Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

  • Вид работы:
    Дипломная (ВКР)
  • Предмет:
    Педагогика
  • Язык:
    Русский
    ,
    Формат файла:
    MS Word
    120,83 Кб
  • Опубликовано:
    2013-11-26
Вы можете узнать стоимость помощи в написании студенческой работы.
Помощь в написании работы, которую точно примут!

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА

ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ

КАФЕДРА ЛОГОПЕДИИ







Диплом по теме:

Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи









Москва 2013

Введение

Актуальность исследования. Богатая и развитая речь способствует полноценному общению людей друг с другом. Совершенно очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на жизни и развитии ребенка. В настоящее время постоянно возрастает количество детей с общим недоразвитием речи, которые имеют недостаточно сформированный словарный запас, что, в свою очередь, препятствует формированию связной речи, затрудняет развитие письменной речи, нарушая полноценную подготовку к обучению в школе.

Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение лексических средств языка. Эмоциональная лексика является частью лексикона и способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных задач (Н.Д. Арутюнова, Ч.А. Измайлов, Д.М. Шмелев).

Одной из важнейших проблем в общей и специальной психологии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале как средство общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, 1983; А.В.Запорожец, 1980; А.Р.Лурия, 1956; Л.С. Цветкова, 1972 и др.).

Если в норме ребенок научается изменять слова и правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание отводится формированию лексической стороны речи.

В научной литературе неоднократно исследовалась проблема развития лексической системы у детей с речевой патологией (В.П. Глухов, Н.С. Жукова, И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова, Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории. Разработаны методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями речи.

В монографии И.Ю. Кондратенко представлены основные направления и методика логопедической работы по формированию лексики у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.

В последние годы внимание ученых привлекает проблема использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении детей с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, И.Ю. Кондратенко). Ученые утверждают, что использование моделей позволяет повысить качество обучения и воспитания детей с речевой патологией. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна детям дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.М. Фридман и др.).

Своевременная и систематическая логопедическая помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи. Именно поэтому, необходимо знать особенности развития детей с общим недоразвитием речи и как эти особенности влияют на развитие речи детей, а так же важно определить методы коррекционной работы, позволяющие улучшить качество речи, в том числе и лексики, у таких детей. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска эффективных путей формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи. Исследование лексики является не менее актуальным в настоящее время, что обусловлено значимостью ее для речевого развития в целом, а также для процесса коммуникации и развития познавательной деятельности детей с ОНР.

Объект исследования: процесс формирования лексики у дошкольников с ОНР.

Предмет исследования: особенности формирования лексической стороны речи у детей с ОНР.

На основе анализа изученной литературы была определена цель работы.

Цель: Разработать систему игр и занятий, способствующих формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи.

Гипотеза. Успешность коррекционно-логопедической работы по формированию лексики у детей с ОНР зависит от сформированности комплекса коррекционных мероприятий и предполагает формирование у детей умений планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях сложности дифференциации слов, звуков, самостоятельно определять содержание своего высказывания.

Формирование комплекса коррекционных мероприятий происходит под влиянием включения языковой способности в коррекционно-логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.

В соответствии с целью и предметом исследования были сформулированы следующие задачи:

анализ научно-методической литературы по проблеме исследования;

изучение медико-психолого-педагогической документации детей;

проведение наблюдений, констатирующего экспериментов;

экспериментальное изучение материалов исследований и интерпретация его результатов с использованием методов количественного и качественного анализа.

разработка методических рекомендаций по формированию лексики в процессе логопедической работы.

Теоретической основой исследования явились работы Р.И. Лалаевой, Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. по изучению детей с общим недоразвитием речи.

Методологической основой исследования послужили работы Е.А. Земской, В.Н. Немченко по развитию детской речи; З.Н. Репиной по изучению и исследованию детской речи; методические приемы, разработанные В.П. Глуховым, Т.А. Ткаченко, И.Ю. Кондратенко.

Организация исследования проводилась на базе на базе Кузяевского детского сада №44.

В эксперименте принимали участие 20 дошкольников в возрасте 5-6 лет с ОНР 3 уровня.

Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:

изучение литературы по теме исследования; эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа, наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;

количественный и качественный анализ данных констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов экспериментального обучения.

Теоретическая значимость.

Теоретически обоснована, разработана и апробирована дифференцированная методика формирования лексики у детей с ОНР (3 уровень) с учётом онтогенетического хода развития, структуры первичного дефекта и индивидуальных возможностей детей.

В исследовании дана характеристика состояния лексической стороны речи дошкольников с ОНР (3 уровень). Доказана эффективность применения методической системы приёмов с использованием дополнительных визуальных опор, реализуемой в логопедической работе с детьми с ОНР (3 уровень) для усвоения правильных лексических процессов.

Практическая значимость работы состояла в получении данных, которые важны для разработки методов коррекционного воздействия при изучении особенностей лексики у детей дошкольного возраста с ОНР 3 уровня.

Глава 1. Историко-теоретический обзор литературы по проблеме формирования лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

.1 Краткий исторический обзор литературы

Загадка человеческого слова встала перед учеными с давних времен. Еще древними греками был поставлен вопрос, о том, что является ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное сходство между словом и называющейся им вещью.

Первыми лингвистами, положившими в основу описания языка и языковых элементов понимание системных отношений, были Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович и Фердинанд де Соссюр.

Ф. де Соссюр (1857-1913) - швейца?рский <#"649158.files/image001.gif">

Диаграмма 1 - Уровни сформированности импрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной групп

По результатам, обследования, наглядно видно, что у детей с с ОНР 3-го уровня пассивный словарь недостаточно развит. Тогда как у детей с ОНР 3-го уровня достаточно высок.

Исследование, проведенное по второму блоку заданий, связанных с определением уровня сформированности экспрессивной речи, показало, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит и активный словарь.

Проявляется это, например, в том, что дошкольники с ОНР 3-го уровня не знают таких слов, которые определяют названия ягод, разновидности рыб, виды цветов, породы диких животных, птиц. Также они затрудняются в определении слов, обозначающих части человеческого тела, части предметов одежды и средств передвижения (манжета, фара, кузов), различных рабочих инструментов и рабочих профессий

Такие слова как: баран, олень, ворон, журавль, стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер, в процессе их актуализации вызывали затруднения у многих детей с ОНР 3-го уровня.

Было отмечено также, что заметные различия между детьми с ОНР 3-го уровня в экспериментальной группе и детьми с с ОНР 3-го уровня контрольной группы наблюдаются при актуализации, глаголов и прилагательных, т.е. предикативного словаря.

Выявились у дошкольников с ОНР 3-го уровня в экспериментальной группе и трудности в назывании многих прилагательных, которые употребляются в речи детей с нормальным речевым развитием. Это такие определения как узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и т.п.

В словаре дошкольников с ОНР 3-го уровня, связанном с глаголоми наблюдалось преобладание слов, которые обозначают действия. С этими действиями ребенок ежедневно сталкивается, выполняет или наблюдает их. Это такие глагольные формы как спать, мыть, умываться, купаться, одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.

В процессе обследования выяснилось, что труднее усваивались слова, которые имеют обощенное или отвлеченое значения, а также слова, которые обозначают состояние, оценку, качества или признаки предметов и явлений. Еще отмечена характерная особенность словаря детей с ОНР - неточность употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Следует отметить, многообразие этих проявлений.

Все это отражено в диаграмме № 2.

Диаграмма 2 - Уровни сформированности экспрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной групп

По показаниям диаграммы видно, что расхождения в объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и являются одной из особенностей речи детей с ОНР 3-го уровня. Эти расхождения являются более значительными, чем положено по норме. При этом отмечено, что некоторые дети с ОНР понимают значение многих слов, что увеличивает объем их пассивного словаря, приближая его к норме. Тем не менее употребление слов, их актуализация в экспрессивной речи, вызывают большие затруднения. На это стоит обратить особое внимание при организации коррекционной работы по формированию лексики у дошкольников с ОНР 3-го уровня.

Выводы по второй главе:

определенные для проведения экспериментальной части исследования у детей с ОНР 3-го уровня цели и и задачи предположили анализ методик;

проведенный анализ методик позволил определить направление исследовательской работы, используя комплексный подход;

экспериментальный этап исследовательской работы выявил большие затруднения в употреблении слов, имеющих обобщающее понятие, обозначающие признаки и качества предметов, их актуализацию в разговорной речи у детей с ОНР 3-го уровня;

коррекционную работу с детьми, имеющих ОНР 3-го уровня проводить исходя из отклонений, определенных на экспериментальном этапе исследования.

Глава 3. Коррекционная работа по формированию лексики дошкольников с общим недоразвитием речи в дидактических играх

3.1 Развитие словаря в игровой деятельности

Вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:

этап - диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР.

этап - коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.

этап - итоговый-оценочный (будет представлен в разделе 3.2). Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.

этап - диагностический.

Программа диагностического исследования состояла из четырех блоков.

Блок: направлен на выявление у детей знания глагольного словаря.

Блок: направлен на выявление у детей знаний о признаках предметов.

Блок: направлен на выявление у детей умения подбирать антонимы к словам, умения использовать их в речи.

Задание № 1. Упражнение «Классификация предметов по картинкам».

) Цель методики: определение уровня развития предметного пассивного словаря. Метод предметной классификации применяется для исследования процессов обобщения и абстрагирования.

Задание № 2: Игра «Четвертый лишний»

) Цель методики: определение уровня развития умственных операций анализа и обобщения у ребенка.

Задание № 3. Игра «Назови лишнее слово».

) Цель методики: определение уровня сформированности операции обобщения, умения выделять существенные признаки.

Критерии оценки заданий 1 блока:

балл - задание выполнено неправильно, и при этом была помощь экспериментатора;

балла - задание выполнено самостоятельно, но неправильно;

балла - задание выполнено правильно, но с помощью экспериментатора;

балла - задание выполнено самостоятельно и правильно.

Блок:

Задание № 1.Упражнение «Покажи, кто что делает».

Цель методики: исследование пассивного словаря. Диагностика уровня понимания глаголов.

Критерии оценки:

балл - не выполнено;

балла - выполнено с ошибками;

балла - выполнено правильно.

Задание № 2 Игра «Кто как голос подает?»

Цель методики: исследование состояния глагольного (предикативного) словаря.

Задание № 3 Упражнение «Кто что делает?»

Цель методики: исследование состояния глагольного (предикативного) словаря.

Критерии оценки:

балл - ответ не дан;

балла - ответ дан, но не правильный;

балла - ответ правильный.

Блок:

Задание № 1. Упражнение «Подбери картинки».

) Цель методики: исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания признаков.

Задание № 2. Упражнение «Отгадай».

Цель методики: Диагностика уровня понимания признаков.

Критерии оценки:

балл - задание выполнено неправильно;

балла - задание выполнено правильно, но с помощью взрослого;

балла - задание выполнено самостоятельно и правильно.

Блок:

Задание №1. Упражнение «Какая? Какой? Какое?»

Цель методики: исследование состояния пассивного словаря. Диагностика уровня понимания слов с противоположным значением.

Задание № 2.Упражнение «Выбери слова - неприятели».

) Цель методики: исследование уровня понимания слов с противоположным значением.

Задание № 3. Упражнение «Закончи предложение»

) Цель методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.

Задание № 4. Упражнение «Скажи наоборот».

) Цель методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным значением.

Критерии оценки:

балл - ответ не дан;

балла - ответ дан, но не правильный;

балла - ответ правильный.

Максимальное количество баллов при выполнении всех серий заданий составило: 295 баллов. Из них за 1 блок - 76 баллов, за 2 блок - 57 баллов, за 3 блок - 36 баллов, за 4 блок -126 баллов.

Анализ полученных данных по четырем блокам диагностической программы (за 3 года) можно выделить следующие количественные характеристики уровня развития у детей с ОНР 3-го уровня.

- 295 балла - высокий уровень (83 - 100% правильно выполненных заданий)

- 245 баллов - средний уровень (58 - 83%)

Менее 170 баллов - низкий уровень (менее 58 %)

Высокий уровень - задания выполнены самостоятельно и правильно.

Средний уровень - задания выполнены самостоятельно, но были ошибки; задание выполнено правильно, но с помощью экспериментатора (наводящие вопросы, примеры и т.д.);

Низкий уровень - большинство заданий не выполнено (нет ответа, либо дан неправильный ответ, даже при дополнительной помощи экспериментатора)

Большинство из диагностируемых детей (83 %) показали средний уровень развития лексической стороны речи, а 17 % детей показали низкий уровень. Детей с высоким уровнем развития словарного запаса не оказалось.

Детей из группы со средним уровнем сформированности словарного запаса мы охарактеризовали так: дети используют развернутые речевые средства, но недоразвитие речи выражено еще очень резко. В их речи имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов), иногда появляются прилагательные. Но используемые детьми слова характеризуются неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен слов). Иногда с целью пояснения значения слова дети используют жесты, а в процессе поиска слова - словосочетания.

Данная группа детей характеризуется, резким расхождением объема активного и пассивного словаря, несформированностью семантических полей, трудностями в актуализации словаря, особенно предикативного словаря (глаголов, прилагательных).

Для низкого уровня развития лексической стороны речи характерно резко выраженное недоразвитие речи. В речи присутствуют в основном существительные, глагольный словарь и словарь прилагательных недостаточен. Характерно неточное употребление слов, частые вербальные парафазии.

Следующий этап - коррекционно-обучающий.

Предложенная мной методика коррекционного обучения состоит из дидактических игр, разделенных на четыре серии (в соответствии с блоками выделенными в нашей диагностической программе).

СЕРИЯ ИГР

Первая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами существительными и их активизацию в речи.

Новоселье куклы

Цели:

. Упражнять детей в употреблении и понимании обобщающих слов: мебель, oдeждa, обувь, посуда, игрушки;

Кто скорее соберет

Цели:

. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия: овощи, фрукты;

. Учить детей группировать овощи и фрукты;

. Воспитывать быстроту реакции на слово логопеда, выдержку и дисциплинированность.

Охотник и пастух

Цели:

. Упражнять детей в группировке диких зверей и домашних животных;

. Учить правильно пользоваться обобщающими словами дикие звери, домашние животные;

. Воспитывать внимание, быстроту реакции на слово.

Назови три предмета

Цели:

. Активизировать словарь детей;

. Упражнять детей в классификации предметов.

СЕРИЯ ИГР

Вторая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР глаголами и их активизацию в речи.

Кто больше!

Цели:

. Пополнять предикативный словарь.

. Закреплять навыки согласования существительного с глаголом.

. Совершенствовать навыки образования глагола от существительного.

. Развивать зрительное и слуховое внимание, память.

Кто в домике живет?

Цели:

. Расширять и закреплять предикативный словарь.

. Развивать умение узнавать птицу или животное по характерным действиям.

. Совершенствовать навыки работы с символами действий.

. Развивать зрительное внимание, память, активизировать мышление.

Едем, плаваем, летаем.

Цели:

. Развивать предикативный словарь.

. Закреплять дифференциацию предметов по способу передвижения.

. Закреплять структуру простого предложения по модели «предмет действие»

. Закреплять понятие об одушевленных и неодушевленных предметах.

. Развивать зрительное внимание.

Кем ты хочешь стать?

Цели:

. Расширять предикативный словарь.

. Совершенствовать навыки употребления в речи глаголов будущего времени.

. Закреплять знания о профессиях людей.

СЕРИЯ ИГР

Третья серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР словами - признаками и их активизацию в речи.

Когда это бывает?

Цели:

Закреплять знания детей о временах года и их признаках.

Какой предмет?

Цели:

. Закреплять представления детей о величине предметов;

. Учить классифицировать предметы по определенному признаку (величина, цвет, форма);

. Развивать быстроту мышления.

Из чего сделано?

Цели:

. Учить детей группировать предметы по материалу, из которого они сделаны (металл, резина, стекло, дерево, пластмасса);

. Активизировать словарь признаков.

СЕРИЯ ИГР

Четвертая серия игр направлена на обогащение словаря дошкольников с ОНР антонимами и синонимами и их активизацию в речи.

Организация дидактических игр педагогом осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению дидактической игры, ее проведение и анализ.

Скажи иначе

Цели:

. Расширять глагольный словарь.

. Тренировать в подборе глаголов, близких по значению (синонимов). Развивать зрительное внимание, наблюдательность.

Унылый и веселый

Цели:

. Пополнять предикативный словарь,

. Закреплять узнавание эмоционального состояния человека по мимике,

. Развивать зрительное внимание, наблюдательность,

. Знакомить детей с синонимами и антонимами.

Наоборот

Цели:

. Учить сравнивать значения слов;

. Развивать у детей сообразительность, быстроту мышления.

3.2 Результаты обучающего эксперимента

Анализируя качество выполнения всех четырех серий заданий дошкольниками с ОНР до и после проведения коррекционной работы было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР до проведения коррекционно-развивающей работы были связаны с выполнением третьего и четвертого блока заданий.

И после коррекционно-развивающей работы результаты третьего и четвертого блока заданий также были хуже, чем результаты первого и второго блока.

Трудности в выполнении заданий, даже после проведенной коррекционной работы, были вызваны незавершенностью процесса развития речи, потому что у детей пяти лет только начинают организовываться семантические поля, дифференциация внутри семантического поля еще не сформирована и необходимо еще время для совершенствования процессов поиска слов, перевода их из пассивного в активный словарь.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр.

Дети экспериментальной группы показали следующие результаты: 6 детей набрали 24-30 баллов - высокий уровень, 3-е детей набрали по16-23 балла - средний уровень, 1 ребенок набрал меньше 15 баллов - низкий уровень.

Дети контрольной группы показали следующие результаты: 4 детей) набрали 24-30 баллов - высокий уровень, 3 детей набрали по 16 - 23 балла - средний уровень, 3-е детей набрали меньше 15 баллов - низкий уровень.

Диаграмма 3 - Сравнительная характеристика состояния словарного запаса речи экспериментальной и контрольной групп

Таким образом, мы можем сделать вывод, что формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с использованием дидактических игр.

Заключение

Из работы видно, что вопросу развития лексики посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и психолингвистика

Материал работы показывает, что как правило, ОНР выступает, одним из проявлений нарушений физического и нервно-психического развития ребенка, вследствие употребления алкоголя, никотина и наркотических средств матерью во время беременности.

В качестве основных причин возникновения как показывает материал работы ОНР Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют неблагоприятное воздействие речевой среды, неблагоприятные условия воспитания, а так же дефицит общения - так называемые постнатальные факторы.

Часто при условии неблагоприятного влияния окружающих факторов, в сочетании с нерезко выраженной органической недостаточностью центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, нарушения речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде общего недоразвития речи

В 2001 году Филичева Т.Б. выделила четвертый уровень общего недоразвития речи, к которому относятся дети с нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи

Из второго раздела видно, что расхождения в объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и являются одной из особенностей речи детей с ОНР. Эти расхождения являются более значительными, чем положено по норме. При этом отмечено, что некоторые дети с ОНР понимают значение многих слов, что увеличивает объем их пассивного словаря, приближая его к норме.

Материал 3 раздела показывает вся коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:

этап - диагностический. Цель: обследование уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР 3-го уровня.

этап - коррекционно-обучающий. Цель: коррекция выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.

этап - итоговый-оценочный. Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.

Анализируя качество выполнения всех четырех серий заданий дошкольниками с ОНР 3-го уровня до и после проведения коррекционной работы было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР 3-го уровня до проведения коррекционно-развивающей работы были связаны с выполнением третьего и четвертого блока заданий. И после коррекционно-развивающей работы результаты третьего и четвертого блока заданий также были хуже, чем результаты первого и второго блока.

Материл 3 раздела, также показал, что обучающий эксперимент подтвердил эффективность коррекционно-логопедической работы по формированию словаря через дидактические игры.

Список литературы

1.     Баранов М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. - М.; 2011 - 289 с.

2.      Васильева С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М., 2002. - 120 с.

.        Грибова О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос - 2012.

.        Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2011.

.        Дефектология. Научно - методический журнал. № 4 - 2011.

.        Дефектология. Научно - методический журнал. № 5 -2004.

.        Ковшиков А.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.

.        Лалаева Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд. - во «СОЮЗ», 2010. - 224 с.

.        Левина Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: 2008.

.        Лопатина Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция стертой дизартрии): Учебное пособие. - СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011. - 191 с.

.        Лепская Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М., 2007.

.        Панова Е.А. Русский язык: Учебное справочное пособие / Е.А. Панова, А.А. Позднякова. - М.: ООО «Изд. - во Астрель»,2012. - 462 с.

.        Парамонова Л.Г. Стихи для развития речи, - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,БИНОМ,2012. - 208 с.

.        Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Лениздат; Издательство « Союз», 2011. - 240 с.

.        Панова Е.А., Позднякова А.А. Русский язык: Учеб.- справ. пособие. - М.: ООО «Изд. - во АСТ», 2012. - 462 с.

.        Психология. Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. Под ред. Дружинина В.Н. М. 2000 г.

.        Рамзаева Т.Г. Русский язык. Книга для учителя. - М., 2012.

.        Серебрякова Н.В. Сравнительный анализ формирования семантический полей у дошкольников с нормальным и нарушенным развитием. СПб.;1995.

.        Соботович Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев: 1981.

.        Справочник школьника. 1 - 4: Русский язык. / под ред. Соболевой. М.:АСТ - ПРЕСС, 2011. - 576 с.

.        Схема логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет) / Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения.- СПб.: Детство - пресс.2011.

.        Ушакова Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. -1970, №6 - с.8 -11.

.        Ушакова Т. Н. О механизмах детского словотворчества // Вопросы психологии. - 1969, № 1.

.        Филичева Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. - М.: Гном и Д.2010.

.        Формирование грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с тяжелыми нарушениями речи. / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова, Н.Л. Ипатова и др. - М.: Просвещение, 1992.

.        Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС,2010. - 240 с.

.        Цейтлин С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997.

.        Шахнарович А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - М., 2009.

.        Шахнарович А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на материале онтогенеза речи. - М., 1990.

.        Шашкина Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками М., 2013.

.        Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М., 1999.

.        Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи.- М., 1991.

.        Эльконин Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.

.        Ястребова А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи. - М., 1994.

.        Якобсон Р. Избранные работы. - М., 1985.

Похожие работы на - Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи

 

Не нашли материал для своей работы?
Поможем написать уникальную работу
Без плагиата!