Формирование лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
МОСКОВСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ им. М.А. ШОЛОХОВА
ДЕФЕКТОЛОГИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
КАФЕДРА
ЛОГОПЕДИИ
Диплом
по теме:
Формирование
лексики у дошкольников с общим недоразвитием речи
Москва 2013
Введение
Актуальность исследования. Богатая и развитая
речь способствует полноценному общению людей друг с другом. Совершенно
очевидно, что отклонения в развитии речи не могут не сказаться на жизни и развитии
ребенка. В настоящее время постоянно возрастает количество детей с общим недоразвитием
речи, которые имеют недостаточно сформированный словарный запас, что, в свою
очередь, препятствует формированию связной речи, затрудняет развитие письменной
речи, нарушая полноценную подготовку к обучению в школе.
Хорошо развитая речь ребенка дошкольного возраста
является важным условием успешного обучения в школе. Одной из главных задач
обучения детей с речевыми нарушениями является практическое усвоение
лексических средств языка. Эмоциональная лексика является частью лексикона и
способствует более точному осознанию и описанию настроений, чувств, переживаний
человека, лучшей оценке происходящих событий, а также решению коммуникативных
задач (Н.Д. Арутюнова, Ч.А. Измайлов, Д.М. Шмелев).
Одной из важнейших проблем в общей и специальной
психологии является развитие речи. Это обусловлено тем, что она играет огромную
роль в жизни человека. Развивающаяся речь выступает в начале как средство
общения, обозначения, в дальнейшем становится орудием мышления и выражения
мыслей, организует деятельность и поведение человека (Л.С. Выготский, 1983; А.В.Запорожец,
1980; А.Р.Лурия, 1956; Л.С. Цветкова, 1972 и др.).
Если в норме ребенок научается изменять слова и
правильно их употреблять в словосочетаниях и предложениях в условиях
постоянного общения с окружающими, то ребенок с речевой патологией имеет ограниченные
возможности овладения грамматическими категориями и формами на основе
непосредственного подражания речи окружающих. Чтобы добиться успеха в их
усвоении, он нуждается в специальных условиях обучения, где большое внимание
отводится формированию лексической стороны речи.
В научной литературе неоднократно исследовалась
проблема развития лексической системы у детей с речевой патологией (В.П.
Глухов, Н.С. Жукова, И.Ю. Кондратенко, Р.И. Лалаева, Л.В. Лопатина, Е.М. Мастюкова,
Н.В. Серебрякова, Т.В. Туманова, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина и др.). В
исследованиях выделены особенности развития лексики детей данной категории. Разработаны
методические рекомендации, способствующие формированию лексики у детей с нарушениями
речи.
В монографии И.Ю. Кондратенко представлены
основные направления и методика логопедической работы по формированию лексики у
детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста.
В последние годы внимание ученых привлекает
проблема использования наглядных моделей в коррекционно-развивающем обучении
детей с речевыми нарушениями (В.М. Акименко, И.Ю. Кондратенко). Ученые утверждают,
что использование моделей позволяет повысить качество обучения и воспитания
детей с речевой патологией. Научные исследования подтверждают, что именно наглядные
модели являются той формой выделения и обозначения отношений, которая доступна
детям дошкольного возраста (Л.А. Венгер, Л.М. Фридман и др.).
Своевременная и систематическая логопедическая
помощь позволяет преодолеть общее недоразвитие речи. Именно поэтому, необходимо
знать особенности развития детей с общим недоразвитием речи и как эти
особенности влияют на развитие речи детей, а так же важно определить методы
коррекционной работы, позволяющие улучшить качество речи, в том числе и
лексики, у таких детей. Актуальность работы обусловлена необходимостью поиска
эффективных путей формирования лексики у детей с общим недоразвитием речи.
Исследование лексики является не менее актуальным в настоящее время, что
обусловлено значимостью ее для речевого развития в целом, а также для процесса
коммуникации и развития познавательной деятельности детей с ОНР.
Объект исследования: процесс формирования
лексики у дошкольников с ОНР.
Предмет исследования: особенности формирования
лексической стороны речи у детей с ОНР.
На основе анализа изученной литературы была
определена цель работы.
Цель: Разработать систему игр и занятий,
способствующих формированию лексики у детей старшего дошкольного возраста с
общим недоразвитием речи.
Гипотеза. Успешность коррекционно-логопедической
работы по формированию лексики у детей с ОНР зависит от сформированности
комплекса коррекционных мероприятий и предполагает формирование у детей умений
планировать собственное высказывание, самостоятельно ориентироваться в условиях
сложности дифференциации слов, звуков, самостоятельно определять содержание
своего высказывания.
Формирование комплекса коррекционных мероприятий
происходит под влиянием включения языковой способности в
коррекционно-логопедическую работу с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.
В соответствии с целью и предметом исследования
были сформулированы следующие задачи:
анализ научно-методической литературы по
проблеме исследования;
изучение медико-психолого-педагогической
документации детей;
проведение наблюдений, констатирующего
экспериментов;
экспериментальное изучение материалов исследований
и интерпретация его результатов с использованием методов количественного и качественного
анализа.
разработка методических рекомендаций по
формированию лексики в процессе логопедической работы.
Теоретической основой исследования явились работы
Р.И. Лалаевой, Филичевой Т. Б., Чиркиной Г.В., Тумановой Т. В. по изучению
детей с общим недоразвитием речи.
Методологической основой исследования послужили
работы Е.А. Земской, В.Н. Немченко по развитию детской речи; З.Н. Репиной по
изучению и исследованию детской речи; методические приемы, разработанные В.П.
Глуховым, Т.А. Ткаченко, И.Ю. Кондратенко.
Организация исследования проводилась на базе на
базе Кузяевского детского сада №44.
В эксперименте принимали участие 20 дошкольников
в возрасте 5-6 лет с ОНР 3 уровня.
Для решения поставленных задач и проверки
выдвинутой гипотезы были использованы следующие методы исследования:
изучение литературы по теме исследования;
эмпирические методы: анализ медицинской и педагогической документации; беседа,
наблюдение, констатирующий, обучающий и контрольный эксперименты;
количественный и качественный анализ данных
констатирующего и контрольного экспериментов, статистический анализ результатов
экспериментального обучения.
Теоретическая значимость.
Теоретически обоснована, разработана и апробирована
дифференцированная методика формирования лексики у детей с ОНР (3 уровень) с
учётом онтогенетического хода развития, структуры первичного дефекта и
индивидуальных возможностей детей.
В исследовании дана характеристика состояния
лексической стороны речи дошкольников с ОНР (3 уровень). Доказана эффективность
применения методической системы приёмов с использованием дополнительных визуальных
опор, реализуемой в логопедической работе с детьми с ОНР (3 уровень) для усвоения
правильных лексических процессов.
Практическая значимость работы состояла в
получении данных, которые важны для разработки методов коррекционного
воздействия при изучении особенностей лексики у детей дошкольного возраста с
ОНР 3 уровня.
Глава 1.
Историко-теоретический
обзор литературы по проблеме формирования лексики у дошкольников с общим
недоразвитием речи
.1 Краткий
исторический обзор литературы
Загадка человеческого слова встала перед учеными
с давних времен. Еще древними греками был поставлен вопрос, о том, что является
ли язык плодом соглашения между людьми или в нем отражается естественное
сходство между словом и называющейся им вещью.
Первыми лингвистами, положившими в основу описания
языка и языковых элементов понимание системных отношений, были Бодуэн де
Куртенэ Иван Александрович и Фердинанд де Соссюр.
Ф. де Соссюр (1857-1913) -
швейца?рский
<#"649158.files/image001.gif">
Диаграмма 1
- Уровни
сформированности импрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной
групп
По результатам, обследования, наглядно видно,
что у детей с с ОНР 3-го уровня пассивный словарь недостаточно развит. Тогда
как у детей с ОНР 3-го уровня достаточно высок.
Исследование, проведенное по второму блоку
заданий, связанных с определением уровня сформированности экспрессивной речи,
показало, что у детей с общим недоразвитием речи недостаточно развит и активный
словарь.
Проявляется это, например, в том, что
дошкольники с ОНР 3-го уровня не знают таких слов, которые определяют названия
ягод, разновидности рыб, виды цветов, породы диких животных, птиц. Также они
затрудняются в определении слов, обозначающих части человеческого тела, части
предметов одежды и средств передвижения (манжета, фара, кузов), различных
рабочих инструментов и рабочих профессий
Такие слова как: баран, олень, ворон, журавль,
стрекоза, кузнечик, перец, молния, гром, валенки, продавец, парикмахер, в
процессе их актуализации вызывали затруднения у многих детей с ОНР 3-го уровня.
Было отмечено также, что заметные различия между
детьми с ОНР 3-го уровня в экспериментальной группе и детьми с с ОНР 3-го
уровня контрольной группы наблюдаются при актуализации, глаголов и
прилагательных, т.е. предикативного словаря.
Выявились у дошкольников с ОНР 3-го уровня в
экспериментальной группе и трудности в назывании многих прилагательных, которые
употребляются в речи детей с нормальным речевым развитием. Это такие
определения как узкий, кислый, пушистый, гладкий, квадратный и т.п.
В словаре дошкольников с ОНР 3-го уровня,
связанном с глаголоми наблюдалось преобладание слов, которые обозначают
действия. С этими действиями ребенок ежедневно сталкивается, выполняет или
наблюдает их. Это такие глагольные формы как спать, мыть, умываться, купаться,
одеваться, идти, бежать, есть, пить, убирать и др.
В процессе обследования выяснилось, что труднее
усваивались слова, которые имеют обощенное или отвлеченое значения, а также
слова, которые обозначают состояние, оценку, качества или признаки предметов и
явлений. Еще отмечена характерная особенность словаря детей с ОНР - неточность
употребления слов, которая выражается в вербальных парафазиях. Следует
отметить, многообразие этих проявлений.
Все это отражено в диаграмме № 2.
Диаграмма 2 - Уровни
сформированности экспрессивной речи у детей экспериментальной и контрольной
групп
По показаниям диаграммы видно, что
расхождения в объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и
являются одной из особенностей речи детей с ОНР 3-го уровня. Эти расхождения
являются более значительными, чем положено по норме. При этом отмечено, что
некоторые дети с ОНР понимают значение многих слов, что увеличивает объем их
пассивного словаря, приближая его к норме. Тем не менее употребление слов, их
актуализация в экспрессивной речи, вызывают большие затруднения. На это стоит
обратить особое внимание при организации коррекционной работы по формированию
лексики у дошкольников с ОНР 3-го уровня.
Выводы по второй главе:
определенные для проведения
экспериментальной части исследования у детей с ОНР 3-го уровня цели и и задачи
предположили анализ методик;
проведенный анализ методик позволил
определить направление исследовательской работы, используя комплексный подход;
экспериментальный этап
исследовательской работы выявил большие затруднения в употреблении слов, имеющих
обобщающее понятие, обозначающие признаки и качества предметов, их актуализацию
в разговорной речи у детей с ОНР 3-го уровня;
коррекционную работу с детьми,
имеющих ОНР 3-го уровня проводить исходя из отклонений, определенных на
экспериментальном этапе исследования.
Глава 3.
Коррекционная работа по формированию лексики дошкольников с общим недоразвитием
речи в дидактических играх
3.1 Развитие словаря в игровой
деятельности
Вся коррекционно-развивающая работа по развитию
лексического запаса у дошкольников с ОНР состоит из 3 этапов:
этап - диагностический. Цель: обследование
уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР.
этап - коррекционно-обучающий. Цель: коррекция
выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.
этап - итоговый-оценочный (будет представлен в
разделе 3.2). Цель: итоговая диагностика с целью выявления динамики.
этап - диагностический.
Программа диагностического исследования состояла
из четырех блоков.
Блок: направлен на выявление у детей знания
глагольного словаря.
Блок: направлен на выявление у детей знаний о
признаках предметов.
Блок: направлен на выявление у детей умения
подбирать антонимы к словам, умения использовать их в речи.
Задание № 1. Упражнение «Классификация предметов
по картинкам».
) Цель методики: определение уровня развития
предметного пассивного словаря. Метод предметной классификации применяется для
исследования процессов обобщения и абстрагирования.
Задание № 2: Игра «Четвертый лишний»
) Цель методики: определение уровня развития
умственных операций анализа и обобщения у ребенка.
Задание № 3. Игра «Назови лишнее слово».
) Цель методики: определение уровня
сформированности операции обобщения, умения выделять существенные признаки.
Критерии оценки заданий 1 блока:
балл - задание выполнено неправильно, и при этом
была помощь экспериментатора;
балла - задание выполнено самостоятельно, но
неправильно;
балла - задание выполнено правильно, но с помощью
экспериментатора;
балла - задание выполнено самостоятельно и
правильно.
Блок:
Задание № 1.Упражнение «Покажи, кто что делает».
Цель методики: исследование пассивного словаря.
Диагностика уровня понимания глаголов.
Критерии оценки:
балл - не выполнено;
балла - выполнено с ошибками;
балла - выполнено правильно.
Задание № 2 Игра «Кто как голос подает?»
Цель методики: исследование состояния
глагольного (предикативного) словаря.
Задание № 3 Упражнение «Кто что делает?»
Цель методики: исследование состояния
глагольного (предикативного) словаря.
Критерии оценки:
балл - ответ не дан;
балла - ответ дан, но не правильный;
балла - ответ правильный.
Блок:
Задание № 1. Упражнение «Подбери картинки».
) Цель методики: исследование состояния
пассивного словаря. Диагностика уровня понимания признаков.
Задание № 2. Упражнение «Отгадай».
Цель методики: Диагностика уровня понимания
признаков.
Критерии оценки:
балл - задание выполнено неправильно;
балла - задание выполнено правильно, но с
помощью взрослого;
балла - задание выполнено самостоятельно и
правильно.
Блок:
Задание №1. Упражнение «Какая? Какой? Какое?»
Цель методики: исследование состояния пассивного
словаря. Диагностика уровня понимания слов с противоположным значением.
Задание № 2.Упражнение «Выбери слова - неприятели».
) Цель
методики: исследование уровня понимания слов с противоположным значением.
Задание № 3. Упражнение «Закончи предложение»
) Цель
методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным
значением.
Задание № 4. Упражнение «Скажи наоборот».
) Цель
методики: исследование уровня умения подбирать слова с противоположным
значением.
Критерии оценки:
балл - ответ не дан;
балла - ответ дан, но не правильный;
балла - ответ правильный.
Максимальное количество баллов при выполнении
всех серий заданий составило: 295 баллов. Из них за 1 блок - 76 баллов, за 2
блок - 57 баллов, за 3 блок - 36 баллов, за 4 блок -126 баллов.
Анализ полученных данных по четырем блокам
диагностической программы (за 3 года) можно выделить следующие количественные
характеристики уровня развития у детей с ОНР 3-го уровня.
- 295 балла - высокий уровень (83 - 100%
правильно выполненных заданий)
- 245 баллов - средний уровень (58 - 83%)
Менее 170 баллов - низкий уровень (менее 58 %)
Высокий уровень - задания выполнены самостоятельно
и правильно.
Средний уровень - задания выполнены
самостоятельно, но были ошибки; задание выполнено правильно, но с помощью
экспериментатора (наводящие вопросы, примеры и т.д.);
Низкий уровень - большинство заданий не
выполнено (нет ответа, либо дан неправильный ответ, даже при дополнительной
помощи экспериментатора)
Большинство из диагностируемых детей (83 %)
показали средний уровень развития лексической стороны речи, а 17 % детей
показали низкий уровень. Детей с высоким уровнем развития словарного запаса не
оказалось.
Детей из группы со средним уровнем
сформированности словарного запаса мы охарактеризовали так: дети используют
развернутые речевые средства, но недоразвитие речи выражено еще очень резко. В
их речи имеется довольно большое количество слов (существительных, глаголов),
иногда появляются прилагательные. Но используемые детьми слова характеризуются
неточностью значения и звукового оформления. Неточность значения слов
проявляется в большом количестве вербальных парафазий (замен слов). Иногда с
целью пояснения значения слова дети используют жесты, а в процессе поиска слова
- словосочетания.
Данная группа детей характеризуется, резким
расхождением объема активного и пассивного словаря, несформированностью
семантических полей, трудностями в актуализации словаря, особенно
предикативного словаря (глаголов, прилагательных).
Для низкого уровня развития лексической стороны
речи характерно резко выраженное недоразвитие речи. В речи присутствуют в
основном существительные, глагольный словарь и словарь прилагательных
недостаточен. Характерно неточное употребление слов, частые вербальные
парафазии.
Следующий этап - коррекционно-обучающий.
Предложенная мной методика коррекционного
обучения состоит из дидактических игр, разделенных на четыре серии (в соответствии
с блоками выделенными в нашей диагностической программе).
СЕРИЯ ИГР
Первая серия игр направлена на обогащение
словаря дошкольников с ОНР словами существительными и их активизацию в речи.
Новоселье куклы
Цели:
. Упражнять детей в употреблении и понимании
обобщающих слов: мебель, oдeждa, обувь, посуда, игрушки;
Кто скорее соберет
Цели:
. Закреплять в словаре детей обобщающие понятия:
овощи, фрукты;
. Учить детей группировать овощи и фрукты;
. Воспитывать быстроту реакции на слово
логопеда, выдержку и дисциплинированность.
Охотник и пастух
Цели:
. Упражнять детей в группировке диких зверей и
домашних
животных;
. Учить правильно пользоваться обобщающими
словами дикие звери, домашние
животные;
. Воспитывать внимание, быстроту реакции на
слово.
Назови три предмета
Цели:
. Активизировать словарь детей;
. Упражнять детей в классификации предметов.
СЕРИЯ ИГР
Вторая серия игр направлена на обогащение словаря
дошкольников с ОНР глаголами и их активизацию в речи.
Кто больше!
Цели:
. Пополнять предикативный словарь.
. Закреплять навыки согласования
существительного с глаголом.
. Совершенствовать навыки образования глагола от
существительного.
. Развивать зрительное и слуховое внимание,
память.
Кто в домике живет?
Цели:
. Расширять и закреплять предикативный словарь.
. Развивать умение узнавать птицу или животное
по характерным действиям.
. Совершенствовать навыки работы с символами
действий.
. Развивать зрительное внимание, память,
активизировать мышление.
Едем, плаваем, летаем.
Цели:
. Развивать предикативный словарь.
. Закреплять дифференциацию предметов по способу
передвижения.
. Закреплять структуру простого предложения по
модели «предмет действие»
. Закреплять понятие об одушевленных и
неодушевленных предметах.
. Развивать зрительное внимание.
Кем ты хочешь стать?
Цели:
. Расширять
предикативный словарь.
. Совершенствовать
навыки употребления в речи глаголов будущего времени.
. Закреплять
знания о профессиях людей.
СЕРИЯ ИГР
Третья серия игр направлена на обогащение
словаря дошкольников с ОНР словами - признаками и их активизацию в речи.
Когда это бывает?
Цели:
Закреплять знания детей о временах года и их
признаках.
Какой предмет?
Цели:
. Закреплять представления детей о величине
предметов;
. Учить классифицировать предметы по
определенному признаку (величина, цвет, форма);
. Развивать быстроту мышления.
Из чего сделано?
Цели:
. Учить детей группировать предметы по
материалу, из которого они сделаны
(металл, резина, стекло, дерево, пластмасса);
. Активизировать словарь признаков.
СЕРИЯ ИГР
Четвертая серия игр направлена на обогащение
словаря дошкольников с ОНР антонимами и синонимами и их активизацию в речи.
Организация дидактических игр педагогом
осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению
дидактической игры, ее проведение и анализ.
Скажи иначе
Цели:
. Расширять глагольный словарь.
. Тренировать в подборе глаголов, близких по
значению (синонимов). Развивать зрительное внимание, наблюдательность.
Унылый и веселый
Цели:
. Пополнять предикативный словарь,
. Закреплять узнавание эмоционального состояния
человека по мимике,
. Развивать зрительное внимание,
наблюдательность,
. Знакомить детей с синонимами и антонимами.
Наоборот
Цели:
. Учить сравнивать значения слов;
. Развивать у детей сообразительность, быстроту
мышления.
3.2 Результаты обучающего
эксперимента
Анализируя качество выполнения всех четырех
серий заданий дошкольниками с ОНР до и после проведения коррекционной работы
было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР до проведения
коррекционно-развивающей работы были связаны с выполнением третьего и
четвертого блока заданий.
И после коррекционно-развивающей работы
результаты третьего и четвертого блока заданий также были хуже, чем результаты
первого и второго блока.
Трудности в выполнении заданий, даже после
проведенной коррекционной работы, были вызваны незавершенностью процесса
развития речи, потому что у детей пяти лет только начинают организовываться
семантические поля, дифференциация внутри семантического поля еще не
сформирована и необходимо еще время для совершенствования процессов поиска
слов, перевода их из пассивного в активный словарь.
Таким образом, мы можем сделать вывод, что
формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно
при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с
использованием дидактических игр.
Дети экспериментальной группы показали следующие
результаты: 6 детей набрали 24-30 баллов - высокий уровень, 3-е детей набрали
по16-23 балла - средний уровень, 1 ребенок набрал меньше 15 баллов - низкий
уровень.
Дети контрольной группы показали следующие
результаты: 4 детей) набрали 24-30 баллов - высокий уровень, 3 детей набрали по
16 - 23 балла - средний уровень, 3-е детей набрали меньше 15 баллов - низкий
уровень.
Диаграмма 3 - Сравнительная
характеристика состояния словарного запаса речи экспериментальной и контрольной
групп
Таким образом, мы можем сделать вывод, что
формирование словарного запаса у дошкольников с ОНР происходит более эффективно
при использовании разработанного нами коррекционно-развивающего комплекса с
использованием дидактических игр.
Заключение
Из работы видно, что вопросу развития лексики
посвящено большое количество исследований, в которых данный процесс рассматривается
в различных аспектах, таких как: психофизиология, психология, лингвистика и
психолингвистика
Материал работы показывает, что как правило, ОНР
выступает, одним из проявлений нарушений физического и нервно-психического развития
ребенка, вследствие употребления алкоголя, никотина и наркотических средств матерью
во время беременности.
В качестве основных причин возникновения как
показывает материал работы ОНР Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. выделяют неблагоприятное
воздействие речевой среды, неблагоприятные условия воспитания, а так же дефицит
общения - так называемые постнатальные факторы.
Часто при условии неблагоприятного влияния
окружающих факторов, в сочетании с нерезко выраженной органической недостаточностью
центральной нервной системы или с генетической предрасположенностью, нарушения
речевого развития приобретают более стойкий характер и проявляются в виде
общего недоразвития речи
В 2001 году Филичева Т.Б. выделила четвертый
уровень общего недоразвития речи, к которому относятся дети с нерезко выраженными
остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического
недоразвития речи
Из второго раздела видно, что расхождения в
объеме пассивного и активного словаря достаточно выражены и являются одной из
особенностей речи детей с ОНР. Эти расхождения являются более значительными,
чем положено по норме. При этом отмечено, что некоторые дети с ОНР понимают
значение многих слов, что увеличивает объем их пассивного словаря, приближая
его к норме.
Материал 3 раздела показывает вся
коррекционно-развивающая работа по развитию лексического запаса у дошкольников
с ОНР состоит из 3 этапов:
этап - диагностический. Цель: обследование
уровня и особенностей развития лексического запаса у дошкольников с ОНР 3-го
уровня.
этап - коррекционно-обучающий. Цель: коррекция
выявленных нарушений с помощью разработанного комплекса дидактических игр.
этап - итоговый-оценочный. Цель: итоговая
диагностика с целью выявления динамики.
Анализируя качество выполнения всех четырех
серий заданий дошкольниками с ОНР 3-го уровня до и после проведения
коррекционной работы было установлено, что набольшие трудности у детей с ОНР
3-го уровня до проведения коррекционно-развивающей работы были связаны с
выполнением третьего и четвертого блока заданий. И после
коррекционно-развивающей работы результаты третьего и четвертого блока заданий
также были хуже, чем результаты первого и второго блока.
Материл 3 раздела, также показал, что обучающий
эксперимент подтвердил эффективность коррекционно-логопедической работы по
формированию словаря через дидактические игры.
Список
литературы
1. Баранов
М.Т., Костяева Т.А., Прудникова А.В. Русский язык. - М.; 2011 -
289
с.
2. Васильева
С.А. Рабочая тетрадь по развитию речи дошкольников. - М., 2002. -
120
с.
. Грибова
О.Е., Бессонова Т.П. Обследование грамматического строя речи. М.; Владос -
2012.
. Горелов
И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики. М., 2011.
. Дефектология.
Научно - методический журнал. № 4 - 2011.
. Дефектология.
Научно - методический журнал. № 5 -2004.
. Ковшиков
А.А. Экспрессивная алалия. - М.: Институт общегуманитарных исследований, 2011.
. Лалаева
Р.И., Серебрякова Н.В. Формирование лексики и грамматического строя у
дошкольников с общим недоразвитием речи. - СПб.: Изд. - во «СОЮЗ»,
2010.
- 224 с.
. Левина
Р.Е. Основы теории и практики логопедии. М.: 2008.
. Лопатина
Л.В., Серебрякова Н.В. Преодоление речевых нарушений у дошкольников (Коррекция
стертой дизартрии): Учебное пособие. - СПб.: Изд-во
«СОЮЗ»,
2011.
- 191 с.
. Лепская
Н.И. Язык ребенка. Онтогенез речевой коммуникации. М.,
2007.
. Панова
Е.А. Русский язык: Учебное справочное пособие / Е.А. Панова,
А.А.
Позднякова. - М.: ООО «Изд. - во Астрель»,2012. - 462 с.
. Парамонова
Л.Г. Стихи для развития речи, - СПб.: КАРО, ДЕЛЬТА,БИНОМ,2012.
- 208 с.
. Парамонова
Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. - СПб.: Лениздат;
Издательство « Союз», 2011. - 240 с.
. Панова
Е.А., Позднякова А.А. Русский язык: Учеб.- справ. пособие. - М.: ООО «Изд. - во
АСТ», 2012. - 462 с.
. Психология.
Учебник для гуманитарных вузов. 2-е изд. Под ред. Дружинина В.Н. М. 2000
г.
. Рамзаева
Т.Г. Русский язык. Книга для учителя. - М., 2012.
. Серебрякова
Н.В. Сравнительный анализ формирования семантический полей у дошкольников с
нормальным и нарушенным развитием. СПб.;1995.
. Соботович
Е.Ф. Формирование правильной речи у детей с моторной алалией. Киев:
1981.
. Справочник
школьника. 1 - 4: Русский язык. / под ред. Соболевой. М.:АСТ - ПРЕСС, 2011.
-
576
с.
. Схема
логопедического обследования ребенка с общим недоразвитием речи (от 4 до 7 лет)
/ Сост. Н.В. Серебрякова, Л.С. Соломаха // Диагностика нарушений речи у детей и
организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного
учреждения.- СПб.: Детство - пресс.2011.
. Ушакова
Т.Н. О причинах детского словотворчества // Вопросы психологии. -1970, №6 -
с.8
-11.
. Ушакова
Т. Н. О механизмах детского словотворчества // Вопросы психологии. - 1969, № 1.
. Филичева
Т.Б., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. воспитание и обучение. -
М.: Гном и Д.2010.
. Формирование
грамматического строя речи учащихся начальных классов школы для детей с
тяжелыми нарушениями речи. / О.Е. Грибова, Т.П. Бессонова,
Н.Л.
Ипатова и др. - М.: Просвещение,
1992.
. Цейтлин
С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи: Учебное пособие для студентов
высших учебных заведений. - М.: Гуманит.
изд.
Центр ВЛАДОС,2010. - 240 с.
. Цейтлин
С.Н. Речевые ошибки и их предупреждение. СПб., 1997.
. Шахнарович
А.М. Детская речь в зеркале психолингвистики. - М.,
2009.
. Шахнарович
А.М., Юрьева Н.М. Психолингвистический анализ семантики и грамматики: на
материале онтогенеза речи. - М., 1990.
. Шашкина
Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками М., 2013.
. Филичева
Т.Б. Особенности формирования речи у дошкольников.- М.,
1999.
. Филичева
Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста
с общим недоразвитием речи.- М., 1991.
. Эльконин
Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте.- М., 1969.
. Ястребова
А.В., Спирова Л.Ф., БессоноваТ.П. Учителю о детях с нарушениями речи.
-
М.,
1994.
. Якобсон
Р. Избранные работы. - М., 1985.