Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении предмета 'Окружающий мир'

  • Вид работы:
    Курсовая работа (т)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    201,91 Кб
  • Опубликовано:
    2013-05-21
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении предмета 'Окружающий мир'

Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении предмета "Окружающий мир"

Введение

Школа сегодня стремительно меняется, пытается попасть в ногу со временем. Главное же изменение в обществе, влияющее и на ситуацию в образовании, - это ускорение темпов развития. А значит, школа должна готовить своих учеников к той жизни, о которой сама еще не знает.

Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, а вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывного меняющемся обществе путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Согласно федеральному государственному образовательному стандарту начального общего образования важной задачей становится развитие у младших школьников умение учиться, т.е. формирование универсальных учебных действий (УУД). Сегодня начальное образование призвано решать свою главную задачу: закладывать основу формирования учебной деятельности ребёнка - систему учебных и познавательных мотивов, умения принимать, сохранять, реализовывать учебные цели, планировать, контролировать и оценивать учебные действия и их результат. Формирование широких познавательных мотивов учения у младших школьников тесно связано с усвоением теоретических знаний и ориентацией на обобщённые способы действий. Важная роль отводится использованию познавательных задач, под которыми понимают осмысление явлений и формулировку целей. Познавательные задачи проходят через весь учебный процесс, выполняя в нём самые различные функции: активизируют и мотивируют учащихся, побуждают их к учебной деятельности, удерживая ход процесса учения на высоком уровне, являясь инструментом для выявления результатов учения. От качества познавательных задач зависит качество знаний, умений и навыков и уровень развития способностей ребёнка.

В настоящее время перед педагогами стоит проблема в необходимости выявления педагогических условий и поиске путей эффективного формирования умений, необходимых для осуществления познавательных универсальных учебных действий у младших школьников.

Особенность предмета «Окружающий мир» состоит в том, что он, имея ярко выраженный интегрированный характер, соединяет в равной мере природоведческие, обществоведческие, исторические знания и дает обучающемуся материал естественных и социально-гуманитарных наук, необходимый для целостного и системного видения мира в его важнейших взаимосвязей. Школьники младших классов на уроках окружающего мира осваивают, прежде всего, целостную картину мира. В то же время именно младший школьный возраст благоприятен для овладения логическими универсальными учебными действиями в силу особой чуткости общения.

Учитывая актуальность, практическую потребность и значимость была определена тема исследования: «Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении предмета «Окружающий мир».

Целью работы было найти и экспериментально проверить методы формирования логических универсальных действий у младших школьников в рамках курса «Окружающий мир» по системе «Школа России».

Объект исследования - процесс формирования логических УУД младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

Предмет исследования - средства формирования логических УУД младшего школьника в условиях изучения предмета «Окружающий мир».

Гипотеза исследования -

Констатирующая. Исходный уровень сформированности логических УУД у младших школьников находится на среднем уровне.

Прогностическая. Если при обучении младших школьников на уроках окружающего мира применять систему заданий для формирования логических универсальных учебных действий, то это будет способствовать повышению уровня сформированности логических действий учащихся начальных классов.

Были поставлены следующие задачи:

. Выявить сущность, особенности, значение логических универсальных учебных действий младших школьников.

. Разработать совокупность приёмов и методов для осуществления педагогической диагностики сформированности логических универсальных действий у младших школьников.

. Разработать и проверить систему заданий, способствующих формированию логических универсальных учебных действий младших школьников в рамках курса «Окружающий мир».

1. Теоретическая часть

1.1 Понятие «универсальные учебные действия»

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение учащимися универсальными учебными действиями создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Сегодня наиболее перспективным путем признано формирование у обучающихся общеучебных умений, призванных помочь решить задачи быстрого и качественного обучения. Подходы к формированию универсальных учебных действий учащихся активно рассматриваются А.Г. Асмоловым, Г.В. Бурменской, И.А. Володарской, О.А. Карабановой, Л.Г. Петерсон.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, то есть способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.

Способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, то есть умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание ее целевой направленности, ценностно - смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора.

1.2 Функции универсальных учебных действий

Рассмотрим функции УУД. К ним относится:

обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от ее специально-предметного содержания. Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей учащегося.

1.3 Виды универсальных учебных действий

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока:

) личностный;

) регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

) познавательный;

) коммуникативный.

Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т.е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? - и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, постановку и решение проблемы, знаково-символические действия (в том числе моделирование, преобразование модели).

Общеучебные универсальные действия:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

структурирование знаний;

осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование - преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта пространственно-графическая или знаково-символическая);

преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

• анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

• синтез - составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

• выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

• подведение под понятие, выведение следствий;

• установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

• построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

• доказательство;

• выдвижение гипотез и их обоснование.

• формулирование проблемы;

• самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

2. Формирование познавательных универсальных учебных действий

2.1 Системно-деятельностный подход к обучению школьников ФГОС второго поколения

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Следовательно, сегодня предстоит отойти от традиционной передачи готового знания от учителя ученику. Задачей учителя становится включить самого ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения детьми нового знания, применения полученных знаний в решении познавательных, учебно-практических и жизненных проблем.

Известно, что формирование любых личностных новообразований − умений, способностей, личностных качеств − возможно лишь в деятельности [6]. При этом формирование любых умений, в том числе и универсальных учебных действий (УУД) проходит через следующие этапы:

) вначале при изучении различных учебных предметов у учащегося формируется первичный опыт выполнения УУД и мотивация к его самостоятельному выполнению;

) основываясь на имеющемся опыте, учащийся осваивает знания об общем способе выполнения этого УУД;

) далее изученное УУД включается в практику учения на предметном содержании разных учебных дисциплин, организуется самоконтроль и, при необходимости, коррекция его выполнения;

) в завершение организуется контроль уровня сформированности этого УУД и его системное практическое использование в образовательной практике, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.

Например, при формировании умения ставить перед собой цель вначале учащиеся под руководством учителя приобретают опыт целеполагания на уроках по разным учебным предметам. Затем организуется их мотивация и знакомство с понятием цели деятельности и алгоритмом целеполагания. Далее учащиеся начинают уже самостоятельно применять изученный способ действия на уроках по разным учебным предметам и во внеурочной деятельности, рефлектировать свой опыт, уточнять и корректировать свои действия, осуществлять их самоконтроль. Здесь, собственно, у детей и формируется, отрабатывается, закрепляется требуемое умение, после чего уровень сформированности УУД контролирует учитель.

Многие учителя-практики в своей деятельности сталкиваются с трудностями, обусловленными низкой мотивацией учащихся на предмет получения новых знаний, активности в учебной деятельности. Разрешением этого вопроса является использование активных средств формирования универсальных учебных действий на уроке.

2.2 Средства формирования универсальных учебных действий

«Средства педагогические - материальные объекты и предметы духовной культуры, предназначающиеся для организации и осуществления педагогического процесса и выполняющие функции развития учащихся; предметная поддержка педагогического процесса, а также разнообразная деятельность, в которую включаются воспитанники: труд, игра, ученическое общение, познание» [10, с. 131].

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций на уроке. А.М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, характеризующийся таким психическим состоянием субъекта (учащегося) при решении им задач, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности» [12, c. 19].

На таком уроке реализуется исследовательский подход к обучению, принцип деятельности, смысл которого заключается в том, что ребенок получает знание не в готовом виде, а «добывает» его в процессе своего труда. Именно такой урок, на наш взгляд, нужен сегодняшнему ученику. А.А. Леонтьев отмечает: «Обучать деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить ребенка самостоятельно ставить перед собой цель и находить пути, в том числе средства, ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою деятельность), помогать ребенку сформировать у себя умения контроля и самоконтроля, оценки и самооценки» [11, c. 5]. Важно, чтобы собственное знание о незнании воспринималось детьми как ценный результат урока и становилось стимулом дальнейшего освоения содержания.

В процессе такой систематической работы на уроке формируются регулятивные, познавательные, коммуникативные действия. Учащиеся учатся фиксировать затруднения в собственной деятельности, выявлять причины этих затруднений, определять цель своей дальнейшей работы, выбирать средства и способы достижения поставленной цели, осуществлять поиск необходимой информации. Ученики учатся сравнивать, анализировать, делать вывод, формулировать свое мнение и позицию, координировать различные позиции в сотрудничестве.

Подобные приемы удовлетворяют потребность в творчестве учащихся, развивают способность к лаконичному изложению мыслей в устной и письменной форме, активизируют мыслительную деятельность учащихся и в общем способствуют формированию различных компетенций.

Развивает умение воспринимать информацию, способность к рефлексии и прием «Знаю - хочу узнать - узнал - научился». Этап «Знаю» предполагает работу в паре: что я знаю о теме урока; «Хочу узнать» - формулирование цели; «Узнал» - соотношение старой и новой информации; «Научился» - осознание результативности деятельности.

Повышают мотивацию к изучению материала, развивают умение прогнозировать задания «Верные-неверные утверждения», «Прогнозирование». Используя прием «Верные-неверные утверждения», предлагаем ученикам несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают верные утверждения, полагаясь на собственный опыт или просто угадывая. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были верными. Упражнение «Прогнозирование» можно использовать, например, на уроках окружающего мира, когда учащимся предлагается спрогнозировать дальнейшие последствия негативного влияния человека на окружающую среду.

Учебное сотрудничество. Педагог воспринимает ребенка как равноправного партнера, активного, влиятельного участника учебного процесса, организует взаимообщение, диалог. Участники процесса эмоционально открыты и свободны в своих высказываниях. Ребенок свободно пользуется помощью педагога или сверстников. При таком сотрудничестве педагог выступает в роли организатора, который действует опосредованно, а не прямыми указаниями. Такое общение максимально приближено к ребенку. Организация работы в паре, группе, самостоятельная работа с использованием дополнительных информационных источников. Учебное сотрудничество позволяет формировать коммуникативные, регулятивные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Прием составления граф-схемы. Граф-схема - это способ моделирования логической структуры изучаемого материала. Выделяют два вида граф-схемы - линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.

Проектная и исследовательской деятельности - необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений), регулятивные (овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат), познавательные (познание объектов окружающей реальности; изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями), личностные (ученик определяет для себя значимость выполняемой работы, учится ориентироваться в социальных ролях и межличностных отношениях). Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи.

Работа над проектами гармонично дополняет в образовательном процессе классно-урочную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков.

Контрольно - оценочная и рефлексивная деятельность. Самооценка является ядром самосознания личности, выступая, как система оценок и представлений о себе, своих качествах и возможностях, своем месте в мире и в отношениях с другими людьми. Центральной функцией самооценки является регуляторная функция. Происхождение самооценки связано с общением и деятельностью ребенка. На развитие самооценки существенное влияние оказывает специально организованное учебное действие оценки.

Условия развития действия оценки учебной деятельности:

·        постановка перед учеником задачи оценивания своей деятельности

(оценивает не учитель, перед ребенком ставится задача оценки результатов своей деятельности);

·        предметом оценивания являются учебные действия и их результаты;

·        способы взаимодействия, собственные возможности осуществления

деятельности;

·        организация объективации для ребенка изменений в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений;

·        формирование у обучающегося установки на улучшение результатов своей деятельности (оценка помогает понять, что и как можно совершенствовать);

·        формирование у обучающегося умения сотрудничать с учителем и самостоятельно вырабатывать и применять критерии дифференцированной оценки в учебной деятельности, включая умение проводить анализ причин неудач и выделять недостающие операции и условия, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи;

·        организация учебного сотрудничества учителя с обучающимися, основанного на взаимном уважении, принятии, доверии, и признании индивидуальности каждого ребенка.

Портфолио повышает саморефлексивность учащихся по отношению к процессам учения, которая рассматривается как предпосылка повышения самоответственности ученика по отношению к учению, самостоятельность в организации процесса учения (т.е. движение в сторону самообучения), участие в процессе оценивания качества результатов учения. Метод портфолио в школе может стать одним из важнейших направлений модернизации образования при условии обеспечения его надлежащим теоретико-методологическим анализом и связанными с ним дидактико-методическими материалами. Ценность портфолио состоит в том, что вокруг него и в связи с ним может быть выстроен такой учебный процесс, который позволяет развивать или формировать когнитивно-личностные качества (компетентности), которые выдвигаются миром образования и труда, как необходимые каждому человеку для активного участия в жизни современного демократического, информационного общества.

Интеграция выше названных средств позволит осуществлять целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся и, в конечном счете, повысить качество знаний по предмету и создать условия для успешной социализации личности. Однако следует особое внимание уделить внимание тому, что при использовании современных образовательных технологий, безусловно, должно присутствовать чувство меры. Не перегрузить, не нагромождать, не навредить, - этот постулат неоспорим. Целенаправленное формирование ключевых компетенций у учащихся возможно только при системном подходе к проблеме.

2.3 Формы организации учебного процесса, направленного на формирование универсальных учебных действий

Начало обучения в школе вводит ребенка в новый незнакомый для него мир - мир науки, в котором существуют свои язык, правила и законы. Часто в процессе обучения учитель знакомит ребенка с понятиями, научными объектами, но не создает условий для осмысления закономерностей их связывающих. Осмысление текстов, заданий, умение сравнивать, различать и обобщать, относятся к формированию познавательных УУД.

Процесс обучения задаёт содержание и характеристики учебной деятельности ребёнка и тем самым определяет зону ближайшего развития указанных универсальных учебных действий и их свойства. Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, в которой происхождение и развитие каждого вида учебного действия определяется его отношением с другими видами учебных действий и общей логикой возрастного развития.

Условия, обеспечивающие развитие УУД:

Формирование УУД в образовательном процессе определяется тремя следующими взаимодополняющими положениями:

·        формирование УУД как цель определяет содержание и организацию образовательного процесса;

·        формирование УУД происходит в контексте усвоения разных предметных дисциплин и внеурочной деятельности;

·        универсальные учебные действия могут быть сформированы только при выполнении обучающимися учебной работы определенного вида на основании использования педагогами технологий, методов и приемов организации учебной деятельности, адекватных возрасту обучающихся.

Отбор и структурирование содержания образования, определение форм и методов обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Формы организации учебного пространства, способствующего формированию УУД.

Урок: - проблемная ситуация; - диалог; - взаимообучения; - свободный урок; - урок разновозрастного сотрудничества и т.д.

Форма учебной деятельности для постановки и решения учебных задач

Учебное занятие

Место различных групповых и индивидуальных практик

Консультативное занятие

Форма разрешения проблем младшего школьника по его запросу к педагогу.

Творческая мастерская

Для организации навыков творческой коллективной деятельности.

Конференция, семинар

Форма подведения итогов творческой деятельности.

Занятие в малой академии

Направлено на развитие навыков проектной деятельности по предметам.

Индивидуальное занятие

Форма организации деятельности по построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Внеучебные формы

Место реализации личностных задач и интересов младших школьников. Задача учителя как воспитателя поддерживать хорошие инициативы детей и обеспечивать возможности для их осуществления.


2.4 Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов

Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов определяется следующими утверждениями:

1. УУД представляют собой целостную систему, в которой можно выделить взаимосвязанные и взаимообуславливающие виды действий:

коммуникативные - обеспечивающие социальную компетентность,

познавательные - общеучебные, логические, связанные с решением проблемы,

личностные - определяющие мотивационную ориентацию,

регулятивные - обеспечивающие организацию собственной деятельности.

.  Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области и внеурочную деятельность.

3.      Заданные стандартом УУД определяют акценты в отборе содержания, планировании и организации образовательного процесса с учетом возрастно-психологических особенностей обучающихся.

.        Схема работы над формированием конкретных УУД каждого вида указывается в тематическом планировании, технологических картах.

.        Способы учета уровня их сформированности - в требованиях к результатам освоения УП по каждому предмету и в обязательных программах внеурочной деятельности.

.        Педагогическое сопровождение этого процесса осуществляется с помощью Универсального интегрированного Портфолио (раздел «Система оценки достижений планируемых результатов образования»), который является процессуальным способом оценки достижений учащихся в развитии универсальных учебных действий.

.        Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации мониторинга их достижения.

УУД, их свойства и качества определяют эффективность образовательного процесса, в частности усвоение знаний и умений, формирование образа мира и основных видов компетентности учащегося, в том числе социальной и личностной.

Представление о функциях, содержании и видах УУД должно быть положено в основу построения целостного учебно-воспитательного процесса. Отбор и структурирование содержания образования, выбор методов, определение форм обучения - все это должно учитывать цели формирования конкретных видов УУД.

Учащиеся овладевают основными видами УУД (личностными, регулятивными, познавательными и коммуникативными) в процессе изучения разных учебных предметов. Безусловно, каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, определяемые, в первую очередь, его функцией и предметным содержанием.

Существенное место в преподавании школьных дисциплин должны занять и так называемые метапредметные (т.е. «надпредметные», или метапознавательные) УУД. Они направлены на анализ и управление учащимися своей познавательной деятельностью.

Овладение УУД в конечном счете ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т.е. умение учиться ориентации учащихся как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно - смысловых и опрерациональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности.

«Умение учиться» выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций, образ мира и ценностно - смысловых оснований личностного морального выбора.

Формирование УУД, обеспечивающих решение задач общекультурного, ценностно - личностного, познавательного развития учащихся, реализуется в рамках целостного образовательного процесса в ходе изучения системы учебных предметов и дисциплин, в метапредметной деятельности, организации форм учебного сотрудничества и решения важных задач жизнедеятельности учащихся. Такие УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Построение содержания учебных предметов и образования с ориентацией на сущностные знания в определенных предметных областях, а также выделение качественных показателей сформированности УУД применительно к ценностно-личностному и познавательному развитию являются существенными условиями их формирования.

К настоящему времени в практике школьного обучения работа по развитию УУД как психологической составляющей образовательного процесса осуществляется стихийным образом. Лишь незначительное число педагогов - новаторов, реализующих прогрессивные технологии образования и разделяющих тезис о приоритетности личностного развития учащегося как цели образовательного процесса, пытаются реализовать требование формирования УУД. Стихийный характер развития УУД находит отражение в острых проблемах школьного обучения - в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточной сформированности общепознавательных и логических действий и как следствие - в школьной дезадаптации, росте девиантного поведения. [7]. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное планомерное формирование УУД с заранее заданными свойствами, такими как осознанность, разумность, высокий уровень обобщения и готовность применения в различных предметных областях, критичность, освоенность.

3. Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических универсальных учебных действий на уроках окружающего мира

3.1 Описание констатирующего этапа экспериментальной работы

Экспериментальная работа по формированию у младших школьников логических УУД проводилась на уроках окружающего мира на базе МКОУ «Новолисинская школа - интернат» Тосненского района Ленинградской области. В эксперименте принимали участие учащиеся 2 «А» (17 чел.) и учащиеся 2 «Б» (15 чел.) в течение 2012-13 учебного года.

В его ходе эксперимента решаются следующие эмпирические задачи:

. Определить структурные компоненты логических универсальных учебных действий, критерии и показатели их сформированности у младших школьников.

. Выявить методы и приемы формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.

. Определить и проверить на практике педагогические условия, обеспечивающие успешность формирования логических универсальных учебных действий младших школьников.

В целях выявления особенностей формирования логических универсальных учебных действий учащихся младших классов на уроках окружающего мира была разработана программа экспериментального исследования.

Программа экспериментального исследования представляет собой план исследования:

Сентябрь 2012 г. - отбор педагогических методик.

Октябрь - 2012 г. - разработка инструментария (подготовка анкет, опросных листов, конспектов уроков).

Ноябрь 2012 г. - констатирующий эксперимент

Февраль 2013 г. - формирующий эксперимент.

Март 2013 г. - обработка результатов эксперимента, анализ данных, подведение итогов.

Для реализации цели исследования и решения поставленных задач используется комплекс методов: анализ философской, психолого-педагогической литературы по теме исследования, изучение и анализ нормативных и программно-методических документов в сфере образования, разработка программы предмета «Окружающий мир» с элементами развития логических универсальных учебных действий, анкетирование, наблюдение, беседы, диагностические педагогические методики, педагогический эксперимент, количественная и качественная обработка экспериментальных данных, графическое представление полученных результатов.

Цель констатирующего эксперимента являлось определить исходный уровень сформированности логических УУД.

Для реализации поставленных задач были использованы следующие методики, соответствующие возрасту (II класс):

1. Методика «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра.

2.      Методика «Сравнение понятий» Л.С. Выготского  

.        Методика «Существенные признаки». С.Я. Рубинштейна

(см. Приложение 1).

. По результатам диагностики «Исключение лишнего» можно сделать вывод о том, что уровень сформированности логических УУД во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе. В целом уровень сформированности находится на среднем уровне. Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.

- Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.


Диаграмма результатов диагностики «Исключение лишнего» определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.


Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности логических УУД, стало видно, что у школьников недостаточно развито: уровень обобщения, логическая обоснованность решения предложенных заданий.

У многих учащихся есть положительные стороны сформированности логических УУД: адекватное выполнение задания, способность актуализировать имеющиеся знания и представления.

. По результатам диагностики «Сравнение понятий» видно, что уровень операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей во 2-а классе находится выше, чем во 2-б классе.

Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.

Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.


Диаграмма результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.


Проанализировав все данные эксперимента по определению уровня сформированности операций сравнения, анализа и синтеза в мышлении детей, стало видно, что у школьников недостаточно развита логичность хода высказываний. Испытуемый соскальзывает при сравнении слов со сходств на различия или наоборот, отвлекаясь на незначительные, второстепенные моменты, уделяя им большое внимание, может терять нить рассуждений.

В целом, большинство учащихся умеют выделять существенные признаки сходства и различия понятий.

. По результатам диагностики «Существенные признаки» видно, что второклассники способны отличать существенные признаки предметов или явлений от несущественных, второстепенных.

Для сравнения полученных данных используем сводную таблицу и диаграмму.

- Сводная таблица результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.


Диаграмма результатов диагностики определения уровня сформированности логических УУД на констатирующем этапе.


Данный тест позволил выявить логичность суждений испытуемого, а также его умение сохранять направленность и устойчивость способа рассуждениями при решении длинного ряда однотипных задач. Проанализировав все данные эксперимента выяснилось, что второклассники способны уловить абстрактное значение тех или иных понятий и отказаться от более легкого, бросающегося в глаза, но неверного способа решения, при котором вместо существенных выделяются частные, конкретные признаки.

В целом мы можем сделать вывод, что на констатирующем этапе эксперимента исходный уровень сформированности логических универсальных учебных действий учащихся 2-а и 2-б классов находится примерно на одном уровне и является невысоким.

3.2 Описание формирующего этапа экспериментальной работы

Для последующего формирования логических УУД был организован формирующий эксперимент. Для этого были разработаны уроки по курсу «Окружающий мир» с использованием системы заданий по повышению эффективности формирования логических УУД.

Система заданий, использованная на уроках, включала в себя следующие виды:

· «Философские задачи».

· Чтение дополнительных текстов.

· Практические методы (опыты).

· Дидактическая игра.

· Проблемное обучение.

· Творческие задания.

На всех уроках использовались задания для повышения уровня сформированности логических УУД. Дети с удовольствием выполняли эти задания, активно принимали участие. Особым вниманием пользовались творческие задания. Уроки вызвали большой познавательный интерес. Учащиеся проявляли самостоятельность, стремясь сделать все сами. Они также учились договариваться друг с другом (умение вступать в диалог, умение задавать вопросы).

Чтобы организовать интересную познавательную деятельность младшего школьника на уроках применялись логические задачи.

Что такое логическая задача? Это упражнение на сообразительность, на проверку умения использовать имеющиеся знания в нестандартной ситуации. Логическая задача ставит ученика в такую ситуацию, когда он должен сравнивать, обобщать, делать выводы, анализировать. Логические задачи могут быть самые разнообразные. Самый простой вид - загадки. Разновидность загадки - речевая логическая задача. Это рассказ-загадка, ответ на который может быть правильным только в том случае, если дети осознали определенные связи и закономерности в окружающем мире (например, в природе), увидели их «отражение» в содержании логической задачи.

Особая ценность логических задач состоит в том, что при их решении стимулируется мыслительная деятельность - ведь задача часто не может быть решена «с ходу», она как бы «сопротивляется», и именно это заставляет ребенка «напрягать» мысль, думать. Замечательные слова по этому поводу сказал Б. Паскаль: «Опираться можно только на то, что сопротивляется». При таком условии развивается умение преодолевать трудности как главное качество мыслящего человека. Исходя из этого можно оценить и значение высказывания выдающегося педагога А. Дистервега: «Плохой учитель преподносит истину, хороший - учит ее находить». Логическая задача стимулирует постановку таких вопросов и появление таких высказываний у учащихся и учителя, которые редко возникают при простом обсуждении «готового» текста учебника: «У кого есть другое мнение?», «Ты думаешь так, давай узнаем, что по этому поводу думают другие», «Найдите доказательства», «Не верим! Убеждайте!», «Доказываем!» и др.

Логические задачи также были выражены и в виде проблемных вопросов. Например, после проведения опытов с песком и глиной можно учащимся было предложено обсудить следующие проблемы:

. Можно ли в песочных часах вместо песка использовать глину?

. Почему посуду лепят из глины? Можно ли сделать ее из песка? Можно ли наливать суп в песочную тарелку?

. У живущих в пустынях верблюдов очень большие носы. Помогают ли они им спасаться от песчаных бурь? (Носы выступают в роли противогазов. Они задерживают песок, не давая ему попадать внутрь организма).

. Почему в пустынях не могут жить растения наших краев? Как они будут себя чувствовать во время песчаных бурь? (Растения могут быть засыпаны песком или, наоборот, корни их оголены).

Проблема может быть выражена не только в виде вопроса, «скрыта» от учащихся и представлена в самой формулировке задания.

«Распределите слова по столбцам: это свойственно животным (это умеют делать животные), это свойственно человеку и животным (это умеют делать и человек, и животное), это свойственно только человеку (это умеет делать только человек»).

Можно дать подсказку в виде подборки слов: дышать, передвигаться, думать, творить, питаться, ухаживать за потомством, придумывать разные машины, рисовать, сочинять музыку, преследовать добычу, впадать в спячку, добывать пищу, выращивать растения, ухаживать за животными.

Среди логических задач проблемного характера большой интерес для младших школьников представляют так называемые философские задачи. Приведу несколько примеров.

. С какими животными сравнивают иногда человека, если он трусливый (упрямый, сильный, медлительный, стройный, хитрый, изворотливый, верный)?

Ответы: заяц, осел, лев, черепаха, лань, лиса, уж, собака.

. Дополни высказывания:

радио - ухо, а книга - _________________

радость - свет, а горе - ________________

труд - награда, а лень - ________________

ночь - тишина, а день - ________________

весна - рассвет, а осень - _______________

. Соедини линиями начало и конец пословиц.

Любишь кататься… имей сто друзей.

Ученье - свет, а… люби и саночки возить.

Труд человека кормит, а… коли делать нечего.

Береги платье снову, а… по уму провожают.

Не имей сто рублей, а… честь смолоду.

По одежке встречают,… неученье - тьма.

Долог день до вечера,… лень портит.

. Соедини высказывания, противоположные по смыслу.

Чуть свет. На душе кошки скребутся.

Жить душа в душу. Держать нос морковкой.

Душа поет. Жить как кошка с собакой.

Повесить нос. На ночь глядя.

Светло как днем. Ни зги не видно.

Каждый учитель знает, что младшие школьники с удовольствием выполняют различные творческие задания, потому что этот вид работы позволяет ученику сочинять, воображать, преобразовывать образы окружающего мира. Использование упражнений, развивающих воображение, формирующих необходимые творческой личности умения моделировать, конструировать, быть инициативным в создании нового, является одним из условий проведения не только уроков творчества. На уроке-дискуссии (или уроке-поиске) я использовала такой вид творческих заданий, как творческое рассказывание. Творческое рассказывание отличается от простого воспроизведения текста учебника или объяснения учителя тем, что: творческий рассказ включает передачу собственного индивидуального мнения школьника по поводу конкретного события или объекта окружающего мира; содержание творческого рассказа выходит за рамки изучаемого в классе материала, ученик использует в рассказе знания, приобретенные им в самостоятельной деятельности; тема творческого рассказа часто «скрывает» проблему, требует от рассказчика размышления, сочинения, высказывания предположения, творческого раздумья.

Помимо творческого рассказывания, на уроках использовались творческие задания, связанные с продуктивной деятельностью (рисование, аппликация, конструирование), с речевым творчеством (сочинение стихов, потешек, загадок и пр.), с разыгрыванием юмористических сценок из произведений детской художественной литературы, слушанием музыки и многим другим.

Пример заданий и упражнений, направленных на формирование у учащихся познавательных (логических) УУД есть в Приложении 2-5.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников. Игры, логические и творческие задачи должны быть в начальной школе обязательными структурными элементами урока окружающего мира. Это даст возможность учителю организовать познавательную деятельность на высоком уровне самостоятельности, инициативы и творчества.

Важным условием развития детской любознательности, потребности самостоятельного познания окружающего мира, познавательной активности и инициативности в начальной школе является создание развивающей образовательной среды, стимулирующей активные формы познания: наблюдение, опыты, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть созданы условия для развития рефлексии - способности осознавать и оценивать свои мысли и действия как бы со стороны, соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять своё знание и незнание. Способность к рефлексии - важнейшее качество, определяющее социальную роль ребёнка как ученика, школьника, направленность на саморазвитие.

Таким образом, уроки окружающего мира могут стать основой формирования логических универсальных учебных действий. УМК «Школа России» обладает потенциалом, необходимым для успешного формирования и развития универсальных учебных действий в соответствии с требованиями стандарта.

Заключение

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь это касается сформированности универсальных учебных действий (УУД), обеспечивающих умение учиться. Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос, что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и формирование универсальных учебных действий в личностных, коммуникативных, познавательных, регулятивных сферах, обеспечивающих способность к организации самостоятельной учебной деятельности. Необходимо также распространить общеучебные умения и навыки на формирование ИКТ-компетентности обучающихся.

Кроме этого, определение в программах содержания тех знаний, умений и способов деятельности, которые являются надпредметными, т.е. формируются средствами каждого учебного предмета, даёт возможность объединить усилия всех учебных предметов для решения общих задач обучения, приблизиться к реализации «идеальных» целей образования. В то же время такой подход позволит предупредить узкопредметность в отборе содержания образования, обеспечить интеграцию в изучении разных сторон окружающего мира.

Уровень сформированности УУД в полной мере зависит от способов организации учебной деятельности и сотрудничества, познавательной, творческой, художественно-эстетической и коммуникативной деятельности школьников.

Анализ научно-методической литературы позволил сделать вывод, что для формирования логических универсальных учебных действий младших школьников в соответствии с Федеральным государственным стандартом начального общего образования требуются специальные методы обучения и приемы в учебно-воспитательном процессе начальной школы с помощью которых будут сформированы необходимые умения. Современная специализированная литература накопила огромный научный и методический опыт, который предлагает учителю ценный материал.

В процессе изучения темы, в теоретической части работы, было раскрыто понятие «логические универсальные учебные действия», т.е. умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение, обобщение и др.), а также составные логические операции (построение отрицания, утверждение и опровержение).

Констатирующий этап эксперимента показал, что на уроках окружающего мира разнообразие приемов и методов обучения, способствующих формированию логических универсальных учебных действий необходимо систематизировать с учетом класса и уровня знаний школьников.

На констатирующем этапе эксперимента применялись следующие диагностические методики: «Исключение лишнего» Р. Амтхауэра, «Сравнение понятий» Л.С. Выготского, «Существенные признаки» С.Я. Рубинштейна.

Проанализировав примерную программу по окружающему миру (по учебнику А.А. Плешакова), были разработаны уроки по курсу «Окружающий мир» с использованием системы заданий по повышению эффективности формирования логических УУД.

Цель исследования по выявлению особенностей формирования логических универсальных учебных действий учащихся младших 2-х классов на уроках окружающего мира достигнута.

Начальная ступень образования вносит вклад в социально-личностное развитие ребёнка. В процессе обучения формируется достаточно осознанная система представлений об окружающем мире, о социальных и межличностных отношениях, нравственно-этических нормах. Происходят изменения в самооценке ребёнка. Оставаясь достаточно оптимистической и высокой, она становится всё более объективной и самокритичной.

Литература

1.     Абакумова И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе. - Ростов н/Д: Изд-во Рост. Ун-та, 2003. - 480 с.

2.      Асмолов А.Г. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2011 г.

.        Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. 1-4 классы. Методика обучения. - М.: Вентана-Граф, 2005.

.        Виноградова Н.Ф., Рыдзе О.А. «Окружающий мир как учебный предмет в начальной школе: особенности, возможности, методические подходы» Журнал «Начальная школа» издательского дома «Первое сентября» №21/2007

.        Выготский Л.С. Мышление и речь. - М.: Педагогика, 1996.

.        Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика, 1991.

7.     Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Институт практической психологии», 1999

8.      Клепинина З.А., Аквилева Г.Н. Методика преподавания естествознания в начальной школе: Учебное пособие для студентов педагогических вузов. - М.: Академия, 2008.

.        Ковалева Г.С. Планируемые результаты начального общего образования /Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. - М.: Просвещение, 2010.

.        Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. Заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000.

.        Леонтьев А.А. Слово в речевой деятельности. Некоторые проблемы общей теории речевой деятельности. М. 1965 г.

13.    Медведева Н.В. Формирование и развитие УУД в начальном общем образовании // журнал «Начальная школа плюс До и После». - 2011 - №7

14.   Мостова О.Н., Агафонова И.Н. Индивидуально-типологические особенности общения младших школьников // Сб.: Служба практической психологии в системе образования. Вып. 9. - СПб., 2005.

15.    Павлова В.В. Диагностика качества познавательных УУД в начальной школе // журнал «Начальная школа». - 2011 - №4

16.   Плешаков А.А. «От Земли до неба» (атлас - определитель 1- 4 классы) М. «Просвещение», 2011 г.

17.    Примерная основная образовательная программа начального общего образования. Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации http://mon.gov.ru/dok/fgos/7195/

.        Райгородский Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика детей. Изд. «Бахрам-М», Самара, 2008 г.

19.   Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога: Учебное пособие в 2-х кн. Кн. 1. - М., 1999.

20.   Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии / С.Я. Рубинштейн. - М.: ЭКСМО-Пресс, 1999. - 448 с.

21.   Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. - М.: Просвещение, 2010.

22.   Цукерман Г.А. Как младшие школьники учатся учиться / Г.А. Цукерман. - М. Рига: Педагогический центр «Эксперимент», 2000.

23.   Эльконин Д.Б., Давыдов В.В. Система развивающего обучения. - М., 1999.

24.    Яшнова О.А. Успешность младшего школьника. - М.: Академический проект, 2003.

учебный школьник мир урок

Похожие работы на - Формирование логических универсальных учебных действий у младших школьников при изучении предмета 'Окружающий мир'

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!