Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    21,29 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-04
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников















Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

Введение

Данная курсовая работа посвящена проблеме развития нового направления художественного воспитания детей дошкольного возраста - детскому дизайну, который даёт широкий простор детскому творчеству.

В современных условиях заметно возрастает эстетическая значимость предметной среды, которая оказывает влияние на формирование эстетического вкуса и мировоззрение человека в целом. [3, с.12]

На ранних этапах развития ребенка воспитательное воздействие среды осуществляется стихийно, но с возрастом оно осмысливается ребенком.

Важно своевременно дать детям подготовку в той области деятельности, к которой относится разработка гармоничной предметной среды - в области дизайна.

У ребенка - дошкольника есть природные задатки, которые проявляются в элементарных суждениях «красиво», «некрасиво», «нравится» и так далее.

Педагогам и родителям важно заметить, создать условия для развития этих задатков.

Первые представления об эстетике и эстетическом отношении к окружающему миру (природе, предметному миру, произведениям изобразительного искусства), художественный опыт ребенок приобретает в разных видах изобразительной деятельности.

В дизайн - деятельности дети дошкольного возраста имеют возможность воспользоваться навыками, умениями, приобретенными в разных видах изобразительной деятельности: использовать свой художественный опыт в благоустройстве и преобразовании своего кукольно - игрового пространства. [3, с.12]

Изучением детского дизайна и внедрением этого направления в практику дошкольных образовательных учреждений занимаются отдельные педагоги, такие как Пантелеев Г.Н., Кузнецова О.В., Валиулина Е.А., Ярыгина А., Скрябина О.В., представляющие свои мысли и наработки в небольших статьях некоторых периодических изданиях.

В дизайнерской деятельности у детей формируется особый тип мышления, который можно назвать дизайнерским мышлением.

Главными показателями такого мышления являются композиционные навыки, объемно - пространственное мышление, образно - логическое мышление, изобразительная грамотность, художественно - конструктивное видение мира. [3, с.13]

В настоящее время вопрос о развитии основ дизайнерского мышления является актуальным, так как этот вид деятельности значим для художественно - эстетического и интеллектуального развития детей. Дизайн, как явление современной жизни, как вид искусства, как часть культуры не может не присутствовать в системе дошкольного образования. Интерес к дизайнерской деятельности в дошкольном возрасте и сохранение его в дальнейшем будет способствовать развитию у ребенка предметно - образных способов познания, невербального мышления и коммуникативных способностей. [3, с.13]

Проблема: мало изучен вопрос, касающийся организации эстетико - педагогических условий для формирования дизайнерского мышления у дошкольников, решение этой проблемы и является целью нашей курсовой работы.

Задачи исследования:

1.Изучение научно-теоретических наработок в области развития творческого мышления у детей.

2.Диагностика творческих способностей детей дошкольного возраста в области дизайна.

.Разработка методических рекомендаций для педагогов по развитию дизайнерских способностей детей дошкольного возраста.

.Формирование дизайнерских умений у детей дошкольного возраста.

Объект исследования: творческое мышление детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогическая деятельность воспитателя по формированию основ дизайнерского мышления у дошкольников.

Гипотеза: в процессе специально организованных видов деятельности можно сформировать у детей дизайнерское мышление, при соблюдении определенных условий:

·Если будет реализована возможность совокупность эстетико-педагогических условий развития творческого мышления (социально-эмоционального, учебно-дизайнерского, эвристико-дидактического, индивидуально-творческого).

·Постановка и решение дизайнерской проблемной ситуации на основе специальных знаний.

·Раскрытие в процессе обучения духовно-содержательного начала вещей через их дизайнерские качества.

·Приобщение детей к активным наблюдениям природы, окружающей среды.

Методы исследования: изучение результатов художественной деятельности детей, беседа с воспитателем, анализ условий в детском саду, необходимых для развития творческих способностей, анализ планов воспитательно-образовательной работы конструирования и детского дизайна, математическая обработка полученных результатов, изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме.

Курсовая работа состоит из введения, 2 глав, заключения, приложения и списка использованной литературы.

Определение понятия «дизайн», «творческое мышление», «дизайнеркое мышление» и его качества

В русском языке слово «дизайн» появилось относительно недавно и произошло от английского «desighn» - проектировать, конструировать.

Дизайн - это творческая задумка создателя, новый, необычный подход к предметам и вещам. Дизайн - искусство особого рода. Его создают люди необычного склада, которые соединяют в себе высокий профессионализм и по-детски незамутненный взгляд на мир, художественный вкус и умение сохранить красоту искусства, неповторимость природы. [5, с.14]

С уверенностью можно сказать, что дизайн - это современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды; это сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. [5, с.15]

Не случайно в последние десятилетия дизайн стал объектом пристального внимания педагогов, психологов, искусствоведов, коллекционеров. Ведь современное общество глубоко заинтересованно в художественно - эстетическом воспитании подрастающего поколения. А человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. Ребенок, тонко чувствующий прекрасное, воспринимающий мир как живой и ценный самим фактом своего существования, всегда будет гуманен, доброжелателен и толерантен. [7, с.33]

Известный исследователь детского дизайна Пантелеев Г. Н., дает свое определение этого понятия: дизайн - это «конструирование вещей, машин, интерьеров и др., основанное на принципах удобства, экономичности, эргономичности и красоты». [6, с.16]

Ярыгина А. в статье «Графический дизайн» дает несколько иное определение данного понятия - «это вид деятельности по разработке, проектированию предметно-пространственной среды, а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств и оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом». [9, с.35]

Сейчас не осталось практически ни одной области деятельности человека, которая не была бы подвержена влиянию дизайна. Существует:

·дизайн интерьера

·дизайн одежды

·дизайн книги

·ландшафтный дизайн

·предметный дизайн

·выставочный дизайн

·Web-дизайн.

Из выше перечисленного следует, что в настоящее время дизайн - деятельность является актуальной, так как она нова и мало изучена, при этом она может развиваться во всех сферах деятельности людей. В сфере изобразительно - пространственных искусств дизайн не имеет определенных границ: он постоянно расширяет и укрепляет свои позиции. Сегодня для дизайна характерны тенденции интеграции искусств: живописи, графики, скульптуры, фотографии, литературы, музыки. [5, с.16]

Далее в нашей работе мы переходим к определению понятия «дизайнерского мышления», так как мышление включено в процесс создания нового.

Дизайнерское мышление - это, прежде всего вид творческого мышления.

Что же такое творческое мышление?

Одним из первых попытался сформулировать ответ на данный вопрос американский психолог Дж.Гилфорд. Он считал, что творческость мышления связано с доминированием в нем 4-х особенностей: [10]

Оригинальность, необычность высказываемых идей, ярко выраженное стремление к интеллектуальной новизне. Творческий человек почти всегда и везде стремится найти свое собственное, отличное от других решение.

Семантическая гибкость, т.е. способность видеть объект под новым углом зрения, обнаружить его новое использование, расширять функциональное применение на практике.

Образная адаптивная гибкость, т.е. способность изменить восприятие объекта таким образом, чтобы видеть его новые, скрытые от наблюдения стороны.

Семантическая спонтанная гибкость, т.е. способность продуцировать разнообразные идеи в неопределенной ситуации, в частности в такой, которая не содержит ориентиров для этих идей.

Впоследствии предпринимались и другие попытки дать определение творческому мышлению, но оно практически не отличается от того, которое было предложено Дж. Гилфордом. [10]

Итак, творческое мышление - один из видов мышления, характеризующийся созданием субъективно нового продукта и новообразованиями в самой познавательной деятельности по его созданию.

Из всего вышесказанного следует, что «дизайнерское мышление» - это такой тип мышления, при котором имеется определенное количество специальных знаний (конструкторских, художественных и других), а также сформировано нестандартное отношение к действительности и способу существования в ней. [5, с.16]

Эти оба понятия имеют много общего, однако следует отметить, что понятие «дизайнерское мышление» - это часть творческого мышления и направлено оно на осознание и преобразование материальных вещей.

Далее мы рассмотрим основные уровни развития дизайнерского мышления у дошкольников, но в том виде, который соответствует их возрастным особенностям.

Стихийное дизайнерское мышление. Этому виду мышления присущи бессистемность, отсутствие стремления к системности, бессознательность. Данный уровень формирующегося до начала систематического обучения, и мышление зависит от специальных условий и индивидуальных способностей ребенка. [2, с.47]

Системное дизайнерское мышление - это мышление, которое можно сформировать при овладении специальными знаниями умениями в условиях определенной эстетико-педагогической среды, а также в процессе возникновения проблемно-поисковой ситуации и способов ее решения.

Согласно научным данным, дизайнерское мышление включает в себя следующие параметры:

а) конструктивность;

б) целесообразность;

в) вариативность, гибкость;

г) чувство стиля и стилевой гармонии.

Конструктивность - это такое качество мышления, которое позволяет проанализировать определенную предметную ситуацию и на основе этого преобразовать ее. Так если вещь не соответствует предъявляемым практическим или эстетическим требованиям, то возникает проблемная ситуация, для решения которой должна быть намечена определенная система действий, направленных на исправление несовершенства предмета. Эта стадия в проектной деятельности является, пожалуй, наиболее важной, так как позволяет предусмотреть и устранить недостатки функционирования вещи еще на стадии разработки.

Целесообразность как качество дизайнерского мышления тесно связано с конструктивностью. Если конструктивность можно определить как способность к постановке целей, то целесообразность - это способность строить систему действий в точном соответствии с этими целями. В целесообразности отражается понимание связи декоративно-художественных и конструктивных свойств предмета с областью его функционирования. Выбор материала, цвета, декора также происходит на основе целесообразности.

Вариативность и гибкость мышления позволяют создавать и разрабатывать не один, а несколько вариантов проектов, соответствующих цели. Творчески мыслящий человек старается построить по возможности больше гипотез, из которых можно выбрать один самый лучший вариант, а можно разрабатывать и многие варианты, как разновидности творческого решения проблемы.

Вариативность мышления, безусловно, повышается с расширением опыта и знаний, но помимо них в учебном процессе большую роль играет и использование соответствующих методов, специально стимулирующих решение творческих задач.

Чувство стиля и стилевой гармонии позволяет подходить к оценке окружающей предметной среды как к единому целому. Понятие «стиль» означает именно устойчивое единство. Обычно это единство выражается через определенные признаки и приемы художественного оформления, о которых у дошкольников должны быть сформированы соответствующие знания. Вообще понятие «стиль» объединяет в себе довольно сложный комплекс диалектических отношений содержания и формы, в том числе культурно-исторические особенности эпохи, ее мировоззрение и далее. [2, с.50]

Далее в работе мы подробно рассмотрим дизайн дошкольников и осветим оптимальные условия, при которых развивается дизайнерское мышление и деятельность, формируются изобразительные навыки.

Детский дизайн, его особенности, типы и виды

Дизайн-деятельность дошкольников - это особый вид художественной деятельности, объединяющий в себе различные виды творчества: рисование, лепка, аппликация, конструирование, художественный труд.

В содержание понятия «детский дизайн» Г. Н. Пантелеев включает понятия «дизайн-рукоделие» и «дизайн-проект». [6, с.55]

«Дизайн - рукоделием» можно назвать небольшие украшения-аранжировки, выполняемые детьми самостоятельно и одномоментно.

«Дизайн - проект» предусматривает более сложный, длительный и коллективный характер деятельности (моделирование одежды, архитектурно - художественный, декоративно-пространственный дизайн).

Содержание понятия «детский дизайн» довольно обширное и связано со специфическими видами деятельности дошкольников. [4,с.16]

В этом плане можно выделить следующие группы предметов дизайнерской деятельности:

·Предметы для игры (самолеты, куклы, мебель для кукол, лото, предметы для сюжетно-ролевых игр);

·Предметы для подвижных игр (шапочки, султанчики и так далее);

·Предметы для познавательно-экспериментальной деятельности (картонные горки и трамплины - для опытов с движением, парашюты и вертушки - для опытов с воздушными потоками и другое).

·Оформление выставок детских работ (лепка, аппликация, рисование).

·Коллекции (книжки - малышки, игрушки - миниатюры, открытки, фантики, одежда и другое);

·Макеты (по результатам чтения художественных произведений, макеты для игры, познавательно - практическая деятельность);

·Сувениры (открытки, поделки, украшения интерьера и другое);

·Украшения для помещения;

·Реквизиты и декорации, маски и другое для театра;

·Информационно - рекламные предметы (афиши, реклама, пригласительные билеты, открытки, бейджи).

Следовательно, детский дизайн может быть ориентирован как на эстетическую организацию пространства, так и на создание красивых полезных предметов, составляющих среду ребенка. Продукты детского дизайн - творчества могут быть использованы детьми сразу же в играх и в быту.

Пантелеев Г. Н. выделяет типы и виды детского дизайна: [6, с.60]

·плоскостной (аппликативно-графический),

·объемный (предметно-декоративный),

·пространственный (архитектурно - художественный).

По каждому типу осуществляется три направления деятельности, они же и являются видами: [6, с.61]

Первое направление - «аранжировки» - предполагает развитие традиций детских рукоделий с ориентацией на украшение одежды и декор интерьера. Это могут быть: композиции фито-дизайна, букеты, гербарии-картины, бижутерия из искусственного и природного материала, витражи и мозаики из цветного пластика, игровые детали и элементы сюжетно-тематических, сказочно-волшебных и орнаментальных композиций.

Второе направление - «дизайн одежды» - предполагает ознакомление детей с культурой одежды и некоторыми доступными дошкольникам способами создания рисунков - эскизов, фасонов и декоративной отделки платья. На досуге дети рисуют эскизы костюмов для персонажей литературных произведений, мультфильмов, спектаклей, а также для себя - одежды повседневной и праздничной.

Третье направление - декоративно-пространственный дизайн - ориентирует внимание детей на декоративном оформлении облика зданий и ландшафта, на эстетизацию кукольно-игрового пространства, интерьеров групповых комнат, помещений к праздничным утренникам детского сада. Дети приобретают дизайн-опыт при создании макетов комнат, домиков, используя подручные материалы.

На основании всего вышесказанного следует, что в процессе дизайнерской деятельности, в соответствующих эстетико-педагогических условиях, развивается дизайнерское мышление.

Условия формирования дизайнерского мышления

дизайн детский творческий дошкольник

Педагогом Евдокимовой Л.М. были сформулированы следующие условия, способствующие развитию творческого мышления у дошкольников: [1, с.66]

1. Учебно - дизайнерские условия:

Эргономические условия - условия, созданные в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами организации развивающего пространства.

Эстетические условия - цветовое, формообразующее, музыкальное, художественное оформление, включенное в единый интерьер окружающего пространства, воздействующее на активизацию творческих процессов и осуществляющее эстетическое воспитание детей.

Организация развивающих дизайнерских условий, связанна с созданием такой предметно-пространственной среды, которая с одной стороны была бы максимально приближена к домашней, а с другой стороны сохраняла обучающие элементы, которые использовались бы в качестве наглядно-дидактического материала и способствовали развитию творческого мышления. Далее сами дети принимают участие в создании эстетических элементов, включенных в среду: сезонное оформление, иллюстрирование изучаемого материала, изготовление и оформление интерьерных объектов.

2. Социально - эмоциональные условия - создание творческой атмосферы в детском коллективе через:

Эстетическое отношение к деятельности - эмоциональность, гармоничность действий, активность, свободу.

Эстетические межличностные отношения - мажорный тон, демократический, гуманистический стиль общения воспитателя с детьми и создание для них эмоционально-психологического комфорта.

Социально-эмоциональные условия заключаются в воспитании дружного творческого детского коллектива, при обязательном участии родителей. Действенность данных условий обеспечивается как в результате индивидуальной, так и коллективной дизайнерской деятельности.

3. Эвристико - дидактические условия:

Эстетическое содержание воспитательно-образовательного процесса предполагает широкое использование творческих методов и приемов на занятиях и в других видах деятельности дошкольников.

Эстетическое содержание результатов деятельности - должно побуждать дошкольников к дальнейшей творческой деятельности.

Творческая направленность социально-эмоциональных условий приобретается в процессе организации эвристико - дидактических условий, заключающихся в использовании творческих форм и методов работы.

Следует применять целый комплекс творческих методов: индивидуальный творческий пример воспитателя; беседы на фантастические темы (фантазирование), исследовательскую деятельность, а также разнообразные игровые приемы, которые могут быть включены во все виды деятельности дошкольников.

4. Индивидуально-творческие условия:

Эстетический внешний облик, стиль, соответствие цели и ситуации, гармоничность воспитателя и дошкольников;

Гармония эстетических, морально-этических, культурных, интеллектуальных, профессиональных качеств педагога (индивидуальный стиль педагога), направленных на выявление и развитие творческих способностей и призвания каждого ребенка.

Создание индивидуально-творческих условий для развития дизайнерского мышления имеет свою специфику. С одной стороны - это педагог, обладающий гармонией эстетических, морально-этических, профессиональных качеств личности; с другой стороны - это ребенок, у которого данные качества развиваются в процессе воспитания и обучения. [1, с.68]

Таким образом, педагогический, эстетический, психологический аспекты включены во все группы условий, они тесно взаимосвязаны между собой, охватывают все сферы деятельности ребенка и способствуют развитию дизайнерского мышления, которое является показателем развития творческой личности.

Из всего выше сказанного следует, что для того, чтобы развить у ребенка «дизайнерское мышление» нужно учесть: во первых - психологические возможности дошкольников, во вторых - создание такой эстетико-педагогической развивающей среды, которая побуждала бы детей к творчеству, а в третьих - важно выявить у дошкольников уровень развития знаний, умений и навыков в области изобразительной деятельности для того, чтобы в дальнейшем строить педагогический процесс с учетом «умелости» детей и определить «зону ближайшего действия».

Выявление уровня развития творческого мышления и способностей к дизайн-деятельности

Для того чтобы определить «зону ближайшего действия», то есть тот уровень умений и навыков, который мы можем достичь в процессе обучения, нам нужно провести с дошкольниками диагностики, определяющие имеющийся уровень развития творческого мышления и дизайнерских способностей.

Диагностическую работу можно проводить как индивидуально с ребенком, так и с группой детей, в зависимости от характера и особенностей диагностической работы.

Учеными, работавшими в области развития творческих способностей детей, предлагаются следующие тесты и диагностики:

«Ассоциативный тест» (по Башаевой Т.В.) [11]

Данный тест позволяет выявить знание о цветовых оттенках и состоянии цветоразличения.

Для проведения диагностики подбираются знакомые для детей предметные картинки в черно-белом изображении и цветные фишки. Ребенку предлагают соотнести фишки к предмету по цвету и оттенку. (приложение, рис. 1, 2, 3)

Анализ проводится по следующей шкале:

3 балла - высокий уровень: не допустил не одной ошибки;

2 балла - средний: допустил 1-2 ошибки;

1 балл - низкий: допустил более 2-х ошибок.

«Тест цветоразличия» (по Чередняковой Т.В.) [11]

Данный тест позволяет выявить знания оттенков цвета.

Для проведения этого теста нам нужны карточки в количестве 10 штук с контрастными цветами нескольких оттенков. Например, красного и зеленого цвета.

Ребенку предлагаются карточки, и дается задание:

. Разложи карточки по порядку от самого темного до самого светлого. Используем 2 цвета - зеленый и красный.

. Среди 10 карточек разного цвета необходимо выбрать только те, которые имеют зеленый оттенок (всего 5 оттенков).

После выполнения ребенком задания проводится количественный анализ:

3 балла - высокий уровень: знаний о насыщенности цвета, тоновом оттенке: не допустил ошибок при выполнении задания;

2 балла - средний уровень: допустили 1-2 ошибки;

«Выявление знаний о форме, композиции» (по Падалко А.Е.) [11]

Данный тест можно проводить с несколькими детьми одновременно, и позволяет он выявить знание геометрических фигур, определить уровень знаний детей о цвете, форме, уровне сформированности композиционных навыков.

С целью проведения диагностики детям дается задание составить узор, орнамент для украшения тарелки так, чтобы фигуры располагались ровно, красиво, чтобы цвета сочетались между собой.

По окончании работы детям задаются вопросы, которые имеют большое значение для умственного, речевого развития и способствующие формированию дизайнерского мышления у детей.

·Какие геометрические формы использовали?

·Как расположены формы относительно друг друга? (симметрично, различно)

·Какие цвета использовали? (контрастные, теплые, холодные)

·Сочетаются ли цвета?

Затем подводится итог, и определяются уровни развития знаний детей:

1 балл - низкий: дети знают геометрические фигуры, различают цвета, но не умеют правильно их сочетать в композиции, не знают правил сочетаемости цветов при составлении узора, интуиция в этом направлении не развита.

2 балла - средний: дети знают геометрические фигуры, хорошо различают цвета, хотя не знают правил сочетаемости цветов и форм, интуитивно их чувствуют и правильно применяют.

3 балла - высокий: дети вполне сознательно выделяют свойства форм и цвета, правильно сочетают их в композиции, обосновывая то или иное сочетание.

Диагностика «Выявление элементов технической эстетики» [11]

Данную диагностику можно применять с целью выявления элементов технической эстетики, на которые ребенок обращает внимание.

Детям предлагается ответить на следующие вопросы:

·Назови свои любимые игрушки. Чем они тебе нравятся?

·Какие полезные вещи есть в вашей квартире? Чем они красивы?

·Нравится ли тебе во дворе? Что тебе нравится там больше всего и почему?

·Какие предметы техники на улице тебе нравятся? Почему?

После определяется уровень эстетического развития:

3 балла - высокий: ребенок обращает внимание на пользу, приносимую предметами, удобство в пользовании, отмечают красоту формы.

2 балла - средний: ребенок отмечает только красоту предметов, обосновывая тем, что они просто нравятся.

1 балл - низкий: ребенок не обосновывает свои ответы, не понимает пользы предметов, удобства и красоты.

Диагностика «Дизайн детской мебели» [8, с.40]

Данная диагностика помогает выявить способности детей к дизайнерской деятельности, созданию воображаемого образа предмета.

С целью проведения диагностической работы детям дается задание придумать и нарисовать мебель будущего. Дается указание на то, что нужно придумать такую мебель, предметы которой должны быть очень полезными, удобными и красивыми.

Особенность данного задания состоит в проецировании воображения в будущее, опережение событий, то есть в создании иных внутренних условий для функционирования творческого мышления у ребенка.

Задание оценивается по 3-х бальной системе, по следующим показателям:

- целесообразность (способность взаимосвязывать поставленную задачу с собственным замыслом, достижение поставленной цели, контроль и коррекция своих действий);

- рациональность (выбор наиболее выгодных, экономичных, разумных средств для реализации цели, удобство изобретения, возможность практического применения продукта творческой деятельности);

- новизна и оригинальность (продуктивные способы деятельности, не шаблонность, использование нестандартных форм, методов способов решения задачи);

доработанность (законченность форм, реализация замысла, а также эмоциональное удовлетворение от творческой деятельности).

Уровни определяются в баллах:

Низкий: 1- 4 балла

Средний: 5 - 8 баллов

Высокий: 9 - 12 баллов

Диагностика «Чайный сервиз» (Малиновская Л. П.) [11]

Данная диагностика помогает выявить понимание художественных особенностей общей группы предметов, связанных ансамблем.

Детям дается задание подобрать к данному чайнику чашку и блюдце, чтобы они подходили по форме, цвету и орнаменту.

Уровень знаний детей определяется по следующим показателям и оценивается в баллах:

1 балл - низкий: ребенок не понимает художественных особенностей общности предметов, связанных ансамблем. Выбор предмета случаен, не сочетается ни по цвету, ни по форме, ни по орнаменту. Интуиция в этом направлении не развита.

2 балла - средний: ребенок частично устанавливает связь между предметами. Сочетает предметы по одному признаку: либо по цвету, либо по форме, либо по орнаменту, так как интуитивно чувствует принадлежность предмета к ансамблю.

3 балла - высокий: ребенок легко определяет принадлежности предметов, выражающиеся в сочетании по форме, цвету и орнаменту. Сознательно выделяет общие черты, обосновывая то или иное сочетание.

Методика «Дорисовывание фигур» (по Дьяченко О. М.) [11]

Методику можно проводит одновременно с группой детей. Направлена она на определение уровня развития воображения, творческого мышления, а также способности создавать оригинальные образы.

В качестве материала используется комплект карточек, на каждой из которых, нарисована одна фигурка неопределенной формы. Всего в наборе 10 карточек.

Ребенку даются указания, следуя которым, он должен дорисовать каждую фигурку так, чтобы получилась какая-нибудь картинка, по его усмотрению. Затем ему дают простой карандаш и карточку с фигуркой. После того, как ребенок справился с заданием, у него узнают, что он нарисовал. Ответ ребенка фиксируется. Затем последовательно, по одной, предъявляются остальные карточки с фигурками.

Если ребенок не понял задание, то воспитатель может на первой фигурке показать несколько вариантов дорисовывания.

Для оценки уровня выполнения задания для каждого ребенка подсчитывается коэффициент оригинальности: количество неповторяющихся изображений. Одинаковыми считаются изображения, в которых фигура для дорисовывания превращается в один и тот же элемент. Например, превращение и квадрата, и треугольника в экран телевизора считается повторением, и оба эти изображения не засчитываются ребенку.

Затем сравнивают изображения, созданные каждым из детей обследуемой группы на основании одной и той же фигурки для дорисовывания. Если двое детей превращают квадрат в экран телевизора, то этот рисунок не засчитывается ни одному из этих детей.

Таким образом, коэффициент оригинальности равен количеству рисунков, не повторяющихся (по характеру использования заданной фигурки) у самого ребенка и ни у кого из детей группы.

Ниже приведен протокол обработки полученных результатов.

Под каждой фигуркой записывается, какое изображение дал ребенок. Названия повторяющихся изображений: повторы у одного ребенка и повторы у разных детей по одной и той же фигурке зачеркивают. Количество не зачеркнутых ответов - коэффициент оригинальности каждого ребенка. Затем выводят средний коэффициент оригинальности по группе: индивидуальные величины коэффициента оригинальности суммируют и делят на количество детей в группе.

Низкий уровень выполнения задания - коэффициент оригинальности меньше среднего по группе на 2 и более балла.

Средний уровень - коэффициент оригинальности равен среднему по группе или на 1 балл выше или ниже среднего.

Высокий уровень - коэффициент оригинальности выше среднего по группе на 2 и более балла.

Наряду с количественной обработкой результатов возможна качественная характеристика уровней выполнения задания.

Можно выделить следующие уровни:

При низком уровне дети фактически не принимают задачу: они или рисуют рядом с заданной фигуркой что-то свое, или дают беспредметные изображения. Иногда эти дети (для 1-2 фигурок) могут нарисовать предметный схематичный рисунок с использованием заданной фигурки. В этом случае рисунки, как правило, примитивные, шаблонные схемы.

При среднем уровне дети дорисовывают большинство фигурок, однако, все рисунки схематичные, без деталей. Всегда есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы.

При высоком уровне дети дают схематичные, иногда детализированные, но, как правило, оригинальные рисунки (не повторяющиеся самим ребенком или другими детьми группы). Предложенная для дорисовывания фигурка является обычно центральным элементом рисунка.

Таким образом, предлагаемые выше диагностики, позволяют, на начальном этапе работы по формированию дизайнерского мышления, выявить уровень развития творческого мышления и изобразительных способностей у дошкольников. В данной работе мы будем придерживаться именно их, и соответственно, на результатах этих диагностик планировать дальнейшую коррекционную работу по развитию изобразительных навыков и нестандартных способов мышления.

Формы, методы и приемы работы по формированию «дизайнерского мышления» и изобразительных способностей

С целью коррекционной работы мы можем провести дидактические игры, которые помогают создать особую эмоциональную атмосферу, вызвать интерес детей к дизайнерской деятельности. Дидактические игры творческой направленности могут быть включены во все виды занятий, а могут проводиться и вне занятия во время самостоятельной игровой деятельности детей.

Нами предлагаются игры на развитие нестандартного способа мышления, однако, это только малое количество из того разнообразия игр, которые нам предлагают ученые, работающие в этой области.

Например, если при проведении диагностической работы с целью выявления знания о цветовых оттенках и состоянии цветоразличения, ребенок показывает низкий или средний уровень развития знаний можно провести игру « Цветовая гамма» (приложение).

На развитие ассоциативного мышления можно провести игры «На что похоже?» «Сюрреалистическая игра», "Волшебные кляксы " (приложение).

Для развития конструктивного, пространственного мышления можно провести игру «Собери фигурки», а также с этой целью можно поупражнять детей в технике оригами (приложение). [12]

Для развития у детей композиционных навыков, навыков составления симметричных узоров можно использовать задания в игровой форме с различными видами мозаик. Например «Укрась платочек», «Покрывало для бабушки», «Необычный узор» и далее.

Немаловажна такая форма обучения, как занятие.

Выбор методов работы в дизайнерской деятельности будет зависеть от характера выполняемой работы.

Метод наглядного ориентира может быть использован во всех видах детского дизайна, но наиболее эффективно используется при выполнении заданий по декоративно - пространственному дизайну. Приемы работы могут быть направлены на знакомство с характером будущего оформления в заданном воспитателем ключе. Предметами дизайнерской деятельности с использованием метода наглядного ориентира могут быть различные панно. Например, для панно заготавливается сетка с намеченными ячейками, которые заполняются рисунками, аппликацией по определенной теме. [3, с.19]

Метод разработки заданий с продолжением. В качестве предмета дизайна, например, предлагается построить дом. Обсуждается характер будущей постройки, затем каждый ребенок рисует свой дом. Рисунки обсуждаются и выбираются в качестве проекта наиболее интересные. На нескольких занятиях дети моделируют, создают макет дома, выполняют детали, декорируют. После проделанной работы объединяют свои постройки в общую композицию. [3, с.20]

Метод поэтапного решения проектной задачи. Важными в этом методе являются формулировки задач, которые направлены на создание конкретного предмета дизайна, выполнение промежуточных заданий (рисунки, эскизы, макеты). Например, для создания костюма необходимо рассмотреть рисунки с изображением моделей костюмов, выбрать понравившиеся образцы, создать эскизы своих вариантов, выбрать необходимый материал, освоить способы изготовления и так далее. [3, с.20]

Метод макетирования основан на том, что дети старшего дошкольного возраста понимают, что у реальных предметов могут быть заместители, что плоскостные фигуры могут замещать на плане реальные трехмерные объекты. Предметами дизайна с использованием метода макетирования могут быть композиции декоративного оформления помещения к празднику. Эффективными приемами при создании предметов дизайна могут быть: ознакомление с темой, поэтапным характером выполнения работы, придумывание вариантов убранства к празднику, рассматривание пространства помещения и места расположения убранства, рассматривание макета. Виды работы: выполнение эскизов на подготовленных листах бумаги, изготовление небольших макетов на заготовленных лентах-развертках, изображающих стены, рисование узоров украшений; прикладывание своих рисунков к макету, оценивание и изменение своих эскизов, доработка своего замысла; отбор самых удачных вариантов вместе с взрослым. [3, с.20]

Таким образом, представленные выше методы и приемы, используемые в таких обучающих формах, как занятие и игра способствуют развитию основ «дизайнерского мышления» и творческих способностей. Важно с точностью подойти к выбору метода, учитывая уровень знаний, умений детей и направление дизайн - деятельности, так как правильный выбор методов предопределяет практический результат - создание предмета дизайна, а также позволяет осуществлять работу с детьми последовательно и системно.

Этапы и организация детей при обучении дизайну

Н.И. Комоед предлагает всю работу по дизайн - деятельности делить на этапы. [3, с.21]

На первом этапе существенным является постановка цели, предвидение результатов дизайнерской деятельности, определение замысла. Это может быть изготовление конкретного предмета для игры или театральной деятельности, украшения для группы, подарка.

Как правило, детям интересна и понятна такая постановка цели. Однако, важно, чтобы инициатива исходила от детей. Стимулом для деятельности может быть специально подготовленная предметная среда, которая постепенно наполняется видеоматериалами по теме, дидактическими играми, различными материалами для изготовления предметов (шаблонами, образцами, заготовками, полуфабрикатами и другое). Самое активное участие в создании предметной среды могут принять родители.

Второй этап - реализация замысла. Для реализации замысла необходимы определенные представления по теме; овладение способами изготовления предмета дизайна, технологиями работы с конкретными материалами. На этом этапе важным является получение конкретных результатов. Виды работы с детьми на данном этапе: беседы по теме, экскурсии, индивидуальная и подгрупповая работа вне занятий, специально организованные занятия.

Третий этап - определение способа представления, использования результатов работы. Отдельное занятие по детскому дизайну может быть проведено с целью обсуждения, как удобно и красиво расположить предметы дизайна в интерьере группового помещения, как использовать их в играх, театрально-игровой деятельности.

Коллективная форма организации детей в дизайнерской деятельности наиболее приемлема: объединение индивидуальных работ детей, выполненных на занятиях по изобразительной деятельности, в общую композицию; работа группы детей «на одном листе», где каждому отведено свое место для работы; поэтапное выполнение работы по типу «эстафеты», «конвейера». [3, с.21]

Таким образом, для того, чтобы эффективно обучить детей дизайн - деятельности нужно: во-первых, организовать деятельность каждого ребенка, а во-вторых, строить поэтапно весь образовательный процесс.

Рекомендации для педагогов по развитию дизайнерского мышления у дошкольников

При организации творческой, дизайнерской деятельности педагогу предлагаются следующие рекомендации:

·Вовлекайте ребенка в учебный процесс, используя игровые приемы, способствующие развитию интереса к дизайн - деятельности;

·Стимулируйте интеллектуальные усилия ребенка;

·Повышайте уверенность ребенка в своих силах, используя слова одобрения;

·Воспитывайте определенную независимость взглядов, относительно создания чего-либо нового.

·Не занимайтесь наставлениями, помогайте детям действовать независимо;

·Не давайте прямых инструкций относительно того, чем они должны заниматься;

·Не делайте скоропалительных допущений. На основе тщательного наблюдения и оценки определяйте сильные и слабые стороны детей. Не следует полагаться на то, что они уже обладают определенными базовыми знаниями и навыками;

·Не сдерживайте инициативы детей и не делайте за них то, что они могут сделать самостоятельно;

·Научитесь не торопиться с вынесением суждения;

·Научите детей прослеживать межпредметные связи;

·Приучите детей к навыкам самостоятельного решения проблем, исследования и анализа ситуаций;

·Подходите ко всему творчески, самосовершенствуйтесь в области дизайна. Читайте и изучайте новейшие разработки в области детского дизайна. [12]

Таким образом, для того, чтобы развить у детей «дизайнерское мышление», нужно, во-первых, выявить у них начальный уровень изобразительных умений и навыков. Во-вторых, на основании полученных данных определить «зону ближайшего действия». В-третьих, подобрать такие методы и приемы, которые определяют направление дизайн - деятельности и являются наиболее эффективными на всех этапах работы. В-четвертых, для того, чтобы научить детей нестандартно, креативно мыслить, а также воплощать свои идеи в практической деятельности, воспитателю, помимо развития изобразительных навыков детей, необходимо самому обучаться и совершенствовать свои «дизайнерские навыки».

Заключение

В результате изучения и анализа теоретических наработок в области детского дизайна нам удалось показать, что путем целенаправленной, рационально построенной работы можно прогнозировать формирование у дошкольников особого стиля мышления, которое мы назвали «дизайнерским мышлением». Для данного вида мышления характерно понимание основных критериев гармоничной вещи, таких как: целесообразность, художественная выразительность, чувство стиля и эстетическое отношение к миру вещей.

Нам также удалось обосновать то, что формирование основ такого мышления наиболее успешно протекает при соблюдении определенных эстетико - педагогических условий: учебно - дизайнерских, социально - эмоциональных, эвристико - дидактических, индивидуально - творческих, что подтверждает положения теоретической и практической частей исследования.

Таким образом, в результате исследования нами был решен вопрос, касающийся эстетико-педагогических условий, а также подробно раскрыты методы, приемы, формы работы с детьми по формированию у них дизайнерских умений и навыков. Все это имеет большое значение для развития творческой личности ребенка, формировании у него эмоционально-ценностного отношения к миру, умения самовыражаться в дизайнерской деятельности. Также в процессе дизайн - деятельности у детей развиваются психические познавательные процессы, уровень развития которых влияет на дальнейшее обучение в школе и успешность в жизни.

Список использованной литературы

1.Евдокимова Л.М. «Условия формирования творческого мышления»//Детский сад: теория и практика. - 2011.№ 5. - 112.

2.Игнатьев Е.И. Психология изобразительной деятельности. М., 1961. - 120.

3.Комоед Н.И. «Дизайнерская деятельность дошкольников» ООО ИД «Белый ветер», 2011. - 70.

4.Комоед Н.И. «Развитие творчества дошкольников изобразительной деятельности» ООО ИД «Белый ветер», 2005. - 100.

5.Малиновская Л.П. «Вопросы формирования дизайнерского мышления» М. 1994. - 138.

6.Пантелеев Г.Н. «Детский дизайн» - М.: «Карапуз - дидактика», 2006. - 192.

.Пантелеев Г.Н. «Детский дизайн»//«Цветной мир»//Изобразительное творчество и дизайн в детском саду. - М., «Карапуз - дидактика». 2008, - № 1 - 106.

.Скрябина О.В. «Развитие у детей 3-6 лет творческих способностей на основе дизайн - деятельности»//Дошкольное воспитание.- 2008. № 4 - 128.

.Ярыгина А.Н. «Графический дизайн»//Дошкольное воспитание.- 2005. №2 - 128.

Дополнительные источники:

10.Сайт: www.wikipedia.org <http://www.wikipedia.org>

.Сайт: www.ucoz.ru

.Сайт: www.psygrow.com

Похожие работы на - Формирование основ дизайнерского мышления у дошкольников

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!