать вывод?

. На какое время удерживается интерес у детей к учебной деятельности?

. Насколько усидчив ребенок?

. Сосредоточенность детей?

. На какое время удерживается внимание у детей?

Для того, чтобы проверить у детей способность активно побуждать себя к практическим действиям велось наблюдение за детьми по таким вопросам:

. Любознательность к изучаемому материалу у учащихся?

. Самостоятельность в выполнении заданий, полученных на уроке?

. Насколько быстро дети выполняют задания?

. Сознательно ли ребенок стремится к осуществлению практической деятельности?

В результате анализа результатов был отмечен значительный скачок в работе экспериментального класса. Это означает, что использование активных форм и приемов на уроках информатики и ИКТ способствует более успешному усвоению учебного материала, который связан с необходимостью тщательного анализа, понимания и осмысления, установления логических и других связей.

Таким образом, для решения задачи активизации познавательного интереса учащихся важно применять активные методы обучения, адекватные содержанию материала. В этом случае возможно научить учащихся применять свои знания в новых и необычных ситуациях, т.е. развивать элементы творческого мышления.

В тоже время, подчеркивая достоинства предлагаемых условий развития познавательной активности учащихся, следует обратить внимание на то, что подобное обучение не может полностью вытеснить традиционное информационно-сообщающее. Значительная часть знаний, особенно когда учебный материал является достаточно сложным, может и должна быть получена учащимися с помощью традиционных методов. Успех в решении задачи активизации познавательной деятельности учащихся заключается в оптимальном сочетании инновационных и традиционных методов обучения.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В условиях обновления содержания и структуры современного образования проблема развития творческих способностей учащихся приобретает новое звучание и требует дальнейшего осмысления.

Познавательный интерес представляет собой важный фактор учения и в то же время является жизненно-необходимым фактором становления личности. Развивая познавательную активность, воспитывая стремление к знаниям, мы развиваем личность учащегося, умеющего мыслить, сопереживать, творить. Вопросы развития познавательной активности школьников актуальны, важны для каждого педагога.

Проблема развития познавательного интереса школьников - одна из важнейших проблем современной педагогики. Она выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях, овладения умениями интеллектуальной деятельности, самостоятельности, обеспечения глубины и прочности знаний.

В решении данной проблемы важная роль отводится активным формам организации учебного процесса. Уроки информатики и ИКТ полностью соответствуют требованиям реализации нетрадиционных форм обучения.

Активные формы с их разнообразием создают для развития познавательного интереса школьника благоприятные условия, позволяя ему не только ответить на возникающие у учащихся вопросы, но существенно конкретизировать и расширить их знания, как в области науки информатики, так и в отношении научно-технических задач, ознакомления с профессиями и специальностями, связанными с информатикой и ее приложениями.

Статистические расчеты, полученные в результате экспериментальной проверки эффективности использования на уроках информатики и ИКТ активных форм, позволили сделать вывод о том, что основная цель исследования достигнута, и гипотеза подтверждена: внедрение методики на основе активных методов обучения повысит уровень развития познавательного интереса у учащихся.

Однако важным условием поддержания стабильности познавательных интересов учащихся, переведение их на уровень внутренней личностной потребности является соблюдение всего комплекса применяемых приемов в совокупности с организацией благоприятной к обучению среды, располагающих взаимоотношений между учителем и учащимися.

В обучении информатики на уроках и внеурочно необходимо создавать атмосферу творческого поиска, помогающую школьнику как можно более полно раскрыть свои способности. Использование элементов развивающего обучения: проблемные ситуации, творческие задания, применять проективный метод, привлекают школьников к самостоятельной научно-исследовательской деятельности. Сочетание нескольких технологий, применяемых учителем на уроке, позволяет сделать каждый урок увлекательным и неповторимым.

Использование данных элементов в обучении существенно повышает уровень знаний по информатике, творческую и познавательную активность учащихся и способствует сохранению глубокого познавательного интереса, необходимого как для дальнейшего профессионального образования, так и для формирования устойчивой жизненной позиции в целом.

ЛИТЕРАТУРА


1.     Аксиологические аспекты историко-педагогического обоснования стратегии развития отечественного образования. - М., 1994.

2.      Активизация учебно-познавательной деятельности учащихся / Под редакцией Г.И. Щукиной. - М., 1984.

.        Амонашвили Ш.А. Личностно-гуманная основа педагогического процесса. - Мн.: Университетское, 1990.

.        Ананьев Б.Г. Познавательные потребности и интерес: Учёные записки ленинградского государственного университета. - Л., 1959.

.        Бабанский Ю.К. Выбор методов обучения в средней школе. - М., 1991.

.        Беляева Н.А. Пути повышения интереса к учению. - Новосибирск, 1968.

.        Божович Л.И. Отношение школьников к учению как психологическая проблема. - М., 1968.

8.     Борзова В.А., Борзов А.А. Развитие творческих способностей у детей. - Самара, 1994.

.       Вербовая Н.И. Формирование познавательных интересов школьников как одно и условий осуществления всеобщего среднего образования. - М., 1974.

10.    Вопросы теории и методики развития познавательной активности учащихся / Под редакцией М. П. Пальянова/. - Томск, 1981.

.        Гончарова Е.Б. Формирование мотивации учебной деятельности подростков // Вопросы психологии. 2000. №6.

12.   Деменко С.В. Развитие творческих умений учащихся на уроках информатики и ИКТ// Проблемы методики преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательной школе: сб. ст. по итогам науч.-практ. Интернет-конф./ Под общ. ред. Ю.А. Лобашовой. - Белгород, 2011. С. 9 -17

.       Жарова Л.В. Организация самостоятельной учебно-познавательной деятельности учащихся. - Л., 1986.

.       Зубко С.Н. Использование кроссвордов на уроках информатики как средство развития познавательных интересов школьников// Проблемы методики преподавания информатики и ИКТ в общеобразовательной школе: сб. ст. по итогам науч.-практ. Интернет-конф./ Под общ. ред. Ю.А. Лобашовой. - Белгород, 2011. С. 71-79.

.       Ильина Т.А. Педагогика. - М., 1984.

.       Красновский Э.А. Активизация учебного познания. / Сов. педагогика. - 1989. - №5. - С. 10-14.

.       Краснова С.В. Развитие познавательной активности обучающихся на уроках информатики в условиях внедрения системно-деятельностного подхода в образовательный процесс // #"649183.files/image008.gif">

Методика «Определение объема внимания»

Цель. Исследование объема внимания учащихся.

Стимульный материал. Лист с точками предварительно разрезается на 8 малых квадратов, которые складываются в стопку так, чтобы вверху оказался квадрат с двумя точками, а внизу квадрат с девятью точками. Все остальные идут по порядку друг за другом.

Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру на внимание. Я буду вам одну за другой показывать карточки, на которых нарисованы точки, а потом вы сами будете рисовать эти точки в пустых клеточках в тех местах, где вы видели эти точки на карточках».

Далее последовательно, на 1 - 2 секунды, показывается каждая из 8-ми карточек с точками сверху вниз в стопке по очереди и после каждой очередной карточки предлагается воспроизвести увиденные точки в пустой карточке на 15 секунд. Это время дается детям, чтобы они могли вспомнить, где находились увиденные точки, и отметить их в пустой карточке.

Оценка результатов. Объемом внимания ребенка считается максимальное число точек, которые ребенок смог правильно воспроизвести на любой карточке (выбирается самое большое число точек). Результат оценивается в баллах:

Таблица 3. Оценка результатов

Количество точек

Объем внимания

15 - 17

Высокий уровень

10 - 14

Средний уровень

0 - 9

Низкий уровень


Методика «Тип памяти»

Цель. Выявить преобладающий тип памяти учащихся.

Стимульный материал. Экспериментатор пишет на доске (или заранее готовит печатный вариант слов, при этом слова должно хорошо быть видно с последней парты) слова для исследования зрительного и комбинированного типов памяти. На отдельном листе пишет слова для исследования слуховой памяти.

Для проведения исследования можно использовать следующие наборы слов:

Таблица 4. Наборы слов

Для запоминания на слух

Для запоминания при зрительном восприятии

Для запоминания при комбинированном запоминании

Автобус Огурец Тетрадь Гриб Зима Ландыш Снег Воробей Утюг Чашка

Дуб Собака Логика Калина Часы Арбуз Очки Елка Флаг Школа

Садик Жук Телефон Лодка Ящик Хлеб Книга Небо Ключ Ножка


Инструкция. Для исследования подбираются три ряда слов, по 10 в каждом. Экспериментатор предлагает учащимся после просмотра (прослушивания, просмотра/прослушивания) записать все слова, которые они запомнили.

Обработка результатов. Подсчитывается количество правильно воспроизведенных слов в каждой серии. Для каждой серии вычисляется коэффициент (К) типа памяти по формуле.

К = Х*100% / 10

Таблица 5. Определение типа памяти по наибольшему количеству процентов

Количество процентов

Уровень памяти

80 - 100%

Очень высокий

70 - 79%

Высокий

60 - 69%

Выше среднего

50 - 59%

Средний

30 - 49%

Ниже среднего

20 - 29%

Очень низкий


Таблица 6. Карта диагностики познавательного интереса у учащегося

Вопросы

Ответы

1. Как ведет себя учащийся, когда задан вопрос на сообразительность

А) предпочитает помучиться, но сам находит ответ (5б.) Б) когда как (3 б.) В) предпочитает получить готовый ответ от других (0 б.)

2. Много ли читает учащийся дополнительной литературы по предмету?

А) постоянно (5 б.) Б) мало читает (3 б.) В) не читает совсем (0 б.)

3. Часто ли учащийся задает вопросы по новой или пройденной теме урока?

А) часто (5 б.) Б) иногда (3 б.) В) не задает совсем (0 б.)

4. Насколько эмоционально положительно относится к интеллектуальной деятельности?

А) очень эмоционально (5 б.) Б) средний уровень выраженности эмоций (3 б.) В) эмоции ярко не выражены или отрицательны (0 б.)

5. Просит и выполняет (на уроке, дома) дополнительные задания повышенной сложности?

А) просит часто (5 б.) Б) иногда (3 б.) В) никогда (0 б.)

6. При выполнении любого задания подходит к нему творчески?

А) часто (5 б.) Б) не всегда (3 б.) В) никогда (0 б.)

7. Старается при выполнении работы на компьютере воспользоваться возможностью и попробовать другие методы и приемы работы?

А) старается сделать это сам, без участия учителя (5 б.) Б) перед тем как сделать интересуется у учителя (3 б.) В) дальше предложенного метода не движется (1 б.)


Интерпретация результатов:

- 30 - высокий уровень

- 29 - средний

- 19 - низкий

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Разработка внеклассного мероприятия по информатике для учащихся 8 класса «Веселая информатика».

Цели:

развитие логических способностей учащихся посредством веселой игры;

показать учащимся, что информатика - это интересный предмет;

развивать умение работать в группах;

воспитание чувства коллективизма, взаимовыручки, желания прийти на помощь в трудных ситуациях.

Оборудование: обычный класс, разделенный на несколько (2 и более) зон для команд. Для каждой команды - бумага и ручка. Заготовки для каждого этапа мероприятия. Необходимо выбрать членов жюри - это могут быть другие учителя, представители администрации школы, ученики 10 - 11 классов. Для них надо подготовить протокол.

Структура мероприятия:

. Организационный момент.

. Основная часть.

. Выводы. Подведение итогов.

Ход мероприятия

Во время организационного момента рассказать ребятам правила проведения мероприятия. Это - интеллектуальная игра, в которой принимает участие 2 и более команд. Оценивать команды будет жюри.

Проведение мероприятия.

1 задание - «СЛОВА С КОМПЬЮТЕРНОЙ НАЧИНКОЙ».

Пользуясь подсказками в скобках, отгадайте сами слова, а также компьютерные термины, которыми они «начинены».

Ведущий мероприятия показывает по очереди командам заготовки - листы формата А4, на которых крупно напечатано задание. Проиграла та команда, которая не смогла в течении 10 секунд дать верный ответ.

РАС __ __ __ __ __ (кара, возмездие) (плата)

__ __ __ ОЛЛИНО (герой сказки Дж. Родари) (чип)

__ __ __ ЕР (стеклянные цветные бусинки) (БИС - большая интегральная схема)

__ __ __ __ ОНТ (учетный банковский процент) (диск)

В __ __ __ Н (большой округлый камень) (АЛУ)

Л __ __ __ НГ (плакат с обращением) (ОЗУ)

ВЕР __ __ __ __ (точка пересечения двух лучей, образующих угол) (шина)

С __ __ __ __ (очень полезное для здоровья занятие) (порт)

__ __ __ __ АДА (изоляция города противника) (блок)

__ __ __ А (предмет для удара в спортивной игре) (бит)

__ __ __ __ ОН (область пониженного давления в атмосфере) (цикл)

__ __ __ __ ДОГ (порода собак) (Буль, имеется в виду Джордж Буль)

2 задание - «ВСЕ НА ПОИСКИ ТЕРМИНОВ!».

В приведенных текстах идущие подряд буквы нескольких слов образуют термины, связанные с информатикой и компьютерами. Найдите их.

Условия проведения конкурса аналогичны предыдущим, можно только увеличить время на обдумывание.

Этот процесс орнитологи называют миграцией. (процессор) Потом они торжествовали и радовались, как дети. (монитор) Его феска не раз падала с головы. (сканер) Река Днепр интересна тем, что на ней имеется несколько электростанций. (принтер) По просьбе хозяина квартиры мы шкаф сдвинули в угол. (мышка) Этот старинный комод ему достался в наследство от бабушки. (модем) Он всегда имел запас калькуляторов. (Паскаль) Комментатор сказал: «Забей Сиканов пенальти - он стал бы героем матча». (бейсик) В присутствии начальника Потап робел, как ребенок. (пробел)

3 задание - «КОМПЬЮТЕРНЫЕ АНАГРАММЫ».

ДОК → К __ __ (генетический, телеграфный, машинный). (Код)

НАКАЛ → К __ __ __ __ (линия связи). (Канал)

ЛАПТА → П __ __ __ __ (диэлектрическая пластина для установки микросхем). (Плата)

КАМЫШ → М __ __ __ __ (внешней устройство ПК). (Мышка)

ВОЛОС → С __ __ __ __ (количество информации). (Слово)

ТЕНОР → Т __ __ __ __ (содержимое картриджа принтера). (Тонер)

РОК + СУП → К __ __ __ __ __ (системный блок). (Корпус)

ЦЕДРА + УПОР → П __ __ __ __ __ __ __ (вид подпрограммы). (Процедура).

МИР + НОТА + ИКРА → И __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ (молодая наука, рожденная компьютерами). (Информатика)

ЛАЙ + БОТИК → К __ __ __ __ __ __ __ (единица измерения информации). (Килобайт).

4 задание - «СЛОВЕСНОЕ СЛОЖЕНИЕ».

Отгадайте слова - слагаемые и получите слово - сумму из области информатики.

Партия в игре + Пищевая приправа = Устройство взаимодействия оператора и вычислительной системы (Кон + Соль = Консоль)

Носитель + Насекомое = Накопитель (Диск + Овод = Дисковод)

Два предмета + Единица длины = Аргумент или результат процедуры (Пара + Метр = Параметр)

Танцевальное движение + Текст актера = Объект взлома (Па + Роль = Пароль)

Вершина горы + Грязекаменный поток в горах = Минимальный элемент изображения (Пик + Сель = Пиксель)

Река и город на Южном Урале + Бык - трудяга = Знак языка (Сим + Вол = Символ)

Единица информации + Сторона света = Левый приток Дона (Бит + Юг = Битюг)

Крутой берег или обрыв + Собачье лакомство = Регулируемый параметр монитора (Яр + Кость = Яркость)

Самая плохая оценка + Личное местоимение третьего лица ед. числа + Почетное звание = Текс, повторяющийся на каждой странице документа в его верхней или нижней зоне (Кол + Он + Титул = Колонтитул)

Воронье восклицание + Цифра + Обозначение единицы энергии и работы = Сменный элемент принтера (Кар + Три + ДЖ = Картридж)

5 задание - «ЛОГИКА НАСТОЯЩЕГО ПРОГРАММИСТА».

По данным определениям отгадайте компьютерный термин или понятие информатики, которое является многозначным словом. Представитель команды, давший правильный ответ по меньшему числу определений считается выигравшим.

Железная, женская, формальная, индуктивная, дедуктивная, математическая … (логика). Своевременная, объективная, ложная, проверенная, секретная, научно - техническая … (информация). Новая, обнаженная, стройная, бумажная, летающая, математическая … (модель). Информационная, жизненная, телевизионная, бухгалтерская, образовательная, развлекательная … (программа). Любительская, сборная, спортивная, дружная, пожарная, футбольная … (команда). Деловая, спортивная, компьютерная, обучающая, детская, опасная … (игра). Текстовый, графический, командный, скрытый, архивный, исполняемый … (файл). Честное, доброе, громкое, собственное, полное, доменное … (имя). Агентурная, торговая, рыболовная, любовная, локальная, глобальная … (сеть). Судебная, водная, воздушная, лечебная, общая, библиотечная … (процедура). Жилой, лесной, горный, числовой, упорядоченный, двумерный … (массив). Материальное, пенсионное, техническое, финансовое, математическое, программное … (обеспечение).

6 задание - «ЗАШИФРОВАННЫЕ ПОСЛОВИЦЫ».

Необходимо правильно расставить пробелы в предложенных фразах. В результате получится пословица.

Чтон апи сан опер ом, тон ев ыруб ишь то по ром. (Что написано пером, то не вырубишь топором).

Ус трах агл аза в ели ки. (У страха глаза велики).

С мел огоп уляб оит ся. (Смелого пуля боится).

Нас ерди тыхво дув озят. (На сердитых воду возят).

В сякс в оегос час тьяку знец. (Всяк своего счастья кузнец).

Из каждого слова закодированной фразы убрать по одной соответствующей букве ключевого слова. Слемзами егорю нен помоюжешь. (Ключ: меню) (Слезами горю не поможешь).

Гшоре тоилько ранка красит. (Ключ: шина) (Горе только рака красит).

Модно ныноче лдучше девух замвтра. (Ключ: модем) (Одно нынче лучше двух завтра). Дотбрый поример лунчше сета слров. (Ключ: тонер) (Добрый пример лучше ста слов).

7 задание - «КОМПЬЮТЕРНОЕ ЗАЗЕРКАЛЬЕ».

В словосочетаниях, связанных с компьютерами и информатикой, слова заменены на противоположные по смыслу, назначению, размерам и т.п. Определите исходные словосочетания.

Беззвучный микрофон. (Звуковая колонка). Гибкая плата. (Жесткий диск). Видимая папка. (Скрытый файл). Глобальный одиночный компьютер. (Локальная сеть). Долговременный склероз. (Оперативная память). Бесполезный рычаг. (Функциональная клавиша). Дробночисленное умножение. (Целочисленное деление). Разгрузочный винчестер. (Загрузочная дискета) Лиственный файл. (Корневой каталог). Локальный компьютер. (Глобальная сеть). Одеяло для кошки. (Коврик для мышки). Ручная вакцина. (Компьютерный вирус). Аналоговый художник. (Цифровой фотоаппарат). Сухопутная точка. (Плавающая запятая). Бревно секретов. (Доска объявлений).


Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!