Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    76,67 Кб
  • Опубликовано:
    2013-10-30
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы. Качественное изменение современного общества - глобальная информатизация, расширение международных связей, их преобладающее значение и роль в современном информационном обществе предполагают воспитание творческих личностей, желающих исследовать и постоянно развиваться. В результате школа должна готовить своих учеников к жизни, к переменам, развивать у них такие качества, как мобильность, динамизм, конструктивность. На сегодняшнем этапе развития школьного образования, исследовательская компетенция представляет наибольший интерес и является острой необходимостью в развитии полноценной личности обучающегося. Но для этого должна быть база, которая порождала бы интеллектуальную инициативу и активность мышления учащихся в процессе самостоятельной учебной деятельности. Перед школой стоит острая проблема, связанная с самостоятельной деятельностью учащихся, с их способностями к самообразованию. Данная проблема типична для многих школ, когда учащимся, достаточно хорошо овладевшим теоретическими знаниями, представляется проблематичным проявить себя в полной мере в деятельности, требующей этих знаний для решения определенного ряда задач и сложных ситуаций. В основе понятия «исследовательская компетенция» лежит базовая категория - «исследовательская деятельность». Многие учащиеся не могут подходить к учебному процессу творчески, поэтому необходимо стимулировать исследовательскую деятельность учащихся посредством качественной методологической организации учебного процесса. Усвоение исследовательских знаний, умений и навыков является ключевым вопросом обеспечения эффективности исследовательской деятельности. Предпосылкой исследовательской деятельности является рациональная организация учебного процесса. Очень важно воспитать готовность учащихся к исследовательской деятельности, так как она является составной частью творчества, значимым аспектом профессиональной подготовленности к конкретному виду деятельности в зависимости от выбора сферы для дальнейшего изучения. От степени готовности напрямую зависит результативность познавательной деятельности учащихся, и, конечно же, их самостоятельность, без которой самообразование фактически невозможно.

Степень разработанности проблемы. За последние годы проблема формирования компетенций вызвала большой интерес в кругу ученых. Теоретическая сторона проблемы исследовательской компетенции рассмотрена в трудах таких ученых, как А.В. Хуторской, И.И. Холодцова, Дж. Равен, К.Ш. Ахияров, Е.В. Набиева и др. В целом объективное понятие компетентностного подхода еще не сложилось, само понятие «компетенция» до сих пор однозначно не определено, некоторые ученые приравнивают его к таким понятиям, как «компетентность», «образованность», «осведомленность». Активно ведется анализ понятий «компетенция» (А.Г. Бермус, В.В. Краевский, Т.Е. Исаева, С.Г. Воровщиков, К.Ш. Ахияров, Э. Шорт и др.), «компетентность» (А.В. Хуторской, Э.Ф. Зеер, Дж. Равен, И.А. Зимняя, В.В. Сериков и др.), раскрывается суть компетентностно-ориентированного подхода, широко исследованы различные аспекты проблемы компетентностного подхода в образовании (А.В. Баранников, Е.В. Набиева, И.А. Зимняя, А.В. Хуторской и др.). Значимость творческой исследовательской деятельности в школе отражена в работах В.И. Андреева, И.А. Зимней, A.M. Матюшкина и др. Формированию исследовательских умений школьников посвящены исследования Н.А. Семеновой. Теоретические, дидактические, методические основы развития исследовательской деятельности учащихся представлены в работах А.В. Леонтовичем, Л.A. Казанцевой, М.Н. Арцевым, Г.В. Макотровой, Е.А. Румбешта и др. Вопросы развития исследовательских умений рассматривались А.Г. Иодко, О.И. Митрош, В.П. Ушачевым и др. Методические и дидактические основы использования исследовательских методов в обучении обоснованы Э.Д. Новожиловым, M.Н. Скаткиным, И.Я. Лернером, А.Л. Шаповаловым, М.И. Махмутовым и др. В своей работе М.И. Старовикова на материале курса физики рассматривает формирование учебной исследовательской деятельности школьников в условиях информатизации процесса обучения. Формированию опыта исследовательской деятельности старшеклассников в научных обществах учащихся по экологии посвящена работа О.С. Кононенко. Существует большое число определений понятия «исследовательская компетенция», предложенных Е.В. Бережновой, Н.И. Плотниковой, А.В. Хуторским, И.И. Холодцовой и др. Составляющие исследовательской компетенции представлены в работах Л.В. Елисеевой, С.И. Осиповой, А.Э. Ишковой, С.И. Брызгаловой и др.

Целью работы является изучение и выявление методических основ применения Интернет-технологий в формировании исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку.

Задачи работы:

1.      Изучить сущность исследовательской компетенции, охарактеризовать ее структуру.

2. Изучить и проанализировать социальный аспект формирования исследовательской компетенции на современном этапе.

3.      Выявить роль Интернет-технологий при формировании исследовательской компетенции старшеклассников.

.        Изучить и проанализировать основные ресурсы Интернет, способствующие формированию исследовательской компетенции.

.        Выявить и обосновать формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку.

6.  Проанализировать результаты экспериментального обучения по формированию исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку средствами Интернет-технологий.

Объект работы - процесс обучения английскому языку.

Предмет работы - формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий на уроках английского языка.

Методы исследования:

1.      Теоретические: анализ и синтез психолого-педагогической, методической, технической литературы.

2. Эмпирические: изучение практического опыта, наблюдение, анкетирование.

Эмпирическими источниками послужили исследования учёных в области педагогики и методики обучения иностранным языкам. Материалом для исследования послужили научные статьи, методическая литература, посвященная данной проблеме, а также различные сайты Интернет. Результаты исследовния по формированию исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий были проведены во время прохождения преддипломной практики с 9 февраля 2009 года по 6 марта 2009 года в школе № 12.

Апробация. Основные положения и результаты выводов по работе представлены в виде доклада на восьмой студенческой межрегиональной научно-практической конференции «Актуальные проблемы современного российского общества и роль образования в их разрешении» НМИ г. Нижнекамска.

Теоретическая значимость исследования. Раскрыто содержание исследовательской компетенции; проанализированы формы и методы формирования исследовательской компетенции старшеклассников; выделена и обоснована система взаимосвязанных критериев оценки исследовательской компетенции.

Практическая значимость исследования. Практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения и выводы могут быть использованы при формировании исследовательской компетенции учащихся, а также теоретические и практические аспекты можно применять при составлении методических пособий.

Положения, выносимые на защиту:

1.  Исследовательская компетенция учащихся - это необходимое личностное качество учащегося, включающее в себя умения и навыки воспитания творчески активной личности, направленное на развитие способности и готовности к самообразованию.

2.      Структура исследовательской компетенции учащихся в системе школьного образования представляет совокупность когнитивного, мотивационно-личностного, деятельностно-операционного и интеллектуально-творческого компонентных составляющих.

.        Интернет-технологии выступают одним из главных и наиболее эффективных средств, способствующих формированию исследовательской компетенции учащихся на уроках английского языка.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ СТАРШЕКЛАССНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

исследовательский компетенция старшеклассник

1.1 Понятие и составляющие исследовательской компетенции

В настоящее время исследование является не просто неотъемлемой частью деятельности научных работников, но и необходимым условием практически любой деятельности, своеобразным подходом к адаптации в любых жизненных условиях. Для успешного дальнейшего образования учащемуся необходимо овладеть умениями по эффективному добыванию нужной информации. При переходе на дальнейшую ступень образовательной системы учащийся должен быть подготовленным к исследовательской деятельности, поскольку это будет являться основной учебной деятельностью в вузе. На сегодня в отечественном образовании одним из масштабных нововведений стал «компетентностный подход». Данное понятие получило распространение в начале XXI века в связи с дискуссиями о проблеме модернизации российского образования [22, с. 3]. В широком смысле компетентностный подход предполагает комплексное овладение учеником различными знаниями, умениями, навыками и способами деятельности. Внутри компетентностного подхода выделяются два базовых понятия: «компетенция» и «компетентность». Осмысление компетентностного подхода и исследовательской деятельности помогает понять сущность категории «исследовательская компетенция» учащихся.

Привлечение к исследовательской деятельности учащихся - одна из главных целей образовательно-воспитательного процесса в условиях перехода к компетентностно-ориентированному образованию. В процессе исследовательской деятельности у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы разного характера - от бытовых до социальных. Процесс формирования исследовательской компетенции - многофакторный процесс, на который влияет система объективных и субъективных факторов.

Для понимания термина «исследовательская компетенция» необходимо рассмотреть и разграничить такие взаимные определения, как «компетенция» и «компетентность». «Компетенция» происходит от латинского слова «competentis (способный)» и, как правило, означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями, умениями и опытом. Человека называют «компетентным» в определенной области, если он обладает соответствующими знаниями, умениями, навыками и способами деятельности, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней. В словаре С.И. Ожегова «компетентность» определяется как знание, осведомление, авторитет в какой-либо области [25, с. 288].

В школьной практике «компетенция» - это личная способность учащегося решать определенный ряд поставленных задач, а «компетентность» - это совокупность компетенций, то есть наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

К.Ш. Ахияров в своем труде указывает, что «компетентность» как понятие является родовым к «компетенции» и включает ее в свой объем [2, с. 15]. В какой-то степени это утверждение имеет смысл, однако все же мы склоняемся к точке зрения, опирающейся на разграничение хоть и взаимных, однако разных дефиниций.

Э. Шорт определяет понятие «компетенция» как владение ситуацией в условиях изменяющейся окружающей среды, способность эффективно реагировать на воздействие среды или изменять ее» [50, с. 22]. Сложно не согласиться с данным определением, так как особенность компетенции состоит в том, что она отражает способность личности использовать знания, умения, навыки и способы деятельности и свидетельствуют о ее способности создавать и обрабатывать новую информацию в процессе непрерывного самообразования.

С.Г. Воровщиков также предлагает в практике большей частью использовать термин «компетентность», а когда необходимо определить ее содержание - употреблять термин «компетенция» или «содержание компетентности» [9, с. 82].

А.В. Хуторской в понятие «компетенция» включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков), а в «компетентность» - владение, обладание соответствующей компетенцией [43, с. 59]. В соответствии с данным определением компетенция - это комплекс личностных характеристик, необходимый для функционирования в обществе, компетентность - опыт в той или иной области.

Так как вопрос об «исследовательской компетенции», несомненно, важен и актуален, особенно в XXI веке, то на данном этапе существует большое число различных подходов к данному определению. Однако, в виду того, что это понятие является достаточно новым, выделить его объективное понимание довольно сложно. Как правило, большинство определений сходится в одном общем представлении об «исследовательской компетенции», как о совокупности определенных навыков проведения учебного исследования в рамках дополнительного образования.

И.И. Холодцова определяет понятие «исследовательская компетенция» как «заранее заданное социально значимое требование к самостоятельной познавательной деятельности, владению способами действий в нестандартных ситуациях, владению способами физического и духовного саморазвития, а также информационно-коммуникативными технологиями» [42, с. 19]. Суть данного определения заключается в том, что «исследовательская компетенция» это не только комплекс определенных навыков, но и своего рода реакция на нестандартные ситуации, преодоление которых предполагает постоянное саморазвитие, которое отражало бы основные запросы современного общества.

По мнению Н.И. Плотниковой «исследовательская компетенция» - это способность и исследовательские умения, связанные с анализом и оценкой научного материала [27, с. 13]. Необходимо дополнить, что компетенция включает в себя не только способности, но и внутреннюю мотивацию, не входящую в понятие способности как таковой.

Е.В. Бережнова пишет, что «исследовательская компетенция» - это особая функциональная система психики и связанная с ней целостная совокупность качеств человека, обеспечивающая ему возможность быть эффективным субъектом этой деятельности» [5, с. 25]. Данное определение очень точно отображает понятие «исследовательская компетенция» на психологическом уровне с учетом личностных качеств учащегося.

Согласно определению А.В. Хуторского, «исследовательская компетенция» - это знания, представления, программы действий, системы ценностей и отношений, которые затем выявляются в исследовательской компетентности в деятельностных, актуальных проявлениях» [44, с. 17]. В данном определении акцентируется внимание на содержании исследовательской компетенции и ее отражении в исследовательской компетентности.

Большинство исследователей рассматривают исследовательскую компетенцию учащихся преимущественно как конечный результат корректно составленной исследовательской деятельности (анализ и постановка результатов апробации эксперимента, организация написания научного труда и т.д.). На основе рассмотренных точек зрения ученых относительно понятия «исследовательская компетенция» мы выделяем свое определение. Мы рассматриваем исследовательскую компетенцию учащихся, как необходимое личностное качество учащегося, включающее в себя умения и навыки воспитания творчески активной личности, направленное на развитие способности и готовности к самообразованию.

Поскольку понятие «исследовательская компетенция» базируется на категории «исследовательская деятельность», целесообразно рассмотреть это понятие.

В работах многих ученых, в частности в трудах А.В. Леонтовича, «исследовательская деятельность» рассматривается как деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере: постановку проблемы, изучение теории, связанной с выбранной темой, выдвижение гипотезы исследования, подбор методик и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы, представление выполненной работы [23, с. 146]. Здесь созвучна точка зрения М.Н. Арцева, в которой акцент делается на непредсказуемости результата исследовательской деятельности. По мнению М.Н. Арцева, «исследовательская деятельность» представляет собой вид деятельности, направленный на получение новых объективных научных знаний, связанный с поиском заранее неизвестного решения проблемы [1, с. 25].

Таким образом, можно сделать вывод о том, что категория «исследовательская компетенция» представляет собой многокомпонентное образование, эффективность ее развития обуславливается учетом выявленных дидактических условий и определенных правил: стимулирования познавательной деятельности учащихся, насыщения учения исследовательскими формами работы, использования и необходимого сочетания традиционных и инновационных форм работы, проблемных и исследовательских методов обучения.

Как правило, в педагогической теории в понятии «компетенция» ученые отмечают актуальную сущность, подчеркивая, что в отличие от знаниевой характеристики, то есть характеристики «что делать», здесь главным выступает способ и характер «как делать». Поэтому структура исследовательской компетенции учащегося, по мнению Л.В. Елесеевой и других ученых, включает три взаимосвязанных компонента (методолого-рефлексивный, мотивационный, коммуникативный) [22, с. 32]:

1)  методолого-рефлексивный компонент - это совокупность знаний и понятий, необходимых исследователю для постановки и решения определенной исследовательской задачи в ходе учебной деятельности, анализа и контроля научного поиска и его результатов;

2)      мотивационный компонент - это смысл, который несет в себе исследовательская деятельность для конкретного человека;

)        коммуникативный компонент - это совокупность знаний, умений и навыков, обеспечивающих получение и трансляцию научного знания.

С.И. Осипова выделяет несколько иную структуру исследовательской компетенции: мотивационно-потребностный, когнитивный, деятельностно-практический компоненты [26].

Мотивационно-потребностный компонент представляет собой систему эмоционально-волевых и мотивационно-ценностных отношений учащихся к деятельности, к окружающему миру, к людям, к самому себе, к развитию способностей. Учебно-познавательные игры, эксперименты, ставят учащегося в позицию исследователя, побуждают его творческий потенциал, что формирует осознанность и мотивацию к конкретному содержанию исследовательской деятельности.

Когнитивный компонент включает систему знаний о природе, обществе, мышлении, технике, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира. Формируется готовность учащихся к исследовательской деятельности, данный компонент направлен главным образом на развитие универсальных способов познавательной деятельности.

В деятельностно-практическом компоненте исследовательской компетенции творческий опыт рассматривается как системообразующее качество, которое готово обеспечить процессуальную готовность к творческому преобразованию действительности, к решению поставленных задач.

А.Э. Ишкова выделяет следующие компонентные составляющие исследовательской компетенции учащихся: мотивационный, когнитивный, деятельностный, креативный, рефлексивный [16, с. 28].

Мотивационный компонент определяется потребностью в познании действительности и самого себя и в совокупности с когнитивным, деятельностным компонентами обуславливает эмоционально-ценностное отношение к процессу исследования.

Когнитивный компонент - система знаний об обществе, будущей профессии, способах деятельности, усвоение которых обеспечивает формирование в сознании учащихся научной картины мира и вооружает их диалектическим подходом к познавательной практической деятельности.

Деятельностный компонент включает совокупность исследовательских умений, опыт творчества (на основе мыслительных операций продуктивного и эвристического типов) и рассматривается как системообразующее качество, призванное обеспечить процессуальную готовность к решению проблем, к творческому преобразованию действительности.

Креативный компонент характеризуется исследовательской активностью, умениями понимать ценности научного творчества, оригинальностью, навыками адаптации научного творчества к своему исследовательскому опыту, самостоятельно находить и преобразовывать информацию.

К рефлексивному компоненту относится умение анализировать свою деятельность, осуществлять самооценку и самоанализ результатов исследовательской деятельности и личностных качеств, обеспечивающих успех в развитии исследовательской компетентности.

На основе анализа имеющегося критериального состава исследовательской компетенции мы выделяем четыре основных компонента (когнитивный компонент, мотивационно-личностный компонент, деятельностно-операционный компонент и интеллектуально-творческий компонент). В данной структуре акцент делается на основе определения о том, что исследовательская компетенция обучающихся представляет собой осознанный процесс достижения усвоения и построения систем новых знаний при помощи собственных знаний, умений и навыков творчески мыслить и саморазвиваться.

Когнитивный компонент способствует формированию картины мира учащихся через систему знаний в различных областях. Знание сущности и технологии основных методов исследования, умение чувствовать окружающий мир, искать причины возникновения определенных процессов, умение анализировать данные и делать выводы особенно важно в процессе определенного исследования. Неотъемлемой частью когнитивного компонента является формирование способности работать с информационными ресурсами.

Мотивационно-личностный компонент представляет собой систему мотивационно-ценностных и эмоционально-волевых отношений учащихся к действительности, окружающему миру, людям, самому себе. Данный компонент характеризует потребность обучающихся в исследовательской деятельности, их познавательные и когнитивные способности, принятие решений в сложившихся ситуациях, самостоятельность в процессе познания. Основным здесь представляются ценностные ориентации, приобретаемые учащимися в ходе исследования, а также их творческое отношение к учебе и исследовательской деятельности.

Деятельностно-операционный компонент характеризует качества, определяющие возможность проведения непосредственно самого исследования. Это своеобразное видение проблемы, выдвижение гипотезы, способность классифицировать определенный набор данных, наблюдение за явлениями, процессами, умение структурировать материал, умение объяснить, доказать и защитить разработанные идеи.

Интеллектуально-творческий компонент формирует аспекты учебно-познавательной деятельности. Данный компонент включает в себя развитие учебных навыков, уровень интеллектуальных, мыслительных способностей учащихся, познавательных процессов, экспериментального мышления. Интеллект здесь выступает как способность учащихся к творческой деятельности, умение правильно пользоваться приобретенными ранее знаниями. Такие качества творчески развитой личности, как критичность, фантазия, чутье, вдохновение помогают учащимся грамотно подходить к решению проблем. Анализ компонентов исследовательской компетенции позволил нам прийти к выводу, что учащийся проходит поэтапный путь решения поставленных задач при осуществлении определенного исследования. При этом он не использует уже известные алгоритмы, что позволяет говорить о неалгоритмичности исследовательской компетенции. Можно также говорить о ее универсальности и надпредметности.ть решения поставленных задач при осущетсвлении исследования, поскольку учащийся, занимающийся исследованием, способен переносить исследовательский подход на разные сферы деятельности и применять их в различных ситуациях [11, с. 63]. Так как учащийся применяет критические, аналитические, эвристические и другие знания, умения, навыки и способы деятельности, это определяет многомерность и вариативность компетенции в любой ситуации и на любом предметном уровне. Иначе говоря, исследовательская компетенция является ключевой, что говорит о ее значимости при формировании творческой личности. Таким образом, исследовательская компетенция представляет собой совокупность уровней развития мыслительных и познавательных процессов, без исследовательской компетенции сложно представить общество, полное творчески развитых личностей. Формирование исследовательской компетенции учащихся - это процесс целенаправленного, закономерного развития умений и навыков целеполагания, целевыполнения в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, как мотивированная, самоорганизованная деятельность, обусловленная логикой научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой проблеме и направленная на получение нового знания.

1.2 Социальный аспект формирования исследовательской компетенции старшеклассников в обучении английскому языку

Вопрос о формировании исследовательских умений и навыков учащихся в России имеет давнюю историю. Еще в эпоху СССР во многих регионах страны начинали появляться малые академии наук и юношеские научно-технические общества, деятельность которых была направлена на работу с творчески одаренными школьниками. Главный акцент делался на развитии их потенциала, подготовке будущих абитуриентов для поступления в вузы и формирование молодой смены для научно-исследовательских институтов. Эти организации были также заинтересованы в реализации в среде старших школьников модели функционирования академических исследовательских коллективов [17]. Такой подход к образованию означал реализацию учебно-воспитательного процесса в более индивидуализированном виде.

В современном мире в связи с глобальными экономическими, политическими, социальными и культурными изменениями человек встречает все больше запросов, возрастают требования современного производства к уровню профессиональной подготовленности кадров. Сегодня условия развития современного информационного общества выдвигают категорию «исследование» на первый план. Исследовательская деятельность стала одним из главных способов адаптации в обществе. Для успешного продолжения образования учащемуся необходимо грамотно подходить к решению многочисленных проблем, возникающих практически во всех сферах человеческой деятельности. Для этого перед школой сегодня стоит задача подготовить учащегося к самостоятельному решению этих проблем, пробудить в нем интерес к творчеству и исследованиям. В последние годы в России и многих развитых странах мира активно обсуждается проблема поворота системы образования к формированию ключевых компетенций. В соответствии с одобренной Правительством Российской Федерации Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 г. основным результатом деятельности образовательного учреждения должна стать не система знаний, умений и навыков сама по себе, а набор ключевых компетенций в различных сферах [33]. Особо следует выделить исследовательскую, информационную, социально-трудовую и коммуникативную компетенции, которые главным образом определяют успешность выпускника в будущих условиях жизни.

Частые дискуссии о модернизации школьной системы образования породили термин «компетентностный подход» [31, с. 76]. Однако компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему, так как в его концепции применительно к российской системе образования наблюдается некоторая неопределенность. Важно отметить, что языковой аспект этой проблемы оказывается немаловажным. М.Е. Бершадский в Педагогическом дискуссионном клубе «Компетенция и компетентность: сколько их у российского школьника», говоря о проникновении понятий «компетенция» и «компетентность» в русский язык, сравнивает это с очередным проявлением процесса, в результате которого «педагоги скоро начнут писать тексты, записывая английские слова с помощью кириллицы» [6]. Однако все же привлечение к исследовательской деятельности учащихся остается одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса в условиях перехода к компетентностно-ориентированному подходу.

Как известно, на данном этапе развития российского образования вопрос о таком подходе стал очень актуальным, в частности предметом многих дискуссий стал вопрос о развитии самостоятельных, любознательных, творческих личностей. В рамках такого подхода формирование исследовательской компетенции является на сегодня одной из существенных проблем образования. С каждым годом этот вопрос становится все популярнее. В 2006 году состоялась Общероссийская научно-практическая конференция с международным участием под названием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве», главной темой которой стал вопрос об исследовательской деятельности и ее роли в развитии творческой личности. В конференции принимали участие около 400 человек - представители регионов России, Республики Беларусь, Республики Казахстан, Украины, Германии, Нидерландов и др. стран [10]. В прошлом году данная проблема стала предметом обсуждения на европейской конференции «Исследователи в Европе без границ», состоявшейся в Праге. Помимо вопроса о развитии исследовательских умений и навыков в рамках конференции обсуждались различные аспекты осуществления научно-исследовательской деятельности в Европе, улучшение условий для исследовательской работы, вовлечение талантливой молодежи в научную сферу и многое другое [32].век принес с собой множество изменений в сфере образования и для многих он стал веком новых информационных технологий, веком прогрессивно развивающегося общества, веком глобальных изменений в различных областях общественной жизни. Одним из основных понятий, характеризующих современное развитие общества, можно назвать «информатизацию», которая неразрывно связана с таким понятием, как «информационное общество». Целесообразным будет рассмотреть сущность данного понятия.

По мнению Н.И. Гендиной, «информационное общество - это общество, уровень которого в решающий степени определяется количеством и качеством накопленной и используемой информации, ее свободой и доступностью» [12, с. 11]. В информационном обществе доминирующим видом деятельности во всех областях общественного производства становятся сбор, обработка, передача, хранение и использование информации, осуществляемые на базе современных информационных технологий. С каждым разом огромный поток постоянно обновляющейся информации коренным образом влияет на увеличение в обществе потребности в умственном труде. В современных условиях появляется острая необходимость в компетентных людях, от человека требуется способность к творчеству, возрастает спрос на знания. Такое общество требует грамотных, самостоятельных, творческих, активных личностей, способных быстро реагировать на меняющиеся условия жизни и скорейшим образом решать возникающие задачи.

Как отмечалось на второй общероссийской научно-практической конференции с международным участием, в принципе в вузе невозможно подготовить специалиста, и выпускник становится им только через практику и апробацию экспертным сообществом [10]. Как правило, на первых двух курсах вуз компенсирует дефицит знаний бывших учеников. При этом очень важным является быть подготовленным к поступлению в вуз по многим параметрам. Основополагающим элементом современной школы постепенно становится информационно-технологическая среда с отвечающим современным требованиям учебным оснащением. В результате перед школой встала важная задача подготовки своих учеников к жизни, к переменам. Такая подготовка не может быть обеспечена только лишь за счёт усвоения определённого количества знаний. Недостаточно освоить лишь данный школой материал и продолжать получать новую информацию в вузе. На современном этапе требуется выработка умений делать выбор, эффективно использовать ресурсы, сопоставлять теорию с практикой, подходить к работе творчески и многие другие способности, необходимые для жизни в информационном обществе. Для этого правительству целесообразно сделать заказ школьному образованию на подготовку абитуриентов с навыками исследовательского мышления [40, с. 5].

Что же касается системы высшего образования, то на сегодняшний день перед вузами также стоит задача подготовить не просто специалистов широкого профиля, а высококлассных профессионалов, компетентных по многим вопросам личностей. На съезде Союза ректоров России в МГУ Владимир Путин заявил: «В России нужно выработать объективные рейтинги вузов, а их выпускники должны быть профессионально пригодными. Профпригодность выпускников особенно важна сейчас, когда к образованию предъявлены самые высокие требования. В противном случае для выпускника вуза это прямой путь к безработице, а экономике это грозит дефицитом квалифицированных кадров в целых отраслях» [24]. И здесь формирование исследовательской компетенции играет ведущую роль, так как оно позволяет молодым специалистам стать конкурентоспособными не только на отечественном рынке, но и на мировом.

Сегодняшнее общество ждет от выпускников и учащихся ряда определенных необходимых качеств, которые были бы для них основополагающими и помогли в будущей профессии. К основным качествам следует отнести:

общий уровень развития и базовые знания;

умение применять на практике полученные знания, умения и навыки;

умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;

умение и желание постоянно развиваться;

способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе на основе накопленного опыта;

способность мыслить системно, умение обрабатывать большой объем информации и выделять оттуда главное;

способность принимать правильные решения;

нацеленность на карьеру, целеустремленность, персональная ответственность, адекватность самооценки как специалиста;

самостоятельность мышления, оригинальность, самоконтроль;

способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;

готовность замечать проблемы и искать пути их решения;

способность командной работы с коллективом.

Различные требования, предъявляемые современной жизнью к индивидам и обществу, делают насущным развитие критического мышления, рефлексивного и целостного понимания жизни. Социальная значимость исследовательской деятельности, в первую очередь, предполагает умения обоснованно излагать свои мысли, самостоятельно принимать решения, действовать на фоне сложного, взаимосвязанного и подверженного конфликтам окружения, контролировать свои поступки, основанные на собственных чувствах, мыслях и ценностях, проявлять свое желание, отношение и показывать значимость исследования, как в индивидуальном, так и в социальном плане [14, с. 53]. Успешные результаты познавательной активности достигаются только тогда, когда учащийся осознает себя в качестве субъекта исследовательской деятельности, когда он грамотно планирует и осуществляет действия для решения проблемных задач.

Одним из важных психологических факторов, влияющих на развитие исследовательских способностей человека, многие ученые-психологи (В.С. Лазарев, Н.Н. Ставринова и др.) считают формирование самостоятельности и инициативности, способности преодоления стереотипов [21, с. 65]. Психологическая свобода, необходимая для исследовательской деятельности, способствует пониманию себя и окружающих объектов и явлений. Здесь немаловажную роль играет необходимость высокого уровня самооценки, чтобы учащийся мог осуществлять свои идеи, а не только ждать их реализации от преподавателя. Нужно не только обладать творческим потенциалом, но также и хорошо осознавать его объем.

Познавательная деятельность учащихся выступает главным условием развития у них любознательности, активной жизненной позиции, инициативы, находчивости и умения самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в стремительном потоке информации. Все эти качества личности формируются у школьника только при условии систематического включения его в самостоятельную познавательную деятельность, которая в процессе выполнения им особого вида учебных заданий приобретает характер проблемно-поисковой деятельности.

Говоря о социальном аспекте формирования исследовательской компетенции, мы считаем нужным упомянуть и о возрастном аспекте. Для старшеклассников исследовательская компетенция является особенно важным компонентом развития личности, поскольку вскоре они становятся абитуриентами и переходят на следующую ступень образования. В этом возрасте учащиеся более разумно и умело подходят к выбору дальнейшего образования, становятся самостоятельными, у них повышается активность и интерес к выбору своей будущей профессии [4, с. 70]. Д.И. Фельдштейн отмечает, что такое стремление к самостоятельному поиску знаний, стремление к творчеству, включение в ситуацию выбора профессии связано «с формированием в этот период наиболее сложного, высшего механизма целеполагания, который выражается в некотором «замысле», плане жизни, связанном со способностью осуществлять самопроецирование в будущее не только как постановку конкретных целей, но и как самопроектирование» [41, с. 236]. По мнению А.В. Брушлинского по мере взросления все большее место в жизни человека занимает «саморазвитие, самовоспитание, самоформирование и, соответственно, больший удельный вес принадлежит внутренним условиям как основанию развития, через которые и действуют все внешние причины и влияния» [8, с. 28]. Учитывая это, можно утверждать, что рассмотренные качества личности старшеклассника занимают ключевое положение в структуре исследовательской деятельности.

Процесс развития исследовательской личности весьма трудоемкий и зависит от ряда факторов. В первую очередь необходимо рассмотреть предмет, в процессе изучения которого будет формироваться исследовательская компетенция.

Роль общения в современном деловом мире, а особенно на английском языке, постоянно возрастает. Неудивительно, что в XXI веке в связи с социальной мобильностью, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров все больше возрастает потребность свободно общаться на иностранных языках [47, с. 26]. Изучение иностранного языка - это один из самых важных составляющих моментов профессиональной успешности современного человека. Знание хотя бы одного иностранного языка расширяет кругозор, позволяет узнать культуру и обычаи другого народа. Кроме того, знание иностранного языка повышает шансы устроиться на хорошую работу.

Английский язык уже давно прочно завоевал статус международного языка общения. Знание английского языка стало не просто роскошью или обычным школьным предметом, но социальной потребностью в столь быстро меняющемся обществе. Средства массовой информации, телевидение, международные организации в большинстве своем используют английский язык. Включение иностранного языка в программу общеобразовательной школы отражает практически все требования современного общества, обусловленные требованиями времени: расширяющимися международными контактами во всех сферах жизни и деятельности людей (обмен научно-технической информации, туризм, подготовка специалистов для работы за рубежом и др.), а также способствует главным образом развитию всех необходимых умений, навыков и способов деятельности.

Как известно, любой язык требует систематического выполнения разного рода упражнений и постоянного изучения разнообразной научной информации. Для успешного владения английским языком учащимся необходимо справляться с огромным количеством информации, пополняющейся изо дня в день преимущественно при помощи Интернета, литературы, телевидения и других средств. На занятиях по английскому языку учащиеся осваивают принципы самостоятельного добывания информации, творческого преобразования, критического осмысления, находя и используя многочисленные дополнительные источники, без которых изучение языка не представляется качественным. Усвоение языков представляет собой систематичный процесс, охватывающий очень большой набор различных умений и навыков. Предмет иностранный язык также связан с междисциплинарным характером знаний. Это делает исследовательскую деятельность старшеклассников по английскому языку особенной, резко отличающейся от деятельности в других предметных сферах. Очень важно постоянно обновлять и пополнять эти знания, а для этого необходимо развивать исследовательские умения.

Несомненно, бывает очень сложно ориентироваться в потоке бескрайней информации самостоятельно. Следовательно, эффективность образования напрямую зависит и от уровня подготовки преподавателя. С переходом в новое информационное общество вырастают требования к профессиональному уровню педагога. Сегодня больше востребованы те специалисты, которые способны осваивать новшества и приносить в школьный класс творческий дух и стремление к исследованиям. На данном этапе, важнейшая задача преподавателя - научить подрастающее поколение жить в информационном мире, уметь находить и использовать необходимые знания.

Большую роль в исследовании играет творчество, к которому необходимо побуждать учащихся. Для успешного преодоления сложившихся проблем, каждому учителю, работающему в информационном обществе, требуется:

обладать широкой эрудицией;

постоянно обновлять свои профессиональные знания;

уметь осваивать и использовать динамично развивающиеся новые технологии;

собирать, обрабатывать, рационально использовать разнообразную информацию для совершенствования методики урока;

повышать свою компьютерную грамотность и информационную культуру.

Однако практически все аспекты данного вопроса зависят и от отношения самих учащихся. Как правило, отношение к предмету складывается из двух главных компонентов: интереса к нему и осознания его значимости. Здесь стоит отметить принцип сознательности, относящийся к числу ведущих дидактических принципов, особенно важных на занятиях по языкам. Как отмечал известный методист Б.В. Беляев, выработка умений и навыков происходит значительно быстрее, когда процесс их образования подвергается осмыслению в процессе овладения языком [48, с. 149].

Современный молодой человек, стремящийся к успеху в профессиональной и личной жизни, должен уметь эффективно и целесообразно действовать в проблемных ситуациях, возникающих в различных сферах деятельности и находить правильные решения. Следовательно, формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной исследовательской деятельности в условиях быстро меняющегося высокотехнологического общества, также можно считать ключевым фактором [38, с. 22]. Готовность - это необходимый компонент исследовательской деятельности, включающий в себя знания, умения, навыки и способы деятельности. Его можно назвать функциональным состоянием личности, результатом психических процессов, предшествующих конкретной деятельности [45, с. 9].

Однако все же стоит отметить, что развитие творческой личности на уроках иностранного языка сталкивается с рядом трудностей, к которым можно отнести:

1)       отсутствие языковой среды;

2)      недостаточное количество часов;

3)    неопределенность многих вопросов методики и технологии преподавания.

Ситуация, складывающаяся на российском молодежном рынке труда в последние годы, является достаточно сложной и характеризуется тенденциями к ухудшению. С каждым годом увеличивается рост и продолжительность безработицы среди молодежи.

Однако появляются новые профессии, отражающие техническую сторону развивающегося общества. Наибольшим спросом пользуются профессии, в которых знание английского языка является необходимостью. Одной из наиболее популярных профессий среди молодого поколения считается профессия специалиста по связям с общественностью. Эта профессиональная деятельность связана с коммуникацией между людьми, организациями, учреждениями, установлением доброжелательных отношений на основе полной информированности и правдивости. Также наблюдается большой спрос на людей, готовых работать в области продаж. Главным здесь выступают умения общаться с людьми, налаживать контакты, желание заработать. Очень часто поступают разнообразные предложения о работе в сфере информационных технологий. Растет быстрыми темпами и спрос на профессии с экономическим образованием. Знание иностранного языка способствует успеху практически во всех видах профессий.

Таким образом, формирование «исследовательской компетенции» играет одну из ключевых ролей современного динамично развивающегося общества. Множество причин, обусловленных социальными заказами общества (технический прогресс, бурно развивающийся в XXI веке, сближение международных контактов, экономические изменения, перенимание опыта зарубежных коллег в системе школьного образования и др.), требуют от учащихся быть творческими, активными, способными самостоятельно и эффективно действовать в любых областях общественной жизни и подходить к решению проблем с интересом [34, с. 31].

Однако, несмотря на изученность различных аспектов проблемы, все же остаются некоторые противоречия:

1)  между социальной потребностью в специалистах, владеющих исследовательской компетенцией, и недостаточной теоретико-методологической и практической разработанностью формирования данного вида компетенции;

2)      между уровнем развития современных технологий и готовностью учащихся к их применению в ходе исследовательской деятельности;

)        между необходимостью развития исследовательской компетенции учащихся и недостаточно высоким уровнем исследовательской компетентности педагогов.

На данном этапе ведутся поиски путей решения рассмотренной проблемы. Эффективно развиваются региональные учреждения, реализующие различные программы развития исследовательской деятельности. Реализуется система информационного обеспечения. Налажены устойчивые партнерские отношения с зарубежными коллегами - с программой Интел «Обучение для будущего», рядом региональных органов управления образованием, природоохранными организациями. В области образовательной политики сохраняется проблема включения мероприятий, связанных с развитием исследовательской деятельности учащихся, в перечень федеральных мероприятий, выработки принципов учета достижений учащихся на исследовательских конкурсах и конференциях при итоговой аттестации и поступлении в вуз [37].

Во все времена образование способствовало сохранению устойчивости общества, модификации форм и типов взаимоотношений людей. Все вышесказанное делает особенно актуальной проблему формирования исследовательской компетенции как стабильной характеристики личности подрастающего человека. Решение этой проблемы становится сегодня действительным приоритетом педагогической науки и практики.

1.3 Роль Интернет-технологий в обучении английскому языку старшеклассников

На сегодняшнем этапе развития человечества Интернет-технологии занимают важное и особое место практически во всех областях жизнедеятельности. Особенно в последнее время возрастает потребность внедрения и использования Интернет в образовательный процесс, так как возможности использования Интернет-технологий в образовании определяются в первую очередь не техническими характеристиками, а содержательным и методическим наполнением. Давно известно, что Интернет-технологии предоставляют совершенно уникальные возможности, недоступные в других областях, однако часто приходится слышать, что в настоящее время остается много непонятного относительно грамотной организации учебного процесса с этим видом технологий, все еще до конца неясно, что можно делать с этими возможностями в образовательных целях на уроках и во внеурочной деятельности. Поэтому, прежде чем использовать те или иные инновации в учебном процессе, очень важно отдавать себе отчет в том, какие новые возможности можно использовать и как они повлияют на эффективность обучения. Безусловным является то, что Интернет обладает колоссальными и удивительными информационными возможностями и предоставляет невероятные услуги. Необходимо иметь в виду, что главным в обучении все же во все времена были дидактические цели и задачи. Интернет со всеми своими возможностями и ресурсами является превосходным средством реализации этих целей и задач.

В обучении Интернет-технологии могут быть использованы в основном, во-первых, для предъявления учебной информации обучающимся, во-вторых, для контроля успешности ее усвоения. Очень важно выделить главные причины, определяющие пользу использования Интернет-ресурсов в школьной системе образования.

Положительные аспекты применения Интернет-технологий для учащихся:

доступ практически ко всем образовательным и исследовательским ресурсам, возможность использования электронных образовательных средств (книги, компьютерные энциклопедии, справочники), доступ к информации, не отраженной в традиционных источниках;

развитие и совершенствование общения, интеллектуального обмена;

возможность дистанционного, виртуального посещения культурных мест (музеи, картинные галереи и др.);

развитие интеллектуальных, творческих и критических способностей учащихся (самостоятельное добывание информации, ее творческое преобразование и критическое осмысление), формирование мыслительных навыков;

возрастание информационной и компьютерной грамотности;

оперативное обновление информации;

обучение и работа в классе в командах, работа в школьных группах вне класса.

Положительные аспекты применения Интернет-технологий для учителей:

возрастание информационной и компьютерной грамотности;

оперативное обновление информации;

охват широчайшей аудитории (как российской, так и международной), сотрудничество с людьми всего мира, обмен профессиональной информацией со специалистами и экспертами в других странах;

объединение профессиональных ресурсов для решения общих задач.

Для четкого усвоения термина «Интернет-технологии» рассмотрим достаточно популярное на сегодня научное понятие «информационные технологии».

Информационные технологии или ИТ (от англ. “information technology”, IT) представляют собой широкий спектр дисциплин и областей деятельности, относящихся к технологиям управления и обработки данных, в том числе, с применением вычислительной техники. ИТ имеют дело с использованием компьютеров и программного обеспечения для хранения, преобразования, обработки, передачи и получения информации. По определению, принятому ЮНЕСКО, «информационные технологии - это комплекс взаимосвязанных, научных, технологических, инженерных дисциплин, изучающих методы эффективной организации труда людей, занятых обработкой и хранением информации; вычислительную технику и методы организации и взаимодействия с людьми и производственным оборудованием, их практические приложения, а также связанные со всем этим социальные, экономические и культурные проблемы» [29]. Информационные технологии требуют сложной подготовки, больших затрат и наукоемкой техники, они базируются и зависят главным образом от технического, программного, информационного, методического и организационного обеспечения, а программное обеспечение реализует функции накопления, обработки, анализа и хранения информации.

Итак, на основе рассмотренного определения мы выделяем понятие «Интернет-технологии».

Интернет-технологии - это технологии, определяющие средства и форму, в которых реализуется совместная деятельность людей при помощи Интернета и его услуг для достижения определенных целей. Данный вид технологий включает в себя главным образом разнообразные ресурсы, расположенные в большинстве своем на специальных веб-страницах, являющихся местом хранения информации.

Веб-страницы (от англ. “web pages”) - это один из самых распространенных и часто применяемых информационных ресурсов, представляющий собой страницы, связанные гипертекстом. Очень важно отметить, что, говоря об образовательных ресурсах сети Интернет, имеются в виду, как правило, веб-сайты, грамотное структурирование которых позволяет существенно повысить эффективность работы с информацией, вовлечь учащихся в исследование. К ним также относятся различные образовательные порталы и сайты. Образовательные порталы официально появились в Рунете («российский Интернет») с 2000 г. В настоящее время продолжаются работы по созданию их ресурсного наполнения. К примеру, был создан федеральный портал «Российское образование» - #"649166.files/image001.gif">

Рис 1. Общая успешность выполнения заданий в экспериментальной и контрольной группах на начало эксперимента

График показывает, что на начальном этапе уровень сформированности критериев оценки исследовательской компетенции у учащихся в экспериментальной группе ниже, чем уровень в контрольной группе.

Результаты констатирующего эксперимента показали низкую сформированность компонентных составляющих исследовательской компетенции учащихся контрольной и экспериментальной групп, что определило необходимость апробации авторской методики по формированию исследовательской компетенции в процессе изучения английского языка. Необходимость разработки системы уроков на основе Интернет-технологий, способствующих повышению и укреплению мотивации изучения английского языка, обусловила проведение формирующего эксперимента.

Формирующий эксперимент состоял из двух этапов: подготовительного и основного. Целью подготовительного этапа было создание благоприятных условий для применения Интернет-технологий. Необходимость проведения данного этапа обусловлена недостаточной базой знаний, умений и навыков некоторых учащихся для свободного использования средств Интернет.

Рис. 2. Результаты экспериментальной и контрольной групп в конце эксперимента

График показывает, что уровень сформированности исследовательской компетенции у учащихся экспериментальной группы значительно улучшился: низкий результат не показал никто, показатель высокого уровня поднялся с 15,4% до 76,7%. В контрольной группе высокий уровень поднялся с 23% до 38,4%.

Анализ результатов на завершающем этапе экспериментальной проверки показал, что в ходе проведенной работы в экспериментальной группе была выявлена тенденция к росту высокого уровня и понижению низкого уровня сформированности исследовательской компетенции у учащихся. Они были готовы к работе с Интернет-технологиями и к решению поисковых и исследовательских задач, имели достаточную базу знаний по работе с иноязычными ресурсами, умели обобщать информацию, содержащуюся в иноязычных текстах, были способны применять полученную информацию в различных ситуациях общения, имели представление о современном уровне развития научной деятельности.

Полученные результаты опытно-экспериментальной работы позволяют утверждать, что применение Интернет-технологий на уроках английского языка оказывает эффективное влияние на формирование исследовательской компетенции. Исследование также показало, что у учащихся экспериментальной группы преобладает высокий уровень мотивации к изучению английского языка. Это позволяет сделать вывод о том, что предмет английский язык в школе является для большинства учащихся своеобразным средством формирования своих исследовательских умений, навыков и способов деятельности. Важно также заметить, что в итоге интерес к содержанию процесса обучения, активность и мотивация школьников на уроке значительно возросли.

Анализ и выявление практических аспектов проблемы формирования исследовательской компетенции позволили нам сделать следующие выводы:

1.       Основными ресурсами Интернет, способствующими формированию исследовательской компетенции, мы считаем поисковые машины, электронные справочные издания, образовательные сайты, телекоммуникационные проекты, языковые порталы.

2.      Наиболее эффективными методами по формированию исследовательской компетенции старшеклассников в процессе обучения английскому языку можно считать дискуссионный метод, метод ролевой игры, групповой метод, проблемный метод, метод генетического консилиума, метод Дальтон-план.

.        Комбинирование основных методов в ходе урока повышают эффективность результатов работы.

Результаты экспериментального обучения по формированию исследовательской компетенции старшеклассников на уроке английского языка средствами Интернет-технологий в экспериментальной группе показали высокие результаты по сравнению с контрольной группой, что говорит о целесообразности изучения проблемы исследовательской компетенции.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Значимость включения учащихся в исследовательскую деятельность для достижения стратегической цели реформирования образования в России, предполагающей развитие творческих личностей, их самостоятельности, инициативы, стремления к самореализации и самоопределению, признана на государственном уровне. Формирование такого качества личности, как готовность к осуществлению самостоятельной познавательной деятельности, развитие исследовательской компетенции можно считать одной из актуальнейших задач современного образования.

В первой главе нами было раскрыто содержание, сущность, структура, специфика понятия «исследовательская компетенция», а также был проведен анализ состояния проблемы на современном этапе, рассмотрен социальный аспект формирования исследовательской компетенции. Нами были выявлены возможности формирования исследовательской компетенции основными средствами Интернет-технологий и была рассмотрена их роль.

Многие ученые, занимающиеся изучением проблемы исследовательской компетенции в образовании, рассматривают данное понятие весьма субъективно и большинство определений не отражают целого комплекса его аспектов. Некоторые ученые ставят понятие «компетенции» в один ряд с такими смежными дефинициями, как «компетентность», «осведомленность». Как правило, большинство определений сходится в одном общем представлении: «исследовательской компетенции - это совокупность определенных навыков проведения учебного исследования в рамках дополнительного образования. На основе рассмотрения многочисленных подходов к определению данного вида компетенции в школьной системе образования, мы выделили свое определение: исследовательская компетенция - это необходимое личностное качество учащегося, включающее в себя умения и навыки воспитания творчески активной личности, направленное на развитие способности и готовности к самообразованию. В структурном плане исследовательская компетенция представляет собой совокупность когнитивного, мотивационно-личностного, деятельностно-операционного и интеллектуально-творческого компонентных составляющих. Формирование исследовательской компетенции учащихся - это процесс целенаправленного, закономерного развития умений и навыков целеполагания, целевыполнения в исследовательской деятельности. Исследовательская деятельность выступает как форма организации образовательного процесса, как мотивированная, самоорганизованная деятельность, обусловленная логикой научного исследования и личностным отношением к рассматриваемой проблеме и направленная на получение нового знания. Исследовательская компетенция стала одной из главных компетенций, развитие которых предполагает современная реформа школьного образования, когда школы переходят к компетентностно-ориентированному подходу в обучении.

Ситуация, сложившаяся в сфере образования предусматривает использования на уроках и во время внеурочной деятельности современных Интернет-технологий. Нами были выявлены положительные аспекты применения данного вида технологий в учебном процессе. Это позволяет сделать вывод о том, что школам необходимо использовать огромные образовательные возможности Интернет, организуя учебные процессы по-новому, направляя усилия на формирование у учащихся самостоятельного творческого мышления. Особенно это представляется важным в век бурного информационного развития. Использование информационных технологий может давать высокие результаты лишь тогда, когда сформировано правильное представление о месте и роли данных технологий в учебном процессе.

В ходе работы на образовательных сайтах и участия в международных или региональных проектах у учащихся развиваются когнитивный, мотивационно-личностный, деятельностно-операционный, интеллектуально-творческий компоненты исследовательской компетенции.

Среди огромного количества информации и средств Интернет рассмотренные нами Интернет-технологии в полной мере направлены на формирование всех компонентов исследовательской компетенции. Однако только рациональная стратегия применения данных средств на уроках и в ходе внеурочной деятельности учащихся позволит добиться высоких результатов в формировании исследовательской компетенции учащихся. В связи с этим организация учебного процесса с применением современных форм и методов формирования исследовательских умений, навыков и способов деятельности дает высокие результаты. Английский язык должен выступать средством формирования исследовательской компетенции.

Не смотря на изученность многих аспектов рассмотренной проблемы, компетентностный подход в современном российском образовании представляет собой проблему, так как в его концепции применительно к отечественной системе образования наблюдается некоторая неопределенность. Остаются некоторые противоречия между социальной потребностью в специалистах, владеющих исследовательской компетенцией и недостаточной теоретико-методологической разработанностью формирования исследовательской компетенции; между уровнем развития современных технологий и готовностью учащихся к их применению в ходе исследовательской деятельности; между необходимостью развития исследовательской компетенции учащихся и пока еще недостаточно высоким уровнем исследовательской компетентности педагогов. Однако все же привлечение к исследовательской деятельности учащихся остается одной из главных целей образовательно-воспитательного процесса в условиях перехода к компетентностно-ориентированному подходу.

В ходе данной дипломной работы нами было достигнуто решение поставленных задач и были защищены основные положения работы. Результаты исследования были получены во время прохождения педагогической практики.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.      Арцев, М.Н. Учебно-исследовательская работа учащихся : методические рекомендации для учащихся и педагогов / М.Н. Арцев // Завуч. - 2005. - № 6 - С. 29.

2.      Ахияров, К.Ш. Народная педагогика и современная школа / К.Ш. Ахияров. - Уфа : БашГПУ, 2004. - 326 с.

3.      Баранова, Е.В. Как увлечь школьников исследовательской деятельностью / Е.В. Баранова, М.И. Зайкин // Математика в школе. - 2004. - № 2. - С. 7-10.

4.      Белых, С.Л. Мотивация исследовательской деятельности учащихся / С.Л. Белых // Исследовательская работа школьников. - 2006. - № 18. - С. 68-74.

5.      Бережнова, Е.В. Профессиональная компетентность как критерий качества подготовки будущих учителей / Е.В. Бережнова // Компетенции в образовании. Опыт проектирования. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 73 с.

6.      Бермус, А.Г. Интернет-журнал «Эйдос». Научные исследования. Проблемы компетентностного подхода. Проблемы и перспективы реализации компетентностного подхода в образовании / А.Г. Бермус // http://www.eidos.ru/ journal /2005/0910-12.htm.

7.      Большой энциклопедический словарь / под ред. Прохорова А.М. - М. : Норинт, 2004. - 1456 с.

8.      Брушлинский, А.В. Проблемы психологии субъекта / А.В. Брушлинский. - М. : Институт психологии РАН, 2005. - 108 с.

9.      Воровщиков, С.Г. Учебно-познавательная компетентность школьников: опыт системного конструирования / С.Г. Воровщиков // Управление современной школой. Завуч. - 2007. - № 6. - C. 160.

10.    Вторая общероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Исследовательская деятельность учащихся в современном образовательном пространстве» / под ред. Овчинникова А.С. // http://www.issl.redu.ru/archive/2006/report/.

11.    Гальская, Н.Д. Современные методики обучения иностранным языкам / Н.Д. Гальская. - М. : Аркти-Глосса, 2004. - 165 с.

12.    Гендина, Н.И. Формирование информационной культуры личности в библиотеках и образовательных учреждениях : учебно-методическое пособие / Н.И. Гендина, Н.И. Колкова, И.Л. Скипор. - М. : Школьная бибилиотека, 2004. - 296 с.

13.    Гребенюк, О.С. Общее понятие о методах обучения : лекция / http://www.paidagogos.com/?p=95.

14.    Иванов, Д.А. О ключевых компетенциях и компетентностном подходе в образовании / Д.А. Иванов // Школьные технологии. Научно-практический журнал. - 2007. - № 5 - С. 51-62.

15.    Интернет в гуманитарном образовании : учебное пособие / под ред. Е.С. Полат. - М. : ВЛАДОС, 2004. - 272 с.

16.    Ишкова, А.Э. Организация проектной и исследовательской деятельности учащихся : методическое пособие / А.Э. Ишкова. - Братск : ОГОУ НПО ПЛ. - 2006. - 54 с.

17.    Касаткин, В.Н. МАН. Эффективная форма воспитания способной молодежи: ученые записки ТНУ. Выпуск № 3 (42) / В.Н. Касаткин / http://www.crimea.edu/tnu/magazine/scientist/edition3/n03015.html.

18.    Конышева, А.В. Английкий язык. Современные методы обучения / А.В. Конышева. - Мн. : ТетраСитемс, 2007. - 352 с.

19.    Кузнецов, В.В. Технологии Интернет-образования: доклад / В.В. Кузнецов / http://www.masters.donntu.edu.ua/2006/fvti/grach/library/st2.htm.

20.    Кузьменкова, Ю.Б. Возможности планирования занятий по иностранному языку English / Ю.Б. Кузьменкова. - 2006. - № 18. - С. 21-28.

21.    Лазарев, В.С. Подготовка будущих педагогов к исследовательской деятельности: монография / B.C. Лазарев, Н.Н. Ставринова. - Сургут : РИО СурГПУ, 2007. - 171 с.

22.    Лебедев, О.Е. Компетентностный подход в образовании / О.Е. Лебедев // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - C. 3.

23.    Леонтович, А.В. Модель научной школы и практика организации исследовательской деятельности учащихся / А.В. Леонтович // Школьные технологии. - 2004. - № 5. - C. 89.

24.    Новости. «Путин: выпускники вузов должны быть профпригодны» / http://www.pravda.ru/news/society/08-06-2006/87192-vuz-0/.

25.    Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М. : А ТЕМП, 2004. - 944 с.

26.    Осипова, С.И. Развитие исследовательской компетентности одаренных детей : лекция / С.И. Осипова / http://www.fkgpu.ru/conf/17.htm.

27.    Плотникова, Н.И. Общеучебные компетенции в структуре дистанционного курса на английском языке / Н.И. Плотникова // Компетенции в образовании: опыт проектирования: сб. науч. тр. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 327 с.

28.    Поддьяков, А.Н. Методологические основы изучения и развития исследовательской деятельности / А. Н. Поддьяков // Школьные технологии. - 2006. - № 3. - С. 85-90.

29.    Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Е.С. Полат. - М. : Академия, 2005. - 271 с.

30.    Рабунский, Е.С. Индивидуальный подход в процессе обучения школьников / Е.С. Рабунский. - М. : Педагогика, 2004. - 213 с.

31.    Равен, Дж. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М. : Когито-Центр, 2004. - 146 с.

32.    Российский союз молодых ученых. Конференция «Исследователи в Европе без границ» / под. ред. Петрова А.С. // http://www.rosmu.ru/activity/events/ 480.html.

33.    Российское образование. Федеральный образовательный портал: нормативные документы. Приказ / под ред. Филиппова К.А. // http://www.edu.ru/db/ mo/Data/d_02/393.html.

34.    Савенков, А.И. Исследовательская практика: организация и методика / А.И. Савенков // Одарённый ребёнок. - 2005. - № 1. - С. 30-33.

35.    Савенков, А.И. Исследовательское обучение и проектирование в современном образовании / А.И. Савенков // Школьные технологии. - 2004. - № 4. -С. 82.

36.    Сергеев, И.С. Как реализовать компетентностный подход в обучении / И.С. Сергеев // Преподавание истории и обществознания в школе. - 2004. - № 3. - С. 29-39.

37.    Система федеральных образовательных порталов. Новости Министерства образования и науки / http://www.edu.ru/index.php?page_id=5&topic_id=22

38.    Титов, Е.В. Формирование готовности старшеклассников к исследовательской деятельности в сфере экологии / Е.В. Титов // Педагогика. - 2006. - № 9. - С. 45

39.    Уваров, А.Ю. Телекоммуникации. Обучение. Профессионализм / А.Ю. Уваров, Н.В. Никитин. - М. : Логос, 2008. - 428 с.

40.    Фалина, И.Н. Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике / И.Н. Фалина // Информатика. - 2006. - № 7. - С. 4-6.

41.    Фельдштейн, Д.И. Психология взросления. Структурно-содержательные характеристики процесса развития личности. Избранные труды / Д.И. Фельдштейн. - М. : Издательство: МПСИ, 2004. - 672 с.

42.    Холодцова, И.И. Современные требования к компетенциям абитуриентов / И.И. Холодцова, Д.В. Смирнов // Тема. - 2007. - № 5 (25) - С. 27-30.

43.    Хуторской, А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированного образования / А.В. Хуторской // Народное образование. - 2007. - № 2. - С. 58-64.

44.    Хуторской, А.В. Компетенции в образовании: опыт проектирования : сб. науч. тр. / под ред. А.В. Хуторского. - М. : Научно-внедренческое предприятие «ИНЭК», 2007. - 37 с.

45.    Чистякова, С.Н. Критерии и показатели готовности школьников к профессиональному самоопределению: методическое пособие / С.Н. Чистякова, А.Я. Журкина. - М. : ИОСО РАО, 2005. - 80 с.

46.    Шеленкова, Н.Ю. Организация исследовательской деятельности учащихся в школьном научном обществе / Н. Ю. Шеленкова // Завуч. - 2005. - № 5. - С. 82-87.

47.    Шлеев, Г.М. Тестовые задания по английскому языку / Г.М. Шлеев. - М. : Лист, 2004. - 176 с.

48.    Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам: Теория и практика : учебное пособие. - М. : Филомантис, 2006. - 480 с.

49.    Idrus, R.M. Role of the Teacher during Teleconferencing. In Deciding Our Future: Technological Imperatives for Education. Papers from the Eleventh International Conference on Technology and Education / R.M. Idrus. - L. : Institute of Education, University of London. - 2004. - Vol. 2. - p. 68.

.        Short, E.C. Competence: Inquiries into its Meaning and Acquisition in Educational Settings / Ed. by Edmund C. Short. NY : Lanham etc., University Press of America. - 2004. - Vol. VI. - p. 233.

ПРИЛОЖЕНИЯ


Анкета

по выявлению уровня мотивации к исследовательской деятельности в процессе обучения английскому языку

1.      Считаете ли вы, что для успешного изучения английского языка вам необходимо владеть исследовательскими умениями?

2.      Испытываете ли вы необходимость в изучении дополнительного материала по английскому языку?

.        Всегда ли вы занимаетесь дополнительной поисковой деятельностью во время занятий по английскому языку?

.        Любите ли вы задания, которые требуют долгих размышлений и особого подхода?

.        Часто ли вы продолжаете обсуждать вопросы, затронутые на уроке английского языка, после его окончания дома, на следующий день в школе?

.        Часто ли бывают случаи, когда, не понимая новый материал, вы самостоятельно пытаетесь понять его и при этом пользуетесь дополнительной литературой или средствами Интернет?

.        Если у вас складываются определенные лингвистические вопросы после прочтения книги, прослушивания музыки или просмотра видеофильма на английском языке, стараетесь ли вы дополнительно исследовать и выяснять сущность этих вопросов?

.        Любите ли вы задания творческого характера?

.        Любите ли вы задания, в которых необходимо извлекать дополнительную информацию из разных источников?

Приложение B

Тестирование

по выявлению уровней сформированности когнитивного,

деятельностно-операционного и интеллектуально-творческого

компонентов исследовательской компетенции в процессе обучения английскому языку

Задание 1.

Найдите информацию на английском языке об экологической ситуации на Юге США, прочитайте и переведите. Информация должна быть в виде текста, не превышающего размер 3 страниц.

Задание 2.

Найдите в Интернете статью из любой английской газеты о мировом чемпионате по футболу и в процессе обсуждения проанализируйте отношение разных газет к данному чемпионату.

Задание 3.

Придумайте рассказ на любую тему с использованием слов и выражений дня из рубрик словарных сайтов и новых фразеологических выражений недели с популярных словарных сайтов.

Похожие работы на - Формирование исследовательской компетенции старшеклассников средствами Интернет-технологий

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!